Какие социальные группы есть в обществе. Социальные группы. Виды социальных групп. Малая социальная группа. Характеристика и признаки групп

Социальная группа - устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (со­циальное положение, интересы, ценностные ориентации).

Социальная общность - это реально существующая, эм­пирически фиксируемая совокупность людей, характеризую­щаяся относительной целостностью и выступающая само­стоятельным субъектом исторического и социального дей­ствия.

Признаки социальной общности:

  1. сходство условий жизнедеятельности;
  2. общность потребностей;
  3. наличие совместной деятельности;
  4. формирование собственной культуры
  5. социальная идентификация членов общности, их самопричисление к ней.

Появление социальных групп:

  1. связано с общественным разде­лением труда и специализацией деятельности;
  2. вызвано истори­чески сложившимся разнообразием условий быта, культуры, соци­альных норм и ценностей.

Виды социальных групп

Основания для классификации

Наименование группы

Её сущность

Примеры социальных групп

Численность

Малая

группа

Небольшое число лю­дей (от 2−3 до 20−30 человек), которые хорошо знают друг друга, заняты каким- либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой. Харак­терны общие цели, задачи деятельности, психологические и по­веденческие особен­ности.

Представляет собой элементарную ячейку общества.

Семья, школь­ный класс, эки­паж самолета, компания дру­зей и др.

Большая

группа

Многочисленная со­вокупность людей, за­нимающих одинако­вое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы.

Нация, класс, страта и др.

Характер

взаимодей­ствия

Первичная

группа

Группа, в которой вза­имодействие носит не­посредственный, меж­личностный характер и предполагает взаим­ную поддержку.

Группа друзей, сверстников, со­седей и др.

Вторичная

группа

Группа, взаимодей­ствие в которой обус­ловлено достижением конкретной цели и но­сит формально-дело­вой характер.

Производствен­но-хозяйствен­ные организа­ции, профсоюзы, политические партии и др.

существова­ния

Номиналь­ная группа (социальная категория)

Искусственно сконс­труированная группа, которая выделяется для целей статисти­ческого учёта населе­ния.

Проживающие в отдельных и коммунальных квартирах, пас­сажиры приго­родных поездов, покупатели сти­рального порош­ка «Аист» и др.

Реальная

группа

Группа, критерием вы­деления которой слу­жат осознаваемые людьми реальные при­знаки (пол, возраст, национальность, до­ход, профессия, место жительства).

Мужчины, жен­щины, русские, дети, учителя, горожане и др.

Способ организации и регулирова­ния взаимо­действия

Формальная (официаль­ная) группа

Группа, создающаяся и существующая лишь в рамках официально признанных организа­ций.

Школьный класс, спортив­ная команда «Спартак» и др.

Неформаль­ная (неофи­циальная) группа

Группа, обычно возни­кающая и существую­щая на базе личных интересов её участни­ков, которые могут совпадать или расхо­диться с целями официальных организаций.

Поэтический кружок, клуб любителей бардовской песни, организация бо­лельщиков фут­больного клуба «Зенит» и др.

Членство в группе оказывает непосредственное влияние на по­ведение человека, которое может быть как положительным, так и отрицательным.

В совокупности социальные группы образуют социальную структуру общества.

Социальная структура общества - это внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядоченное определёнными нормами взаимодействия частей.

Социальная структура общества:

1) социальные группы;

2) социальные слои;

3) социальные общности;

4) социальные институты;

5) социальные отношения.

Квазигруппа - малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединённая, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределённую структуру и систему ценностей и норм.

Разновидности квазигрупп:

1) аудитория;

2) фан-группа;

Основные свойства квазигрупп:

1) анонимность;

2) внушаемость (суггестия);

3) социальная заражаемость;

4) бессознательность.

ВОПРОСЫ:

1. Установите соответствие между социальными группами и критериями их выделения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца.

КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

образ жизни

включённость во властные структуры

отношение к средствам производства

образование

роль в общественной организации труда

Ответ

2. Найдите в приведённом ниже списке социальные группы, выделенные по признаку религиозной принадлежности. Запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите все правильные ответы.

христианские демократы

синтоисты

протестанты

дзен-буддисты

пацифисты

арабские националисты

Ответ

3. Раскройте на трёх примерах многообразие критериев, выделения социальных групп.

Ответ

В качестве примеров, раскрывающих многообразие критериев выделения социальных групп, могут быть приведены:

1) демографический критерий: распределение населения по таким признакам, как возраст (дети, подростки, молодежь, люди среднего и пожилого возраста,), пол (мужчины, женщины), состояние в браке (женатые/замужние, разведённые, вдовые), семейное положение (одинокие, семейные) и др.;

2) этнический критерий: определение принадлежности человека к этносу (племени, народности, нации);

3) расовый критерий: определение единства происхождения и области расселения, общности наследственных физических особенностей людей (три основные группы: негроидная, европеоидная и монголоидная расы);

4) поселенческий критерий: выделение социальных групп в зависимости от места их жительства (горожане, сельские жители и т. п.);

5) профессиональный критерий: в соответствии с родом трудовой деятельности людей (врачи, юристы, учителя, инженеры и т. п.).

4. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальная группа». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Ответ

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Что такое «социальная группа»?

2) Критерии выделения социальных групп:

а) по уровню дохода;

б) по конфессиональному признаку;

в) по демографическому признаку;

г) по этносоциальному признаку.

3) Виды социальных групп по характеру взаимодействия:

а) первичные;

б) вторичные.

4) Виды социальных групп по численности:

б) большие.

5) Виды социальных групп по факту существования:

а) номинальная;

б) реальная.

6) Социальная структура общества.

Образование как социальный институт

Образование в современных странах - это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, её подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем. Образованию принадлежит очень важная роль в определении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществлении социального контроля.

Образование, наряду с армией, церковью и производством, - один из лифтов социальной мобильности. Получив знания и высокую квалификацию, в современном обществе гораздо легче сделать карьеру, чем а) это было в доиндустриальном и индустриальном обществе, б) если бы человек ими не обладал.

С давних пор и по сей день образование как социальный институт выступает основным механизмом социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам. На систему образования возлагались функции социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессионального образования, кроме того, еще и функции контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам.

Таким образом, образование является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределении их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев. Положение индивида в обществе, возможности для его успешного продвижения по служебной лестнице определяются качеством полученного образования, во многом связанного с престижем учебного заведения.

Так оно и есть. Необразованный человек не может получить высокооплачиваемую и ответственную работу, какого бы социального происхождения он ни был. У образованного и необразованного неравные жизненные шансы, но ситуацию всегда можно исправить, повысив свою квалификацию, стоит только приложить индивидуальные усилия. Тем и отличается неравенство в области образования от других видов неравенства, скажем, унаследованного, что оно ставит человека в непривилегированное положение временно. А вот если вы родились сыном короля или потомственного дворянина, то это уже навсегда. С таким неравенством, основанным на предписанных статусах, поделать ничего нельзя.

(Г. Е. Тадевосян)

1. Какое определение образованию в современных странах приводит автор? Укажите четыре позиции, которые, по мнению автора, составляют социальную роль образования.

3. Какие четыре социальных лифта указывает автор? Приведите их, проиллюстрировав их проявление конкретными примерами.

Укажите главное отличие неравенства, определяемого образованием, от иных типов неравенства. Опираясь на текст, знание обществоведческого курса, фактов общественной жизни, приведите три иных проявления неравенства в современном обществе.

Ответ

1. 1. Приведено определение:

«Образование в современных странах - это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, её подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем».

2. Указаны четыре позиции, раскрывающие социальную роль образования:

1) в определении социального статуса личности;

2) в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества;

3) в поддержании социального порядка и стабильности;

4) в осуществлении социального контроля.

2. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

приведены три функциональных особенности образования, допустим:

1) основной механизм социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам;

2) осуществление функций социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения;

3) профессиональное образование реализует функцию контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам;

4) образование является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределении их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев.

Функциональные особенности могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

указаны лифты социальной мобильности и иллюстрирующие их конкретные примеры, допустим:

1) образование (молодой человек получил в вузе профессию юриста и был принят на должность консультанта в крупной фирме);

2) армия (в период Французской революции крестьянин Мишель Ней вступил в армию и стал при Наполеоне маршалом Франции);

3) церковь (например, крестьянин Никита Минов, вступив в монашество и начав церковное служение, достиг высшего чина, стал патриархом Никоном);

4) производство (например, специалист, начав с рядового сотрудника фирмы, вырос до директора, топ-менеджера предприятия).

4. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Указано главное отличие неравенства в области образования, допустим:

неравенство в области образования зависит от воли и желания самого человека, его можно исправить, повысив свою квалификацию.

2. Приведены иные типы неравенства, характерные для современного общества, допустим:

1) неравенство, основанное на предписанных статусах, например, этнической принадлежности или социальном происхождении;

2) неравенство, основанное на месте проживания человека, столичном или провинциальном;

3) неравенство, связанное с особенностями внешнего облика или состоянием здоровья, условиями воспитания в семье.

Темы эссе:

1. (Второй тур заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2014 г.)

«Единственная сила, способная умерять индивидуальный эгоизм, - это сила группы».

Эмиль Дюркгейм

2. (Второй тур заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2013 г.)

«Не имеет значения, кто перед вами: толпа академиков или толпа водовозов. И то и другое - толпа».

любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями. В каждой С.Г. воплощаются некоторые специфические взаимосвязи индивидов между собой и обществом в целом в рамках определенного исторического контекста. Внешние отличительные признаки С.Г.: 1) статика существования С.Г. проявляется в непрерывной динамизации групповых процессов в латентной или явной форме; 2) С.Г. характеризуется определенным набором социальных норм, институционализацией ценностей, репродуцируемых групповым контекстом; 3) С.Г. имеет свою ролевую структуру с достаточно выраженными функциональными нагрузками. Существует значительное число критериев, характеризующих специфический способ действия каждой С.Г.: их разделяют по числу входящих в них индивидов (большие, средние, малые), по индивидуальным признакам входящих в них индивидов, по характеру внутренней структуры, по статусу в обществе, по уровню сплоченности, по степени взаимодействия членов, по ее культурологическим признакам. История изучения С.Г. имеет давнюю традицию. Еще Гоббс попытался дать определение С.Г. как "...известного числа людей, объединенных общими интересом и делом", и выделил группы упорядоченные и неупорядоченные, политические, частные и другие. В дальнейшем этот термин приобрел более глубокую социальную окраску. Одним из основоположников теории С.Г. является Зиммель, рассмотревший целый спектр закономерностей и аспектов взаимодействия микро- и макроструктур. Значительный вклад в изучение С.Г. внес Куля, рассмотревший влияние на социализацию индивида первичных групп. Дальнейшее развитие теория С.Г. получила в работах Э. Мэйо, акцентировавшем свое внимание на изучении оптимальных условий сотрудничества в производственных групповых образованиях, и Морено, который ввел в оборот методику измерения характера и уровня межличностного взаимодействия, известного в практике как социометрия. Общие проблемы взаимодействия С.Г. с обществом в рамках функционального анализа изучались Парсонсом. Наибольшее развитие теория С.Г. получила в рамках психологии, где акцентировались именно интрогрупповые характеристики, через призму которых далее проецировался внешний мир. Именно в таком контексте получили жизнь три общепсихологических подхода к изучению группы в целом и межгруппового взаимодействия: 1) мотивационный (Фрейд, Берковитц, Адорно), где постулатом являлся момент образования группы на основе общей выгоды и целей с позиций аутгрупповой враждебности и внутригрупповой сплоченности; 2) ситуационный (А. Тэджфел, М. Шириф), где единственным основанием для образования группы являются цели: "...индивиды, стремящиеся к цели посредством взаимозависимых действий, становятся группой, они развивают социальную иерархию и специфические нормы; 3) когнитивный (Фергюссон, Келли, Горовитц и др.), когда формирование группы имеет место там, где два или более человека начинают воспринимать себя с позиции ингрупповой-аутгрупповой категоризации. Любая совокупность людей с большей вероятностью будет характеризовать себя как группу, когда субъективно воспринимаемая разница между ними меньше, чем разница между ними и другими людьми в данных условиях. В социологических теориях вопрос изучения С.Г. имел некоторый функциональный оттенок в контексте выхода не на атмосферу существования группы, а на процессы ее взаимодействия с другими социальными образованиями в обществе. С этой точки зрения имеют место также онтологические подходы, как холизм (теории социальных систем, структурно-функциональный анализ и т.д.), культурологические концепции (антропологические, концепции гуманитарного толка и т.д.), биологизм. В каждом из направлений понятие С.Г. имеет свою специфику в интерпретации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

