Рассказ о домашних животных овца. Овца животное. Образ жизни и среда обитания овцы. Слушать блеяние овцы и ягнят

«Нарисуй мне барашка!» - Маленький принц, Антуан де Сент-Экзюпери.


Физиология овец

Весьма интересным является тот факт, что овцы имеют такие же прямоугольные зрачки, как и осьминоги. Помимо этих животных прямоугольными окулярами ещё обладают мангуст и коза.




Физиологически овцы не способны воспринимать глубину и стараются избегать теней и резких контрастов между тёмным и светлым. Они всегда стараются двигаться в направлении света.

Бараньим горохом часто называют овечий помет, который имеет овальную форму и не слипается друг с другом.

Овцы обладают очень хорошей памятью и в состоянии планировать будущее.

Овцы имеют острый слух. Чрезвычайно сильно пугаются громких звуков. Треть своей жизни проводят в состоянии «задумчивости» и требуют покой и тишину. Убегая от опасности, овца может случайно упасть на спину, и если ей не помочь, подняться или перевернутся, то она, лежа долго на спине, может умереть.




Овцы не любят ходить в воде или проходить через узкие отверстия. Они предпочитают двигаться против ветра и в гору, чем по ветру и под гору.

Новорожденный ягненок узнаёт свою мать по голосу. Овцы очень часто производят близнецов.




Овца - стадное животное, она плохо чувствует себя и даже испытывает сильный стресс, если живет в одиночестве. Уровень тревоги проходит, если она видит поблизости других овец.

Овцы в мифологии и религии

Одним из персонажей древнегреческой мифологии является Крий - баран с золотым руном, который считался сыном Посейдона и Феофаны. Его принесли в жертву богу войны, Аресу. Из мифологии известно, что он имел способность летать. Именно на нём, Фрикс и Гелла отправились в Колхиду. По Гекатею, он обладал способностью говорить человеческим голосом, ободряя Фрикса, сам приказал принести себя в жертву богам.


Историческая интерпретация этого события, говорит о том, что Крий был наставником Фрикса, который на корабле сумел доставить Фрикса в Колхиду (Азию), а Гелла, не выжив, умерла в пути. Крия принесли в жертву богам, содрав с него кожу. Затем его кожу позолотили и повесили в храме. По Эратосфену, баран сам снял с себя золотую шкуру, отдал Фриксу и вознесясь на небо, стал одним из созвездий. Созвездие Овен названо греками именно в честь Крия, из шкуры которого было получено Золотое руно.




Рога барана считались у людей Древнего Азии сильным магическим артефактом. Так, в древнеегипетской иконографии в виде человека с бараньей головой изображались главные боги (Хнум - создатель людей, Амон - бог Солнца) и некоторые из правителей Египта. И хотя многие взрослые бараны выясняют отношения с помощью больших закрученных рогов, сталкиваясь друг с другом на большой скорости, снежные бараны этого делать, почему-то не хотят.




Частого упоминания заслужили овцы и в христианстве. Нередко паству католических священников сравнивают с покорными овцами. В тексте Библии овцы упоминаются не менее 200 раз. В Новом завете люди сравниваются с овцами, а Иисус с Пастухом и Пастырем. «Добрый Пастырь ведёт их домой И спасет их Господь Бог их в тот день, как овец, народ Свой». Некоторые христианские святые покровительствуют пастухам, а некоторые - овцам. Иисус Христос нередко изображается, как жертвенный Агнец Божий.

В славянской мифологии барана связывают со смертью. По древнему русскому поверью, после смерти самоубийцы превращаются в баранов, которых дьявол запрягает в свою повозку. Про самоубийц так и говорили: «Чёрту баран».

На Мадагаскаре и поныне овец не употребляют в пищу, так как верования аборигенов предполагает, что в них воплощаются души предков.

Овцы в предсказаниях



В гадании (скапулимантия), баранью лопатку используют, как основной инструмент для предсказания судьбы человека. В английском языке даже сохранилось специальное выражение, которое дословно означает: «читать по лопаточной кости». В процессе гадания, вываренную в воде и очищенную остатков мяса и хрящей правую баранью лопатку держат над открытым огнем до тех пор, пока кость не потрескается. После этого ведун приступает к «изучению» результатов. За основу выбирается самая длинная продольная трещина, обозначаемая как «линия жизни». Поперечные трещины, лежащие справа от основной линии, предвещают радостные события в жизни человека; слева - препятствия и дурные предзнаменования. Чёрное пятно является знаком смерти, и чем ближе она располагается к «линии жизни», тем быстрее человек можете умереть.

Овцы в астрономии

Овен является точкой весеннего равноденствия. Это один (21 марта) из самых значимых дней в году на Земле. Именно с этого дня в Северном полушарии начинается летнее время. Многие народы, в том числе и славяне, отмечали Новый год именно в этот день.

Одомашнивание овцы

Кажется, что люди и овцы неразрывно существуют ещё с незапамятных времен, однако это не так. Как и остальные виды домашних животных, овца, изначально была диким животным. Овца была одомашнена людьми примерно 6-8 тыс. лет назад, по предположениям ученых, на территории современной Турции.

После проведенных исследований ДНК стало, что равное количество хромосом одомашненные овцы имеют лишь с муфлоном. Полагают, что от муфлонов произошли короткотощехвостые овцы, от аргали - жирнохвостые и длиннотощехвостые породы, включая тонкорунные, от архара - современные курдючные овцы.

Из овец человек получает шерсть, мясо, шкуру, молоко и сыр (брынза). Овечье мясо называется бараниной. Кастрированных баранов называют валухами.

