Теория государства и права механизм правового регулирования. Правовое регулирование и его механизм. Правовое регулирование и правовое воздействие

Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Правовое регулирование – это право в действии.

Предмет правового регулирования – это общественные отношения, на которые действует право, которые поддаются нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования. Предмет П.Р. определяется законодателем.

Стадии правового регулирования.

3 основных и 1 факультативная стадии П.Р.

1.Стадии нормативной регламентации (регулирование). На ней осуществляется процесс создания юридических норм, правотворчество, следовательно, на этой стадии осуществляется законодательная деятельность:

  • Принятие подзаконных актов, - Официальное толкование правовых норм,
  • Опубликование (офиц.) кодексов, законов, актов.

Нормы регламентации, направляющие поведение участников общественной жизни, ориентация установок, их правового статуса.

2.Общее принятие норм, индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей.

После наступления обстоятельств, предусмотренных нормами, которые именуются юридическими фактами, возникают индивидуализированные отношения, у участников которых возникают конкретные права и обязанности.

3.На стадии реализации права имеет место правовое поведение, т.е. соответствие требованиям юридических норм, правам и обязанностям конкретного лица. На этой стадии достигается цель П.Р., т.е., чтобы люди руководствовались принятыми нормами, т.е. норма становится частью поведения людей. Зачастую возникает противодействие реализации права - люди не понимают объем допустимых действий и т.д.

4.Факультативная стадия – стадия применения права. Эта стадия, в которой необходимы профессиональные знания юристов. Если право нарушено, то люди обращаются к уполномоченным органам: полиция, суд и т.д. Охранительные нормы могут быть реализованы только на стадии применения права.

Механизм правового регулирования - система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

  1. юридич.нормы – начальный элемент механизма правового регулирования, выполняющий роль модели поведения;
  2. правоотношения – элемент, с помощью которого осуществляется правовая связь между субъектами права посредством субъективных прав и юридич.обязанностей;
  3. акты реализации прав и обязанностей – это завершающий элемент механизма правового регулирования. Его роль заключается в реализации правовой нормы в правомерное поведение. Специфическую роль в этом механизме играет правосознание(субъективная среда функционирования механизме правового регулирования) и законность(стержень механизма).

Более подробно!!

К элементам механизма правового регу­лирования относятся:

  1. Нормы права - выступают как предписания и как образцы, модели поведения в правовых отношениях. Нормы права - основа механизма правового регулирования, все остальные элементы предусмотрены ими, носят поднормативный характер.
  2. Нормативно-правовой акт - документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида обще­ственных отношений.
  3. Правоотношения - выступают как средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизи­рованные и индивидуализированные акты поведения членов общества (субъектов права).
  4. Акты реализации права - это действия субъектов права, уча­стников правовых отношений по воплощению в жизнь предпи­саний норм права.
  5. Акты применения права - индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений. Это акты (как действия, так и документы) индиви­дуализированного правового регулирования.
  6. Правосознание и режим законно­сти. Своеобразие этих элементов заключается в их нематери­альности.
Теория государства и права Морозова Людмила Александровна

24.2 Структура и стадии механизма правового регулирования

Структура и стадии механизма правового регулирования

Некоторые ученые, рассматривая структуру механизма правового регулирования, выделяют два ее полярных элемента:

нормативную основу , или нормы права, выражающие главные способы воздействия права - дозволения, запреты, обязывания;

способы реализации, которые проявляются в фактическом поведении людей, совершении действий или в воздержании от действий (бездействии), т. е. результативную сторону механизма.

Между этими двумя элементами существуют промежуточные звенья - юридические факты, правоотношения.

А. В. Малько называет пять основных стадий, или элементов, механизма правового регулирования: 1) нормы права; 2) юридический факт или фактический состав; 3) правоотношение; 4) акты реализации прав и обязанностей; 5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент). Несмотря на различие позиций, и в первой, и во второй, по существу, имеется в виду одно и то же, но некоторые элементы выделены в самостоятельную стадию.

С. С. Алексеев к элементам механизма правового регулирования относит: юридические нормы; правоотношения; акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей; индивидуальные предписания, акты применения права как факультативный элемент . В юридической литературе чаще всего называют именно эти четыре элемента механизма правового регулирования. Они же одновременно являются стадиями механизма.

Различия в позициях отдельных ученых состоят главным образом в том, что в качестве факультативной называют не стадию правоприменения, а правоприменение именно охранительного характера. Не всегда в качестве самостоятельной стадии указывают на юридические факты, так как они неотделимы от правоотношений, которые не могут возникнуть без юридических фактов.

Структура механизма правового регулирования едина для правового регулирования любого содержания. Охарактеризуем каждую из его стадий.

Первая стадия - формирование нормативной основы включает процесс создания и общее действие юридических норм. Но нормативная основа включает не только нормы права, но и индивидуальные предписания, договоры, средства и приемы юридической техники, иные инструменты правового регулирования. С. С. Алексеев придает наибольшее значение в нормативной основе таким юридическим средствам, как позитивные обязывания, дозволения и запреты, поскольку они проявляют себя именно в действии права.

Вторая стадия включает правоотношения , возникающие на основе юридических фактов (или фактического состава) и в рамках которых стороны приобретают конкретные права и обязанности как меру индивидуального поведения субъектов. Этой стадии нередко предшествует факультативная стадия - применение права , без которой не могут возникнуть правоотношения. Правоприменительный акт служит тем юридическим фактом, без которого не может быть правоотношения. Например, право гражданина на высшее образование неосуществимо без вынесения соответствующего правоприменительного акта - приказа ректора о зачислении данного лица в вуз. Это главный юридический факт, но он, в свою очередь, не может быть принят, пока абитуриент не представит требуемые документы, не сдаст вступительные экзамены и не пройдет по конкурсу.

В рамках правоотношений устанавливается конкретная юридическая связь между субъектами, при этом субъекты вполне определенно разделяются на управомоченных и обязанных. Именно здесь выявляется, какая из сторон правоотношения имеет интерес и соответствующие субъективные права, а какая обязана не препятствовать удовлетворению этого интереса либо осуществлять конкретные активные действия в интересах управомоченного.

Правоотношения, как известно, возникают на основе норм права и при наличии определенных юридических фактов. В рамках правоотношения абстрактная программа действия, заложенная в нормах права, преобразуется в конкретное правило поведения для соответствующих субъектов.

Третья стадия - реализация субъективных прав и юридических обязанностей. На этой стадии достигаются цели правового регулирования. При этом реализация осуществляется в формах актов: соблюдения (запретов), исполнения (обязанностей), использования (прав) и применения права.

Акты реализации представляют собой основное средство , при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т. е. осуществляются в поведении тех или иных субъектов. Если на этой стадии не создается препятствий для реализации прав и обязанностей, то не возникает необходимости в четвертой (факультативной) стадии - контроля за использованием прав и исполнением обязанностей или защиты прав субъектов правоотношений.

Четвертая стадия характеризуется наступлением определенных юридических последствий при невыполнении субъектом возложенных на него обязанностей или при совершении правонарушения. Данная стадия наступает только при конфликтной ситуации и свидетельствует о невозможности обычными, «мирными» средствами разрешить конфликт. Поэтому на этой стадии возникает необходимость в правоотношениях другого рода - правоохранительных , а также в правоприменительной деятельности обеспечительного характера . Здесь управомоченный приобретает право на защиту , с помощью которого он или специальные органы возбуждают правоприменительный процесс, и с помощью юрисдикционных органов имеет возможность в отношении обязанного лица применить меры государственного принуждения. Нарушившая свои обязанности сторона в рамках охранительных правоотношений приобретает новый статус, где на первый план выдвигается юридическая ответственность. Поэтому охранительное правоотношение строится по типу властеотношения , в котором юрисдикционный орган использует власть для восстановления справедливости, укрепления законности. Таким образом, главным элементом на данной стадии являются охранительные правоприменительные акты .

