Правовая борьба с экстремизмом и терроризмом. Борьба с религиозным экстремизмом и терроризмом в современном обществе и россии Участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом

Терроризм и экстремизм представляет угрозу национальной безопасности любого государства, его национальным интересам. В связи с этим устранение террористической угрозы и распространение экстремизма рассматривается в качестве одного из приоритетов внутренней и внешней политики Российской Федерации.

Расследование преступлений террористической и экстремистской направленности, является одним из наиболее приоритетных направлений деятельности Следственного комитета Российской Федерации, который наряду с иными органами власти, также призван бороться с экстремизмом и терроризмом и с их проявлениями.

Экстремизмом (от латинского extremus – крайний) принято считать приверженность к крайним взглядам и действиям, отрицающим существующие в обществе нормы и правила. Экстремизм создает угрозу, прежде всего основам конституционного строя, ведет к попиранию конституционных прав и свобод человека и гражданина, подрывает общественную безопасность и государственную целостность. Экстремизм как правило, в своей основе, имеет определенную идеологию, которая основана на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве половой, социальной, расовой, национальной, религиозной и языковой и отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Из-за указанной идеологии экстремизма, очень затруднительно бороться с его проявлениями в многонациональных и многоконфессиональных странах, каковыми являются Российская Федерация и Республика Казахстан, что порождает в них наибольшую актуальность упреждения и пресечения его проявлений. Экстремистские действия всегда связаны с непринятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в незаконных формах. То есть это такие действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые и косвенные призывы к насилию.

Экстремистская по содержанию деятельность всегда является преступной по форме и проявляется в виде совершения общественно-опасных деяний, запрещенных законом. Действия всегда носят публичный характер, затрагивают общественно – значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. Однако, убеждения человека, пока они являются частью его интеллектуальной жизни и не находят своё выражение в форме той или иной общественной активности, не содержат признаков экстремистской деятельности. То есть, как только лицо выразит свои крайние убеждения на публике, в общественном месте, либо разместит их на страницах телекоммуникационной сети Интернет, эти действия могут быть признаны преступными.

Уголовное законодательство Российской Федерации содержит ряд специальных норм за действия экстремистской направленности. Ст. 280 УК РФ – публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, ст. 282 УК РФ – возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а ровно принадлежности к какой-либо социальной группе; ст. 282.1 УК РФ – Организация экстремистского сообщества; ст. 282.2 УК РФ – организация деятельности экстремистской организации. А также имеется ряд статей, содержащих квалифицированные признаки за совершения преступлений по мотивам расовой политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти. В п. «е» ст. 63 Уголовного кодекса РФ закреплено, совершение любого преступления по мотивам национальной, расовой или религиозной вражды или ненависти, является обстоятельством, отягчающим наказание.

В качестве примера необходимо ответить, что когда то или иное лицо у себя на личной странице сайта (ВКонтакте, одноклассники, Фейсбук, Твиттер и т.д.) телекоммуникационной сети Интернет выкладывает лозунги, атрибутику, литературу, цитаты, аудио и видеозаписи, которые признаны экстремистскими, т.е. непосредственно направлены на побуждение ненависти либо вражды между людьми по расовому, национальному, религиозному, половому и иному признаку, то такие действия лица будут являться преступными, либо при определенных условиях подпадать под административное правонарушение. Даже действия лица по понравившейся ему экстремистской информации (лозунга, атрибутики, литературы, цитаты, аудио и видеозаписи) на странице социальной сети (оставлению «Лайка»), могут быть признаны преступными.

Самым опасным проявлением экстремизма является терроризм. Терроризм (лат. terror – страх, ужас) – это идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанными с устрашением населения и иными формами противоправынх насильственных действий. Для достижения указанной идеологии и целей, террористы (участники или сторонники индивидуального террора) совершают поджоги или взрывы магазинов, вокзалов, штаб-квартир политических партий и т.п., эти действия еще называют террористическими актами. В современных условия террористы практикуют захват заложников, угоны самолетов. Террористические действия всегда носят публичный характер и направлены на воздействие на общество или на власть. Сегодня самые ходовые и эффективные методы террора – насилие не в отношении представителей власти, а против мирных, беззащитных и, что крайне важно, не имеющих отношения к «адресату» террора людей, с обязательной демонстрацией катастрофических результатов посредством средств массовой информации, всемирной сети «Интернет». Это все как раз и направлено на запугивание общества, с целью формирования общественного мнения, которое в свою очередь сильно влияет на власть и государственный аппарат.

Наибольшую угрозу, связанную с экстремизмом и терроризмом, представляет то, что к указанной деятельности привлекается все больше молодых представителей общества, в том числе и несовершеннолетние. По имеющимся данным правоохранительных органов, в среднем 80 процентов участников группировок экстремистской направленности, составляют молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет. В националистические группировки, а также в террористические, вовлекаются подростки всё более раннего возраста, ведь именно они, неправильно поняв идеи справедливости, религиозных течений, либо иных базовых истин, быстро приобщаются к экстремистским убеждениям, а также могут перейти к радикальным действиям. Используя наличие социальных проблем, экстремисты и террористы пытаются придать экстремизму и терроризму форму социального протеста, с целью привлечь в свои ряды новых сторонников.Выражения социального протеста по поводу тяжелых материальных условий, социальной несправедливости, наряду с проявлениями преступности, в сознании молодых людей находят религиозное оправдание.

Наибольшую актуальность приобрели на современном этапе вопросы, связанные с влиянием внешнего фактора на процессы распространения экстремизма в России. Идеология экстремизма и терроризма подвергает, разрушает наши традиционные нравственные ценности, общественный уклад, историю. Не секрет, что государства Востока и Запада имеют свои геополитические и геостратегические интересы в Кавказско-Каспийском регионе, и поэтому они пытаются дестабилизировать обстановку играя на национальных чувствах народа. Несомненно, борьба за доступ к нефтяным и газовым ресурсам угрожает безопасности не только России, но и многих государств Евразии.