совокупность людей, составляющая единицу социальной структуры общества. В целом С. г. можно разделить на два рода групп. К первому относятся совокупности людей, выделяемых по тому или иному существенному признаку или признакам, напр. социально-экономич., проф. группы, национальные, возрастные и др. группы населения. Члены этих групп могут быть разъединены в пространстве (а иногда и во времени), они не составляют обычно локализованного социального единства (рабочие, инженерно-технич. работники, лица в возрасте от 9 до 24 лет и т.д.). К другого рода группам относятся все те совокупности людей, в к-рых существует система социальных связей и отношений членов совокупности, характеризующая ее внутр. структуру. Отличит. чертой такой С. г. служит наличие той или иной программы, плана ее деятельности, в к-рую включен каждый участник группы. Структура группы характеризуется двумя ее уровнями: функциональными зависимостями между членами группы (напр., по разделению труда) и межличностными зависимостями (напр., отношениями симпатии или вражды). Выделяется обычно еще одно различие структур группы: структура, фиксируемая в официальных положениях (напр., иерархия власти в группе, определенная инструкциями о тех или иных постах), и структура, реально складывающаяся в отношениях людей в зависимости от их личных качеств. а не официально занимаемого положения. Первый тип структуры обычно наз. формальной структурой группы, второй – неформальной. Различаются след. виды групп: малая группа (отношения членов группы предполагают установившуюся между ними систему личных отношений); группа-организация (отношения членов группы не предполагают установившейся между ними системы личных отношений, но гл. обр. базируются на безличной системе функциональных зависимостей); случайная группа (два-три разговорившихся прохожих); толпа (отношения людей в этой группе не подчинены ни функционально-определенному плану, ни сознательно принятому разделению функций, а складываются стихийно); группа-коллектив (отношения членов группы базируются на сознат. усвоении каждым членом группы общих целей деятельности группы в качестве целей своей собств. деятельности). Большое значение для понимания и науч. анализа поведения людей в группах имеет учет субъективных представлений членов групп о своей собств. группе. Эти представления фиксируются в социологии и социальной психологии в понятии референтной группы, т.е. группы, на к-рую сам человек ориентирует свое поведение. Бурж. социология, нередко замыкаясь в сфере социально-психологич. и психологич. закономерностей функционирования С. г., отрывает их от широких социально-экономич. процессов, происходящих в обществе, изображает в виде самодовлеющих, автогенных социальных единиц. Марксистская социология, анализируя группы как самостоят. образования, в то же время выдвигает требование исследования групп и их жизнедеятельности в связи с факторами и процессами, составляющими фон и окружение их деятельности. Внутр. закономерности С. г. тесно связаны с функционированием широких социальных систем, механизмы деятельности С. г. отражают закономерности жизнедеятельности общества. Понятие и концепция С. г. впервые стали разрабатываться в работах социалистов-утопистов (Сен-Симон, Фурье, Оуэн). С. г. понималась как объединение людей на основе добровольного принятия трудовых и воспитат. функций и противопоставлялась в такой форме бурж. индивидуализму и принудит. регламентациям бурж. орг-ций. В работах Маркса и Энгельса в понятие С. г. было вложено историко-материалистич. содержание; важный вклад в разработку проблемы С. г. внес Ленин: гл. механизм образования и функционирования С. г. марксизм видит в материальных интересах людей, в их отношении к собственности, в месте, к-рое они занимают в системе обществ. отношений. Важнейшей С. г. являются обществ. классы. В позитивистской социологии 19 в. понятие группы противопоставлялось понятию социально-экономич. класса. Для воззрений Спенсера, Лебона на С. г. был характерен механицизм: понимание группы как суммы "социальных атомов". Дюркгейм развил учение о "коллективном сознании" как основе существования всех социальных объединений, в т.ч. и С. г. В работах Ч. Кули, Дж. Мида, Дж. Хоманса и др. анализируются – чаще всего на материалах социально-психологич. исследований – внутр. структура малой группы, формы отношений между лидерами и подчиненными, стимулы повышения эффективности деятельности коллективов и т.д. В марксистской социологии исследование С. г. ведется как в теоретическом, так и в конкретном планах – работы по социальной структуре, классам, слоям, национальным и др. группам социалистич. общества, вопросы структуры и форм жизнедеятельности различного рода С. г. – трудовых, политических, религиозных. Лит.: Семенов В., Проблема классов и классовой борьбы в совр. бурж. социологии, М., 1959; Новиков Н. В., Критика совр. бурж. "науки о социальном поведении", М., 1966; Социология в СССР, т. 1–2, М., 1966; Щепаньский Я., Элементарные понятия социологии, пер. с польск., Новосибирск, 1967, гл. 8; Проблемы изменения социальной структуры сов. общества, М., 1968; Классы, социальные слои и группы в СССР, М., 1968; Морено Дж. Л., Социометрия, пер. с англ., М., 1958; Sоrоkin P., Society, culture and personality, N. Y.–L., 1947; Lewin K., Field theory in social science, ; Homans G. C., The human group, L., ; Parsons T., The social system, Glencoe (Ill.), ; Group dynamics, research and theory, ed. D. Cartwright, A. Zander, ?. ?., 1953; Knowles M. S., Knowles H., Introduction to group dynamics, N. Y., . См. также лит. при ст. Классы, Социальная стратификация. Н. Новиков. Москва.

Важной разновидностью социальных общностей являются социальные группы. Социальная группа - это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности (Г.С. Антипова).

Социальная группа - это совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других (американский социолог Р. Мертон).

Социальная группа - это образование из двух или более человек, которые вступают в контакт с определенной целью и считают этот контакт значимым (Ч.Р. Миллс).

Социальные группы, в отличие от массовых общностей, характеризуются:

1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени;

2) относительно высокой степенью сплоченности;

3) отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу;

4) вхождением в более широкие общности в качестве структурных образований.

В зависимости от плотности, формы осуществления связей и составляющих их членов различаются большие ималые , первичные и вторичные социальные группы.

Основным объектом социологических исследований являются малые социальные группы (малая социальная группа может насчитывать от 2 до 15 - 20 человек). Малая социальная группа малочисленна по составу, члены ее объединяются общей деятельностью и находятся в непосредственном, устойчивом, личном общении.

Характерными чертами малой социальной группы являются:

Малочисленный состав;

Пространственная близость ее членов;

Длительность существования;

Общность групповых ценностей, норм и образцов поведения;

Добровольность вступления в группу;

Неформальный контроль за поведением членов.

Типология малых групп.

В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации малых групп.

По уровню группового сознания различают следующие виды групп (по Л.И. Уманскому):

1. Группа-конгломерат - группа еще не осознавшая единой цели своей деятельности (аналогичны этому понятия диффузная или номинальная группы);

2. Группа-ассоциация , имеющая общую цель; все остальные признаки (подготовленность, организационное и психологическое единство) отсутствуют;

3. Группа-кооперация , характеризующаяся единством целей и деятельности, наличием группового опыта и подготовленности;

4. Группа-корпорация , которую выше кооперации ставит наличие организационного и психологического единства (иногда такую группу называют автономной). Для корпорации характерно проявление группового эгоизма (противопоставление себя другим группам, личностям, обществу) и индивидуализма вплоть до асоциальности (например, банда);


5. Коллектив - группа, отличающаяся наиболее высоким уровнем социального развития, целями и принципами гуманизма;

6. Гомфотерный (букв. «сбитый») коллектив , в котором ко всем прочим качествам добавляется психофизиологическая совместимость (например, экипаж космического корабля).

