Мышление и речь. Находясь под влиянием тех или иных материальных качеств, живое существо развивает в себе определённый тип веры. О характере его веры говорят, исходя из того, какие качества оно приобрело Что делать для того, чтобы остановить деградацию мо

Таким образом, человек начинает мыслить под влиянием тех или иных потребностей и в ходе его мыслительной деятельности возникают и развиваются все более глубокие и сильные познавательные потребности.

Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в мышлении возникает прежде всего тогда, когда в ходе жизни и практики перед человеком появляются новая цель, новая проблема, новые обстоя

тельства и условия деятельности. Например, так бывает, когда врач сталкивается с каким-то новым, до сих пор неизвестным заболеванием и пытается найти и использовать новые методы его лечения. По самому своему существу мышление необходимо лишь в тех ситуациях, в которых возникают эти новые цели, а старые, прежние средства и способы деятельности недостаточны (хотя и необходимы) для их достижения. Такие ситуации называются проблемными. С помощью умственной деятельности, берущей начало в проблемной ситуации, удается создать, открыть, найти, изобрести новые способы и средства достижения целей и удовлетворения потребностей.

Мышление - это искание и открытие нового. В тех случаях, где можно обойтись старыми, уже известными способами действия, прежними знаниями и навыками, проблемной ситуации не возникает и потому мышление попросту не требуется. Например, уже ученика II класса не заставляет мыслить вопрос типа: "Сколько будет 2 х 2?". Для ответа на такие вопросы вполне достаточно лишь старых, уже имеющихся у этого ребенка знаний.

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и отвлеченного мышления). К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности: самостоятельность, гибкость, быстрота мысли.

Самостоятельность мышления проявляется прежде всего в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

Гибкость мышления заключается в умении изменять намеченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала.

Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время боя, аварии). Но она нужна также и школьникам. Так, некоторые хорошие ученики даже в старших классах, когда их вызывают к доске решать новую для них задачу, смущаются и теряются. Эти отрицательные эмоции затормаживают их мышление; мысль начинает работать очень медленно и часто безуспешно, хотя в спокойной обстановке (дома или за партой, а не у доски) те же школьники быстро и хорошо решают подобные и даже более трудные задачи. Это резкое замедление мысли под влиянием тормозящих эмоций и чувств нередко проявляется и на экзаменах. У других школьников, наоборот, общее возбуждение и волнение во время экзамена не замедляют, а стимулируют и ускоряют мышление. Тогда они могут добиться более высоких результатов, чем в обычной, спокойной обстановке.

Эти индивидуальные особенности некоторых учеников необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить их умственные способности и знания.

Все перечисленные и многие другие качества мышления тесно связаны с основным его качеством, или признаком. Важнейший признак всякого мышления - независимо от его отдельных индивидуальных особенностей - умение выделять существенное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям. Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного отдельного факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного. Мышление необходимо идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явлений, как бы внешне они не отличались друг от друга.

Литература

1. Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

2. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов выш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. М.: Просвещение, 1995. - 576 с.

3. Хрестоматия по общей психологии: психология мышления. - М 1981.

4. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. - М., 1969.

5. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. -М., 1986

6. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/Под ред. Л.А. Венгера. - М.:Просвещение. 1985. - 272 с.

7. Развитие мышления и умственное развитие дошкольника/Под ред. Н.Н. Поддъякова, А.Ф. Говорковой. - М.: Педагогика, 1985. - 200 с.

Совокупность специфических психологических черт, особенностей восприятия мира и форм реакций на него, ставших в большей или меньшей степени свойственными той или иной социально-этнической общности, называется национальным характером.

Национальный характер представляет собой прежде всего определенную совокупность эмоционально-чувственных проявлений, выражаясь, в первую очередь, в эмоциях, чувствах и настроениях, в способах эмоционально-чувственного освоения мира, а также в скорости и интенсивности реакции на происходящие события. Национальный характер, как и все социально-психические явления, проявляется в способе поведения, образе мыслей, складе ума, обычаях, традициях, вкусах и т. д. больших групп людей и значительно меньше у отдельных индивидов. Наиболее отчетливо национальный характер проявляется в национальном темпераменте, например, отличающем северные народы России от кавказских.