Овцеводство - одна из значимых отраслей животноводства. Разведение овец практикуется во многих странах и играет значимую роль в экономике многих стран. Наибольшее поголовье овец в настоящее время насчитывается в таких странах как Китай (144 млн. голов) и Австралия (98 млн.)

Многие любят по укутываться в теплые вещи, связанный из натуральной шерсти. И это неудивительно, ведь основным свойством шерсти является сохранение тепла. Ученые до сих пор не в состоянии воспроизвести синтетическим путем сырье в качестве замены натуральной шерсти мериноса. Каждый год на аукционе «Золотая кипа» из этой шерсти создаются элитные ткани. Особо ценится чрезвычайно тонкая (толщиной 18 -19 микрон) мериносовая шерсть.

В отличие от коз, они быстро привыкают к новым хозяевам и месту жительства.

Если овцы пасутся на открытой, ничем не огороженной территории, то они начинают сбиваться в кучу и не отходят друг от друга ни на шаг, а вот если они видят изгородь, то чувствуют себя в безопасности и безмятежно пасутся.

Животноводы классифицируют овец по типу их хвоста. Хвосты длинножирнохвостых овец весьма длинные и способны накапливать достаточный запас жира при хорошем питании. Поэтому фермеры иногда приделывают к такому хвосту маленькие тележки или салазки, чтобы он случайно не обдирался, волочась по земле и камням.

За одну стрижку со взрослой здоровой овцы состригают примерно 10 кг шерсти.

Бараны и овцы имеют интересную способность запоминать образ своего пастуха. Во время перемещения общего стада, подгоняемого к водопою, смешивается несколько отар овец. Однако если пастух позовёт своих овец, то его отара отходит от воды и идёт пастись на пастбище. Причиной того, что в стадо забрел чужой баран или овца является болезнь ушей или глаз. Овцы всегда идут вслед за пастухом, а не пастух их сзади погоняет.




В зимнее время, если овцы видят стоящего пастуха, то они окружают его плотным кольцом, однако лишь стоит ему присесть, как они начинают разбредаться и вполне вероятно, что они замерзнут и погибнут от переохлаждения.




У овец мало способов защиты от хищников, они могут лишь быстро убежать или сгруппироваться все вместе в одно стадо. Поэтому пастухи применяют собак, чтобы собрать всех овец в стадо. Овцы инстинктивно принимают собаку за хищника, и собираются для защиты, стараясь уберечься.



Породы овец

Средняя продолжительность жизни овец зависит от их породы. Самая непродолжительным сроком жизни обладает порода уриал (6 лет). Долгожителями среди овец можно назвать снежных баранов, которые в домашних условиях могут дожить и до 24 лет.

Муфлоны или горные бараны - одни из немногих крупных млекопитающих, которые обитают по горным склонам, и заходят на высоту до 5000 метров над уровнем моря. Они предпочитают скалы и каменистые осыпи. Хотя большую часть времени они пасутся на альпийских лугах, при любой малейшей опасности скрываются среди скал. Животные чрезвычайно пугливы и с лёгкостью бросает обжитые места, становясь бродячим, и меняют привычные тропы.




В горах Средней и Центральной Азии, в том числе и на юге Сибири, на высотах от 2400 до 2800 метров над уровнем моря, можно отыскать Архара или горного барана, или аргали (лат. Ovis ammon). Бараны этого вида обладают шикарными и очень тяжелыми рогами. Некоторые представители архара носят рога по весу до 35 кг. В нашей стране он живет в труднодоступных горных районах и занесен в Красную книгу.

Существуют достаточно дорогие породы овец, стоимость одного экземпляра которых доходит 2 000 000 долларов.

Гибриды овцы

Известны случаи скрещивания овец с другими видами животных. Речь идёт о гибридах, получаемых в результате скрещивания козы и барана. К примеру, в 2000 году в Ботсване в результате длительного совместного содержания были скрещены баран и коза. Животное было названо «Toast of Botswana». Баран и коза обладают разным количеством хромосом - 54 и 60. Поэтому, в большинстве случаев, их потомство чаще всего оказывается мертворожденным. Выживший же гибрид сумел унаследовать признаки сразу обеих своих родителей. Он имел длинную шерсть, как у овцы, а ноги были козьи. Животное имело тяжелое баранье тело. В возрасте пяти лет его вес составлял 93 килограмма (учитывая, что средний вес взрослого барана в 53±13,83 кг). Животное имело 57 хромосом. Гибрид был очень активным, обладал повышенным либидо, при этом был абсолютно бесплодным. В возрасте 10 месяцев его кастрировали.

В Новой Зеландии известен случай рождения гибрида женского пола, и тоже от козы и барана, количество хромосом было тоже равно 57. Этот гибрид также был бесплодным.


Наиболее интересным фактом является то что, во Франции подобный гибрид сумел дать новое потомство от барана. Один плод оказался мертворожденным, а второй - живой, мужского пола и имел 54 хромосомы.




В Нижегородской области, Ирина Михайловна Немеш в своём личном хозяйстве сумела получить потомство от козла и овцы. Она дала своим гибридам название - «базлы» (сочетание слов бараны и козлы). Гибриды вырастали несколько крупнее, чем овцы. Взрослые базлы по внешнему походили на овец, шерсть их была похожа на шерсть кавказских овчарок, подшёрстка тоньше, и линяли по весне, как у козы. Из двенадцати голов базлов, лишь три были самцами. Несмотря на бесплодие, у них было отмечено повышенное либидо.