Огромное значение в борьбе с национально-политическим и религиозным экстремизмом имеет система организации идеологической работы. Необходимо проводить идеологическую работу и продолжать вести активную пропагандистскую работу среди молодежи и населения. Необходимо озаботиться поиском тех базовых идей и ценностей, которые будут объединять людей как сограждан и соотечественников и которые должны стать базовыми элементами общественной солидарности в противодействии идеям религиозной и идеологической нетерпимости, исповедуемым сторонниками и носителями крайних взглядов и идей, идеологами терроризма и экстремизма.

В первую очередь борьба с указанными направлениями состоит в активизации работы по информационно-пропагандистскому обеспечению. Начинать такую работу необходимо с воспитания детей, когда закладываются фундаментальные основы знаний «о добре и зле», принципов морали, религиозных доктрин, правил поведения в обществе. Каждому родителю необходимо не устраняться от воспитания ребенка, выявлять его интересы, приверженность и понимание теологических основ, гражданскую позицию и формировать, корректировать их в процессе становления. Очень большую пропаганду в настоящее время несут средства массовой информации, в частности телекоммуникационная сеть Интернет. Несмотря на то, что соответствующими органами ведется постоянная работа по мониторингу и блокированию сайтов, содержащих экстремистскую информацию, искоренить это полностью не представляется возможным. Поэтому необходимо обязательное участие родителей, чтобы контролировать какие сайты ребенок посещает, какие аудио и видеозаписи просматривает, какую литературу читает, с кем общается и т.д. Сильное заблуждение думать о том, что если ребенок рядом и вроде бы под присмотром, то не подвержен негативному потоку информации из сети Интернет!

Сегодня противодействие проявлениям терроризма и экстремизма осуществляется по следующим основным направлениям: профилактика, борьба (выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений террористического и экстремистского характера); минимизация и (или) ликвидация последствий террористических актов, а также последствий экстремистских преступлений.

Сотрудники следственного отдела (на правах управления) Следственного комитета Российской Федерации на комплексе «Байконур» во взаимодействии с должностными лицами ОФСБ России незамедлительно реагируют на сообщения, содержащие экстремистские и террористические сведения, принимают соответствующие процессуальные решения, проводят профилактические мероприятия путем публицистической деятельности, проведения лекций в учебных учреждениях и иными способами в соответствии с имеющимися полномочиями.

В завершении хотелось бы добавить, мы все разные, и по национальности и по религиозным убеждениям, у каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели, все имеют что-то неповторимое. Поэтому просто необходимо относиться друг к другу терпимее и с уважением. Прелесть современного мира именно в многообразии и разногранности, что необходимо осознавать и принимать.

Особенностью современного российского пространства является конфликтность и противоречивость. Большинство отечественных и зарубежных аналитиков отмечают деструктивные аспекты трансформаций в России, вызвавших, в том числе, проявления терроризма и экстремизма. Причина этого коренится в преобладании в ходе политического развития субъективного фактора, а именно неэффективностью российской политической элиты и влияния политической элиты регионального уровня на ход событий в нужном для нее направлении. Часто данный тезис связывается с ролью элит и реформами перестроечной и постперестроечной эпохи, отрицательно сказавшихся на ходе общего развития России.

Наиболее острые формы проявления конфликтности в современном обществе связаны с ценностными и идентичностными детерминантами социальных конфликтов. Поскольку ни ценности, ни идентичность в подавляющем большинстве случаев не могут быть предметом уступок, возможность ведения конфликта к модели «выигрыш - выигрыш» оказывается крайне маловероятной. И поэтому поликультурные общества зачастую не находят иного способа предотвращения перманентных конфликтов с весомой степенью ценностных аспектов, кроме как сдерживания их путем законодательного принятия запрещающих норм и установления санкций за нарушение данных запретов. Конфликтность в данном случае описывается в двух ключевых категориях: ксенофобия и экстремизм. С точки зрения конфликтологии, экстремизм является способом конфликтного действия, характеризующимся:

Крайними формами насилия;

Пренебрежением существующими в данном обществе формальными и неформальными стереотипами конфликтного поведения, требующими предельной степени мнимой или реальной гомогенности как себя, так и врага;

Отрицанием компромиссных моделей выхода из конфликта, приводящим к приобретению таким конфликтом черт антагонистичности и контраверсивности.

Такое определение экстремизма позволяет в одинаковой степени исследовать самые разные социальные явления, в которых возможны такие крайние формы участия. В силу имеющихся социальных, психофизиологических особенностей одним из основных демонстрантов такой формы конфликтного поведения является молодежь.

Среди многих существующих определений терроризма достаточно адекватно характеризует это социальное явление, например, следующая формула: «по своей социально-политической сущности терроризм представляет собой систематическое, социально или политически мотивированное, идеологически обоснованное применение насилия либо угрозы применения такового, посредством которого через устрашение физических лиц осуществляется управление их поведением в выгодном для террористов направлении и достигаются преследуемые террористами цели». Сущность терроризма - это стратегия и тактика политических насильственных действий, систематического преднамеренного устрашения общества путем влияния на принятие решений органами государственной власти и местного самоуправления, международными организациями.

Современный терроризм превратился в активное средство борьбы различных акторов за власть и влияние, в инструмент транснациональных преступных групп для влияния и захвата власти в политико-финансовой сфере, вплоть до смещения правительств и изменения политических режимов национальных государств.

Для предупреждения экстремизма и терроризма, необходимо учитывать факторы, влияющие на формирование всех форм насилия в обществе.

С.Н. Фридинский выделяет социально-политические факторы как основные источники экстремизма в России: кризис экономической системы; криминализация массовой культуры; социокультурный дефицит; преобладание досуговых ориентаций над социально полезными; кризис школьного и семейного воспитания; конфликты в семье и в отношениях со сверстниками; деформация системы ценностей; криминальная среда общения; неадекватное восприятие педагогических воздействий; отсутствие жизненных планов.

