Социология ее объект предмет и метод. Учебное пособие: Предмет и методы социологии. Социология как наука

Термин социология происходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение». Таким образом, социологию можно определить как науку об обществе.

Такое же определение этого термина дает известный американский ученый Дж. Смелзер . Однако это определение довольно абстрактно, так как общество в различных аспектах изучают и многие другие науки.

Для того, чтобы понять особенности социологии, необходимо определить предмет и объект этой науки, а также ее функции и методы исследования.

Объектом любой науки выступает часть внешней реальности, выбранной для изучения, обладающая определенной завершенностью и целостностью. Как уже было отмечено, объектом социологии является общество, однако при этом наука исследует не отдельные его элементы, а все общество как целостную систему. Объектом социологии является совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Понятие социального можно рассматривать в двух смыслах: в широком смысле оно аналогично понятию «общественное»; в узком смысле социальное представляет лишь аспект общественных отношений. Социальные отношения складываются между членами общества, когда они занимают определенное место в его структуре и наделены социальным статусом.

Следовательно, объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.

Предметом науки является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.

Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:

1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт ) ;

2) социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях (Э. Дюркгейм ) ;

3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер ) ;

4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (марксизм ).

В современной отечественной научной литературе сохраняется марксистское понимание предмета социологии. Необходимо отметить, что это таит в себе определенную опасность, так как представление общества в виде базиса и надстройки ведет к игнорированию личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры.

Поэтому более рационально предметом социологии следует считать общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, взаимодействующих между собой. Причем главным механизмом этого взаимодействия является целеполагание.

Итак, учитывая все указанные особенности, можно определить, что социология – это наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации, в действиях и взаимодействиях членов общества.

Как любая наука, социология выполняет определенные функции в обществе, среди которых можно выделить следующие:

1) когнитивная (познавательная) – социологические исследования способствуют накоплению теоретического материала о различных сферах социальной жизни;

2) критическая – данные социологических исследований позволяют проверить и оценить социальные идеи и практические действия;

3) прикладная – социологические исследования всегда направлены на решение практических задач и всегда могут использоваться для оптимизации общества;

4) регулятивная – теоретический материал социологии может использоваться государством для обеспечения социального порядка и осуществления контроля;

5) прогностическая – на основе данных социологических исследований можно составлять прогнозы развития общества и предотвращать негативные последствия социальных действий;

6) идеологическая – социологические разработки могут быть использованы различными общественными силами для формирование своей позиции;

7) гуманитарная – социология может способствовать совершенствованию общественных отношений.

Еще одним отличительным признаком социологии как науки является набор методов исследования. В социологии метод – это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.

Можно выделить три уровня методов изучения социальных явлений и процессов.

Первый уровень охватывает общенаучные методы, используемые во всех гуманитарных областях знаний (диалектический, системный, структурно-функциональный).

Второй уровень отражает методы смежных социологии гуманитарных наук (нормативный, сравнительный, исторический и др.).

Методы первого и второго уровней основываются на универсальных принципах познания. К ним относятся принципы историзма, объективизма и системности.

Принцип историзма предполагает исследования социальных явлений в контексте исторического развития, их сопоставление с различными событиями истории.

Принцип объективизма означает изучение социальных явлений во всех их противоречивости; недопустимо изучение только положительных либо только отрицательных фактов. Принцип системности подразумевает необходимость исследования социальных явлений в неразрывном единстве, выявление причинно-следственных связей.

К третьему уровню можно отнести методы, характеризующие прикладную социологию (опрос, наблюдение, анализ документов и др.).

Собственно социологические методы третьего уровня основываются на применении сложного математического аппарата (теории вероятности, математической статистики).


| |

Под объектом, как правило, понимают круг явлений (феноменов), подлежащих ее изучению. Объектом социологического познания является общество. Термин социология происходит от латинского «societas» – общество и греческого «logos» – «учение», означая в буквальном переводе «учение об обществе». В широкий научный оборот, данный термин ввел в середине ХГХ в. французский философ Огюст Конт. Но и до этого великие ученые и философы человечества занимались исследованием и осмыслением проблем общества, различными аспектами его функционирования, оставив миру богатейшее наследие и непревзойденные работы в этой области. Проект социологии у Конта подразумевал, что общество – особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам. Практический смысл социологии – участие в совершенствовании общества, которое в принципе поддается такому совершенствованию.

Социальная жизнь тесно связана с жизнью отдельного индивида и влияет на поведение каждого человека. Таким образом, объектом изучения социологии является социальная реальность, сам человек и все то, что его окружает, что он создал своими руками.

Под предметом исследования обычно понимают совокупность характеристик, качеств, свойств объекта, представляющих особый интерес для данной науки. Предмет социологии – это социальная жизнь общества, т. е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной – социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая – вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей.

