Рыночная организация хозяйства. Трансакционные издержки и их виды Ограниченность возможности рынка трансакционные издержки

Экономическими функциями государства:

  • * законодательное регулирование предпринимательской деятельности и защита конкуренции в сфере рынка;
  • * использование бюджетной и налоговой политики для создания социальных программ защиты таких групп населения, как пенсионеры, учащиеся, безработные, инвалиды, многодетные семьи.

Вмешательство государства необходимо также в тех случаях, когда по различным причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование не дают удовлетворительного решения существующих проблем в таких сферах, как поддержка развития фундаментальной науки, всеобщего образования, подготовки специалистов узкого профиля в общегосударственных интересах. Рыночные механизмы не уместны также в сфере обороны, охраны общественного порядка, соблюдения прав граждан, в обслуживании крупных инфраструктурных комплексов в области энергетики, водоснабжения, связи, транспорта (в особенности трубопроводного, космического) и др.

Понятие трансакционных издержек было введено в экономическую теорию Р. Коузом в статье «Природа фирмы» (1937). Они включают расходы, связанные с поиском информации, затраты на ведение переговоров, работу по измерению свойств товара (услуги), издержки по спецификации и защите прав собственности, а также траты, связанные с преодолением оппортунистического поведения контрагентов. Политическая экономия XIX в. фактически абстрагировалась от трансакционных издержек. Однако в XX в. не замечать их стало просто невозможно.

Трансакционные издержки -- это издержки, которые несет общество при выборе организационных форм существования экономики, поиске оптимальных масштабов и типов предпринимательских фирм.

Обычно выделяют пять основных форм трансакционных издержек:

  • 1) издержки поиска информации;
  • 2) издержки ведения переговоров и заключения контрактов;
  • 3) издержки измерения;
  • 4) издержки спецификации и защиты прав собственности;
  • 5) издержки оппортунистического поведения.

Издержки поиска информации связаны с ее асимметричным распределением на рынке: на поиск потенциальных покупателей или продавцов приходится тратить время и деньги. Неполнота имеющейся информации оборачивается дополнительными расходами, связанными с покупкой товаров по ценам, выше равновесных (или продажей ниже равновесных), с потерями, возникающими вследствие покупки товаров-субститутов.

Издержки ведения переговоров и заключения контрактов также требуют затрат времени и ресурсов. Издержки, связанные с переговорами об условиях продажи, юридическим оформлением сделки, нередко значительно увеличивают цену продаваемой вещи.

Весомую часть трансакционных издержек составляют издержки измерения, что связано не только с прямыми затратами на измерительную технику и сам процесс измерения, но и с ошибками, которые неизбежно возникают в этом процессе. К тому же по ряду товаров и услуг допускается лишь косвенное измерение или неоднозначное. Как, например, оценить квалификацию нанимаемого работника или качество покупаемого автомобиля? Определенную экономию обусловливают стандартизация выпускаемой продукции, а также гарантии, предоставляемые фирмой (бесплатный гарантийный ремонт, право обмена бракованной продукции на хорошую и т. д.). Однако полностью ликвидировать издержки измерения эти меры не могут.

Особенно велики издержки спецификации и защиты прав собственности. В обществе, где отсутствует надежная правовая защита, нередки случаи постоянного нарушения прав. Затраты времени и средств, необходимых для их восстановления, могут быть чрезвычайно высоки. Сюда же следует отнести расходы на содержание судебных и государственных органов, находящихся на страже правопорядка.

Издержки оппортунистического поведения также связаны с асимметрией информации, хотя и не ограничиваются ею. Дело в том, что поведение после заключения контракта очень трудно предсказать. Нечестные индивиды будут выполнять условия договора по минимуму или даже уклоняться от их, выполнения (если санкции не предусмотрены). Такой моральный риск (moral hazard) всегда существует. Он особенно велик в условиях совместного труда -- работы командой, когда вклад каждого не может быть четко отделен от усилий других членов команды, тем более если потенциальные возможности каждого полностью неизвестны.

Итак, оппортунистическим называется поведение индивида, уклоняющегося от условий соблюдения контракта с целью получения прибыли за счет партнеров.

Оно может принять форму вымогательства или шантажа, когда становится очевидной роль тех участников команды, которых нельзя заменить другими. Используя свои относительные преимущества, такие члены команды могут требовать для себя особых условий работы или оплаты, шантажируя других угрозой выхода из команды.

Таким образом, трансакционные издержки возникают до процесса обмена (ex ante), в процессе обмена и после него (ex post). Углубление разделения труда и развитие специализации способствуют росту трансакционных издержек. Их величина зависит также и от господствующей в обществе формы собственности.

Государственное вмешательство в экономику, функции регулирования также сопряжены с высокими трансакционными издержками. В ряде случаев, по мнению Р. Коуза, цена государственного регулирования экономики настолько высока, что оказывается нецелесообразной сама идея решать экономические задачи из единого центра. Он считает, что в будущих экономических системах право на существование могут получить лишь такие организационные формы, которые по уровню трансакционных издержек окажутся дешевле, потребуют меньше затрат для получения одного и того же результата. Сопоставление результатов с затратами может дать представление об эффективности экономической системы любого масштаба. Сравнительная оценка трансакционных издержек позволила бы искать способы их сокращения.

В прошлом веке в области институциональной экономики появились идеи, давшие начало новому научному направлению. Это направление получила теория трансакционных издержек. Базовое для институциональной экономики понятие экономической трансакции сформировалось гораздо раньше созвучного понятия транзакции из теории баз данных.

Трансакция — это сделка, совместное экономическое действие, проведенное по соглашению сторон. Транс- акции бывают простыми, например покупка на рынке пучка редиски, и сложными - такими, как внедрение ERP-системы с помощью внешних консультантов. Сложные и ответственные соглашения всегда оформляются контрактами.

Отличительной особенностью трансакции является то, что она определяет не последовательность действий сторон (это определяют технология, регламенты, алгоритмы, процедуры), а движение прав и обязанностей этих сторон. Например, условия и характер возникновения обязательств и перехода прав собственности.

Трансакции пронизывают все стороны деятельности. Они реализуются как на рынке между юридическими или физическими лицами, их называют «рыночные трансакции», так и внутри фирм между сотрудниками, их называют «внутрифирменные трансакции». Рыночные и внутрифирменные трансакции тесно связаны друг с другом. Примером такой связи может служить закупка оборудования. Поставка в рамках рыночной трансакции оборудования на склад порождает цепочку внутрифирменных трансакций, первой из которых является прием кладовщиком оборудования на материальную ответственность. Дальнейшие внутрифирменные трансакции - контроль качества, учет, проверка счетов и накладных, выверка задолженностей - приводят к решению об оплате оборудования. Платеж замыкает рыночную трансакцию и окончательный переход прав собственности. Фирма может перевести некоторые из своих внутрифирменных трансакций в рыночные, например, выделив ИТ-подразделение на аутсорсинг. Возможны и обратные действия, приводящие к глубокой интеграции или поглощению предприятий.

