Преображение иисуса христа. Что означает праздник Преображение Господне? Празднование Преображения Господня в Православной церкви

В праздник Преображения Господня мы вспоминаем евангельское событие, когда на горе Фавор апостолы Иоанн, Петр и Иаков увидели Христа во всей Его Божественной, вечной славе.

Икона «Преображение Господне» (XIV век), иконописец - Феофан Грек.

История

Приближались последние дни земной жизни Христа. Накануне Господь впервые прямо спросил Своих учеников, за кого они Его считают. Тогда Петр твердо и без колебаний ответил: «Ты - Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16:16), выразив мнение всех апостолов. Значимость его слов заключалась в том, что до этого Сам Иисус никак явно не открывал перед ними Свою Божественную природу, ради того чтобы апостолы уверовали в Него как в Бога не вынужденно, а свободно. Ведь Он мог открыться перед учениками во всем Своем величии и славе уже в самом начале проповеди, но тогда апостолы исповедовали бы Иисуса как Бога просто из страха, под впечатлением от открывшегося перед ними.

Тогда же Господь, начиная «настраивать» апостолов к предстоящим событиям, сказал, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16:21). Слова эти так опечалили апостолов, что Петр даже стал прекословить Учителю: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16:22).

По прошествии нескольких дней Господь, взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на гору Фавор, чтобы помолиться. И когда они оказались на вершине, Христос преобразился перед ними. При этом явились два великих ветхозаветных пророка - Илия и Моисей, которые беседовали с Господом о будущем.

На гору опустилось светлое облако, из которого раздался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5). Апостолы в ужасе упали на землю.

Когда же они встали и поднялись, то ветхозаветные пророки и облако уже скрылись, а перед ними стоял их Учитель - уже не сияющий ослепительным светом.

Так Спаситель приоткрыл апостолам Свою Божественную природу, укрепив их в вере перед Своими грядущими мучениями и смертью на Голгофе и показав каждому, кто последует за Ним, тот свет, которым он преобразится в Царствии Небесном.

Икона праздника

Пророки Моисей и Илия - главные пророки Ветхого Завета. Моисей умер, не достигнув земли обетованной, Илия был взят на небо живым. Их явление, пишет Златоуст, означало, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».

Гора Фавор - пологая. Скалы на иконе - символ духовного восхождения верующего к Богу, а также образ крепкой, как камень, веры.

Апостолы, ослепленные светом, лежат на земле. Иаков и Иоанн закрывают рукой лицо, не смея взирать на Преображенного Спасителя, и только Петр смотрит на Христа, готовясь произнести слова: «Наставник! хорошо нам здесь быть».

Мандорла - круг света вокруг Христа, символ Божественной славы и величия.

Лучи света, исходящие от фигуры Христа, - образ света Преображения: «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мк. 9:3).

Фаворский свет - свет Божественной славы, которым просияло лицо Христа во время Преображения. В XIV веке возник богословский спор о том, что это был за свет - тварный или нетварный. В итоге восторжествовала позиция святого Григория Паламы, который писал, что ученики Христа «видели, и видели доподлинно, то нетварное и Божественное Сияние, тогда как [Сам] Бог пребывал незримым в [Своей] пресущественной Сокрытости». И так как Сам Христос этим светом освятил человеческую природу, то и каждый уверовавший в Спасителя человек, по учению Церкви, может также сподобиться своего личного Преображения, восприняв нетварный, Фаворский свет. Таков величайший смысл этого двунадесятого праздника.

Феофан Грек, знаменитый древнерусский иконописец XIV века, написал одну из самых известных икон Преображения Господня (смотр. выше). Фаворский свет в палитре Феофана Грека будто бы «материализовался», вспышками присутствуя на каждом изображении.

Четыре факта о празднике

1. Гора Фавор, или гора Преображения, расположена в восточной части Изреельской долины, в Нижней Галилее. Сегодня на ее вершине находятся два монастыря - католический и православный.

2. Традиция празднования Преображения Господня зародилась в IV веке. Именно тогда равноапостольная императрица Елена построила на горе Фавор первый храм, который был посвящен этому евангельскому событию.

3. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском - единственный из пяти первых белокаменных храмов Северо-Восточной Руси, который дошел до наших дней, почти полностью сохранившись. Храм был заложен князем Юрием Долгоруким, а достроен в 1157 году при Андрее Боголюбском. Храмовая икона Преображения, приписываемая кисти Феофана Грека, хранится в Третьяковской галерее.

