Древние христианские символы и знаки яйцо. Символика Тёмных - Золотое Яйцо. Яйцо – неизменный атрибут празднества весеннего равноденствия

С самых древних времен человек рассматривал яйцо как символ первоосновы, начала начал, происхождения бытия. Это подтверждает и крылатое римское изречение - «Ab ovo» («от яйца»), т.е. с самого начала.

В мифологии многих древних народов, от Египта до Океании, яйцо символизирует тайну сотворения мира из первозданного хаоса и совершенный микрокосм. Именно яйцо, возникшее либо само по себе, либо отложенное в океан огромной фантастической птицей или змеей, разделившись, становится источником жизни на Земле.

В индийской мифологии Брахманда, Золотое яйцо Брахмы, возникает из первобытных вод, согретых теплом огня. Целый год плавало оно по волнам первозданного океана, пока из этого Золотого Зародыша не появился Прародитель Брахма, разбивший яйцо изнутри. Когда яйцо раскололось надвое, его верхняя половина стала небом, а нижняя - землей. Чтобы отделить небо от земли, Брахма создал между ними воздушное пространство. Так древние индийцы представляли себе сотворение Вселенной.

Более сложный вариант возникновения всего сущего представлен в тибетской мифологии. Первоначально от сырости и ветра появились пять яиц: красное из меди, темно-красное из сардоникса, голубое из бирюзы, белое из серебра и желтое из золота. Они породили пять элементов: землю, воду, ветер, воздух и огонь. И только после этого, из сути пяти элементов, образовалось Дунги Гонгма - первородное космическое яйцо. Из его внешней скорлупы образовались белые скалы, а из внутренних вод - белое первородное озеро, омывающее желток. Желток и породил первочеловека.

В мифологии древних космос имеет форму яйца. Например, гомеровский космос представляется в виде сплющенного на полюсах яйца, разделенного плоскостью земли на два полушария. Верхнее полушарие отождествляется с небом, смыкающимся с заснеженным Олимпом, где обитают греческие боги во главе с Зевсом-громовержцем; нижнее полушарие образует тартар - подземный мир, где обретаются свергнутые Зевсом титаны во главе с Кроносом.

Славянам мир тоже казался похожим на гигантское яйцо. В центре славянской вселенной, подобно яичному желтку, располагалась Земля. На верхней стороне желтка находился обитаемый Верхний Мир людей, на внутренней его стороне - Нижний Мир, т.е. Царство Мертвых. Эти два мира разделяло Океан - море, омывавшее Землю. Над Землей, подобно яичным пленкам и скорлупе, нависали девять различных небес. У каждого из девяти небес имелась своя функция: по одному перемещалось солнце, по другому - месяц, по третьему - звезды, по четвертому - тучи, по пятому - ветры и т.д. Все части славянской вселенной - Нижний Мир, Верхний Мир и девять небес связывал воедино центральный столп мироздания - Мировое Древо.

В мифологии яйцо иногда выступает символом девственного, непорочного зачатия. В этой связи можно упомянуть греческий миф о любви Зевса к Леде, дочери царя Этолии Фестия. Зевс прилетел к Леде в образе прекрасного лебедя. Плодом их любви стали два яйца, рожденные Ледой. Из первого яйца появилась Елена, из второго - близнецы Диоскуры, Кастор и Полидевк.
Тот же принцип непорочного зачатия отразился и в бестиариях, согласно которым страусиные яйца появляются на свет сами по себе.

В мифах и преданиях волшебные золотые и серебряные яйца наделяются символическим значением самого надежного оберега, способного защитить человека от ярости дракона.
Как символ возрождения яйцо является атрибутом богов весеннего возрождения природы (Осириса, Диониса и др.), а также знаком бессмертия чудесной птицы Феникс, погибающей в огне и возрождающейся из собственного яйца.

В христианской религии та же символика возрождения и бессмертия сопутствует пасхальному яйцу. Религиозная традиция красить яйца на Пасху имеет немало различных толкований, основанных на старинных христианских легендах. Одна из них сделала главной героиней Марию Магдалину, явившуюся к римскому императору Тиберию вскоре после воскресения Христа. Мария предложила императору свой скромный дар - куриное яйцо, а затем поведала ему о чуде воскресения. Тиберий лишь посмеялся над наивным рассказом простодушной девушки и в шутку заявил, что он уверовал бы в божественность и воскресение Христа, если бы белое яйцо, принесенное Марией, вдруг стало красным. В тот же миг чудо свершилось - яйцо покраснело.

