Такое чувство что время. Каста – Такое чувство, что время проходит зря. Такое чувство, что иссякает заряд.Такое скверное чувство. Сми. Управление времнем – легко и просто

Чувство времени это умение правильно оценить время, успеть уложится в отведенный ранее срок. Оно есть у любого человека, вот только степень его развитости у всех различна. Допустим, я знаю, за сколько выгуляю домашнего питомца, и как быстро отведу ребенка в детский сад, знаю, сколько времени у меня занимает дорога на работу. Но при этом не всегда мои внутренние часы работают безупречно, иногда они дают сбой. И если для меня это не критично, скажем 1-5 минут (при этом очень редко), то для кого-то неточный расчет времени – большая проблема.

Тут речь не идет о пунктуальности, хотя темы переплетаются и взаимно дополняют друг друга. Непунктуальный человек часто опаздывает из-за своей рассеянности, легкомысленности, безответственности и недисциплинированности. Он может знать счет времени и его внутренние часы могут быть хорошо настроены.

ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ ЧУВСТВО ВРЕМЕНИ

Чувство времени помогает правильно планировать рабочий день. Когда мы составляем план, то выделяем на каждую встречу, задачу, мероприятие определенное количество времени. Если мы значительно превышаем лимит времени на тот или иной пункт можем поставить под угрозу срыва весь план.

Развив в себе это чувство, вы никогда не потеряете счет времени ни в дороге, ни на скучном рабочем собрании, ни на веселой корпоративной вечеринке…

Чувство времени не просто помогает нам успеть сделать то, что мы запланировали, оно дает нам возможность делать это без суеты, спешки и нервозности, то есть более качественно и продуктивно.

Внутренние часы помогут (пусть приблизительно) определить время в ситуации, когда нет возможности быстро взглянуть на часы.

Для того чтобы повысить точность своих внутренних часов начните их развивать, выполняйте ниже приведенные упражнения на развитие чувства времени и скоро вы почувствуете результат.

КАК РАЗВИТЬ ЧУВСТВО ВРЕМЕНИ

Калибровка

Решив что-то сделать, в уме «прикиньте», какое время вам понадобится на выполнение этой задачи, а после сравните затраченное время с прогнозируемым. Главное – не занижать и не завышать необходимый для реализации срок. Хорошо если расхождение между ними не будет больше 1-5 минут (речь не о 10-20 минутном деле). Чем дальше вы зашли за пределы 5 минут, тем хуже точность ваших внутренних часов.

Это упражнение можно практиковать в любом месте и в любое время. Нужно-то всего две вещи: часы и какое-нибудь дело. При регулярной практике вы научитесь чувствовать время и планировать все дела с максимальной точностью.

Конечно, в некоторых делах невозможно рассчитать, сколько времени придется затратить, но мы же не глупые люди и понимаем, что загонять себя в рамки, занимаясь каким либо творческим процессом неправильно. Но тем не мене знать счет времени (для дел не связанных с творчеством) полезно и художнику, и писателю, и композитору.

Хронометраж

В течение дня отмечайте на бумаге, сколько времени у вас заняло выполнение того или иного дела. Таким образом, вы разгружаете память. Цель - выработать чувство времени, а не запоминать, что и когда мы делали, а делая запись, мы переводим фокус нашего внимания на время.

Примерно на третьей неделе вы лучше начнете чувствовать изменение в настройках внутренних часов (течение времени) и измените политику расходования своего времени. Тут главное в самом начале не переусердствовать. Начать лучше с 2-3 дней хронометража в неделю. Затем лучше сделать перерыв. Потом провести хронометраж 5 рабочих дней. Снова перерыв. Как и мышцы, наше чувство времени нужно нагружать плавно, но регулярно.

Который час

Перед тем, как поглядеть на часы, каждый раз, пробуйте угадать, сколько времени они покажут. Чем чаще вы будете выполнять это упражнение, тем точнее будут ваши предположения.

Научившись точно угадывать, можно это упражнение на развитие чувство времени усложнить. Перед тем как заснуть, приказывайте себе проснуться без будильника в определённый час, не сразу, но через какое-то время у вас это будет получаться.

Этих упражнений для того, чтобы научиться хорошо чувствовать время должно хватить и тем, кто обычно «часов не наблюдает», и уж тем более тем, кто и так планирует свое рабочее время. Научившись чувствовать время, вы обеспечите себе годы стабильной и успешной жизни, так что не откладывайте, а начните выполнять эти не сложные упражнения прямо сейчас.