Антитеррористическая политика Российской Федерации может быть определена как целостная совокупность принципов, направлений, методов и мер государственных органов власти по устранению угроз терроризма, пресечению террористической деятельности. Она является неотъемлемой частью государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности, а также мер национальной политики (этнополитики) и внешней политики Российской Федерации.

В последние годы органами исполнительной и законодательной власти России были приняты решения, которые значительно усилили правовую и организационную основу для борьбы с терроризмом, что позволило сохранить и стабилизировать ситуацию в борьбе с терроризмом в стране, закрепить тенденцию к снижению проявлений терроризма, преступлений террористической направленности.

Принятие «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года» требует усовершенствовать нормативно-правовую базу в сфере регулирования деятельности правоохранительных органов и вооруженных сил. Приоритетное значение имеет создание общенациональной идеи и формирование общероссийской идентичности.

Устранение террористической угрозы руководством России рассматривается в качестве одного из приоритетов внутренней и внешней политики государства. Терроризм представляет угрозу национальной безопасности Российской Федерации, ее национальным интересам, суверенитету и территориальной целостности.

В целях предупреждения экстремистских проявлений политического характера, 23 марта 2005 г. был принят Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации». Данный Указ стал одним из первых нормативных актов в области противодействия экстремизму в России.

Впоследствии, наряду с другими правовыми регламентами, регулирующие социально-политические отношения, ориентируясь на военно-патриотическое воспитание граждан и использование образовательного ресурса в решении проблем экстремизма, Правительством РФ были приняты: постановление от 24 июля 2000 г. № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях», одна из задач которых заключается в противодействии проявлениям политического и религиозного экстремизма и постановление от 25 августа 2001 г. № 629, которым утверждена Федеральная целевая программа - «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», рассчитанная на 2001-2005 гг.

Значимым шагом, предпринятым с целью снятия социальных напряжений и искоренения причин и условий, способствующих возникновению и углублению социально-политических, экономических и иных проблем, стали: Федеральный закон от 25 июня 1998 г. №130-Ф3 «О борьбе с терроризмом» и Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», закрепившие основные положения, регламентирующие понятийные и организационные основы противодействия «терроризму» и «экстремизму».

Основополагающими правовыми инструментами, играющими важную роль в определении пределов и мер противоборства угрозам и опасностям последствий данных социальных явлений, становятся:

Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности»;

Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму». Вместе с тем следует отметить, что, как и в предыдущие годы, в стране не удалось предотвратить громких, резонансных терактов. Большинство из них приходится на Республику Дагестан и г. Волгоград. В 2013 г. На территории Северо-Кавказского региона был проведен целый ряд успешных мероприятий по предотвращению диверсионно-террористических актов, розыску, задержанию или нейтрализации главарей и членов бандподполья. В результате нанесен значительный удар по «Буйнакской», «Каспийской», «Кадарской», «Гимринской», «Губденской», «Кизилюртовской», «Урус-Мартановской», «Махачкалинской», «Ачхой- Мартановской», «Цумандинской» и другим бандгруппам.

Исключительно важное место в борьбе с терроризмом принадлежит международному сотрудничеству, которое отрицает вооруженный экстремизм и терроризм как средство для достижения политических целей. Борьба с этими явлениями провозглашена ООН одной из приоритетных задач своей деятельности.

Основными направлениями противодействия терроризму являются:

создание международной правовой базы как важнейшего условия для осуществления согласованных и результативных антитеррористических действий; формирование международных антитеррористических центров и привлечение вооруженных сил для борьбы с экстремизмом; оздоровление социально-экономической обстановки в странах и регионах, являющихся основными источниками вооруженных конфликтов. К настоящему времени сформировалась система международного противодействия терроризму, которая включает в себя сотрудничество на глобальном и региональном уровнях, а также на двусторонней основе.

Принципы борьбы с терроризмом и важность объединения государств для противодействия терроризму раскрыты в целом ряде международно-правовых документов:

* Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 14 сентября 1963 г.);

* Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 23 сентября 1971 г.);

* Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Нью-Йорк, 14 декабря 1973 г.);

* Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Рим, 10 марта 1988 г.);

* Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (принята резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 г.);

* Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.) и др.

Основные направления борьбы с терроризмом сформулированы в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 49/60 от 9 декабря 1994 г. "Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма", где отмечено, что акты, методы и практика терроризма представляют собой грубое пренебрежение целями и принципами ООН, что может угрожать международному миру и безопасности, ставить под угрозу дружественные отношения между государствами, препятствовать международному сотрудничеству и вести к подрыву прав человека, основных свобод и демократических основ общества.

В наше время терроризм представляет непосредственную угрозу жизни и благополучию граждан любой страны мира. Особую же опасность несет религиозный экстремизм, истоки которого - в фундаментализме, завладевшем умами миллионов верующих.

Как выяснилось, общественные, государственные и научные институты были не готовы к такому мощному всплеску терроризма на основе духовных противоречий.

Что такое религиозный экстремизм

Это понятие подразумевает разновидность радикализма, развившегося на основе враждебного восприятия той или иной конфессиональной идеологии.

Происхождение термина

Термин «экстремист» появился в начале прошлого века. Французский политолог М. Лерой обозначил таким образом членов политических партий либо групп, объединившихся на основе веры, фанатично преданных своим идеям, готовых ради их воплощения пожертвовать всем, включая жизнь. В частности, на фоне произошедшей тогда революции в Российской империи большевиков и монархистов он называл «красными» и «белыми» экстремистами.

Значение понятия

Понятие «экстремизм» происходит от латинского «extremus» (крайний) и обозначает безусловную приверженность неких лиц крайним политическим или религиозным взглядам, что заставляет их совершать поступки, направленные на радикальное изменение существующего на данный момент положения вопреки общепринятым канонам.

В частности, радикализм на духовной почве находит выражение в нетерпимости к людям, исповедующим иные религии.