Общество можно представить как систему взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и институтов, форм и методов социального контроля. Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она играет или занимает в этих социальных общностях и институтах. При этом под статусом понимается положение человека в обществе, определяющее доступ к образованию, богатству, власти и проч. Таким образом, социология изучает социальную жизнь, т. е. взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.

Именно совокупность таких действий образует социальный процесс в целом, и в нем можно выделить некоторые общие тенденции, которые являются социологическими законами. Отличие социологических законов от математических, физических, химических состоит в том, что первые приблизительны и неточны, они могут произойти или не произойти, т. к. полностью зависят от воли и действий людей и носят вероятностный характер. Можно заранее прогнозировать события, управлять ими и просчитывать возможные альтернативы, выбирая предпочтительный вариант. Роль социологии и социологических исследований неизмеримо возрастает в кризисных ситуациях, когда важным становится учет общественного мнения, его переориентация и смена идеалов и парадигм.

Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие в людях изменения, при этом делая упор на выявление альтернатив развития. Социологические знания выступают как единство теории и практики, эмпирики. Теоретические исследования представляют собой объяснение социальной реальности на основе законов, эмпирические исследования – это конкретная развернутая информация о процессах, происходящих в обществе (наблюдения, опросы, сравнения).

2. Определение социологии как науки

Из обозначения объекта и предмета формируется определение социологии как науки. Его многочисленные варианты при разных формулировках имеют содержательную тождественность или близость. Социология определяется в разнообразных вариантах:

1) как научное изучение общества и общественных отношений (Нейл Смелзер, США);

2) как наука, изучающая практически все социальные процессы и явления (Энтони Гидденс, США);

3) как изучение явлений взаимодействия людей и явлений, вытекающих из этого взаимодействия (Питирим Сорокин, Россия – США);

4) как наука о социальных общностях, механизмах их становления, функционирования и развития и т. д. Разнообразие определений социологии отражает сложность и многогранность ее объекта и предмета.

3. Понятие общества как основной категории социологии

Общество – это основная категория социологии, главный предмет ее изучения. В широком смысле слова общество – целостная организация людей, в рамках которой осуществляется их совместное проживание, это единый социальный организм, обладающий своими элементами, пространственными и временными границами. Степень организации обществ бывает разной в зависимости от исторических и природных условий. Но общество всегда многоуровневая система, которую можно условно разделить на отдельные этажи. При этом на верхнем этаже будет представлено общество в целостном виде. Чуть ниже стоят социальные институты – группы людей, сохраняющие длительное время стабильность и устойчивые формы (брак, семья, государство, церковь, наука), социальные общности людей (такие как нация, народ, класс, группа, слой). И, наконец, нижний этаж – индивидуальный мир человека.

Общество состоит из подсистем: экономической (материальная сфера), политической (управляющая система), социальной (социальные связи – этнические, национальные, культурные, религиозные отношения).

4. Понятие «социальное». Основные подходы к социологическому анализу

Социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей (общественных отношений) социальных общностей (классов, групп людей) в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или социальной группы. Именно в процессе взаимодействия друг с другом люди оказывают воздействие друг на друга и тем самым способствуют тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Можно выделить следующие основные черты, которые характеризуют специфику социального.

Во-первых, это общее свойство, присущее различным группам людей и являющееся результатом их взаимоотношений.

Во-вторых, это характер и содержание отношений между различными группами людей, находящихся в зависимости от занимаемого ими места и от той роли, которую они выполняют в различных общественных структурах.

В-третьих, это есть результат «совместной деятельности различных индивидов», проявляющийся в общении и в их взаимодействии.

Социальное возникает именно в ходе взаимодействия людей, обусловливается различиями их места и роли в конкретных общественных структурах.

Основные подходы к социологическому анализу. При социологическом анализе общества наблюдаются две традиции, два подхода: макро– и микросоциологические. Макросоциологический или органистический подход (представители Платон и Аристотель) предполагает, что общество – единое целое, структурированное на части. Метод, которым пользуются ученые в рамках такого подхода, – философский анализ (индукция, дедукция, анализ, синтез).

Микросоциологический или атомистический подход (представители Демокрит и Лейбниц) подразумевает, что главное – человек, а общество является суммой индивидов. Метод использования – эмпирический, т. е. опытный анализ (наблюдения, опросы, эксперименты). Важно уметь сочетать эти два подхода, а достоверные социологические знания являются следствием того, что макро– и микроуровни рассматриваются в тесной взаимосвязи.