Перечисленным выше стадиям соответствуют элементы механизма правового регулирования. Ими выступают:

1. Нормы права , или нормативная основа регулирования. Они устанавливают общее правило или модель поведения, а также определяют круг субъектов, их правовой статус. От вида нормы права - запрещающая, обязывающая, уполномочивающая, рекомендательная, поощрительная и др. - зависит характер поведения субъектов права.

2. Правоотношение , которому предшествуют юридические факты. Последние, по существу, включают в действие весь механизм правового регулирования и вызывают возникновение правоотношений определенного вида. В правоотношении общая модель поведения конкретизируется применительно к субъектам и в нем фиксируются субъективные права и обязанности сторон.

3. Акты реализации прав и обязанностей представляют собой фактическое поведение участников правоотношений. Этим элементом завершается действие механизма правового регулирования, если достигается упорядоченность общественных отношений, т. е. устанавливается правопорядок, или обеспечивается тот результат, на который направлена воля законодателя. Однако если этот результат не достигнут, то в качестве элемента механизма правового регулирования могут быть использованы акты правоприменения, которые гарантируют осуществление прав и обязанностей.

Процесс правового регулирования сопровождается определенными методами и способами. Напомним, что метод правового регулирования - это совокупность способов правового воздействия на общественные отношения. Различают властно-императивный (авторитарный) метод, основанный на централизованном регулировании «сверху вниз» (административное, уголовное, уголовно-исполнительное право), и автономный , или децентрализованное регулирование, при котором участники общественных отношений являются равноправными партнерами (гражданское, семейное право).

Способы регулирования - это приемы регулирования общественных отношений, которые зависят от специфики правовых норм. Выделяют следующие способы правового регулирования: а) запрещение; б) дозволение; в) обязывание; г) рекомендации; д) поощрения и др. В зависимости от способа правового регулирования выделяют такую категорию, как тип правового регулирования . Их существует два: 1) общедозволительный, который основан на принципе «дозволено все, кроме…», т. е. субъекты могут совершать любые действия, кроме запрещенных законом;

2) разрешительный, основу которого составляет принцип «запрещено все, кроме…», т. е. субъекты могут совершать только действия, которые разрешены нормами права. Но в ряде случаев при этом требуется соответствующее разрешение компетентного органа.

Некоторые ученые подчеркивают большую роль в механизме правового регулирования правосознания и правовой культуры (В. В. Лазарев и С. В. Липень). Например, отмечается, что механизм правового регулирования оказывает серьезное влияние на формирование мотивов поведения участников общественных отношений. В психике людей по-разному работают обязывания, запреты, дозволения: в одних случаях они вызывают побудительные мотивы правомерного поведения, в других - напротив, могут побуждать к совершению правонарушений.

Правовое регулирование имеет свои пределы, так как воздействие права на общественные отношения не может быть безграничным. Вообще право не может быть выше, чем экономический строй общества и обусловленное им культурное развитие. Воздействовать с помощью права на поступки и действия людей можно лишь в той мере, в какой эти поступки и действия подвластны сознанию человека. Человек помимо своих действий безразличен для права. Лишь его поступки подлежат оценке права с точки зрения их правомерности или неправомерности.

Важно также иметь в виду, что предметом правового регулирования могут выступать не любые общественные отношения. Выделяют три группы общественных отношений, которые составляют сферу правового регулирования. Первая группа - отношения людей по обмену ценностями (материальными и нематериальными). Вторую группу образуют отношения по властному управлению обществом. В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка.

От предмета регулирования зависят особенности, способы, средства и методы правового воздействия, а также интенсивность правового регулирования, т. е. степень охвата правовым воздействием круга общественных отношений, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы государственного принуждения и другие характеристики.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Предпринимательское право автора Шевчук Денис Александрович

2. Методы правового регулирования Под методом правового регулирования, применяемым в отрасли права, понимается набор способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета регулирования.Каждая отрасль права

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

2. Понятие и система государственного регулирования и управления (административно-правового регулирования) в области экономики Государственное регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в широком социально-политическом смысле

Из книги Гражданский процесс автора Черникова Ольга Сергеевна

6.2. Источники, стадии и цели регулирования судебных расходов Источники регулирования судебных расходов характеризуются различной правовой природой.Объектом регулирования являются денежные затраты, то есть имущественные отношения. Поэтому в первую очередь отношения

Из книги Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

Структура правового статуса осужденного В содержание правового статуса лиц, отбывающих наказания, входят права и юридические обязанности. Каждый из этих элементов правового статуса самостоятелен, так как характеризуется социальным назначением, сущностью и

Из книги Уголовно-исполнительное право. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

23. Структура правового статуса осужденного В содержание правового статуса лиц, отбывающих наказания, входят права и юридические обязанности. Каждый из этих элементов правового статуса самостоятелен, так как характеризуется социальным назначением, сущностью и

Из книги Общая теория права. Том II автора Алексеев Сергей Сергеевич

Глава 22. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 1. Структура МПР.2. Стадии правового регулирования и основные элементы МПР.3. Подсистемы в МПР.4. Элементы МПР, вопросы догмы права и техники юриспруденции.1. Структура МПР.Вопрос об элементах МПР - это вопрос о

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

24.1 Понимание механизма правового регулирования Регулирование общественных отношений - главная функция права, его основная характеристика в действии, в движении, в процессе реализации его возможностей. Поэтому изучение механизма правового регулирования важно для

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

24.2 Структура и стадии механизма правового регулирования Некоторые ученые, рассматривая структуру механизма правового регулирования, выделяют два ее полярных элемента:нормативную основу, или нормы права, выражающие главные способы воздействия права - дозволения,

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

24.3 Эффективность механизма правового регулирования Обобщающей характеристикой механизма правового регулирования является его эффективность.Под эффективностью правового регулирования понимается соотношение между результатом правового регулирования и стоящей

Из книги автора

§ 2. Структура механизма государства Единый и целостный механизм государства дифференцируется (расчленяется) на составные части – органы, подсистемы. Между ними существует своя иерархия: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном

Из книги автора

§ 1. Понятие правового регулирования Человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей (больших или малых социальных

Из книги автора

§ 2. Предмет правового регулирования Право не должно да и не может регулировать все общественные отношения, все социальные связи членов общества. Поэтому на каждом конкретно-историческом этапе общественного развития должна быть достаточно точно определена сфера

Из книги автора

§ 4. Стадии правового регулирования Правовое регулирование есть длящийся во времени процесс. Оно предполагает активную деятельность людей, их коллективов и в процессе создания права, и в ходе его воплощения в жизнь.Процесс воздействия права на поведение людей и

Из книги автора

§ 5. Механизм правового регулирования После ответа на вопрос, как право регулирует общественные отношения, логично искать ответы на вопросы, чем, какими средствами право воздействует на общественные отношения, каков механизм правового воздействия.В теории права

Из книги автора

§ 13.1. Понятие механизма правового регулирования Регулирование общественных отношений - главная функция права, его основная характеристика в действии, в движении, в процессе реализации его возможностей. Поэтому изучение механизма правового регулирования важно для того,

Из книги автора

§ 13.4. Эффективность механизма правового регулирования Под эффективностью правового регулирования понимается соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Если предписания, установленные в нормах права, реализовались в правомерном

Система общественных отношений постоянно требует правового воздействия, формы и методы которого меняются в зависимости от общественных потребностей. Важное место в этом процессе принадлежит правовому регулированию и его механизма, особенно в связи с усилением роли права в процессе регулирования отношений между индивидами, социальными группами и обществом.

