Кого и как проверяют налоговые службы. Налоговый контроль Контроль правильности ведения налогового учета

Налоговый контроль представляет собой деятельность государственных органов по обеспечению полноты и своевременности выполнения налоговых обязательств налогоплательщиками и налоговыми агентами путем осуществления законодательно регламентируемого комплекса мероприятий.

Формами проведения налогового контроля являются: постановка налогоплательщиков и их налогооблагаемого имущества на налоговый учет, получение объяснений налогоплательщиков и налоговых агентов, проведение налоговых проверок, и другие формы, предусмотренные Налоговым кодексом.

Первичной формой налогового контроля является учет налогоплательщиков в налоговых органах . Юридические лица подлежат постановке на налоговый учет по месту нахождения (по юридическому адресу организации, ее обособленного подразделения), а физические лица – по месту жительства. Налоговому учету подлежит также налогооблагаемое имущество и транспортные средства налогоплательщиков, которые учитываются по месту нахождения. Местом нахождения имущества признается:

1) для недвижимого имущества – место фактического нахождения этого имущества;

2) для морских, речных и воздушных транспортных средств – место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых – место нахождения (жительства) их собственника;

3) для прочих транспортных средств – место нахождения (жительства) их собственника.

Заявление о постановке на учет организации и физические лица – предприниматели подают в налоговый орган в течение десяти дней со дня их государственной регистрации. Заявление о постановке на учет филиала организации подается по месту его нахождения в течение месяца со дня его создания.

Организация также обязана стать на налоговый учет по месту нахождения ее недвижимого имущества или транспортных средств, подлежащих налогообложению, в течение тридцати дней со дня их государственной регистрации.

Постановка на налоговый учет физического лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества, подлежащего налогообложению, а также транспортных средств осуществляется на основе информации, представляемой в налоговые органы государственными организациями, регистрирующими это имущество и транспортные средства.

Постановка на налоговый учет осуществляется путем подачи заявления по утвержденной форме с представлением всех необходимых документов в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.

В течение пяти дней с момента подачи налогоплательщиком всех необходимых документов налоговая инспекция обязана поставить его на учет, присвоить идентификационный номер налогоплательщика и выдать Свидетельство о постановке на учет.



Учет налогоплательщиков – одно из основных условий осуществления контроля правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты.

При постановке на учет сведения о каждом налогоплательщике вносятся в базу данных Единого государственного реестра налогоплательщиков (БД ЕГРН), и ему в установленном порядке присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) .

ИНН представляет собой цифровой код, состоящий из кода территории, кода налогового органа, осуществившего постановку на учет, порядкового номера налогоплательщика и контрольного числа. ИНН организации, созданной в соответствии с законодательством РФ, выражается десятизначным цифровым кодом, а ИНН физического лица – двенадцатизначным кодом.

Присвоенный ИНН каждый налогоплательщик указывает во всех документах, подаваемых в налоговый орган: в декларациях, балансах, отчетах, заявлениях, справках, платежных поручениях и др.

Поскольку налоговым кодексом предусмотрена постановка на учет не только по месту нахождения организации (месту жительства физического лица), но и по месту нахождения филиалов и представительств, налогооблагаемого имущества и т.д., а ИНН при этом может быть присвоен только один, во избежание путаницы введен код причины постановки на учет (КПП) . КПП представляет собой девятизначный код, включающий:

– код налоговой инспекции, поставившей на учет организацию, ее филиал, недвижимость или транспортное средство;

– код причины постановки на учет (например, код 06 – по месту нахождения имущества; код 16 – по месту нахождения транспортных средств и т.д.);

– порядковый номер постановки на учет по соответствующей причине.

В случае ликвидации или реорганизации юридического лица, либо прекращения деятельности предпринимателя, снятие с учета производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика, подаваемому в течение трех дней со дня принятия решения о ликвидации. Снятие с налогового учета производится только после проведения проверки полноты и правильности уплаты налогов и сборов ликвидируемым предприятием. В дальнейшем, налоговые органы обеспечивают контроль недопущения повторного присвоения ИНН другим налогоплательщикам.

В соответствии с Налоговым Кодексом налоговый контроль осуществляется в форме проведения налоговых проверок .

В настоящее время налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок:

n камеральные и выездные;

n документальные и фактические;

n комплексные и тематические;

n первичные, повторные;

n плановые и внезапные.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе бухгалтерской и налоговой отчетности налогоплательщика (налогового агента).

