Текст песни арсений тарковский - жизнь, жизнь. Жизнь Арсения Тарковского - petr_grinwich Анализ стихотворения Тарковского «Жизнь, жизнь»

Поэт Тарковский - известный отечественный переводчик с восточных языков, являлся представителем классического стиля в литературе. Отец знаменитого режиссера Андрея Тарковского. В 1989 году посмертно был награжден Государственной премией СССР.

Генеалогия поэта

По поводу генеалогии поэта Тарковского существуют две версии, за каждой из которых кроются исторические источники, семейные легенды и высказывания самого героя нашей статьи.

Первая версия - польская. Максимально полно она была представлена в книге дочери Тарковского Марины "Осколки зеркала". Она утверждает, что еще ребенком видела генеалогическое древо своей семьи. Оно было нарисовано тушью на пергаменте. Потом осталась только грамота 1803 года на польском языке, в которой подтверждались дворянские привилегии майора Матвея Тарковского.

Из этой грамоты следовало, что род Тарковских - из Польши. А дед и прадед поэта Тарковского были военными и жили на территории Украины.

Есть также кумыкская версия, она стала популярной после первой поездки поэта Арсения Тарковского в Дагестан в 1938 году. Позже он неоднократно указывал на свое происхождение от шамхалов, даже гордился дагестанскими предками. Марина Тарковская подтверждает, что в семье существовала и такая версия происхождения их рода. При этом ни одна из этих версий не подкрепляется документами, так что установить истину не представляется возможным.

Детство и юность

Будущий поэт Тарковский родился в Херсонской губернии в 1907 году. Еще ребенком вместе с отцом и братом ходил на поэтические вечера, когда приезжали столичные знаменитости. Юный Арсений своими глазами видел Константина Бальмонта, Игоря Северянина, Федора Сологуба.

В 1919 году, во время Гражданской войны, семья осталась на Украине. Жизнь Арсения и его старшего брата оказалась на волоске. Их задержали за то, что Валерий бросил бомбу в атаманшу Маруську Никифорову, соратницу Нестора Махно, предводительницу украинских анархистов. Тогда Тарковских отпустили, но Валерия все-таки скоро убили. Он погиб в бою против атамана Григорьева в том же году.

Когда на Украине установилась советская власть, отношений с ней у поэта Тарковского, биография которого представлена в этой статье, сразу не заладились. В газете он с друзьями опубликовал акростих, первые буквы которого выстраивались в нелестную характеристику Ленина. Их арестовали, но Арсению удалось сбежать с этапа из поезда. Он долго скитался, перепробовав множество профессий. Трудился в рыболовецкой артели, был сапожником. По некоторым данным, к 1925 году окончил профтехшколу и поехал в Москву.

Тарковский в Москве

В столицу герой нашей статьи прибыл в 1923 году. Он поселился у тетки по отцовской линии. В 1925 году поступил на Высшие литературные курсы. Там познакомился с поэтом Шенгели, который в будущем стал его лучшим другом.

Вместе с ним поступила и Мария Вишнякова, которая через три года стала его супругой. Но окончить курсы не удалось. В 1929 году их закрыли из-за самоубийства одной из слушательниц, не состоявшиеся выпускники не были допущены до экзаменов в МГУ.

Первые стихи

Как утверждал сам поэт Тарковский, стихотворения он начал писать с раннего детства. Впервые опубликоваться ему удалось только в 1927 году. 4-стишие "Свеча" вышло в сборнике "Две зари", на следующие год стихотворение "Хлеб" появилось в журнале "Прожектор".

До 1929 году параллельно работал в газете "Гудок", писал стихотворные басни и фельетоны, судебные очерки. Публиковался под псевдонимом Тарас Подкова. С 1931-го стал сотрудничать со Всесоюзным радио. По заказу литературно-художественного отдела даже написал производственную пьесу "Стекло". Для знакомства со стекольным предприятием специально ездил на завод в Нижний Новгород. В 1932 году состоялась премьера постановки, но Тарковского раскритиковали за использование мистики в качестве литературного приема.

Работа переводчика

Литературными переводами герой нашей статьи начинает заниматься с 1933 года. В основном, это произведения национальных поэтов, чтобы ближе с ними познакомиться Арсений Тарковский ездит в творческие командировки в Крым, Киргизию, на Кавказ.

В 1936 году поэт встречает жену литературоведа Тренина Антонину Бохонову, ради нее бросает семью. К тому времени у него уже были двое детей - Андрей, родившийся в 1932-м, и Марина, которая была на два года младше.