Происшествия с овцами



В прибрежном городе Хельгойсунд, Норвегия, жители и туристы могли увидеть достаточно нелепое зрелище. Зацепившись рогом за электрический провод и таким образом, находясь в подвешенном состоянии, блеял, что есть мочи, баран. Это происходило на высоте 6 метров от земли, при этом он не получал разряды тока. Вероятной причиной того, как он сумел баран туда забраться следующая. Животное мирно щипало травку на вершине холма и случайно зацепилось за провод, а затем просто скатилось под собственной тяжестью, по проводу с горки. Свидетели принялись спасать бедолагу. Это оказалось непростой задачей. Брыкающийся в ужасе баран не давал накинуть на себя петли веревки. Только спустя час животное удалось опустить на землю в целости и сохранности.

Овцы в науке

Первым клонированным животным в мире является овца, по кличке Долли. Она была воспроизведена из клетки, взятой из её же молочной железы. Ян Вилмут, лидер исследовательской группы, в попытке придумать ассоциацию к молочным железам вспомнил грудь известной американской кантри-певицы, Долли Партон. Однако мало кто знает, что было уничтожено 277 дефектных клонов, прежде чем эксперимент по клонированию млекопитающего из соматических (неполовых) клеток завершился успешно.

Овцы в жизни людей

«О овцы, такие ручные и неприхотливые в еде. Они становятся настолько жадными и необузданными, что поглощают самих людей, опустошают и делают безлюдными поля, дома и города», так писал в своем произведении «Утопия» Томас Мор, описывая события которые произошли в Англии в XVII веке во времена становления капитализма. Массовый сгон беззащитных крестьян с насиженных земель из-за того, что овцам принадлежащих будущей буржуазии негде было пастись, привел к массовому истреблению населения. По оценкам историков, население «старой доброй» Англии сократилось от 7% до 30%.




Подсчет овец достаточно утомительное занятие как их много в стае. Монотонные подсчеты притупляют внимание человека и вгоняют его в медитативное состояние. Поэтому так часто нам говорят, чтобы мы считали овечек, если не можем заснуть.

Овцы в лингвистике

Крылатое выражение в нашем языке «уставился, как баран на новые ворота» относится вовсе не к овцам, как считают многие. В древности воины ассирийцев, а затем римлян, при штурмах вражеских городов и крепостей, разбивали створки ворот при помощи тяжёлого бревна с металлическим набалдашником в виде головы барана.




В нашей речи мы нередко употребляем асловосочетание «белая ворона», чтобы обозначит человека, который отличается поведением или по какому-то другому признаку от определенной обозначенной группы людей. В европейских же языках, аналогом этого выражения является идиоматическое выражение «чёрная овца». При этом европейцы, произнося эту фразу, к тому же указывают и на нежелательность нахождения такого индивидуума в этой группе. В этом аспекте, идиома очень близка к другим русскому выражению - «паршивая овца».

Средневековая французская комедия имеет эпизод, где богатый суконщик подаёт в суд на пастуха, укравшего у него овец. Во время заседания суконщик в порыве гнева забывает о пастухе и осыпает упрёками уже его адвоката, который не заплатил в прошлом ему за 6 локтей сукна. Судья прерывает его речь такими словами: «Вернёмся к нашим баранам». Впоследствии они стали крылатыми.

В русском языке есть немало поговорок с упоминанием овец. Примеры:

С паршивой овцы хоть шерсти клок. Паршивая овца всё стадо портит.

Овца в искусстве

Овца рассматривается как символ кротости и смиренности.

Памятник «Черный баран» в Савонлинне, в Лондоне расположена скульптура «Пастух и овцы».




«Овечья заправка» - так хочется назвать 25 статуй, возведенных на одной из заправочных станции в западной стороне Нью-Йорка, Челси, благодаря государственной художественной программе «Getty Station». Инсталляция из эпоксидного камня и бронзы была сотворена руками Майкла Шво и Павла Касмин, решивших переосмыслить мультипликационных героев французского художника Франсуа-Ксавье Лалана.


В мультфильме «Смешарики», баран (одна из рас мультфильма) обладает кудрявой светло-фиолетовой шерстью, фиолетовыми рогами и копытами.

Рекорды овец

Барану по кличке Шрек, однажды удалось сбежать с фермы, где он рос. На протяжении 6 лет он скитался по горам. Однако впоследствии его всё же нашли. Узнать его было непросто. Дело в том, что за эти годы странствий, он не на шутку оброс шерстью. После его поимки, фермер состриг с него 27 кг шерсти.




Однако рекорд по количеству настриженной шерсти принадлежит не Шреку. В совхозе «Красный чабан» Херсонской области (Украина) только лишь с одного барана было настрижено 31,7 кг за год. При этом вес баран достигал 130 кг.

Программное содержание:

Познакомить детей с жизнью овец. Закрепить знания о характерных признаках этих животных, понятия домашние животные. Упражнять детей в образовании существительных, обозначающих животных, с суффиксом и окончанием. Продолжать учить детей приему аппликации ватой. Воспитывать аккуратность. Уточнить отображать увиденное в собственной деятельности. Формировать бережное отношение к животному миру, желание проявлять заботу о нем. Активизировать словарь детей: ягненок, веретено, прялка, пряжа.

Материал:

игрушка ягненок, шерсть, веретено, специальные ножницы, прялка, пряжа, листы бумаги с нарисованными силуэтами ягненка, вата, клей, кисточки, клеенка.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:

По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан.Кто это?

Дети: Баран.