Научиться чувствовать время значит сделать большой шаг в саморазвитии, личностном росте и самопознании.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ

ЧУВСТВА ВРЕМЕНИ У ЧЕЛОВЕКА

О.Н. КУЗНЕЦОВ, А.Н. АЛЕХИН, Т.В. САМОХИНА, Н.И. МОИСЕЕВА

Адекватность отражения реального времени в сознании человека является необходимой предпосылкой успешной адаптации к условиям изменяющейся среды. Изучение отражения времени в психологическом плане до сих пор преимущественно ограничивалось изучением восприятия времени, относительно мало затрагивая другие психические процессы и социально-психологические аспекты отражения времени.

Оценка точности воспроизведения временных интервалов в каждый конкретный период развития личности испытуемого является результирующей его жизненного опыта и генетически обусловленной биоритмологической индивидуальности, опирающейся на динамические характеристики соматического и нервного функционирования. Дифференциально-психологические особенности и зрелость понятий «настоящего, прошлого и будущего», «быстрого» и «медленного», способность оценки человека и предмета по отношению к личному времени, эмоциональное отношение к скорости реакции окружающих связаны не только с уровнем восприятия, но и с интеллектуально-понятийным, эмоциональным и волевым развитием личности как субъекта познания. Генетически определяющее значение отражения особенностей времени объективного мира в формировании адекватного образа окружающей реальности обусловливает необходимость разработки системного подхода к методам исследования психологии времени, органически интегрирующего изучение взаимодействия восприятия, мышления, речи и эмоций при ориентации в изменяющейся по времени окружающей среде.

Группа авторов, объединив совместные усилия в разработке единого физиолого-психологического методического подхода к изучению «психического времени» при нормальной и патологической адаптации к изменяющимся условиям существования в процессе развития личности, пришла к необходимости существенного дополнения и модификации классических методик исследования. Мы постарались использовать в целях изучения времени наиболее перспективные для этих целей психологические методы (пиктограмма, проективные тесты, семантический дифференциал и др.). Одновременное исследование различных аспектов восприятия и понимания времени у одного и того же человека позволяет интегративно оценить уровень развития отражения времени, а также его связь с особенностями личности и психических процессов. Батарейный принцип построения, использованный в подходе, повышает валидность предлагаемого нами комплекса для оценки степени развития чувства времени как показателя адаптированности.

Изучение восприятия времени вызвало и появление соответствующих тестов. Для этого использовались: тест определения длительности индивидуальной минуты, исследования восприятия более коротких временных интервалов - 7, 10 и 30 с в виде словесной оценки предъявляемых интервалов времени, воспроизведения их и отмеривания заданного интервала времени.

I . Определение длительности «индивидуальной минуты»

Испытуемому предлагается определить отрезок времени длительностью в 1 мин, при этом он может вести счет до 60. Исследователь фиксирует время секундомером, учитывает степень точности определения длительности заданного интервала времени и частоту и значение недооценок или переоценок этой длительности.

1. Словесная оценка предъявляемых коротких интервалов времени. Щелчком секундомера или иным способом (мигание лампы) задаются интервалы времени различной длительности (7, 10 и 30 с), испытуемый словесно оценивает их длительность.

2. Отмеривание заданного интервала времени. Исследователь называет какой-либо отрезок времени (7, 10 и 30 с), а испытуемый его отмеривает с помощью щелчка секундомера или стука. Количество заданных интервалов и их диапазон зависят от решаемой задачи. Тесты 2 и 3 являются взаимосвязанными. Те лица, которые переоценивают заданные интервалы времени, как правило, недоотмеривают их, и наоборот, тенденции к недооценке соответствует тенденция к переотмериванию интервалов времени , , .

3. Воспроизведение предъявленного интервала времени. Исследователь предлагает испытуемому с помощью щелчка секундомера

или стука повторить ранее воспроизведенный отрезок времени (7, 10 и 30 с).

4. Тест Франкенхойзе p . Испытуемый читает список случайных цифр с тем, чтобы за 1 с произнести одну цифру. Его внезапно останавливают и предлагают оценить, сколько прошло времени. Сравнивается субъективное восприятие времени с объективно прошедшим, дополнительно учитывается количество реально происшедших событий: число прочитанных цифр.

К методикам, отражающим временную шкалу индивидуума, относятся, кроме того: оценка длительной простой двигательной реакции - ВАР , ; оценка точности слежения за движущимся объектом - РДО . Эти методики очень информативны, но обследования достаточно длительны, и поэтому применяются они в отдельности, а не в совокупности с другими тестами.

Из тестов неаппаратурной оценки индивидуальной шкалы времени наиболее удобны тесты 1 и 2.

5. Исследование собственного произвольного ритма двигательной активности в единицу времени. Для исследования необходимо любое записывающее устройство, на (котором с помощью ключа, воздушной передачи (капсула Марея) или с использованием обычных микрофонов передается двигательная активность. Испытуемому предлагается равномерно постукивать по датчику в приятном для него ритме. Скорость и длительность записи зависят от поставленной задачи. Мы фиксировали количество ударов за 1 мин. Тест можно усложнить: на записи выделять среднюю частоту постукивания, ритмические группировки, акцентуированные движения. Желательно выделение скрытых, медленноволновых компонентов ритма, что возможно осуществить как приемами периодограммного анализа с использованием ЭВМ, так и средствами когерентной оптики.