Рыночные и внутрифирменные трансакции образуют единые сквозные цепочки. Хотя они очень похожи, но имеют и существенные отличия. Рыночные трансакции регулируются институтами: социальными традициями и юридическим правом. Исходной точкой для каждого участника рыночной трансакции являются их права собственности. Внутрифирменные трансакции регулируются нормами корпоративной культуры и принятыми внутренними корпоративными стандартами. Исходной точкой для каждого участника внутрифирменной трансакции являются их обязанности. Эти обязанности они приняли на себя в обмен на вознаграждение, когда устраивались на работу. В рыночных транс- акциях доминирует рыночный механизм, где договариваются равные стороны. Во внутрифирменных - административный механизм, где сотрудники образуют иерархию.

За последние 20 лет модель рыночных трансакций глубоко проникла в корпоративное управление и дала, например, такие формы организации, как дивизиональная структура, внутрикорпоративный сервис или внутреннее предпринимательство. Были периоды, когда иерархия доминировала и на основе административного механизма выстраивались не только компании, но и целые государства.

Реализациялюбой трансакции требует издержек. Должны быть оплачены материалы, товары, работы и любые другие активы, участвующие в трансакции. В середине XX века экономистами было осознано, что реализация трансакций помимо перечисленных еще требует дополнительных специфических издержек. К ним в рыночных трансакциях можно отнести, например, издержки переговоров, поиска товара или партнера, оценки и экспертизы, страхования, поддержки лояльности, судебные разбирательства. Этот тип издержек получил название «трансакционные издержки».

Трансакционные издержки присутствуют и во внутрифирменных трансакциях. Выполнение любой штатной стандартной работы, описанной в технологии, зафиксированной в инструкциях и регламентах, предполагает, что исполнитель располагает всей необходимой информацией, понимает других сотрудников, прямо или косвенно не наносит им ущерба, обладает соответствующими квалификацией и полномочиями. В реальной жизни эти условия выполняются лишь частично, что порождает неопределенность в отношениях между сотрудниками. Они вынуждены искать информацию, договариваться, искать решения, переделывать работу, уходить от ответственности или брать ее на себя или, наконец, просто останавливаться и ждать указаний. Все это трансакционные издержки, причем иногда весьма немалые.

Теория трансакционных издержек говорит, и практика реального менеджмента это подтверждает, что трансакционные издержки могут существенно менять как характер внутрифирменной штатной деятельности, так и конфигурацию подписанных рыночных соглашений. Изменение трансакционных издержек может приводить к организационным перестройкам и даже перераспределению прав собственности. Если я быстрее других решаю проблемы, то их будут решать со мной и реальные полномочия перераспределятся де-факто. Если мои трансакционные издержки меньше, чем у конкурента, то клиенту проще работать со мной и он уйдет ко мне.

Среди факторов снижения трансакционных издержек следует особо выделить стандартизацию, образование и повышение квалификации и, конечно, информационные технологии. Не случайно рост трансакционных издержек крупных западных компаний коррелирует с ростом их расходов на информационные технологии, а конкурентные преимущества все больше связываются эффективным использованием этих технологий.

Рыночные и внутрифирменные трансакции образуют единые сквозные цепочки. Хотя они очень похожи, но имеют и существенные отличия. Рыночные трансакции регулируются институтами: социальными традициями и юридическим правом. Исходной точкой для каждого участника рыночной трансакции являются их права собственности. Внутрифирменные трансакции регулируются нормами корпоративной культуры и принятыми внутренними корпоративными стандартами. Отправной точкой для каждого участника внутрифирменной трансакции являются их обязанности. Эти обязанности они приняли на себя в обмен на вознаграждение, когда устраивались на работу. В рыночных трансакциях доминирует рыночный механизм, где договариваются равные стороны. Во внутрифирменных - административный механизм, где сотрудники образуют иерархию.

Сущность трансакционных издержек . В экономической литературе дается множество определений трансакционных издержек (ТАИ) и известны разные подходы к их анализу. В узком смысле ТАИ – это издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности, в широком смысле – это все затраты сверх собственно производственных издержек (трансформационных издержек, по выражению Д. Норта).

Р. Коуз показал, что использование рыночного механизма не обходится обществу бесплатно, а требует подчас больших затрат.
В отличие от производственных затрат, определяющихся объемом и технологией производства, трансакционные издержки возникают в процессе налаживания отношений между рыночными агентами. Чтобы осуществить рыночную трансакцию, необходимо: выявить, с кем хотелось бы заключить сделки; распространить информацию о том, что некто желает вступить в сделку и на каких условиях; провести переговоры, ведущие к заключению сделки; организовать расследование, чтобы убедиться в том, что условия контракта соблюдаются, и т.п. 6 Р. Коуз первоначально относил к ТАИ только «издержки использования ценового механизма». Позднее в их состав стали включать и издержки, связанные с использованием административных механизмов контроля. При таком расширенном толковании понятие трансакций приложимо к отношениям, складывающимся как между организациями, так и внутри них.

Д. Норт отмечал, что затратность информации является «ключом к пониманию издержек трансакций, которые (издержки) составят из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению» 7 . Эти издержки служат фактором, определяющим структуру и динамику социально-политических и экономических институтов.

Если рассматривать экономику в качестве системы жизнеобеспечения, то, следуя К. Дж. Эрроу, трансакционные издержки можно характеризовать как издержки эксплуатации экономической системы 8 .

В отечественных исследованиях под трансакционными издержками понимаются «затраты ресурсов (денег, времени, труда
и т.п.), необходимые для отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, принятых в обществе» 9 . Далее авторы «Введения в институциональный анализ» считают, что для обоснования ТАИ существенны два момента: несовпадение экономических интересов взаимодействующих сторон, а также неопределенность, состоящая во фрагментарности (и искаженности) информации, и ограниченные возможности агентов по переработке этой информации. Поэтому ТАИ интерпретируются как издержки по координации деятельности экономических агентов и снятию распределительного конфликта между ними. Этот и подобные им подходы трактуют трансакционные издержки в широком смысле слова.


Типы трансакционных издержек . В современной экономической теории предлагается множество вариантов как определения трансакционных издержек, так и их классификаций .

К. Менар отмечает, что под трансакционными издержками понимают «издержки функционирования системы обмена или... во что обходится использование рынка, чтобы обеспечить размещение ресурсов и передать права собственности» 10 . Условно он выделяет четыре группы ТАИ.

1. Издержки вычленения, возникающие из-за проблемы неотделимости. В совместной деятельности трудно измерить производительность каждого фактора производства, невозможна детальная дифференциация при определении платы за некоторые виды услуг (например, транспортные).

2. Информационные издержки, включающие затраты на кодирование, передачу сигналов, расшифровку и обучение пользованию системой информации.

3. Издержки масштаба рынка, при росте которого установление «доверия» одновременно проблематично и слишком дорогостояще.

4. Издержки поведения, связанные с проблемой эгоистического поведения агентов в ситуации конкуренции (например, жульничество), что зачастую оборачивается выгодами для обманщиков и потерями для обманутых.

По концепции П. Милгрома и Дж. Робертса, трансакционные затраты включают затраты координации и мотивации.

По времени осуществления процесса контрактации трансакционные издержки Д. Нортом и Дж. Уоллисом делятся на три категории. Предварительные (ex ante) ТАИ относятся к периоду до совершения трансакции, например сбор информации о ценах, возможных альтернативах, надежности контрагента и т.д. Вторая часть ТАИ (ex interim) приходится на момент оформления сделки и процесс обмена, например переговоры и заключение контракта, получение нотариально заверенных документов, страховки, осуществление расчетов и т.д. Третья часть относится к периоду после заключения сделки (ex post), например затраты по защите контрактов, контроль за их выполнением, контроль за качеством и т.п.