Объект социологии

Понятие, предмет, объект и метод социологии

Любая научная дисциплина имеет свой объект и свой предмет исследования. Под объектом, как правило, понимают круг явлений (феноменов), подлежащих ее изучению. Чем более общий характер носит наука, тем шире этот круг явлений. Объектом социологического познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского societas - «общество» и греческого logos - «учение», означая в буквальном переводе «учение об обществе». В широкий научный оборот данный термин ввел в середине XIX в. французский философ Огюст Конт. Но и до этого великие ученые и философы человечества занимались исследованием и осмыслением проблем общества, различными аспектами его функционирования, оставив миру богатейшее наследие в этой области. Проект социологии у Конта подразумевал, что общество - особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам. Практический смысл социологии - участие в совершенствовании общества, которое, в принципе поддается такому совершенствованию. Социальная жизнь тесно связана с жизнью отдельного индивида и влияет на поведение каждого человека. Таким образом, объектом изучения социологии является социальная реальность, сам человек и все то, что его окружает. Человеческое общество - это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая и которых имеет свой ракурс изучения общества, т.е. свой предмет.

Под предметом исследования обычно понимают совокупность характеристик, качеств, свойств объекта, представляющих особый интерес для данной науки. Предмет социологии - это жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей.

Люди взаимодействуют, объединяясь в различные общности, социальные группы. Их деятельность носит преимущественно организованный характер. Общество можно представить как систему взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и институтов, форм и методов социального контроля. Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она играет или занимает в этих социалышх общностях и институтах.



При этом под статусом понимается положение человека в обществе, определяющее доступ к образованию, богатству, власти и пр. Роль можно определить как ожидаемое от человека поведение, обусловленное его статусом. Таким образом, социология изучает социальную жизнь, т.е. взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.

Исходя из этого, ключевым понятием социологии является взаимоизменение. Оно состоит из единичных изменений, но это не любой поступок, а социалыюс действие. В таком действии есть субъект или группа людей, их можно наблюдать эмпирически, в таком действии всегда есть цель, процесс и результат. Именно совокупность таких действий образует социальный процесс в целом, и в нем можно выделить некоторые общие тенденции, которые являются социологическими законами. Отличие социологических законов от математических, физических, химических состоит в том, что первые приблизительны и неточны, они могут произойти или не произойти, т.к. полностью зависят от воли и действий людей и носят вероятностный характер. Если мы точно знаем, что дважды два всегда будет четыре, а путь - это скорость, умноженная на время, то общественные явления и процессы не укладываются в столь четкие рамки и могут реализоваться либо не реализоваться в зависимости от настроений и деятелыюсти людей в сочетании со многами объективными и субъективными факторами. Все же можно заранее прогнозировать события, управлять ими и просчитывать возможные альтернативы, выбирая предпочтительный вариант. Конечно, роль социологии и социологических исследований неизмеримо возрастает в кризисных ситуациях, когда важным становится учет общественного мнения, его переориентация и смена идеалов и парадигм.

Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, кулыурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие в людях изменения, при этом делая упор на выявление альтернатив развития.

Социологические знания выступают как единство теории и практики, эмпирики.

Теоретические исследования представляют собой объяснение социальной реальности на основе законов, эмпирические исследования - это конкретная развернутая информация о процессах, происходящих в обществе (наблюдения, опросы, сравнения).

Термин «социология» был впервые использован французским ученым Огюстом Контом (1798–1857) в работе «Курс позитивной философии» (1842 г.). Он происходит от латинского слова societas (общество) и греческого слова logos (наука, знание). Таким образом, в буквальном понимании, социология – это наука об обществе. Первоначально Конт называет социологию социальной физикой. Эта наука, по его мнению, должна заимствовать у естественных наук объективность, проверяемость, доказательность. Социология в понимании Конта отождествлялась с обществоведением в целом. На современном этапе за социологией закрепилось специфичное место в системе наук, для понимания которого начнем с определения ее объекта и предмета.

Объект науки – это часть окружающего мира, на которую направленный исследовательский интерес. Объект науки всегда отвечает на вопрос «что изучает наука». Природа, животный и растительный мир, человек, общество, культура и прочее могут выступать объектом исследования различных наук. Так, например, животный мир может быть объектом изучения биологии, зоологии, психологии, палеонтологии и т.д. Человек, общество и культура изучаются социологией, философией, историей, психологией, культурологией и т.д. Таким образом, науки часто отличаются одна от одной не объектом, а предметом изучения.

Предмет науки – сторона объекта, угол зрения, под которым он изучается. Следуя такой логике, каждому объекту исследования может отвечать несколько предметов. Например, кирпичный дом как часть окружающего мира, может выступать объектом исследования разных специалистов, но интересовать их будут разные аспекты. Экономиста могут заинтересовать затраты на его строительство, архитектора – архитектурный стиль, эколога – влияние на окружающую среду и т.д.