Сущность, особенности и структура механизма правового регулирования

Большинство ученых рассматривает механизм правового регулирования как систему, или совокупность средств, с помощью которых происходит упорядочение общественных отношений (широкий подход). С. Алексеев механизмом правового регулирования считает взятую в единстве совокупность правовых средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения. По его мнению, с помощью этих средств не только происходит упорядочение общественных отношений, но и осуществляется воздействие на сознание и поведение субъектов. Поэтому понятие "механизм правового регулирования" позволяет не только собрать вместе все явления правовой действительности (нормы, правоотношения, юридические акты и др.), но и охарактеризовать их как целостность, показать в системно-динамическом виде, что характеризует результативность правового регулирования, его способность гарантировать с правовой стороны достижение поставленных законодателем целей; осветить в связи с этим специфические функции, которые выполняют конкретные явления в правовой системе, показать их связь и взаимодействие.

А. Скакун механизм правового регулирования толкует как процесс перевода нормативности права в упорядоченность общественных отношений, осуществляемый при помощи системы правовых средств и форм с целью удовлетворения публичных и частных интересов, обеспечения правопорядка ("должное" в праве становится "сущим", т.е. нормы права превращаются в правомерное поведение субъектов права). Учитывая это подчеркивается возможность упорядочивать общественные отношения посредством разнообразных средств и с использованием определенных форм. Целями такого упорядочения является обеспечение правопорядка, удовлетворение публичных и частных интересов и т.д.

Как подчеркивают М. Матузов и А. Малько, механизм правового регулирования представляет собой систему юридических средств, организованных в наиболее последовательном порядке с целью упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права. Имея определенную структурную единство и логическую последовательность, эта система средств осуществляет регламентацию общественных отношений, способствует удовлетворению интересов и потребностей субъектов.

Подобные понимание механизма правового регулирования обнаруживают Г. Кельмана, О. Мурашин, характеризуя его как единую систему правовых средств, с помощью которых осуществляется результативное правовое упорядочение общественных отношений и преодоления препятствий на пути удовлетворения интересов субъектов права. Это определение механизма правового регулирования помогает выделить признаки, которые характеризуют его цель, средства ее достижения и результативность. Цель механизма правового регулирования - преодоление преград на пути удовлетворения интересов субъектов права - достигается с помощью использования совокупности средств, которые различаются по природе и функциональному назначению, но объединенные в систему общей целью.

Механизм правового регулирования как совокупность всех правовых средств в их единстве и взаимодействии, с помощью которых осуществляется правовое регулирование, рассматривает А. Черданцев. На его взгляд, это идеальная модель, созданная в результате упрощения процесса регулирования и отстранена от любых второстепенных, несущественных моментов. Элементы (блоки) механизма правового регулирования он привязывает к соответствующих стадий процесса регулирования.

Механизм правового регулирования рассматривают и в контексте деятельностного подхода, что помогает переосмыслить традиционную проблематику, выделить новые фундаментальные проблемы, осознать некоторые категории, теснее связать юридическую теорию с практикой. Так, С. Комаров подчеркивает, что механизм правового регулирования выражает деятельностную сторону процесса перевода нормативности права в упорядоченность общественных отношений. С. Бобровник и Н. Онищенко предлагают отказаться от понимания этого механизма лишь как деятельности законодателя, который формирует норму права, придает ей уповноважувального, обязательственного или запретительного характера, а также как средства исполнения правового предписания, подчинения субъектов запрету субъектами, которым это предписание касается. Односторонний подход к механизму правового регулирования, сводит на нет цели правового регулирования, не учитывает факторы, которые влияют на его процесс.

Сторонники узкого подхода к пониманию механизма правового регулирования рассматривают его как систему правовых средств (элементов), осуществляющих одновременное взаимосвязанное регулирование общественных отношений определенного вида.

Механизм правового регулирования - совокупность правовых средств, способов и форм, с помощью которых обеспечивается упорядочение общественных отношений, удовлетворения интересов субъектов права, установления правопорядка в обществе, решения конфликтов, достижения социального компромисса в правовой сфере.

Правовое регулирование является составной частью социального регулирования. Его механизм является системой элементов, которые взаимодействуют. Среди них выделяют: правовые средства (нормы, субъективные права и юридические обязанности и т.п.), способы (разрешения, запреты и обязательства) и формы (соблюдения, исполнения и использования). Он обеспечивает регулирование общественных отношений (является динамичной частью правовой системы), имеет целенаправленный и результативный характер.

С помощью механизма правового регулирования обосновывают необходимость осуществления правового регулирования в обществе, упорядочивают явления правовой действительности, обеспечивают их единство, взаимосвязь и взаимодействие, трансформируют правовые предписания до реального поведения субъектов права.

Характерные признаки механизма правового регулирования имеют содержательный и формальный характер.

Цели правового регулирования классифицируют по значимости (главные и второстепенные), время (перспективные и ближайшие), результатам (конечные и непосредственные). Они обеспечивают закрепление общественных отношений, создают условия для новых, предотвращают возникновение общественно-вредных или опасных отношений.

Достижение целей правового регулирования осуществляется с помощью средств юридического воздействия на поведение субъектов. их совокупность, которые являются разными по природе и функциональному назначению, образует формальный признак механизма правового регулирования. Эти правовые средства определяют формы реализации права (соблюдения, исполнения и использования) и формируют определенную систему, хоть и не привязаны к одной сферы общественных отношений. их назначение - обеспечить социальную свободу и активность поведения субъектов (разрешения) или возложить на лиц пассивную обязанность воздерживаться от совершения действий, препятствующих интересам лица (запрета), предусматривать определенное поведение, гарантировать использование субъективных прав другими субъектами (обязательства). Они должны содержать положительные стимулы относительно осуществления субъектами своих субъективных прав и исполнения возложенных на них обязанностей, а также быть направленными на достижение определенного результата - обеспечения эффективности правового регулирования.

они Связаны с субъективными правами лица (разрешения) или иных лиц (обязательства, запреты), а также взаимосвязаны между собой и с другими разновидностями правовых норм - уповноважувальними, обязывающими и запрещающими.

Характеристика механизма правового регулирования помогает установить его составные элементы, обеспечить их единство и взаимосогласованность. Потребность в различных правовых средствах обусловлена неоднозначностью удовлетворение интересов различных субъектов права. Как инструменты правового воздействия, они должны быть разнообразными и взаимосвязанными, образовывать определенную систему и быть направленными на достижение эффективности правового регулирования.

В современной юридической науке сформировано два подхода относительно определения элементов механизма правового регулирования.