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа. В рамках проведения выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

Документальная проверка проводится на основании бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной налогоплательщиком: Бухгалтерского баланса (форма № 1), Отчета о прибылях и убытках (форма № 2), налоговых деклараций и документов, служащих основанием для уплаты налогов.

Фактическая проверка предполагает использование методов контроля не только с изучением документов, но и с получением объяснений проверяемых лиц, с обследованием помещений, используемых для извлечения доходов, фактическими замерами, инвентаризацией.

В зависимости от объема проверки подразделяются на:комплексные и тематические. Комплексные проверки связаны с изучением и оценкой уплаты всех налогов, тематические – конкретных налогов.

Первичной называется проверка , которая производится впервые.

Повторной выездной налоговой проверкой признается проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. Повторная выездная проверка может проводиться:

1) вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля деятельности налогового органа, проводившего проверку;

2) в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

К налоговой проверке могут привлекаться свидетели, понятые, эксперты, переводчики.

Акт налоговой проверки. По результатам проверки налогоплательщика должностное лицо (лица) налоговой инспекции составляет акт, в котором отражаются основные характеристики предприятия, факты выявленных нарушений налогового законодательства, ошибок в бухгалтерском учете, а также порядка представления документов налоговым органам. При обнаружении занижения прибыли (дохода) или других объектов налогообложения, помимо подробного описания этих нарушений, к актам проверки прилагаются соответствующие изъятые документы, о чем в актах делается специальная запись.

В акте налоговой проверки излагаются обязательные для выполнения требования, как об устранении выявленных нарушений, так и о внесении в бюджет доначисленных сумм налогов и штрафов. Если при проверке выявляются суммы налогов, излишне перечисленные в бюджет, то они возвращаются налогоплательщику, либо засчитываются в счет предстоящих платежей.

Налогоплательщик вправе знакомиться с актами проверки, давать в письменной форме объяснения и возражения по приведенным в акте фактам, представлять в свое оправдание необходимые документы. Налоговая инспекция должна доказать факты выявленных нарушений.

Акт проверки подписывается сотрудником налоговой инспекции, проводившим проверку, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия, либо проверяемым гражданином. Налогоплательщик вправе произвести в акте запись о наличии возражений и приложить к нему письменные объяснения и документы. Хотя это и не приостановит действия санкций по результатам проверки, но зафиксированные таким образом возражения, могут быть использованы в качестве доказательств в суде при обжаловании принудительных акций налоговых органов. После подписания акта проверки один его экземпляр со всеми приложениями передается под расписку налогоплательщику. Все материалы проверок не позднее следующего дня после подписания регистрируются в налоговом органе по установленной форме, и передаются начальнику для принятия письменного решения о соответствующих действиях по результатам проверки.