Э. Фуруботн и Р. Рихтер правомерно классифицируют трансакционные издержки в зависимости от той сферы, в которой они возникают.

Во-первых, рыночные трансакционные издержки, в числе которых издержки поиска и обработки информации, издержки ведения переговоров и принятия решений, издержки контроля и мониторинга. Нужно заметить, что эта классификация рыночных трансакционных издержек соответствует трем стадиям процесса контрактации, обозначенным в классификации Норта–Уоллиса.

Во-вторых, управленческие трансакционные издержки, включающие издержки разработки внедрения, поддержания и изменения организационной структуры.

В-третьих, политические трансакционные издержки, в том числе издержки создания, поддержания и изменения формальной и неформальной политической организации системы, а также обеспечения функционирования политической системы, включая учреждения законодательства, обороны, судопроизводства, транспорта и образования.

На основе обобщения многочисленных исследований обычно выделяется пять функциональных групп трансакционных издержек 11 .

1. Издержки поиска информации. Они связаны с поиском информации о продавцах, покупателях и сложившихся ценах, а также с потерями, обусловленными неполнотой и несовершенством найденной информации.

2. Издержки ведения переговоров и заключения контрактов. Проведение переговоров, заключение и оформление контрактов требуют определенных затрат, которые нередко увеличивают цену товара. Кроме того, сюда относятся потери из-за неудачно заключенных, плохо оформленных и ненадежно защищенных соглашений.

3. Издержки измерения. Сюда относятся затраты на измерительную технику, на проведение самого процесса измерения, на осуществление мер защиты от ошибок измерения и, наконец, потери от этих ошибок. Уменьшает эти издержки стандартизация продукции, гарантии фирм, торговые марки и другие меры.

4. Издержки спецификации и защиты прав собственности.
В эту категорию входят расходы на содержание судебных и государственных органов, находящихся на страже правопорядка, затраты ресурсов на восстановление нарушенных прав, а также потери от плохой спецификации и ненадежной защиты прав собственности.

5. Издержки оппортунистического поведения. Термин «оппортунистическое поведение» введен О. Уильямсоном и означает недобросовестное поведение индивида, нарушающее условия сделки и нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру (см. разд. 2.2). Эти издержки касаются постконтрактного поведения и особенно характерны для совместной работы в команде, когда потенциальные возможности каждого полностью неизвестны. Распространены две основные формы постконтрактного оппортунизма – отлынивание и вымогательство. Поэтому издержки оппортунистического поведения складываются из связанных с ним потерь в эффективности, а также затрат, необходимых для ограничения такого поведения.

Трансакционные издержки могут выступать в явной и неявной формах. Во втором случае они могут быть настолько велики, что блокируют возможность трансакции, и их невозможно зарегистрировать.

Трансакционные издержки возникают при принятии решений на индивидуальном и коллективном уровнях. Например, затраты по функционированию правовой системы падают на всех членов общества, а расходы по юридической защите конкретной сделки – на ее участников.

Различают такие постоянные и переменные трансакционные издержки . Постоянные трансакционные издержки совершаются один раз для некоторого количества трансакций. Например, издержки по установлению и защите прав собственности. Переменные трансакционные издержки совершаются для каждой трансакции отдельно. Например, издержки на подготовку и реализацию конкретного контракта.

В целом совокупные издержки общества равны сумме трансформационных издержек, т.е. издержек, связанных с превращением затрат в готовую продукцию, и трансакционных издержек.

Первые определяются технологическими, а вторые – институциональными (правовыми) факторами. Однако обе части совокупных издержек тесно связаны и в известных пределах взаимозаменяемы. ТАИ влияют на выбор способа производства, а изменение технологий и уровня трансформационных издержек может повлиять на количество рыночных трансакций и другие экономические процессы. Исходя из контрактной парадигмы можно конкретизировать, что все контракты фирмы делятся на внешние и внутренние и им соответствуют два типа затрат. Это трансакционные и управленческие (организационные) издержки. Трансакционные издержки – это затраты на обеспечение выполнения внешних контрактов, а управленческие издержки – это затраты, связанные с внутренними контрактами. Управленческие издержки в данной главе подробно не рассматриваются, однако они включают расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, потери в результате неудовлетворительного выполнения контрактов и др.
С этой позиции фирма и рынок представляют собой альтернативные способы заключения контрактов. Рынок характеризуется как сеть внешних контрактов, а фирма – как сеть внутренних контрактов. Выбор между внешними и внутренними трансакциями зависит от соотношения издержек их использования. Чем выше ТАИ по сравнению с управленческими издержками, тем больше вероятность перевода внешних трансакций во внутренние и производство благ фирмой, а не посредством рынка. Кроме трансакционных издержек микроуровня необходимо учитывать ТАИ макроуровня, которые представляют собой издержки по управлению и эксплуатации экономической системы в целом.

Каждой организационной форме соответствует своя структура трансакционных издержек. Рыночные структуры тяготеют к экономии на издержках оппортунистического поведения, но могут генерировать высокие издержки измерения качества продукта. Административные институты обеспечивают сокращение затрат на ведение переговоров, используют экономию на масштабах, но внутри организаций существует угроза отлынивания, а между организациями – опасность вымогательства.

Измерение трансакционных издержек . Измерение трансакционных издержек связано с определенными проблемами. Если сделки носят чисто рыночный характер, то их можно измерить. Однако ТАИ, связанные со стоянием в очередях, нормированием потребления, дачей взяток и т.д., измерить невозможно. Известны способы прямой и косвенной оценки ТАИ. Попытка прямого измерения ТАИ по доле трансакционного сектора в ВНП США за 1870–1970 гг. принадлежит Дж. Уоллису и Д. Норту. В работе 1986 г. авторы учитывают только рыночный компонент ТАИ и называют его трансакционными услугами. Общий объем трансакционных услуг складывается из двух частей. Во-первых, это услуги трансакционного сектора, который включает оптовую и розничную торговлю, страхование, банковское дело и т.д. Во-вторых, это трансакционные услуги, но оказываемые внутри «трансформационного сектора», т.е. это затраты на аппарат управления, организацию сбыта и снабжения и т.д. в разных отраслях этого сектора. Кроме того, авторами были выделены частный и государственный трансакционный секторы.

Согласно расчетам с использованием национальных счетов доля трансакционных услуг частного сектора в ВНП США увеличилась с 23 % в 1870 г. до 41 % в 1970 г., а государственного сектора – с 3,6 % в 1870 г. до 13,9 % в 1970 г., что в сумме составляет рост с 26,1 до 54,7 %. Часть этого роста объясняется перемещением ТАИ из внерыночной сферы на рынок, но другая часть представляла реальное инвестирование ресурсов. Авторы выделили три фактора увеличения трансакционного сектора в экономике США: 1) углубление специализации и разделения труда, умножающее совокупный объем меновых операций; 2) технический прогресс в промышленности и на транспорте, сопровождавшийся увеличением размера фирм; 3) усиление роли правительства в его взаимодействии с частным сектором 12 .

