Право акционера на получение информации. Акционер и право на информацию. Виды имущественных прав акционера

  • 1. История становления российского корпоративного законодательства
  • 2. Современное корпоративное законодательство
  • 2.1. Конституция Российской Федерации
  • 2.2. Гражданский кодекс Российской Федерации
  • 2.3. Иные федеральные законы Российской Федерации
  • 2.4. Указы Президента рф и постановления Правительства рф
  • 2.5. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти
  • 2.6. Локальные корпоративные акты
  • § 3. Роль и значение Кодекса корпоративного поведения
  • 1. Стандарты поведения корпораций зарубежных стран
  • 2. Российский Кодекс корпоративного поведения
  • § 4. Роль и значение судебной практики
  • Глава 3. Общие положения об акционерном обществе § 1. Понятие, признаки и типы акционерных обществ
  • 1. Понятие и признаки акционерного общества
  • 2. Типы акционерных обществ
  • 2.1. Типы акционерных обществ зарубежных стран
  • 2.2. Типы акционерных обществ по законодательству рф
  • § 2. Учредители акционерного общества
  • § 3. Учредительное собрание и договор о создании общества
  • 1. Учредительное собрание
  • 2. Договор о создании общества
  • § 4. Устав акционерного общества
  • 1. Понятие и правовая природа устава акционерного общества
  • 2. Порядок изменения и дополнения устава акционерного общества
  • § 5. Государственная регистрация акционерного общества
  • 1. Зарубежное законодательство о регистрации акционерных обществ
  • 2. Государственная регистрация акционерного общества по российскому законодательству
  • 3. Государственная регистрация выпусков акций при учреждении акционерного общества
  • 4. Ведение и хранение реестра акционеров
  • § 6. Уставный капитал акционерного общества
  • 1. Порядок оплаты уставного капитала общества
  • 2. Увеличение уставного капитала акционерного общества
  • 3. Уменьшение уставного капитала
  • § 7. Виды ценных бумаг акционерного общества
  • 1. Виды корпоративных ценных бумаг по законодательству европейских стран
  • 2. Виды корпоративных ценных бумаг по законодательству сша и Великобритании
  • 3. Виды корпоративных ценных бумаг по российскому законодательству
  • 3.1. Акции
  • 3.2. Облигации
  • 3.3. Опцион эмитента
  • § 8. Эмиссия ценных бумаг корпорации
  • 1. Принятие решения о выпуске ценных бумаг
  • 2. Государственная регистрация выпуска ценных бумаг
  • 3. Размещение ценных бумаг
  • 4. Отчет об итогах выпуска ценных бумаг
  • 5. Признание выпуска ценных бумаг недействительным
  • 6. Конвертация ценных бумаг. Консолидация или дробление акций
  • § 9. Реестр акционеров акционерного общества
  • Глава 4. Корпоративное управление § 1. Понятие и принципы корпоративного управления
  • 1. Понятие корпоративного управления
  • 2. Принципы корпоративного управления
  • § 2. Модели корпоративного управления
  • 1. Модели корпоративного управления по европейскому законодательству
  • 2. Модели корпоративного управления по законодательству сша и Великобритании
  • 3. Российская модель корпоративного управления
  • § 3. Общее собрание акционеров
  • 1. Годовое общее собрание акционеров
  • 2. Внеочередное собрание акционеров
  • 3. Формы проведения общих собраний
  • 4. Созыв и подготовка к проведению общего собрания акционеров
  • 5. Проведение общего собрания
  • 6. Голосование на общем собрании
  • 7. Счетная комиссия
  • 8. Протокол общего собрания
  • § 4. Совет директоров (наблюдательный совет)
  • 1. Значение совета директоров
  • 2. Компетенция совета директоров
  • 3. Избрание членов совета директоров
  • 4. Количественный состав совета директоров
  • 5. Категории членов совета директоров
  • 6. Организация деятельности совета директоров
  • 7. Комитеты совета директоров
  • Комитет Процент от числа опрошенных компаний, %
  • 8. Вознаграждение членам совета директоров
  • 9. Обязанности членов совета директоров
  • 10. Ответственность членов совета директоров
  • 11. Признание решений совета директоров недействительными
  • § 5. Исполнительные органы общества
  • 1. Компетенция исполнительных органов
  • 2. Состав исполнительных органов
  • 3. Формирование исполнительных органов
  • 4. Управляющая компания (управляющий)
  • 5. Организация работы исполнительных органов
  • 6. Вознаграждение исполнительного органа
  • 7. Ответственность генерального директора (управляющей организации, управляющего) и членов правления общества
  • 8. Временный единоличный исполнительный орган
  • § 6. Корпоративный секретарь общества
  • 1. Необходимость деятельности корпоративного секретаря
  • 2. Функции корпоративного секретаря
  • § 7. Система контроля финансово-хозяйственной деятельности общества
  • 1. Комитет по аудиту совета директоров
  • 2. Ревизионная комиссия (ревизор)
  • 3. Контрольно-ревизионная служба
  • 4. Аудит общества
  • § 8. Раскрытие информации об обществе
  • 1. Понятие и принципы раскрытия информации
  • 2. Формы и порядок раскрытия информации обществом
  • 3. Информационная политика общества
  • 4. Ответственность за нарушение порядка раскрытия информации
  • 5. Защита информации
  • Глава 5. Права акционеров § 1. Право акционеров на управление
  • 1. Требования о проведении внеочередного общего собрания
  • 2. Внесение предложений в повестку дня общего собрания акционеров
  • 3. Информация о проведении общего собрания
  • 4. Право голоса на общем собрании
  • 5. Право на обжалование решений общего собрания
  • § 2. Право акционеров на дивиденды
  • 1. Определение размера дивидендов
  • 2. Срок и порядок выплаты дивидендов
  • § 3. Право акционеров на информацию
  • § 4. Право акционеров на выкуп принадлежащих им акций
  • 1. Основания возникновения у акционера права требовать выкупа принадлежащих ему акций
  • 2. Порядок осуществления права акционера требовать выкупа принадлежащих ему акций
  • 3. Определение цены выкупа акций
  • § 5. Урегулирование корпоративных конфликтов
  • 1. Понятие корпоративных конфликтов
  • 2. Досудебное урегулирование корпоративных конфликтов
  • 3. Судебные процедуры разрешения корпоративных конфликтов
  • 4. Внесудебный порядок защиты прав акционеров
  • 5. Негосударственные организации по защите прав акционеров
  • Глава 6. Существенные корпоративные действия § 1. Крупные сделки
  • 1. Понятие и признаки крупной сделки
  • 2. Порядок одобрения крупной сделки
  • 3. Раскрытие информации о крупных сделках
  • 4. Признание крупной сделки недействительной
  • § 2. Сделки по приобретению 30 и более процентов обыкновенных акций общества
  • 1. Понятие сделок по приобретению контроля (поглощение)
  • 2. Требования, предъявляемые до совершения сделки по приобретению контроля
  • 3. Требования, предъявляемые после совершения сделки по приобретению контроля
  • 4. Последствия нарушения установленного порядка
  • § 3. Сделки, в совершении которых имеется заинтересованность
  • 1. Признаки сделки, в совершении которой имеется заинтересованность
  • 2. Порядок одобрения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность
  • 3. Раскрытие информации о заинтересованных лицах
  • § 4. Реорганизация общества
  • § 5. Ликвидация акционерного общества
  • 1. Основания для ликвидации акционерного общества
  • 2. Ликвидационная комиссия
  • 3. Выплаты кредиторам ликвидируемого акционерного общества
  • 4. Распределение имущества акционерного общества между акционерами
  • Материалы судебной практики
  • Дополнительная литература
  • § 3. Право акционеров на информацию