В нашей работе анализ бумажной записи на очень малой скорости - 2 мм в мин после ее пересъема на обычную фотопленку стал проводиться с использованием лазерной установки ОПТАН .

Было проведено исследование способности воспроизводить заданный метрономом ритм как в условиях его прослушивания, так и после выключения метронома. Этот тест можно варьировать, создавая условия шума или задавая переменный ритм. Оценка результатов производится так же, как в тесте 1.

II . Методика исследования представлений человека о свойствах времени

Тест зрительного представления понятий о времени (пиктограмма представлений о скорости времени). Испытуемому предлагается нарисовать картинки, обозначающие понятия «быстро» и «медленно». Выявлено два принципиально разных подхода:

а) Обозначение с помощью распространенных символов (ракета, мчащаяся лошадь и т. п. для понятия «быстро» и черепаха для понятия «медленно»).

б) Обозначение через программу действия (изображение процессов, где требуется быстрота и, наоборот, где спешить нельзя - чтение, например, и т.д.). Девочка С., 9 лет ученица III класса, изобразила, что в течение дня она делает быстро и что медленно.

В оценке пиктограмм учитывается наличие и степень дифференцирования приводимых понятий:

1) Испытуемый может совсем не дифференцировать понятия, изображая, например, часы и полагая, что этим все исчерпано. Дифференцировка оценивается на 1.

2) Слабая попытка дифференцирования - например, рисуется стоящий телевизор или человек (оценивается на 2).

3) Сформировано отражение одного из понятий: например, полет птицы отражает «быстро», а отражения понятия «медленно» не найдено (оценка 3).

4) Отражение понятия «быстро» и «медленно» через соответственно быстрые и медленные свои собственные действия (оценка 4).

5) Отражение понятий через чужие действия (оценка 5). Например, рисуется медленно идущий человек или мчащийся автомобиль.

6) Отражение понятий с помощью общезначимых символов, практически тождественных языку (оценка 6), например изображение ракеты и черепахи.

III . Тест семантических ассоциативных связей при определении понятий настоящего, прошлого и будущего

Испытуемому предлагается назвать 5 и более слов, связанных с понятиями настоящего, прошлого и будущего. В качестве примера приводим ответы С.

Таблица 1

Бланк методики «семантический дифференциал»

Год. . . . . .

Месяц. . . . . .

День. . . . .

Час. . . .

рождения

Дата. . . .

Час. . . .

Мин. . . . .

исследования

Определяемое понятие

будущее,

прошедшее,

настоящее время

Длительное

Мгновенное

Активное

Пассивное

Напряженное

Расслабленное

Радостное

Печальное

Стремительное

Застывшее

Плотное

Пустое

Яркое

Тусклое

Понятное

Непонятное

Большое

Маленькое

Неделимое

Делимое

Тревожное

Спокойное

Цветное

Серое

Объемное

Плоское

Широкое

Узкое

Далекое

Близкое

Непрерывное

Прерывное

Реальное

Кажущееся

Частное

Общее

Постоянное

Изменчивое

Глубокое

Мелкое

Ощущаемое

Неощущаемое

Светлое

Темное

Замкнутое

Открытое

Обратимое

Необратимое

Ритмичное

Неритмичное

Настоящее - сейчас, в данный момент, в это время, сегодня это делается. Прошлое - давнее, прошедшее, то что было, бывало, это делалось. Будущее - завтра, это будет, буду делать.

Критерии оценки теста семантических ассоциаций:

1) сколько слов предложено для каждого из понятий;

2) использование частей речи: глаголов, обозначающих действие, местоимений, обозначающих временные отношения, и существительных, отражающих категории времени. Преобладание тех или иных частей речи (табл. 1).

IV . Тест семантического дифференциала

Методика состоит в том, что испытуемый оценивает понятия - настоящее, прошлое и будущее время по предложенным нами 25 шкалам. Каждая шкала - отрезок прямой с 7 делениями, полярные точки которой представлены прилагательными - антонимами, характеризующими время. Оценка значения понятия по шкалам СД позволяет поместить его в точку семантического пространства, для выделения основных измерений которого применялся факторный анализ. При помощи СД можно оценить координаты точки в СП (семантическом пространстве), расстояния между значениями различных понятий, понятийные структуры испытуемых. Семантический дифференциал отражает, по мнению его создателей, «аффективные компоненты значения». При его использовании оценивается то значение, которое данное явление имеет для человека в зависимости от его индивидуального опыта (приводится бланк теста СД; опросник).