Х. Демсец в работе «Издержки трансакционирования» (1968) прямо измеряет и оценивает издержки использования организованных финансовых рынков, учитывая разницу между курсами продажи и покупки вместе с вознаграждением брокеров. В противоположность этому О. Уильямсон в 1985 г. использует косвенный метод. Он обращает внимание на определенные взаимоотношения между специфическими инвестициями (такими, как типы используемых контрактов), когда измеряет ТАИ. Основная идея здесь в том, что характеристики институциональной структуры (и прав собственности) сильно влияют на уровень трансакционных издержек. П. Джоскоу, следуя подобному подходу, показывает важность институциональных соглашений для ТАИ в работе 1985 г., основанной на опыте предприятий по производству электроэнергии 13 .

Измеренные или неизмеренные трансакционные издержки имеют большую ценность. Без них не могут быть адекватно поняты ни экономическое поведение, ни институциональные соглашения. Положительные ТАИ приводят к следующим последствиям 14:

1) мешают, а в частных случаях полностью блокируют образование рынков;

2) препятствуют полной реализации взаимных выгод обмена, так как можно отказаться от тех благ, которые должны быть направлены на обеспечение обмена, а это тормозит получение экономической прибыли;

3) мешают реализации принципа сравнительного преимущества, лежащего в основе торговли и, следовательно, экономического роста;

4) затрудняют поиск новых возможностей использования известных ресурсов или открытие новых ресурсов при заданных альтернативах их применения;

5) препятствуют изменению существующих правил игры, выступая как издержки институциональной трансакции.

В целом понятие трансакционных издержек имеет ключевое значение в новой институциональной экономике. Становится возможным объяснение эволюции институтов, в том числе изменений, зависящих от предшествующего пути развития. Экономия трансакционных издержек рассматривается как стимул институциональной трансформации.

«Провалы» рынка. Порой рынок не только не устраняет, но, напротив, способен усугублять нежелательные тенденции или так называемые «провалы» в экономике. «Провалы» рынка – это сферы, где по различным причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование неуместны. Чаще всего это сферы социального или муниципального потребления, сферы естественных монополий, обслуживания инфраструктурных комплексов энергосетей или водоснабжения. Рыночные отношения не уместны также в сфере социальной защиты нетрудоспособных, безработных, многодетных и других групп населения.

К провалам рынка относят также сферу поддержания равновесия национальной экономики, регулирование взлетов и падений промышленных циклов, занятости и инфляции. Несовершенства, «провалы» рынка компенсируются соответствующими экономическими функциями государства. К ним относятся:

Законодательное регулирование предпринимательской деятельности и защита конкуренции в сфере рынка;

Использование бюджетной и налоговой политики для создания социальных программ защиты таких групп населения, как пенсионеры, учащиеся, безработные, инвалиды, многодетные семьи.

Вмешательство государства необходимо также в тех случаях, когда по различным причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование не дают удовлетворительного решения существующих проблем в таких сферах, как поддержка развития фундаментальной науки, всеобщего образования, подготовки специалистов узкого профиля в общегосударственных интересах.

Кроме того, рыночные механизмы не уместны в сфере обороны, охраны общественного порядка, соблюдения прав граждан, в обслуживании крупных инфраструктурных комплексов в области энергетики, водоснабжения, связи, транспорта (в особенности трубопроводного, космического) и др.

Мера вмешательства государства в экономику и трансакционные издержки. Существует ли критерий, с помощью которого можно было бы определить меру сочетания рыночных механизмов и государственного вмешательства в экономику? Ответ на этот вопрос имеет длительную историю. Так, почти три века назад российский автор И. Т. Посошков в своей «Книге о скудости и богатстве» (1724) обосновал необходимость совершенствования отечественной экономики. Его идеи во многом предвосхитили содержание реформ Петра I. Научный труд Посошкова на пол века опередил аналогичную работу Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776), которая также посвящена идее поиска более совершенной и богатой экономической системы в период первоначального накопления английского капитала.

Поиск эффективной системы экономики и сегодня не утратил своей актуальности. Он затрагивает страны не только с реформируемой, но и с развитой, вполне преуспевающей в данный момент экономической системой. Ряд выдающихся современных исследований, посвященных эффективности экономической системы, замыкает идея трансакционных издержек Нобелевского лауреата 2001 г. Роналда Коуза.


Трансакционные издержки – это издержки, которые несет общество при выборе организационных форм существования экономики, поиске оптимальных масштабов и типов предпринимательских фирм. Они не всегда видны стороннему наблюдателю, но участники экономического процесса вынуждены считаться с ними, так как размеры трансакционных издержек нередко способны превысить экономический эффект предпринимательства. Государственное вмешательство в экономику, функции регулирования также сопряжены с высокими трансакционными издержками, хотя ранее считалось, что оно обходится обществу почти «даром».

Координация экономики из единого центра является исключительно дорогостоящим процессом, и цена этой координации возрастает по мере роста масштабов экономики как объекта координации.

Вопросы для проверки и закрепления знаний:

1. Опишите пять основных функций денег в обмене, которые систематизировал К. Маркс в работе «Капитал» (1872 года).

2. Что такое конкуренция?

3. Что такое конкурентоспособная фирма?

4. Закончите предложение: «Разделение труда и отраслевая специализация позволяют расширить …».

5. Что такое рынок?

6. Что такое «провалы» рынка? Как они компенсируются государством?

Список использованной литературы:

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник для студентов вузов/ Е.Ф. Борисов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010.- 544 с.

2. Носова С.С. Экономическая теория: учебник/ С.С. Носова. –М: КНОРУС, 2008.

3. Куликов Л.М. Экономическая теория: Учебник для студентов ВУЗов. –М.: Проспект, 2005. -432 с.

Федеральное агентство по образованию

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

15 факультет дистанционного обучения

Специальность «Финансы и кредит»

Курсовая работа

по предмету: «Экономическая теория»

на тему: «Рынок и трансакционные издержки»

Выполнил:

Студент группы: 15-43ФК/3

Заочной формы обучения

Федорова А.А.

________________

Проверил:

Ефимова Л.А.

Нижний Новгород

2007

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Рынок…………………………………………………………………………....5

1.1. Преимущества и недостатки рыночного механизма…………………….…5

2. Трансакционные издержки……………………………………………………13

2.1. Виды трансакционных издержек (по Р.Коузу)……………………………13

2.2. Виды трансакционных издержек (по О.Уильямсону)…………………….16

2.3. Способ минимизации трансакционных затрат…………………………….17

2.4. Стратегия снижения трансакционных издержек…………………………..19

3. Теорема Коуза……………………………………………...…………………..20

3.1. Теоретическое значение теоремы Коуза……………………………………23

Заключение………………………………………………………………………..25

Список использованной литературы…………………………………………….27

Приложение……………………………………………………………………….28

Введение

Если задаться вопросом, какое из понятий, используемых в современной экономической теории, является достаточно новым и в то же время наиболее широко употребляемым, то, скорее всего, это будут именно трансакционные издержки. В известном смысле можно считать, что данное понятие представляет собой ключевой пункт новой институциональной теории.