Экстремизм и терроризм

Оба термина можно понимать и как определенную идеологию, и как направленное на ее воплощение действие. Несмотря на общность подхода к основным критериям, их сущность отличается: «экстремизм» гораздо более широкое понятие, чем «терроризм».

Если первое понятие трактуется как мировоззрение, то второе - деятельность на основе этого мировоззрения. Исламский фундаменталист не обязательно является террористом, если в своем радикализме он не выходит за рамки общепринятых норм поведения, то есть не совершает каких-либо насильственных действий по отношению к представителям иных религий.

Тем не менее, религиозный экстремизм и терроризм составляют единое целое.


История явления

Терроризм с религиозными корнями зародился много тысяч лет назад, когда в Древнем Египте фараон Эхнатон объявил о смене культа бога Ра почитанием Атона, безжалостно подавив сопротивление приверженцев старой веры.

Значительно позже языческий Рим практиковал террор против христиан. Так, в 259 году прямо во время литургии римляне убили епископа Сикста II и сослуживших ему священников.

В Средние века во многих странах мира в среде различных культов возникли тайные секты, такие как сикарии, фидаи и ассасины. Считается, что именно они стали родоначальниками современных религиозно-террористических организаций.

Причины появления

Главной причиной возникновения «крайних» взглядов у верующей молодежи, основного контингента экстремистских формирований, можно назвать то обстоятельство, что она не обладает достаточными знаниями о сути самой религии. Это касается и христианства, и ислама, и буддизма вкупе со всеми остальными культами. Духовное и интеллектуальное невежество и приводит парней и девушек в ту среду, где культивируется неприятие инакомыслия.

Что же касается общих причин современного радикализма вообще и религиозного в частности, то среди них главная - неспособность государственных и общественных институтов решить возникшие в стране национальные, религиозные, экономические проблемы.

Иногда государство не в состоянии урегулировать мирным путем территориальные претензии, вызванные несовпадением этнических и религиозных границ, погасить в зародыше сепаратистские тенденции, обеспечить сохранение национальной, культурной или религиозной идентичности, уравнять в правах и материальном благополучии все этносы державы. Вполне вероятно, что в таком государстве рано или поздно возникнут протестные группы, избравшие методом достижения своих целей насилие.


Развитие и распространение

Бурное развитие и широкое распространение религиозного радикализма вызвано желанием определенных общественных формаций применить межрелигиозные разногласия для достижения власти, что неразрывно связано с финансовыми интересами.

Если не считать уже в значительной степени утратившую актуальность проблему противостояния католиков и англикан в Ольстере, то в мировой системе экстремистских структур, в число которых входит около 150 больших и малых группировок, основную роль играют исламистские террористические организации.

Зародившиеся в прошлом веке «Аль-Каида», «Хамаз», «Хезболлах», «Исламский Джихад» и др. вышли на политическую арену как группы борцов за права определенных этносов, конфессий и политических сил, и за долгие годы привыкли к активному боевому сопротивлению.

Приход же к власти поддерживаемых ими сил и «официализация» ранее нелегальных структур не упразднил их, а превратил в террористические организации.

Развитие фундаментализма в исламских странах породило уже в наше время глобальный конфликт «религиозных миров» вместо устоявшегося в прошлом веке равновесного светского миропорядка.


Дальнейшая судьба

Перспективы будущего развития религиозного радикализма исследователями оцениваются по-разному. Некоторые утверждают, что уже вскоре, благодаря действиям сил мирового сообщества, он сойдет на нет. Большинство же склоняется к выводу, что терроризм, этот мощный инструмент, который используется не только против власти, но и зачастую самой властью, может временно закапсулироваться, чтобы в определенный его вождями момент нанести решительный удар.

Дело в том, что международный терроризм – это не только военная структура, но и генератор идеологических диверсий, а, как известно, подобному методу борьбы противостоять весьма трудно. Опыт контртеррористической борьбы свидетельствует, что любые попытки договориться с фундаменталистами обречены на провал, как и попытки остаться в стороне от проблемы.

На данный момент ни одна из предпосылок развития радикализма не устранена. Поэтому специалисты прогнозируют долгосрочный характер, более того, активизацию всех видов терроризма, в том числе и религиозного.

Современное положение

Если в середине прошлого века об угрозе человечеству со стороны ортодоксальных верующих никто не задумывался, то уже в его конце обусловленность террористических актов противостоянием различных конфессий начала нарастать лавинообразно. Уже в 1995 году четверть международных терактов и больше половины погибших было записано на счет религиозно ориентированных групп.

С наступлением XXI века радикализм такого рода едва ли не вытеснил все остальные его виды, подтверждение чему мы видим ежедневно в новостных лентах информационных агентств.

Несмотря на то, что исламский терроризм однозначно превалирует, в иных культах также встречались попытки организации масштабных акций. В США христианская секта «Завет, Меч и рука Господа» в конце прошлого века строила планы отравить цианидом водопроводы и «ускорить» таким образом второе пришествие Христа. Немногим позже известная секта «Аум синрике» не только провела химическую атаку в метро столицы Японии, но и готовила еще ряд нападений.


Экстремистская деятельность

Под этим термином понимаются практические шаги, направленные на реализацию идейных установок экстремистов.

Суть и признаки

Внутренняя суть явления религиозного радикализма - нетерпимость к верующим иных вероисповеданий или насильственное изменение существующего положения внутри одной конфессии. Крайние проявления духовного противостояния сопровождаются изоляционизмом, отвержением чуждых культур и насильственным навязыванием собственных стандартов этики, морали и религиозной практики.

Признаки религиозного радикализма включают, в первую очередь, фанатизм, с которым носитель одной религии заставляет следовать своим принципам представителей иных конфессий, невзирая их на интересы.

Человек, склонный к радикализму, зачастую утрирует элементы религиозной практики и церковных предписаний, заставляя окружающих так же чрезмерно демонстрировать свою приверженность вероучению.

В общении с людьми такие люди проявляют грубость и категоричность, а крайности в их поведении относятся не только к религиозной, но и к иным сферам жизни.

