Порядок проведения работ по регулированию выбросов. «Об утверждении Порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий на территории Свердловской област

В соответствии с Планом проведения экспертизы нормативных правовых актов уполномоченным органом проведена экспертиза постановления администрации Липецкой области от 9 сентября 2011 года № 331 «Об утверждении Порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий».

Постановление администрации Липецкой области от 9 сентября 2011 года № 331 «Об утверждении Порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» разработано в целях предотвращения угрозы жизни и здоровью населения при изменении состояния атмосферного воздуха путем снижения негативного воздействия выбросов вредных веществ на окружающую среду в населенных пунктах в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).

Публичные консультации проводились с 1 по 30 марта 2018 года, материалы по проведению экспертизы размещены на официальном сайте администрации области в сети Интернет.

На основе проведенной экспертизы и с учетом информации, представленной разработчиком, управлением экономики сделан вывод об отсутствии в Постановлении положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также положений, которые способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Вместе с тем, в ходе анализа регулирования установлено, что Порядок проведения работ по регулированию выбросов ограничивается этапами передачи прогнозов НМУ от уполномоченного органа в сфере экологии и природных ресурсов органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, а от них – хозяйствующим субъектам на подведомственной территории.

Не определена процедура согласования управлением экологии и природных ресурсов мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ.

Совокупность этих факторов ограничивает понимание хозяйствующими субъектами своих обязанностей в части разработки и согласования необходимых мероприятий, а также наступления ответственности, предусмотренной действующим законодательством, в результате осуществления государственного экологического надзора.

В связи с этим разработчику рекомендовано проработать вопрос об установлении порядка согласования мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ для хозяйствующих субъектов, имеющих источники таких выбросов.

по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ

в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических

условий на территории Свердловской области

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», федеральными законами от 01.01.01 года «Об охране окружающей среды », от 01.01.01 года «О гидрометеорологической службе», постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 г. № 31 «Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха», постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 г. № 000 «Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды» в целях защиты населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей, в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Свердловской области Правительство Свердловской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Порядок проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий на территории Свердловской области (прилагается).

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министра природных ресурсов Свердловской области, члена Правительства Свердловской области Крючкова К. В.

Председатель Правительства

Свердловской области

Порядок проведения работ по регулированию выбросов вредных

(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период

неблагоприятных метеорологических условий на территории

Свердловской области

Глава 1.Общие положения

1. Порядок проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий (далее – Порядок) разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области в области охраны атмосферного воздуха с целью предотвращения угрозы жизни и здоровью населения при изменении состояния атмосферного воздуха, снижения негативного воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее – НМУ).

2. Настоящий Порядок определяет перечень, обязанности и взаимодействие организаций, участвующих в работах по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Свердловской области, в том числе по подготовке и передаче соответствующих прогнозов.

3. Под НМУ понимаются метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха.

4. Под регулированием выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух понимается их кратковременное сокращение в периоды НМУ, приводящих к формированию высокого уровня загрязнения атмосферного воздуха.

5. Регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется с учетом прогнозов НМУ на основе предупреждений о возможном опасном росте концентраций вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе.

В зависимости от ожидаемого уровня загрязнения атмосферного воздуха составляются предупреждения трёх степеней (первой, второй и третьей), которым должны соответствовать три режима работы предприятий в периоды НМУ.

6. В период действия предупреждений о возможном опасном росте концентраций вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе в периоды НМУ, с целью его предотвращения юридические лица и индивидуальные предприниматели , имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

7. Подготовка специализированной информации о возникновении НМУ на территории Свердловской области, способствующих загрязнению атмосферного воздуха, осуществляется федеральным государственным бюджетным учреждением «Свердловский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» (далее – ФГБУ «Свердловский ЦГМС-Р») в соответствии с нормативно - методическими документами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Глава 2. Порядок разработки и утверждения мероприятий

по сокращению выбросов вредных (загрязняющих) веществ

в атмосферный воздух в периоды НМУ

8. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрабатывают мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ (далее – мероприятия при НМУ) и план-график контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ в составе проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее – проект ПДВ), в соответствии с нормативно - методическими документами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (в части разработки мероприятий по уменьшению выбросов) и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования .

9. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласовывают разработанные мероприятия при НМУ с Министерством природных ресурсов Свердловской области.

10. Разработка мероприятий при НМУ осуществляется как для действующих, так и для проектируемых объектов хозяйственной деятельности. Мероприятия при НМУ подлежат пересмотру при изменении технологии производства и объемов выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух.

11. Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, на территории которых прогнозируются НМУ, разрабатывают мероприятия при НМУ в пределах предоставленных полномочий.

12. Мероприятия при НМУ являются обязательной составной частью сводного тома «Охрана атмосферы и предельно допустимые выбросы (ПДВ)» для территории городских и иных поселений и их частей.

Глава 3. Порядок доведения предупреждений о НМУ и взаимодействие в период НМУ

13. Доведение предупреждений о НМУ до исполнительных органов государственной власти, уполномоченных в области охраны окружающей среды на территории Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ на территории Свердловской области, и взаимодействие в периоды НМУ осуществляется в соответствии со Схемой доведения предупреждений о НМУ и взаимодействия Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу , Министерства природных ресурсов Свердловской области, ФГБУ «Свердловский ЦГМС-Р», органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на территории Свердловской области, при проведении работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ на территории Свердловской области (приложение 1).

14. Перечень исполнительных органов государственной власти, уполномоченных в области охраны окружающей среды на территории Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, подлежащих оповещению о наступлении НМУ, приведен в приложении 2.

15. Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым в составе проекта нормативов ПДВ утверждены мероприятия при НМУ, согласованные с Министерством природных ресурсов Свердловской области, обязанных проводить данные мероприятия при наступлении НМУ на территории Свердловской области, определяется Департаментом Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу и предоставляется по запросам в соответствии с действующим законодательством.

16. Составление предупреждений о повышении уровня загрязнения атмосферного воздуха в связи с ожидаемыми НМУ (далее – предупреждений), их передачу и отмену осуществляет ФГБУ «Свердловский ЦГМС-Р».

17. ФГБУ «Свердловский ЦГМС-Р» предоставляет специализированную информацию о возникновении НМУ на территории Свердловской области исполнительным органам государственной власти, уполномоченным в области охраны окружающей среды на территории Свердловской области, органам местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ на территории Свердловской области и обязанным проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, в рамках совместных программ (соглашений), а также по договорам на услуги по информационному обеспечению в порядке, установленном действующим законодательством.

18. В тексте передаваемого предупреждения ФГБУ «Свердловский ЦГМС-Р» указывается время наступления и завершения периода НМУ, степень предупреждения и режим работы предприятия (первый, второй, третий).

19. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которым в составе проекта нормативов ПДВ утверждены мероприятия при НМУ, согласованные с Министерством природных ресурсов Свердловской области, приказом руководителя предприятия утверждают порядок получения предупреждений и перехода в периоды НМУ на заданные режимы работы с указанием лиц, ответственных за проведение мероприятий при НМУ по предприятию, производствам, цехам, участкам, иным объектам, а также лиц, ответственных за организацию приема и передачи предупреждений о НМУ, которые, приняв текст предупреждения о НМУ, регистрируют его в специальном журнале (приложение 3) и незамедлительно доводят до сведения лиц, ответственных за проведение мероприятий при НМУ в подразделениях предприятия.

Принятые меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при НМУ указываются в журнале (приложение 3).

20. Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, подлежащие оповещению о наступлении НМУ, организуют проведение работ по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ в пределах предоставленных полномочий, в том числе проводят влажную уборку улиц, ограничивают проведение погрузочно-разгрузочных работ;

при получении предупреждений о НМУ второй и третьей степени информируют население о наступлении НМУ через средства массовой информации и обращаются с просьбой не поджигать мусор, пользоваться общественным транспортом и другими рекомендациями.