Формальной группе присущи следующие черты: ясная и рациональная цель, определенные функции, основанная на иерархии структура, предполагающая наличие должностей, прав и обязанностей, определенных соответствующими правилами, формальные отношения между людьми обусловлены непосредственно их должностным положением, а не их личными качествами.

У неформальной группы (соседи, компании в быту или на работе и т. д.), которая чаще всего объединяет от 2 до 30 лиц, отсутствуют фиксированные цели и должности, структура отношений и нормы взаимоотношений определяются непосредственно личными качествами людей; в ней нет ясно регулируемых правил членства, вступления и выхода из группы; члены неформальной группы хорошо знают друг друга, часто видятся, встречаются и находятся в отношениях доверия, но не кровного родства.

Формальная группа со своей стороны может быть как официальной (предприятие, бригада, профсоюзные, общественные или государственные организации и др.), так и не признанной официальной структурой, т. е. неофициальной (тайная организация, нелегальная группа и т. д.). Следовательно, не каждая формальная группа является официальной, и потому не следует употреблять как однозначные термины «формальная», «официальная» (соответственно «неформальная», «неофициальная») группа.

Рассмотренное нами деление на группы несет в себе некоторый элемент относительности; с одной стороны, неформальная группа может превращаться в формальную, например, друзья основывают организацию; с другой стороны, группа может быть одновременно и формальной и неформальной, как, например, школьный класс.

Референтная группа . Этим термином обозначают ту группу (реальную или воображаемую), система ценностей и норм которой выступает для индивида своеобразным эталоном. Человек всегда (вольно или невольно) соотносит свои намерения и поступки с тем, как могут их оценить те, чьим мнением он дорожит, независимо от того, наблюдают они за ним реально или только в его воображении.

Референтной может быть группа:

К которой индивид принадлежит в данный момент;

Членом которой он был прежде;

К которой он хотел бы принадлежать.

Персонифицированные образы людей, составляющих референтную группу, образуют «внутреннюю аудиторию», на которую человек и ориентируется в своих помыслах и поступках.

По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение участников ограничено во времени (например, участники конференции, туристы в составе туристической группы) и стабильные , относительное постоянство существования которых определяется их предназначение и долговременными принципами функционирования (семья, сотрудники отдела, студенты одной группы).

Малые группы являются частью непосредственной социальной среды, в которой осуществляется ежедневная жизнедеятельность человека и которая в значительной степени детерминирует его социальное поведение, определяет конкретные мотивы его деятельности, влияет на формирование его личности.

Разновидностью малых социальных групп являются первичные группы (термин был введен в социологию Ч. Кули). Отличительным признаком этих групп, по Кули, является непосредственный, интимный, межличностный контакт ее членов, который характеризуется высоким уровнем эмоциональности.

Через эти группы индивиды получают первый опыт социального единства (примером первичных социальных групп являются семья, студенческая группа, группа друзей, спортивная команда). Через первичную группу осуществляется социализация индивидов, освоение ими образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов.

Вторичная группа образуется из людей, между которыми сложились лишь незначительные эмоциональные отношения. Их взаимодействие подчинено лишь достижению определенных целей. В этих группах индивидуально неповторимые черты личности не имеют значения, а больше ценится умение выполнять определенные функции.

Основным типом вторичной социальной группы является большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей, - организация (политическая, производительная, религиозная и т. д.).

Итак, вторичные группы:

Обычно весьма значительны по размерам;

Возникают для достижения определенной цели;

В них поддерживаются формальные отношения;

Отношения ограничены (представлены контактами).

Типы первичных и вторичных групп представлены в таблице.

Таблица 1 - Типы первичных и вторичных групп

Большие социальные группы - общности людей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителями, но объединенные не меньше и потому оказывающие существенное влияние на общественную жизнь.

Большая социальная группа - это количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно-отраслевые и общественные организации).

К большим социальным группам можно отнести:

- этнические общности (расы, нации, народности, племена);

- социально-территориальные общности (совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, обладающих сходным образом жизни). Они формируются на основе социально-территориальных различий;

- социально-демографические общности (общности, выделяемые по половозрастным признакам);

- социальные классы и социальные слои (совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих сходные функции в системе общественного разделения труда.

Под социальной группой понимают любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям: пол, возраст, национальность, расовая принадлежность, место жительства, профессия, уровень дохода, образование и некоторые другие.

Социальная группа – это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом, а также среда, в которой проистекают коллективные процессы.

На планете проживают более 5 млрд человек, а количество социальных групп, по оценкам специалистов, доходит до 8-10 млрд. Это возможно благодаря тому, что один индивид может состоять в 5–6 группах.

Не только общество, но и отдельный человек живет по законам группы. Ученые доказали, что многие особенности человека: способность к абстрактному мышлению, речь, самодисциплина и нравственность – возникли результате групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии – иными словами, закладывается фундамент социальной жизни. Сегодня человек не мыслит себя вне группы: он – член семьи, ученического класса, молодежной тусовки, производственной бригады, спортивной команды. Принадлежность к группе обеспечивает индивиду возможность социальной самоидентификации и активного взаимодействия с другими людьми.