  • 9. Оформление результатов внешнего контроля.
  • 10. Основные задачи и направления внутреннего контроля.
  • 11. Содержание и основные задачи ревизии.
  • 12. Классификация видов ревизии.
  • 13. Отличие ревизии от аудита.
  • 14. Принципы организации ревизии и внутреннего аудита.
  • 15. Обязанности права и ответственность ревизоров.
  • 16. Обязанности, права и ответственность работников организации, деятельность которых проверяется.
  • 17. Выявление и определение размера материального ущерба в ходе ревизий и проверок, порядок его взысканий.
  • 18.Органы контроля и ревизий.
  • 19. Документация в ревизионной работе.
  • 20. Планирование т подготовка к проведению ревизии.
  • 21. Основные этапы и последовательность работы (ревизии).
  • 22.Требования к оформлению результатов ревизии.
  • 23. Выводы и предложения по результатам ревизии.
  • 24. Принятие решений по результатам ревизии и организации контроля за их исполнением.
  • 25. Основные методы контроля и ревизии, их элементы и особенности.
  • 26. Специальные методические приёмы документального и прямого (фактического) контроля при проведении проверок и ревизий.
  • 28. Обследование и расследование в процессе ревизии.
  • 29. Способы и технические приёмы фактического контроля, их характеристика и условия применения.
  • 30. Способы и технические приемы документального контроля, их характеристика и условия применения.
  • 31. Обобщение и систематизация материалов ревизий.
  • 32. Содержание акта ревизии и требования, предъявляемые к нему.
  • 33. Порядок изъятия документов в ходе ревизий и проверок.
  • 34. Порядок реализации материалов ревизии.
  • 35. Порядок передачи материалов ревизии и проверок судебно-следственным органам.
  • 36. Порядок осуществления контроля за выполнением материалов ревизий (проверок).
  • 37. Ревизия кассовой наличности.
  • 38. Методика осуществления контроля и ревизии кассовых операций.
  • 39. Порядок проверки и операции по расчетному счету.
  • 40. Проверка законности и целесообразности операций по прочим счетам в банках.
  • 41. Задачи и последовательность контроля и ревизии расчетных операций.
  • 42. Задачи и последовательность контроля и ревизии кредитных операций.
  • 43. Порядок проведения ревизии подотчетных сумм.
  • 44. Порядок поведения ревизии расчетов с поставщиками и подрядчиками.
  • 45. Контроль и ревизия расчетов по возмещению материального ущерба.
  • 46. Проверка состояния хранения и сохранности материальных ценностей.
  • 47. Методика проведения инвентаризации материальных ценностей в ходе ревизии. Оформление и выделение результатов инвентаризации.
  • 48. Ревизия состояния хранения и сохранности основных средств в организации и его структурных подразделениях.
  • 49. Порядок проверки целесообразности, полноты и своевременности оприходования, перемещения и выбытия основных средств.
  • 50.Сроки и порядок проведения инвентаризации основных средств.
  • 51. Задачи и порядок проверки правильности учета и эффективности использования основных средств.
  • 52. Задачи и методика ревизии затрат труда и его оплаты.
  • 53. Проверка обоснованности и реальности затрат на производство продукции
  • 54. Методика проверки выполнения плана производства продукции и полноты её оприходования.
  • 55. Особенности ревизии операций по выполнению работ и услуг на сторону.
  • 56. Методика проверки финансовых результатов от реализации продукции (работ и услуг).
  • 57. Особенности ревизии уставного капитала.
  • 58. Порядок проверки финансового состояния организации.
  • 59. Проверка состояния и организации первичного учета.
  • 60. Проверка состояния и организации бухгалтерского учета и достоверности отчетности.
  • 61. Проверка организации и состояния внутрихозяйственного контроля.
  • 62. Проверка наличия и соблюдения в организации плана документооборота, хранения документов и учетных регистров.
  • 63. Проверка правильности постановки бухгалтерского учета в организации.
  • 64. Порядок проверки состояния синтетического и аналитического учета полноты и правильности ведения первичного учета.
  • 65. Проверка достоверности бухгалтерской финансовой отчетности.
  • 66. Организационные формы и структура внутреннего аудита в организации.
  • 67. Разработка положения о структурном подразделении внутреннего аудита.
  • 68. Стратегический и технический планы внутреннего аудита в организации.
  • 69. Требования к работникам службы внутреннего аудита их права и обязанности.
  • 70. Оценка учетной политики организации в целом.
  • 71. Оценка степени влияния учетных решений на финансовые и иные результаты деятельности организации.
  • 72. Связь учетной политики с прочими аспектами хозяйственной политики организации.
  • 63. Проверка правильности постановки бухгалтерского учета в организации.

    К началу проведения проверки ревизор знакомится с нормативными документами, которые регулируют ведение бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

    Ревизор должен иметь справочный материал, который сжато характеризует

    Программа состоит из таких вопросов:

    – состояние учета и отчетности. Выясняется, по какой форме учета ведется бухгалтерский и налоговый учет на предприятии, обеспечивает ли

    применения такой формы учета проверку достоверности отчетных данных. Оценка состояния бухгалтерского учета может быть объективной только после проверки соблюдения Плана счетов, типичной корреспонденции и инструктивных указаний о порядке ведения учета отдельных операций;

    – правильность отображения в бухгалтерском и налоговом учете

    результатов предыдущей ревизии (по вопросам учета и отчетности);

    – соответствие показателей баланса данным Главной книги, регистрам

    синтетического и аналитического учета, отчетам и приложенным к ним документам;

    – правильность проведения инвентаризаций кассы, материальных

    ценностей и расчетов и правильность и обязательность проведения контрольных выборочных инвентаризаций; качество и своевременность проверки инвентаризационных материалов и составления сравнительных ведомостей бухгалтерией; своевременность и правильность рассмотрения и утверждения результатов инвентаризаций руководителем;

    – правильность ведения учета кассовых операций и их соответствие Порядка ведения кассовых сделок;

    – порядок ведения учета затрат, себестоимости продукции и финансовых результатов (доходов, прибылей, рентабельности);

    – состояние дебиторской и кредиторской задолженности;

    – установления фактов просроченной, безнадежной задолженности,

    сомнительных долгов и мероприятия по их ликвидации и оздоровлению

    финансового состояния;

    – реальность статей баланса, достоверность отчетов о финансовых результатах, движении денежных средств и собственный капитал;

    – состояние расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами и т.п.

