Олицетворение в песне о вещем олеге. А. С. Пушкин, «Песнь о вещем Олеге»: жанр произведения. Структурный анализ стихотворения

(1 вариант)

А.С. Пушкин в 1822 году пишет «Песнь о вещем Олеге», в основе которой лежит историческое событие. Сам Пушкин назвал свое произведение «Песнью…», подчеркнув связь с устным народным творчеством и указав на важную черту произведения – стремление воспеть «дела давно минувших лет, преданья старины глубокой».

Позиция писателя раскрывается через использование в песни различных художественно-выразительных средств: эпитетов («вещий Олег», «грозной броней», «на светлом челе» и др.), метафор («не ведаешь ран», «годы

Таятся во мгле» и др.), сравнений («гробовая змия …как черная лента»), олицетворений («лукавый кинжал», «ковши круговые, запенясь, шипят» и др.). Для передачи колорита эпохи, создания атмосферы того времени употребляются устаревшие синтаксические и стилистические конструкции:

Вот едет могучий Олег со двора,

С ним Игорь и старые гости,

И видят – на холме, у брега Днепра,

Лежат благородные кости…

В тексте множество архаизмов, старославянизмов: «на тризне плачевной», «ты под секирой ковыль обагришь», «и холод и сеча ему ничего» и др.

Изображая персонажей песни, А.С. Пушкин особое внимание уделяет

Какой-то определенной черте героя. Например, князь Олег – «вещий», так как с одной стороны его судьба известна, оповещена, с другой стороны – предопределена, и действительно, не во власти князя ее изменить.

Кудесник играет в произведении роль мудрого старца, независимого от мирской жизни, поэтому он – «покорный Перуну …одному, заветов грядущего вестник». Конь Олега является одновременно и его лучшим товарищам во время нелегких битв, и символом смерти, от которого суждено умереть князю:

Твой конь не боится опасных трудов…

То мчится по бранному полю.

И холод и сеча ему ничего…

Но примешь ты смерть от коня своего.

«Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина написана амфибрахием. Амфибрахические стихи отличает более ровная интонация по сравнению с другими стихотворными размерами, и поэтому этот размер используется, как правило, при повествовании в лиро-эпических жанрах.

Отмеченные художественные особенности позволяют отнести произведение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» к лучшим образцам художественного творчества.

(2 вариант)

Летопись не дает представления о характере описываемых людей. Летописец призван быть объективным, он перечисляет факты, художественное же произведение субъективно, так как это точка зрения автора на событие или личность героя. В тексте может не быть прямой авторской характеристики персонажа, но те средства, которые выбирает автор для создания своего произведения, уже о многом говорят внимательному читателю.

Погрузиться в мир описываемой эпохи нам помогает лексика, которую использует Пушкин: «ныне», «сбирается», «волхвы», «владыка», «врата», «глава», «недруг», «сеча», «почил», «тризна». Историческую достоверность происходящему придают общеизвестные факты из жизни Олега (борьба с «неразумными хозарами», «щит на вратах Цареграда»). Торжественность создается с помощью ритма, выбранного автором песни: «Как ныне сбирается вещий Олег // Отмстить неразумным хозарам…». Пространства князя-воина и кудесника противопоставлены: один всегда на открытом месте, другой выходит к князю из темного леса, причем Олег сам идет навстречу своей судьбе: «И к мудрому старцу подъехал Олег».

Четвертую часть текста занимает текст предсказания, что говорит о том, что даже число строк может нам подсказать значимость для автора той или иной детали. В песне два говорящих героя – Олег и кудесник. Вещий Олег обращается к волхву, к коню (живому и мертвому), к дружине. Даже мысли князя нам известны благодаря автору: «Что же гаданье? // Кудесник, ты лживый, безумный старик! // Презреть бы твое предсказанье!» В песне много обращений («кудесник, любимец богов», «мой товарищ, мой верный слуга», «отроки-други», «друг одинокий»…), характеризующих отношение главного героя к тому, с кем он говорит.