Специфические черты национального характера являются в некоторой степени конденсированным, прошедшим сквозь призму материального и духовного жизненного процесса, выражением общественных и естественных условий существования нации, как и исторического взаимодействия нации с другими условиями. Решающую детерминанту национального характера следует искать в социальных условиях существования нации. Из этого следует, во-первых, что национальный характер не неизменен; он постоянно меняется с развитием материальных условий жизни и общественного жизненного процесса; во-вторых, что национальный характер той или иной нации всегда объединяет общечеловеческие черты, свойственные многим нациям, со специфическими чертами, которые являются результатом конкретных естественных и общественных условий жизни и исторической судьбы данной нации. Многие существенные национальные черты характера одной нации находятся в той или иной форме также и у других наций. Трудно найти какую-либо особенную черту, которую можно было бы считать исключительно принадлежностью только одной нации. И приписывание своей нации преимущественно положительных черт, а другим нациям преимущественно отрицательных признаков является порождением национальных предубеждений, этноцентризма, автостереотипов и национализма.

Все нации в ходе своего исторического развития приобретают положителъные национальные черты характера, соответствующие потребностям их жизни и означающие одновременно обогащение мировой культуры. Но вместе с тем у всех народов под влиянием тех или иных условий вырабатываются отрицательные стороны характера, находящиеся в той или иной форме в противоречии с общественным представлением. В зависимости от конкретных исторических условий и исторического опыта народов отношение различных национальных компонентов характера может быть неодинаковым, и при рассмотрении его в целом и на длительную перспективу подходить к нему необходимо дифференцированно, учитывая различия в свойствах нации, которые могут быть как положительными, способствующими общественному и культурному прогрессу, так и отрицательными, ему препятствующими. В принципе, не существует ни духовной иерархии, ни иерархии наций по характеру, нет «высших» и «низших» наций.

Понятие «национальный характер» по своему происхождению не теоретико-аналитическое, а описательное . Впервые его стали употреблять путешественники, а за ними - географы и этнографы для обозначения специфических особенностей поведения и образа жизни разных наций и народов. При этом разные авторы имели в виду различные вещи. Поэтому синтетическая, обобщенная трактовка национального характера носит заведомо комбинированный и оттого недостаточно целостный характер. Следует также иметь в виду, что нация не абсолютная, а относительная общность характера, так как отдельные члены нации, наряду с общими для всей нации чертами, имеют, кроме того, индивидуальные черты, которыми они отличаются друг от друга.

Национальный характер давно является предметом научных исследований. Первые серьезные попытки были предприняты в рамках сложившейся в середине XIX в. в Германии школы психологии народов (В. Вундт, М. Лацарус, X. Штейнталь и др.). Основные идеи этой школы заключались в том, что главной силой истории является народ, или «дух целого», выражающий себя в искусстве, религии, языках, мифах, обычаях и т. д., в целом, в характере народа, или национальном характере. Американская этнопсихологическая школа в середине XX в. (А. Кардинер, Р.Ф. Бенедикт, М. Мид, Р. Мертон, Р. Липтон и др.) при построении целого ряда концепций национального характера исходила из существования у разных этносов специфических национальных характеров, проявляющихся в стабильных психологических чертах отдельной личности и отражающихся на «культурном поведении».

В настоящее время нет возможности выделить какое-либо целостное направление изучения национального характера. Его исследования проводятся в разных контекстах и с разных концептуально-теоретических позиций. Одни авторы до сих пор стараются отыскать заданные, чуть ли не непосредственно индивидуально наследуемые черты национального характера, разделяющие человечество на жестко фиксированные и противостоящие друг другу национально-этнические группы. Другие же ученые настаивают на том, что понятие «национальный характер» было и остается фикцией, мифом, так как национальный характер неуловим. Однако, хотя понятие «национальный характер» имеет ряд определенных трудностей в эмпирическом изучении, тем не менее неоспоримой реальностью остаются те взрывные проявления национального характера, которые особенно проявляются в экстремальных ситуациях.