    Ревизор проверяет, как обеспечивается методическое руководство вышестоящей организации относительно применения существующей формы учета, обобщается ли опыт передовых предприятий. Кроме того, ревизор должен выучить объем и особенности хозяйственной деятельности, структуру учетного аппарата, документооборот, распределение обязанностей между работниками бухгалтерии.

    Полнота и своевременность документального оформления и отображения в учете всех операций, связанных с движением товарно-материальных ценностей и денежных средств, являет критерием оценки постановки и состояния бухгалтерского учета.

    64. Порядок проверки состояния синтетического и аналитического учета полноты и правильности ведения первичного учета.

    Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

    На заключительном этапе проверки аудитор должен устано­вить соответствие данных аналитического учета по реализации продукции (работ, услуг) с данными синтетического учета (жур­нала-ордера, Главной книги). Взаимной сверкой записей опера­ций по реализации в разных регистрах можно установить точ­ность отражения сумм и правильность корреспонденции счетов по этим операциям.

    По данным регистров синтетического и аналитического учета аудитор устанавливает:

    Участников сделок и их число;

    Применяемые формы платежей (в безналичном порядке, с использованием наличных денежных средств, векселями, взаимозачетами, путем прямого обмена продукцией и товарами);

    Порядок ведения аналитического учета (виды продаж (опт, розница и т.д.) виды расчетов, участники, сроки возникновения и т.п.);

    Нестандартные (нетипичные) бухгалтерские записи.

    Регистры синтетического и аналитического учета включают:

    1. Главную книгу;

    2. Журнал-ордер №11;

    3. Ведомость выпуска готовой продукции;

    4. Ведомость отгрузки и реализации готовой продукции;

    5. Количественно суммовые карточки, оборотные ведомости.

    Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

    При проведении проверки правильности, полноты и своевременности записей в регистры синтетического и аналитического учета отгрузки и реализации готовой продукции необходимо установить:

    1. правильность и своевременность оформления документа на сдачу продукции из производства на склад;

    2. правильность отражения в бухгалтерском учете операций связанных с выпуском готовой продукции;

    3. правильность определения производственной себестоимости готовой продукции по видам заказов;

    4. достоверность отражения фактической себестоимости отгруженной продукции (дебет счета 45 «Товары отгруженные» кредит счета 43 «Готовая продукция»);

    5. правильность расчета суммы отклонений фактической себестоимости от плановой и их списания;

    6. правильность составления бухгалтерских проводок по учету выпуска готовой продукции (работ, услуг);

    7. в случае, когда продукция отпускается покупателям непосредственно со складов, следует обращать внимание на наличие надлежащим образом оформленных доверенностей на ее получение.

    8. правильность ведения журнала-ордера №10/1 и ведомости №16/1 «Учет реализации продукции (работ, услуг) по отгрузке» (при журнально-ордерной форме учета);

    9. соответствие записей аналитического и синтетического учета по балансовым записям счета 43 «Готовая продукция» и счета 40 «Выпуск продукции» записям в главной книге и балансе.

    Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым Кодексом РФ.

    Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах.

    Учет налогоплательщиков является отдельной формой налогового контроля, поскольку полномочия по государственной регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей, а также полномочия по представлению государства в делах о банкротстве возложены на налоговые органы.

    Отличительными особенностями учета налогоплательщиков как формы налогового контроля являются постоянность, непрерывность, всеобщность, императивность процедурного обеспечения.

    Результатом учета налогоплательщиков является получение следующих категорий информации, которые в дальнейшем могут быть использованы при проведении иных форм налогового контроля:

    • 1) количество и виды налогоплательщиков на определенной территории;
    • 2) точное место их нахождения, в том числе фактический и юридический адреса;
    • 3) иная финансово-учетная информация, например номер расчетного счета в банке;
    • 4) виды осуществляемой ими деятельности и территориальные пределы ее осуществления;
    • 5) размер имущественных активов, находящихся у налогоплательщика;
    • 6) характер связей с другими налоговыми субъектами, например наличие филиалов и представительств;
    • 7) иная значимая для решения задач налогового контроля информация.