Произведение небольшое по объему и насыщено событиями, но все же две строчки при описании могилы автор уделил степному пейзажу: «их моют дожди, засыпает их пыль, и ветер волнует над ними ковыль». Эпитеты как всегда раскрашивают текст: лес «темный», село «светлое», море «синее», стремя «позлащенное», кудри «белы», лента змеи «черная». Дважды в тексте песни повторяется сцена пира, вместе с Олегом и уже без него «бойцы поминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они». Слово «поминать» имеет два значения: прощаться (справить поминки) и вспоминать.

Помнили о вещем Олега в XIX веке, помнят и сейчас.

Прошу помогите!Ответьте на вопросы по литературе 6 класс!Баллада Песнь о вещем Олеге.

1.Каким изображает Пушкин кудесника?Какие эпитеты выражают авторское отношение к нему?Чем,отличается "Песнь о вещем Олеге" А.С.Пушкина от летописного сказания?
2.Прочитайте в лицах диалог Олега и кудесника.Подумайте как передать уверенность Олега в своей силе и власти и гордость,достоинство,звучащие в ответе кудесника.
3.Какие описания герои отдельные слова баллады помогают читателю проникнутся духом далёкой старины "увидеть" наших предков?

Песнь о вещем Олеге: Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хозарам; Их сёла и нивы за буйный набег Обрёк он мечам и пожарам; С дружиной

своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне. Из тёмного леса, навстречу ему, Идёт вдохновенный кудесник, Покорный Перуну старик одному, Заветов грядущего вестник, В мольбах и гаданьях проведший весь век. И к мудрому старцу подъехал Олег. “Скажи мне, кудесник, любимец богов, Что сбудется в жизни со мною? И скоро ль, на радость соседей-врагов, Могильной засыплюсь землёю? Открой мне всю правду, не бойся меня: В награду любого возьмёшь ты коня”. “Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен. Грядущие годы таятся во мгле; Но вижу твой жребий на светлом челе. Запомни же ныне ты слово моё: Воителю слава - отрада; Победой прославлено имя твоё; Твой щит на вратах Цареграда; И волны и суша покорны тебе; Завидует недруг столь дивной судьбе. И синего моря обманчивый вал В часы роковой непогоды, И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы... Под грозной бронёй ты не ведаешь ран; Незримый хранитель могущему дан. Твой конь не боится опасных трудов; Он, чуя господскую волю, То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю. И холод и сеча ему ничего... Но примешь ты смерть от коня своего”. Олег усмехнулся - однако чело И взор омрачилися думой. В молчанье, рукой опершись на седло, С коня он слезает угрюмый; И верного друга прощальной рукой И гладит и треплет по шее крутой. “Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, Расстаться настало нам время; Теперь отдыхай! уж не ступит нога В твоё позлащённое стремя. Прощай, утешайся - да помни меня. Вы, отроки-други, возьмите коня, Покройте попоной, мохнатым ковром, В мой луг под уздцы отведите; Купайте; кормите отборным зерном; Водой ключевою поите”. И отроки тотчас с конём отошли, А князю другого коня подвели. Пирует с дружиною вещий Олег При звоне весёлом стакана. И кудри их белы, как утренний снег Над славной главою кургана... Они поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они. “А где мой товарищ? - промолвил Олег.- Скажите, где конь мой ретивый? Здоров ли? Всё так же ль легок его бег? Всё тот же ль он бурный, игривый?” И внемлет ответу: на холме крутом Давно уж почил непробудным он сном. Могучий Олег головою поник И думает: “Что же гаданье? Кудесник, ты лживый, безумный старик! Презреть бы твоё предсказанье! Мой конь и доныне носил бы меня”. И хочет увидеть он кости коня. Вот едет могучий Олег со двора, С ним Игорь и старые гости, И видят - на холме, у брега Днепра, Лежат благородные кости; Их моют дожди, засыпает их пыль, И ветер волнует над ними ковыль. Князь тихо на череп коня наступил И молвил: “Спи, друг одинокий! Твой старый хозяин тебя пережил: На тризне, уже недалёкой, Не ты под секирой ковыль обагришь И жаркою кровью мой прах напоишь! Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!” Из мёртвой главы гробовая змея Шипя между тем выползала; Как чёрная лента, вкруг ног обвилась, И вскрикнул внезапно ужаленный князь. Ковши круговые, запенясь, шипят На тризне плачевной Олега; Князь Игорь и Ольга на холме сидят; Дружина пирует у брега; Бойцы поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они. 1). Подготовьте развернутый ответ на вопросы: что поведал кудесник о жизни князя?, сравните тексты баллады и летописи. , в чем вы видите разницу и что в них общего? 2). Как раскрываются отношения" могучего владыки" и " мудрого старца" в них диалоге? Что вы можете сказать о каждом из них и кто кажется вам привлекательнее? На чьей стороне автор? помогите пожалуйста