Контрольные вопросы и задания

1. Какова структура этнического самосознания?
2. Как формируется и развивается этническое самосознание?
3. Раскройте содержание понятий «этническая идентификация» и «этническая самоидентификация».
4. Какие можно выделить типы этнической идентичности?
5. Что изучает этнопсихология и какое практическое значение она имеет?
6. Каковы содержание и структура понятий «национальное самосознание» и «национальное сознание»?
7. Что представляет собой национальный характер?
8. Раскройте природу и проявления этнических стереотипов.
9. Как и почему возникают этнические автостереотипы?
10. Что представляют собой этнические установки и предрассудки?
11. Попробуйте определить национальный характер «своего» этноса.
12. Охарактеризуйте психологические особенности хорошо известных вам этносов.

Литература

1. Белик А.А. Психологическая антропология: история и теория. - М., 1993. . .
2. Бороноев А.0., Павленко В.Н. Этническая психология. - СПб., 1994.
3. Вундт В. Проблемы психологии народов. - М., 1912.
4. Лебедева И. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. - М., 1999.
5. Лебон Г. Психология народов и масс. - М., 1995.
6. Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. - СПб., 1993.
7. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М., 1998.
8. Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. - М., 1998.
9. Токарев С.А. Этнопсихологическое направление в американской этнографии. - М., 1978.
10. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. - М., 1996.
11. Этническая психология и общество. - М., 1997.
12. Этнические стереотипы поведения. - Л., 1985.
13. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. - СПб.,
1991.
13. Шихирев П. Современная социальная психология. - М., 2000.

    Под воздействием, во власти, под властью Словарь русских синонимов. под влиянием нареч, кол во синонимов: 5 во власти (3) … Словарь синонимов

    Фаги, как и микроорганизмы, способны изменять все свои свойства: форму и размеры негативных колоний, спектр литического действия, способность к адсорбции на микробной клетке, устойчивость к внешним воздействиям, антигенные свойства.… … Биологическая энциклопедия

    A woman under influence … Википедия

    НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ СДЕЛКИ, СОВЕРШЕННОЙ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЗАБЛУЖДЕНИЯ - признание не имеющей силы сделки, совершенной под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение. Существенное значение имеет заблуждение относительно природы сделки либо тождества или таких качеств ее предмета, которые значительно снижают… … Большой экономический словарь

    Случаи пересмотра решений властей под влиянием общественного мнения - 28 января 1993 г. вышло постановление правительства РФ О мерах по обеспечению безопасности дорожного движения, которое запрещало с 1 июля 1993 г. регистрацию автотранспортных средств с правосторонним расположением руля, а с 1 января 1995 г.… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Анимацией, созданной под влиянием аниме, или америме (англ. amerime), или псевдоаниме, называют обычно анимационную продукцию, созданную за пределами Японии, но тем не менее использующую стилистику манги. Америме обычно пользуется… … Википедия

    Прил., кол во синонимов: 1 импульсивный (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Прил., кол во синонимов: 2 был тенью (10) сделавшийся тенью (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Закон Дюбуа-Раймона (1) о сокращении мышцы под влиянием электрического тока - Выраженность сокращения мышцы под влиянием электрического тока зависит не от абсолютной его силы, а от амплитуды и частоты его колебаний, то есть возбуждение мышцы является функцией изменения плотности тока во времени. Установил в 1845 г.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    действующий под влиянием рассогласования - — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия EN error actuated … Справочник технического переводчика

Книги

  • , Зайдельман Ф.Р. Категория: Экология Издатель: Кварта , Производитель: Кварта ,
  • Генезис и деградация черноземов Европейской России под влиянием переувлажнения: способы защиты и мелиорации , Зайдельман Ф.Р. , На протяжении последних десятилетий 20-ого столетия в лесостепной и степной зонах Европейской России реальной угрозой земледелию и экологии среды обитания биоты (втом числе и человека)… Категория: Экология Серия: Издатель:

«Здравствуй, глаголю, царю православный,

на престоле ти буди миру явный

Премудростию царя Соломона,

силою паки славна Македона».