Объяснить необходимость существования, внутреннее строение и эволюцию рынка помогает понятие трансакционных затрат (transaction cost ). P .Коуз показал, что использование рыночного механизма обходится обществу не бесплатно, требуя подчас весьма внушительных затрат. Они-то и были названы трансакционными (от лат. transactio - сделка). В отличие от производственных затрат, определяющихся объемом и технологией производства, трансакционные затраты возникают в процессе налаживания отношений между рыночными агентами.

Согласно наиболее общему определению, «трансакционные издержки есть эквивалент трения в механических системах». Например, Я.Корнай, прямо использует термин «трение» для описания факторов, препятствующих оперативному заключению сделок между экономическими агентами. Избавляясь от аналогии с физикой, отнесем к категории трансакционных любые издержки, связанные с координацией и взаимодействием экономических субъектов. Следовательно, все издержки, связанные с обменом и защитой правомочий, относятся к трансакционным.

Трансакционные издержки - все издержки, связанные с обменом и защитой правомочий.

В рамках институциональной теории нет единства в объяснении природы трансакционных издержек. Известно как минимум три варианта объяснения, откуда и почему при совершении сделки возникают трансакционные издержки: подход теории трансакционных издержек, подход теории общественного выбора и подход теории соглашений. Отсутствие единства по вопросу о природе трансакционных издержек показательно, особенно учитывая, что в неоклассической экономической теории принималось во внимание существование лишь одного вида издержек - производственных. Поэтому вопрос о трансакционных издержках неизбежно связан с изменением постулатов неоклассики, относящихся либо к ее «жесткому ядру», либо к ее «защитной оболочке».

Трансакционные издержки - центральная объясняющая категория всего неоинституционального анализа. Ортодоксальная неоклассическая теория рассматривала рынок как совершенный механизм, где нет необходимости учитывать издержки по обслуживанию сделок. Ключевое значение для работы экономической системы трансакционных издержек было осознано благодаря статье Р.Коуза "Природа фирмы" (1937 г.). Он показал, что при каждой сделке необходимо проводить переговоры, осуществлять надзор, устанавливать взаимосвязи, устранять разногласия.

Первоначально трансакционные издержки были определены Р. Коузом как "издержки пользования рыночным механизмом". Позднее это понятие приобрело более широкий смысл. Оно стало обозначать любые виды издержек, сопровождающих взаимодействие экономических агентов независимо от того, где оно протекает - на рынке или внутри организаций, поскольку деловое сотрудничество в рамках иерархических структур также не свободно от трений и потерь. По завоевавшему наибольшее признание определению К.Далмана, трансакционные издержки включают издержки сбора и переработки информации, проведения переговоров и принятия решений, контроля за соблюдением контрактов и принуждения к их выполнению. Введение в научный оборот идеи положительных трансакционных издержек явилось крупным теоретическим достижением.

1.1. Преимущества и недостатки рыночного механизма

Рынок как определённый механизм распределения и использования ограниченных ресурсов, основанный не на принуждении и приказах (как жёстко централизованной системе), а на добровольном обмене, имеет целый ряд очевидных преимуществ.

Рыночный механизм с высокой степенью эффективности решает проблему производства необходимых потребителям товаров и услуг. Через рынок происходит стихийное приспособление объемов и структуры производства к объёму и структуры общественных потребностей, распределение факторов производства между различными отраслями, т.е. решается вопрос, что и в каком количестве производить. Рыночная экономика в принципе (за некоторым весьма редкими исключением) не знает таких традиционных для командно-административной системы явлений, как дефицит, товарный голод, очереди и т.д.

В отличие от затратного, расточительного характера командно-административной системы, с большим трудом, медленно и безболезненно внедряющие достижения научно-технического прогресса, рыночная система стремиться использовать имеющиеся ресурсы наиболее эффективным образом. Производитель в условиях жёсткой конкурентной борьбы может укрепить свои позиции, расширить рынки сбыта, увеличить получаемую прибыль главным образом путем снижения издержек, роста производительности труда, совершенствования технического уровня производства. Используя последние достижения науки и техники, производитель получает хотя и временные, но весомые преимущества в конкурентной борьбе за счёт снижения индивидуальных издержек и получение квазиренты. Таким образом, сам рыночный механизм создаёт постоянно действующие стимулы для повышения эффективности производства.

Командно-административная система, провозглашая на словах принцип распределения по труду, на практике осуществляет жёсткий централизованный контроль за уровнем доходов, что неизбежно порождает преимущественно уравнительное распределение, не создающее должных стимулов к труду. С этой точки зрения рыночной механизм обладает несомненным преимуществом, поскольку устанавливает чёткую зависимость между реальным вкладом создания необходимого потребителю товара и размеров получаемого дохода. Рынок в должной мере вознаграждает тех, кто интенсивно и эффективно работает, строго дифференцирует доход каждого и тем самым постоянно поддерживает действенные стимулы к труду.

Следует особо подчеркнуть, что в рыночной экономике не существует производства ради производства. В центре рынка стоит потребитель, на него постоянно ориентированно производство. Основная задача любого товаропроизводителя – найти на рынке потребителя своей продукции, продать ему товар. От того, на сколько успешно решается эта задача, в конечном итоге зависит благосостояние производителя. Поэтому именно потребитель, используя находящиеся в его распоряжении деньги, оказывает в конечном итоге определяющее влияние на то, что производится, и куда идут производственные товары.

Наиболее эффективно свои функции рыночный механизм осуществляет в условиях экономической свободы, которая подразумевает свободу предпринимательству, свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения, свободу выбора продавцов и покупателя, свободу ценообразования. Это означает, что важным преимуществом рыночной экономики является то, что это саморегулирующаяся система. Она способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства. Эта система обладает определённым внутренним порядком и подчиняется определённым закономерностям. Миллионы разновидностей товаров и услуг производятся миллионами людей без централизованного руководства, и при этом обеспечивается сбалансированность спроса и предложения.

Наконец, очевидно, главным преимуществом рыночной системы является то, что это не какая-то умозрительная схема, искусственно сконструированная и насильственно внедряемая. Рынок, зародившийся несколько тысячелетий назад, развивался естественным путём, прошёл сложный путь развития, изменяясь, приспосабливаясь к менявшимся условиям и тем самым доказал свою жизнеспособность. В этом смысле рыночную экономику можно рассматривать как достижение человеческой цивилизации, как наиболее эффективную из всех известных до сих пор форм организации общественного производства. Более того, сам факт не только успешного многовекового функционирования рыночного механизма, но и господство рыночных отношений в наши дни в подавляющем большинстве стран на Земле свидетельствует и о естественности, нормальности рыночных отношений в смысле их соответствия природе человека (по крайней мере, пока человек таков, каков он есть).

Вместе с тем было бы большой ошибкой рассматривать рынок как идеальный механизм, лишенный каких-либо недостатков и противоречий.

Прежде всего, тенденция к установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, прокладывает себе дорогу через постоянное нарушение равновесия. Причем речь идет о нарушении не только частичного равновесия на отдельных рынках, но и общего равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Другими словами, рыночная экономика является хотя и динамичной, но недостаточно стабильной системой . Эта макроэкономическая нестабильность рыночной системы имеет целый ряд проявлений: неустойчивые темпы экономического роста и циклический характер развития; недоиспользование ресурсов и неполная занятость; нестабильность общего уровня цен и инфляция. Следует особо подчеркнуть, что хотя рыночные механизмы саморегулирования в каждом конкретном случае способны преодолевать кризисные тенденции в экономике, однако в целом для рыночной системы характерны периодические колебания объема национального продукта, занятости и цен. Причем эти колебания являются следствием не только внешних факторов, но и несовершенства самих рыночных механизмов.