Классификация социальных групп
1. В зависимости от того, в какой мере объективная принадлежность индивида к данной группе предполагает субъективное осознание этой принадлежности, различаются номинальные группы, реальные группы и агрегаты.

Номинальные группы – социальные категории, искусственно выделенные с целью статистического анализа структуры населения (например, пассажиры пригородных поездов, семьи, проживающие в отдельных или коммунальных квартирах и т. д.). Межличностные отношения в номинальных группах практически не опосредствованы никакой деятельностью.

Реальные группы называются так потому, что принадлежность индивидов к этим группам определяется по признакам, важным с точки зрения социальной идентификации личности. К числу этих признаков относятся:

  • пол (мужчины и женщины);
  • уровень дохода (богатые, бедные и зажиточные люди);
  • национальность (русские, американцы, эвенки, турки и т. д.);
  • возраст (дети, подростки, молодежь, взрослые, старики);
  • семейное положение (холостые, женатые, разведенные, вдовые);
  • профессия (водители, учителя, военнослужащие и т. д.);
  • место жительства (горожане, сельские жители).

У представителей одной и той же реальной группы схожие стереотипы поведения, образ жизни, ценностные ориентации.

На границе между номинальными и реальными группами находятся агрегаты – совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков. Они сочетают в себе черты реальных и номинальных групп. К ним относятся аудиторные группы, некоторые разновидности толпы.

2. В зависимости от размера выделяются большие, средние и малые социальные группы. Большие социальные группы – это совокупности людей, существующие в масштабе всего общества: классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. К средним группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.). Малые группы – небольшие по численности совокупности людей, объединенных общими целями, интересами, ценностям, нормами и правилами поведения. Сюда относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности.

Социальная организация – общность людей, искусственно сконструированная с какой-либо легитимной целью (например, производство товаров или оказание платных услуг) при помощи институционализированных механизмов подчинения (власть и подчинение, вознаграждение и наказание). Примерами социальных организаций могут служить промышленные предприятия, фермерские хозяйства, банки, школы, больницы и т. д. Социальные организации могут быть очень крупными (сотни тысяч человек), крупными (десятки тысяч), средними (от нескольких тысяч до нескольких сотен), мелкими (от ста человек до нескольких человек). Социальные организации – промежуточный между большими и малыми социальными группами тип объединения людей.

Социальная общность – совокупность индивидов, характеризующаяся относительной целостностью, выступающая как самостоятельный субъект исторического и социального действия и поведения и выполняющая ту или иную деятельность.

Виды социальных общностей :

  1. социально-классовые общности (классы, социальные слои);
  2. социально-демографические общности (мужчины, женщины, дети, родители, семьи и др.);
  3. этносоциальные общности (нации, народности, племена, национальные и этнографические группы);
  4. социально-территориальные общности (город, деревня, регион);
  5. социально-профессиональные общности.

Этносоциальные общности называют также кровнородственными. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды.

Семья – наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы. Клан – группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю.

Племя – более высокая форма социальной организации, охватывающая большое число родов и кланов. Племена обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет). Численность племен доходила до десятков тысяч человек. В ходе культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те – на высших стадиях развития – в нации.

Народ – этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковые, территориальные, экономические и культурные общности. Народы более многочисленны, чем племена, и далеко не все их представители состоят между собой в кровнородственных связях.

Нация – автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая общность. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но зато есть общая история и культура. Нации возникают в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма, когда складываются классы, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, появляется литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народности, и насчитывают десятки и сотни миллионов людей. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.

ВВЕДЕНИЕ

Социальная группа - это совокупность людей, которые имеют общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности. Такими признаками могут быть пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование.

П.А. Сорокин писал: «… вне группы история нам не дает человека. Абсолютно изолированного человека, живущего вне общения с другими людьми, мы не знаем. Нам всегда даны группы». Общество представляет собой совокупность самых разных групп: больших и малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных. Группа - это фундамент человеческого общества, поскольку и само оно - одна из таких групп. Поэтому изучение социальных групп, их характеристика и анализ очень актуальны на сегодняшний день.

Цель данной работы - проанализировать и охарактеризовать социальные группы. Для достижения поставленной цели мы считаем необходимым решить следующие задачи:

ь определить понятие социальной группы;

ь предложить классификацию социальных групп;

ь выявить и охарактеризовать формы проявления групповой солидарности;

ь привести характеристику малой группы.

При написании работы мы использованы работы следующих авторов: З.Т. Голенкова, М.М. Акулич, В.Н. Кузнецов, О.Г. Филатова, А.Н. Елсуков, А.Г. Эфендиев, Е.М. Бабосов и другие.

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП

Желая повысить эффективность своих действий, человек стремится вступить в сеть отношений, которая, объединяя усилия людей, делает их способными выступать как единое целое - как социальная группа.

З.Т. Голенкова определяет социальную группу как совокупность людей, которые имеют общий социальный признак и выполняют общественно необходимую функцию в общей системе разделения общественного труда и деятельности .