Объектом социологии выступает общество или социальная реальность , которая окружает людей. Поскольку общество и социальная реальность – слова многозначные, поэтому нужно, прежде всего, определиться с их значением в социологии. Под термином «общество» социологи обычно понимают исторически сложившийся тип социальной организации, социальных связей и отношений между людьми. Такая социальная организация явлений и процессов возникает вследствие совместной жизни и взаимодействия людей, влияет на их способ мышления и поведение, проявляется в действиях, словах, вещах, сделанных людьми. Совместная жизнь людей, или, социальная реальность выступает для социологов материалом научного поиска, или объектом.

Объект социологии в целом совпадает с объектом других общественных наук: демографии, социальной психологии, этнографии, экономики, политологии и т.д. Но у каждой общественной науки есть свой специфический предмет. Именно предмет, а не объект определяет содержание той или другой науки. В случае социологии предметную область познания создают явления и процессы, которые описываются и объясняются с помощью таких понятий как «общество», «социально взаимодействие», «социальные группы», «социальная структура», «социальные институты», «социальное неравенство», «социальные конфликты», «социальные изменения», «социальные статусы», «социальные роли» и другие.

Определение предмета социологии путем перечисления явлений и процессов, которые входят в область исследовательского интереса этой науки, практически невозможно, во-первых, так как он будет слишком большой, во-вторых, он никогда не будет полным, так как постоянно пополняется в процессе развития социологии. Поэтому определение предмета социологии должно базироваться на раскрытии содержания ключевого для этой науки понятия – понятия «социальное».

В обыденной речи слово «социальное» используется в широком и узком значениях. В широком значении это понятие объединяет все разновидности явлений, которые касаются совместной жизни людей – экономические, политические, религиозные, правовые и т.п. В узком значении оно употребляется для выделения наряду с политикой и экономикой особой сферы общественной жизни – социальную, которая включает в себя образование, здравоохранение, помощь малообеспеченным и т.п.

С социологической точки зрения социальное в широком значении есть не просто сумма экономических, политических, правовых, религиозных и прочих явлений и процессов, а связь, взаимозависимость между ними. Об экономических явлениях и процессах мы говорим как о социальных, когда хотим подчеркнуть, например, что способы организации бизнеса в стране зависят не только от представлений об экономической эффективности, но и от политического устройства и от этических норм, характерных для господствующей в стране религии.

Социальное в узком значении – это не просто сегмент общественной жизни, который включает все то, что не вошло в сферу политики и экономики, а те явления и процессы совместной жизни людей, которые обусловлены не стремлением к власти и управлению друг другом, не стремлением к богатству и конкуренции друг с другом, а стремлением принадлежать к обществу , стремлением к солидарности друг с другом.

Таким образом, социологическое использование понятия «социальное» предусматривает рассмотрение явлений и процессов под особым углом зрения, согласно которому они социально обусловлены, т.е. обусловлены связями, которые возникают между различными видами деятельности, событиями и ситуациями в ходе совместной жизни людей. Изучение социальной обусловленности явлений, происходящих в обществе возможно только через изучение законов, закономерностей и механизмов его функционирования и развития.

Поэтомупредмет социологии может быть определен как выявление социальной обусловленности явлений социальной реальности через изучение законов, закономерностей и механизмов функционирования и развития общества.

Более четко предмет социологии будет очерчен при рассмотрении соотношения социологии с другими науками, изучающими общество.

Философия рассматривает общество как специфическую часть мироздания и пользуется другими, предельно общими понятиями и категориями. Она смотрит, как в обществе действуют общефилософские законы (например, основной закон философии применительно к обществу рассматривается как вопрос о соотношении общественного бытия и общественного сознания).

Социология и другие специальные науки (экономика, политология, право и пр.):

Специальные науки изучают отдельные сферы общества, отдельные виды отношений, социология же изучает общество как целостность, как целостный функционирующий и развивающийся социальный организм, анализирует взаимодействие основных сторон, подструктур общества, что позволяет раскрыть особенности общества как целостности. Отдельные явления и процессы интересуют социологию с точки зрения их роли и места в системе общественных отношений, в структуре единого функционирующего организма.

Структура и функции социологии. Социология как наука сегодня представляет собой органическое единство и сбалансированность двух направлений – теоретического и эмпирического. В начале третьего тысячелетия социологическое знание имеет трехуровневую внутреннюю структуру:

1) Общесоциологические теории. Они описывают общество как единую систему во взаимодействии основных элементов, механизмы функционирования общества как целостного организма.