Как уже отмечалось, одним из обязательных элементов рыночного механизма, его движущей силой является конкуренция. Однако внутри самой рыночной системы происходят процессы, которые могут существенно ослабить силы конкуренции . Во-первых, хотя с общественной точки зрения, конкуренция более чем желательная, каждый отдельный предприниматель стремится избавиться от тех жёстких ограничений, которые она налагает на него. Это порождает тенденцию к тайным сговорам производителей, использованию государства в своих интересах и т.д. Во-вторых, технический прогресс, постоянно стимулируемый рыночным механизмом, во многих отраслях требует, с чисто технологической точки зрения, крупномасштабного производства, что ведёт к увеличению размеров фирм – как абсолютных, так и относительно размеров рынка. Сокращение числа фирм и увеличение их размеров неизбежно порождают тенденцию к монополизации рынка. В-третьих, к монополизации ведёт и сама логика развития конкурентной борьбы, в ходе которой одни производители укрепляют свои позиции, другие разоряются, более сильные подчиняют себе и поглощают более слабых. Так происходит процесс централизации производства и капитала, что в свою очередь, создаёт благоприятные условия для монополизации рынков.

Таким образом, рынок внутри себя неизбежно рождает монополию, а монополия, господствуя на рынке, концентрирует в своих руках экономическую власть и получает возможность устанавливать монопольные цены и извлекать монопольную сверхприбыль.

Рыночный механизм в целом эффективно распределяет ограниченные ресурсы. Однако рынок – это механизм, базирующий свою деятельность на ценностных показателях, выраженных в деньгах. Поэтому и эффективность распределения достигается лишь в том случае, если все эффекты (выгоды, издержки), порождённые производством и потреблением того или иного блага,

могут быть учтены рынком, т.е. получает своё отражение в цене.

Вместе с тем в ряде случаев рыночная система сталкивается с так называемыми внешними эффектами (экстерналиями) , которые представляют собой издержки и выгоды, связанные с производством или потреблением блага, но выпадающие на долю лиц, не являющихся участниками данной рыночной сделки. Эти эффекты не находят на рынке адекватной денежной оценки, поскольку они направлены на третьих лиц и, следовательно, никак не отражается в цене этого блага. При наличии таких внешних эффектов рынок выполняет свою функцию распределения ресурсов недостаточно эффективно.

Существуют отрицательные внешние эффекты и положительные внешние эффекты . Отрицательные экстерналии возникают в том случае, когда производство или потребление какого-либо блага порождают не компенсируемые издержки у третьей стороны. Классическим примером отрицательных экстерналий является загрязнение окружающей среды. Производитель, загрязняя атмосферу ядовитым дымом или спуская промышленные стоки в реку, как бы переносит часть издержек, непосредственно связанно с производством данного товара на население, но никак их не компенсирует. В этом случае фактические затраты производителя, учитываемые в цене, оказываются меньше полных издержек с учётом отрицательных последствий загрязнения.

На рис.1 (см.приложение 1) графически показаны последствия отрицательных внешних эффектов для распределения ресурсов. Если некомпенсируемые издержки составляют величину Т, то кривая фактического предложения S сдвигается вправо по отношению к кривой предложения S Т, которая включает все издержки. Реальный равновесный объём производства Qe оказывается больше оптимального уровня Q о, а равновесная цена Ре – ниже оптимальной цены Ро. Таким образом, рынок не улавливает отрицательных внешних эффектов, направляет чрезмерно много ресурсов в производство данного товара.

Рынок сталкивается и с проблемой положительных внешних эффектов, когда производство или потребление какого-либо блага порождают некомпенсируемые выгоды у третьей стороны. Например, услуги здравоохранения или образования приносят выгоду не только тем, кто эти услуги непосредственно получает и оплачивает, но и обществу в целом. А это значит, что истинная предельная полезность данного блага с точки зрения общества выше, чем предельная полезность с точки зрения индивидуума, оплачивающего это благо. Другими словами, рынок в денежной форме как бы недооценивает полезность этого блага, а, следовательно, и недоплачивает за него. На рис.2 (см.приложение 2) это проиллюстрировано графически. Кривая реального спроса D занижает общую сумму выгод, получаемых обществом от потребления данного блага (которая показана кривой DT ). В результате равновесный объём предложения Qe и равновесная цена Ре оказываются меньше, чем оптимальный объём Qo и оптимальная цена Ро. Таким образом, при наличии положительных внешних эффектов рынок направляет на производство данного блага ресурсы в недостаточном количестве.

Если в результате существования внешних эффектов рынок даёт неточную денежную оценку издержек и выгод, и распределяет ресурсы неэффективно, то так называемые общественные блага рыночная система вообще не намерена производить, поскольку не может дать им денежной оценки. Обычные товары и услуги подвержены действию принципа исключения , поскольку поступают в пользование лишь тем, кто в состоянии заплатить за них необходимую цену. Иными словами, чтобы пользоваться такими благами, их надо купить. Потребление же общественных благ становится возможным не в результате покупки, а в результате самого производства таких благ. К числу общественных благ относятся национальная оборона, охрана общественного порядка, услуги пожарных, освещение улиц, маяки, регулирование паводков и т.д.

Перечисленные блага характеризуются принципом неисключаемости потребления . Это означает, что выгода от общественных благ могут получать люди, которые не несли никаких издержек на их производство и не участвовали в их оплате. При этом трудно найти дешёвый способ отделения неплательщиков («зайцев») от тех, кто оплатил потребление такого рода благ поскольку принцип исключения здесь не применим, и все будут надеяться получить общественные блага бесплатно, то не будет и стимулов у частного бизнеса создавать эти блага. Таким образом, рыночная система не выделяет ресурсов на производство общественных благ. Поскольку же потребность в таких благах значительная, выходом из ситуации может быть только вмешательство государства и финансирование их производства с помощью системы принудительных взысканий в форме налогов со всех членов общества.

Следует особо подчеркнуть, что в ряде случаев (в том числе и в случае с производством общественных благ) попытки решить экономические проблемы с помощью чисто рыночных механизмов сопряжены с чрезмерными издержками. Дело в том, что работа рынка как системы добровольного сотрудничества независимых хозяйствующих субъектов, кроме всего прочего, порождает уже известные трансакционные издержки, возникающие при ведении переговоров и контроле за выполнением решений об обмене. В большинстве обычных сделок купле-продаже товаров и услуг эти затраты относительно незначительны и не перевешивают тех выгод, которые получает от сделок каждый из её участников. В этом случае рыночный механизм срабатывает эффективно.

Теоретически себе можно представить и решение проблемы производства общественных благ (например, национальной обороны) на базе рыночных соглашений о добровольном обмене. Но в этом случае трансакционные издержки возрастут до таких огромных размеров, что ни один из участников этого обмена не согласиться их нести. И одна из основных причин резкого возрастания трансакционных издержек – проблема «безбилетников» («зайцев»). В этом случае принуждение, к которому прибегает государство вмешиваясь в экономику, способствует минимизации трансакционных издержек.