4. Яблочный Спас - народное название праздника Преображения Господня. Связано оно с древним обычаем, когда иудеи приносили в храм все, что появилось первым на поле или в хлеву. Эту традицию переняли и христиане, так что когда в августе поспевал первый урожай винограда, то его приносили в церкви как раз на праздник Преображения. В наших же краях вместо него приносили яблоки.

Молитвы

Тропарь Преображения Господня, глас 7

Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же,/ показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́,/ я́коже можа́ху,/ да возсия́ет и нам, гре́шным,/ свет Твой присносу́щный/ моли́твами Богоро́дицы,// Светода́вче, сла́ва Тебе́.

Кондак Преображения Господня, глас 7

На горе́ преобрази́лся еси́,/ и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои́,/ сла́ву Твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша,/ да егда́ Тя у́зрят распина́ема,/ страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное,/ ми́рове же пропове́дят,// я́ко Ты еси́ вои́стину О́тчее сия́ние.

Величание Преображения Господня

Прославля́ем Тебя́, Жизнепода́тель Христо́с, и почита́ем пресла́вное Преображе́ние Пречи́стого Твоего́ Те́ла.

Молитва Преображению Господню

Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, во Све́те живы́й непристу́пнем, Сия́ние сый Сла́вы О́тчия и О́браз Ипоста́си Его́! Егда́ прии́де исполне́ние време́н, Ты за милосе́рдие неизрече́нное к па́дшему ро́ду челове́ческому Себе́ ума́лил еси́, зрак раба́ прия́л еси́, смири́л еси́ Себе́, послу́шлив бысть да́же до сме́рти. Оба́че пре́жде Креста́ и во́льныя стра́сти Твоея́ на горе́ Фаво́рстей преобрази́лся еси́ в Боже́ственней Сла́ве Свое́й пред святы́ми Твои́ми ученики́ и Апо́столы, ма́ло скрыв пло́ти восприя́тие, да егда́ Тя у́зрят распина́ема, и сме́рти предава́ема, уразуме́ют у́бо страда́ние Твое́ во́льное и Божество́. Да́руй же и нам всем, пречи́стыя Пло́ти Твоея́ Преображе́ние пра́зднующим, чи́стым се́рдцем и нескве́рными умы́ взы́ти на Святу́ю го́ру Твою́, в селе́ния святы́я сла́вы Твоея́, иде́же глас чист пра́зднующих, глас несказа́ннаго ра́дования, да та́мо ку́пно с ни́ми лице́м к лицу́ у́зрим Сла́ву Твою́ в невече́рнем дни Ца́рствия Твоего́, и со все́ми святы́ми, от ве́ка Тебе́ благоугоди́вшими просла́вим Всесвято́е и́мя Твое́ со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Один из двунадесятых праздников -Преображение Господне. Двунадесятые праздники – так называется цикл двенадцати важнейших годовых праздников русского православного литургического календаря. Определение «двунадесятые» происходит от славянского количественного числительного «двунадесять» (или «дванадесять»), то есть «двенадцать». (Пасха, как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.)

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - это таинственное явление Божественного Величия и Славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе Фавор. Преображение есть явление Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы.Преображение показывает, что в Иисусе Христе соединены два естества - божественное и человеческое. Во время Преображения божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. По словам Иоанна Златоуста, оно произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».

В основу праздника положено событие, связанное с земной жизнью Иисуса Христа. О Преображении повествуют все три синоптических (Матфей, Марк, Лука) евангелия.

В последний год Своего земного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Спаситель, в преддверии грядущих страданий, начал подготавливать к ним учеников Своих, чтобы они верно восприняли и поняли грядущее. Он сказал ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть » (Мф. 16:21).

Апостолы должны были уверовать, что их Учитель не еврейский пророк, который провозгласит себя царём Израиля, а воплотившийся для спасения рода человеческого Сын Божий. Ведь, не смотря на то, что апостолы уже не раз исповедовали Его Сыном Божиим (особенно после насыщения 5000 человек), но и они жили общееврейской надеждой, что Иисус Христос прежде всего ожидаемый Мессия, который будет земным царем Израилевым. Менее всего они думали тогда об избавлении людей от греха, проклятия и смерти, о даровании жизни нетленной, вечной. И эти иллюзии сохранялись у апостолов даже после Его Вознесения, вплоть до Пятидесятницы! Поэтому Господь приоткрывает им завесу будущего и являет Себя Сыном Божиим, владыкой жизни и смерти. Он заранее уверяет учеников в том, что близкие страдания – не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением.