Воспитатель: Правильно баран, а теперь другая загадка:

Я маленькая, белая,

Пугливая не смелая.

Шерсть даю своей хозяйке

На шарфы и на фуфайки. А это кто?

Дети: Овца.

Воспитатель: Правильно, овца. Вот посмотрите, а это кто? (показ игрушки- ягненок). Правильно, молодцы, а какие это животные?

Дети: Домашние.

Воспитатель: Почему они называются домашними?(Ответы детей)

Давайте, их посмотрим. Это кто?

Дети: Баран-отец, или самец; овца – мать, или самка, ягненок- детеныш.

Воспитатель: Давайте поиграем, посчитаем овец и баранов:

Один баран, два барана – пять баранов, (тоже самое овцы и ягнята)

Ребята, посмотрите, а кого цвета у них шерсть?

Дети: Черная, белая, пятнистая.

Воспитатель: Правильно, посмотрите, он полностью покрыт шерстью, а на туловище больше всего, как вы думаете почему?(Ответы детей) А чем питаются овцы?(Ответы детей, если затрудняются - сеном, соломой, пшеницей, морковкой, капустой, картошкой, и им обязательно нужна вода)

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним скороговорку про баранов:

Триста тридцать три барана,

Шли на речку утром рано,

Шерсть у них в колечки свита,

Сострижешь – и свяжешь свитер.

(Сначала тихо, потом, громко, потом быстро)

Воспитатель: Молодцы, чем же полезен нам баран, какая от него польза?

Дети: Мясо, шерсть.

Воспитатель: А как получить шерсть у барана?

Дети: Их стригут ножницами.

Воспитатель: Правильно, но какими? Этими ножницами (канцелярские) мы сможем их постричь? (Нет) Нужны специальные ножницы, вот посмотрите они как выглядят. Хорошо, вот мы с Вами постригли овцу, посмотрите, какая получилась шерсть, какая она?

Дети: Мягкая, пушистая, легкая, теплая, желтая, черная.

Воспитатель : Ребята, а что мы будем делать с этой шерстью?

Дети: Вязать носки, шапку, свитер, варежки.

Воспитатель: А вы, знаете, еще из шерсти делают валенки. Посмотрите, она ведь похожа на вату, как из нее можно вязать, чтобы вязать, нужны ведь нитки. Кто знает, что нужно сделать? Правильно, нужно ее спрясть, а для этого нужна прялка и веретено. Ребята, посмотрите, как это делается. (Показ воспитателя как прядется шерсть) Видите, я спряла нитку, вот теперь можно и вязать что вам нужно. Ребята, посмотрите, какие получились носки и варежки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой у меня ягненок, чего ему не хватает?

Дети: Шерсти.

Воспитатель: На что еще похожа шерсть барана? (ответы детей – на вату) Правильно, а давайте мы ему сделаем шерсть? Правильно на вату, вот мы и ватой будем обклеивать барана, только посмотрите где больше всего у него шерсти? (ответы детей - на туловище) Правильно, ребята вспомните, как нужно наклеивать вату?

Дети: Сначала нужно намазать клей на туловище, только потом приклеивать небольшими кусочками вату.

Воспитатель : Правильно, ребята, а чем еще питаются овцы? (Ответы детей) Правильно, а давайте мы им сделаем салат из капусты и морковки.

Физминутка (пальчиковая гимнастика)

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту мнем, мнем

Дети берут стульчики и садятся на свои места. Во время занятия индивидуальный подход к каждому ребенку.

Анализ занятия: Посмотрите, сколько стало у нас ягнят, все такие пушистые, мягкие.

Тема: Домашние животные. Овца.

Цель:

Расширить знания детей о домашнем животном – овце.

Формировать речевые навыки и умения на основе знакомства с предметами окружающего мира (домашним животным – овца): отрабатывать умение согласовывать слова во фразе при описании животного.

Коррегировать зрительную память на основе упражнений в развитии непроизвольного внимания.

Воспитывать мотивацию к учению, потребность в общении; любовь к животным.

I. Орг.момент.

1) Прозвенел звонок,

Начинается урок,

1-2 – выше голова,

3-4 – плечи шире,

5-6 – тихо сесть.

2) Беседа.

Какой сегодня день недели?

Ка

кой вчера был день недели? А завтра?

Какое время года сейчас? (весна).

Назовите весенние месяцы. (март, апрель, май) .

Какое время года было до весны?

Какой сейчас месяц? (Март – первый месяц весны).

II. Коррекционные упражнения.

1) Упражнение на развитие памяти.

Задание: запомнить пять картинок с изображением животных (картинки пронумерованы).

Назовите цифры, которыми пронумерованы картинки.

(Ученик: лиса под №1, волк под №2 и т. д.)

Учитель переворачивает картинки обратной стороной.

Что было изображено на картинке под №1, №2, №3, №4, №5.

Все картинки перевёрнуты. Ученик называет всех животных.

К какой группе относятся все эти животные?

III. Повторение изученного на предыдущем уроке («Коза»).

1) Обобщающая беседа с опорой на наглядный материал.

Задание: выбрать из предложенных картинок ту, на которой

Изображено животное, которое изучали вчера.

(коза)

К какой группе животных относится коза ?

(Коза относится к домашним животным)

Почему?

Как хозяева заботятся о козе?

Назовите части тела козы.

Чем покрыто тело козы? (Тело козы покрыто шерстью).

Какая окраска шерсти козы? (Окраска бывает разнообразная: белая, серая, чёрная, бело-коричневая).

Что расположено на голове козы? (На голове острые, загнутые назад рога, уши торчат в разные стороны, борода).