Цель: познакомить учащихся с балладой А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», сопоставив её с летописными источнивами.

  • Проанализировать характеры персонажей баллады, рассмотрев взаимодействие характера человека и его судьбы, раскрыв особенности художественно-поэтического изображения в балладе Пушкина, сравнив ее с летописным повествованием.
  • Развивать навыки аналитической работы с разнородными текстами и справочной литературой,
  • Формировать у учащихся ценностные ориентиры, воспитывать чувство патриотизма и гуманизма.

Тип урока: урок-исследование

ФОПД – эвристическая беседа, работа в группах, коллективная работа, индивидуальное выполнение заданий учащимися.

П.С.: учитель – ученики собеседники

М.О: словесно-наглядный, частично-поисковый, исследовательский.

Средства: иллюстрации к поэме В. Васнецова, карта – Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в VI–XI вв., литературоведческий словарь, книги Карамзина, произведения А.С.Пушкина, текст летописи, фонохрестоматия 7 класса, м-м презентация урока. (Приложение 1 ), таблица «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге» (Приложение 2 ).

Теория литературы: жанр, летопись, поэма, баллада.

Словарная работа:

  • Бранное поле
или поле брани – поле битвы.
  • Броня
  • – одежда из металлических пластинок или колец; защищала воина от удара меча, копья.
  • Вдохновение –
  • творческий подъём, прилив творческих сил.
  • Вещий
  • – пророческий, предвидящий будущее.
  • Волхвы
  • – название языческих жрецов у славян. В старославянских переводах библейских текстов слово «волхв» применялось для обозначения жрецов, кудесников, из числа других народов.
  • Жрец
  • служитель божества; магические действия жрецов назывались волхованием; по языческим представлениям, волхвы, находясь в особых отношениях с богами, могли предсказывать будущее.
  • Летописи
  • – памятники исторической прозы Древней Руси.
  • Отроки
  • – здесь молодые слуги князя.
  • Перун
  • – бог грома и молний у древних славян.
  • Попона
  • – покрывало для лошади.
  • Праща –
  • древнее ручное боевое оружие для метания камней.
  • Секира
  • – боевой топорик с длинной рукоятью. – сражение.
  • Тризна
  • – похоронный обряд у древних славян.
  • Хозары
  • (или хазары) – народ, живший некогда в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь.
  • Ход урока
  • Слово учителя. Сегодня на уроке знания по истории помогут вам понять содержание, смысл произведения Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Знания по русскому языку и литературе – оценить художественное своеобразие этого произведения. (Приложение 1 , слайд 1 )

    I. Актуализация знаний учащихся (слайд 2, 3, 4 )

    Ответы на вопросы учителя :

    1. Вспомните, к то такой вещий Олег?
    2. За что его назвали вещим?
    3. Сообщение ученика «Олег и его время»

    Некоторые историки считают Олега родственником Рюрика. Он получил власть после смерти Рюрика в 879 году и правил до достижения совершеннолетия сына Рюрика Игоря. Князь Олег был человеком предприимчивым и воинственным. Он присоединил к государству земли по течению Днепра. Захватил Смоленск, город кривичей, затем взял Любеч, город северян. Новгород при нем стал вторым по значению городом. В 882 году Олег захватил Киев и стал править в нем, провозгласив Киев «матерью городов русских».