Через 6 дней после того, как Господь Иисус Христос объявил ученикам о Своих грядущих страданиях, Он с тремя ближайшими учениками – Иоанном, Иаковом и Петром – поднялся на гору Фавор, в Галилее, что в двух часах ходьбы на юг от Назарета, чтобы помолиться. Во время молитвы «вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9:26), «просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:1).

В это же время явились на гору два ветхозаветных пророка – Моисей и Илия, причем Моисей к тому времени давно умер, а Илия никогда не умирал, он был взят на небо живым. То есть на встрече с Христом Моисей представлял мир мертвых, а Илия – мир живых. Они беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» – то есть о страданиях и смерти Христа на Голгофе.

Наблюдая это, апостолы были поражены, но не испуганы. Напротив – их души охватила радость, ведь такого очевидного и ясного подтверждения Божественности Учителя никто из них не ожидал. «Равви! – сказал в восторге Петр, – хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну и одну Илии ». Куща – это шатер, или палатка: Петру так понравилось на горе Фавор, что он предложил Спасителю остаться там жить.

Но апостолов в этот день ожидало еще более сильное потрясение. Вдруг на них сошло и покрыло светлое облако: «се, облако светлое осенило их ». В 3-й книге Царств описывается, как такое же облако, символ особого присутствия Божия, появилось в святилище, в Святая святых, когда туда внесли Ковчег завета: «облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень » (3 Цар. 8:10-11).

Из облака, которое осенило учеников Господа, послышался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте » - те же слова, которые были слышны при крещении Господнем, но с добавлением: «Его слушайте », что должно было напоминать пророчество Моисея о Мессии (Втор. 18:15) и показать исполнение этого пророчества на Иисусе.

Услышав эти слова, ученики «пали на лица свои и очень испугались», но Иисус подошел к ним, коснулся их и сказал: «Встаньте и не бойтесь! » Поднявшись, ученики никого не увидели, кроме одного Иисуса Христа.
С горы все спускались, не проронив ни слова. И только уже у подножия Иисус обратился к апостолам с просьбой никому об увиденном не рассказывать, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых », чтобы люди, слыша о такой Его Славе, впоследствии не соблазнились, когда увидят Его распинаемым.

Почему именно Моисей и Илия, а не кто-то иной? Вспомним: Спаситель постоянно говорил, что о Нем как долгожданном Мессии свидетельствуют Закон и пророки. В момент Преображения являются два выдающихся ветхозаветных героя: сам законодатель Моисей, получивший Закон из уст Господа, и первый и сильнейший из пророков – Илия.

Как разъясняет св. Златоуст, Моисей и Илия явились потому, что одни из народа почитали Господа Иисуса Христа за Илию или за единого из пророков: потому «и являются главные пророки, чтобы видно было различие рабов от Господа». Моисей явился, дабы показать, что Иисус не был нарушителем его закона, каким старались представить Его книжники и фарисеи. Явление Моисея, уже умершего, и Илии, не видевшего смерти, но взятого живым на небо, означало владычество Господа Иисуса Христа над жизнью и смертью .

Преображение – событие, которое имеет и еще одну грань. Это и обращение к каждому из нас. Христос пришел к нам, чтобы обожить человека. И тот свет, открывшийся на Фаворе, Он готов даром дать нам.Фавор в переводе означает чистоту, свет . Тот, кто приходит к осознанию своих поступков и кается в содеянном, освобождается от душевной грязи, тот и может принять Божественный нетварный Свет. Сила, преображающая человека, подается через Таинства церковные, через духовную жизнь, через активную веру. В стремлении к обретению этого Света, к обожению человеческой природы христианское учение видит духовный смысл жизни.