Какие ноги у козы? (Ноги прямые стройные с маленькими копытцами).

Какой хвост? (Хвост у козы короткий).

Назовите членов семьи козы:

Мама – кто? …(коза)

Папа - …(козёл)

Дети - …(козлята).

Какую пользу приносит коза человеку?

  • Козы дают очень полезное молоко.
  • Козий пух используют для вязания тёплых, лёгких платков, шарфов.
  • Из мягкой шерсти делают ковры, одеяла, ткани.
  • Из жёсткой шерсти делают щётки, кисти.

2) Самостоятельный рассказ ученика о козе.

IV. Физ.минутка

«Медвежата».

Медвежата в чаще жили

Головой они крутили:

Вот так, вот так

Головой они крутили.

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали

Вот так, вот так

Дружно дерево качали.

Медвежата в лес ходили

И из речки воду пили,

Вот так, вот так

И из речки воду пили.

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали.

Вот так, вот так

Выше лапы поднимали.

V. Изучение нового материала.

1)Отгадывание загадки.

По горам, по долам

Ходит шуба, да кафтан.

(овца)

Что такое кафтан? (Кафтан – русская старинная мужская одежда).

Найдите картинку с изображением этого животного из предложенных мной.

Как вы догадались, что это овца?

По каким признакам? (шерсть).

2) Рассматривание картинки с изображением овцы. Описать строение овцы.

Учитель показывает часть тела, ученики отвечают на вопрос: «Что это?»

(Обращаемся к карточкам на доске:

го-ло-ва

ту-ло-ви-ще

но-ги

хвост

Вывод: части тела у козы и овцы одинаковые).

Чем покрыто тело овцы? (Тело овцы покрыто густой шерстью).

Что расположено на голове овцы?(На голове маленькие рожки).

Какие ноги? (Ноги тонкие с маленькими копытцами).

Какой хвост? (Хвост короткий прямой, покрыт шерстью).

Семья овцы.

Кто нарисован на картине? (овца, баран, два ягнёнка).

Учитель: У овцы и барана густая длинная шерсть (серого цвета). Хвост короткий, прямой. У барана – большие изогнутые рога, у овцы – рога маленькие. Ягнята маленькие, без рогов, шерсть (какая?)…(короткая). Овцы могут быстро бегать и прыгать.

Закрепление по картине

Показать барана, овцу, ягнят.

Обратить внимание детей на густую мягкую шерсть овцы, изогнутые рога барана.

Учитель: Человек заботится об овцах – пасёт на лугах.

Заготавливает корм на зиму, охраняет от хищников.

В этом им помогают специально обученные пастушьи собаки.

4) Вывешивается картина «Овцы на пастбище».

Кого видите на этой картине?

Много их или мало?

Много овец – это отара. (Сл. на доске).

Где пасут отару?

Что делают овцы?

Кто наблюдает за овцами? (Пастух на лошади).

Ему помогает собака. Она подгоняет отставшую овцу.

Значит, овцы относятся... (к какой группе животных?)

(Овцы – домашние животные).

Почему?

Учитель: Человек заботится о них, ухаживает за ними, кормит, пасёт. Подумайте и скажите, зачем человек разводит овец? Какую пользу они приносят человеку?

Высказывания детей.

5) Польза, приносимая людям.

Загадка: Шубу дважды в год снимает,

Кто под шубою гуляет?

(овца)

Вывешивается картина «Стрижка овец».

Учитель: Два раза в год овец стригут в специально оборудованных местах.

Посмотрите на картину. Одна овца почти острижена.

Что лежит рядом с ней? (шерсть).

Затем эту шерсть прядут и получают пряжу (учитель демонстрирует детям шерсть и пряжу).

VI. Закрепление. Итог урока.

1) Обобщающая беседа.

С каким животным мы сегодня познакомились?

К какой группе оно относится? Почему?

Зачем овца нужна человеку?

А кто полезнее человеку: маленькое или большое животное?

Что надо делать, чтобы маленькая овечка (ягнёнок) стала большой?

Оценка и анализ работы на уроке каждого ученика.

Учитель: Тангатарова В. А.

Урок развития речи в 3 классе на тему: «Домашние животные. Коза, овца.»

Цель: уточнение и расширение представлений детей о овце и козе как представителях домашних животных.(слайд 1,2)

Задачи:

Формирование знаний о домашних животных – овце и козе: их основных частях тела, питании и пользе, приносимой людям;

Коррекция речи, словарного запаса, памяти, мышления, внимания;

Воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: картинки с изображением козы и овцы и других животных, карточки с изображением козы и овцы для определения основных частей тела, разрезные карточки с животными.

Ход урока.

    Организационный момент.

Ребята! Сейчас будет урок развития речи. Сядьте ровно, красиво.

Что мы с вами делаем на уроках развития речи? (учимся говорить красиво и правильно).

Расширяем свой кругозор и представления об окружающем мире.

    Сообщение темы урока, постановка цели и задач урока.

    Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, давайте разгадаем загадки.(слайд 3)

Кто имеет пятачок

Не зажатый в кулачок?

На ногах его копытца.

Ест и пьёт он из корытца. (свинья)

Каждый вечер, так легко,

Она даёт нам молоко.

Говорит она два слова,

Как зовут её …(корова)

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (баран)

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. (кошка)

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

Хвост колечком. (собака)

Что объединяет всех этих животных? Какой же будет тема нашего урока? Какие цели вы для себя поставите?