Симеон Полоцкий. «Гусль доброгласная»


«Царь умер. Да здравствует царь!»

8 февраля 1676 скончался Алексей Михайлович Романов. За два года до этого в своем «новогоднем обращении» на Красной площади Тишайший объявил наследником престола царевича Федора. Тем не менее он оставил семейство в опасном положении, «предвещавшем большие смуты». Дело в том, что при дворе было два влиятельных клана, боровшихся за власть. С одной стороны, родственники первой жены Алексея, Марии Ильиничны Милославской, у которой родились наследник престола Федор, Иван, шесть дочерей, в том числе «мужеумная» Софья... С другой стороны, приближенные второй жены Тишайшего, Натальи Кирилловны Нарышкиной, и ее воспитатель боярин Матвеев. По свидетельству польского хрониста, Артамон Сергеевич Матвеев после смерти Алексея подкупил стрельцов и уговаривал бояр признать государем четырехлетнего Петра. Однако бояре взломали двери в покои, «взяли на руки Феодора, потому что сам идти не мог: ноги распухли, понесли, посадили на престол и сейчас же начали подходить к руке, поздравляя на царстве».

Вертоград многоцветный

Несмотря на свою болезнь, Федор Алексеевич очень любил верховые прогулки. Годовалому наследнику подарили игрушечного конька, с тех пор лошади стали настоящей страстью. Взойдя на престол, он вникал во все подробности коннозаводства и не стеснялся выменивать лошадей даже у иностранных послов! Другой любовью Федора была стрельба из лука. Частенько устраивались соревнования в стрельбе по мишеням или же военные игры, например перестрелка через Крымский брод на Москве-реке.

Федор Алексеевич получил, по тем временам, блестящее образование. Учителем царских детей был поэт и богослов Симеон Полоцкий. И хотя его называли «верхоглядом» и «борзописцем», Симеон Ситиянович был хорошим педагогом, который умел «подсластить науку» и мог приохотить воспитанников к учению. Он перекладывал на стихи деяния римских императоров, события Ветхого и Нового завета, писал поэтические нравоучения, и в таком удобоваримом виде преподносил ученикам. Несколько тысяч подобных «педагогических» виршей Симеона Полоцкого вошли в сборник «Вертоград многоцветный».

Благодаря своему учителю, Федор Алексеевич тоже «великое искусство в поезии имел и весьма изрядные вирши складывал», он помогал Полоцкому в поэтическом переложении Псалтыря, считается, что перевод 132 и 145 псалмов принадлежит Федору. Молодой царь знал польский, греческий языки, отчасти латынь, любил живопись, музыку, он преобразовал придворную капеллу и одобрил переход со старых крюковых нот на европейскую линейную нотную запись. Федор Алексеевич очень интересовался архитектурой, Малый дворец в Кремле и Алексеевская церковь Чудова монастыря были построены по его чертежам, да и канализацию в Кремле впервые провели при Федоре.

Наша тихость

Практически все историки XIX века считали, что Федор Алексеевич из-за своего возраста и болезни правил «лишь номинально», и постоянно находился под влиянием тех или иных придворных группировок. Однако венценосный юноша, в торжественных случаях величавший себя «наша тихость», был «одарен постоянством царским», его политический курс был стабильным и последовательным, что редко случается, когда государь испытывает давление множества партий, последовательно приходящих к власти. Похоже, молодой царь сам вникал во все государственные дела. Так, уже на третий день своего правления Федор Алексеевич расширил значение Думы: «Боярам, окольничим и думным людем съезжаться в Верх в первом часу (то есть с рассветом) и сидеть за делы», - объявил царь, а в дальнейшем увеличил число думцев с 66 до 99 человек. Дума при Федоре работала очень продуктивно. Кстати, Федор Алексеевич установил единое время работы чиновников: пять часов с рассвета и пять часов перед закатом.