Однако единой общесоциологической теории не существует. Этот факт можно объяснить тем, что социокультурная система, которую изучают социологи, намного сложнее, чем физические или технические системы. На поведение человека влияет огромное количество факторов, которые дают возможность разнообразных социологических объяснений. Также на формирование социологических теорий влияют разные философские, мировоззренческие, политические парадигмы, которые обуславливают разные исходные тезисы и подходы к формированию теорий. Поэтому в общесоциологической теории существует несколько конкурирующих между собой теоретических направлений – это структурный функционализм и теория конфликта.

Присущий социологии теоретический плюрализм, бесспорно, усложняет социологическое знание, вносит элементы неопределенности, разрешает по-разному трактовать факты. Но надо помнить, что в науке конкуренция направлений – явление скорее положительное, оно способствует саморазвитию науки, добавляет ей гибкости. В частности, большинство социологов, независимо от того к каким школам и направлениям они принадлежат, признают, что теоретические подходы имеют разную эффективность в зависимости от объекта и цели исследования. Так, функциональный подход приобретает высокую эффективность при изучении нормально действующих социальных механизмов и конструкций в условиях социальной стабильности. Однако он не дает ответа на вопрос: почему происходят войны и революции, почему одни империи гибнут, а на смену им появляются другие? На эти вопросы пытается ответить теория конфликта, поэтому ее используют для исследования социальных потрясений, причин революций, случаев распада социальных систем, классовых и национальных противоречий и антагонизмов.

Общесоциологическая теория существует не как самоцель, а как средство интерпретации разнообразных общественных явлений. Поэтому следующим шагом развития социологии было ее приближение к реальной жизни и разветвлению соответственно конкретным, поставленных перед ней задач.

2) Теории среднего уровня. В ХХ веке социология большей частью развивалась по отдельным направлениям, которые получили название отраслевой социологии или теорий среднего.

Фактически все социальные подсистемы, социальные общности и социальные процессы описываются соответствующей социологической теорией. Социология семьи, социология образования, социология политики, социология экономики, социология культуры, социология религии, социология молодежи, социология города, социология преступности, социология организаций – лишь некоторые из них. Представление о многообразии областей современной социологии дает организационная структура Международной социологической ассоциации. В ассоциации действует свыше 50 исследовательских комитетов и рабочих групп, которые объединяют научных работников, специализирующихся на исследованиях в отдельных областях социологии.

Благодаря специальным социологическим теориям происходит эффективное взаимодействие между общесоциологической теорией и эмпирическими исследованиями. Согласно удачному замечанию Р. Мертона, теории среднего уровня играют роль «мостика», объединяющего высокую теорию и эмпирические исследования.

3) Эмпирические исследования. Этот уровень социологического знания связан со сбором, описанием, классификацией и интерпретацией конкретных фактов. Эмпирическая социология оперирует фактами, частотами, процентами, числовыми показателями и математическими индексами, она отображает социальную реальность в количественном измерении. Чаше всего непосредственным объектом эмпирических исследований выступает человек или социальная группа как носители первичной социальной информации. Известнейшей и популярнейшей формой таких исследований является анкетный опрос.

Функции социологии:

1. Теоретико-познавательная – социология накапливает и систематизирует знания об обществе, его составляющих, социальных механизмах, об основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития.

2. Методологическая – социология дает исходные знания об обществе как целостной системе, эти положения имеют методологическое значение для других наук об обществе.

3. Информационная – социология дает представление о состоянии социальных процессов; информационная функция – это сбор, систематизация и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация – это самый оперативный вид социальной информации.

4. Прогностическая – выдача социальных прогнозов, краткосрочных и долгосрочных. Прогноз опирается на открытую тенденцию развития социальных явлений.

5. Функции социального проектирования и социальной технологии – социология определяет оптимальный путь решения практических проблем, разрабатывает методы, способы, приемы управленческих решений, т.е. разрабатывает социальную технологию.

6. Мировоззренческая – социология выступает основой формирования у человека целостной картины мира, основой его мировоззрения.

Методологические подходы к анализу общества. Существует два основных подхода к анализу общества: макросоциологический и микросоциологический.

Макросоциологический

Микросоциологический

Общество – это целостный организм, поэтому, только анализируя общество как целостность, можно понять тенденции его развития и поведение отдельных личностей.

Подход тесно связан с социальной философией.

Общество – это абстрактное понятие, реальны лишь индивиды. Следовательно, постичь своеобразие общества в целом возможно только путем изучения социального взаимодействия индивидов.

Подход тесно связан с социальной психологией.

Основные теории:

Функционализм

Конфликтный подход

Основные теории:

Символический интеракционизм

Теория ролей

Теория социального обмена

Функционализм : Основные идеи функционализма были сформулированы Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом, Т. Парсонсом, Р. Мертоном.