    По велению Олега вокруг Киева были построены новые укрепления. Князь установил общие для всех территорий налоги. В последующие годы Олег присоединил земли древлян, днепровских северян и радимичей, освободив их от дани хазарам. В 907 году под предводительством Олега был совершен успешный поход на Царьград (Константинополь), в результате которого русские получили богатую дань с византийцев и спустя несколько лет подписали с Византией первый мирный договор.

    Необычайная военная удача Олега, его ум и проницательность принесли ему прозвище «Вещий». Сохранилось множество преданий о его походах. Одно из них рассказывает, что Олег княжил 33 года и умер в глубокой старости от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя. Князь Олег умер в 912 году, оставив сильное государство сыну Рюрика Игорю.

    1. Когда появились летописи?
    2. Как называется первая русская летопись?

    II. Работа с текстами исторических документов (Отрывок из «Повести временных лет» и «Истории…» Карамзина Н. М.) (слайд 5, 6 )

    Какой из этих двух документов вдохновил Пушкина на создание «Песни…»?

    Учитель: В 1820году Пушкин, сосланный Александром I за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называли могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге и захотел о нём написать. Так появилась «Песнь…»

    III. Прослушивание фонозаписи А.С.Пушкин «Песнь о Вещем Олеге».

    Песнь – древний способ прославления. За что же славит поэт князя?

    IV. Анализ произведения

    Вопросы для беседы с классом:

    1. В каком жанре написана «Песнь…»? (слайд 7, 8 )

    Запись в тетрадях учащихся (слайд 8 ):

    Баллада – лирическое стихотворение с напряжённым, острым сюжетом (легендарным, историческим, фантастическим). Герои в балладе вступают в конфликт друг с другом, с самой судьбой. Часто присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, трагически неразрешимого.

    2. Что общего и чем различаются друг от друга жанры летописи и баллады?

    (Общее: рассказывают об одном историческом событии.

    Различие: летопись – проза, баллада – поэтический текст. В балладе используются средства художественной выразительности. В летописи нет.) (слайд 9 )

    Летопись Баллада
    Действие «И повеле кормити и не водити его к нему, и пребы неколико лет не виде его, дондеже на грекы иде» «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, расстаться настало нам время…
    Купайте, кормите отборным зерном…
    И князю другого коня подвели…»
    Характер –нет –

    «И рече ему кудесник один...»

    «Идёт вдохновенный кудесник,
    Покорный Перуну старик одному…»
    Характер –нет –

    Олег же посмеяся и укори кудесника, река: «То ли неправо глаголют волъсви, но всё то льжа есть…»

    «Олег усмехнулся – однако чело
    И взор омрачилися думой»
    «Могучий Олег головою поник
    И думает: «Что же гаданье?
    Кудесник, ты лживый безумный старик…»

    3. Определите стихотворный размер.

    4. 1 марта 1822 года Пушкин заканчивает работу над произведением, которое назвал «Песнь…» и пишет Александру Бестужеву:

    «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического». (слайд 10 )

    Что поэтического увидел Пушкин в происшествии, которое стало основой «Песни…»? Что является темой произведения? (слайд 11 )

    5. В чём заключается идея стихотворения?

    Идея и идейно-эмоциональная оценка Грядущие годы таятся во мгле;

    Но вижу твой жребий на светлом челе.

    …примешь ты смерть от коня своего…. «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического», –писал поэт Александру Бестужеву

    Князь – власть, а кудесник выше князя по божьему проведению.

    Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них ни одна судьба.

    Верность чувству долга может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия.

    6. Назовите главных и второстепенных героев произведения. (слайд 12 )

    7. Определение композиции и сюжета произведения. (слайд 13 )

    На сколько частей можно разделить произведение? (На три части

    1. Предсказание кудесника и прощание с конем.
    2. «Пирует с дружиною Вещий Олег…»
    3. «На холме у брега Днепра…»)

    Определение основных элементов сюжета.

    – Назовите завязку действия. (Встреча с мудрым старцем.)

    – Назовите кульминацию в развитии действия. (Исполнение предсказания.)