1) широкий подход, который характеризуется совокупностью элементов, задействованных в благоустройстве общественных отношений:

Норма права, которая определяет модели возможного и необходимого поведения субъектов общественных отношений;

Нормативно-правовой акт - юридический документ, предоставляющий правовой норме формально-определенного, официального и обязательного характера;

Юридические факты - конкретные жизненные обстоятельства, вызывающие действие нормы права;

Правоотношения - разновидность общественных отношений, которые регламентируются правовой нормой и выполняют функции взаимодействия правовой нормы с конкретным субъектом и определения конкретного поведения персонифицированных субъектов;

Толкование деятельность по определению подлинного содержания нормы права в случае его неясности или несоответствия требованиям юридической техники;

Реализация права - воплощение правовой нормы путем соблюдения, исполнения, использования и применения;

Законность как один из принципов реализации правовых предписаний за соблюдение требований нормы права субъектами права;

Правосознание как уровень осознания субъектами права правовых предписаний;

Правовая культура как разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности;

Правомерное поведение - осознанная деятельность субъектов, которая соответствует норме права, социально полезным целям и находится в установленных законодательством пределах;

Противоправное поведение - поведение, противоречащее правовым предписаниям;

Юридическая ответственность - мера государственного принуждения (личного, имущественного или организационного характера), примененная к субъектам, совершившим правонарушения, и связана с возложением на них нового дополнительного долга.

2) узкий подход к строению механизма правового регулирования охватывает только те элементы, которые составляют основу регулятивной функции права. Среди них - нормы права, нормативно-правовые акты, правоотношения, реализация права, законность. Каждый из элементов этой системы выполняет своеобразную функцию в удовлетворении интересов субъектов, регулировании общественных отношений, достижении эффективности правового регулирования.

Отграничивая элементы механизма правового регулирования от иных правовых явлений, С. Алексеев указывает на следующие их особенности: институционность, конкретная функциональность (к элементам механизма правового регулирования относятся правовые явления, которые реально функционируют - законность, правосознание).


Правовое регулирование и его механизмы

  1. Правовое воздействие и правовое регулирование. Понятие правового воздействия. Информационное и воспитательное воздействие. Правовое регулирование. Предмет правового регулирования.
^ Правовое воздействие – это осуществляемая с помощью права деятельность, оказывающая влияние на сознание людей, их поведение и общественные отношения в целях их упорядочивания.

Выделяют следующие виды правового воздействия :


  1. ^ Информационное воздействие
Это доведение норм права до сведений людей. Право является информацией о необходимом или возможном поведении людей, где также информируются о возможных средствах достижения цели, о возможных средствах достижения норм права. Оно передается при чтении или прослушивании текстов нормативных актов. В его социальных механизм входят средства воздействия на людей. Это звуковые сигналы и буквенные коды. Предмет воздействия – это сознание людей. Результат – запоминание информации.

  1. ^ Воспитательное (ценностно-ориентационное) воздействие
В этом аспекте право несет информацию об определенных человеческих ценностях. В его социальный механизм входит средства воздействия: средства и методы агитации и пропаганды. Предмет воздействия – мировоззрение людей, их чувства, убеждения. Результат воздействия – это отношения людей к праву, правомерному и неправомерному поведению, уважение права и прививание людям определенных ценностей, нравственных. Такие 2 вида воздействия входят в общесоциальный механизм воздействия.

  1. ^ Правовое регулирование
Правовое регулирование – это особый, чисто юридический вид целенаправленного правового воздействия на сознание людей, их поведение и отношения посредством специальных юридических средств. Таким образом, правовое регулирование отличается от информационного воздействия права и его воспитательного воздействия:

  1. По средствам воздействия (эти средства носят чисто юридический характер)

  2. По предмету воздействия
Конечным предметом воздействия являются общественные отношения людей. Они складываются из актов поведения люде; осознание, воля – являются лишь промежуточным средством правового воздействия, через которые регулируются волевое поведение людей

  1. По результатам воздействия
Им является правомерное поведение людей, урегулированное правоотношением. Информационное и воспитательное воздействие права входит составной частью в правовое регулирование. Сознание, воля являются необходимым промежуточным звеном между нормой права и поведением. Но существуют и самостоятельно в процессах обучения и правового воспитания.

Предмет правового регулирования. Им являются общественные отношения, подвергаемые регулированию. Широта предмета регулирования зависят от характера государства. Тоталитарное государство стремится расширить свой предмет регулирования – это приводит к дезорганизованности, подавлению свободы и инициативы в обществе. Демократические государства ограничиваются его определенными рамками. Но излишняя зауженность предмета регулирования может привести к хаосу в обществе.

Обязательно нуждаются в регулировании отношения, которые касаются интересов больших групп лиц, классов. Сюда относятся экономические, право собственности, порядок обмена материальными благами, это формирование палаты и политические отношения. Предмет регулирования и его цели определяют выбор средств регулирования.


  1. ^ Механизм правового регулирования и его основные элементы
Под механизмом правового регулирования понимают совокупность специальных юридических средств, с помощью которых право воздействует на поведение людей. Каждый юрист должен знать набор средств, с помощью которых можно регулировать поведение людей и представлять все это в системе, видеть место конкретного правового средства к механизму правового регулирования и выполняемые им функции. Видеть весь процесс взаимосвязи, при котором норма права превращается в правомерное поведение людей. Все это позволяет выявить недостатки в действии механизма, вовремя их устранить, тем самым совершенствуя его и повышать его эффективность.

^ Основные средства правового регулирования - с пособы реализации интересов субъектов права. К ним относят:


  1. Нормы права, составляющие систему внутреннего разделения труда. Это основное средство правового регулирования, в котором заложена модель необходимого поведения.

  2. Принципы права, зафиксированные в нормах права или оформленные в них, существующие в качестве обычаев

  3. Источники права, составляющие систему как способы выражения правовых идей в объективной действительности. И в задачах информировать людей в доступной для них форме о воле государства, выраженной в правовых нормах.

  4. Акты официального толкования права, которые обеспечивают разъяснения не вполне понятных и ясных норм

  5. Юридические факты как особые факты действительности, с которыми государство связывает начало реализации норм в объективную действительность

  6. Правовые отношения с выделенными в праве субъектами, объектами, субъективными правами и обязанностями. Они служат индивидуализацией предписания, заложенных в общих нормах права.

  7. Акты правоприменения. Это властные индивидуальные решения компетентных органов, конкретизирующие нормы права, указывающие на конкретные права и обязанности конкретных лиц.

  8. Акты реализации. Это поведение людей, соответствующее предписаниям норм права, осуществляемая в таких формах как выполнение обязанностей, осуществление запретов, использованное в нормах права.

  9. Юридическая ответственность как особая разновидность правоотношения, возникающего при правонарушении и особый вид юридической обязанности правонарушителя претерпеть наказания за совершенное правонарушение.

  10. Правосознание. Это особая форма юридического сознания, которая оказывает решающее значение на поведение людей.

  11. Законность. Это важнейший юридический принцип, режим общественных отношений.

  1. ^ Процесс правового регулирования и его этапы
Правовое регулирование – это процесс, который протекает во времени и в котором можно выделить следующие этапы (стадии) . В основном правовое регулирование во всех случаях проходит 3 основных этапа:

  1. Стадия общего действия юридических норм
На данной стадии происходит регламентация поведения субъектов и условий возникновения прав и обязанностей.

  1. Стадия возникновения субъективных прав и обязанностей
На данной стадии конкретные субъекты становятся носителями субъективных прав и обязанностей.

  1. Стадия реализации прав и обязанностей
На данной стадии права и обязанности воплощаются в жизнь, претворяются фактические отношения людей.

Процесс правового регулирования обычно называют сложным, если в нем присутствует стадия правоприменения, иначе этот процесс называют простым.


  1. ^ Элементы системы правового регулирования
Система правового регулирования – это совокупность взаимосвязанных между собой способов, методов, типов, уровней, приемов регулирования. Они отвечают на вопрос как происходит регулирование людей в то время, как средство правового регулирования отвечает на вопрос: чем урегулировано поведение людей.