Общество – единый организм, который состоит из элементов, выполняющих определенные функции. Эти функции направлены на обеспечение целостности и устойчивости общества.

Р. Мертон считает, что элементы социальной системы не обязательно выполняют позитивные для всей системы функции, т.е. они могут причинять системе вред. Кроме того, не все функции элементов системы очевидны. Таким образом, Р. Мертон ввел понятия дисфункций и скрытых (латентных) функций.

Конфликтный подход : Р. Дарендорф, Л. Козер.

Если функционализм делает акцент на механизмах, которые сохраняют общество, то конфликтология обращает внимание на механизмы, выводящие общество из равновесия.

Основные положения конфликтного подхода:

    Любые ресурсы в обществе ограничены, следовательно, распределяются неравномерно.

    Неравномерное распределение ресурсов вызывает конфликт.

    Конфликты ведут к реорганизации общественного устройства.

    В результате возникает новый вид неравенства.

В конфликтном направлении существует 2 течения :

1. Представитель – Л. Козер : благодаря конфликту система становится устойчивой, для этого конфликт надо направлять по нужному руслу, конфликт – естественное состояние общества. Причина конфликта – борьба за ресурсы.

2. Представитель – Р. Дарендорф . Конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых. Главная причина конфликта – неравномерное распределение авторитета или власти.

Символический интеракционизм (или теории взаимодействия): Дж. Мид, Ч. Кули.

Если другие воспринимают общество как нечто изначально существующее, как совокупность готовых, законченных структур, то в символическом интеракционизме общество – продукт постоянного взаимодействия людей, и то, как они взаимодействуют, определяет специфику общества.

Основные положения интеракционизма :

    Люди живут и действуют не в мире объектов, а в мире символов.

    Символы возникают в ходе социального взаимодействия.

    Значения символов могут изменяться на основе процессов взаимодействия.

Символ – вещь, имеющая значение.

Социальная жизнь возможна, потому что некоторые группы людей разделяют систему общих символов. В других символических системах взаимодействовать трудно.

Теория ролей : Дж. Морено.

С его точки зрения жизнь – это театр.

    Как и актеры, члены общества занимают определенные позиции, статусы в обществе.

    Актеры придерживаются сценария, а человек – писаных и неписаных норм.

    Актеры подчиняются режиссеру, а члены общества тому, у кого статус, власть.

    Актер реагирует на роль партнера, а люди на роли друг друга, корректируют свое поведение.

    Актеры реагируют на публику, а члены общества – на другие группы, в первую очередь – на референтную группу.

    Актер проигрывает роль в зависимости от таланта, а человек от знаний роли, ее усвоения, возможности понять другого, войти в его положение, а также под влиянием «Я образа», понимания самого себя, навыков проигрывания этих ролей.

Теории обмена : П. Блау, Дж. Хоманс.

Социальный мир – это рынок, где люди вступают в сложную сеть обменных операций. Люди располагают определенными ресурсами, которые могут быть обменены на другие ресурсы.

Люди рассчитывают ценность своих ресурсов и ценность тех ресурсов, которые они могут получить взамен. На базе этих расчетов они обмениваются ресурсами, и система таких обменов лежит в основании общественного устройства. Конфликт объясняется тем, что одна из обменивающихся сторон посчитала сделку для себя невыгодной.

Аксиомы теории обмена:

    Чем больше будет вознаграждаться человеческое действие, тем выше будет вероятность повторения этого действия.

    Если получение вознаграждения за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек будет стремиться воссоздать эти условия.

    Если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий для его получения.

    Когда потребности человека в вознаграждении близки к насыщению, данный вид деятельности становится менее привлекательным

Таким образом, социология – это наука об обществе как целостном организме, тенденциях, социальных законах и механизмах функционирования и развития общества через изучение его составных элементов (личности, социальных групп и социальных институтов), которая интегрирует теоретические и эмпирические знания и методы, опирается на макросоциологические и микросоциологические подходы.

Третью группу методов, которые использует социология при изучении своего предмета, представляют методы, хотя и заимствованные социологией в своё время у других наук (антропология, этнография и др.), но ставшие, в конечном счёте, по отношению к ней её собственными, «родными»: отобрать их у социологии – значило бы лишить её жизни. Эти методы настолько широко применяются в социологии, что они стали даже называться социологическими. Они являются методами сбора первичной информации . Их называют ещё в отличие от теоретических (общенаучных, общесоциологических) эмпирическими методами.

Среди этой группы методов главными являются наблюдение, выборочное исследование (опрос), анализ документов, экспериментальный метод. Остановимся коротко на каждом из них в отдельности.