    – Что вас поразило в последнем заключительном эпизоде?

    – Почему Олег принимает смерть от коня? Оттого, что от судьбы не уйти? Или оттого, что Олег оскорбил кудесника, назвав его «лживым безумным стариком»? Или это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня?

    Вывод: События «Песни…» содержат в себе много таинственного, и каждый читатель разгадывает её по-своему.

    V. Исследование эпизода «Предсказание кудесника»

    Класс поделен на три группы: историки, литературоведы, лингвисты. Работа рассчитана на10 минут.

    Задания группам (слайды 14, 15, 16, 17 )

    1 группа
    Историки –
    Выразительное чтение 1, 2 строф «Песни…»
    Кто такие хазары? О каком событии напоминают выражения «цареградская броня» и «щит на вратах Цареграда»?
    Какое событие произошло раньше – поход на хазаров или взятие Царьграда? Какое историческое несоответствие вы заметили?

    2 группа
    Литературоведы –
    Выразительное чтение 3, 4, 5строф «Песни…»
    Где происходит встреча вещего Олега с кудесником?
    Когда происходит эта встреча? (определите время употреблённых глаголов) Почему Пушкин использует глаголы настоящего времени изъявительного наклонения и глаголы повелительного наклонения?

    3 группа
    Лингвисты
    Выразительное чтение 6, 7 строф «Песни…»
    Что обозначают слова «броня», «Перун», «пращ», «сеча», «по бранному полю», «волхвы»?
    С какими словами употребляется слово «вещий»? Какой смысл вкладывает Пушкин в эти выражения?

    Выступление учащихся с результатами исследования.

    VI. Назовите какие художественно-изобразительные средства использовал Пушкин при создании произведения «Песнь о Вещем Олеге» (коллективная работа) (слайд 18, 19 )

    Художественно-изобразительные средства – отмстить неразумным хазарам, могучий Олег, вдохновенный кудесник Эпитеты
    – грядущие годы таятся во мгле… Метафоры
    – как чёрная лента, вкруг ног обвилась… и кудри их белы, как утренний снег над славной главою кургана… Сравнения
    –И волны, и суша покорны тебе; Олицетворение
    с волей небесною Инверсия
    И синего моря обманчивый вал
    В часы роковой непогоды
    И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
    Щадят победителя годы…
    И холод, и сеча ему ничего.
    Но примешь ты смерть от коня своего
    Градация

    VII. Выводы урока (слайд 20 )

    «Песнь о Вещем Олеге» дополняет содержание летописи, помогает представить исторических героев, увидеть их характеры и судьбы. Вещий Олег наделён душевной привязанностью к коню. Над его чувствами не властно ни время, ни даже смерть коня. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них не одна судьба.

    Именно это делает Олега лицом поэтическим. Вслушайтесь в последние строки стихотворения:

    Князь Игорь и Ольга на холме сидят,
    Дружина пирует у брега.
    Бойцы вспоминают минувшие дни
    И битвы, где вместе рубились они.

    В них выражена надежда на преодоление горечи утраты. Верность долгу может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия.

    VIII. Домашнее задание (слайд 21 )

    1. Выучить наизусть «Предсказание кудесника» или «Расставание с конем»
    2. Проанализировать эпизод «Прощание с конем» в летописном источнике и балладе (8, 9, 10 строфы)

    Литература:

    1. Азарова Н.М
    . Текст. Пособие по русской литературе XIX века. Часть 1. – М.: «Век книги», 2003.
  • Золотарева И.В., Аникина С.М
  • . Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М. Вако, 2004.
  • Древнерусская литература: Книга для чтения.5-9 кл. – М., 1993.
  • Карамзин Н.М
  • . История государства Российского. В 4 книгах. Книга первая. – Ростов на Дону, 1995.

    К литературному наследию 19-го столетия следует отнести творчество А. С. Пушкина, который, существенно опережая свое время, создал стихотворения и поэмы, интересные и по сей день. Нередко затрагивал поэт и историческую тематику, сопоставляя события и явления далекого прошлого с происходящим на его глазах. Рассмотрим жанр «Песни о вещем Олеге» Пушкина, одного из наиболее значительных произведений, в которых оживает история.