Таблица 2

Характеристика «настоящего времени» у здоровых испытуемых при факторном анализе методики СД

№ шкалы

Факторы

0,736

0,697

0,655

0,295

0,572

0,730

0,307

0,665

0,462

0,620

0,289

0,564

0,279

0,351

0,489

0,507

0,719

0,697

0,321

0,545

0,803

0,687

0,388

0,726

0,443

0,546

0,257

0,263

0,294

0,342

0,497

0,273

0,303

0,472

0,304

0,332

0,289

0,419

0,328

0,318

0,464

0,262

Сумма квадратов элементов

3,085

2,989

1,869

1,683

1,599

В табл. 2 показаны данные факторизации методики СД, проведенной у здоровых испытуемых, - 138 обследований (курсанты ВМОЛА, спортсмены, сотрудники

НИИ и др.), рассматривается понятие «настоящее время».

Факторный анализ шкал проводился отдельно для каждого понятия и выявил в общем идентичные факторные структуры. Табл. 2 упорядочена таким образом, что факторы расположены в порядке убывания дисперсии. В строках факторные нагрузки меньше 0,250 заменены прочерками.

Уже после того, как работа была сдана в печать, нам стало известно, что по такому же принципу составлен опросник (10 вопросов) в монографии Е.И. Головахи и А.А. Кроника, которые в отличие от нас выделяют не 5, а 3 фактора, из коих 2 (эмоциональный фактор и фактор напряженности) совпадают с выделенными нами, а третий - «континуальность - дискретность» относится как более частный случай к нашему фактору «структура времени» (Головаха Е.И., Кроник А.А . Психологическое время личности. - Киев, 1984).

Фактор 1 (в порядке убывания факторной нагрузки): радостное-печальное, яркое-тусклое, светлое-темное и т.д. Фактор 2: напряженное-расслабленное, тревожное-спокойное, стремительное-застывшее, активное-пассивное и т.д. Фактор 3: бесконечное-мгновенное, постоянное-изменчивое, далекое-близкое. Фактор 4: неделимое-делимое, непрерывное-прерывное. Фактор 5: реальное-кажущееся, обратимое-необратимое.

Первые три фактора из вышеперечисленных представляют собой, как и у Остуда , факторы оценки, активности и величины. Можно предположить, что факторы 4 и 5 отражают специфику переживания психического времени - степень ощущения его реальности, необратимости и сочетания последовательности и одновременности.

При анализе СД нас интересовало: содержание факторов, особенности восприятия трех моментов времени, выявление того, какая из временных категорий (настоящее, прошлое и будущее) является наиболее актуализированной.

Таким образом, специально сконструированные шкалы для методики СД, характеризующие настоящее, прошлое и будущее время, позволяют оценить индивидуальные различия переживания временных аспектов реальности.

V . Тест социальной перцепции временных характеристик личности

Тест социально-интуитивной перцепции динамики поведения разработан и введен для изучения дифференциальных характеристик прогноза времени поведенческих реакций в диапазоне «быстро - медленно» по экспрессии лица воспринимаемого человека. Тест включается в качестве дополнения социально-перцептивного интуитивного теста, составленного нами на основе стимульного материала теста Зонди . Отобранные Зонди стимульные группы психически больных в ремиссионно-реабилитационном периоде заболевания наиболее отчетливо выявляли специфику программ общения (маниакальную, депрессивную, паранойяльную, кататоническую, эпилептическую, истерическую, агрессивную, конфромную). Депрессивные лица, кататоники, эпилептики в значительной степени противоположны маниакальным, агрессивным, паранойяльным по таким динамическим характеристикам поведения, как «быстро - медленно». На первом этапе исследования выявляется и фиксируется в графике традиционный аффективный выбор предпочитаемых и отвергаемых для общения лиц. На втором этапе испытуемому предлагается распределить все фотокарточки на группы по параметрам «быстро - медленно». Такая инструкция дает возможность выявить способность восприятия тонких различий в динамически-временных характеристиках личности. При расшифровке анализируется точность восприятия скорости поведенческих реакций по отношению к наиболее отличающимся по параметру «быстро - медленно» группам и эмоциональное отношение к быстроте и медленности прогнозируемых для общения поведенческих реакций.

По предварительным данным, наиболее хорошо адаптирующиеся лица обладают достаточно высокой точностью перцепции времени поведенческих реакций предполагаемых партнеров общения, предпочитают положительно оценивать быстро реагирующих лиц. В состоянии неустойчивой адаптации и дезадаптации точность перцепции значительно нарушается, характерна парадоксальная перцепция (к быстрым относятся наиболее медленные лица, и наоборот). Предпочтение медленных лиц мы встречали у наиболее дезадаптированных испытуемых.