Наблюдение – это метод сбора первичной социальной информации посредством прямой, непосредственной регистрации событий, явлений, процессов в тех конкретных условиях, в которых эти события (процессы) происходят. Этот метод сначала был использован в этнографии, а затем заимствован и весьма успешно использован создателями социологии. Его главное достоинство – непосредственность впечатлений исследователя (как говорится «своими глазами видел»). Но у данного метода есть и свои минусы. Главный из них – невозможность гарантировать репрезентативность полученных таким образом данных по той причине, что наблюдением не удаётся охватить достаточно широкий круг явлений. А следовательно, есть вероятность допущения ошибок в интерпретации событий. Чтобы этого избежать, наблюдение применяют, как правило, в сочетании с другими приёмами получения первичной информации.

В практике социологических исследований используются различные виды наблюдения. Например, формализованное и не формализованное наблюдение. В первом случае речь идёт о целенаправленном и структурированном, жёстком программном наблюдении; во втором – о наблюдении, определенном лишь в общем тем или иным планом. Различают также включённое и невключённое наблюдение. Первое предполагает интеграцию наблюдающего, то есть социально – исследователя в наблюдаемые события и процессы (производственные, учёные и т.д.), коллектив, над которым ведётся наблюдение; второе – характеризуется тем, что наблюдение осуществляется без вмешательства исследователя в изучаемые события и процессы.

Невключённое наблюдение может быть скрытым . Далее, наблюдение может быть полевым , когда оно осуществляется в естественных, а не искусственно созданных условиях, и лабораторным. Существуют и такие виды наблюдения, как систематическое , когда оно ведётся за объектом в течение определённого, более или менее длительного времени, и несистематическое , когда наблюдение ведётся разово или кратковременно. Первое из них иногда называют ещё лонгитюдным наблюдением, то есть продолжающимся определённое время.

Важным и, пожалуй, одним из наиболее специфических методов по отношению к социологии, предназначенных для сбора первичной информации, является опрос . Он настолько специфичен для социологии, что его часто отождествляют с социологическим исследованием вообще. Его суть в непосредственном обращении исследователя с теми или иными вопросами к определённой группе людей. Опрос как метод обеспечивает довольно большую систематичность и точность научной информации. При его помощи добывают как событийную (о фактах) информацию, так и сведения о мнениях, оценках и предпочтениях опрашиваемых. При этом опросы позволяют получить различную информацию достаточно быстро и сравнительно недорого.

Двумя важнейшими видами опроса являются анкетирование и интервью . Анкетирование – это опрос в письменном виде; интервью – устный опрос. Кроме того, в социологическом исследовании используются очные и заочные опросы. Заочные опросы – это опросы, проводимые через почту, телефонные и прессовые опросы. Далее, - различают опросы экспертные и массовые . В первом случае речь идёт об опросе специалистов той или иной области; во втором, - об опросе значительного количества представителей исследуемой группы людей (региона и т.д.). Кроме того, в социологии широко применяются выборочные и сплошные опросы. В качестве этого последнего можно было бы назвать референдум. Опросы можно различать по тому, где они проводятся – по месту работы, жительства, на улице и т.д.

Жизнь современного общества требует проведения регулярных опросов, чтобы изучить, скажем, мнение той или иной группы людей в динамике, или провести сравнение. Среди регулярных опросов важное место занимает панельное исследование . Это вид повторного исследования одного и того же социального объекта с определённым временным интервалом по одной и той же программе и методике. Примером такого исследования являются периодические сплошные и выборочные переписи населения.

Применение данного метода исследования требует, разумеется, хорошей и квалифицированной подготовки, чтобы получить по возможности более объективную информацию, особенно, чтобы избежать умышленного искажения опрашиваемым сведений, поставить только такие вопросы, на которые опрашиваемый мог бы ответить, или хотя бы свести к минимуму ответы типа «не знаю», «не могу ответить», «затрудняюсь ответить»; чтобы расположить к себе опрашиваемого, вызвать у него доверие к исследователю.

Также как и наблюдение, опрос желательно использовать в сочетании с другими методами.

Теперь о таком методе, применяемом в социологии, как анализ документов .

В западной социологии иногда этот метод называют историческим (Смелзер). С помощью данного метода первичная информация извлекается из различного рода документов. Документы выступают здесь в качестве главного источника информации и широко используются при социологическом исследовании. Есть классические примеры такого использования документов, когда теоретически решались крупные социологические проблемы. Достаточно вспомнить классический социологический труд известного немецкого социолога М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», написанный на основе анализа большого числа проповедей лидеров протестантизма (кальвинизма). М.Вебер показал на конкретных фактах, что рационализм и тип мотивации на успех, присущие западноевропейскому капитализму, предпринимательству вообще во многом предопределились проповедовавшейся лидерами протестантизма хозяйственной этикой, среди которой такие добродетели, как упорный труд и бережливость, самоограничение и здоровый образ жизни.