Глава 4. Контроль за выполнением мероприятий по уменьшению

выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух

21. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которым в составе проекта нормативов ПДВ утверждены мероприятия при НМУ, согласованные с Министерством природных ресурсов Свердловской области, осуществляют производственный контроль за эффективностью мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ в соответствии с планом-графиком контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ;

предоставляют в Департамент Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу и отчет о выполнении мероприятий при НМУ, подтвержденный результатами инструментальных измерений.

22. Департамент Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу и Министерство природных ресурсов Свердловской области при организации и проведении государственного контроля за охраной атмосферного воздуха осуществляют контроль за проведением и эффективностью мероприятий при НМУ.

23. ФГБУ «Свердловский ЦГМС-Р» и Министерство природных ресурсов Свердловской области осуществляют государственный мониторинг атмосферного воздуха в периоды НМУ. Результаты мониторинга публикуются в ежегодном государственном докладе о состоянии и об охране окружающей среды Свердловской области.

24. Министерство природных ресурсов Свердловской области ежеквартально размещает на сайте Министерства природных ресурсов Свердловской области www. ***** информацию о состоянии атмосферного воздуха в периоды НМУ по данным мониторинга атмосферного воздуха на областной сети наблюдений.

доведения предупреждений о НМУ и взаимодействия Департамента Росприроднадзора по Уральскому

федеральному округу, Министерства природных ресурсов Свердловской области,

ФГБУ «Свердловский ЦГМС-Р», органов местного самоуправления муниципальных образований

в Свердловской области, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих источники

выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на территории Свердловской области, при проведении работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

в периоды НМУ на территории Свердловской области

Наименование проводимых

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее – юридические лица и ИП)

«Свердловский ЦГМС-Р»

Департамент Росприроднадзора по Уральскому федеральному

Министерство природных ресурсов Свердловской области

Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области

Разработка мероприятий при НМУ

разрабатывают мероприятия при НМУ и план-график контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ в составе проекта нормативов ПДВ, согласовывают мероприятия при НМУ с Министерством природных ресурсов Свердловской области

рассматривает и утверждает в составе проекта ПДВ юридического лица или ИП мероприятия при НМУ, согласованные с Министерством природных ресурсов Свердловской области, и план-график контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ

рассматривает и согласовывает мероприятия при НМУ

разрабатывают мероприятия при НМУ в пределах предоставленных полномочий

Определение перечня юридических лиц, обязанных проводить мероприятия при НМУ (далее – Перечень)

получает Перечень от Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу (по запросу)

определяет Перечень, предоставляет Перечень по запросам в соответствии с действующим законодательством

Получает Перечень от Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу (по запросу)

получают Перечень от Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу (по запросам)

Прогнозирование и оповещение о НМУ

получают предупреждения о НМУ от ФГБУ «Свердловский ЦГМС-Р» в порядке, установленном действующим законодательством, назначают ответственных за прием предупреждений о НМУ, которые регистрируют тексты предупреждений в специальном журнале, доводят их до лиц, ответственных за проведение мероприятий при НМУ

осуществляет подготовку специализированной прогностической информации о возникновении НМУ и передачу предупреждений о НМУ исполнительным органам государственной власти, уполномоченным в области охраны окружающей среды на территории Свердловской области, органам местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, юридическим лицам и ИП в рамках совместных программ (соглашений), а также по договорам на услуги по информационному обеспечению в порядке, установленном действующим законодательством

получает предупреждения о НМУ от ФГБУ «Свердловский ЦГМС-Р» в порядке, установленном действующим законодательством, фиксирует тексты предупреждений в специальном журнале