Е.М. Бабосов отмечает, что социальная группа - наиболее общее и специальное понятие социологии, означающее определенную совокупность людей, имеющих общие природные и социальные признаки, объединенных общими интересами, ценностями, нормами и традициями .

С нашей точки зрения, наиболее точным является определение социальной группы, предложенное А.Н. Елсуковым, который считает, что «под группой в строгом значении этого слова следует понимать первичное социальное объединение людей, находящихся в непосредственном (формальном или неформальном) контакте, выполняющих определенные социальные функции и характеризующихся общими целями и интересами» .

В социологической теории различают понятия «группа», «первичная группа» и «малая группа». С тем, чтобы не путаться в терминологических тонкостях, мы эти понятия будем использовать как равнозначные. С точки зрения А.А. и К.А. Радугиных, социальные группы, в отличие от массовых общностей, характеризуются:

· устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования;

· высокой степенью сплоченности;

· отчетливо выраженной однородностью состава, т. е. наличием признаков, присущих всем членам группы;

· вхождением в более широкие общности в качестве структурных элементов .

Примерами первичных социальных групп могут быть: группы детей детского сада, школьные классы, студенческие группы, группы соседей, приятельский коллектив, спортивная команда, участники спортивной секции, производственная бригада, коллектив цеха или смены, учительский коллектив, работники кафедры или деканата, театральная труппа, члены оркестра, работники подразделов министерств и государственных органов управления, мелкие подразделения силовых структур и т. д.

Большинство этих групповых образований имеют формальный статус и структуру. Здесь есть свои руководители и рядовые члены, есть свои профессиональные функции и роли, совокупность которых и образует структуру группы. Личные симпатии (или антипатии) здесь имеют место, но они являются вторичными по сравнению с должностными обязанностями. Особая сплоченность группы наблюдается в том случае, если ее официальная структура и отношения совпадают с личными симпатиями или, как говорят, формальная и неформальная структуры совпадают.

Наряду с формальными групповыми объединениями существуют и неформальные - это группы по интересам или хобби (охотники, рыболовы, меломаны, болельщики), а также различного рода преступные объединения (банда, мафия, клан).

Положительное значение групповых объединений проявляется в том, что группа не только суммирует возможности и усилия каждого члена, но и приводит их к новому интегральному единству (то, что может сделать группа из 10 человек, не сделают 10 человек в отдельности). Это интегральное единство проявляется в степени сплоченности членов группы, в характере их взаимодействия. Поэтому важным показателем жизнедеятельности группы является ее организованность, т. е. дисциплинированность и согласованность действий каждого члена группы.

Социализирующая роль группы (а речь идет именно о первичной группе) проявляется в ряде факторов:

ь интегрирующей роли;

ь повышении уровня индивидуальной мотивации;

ь защитной роли коллектива.

Группа, как и любой сложный объект, имеет свою структуру и функциональные отношения. Различают формальную и неформальную структуру группы. Первая представляет разделение ролей (функций) внутри группы по предписанным правилам, вторая - чувственно-эмоциональное отношение членов группы друг к другу, их симпатии или антипатии .

Типологию социальных групп можно проводить по нескольким критериям (основаниям). Так, американский социолог Е. Юбэнк выделил семь основных признаков, позволяющих классифицировать социальные группы: 1) этническую или расовую принадлежность; 2) уровень культурного развития; 3) типы структуры группы; 4) задачи и функции, выполняемые группой в более широких общностях; 5) преобладающие типы контактов между членами группы; 6) различные виды связей в группах; 7) другие принципы .

По степени сплоченности различают группы первичные и вторичные.

Первичные группы - группы, в которых люди находятся в непосредственном контакте, связаны личными или деловыми отношениями. В качестве примера таких групп выступают семья, детские коллективы дошкольных учреждений, школьные классы, студенческая группа, учительский коллектив школы, коллектив преподавателей кафедры в вузе, члены спортивной команды, первичное воинское подразделение, производственная бригада. К этой же категории относятся такие группы, как группа друзей, сверстников, близкие соседи, участники садовых товариществ, знакомые друг с другом меломаны. Некоторые из таких групп могут иметь и криминальный характер и именоваться группировками.

Вторичные группы представляют собой более широкие по количественному составу объединения людей. В таких объединениях сохраняются и усложняются связи деловые, формальные, но ослабевают связи личного характера. В этом случае говорят об учащихся школы, студентах факультета или вуза, работниках цеха или завода и т. д.

По формам образования выделяются формальные и неформальные группы.

Формальные группы - такие объединения людей, состав и функции которых регулируются официальными документами: юридическими нормами, уставами, служебными инструкциями, профессиональными требованиями и т. д. Поэтому формальная группа имеет строгую структуру, упорядоченную иерархию, предписанные ролевые функции, регулирующие деятельность ее членов. В этом случае говорят о формальной структуре группы и формальных отношениях между ее членами. Первичная формальная группа представляет собой исходное звено социальной структуры общества.