Важное символическое значение придавалось яйцу не только в христианстве. В иудаизме трапеза из яиц, подаваемая во время религиозного праздника Сед-дер, олицетворяет надежду, а в Непале купола буддистских храмов повторяют форму космического яйца.
В алхимии «философским яйцом» называлась небольшая шарообразная колба с длинным горлышком, применявшаяся в процессе Великого Делания. Это философское яйцо являлось для алхимиков символом преображения, поскольку с помощью мистического философского камня, полученного в результате длительного химического процесса, они надеялись преображать неблагородные металлы в алхимические желток и белок, т.е. в золото и серебро.

В заключение необходимо добавить, что в фольклоре народов всего мира яйцо воспринимается исключительно как добрый знак и символ здоровья, богатства и удачи.

У каждого народа существуют свои религиозные праздники, но среди них есть праздник праздников, самый главный. Таким событием на Руси на протяжении многих столетий была Святая Пасха.

Да и в миру этот праздник всегда отмечался с особенным воодушевлением. Не забылись пасхальные традиции даже за годы советского отрицания религии.

Ну а главным атрибутом светлого праздника были и остаются пасхальные крашеные яйца. Самое интересное, что яйцо стало одним из важнейших культовых символов задолго до возникновения христианства.

Яйцо - практически первый религиозный символ, ведь в его зародыше, как считалось в древности, заключено всё, что когда-либо будет создано. Яйцо использовали как идеограмму для обозначения эмбриона; египтяне и кельты считали его сутью всего живого (друиды даже носили на шее символическое хрустальное яйцо).

Мировое Яйцо представляли в виде сферы, окружающей Землю, где и зародилась вселенская жизнь; символ его - круглая арена в древних храмах.

Символ первоначального творения, плодородия и вечности, яйцо было непременным атрибутом празднеств в честь весеннего и осеннего равноденствий. Прохождение солнца через эту фазу своего цикла считалось первопричиной и началом рождения всего сущего: в Ливии, Шотландии, Франции в этот день с вершины холма сбрасывали яйца, окрашенные в красный цвет (цвет жизни). Этот обычай, в свою очередь, произошёл от ритуального жертвоприношения 25 марта, в день весеннего равноденствия, во время которого жрецы культа Митры разбрызгивали кровь жертвенного буйвола или быка, - позже, по пришествии христианства, её заменила кровь агнца.

Отсюда и ведёт своё происхождение современное пасхальное яйцо, напоминающее о возрождении небесного быка, то есть Весеннего Солнца, сам же . А яйцо, окрашенное в принятый в оккультных учениях цвет, символизирует весну Жизни.

Во многих космогонических учениях важную роль играет Космическое яйцо. Зародыш всех явлений, Вселенной, заключён в пещере; скорлупа яйца - пространственные границы мира, а находящийся внутри зародыш (Золотой Эмбрион в индийских Ведах) - символ неиссякаемого динамизма в природе.

В древнеегипетской Книге мёртвых мы встречаем Сияющее яйцо, снесённое небесной гусыней и высиженное ею на Востоке, символизирующее равноправное единство микрокосма с макрокосмом в непрерывно меняющихся формах. Эта идея сходна с представлениями китайцев об Инь и Ян, чьё постоянное движение порождает Дао, - в индуизме - Сансара…

Иногда Космическое Яйцо раскалывается, и тогда на свет появляется некое божественное существо, олицетворяющее собой антропоморфную, человекоподобную, жизнетворящую силу, демиурга, Всемогущего Живого, как называет его Каббала (у индусов, например, из Золотого яйца выходит Брахма).