Экстремисты - люди весьма деятельные, причем деятельность их носит деструктивный характер, выражающийся в причинении в ходе своих протестных акций вреда как основам правопорядка, так и межличностным отношениям.


Цель и идеология экстремистов

Главная цель духовного радикализма - возвышение собственной религии за счет подавления других. При этом зачастую ставится задача построения особого государства, как в случае с ИГИЛ, основанного на принципах принуждения всех его граждан к следованию принципам своего культа, замене гражданских правовых норм религиозными.

В основе идеологии таких движений лежит фанатизм, который, при отсутствии сдерживающих факторов, превращается в экстремизм и терроризм. Воссоздать общество в том виде, в котором оно существовало во времена зарождения религии – одна из идеологических основ фанатиков-фундаменталистов, которые для подтверждения своих принципов обычно апеллируют к авторитетным религиозным учениям. Претендуя на единственно верное их толкование, они в то же время отрицают все то, что не укладывается в канву их мировоззрения.

В процессе пропаганды своей идеологии экстремисты используют эмоциональное воздействие на людей, взывая к их чувствам, а не разуму. В этой связи важно отметить тенденции к наделению лидера движения харизмой и непогрешимостью, в то время, как сама их религиозность находится под большим вопросом.

Проявления экстремизма

Среди конкретных проявлений духовного радикализма есть как насильственные, то есть террор, так и ненасильственные, носящие пропагандистский характер. В числе последних - распространение соответствующих печатных и электронных материалов, показная благотворительность людей и структур, зарекомендовавших себя как экстремисты, организация обучения специалистов, нужных той или иной организации.

Практикуется также создание различных учреждений, центров, в которых попавших туда людей вовлекают в занятия экзотерическими дисциплинами, вследствие чего многие теряют волю и становятся членами тех или иных экстремистских структур.

Что же касается террористических актов, которые спровоцировало радикальное отношение к религии, то их примеры ужасают.

В 2017 году только с участием смертников были совершены 348 терактов в 23 странах мира. В них были задействованы 623 террориста, в том числе 137 женщин. В результате терактов за один год погибли 4 310 человек и около семи тысяч получили ранения.

Ответственность за эти трагедии приняли на себя различные группировки исламистов.


Возможные последствия

Последствия преступлений, совершенных духовными террористами, могут наступать как сразу после теракта, так и быть рассчитаны экстремистами на долгосрочные перспективы.

Среди них наиболее реальны:

  • изъятие финансовых активов и имущества у населения;
  • «зомбирование» людей с помощью различных типов программирования;
  • превращение латентных религиозных и межнациональных распрей в полномасштабные войны;
  • попрание законных прав, гарантированных гражданам Конституцией той или иной страны;
  • замедление и прекращение роста экономического развития;
  • повышение количества самоубийств и заболеваний психики;
  • уничтожение памятников истории и культуры;
  • возникновение анархии в обществе;
  • подчинение процесса образования клерикальным системам;
  • паралич государственного и местного управления;
  • бесконтрольное распространение наркотиков.

Формы экстремизма

Социологи и политологи считают, что существует взаимосвязь между религиозным и нерелигиозным экстремизмом, и выделяют несколько форм, в которых они проявляется.

Социальная

Социальный, или, как его называют, бытовой терроризм воплощается в постоянном запугивании, которое происходит в повседневности. Его признаки - уличный криминал, нестабильность социальной и экономической жизни, неустроенность быта, обилие в обществе маргиналов.

Этническая

Этническим радикализмом считают крайнюю форму борьбы с действительным или мнимым попранием интересов определенных этнических групп. В его основе заложен национализм, проявляющийся в различных формах - от бытовой этнофобии до шовинизма.


Политическая

Политический терроризм подразумевает действия с целью нажима на политических лидеров или властные структуры, направленные на изменение проводимой ими политики либо принятие тех или иных решений, выгодных радикалам. Российский мартиролог политического терроризма включает убийства журналистов Дмитрия Холодова, Анны Политковской, генерала Льва Рохлина, лидера Чечни Ахмата Кадырова, общественных деятелей Галины Старовойтовой и Бориса Немцова.

Убийства же в современной России мусульманских лидеров, таких как Умар Идрисов и Магомед Долкаев из Чечни, Абубекир Курджиев из Карачаево-Черкессии, Курбанмагомед Рамазанов из Дагестана, Анас-хаджи Пшихачев из Кабардино-Балкарии, Илдус Файзов из Татарстана и многих других, имеют, в первую очередь, религиозно-политический подтекст.

Религиозная

Радикализм на почве веры ставит задачей перестройку мира в соответствии с религиозными убеждениями. Духовные радикалы отрицают сложившуюся в обществе систему религиозных ценностей, желая распространить свои верования на весь социум.

Несмотря на то, что терроризм ныне связывают, в основном, с исламом, религиозные радикалы встречаются не только в среде мусульман. В Германии зафиксированы случаи насилия в отношении эмигрантов со стороны немцев, позиционирующих себя как христиане, да и в России есть множество латентных экстремистов, под маркой православия пропагандирующих русский шовинизм.

Сектанты, также считающиеся христианами, призывают своих единоверцев игнорировать светский характер государства, отказываться от паспортов с ИНН. Неоязычники устраивают сходки в глухих местах, во время которых молят древних богов о ниспослании напастей на христиан. Сатанисты во многих городах России и других стран усиленно завлекают к себе молодежь, соблазненную практикой вседозволенности.

В Мьянме буддисты заставили сотни тысяч мусульман-рохинджа покинуть страну; индуисты уже много лет конфликтуют с мусульманами из Пакистана, претендующего на часть индийской территории.

В общем, духовный терроризм - это любое проявление агрессии со стороны верующих-радикалов, имеющихся сегодня едва ли не во всех культах планеты и желающих завоевать для своей веры статус если не единственной, то доминирующей.