    Учет налогоплательщиков регулируется НК РФ и подзаконными актами Правительства РФ и ФНС РФ (например, приказами МНС РФ: "Об утверждении Порядка определения особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков - российских организаций" от 31.08.2001 № БГ-3-09/319; "Об утверждении Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций" от 07.04.2000 № АП-3-06/124; "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц" от 27.11.98 № ГБ-312/309 (с измен, на 24.12.99) и др.).

    Согласно ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны вести в установленном порядке учет юридических и физических лиц по месту нахождения организации, ее филиалов и представительств, по месту жительства физического лица и по месту нахождения принадлежащего налогоплательщикам движимого и недвижимого имущества.

    Перечислим случаи, когда то или иное лицо должно встать на учет в налоговом органе.

    Для физических лиц:

    • - при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
    • - при получении должности нотариуса, занимающегося частной практикой; адвокат;

    Для организаций:

    • - при создании обособленных подразделений;
    • - при получении статуса крупнейшего налогоплательщика;
    • - постановка на учет иностранных организаций и иностранных граждан;
    • - при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • - при приобретении недвижимого имущества, транспортных средств.

    Если организация имеет филиалы и представительства, то она обязана встать на налоговый учет не только по месту своего нахождения, но и по месту нахождения каждого филиала и представительства, объекта недвижимого имущества и транспортного средства. Налоговые органы, на основании имеющихся сведений о недвижимом имуществе и транспортного средства и сделок с ними, обязаны, не дожидаясь подачи заявления налогоплательщика, поставить его на налоговый учет. Основы налогового регулирования постановки на учет определены в ст. 83-86 НК РФ и в постановлении правительства от 10 марта 1999 г. «О порядке ведения ЕГРН». Этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией организаций и ИП при их создании, реорганизации, ликвидации, а также при внесении изменений в их учредительные документы. В связи с этим ведутся ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

    • 1. Полное и сокращенное наименование на русском языке, и, если есть, на иностранном языке (если указано в учредительных документах);
    • 2. Организационно-правовая форма;
    • 3. Адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иного органа имеющего право действовать от имени юридического лица;
    • 4. Способ образования юридического лица (создание, реорганизация, и др.);
    • 5. Сведения об учредителях или участниках юридического лица, а также сведения о держателях реестра его акционеров;
    • 6. Подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов;
    • 7. Для юридического лица, созданного в результате реорганизации, - сведения о правопреемстве;
    • 8. Дата регистрации изменений внесенных в учредительные документы;
    • 9. Способ прекращения деятельности юридического лица;
    • 10. Размер указанного в учредительных документах уставного капитала;
    • 11. Ф.И.О и должность лица имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные и ИНН этого лица;
    • 12. Сведения о лицензиях полученных юридическим лицом;
    • 13. Сведения о филиалах и представительствах юридического лица;
    • 14. ИНН, КПП и дата постановки на учет;
    • 15. Коды по ОКВЭД;
    • 16. Номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя в органах государственных внебюджетных фондов;
    • 17. Сведения о банковских счетах юридического лица.
    • 1. Ф.И.О.;
    • 2. Пол;
    • 3. Дата и место рождения;
    • 4. Гражданство;
    • 5. Место жительства в РФ;
    • 6. Данные основного документа удостоверяющего личность гражданина РФ;
    • 7. Вид на жительство или иные документы, установленные ФЗ или признаваемые в качестве в качестве таких документов международными договорами (в случае если ИП является иностранным гражданином);
    • 8. Вид и срок действия документа, подтверждающего право ИП временно проживать в РФ (в случае если ИП является иностранным гражданином);
    • 9. Дата государственной регистрации физического лица в качестве ИП и данные документа, подтверждающего факт внесения записи регистрации в ЕГРИП;
    • 10. Дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП;
    • 11. Сведения о лицензиях полученных ИП;
    • 12. ИНН присваемый ИП;
    • 13. Коды по ОКВЭД;
    • 14. Номер и дата регистрации ИП в органах внебюджетных фондов.