    На столе у вас лежат бумага с буквами. Вы должны выбрать только русские буквы и написать их по порядку ниже на строчке. Если вы все сделаете правильно то узнаете, о ком мы сегодня будем говорить. (слайд 4)

QLДSОМNRАШWНИVZЕ ЖVИQYВОIUТFНЫLЕVN

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Сегодня мы поговорим о домашних животных.

    Как вы понимаете эти слова, кто относится к домашним животным.

Домашние животные - животные, которые были одомашнены человеком и которых он содержит, предоставляя им кров и пищу. Они приносят ему пользу либо как источник материальных благ и услуг, либо как компаньоны, скрашивающие его досуг. Животные, живущие рядом с человеком. (слайд 5)

    Кого из домашних животных ты хотел бы иметь?

    Какую пользу приносят домашние животные людям?

(слайд 6)

(слайд 7)

    Распределить животных в две группы………домашние и дикие……….

Лиса.свинья.кролик.медведь.страус.слон.жираф.верблюд.котенок.лошадь.олень.собака.корова.теленок.овца.тигр.бобр.

    Собрать мозаику (картинка с изображением козы).

Собирают по частям тела

И так тема нашего урока коза

    Физкультминутка. (слайд 8)

    А теперь послушайте рассказ о козах. Постарайтесь запомнить, кто и как заботится о животных. (По ходу рассказа учитель выставляет на доске опорные слова)

Рассказ учителя.

Давным-давно по зеленым цветущим лугам, по крутым горным склонам бродили стада диких коз.

Эти обитатели скалистых гор стали домашними примерно 8-9 тысяч лет тому назад.

Коза – одно из первых диких животных, которое приручил человек!

Почему же так произошло?

Потому что первобытные люди нередко выкармливали своих младенцев козьим молоком (слайд 9)

Дикие козы были довольно крупные, рыжевато-серого или буровато-желтого цвета. На голове были крупные рога.(слайд 10)

А как выглядит современная коза?( слайд 11)

Коза – небольшое животное, тело ее покрыто густой шерстью. Ноги у козы высокие, стройные, хвост – короткий. У козы большие серо-зеленые глаза, стоячие уши, а голова украшена острыми рожками. Эти животные обладают хорошим зрением, слухом и обонянием. Они грациозны и ловки, быстро бегают. Могут лазать по крутым склонам.

Весной и летом козам раздолье! Ведь козы – травоядные животные. Они щиплют траву на лугах и полянах, объедают листья и молодые побеги деревьев и кустарников. Заботливые хозяева косят для своих питомцев траву, сушат ее на солнце, ворошат граблями, душистое сено складывают в небольшие копны. Сено с луга убирают в сараи, а зимой кормят им козочек.

Детёнышей козы называют козлятами. После рождения они сразу встают на ножки. Коза заботливо облизывает их. Первое время козлята пьют вкусное, сладкое материнское молоко, но скоро начинают сами щипать траву. (слайд 12)

Существует много пород домашних коз. Одна из них – ангорская коза, с длинными рогами и роскошным длинным, тонким, мягким, блестящим, шелковистым курчавым мехом, ради которого ее и разводят в Азии.

Козы ангорской, кашмирской, оренбургской пород ценятся людьми за чудесную шерсть и теплый пух. Из козьей шерсти вяжут красивые платки, свитеры, шапочки, шарфы и варежки. (слайд 13,14,15)

Так же есть мясные Бурские породы и молочные- Мегрельская и Альпийская порода.

Очень полезное и вкусное козье молоко. Из него готовят сыр, брынзу, творог и сметану.

    Рассматривание животного и называние частей тела. (слайд 16)

Сейчас мы с вами назовем и рассмотрим основные части тела козы. Учитель показывает, дети называют.

1 - лоб, 2 - нос, 3 - ноздри, 4 - верхняя губа, 5 - нижняя губа, 6- подбородок, 7-темя, 8 - затылок, 9 - горло, 10, // - шея, 12- грудь, 13 - холка, 14- спина, /5 - поясница, 16- круп, 17- голодная ямка, 18- грудная клетка, /9-брюхо, 20- пах, 2/ -вымя, 22 - лопатка, 23 - плечо, 24 - локтевой сустав (локоть), 25- предплечье, 26 - запястье, 27- путо, 28- венчик, 29-копыто, 30- окорок, 31 - коленный сустав (колено), 32- икра, 33 - скакательный сустав, 34 - плюсна, 35 - хвост

Затем дети самостоятельно показывают и говорят). У козы есть голова, ушки, туловище и 4 конечности-ноги.

7) Работа по учебнику. Задание 2 стр.98 (слайд 17)

4. Физминутка для глаз (слайд 19)

8) На доске картинки диких животных (медведь, заяц, белка, лиса, и домашнее животное - овца).

- Рассказ ребёнка об овце.

Овца - это небольшое животное. Ее тело покрыто густой курчавой шерстью.

У овцы стройные ноги, с копытцами, крутой, выпуклый лоб и маленькие рожки. (слайд 20)

Домашние овцы - осторожные, пугливые животные, всегда ходят стадом.

Овцы хорошо знают своего хозяина, послушно бегут на зов, любят слушать мелодичные напевы пастушьих дудочек. Овцы живут довольно долго, лет 13-14.