Говоря о недостатках рыночной системы, обычно особо подчеркивают социальные проблемы. Действительно, рынок порождает значительную дифференциацию доходов, имущественное расслоение населения. Но поскольку товары в рыночной экономике направляются туда, где имеется больше денег, рынок может предписать некоторым людямголодать из-за недостаточности доходов, а другим – получать чрезмерные доходы и прибывать в роскоши. Кроме того, рынок предъявляет одинаково жёсткие требования ко всем, но разные люди находятся в разном положении: в любом обществе существуют достаточно многочисленные социально уязвимые слои - больные, инвалиды, сироты и т.д., которые объективно не могут участвовать в конкурентной борьбе. Рыночная система сама по себе не заботится об этих людях и может оставить их без средств к существованию.

Вместе с тем такая постановка вопроса не вполне конкретна. Ведь рынок представляет собой социально нейтральный механизм , призванный решать экономические проблемы распределения ограниченных ресурсов. И, как уже было показано, с этой своей задачей рынок справляется вполне эффективно. Но нельзя требовать от экономического механизма решения ещё и социальных проблем. Эту функцию должно взять на себя государство и проводить активную социальную политику.

В целом же наличие у рыночного механизма существенных недостатков приводит к необходимости его регулирования, главным образом путём вмешательства государства в экономическую жизнь. Основные функции государства состоят в проведении макроэкономической политики (антициклической, антиинфляционной, политики полной занятости) и антимонопольной политики, в предоставлении общественных благ и регулировании внешних эффектов, а также решение социальных проблем.

2. Трансакционные издержки

2.1. Виды трансакционных издержек (по Р.Коузу)

Трансакционные издержки - любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур . Трансакционные издержки ограничивают возможности взаимовыгодного сотрудничества.

Развивая анализ Коуза, сторонники трансакционного подхода предложили различные классификации трансакционных издержек (затрат). В соответствии с одной из них выделяются:

1. Издержки поиска информации. Перед тем, как будет совершена сделка, нужно располагать информацией о том, где можно найти потенциальных покупателей или продавцов потребительских благ или производственных факторов, и каковы сложившиеся на данный момент цены. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством получаемой информации.

2. Издержки ведения переговоров и заключения контрактов. Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Чем больше участников сделки и чем сложнее ее предмет, тем выше эти издержки. Потери из-за неудачно заключенных, плохо оформленных и ненадежно защищенных соглашений, являются мощным источником этих издержек.

3. Издержки измерения . Любой продукт или услуга - это комплекс характеристик. При обмене неизбежно учитываются лишь некоторые из них, причем точность их оценки бывает чрезвычайно приблизительной. Иногда интересующие качества товара вообще неизмеримы и для их оценки приходится пользоваться интуицией. Целью их экономии обусловлены такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки.

4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты.

5. Издержки оппортунистического поведения. Термин "оппортунистическое поведение" был введен О.Уильямсоном. Так называется недобросовестное поведение, нарушающее условия сделки или нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру. Под эту рубрику попадают различные случаи лжи, обмана, бездельничанья на работе, манкирования взятыми на себя обязательствами. Различают две основных формы оппортунизма, первая из которых характерна для отношений внутри организаций, а вторая для рыночных сделок.

Отлынивание (shirking) представляет собой работу с меньшей отдачей и ответственностью, чем следует по условиям договора. Когда отсутствует возможность эффективного контроля за агентом, он может начать действовать исходя из собственных интересов, не обязательно совпадающих с интересами нанявшей его фирмы. Проблема становится особенно острой, когда люди работают сообща ("командой") и личный вклад каждого определить очень трудно.

Вымогательство (holding-up) наблюдается в тех случаях, когда кем-либо из агентов произведены инвестиции в специфические активы. Тогда у его партнеров появляется возможность претендовать на часть дохода от этих активов, угрожая в противном случае разрывом отношений (с этой целью они могут начать настаивать на пересмотре цены получаемого продукта, повышении его качества, увеличении объема поставок и т. д.). Угроза "вымогательства" подрывает стимулы к инвестированию в специфические активы.

6. Издержки "политизации". Этим общим термином можно обозначить издержки, сопровождающие принятие решений внутри организаций. Если участники наделены равными правами, то решения принимаются на коллективной основе, путем голосования. Если они располагаются на разных ступенях иерархической лестницы, то вышестоящие в одностороннем порядке принимают решения, которые обязательны к выполнению для нижестоящих.

Они возникают в связи с тем, что предприниматель не только выбирает между рынком и контрактной системой или нерыночными отношениями в рамках рыночных систем, но еще и учитывает возможность сделать данную трансакцию частью внутрифирменной иерархии.

К ним следует отнести издержки, возникающие в связи с созданием, совершенствованием и развитием внутрифирменной структуры (можно говорить о затратах на внутрифирменное управление и координацию деятельности всех структурных подразделений компании в рамках общефирменной стратегии).

Каков же в таком случае будет результат от использования других (нерыночных) форм экономической организации (контрактной системы и внутрифирменной иерархии)? Без ответа на этот вопрос мы не сможем утверждать, что трансакционные издержки (внешние и внутренние) носят объективный характер. Напомним, что при сопоставлении необходимо, чтобы результат превышал затраты. Только тогда мы делаем выбор в пользу данного типа экономической организации.

В таблице 1 (см.приложение 3) сведены воедино все возможные типы экономических организаций, из которых делает выбор предприниматель, с выделением в каждом затрат и результата, соотнесение которых и лежит в основе выбора (менеджерского решения).

Из таблицы видно, что, с одной стороны, растут издержки (на стороне затрат), а с другой - растут гарантии защиты трансакции (на стороне результата). Предприниматель делает конкретный выбор, соотнося затраты и результаты. Альтернатива, которой он отдает предпочтение, обеспечивает ему значительное (по сравнению с другими) превышение результата над затратами. Можно считать это правилом выбора защиты трансакции.

Трансакционные издержки равны нулю, это значит:

· Все всё знают и новое узнают мгновенно и однозначно. Все друг друга понимают идеально, то есть слова не нужны.

· У всех со всеми всегда согласованы ожидания и интересы. При изменении условий согласование происходит мгновенно. Любое оппортунистическое поведение исключено.

Сравнение системы ценообразования, включающей ответственность за ущерб от отрицательных внешних эффектов, с системой ценообразования, когда такой ответственности нет, привело Р. Коуза к парадоксальному на первый взгляд выводу о том, что если участники могут договориться сами, и издержки таких переговоров ничтожно малы (трансакционные издержки равны нулю), то в обоих случаях в условиях совершенной конкуренции достигается максимально возможная ценность производства.

Р.Коуз приводит следующий пример . По соседству расположены земледельческая ферма и скотоводческое ранчо: земледелец выращивает пшеницу, а скотовод разводит скот, который время от времени стравливает посевы на соседних землях. Налицо экстернальный эффект. Однако, как показывает Р. Коуз, эта проблема может быть y спешно решена без участия государства. Если скотовод несет ответственность за ущерб, возможны два варианта: “либо скотовод уплатит фермеру за не обработку земли, либо он решит сам арендовать землю, заплатив фермеру за не обработку земли чуть больше, чем платит сам фермер (если фермер сам арендует ферму), но конечный результат будет тем же и будет означать максимизацию ценности производства”.