^ Способы правового регулирования

В качестве способов правового регулирования мы выделяем дозволение , т.е. предоставление субъектам возможностей на совершение прав, действий или бездействий. Обязывание – требование совершить какие-либо действия. Запрет – воздержаться от действия. Поощрение (стимулирование) – это предложение действовать определенным образом с одновременным одобрением мер за указанное поведение. Рекомендация – это указание государства на наиболее приемлемое с его точки зрения правило поведения. Сочетание указанных способов правового регулирования позволяет реализовывать функции права.

^ Правоохранительная функция реализуется посредством запретов совершать какие-либо действия и обязывание государства применять ответственность за правонарушение. Регулятивно-динамическая функция реализуется посредством обязывания совершать какие-либо действия, которые без государственного принуждения совершаться не будут или предоставление прав на их совершение.

^ Регулятивно-статическая функция реализуется посредством запрета совершать общественно-опасные деяния.

Применение различных способов правового регулирования характеризует политический режим государства. ^ Авторитарный режим вынужден применять запреты и обязывание, демократический режим – дозволение в большинстве случаев.

Уровни правового регулирования

Различают разные уровни:


  1. Централизованный уровень
Заключается в издании норм права индивидуальных актов правоприменения, в охране норм права посредством центральных органов власти посредством управления и суда.

  1. Децентрализованный уровень
Издание норм права региональными и местными администрациями, заключение договор между гражданами и организациями

Приемы правового регулирования:


  1. нормативное регулирование, которые заключается в издании норм права центральными и местными нормами.

  2. Индивидуальное регулирование
Правоприменение и заключение договоров индивидуального характера.

^ Методы правового регулирования:


  1. Императивный метод (административно-правовой)
Применяется в публичных отраслях. Для него характерно, что один из субъектов отношений наделяется властными полномочиями, другие ставятся в его подчинение.

Права и обязанности сторон точно очерчены и не могут изменяться по соглашению сторон. На стороне органа государства выступают преимущественно права, а на стороне других – преимущественно обязанности.

Правоотношения возникают в большинстве случаев на основании акта правоприменения.


  1. ^ Диспозитивный метод (гражданско-правовой)
Применяется в частном праве. Характеризуется установлением равенства сторон в правоотношениях, приблизительно равном балансе прав и обязанностях сторон, диспозитивным предписаниям нормы права, когда стороны могут уточнять, договариваться об иных условиях.

Возникновение правоотношений происходит непосредственно из правового акта без участия правоприменителя или договора.


  1. ^ Поощрительный метод
Заключается в использовании способа поощрения – рекомендательный иногда называют.

Типы правового регулирования

Тип правового регулирования – это сочетание в различных пропорциях дозволений и запретов. Выделяют такие типы правового регулирования, как:


  1. ^ Общедозволительный тип
Субъектам разрешается все, кроме того, что прямо запрещено законом.

Характерен для демократических государств; действует в отношении граждан; а в отношении должностных лиц – разрешительный тип регулирования.


  1. ^ Разрешительный тип
Субъектам права разрешается делать то, что прямо предусмотрено в законах. А если поведение не урегулировано нормами права, то оно тоже запрещено.

^ Правовое регулирование:

1 стадия – регламентация общественных отношений. Эта стадия обеспечивается нормами права;

2 стадия – необходимо, чтобы у субъектов возникли субъективные права и корреспондирующие юридические обязанности. Стадия так и называется: Возникновение… эта стадия обеспечивается таким юридическим средством, как правоотношение.

3 стадия - Реализация субъективных прав и корреспондирующих ему обязанностей. Обеспечивается актами реализациями + могут быть правоприменительные акты суда (если сложное регулирование).

Но в данных стадиях не все правовые средства механизма правового регулирования; это только главные средства. Они соответствуют и обеспечивают основные стадии правового регулирования. Поэтому называются основными элементами. У нас есть масса других юридических средств, которые входят в механизм правового регулирования. Правосознание, например, пронизывает все стадии в общем. То же самое и законность и правовая культура, ответственность.

^ Нормы права как один из элементов механизма правового регулирования

Нормы права – это юридическая база правового регулирования. То, с чего начинается правовое регулирование. Специфическая функция юридических норм в механизме правового регулирования заключается в нормативном регламентировании общественных отношений. Это значит, что при помощи юридических норм программируется в соответствии с потребностями развития общества определенные отношения и вся совокупность юридических средств.

Юридические нормы, прежде всего, программируют и направляют поведение людей в соответствии с заложенной нормой и идеальной моделью общественного отношения. Кроме того, в юридической норме предусматриваются юридические средства, с помощью которых обеспечивается возможное или должное поведение, в том числе субъективные права, юридические обязанности и возможные санкции за правонарушения.

Когда мы говорим о правовой норме, мы имеем ввиду, что это правило поведение, которое:


  1. Общеобязательное

  2. Формально определенное

  3. Исходящее от государства и гарантированное им

  4. Служащее регулятором общественных отношений

  5. Представительно-обязывающий характер, т.е. в норме должно быть закреплено право и корреспондирующая этому праву обязанность. Если этого нет, то нет и организма.
Норма права имеет свою структуру. Мы выделяем гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза по степени определенности условий подразделяются на определенные (с четким и ясным указанием условий, при которых действует норма) и относительно определенные (это гипотеза, которая не вполне ясно дает информацию об условиях, при которых действует норма; дает свободу толкования правоприменителю). По объему выделяют простые (имеют одно условие) и сложные (2 и более условия для наступления); выделяют также альтернативные (2 и более условия, но одно из которых выступает в действии нормы права). По способу изложения выделяют абстрактная (названо абстрактное определение вместо условий)и казуистическая(подробно перечислены все условия действия нормы).

Тоже можно сделать с диспозицией и санкцией.

Возникает вопрос: любая ли норма права содержит данные элементы? Статья закона и норма права – это одно и то же? Статья закона – это способ изложения норм права в нормативном акте. Есть разные варианты:


  1. В норме права содержатся все три элемента – прямой способ

  2. В одной статьей содержится не одно правило, а несколько правил поведения

  3. Одна норма излагается не в одной статье, а в нескольких статья (бланкетные и ссылочные нормы)
Иногда выделяют логическую норму и норму предписания. Это теоретическая конструкция, которая излагается во многих учебниках. Автор нормы предписания отождествляет со статьей закона, но это не так.

^ Классификация норм

Необходим означала назвать основания и критерий для классификации.

Если классифицировать нормы права по:


  1. Функции (цели)

    1. Регулятивные
Имеют целью довести до субъекта право требуемого и гарантированного государствам правила поведения

    1. Охранительные
Имеет целью предохранить нормы от нарушений. Служат в качестве юридического обеспечения регулятивных норм.

  1. В зависимости от характера правил поведения

    1. Императивные

    2. Диспозитивные

  2. По характеру правоотношений

    1. Материальные

    2. Процессуальные

  3. По отраслям права – множество

  4. По территории действия

    1. Международного права

    2. Общегосударственные нормы

  5. По источникам права
Содержащиеся в нормативных актах (нормы законных актов, подзаконных актах, нормы обычаи и т.д.)

  1. По способу воздействия на общественные отношения

    1. Обязывающие

    2. Запрещающие

    3. Управомочивающие

Основное назначение права состоит в детальном регулировании наиболее значимых общественных отношений, для чего используется целый арсенал разнообразных средств правового воздействия. В своем скоординированном системообразующем взаимодействии по достижению поставленных целей они образуют единый, хорошо слаженный механизм.