    Записи вносятся в государственные реестры на основании документов представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и напротив каждой записи указывается дата ее внесения в соответствующий реестр.

    В регистрационном деле юридического лица или ИП сведения о государственной регистрации, которые внесены в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) должны храниться все документы, представленные в регистрационный орган.

    Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются общедоступными, кроме сведений и документов, доступ к которым ограничен. Сведения о номере, дате выдачи и об органе выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, а также сведения о банковских счетах юридического лица и ИП являются закрытыми и могут быть предоставлены только органам государственной власти и государственным внебюджетным фондам в порядке установленном Правительством РФ.

    Содержащиеся в государственных реестрах сведения предоставляются в виде выписки или копии документов содержащихся в соответствующем государственном реестре или справки об отсутствии запрашиваемой информации. Содержащиеся в ЕГРИП сведения о месте жительства конкретного ИП могут быть предоставлены регистрирующим органом, только на основании запроса, представленного лично физическим лицом регистрирующему органу с предъявлением документа удостоверяющего личность. По запросу ИП, налоговый орган обязан предоставить ему информацию о лицах получивших сведения о его месте жительства.

    Постановка на учет организаций или ИП не зависит от того, имеются ли у данного налогоплательщика подлежащие налогообложению доходы. Постановка на учет и снятие с учета осуществляется бесплатно. При постановке на учет присваивается ИНН, и его номер вносится в ЕГРН. Вновь созданные организации в момент регистрации предприятия открывают в банке специальные счета для осуществления безналичных расчетов. Сведения об этих счетах обязаны сообщать в налоговый орган банки в 5-дневный срок со дня открытия или закрытия счета.

    Налогоплательщики-организации и ИП обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения или жительства следующие сведения:

    • 1. Обо всех случаях участия в Российских и иностранных организациях;
    • 2. Обо всех обособленных подразделениях и филиалах, созданных на территории РФ, а также о прекращении деятельности этих подразделений и филиалов в срок 1 месяц со дня создания или прекращения ими деятельности;
    • 3. Обо всех случаях реорганизации или ликвидации предприятия в течении 3х дней со дня принятия такого решения;
    • 4. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также частные охранники обязаны сообщать в налоговый орган сведения об открытии счетов предназначенных для осуществления их профессиональной деятельности.

    При постановке на учет налоговые органы не только делают об этом запись в ЕГРН, но и присваивают налогоплательщику специальный информационный код - идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Кроме того, организациям присваивается еще один номер - код причины постановки на учет (КПП). ИНН и КПП имеют определенное число цифровых знаков и структуру, представленных приложении. Так, ИНН организации состоит из 10 знаков, КПП, присвоенный организации, состоит из 9 цифровых знаков. Налогоплательщику физическому лицу присваивается только ИНН, который состоит из 12 цифровых знаков.

    Налоговый орган должен в течение 5 дней со дня государственной регистрации и получения необходимых документов принять решение по поводу постановки на учет организации (или ИП), осуществить их постановку на учет, в тот же срок выдать им свидетельство о постановке на учет и одновременно свидетельство о государственной регистрации.

    Постановку на учет налогоплательщика следует отличать от регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, тем более что выполняет обе функции ФНС России. В большинстве случае, одно действие предшествует и является необходимым следствием другого. Однако зачастую регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя не происходит, в то время как постановка на учет в налоговом органе обязательна. Один из основных таких примеров - это постановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения. Исходя из ст. 11 НК РФ, обособленное подразделение - это любое территориально обособленное от организации отделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (хотя бы одно). То есть факт отражения создания подразделения в учредительных документах организации не важен.

    Налоговый контроль – это деятельность компетентных налоговых органов, связанная с проверкой законности действий налогоплательщиков, налоговых агентов, иных участников налоговый правоотношений по выполнению возложенных на них налоговым законодательством обязанностей.

    Основной субъект – уполномоченный на осущ. НК (Мин. по Нал. и Сборам + его терр оргнаы)

    В определенных случаях полномочиями по НК наделяются так же таможенные органы и органы внебюджетных фондов

    В зависимости от характера налоговых мероприятий и времени проведения выделяют:

    Предварительный

    Текущий НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

    Последующий

    Предварительный налоговый контроль предшествует совершению налоговых операций.