По своему символическому содержанию яйцо отмечено многими свойствами. Оно чаще всего белое, хрупкое, из него появляется новая жизнь. Происхождение мира из праяйца известно из мифов полинезийцев, японцев, инков, индийцев, китайцев, финикийцев, финнов и славян. Многие эпические герои должны были не просто рождаться, но выходить из яйца, подобно працарю из Южной Кореи или сыновьям Зевса - Кастору и Полидевку. Покоящийся в яйце зародыш ассоциировался с жизненной силой, поскольку он играл определённую роль в мистических культах плодородия и оздоровления, а также находил применение в виде укрепляющей еды при погребении для путешествия в потусторонний мир. Солнце и Луна также неоднократно ассоциировались с золотым и соответственно с серебряным яйцами. Вообще яйцо представлялось как символ первоначального зародыша жизни, из которого впоследствии появился мир. Как одно из звеньев бесконечной цепи рождений и смертей: из «неживого» яйца рождается живое существо, которое сносит неживое яйцо, из которого, в свою очередь... Иными словами, яйцо - символ не только рождения, но и возрождения.

В христианстве восставший из гроба Христос сравнивается с цыплёнком, который вылупился из яйца. Белый цвет символизирует чистоту и совершенство. В мировоззрении алхимиков понятие «философского яйца» позднее трансформировалось в камень мудрости и считалось первоначальной материей, постоянно носящей в себе готовность к развитию, причём желток указывал на ожидаемое появление золота. Многие обычаи, имеющие символическое значение, используют значение яйца, к примеру весенний символ Пасхи как признак пробуждения природы и плодородия земли, так и в связи с упомянутым воскресением Христа. В народной магии при определённых ритуалах яйца закапывают, причём их хрупкость играет определённую роль (защищает от враждебных сил, действует на них разрушительным образом, учит сдержанности). В австрийских народных обычаях положенные в зелёный четверг, а затем освящённые и закопанные яйца предотвращают несчастье. Их можно также перебросить через крышу дома, а потом закопать в месте падения, чтобы защитить дом от удара молнии.

Считается, что первое пасхальное яйцо преподнесла Мария Магдалина римскому императору Тиберию . Вскоре по вознесению Христа Спасителя на небо Мария Магдалина явилась для Евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: «Христос Воскресе!» Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мёртвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, как яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное, подтверждая её благую весть.

Первое письменное свидетельство о крашеных яйцах мы встречаем в рукописи, выполненной на пергаменте и относящейся к Х веку, из библиотеки монастыря Св. Анастасии, что недалеко от Фессалоник в Греции. По рукописи «Номоканон Фотия», XIII века, игумен может подвергнуть наказанию того монаха, который в день Пасхи не ест красного яйца, ибо таковой противится апостольским преданиям.

В средние века было принято одаривать пасхальными яйцами домашних и прислугу. Так, король Англии Эдуард I Плантагенет (1239-1307) приказывал перед Пасхой варить и раскрашивать золотом (или заворачивать в тонкие золотые листы) около 450 яиц, которые затем преподносились членам королевского двора.

Пасхальные яйца были обязательным подарком для детей (в некоторых странах их преподносят крёстные родители). В народной поэзии Германии, Австрии, Франции и Великобритании есть очень много стишков и песенок, в которых дети требуют отдать подарок (эта традиция существует и по сей день). Начинаются такие песенки пожеланием здоровья, благополучия и т.п., а заканчиваются требованием подарить яйцо, потому что если человек не согласится, на него обрушатся какие-нибудь беды (например, перемрут цыплята).

Вообще европейской традиции известно много детских пасхальных игр, в которых фигурируют яйца (крашеные или простые).

Одна из самых, пожалуй, известных - катание яиц (в Великобритании egg-pacing) с проверкой на прочность их скорлупы. Выигрывает тот, у кого концу игры яйцо останется целым.

В Германии существует традиция искать яйца, спрятанные пасхальным кроликом: кто найдёт больше. А в некоторых областях Ирландии за две недели до Пасхи, в Пальмовое Воскресенье, дети делают из камешков маленькие гнезда, куда затем всю Страстную неделю прячут собранные гусиные и утиные яйца. В Пасхальное воскресенье яйца съедают все вместе.

Взрослые на Пасху также обмениваются яйцами, причём традиции, сопровождающие дарение, в разных странах свои. Так, в Ирландии их количество «регулировалось» старой поговоркой: «Одно яйцо - настоящему землевладельцу, два яйца - землевладельцу, три яйца - бедняку, четыре яйца - бродяге» («One egg for the true gentleman; two eggs for the gentleman; three eggs for the churl; four eggs for the lowest churl»).