Почему праздник Преображения Господня празднуется не в феврале

Православная Церковь празднует Преображение Господне 19 августа , несмотря на то, что по евангельской хронологии Преображение Господне было в феврале, за 40 дней до распятия Спасителя . Это было установлено потому, что празднование в феврале приходилось бы на дни Св. Четыредесятницы (Великого Поста) - что было бы несовместимо с великопостным служением и печальным временем поста и покаяния, изображающим собою настоящую (сегодняшнюю) многобедственную жизнь, тогда как праздник Преображения Господня предзнаменует собою будущий век. При этом на 40-й день после Преображения празднуетсяВоздвижение Креста Господня , - в которое вторично совершается празднование и воспоминание страстей Христовых.

Свидетельства о празднике Преображения идут с V в. (слово на этот праздник патр. Прокла), однако уже в IV в. св. равноапостольная царица Елена соорудила на горе Фавор храм в честь Преображения Господня.

Преображение принадлежит к числу двунадесятых великих праздников. В праздник совершается литургия, читаются паримии, а также поется канон, в котором подчеркивается величие произошедшего события. Во время службы в праздник Преображения священники надевают белые одежды – как символ того, фаворского, небесного сияния. Праздник приходится на Успенский пост.

В этот день освящаются яблоки, виноград нового урожая и другие плоды. Освящение проводится в конце праздничной литургии и является выражением дара Богу от благословлённой Им природы.

Тропарь, глас 7
Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Кондак, глас 7
На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Величание Преображению Господню
Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное Преображение.

Двунадесятые праздники – так называется цикл двенадцати важнейших годовых праздников русского православного литургического календаря. Определение «двунадесятые» происходит от славянского количественного числительного «двунадесять» (или «дванадесять»), то есть «двенадцать». (Пасха, как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.)
Первый уровень классификации внутри этих праздников – по принадлежности к одному из двух годовых циклов христианского календаря. Девять из двенадцати праздников относятся к так называемому минейному циклу (см. Минея) и называются «неподвижными» («непереходящими»), потому что фиксированы лишь по числам месяца вне зависимости от дня недели. К ним относятся: Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября), Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября), Введение во Храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря), Рождество Христово (25 декабря/7 января), Богоявление, или Крещение Господне (6/19 января), Сретение Господне (2/15 февраля), Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля), Преображение Господне (6/19 августа) и Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа).
Три других праздника принадлежат к триодному (см. Триодь), или пасхально-пятидесятничному, циклу и именуются «подвижными» («переходящими»). Это: Вход Господень в Иерусалим, или Неделя ваий, т. е. «пальмовых ветвей», а в русской традиции – Вербное Воскресенье (совершается в воскресенье, предшествующее Пасхе), Вознесение Господне (сороковой день от Пасхи, всегда в четверг) и День Святой Троицы, или Пятидесятница (50-й день от Пасхи, всегда в воскресенье).
Второй уровень классификации двунадесятых праздников – по доминирующему содержанию. Праздники, посвященные Господу нашему Иисусу Христу, называются господскими, а посвященные Пресвятой Богородице – богородичными. При этом праздник Сретения Господня (т. е. Встречи Господа свв. Симеоном и Анной в Иерусалимском храме) и праздник Благовещения (День Зачатия Господа) имеют в современном русском Уставе двойственный, господско-богородичный, статус.
Богослужебные тексты (то есть изменяемые молитвословия и песнопения) неподвижных двунадесятых праздников помещены в Минее (под соответствующим месяцем и числом); подвижных – в Триоди (под определенным днем конкретной недели до и после Пасхи); а также в «праздничных» богослужебных сборниках и отдельных изданиях.

Литература: Лаврентьев Г. Дванадесятые праздники Православной Церкви. СПб., 1862; Дебольский Г., прот. Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви. 10-е изд. СПб., 1901; Рашковский Е. Б. «С высоты Востока…»: Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. М., 1993. См. также литературу при отдельных статьях о соответствующих праздниках

В воспоминание Преображения Господа Иисуса Христа, произошедшего по церковному преданию на горе Фавор, с древних времен христианской Церковью установлен праздник Преображения Господня, который бывает 19/6 августа и считается одним из самых больших Господских двунадесятых праздников, имеет 1 день предпразднства и 7 дней попразднства. Отдание совершается 13/26 августа.

Икона «Преображение» Иисус Христос

Чтобы празднование не проходило во время Великого поста, православной церковью оно сознательно перенесено на 19 (06) августа – за сорок дней до Воздвиженья креста Господня, хотя по хронологии Евангелия событие совершилось за 40 дней перед крестными страданиями Иисуса.