    Текущий налоговый контроль сопровождает совершение налоговых операций. (Н: постановка на учет, подача декларации в конце налогового периода)

    Последующий налоговый контроль осуществляется после совершения налоговых операций и подконтрольных налоговых действий. (Н: выездная налоговая проверка)

    Формы контроля – это конкретные процедурные правила в рамках которых реализуется контрольные мероприятия.

    Можно выделить:

    Мероприятия по постановке на учет налогоплат, и налог. аг.

    Обязательные сообщения разных регистрирующих орагнов и банков.

    За расходами физ. лиц (правительство объявило что с 01 01 94 это будет отменено, но пока он предусм в НК)

    Проверки – выездные и камеральные

    Допрос свидетеля

    Истребование документов

    Назначение экспертизы

    Постановка на учет .

    Способ постановки на учет, либо на основании информации поступившей из другого органа, либо по заявлению налогоплательщика.

    Ст. 83 НК основания:

    Постановка по месту государственной регистрации организации, месту жительства лица (по месту нахождения)

    По месту нахождения принадлежащих ему О недвижимости

    По месту государственной регистрации принадлежащих налогоплательщику транспортных средств (для различных видов транспортных средств действуют различные правила, некоторые из них – самолет например, рассматривается как недвижимость)



    Постановка по месту территориально обособленных подразделений организации

    (исключение - территориальное подразделение создано в рамках одного МО – находятся в рамках компетенции одного налогового органа, налоговые платежи поступают в один бюджет)

    На налоговый учет ставится не имущество, а налогоплательщик.

    Во всех случаях постановка на учет осуществляется самим налоговым органов на основании информации, у него имеющейся и поступающей из других органов. Исключение – создание территориального обособленного подразделения – постановка на учет осуществляется самим налогоплательщиком, он будет нести ответственность, если не выполняет свою обязанность (ст.116, 117 НК).

    Постановка на налоговый учет - это включение определенной информации в базу данных. Это информации об учредителях, участниках юридического лица, факты, связанные с реорганизацией, сменой директоров и т.д.

    Предусматривается различный порядок поставления на НУ организаций и фл

    Организации и ИП д предпринять основные действия для постановки на НУ – направить в нал. орг. соответствующее заявления и в некоторых случаях приложить к нему какие либо документы.

    Ф\л не являющиеся ИП не обязаны осуществлять активные действия лоя постановки на НУ, Н.орг. должен сам по имеющейся у него информации поставить фл на ну. как по месту жительства так и по месту регистрации ТС

    В этом случае н.ор. осуществляет регистрацию процедуры на основании информации которую ему предоставляют гос органы и иные субъекты в порядке статьи 85 НК.

    Плательщику присваивается ИНН.ИНН – числовое обозначение, соответствующие наименованию определенного налогоплательщика. Присваивается определенному налогоплательщику, является индивидуальным, не может быть передан другому лицу. Во всей документации, которая идет от органа налогоплательщику он подлежит указанию, с целью обеспечения идентификации.

    В ст 85 НК учитываются те данные которые н. орг. вправе затребовать при постановке на НУ и предоставлении ИНН.

    Кроме того, подробно регламентируются сроки в рамках которых должна осуществляться постановка на НУ и предоставление ИНН, сроки для направления плательщиками заявлений о постановке на учет или уточнение информации которая предоставляется:

    по общему правилу срок постановки – 5 дней

    исчисляется с момента предоставления документов необходимых для постановки.

    После постановки организации и ИП в ряде случаев обязаны направить в н. орг. информацию свидетельствующую о серьезных изменениях в их деятельности (ее прекращиении), т.е. информация о реорганизации ликвидации, о начале процедуры банкротства.

    Все ИНН вносятся в единый реестр + обязательно дб указаны, когда н. ор. направляет плательщику уведомление требование и т д.

    НК не регламентирует подробно постановку и снятие с НУ

    Переучет: если состоящий на учете налогоплательщик сменил место своего нахождения или место жительства, то снятие с учета налогоплательщика производится налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете, в течение пяти дней после подачи налогоплательщиком заявления об изменении места своего нахождения или места жительства. Налогоплательщик обязан заявить в налоговый орган об изменении места своего нахождения или места жительства в 10-дневный срок с момента такого изменения.

    Тема «Виды налогового контроля.