В Европе кролик (или заяц) - это такой же неотъемлемый атрибут пасхальных праздников, как и крашеное яйцо. Подобно яйцу, этот зверёк символизировал плодородие во многих древних культурах. Не совсем ясно, по какой причине кролик стал ассоциироваться с Пасхой. Одна из версий гласит, что он означал процветание, которое ждёт последователей учения Христа.

Дети верили, что, если они будут хорошо себя вести, накануне праздника придёт Пасхальный Кролик и положит в заранее приготовленную в укромном месте корзинку цветные яйца. «Корзинкой» обычно служили детские шапочки. Вестника Пасхи ждали почти с таким же нетерпением, как и Санта-Клауса.

Теперь накануне Пасхи этого зверька можно встретить повсюду и в любых разновидностях. Кроликов делают из шоколада и прочих съедобных материалов, их шьют из меха и плюша, лепят из глины. Изображения кроликов украшают многие пасхальные предметы: праздничные скатерти, салфетки, посуду, открытки.

На Руси празднование Пасхи было введено в конце Х века. Сопровождалось оно обрядами, пришедшими из языческих времен, но теперь освящёнными Светом Христовым. Это освящение куличей, изготовление сырной массы, крашение яиц.

При царском дворе, начиная с Алексея Михайловича, обычай подношения пасхальных яиц превратился в строго регламентированный ритуал: «...Чинно и в порядке подходили к царю бояре, окольничие, думные дворяне и дьяки, кравчие, близкие и приказные люди, стольники, стряпчие, дворяне московские. Царь давал им яйца гусиные, куриные и деревянные точёные, каждому по три, по одному, смотря по знатности жалуемого. Яйца были расписаны золотом и яркими красками в узор или цветными травами, а в травах - птицы и звери и люди», - писал Н. Костомаров.

Пасхальные игры

«Праздник Величко с красным яичком», - так говорили в народе. Для празднования Пасхи собирались вместе все родственники и приносили с собой крашеные яйца.

За курами, которые несли яйца с крепкой скорлупой, наблюдали заранее, и яйца от них собирали специально на Пасху для игры. Одна из любимых пасхальных игр - яичные бои. При этом даже разговор перед началом игры имел некоторую игровую форму:

«- Ну что, будем биться?

- Будем, но раньше дай попробовать.

- Ой, очень же твоё сильно, пойду далее.

- Так может поменяемся?

- Не, давай тогда лучше своими.

- А у тебя не смолянка (залито смолою)?

- А у тебя не от цесарки яйцо (порода маленьких кур)?

- Не, ну так держи, буду бить.

- Не, ты первый держи, а потом я...»

Сначала идёт своеобразный торг, который может быть довольно длинным. И вот развязка - один бьёт первым. И тот, чьё яйцо треснуло, отдаёт «биток» победителю. Конечно, случались и подделки из воска и олова, но, когда это раскрывалось, обманщика ждала очень суровая кара.

Ещё одной традиционной пасхальной игрой было катание яиц. Для этого специально делали картонный или деревянный «каток» - горку с бортиками или жёлоб, по которому и катали по очереди яйца. Существовало два варианта игры. В первом побеждал тот, чьё яйцо укатится дальше всех. А для второго перед «катком» специально раскладывались различные игрушки, конфеты, пряники, орехи; яйцо, скатившись вниз, задевало эти подарочки, и они считались выигранными тем, кто это яйцо «запускал».

Катание яиц было известно также и в другие весенне-летние дни. В деревнях Верхнего и Среднего Поволжья во время праздника в честь языческого бога Ярилы, приходившегося на Петровское заговенье, парни и девушки, расположившись парами, толкали яйца по земле друг другу. Катание яиц в Петровское заговенье в разных вариантах было известно и на северо-востоке России, и в Сибири.

Как и в Европе, в России для детей устраивалась «охота за яйцами». Взрослые прятали крашеные яйца в саду, а дети их искали и собирали в корзиночки.

Изготовлением декоративных яиц занимались пекари, иконописцы, травщики (художники по растительному орнаменту) Оружейной палаты и монахи Троице-Сергиевой лавры. Со временем всё чаще стали христосоваться рукодельными яйцами, и постепенно пасхальные яйца превратились в своеобразный памятный подарок, нередко весьма дорогой и изысканный.

Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. А известные ювелирные фирмы создавали произведения искусства из фарфора и хрусталя, золота и серебра, из цветного и прозрачного стекла, из кости и камня… Эти миниатюрные украшения дарили девочкам несколько лет подряд: в следующую Пасху к старому подарку добавлялся новый, и так постепенно получалось целое ожерелье из подвешенных на цепочку разноцветных праздничных яичек. В форме яйца исполняли самые разнообразные бытовые предметы - несессеры, часы, вазочки, подарочные чашки и другое.

В XVIII-XIX веках производство пасхальных яиц стало самостоятельным видом искусства, а затем и отраслью художественной промышленности. Их делали на стекольных и фарфоровых заводах, фабриках, в шлифовальных мастерских.

Начиная с глубокой древности яйцу придавали особое Магическое значение. Все мифологии мира хранят древние легенды, связанные с яйцом, как символом жизни, обновления и начала нового дня или года, источником всего существующего в этом мире.
В античных усыпальницах, могилах, в древних курганах, захоронениях дохристианской эпохи, археологи находят натуральные яйца, раскрашенные , или яйца, выполненные из мрамора, глины, металла, камня.

Древние египтяне каждую весну, во время разлива Нила, обменивались раскрашенными яйцами, и украшали ими свои храмы и святилища. В египетской мифологии яйцо представляет собой потенциальную возможности пробуждения жизни и является символом бессмертия . В яйце заключена великая тайна сотворения мира, и сохранения вечной жизни.

В индийских «Ведах» рассказывается о золотом яйце, из которого вылупился Брама. В Индии все птицы, несущие яйца, именуются «дважды рожденными», так как рождённый в яйце плод формируется и, проклёвывается, рождаясь во второй раз.

В легендах и мифах многих стран древнего востока рассказывается, что было время, когда во Вселенной везде царил хаос, а находился этот хаос в огромное яйце, в котором были скрыты все формы жизни. Скорлупу яйца согрел божественный огонь, и из яйца родился мифический творец Пану. Творец соединил невесомое Небо с твёрдой Землей, создал пространство, ветер, Солнце, Луну, облака, гром, молния. Благодаря Пану Солнце днём согревало землю, ночью светила Луна, родились все планеты и звезды.

Этрусское яйцо из Vulci - VII век до н.э.

У древних римлян был обычай в начале праздничной трапезы съедать печёное или варёное яйцо. Этот обычай символически связывался римлянами с успешным началом нового дня и предвещал успех в новых делах.

Известно, что не только весь пантеон этрусских богов, но и многие обычаи, традиции, верования и суеверия.

В этрусских курганных усыпальницах в Тарквинии, Корнето, Кьюзи, Черветри, Вульчи и Орвието найдено большое количество фресок со сценами этрусской повседневной жизни, охоты, пиршеств, похоронных обрядов, спортивных состязаний.

Яйцо в этрусском погребальном обряде символизировало смерть и воскрешение умершего из загробного мира. Во время археологических раскопок этрусских гробницах-курганах, археологи часто находили натуральные куриные яйца, раскрашенные охрой - красной краской, или яйца страуса, украшенные магическими ритуальными рисунками и знаками.

На стенах многих этрусских гробниц изображены сцены погребального или поминального пиршества, посвящённого умершему. Во многих сценах пиршества можно увидеть, как один из пирующих передаёт другому яйцо — символ вечной жизни, и вечной надежды на воскрешение из мёртвых.

На фрагменте росписи стены из «Гробницы Львиц», мы видит сцену последнего пира и этруска, держащего в вытянутой руке яйцо - символ вечности, смерти и возрождения из мёртвых. Слева на фреске последнего пира есть ещё один символ жизни и смерти - это висящий на крюках пояс, аккуратно завязанный незамысловатым узлом.

На другой фреске из этрусской гробницы изображена пара молодых людей увлеченных беседой и угощениями, по лицу улыбающейся женщины видно, как ей нравится общение и любовная игра. Молодой этруск высоко поднял правую руку с яйцом, объявляя о главенстве смерти на своём последнем пиру.


На центральной стене «Гробницы Авгуров» в Тарквиниях, относящейся к 530 году до н.э., по обе стороны запертой двери, изображены два авгура - ритуальных плакальщика, в позе скорби, с поднятой над головой рукой. Над головой одного из авгуров едва различима надпись «APA-STANA-SAR» - «Бог-Отец-стань-(моим)царём».