Квинтэссенцией подобного явления стал лозунг исламских фундаменталистов «Смерть всем неверным». Дело в том, что, несмотря на миролюбивые заявления большинства мусульманских священников, в основе ислама заложен принцип, в соответствие с которым это не просто вера, но система политических, идеологических и социальных взглядов, предназначенная свыше стать над всеми остальными религиями. Исходя из этого, именно ислам должен повелевать миром, а кто этого не признает, будет уничтожен.


Как бороться с экстремизмом и терроризмом

Противодействие экстремистской деятельности - трудная, но решаемая задача. Это длительная, кропотливая работа, сопряженная с риском. Нельзя забывать, что вера - это едва ли не самое мощное оружие в условиях нашей планеты, и фанатизм весьма серьезно противостоит борцам с терроризмом.

Методы борьбы

Исходя из многолетнего опыта, борьба с такого рода радикализмом исключительно методами репрессий решительного успеха не приносит. Если с бандитами надо сражаться, имея в руках боевое оружие, то выстрелить в идеологию невозможно. Поэтому ей нужно противопоставить силу убеждения, основанную на интеллекте и просвещении.

В последние годы мы видели не один пример, когда вполне благополучные молодые люди оставляли все и отправлялись сражаться за идеалы исламизма. Достаточно вспомнить дело студентки МГУ Варвары Карауловой. Чтобы избежать столь прискорбных случаев, нужно с детства прививать людям уважение к иным нациям, религиям, просто к ближним. Давать зачатки правовой грамотности, просвещать и убеждать в изначальном равенстве всех перед лицом Закона Божьего и человеческого.

Необходимо целенаправленно и систематически рассказывать на страницах прессы, в Интернете и телепередачах как о подлинных целях экстремистов, так и о деятельности не впавших в радикализм религиозных конфессий, информировать о добре, которое несут людям священнослужители, отвергнувшие фанатизм как смертный грех.

Большая роль в борьбе против разного рода радикалов отводится мониторингу СМИ, а также работе правоохранительных органов по отслеживанию и искоренению деятельности деструктивных групп, маскирующихся под вывеской религиозных организаций.

Огромная роль в этой работе отводится духовным лидерам всех конфессий Российской Федерации. Ведь именно они могут убедить своих прихожан в том, что любой радикализм не несет ничего, кроме зла.


Методы профилактики

В долговременной перспективе на первый план выходит профилактика терроризма на межконфессиональной почве. В этом ключе социально-политическую обстановку, особенно в неблагополучных регионах, можно оздоровить, используя средства психологического контроля над потенциальными носителями радикальных идей.

Для этого в СМИ, в учебных заведениях, начиная с младших классов, нужно изобличать бесчеловечную природу духовного фанатизма, разъяснять всю утопичность надежды на завоевание мирового господства, на конкретных примерах показывать ущербность деструктивных организаций и, наоборот, всемерно пропагандировать идеологию гуманизма.

Видео

На этом видео - кадры самого масштабного за всю историю террористического акта, произошедшего 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.

8.28. БОРЬБА С ЭКСТРЕМИЗМОМ И ТЕРРОРИЗМОМ В УСЛОВИЯХ ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЛИКТОВ

Хажироков Валерий Ахиедович. Должность: старший преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра физической подготовки. E-mail: [email protected]

Аннотация: В данной статье мы рассмотрели проблемы возникновения и профилактические меры по предупреждению терроризма, этнического и религиозного экстремизма. Проблема противодействия экстремизму одна из важнейших на современном этапе развития мирового сообщества. Значение исследования феномена политического терроризма в России возрастает из-за реальной угрозы, которую представляет терроризм для государственной безопасности России, её национальных интересов, со стороны террористических групп, находящихся на территории страны, и международных террористических и экстремистских организаций, пытающихся влиять на политическую жизнь в государстве. Особую актуальность данной проблеме придаёт также факт проявления политического терроризма внутри страны, который подрывает устойчивость политической системы общества, стабильность политического курса, а в ряде случаев даже способен парализовать действия властей, способствуя подрыву их авторитета среди населения. Это ставит под угрозу не только состояние и тенденции прогрессивного развития российского общества, но также и его жизнедеятельность.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, радикализм, конфликт, профилактика, борьба.

FIGHT AGAINST EXTREMISM AND TERRORISM IN CONDITIONS ETHNORELIGIOUS CONFLICTS

Khazhirokov Valeriy Akhiedovich. Position: senior lecturer. Place of employment: Krasnodar university of MIA Russia. Branch: North Caucasian institute of advanced studies. Department: physical training chair. E-mail: [email protected]

Annotation: In this article we have considered problems of emergence and preventive measures for prevention of terrorism, ethnic and religious extremism. A problem of counteraction to extremism one of the major at the present stage of development of the world community. The value of a research of a phenomenon of political terrorism increases in Russia because of real threat which is posed by terrorism for state security of Russia, her national interests, from the terrorist groups which are in the territory of the country and the international terrorist and extremist organizations trying to influence political life in the state. The special relevance to this problem is given also by the fact of manifestation of political terrorism within the country which undermines stability of political system of society, stability of a political policy, and in some cases is even capable to paralyze actions of the authorities, promoting undermining their authority among the population. It threatens not only a state both tendencies of progressive development of the Russian society, but also and his activity. Keywords: extremism, terrorism, radicalism, conflict, prevention, fight.

Здоровье и безопасность человека во многом определяется его мировоззрением и в ком он видит своих единомышленников. Противопоставляя себя окружающему миру можно спровоцировать неблагоприятные, а порой и опасные жизненные ситуации. Такое положение приводит, чаще всего, к протестным движениям, враждебным социуму. А указанные протест-ные организации, использующие для достижения своих целей асоциальные методы, почти всегда конфлик-тообразующие .

Сегодня российское полиэтническое пространство можно охарактеризовать как конфликтное и противоречивое. Отечественные и зарубежные аналитики отмечают деструктивные (а порой разрушительные) аспекты трансформации, вызвавшие проявления радикализма, экстремизма и терроризма.