получают предупреждения о НМУ от ФГБУ «Свердловский ЦГМС-Р» в рамках совместных программ (соглашений), а также по договорам на услуги по информационному обеспечению в порядке, установленном действующим законодательством, фиксируют тексты предупреждений в специальном журнале, оповещают население о НМУ при получении предупреждений второй и третьей степени через средства массовой информации

Проведение мероприятий при НМУ

приказом руководителя предприятия утверждают порядок перехода в периоды НМУ на заданные режимы работы, назначают лиц, ответственных за проведение мероприятий при НМУ, проводят мероприятия в периоды НМУ в соответствии с режимом работы, установленным ФГБУ «Свердловский ЦГМС-Р» в предупреждении о НМУ

проводят мероприятия при НМУ в пределах предоставленных полномочий, в том числе влажную уборку улиц, ограничивают проведение погрузочно-разгрузочных работ, обращаются к жителям через средства массовой информации с просьбой не поджигать мусор, пользоваться общественным транспортом и другими рекомендациями

Контроль за проведением и эффективностью мероприятий при НМУ

осуществляют производственный контроль за выполнением мероприятий при НМУ в соответствии с планом-графиком контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, регистрируют выполнение мероприятий в специальном журнале, представляют отчет о выполнении мероприятий в Департамент Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу, подтвержденный результатами инструментальных измерений, и в Министерство природных ресурсов Свердловской области (по запросу)

осуществляет мониторинг атмосферного воздуха, подготовку аналитической информации по результатам мониторинга атмосферного воздуха в периоды НМУ, предоставляют информацию о результатах мониторинга в рамках совместных программ (соглашений), а также по договорам на услуги по информационному обеспечению в порядке, установленном действующим законодательством

получает и анализирует отчеты юридических лиц и ИП о выполнении мероприятий при НМУ, при организации и проведении государственного контроля за охраной атмосферного воздуха осуществляет контроль за проведением и эффективностью мероприятий при НМУ, предоставляет информацию о результатах контроля (по запросу)

получает (по запросу) и анализирует отчеты юридических лиц и ИП о выполнении мероприятий при НМУ, при организации и проведении государственного контроля за охраной атмосферного воздуха осуществляет контроль за проведением и эффективностью мероприятий при НМУ, осуществляет мониторинг атмосферного воздуха на областной сети наблюдений и подготовку аналитической информации по результатам мониторинга атмосферного воздуха в периоды НМУ, размещает информацию о результатах мониторинга на сайте www. *****

получают информацию о выполнении и эффективности мероприятий от Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу, Министерства природных ресурсов Свердловской области, ФГБУ «Свердловский ЦГМС-Р» в рамках совместных программ (соглашений), а также по договорам на услуги по информационному обеспечению в порядке, установленном действующим законодательством


Перечень

исполнительных органов государственной власти, уполномоченных в области охраны окружающей среды на территории Свердловской

области и органов местного самоуправления муниципальных

образований в Свердловской области,

подлежащих оповещению о наступлении НМУ

Наименование исполнительных органов государственной власти,

органов местного самоуправления муниципальных образований

в Свердловской области

Департамент Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу

Управление Роспотребнадзора по Свердловской области

Министерство природных ресурсов Свердловской области

Свердловская областная прокуратура

Администрация муниципального образования «город Екатеринбург»

Администрация города Нижний Тагил

Администрация города Каменск-Уральский

Администрация городского округа Краснотурьинск

Администрация Кировградского городского округа

Администрация городского округа Красноуральск

Администрация городского округа Ревда

Администрация Асбестовского городского округа

Администрация Серовского городского округа

Администрация Полевского городского округа

Администрация городского округа Верхняя Пышма

Администрация Режевского городского округа

Форма журнала

для записи предупреждений о неблагоприятных

метеорологических условиях (НМУ)

Дата, время приема

Текст предупреждения или оповещения о НМУ

Фамилия, имя, отчество принявшего

Фамилия, имя, отчество передавшего

Проведенные мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу

Примечание

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.