    От овец получают ценное сырье для промышленности – шерсть, смушки, овчины, жир, молоко. Самый основной продукт – это шерсть, ее отправляют на фабрику. Мы одеваемся в шерстяные платья, свитера, шапочки, носки, брюки, жакеты, и другие вещи из пряжи и шерстяных тканей. Овчины используют для изготовления различных шуб. Смушки – шкурки новорожденных ягнят, покрытые красивыми узорами из закрученных волнами шерстинок. (слайд 21,22,23)

Известны современные «открытия», которые совершили овцы. Например, они открыли источник минеральной воды в Уральской области. (слайд 24)

Стати овцы: 1 - лоб, 2 - нос, 3 - ноздри, 4 - верхняя губа, 5 - нижняя губа, 6 - щека, 7 - уши, 8 - темя, 9 - горло, 10, 11 - шея, 12 - грудь, 13 - холка, 14 - спина, 15 - поясница, 16 - зад, 17 - бок, 18 - голодная ямка, 19 - брюхо, 20 - пах, 21 - мошонка, 22 - плечо (лопатка), 23 - локоть, 24 - предплечье, 25 - запястье, 26 - пясть, 27 - путо, 28 - венчик, 29 - копыто, 30 - бедро, 31 - голень, 32 - скакательный сустав, 33 - плюсна, 34 - корень хвоста, 35 - хвост (слайд 24)

    Я вам сейчас раздам картинки с изображение овцы а вы должны самостоятельно подписать ее части тела(проверка)

9) Соедини ребёнка и маму. (слайд 25,26)

ТЕЛЁНОК-ОВЦА

ЖЕРЕБЁНОК -КОЗА

ЯГНЁНОК-КОШКА

КОТЁНОК-КОРОВА

КОЗЛЁНОК-ЛОШАДЬ

10) Найди в каждом столбике «лишнее» слово. (слайд 27)

КОРОВА-КОНЮШНЯ-ТЕЛЁНОК

ОВЦА-КОНУРА-ЛИСЁНОК

ВОЛК-БЕРЛОГА-ЖЕРЕБЁНОК

ЛОШАДЬ-СВИНАРНИК-ЯГНЁНОК

11) Это правда или нет. (слайд 29)

У коровы длинный клюв.-У лошади рога.

Медведь спит в норе.-Кошка живёт в дупле.

Коза жуёт траву.-Лиса грызёт яблоко.

Собака отдыхает в конуре.-На дереве нора.

12) Сочинение сказки « Кто важнее?»

Собрались однажды домашние животные на хозяйском дворе и начали спорить, кто из них самый нужный для человека”.(слайд30)

Собака сказала : “Гав - гав. Я охраняю дом, хозяйку с хозяином, двор и всех животных во дворе. Смотрю, чтобы хулиганы не залезли в сад, а лисица не пробралась в курятник. Я – самое нужное домашнее животное.

Кошка не согласилась : “Мяу-мяу. Самая важная работа у меня. Кто ловит мышей чердаке? Кто охраняет хозяйкины припасы? Я – самое нужное домашнее животное.

В спор вмешалась корова : “Му-у-у. Я даю молоко, сливки, творожок и сметану хозяйке. Я – самое нужное домашнее животное.

Но коза возмутилась: “Ме – е - е. Мое молоко полезнее и жирнее, а еще я даю шерсть и теплый пух. Я – самое нужное домашнее животное.

Овцы заблеяли: “Бе – е - е. Мы тоже даем мясо, шкуру и много шерсти. Я- самое нужное домашнее животное.

Лошадь, дослушав овцу, сказала : “Иго-го. А я вожу хозяина, помогаю ему выполнять всю тяжелую работу. Я – самое нужное домашнее животное”.

Учитель: “В это время вышел хозяин и сказал: “Все вы мне очень нужны, все приносите мне большую пользу”. И все животные дружно закивали головами”.

5. Итог урока. (слайд 30)

О каких животных мы с вами сегодня говорили на уроке? Назовите их.

(Мы говорили о лошади, корове, овце, свинье, козе).

К какой группе они относятся? (Они относятся к группе домашних животных).

Почему они называются домашними?

(Животные живут около человека. Человек за ними ухаживает, а они приносят ему пользу).

Как человек ухаживает за животными?

(Человек их кормит, строит им жилища).

Какую пользу они приносят человеку?

(Дают мясо, молоко, шерсть, кожу, перевозят грузы).

    Домашнее задание .Рассказать какое домашнее животное важнее по вашему мнению.

Овцы — это одомашненная форма дикого горного барана. Их предком является единственный вид — муфлон, другие виды горных баранов никогда не были приручены. В широком смысле слово овца употребляется для обозначения одомашненных баранов вообще, в узком смысле используется только для обозначения самок. Соответственно, самцов в домашнем хозяйстве называют баранами так же, как и диких предков.

Эти домашние овцы, пасущиеся в высокогорьях Шотландии, очень похожи на своих диких предков.

Приручение овец произошло немного позже, чем одомашнивание коз. Это случилось около 6-7 тысяч лет назад. Центром одомашнивания стала Малая Азия, Кавказ и Иран. Первоначально овец приручали и разводили в горах и предгорьях, но они оказались очень пластичными (изменчивыми) и быстро осваивали новые климатические условия. Особенно хорошо эти животные переносили засуху, поэтому вскоре распространились по пустыням и степям Азии. Вместе с козами они стали очень популярны в Средиземноморье, где были самым массовым видом скота. Отсюда овцы попали в Западную Европу и опять же завоевали здесь всеобщую популярность. В средние века овец разводили так много, что это нашло отражение не только в экономике стран, но и в их культуре. Признанным центром селекции стала Англия, вместе с английскими колонистами овцы были завезены в США, страны Южной Америки, Австралию и Новую Зеландию. Везде они встречаются в больших количествах, но последние две страны стали новым мировым центром овцеводства. Сейчас в Австралии содержится самое большое в мире поголовье этих животных.