    Акционеры общества имеют право получать полную и достоверную информацию о деятельности общества. Такая информация предоставляется акционерам при подготовке общего собрания акционеров по каждому вопросу повестки дня. Информация о финансово-хозяйственной деятельности общества доводится до акционеров путем представления годового отчета и отчета совета директоров.

    Акционерное общество обязано раскрывать информацию, предусмотренную Законом об АО и Законом о рынке ценных бумаг. Законы определяют порядок и формы раскрытия такой информации. Так, Закон о рынке ценных бумаг предусматривает, что общества, зарегистрировавшие проспекты ценных бумаг, обязаны осуществлять раскрытие информации в форме:

    Ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет);

    Сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг (сообщения о существенных фактах).

    Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг, влекут административную ответственность (ст. 15.19 КоАП РФ) и уголовную ответственность (ст. 185.1 УК РФ "Злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах").

    Право акционеров на получение полной и достоверной информации о деятельности общества реализуется следующими способами.

    Во-первых, в случае публичного раскрытия информации, которую общество обязано раскрывать в соответствии с требованиями законодательства.

    В-вторых, в случае, когда общество предоставляет информацию акционерам независимо от их желания, например, общество обязано в порядке ст. 52 Закона об АО предоставить информацию (материалы) лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров.

    В-третьих, при предоставлении акционеру права получить соответствующую информацию по своему желанию. В этом случае акционер должен обратиться в общество с заявлением о предоставлении ему документов общества.

    Право акционера на информацию означает, что акционер имеет право знать, какие документы из определенных законом имеются у общества, и право получать к ним доступ.

    Общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, перечисленным в п. 1 ст. 89 Закона об АО, за исключением документов бухгалтерского учета и протоколов заседаний коллегиального исполнительного органа АО, право доступа к которым имеют акционеры, обладающие в совокупности не менее чем 25% голосующих акций общества.

    По требованию акционера общество обязано предоставить ему за плату копии таких документов, как: устав АО, изменения и дополнения к нему, свидетельство о государственной регистрации АО, внутренние документы АО, положения о филиале и представительстве, проспект эмиссии акций АО, протоколы общих собраний акционеров, заседаний совета директоров, списки аффилированных лиц АО, заключения ревизионной комиссии (ревизора), аудитора и другие, предусмотренные п. 1 ст. 89 Закона об АО.

    Предусмотренные в данной статье документы должны быть предоставлены обществом в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества (п. 1 ст. 91 Закона об АО).

    Таким образом, акционер имеет право изучить предоставленные ему по его заявлению документы; имеет право получить копии документов. При этом плата, взимаемая обществом за предоставление данных копий, не может превышать затраты на их изготовление.

    Обеспечение доступа к информации, которую общество обязано хранить и предоставлять акционерам в соответствии с законодательством, обычно возлагается на корпоративного секретаря общества.

    Суд правомерно удовлетворил иск об обязании открытого акционерного общества предоставить копии документов открытого акционерного общества, перечисленных в пункте 1 статьи 89 Федерального закона "Об акционерных обществах", за исключением бухгалтерских балансов с приложениями, так как право доступа к указанным документам имеют только акционеры, владеющие в совокупности 25% голосующих акций общества; к их числу истец не относится (постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 февраля 2004 г. по делу N А21-5465/03-С2) *(194) .

    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, рассмотрев 17.02.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Система" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.11.2003 по делу N А21-5465/03-С2, установил:

    Общество с ограниченной ответственностью "Инвестрезерв" (далее - ООО "Инвестрезерв") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к открытому акционерному обществу "Система" (далее - ОАО "Система") об обязании предоставить копии следующих документов ОАО "Система":

    Документов бухгалтерской отчетности - на последнюю отчетную дату и за три последних года;

    Списков лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, имеющих право на получение дивидендов, - на день предъявления иска;

    До принятия решения по делу ООО "Инвестрезерв" уточнило исковые требования и просило предоставить истцу копии следующих документов ОАО "Система" на день вынесения решения суда:

    Списков аффилированных лиц общества;

    Списков лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, имеющих право на получение дивидендов.

    Решением от 27.11.2003 ОАО "Система" обязано предоставить ООО "Инвестрезерв" копии следующих документов:

    Устава общества, внесенных в устав общества изменений и дополнений, зарегистрированных в установленном порядке, решения о создании общества, свидетельства о государственной регистрации общества;

    Документов, подтверждающих права общества на недвижимое имущество "БТИ либо учреждения юстиции" по состоянию на 01.10.2003;

    Бухгалтерских балансов с приложениями за три последних года, годовых отчетов;

    Протоколов общих собраний акционеров, заседаний совета директоров общества, ревизионной комиссии общества за три последних года;

    Отчетов независимых оценщиков - за три последних года;

    Списков аффилированных лиц общества по состоянию на 27.11.2003;

    Списков лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, имеющих право на получение дивидендов по состоянию на 27.11.2003;

    Проспектов эмиссии, ежеквартальных отчетов эмитента и иных документов, содержащих информацию, подлежащую опубликованию или раскрытию иным способом.

    Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.

    В кассационной жалобе ОАО "Система" просит решение от 27.11.2003 отменить полностью и направить дело на новое рассмотрение. Податель жалобы ссылается на неправильное применение норм материального и процессуального права и считает, что суд не исследовал вопрос о наличии или отсутствии у ответчика документов, требование о предоставлении копий которых заявлено истцом. Кроме того, по мнению подателя жалобы, суд вышел за рамки исковых требований, обязав ответчика предоставить документы, подтверждающие права общества на недвижимое имущество, в то время как общество обязано предоставить документы, подтверждающие его права на имущество, находящееся на его балансе.

    Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационной инстанции.

    Согласно пункту 1 статьи 91 Федерального закона "Об акционерных обществах" акционерное общество обязано обеспечивать акционерам доступ к документам, перечисленным в пункте 1 статьи 89 Закона. Указанные документы должны быть предоставлены обществом в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования, а по требованию акционера ему должны быть предоставлены и копии этих документов.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 91 Федерального закона "Об акционерных обществах" к документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа право доступа имеют акционеры, имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.