В заключение следует подчеркнуть, что чувство времени как характеристика человека является важным интегративным показателем уровня развития познавательных процессов и эмоциональности. Предлагаемый нами комплексный методический подход к изучению чувства времени является первой попыткой интегративного физиолого-психологического изучения восприятия и отражения времени у человека.

С этих позиций нами проведены исследования

чувства времени у детей с разным уровнем психического развития, у спортсменов, у лиц практически здоровых (слушатели ВМОЛА, сотрудники НИИ и др.), у лиц, переживающих кризисные состояния (суициденты).

Комплексное исследование перцепции, понятия эмоционального и личностного отношений применительно ко времени с медико-психологических позиций клинически информативнее отдельных показателей, что позволяет непосредственно использовать полученные результаты в практике (в психотерапии, в психологическом консультировании). Было бы преждевременным давать точные качественные критерии надежности и валидности. Однако опыт показывает достаточную надежность метода при повторном тестировании.

Согласованность общего уровня развития чувства времени при различных тестах, качественно-количественное изучение чувства времени определяет общую направленность изучения валидности предлагаемого комплекса. Дальнейшее содержательное, общепсихологическое обогащение понятия чувства времени и статистические исследования различных групп позволят определить критерии и границы валидности.

1. Беляева-Экземплярская С. П. Об экспериментальном исследовании субъективного отсчета времени человеком. - Вопр. психол. 1965. № 5. С. 59-70.

2. Лисенкова В. П. Об особенностях отражения пространства и времени человеком. - Психол. журн. 1981. Т. 2. № 1. С. 113-119.

3. Лоскутова Т. Д. Оценка функционального состояния центральной нервной системы человека по параметрам простой двигательной реакции. - Физиологический журнал СССР. 1975. № 1. С. 3-12.

4. Лоскутова Т. Д. Время реакции как психофизиологический метод оценки функционального состояния нервной системы. - В кн.. Нейрофизиологические исследования в экспертизе трудоспособности / Под ред. А.М. Зиминой, В.И. Климовой-Черкасовой. Л., 1978. С. 165-194.

5 Митина Л. М. Влияние интенсивности стимула на оценку и отмеривание временных интервалов разной длительности. - Вопр. психол. 1977. № 1. С. 64-73.

6 Точилов К. С. Практикум по физиологии труда. - М., 1970. - 214 с.

7. Филиппович А. И., Лапина И. А. Математическая обработка биологических сигналов когерентной оптики. - В кн.: Применение математических методов и ЭЦВМ в медико-биологических исследованиях. Л., 1982. Ч. 1. С. 119-120.

8. Федорова Т. Л. Методика семантического дифференциала и возможности ее применения в клинической психологии. - В сб. Психологические исследования личности в клинике. Л., 1978. С. 80-81.

9. Кузнецов О. Н., Лебедев А. В., Лукичев Н А. Методы количественной оценки нарушения восприятия человека как личности в патопсихологическом исследовании. - В сб.: Системный подход в использовании методов психологического исследования при решении научно-практических задач. Пенза , 1983. С . 39-40.

10. Osgood Ch. Е ., Suici G.J., Tannenbaum P. H. The measurement of meaning. Urbana : Univ. of Illinois Press, 1957.

Поступила в редакцию 22.XI 1983 г .

Что такое чувство времени, и каково его значение для современного человека – вопрос, занимающий умы каждого, кто стремится повысить продуктивность своей работы и избавиться от привычки везде и всегда опаздывать.

Вот какое значение имеет чувство времени:

  1. Обеспечение возможности планировать свои действия. Вы составили план, продумав каждый пункт до мелочей, но все равно ничего не успели? Значит, ваш план был нереален, и основная проблема – отсутствие или слабая выраженность чувства времени. Не зная, сколько времени потребуется на то или иное дело, вы не сможете составить точный план. А без плана вашим мечтам о продуктивной работе так и не суждено будет перейти в категорию реальных достижений.
  2. Обеспечение возможности руководить собой во время работы. Например, вы думали, что подготовите контракт за два часа, а прошло 40 минут, а вы сделали только десятую долю работы? Вас подвело чувство времени, вы не смогли трезво оценить свои возможности и сложность поставленной задачи.
  3. Контроль рабочей нагрузки и, как следствие, контроль уровня стресса. Ошибки в планировании дел по времени приводят к цейтноту, цейтнот – к задержкам в работе, задержки – к следующим ошибкам. Возникает эдакий замкнутый круг, и вот вы уже живете в состоянии постоянного стресса.

Таким образом, становится понятно, что от того, насколько у вас развито чувство времени, напрямую зависит качество вашей жизни. Чувство времени есть у каждого, но и развить его также могут все. Переходим к реальным советам.