И это было дано ученикам, чтобы они увидели, что ожидает человека в конце жизни, какой свет Преображения ждет нас в конце веков. И поэтому праздник этот, праздник Преображения, Церковь приурочила к последним дням календарного церковного года, времени итогов и плодов. Из сборника "Свет во тьме светит" А. Мень

И все же праздник выпадает на время Успенского поста, но в этот день допускается послабление — на трапезе разрешается рыба.

Приняв крещение от Иоанна и потом, победив искушение диавола, Господь Иисус Христос явился на проповедь Евангелия. В городах и селах, в горах и пустынях великое множество людей внимало Его спасительному учению, видело изумительные чудеса его.

Но из числа многих, следовавших за Божественным Учителем, он избрал двенадцать учеников, которыми преимущественно открывал тайны царствия небесного, и которые были постоянными свидетелями его жизни и учения.

Нередко говорил Господь своим избранным ученикам, что подобает ему идти во Иерусалим и много пострадати и убиену быти (Матф. 16, 1). Но ученики сначала не понимали необходимости креста и страшились мысли о страданиях их возлюбленного Учителя.

Рис. П.Ф.Борель

Веруя, что он есть обетованный Meссия, они недоумевали, как он может страдать и умереть. Посему Господь следующим чудесным событием показал им, что он есть истинно Сын Божий и что пострадает добровольно, как предсказано Пророками. Взяв с собою Апостолов Петра, Иакова и Иоанна, Иисус Христос возвел их на гору Фавор, и здесь предался уединенной молитве.

В Евангелие не говорится прямо о том, что преображение произошло на горе Фавор. Только у Исаии есть слова о том, что прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову, но последующее возвеличит, и народ, ходящий во тьме, увидит свет великий — на живущих в стране тени смертной свет воссияет. (9:1,2) На границе колен Завулона и Неффалима как раз и возвышается Фавор Современные богословы считают горой Преображения не Фавор, а один из отрогов горы Ермон. (Википедия)

Во время молитвы вдруг лице Его преобразилось, сделалось светлым, как солнце, а одежда белою, как снег. Потом явились древние Боговидцы и величайшие пророки: святой Илия - с неба и Моисей - из страны мертвых.

Преображение Господне. Фрагмент росписи северо-восточного паруса Храма Христа Спасителя. Автор воссоздания В.А. Бакшаев

Апостолы были поражены и изумлены этим чудным явлением — среди такой славы и величия, Божественный Учитель их беседует с пророками о тех страданиях, которые ожидали его в Иерусалиме. А святой Петр, по своей пламенной любви к Господу, умоляет Его навсегда остаться на Фаворе, вместе с Моисеем и Илиею, вдали от завистников и гонителей.

Тициан Вечеллио. Преображение Господне, 1560 г.

Еще он не закончил своей странной просьбы, как светлое облако осенило всех, бывших на Фаворе, и из облака раздался глас: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих: Тою послушайте!” (Матф. 17, 5) Апостолы пали ниц и от страха были как мертвые.

По окончании чудного видения, Господь подошел к ним, успокоил их и повелел им, до времени воскресения Его из мертвых, никому не говорить о том, что они видели и слышали на Фаворе. Но тем торжественнее такое великое событие должно быть возвещаемо по воскресении Иисуса Христа, для назидания всех верующих в него.

Празднование — традиции, обычаи, обряды

  • В день Преображения Господня в храмах совершается праздничная литургия, читаются паримии, поется канон, священники облачены в белые одеяния, символизирующие божественный нетварный фаворский свет.
  • Правилами Апостолов (3-е правило) и IV Вселенского Собора (28-е правило) установлено в этот день освящать Церковью поспевшие плоды и гроздья, в знак благодарности к Богу, даровавшему их для питания. Православные христиане обыкновенно приносят в храм, для освящения, первые из созревающих плодов земных: виноград, яблоки, груши и прочие.
  • Народное название праздника Яблочный Спас, Второй Спас, Спас-Преображенье.
    Сложился обычай до этого дня соблюдать так называемый “яблочный пост”, не есть плоды нового урожая, кроме огурцов. (В.И. Даль, Месяцеслов)

Преображение (Видео)

Литература:

Уроки протоиерея И. Яхонтова, 1864, СПб.
А. Мень, «Свет во тьме светит»
В.И. Даль, Месяцеслов
Википедия

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Преображение Господне) - это таинственное преображение, явление Божественного величия и славы Иисуса Христа пред тремя ближайшими учениками (Петром, Иаковом и Иоанном) во время молитвы на горе Фавор.
Празднованием Преображения Господня Церковь торжественно исповедует и прославляет соединение Божества и человечества в лице Иисуса Христа. Своим Преображением Господь благоволил предохранить Своих учеников от уныния и возвел их к высшему упованию среди бедствий, которые должны были постигнуть их в мире.
Согласно евангельскому тексту, это событие произошло в феврале, за 40 дней до Пасхи, но Православная церковь перенесла празднование на 6 августа (19 августа) для того, чтобы оно не приходилось на дни Великого поста. При этом на 40-й день после Преображения всегда празднуется Воздвижение Креста Господня.


Сущность Праздника.

О событии Преображения Господнем сообщают три евангелиста (Мф.17:1–6 , Мк.9:1–8 , Лк.9:28–36 ). Описания этого великого события у всех евангелистов очень схожи.
В последний год Своей земной жизни, пребывая в Кесарии Филипповой, Господь начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16:21 ). Эти слова сильно опечалили апостолов и особенно Петра, который стал говорить Спасителю: «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! » (Мф. 16:22 ). Видя скорбь учеников, Иисус Христос обещает некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется после своей земной смерти. Иисус пророчески произнёс: «...истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе » (Мк.9:1 ).
Спустя шесть дней Господь взял троих ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и поднялся вместе с ними на гору Фавор помолиться.

Во время молитвы Иисус «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет » (Мф.17:2 ). Евангелия повествуют, что явились два ветхозаветных пророка, Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме » (Лк.9:31 ). Узрев это, поражённый Пётр проникся дерзновением и сказал:: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии » (Мк.9:5 ). Петр - один из созидателей Церкви Христовой во всей вселенной, показал тем самым, что он все еще смотрит на Иисуса Христа по-земному и ставит Его наряду с Моисеем и Илией. После этих слов явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали из облака голос: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте(Мф.17:5 ). При этих словах апостолы в страхе пали ниц. В это время слава Господня, а вместе с ней и пророки, скрылась от них. Господь подошел к лежавшим на земле ученикам, говоря: «встаньте, не бойтесь » (Мф. 17:7 ) Подняв глаза, апостолы никого не увидели, кроме Иисуса. Они стали спускаться с горы. Дорогою, Иисус запретил ученикам говорить об увиденном ими, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк.9:9 ). Апостолы выполнили просьбу Спасителя и умолчали до поры об увиденном.

Богословское толкование.

Преображение есть откровение всех Лиц Святой Троицы. То есть явление Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа. Преображение показывает, что в Иисусе Христе соединены два естества - божественное и человеческое. По словам Иоанна Златоуста, Преображение произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами ». При Преображении Господнем божественная природа Иисуса Христа не менялась и была явлена в Его человеческой природе.
Знаменательным было явление Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй».

Моисей и Илия приблизились на Фаворе к Преобразившемуся Христу. Это «закон и пророки » предстоят своему Владыке как рабы, исполнившие Его повеления. Совершив все то, что Он указывал на Синае и на Хориве, и на прочих местах Богоявления, они сейчас как бы слагали перед Владыкой свои полномочия. Они полны священного трепета: вот Господь идет в Иерусалим завершить их дела и принять крест ради спасения людей. Пророки удалились. Кончились древние преобразования, исполнились пророчества. Воссиял свет Фавора. На земле - Сын Возлюбленный, Совершитель закона и Домостроитель спасения людей.

Празднование Преображения Господня в Православной церкви.

Праздник Преображения Господня принадлежит к числу двунадесятых великих праздников. В праздник совершается литургия, читаются паримии, а также поётся Канон Преображению Господню , в котором подчёркивается величие Преображения. Цвет богослужебных одежд в этот праздник - белый, символизирующий в этот день божественный нетварный фаворский свет. Праздник приходится на Успенский пост.
Православное празднование (в XX-XXI веках) совершается 19 августа (6 августа по юлианскому календарю). В Армянской Апостольской Церкви праздник является переходящим от 28 июня до 1 августа.
Праздник имеет 1 день предпразднства и 7 дней попразднства. Отдание совершается 13 августа (26 августа).
Праздник Преображения Господня отмечается Православной Церковью начиная с IV века, со времени построения императрицей. Еленой на горе Фавор храма, посвященного этому событию. Праздничные Слова о Преображении есть у Ефрема Сирина, Иоанна Златоустого (три Слова), Кирилла Александрийского и других.

Богослужение.

Богослужение в этот Праздник имеет ту особенность в том, что по окончании Литургии благословляются и освящаются принесенные верующими в храм виноград и древесные плоды - яблоки, груши, сливы и проч.
В стихирах на этот праздник воспроизводится внешняя обстановка этого евангельского события (молитва Христа, сон учеников, явление пророков и т. д.), а также поясняется его внутренняя (символичная) сторона - то, что Христос преобразился для того, чтобы уверить учеников в Своём Божестве и показать, что и человек может «облистать светом очерневшее Адамово естество».
Тропарь праздника.
Ты преобразился на горе, Христос Бог, показавший ученикам Твоим славу Твою, насколько они могли видеть; да воссияет и нам грешным свет Твой, вечно существующий, по молитвам Богородицы. Податель Света, слава Тебе!
Тропарь праздника Преображение Господне, глас 7-й (прослушать и посмотреть):

Кондак праздника.
На горе преобразился Ты, и насколько могли ученики Твои, славу Твою, Христос Бог, увидели; чтобы, видя Тебя распинаемого, поняли добровольность страдания, миру же проповедали, что Ты воистину сияние Отца.
Кондак на Преображение Господне, глас 7-й (прослушать и посмотреть):

Задостойник.
Порождение Твое нетленно явилось: Бог из чрева Твоего произошел, как носитель плоти явился на земле, и с людьми жил. Тебя, Богородица, поэтому все величаем.
Задостойник (прослушать и посмотреть):


Народные традиции. Обычаи. Обряды.

Праздник Преображение Господня в русской народной традиции называется также Яблочный Спас или Второй Спас. Так как в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где его нет, - яблоки, после чего их разрешается употреблять в пищу. Освящение проводится в конце праздничной литургии и является выражением дара Богу от благословлённой Им природы. Праздник Преображения избран для благословения плодов, потому что в Иерусалиме к этому времени созревает виноград, который собственно и положено освящать в этот день.
До Яблочного Спаса народными приметами запрещалось есть яблоки и вообще любые плоды, кроме огурцов. В этот день созревшие фрукты и овощи приносили в церковь на освящение, и только потом их можно было вкушать. Яблоки, освящённые в Преображение, считались особенными - молодёжь, проглатывая первый откушенный кусок, загадывала желание - считалось, что оно обязательно сбудется. На Руси специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным. В этот же день начиналось и массовое употребление гороха. В некоторых местностях даже специально устраивался «Горохов день», в ходе которого крестьяне в праздничной одежде выходили в поле, угощали друг друга горохом и пели соответствующие песни.
С Преображения начиналась жатва ярового хлеба и средний посев озимой ржи. К Яблочному Спасу приурочивались ярмарки и народные гуляния.

19 августа Православная церковь празднует Преображение Господне. Праздник посвящен чудесному событию, описанному в Евангелиях, и произошедшему на горе Фавор, где случилось явления Божественной славы и величия Иисуса Христа над тремя ближайшими учениками.

Преображение Господне: история праздника

Хотя ученики Спасителя всем сердцем верили Ему, но они не понимали как Он, Сын Божий, может пострадать и погибнуть. Им казалось, что это невозможно, и от размышлений о будущих страданиях Мессии они приходили в смятение. Чтобы укрепить их в этой мысли, Господь решил показать им свою Божественную славу. Для этого Он в сопровождении трех ближайших учеников – Иакова, Иоанна и Петра – взошел на высокую галилейскую гору Фавор.

На горе Христос молился Богу Отцу, и открылась слава Его Божества: лицо Спасителя просияло как солнце, а одежды стали белыми как снег. На горе явились свидетели Преображения Господнего из Иного Мира – пророки Илия и Моисей, некогда удостоенные видеть Божественную славу Господа – один на Хориве, другой на Синае. Пророки беседовали с Сыном Божиим об Его исходе, т.е. о смерти Богочеловека на кресте.

Намерения Господа показать ученикам Свою Божественную славу полностью оправдались. Она настолько восхитила апостолов, что они желали всегда наблюдать её, находясь на горе. Вскоре они услышали глас с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте! ». Во время гласа испуганные ученики не могли смотреть на сияние лица Иисуса и пали на землю. Он подошел к ним, прикоснулся и сказал: «Встаньте и не бойтесь ». Подняв свои глаза, апостолы не увидели никого, кроме Господа.

Что означает праздник Преображение Господне?

Празднованием Преображения Господнего Православная церковь торжественно прославляет и исповедует соединение человеческого и Божественного в лице Иисуса Христа и Его добровольные страдания ради спасения всего человечества.

Святой Ефрем Сирин в своей беседе в день празднования Преображения сообщил о том, что Иисус привел апостолов на гору Фавор для того, чтобы показать им, кто Он и чей Сын, чтобы явить им Свою Божественную славу и доказать, что именно Он является избавителем Израиля, обещанным пророками.

Возвещая и исповедуя Божество Христа, праздник Преображение доказывает, что Его страдания и смерть были добровольными и спасительными. Господь Своим преображением предохранял учеников от уныния и возводил к высшему упованию среди бедствий, которые постигнут их в будущем.

Празднованием Преображения Господа во славу небесную, уготованную каждому из нас, Церковь нравственно утешает нас во время странствия земного, порой наполненного скорбями и лишениями, указывая, что за кратковременными печалями воссияет небесная слава вечного блаженства.

Христианам этот праздник внушает, что для благодатного преображения из тьмы греха во свет добродетели и истины, открывающей перед людьми двери Рая, необходимы молитва и беспристрастие к прелестям мира, потому что Господь для Своего преображения не без причины поднялся на высоту, удалившую Его от мирской жизни. Вознеся Своё тело на гору, он молитвенно вознесся на Небо и преобразился во славу.

Преображение Господне: традиции и обычаи

В народном календаре этот праздник известен как Второй или Яблочный Спас. К этому времени поспевают многие садовые плоды и огородные овощи, подходит к концу уборка хлебных растений, производится подрезывание сотов.

Наши предки привыкли любое дело начинать и оканчивать благословением Божиим, поэтому на праздник Преображения Господня они приносили в церковь к освящению плоды садовых деревьев и огородные овощи (за исключением огурцов), которые до этой даты не употребляли в пищу, считая это грехом. Со дня же Преображения на их столах появлялись все плоды нового урожая.

Владельцы хлебных полей и сегодня несут в храм семена и колосья нового хлеба, над которыми читается молитва и совершается окропление святою водою. В былые времена эти освященные «начатки» берегли к началу посевов.

В старину к празднику Преображения приурочивали обряд засевания полей, состоявший в том, что по просьбе хозяев на поле с иконами приходил священник и окроплял священною водою вспаханную землю. После чего хозяин или один из почтеннейших гостей, присутствующий во время обряда, бросал хлебные зерна в освященную землю. Этот ритуал служил началом засева.

В старину в день Преображения собранным с огородов и полей добром угощали бедных и неимущих. Эту традицию строго соблюдали, если же кто-то отказывался исполнить сие доброе дело, то такого человека наши пращуры считали недостойным уважения и не желали иметь с ним ничего общего. И сегодня в этот праздничный день из разных овощей и фруктов после их освящения в храме в некоторых местах делается подаяние нищим и убогим.

Народный обычай освящать всё благословением Божиим, бесспорно, является одним из древнейших обычаев христианства. Для его проведения обычно выбирались праздничные дни – более свободные и торжественные в жизни сельских жителей. Так, например, по установлению Божию, в Ветхом Завете в праздник Пятидесятницы к алтарю для освящения приносились начатки овощей. Подобным образом и в Новозаветной Церкви соборными и апостольскими правилами постановлено приносить их для освящения в храм в важнейшие праздники. В Греции существовал обычая освящать плоды 6-го и 15-го августа. На Руси же праздник Преображение стал одним и важнейших дней для освящения плодов садовых, огородных и полевых растений, потому что именно к этому времени они обычно поспевают. Недаром на этот счет существует народная пословица: «Пришел Спас – всему час ».

Видео: праздник «Преображение Господне»