Стадо мериносов на пастбище.

Что же стало причиной столь повальной любви человека к этим животным? Во-первых, неприхотливость. Как жители гор овцы привыкли питаться скудной пищей и совершенно нетребовательны к кормам. Едят они свыше 500 видов трав, а кроме того могут есть листья, ветки кустарников, колючие и горькие растения. Для переваривания корма им нужно сравнительно немного воды, а используют они его очень эффективно. Особое строение зубов и челюсти позволяет овцам срезать стебли под самый корешок, поэтому они буквально до земли обгладывают пастбища. Овцы с удовольствием и пользой для себя пасутся на участках, стравленных коровами и лошадьми. А вот после них другим животным на пастбище делать нечего. Во-вторых, овцы очень здоровые и выносливые животные. Физиологические болезни у них редкость, а длительные переходы они переносят отлично. Овцы не требуют особого внимания, легко управляемы, не агрессивны, компактны. К тому же они и холодов не боятся. В большинстве случаев для их содержания даже не нужны специальные помещения: в теплых странах овцы находятся на пастбищах круглосуточно и круглогодично, в странах с умеренно холодной зимой им достаточно навеса или неутепленного сарая. Однако в мире есть зоны, где овец совсем мало. Это влажные тропические области. Боязнь сырости, пожалуй, единственный недостаток, который ограничивает их распространение.

Зимой овцы добывают корм из-под снега. Плотная шерсть не только защищает их от вьюги, но в некоторых случаях может быть даже непромокаемой для дождя.

Поведение этих животных весьма специфично. Овец считают глупыми, робкими и упрямыми, и это тот редкий случай, когда предрассудки в значительной мере оправданы. Действительно, по сравнению с другими домашними животными овцы несообразительны, нелюбопытны, на психологическом уровне неконтактны. Попытка добиться от них взаимопонимания обречена на провал. Во время пастьбы они не интересуются происходящим вокруг, обращая внимание лишь на поведение своих товарищей. Если собаки, кошки, лошади подстраивают свое поведение под конкретные условия и требования человека, то овцы неизменно пользуются несколькими простыми рефлексами, изменить которые стоит больших трудов. В новой обстановке они осваиваются медленно, на перемену привычек у них уходит много времени. Недаром говорят, «смотрит, как баран на новые ворота». Интересно, что мозг домашних овец меньше, чем у их диких предков, да и горные бараны в естественной среде ведут себя куда как более активно. Неумение овец быстро подстраиваться под новую среду люди воспринимают как упрямство.

Ягнята сосут молоко, встав на колени.

Впрочем, глупость овец преувеличена и истолкована неправильно. Дело в том, что у них сильно развит стадный инстинкт, гораздо сильнее, чем у диких предков. Причем психологический комфорт овец прямо пропорционален размеру их группы. Если большинство животных, даже стадных, не терпит перенаселенности, то овцы в громадных группах чувствуют себя превосходно, в малых — хорошо, а в одиночестве — плохо. Собратьев им в некоторой степени могут заменить другие животные (известен случай, когда одинокая овца подружилась с утятами), но если животное изолировать полностью, то оно будет пребывать в сильнейшем стрессе. В этой связи овцы всячески стараются держаться ближе друг к другу. Именно такая гипертрофированная стадность является причиной пресловутой овечьей глупости. Чтобы понять, насколько сильно инстинкт следования за собратьями заменяет овцам логику достаточно привести такой пример. Когда большое стадо овец загоняют в кошару, животные, идущие впереди, проходят через ворота и упираются в ограду загона. Под натиском идущих сзади они разворачиваются и идут вдоль ограды, этот маневр они продолжают до тех пор, пока в загон не войдут все члены группы. В этот момент зашедшие первыми упираются в хвост последних и… видя собратьев, начинают следовать за ними! Таким образом стадо замыкается в кольцо и начинает круговое движение. Овцы следуют друг за другом не обращая внимания на то, где они находятся, опытные чабаны знают, что такое хождение может продолжаться несколько часов до изнеможения. Чтобы прекратить его, пастухам приходится входить в загон и расталкивать овец, чтобы они прекратили упорядоченное движение.

Овцы идут по пастбищу, растянувшись цепочкой: каждый последующий ориентируется на того, кто следует впереди.

Общеизвестна и трусость овец. В отличие от других домашних животных они не предпринимают попыток самозащиты, никогда не заступаются даже за свое потомство. Вообще, эти животные очень чувствительны к громким звукам, боятся темноты и ограниченного пространства. Но все эти недостатки поведения одновременно являются и их достоинствами. Одному пастуху под силу справится с тысячным стадом овец, ему достаточно лишь управлять лидирующим животным. В некоторых случаях овец можно смело оставлять без надзора. Для этого привязывают только одного барана, а остальные члены стада остаются рядом с ним и не уходят, несмотря на свободу передвижения. При всех трудностях дрессировки овцы усваивают несколько команд, запоминают пастухов и относятся к ним с доверием, граничащим с самопожертвованием. Поэтому с давних времен овца служила символом кротости, покладистости, добронравия. Именно овца, а не более сообразительная и шаловливая коза, отождествляется в Библии с праведностью. Образ овечьих стад стал распространенным штампом в поэзии и живописи Средневековья. Трубадуры и поэты воспевали мирную пастушескую жизнь в окружении овечек как идеал жизненной гармонии, этот стиль в искусстве так и называется пасторальным.

Овцы черноголовой породы среди вересковых пустошей Шотландии.