Методы развития ощущения времени

Упражнение №1 «Калибровка»: задумайте определенное дело, посмотрите на часы, установите себе количество времени, необходимое, чтобы это дело завершить. Главное условие – не обманывайте себя, ставьте реальные сроки. Выполняем поставленную задачу, сверяемся с часами. Если работу на 20 минут вы выполнили с отклонением в +/- 1 минуту – чувство времени у вас отличное. Если же вы ошиблись на 2 минуты или больше, вам стоит поработать над чувством времени. Если выполнять упражнение регулярно и честно, то первые результаты вы сможете наблюдать уже дня через три.

Упражнение №2 «Хронометраж»: берем лист бумаги и чертим таблицу с графами «Начало», «Окончание», «Суть дела». В течение дня в табличку заносите все дела, которые вы выполняли. Записи на бумаге помогут вам освободить память от не нужной информации, что даст больше энергии. Кстати, обращая внимание каждый раз на часы, вы дополнительно способствуете выработке чувства времени.

Чтобы сократить время, необходимое для заполнения таблицы, обозначайте дела значками. Какими? Это вы поймете уже через пару дней после начала выполнения упражнения. Не стоит сразу пытаться составить таблицу за целый месяц. Все нужно делать постепенно. Вначале хронометрируйте 1-2 дня в неделю, сделайте перерыв, потом записывайте дела в течение 5 дней, снова перерыв. После чего можно дней 14 провести за непрерывным хронометражем. Хотя, как правило, хорошие результаты можно получить еще до истечения этих 2-х недель.

Доказано, что хронометраж, проводимый в течение 4-6 недель, дает повышение точности внутренних часов до 80%. Для профилактики рекомендуется раз в год устраивать хронометраж продолжительностью в 2 недели.

Как видите, упражнения просты. Все, что от вас требуется, так это терпение и скрупулезность, и поверьте, результат не заставит себя слишком долго ждать. Научившись чувствовать время, вы сможете добиться ощутимых результатов в управлении своей жизнью. Затраты на выполнение указанных упражнений полностью соответствуют тем результатам, которые вы получите. Согласитесь, быстро ощутимый эффект – уже достаточная мотивация для того, чтобы начать действовать.

Организм человека очень многое унаследовал от своих далёких предков, которые вели дикий образ жизни. Их среда обитания ограничивалась пещерой и прилегающей территорией, на которой водились самые разнообразные виды животных. Древние люди охотились на них и по своей сути мало отличались от хищных зверей. В те далёкие времена не было календарей и часов. Однако пещерные жители прекрасно ориентировались по солнцу и знали, когда нужно вставать, обедать или ужинать. То есть они обладали таким даром как чувство времени.

В наши дни цивилизация свела на нет очень многие животные инстинкты, но не сумела вытравить из людей те часы, которые находятся у них в головах. Каждый человек может запрограммировать себя на то, чтобы просыпаться ровно в 7 часов утра без всякого будильника. Этот будильник "сидит" у него в голове от рождения. Особенно он наглядно проявляется под гипнозом. Человека усыпляют и дают ему установку проснуться ровно через 20 минут. Проходит указанный временной интервал, и глаза у спящего открываются. Всё это происходит, благодаря подсознанию, которое неразрывно связано с природой и космосом.

Среди вундеркиндов пользуются широкой известностью люди-хронометры . К примеру, Жан Шевалье, живший в Швейцарии в XVIII веке. В любое время суток его могли спросить, который сейчас час. И любопытствующий тут же слышал точное время. Секрет же вундеркинда был предельно прост и в то же время поразителен. Шевалье всю свою жизнь вёл в уме отсчёт секундам, минутам и часам. Он ел, читал, писал, разговаривал, но это не сбивало его.

Такой дар выглядел просто фантастически. С вундеркиндом иногда начинали спорить или просили решить сложную математическую задачу, чтобы сбить его со счёта. Но это никому не удавалось. Когда люди неожиданно задавали вопрос о времени, то тут же следовал чёткий и абсолютно правильный ответ.

Также известен крестьянин Иван Зыков, живший на Дальнем Востоке. На сенокосе или уборке хлеба сельчане спрашивали его: "Ваня, сколько там времени?" Зыков несколько секунд отрешённо смотрел перед собой, а затем говорил: "Один час 15 минут". Он никогда не ошибался. Проверок было много, всем было интересно, но Иван всегда оказывался на высоте. Этот крестьянин, обладавший уникальным даром, погиб в Первую мировую войну. Секрет определения времени он унёс с собой в могилу. Так никто и не узнал, как Зыкову удавалось точно называть часы и минуты.

Но чувство времени у человека не идёт ни в какое сравнение с аналогичным даром у растений и животных. Если говорить о растениях, то в течение суток они то раскрывают свои листья и лепестки цветков, то закрывают. Происходит это с постоянной периодичностью.