    Как следует из материалов дела, истец направил ответчику заявление о предоставлении копий всех документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 89 Федерального закона "Об акционерных обществах", за исключением документов бухгалтерского учета и протоколов заседаний коллегиального исполнительного органа общества. Данное заявление от имени ООО "Инвестрезерв" подписано генеральным директором общества.

    Поскольку копии документов ОАО "Система" не предоставило, ООО "Инвестрезерв" обратилось с настоящим иском.

    Согласно выписке из реестра от 05.05.2003 ООО "Инвестрезерв" является владельцем 55 акций, эмитированных ОАО "Система". Данное обстоятельство не оспаривалось ответчиком в суде первой инстанции.

    Судом первой инстанции сделан правильный вывод о наличии у истца права требования предоставить ему копии документов ОАО "Система", за исключением документов бухгалтерского учета и протоколов заседаний единоличного исполнительного органа. Поэтому суд, в соответствии с пунктом 2 статьи 91 Федерального закона "Об акционерных обществах", обоснованно удовлетворил требования истца в части предоставления ему копий устава общества; изменений и дополнений, внесенных в устав общества, зарегистрированных в установленном порядке; решения о создании общества; свидетельства о государственной регистрации общества; годовых отчетов; протоколов общих собраний акционеров, ревизионной комиссии (ревизора) общества; бюллетеней для голосования, а также доверенностей на участие в общем собрании акционеров; отчетов независимых оценщиков; списков аффилированных лиц общества; списков лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, имеющих право на получение дивидендов; проспекта эмиссии, ежеквартальных отчетов эмитента и иных документов, содержащих информацию, подлежащую опубликованию или раскрытию иным способом.

    Кассационная инстанция не может согласиться с доводом подателя жалобы о том, что суд первой инстанции не исследовал вопрос о наличии или отсутствии у ответчика документов, требование о предоставлении копий которых заявлено истцом. В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждая из сторон обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Таким образом, ответчик должен был доказать невозможность предоставления им истцу документов, хранить которые он обязан в силу пункта 1 статьи 89 Федерального закона "Об акционерных обществах".

    В силу пункта 2 статьи 91 Федерального закона "Об акционерных обществах" за предоставление копий документов взимается плата, размер которой не может превышать затраты на их изготовление.

    Вместе с тем кассационная инстанция считает, что в части удовлетворения требования о предоставлении бухгалтерских балансов с приложениями решение принято с нарушением пункта 1 статьи 91 Федерального закона "Об акционерных обществах", так как право доступа к указанным документам имеют только акционеры, владеющие в совокупности 25 процентами голосующих акций общества; к их числу истец не относится.

    Кроме того, список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, предоставляется обществом для ознакомления по требованию лиц, включенных в этот список и обладающих не менее чем 1 процентом голосов, на основании пункта 4 статьи 51 Федерального закона "Об акционерных обществах" относится к информации (материалам), предоставляемой акционерам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению такого собрания и должен предоставляться в порядке, предусмотренном указанной статьей. Материалами дела не подтверждается соблюдение истцом этих требований закона.

    Однако согласно пункту 1 статьи 89 Федерального закона "Об акционерных обществах" у акционерного общества есть обязанность хранить указанные документы, а следовательно, и обязанность их предоставлять в соответствии со статьей 91 данного Закона.

    Согласно пункту 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.

    На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

    Решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.11.2003 по делу N А21-5465/03-С2 изменить, изложив в следующей редакции:

    "Обязать открытое акционерное общество "Система" предоставить обществу с ограниченной ответственностью "Инвестрезерв" копии следующих документов:

    Устава общества, внесенных в устав общества изменений и дополнений, зарегистрированных в установленном порядке, решения о создании общества, свидетельства о государственной регистрации общества;

    Документов, подтверждающих права общества на имущество, находящееся на его балансе;

    Положения о филиале или представительстве общества;

    Годовых отчетов - за три последних года;

    Протоколов общих собраний акционеров, заседаний совета директоров общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества - за три последних года;

    Отчетов независимых оценщиков - за три последних года;

    Списков аффилированных лиц общества - на день предъявления иска;

    Списков лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, имеющих право на получение дивидендов - на день предъявления иска;

    Заключений ревизионной комиссии (ревизоров) общества, аудитора общества, государственных и муниципальных органов финансового контроля - за три последних года;

    Проспектов эмиссии, ежеквартальных отчетов эмитента и иных документов, содержащих информацию, подлежащую опубликованию или раскрытию иным способом.

    В остальной части иска отказать".

    " Непесов К.А. Налоговые аспекты трансфертного ценообразования - сравнительный анализ опыта России и зарубежных стран. - М.Волтерс Клувер, 2007.rtf

    09 Сен 2012 17:00

    Одним из принципов корпоративного управления, закрепленных российским Кодексом корпоративного поведения, является принцип своевременного раскрытия полной и достоверной информации об обществе в целях обеспечения возможности принятия обоснованных решений акционерами общества и инвесторами (Кодекс корпоративного поведения. Рекомендован распоряжением ФКЦБ РФ от 4 апреля 2002 г. N 421/р).

    Любое , и прежде всего публичное, должно быть информационно открытым и прозрачным, что является необходимым фактором для его инвестиционной привлекательности. Инвесторы же придут в то общество, в котором не ущемляются права и законные интересы акционеров, в том числе обеспечивается право акционеров на получение ими информации в установленном законом порядке.
    Поэтому информационная прозрачность и открытость АО складываются из двух взаимосвязанных составляющих. Первая - это право акционеров на информацию . Вторая составляющая - это установленная в АО информационная политика как гарантия осуществления права на получение информации как акционерами, так и инвесторами .
    Вопрос о праве акционеров на получение информации о деятельности хозяйственного общества приобрел особую актуальность после появления информационного письма Президиума ВАС от 18 января 2011 г. N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ". Некоторые выводы высшей судебной инстанции легли в основу разрабатываемого Министерством экономического развития законопроекта о праве акционеров на информацию "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизмов реализации прав участников хозяйственных обществ на информацию". Главная тенденция законопроекта заключается в направлении государственного регулятора на еще большую открытость акционерного общества и защиту прав акционеров на получение информации.

    Разработчики существенно расширили список документов, который акционер вправе запросить у своей компании. В частности, законопроект устанавливает обязанность АО по предоставлению информации и документов своим акционерам в отношении подконтрольных организаций. Проект предусматривает информационную открытость и для дочерних обществ АО. Для этого компания обязана запросить интересующие акционера документа у своей "дочки". Поправки будут внесены в ст. 91 Закона "Об акционерных обществах". Законопроект закрепляет право акционера на ознакомление не только с протоколами заседаний совета директоров (наблюдательных советов), но и с текстами всех хозяйственных договоров АО, которые были одобрены советом директоров, акционерных соглашений и решений любых государственных и муниципальных органов, которые осуществляют контроль за компанией (Интернет-портал Правительства Р).

    Примечание. Понятие "подконтрольная организация" содержится в ФЗ "О рынке ценных бумаг". Подконтрольное лицо (подконтрольная организация) - , находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица. Настоящий термин используется только в целях раскрытия и (или) предоставления информации в соответствии с настоящим Федеральным законом - Федеральным законом от 4 октября 2010 г. N 264-ФЗ.

    При этом общество не сможет отказать в предоставлении документов, ссылаясь на коммерческую тайну, - в этом случае законопроект предусматривает право общества потребовать с акционера расписки о неразглашении полученных сведений. Контролировать применение революционных поправок будет ФСФР, которая после принятия закона разработает порядок истребования и предоставления акционерам копий документов.
    Пока неясно, будет ли принят рассматриваемый законопроект и будет ли он принят вообще. Однако хотелось бы обратить внимание на следующие существующие, на наш взгляд, проблемы и предложить пути их решения.
    Во-первых, необходимо четко определиться, какие документы общество обязано хранить и к каким документам акционеры имеют право доступа, т.е. право получать информацию из этих документов.
    Статья 89 ФЗ "Об АО" дает перечень документов, которые АО обязано хранить. Эта же статья Закона предусматривает, что общество обязано хранить и "иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации". К таким актам относятся Положение о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденное Постановлением ФКЦБ России от 16 июля 2003 г. N 03-33/пс. Данное Положение принято в соответствии с п. 2 ст. 89 Закона и устанавливает "порядок и сроки хранения документов акционерных обществ, в том числе порядок уничтожения документов с истекшими сроками хранения".

    Другим актом, определяющим требования к срокам хранения документов, является утвержденный Приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. N 558 Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 38).

    Данный Приказ Минкультуры принят в соответствии с ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", регулирующим отношения в сфере организации хранения.

    За неисполнение акционерным обществом обязанности по хранению документов, которые предусмотрены законодательством об акционерных обществах, а также за нарушение установленных порядка и сроков хранения таких документов установлена административная ответственность (ст. 13.25 КоАП РФ).
    Статья 91 ФЗ "Об АО" предусматривает, что "общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 89 Закона". Иными словами, акционеры имеют право доступа к тем документам, которые общество обязано хранить.
    Поскольку перечень документов, которые общество обязано хранить, является открытым и может быть предусмотрен и иными правовыми актами РФ, то и перечень документов, к которым акционеры имеют право доступа, также является открытым. Это и послужило основанием ВАС РФ указать, что в соответствии с Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным Приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. N 558, общество обязано хранить гражданско-правовые договоры, следовательно, они также должны предоставляться по требованию акционеров (Пункт 16 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда России от 18 января 2011 г. N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ").

    Вместе с тем необходимо различать документы, которые общество обязано хранить, и документы, к которым акционеры имеют право доступа.
    Хранение документов осуществляется в целях осуществления государственного регулирования и контроля за деятельностью общества. Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 18 января 2011 г., документы, перечисленные в п. 1 ст. 89 ФЗ "Об акционерных обществах", "подлежат обязательному хранению акционерным обществом в целях достоверного и полного отражения деятельности общества, ее сопоставления с деятельностью других хозяйствующих субъектов, оценки, а также обеспечения государственного регулирования и контроля в финансово-экономической сфере" (Определение Конституционного Суда РФ от 18 января 2011 г. N 8-О-П по жалобе ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" на нарушение конституционных прав и свобод положением абзаца первого пункта 1 статьи 91 Федерального закона "Об акционерных обществах"). Право доступа акционеров к документам АО является их правом на получение информации и имеет иную цель, чем хранение документов обществом.

    Реализация акционером своих прав, связанных с принятием решений о деятельности общества, невозможна в отсутствие необходимой и достаточной информации для принятия таких решений. В одном из определений Конституционный Суд РФ отметил, что "нормативное положение Федерального закона "Об акционерных обществах" об обязанности акционерного общества обеспечить акционерам доступ к своим документам направлено, среди прочего, на обеспечение информационной открытости хозяйственной деятельности акционерного общества и возможности реализации акционерами своих прав..." (Определение Конституционного Суда РФ от 18 июня 2004 г. N 263-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Симакова Сергея Ивановича на нарушение его конституционных прав абзацем первым пункта 1 статьи 91 Федерального закона "Об акционерных обществах").

    Право акционеров на получение полной и достоверной информации о деятельности общества реализуется различными способами: путем публичного раскрытия информации, которую общество обязано раскрывать в соответствии с требованиями законодательства; путем предоставления обществом информации акционерам, независимо от их желания, например, общество обязано в порядке ст. 52 Закона об акционерных обществах предоставить информацию (материалы) лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров. Наконец, при предоставлении акционеру права получить соответствующую информацию по своему желанию. В соответствии со ст. 91 ФЗ "Об акционерных обществах" общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным п. 1 ст. 89 Федерального закона.
    Право акционера на информацию означает, что акционер имеет право знать о том, какие документы из определенных законом имеются у общества, и право получать к ним доступ. В связи с этим представляется, что ст. 91 акционерного Закона должна содержать отдельный перечень документов, доступ к которым имеют акционеры и не должна быть привязана к ст. 89 Закона, которая перечисляет документы, подлежащие хранению. Во-вторых, ст. 90 ФЗ "Об акционерных обществах" предусматривает, что информация об обществе предоставляется им в соответствии с требованиями данного Федерального закона и иных правовых актов Российской Федерации. В связи с этим возникает вопрос: какие иные правовые акты РФ имеются в виду? Идет ли речь только о нормативных правовых актах Федеральной службы по финансовым рынкам (в частности, ФСФР утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (Приказ ФСФР России от 4 октября 2011 г. N 11-46/пз-н)) или имеются в виду и акты иных федеральных органов исполнительной власти, в частности тот же Приказ Минкультуры РФ от 25 августа 2010 г. N 558? В связи с этим в акционерном Законе необходимо уточнить, что речь идет об актах федерального органа исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг.

    В-третьих, необходимо дифференцировать объем получаемой акционерами информации в зависимости от пакета принадлежащих им акций. В соответствии с ФЗ "Об акционерных обществах" устав АО должен содержать сведения о правах акционеров - владельцев акций каждой категории (типа). Поэтому устав АО должен предусматривать, какой объем информации могут получать владельцы акций различных категорий (типов), а также перечислять документы, доступ к которым имеют акционеры, обладающие определенным пакетом акций (например, владеющие более 10% акций общества).
    Действующая редакция ст. 91 ФЗ "Об акционерных обществах" предусматривает, что "к документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества". К остальным документам АО, которые общество обязано хранить, право доступа имеют все акционеры вне зависимости от размера их участия. Понятно, что такое правовое регулирование "отвечает целям обеспечения информационной открытости хозяйственной деятельности АО и возможности реализации всеми его участниками своих прав, а также обеспечения необходимого баланса прав и законных интересов всех заинтересованных лиц в процессе предпринимательской деятельности АО и тем самым публичного интереса в развитии акционерного общества в целом" (Определение Конституционного Суда РФ от 18 января 2011 г. N 8-О-П по жалобе ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" на нарушение конституционных прав и свобод положением абзаца первого пункта 1 статьи 91 Федерального закона "Об акционерных обществах").

    Но, с другой стороны, информационная открытость АО приводит к его повышенной уязвимости со стороны корпоративных шантажистов. "Благодаря весьма активной политике ФКЦБ России в области обеспечения "прозрачности" эмитентов многие из них одновременно с ней приобрели еще и повышенную уязвимость от корпоративных шантажистов, не приобретя одновременно той хваленой инвестиционной привлекательности, о которой так пеклась ФКЦБ России".

    В целях предотвращения информационной уязвимости АО можно было бы дифференцировать перечень документов, к которым акционеры имеют право доступа, в зависимости от размера принадлежащих им пакетов акций (например, 10% акций) и зафиксировать такое право акционера на получение информации в уставе АО.
    В-четвертых, в Законе необходимо определить, как акционеры вправе использовать полученную информацию, как они вправе распоряжаться той информацией (документами), доступ к которым им обеспечивает АО. Обсуждение этого вопроса активизировалось около года назад, катализатором этого процесса, с одной стороны, выступила деятельность Алексея Навального, с другой - конфликт акционеров "Норникеля". Осенью прошлого года президент "Норникеля" Андрей Клишас направил в Ассоциацию юристов и Национальный совет по корпоративному управлению предложения "законодательно ограничить право миноритарных акционеров на получение практически полной информации о деятельности крупных публичных компаний", так как это право часто используется "исключительно с целью последующего раскрытия информации в своих коммерческих целях".

    На этот счет в информационном письме ВАС от 18 января 2011 г. N 144 говорится следующее: "Судам следует учитывать, что при реализации своего права на получение информации участники хозяйственных обществ не обязаны раскрывать цели и мотивы, которыми они руководствуются, требуя предоставления информации об обществе, а также иным образом обосновывать наличие интереса в получении соответствующей информации, за исключением случаев, вытекающих из закона" (Пункт 1 информационного письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда России от 18 января 2011 г. N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ").

    Можно ли ставить вопрос об ответственности акционеров общества за разглашение информации, полученной от АО, особенно в том случае, если такая информация является конфиденциальной? Именно об этом просят крупнейшие российские АО ("Роснефть", "Транснефть", "Сургутнефтегаз", ТГК-2, ВТБ), которых беспокоит не только расширение прав акционеров на доступ к документам акционерного общества, но и отсутствие механизма, позволяющего привлечь миноритариев к ответственности за разглашение конфиденциальной информации.

    В информационном письме от 18 января 2011 г. Высший Арбитражный Суд РФ указал, что "согласно абзацу третьему пункта 2 статьи 67 ГК РФ участники хозяйственного общества обязаны не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества.
    В связи с этим в случае, если документы, которые требует предоставить участник хозяйственного общества, содержат конфиденциальную информацию о деятельности общества, в том числе коммерческую тайну, общество, прежде чем передать соответствующие документы и (или) их копии, может потребовать выдачи расписки, в которой участник подтверждает, что предупрежден о конфиденциальности получаемой информации и об обязанности ее сохранять" (Пункт 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда России от 18 января 2011 г. N 144).

    Как известно, в настоящее время привлечь акционера за убытки, причиненные обществу в результате разглашения конфиденциальной информации, возможно по общим основаниям возмещения вреда, предусмотренным гражданским законодательством. При этом требуется доказать наличие убытков, их размер и связь между действиями акционера и убытками общества, что весьма трудно.
    Другая проблема, связанная с публичным раскрытием информации, - это проблема "глубины", объема раскрытия информации, иными словами, полноты раскрытия информации. Понятно, что объем информации, подлежащей раскрытию, должен соответствовать требованиям законодательства. Но, как верно отмечает Д.В. Гололобов, про положение практически любого крупного акционерного общества в отрасли можно написать и три строчки, и тридцать страниц. И в том и в другом случае раскрываемая информация будет разной по глубине раскрытия.

    Включенная в УК в 2002 г. ст. 185.1 предусматривает ответственность за предоставление заведомо неполной или ложной информации, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству. Следовательно, если появилось понятие "неполная информация", то должны быть и критерии, и понятие "полная информация". Пока же вопросы полноты раскрытия информации может определить только суд.
    Таким образом, необходимо соблюдение баланса между открытостью общества и стремлением не нанести ущерб его интересам, реализацией права акционера на информацию в максимальной степени с одновременной защитой интересов самого АО. Поэтому в законопроекте о совершенствовании механизмов реализации прав участников хозяйственных обществ на информацию не должна идти речь о чисто механическом увеличении объема информации, предоставляемого акционерам. В случае расширения информационного пространства для акционеров должны быть предусмотрены определенные меры, направленные на защиту интересов самого АО. Поэтому необходим всесторонний и глубокий анализ проблем, связанных с реализацией акционерами права на информацию, как с точки зрения обеспечения интересов акционеров, так и с точки зрения интересов акционерного общества.

    Практика, когда акционерные общества ограничивают доступ акционеров к информации о деятельности общества, достаточно распространена. Но далеко не все акционеры согласны с этим. Неоднократно подобные дела — с участием «Транснефти», «Роснефти», ВТБ, «Сургутнефтегаза» - доходили по инициативе одного из акционеров до судов, причем с широкой оглаской. Главный вопрос: вправе ли хозяйственные общества ограничивать доступ к информации, и если да, то в каких пределах? Ответ на него дали одновременно Конституционный суд РФ в Определении от 18.01.2011 № 8-О-П/2011 и Президиум ВАС РФ в информационном письме от 18.01.2011 № 144 .

    Гражданский кодекс дает право участникам хозяйственного общества получать информацию о деятельности компании, знакомиться с ее бухгалтерскими книгами и иной документацией согласно порядку, установленному учредительными документами (ст. 67 ГК РФ).

    Вот только у обществ и их акционеров (участников) разные точки зрения по поводу того, что может включать в себя такой порядок.

    Акционерные общества ссылаются на п. 1 ст. 91 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон об АО), в котором есть ограничения на получение информации в зависимости от количества акций и вида запрашиваемой документации.

    Для ООО такой нормы нет. Это и понятно: ООО непубличны, как АО.

    Кому доступны протоколы совета директоров: новая позиция КС РФ

    По поводу ограничения к доступу информации АО один из ярых защитников прав акционеров последние несколько лет инициировал судебные разбирательства с такими компаниями, как «Транснефть», «Роснефть», ВТБ, «Сургутнефтегаз».

    «Роснефть» в конце прошлого года даже обратилась в Конституционный суд РФ, который в тот же день, когда Президиум ВАС РФ подписал информационное письмо, принял Определение от 18.01.2011 № 8-О-П/2011 относительно конституционности п. 1 ст. 91 Закона об АО.

    В жалобе в КС РФ компания настаивала на том, что предоставление любому акционеру копий протоколов заседаний совета директоров противоречит Конституции РФ.

    Однако КС РФ относительно указанных протоколов отметил, что правом доступа к ним (в отличие от доступа к протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа) имеет каждый из акционеров независимо от размера его участия. При этом допускается право органов управления АО выдвинуть возражения против выполнения требований акционера, если с точки зрения общества характер и объем запрашиваемой информации свидетельствуют о наличии признаков злоупотребления правом со стороны акционера. В частности, если у него отсутствует законный интерес в получении соответствующей информации или имеют место иные факты, подтверждающие его недобросовестность.

    Как требовать

    Президиум ВАС РФ разъяснил, что устав общества и его внутренние документы не ограничивают права участников на информацию по сравнению с правами, предоставляемыми им законами об АО и ООО.

    Так, Федеральный закон от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон об ООО) позволяет закреплять в уставе только порядок получения информации об обществе, но не определять конкретные виды информации, которые можно предоставить.

    Участники вправе требовать любые имеющиеся у общества документы, связанные с его деятельностью (абз. 3 п. 1 ст. 8 Закона об ООО). При этом они должны определять предмет своего требования, конкретизировать перечень и виды запрашиваемой информации или документов.

    Полная детализация не нужна. Например, при запросе протоколов общих собраний участников за определенный период необязательно указывать точные даты составления протокола и их номера, которые участники могут и не знать.

    Документы бухгалтерского учета и отчетности

    В силу ст. 91 Закона об АО, а также абз. 3 п. 1 ст. 8 Закона об ООО акционеры (участники) при соблюдении установленных законом ограничений имеют возможность получить доступ к документам бухгалтерского учета и (или) потребовать изготовить их копии.

    Даже если компания ведет бухучет с использованием компьютерных программ, это не освобождает ее от обязанности обеспечить доступ к подобной информации: ее надо скопировать на электронный носитель и (или) перенести на бумагу.

    В АО к документам бухгалтерского учета имеют право доступа акционеры (акционер), владеющие в совокупности не менее 25% голосующих акций (абз. 1 п.1 ст. 91 Закона об АО).

    Вместе с тем эти ограничения не распространяются на документы бухгалтерской отчетности: баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к ним, аудиторские заключения, пояснительные записки.

    Что касается ООО, то доступ к его документам бухучета имеют все участники.

    Формы получения информации

    Законы об АО и об ООО пре-дусматривают две формы осуществления права участника на информацию: ознакомление с документами и получение их копий. Выбор конкретной формы - за участником.

    При ознакомлении с документами участник может с использованием личных технических средств (ручного сканера, фотоаппарата) скопировать их. Причем независимо от того, было ли это оговорено в его требовании.

    Акционер (участник), требующий копии, не обязан предварительно знакомиться с документами по местонахождению общества. При этом он может затребовать как заверенные, так и незаверенные копии. И если он не указал, что ему необходимы заверенные копии, общество вправе предоставить простые. Но если отмечено, что нужны заверенные копии, общество обязано их выдать.

    Срок для предоставления

    Компания должна исполнить требование о предоставлении копий документов в срок, указанный в требовании. Но он не может быть менее сроков, установленных Законом об АО или Законом об ООО для предоставления документов для ознакомления - семь дней (три дня - по судебным актам) и три дня соответственно со дня предъявления требования (п. 2 и 3 ст. 91 Закона об АО и п. 4 ст. 50 Закона об ООО). Эти сроки применяются и когда в требовании не указаны конкретная дата или срок для выдачи копий.

    В то же время Президиум отметил, что следует принимать во внимание объективные возможности общества по соблюдению сроков. В частности, если объем документов, которые надо скопировать, значителен. Кроме того, надо учитывать, что реализация права участника на информацию путем получения копий не должна приводить к приостановлению или существенному затруднению деятельности общества.

    Ты - мне, я - тебе

    Компания вправе, прежде чем дать доступ к информации, запросить доказательства, что документы требует действительно акционер (участник).

    Для АО такими доказательствами будет выписка из реестра акционеров либо со счета депо. Вместе с тем, если АО ведет реестр акционеров самостоятельно и лицо, обратившееся с запросом, зарегистрировано в нем в качестве владельца акций, подтверждения статуса акционера требовать нельзя.

    ООО также не вправе требовать подтверждения статуса участника, когда сведения о нем отражены в списке участников общества. Но если лица в списке нет, общество вправе запросить у него выписку из ЕГРЮЛ или иной документ, подтверждающий возникновение права на долю.

    Правило обмена действует и при предоставлении документов, содержащих конфиденциальную информацию (в том числе коммерческую тайну). Ее участники хозяйственного общества обязаны не разглашать (абз. 3 п. 2 ст. 67 ГК РФ). Поэтому компания перед передачей таких документов или их копий может потребовать расписку, в которой участник подтверждает, что предупрежден о конфиденциальности информации и об обязанности ее сохранять.

    Нередко документы содержат иную охраняемую законом тайну (государственную, банковскую и т.п.). Предоставляя выписки из таких документов, общество исключает из них соответствующую информацию.

    Основания для отказа

    Президиум указывает, что участники не обязаны раскрывать цели и мотивы получения информации, за исключением случаев, вытекающих из закона.

    Вместе с тем в некоторых случаях общество может отказать в предоставлении информации.

    В частности, когда требование участника о предоставлении документов и (или) их копий было получено уже не в первый раз, причем первое из таких требований было должным образом удовлетворено. Либо когда участник требует предоставить документы, относящиеся к прошлым периодам деятельности и явно не представляющие ценности с точки зрения их анализа (экономического, юридического).

    Заметим: Президиум назвал лишь одно условие, свидетельствующее о том, что запрошенные документы явно не представляют ценности. Перечня таких условий нет. Поэтому, по всей видимости, другие условия будет вырабатывать практика, в том числе судебная.

    Основанием для отказа в предоставлении информации может служить и наличие в действиях участника злоупотребления правом (ст. 10 ГК РФ). Об этом свидетельствует то, что лицо является фактическим конкурентом общества (либо его аффилированным лицом), а запрашиваемая информация носит характер конфиденциальной, относится к конкурентной сфере, и ее распространение может причинить вред коммерческим интересам общества.

    Что может подтвердить правомерный интерес акционера или участника? Например, планирование им продажи своих акций или доли в уставном капитале, подготовка к участию в общем собрании, а также к обращению в суд с требованием об оспаривании договора или решения органов общества либо о привлечении их к ответственности.

    Статьей 91 Федерального закона «Об акционерных обществах» предусмотрено право акционера на доступ к информации о деятельности общества. При всей полезности данной нормы, зачастую она используется в качестве инструмента шантажа со стороны недобросовестных акционеров.

    В связи с этим важно понимать, какую информацию общество может акционеру по запросу не давать, а какую дать обязано.

    Во-первых, запросы информации сами по себе могут нарушать нормальное функционирование общества: они могут посылаться в большом количестве, чрезмерно часто; они могут касаться одних и тех же документов или просто их обширного объема за много лет. С учетом того, что копии запрошенных документов общество должно представить в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования, организационные издержки общества могут оказаться значительными.

    Во-вторых, негативные последствия для общества зачастую скрываются в тех документах, которые представляются акционеру. Полученная информация может служить основанием для обращения со всевозможными исками к обществу, для организации PR-компании против него и в целом позволяет расширить возможности для корпоративного шантажа.

    Наша практика показывает, что отказ в предоставлении документов влечет судебное разбирательство о понуждении общества к исполнению данной обязанности, а также применение к обществу мер административно-правового характера, а именно — привлечение к ответственности по части 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Запрос документов: что давать обязательно?

    Сначала перечислим документы, обязательные для предоставления акционеру согласно федеральному закону. А это все те документы, которые общество обязано у себя хранить:

    1. договор о создании общества;
    2. устав общества и внесенные в него изменения и дополнения, которые зарегистрированы в установленном порядке, решение о создании общества, документ о государственной регистрации общества;
    3. документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе;
    4. внутренние документы общества;
    5. положение о филиале или представительстве общества;
    6. годовые отчеты;
    7. документы бухгалтерского учета;
    8. документы бухгалтерской отчетности;
    9. протоколы общих собраний акционеров (решения акционера, являющегося владельцем всех голосующих акций общества), заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества и коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции);
    10. бюллетени для голосования, а также доверенности (копии доверенностей) на участие в общем собрании акционеров;
    11. отчеты независимых оценщиков;
    12. списки аффилированных лиц общества;
    13. списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и лиц, имеющих право на получение дивидендов, а также иные списки, составляемые обществом для осуществления акционерами своих прав в соответствии с требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах»;
    14. заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора общества, государственных и муниципальных органов финансового контроля;
    15. проспекты ценных бумаг, ежеквартальные отчеты эмитента и иные документы, содержащие информацию, подлежащую опубликованию или раскрытию иным способом в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» и другими федеральными законами;
    16. уведомления о заключении акционерных соглашений, направленные обществу, а также списки лиц, заключивших такие соглашения;
    17. судебные акты по спорам, связанным с созданием общества, управлением им или участием в нем;
    18. иные документы, предусмотренные Федеральным законом «Об акционерных обществах», уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.

    Запрос баланса и не только: разбираем нюансы

    Получить доступ к перечисленным документам имеет право любой акционер. Однако есть несколько исключений. Во-первых, документы бухгалтерского учета и протоколы заседаний коллегиального исполнительного органа, право доступа к которым имеют акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества. Во-вторых, список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, предоставляется обществом для ознакомления только по требованию лиц, включенных в этот список и обладающих не менее чем 1 процентом голосов. В связи с этим акционеры, не включенные в список или не обладающие в совокупности не менее чем 1 процентом голосов, не вправе требовать предоставления им такого списка, в том числе после проведения общего собрания акционеров.

    Теперь остановимся подробнее на некоторых документах.

    — Устав общества и внесенные в него изменения и дополнения, которые зарегистрированы в установленном порядке, решение о создании общества, документ о государственной регистрации общества.

    Примечание: сюда же следует отнести и те редакции устава, которые на момент запроса окажутся недействующими.

    — Документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе.

    Примечание: под этот пункт помимо прочего подпадают хозяйственные договоры о приобретении имущества, кадастровые паспорта земельных участков, технические паспорта на здания и свидетельства о регистрации права собственности.

    — Документы бухгалтерского учета и отчетности.

    Примечание: документы учета и отчетности следует отличать, поскольку, как было указано выше, доступ к документам бухгалтерского учета для акционеров ограничен.

    Документы бухгалтерского учета это первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета.

    Если акционер запрашивает документы бухгалтерской отчетности за периоды до 01 января 2013 года, то надо исходить из содержания пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 года «О бухгалтерском учете», согласно которому бухгалтерская отчетность хозяйственных обществ состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии; пояснительной записки. После 01 января 2013 года в связи с принятием нового ФЗ «О бухгалтерском учете» аудиторское заключение и пояснительная записка к документам бухгалтерской отчетности более не относятся.

    Согласно разъяснению, содержащемуся в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 января 2011 года № 144, если участник обращается в общество с требованием о предоставлении документов бухгалтерской отчетности за период, в который такое хозяйственное общество было освобождено от обязанности ведения бухгалтерского учета (пункт 3 статьи 4 ФЗ № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 года), общество не вправе отказывать в предоставлении информации, ссылаясь на отсутствие таких документов, а обязано сообщить участнику об отсутствии документов бухгалтерской отчетности и причинах их отсутствия, а также предложить ознакомиться с книгой учета доходов и расходов за соответствующий период, используемой организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения (статья 346.24 Налогового кодекса РФ), и (или) предоставить ее копию.

    Обращаем внимание, что освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета применительно к деятельности открытого акционерного общества не исключает необходимость составления им бухгалтерской отчетности в установленной законом форме в целях обеспечения информационной открытости и возможности реализации акционерами своих прав, в том числе права получать информацию о деятельности акционерного общества (см. Определение Конституционного Суда РФ от 13 июня 2006 года № 319-О). Таким образом, открытое акционерное общество составляет бухгалтерскую отчетность и предоставляет её акционерам.

    И ещё одно дополнение: сказанное имеет отношение к периодам до 01 января 2013 года, поскольку новым ФЗ «О бухгалтерском учете» освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета не предусмотрено.

    — Иные документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.

    Дополнительный перечень документов, которые общество обязано хранить и предоставлять по требованию акционера, установлен Положением о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 16 июля 2003 года № 03-33/пс, а также Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным Приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 года № 558. В соответствии с этим Перечнем общество обязано хранить гражданско-правовые договоры, следовательно, они также должны предоставляться по требованию акционеров.

    Злоупотребление правом: защита есть

    При обращении с требованием о предоставлении информации об обществе акционеры должны определять предмет своего требования, конкретизировав перечень и виды запрашиваемой информации или документов. Однако степень должной конкретизации требования участника о предоставлении информации – понятие относительное. Например, обращенное к обществу требование о представлении протоколов общих собраний участников за определенный период не обязательно предполагает указание точных дат составления протокола и их номеров, которые участник может не знать.

    По общему правилу акционеры не обязаны раскрывать цели и мотивы, которыми они руководствуются, требуя предоставления информации об обществе.

    В то же время, если акционер неоднократно заявляет требования о предоставлении одних и тех же документов и (или) их копий, о предоставлении информации и документов, относящихся к прошлым периодам деятельности хозяйственного общества и явно не представляющих ценности с точки зрения их анализа (экономического, юридического и т.д.), такие действия могут свидетельствовать о злоупотреблении акционером своими правами и об отсутствии у него реального интереса в указанных документах. Если общество выполнит первое требование, предоставит запрашиваемые документы, а на последующие аналогичные требования ответит отказом, в случае судебного разбирательства суд откажет акционеру в защите его права именно в связи с тем, что его права не нарушены, что он злоупотребляет своим правом на доступ к информации – использует его с намерением причинить вред обществу.

    Далее. Закон не содержит положений, ограничивающих право участника требовать предоставления информации и документов за период деятельности общества, в течение которого данное лицо не являлось акционером этого общества. Поэтому с момента приобретения статуса акционера лицо может требовать предоставления документов общества независимо от даты составления этих документов.

    Вместе с тем, следует учитывать, что общество может сослаться на истечение срока хранения некоторых документов. Такие сроки установлены Постановлением ФКЦБ РФ от 16 июля 2003 года № 03-33/пс, Информационным письмом ФКЦБ РФ от 28 июля 2000 года № ИК-07/6364, однако уставом общества могут быть определены более длительные сроки хранения. Сроки хранения бухгалтерских документов содержатся в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» (статья 17 «старого» и статья 29 «нового» законов); общее правило – пять лет, нюансы кроются в порядке исчисления этого срока.

    Как видите, право на информацию, с одной стороны, открывает для акционера широкие возможности для участия в деятельности общества и защиты своих интересов, но, с другой, может служить и мощным рычагом давления на общество. Изложенные рекомендации помогут вам избежать корпоративных конфликтов или, если такие всё же возникли, будут способствовать победе в судебном споре.

    Акционер вправе получить только информацию, необходимую для надлежащей оценки вопросов повестки дня, и не имеет возможности требовать предоставления информации вне связи с общим собранием акционеров. При этом правление общества имеет право отказать в предоставлении информации, если ее предоставление, исходя из разумной коммерческой оценки, способно нанести значительный ущерб обществу.

    Уверен, что, по мнению большинства корпораций, такое правило, действующее в Германии, идеально подошло бы и для российского законодательства. Но, как известно, российский закон об акционерных обществах предусматривает прямо противоположное - акционеру предоставлено право на получение практически любого документа общества, в том числе содержащего конфиденциальную информацию, и акционер, требуя предоставления информации, не обязан раскрывать цели и мотивы, которыми он руководствуется. При этом право акционера защищено серьезными мерами административной ответственности - за непредставление документов на акционерное общество может быть наложен штраф в размере от 500 000 до 700 000 рублей, а в отношении должностных лиц применена дисквалификация до 1 года .

    Применение указанных норм на практике привело к ситуации, когда акционерные общества, пытаясь защитить конфиденциальную информацию, под разными предлогами отказывают акционерам в ее предоставлении, а акционеры, учитывая высокие размеры штрафа, продолжают запрашивать документы только лишь с целью давления на общество. Максимально широкий перечень предоставляемой информации и большие штрафы за ее непредставление давно превратили цивилизованный порядок, рассчитанный на его применение добросовестными сторонами, в болевую точку, на которую акционеры давят каждый раз, когда хотят оказать воздействие на менеджмент компании. Результатом этого является большое количество административных дел, рассматриваемых Банком России, и не меньшее количество судебных споров, связанных как с требованиями акционеров о предоставлении документов, так и с оспариванием решений административного органа о привлечении общества к ответственности. Но несмотря на большое количество дел и затрачиваемых на их рассмотрение ресурсов, существующий порядок не способен защитить добросовестное общество и его конфиденциальную информацию от посягательств акционеров, злоупотребляющих своими правами. И, как ни странно, этот же порядок не способен обеспечить получение добросовестным акционером информации об обществе, в случае когда обществу есть что скрывать.

    Очевидно, что назрела необходимость изменить сложившуюся сегодня ситуацию. Известно, что с такой инициативой выступает Банк России и Министерство юстиции РФ . Указанными ведомствами предлагается концептуально изменить существующий механизм, серьезно ограничив право акционеров на доступ к документам публичных обществ, а в непубличных предусмотреть возможность установления уставом общества индивидуального порядка. При этом Банк России готов пересмотреть перечень раскрываемой эмитентами информации, перейдя от раскрытия информации на основе формальных критериев к раскрытию, основанному на принципе существенности.

    По моему мнению, предлагаемые изменения являются довольно спорными, поскольку значительно ограничивают права акционеров, не предусматривая при этом какого-либо механизма их защиты. Не секрет, что данная проблема имеет и обратную сторону, когда своими правами злоупотребляет уже не акционер, а само общество. И такая ситуация никак не учтена при разработке концепции предлагаемых изменений. Полагаю, что без учета описанных ниже моментов нельзя разработать полноценный механизм, способный сбалансировать интересы общества и его акционеров.

    1. Существующий порядок не обеспечивает право добросовестного акционера на информацию.

    Практика показывает, что действующие нормы хотя и предусматривают практически неограниченные возможности акционера, вовсе не гарантируют ему получение необходимой информации. Это в большей степени проявляется в работе непубличных компаний. Для иллюстрации возьмем распространенный пример. Контролирующий акционер, не заинтересованный делиться прибылью с другими акционерами, не принимает решение о ее распределении в виде дивидендов, а «выводит» из общества иными способами. В такой ситуации неконтролирующий акционер, пытаясь защитить свои права, начинает искать информацию, свидетельствующую об этом, а контролирующий ни при каких обстоятельствах не допустит ее предоставления. Причем сделать это достаточно легко. Вот несколько возможных вариантов поведения общества, скрывающего информацию от акционера.

    При запросе акционером всех документов определенного вида за конкретный период общество, предоставляя их, безнаказанно исключает «нежелательные» документы.

    Акционер, пытаясь найти подтверждение незаконных действий, запрашивает все договоры, заключенные обществом, например, в 2013-2015 годах, а также все документы, подтверждающие их исполнение. В то же время акционер не знает полного перечня таких договоров и, соответственно, получив от общества большое количество копий, не в состоянии убедиться в том, что представлены все документы за этот период. Проверить полноту представленных сведений акционер самостоятельно не в силах, здесь потребовалась бы выемка документов у общества. Пользуясь этим, общество просто не предоставляет акционеру скрываемые им документы, ограничиваясь предоставлением всего остального.

    Главным источником для акционера в такой ситуации могла бы послужить информация о движении денежных средств по расчетным счетам общества. Но если он будет запрашивать ее в виде выписки по банковскому счету, то общество вправе отказать в ее предоставлении, поскольку она не относится к документам общества (см., например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.10.2015 г. № Ф05-14691/2015).