Главная причина данного явления - преобладание в ходе политического развития субъективного фактора, а именно неэффективность российской политической элиты .

Терроризм и экстремизм имеет наиболее широкое распространение в национальных окраинах, вследствие влияния политических сил регионального уровня на ход событий в нужном для них направлении.

В современном обществе наиболее острые формы проявления конфликтности связаны с ценностными и идентичностными детерминантами социальных дебатов, поскольку именно они выступают предметом дискуссий, в результате которых при решении указанных проблем, наиболее предпочтительными формами избираются терроризм и экстремизм .

Поликультурные общества зачастую не находят иного способа предотвращения перманентных конфликтов кроме как подавления их путём законодательного принятия запрещающих нормативно-правовых актов и установления санкций за нарушение данных запретов. Как следствие, конфликтность в данном случае проявляется в форме экстремизма и терроризма .

С точки зрения конфликтологии, экстремизм можно охарактеризовать как :

Крайнюю форму насилия;

Пренебрежение существующими в обществе стереотипами (формальными и неформальными) конфликтного и неконфликтного поведения;

Отрицание компромиссных моделей выхода из конфликта.

Терроризм можно охарактеризовать как социально или политически мотивированное, идеологически обоснованное применение насильственных мер либо угрозы применения таковых, посредством которого через устрашение людей осуществляется управление их поведением в выгодном для террористов направлении и достигаются преследуемые ими цели.

Сущность терроризма состоит в стратегических и тактических действиях политической ориентации, а также систематическом и преднамеренном запугивании общества путём влияния на принятие решений органов государственной власти и управления .

Радикализм, в свою очередь представляет крайнюю, чрезвычайную, бескомпромиссную приверженность каким-либо взглядам. Это такой феномен, обусловленный особенностями исторического, социально-

БОРЬБА С ЭКСТРЕМИЗМОМ И ТЕРРОРИЗМОМ

Хажироков В.А.

экономического и идеологического развития государства, проявляющийся в оппозиционности . Особое вовлечение радикализм получает в кризисные периоды, когда налицо угроза самому существованию, традициям и привычному укладу общественной жизни.

Основными социально-политическими факторами, влияющими на возникновение и распространение радикализма, экстремизма и терроризма, являются: кризис экономической системы, криминализация массовой культуры, преобладание досуговых ориентаций над социально-полезными, кризис школьного и семейного воспитания, неадекватное восприятие педагогических воздействий, конфликты в семье и в отношениях со сверстниками, деформация системы ценностей, криминальная среда общения, отсутствие жизненных планов .

В основе указанных явлений, прежде всего, лежит негативное отношение к сложившейся социально-политической ситуации в государстве и обществе, и как следствие признание одного из насильственных способов выхода как единственно возможного.

В силу социальных и психоэмоциональных особенностей основными демонстрантами указанных форм конфликтного поведения выступает молодёжь. В настоящее время в неформальные организаций (группировки) экстремистско-националистической направленности вступают молодые люди в возрасте до 30 лет, и нередко, на сегодняшний день можно наблюдать и несовершеннолетних в возрасте 14-18 лет. Причиной тому служит привлекательность навязываемой системы взглядов в силу простоты и однозначности своих постулатов, обещаний возможности незамедлительно увидеть результат своих агрессивных действий. Достаточно много преступлений экстремистской направленности совершается несовершеннолетними. В целях их пресечения нам представляется целесообразным усилить профилактическую работу среди молодёжи, особенно начиная с раннего возраста - путём проведения мер воспитательно-профилактического характера. Подросткам надлежит прививать основы толерантности путём организаций уроков толерантности, просветительских программ и семинаров по вопросам толерантности . Главным в профилактике экстремизма среди подрастающего поколения и молодёжи является привитие им знаний о традициях и культуре других народностей .

Особое внимание должно быть обращено предупредительно-профилактической работе по отслеживанию с целью последующей ликвидации экстремистско-националистических и экстремистско-

террористических сайтов на Интернет-ресурсах, которые активно пропагандируют идеологию экстремизма, национализма и терроризма, содержат обращения и призывы к совершению экстремистских и террористических преступлений против людей других национальностей или вероисповеданий, а также размещают подробный инструктаж по изготовлению самодельных взрывных устройств.

Молодёжь в силу ряда факторов является социальной группой, наиболее восприимчивой к радикально-националистическим идеям и умонастроениям.

Молодёжный радикализм является состоянием молодёжной среды, характеризующимся политической псевдосубъектностью и недоверия к государственным и политическим институтам. Здесь радикализм начинает замещать гражданско-политическую активность молодёжи, становится способом политической презентации, которая вносит в политическую жизнь серьёз-

ные элементы дестабилизации. Игнорирование радикализма, применение карательных мер не приводит к положительным результатам. И здесь возникает необходимость в системном подходе, который минимизировал бы политические, социально-экономические и идеологические факторы, обуславливающие молодёжный радикализм. Вместе с тем необходимо вести диалог с массовыми участниками молодёжного радикализма и оказывать всяческое содействие росту активности и влияния молодёжных гражданских и политических сообществ, выражающих интересы молодёжи .

Осуществляя конфронтацию радикалистским, экстремистским и террористическим проявлениям важно поставить надёжный заслон на путях их проникновения в общественное сознание постоянно повышать, что повысит эффективность противодействия данной идеологии. Конечной целью указанной деятельности является изменение психологии людей, с тем, чтобы произошло отторжение самой мысли и возможности применения экстремистских и террористических методов для разрешения противоречий и конфликтов. Решению этой задачи способствует формирование позитивного общественного сознания путём создания самовоспроизводящейся системы идей, субъектов и каналов их распространения, исключающую саму возможность применения насильственных методов регулирования общественных процессов. Такая система возможна в рамках института гражданского общества, научного и бизнес-сообщества, образовательных структур и СМИ .