Обычай расписывания яиц очень древний. Известно, что в этрусских захоронениях-курганах археологи находили ритуально раскрашенные яца - символы воскрешения из мёртвых.

Этрусское яйцо из Vulci - VII века до н.э.

Исследователь этрусской культуры Лиза Параб написала отдельную работу об использовании яиц страуса в ритуале погребального обряда этрусков.

В Этрурии обнаружены несколько различных методов окрашивания яиц, относящиеся к 7 веку до н.э.

Жареные на углях яйца , возможно, использовали для гадания, рассматривая образовавшиеся пятна и фигуры, гаруспики (жрецы) толковали и предсказывали. Раскрашенные вручную яйца клали в катафалк, рядом с умершим.

На некоторых яйцах, найденных в этрусских курганах, до сих пор хорошо виден простой рисунок росписи.

Рассмотрим , найденное в кургане Вулчи. Яйцо расписано вверху птицами небесными, парящими над земными травами, далее идёт ряд из ромбов , символов уже возделанного, но ещё не засеянного зерном поля - эти поля ждут своего Сеятеля, подателя жизни, Отца Небесного, Спасителя. Ниже мы видим изображения взявшихся за руки танцовщиц, исполняющих ритуальный этрусский танец -хоровод.

Подобный ритуальный хоровод мы видим на печати из , отображающей момент рождения Бога. Назывался этот танец - «куравай», символ индуистского понимания времени, как циклу времени, от рождения, жизни, и смерти. «Куравай» исполняли 7 танцовщиц, вращающихся по кругу, символизирующему круг времени, от рождения до смерти и снова возрождения. Помните детскую песенку «Коровай, коровай, кого хочешь выбирай…»

В нижней части этрусского яйца VII века до н.э. нарисованы символы Великой богини Матери - птица и рыбы .

Те же символы птицы и рыбы изображены на печати из над головой священной козы-кормилицы - антропоморфного воплощенияВеликой богини Матери.

Изображение рыбы в Махенджо-Даро и в Хараппе (Северная Индии) считалось символом Свастические символы пришли на остров Крит в Минойскую цивилизацию вместе с индоевропейским народом, сохранившим религиозные традиции и обычаи древности.

В древней мифологии многих народов яйцо служило символом возрождения, появления весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега, то есть служило символом таинственного перехода из небытия в бытие.

В Великой Руси имя и культ Ярила — представителя весеннего солнца, устраивали и простонародное гулянье, носящее, название «на Ярилову» с хороводами происходили, не в начале, а в конце весны, при проводах уходящей, умирающей весны . Само Ярилино игрище в старину повсеместно, заканчивалось обрядом погребения отживающего свой век, вместе с весною, бога Ярилы и подношением языческому истукану яйца, как символа воскрешения. В Ярилиных игрищах заложена идея кончины представителя весеннего плодородия, пробудившего всю природу к новой жизни после зимнего сна, а затем, с наступлением высшего солнцестояния, удаляющегося, умирающего.

В древних русских сказках о Кощее Бессмертном яйцо представляет собой тайное хранилище жизни и смерти и хранится под семью замками и печатями. Возможно, идея русской матрёшки, хранящей в себе великую тайну продолжения рода и появления новой жизни, родилась из округлого куриного яйца - символа новой жизни.

Для наших предков яйцо служило символом жизни, символом пробуждения жизни, начала нового дня, о приходе которого возвещает петух – символ пробуждающегося солнца. Петух часто украшал крышу деревянного дома, наряду с коньком тоже солнечным знаком, на коне солнце выплывает на небосвод, считали древние славяне.

Греческая монета Селевка-III, с Аполлоном сидящим на священном камне «омфалос» в Дельфах.

Ныне в Дельфах сохранились руины последнего из храмов Аполлона, построенного в 366 - 339 г.г. до н.э.

Первым жрецом в храме Аполлона в Дельфах был гипербореец со славянорусским именем Олен[ь]. На ведическом санскрите - олень. Имя известно и в славянской мифологии - Лель.

Олен[ь] стал родоначальником всех древнегреческих племён Эллады. От славяно-русского имени Олен[ь] происходит имя народа - эллины (олень или лань) и название страны - Эллада.