Для обозначения работы этого механизма в юридической литературе используется категория «механизм правового регулирования».

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Этот механизм позволяет:

  • обеспечить комплексное воздействие различных средств на общественные отношения, поведение людей;
  • показать динамику права, механизм его реального функционирования;
  • выявить специфические функции и регулятивные возможности каждого из явлений правовой действительности, его связи с иными правовыми явлениями и процессами.

Цель механизма правового регулирования — обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям (содержательный признак). Механизм правового регулирования — система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его цели (формальный признак).

Потребность в различных юридических средствах, действующих в механизме правового регулирования, определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути.

Элементами механизма правового регулирования являются отправные, реально функционирующие фрагменты правовой системы, отражающие основные этапы воздействия права на общественные отношения. Различают: этап регламентации отношений; этап возникновения индивидуальных прав и обязанностей; этап реализации прав и обязанностей. На каждом из этапов в качестве системообразующих центров, определяющих основное содержание этапа, выделяются основные элементы механизма правового регулирования. Вокруг них в качестве своеобразных подсистем группируются все иные юридические явления и процессы, образующие вспомогательные элементы механизма правового регулирования (правосознание, правовая культура, юридическая техника и др.).

Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:

  • норма права (в ней устанавливается модель удовлетворения интересов);
  • юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт;
  • правоотношение (нормативные требования здесь конкретизируются для соответствующих субъектов);
  • акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования);
  • охранительный правоприменительный акт (употребляется в случае правонарушения).

Эффективность механизма правового регулирования напрямую зависит от того, насколько грамотно определены цели регулирования и насколько оптимально подобраны средства для их достижения.

При формировании цели моделируется желаемый результат и мотивируется комплекс средств, способных, по мнению субъекта, привести к ее достижению.

Средства, способы, методы, типы механизма правового регулирования

Право призвано регулировать общественные отношения. Этот процесс осуществляется не сам по себе, он действует на основе соответствующего механизма правового регулирования. Для уяснения этого понятия определимся с понятием «правовое регулирование».

Сразу же отметим, что в юридической науке различают понятия «правовое регулирование» и «правовое воздействие».

Под правовым регулированием понимается воздействие права на общественные отношения с помощью правовых средств, способов и методов. Так, уголовное право содержит требование не совершать общественно опасные деяния. В этом случае для соответствующего юридического воздействия на общественные отношения используются соответствующие средства (запрещающая норма права, юридическая ответственность, наказание), способ (запрещение), метод (императивный).

В совокупности средства, способы и методы воздействия права на общественные отношения представляют из себя механизм правового регулирования. Таким образом, механизм правового регулирования — это система правовых средств, способов и методов воздействия права на общественные отношения, позволяющая претворять в жизнь содержащиеся в нормах права правила поведения.

Цель механизма правового регулирования заключается в обеспечении действенности правовых норм, т. е в их «оживлении», сцеплении с юридическими фактами и, соответственно, удовлетворении выраженных в праве интересов отдельных лиц, организаций, государства, всего общества в целом.

Понятие «правовое воздействие» шире, чем правовое регулирование. Оно охватывает всю совокупность правовых явлений, оказывающих влияние на общественные отношения. Правовое воздействие - это влияние на общественные отношения не только юридическими средствами, способами, методами, но и другими правовыми явлениями (такими, как правосознание, правовая культура, правовые принципы и др.).

Например, несовершение абсолютным большинством людей преступлений объясняется не только и не столько правовыми средствами, способами и методами, сколько сложившимся правосознанием, предполагающим уважение к праву.

Для уяснения сущности правового регулирования и механизма правового регулирования рассмотрим понятия средств, способов и методов воздействия права на общественные отношения.

Правовые средства — это своеобразные юридические инструменты, с помощью которых осуществляется упорядочение общественных отношений и удовлетворяются интересы субъектов права. В качестве правовых средств выступают нормы права, субъективные права и юридические обязанности, юридическая ответственность, правовые ограничения, правовые стимулы, правовые поощрения и т. д.

Первые три составляющие указанных правовых средств рассмотрены нами подробно ранее. Поэтому ограничимся краткой характеристикой некоторых других правовых средств.

Правовые ограничения связаны с уменьшением объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности для снижения ее негативной активности и сдерживания противозаконного деяния. Так, законом в соответствующих случаях предусмотрено ограничение дееспособности детей, психически больных. Виды правовых ограничений содержатся в норме права: в гипотезе (юридический факт — ограничение), диспозиции (юридическая обязанность — запрет), санкции (наказание).

Правовой стимул — это правовое побуждение к законопослушному поведению, предполагающее повышение позитивной активности. Он выражается в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценности (так, снижение меры наказания есть стимул). Виды правовых стимулов также содержатся в норме права: в гипотезе (юридический факт — стимул), диспозиции (субъективное право), санкции (поощрение).

Таким образом, правовой стимул самым непосредственным образом связан еще с одним правовым средством регулирования общественных отношений — правовым поощрением. Правовое поощрение выступает как форма и мера юридического одобрения правомерного, заслуженного поведения, в результате которого для субъекта наступают благоприятные последствия (награждение орденом, Почетной грамотой, выдача денежной премии, досрочное присвоение звания, досрочное освобождение из мест лишения свободы и др.).

Способы правового регулирования

Механизм правового регулирования предполагает использование различных способов непосредственного влияния правовых предписаний на общественные отношения.

— это те приемы, которыми осуществляется правовое регулирование. Их содержание зависит от особенностей правовых норм, которыми осуществляется такое регулирование.

Основными способами правового регулирования являются дозволение, запрещение, обязывание.

Дозволение — способ правового регулирования, предоставляющий участнику правоотношения выбор своих действий по реализации того или иного субъективного права в рамках предоставляемых этим нравом возможностей.

Юридические дозволения выражаются в нормативных актах. Чаще всего это делается посредством управомочивающнх норм права. Например, собственник имущества может распоряжаться им по своему усмотрению: продавать, дарить, сдавать в аренду, закладывать.

Запрещение — способ правового регулирования, означающий, что участник правоотношения обязан не совершать действий, указанных в правовых нормах.

Юридическое запрещение является важным правовым способом обеспечения организованности социальных отношений, охраны прав отдельных граждан, организаций, государства, общества в целом. Это своеобразный барьер на пути нежелательного, вредного и опасного для общества поведения.

Юридические запреты исходят, как правило, из соответствующих моральных запретов, принятых в обществе. Например, в обществе осуждается ложь. Некоторые ее разновидности (клевета, лжесвидетельство и др.) отрегулированы в нормах права как юридические запреты.

Нарушение запретов предполагает наступление юридической ответственности. Наличие юридического запрета предполагает также наличие органа или должностного лица, которые вправе потребовать его выполнения.

Юридические запреты выражаются в нормативных актах в виде запрещающих норм. Особенно наглядно это видно в уголовном законодательстве. Все статьи Особенной части УК РФ содержат запреты не совершать указанные в диспозициях действия под угрозой наказания.

Обязывание — способ правового регулирования, означающий, что участник правоотношения обязан совершить определенные действия, указанные в правовых нормах.

В отличие от запрета обязывание предусматривает не пассивное, а активное поведение. Обязывание используется обычно для регулирования финансовой деятельности, охраны окружающей среды, охраны труда.

Обязывание выражается в нормативных актах в виде обязывающих норм. Например, согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить установленные налоги и сборы, а по ст. 59 Конституции РФ гражданин России обязан нести военную службу в соответствии с федеральным законом. Как и в случае с юридическим запретом, невыполнение юридической обязанности влечет за собой юридическую ответственность.