Молодой царь изменил систему приказов, сократив их число с 43 до 38, упразднил очень важный при Алексее Михайловиче Приказ Тайных дел, стоявший вне или даже над единой административной системой, уничтожил традицию воеводских «кормлений», отныне воеводы получали государево жалование, и не должны были брать подношений.

Отмена местничества

В 1681 году закончилась русско-турецкая война. По условиям Бахчисарайского мирного договора Россия присоединила Левобережную часть Малороссии и Киев. Участвовавшие в этой войне полки нового строя, сформированные на западный манер, сражались хорошо, но неприятели показали «новые в ратных делах вымыслы». Поэтому Федор Алексеевич выпустил указ о созвании собора служилых людей для «устроения и управления ратного дела».

Выборные говорили о необходимости ввести европейское разделение войска на роты вместо сотен, а также подали мысль об уничтожении местничества - системы распределения должностей, когда человек назначался согласно месту в служебной иерархии, которое занимали его предки. Назначения на ту или иную должность вызывали множество распрей и разбирательств, спор о том, кто должен командовать войском, мог возникнуть даже накануне сражения!

На Соборе Федор Алексеевич произнес речь о том, что чины должны даваться по разуму и заслугам, «посему государь может жаловать новых людей в боярство, не унижая ни их, ни старые роды». 12 января 1682 года царь приказал всем боярам «быть без мест». Разрядные книги собрали и сожгли в сенях царской передней палаты.

Женитьба

В первые годы правления Федора Алексеевича власть при дворе захватили Милославские, «люди с легкою нравственностию», как писал о них Сергей Соловьев. Однако в 1679 году власть Милославских пошатнулась. На крестном ходе «между многим смотрящим народом» царь увидел девушку, которая ему чрезвычайно понравилась. Это была дочь смоленского шляхтича Агафья Семеновна Грушецкая, жившая в доме дяди, думского дворянина Семена Ивановича Заборовского.

Намерение царя жениться неприятно поразило родню. «Мама его и дятька, хотя женить его на иной, Грушецкую многими неистовствы порицали», а Иван Ильич Милославский стал распускать слухи: «Мать ея и она в некоторых непристойностях известны!» Федор все же женился на Агафье. После свадьбы царица, «разсудя слабость человеческую», простила Милославского, но царь запретил ему являться ко двору.

Под влиянием Агафьи Семеновны придворный быт сильно изменился, царь и сам переоделся в польское платье, и запретил придворным носить русские охабни и однорядки. Бояре стали брить бороды и в открытую курили табак. Царица свободно появлялась перед людьми и восседала рядом с царем, что раньше позволяла себе лишь Марина Мнишек.

Счастье Федора Алексеевича длилось недолго, 21 июля 1681 года Агафья Семеновна родила наследника престола Илью, а через три дня скончалась. Вскоре умер и царевич. Историк Василий Татищев писал: «его величество настолько опечалился, что несколько дней ни с кем говорить и брашна употреблять не хотел... И его величество от такой печали вскоре заболел».

Через полгода Федор Алексеевич женился во второй раз, на Марфе Матвеевне Апраксиной. А еще через два месяца, 7 мая 1682 года, преставился, не отдав распоряжений о престолонаследии.

Братья

Деятельность Федора Алексеевича была прологом к реформам Петра I, и именно при Федоре были начаты преобразования, сделавшие младшего брата Императором Всероссийским. Подворное налогообложение жителей «по животам и промыслам», которое ввел Федор, - это первый шаг к подушной подати Петра, создание воеводского и местного приказного управления подготовило губернскую реформу Великого реформатора, а борьба с влиянием патриарха Иоакима завершилась при Петре отменой патриаршества.