    Порядок постановки на учет налогоплательщиков»

    1. Налоговый кодекс Российской Федерации гл.14

    1. Виды налогового контроля

    2. Порядок постановки на учет налогоплательщиков

    Виды налогового контроля

    Налоговое законодательство устанавливает следующие формы налогового контроля:

    1. Налоговые проверки

    2. Постановка на учет налогоплательщиков

    3. Получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов

    4. Проверка данных учета и отчетности

    5. Осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода

    Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов, органами государственных внебюджетных фондов, органами внутренних дел.

    Налоговые органы проводят налоговые проверки двух видов: камеральные и выездные.

    Камеральная налоговая проверка

    Проводится по месту нахождения налогового органа на основе:

    Налоговых деклараций

    Финансовой отчетности.

    Продолжительность камеральной проверки – три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и др. документов.

    Если в ходе проверки выявляются ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, налоговый орган обязан сообщить об этом налогоплательщику с требованием внести исправления.

    По результатам проверки в случае выявления недоплат налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате суммы налога и пеней. Налоговые органы составляют акт камеральной проверки в течение 10 дней, по окончании проверки, а налогоплательщик в течение 5 дней имеет право представить письменные разъяснения по выводам, указанным в акте.

    Выездная проверка

    Проверка осуществляется по месту нахождения налогоплательщика, если он не может предоставить отдельное помещение для проведения проверки, то она может быть перенесена на территорию налогового органа.

    Проводится на основании решения руководителя налогового органа по одному или нескольким налогам. Может охватывать не более 3 лет деятельности налогоплательщика.

    В течение одного календарного года налоговые органы не могут проводить более 2-х выездных налоговых проверок.

    Продолжительность проверки – не более двух месяцев. Может быть продлена до 4 месяцев, в исключительных случаях до 6 месяцев. Если у организации имеется филиал, то по ним назначаются самостоятельные проверки.

    В ходе проверки налоговые органы могут:

    Проводить инвентаризацию,

    Требовать изъятия документов,

    Производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений, используемых для извлечения дохода,

    Привлекать свидетелей,

    Назначать экспертизу,

    Привлекать специалистов, переводчиков, понятых.

    По окончании проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксирует предмет проверки и сроки ее проведения.

    По результатам выездной проверки не позднее 2-х месяцев после составления справки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки, который подписывается налоговыми работниками и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем.

    Акт оформляется по установленной форме с указанием:

    1. документально подтвержденных фактов правонарушений, выявленных в ходе проверки (или отсутствие таковых),

    2. выводов и предложений проверяющих по устранению нарушений,

    3. ссылок на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за правонарушения.

    Акт вручается руководителю организации либо индивидуальному предпринимателю под расписку, а при уклонении направляется по почте.

    В случае несогласия с выводами проверяющих налогоплательщик в течение 15 дней со дня получения акта проверки представляет письменное объяснение возражений по акту.

    В течение 10 дней руководитель налогового органа рассматривает акт, документы и материалы, представленные налогоплательщиком и выносит решение по результатам проверки:

    1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

    2) об отказе в привлечении к налоговой ответственности;

    3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

    На основании решения о признании налогоплательщика виновным ему направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени.

    Порядок постановки на учет налогоплательщиков

    В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах:

    По месту нахождения организации, месту жительства физического лица;

    По месту нахождения обособленного подразделения;

    По месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

    Организации и индивидуальные предприниматели подают заявления о постановке на учет в течение 5 дней после их государственной регистрации, прочие физические лица подлежат постановке на учет на основании сведений, предоставляемых уполномоченными органами.

    Органы, осуществляющие государственную регистрацию недвижимого имущества и транспортных средств, подают сведения о владельцах и стоимости имущества в налоговый орган в течение 10 дней.

    Органы осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния обязаны сообщать в налоговый орган о фактах рождения, смерти в течение 10 дней после их регистрации.

    Для постановки на учет организации подают копии следующих документов:

    1. свидетельства о регистрации;

    2. учредительных документов;

    3. других документов, подтверждающих создание организации.

    Для постановки на учет индивидуальных предпринимателей необходимо представить:

    1. свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или копию лицензии на право занятия частной практикой;

    2. документы, удостоверяющие личность налогоплательщика и подтверждающие регистрацию по месту жительства.

    Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет в течение пяти дней со дня подачи необходимых документов и выдать свидетельство о постановке на учет.

    Каждому налогоплательщику присваивается ИНН – идентификационный номер налогоплательщика, единый по всем налогам.

    На основе данных учета ФНС РФ ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН).