Консоли 1 поколения. История игровых приставок. Россия. То время

Игровая приставка - специализированное устройство основной задачей, которого является запуск и воспроизведение видеоигр. Ниже представлен список десяти лучших игровых консолей по состоянию на 2015 год.

Nintendo Wii - самая маленькая по размерам игровая приставка 7-го поколения, выпущенная 19 ноября 2006 г. Отличительной чертой этой консоли являются уникальные беспроводные контроллеры Wii Remote и Wii MotionPlus, реагирующие на движения игрока, а также ныне не существующий сетевой сервис WiiConnect24, который позволял автоматически получать обновления, патчи и демоверсии игр. По данным на июнь 2015 г. по всему миру было продано около 101,56 млн консолей.


Девятое место в рейтинге лучших игровых приставок на 2015 год занимает SHIELD Portable - портативная игровая система, выпущенная 31 июля 2013 года компанией Nvidia. Устройство работает под управлением операционной системы Android. Оснащено 5 дюймовым (13 см) сенсорным дисплеем с разрешением 1280×720 пикселей и встроенным контроллером.


Восьмое место в списке десяти лучших игровых консолей на 2015 год занимает Mad Catz MOJO - игровая консоль, выпущенная в декабре 2013 года компанией Mad Catz. Устройство работает под управлением операционной системы Android и способно подключаться к Google Play предоставив пользователю всю библиотеку игр, доступных на сервисе.


Sony PlayStation Vita - портативная игровая консоль, выпущенная 22 февраля 2012 года компанией Sony Computer Entertainment. Устройство оснащено 5-дюймовым сенсорным экраном и двумя аналоговыми джойстиками, расположенными по его бокам. Поддерживает Bluetooth, Wi-Fi и 3G. По состоянию на июнь 2015 г. по всему миру было продано 12,1 млн экземпляров.


Nintendo 3DS - портативная игровая консоль, от компании Nintendo. В Европе была выпущена 25 марта 2011 года. Особенностью этого устройства является способность создавать трёхмерный эффект изображения (3D) без использования специальных очков и других аксессуаров. По состоянию на сентябрь 2015 г. продажи Nintendo 3DS по всему миру составили 54,34 млн единиц.


Sony PlayStation 3 - игровая приставка 7-го поколения, производимая Sony Computer Entertainment. В Европе вышла в марте 2007 года. Основным отличием PlayStation 3 от своих предшественников является возможность играть в онлайн-игры через сервис PlayStation Network. Также с её помощью можно слушать музыку, смотреть фильмы, просматривать веб-страницы и отправлять электронную почту. На апрель 2015 г. продажи консоли по всему миру составили 87 млн единиц.

Wii U


Wii U - игровая приставка восьмого поколения от компании Nintendo. Является преемником Wii (10-е место в рейтинге). Была выпущена в ноябре 2012 года. Особенностью Wii U является новый контроллер, который может использоваться как дополнительный сенсорный экран, а в некоторых играх частично заменить телевизор. По состоянию на сентябрь 2015 г. было продано 10.73 млн единиц.


Microsoft Xbox 360 - вторая по счёту игровая приставка 7-го поколения от компании Microsoft. В продажу в Европе поступила 2 декабря 2005 года. Некоторые из основных функций Xbox 360 представлены сервисом Xbox Live, позволяющим играть через интернет, а также загружать разнообразный контент - видеоигры, демоверсии, трейлеры, музыку, ТВ-шоу и т. п. По состоянию на июнь 2014 г, по всему миру продано более 84 миллионов консолей Xbox 360.


Второе заслуженное место в рейтинге лучших игровых приставок достаётся Xbox One. Это третья игровая консоль восьмого поколения от компании Microsoft. Является преемником Xbox 360 (3-е место в рейтинге). Вышла 22 ноября 2013 года почти на месяц позже, чем PlayStation 4. Интересно, что после презентации Xbox One акции компании Sony выросли на 9%. Продажи этой консоли по всему миру по состоянию на апрель 2015 г. составили более 12 миллионов.


Лучшей игровой консолью является Sony PlayStation 4 - игровая приставка восьмого поколения от компании Sony Computer Entertainment. Как и в случае с Sony PlayStation 3, консоль PS4 нацелена на социальный геймплей. Её новый контроллер включает кнопку Share, которая позволяет делать скриншоты и снимать видео. Также присутствует функция, позволяющая пользователям приглашать друзей присоединиться к игровой сессии, даже если они не имеют копии игры. Сами же разработчики называют её самой мощной игровой консолью в мире. В продажу приставка поступила 29 ноября 2013 года. По состоянию на 30 октября 2015 г. было продано 29.3 млн экземпляров Sony PlayStation 4 по всему миру.

Поделится в соц. сетях

История консолей начинается в 1947 году. Именно в этот год Thomas Goldsmith Jr и Istle Ray Mann разработали первую видеоигру. Она была основана на использовании экрана и обычного радара, как вы знаете на экране радара показывается самолет или любой другой воздушный объект и видно, когда в самолет летит ракета. На этом эта игра и была создана. Она была очень проста: можно сказать, что система была переделанным радаром, которая эмулировала его сигналы. Но, правда, на экране не было ничего напоминающего самолет или ракету. Были три квадрата, в которые с помощью восьми кнопок направить линии они же ракеты. Сделанное, конечно же, не было консолью, скорее это был аркадный автомат, так как был размером примерно со шкаф. К сожалению, этот первый аркадный автомат не сохранился. Его разобрали в 51 году, потому что понадобились какие-то запчасти из него. Но остался набросок, сделанный одним из авторов.

И вот, ранее (до того как его разобрали) 25 января 1947 года был выдан патент U.S. Patent #2 455 992 . Это считается официальной датой рождения видео игр. Хотя, очень многие люди оспаривают этот факт, говоря что эта система не являлась видео игрой, потому что не использовала телевизор или монитор. Для выхода изображения на ней стоял CRT экран, но я не согласен с теми, кто говорит что только из-за этого система не является видеоигрой. Просто тогда телевизор и монитор не были распространены и игра использовала CRT экран и что тут такого, иными словами штука электронная, да экран у нее есть хоть какой-то. Значит, это все таки первая видео игра . Был слух, что идею про видео игры подал один американский военный, которому было нечего делать на базе в Японии после войны, и он играл в настольный пин-понг и шарик там постоянно застревал и он тогда сказал: вот бы сделать такую игру на экране, но этот слух не подтвержден.

Еще был слух, что первые игровые компьютеры (которые придумали позднее) работали от атомного реактора, но этот слух тоже не подтвержден. А теперь вернемся к фактам: первая видео игра никак не называлась. Так и будем ее называть — первая видео игра. Еще факт: первая игра изобретена в США, так что родина видеоигр это США, а не Япония (как считают многие), хотя именно в Японии видео игры стали не бизнесом, а чем-то большим. В игры вкладывали частичку души, хотя и американские разработчики тоже блистали неплохо. Идем дальше, в 1952 A.S. Douglas из Кембриджа (Британия) изобрел другую видео игру EDSAС . Ее экран состоял из маленьких зеленых лампочек, которые загорались и получалось изображение — это была обыкновенная игра в крестики нолики (Tic-tak-toe ) размером с десяток шкафов.

Эту систему изначально планировалась изобрести как вычислительную машину или проще калькулятор, но после двух лет неудачных экспериментов переделали в игровой автомат (на это ушел год). Всего эту машину делали аж 3 года 1949-1951 (еще год делали экран. Его создателем стал Von Neuman ). К счастью, машина сохранилась в музее видеоигр. Затем, сделали эмулятор этой машины, которая тоже считается игровым автоматом, а не консолью. Изначально ее представили как компьютер, хотя система им по сути не являлась. Однако, в истории ее классифицируют как компьютер, но корни у всех общие: и у аркадных автоматов, и у компьютеров, и у консолей. Хотя некоторые, недалекие люди утверждают, что компьютеры произошли от первых вычислительных машин. Потом эти умники считают, что аркадные автоматы ниоткуда не произошли, а консоли от первой консоли (что само по себе звучит глупо). На самом деле консоли произошли от аркадных автоматов, а они в свою очередь от первой видеоигры, она произошла от радара, а радар — это функциональная машина, а компьютер как раз произошел от функциональных машин (ведь компьютер — это не только вычислительная машина, он многообразен и многофункционален). Кстати, о многофункциональных машинах, которые были изобретены во время Второй мировой войны. Очень много переделали в предметы обихода, так сказать, перековали мечи. Например, микроволновку изобрели из излучений радара. Ну ладно, идем дальше. Затем о видеоиграх на время забыли из-за политического кризиса в начале 50-ых годов 20 века (от рождества Христова ). Тогда разразилась угроза ядерной войны, в истории этот период называться Карибский кризис и всем было не до игр. А зря, если бы политики играли и выпускали бы пар на виртуальных врагах — мир стал бы лучше. Вояки выделяли бы деньги не на гонку вооружений, а на видеоигры, разработчики наделали бы военных стратегий и военные спокойно играли в них и убивали бы виртуального противника. Но атомной войны не произошло, благодаря тому, что президент США Кеннеди пошел на многие уступки и тем же ему ответил представлявший СССР товарищ Микоян . Военные похвастались своими ракетами и нашли согласие между собой. И в 1958 Willy Higginbotham изобрел еще одну игру, которая была основана на медицинском приборе измеряющим пульс. Игра называлась теннис для двоих или программа тенниса. Косая точка, которая напоминала мяч зигзагом двигалась от одного края к другому, посередине она перепрыгивала через столбик, который изображал сетку. Это был также игровой автомат. Кстати, в то время некоторые игровые автоматы называли осциллографы, но это мудреное название сменили. Их так называли потому что экраны, которые они использовали назывались осциллографы (да и вообще так называли все технологии, в которых использовались эти экраны). Затем, были изобретены первые (не домашние) компьютеры, которые использовали только военные. У этих компьютеров был передовой экран. На его основе в 1961 Martin Graetz,Stephen Russell и Wayne Wiitanen изобрели игру, использовав векторную графику компьютера DEC PDP-1 . Эта игра для двоих называлась Space War и это тоже было игровым компьютерным автоматом.

В ней нужно звездолетами сбивать другие космические корабли. Позже, фирма ATARI переделала эту игру в свою знаменитую SpaceWar (позже Asteroids ) и выпустили целую серию игровых автоматов. Тогда открылись первые залы игровых автоматов, где игры стали доступны всем и каждому, где люди тратили много денег чтобы поиграть в игры. Тогда это стали бизнесом. Хотя для нас истинных геймеров игры это не бизнес, не хобби — это образ жизни, то к чему мы приходим когда все нас достало. Итак, идем дальше, а дальше ATARI сделали автомат с легендарной игрой Pong .

Этот автомат был самым популярным в то время (прошу не путать этот автомат с консолью Pong , которую выпустили чуть позже). Затем, в 1966 году талантливый разработчик Ralph Baer (автор первой консоли) изобрел сеть прототипов, которые известны как Brown Box на этих прототипах можно было играть в понг и стрелять по мишеням из световой винтовки, но эти прототипы не получили распространение из-за недоработки и высокой себестоимости. Именно из-за этого (к сожалению) ни одна фирма так и не согласилась распространять эти прототипы консолей, хотя их можно назвать первыми консолями и они были изобретены на экспериментальном уровне в 1966 году и многие считают именно эту дату рождением консолей. Затем, в мае 1972 года появилась первая серийная домашняя игровая консоль (ее разработчиком был все тот же Ralph Baer ) Magnovox Odyssey .

Дети были готовы убить за нее и был выдан первый патент на домашнюю консоль и началась официальная история видеоигр. Первое поколение консолей запущено в производство (был слух, что какой-то паренек завсегдатый игровых клубов (тогда это были клубы только с игровыми автоматами) сказал: вот бы в такую штуку дома играть. И эта идея дошла до разработчиков и они изобрели консоли, хотя авторы первых консолей утверждают, что сами до этого додумались. Кроме вышеупомянутой консоли в первом поколении были еще сотни ее клонов и модификаций, из которых никто особо не выделялся, разве что ATARI Pong . Эта консоль была самая успешная среди первого поколения.


Категория:

Не секрет, что классификация нужна для всего. Вот и консоли, сиречь игровые приставки, тоже классифицируются. Самая объёмная и всеохватывающая классификация разделяет их все по поколениям. Изначально поколения опирались на временные рамки, однако позднее сюда примешались ещё и технические показатели приставок, в частности битность . Сразу же оговорюсь, что временные рамки поколений идут внахлёст а не впритык - это связано с различными вещами, например с тем, что новые клоны приставок предыдущего поколения начинают ещё только выпускаться, хотя фактически уже во всю властвуют приставки следущего поколения. Этот цикл статей больше обзорно-исторический, но при наличии времени и интересной информации любая из упомянутых здесь приставок будет рассмотрена отдельно. На данный момент, планируемые к выпуску XBox One и PlayStation 4 относятся к восьмому поколению, ну а мы начнём с самого начала...

Первое Поколение Игровых Систем

Началось всё с 1972го года, когда была выпущена Magnavox Odyssey , а закончилось это поколение в 1980м, после своеобразного краха, когда производители различных клонов приставок по типу "pong" уступили место микропроцессорным консолям.

Где-то в 1966м году, некто Ральф Бэйр (Ralph Baer), инженер в Sanders Associates , развив одну из своих ранних идей создаёт простенькую игру для двух человек, названную Погоня (Chase). Игра использовала в качестве устройства для вывода изображения обычный телевизор и представляла из себя гонку двух точек, одна за другой. Игру демонстрируют директору компании, после чего (в 1967м) на проект выделяются деньги и два человека в помощь Ральфу - Билл Гэрриссон (Bill Harrison) и Билл Руш (Bill Rusch). Благодаря первому к игре был создан световой пистолет, который можно было наводить на цель на экране, управляемую вторым игроком. А при помощи Билла Руша в 1968м был создан третий вариант девайса, использовавшийся для создания электронной версии игры Ping-Pong . Этот прототип был предъявлен руководству Teleprompter , которые спонсировали дальнейший прогресс проекта. В итоге всё вылилось в создание финального прототипа, ныне известного как "Brown Box " из-за своего коричневого цвета. Этот прототип, кстати, сейчас хранится в Вашингтоне в Национальном Музее Американской Истории. "Brown Box" имеет два контроллера, световое ружьё, и шестнадцать переключателей на самой консоли, которыми можно выбирать игру. Имея в своём активе данный агрегат, Ральф Бэйр в 1969м году заключает контракт с Magnavox , которые после некоторых изменений (использование встроенного програмного переключения игр и удаление возможности вывода цветной графики, для удешевления производства) выпускают приставку в 1972м году как Magnavox Odyssey .

Из-за того, что Magnavox Odyssey была сделана на 40ка дискретных транзисторах и таком же количестве диодов, многие считают эту систему аналоговой. Однако это неправильно, и консоль всё-таки цифровая (так кстати считал и сам Бэйр), ибо электронные сигналы, использующиеся для обмена между частями приставки - двоичные. Да и сами игры и логика осуществляются во вполне себе цифровой Диодно-Транзисторной Логике, пусть и выполненной на дискретных элементах. Вообще консоли первого поколения делятся на два типа - собственно консоли, использующие картриджи (это Odyssey и её клоны и вариации), и специализированные консоли, со встроенными играми (это PONG и его вариации). Так же следует упомянуть, что приставки первого поколения не использовали микропроцессоры.

После удачного выпуска первой в мире игровой приставки следуют попытки как мирной покупки лицензий, так и судебные тяжбы, с попыткой отсудить у Magnavox права на создание игр и приставок. Из наиболее известных дел - создание в 1975м году игры PONG недавно основанной Atari . Впоследствие суд признаёт Atari плагиаторами и принуждаёт выплатить фирме Magnavox 700 тысяч долларов за лицензию. По иронии судьбы, большинство приставок первого поколения представлены клонами именно PONG "а, поскольку производились со встроенными играми, для удешевления стоимости. Из известных фирм того времени, помимо уже упоминавшихся Atari и Magnavox можно отметить таких гигантов как Coleco , Nintendo и Philips . Именно с Philips позднее сливается Magnavox , чтобы выпускать уже PONG -подобные приставки со встроенными играми...

Первое Поколение Игровых Консолей - Какое Оно?


Первое Поколение Игровых Консолей - Какое Оно?

Заканчивается вся эта благодать в 1977м году, когда рынок оказывается наводнён однотипными клонами PONG от различных фирм-производителей. Продавцам пришлось отдавать свой товар за бесценок, иногда даже в убыток себе, чтобы вернуть хоть какие-то деньги. Многие фирмы несут серьёзные денежные потери, часть из них банкротится (например Fairchild и RCA ). Из долгожителей более-менее наплаву остаются только Atari и Magnavox . Но на горизонте уже маячят микропроцессорные приставки, знаменующие собой начало второго поколения консолей...

Теперь посмотрим на типичные представители приставок того поколения, и начнём мы конечно же с

Magnavox Odyssey

Первое Поколение Игровых Консолей - Какое Оно?


Первое Поколение Игровых Консолей - Какое Оно?

Как уже было сказано выше, прототипом приставки является "Brown Box ", разработанная Ральфом Бэйром в 1968м году. Оригинальная приставка поставлялась в таком комплекте - сам блок приставки, 2 блока управления для игроков (можно считать их джойстиками), кабель для телевизора и антенный переключатель, и шесть батареек типа С (да, приставка работала от батареек, блок питания появился позднее и покупать его надо было отдельно). Так же в комплекте шли прозрачные пластиковые накладки для имитации цветной графики. Их надо было накладывать на телевизор, и были они только двух размеров - 18 и 23 дюйма.

Первое Поколение Игровых Консолей - Какое Оно?


Первое Поколение Игровых Консолей - Какое Оно?

Помимо всего вышеперечисленного, в комплект поставки входили разнообразные наборы для подсчёта очков, ибо сама приставка счёт вести тогда ещё не умела. Звук, кстати, тоже не воспроизводился. Стоило всё это удовольствие около ста баксов. За всю жизнь приставки должно было выйти 12 картриджей, причём благодаря накладкам на экран, некоторые картриджи совмещали в себе как бы несколько игр. Официальное число проданных консолей - 330-350 тысяч штук.

Так выглядело изображение с накладкой на экран.

А вот так выглядела сама игра без накладки.

Magnavox Odyssey Series

Естественно, фирма выпустившая первую в мире приставку не могла остановиться на достигнутом, поэтому помимо продажи лицензий, Magnavox сосредотачивается на выпуске других вариантов приставки. Все эти приставки являются уже безкартриджевыми, со встроенными играми, что было сделано большей частью для удешевления производства. В консолях используются чипы либо Texas Instruments , либо General Instruments/National Semiconductor . Выпускались они с 1975го по 1977й год и всего было выпущено 11 разных приставок, различающихся набором встроенных игр, появлением счёта и цвета в играх, а так же редизайном приборов управления. Цена была в пределах 100-230 долларов, в зависимости от типа приставки.

Первое Поколение Игровых Консолей - Какое Оно?


Первое Поколение Игровых Консолей - Какое Оно?

- Odyssey 100 - первая из приставок. Имела две встроенных игры - теннис и хоккей;

Первое Поколение Игровых Консолей - Какое Оно?


Первое Поколение Игровых Консолей - Какое Оно?

- Odyssey 500 - пятая приставка в поколении. Четыре встроенных игры - сквош, теннис, футбол, хоккей. Счёт на экране;

Первое Поколение Игровых Консолей - Какое Оно?


Первое Поколение Игровых Консолей - Какое Оно?

- Odyssey 4000 - последняя в поколении приставок. Восемь вариаций из сквоша, тенниса, хоккея и сквоша на одного. Съёмные манипуляторы-джойстики. Цветная картинка;

Первое Поколение Игровых Консолей - Какое Оно?


Первое Поколение Игровых Консолей - Какое Оно?

- Philips Odyssey 2100 - последняя из лицензионных версий приставки, выпущенная Philips до слияния с Magnavox . Двадцать три вариации из шести игр, включая арканоид, крикет, гандбол, теннис, футбол и хоккей. Проводные манипуляторы типа штурвала (paddle).

Первое Поколение Игровых Консолей - Какое Оно?


Первое Поколение Игровых Консолей - Какое Оно?

PONG - это серия домашних приставок, выпускаемых специально для этого дела созданной Atari . Приставки выходили под торговыми марками Atari и Sears Tele-Games с 1975го по 1977й год. В основе приставки лежит чип, обрабатывающий графику и звук, а так же занимающийся расшифровкой сигналов, идущих от контроллеров. Для управления использовались paddle-контроллеры (типа штурвала). Первоначальные версии были чёрно-белыми, но позднее появились и цветные вариации. Количество игр на приставке варьировало от одной до шестнадцати, а количество игроков - два или четыре. Цены за приставку начинались от ста долларов. Официальное число проданных приставок - в районе 150 тысяч штук.

Coleco Telstar

Серия Telstar представляет собой линейку PONG-подобных приставок, выпускаемых фирмой Coleco с 1976го года. Все приставки продавались частично разобранными, возможно для уменьшения расходов на сборку итак недорогих консолей. Сама приставка появляется в результате того, что Ральф Бэйр в 1975м году подсказал директору Coleco , Арнольду Гринбергу, о создании компанией General Instrument нового чипа AY-3-8500 . Именно он и становится начинкой для новой приставки, которой было выпущено аж 15 различных вариантов, причём 11 именно на этом чипе. Различия между приставками заключались в количестве игр, уровнях сложности, комплектации приставки, и в изображении, которое могло быть чёрно-белым или цветным. Цены при запуске приставок колебались от 15 до 100 долларов США в зависимости от варианта. Общее количество проданных консолей - примерно один миллион экземпляров.

Первое Поколение Игровых Консолей - Какое Оно?


Первое Поколение Игровых Консолей - Какое Оно?

- Coleco Telstar (модель 6040) - самая первая приставка. Три игры - гандбол, теннис, хоккей. Два paddle-контроллера, укреплённых на корпусе приставки;

Первое Поколение Игровых Консолей - Какое Оно?


Первое Поколение Игровых Консолей - Какое Оно?

- Telstar Sportsman . Дополнительно комплектовалась световым пистолетом и двумя играми для него. Имела несколько переключателей сложности;

Первое Поколение Игровых Консолей - Какое Оно?


Первое Поколение Игровых Консолей - Какое Оно?

- Telstar Combat! (модель 6065). Нечто оригинальное - четыре варианта игры Tank , выпущенной компанией Kee Games в формате игровых автоматов. Клоном именно этой игры с автоматов является небезызвестная Battle City (танчики) для NES/Dendy. Для управления на корпусе имеются четыре джойстика, по два на каждого игрока;

Первое Поколение Игровых Консолей - Какое Оно?


Первое Поколение Игровых Консолей - Какое Оно?

- Telstar Arcade (модель 6175). Корпус этой оригинальной приставки имеет неправильную, треугольную форму. На каждой из сторон находится аксессуар для оригинальных игр - световой пистолет, руль и рукоятка переключения передач, два paddle-контроллера. Для приставки использовались картриджи, причём тоже треугольной формы. Всего было выпущено четыре картриджа, причём один продавался с системой (Road Race, Quick Draw, Tennis). Оставшиеся картриджи содержали несколько вариаций электронного тира, Pong"а, пинбола и игр на вождение.

Nintendo Color TV Game

Серия приставок от самой Nintendo , выходивших эксклюзивно для Японии с 1977го года. Известно пять различных консолей, выходивших под этим брэндом.

Первое Поколение Игровых Консолей - Какое Оно?


Первое Поколение Игровых Консолей - Какое Оно?

- Color TV Game 6 . Первая из серии приставок, была выпущена в 1977м. Содержала шесть разновидностей Pong"а. Управление шло с помощью дисков, жестко крепившихся к самой приставке;

Первое Поколение Игровых Консолей - Какое Оно?


Первое Поколение Игровых Консолей - Какое Оно?

- Color TV Game 15 . Вторая приставка в серии, выпускалась с 1978го. Содержала пятнадцать вариаций "светового тенниса". Имелись два контроллера, подсоединённых к приставке гибким кабелем;

Первое Поколение Игровых Консолей - Какое Оно?


Первое Поколение Игровых Консолей - Какое Оно?

- Color TV Racing 112 . Продавалась так же, с 1978го года. Имела только одну игру - гонки с видом сверху. Была возможность мультиплеера, когда вместо руля использовались два маленьких контроллера;

Первое Поколение Игровых Консолей - Какое Оно?


Первое Поколение Игровых Консолей - Какое Оно?

- Color TV Game Block Breaker . Производилась с 1979го. Одна игра, являющаяся вариантом арканоида. Ракетка управлялась паддлом, так же как и в Color TV Game 6 ;

Первое Поколение Игровых Консолей - Какое Оно?


Первое Поколение Игровых Консолей - Какое Оно?

- Computer TV Game . Последняя приставка в этом поколении. Представленная игра - Отелло, она же Реверси . Возможность игры как одному с компьютером, так и вдвоём с живым оппонентом.

APF TV Fun

Первое Поколение Игровых Консолей - Какое Оно?

Первое Поколение Игровых Консолей - Какое Оно?

Ещё одна серия PONG-подобных приставок, на этот раз от компании APF Electronics . Выпускались в 1976-1977м годах. Построены на чипе AY-3-8500 . Контроллеры paddle-типа. Приставки могли обрабатывать звук, выводящийся через встроенный динамик. Известно одиннадцать моделей приставки с модификациями всё тех же игр - гандбол, сквош, теннис, футбол, хоккей, стрельба.

Philips Tele-Spiel

Первое Поколение Игровых Консолей - Какое Оно?


Первое Поколение Игровых Консолей - Какое Оно?

Приставка на картриджах, выпускаемая Philips до слияния с Magnavox . В разных странах Европы приставка продавалась под разными именами (Tele-Spiel, Telespel, Tele-Peli). Из-за высококй цены на картриджи довольно быстро была заменена на приставку со встроенными играми. Управлялась манипуляторами типа слайдер, которые подключались напрямую к картриджам. Всего было выпущено 5 картриджей-одноигровок - теннис, сквош, стендовая стрельба, гонки, охотник на призраков. На корпусе приставки имелись две шкалы с делениями, для подсчёта очков вручную.

Ping-O-Tronic

Первое Поколение Игровых Консолей - Какое Оно?


Первое Поколение Игровых Консолей - Какое Оно?

Серия приставок от Итальянского производителя бытовой техники Zanussi , выпущенная в 1974м году. Имела три игры - теннис, сквош и что-то вроде демо-режима, где не требовалось присутствие игрока.

Электроника Экси Видео

Первое Поколение Игровых Консолей - Какое Оно?


Первое Поколение Игровых Консолей - Какое Оно?

Один из представителей отечественной игровой промышленности. Выпускалась заводом "Экситон" и продавалась по цене 90-120 рублей в конце 70х годов. Консоль могла имитировать на экране телевизора пять игр - сквош, тренировка, теннис, футбол, футбол с гандикапом.

Стоит также отметить, Байер успел и вторую модификацию TV Game chassis.
Вторая версия TV Game chassis работал главным инженером в компании Sanders Associates и после создания и беттатестирования первой игровой приставки в мире он отнес её на суд Герберту Кампману, главе своей компании. После проведения презентации Кампман одобрил финансирование и развитие этого направления деятельности компании. И уже в 1967 году появился официальный проект игры, для которой разработано световое ружье и чуть позже третья игра пинг-понг. На базе этих игр был создан первый официальный прототип игровой приставки «Brown Box». Приставка представляла возможность играть двум игрокам, пользоваться световым ружьем и переключателями выбирать игру, всего их было 16, в основном туда входили игры спортивной тематики - футбол, хоккей, волейбол и др.

Brown Box

Первое поколение (1972-1977г.)

В 1969 году Байер для того чтобы перейти на массовое производство, договаривается с компанией Magnavox, которая в свою очередь вносит коррективы в составляющую приставки. После доработки приставки компанией Magnavox, консоль лишается переключателей игр, переключения становятся программными, приставка также лишается светового ружья, тем самым компания пытается сократить стоимость производства. В мае 1972 на свет появляется консоль под названием Magnavox Odyssey.

За год продаж было реализовано почти 100 тысяч игровых приставок Magnavox Odyssey, а к моменту появления серии игровых приставок Magnavox Odyssey около 350 тысяч. Появление в 1975 году целой серии игровых приставок Magnavox Odyssey, было обусловлено задачей удешевления и упрощения производства. Появляются множество моделей приставки, с несколькими играми от 3 до 24.

В 1975 году компания Atari выпускает свою версию игровой приставки под названием Atari pong.

В 1976 году на свет появляется игровая консоль компании Coleco. Приставка называлась Telstar.

С 1975 по 1976 год компания Philips производит первую приставку использующую картриджи - Philips Tele-Spiel ES-2201. Но себестоимость приставки была чрезмерно высока, и её производство остановилось в 1976 году…

В то время рынок игровых приставок только набирал оборот, и в 1976 году производитель калькуляторов, компания APF Electronics Inc, выпускает свою консоль пинг-понгового типа - APF TV Fun. Но продержалась приставка не долго - до 1977 года.


Второе поколение (1976-1984г.)

Август 1976 года – компания Fairchild Semiconductor выпускает вторую в мире приставку со сменными играми на картриджах и первую с картриджем, содержащим программу - Fairchild Channel F. Стоит отметить что приставка основывалась на микропроцессоре Fairchild F8, разработанным Робертом Нойсом (Robert Noyce), в будущем Роберт покинул компанию Fairchild Semiconductor и основал свою, назвав её Intel.

Лидер второго поколения приставок Atari 2600 появился в продаже на рождество 1977 года.
В 1979 году Atari 2600 стала самой продаваемой приставкой, было продано около миллиона консолей. После этого Atari покупает лицензию на аркаду Space Invaders, что значительно увеличивает её популярность. Релиз игры состоялся в мае 1980 года, он увеличил продажи консоли вдвое, до 2 миллиона экземпляров в год. Мало того, в течении следующих двух лет продажи увеличивались такими же темпами и 1982 году было продано уже 8 миллионов приставок. Закат популярности Atari 2600 приходится на 1983 год, когда появление дешевых домашних компьютеров приводит к кризису рынка игровых приставок.

Magnavox OdysseyІ - выпуск консоли состоялся в 1978 году, в то время компания Magnavox уже принадлежала North American Philips. И поэтому в некоторых странах приставка именовалась по-разному - Philips Videopac G7000, Philips Odyssey и Magnavox OdysseyІ. Инновацией консоли можно считать появление клавиатуры.

Компания Mattel также боролось за покупателя в области игровых систем в 1978 по 1983года. Основным оружием в этой борьбе был бренд Intellivision, под этой маркой компания выпустила 3 различные модификации приставок. Но также как и кризис рынка игровых консолей не пожалел таких гигантов как Atari и Coleco, он заставил продать компанию и Mattel, причем покупателями компании стали её бывшие сотрудники.

В 1982 году на замену сверхпопулярной Atari 2600 приходит Atari 5200 , приставка очень много в себя взяла от компьютеров Atari 400/800, но так и не получила такой популярности как у её предшественницы.

В том же 1982 году компания Milton Bradley представляет Vectrex - единственную игровую систему, использующую векторный графический монитор, входящий в комплект консоли. По сей день никто из производителей ни разу не повторил этот подвиг.

Всё тот же 1982 год, популярность Atari 2600 не дает покоя также компании Emerson Radio Corporation и для того чтобы откусить свой кусок такого прибыльного пирога она выпускает Arcadia 2001. Но идея и реализация оказались провальными, т.к. к тому времени уже начали появляться новые разработки компании Atari и Coleco – Atari 5200 и ColecoVision.

Вообще 1982 год был очень плодовитым в плане появления новых разработок, ColecoVision компании Coleco, появилась в этом же году. С 1982 по 1985 год для этой системы было выпущено 170 игр.

Первая игровая консоль компании Sega, именовалась SEGA Game 1000, её релиз состоялся в 1983году, а выпуск продолжался около 2 лет.


Третье поколение (1983-1992г.)

1983 год компания Nintendo выпускает на японский рынок консоль под названием Famicom, а через 2 года в Европе и США она же появляется под названием Nintendo Entertainment System или попросту NES, к сожалению, в нашей стране такое название мало знакомо, но мы все хорошо её знаем под именем Dendy. Всего по официальным данным было продано более 60 млн. приставок и более 500 млн. игр к ней. Вы также с легкостью можете приобрести её копии и сейчас на радиорынках и в интернете. В начале 90х годов в связи с появлением 16 битных приставок популярность её начала падать. Но не в России, где продавался её китайский клон под названием Dendy.

В 1986 компания Sega также представила свою 8ми битную игровую систему третьего поколения Sega Master System. Эта игровая система стало популярна в Европе и Латинской Америке, а вот в США и Японии она проиграла борьбу за покупателя Nintendo. В Бразилии консоль выпускается и в настоящее время.

В июне 1986 года компания Atari делает попытку исправить свои ошибки и на замену Atari 5200 выпускает Atari 7800. Новая консоль стала практически полностью совместима с более чем популярной Atari 2600 и при этом была дешевле.

Четвертое поколение (1987-1996г.)

30 октября 1987 года компания Nec разворачивает 4 виток истории развития и конкуренции на рынке игровых консолей, выпустив в Японии приставку PC Engine, а чуть позже на территории Северной Америки под названием TurboGrafx-16. Стоит также отметить, что компания NEC первая начала выпуск игр на компакт дисках, но для этого необходимо было использовать дополнительное устройство под названием Turbografx CD. К сожалению, такие инновации не позволили компании отбить большую часть рынка у Nintendo и Sega в Северной Америке, но она получила популярность и отличные продажи в Японии.

29 октября 1988 года в стране восходящего солнца происходит релиз компании Sega под названием Sega Mega Drive, четь позже продажи также начались и в Северной Америке, но уже под названием Sega Genesis. Ну а игрокам из Европы её пришлось ждать до 30 ноября 1990 года.
В 1991 году компания Sega выпустила свой бренд-игру Sonic.
После череды неудачных ходов, со стороны руководства компании популярность приставки в большинстве стран начала падать, и компания взялась за разработку 32 битной системы Sega Saturn. Игры для этой приставки выпускались вплоть до 1998 года.

Super Nintendo третий представитель 16 битного и четвертого поколения игровых консолей появился 12 ноября 1990 года в Японии, а в августе 1991 года, немного изменившую дизайн приставку, игроки могли купить и в США. В России же приставка появилась в 1995 году. В 1996 году эра 16-битных консолей завершилась, появлением следующего пятого поколения приставок, включая Nintendo 64, популярность SNES стала падать. В Америке производство приставки прекратилось в 1999 году, а в Японии в 2003г.

Пятое поколение (1993-2002г.)

С 1993 по 1995 год по предложенной концепции компании The 3DO Company, производится выпуск игровой консоли 3DO Interactive Multiplayer, в массы она вошла под названием 3DO. Выпуском занимались несколько компаний Goldstar, Panasonic и Sanyo. Но время существования этой консоли оказалось очень коротким, несмотря на её внушительные характеристики, этому спсобствовали и высокая цена (699$) и наличие множества более популярных конкурентов.

В сентябре 1993 года состоялся релиз Amiga CD32. Приставка создавалась и на базе компьютера Amiga 1200, присутствовала также возможность подключения клавиатуры и мыши.

Ноябрь 1993 ознаменовался появлением Atari Jaguar. Но компании Atari и в этот раз не удалось завоевать своего покупателя, всего было продано 500 тыс. экземпляров. А появление Sony Playstation и установки новой более высокой планки качества в конце 1995 года заставило покинуть компанию Atari рынок игровых консолей.

170 тысяч экземпляров приставки Sega Saturn было продано в первый же день продаж – 22 ноября 1994 года в Японии. Через полгода и с худшими результатами продаж приставка появилась в США и Европе.

3 декабря 1994 появляется первая приставка компании Sony Computer Entertainment – Sony Playstation, несмотря на небольшой опыт в разработке приставок компании Sony удалось обеспечить приставке очень большую популярность, по всему миру было продано более 100 млн. экземпляров. Производство приставки длилось 11 лет, и этот срок одним из самых продолжительных периодов производства в игровой индустрии. 23 марта 2006 года производство было завершено, в компании Sony это объяснили исключительно необходимостью освобождения площадей и мощностей для производства PlayStation 3.

Новая приставка 5 поколения от Nintendo появилась только в 1996 году, в отличии от большинства конкурентов на тот момент в Nintendo 64 использовались в качестве носителей картриджи вместимостью до 64мб. Но это не помешало её занять второе место после Playstation в борьбе за потребителей, обогнав тем самым Sega Saturn.

Вот уже четыре десятилетия телевизионные игровые приставки дарят радость детям и подросткам по всему миру! Некоторые их них успели стать настоящими легендами, а персонажи их игр – частью массовой культуры. Сегодня мы поговорим о десяти самых популярных игровых приставках – их истории, аппаратных и программных особенностях и конечно же любимых играх!

Atari 2600 (1977)

Продано: 30 000 000, поколение: II

Дамы и господа, встречайте легенду, перед вами Atari 2600! Если для нас с вами эпоха игровых приставок началась только в 90-е, то в дома наших сверстников из Европы и Америки компьютерные игры пришли на десятилетие раньше - с Atari 2600!

Сегодня ни громоздкий корпус с деревянной фальшпанелью, ни довольно примитивная графика не выглядят привлекательно. Однако на конец 70-х эта консоль была новаторской почти во всём!

Изначально выпускавшаяся как Atari VCS, это была первая приставка на базе микропроцессора (изначально MOS 6502, позднее MOS 6507), а не цифровой логики. Именно в Atari 2600 были впервые применены сменные картриджи .

Её предшественницы (например, приставка «Pong» от той же Atari) выпускались по принципу «одна приставка – одна игра». Система картриджей позволила портировать на Atari большинство игр из , предоставляя почти безграничный выбор! Потягаться с ней смогли бы лишь домашние компьютеры, но их игры были на магнитных лентах или дискетах, их загрузка требовала продолжительного времени, в то время, как игры с картриджей загружались мгновенно!

Первые годы продажи приставок и картриджей росли в геометрической прогрессии: секрет успешного бизнеса Atari заключался в том, чтобы продавать консоли почти по себестоимости (порядка 200$ за штуку), получая основную прибыль за счёт продажи игр.


Однако в 82-м году наступил спад - рынок видеоигр оказался перенасыщен дешёвыми и низкопробными играми, что привело к массовому разочарованию потребителей. Даже портирование на Atari мега-популярного Pac-Man не оправдало ожиданий - из 12 миллионов выпущенных картриджей было продано только 7. Большие надежды возлагались и на игру «E.T. the Extra-Terrestrial», выпущенную по мотивам спилберговского фильма «Инопланетянин». Но из 5 миллионов картриджей было куплено лишь 1,5. В итоге миллионы непроданных игр были похоронены на свалке в пустыне в Нью-Мексико…

Всё это, разумеется, не коснулось постсоветского пространства, где публика совершенно не была избалована, и даже карманные игры «Электроника» считались «компьютерами»! В 90-е годы в российских магазинах можно было встретить приставку «Rambo TV Games» – тайваньский клон Atari 2600, с заделанным слотом картриджа и 208 (в некоторых случаях цифры варьировались до 2001 и даже 11554) играми в памяти!

NES (aka Dendy) (1983)

Продано: 61 910 000, поколение: III

В Японии её называли Famicom, в Корее Hyundai Comboy, в Европе и Америке – Nintendo Entertainment System, но для жителей нашей страны она навсегда останется просто Денди!


Началом 80-х было эпохой . Вслед за успехом таких аркад как Donkey Kong и Popeye, компания Nintendo поставила задачу создания игровой консоли, которая позволяла бы играть в эти игры дома!

В ту пору в Европе и Америке уже появлялись первые домашние компьютеры, и первоначально планировалось выпустить нечто похожее на ZX Spectrum или Commodore 64 – с дисководом и клавиатурой. Однако тогдашний президент Nintendo Хироши Ямауки отверг эту идею – приставка должна была быть максимально простой (а значит и дешёвой), и вместо дискет использовать сменные картриджи! Разработчиком концепции стал Масаюки Уемура. Именно его жена предложила название Famicom (рабочим названием проекта было GameCom). Отказавшись от традиционных «педальных» джойстиков в стиле «Атари», компания Nintendo разработала новый тип контроллера с кнопками и крестовиной, за основу которого были взяты электронные игры Game & Watch, известные в нашей стране как «Электроника».


Приставка была снабжена микропроцессором Ricoh 2A03 (на базе MOS 6502) с частотой 1,79 Мгц и поддерживала графическое разрешение 256х240. Объём оперативной памяти был 2 Кб.

Успешные продажи в Японии, где к тому времени было продано уже 2 миллиона приставок, побудили Nintendo задуматься об американском рынке, но это было совсем не просто! Соединённые Штаты переживали тяжёлый кризис игровой индустрии. Спрос резко упал и казалось, что эра видеоигр вот-вот подойдёт к концу, так толком и не начавшись!

Чтобы уйти от надоевшего образа Atari типовой игровой приставки, который у пользователей ассоциировался с неудачными и низкопробными играми, создатели NES сделали её похожей на видеомагнитофон – такой же плоской и с фронтальной загрузкой картриджей (которые имели не 60 контактов, как японские, а 72).


Появление NES (изначально её планировалось назвать AVS – Advanced Video System) вдохнуло в отрасль вторую жизнь и возвестило начало третьего поколения игровых приставок! На игровом рынке появились совершенно новые игры вроде Duck Hunt, Kung-Fu или Ice Climber, но главным хитом продаж была, конечно же, трилогия Super Mario Bros! За свою популярность Марио стал официальным логотипом Nintendo.

Так третье поколение игровых приставок навсегда покончило с кризисом. А вот в Россию ни NES, ни Famicom так и не пришли, что дало возможность московской фирме «Стиплер», первоначально специализировавшейся на поставке оборудования Hewlett-Packard, стать дистрибьютором тайваньского клона Famicom «Micro Genius», продавая его в России и СНГ под маркой Dendy. Выглядела приставка точно так же как Famicom, однако имела не классический красно-белый дизайн, а серый - как NES. Логотипом Dendy стал серый слонёнок, нарисованный художником Иваном Максимовым. Образ этот оказался столь живучим, что и все похожие приставки: Сюбор, Кенга и даже Rambo российские потребители называли не иначе как Денди!

Dendy - неофициальный клон Famicom

Sega Genesis (1988)

Продано: 39 750 000, поколение: IV


А вот и Sega Genesis – та самая, из нашего детства… Позвольте, - скажет какой-нибудь мой ровесник, - но в нашем детстве она называлась не Genesis, а Sega Mega Drive?! Всё верно, ведь оба эти названия относятся к одной и той же консоли! Поскольку в нашу страну поступали в основном китайские клоны японских приставок, нет ничего удивительного в том, что мы знали её под японским названием «Mega Drive», в то время как в Европе и Америке она продавалась как Sega Genesis.

За основу приставки была взята уже проверенная платформа игровых автоматов Sega, известная как System 16. Разработчики фирмы превратили её в игровую консоль, снабдив 16-разрядным процессором Motorola 68000 (7,6 МГц) и сопроцессором Z80 от фирмы Zylog (да-да, тот самый Z80, на котором был построен целый ZX Spectrum!) – он использовался для обработки звука. В системе было 72 Кб оперативной памяти и 64 Кб видеопамяти.

Выход консоли в свет был омрачён шумным релизом игры «Super Mario Bros. 3» от фирмы Nintendo, в тени которой состоялась презентация Сеги. Чтобы обратить на приставку внимание, компания решилась выпустить серию устройств с похожими названиями вроде автоответчиков Sega Mega Answer!


Конкурировать с Nintendo было непросто, и чтобы расширить целевую аудиторию, руководство фирмы уделяло больше внимания взрослым играм (например, Mortal Combat без цензуры), в то время как Nintendo ориентировалась на более детскую аудиторию. Хотя в Японии Mega Drive быстро сдала позиции (слишком уж сильна была конкуренция), в Европе и Северной Америке она оставила довольно значимый вклад в поп-культуру, во многом благодаря популярности серии игр про ёжика Соника, ставшего на долгие годы символом фирмы Sega!

В нашу страну Sega пришла в середине 90-х и запомнилась как более «продвинутая» по сравнению с Денди - те же самые игры на 16-битной приставке смотрелись гораздо более ярко. «Алладин», «Книга Джунглей», «Mortal Kombat», «Король-Лев» и конечно всё тот же Соник для того времени выглядели просто ожившими мультфильмами! Отдельного внимания заслуживали чёрные закруглённые контроллеры (против квадратных у NES), с 93-го года выпускавшиеся с шестью игровыми кнопками! Хотя в России большинство игровых приставок по привычке называли «Денди», Сегу с Денди никто и никогда не путал!

Nintendo SNES (1990)

Продано: 49 100 000, поколение: IV


Super Nintendo (в Японии Super Famicom) – вторая консоль от Nintendo с улучшенными возможностями графики и звука. К разработке этой «супер Денди» компанию Nintendo подвигло появление на рынке двух конкурентов: PC Engine от компании NEC и Mega Drive от фирмы Sega, что в перспективе означало снижение спроса на NES. Оба конкурента были 16-разрядными и потому обладали существенно лучшими показателями по графике и звуку.

Новая платформа была построена на 16-битном процессоре Ricoh 5A22 (модифицированный WDC 65816), разработанном специально для Nintendo, с тактовой частотой 3,58 Мгц. Оперативная память была 128 Кб.

Новое чудо от Nintendo моментально стало бестселлером – первая же партия 300 000 штук разошлась всего за несколько часов, и «чёрная акула» Sega Mega Drive стала быстро сдавать позиции. Недостаток собственных 16-битных игр (на момент выхода приставки их было всего две – Super Mario World и F-Zero) был покрыт за счёт сторонних производителей таких как Capcom, Konami и Tecmo. Одним из бестселлеров стала игра Street Fighter II от Capcom., портированная на SNES раньше, чем на Sega. Противостояние SNES и Sega вошло в историю видеоигр под названием «консольной войны», победителем из которой вышла SNES, став самой продаваемой 16-битной приставкой!


Когда же в продаже появились первые 32-битные консоли, SNES и тогда осталась на плаву, благодаря выходу великолепной игры Donkey Kong Country от фирмы Rare с интересным сюжетом, завораживающей графикой и не менее потрясающими мелодиями! Но самым популярным персонажем остался, конечно же, супер Марио. Новая игра Super Mario World была продана в количестве 20 миллионов!

На территории нашей страны Super Nintendo (в отличие от NES) распространялась вполне легально. Её официальным дистрибьютором стала фирма Steepler, та самая, что поставляла в Россию Денди. Впрочем, даже приблизиться к продажам Денди SNES так и не удалось из-за существенно более высокой стоимости приставок (попробуйте объяснить маме, что вам нужна новая приставка, когда уже куплена Денди!) и весьма дорогих лицензионных картриджей, и потому большинство российских подростков любовалось её красивыми 16-битными играми а-ля «Cool Spot» лишь на экранах телевизоров в магазинах и универмагах…

Sony PlayStation (1994)

Продано: 102 490 000, поколение: V


История этой теперь уже легендарной консоли уходит корнями в далёкий 1986-й год, когда освоив в качестве носителя флоппи-дискеты (Famicom Disk System), компания Nintendo обратилась к фирме Sony с предложением совместной разработки нового формата SNESCD-ROM, позволявшего воспроизводить игры с лазерных дисков. Главными соображениями, конечно, были авторские права – если магнитный диск можно было легко скопировать, лазерные диски такой возможности не давали. Называлось будущее устройство, внимание, Play Station! Его разработку курировал сотрудник фирмы Sony Кэн Кутараги, вошедший в историю видеоигр как «отец Play Station»!

Проекту не суждено было воплотиться в жизнь. Побоявшись, что фирма Sony заберёт контроль за выпуском продукции в формате SNESCD-ROM, руководство Nintendo прекратило с ней всякое сотрудничество, объединив дальнейшие усилия с Philips. И чтобы многочисленные наработки не пропали даром, руководство Sony, которое раньше не относилось к рынку видеоигр всерьёз, решило выпустить собственную консоль. За основу был взят 32-разрядный микропроцессор MIPS R3000A с тактовой частотой 33,8688 МГц, на отдельном кристалле был контроллер для работы с трёхмерной графикой. А также ОЗУ: 2 Мб, видеопамять: 1 Мб, звуковое ОЗУ: 512 Кб.


Выход приставки в свет состоялся в декабре 94-го года, когда уже были написаны такие хиты как Doom, Twisted Metal и Warhawk, успешно портированные на Play Station. Оснащённая 2х скоростным CD-ROM, помимо воспроизведения игровых дисков, приставка давала возможность проигрывать музыкальные диски в формате Audio CD.

Успех Play Station привёл к окончанию эпохи картриджей. Хотя Sega, Nintendo и другие производители ещё какое-то время сопротивлялись, новые игры требовали слишком больших объёмов памяти, и они тоже были вынуждены перейти на оптические диски.

PS-1 была первой консолью, продажи которой перевалили за 100 миллионов, и вплоть до 2006-го года она оставалась самой продаваемой приставкой в истории!

Nintendo 64 (1996)

Продано: 32 930 000, поколение: V


Если Atari 2600 была первой консолью, использующей картриджи, то Nintendo 64 (или просто N64) была последней – дальнейшее будущее игровой индустрии было за оптическими дисками!

Хотя с середины 80-х Nintendo была одним из лидеров на рынке видеоигр, появление в 1994-м году новых конкурентов: Sony PlayStation и Sega Saturn побудило руководство фирмы задуматься о «потомстве» для пока ещё вполне успешной SNES...

Решающим стало коммерческое предложение от компании SGI (Silicon Graphics Inc.), разработавшей совместно с MIPS Technologies новое процессорное решение MIPS R4000, объединявшее центральный и графический процессор и ждавшее своего воплощения! Выбор между Sega и Nintendo решился в пользу Nintendo, так как эта фирма не требовала эксклюзивных прав на технологию и была готова использовать её на общих основаниях. Новое решение делало возможным воспроизведение игр в формате 3D!


Своим названием консоль обязана 64-битному процессору NEC VR4300 с частотой 93,75 МГц. В интересах маркетинга цифра 64 добавлялась и к названиям игр: Super Mario 64, Pilotwings 64, Donkey Kong 64 и т. д. Однако на деле возможности 64-разрядной системы использовались редко – высокая точность вычислений в играх была ни к чему, при этом 64-разрядные данные требовали существенно больших ресурсов памяти!

Выпуск N64 стартовал в июне 1996-го, однако первое время руководство фирмы демонстрировало некую растерянность – опыт работы с 3D-графикой у компании Nintendo был минимальный, и обеспечить пользователей достойным числом трёхмерных игр разработчики смогли лишь к 98-му году.

Для привлечения покупателя консоль выпускалась в разных цветовых решениях и с разными типами джойстиков, к примеру, для дебюта Donkey Kong 64 в США была выпущена ограниченная серия джойстиков в форме банана!

Sony Playstation-2 (2000)

Продано: 155 000 000, поколение: VI

Вторая консоль от фирмы Sony в славном семействе Play Station стала ответом на выход приставки Sega Dreamcast, с которой началось VI поколение игровых систем. Но этот конкурент довольно быстро покинул рынок, по-настоящему жёстко PS-2 пришлось соперничать с GameCube от Nintendo и Xbox от Microsoft!


Спрос на новое чудо превысил все ожидания! Новые консоли буквально сметались с полок магазинов, и заводы оказались просто не готовы к такому ажиотажу. В результате, на какой-то момент в мире возник дефицит PlayStation-2, что привело к масштабным спекуляциям в Интернете!

С самого начала было заявлено, что приставка будет иметь обратную совместимость с играми PS-I, однако помимо CD-дисков, PS-2 позволяла воспроизводить и DVD, в том числе DVD-фильмы! Несмотря на то, что по аппаратным характеристикам PS-2 отставала от GameCube и Xbox, полная поддержка формата DVD была только у неё (в Xbox для воспроизведения DVD был нужен специальный адаптер, GameCube не поддерживала DVD в принципе).

Хотя поначалу набор игр не особенно впечатляющим, благодаря умелому привлечению сторонних разработчиков и политике эксклюзивных прав на игровые бестселлеры, Sony быстро удалось наверстать упущенное. На сегодняшний день число игр для PS-2 стремится к 4000!


Помимо обычных игр, было выпущено несколько музыкальных, таких как Dance Dance Revolution и Guitar Hero. После установки специальной сетевой карты, приставка давала возможность многопользовательской игры через Интернет. Следуя за веяниями времени, к консоли PS-2 было выпущено громадное количество аксессуаров: пульты дистанционного управления, световые пистолеты, USB-камеры, микрофоны для караоке, карты памяти, электрогитара для Guitar Hero, меч-катана и даже контроллер в виде бензопилы для Resident Evil 4!

В основе аппаратной части был 64-разрядный микропроцессор «Emotion Engine» на тактовой частоте 294.912 МГц (позднее 299 МГц), графический процессор «Graphics Synthesizer» с частотой 147 МГц, в качестве контроллера ввода-вывода был процессор от PlayStation-1. Оперативная память была 32 Мб.

Эта игровая консоль по сию пору остаётся самой продаваемой игровой приставкой в истории - число купленных устройств на сегодняшний день превышает 155 миллионов, а игр 1,5 миллиарда!

Microsoft XBOX 360 (2005)

Продано: 77 200 000, поколение: VII

Если ещё в конце 90-х Билл Гейтс высоко отзывался об игровых консолях фирмы Sony, то с началом 2000-х они станут главными конкурентами Microsoft на игровом рынке!


К идее выпуска собственной консоли компания пришла в процессе разработки специальной версии Windows CE для приставок Sega Dreamcast. В ноябре 2001-го была выпущена уже собственная консоль Microsoft под названием Xbox. Имя для новой приставки было выбрано в ходе интернет-опроса.

Приставки Xbox целиком основаны на собственных технологиях Microsoft и во многом повторяют архитектуру персонального компьютера. Они работают на базе ОС Windows 2000 (в силу существенных изменений выделенных в семейство «Xbox OS»). «Начинка» тоже была вполне компьютерной – в основе первой Xbox 2001-го года лежал процессор Intel Pentium III, 733 Мгц, в Xbox 360 использовался трёхъядерный Xenon – специальная разработка IBM на основе технологии PowerPC с тактовой частотой 3,2 ГГц. Графический процессор - Xenos от ATI, 512 Мб ОЗУ, также в комплект входит съёмный жёсткий диск и DVD-привод.


Для поддержки пользователей в сети Интернет был создан сервис Xbox Live, дающий возможность пользователям общаться между собой и в отдельных случаях играть в сетевые игры. Сервис Xbox Live Arcade позволяет загружать из Интернета игры для того, чтобы их опробовать перед покупкой. Через центр загрузок Xbox Live Marketplace распространяются патчи к играм, демоверсии и видео-трейлеры.

Так же как и к другим консолям её поколения к Xbox 360 выпускается большое число аксессуаров: беспроводные гарнитуры, съёмные жёсткие диски, WiFi адаптеры, вэб-камеры, а также сменные лицевые панели. Отдельного внимания заслуживает сенсорный контроллер «Kinect», позволяющий взаимодействовать с консолью при помощью жестов!

Радость пользователей от приставки Xbox 360 была несколько омрачена рядом технических проблем. Недостаточное охлаждение электроники вызывало перегрев устройства и его выход из строя. DVD-приводы фирмы Toshiba царапали диски. Ответом стало продление гарантии на приставки до 3-х лет, установка дополнительных радиаторов на графический процессор и замена приводов от Toshiba на Lite On.

Продано: 80 000 000, поколение: VII


Выход в свет консоли Xbox 360 от компании Microsoft в ноябре 2005-го года возвестил начало VII поколение игровых систем. Год спустя фирма Sony сумела представить достойную альтернативу – PlayStation-3!

Это была первая игровая приставка, где в качестве носителя использовались Blu-ray диски! Аппаратная часть была построена на 8-поточном процессоре Cell 3.2 ГГц. Объём ОЗУ был 256 Мб при таком же объёме видеопамяти. Изначально приставка выпускалась в двух комплектациях – бюджетной с жёстким диском 20 Гб и полной - 60 Гб. Работой устройства управляла ОС Cell OS, взаимодействие которой с пользователем осуществлялось через интерфейс XMB (XrossMediaBar).

Помимо интерфейса Bluetooth 2.0, консоль позволяла работать в Интернете как через Ethernet так и по Wi-Fi. С помощью встроенного браузера можно было просматривать вэб-сайты и даже отправлять электронную почту!

Для поддержки пользователей был запущен бесплатный онлайн сервис PlayStation Network, дававший возможность играть в многопользовательские игры по сети. Ещё один сервис – PlayStation Store – работал как онлайн маркет цифрового контента, как платного так и бесплатного.


В отличие от предыдущей модели, у PS-3 не было быстрого старта – стоимость приставки порядка 800 $ показалась пользователям сильно завышенной, а число новых качественных игр было невелико. Были и проблемы с совместимостью - далеко не все игры, созданные для PS-1 и PS-2 нормально воспроизводились на PS-3. Продажи выросли с выпуском модели Slim - «тонкой» версии PS-3, вышедшей в сентябре 2009-го года. Тонкая модель отличалась более плоским корпусом, пониженным потреблением электроэнергии и более тихой системой охлаждения. Четыре года спустя была выпущена ещё более миниатюрная Super Slim.

Продано: 101 630 000, поколение: VII


Игровая приставка Nintendo Wii (или просто «ви») вышла практически одновременно с Sony PlayStation 3 в ноябре 2006-го года и сразу же взяла быстрый старт! За первое полугодие 2007-го года количество проданных устройств превышало Xbox 360 и PlayStation-3 вместе взятые!

Название приставки (в процессе разработки она называлась «Revolution») подверглось массе насмешек в Интернете. Представителям Nintendo пришлось выступить с разъяснениями: «Wii звучит как «мы», что означает, что это приставка подойдёт каждому. Wii проще запомнить человеку из любой страны, не важно на каком языке он говорит».

Отличительной особенностью консоли стали беспроводные игровые контроллеры Wii Remote, благодаря встроенным акселерометрам и инфракрасным датчикам реагирующие на движения игрока в трёх измерениях, позволяющие управлять персонажами на экране движениями рук, а также контроллер Wii Nunchuk. Связь контроллера с приставкой осуществляется через Bluetooth.


Аппаратные характеристики: процессор Broadway (совместная разработка с IBM) с тактовой частотой 729 Мгц, память 88 Мб и 512 Мб встроенной Flash-памяти для сохранения игр и программного обеспечения. А также порты USB, поддержка карт памяти SD и Wi-Fi.

Нетрудно заметить, «железо» Wii значительно уступает конкурентам, и к VII поколению консоль можно отнести с большой натяжкой – скорее по дате её выпуска, нежели по параметрам. Но представители Nintendo заявили, что компания не собирается ни с кем соперничать в количестве гигабайт и гигагерц, её преимущества: уникальный контроллер и интересные игры!

«Мы пришли к пониманию того, что мощность для консоли ещё не всё. Слишком много мощных приставок не сможет сосуществовать. Это всё равно как были бы только хищные динозавры, рано или поздно они просто истребят друг друга».

(Разработчик игр Шигеру Миямоту)

Кстати, среди своих главных конкурентов: Xbox 360 и PS-3, Wii самая маленькая!

Рейтинг

TOP-10 игровых приставок всех времён

Название Продажи
Sony Playstation-2 (2000) 155 000 000
Sony PlayStation (1994) 102 490 000
101 630 000
80 000 000
Microsoft XBox 360 (2005) 77 200 000
Nintendo NES (1983) 61 910 000
Nintendo SNES (1990) 49 100 000
Sega Genesis (1988) 39 750 000
Nintendo 64 (1996) 32 930 000
Atari 2600 (1977) 30 000 000