В своем реформаторском стремлении братья были очень похожи: при Федоре Алексеевиче готовился проект введения в России чинов - прообраза петровской Табели о рангах, был разработан проект создания первого высшего учебного заведения - Славяно-греко-латинской академии, которая должна была не только обучать, но и надзирать за вопросами веры и бороться с ересями...

Главное различие между братьями - в отношении к народу. Петр, стремясь воплотить свою мечту о «регулярном государстве», «людишек» рассматривал только как строительный материал, глину для обжига, недаром в его царствование население сократилось на несколько миллионов. Федор же видел в людях богатство страны и постоянно заботился о благосостоянии подданных. Он строил приюты для нищих, хотел открыть приюты для сирот и детей убогих родителей, где должно учить воспитанников различным наукам, чтобы вместо тунеядцев страна получила зажиточных граждан. Но ранняя смерть помешала свершить много «полезного и народу потребного».

  • 1. Социальное влияние – это такое поведение какого-либо человека, которое имеет своим следствием изменение образа действий другого человека, его чувств или мыслей по отношению к некоему стимулу. Власть понимается как наличие силы, имеющейся в распоряжении субъекта (агента влияния) для того, чтобы мотивировать определенное изменение объекта влияния. Власть возникает вследствие зависимости одних людей от других. Чем больше эта зависимость, тем больше и потенциальная власть. Обычно власть ассоциируется с тем или иным принуждением, пусть даже в мягкой форме.
  • 2. Выделяют три следующих процесса, благодаря которым люди оказываются под тем или иным влиянием: уступчивость, идентификация и интернализация. Одно и то же поведение может быть производным любого из этих процессов или их сочетания. Уступчивость проистекает из того, что человек (объект влияния) прикидывает про себя, какова может быть "цена" непослушания. Идентификация происходит тогда, когда человек (объект влияния) оказывается под влиянием какого-либо другого лица вследствие его привлекательности. Интернализация осуществляется тогда, когда агент влияния обладает достаточной компетентностью, чтобы пользоваться доверием других людей.
  • 3. Д. Френч и Б. Рэйвен предложили классификацию различных основ власти, выделив власть вознаграждения, принуждения, экспертную, информационную, референтную и легитимную. Власть вознаграждения основана на способности агента влияния каким-либо образом наградить другое лицо в случае признания позитивных итогов деятельности последнего. Власть принуждения подразумевает способность агента влияния наказать объект влияния. Власть экспертная основана на том, что объект влияния приписывает агенту влияния значительное превосходство в знаниях или опыте. Власть информационная проистекает из убедительного содержания какого-либо сообщения самого по себе. Власть референтная основана на идентификации объекта влияния с агентом влияния. Власть легитимная базируется на убеждении объекта влияния, что субъект влияния имеет законное право осуществлять на него свое влияние. Имеется также ряд форм легитимной власти, которые являются более тонкими, вытекающими из других социальных норм. Это легитимная власть взаимности, справедливости и ответственности (зависимости). Различные основания власти часто проявляются на практике не обособленно, а в различных сочетаниях.
  • 4. Авторитет – это общепризнанное влияние какого-либо лица или организации в тех или иных сферах общественной жизни. Авторитет выступает одной из форм осуществления власти.
  • 5. Использование тех или иных источников власти может заметным образом влиять на людей как в роли объектов влияния, так и в роли его субъектов.
  • 6. Характерные черты авторитарной личности – это потребность в повиновении могущественному легитимному авторитету и приверженность традиционным ценностям, ригидность мышления, устойчивая антипатия в адрес "чужих" групп.
  • 7. В соответствии с моделью "действия власти" Д. Кипниса выбор каким-либо индивидом средств влияния зависит от: 1) ресурсов, имеющихся в распоряжении данного индивида; 2) силы своего собственного сдерживания при обращении к какой-либо основе власти; 3) сопротивления, которого индивид ожидает со стороны объекта влияния.