Специалисты решили проверить эту способность растительных организмов. Они поместили в абсолютно тёмную комнату горох и клевер. В обычных природных условиях они ночью опускают листья вниз, а с восходом Солнца расправляют их. И как же повели себя растения, оказавшиеся в абсолютной темноте? Точно так же. Этот опыт доказал, что у растительных организмов имеются какие-то внутренние регуляторы времени. От внешних условий и солнечного света они никак не зависят.

Что же касается животных, то здесь чувство времени тоже развито великолепно. Возьмём для примера кошек. О них много интересного поведал шведский натуралист Густав Экштейн. У него была кошка по имени Вилли. Она всегда приходила домой после ночных прогулок ровно в 8 часов 20 минут. Но это не всё. Каждый вторник в 19 часов 35 минут она появлялась в местной больнице, чтобы посмотреть, как врачи играют в бинго и послушать, как они выкрикивают: "Бинго". Животное ни разу не ошиблось ни днём, ни часом.

Английский зоолог Вильям Бич тоже приводил довольно интересное наблюдение, связанное с ослами. Путешествуя по Калифорнии, исследователь посетил ферму, хозяин которой использовал этих животных для полевых работ. В полдень, как только стрелки часов останавливались на цифре XII, ослы без какого-либо сигнала прекращали работу. И никакая сила не могла заставить их поступить иначе.

Что же это за сказочные механизмы скрыты в живых организмах? Непонятным образом они заставляет чувствовать минуты и часы. Чёткого и ясного ответа, объясняющего данный феномен, на сегодняшний день нет. Но без всякого сомнения здесь прослеживается связь природы с космическими силами, от которых на Земле зависит всё живое.

Время существует объективно, непрерывно одна минута сменяет другую, один день - другой, проходят месяцы, года, столетия. Но, несмотря на то, что ход времени во всем мире подчиняется одним и тем же законам, для каждого отдельного человека один и тот же промежуток объективно прошедшего времени может представляться короче или длиннее, чем он был на самом деле. Для разных людей один и тот же отрезок времени может иметь совершенно различные значения. Для одного человека неделя «тянется» как месяц, для другого же неделя «пролетает» словно пара дней.

Известно, что восприятие времени зависит от многих факторов. Екатерина Воронова отвечает на вопросы по восприятию времени.

1) Почему в детстве, когда мы сидим за школьной партой оно тянется медленно, зато в во взрослой жизни всегда на что-то не хватает времени, а в старости дни пролетают как один миг?

Один из вариантов объяснения этого явления заключается в том, что у людей разного возраста разная «мера времени» в сравнении со всей их жизнью. В первые годы жизни человека периоды измеряются месяцами и полугодиями, в дальнейшем же происходит как бы «растягивание» времени. Время измеряется уже не годами, а десятилетиями «Один год для пятилетнего ребенка, равный для него 1/5 его жизни, кажется продолжительнее в 10 раз, чем один год пятидесятилетнего человека, равный для него 1/50 его жизни.

Другое объяснение таково:

Ход психологического времени замедляется, если человек живет в процессе восприятия информации. В детстве ребенок как губка впитывает новые знания и каждый день наполнен впечатлениями. По мере взросления человек больше действует автоматически, меньше познает мир и впитывает информацию. Поэтому с годами мы ощущаем ускорение хода времени. Если человек изо дня в день совершает одни и те же знакомые действия или увлечен только одной какой-нибудь мыслью или идеей, то, состарившись, он разводит руками: «Как быстро пролетели отведенные мне годы, как много я не успел сделать».

Проводили исследование по восприятию времени в разном возрасте. Участникам исследования задавали вопрос: «Насколько у вас изменилось восприятие времени сейчас по сравнению с детством?» Молодые люди от 10 до 20 лет ответили: примерно в 1,2 раза. Для 20–30-летних коэффициент ускорения достиг 1,5. Для 30–40-летних - двух. Участники, достигшие 40–50 лет, признавались, что ход их жизни ускорился в 4–5 раз. Более пожилые называли цифры в пределах 10–25! Человек старится тем быстрее, чем сильнее ощущает, что время ускользает от него.

2) Почему, когда мы что-то и делаем важное или участвуем в интересном мероприятии время пролетает незаметно, а когда чего-то сильно ждешь и нервно смотришь на часы, время тянется очень долго?

В этих случаях мы не воспринимаем длительности всего данного отрезка времени от его начала и до конца, а судим о нем по непосредственному восприятию его «плотности» (наполненности событиями) в каждый данный краткий момент.

Во время каких-то увлекательных действий наше внимание переключается с раздражителя на раздражитель, которых в интересном событии очень много. Эти элементы сливаются в единый комплекс «настоящий момент», который длится большой промежуток времени, но воспринимается как одно целое. А когда вниманию не за что уцепиться (например при томительном ожидании), то оно фокусируется на самом течение времени (отслеживании стрелок часов, например), и дробится на маленькие промежутки, последовательность и однообразность которых и создает иллюзию «растягивания времени».