Гипербореец, потомок титанов, Аполлон перенёс в Дельфы и священный центр обитаемого мира, его символизировал мраморный валун в форме яйца Омфал, символически представляющий собой центр Мира — священную гору Меру .

По древнему приданию, гора Меру была мировой осью, центром всего Космоса, вокруг неё вращались созвездие Большой и Малой Медведицы, Солнце, Луна, планеты и звезды.

Название камня Омфал в переводе с древнегреческого означает «Пуп Земли».

В археологическом музее в Дельфах хранится этот мраморный валун Омфал. Весь валун покрыт выпуклым древним орнаментом, напоминающим изображение двойной Ваджры ведийского бога Индры.

П о преданию священная гора Меру была обителью всех ведических богов Риг-веды. Управляя своей колесницей, летящей по небу сражался с помощью Ваджры - божественного оружия, врагами ариев, со злыми демонами,

Яйца – золотой продукт всех времен. Именно в этом маленьком комочке содержатся многие необходимые организму человека вещества. Яйца употребляли еще первобытные люди в сыром виде, в средние века приносили в дар богам. С древних времен яйцо – это символ солнца, зарождения новой жизни. И не случайно.

Яйца содержат уникальный набор компонентов, необходимых для развития организма и его полноценного функционирования. В одном курином яйце – 12,7 г белков, 0,7 г углеводов, 11,5 г жиров. При этом термически обработанный белок яйца усваивается организмом человека на 98 %. Белок яйца включает в себя также холестерин, но вещество лицетин одновременно препятствует его усвоению. Желток в яйце содержит важные витамины и минералы, а именно: цинк, железо, лютеин, витамины А, D, E, PP и группы B, каротиноиды, аминокислоты, ферменты и ненасыщенные жирные кислоты. Фолиевая кислота в яйце очень нужна для развивающегося организма ребенка, в том числе и для беременных женщин. Энергетическая ценность куриного яйца составляет 157 ккал.

Для маленьких детей очень полезны перепелиные яйца. Как правило, дети даже больше их любят, чем куриные. Они содержат больше полезных веществ. Их энергетическая ценность – 167 ккал. Перепелиные яйца особенно ценят японцы. Они считают, что этот продукт повышает память, зрение, выводит радионуклиды, укрепляет нервную систему и способствует лучшему развитию и укреплению иммунитета человека.

Как правильно употреблять яйца? Проваривая и прожаривая куриные яйца, все полезное в них сохраняется и даже способствует лучшему усвоению. Благоприятнее всего усваиваются яйца всмятку. Со стороны медицинской точки зрения, яйца желательно подвергать тепловой обработке, так как они могут быть заражены сальмонеллой. Желательно давать яйца на завтрак. Перед тем, как вводить яйца в питание детей, выслушайте рекомендации вашего лечащего врача.

Яйца очень полезны для растущего организма и рекомендуется врачами вводить их в питание детей с 6-7 месяцев. Следует давать крошечную порцию сваренного вкрутую яйца – начиная с 1/5 частички желтка и постепенно доведя до половины желтка, растирая в ложечке с молоком или водой. Наблюдайте за реакцией малыша, если обнаруживаете появление аллергии, немедленно обращайтесь к врачу. Белок в этом возрасте давать нельзя.

Годовалого ребенка можно кормить половиной целого яйца, тоесть вводя уже в употребление белок. Но при этом ограничить частоту приема до 2 раз в неделю. С 3-х лет уже можете давать ребенку целое яйцо.

Если у вашего ребенка диатез или он отказывается от куриных яиц, попробуйте перепелиные. Как правило, они больше привлекают детей и что самое главное практически не вызывают аллергической реакции. Считается, что яйца перепелов полезнее употреблять в сыром виде натощак перед едой, так как при термической обработке их полезные свойства теряются. Также существует мнение, что перепелиные яйца устойчивы к инфекционным заболеваниям, но это довольно спорный вопрос. По поводу способа употребления перепелиных яиц проконсультируйтесь с врачом.

Если ребенок ни в какую не хочет есть яйцо, не заставляйте. Можно схитрить и добавлять их в молоко, картошку и т.д. А лучше всего попробовать их украсить, может в таком виде ребенку они придутся больше ко вкусу