Неформальные группы возникают стихийно на основе дружеских, доверительных отношений между ее членами. В основном это группы друзей, товарищей, приятелей, которые не только вместе живут, учатся или работают, но и вместе отдыхают, развлекаются, поддерживают друг друга в трудных ситуациях и т. д. Фактором сплочения здесь выступают симпатия, дружба, любовь, чувство привязанности, общие интересы и т. д. Неформальные первичные объединения могут возникать и в рамках формальных групп. Скажем, в студенческой группе или в школьном классе как официальных групповых объединениях, всегда существуют и микрогруппы приятельского или дружеского характера. Гармоничное сочетание формальных и неформальных связей и интересов определяет нормальное и плодотворное функционирование первичного звена социальной структуры.

Иногда неформальные отношения могут превращаться в формальные - это случаи, когда приятельский коллектив преобразуется в жестко организованную группу. Например, неформальные отношения, складывающиеся между лицами криминального поведения, постепенно приобретают характер жестко структурированных образований с четко обозначенными функциями и суровой дисциплиной - это банда, мафия, преступный клан, групповой рэкет и т. д.

Каждый человек может быть членом нескольких формальных и неформальных групп, где он рассматривается как «свой» по месту жительства, учебы или работы. При этом человек не только является членом своей группы, но он может наблюдать и за деятельностью других групп, членом которых он не является, но с ценностями и нормами которых соотносит свои взгляды и поведение. Такие группы называются референтными.

Большую роль в формировании референтных стереотипов играют средства массовой информации, создающие определенный «имидж» как отдельных личностей, так и групповых объединений: спортивных команд, популярных музыкальных коллективов, политических групп и т. д. Причем такие группы могут быть реальными и воображаемыми, придуманными самим человеком как синтез нескольких стереотипов .

В зависимости от количества членов и условий внутригруппового взаимодействия социальные группы делятся на малые, средние и большие.

К малым социальным группам относятся такие объединения людей, в которых все члены находятся в непосредственном контакте друг с другом; как правило, они насчитывают от двух до нескольких десятков человек. К таким группам относятся: семья, компания друзей, соседская общность, школьный класс, студенческая группа, спортивная команда, первичная производственная ячейка (бригада), первичная партийная организация, первичный воинский коллектив (рота, взвод) и т.д. Малая группа, таким образом, выступает как первичная организация людей.

За исключением компании друзей и соседской общности, все эти группы имеют четко обозначенные юридические нормы своей организации, поведения, что не исключает, однако, и неформальные формы взаимоотношений. Сочетание формальных и неформальных норм коллективных взаимоотношений является непременным условием наиболее оптимального функционирования группы как единого социального целого.

По характеру объединения людей в малые группы выделяют следующие их виды: 1) диффузная группа - члены группы вступают в межличностные отношения, которые опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только личными симпатиями (приятельский коллектив); 2) ассоциация - члены группы вступают в межличностные отношения, которые опосредуются только лично значимыми целями (например, объединение охотников, рыболовов, нумизматов и т.д.), 3) корпорация - члены группы вступают в межличностные отношения, опосредуемые частно-групповыми интересами; 4) коллектив - члены группы вступают в межличностные отношения, опосредуемые единством личных и общественных интересов.

Социальные группы средних масштабов представляют собой сравнительно устойчивые общности людей, работающих на одном предприятии, являющихся членами каких-либо общественных организаций или проживающих на одной достаточно большой, но ограниченной территории (жители города, района, области). Первый вид можно назвать производственно-организационными группами, второй - территориальными.

Отличительной чертой первого вида социальных групп среднего масштаба является наличие той или иной программы, плана совместного действия, в осуществление которых включены все члены группы. В такой группе состав индивидов, структура и содержание их совместной деятельности, межличностные отношения, особенности организации определяются целями, во имя которых она создается и функционирует. В ней четко обозначены система управления, способы принятия и осуществления решений и санкций, формализованных коммуникаций. В отличие от этого, второй вид таких групп - территориальные объединения - являются спонтанными групповыми формированиями, объединяющими людей только по признаку их местожительства.

К большим социальным группам относят устойчивые совокупности значительного количества людей, действующие совместно в социально значимых ситуациях и функционирующие в масштабах страны (государства) или их объединений. К ним можно отнести классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические объединения (народность, нация, раса) или демографические объединения (группы мужчин, женщин, молодежи, пенсионеров и т.д.). Принадлежность индивидов к данной разновидности социальных групп определяется на основе определенной совокупности социально значимых признаков - классовая принадлежность, содержание и характер крупномасштабной социальной деятельности, демографические показатели, принадлежность к основным религиозным конфессиям и т.д. Члены этих групп, в силу их многочисленности, могут быть разъединены во времени и в пространстве и не вступать в непосредственное общение друг с другом, но, тем не менее, в силу ряда объединяющих факторов, они составляют именно групповую общность. Особое значение имеют те признаки, которые придают группе классовый характер .

Таким образом, группа - это такое объединение людей, в рамках которого проходит общественно-производственная деятельность людей, это исходная единица организационной структуры общества. Слаженное функционирование групп определяет гармоничное функционирование коллектива предприятия, организации, учреждения и общества в целом. Первичные группы и их системы определяют исходные элементы социальной структуры. При этом они и сами обладают своей собственной структурой и динамикой. Изучение этой структуры представляет собой начальный этап изучения строения и функционирования общества в целом.