    Создание

    Работа над произведением длилась в течение года, а написано оно было в 1822 году. «Песнь о вещем Олеге» Пушкина имела под собой реальную основу: поэт обратился к древнерусским летописям, в которых подробно был пересказан сюжет, связанный с одним из киевских князей.

    Это время было непростым в жизни поэта:

    • В 1820 году он был направлен в Кишинев, первую из своих ссылок.
    • Ложа «Овидий», в которую он вступил, была распущена императором, а вскоре появился запрет на деятельность масонских лож в целом.

    Пушкин почувствовал, что свобода становится все более и более ограниченной, поэтому и обратился к историческому прошлому страны, желая найти в нем ответ на мучавшие его вопросы.

    Особенности сюжета

    Пушкин использует сюжет летописи, придав ему особое стихотворное звучание. По первоисточнику, князь Олег сумел прославить свое имя победоносным походом на Византию, после которого и заслужил прозвище Вещий, то есть глядящий в будущее, умеющий предугадывать.

    «Повесть временных лет» характеризует его как смелого воина, мудрого правителя, решительного военачальника, принимающего нестандартные решения. В своем произведении великий поэт уделяет мало внимания описанию героических походов князя, он сосредоточен на единственном эпизоде - разговоре Олега с кудесником и гибели.

    Жанр «Песни о вещем Олеге» Пушкина - баллада. Чтобы доказать этот тезис, необходимо рассмотреть особенности данного жанра.

    Специфика баллады

    Какие же черты присущи литературным произведениям, которые являются балладами по своей жанровой специфике?

    • Прежде всего это стихотворная форма.
    • В основе сюжета такого текста лежит некое героическое или таинственное событие, взятое из легенд или фольклорных сказаний.
    • Сюжет выстроен по определенному плану: начинается с завязки, далее следует кульминация и, наконец, развязка.
    • Текст содержит как чувства автора, так и переживания его персонажей.

    Нередко в подобных произведениях прослеживается мотив мистики, таинственности, рока. Ключевые герои баллад предстают сильными цельными характерами, личностями. Можно отметить, что такие тексты совмещали в себе черты песни и рассказа о героическом событии.

    Жанр произведения

    На основании вышеперечисленных особенностей рассмотрим, действительно ли жанр «Песни о вещем Олеге» Пушкина является балладой.

    • Произведение написано в стихотворной форме, является лиро-эпическим.
    • Ключевым персонажем выступает реальный исторический деятель, князь Олег, история которого описана в достоверном источнике, «Повести временных лет». Есть упоминание о событиях, которые происходили на самом деле (например, поход Олега на Царьград). При этом смерть князя «от коня своего» носит, скорее, вымышленный, чем достоверный характер, но автор летописи верит в то, что описывает. Уже это доказывает факт, что жанр «Песни о вещем Олеге» Пушкина - действительно баллада.
    • Далее, элемент таинственности в произведении также присутствует. Князь беседует с волхвом, предсказателем (кудесником, как именует его поэт), просит его заглянуть в грядущее, предсказать ему причину гибели.
    • Ключевым персонажем текста является князь — фигура, несомненно, героическая, отважный воин и мудрый правитель.

    Эти черты позволяют нам убедиться в том, что жанр произведения «Песнь о вещем Олеге» Пушкина - это действительно баллада. Назвав свое произведение «песнью», поэт подчеркивает его близость к фольклорным источникам, что также присуще текстам данного жанра.

    Виды баллад

    В литературоведении различают несколько видов баллад:

    • Исторические (повествующие о некоем героическом событии или знаменитой исторической личности, чаще - реальной).
    • Семейно-бытовые (рассказывают о каких-то особенных событиях из жизни простых людей).
    • Страшные (сюжет представляет собой описание мистического явления, действия потусторонней силы).
    • Разбойничьи (пример подобного произведения - баллады о Робине Гуде, народном защитнике и заступнике).
    • Трагические (персонажей таких произведений постигают несчастья).

    Исходя из этой классификации, следует отметить, что рассматриваемое стихотворение Пушкина «Песнь о вещем Олеге» по жанру - историческая баллада.

    Особенности построения

    Еще одно доказательство жанровой принадлежности текста - написание его балладной строфой. Особенности такой строфы в том, что в четных и нечетных стихах используется различное число стоп.

    У Пушкина эта специфика налицо, чередуются строки с 3 и 4 стопами, то есть действительно поэт пользовался балладной строфой.

    Все это позволяет сделать вывод о том, что жанр «Песни о вещем Олеге» Пушкина - это баллада. Для лиро-эпических текстов (к каковым и относятся баллады) часто использовался размер стиха амфибрахий, характеризующийся ровной интонацией. Именно к этому размеру и обратился поэт.

    Средства выразительности

    Для того чтобы рассказать читателям о князе Олеге, поэт использует целый набор художественных средств:

    • Эпитеты (вещий Олег, неразумные хазары, буйный набег, роковая непогода).
    • Метафоры (щадят победителя годы).
    • Сравнения (змея «как черная лента», кудри белы «как утренний снег»)
    • Олицетворения (лежат благородные кости, дожди моют, ветер волнует).

    Все эти приемы позволяют создать легкий для прочтения и восприятия текст, вместе с тем выразительный и лиричный. Чтобы наилучшим образом помочь читателю погрузиться в мир минувшей эпохи, Пушкин активно использует архаичные слова (тризна, секира, сеча) и устаревшие синтаксические конструкции.

    Подобные средства нередко использовались и другими авторами баллад, например, Жуковским. В произведении «Светлана» можно встретить и образные эпитеты, и олицетворения, и метафоры.

    Тематика

    Проанализируем тему «Песни о вещем Олеге» Пушкина, жанр которой определен как баллада. В произведении явственно звучит тема рока, судьбы, обмануть которую человеку не по силам. Казалось бы, Олег — могущественный князь, умный и дальновидный, щит его «на вратах Царьграда», его судьбе завидует недруг, но и этот герой не смог противостоять воле судьбы. Отказавшись от любимого коня, он, возможно, отсрочил неминуемое, либо поступил именно так, как от него и требовалось.

    В любом случае, даже великий князь не сумел выйти победителем из схватки с судьбой, что уж говорить о простом человеке.

    Другая важнейшая тема, которая задается в «Песни о вещем Олеге» Пушкина (жанр ее определен как баллада), - отношения поэта и власти. Кудесник, который предсказал князю судьбу, отказался от предлагаемых Олегом даров, сказал, что «волхвы не боятся могучих владык», поскольку всегда говорят правду. Старик, с которым беседовал могучий князь, характеризуется Пушкиным как «покорный Перуну одному». Кудесник не склоняется перед человеком, олицетворяющим собой власть. Так и поэт не должен бояться говорить правду, пусть даже она и будет неугодна правителям. Вспомним, что в период написания текста Пушкин находится в изгнании, он обижен, считает себя непонятым, эти размышления и вылились в поэтическом тексте на историческую тему в полный горделивого достоинства ответ кудесника.

    Тот факт, что предсказание волхва оказалось правдивым, доказывает - правда всегда победит.

    Противостояние персонажей

    В «Песни о вещем Олеге» Пушкина, жанр которой - баллада, налицо противопоставление двух героев:

    • Вещий Олег — умный, смелый и отважный воин. Не зря князю присвоен этот эпитет, он действительно настолько мудр, что может предугадывать действия противников. Уверен в себе, наделен властью.
    • Кудесник — волхв, человек, которому даровано умение приоткрыть дверь в грядущее. Этот персонаж не боится глядеть в глаза могучему правителю, говорить ему правду.

    И в итоге именно предсказатель оказывается прав. Симпатию вызывают оба героя, но именно кудесник олицетворяет поэта, наделенного особым даром, который в современное Пушкину время оказывается непонятым и гонимым.

    Мы рассмотрели «Песнь о вещем Олеге» Пушкина. Какой жанр выбрал поэт, чтобы выразить гнетущие его мысли, мы также определили - это жанр баллады.

    «Песнь о вещем Олеге» написана Пушкиным в пору своего творческого расцвета, в 1822 году. Над созданием не самого длинного стихотворения поэт работал почти целый год, обращаясь к истории, изложенной в V томе сочинений Карамзина. Именно там пересказывается жизнеописание Олега, князя Киевского, дошедшего до Царьграда и прибившего на врата города свой щит.

    Стихотворение впервые увидело свет в 1825 году: оно было напечатано в «Северных Цветах» - альманахе, издаваемом Дельвигом.

    Главная тема стихотворения

    Основная тема, на которой, собственно, и строится сюжет, - тема предопределенности судьбы и свободы выбора. Это общее понятие имеет множество сложнейших оттенков, которые требуют последовательного изучения.

    Главным событием, переломным моментом в жизни вещего Олега является встреча с кудесником, который предрекает ему смерть «от коня своего». Этот эпизод как бы разбивает все существование князя на две части: если раньше он действовал сообразно со своим представлением о мире, занимался обычными государственными делами - например, собирался «отмстить неразумным хазарам», - то сейчас он вынужден считаться с полученной информацией. И Олег принимает решение, которое кажется ему единственно верным: он отказывается от своего верного коня, который был спутником во многих битвах, и пересаживается на другого.

    Это яркий эпизод, в котором Пушкин со свойственной ему гениальностью обращает внимание читателя на бесконечное множество значительных мелочей. Образ Олега - это образ человека, которому, несмотря на высокое положение, свойственны совершенно обычные чувства и эмоции. Он не желает преждевременно умирать, но ради самозащиты предпринимает не самые приятные для себя шаги. Он, очевидно, любит своего коня, отдает приказ всячески заботиться о нем, он грустит из-за необходимости расстаться с верным другом, но желание жить - гораздо сильнее.

    Предосторожности оказываются излишни: Олег умирает, как и предсказано, «от коня»: змея, выползшая из черепа уже погибшего животного, жалит князя в ногу, и тот погибает.

    В этом скрыта тонкая и горькая ирония: предсказание волхва сбывается так или иначе. Знай Олег о том, какая именно смерть ему уготована - как бы вел он себя тогда? Стал бы он отказываться от своего друга? Как изменило его жизнь предсказание волхва (выпрошенное им же самим, к слову - к его собственной беде)? Пушкин оставляет эти вопросы без ответов, предоставляя читателю поразмыслить над ними самостоятельно. При этом, что интересно, князь Олег в тексте назван «вещим» - знающим, способным самостоятельно предугадывать ход событий. Складывается впечатление, что предсказание волхва, которое князь не смог разгадать, является своеобразной иронией злого рока.

    Структурный анализ стихотворения

    Произведение не зря называется «Песнью». Оно относится к категории баллад — лирических стихотворений, в основе которых — историческая фигура или событие. Для воссоздания соответствующей атмосферы Пушкин использует напевную ритмику амфибрахия со сложным рисунком рифмы (соединение перекрестной и смежной) и масштабные строфы, состоящие из шести стихов. Многочисленные архаизмы усиливают ощущение историчности и акцентируют на ней внимание читателя. Стихотворение характеризуется глубокой эмоциональной насыщенностью.

    Множество эпитетов и необычных сравнений создают некую вязкость текста, читатель уже не может пробегать строчки глазами, образы, щедро подпитываемые оригинальными олицетворениями (лукавый кинжал, например), буквально встают перед глазами. Помимо этого, Пушкин пользуется устаревшими синтаксическими конструкциями, варьирует порядок слов.

    Вывод

    «Песнь о вещем Олеге» - яркое, многогранное произведение. Поэт говорит о предопределенности и о том, возможно ли избежать злого рока, рассуждает о человеческом желании противостоять судьбе и об ошибках, допускаемых на пути к этой цели. Поднятые Пушкиным вопросы о судьбе, о человеческих слабостях, о жертвах во имя своей жизни являются важными, и каждый читатель находит ответы на них самостоятельно.