Превентивными мероприятиями, направленными на упреждение радикализма, экстремизма и терроризма могут быть следующие :

Ресурсное, методическое, информационное и экспертное обеспечение указанных направлений профилактической деятельности;

Стимулирование поиска и разработки инновационных методов и технологий в сфере противостояния указанным явлениям, в том числе адаптация к российским условиям позитивного международного опыта;

Осуществление мониторинга ситуаций и явлений нетерпимости в молодёжной среде, активности радикально-националистических групп и учитывать полученные данные при планировании и прогнозировании деятельности в этой сфере;

Оказание содействия диалогу и совместным действиям различных этнических, религиозных и культурных сообществам в борьбе с нетерпимостью;

Использование потенциала неагрессивных молодёжных субкультур.

Эффективная борьба с экстремистскими и террористическими проявлениями невозможна без проведения целенаправленной работы по искоренению причин их порождающих. Здесь всецело главенствующая роль принадлежит государству, в обязанности которого входит не только создание условий для нормального функционирования общественных (в особенности молодёжных) организаций но и сотрудничество с ними. Также в функции государства входит осуществление контроля и надзора за деятельностью общественных объединений и организаций, во избежание развития среди них антигосударственных, антисоциальных, радикалистских и экстремистских течений . Для этого необходимо своевременно выявлять, предупреждать и пресекать радикалистскую и экстремистскую деятельность общественных и религиозных объединений и иных организаций. В полиэтничной России не-

обходимо научиться просчитывать все возможные последствия принимаемых политических, экономических, административных решений, проводя их научную экспертизу с точки зрения влияния на состояние межнациональных отношений в стране .

Список литературы:

1. Антонян Ю.М., Ростокинский А.В. и др. / Экстремизм и его причины. / Монография / Москва, 2014. 136 с.

2. Долгова А.И., Белоцерковский С.Д. и др. Научные исследования отдела проблем борьбы с организованной преступностью, терроризмом и экстремизмом. // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2010. № 17. С. 82-93.

3. Долгова А.И., Гуськов А.Я., Чуганов Е.Г. Проблемы правового регулирования борьбы с экстремизмом и правоприменительной практики. / Монография / А. И. Долгова, А. Я. Гуськова, Е. Г. Чуганов. Москва, 2010. 112 с.

4. Сундиев И.Ю. Экстремизм в кризисной реальности. // Научный портал МВД России. 2011. № 4. С. 8392.

5. Сундиев И.Ю., Смирнов А.А., Кундетов А.И., Федотов В.П. Теория и практика информационного противодействия экстремистской и террористической деятельности. // Вологда, 2014. 124 с.

6. Хажироков В.А. Конституционно-правовые аспекты борьбы с экстремизмом на Северном Кавказе. / В сборнике: Актуальные вопросы конституционного и административного права. / Сборник материалов Всероссийской научно-теоретической конференции. 2017. С. 194-203.

7. Хажироков В.А. Механизм реализации защиты прав и свобод человека в условиях межэтнических конфликтов. // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 3. С. 102-105.

8. Хажироков В.А. Организационно-юридические механизмы защиты прав и свобод человека в условиях межэтнических конфликтов и иных чрезвычайных ситуаций. / В книге: Перспективы государственно-правового развития России в XXI веке. / Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции адъюнктов, курсантов и слушателей вузов МВД России, аспирантов и студентов образовательных организаций, посвящённой 55-летию Ростовского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2016. С. 248-257.

9. Щербакова Л.М. Некоторые проблемы борьбы с экстремизмом и терроризмом в современных условиях. // Общество и право. 2014. № 4 (50). С. 164-169.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 71,99%

Рецензия

На статью «Борьба с экстремизмом и терроризмом в условиях этнорелигиозных конфликтов»

Основными социально-политическими факторами, влияющими на возникновение и распространение радикализма, экстремизма и терроризма, являются: кризис экономической системы, криминализация массовой культуры, преобладание досуговых ориентаций над социально-полезными, кризис школьного и семейного воспитания, неадекватное восприятие педагогических воздействий, конфликты в семье и в отношениях со сверстниками, деформация системы ценностей, криминальная среда общения, отсутствие жизненных планов.

В современном обществе наиболее острые формы проявления конфликтности связаны с ценностными и идентичностными детерминантами социальных дебатов, поскольку именно они выступают предметом дискуссий, в результате которых при решении указанных проблем, наиболее предпочтительными формами избираются терроризм и экстремизм.

Поликультурные общества зачастую не находят иного способа предотвращения перманентных конфликтов кроме как подавления их путём законодательного принятия запрещающих нормативно-правовых актов и установления санкций за нарушение данных запретов. Как следствие, конфликтность в данном случае проявляется в форме экстремизма и терроризма.

Современный терроризм выступает одним из наиболее активных методов борьбы за власть и влияние. Он является инструментом влияния и захвата власти в политической и финансовой сферах, вплоть до смещения правительства и изменения политических режимов в национальных государствах.

Радикализм, в свою очередь представляет крайнюю, чрезвычайную, бескомпромиссную приверженность каким-либо взглядам. Это такой феномен, обусловленный особенностями исторического, социально-экономического и идеологического развития государства, проявляющийся в оппозиционности. Особое вовлечение радикализм получает в кризисные периоды, когда налицо угроза самому существованию, традициям и привычному укладу общественной жизни.

Обоснованным представляется предложение автора о том, что особое внимание должно быть обращено предупредительно-профилактической работе по отслеживанию с целью последующей ликвидации экс-тремистско-националистических и экстремистско-террористических сайтов на Интернет-ресурсах, которые активно пропагандируют идеологию экстремизма, национализма и терроризма, содержат обращения и призывы к совершению экстремистских и террористических преступлений против людей других национальностей или вероисповеданий, а также размещают подробный инструктаж по изготовлению самодельных взрывных устройств.

Статья представляет научный интерес и отвечает требованиям, предъявляемые к подобного рода работам и может быть опубликована в открытой печати.

Преподаватель кафедры ОПД, кандидат юридических наук, ст. лейтенант полиции Геляхова Л.А.