Как источник первичной социальной информации документы можно дифференцировать на виды по самым разным основаниям. Например, по способу фиксации информации они бывают: письменные, печатные, записи на кино- и фотоплёнке, магнитной ленте, а также аудио- и видеозаписи. По степени персонификации (персональной принадлежности) они делятся на личные документы, письма, дневники; безличные документы, например, данные прессы, статистические материалы, протоколы собраний, заседаний, различных других форумов. По своему статусу они могут быть официальными и неофициальными.

Различают методы качественного и количественного анализа документов. Важное место в комплексе эмпирических методов социологии в данном отношении занимают соответственно биографический метод и контент-анализ.

Суть биографического метода состоит в изучении индивидуального жизненного пути. Этот метод широко применяется теми социологами, которые пытались свести исторический процесс к деятельности отдельных, так называемых «великих» или, другими словами, «критически мыслящих» личностей. В социологии начала XX века (У. Томас, Ф. Знанецкий и др.) под данным методом понималось изучение личных документов – переписка, дневники, автобиографии, - с целью выяснения субъективного значения и смысла социальных процессов, отражающихся в этих документах. Он применяется для исследования установок, мотивов личности, и её социально-психологической структуры. Его слабая сторона – низкая репрезентативность из-за встречающихся в личных документах предрассудков и предубеждений, субъективной окраски. Сегодня применение данного метода получило новые черты и, прежде всего, благодаря осознанию единства внутреннего мира личности и исторической ситуации её развития.

Разновидностью биографического метода является когортный анализ . Когорта (от лат. – множество, подразделение) – группировок, в которую включаются индивиды по тому признаку, что они переживают те же самые события, процессы в те же самые периоды времени. Когортный анализ даёт возможность описать типичную структуру жизненного пути и особенности коллективной биографии целых поколений, а изучение личных документов – реконструировать жизненный мир отдельных индивидов, индивидуальных и социально-типических свойств. Он является важным средством исследования различного рода изменений в общественных правах и общественном мнении.

И, наконец, немного о контент-анализе как разновидности метода анализа документов.

Контент-анализ (от англ. content - содержание) – это метод количественного изучения содержания социальной информации. В качестве объекта такого анализа может быть содержание газет, публичных выступлений, теле- и радиопередач, официальных и личных документов. В качестве примера можно привести осуществлённое американскими социологами во время второй мировой войны исследование, в результате которого была выявлена и подтверждена скрытая профашистская ориентация некоторых изданий.

Контент-анализ по сравнению с традиционными методами анализа документов является более строгим, систематичным исследованием. Его сущность в подсчёте того, как представлены в каком-нибудь конкретном информационном массиве интересующие исследователя смысловые единицы. В качестве этих последних могут выступать, скажем, те или иные качества личности, позитивная или негативная позиция автора сообщения по некоторому вопросу. Их выявление может быть осуществлено при помощи определенной единицы счёта, например, частоты упоминаний, числа строк, отданных данной смысловой единице, площади газетной полосы, длительности вещания. Эффективность данного метода исследования многократно усиливается сегодня благодаря использованию компьютеров и спецпрограмм для анализа текстовой информации.

Довольно широко применяется в социологии и такой метод получения новых знаний как эксперимент (от лат. – проба, опыт). Эксперимент – это общенаучный метод и называть его сугубо социологическим было бы неверно. И тем не менее он вполне обоснованно причисляется некоторыми авторами к наиболее используемым в социологии (Смелзер).

Применяемый в социологии эксперимент называют социологическим. Его не следует смешивать с социальным экспериментом, как экспериментом, проводимым не в науке (социологии), а в самой практической общественной жизни. Особенностью этого метода является то, что новую социальную информацию получают в данном случае в контролируемых и управляемых условиях. Его логика была разработана и обоснована ещё в XIX веке Дж.С. Миллем. Эта логика представляет дойное правило различия в согласии: если в эксперименте за группой событий А, Б, В следует событие а, но Б и В оно не следует, то следует считать, что А есть причина а. Первая из двух групп событий – это экспериментальная, вторая – контрольная группы. Единственное отличающее их событие называется независимой переменной. То есть, при помощи эксперимента получают новые знания главным образом о причинно-следственных отношениях между событиями-явлениями и процессами.

Различают натуральный (полевой, лабораторный) эксперимент и эксперимент мысленный (модельный). Натуральный эксперимент, в силу того, что социология имеет дело с особого рода объектом – живыми людьми – применяется главным образом при изучении малых групп. Мысленный же эксперимент применяется в социологии весьма широко. В принципе он присутствует в любом серьёзном, крупном социологическом исследовании и является основным при моделировании социальных процессов на ЭВМ.