Следует отметить, что способы правового регулирования непосредственно связаны со средствами регулирования общественных отношений. Так, для дозволения как способа правового регулирования необходимы соответствующие юридические средства: упра- вомочиваюшие нормы, правовые ограничения, субъективные права и др. Соответственно, для запрещения и обязывания — запрещающие и обязывающие нормы, юридическая обязанность, запреты, правовые стимулы, правовые поощрения, правовые ограничения и др.

Методы правового регулирования

Понятие способа правового регулирования тесно связано с понятием метода правового регулирования (в литературе эти термины применяются иногда как взаимозаменяемые).

Метод правового регулирования показывает характер взаимоотношений участников правоотношения. Обычно выделяют два основных метода правового регулирования:

  • императивный метод предполагает властное веление одних участников правоотношений другим. Например, в случае совершения преступления государство применяет достаточно жесткие меры принуждения к преступнику. Этот метод в литературе называется также методом подчинения, авторитарным методом, методом субординации;
  • диспозитивный (автономный) метод предполагает равноправие субъектов правоотношений, например в гражданско-правовых отношениях — заключение договоров купли-продажи, аренды, хранения.

Как мы отмечали ранее, методы правового регулирования являются важнейшими критериями разграничения права на отрасли.

В литературе в качестве самостоятельных выделяются также:

  • метод поощрения (характерен, например, для трудового права);
  • метод убеждения (характерен для большинства отраслей права);
  • метод принуждения (характерен для отраслей права, предусматривающих юридическую ответственность).

Следует отметить, что способы и методы правового регулирования «привязаны» к соответствующим нормам права и формам реализации права. Так, дозволению как способу правового регулирования соответствуют диспозитивный метод, управомочивающие нормы и использование права как формы его реализации. Соответственно, запрещению как способу правового регулирования присущи императивный метод, запрещающие нормы, соблюдение как форма реализации, а обязыванию — императивный метод, обязывающие нормы и исполнение как форма реализации права.

Типы правового регулирования

Общая направленность права на общественные отношения зависит от того, что лежит в основе правового регулирования — дозволение или запрет. В зависимости от этого правовое регулирование делится на типы:

  • разрешительный тип;
  • общедозволительный тип.

Разрешительный тип правового регулирования предполагает использование принципа «запрещено все, кроме прямо разрешенного». Субъекты могут совершать только те действия, которые разрешены в нормах права. Применяется обычно в отраслях уголовно-право- вого комплекса (уголовное право, уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право), административном праве и др.

Общедозволительный тип правового регулирования предполагает использование принципа «разрешено все, кроме прямо запрещенного». Данный тип регулирования имеет место прежде всего в сфере гражданско-правовых отношений, когда субъекты вправе совершать любые действия, за исключением тех, которые противоречат закону.

В юридической практике указанные способы, методы и типы правового регулирования в чистом виде не встречаются: в любой отрасли права имеется их сочетание.

Структура механизма правового регулирования

Механизм правового регулирования как система в общем случае имеет следующие элементы:

  • . Она представляет исходную базу для правового регулирования. В ней заложена модель нужного поведения, которой должен следовать субъект права;
  • (фактический состав), который является «спусковым крючком» механизма правового регулирования. С его появлением «оживают» нормы права и механизм правового регулирования приводится в движение;
  • возникшее с появлением юридического факта (фактического состава) правоотношение;
  • охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

В механизме правового регулирования все эти элементы соединяются, и механизм приводится в движение.

Соответственно указанным элементам выделяются следующие стадии механизма правового регулирования:

  • регламентация общественных отношений, входе которой издается соответствующая норма права;
  • появление реальных обстоятельств, необходимых для действия нормы права, которые связываются с наличием юридических фактов. В юридической практике толчком к движению становится юридический факт, т. е событие или действие (бездействие), порождающие, изменяющие или прекращающие правовые отношения;
  • выявление объекта и субъектов возникшего правоотношения, соответствующих прав и обязанностей. На этой стадии правового регулирования определяется, кто и как будет выполнять требования нормы права, т. е общая модель поведения, заложенная в норме права, конкретизируется применительно к субъектам;
  • непосредственная реализация прав и обязанностей субъектов правоотношений. Это фактическое поведение субъектов, обеспечивающее тот результат, на который была направлена воля законодателя;
  • издание правоприменительного акта — властного веления компетентных органов, гарантирующего осуществление прав и обязанностей субъектов правоотношений. В этом случае правоприменительный акт рассматривается как последнее звено в механизме правового регулирования, в результате чего субъект права достигает определенной цели. В соответствии с правоприменительным актом возникает новое правоотношение (в этом случае правоприменительный акт выступает как юридический факт) и механизм правового регулирования вновь включается, но его содержание будет уже другим.

Рассмотрим действие механизма правового регулирования на конкретном примере. Так, у абитуриента есть цель — поступить в вуз. Для осуществления права на поступление в вуз абитуриент опирается на соответствующие нормы права, т. е стадия регламентации общественных отношений уже имела место. Согласно ст. 43 Конституции РФ каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Данная норма права нашла дальнейшее развитие в издании федеральных законов «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании» и ряде подзаконных нормативных актов.

Для того чтобы эта норма начала работать, нужно появление реальных обстоятельств, необходимых для действия нормы права, которыми являются соответствующие юридические факты. Таковыми являются достижение лицом определенного возраста, получение им общего среднего образования и главный в данном случае юридический факт — подача самим лицом заявления о желании учиться в конкретном вузе с приложением всех необходимых документов.

Данный фактический состав приводит в движение весь механизм правового регулирования. В рамках возникших правоотношений происходит юридическая квалификация юридических фактов, т. е их сопоставление с соответствующими правовыми нормами. Появляются взаимные права и обязанности: с одной стороны — абитуриента, а с другой — администрации вуза. Последний, в частности, обязан обеспечить необходимые условия для проведения конкурсного отбора наиболее подготовленных абитуриентов.

Акт реализации права констатируется в соответствующем правоприменительном акте — приказе ректора вуза о зачислении в образовательное учреждение.

Приказ ректора о зачислении — правоприменительный акт — вызывает к жизни новое правоотношение, связанное с получением высшего образования. В этом случае также действует механизм правового регулирования с новым содержанием.

В механизме правового регулирования возможна еще одна, шестая стадия механизма правового регулирования - защита нарушенных прав, что может быть в случае, если одним субъектам правоотношений не удается реализовать свои права в результате неправомерных действий других субъектов. Возникновение правоприменения в этом случае связывается с обстоятельствами негативного характера (опасность правонарушения либо правонарушение).

Цели и средства в механизме правового регулирования

Юридическая цель - это идеально предполагаемое управо- моченным на то органом состояние отношений, явлений или процессов, для достижения которого предлагают использовать определенные комплексы юридических средств. Она характеризуется формализованностью, официальностью, общеобязательностью и согласованностью действий но ее достижению.

В процессе работы механизма правового регулирования сталкиваются между собой цели законодателя, правоприменителя и конкретного участника правоотношений. Единство этих целей интегрирует все элементы механизма правового регулирования в единую взаимосогласованную систему, позволяющую достичь оптимального результата. В то же время неверно понятая потребность, недобросовестная мотивация (мотив является связующим звеном между объективной потребностью и той целью, которая устанавливается для ее удовлетворения), ошибки в выборе средств или неправильно поставленная цель одного из субъектов могут свести на нет все усилия правотворческого органа и прервать работу отлаженного механизма.