При этом, существует обратный эффект при вспоминании интересных и скучных моментов жизни: Ярким событиям мы приписываем длительное время, потому что много подробностей всплывает в памяти, а бездействие пролетает для нас как миг, так как вниманию не за что зацепиться.

Это явление можно, также, объяснить с точки зрения физиологии В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в больших полушариях головного мозга. Когда в коре головного мозга преобладают процессы возбуждения - повышается обмен веществ, следовательно, время «летит» быстрее. В случае торможения оно «тянется» медленно, из-за замедления обмена веществ.

3) Отличается ли восприятие времени у людей разных профессий?

Существует целый ряд профессий, в которых уделяется особое внимание точности восприятия времени. Так в операторской деятельности (при взаимодействии человек - машина) от ориентации во времени может зависеть жизнь и благополучие других людей. Отсутствие точности и быстроты реакций у водителя на дороге может привести к дорожно-транспортным происшествиям, а у оператора на атомной электростанции - к радиационному заражению окружающих территорий. Люди, обладающие сильно развитым «чувством времени» часто встречаются и среди военных, железнодорожников, лекторов, учителей, спортсменов.

4) Зависит ли восприятие времени от вероисповедания, национальных особенностей?

Если рассматривать культуру народов Запада и Востока, то можно обнаружить различные модели восприятия времени.

На Западе существуют такие ценности, как: планирование, ответственность, обязательства, созидание. Поэтому важно видеть время в настоящем и будущем, воспринимать его большими интервалами, чтобы вовремя реагировать и правильно им распоряжаться. Здесь рассматривают время как бы «вширь» с устремлением в будущее. Для западного менталитета время имеет высочайшую ценность. Это более чем ограниченный ресурс. Его можно «безвозвратно потерять», «упустить», «растратить», «убить» и т. п., потеряв, упустив и растратив вместе с ним массу возможностей и денег. Поэтому, чтобы не упустить время, надо всегда успевать за ним. Выигрыш во времени - важнейший фактор конкурентной борьбы. Те, кто движется медленно, отстают и теряют рынок. В этих странах не принято опаздывать ни на деловые переговоры, ни на дружеские встречи. Здесь хорошим тоном является придти несколько ранее намеченного срока.

На Востоке больше ценится радость жизни и настоящего момента, углубленное восприятие, интуитивность, способность к внутреннему духовному поиску. Поэтому здесь важна глубина восприятия момента «здесь и сейчас» и получения от него удовольствия. Опоздать на 20-30-40 минут, при определенных обстоятельствах, здесь становится вполне допустимым. Отношение ко времени выражено в известной арабской пословице, которая гласит: «Когда Бог создал время, Он создал его достаточно». В отличии от Запада, Восток всегда более обращен в прошлое, в историю, традиции. Здесь даже деловые переговоры занимают намного больше времени, поскольку значительная их часть связана не с обсуждением конкретных целей и задач, а с выстраиванием дружественных и доверительных отношений, с изучением общего контекста событий.

5) Отличается ли восприятие времени от того, в каком пространстве ты находишься, например, в маленьком темном помещении или светлой просторной комнате?

Данная информация мне не известна.

6) Влияет ли на восприятие времени эмоциональное и физическое состояние?

Влияет. Точными экспериментальными исследованиями установлено, что человек, испытывающий положительные эмоции, недооценивает временные интервалы, т. е. субъективное течение времени у него убыстряется; при отрицательных же эмоциональных переживаниях временные промежутки переоцениваются, т. е. наблюдается субъективное замедление течения времени Например, время ожидания желательного события в непосредственном переживании томительно удлиняется, нежелательного - мучительно сокращается.

Широко известен феномен изменения масштаба времени при стрессовых ситуациях, когда, с одной стороны, люди успевают в невероятно короткий срок принять решение и выполнить необходимый объем действий (время для них как бы «растягивается»), а с другой стороны, происходит переоценка протекающего времени, и люди не успевают сделать необходимое - время в этом случае как будто «сжимается».

Есть и другие факторы, влияющие на восприятие времени: окружающая среда (шум укорачивает субъективную длительность), задача, стоящая перед субъектом (чем сложнее задача, тем короче кажется длительность), концентрация (всякий раз, когда мы обращаем внимание на течение времени, оно кажется нам длиннее) и т. д. Также доказано, что время в момент движения кажется короче, чем в покое.

7) Существуют ли болезни связанные с нарушением восприятия времени?

Да, некоторые больные шизофренией отмечают, что время для них как будто остановилось. Они умом понимают, что время движется, но не «чувствуют» его течения. Нарушение восприятия времени отмечают при очаговых поражениях головного мозга. При поражении лобных долей коры полушарий головного мозга человек лишается способности планирования действий во времени.