Если нет ответственности за ущерб, размещение ресурсов оказывается таким же, как и раньше. Различие состоит лишь в том, что теперь платежи будет осуществлять фермер. Однако “конечный результат (который максимизирует ценность производства) не зависит от правовой позиции, если предполагается, что ценовая система работает без издержек”. При нулевых трансакционных издержках и у фермера, и у скотовода будут экономические стимулы увеличения ценности производства, так как каждый из них получит свою долю в приросте дохода. Однако при учете трансакционных издержек желаемый результат, может быть, и не достигнут. Дело в том, что высокая стоимость получения необходимой информации, ведения переговоров и судебных дел может превысить возможные выгоды от заключения сделки. К тому же при оценке ущерба не исключены значительные различия потребительских предпочтений (например, один оценивает тот же самый ущерб гораздо больше, чем другой). Чтобы учесть эти различия, в формулировку теоремы Коуза позднее была введена оговорка относительно эффекта дохода.

Экспериментальные исследования показали, что теорема Коуза верна для ограниченного числа участников сделки (двух-трех). При возрастании численности участников резко увеличиваются трансакционные издержки, и предпосылка об их нулевом значении перестает быть корректной.

Любопытно отметить, что теорема Коуза доказывает значение трансакционных издержек “от противного”. В реальной действительности они играют огромную роль и удивительно то, что неоклассическая экономическая теория до недавнего времени их совсем не замечала.

3.1. Теоретическое значение теоремы Коуза

Итак, из теоремы Коуза следует несколько важных выводов :

Во-первых, что внешние эффекты носят не односторонний, а обоюдоострый характер. Фабричный дым наносит ущерб близлежащим фермам – это очевидно, поскольку промышленник навязывает дополнительные издержки фермерам без их согласия. Он получает благо за счет причинения ущерба другим, не имея на это права. Но, с другой стороны, запрет на выбросы оборачивается убытками для хозяина фабрики, а стало быть – для потребителя продукции. Поэтому с экономической точки зрения речь должна идти не о том, “кто виноват”, а о том, как минимизировать величину совокупного ущерба.

Во-вторых, теорема Коуза раскрывает экономический смысл прав собственности . Четкое их распределение среди хозяйствующих субъектов ведет к тому, что все результаты деятельности каждого субъекта касаются только его, в результате чего любые внешние эффекты превращаются во внутренние . Поэтому главная функция прав собственности состоит в том, чтобы давать стимулы для большей интернализации экстерналий. Четкое распределение прав собственности ведет к минимизации внешних эффектов.

В-третьих, теорема Коуза сняла обвинение с рынка о его “провалах”. По мнению Р. Коуза, ключевое значение для успешной работы рынка имеют трансакционные издержки. Если они малы, а права собственности четко распределены, то рынок сам способен устранять внешние эффекты: заинтересованные стороны смогут самостоятельно прийти к наиболее рациональному решению. При этом не будет иметь значение, кто именно обладает правом собственности, скажем, фермеры на чистый воздух или хозяин фабрики на его загрязнение. Участник, способный извлечь из обладания правом большую выгоду, просто выкупит его у того, для кого оно представляет меньшую ценность. Для рынка важно не то, кто именно владеет данным ресурсом, а то, чтобы хоть кто-то владел им. Тогда появляется возможность для рыночных операций с этим ресурсом. Сам факт наличия прав собственности и четкого их разграничения важнее вопроса о наделении ими того, а не другого участника.

Заключение

Подведем итоги. Работа рынка как система добровольного сотрудничества независимых хозяйствующих субъектов, кроме всего прочего, порождает трансакционные издержки, возникающие при ведении переговоров и контроле за выполнением решений об обмене. В большинстве обычных сделок купле-продаже товаров и услуг эти затраты относительно незначительны и не перевешивают тех выгод, которые получает от сделок каждый из её участников. В этом случае рыночный механизм срабатывает эффективно.

Теоретически себе можно представить и решение проблемы производства общественных благ (например, национальной обороны) на базе рыночных соглашений о добровольном обмене. Но в этом случае трансакционные издержки возрастут до таких огромных размеров, что ни один из участников этого обмена не согласиться их нести. И одна из основных причин резкого возрастания трансакционных издержек – проблема «безбилетников» («зайцев»). В этом случае принуждение, к которому прибегает государство, вмешиваясь в экономику, способствует минимизации трансакционных издержек.

При исследовании трансакционных издержек необходимо учитывать, что они существуют в любой реальной хозяйственной системе, так же как в любой системе существуют неопределенность и оппортунистическое поведение экономических агентов. Трансакционные издержки неинвариантные по отношению к эффективности окончательного размещения ресурсов, если круг участников обмена не совпадает с кругом затронутых обменом экономических агентов, чьи экономические интересы должны быть учтены. Данное обстоятельство требует особо тщательной интерпретации результатов оценки величины трансакционных издержек.

При оценке эффективности того или иного институционального нововведения, так же как и формируемой институциональной структуры, следует использовать критерий минимизации издержек производства, а не трансакционных издержек, что, в свою очередь, предполагает исследование зависимости трансакционных издержек не только от деятельности институтов и организаций, но и от технологии.

Благодаря трансакционному подходу современная экономическая теория приобрела большую реалистичность, открыв для себя широкий спектр явлений деловой жизни, прежде совершенно выпадавших из поля ее зрения.

Список использованной литературы:

1. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2000

2. Курс экономической теории. Под ред. проф.Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. – Киров: Издательство “Вятка”, 1994

3. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2004

4. Ивашковский С.Н. Микроэкономика – М.: «Дело», 2001

5. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика, т.1, - С-Пб.: Эк. Шк., 1994

6. Селищев А.С. Микроэкономика. Анализ рынка. Теория цены. Рынок и общество. Учебник для вузов. - Издательство «Питер», 2002

7. Малахов С. Трансакционные издержки в российской экономике // Вопросы экономики - 1997.- № 7

8. Малахов С. Трансакционные издержки и макроэкономическое равновесие // Вопросы экономики. – 1998. -№11.

9. Кокорев В. Институциональные преобразования в современной России: анализ динамики трансакционных издержек // Вопросы экономики. - 1996.-№ 12.

Затраты . Равны 0, рыночные трансакции бесплатны.

Приложение 4

Таблица 2

Классификация трансакционных издержек.


Курс экономической теории. Под ред.: проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А.. Киров Изд.: «Вятка» 1994г, стр.141.

Курс экономической теории. Под ред.: проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А.. Киров Изд.: «Вятка» 1994г, стр.142.

Курс экономической теории. Под ред.: проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А.. Киров Изд.: «Вятка» 1994г, стр.143.

Малахов С. Трансакционные издержки и макроэкономическое равновесие // Вопросы экономики. – 1998. -№11, стр. 67.

Курс экономической теории. Под ред. проф.Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. – Киров: Издательство “Вятка”, 1994, стр. 147. (Коуз Р. Указ. соч. с. 17)

Курс экономической теории. Под ред. проф.Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. – Киров: Издательство “Вятка”, 1994, стр. 147.