На каждом этапе правового регулирования достигаются вспомогательные, промежуточные цели, объективно необходимые для достижения планируемого результата и желаемой конкретной цели. Таким образом, различают: общие и частные цели, основные и неосновные, абстрактные и конкретные, общественные и индивидуальные и т. д.

Достижение цели возможно лишь с помощью допустимого и достаточного комплекса юридических средств, зависимых от характера удовлетворяемого интереса.

Правовые средства - это правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.

Общие признаки правовых средств:

  • они выражают собой все обобщающие юридические способы обеспечения интересов субъектов права, достижения поставленных целей (в чем проявляется социальная ценность данных образований и в целом права);
  • отражают информационно-энергетические качества и ресурсы права, что придает им особую юридическую силу, направленную на преодоление препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов участников правоотношений;
  • сочетаясь определенным образом, выступают основными работающими частями (элементами) действия права, механизма правового регулирования, правовых режимов (т. с. функциональной стороны права);
  • приводят к юридическим последствиям, конкретным результатам, той или иной степени эффективности правового регулирования;
  • обеспечиваются государством.

Классифицировать правовые средства можно по различным основаниям. В зависимости от степени сложности их подразделяют на первичные (элементарные) и комплексные (составные).

Если к первым относятся простейшие и неделимые предписания — субъективные права и юридические обязанности, поощрения и наказания, льготы и запреты и т. п., то ко вторым — комбинированные, состоящие из простейших, — договор, норма, институт, правовой режим и проч. По выполняемой роли они делятся на регулятивные (дозволения) и охранительные (меры защиты); по предмету правового регулирования — на конституционные, административные, гражданские, уголовные и др.; по характеру — на материально-правовые (рекомендации) и процессуальные (иск); по значимости последствий — на обычные (штраф) и исключительные (смертная казнь); по времени действия — на постоянные (гражданство) и временные (премия); по виду правового регулирования — на нормативные (установленные в нормах права запреты) и индивидуальные (акт применения права, акт реализации прав и обязанностей); по информа- ционно-психологической направленности — на стимулирующие (льготы) и ограничивающие (приостановления) и т. д.

Средство — связующее среднее звено между целью и результатом. Поэтому правовые средства, выступая специфическим посредником с неизбежностью включают как фрагменты идеального (средства-установления — права, обязанности, поощрения, наказания и т. д.), так и фрагменты реального (средства- деяния, направленные на использование инструментов — прежде всего акты реализации прав и обязанностей).

Игнорирование средств-деяний (технологии) не позволяет полноценно учитывать все тс факторы, с помощью которых можно достичь поставленных целей. Ведь результат невозможно получить без деяний, усилий, активности, связанных с использованием предоставленных в законодательстве инструментов. Кроме всего прочего, невключение деяний в понятие «юридические средства» будет связано и с неизбежно вытекающим отсюда «отсечением» от механизма правового регулирования ряда его общеизвестных элементов: юридических фактов (правомерных действий), актов применения права (прежде всего, актов-действий), что тоже противоречит логике и не является оправданным.

Принципами взаимосодействия средств-установлений и средств-деяний в процессе достижения целей могут выступать следующие:

  • достаточно полный выбор срсдств-установлсний для осуществления тех или иных средств-деяний (если недостаточно легальных форм, субъекты могут подчас воспользоваться нелегальными, противозаконными для удовлетворения своих интересов);
  • обеспечение конкретных средств-деяний гарантирующими средствами-установлениями (поощрениями и наказаниями);
  • учет практики использования средств-у становлений в соответствующих условиях, т. е. учет реально существующих средств-деяний;
  • согласование их юридической силы;
  • взаимодополнение инструментов (как информационных феноменов) и технологии (как энергетических феноменов);
  • экономия средств как первого, так и второго рода.

В достижении цели правового регулирования, правотворческим и правоприменительным субъектам важно не прибегать к крайностям:

  • к недооценке инструментов и переоценке технологии, что обязательно ведет к недостаткам, связанным с нормативной базой (правовому вакууму, пробельности, несовершенству средств-установлений как критериев повеления лиц и т. п.);
  • к переоценке инструментов и недооценке технологии, что с неизбежностью влечет за собой отрыв правовой формы от содержания — общественных отношений и выражается в конечном счете в «мертвых» законах, «холостых» актах, заорганизо- ванности, правовом идеализме (когда идеальное начало в средствах явно доминирует над реальным);
  • к одновременной недооценке и инструментов, и технологии, что выражается в юридическом нигилизме, в игнорировании как правовой формы, так и содержания, в низкой правовой культуре, в различного рода правонарушениях;
  • к одновременной переоценке и инструментов, и технологии, что ведет к отрыву юридических образований от реальности и, соответственно, к недостижению целей правового регулирования.

Среди функций правовых средств важнейшей является достижение целей правового регулирования. Она проявляется в том, что своей «работой» данные феномены обеспечивают беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям, гарантируют их законное и справедливое удовлетворение, что отражает роль юридических инструментов и технологии в общей системе правовых факторов. Правовые средства создают общие, гарантированные государством и обществом возможности для усиления позитивных регулятивных факторов и одновременно для устранения препятствий (негативных факторов), стоящих на пути упорядочения социальных связей.

Функцией юридических средств выступает и то, что они вносят цивилизованность в существующие общественные отношения, предлагая вместо незаконных и стихийных правовые механизмы решения возникающих проблем, правовые способы устранения конфликтов, правовую энергию в преодолении стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права препятствий. Юридические средства, таким образом, сигнализируют о степени цивилизованности данного конкретного общества, выступая показателем его правовых возможностей и уровня правового развития, свидетельствуют о востребованности правовой формы в упорядоченности социально-экономических и иных связей (содержания), о конкурентоспособности правовых факторов с факторами, с одной стороны, внеправовыми (моральными, политическими, организационными и т. п.), а с другой стороны, противоправными.

Юридические средства выполняют функцию универсального «строительного материала», из которого складывается система права, ибо они унифицируют все те явления, из которых состоит право, — юридический факт, субъективное право, обязанность, поощрение, наказание, норма, институт, подотрасль, отрасль и т. п. Определенное сочетание юридических средств в правовых режимах, методах правового регулирования придает специфику отраслям и институтам права, выражает особый порядок организации конкретных общественных отношений, что позволяет более дифференцированно и гибко их урегулировать.

Рассмотрим диалектику целей и средств в праве.

С одной стороны, в зависимости от поставленной цели осуществляется выбор средств для се достижения, ибо цели требуют к себе соответствующих юридических средств, определяют их природу и направленность. Если тот или иной закон имеет цель развить какие-либо общественные отношения, содействовать становлению новых социально ценных связей, то, как правило, в тексте данного документа используются юридические средства стимулирующего вида (поощрения, льготы, дозволения и проч.). И наоборот, если акт принимается в целях охраны и зашиты определенных отношений, то употребляются преимущественно юридические средства ограничивающего плана (запреты, приостановления, наказания и т. п.). Разумеется, кроме целей на выбор юридических средств при их установлении влияют также характер общественных отношений, природа отрасли права, возможные препятствия, негативно воздействующие на процесс получения социально значимых результатов.

В то же время, сама цель должна исходить из реально имеющихся юридических средств, необходимых для ее достижения.

Эффективный закон содержит разумные и научно обоснованные цели и средства для их достижения. И напротив, если законодатель неправильно определяет цели, допускает неточности в выборе средств, закон не даст ожидаемого результата, не будет максимально способствовать выполнению основных задач государства и общества.