В 1939 г. с Бохоновой и ее дочкой Еленой они живут в Чечне, где Тарковский переводит стихи местных поэтов. Вернувшись в Ленинград, заболевает дифтерией. Долго лечится в инфекционном отделении Боткинской больницы.

В 1940 году его принимают в Союз писателей СССР. В том же году он официально оформляет развод и женится на Бохоновой.

В годы войны

Когда началась война, Тарковский провожает обе свои семьи в эвакуацию, а сам проходит военное обучение. Но по заключению медицинской комиссии ему отказывают в мобилизации.

Тогда он организует для москвичей, 16 октября уезжает из столицы вместе с матерью в Чистополь. Там Тарковский воссоединяется с семьей, пишет свой знаменитый цикл "Чистопольская тетрадь". При этом продолжает писать заявления с просьбой направить его на фронт. Наконец, 3 января 1942 года его зачисляют в газету "Боевая тревога".

Практически ежедневно отправляется на передовую для сбора информации, его напарник гибнет, сам Тарковский не раз принимает участие в боях. В апреле 1943 года его награждают орденом Красной Звезды.

В декабре под Витебском получает ранение в ногу. В госпитале у него развивается газовая гангрена. Жена привозит его в Москву к профессору Вишневскому, которой проводит шестую ампутацию. Из госпиталя он выходит в 1944 году, вторая жена за ним самоотверженно ухаживает.

"Молчание музы"

В 1945 году Тарковский выпускает книгу стихов "Молчание музы", но из-за того, что в ней не было ни одного стихотворения, восхваляющего Сталина, и только в одном упоминался Ленин, печать книги была остановлена после знаменитого Постановления "О журналах "Звезда" и "Ленинград".

1946 год становится одним из важнейших в его биографии. Тарковский знакомится с Ахматовой, до конца жизни они остаются друзьями. Вскоре он решает расстаться с Бохоновой, которая в войну спасла ему жизнь, приехав на фронт. Он переводит туркменских поэтов, при этом свои стихи публиковать не может, что становится для него тяжелым испытанием.

В 1951 году герой нашей статьи официально женится на Татьяне Озерской, которая уже несколько лет сопровождает его в командировках. В тот же год после тяжелой болезни умирает его вторая жена.

Тарковский по-прежнему много занимается переводами, но свои стихи пишет в стол.

Выход первой книги

Впервые книгу стихов Арсения Тарковского удалось опубликовать только с наступлением "оттепели". Сборник "Перед снегом" увидел свет в 1962 году, когда поэту было 55 лет.

В 60-е годы он выпускает еще две книги - "Земле - земное" и "Вестник". Стихи Тарковского становятся популярным и любимыми у многих. У него даже появляется возможность поехать за границу - в Англию и Францию.

Смерть Ахматовой в 1966 году оборачивается для него личной трагедией. Он сопровождает ее гроб, выступает на гражданской панихиде. Ахматовой посвящает цикл своих стихотворений.

"Волшебные горы"

В 1978 году Тарковский выпускает в издательстве "Мерани" книгу "Волшебные горы", в которую входят его переводы грузинских поэтов и оригинальные стихи. Поэт Тарковский в последующие годы работает над сборниками "Зимний день", "Избранное" и "Стихи разных лет". Из этого перечня наиболее важной выглядит книга "Избранное", в которую также включены его поэмы.

Весной 1982 году его сын уезжает в Италию, чтобы работать над фильмом "Ностальгия". Через два года он собирает пресс-конференцию в Милане, на которой объявляет, что не вернется в Советский Союз. Арсений с уважением отнесся к гражданской позиции сына, но в письме к нему заявил, что убежден в необходимости русскому художнику жить и работать на родине, вместе со своим народом перенося все тяготы и горести, которые выпадают на его долю.

Герой нашей статьи тяжело переживают разлуку с сыном, страшным ударом становится смерть Андрея в декабре 1986 года. После этого его болезнь стала стремительно развиваться.

Секретариат советского Союза кинематографистов работает над тем, чтобы имя Андрея Тарковского вернулось на родину. Это снимает опалу и с его отца. В 80 лет его даже награждают орденом Трудового Красного Знамени. В тот же год выходят сборники "Быть самим собой", "От юности до старости". В их подготовке он уже не участвует, так как физически чувствует себя чрезвычайно плохо.

Смерть Тарковского

Последние годы своей жизни Тарковский проводит в Доме ветеранов кино. К ноябрю 1988 года его состояние ухудшается настолько, что его экстренно переводят для лечения в Центральную клиническую больницу Москвы. Уже находясь в лечебнице, он узнает, что ему присвоен орден Отечественной войны первой степени.

В 1989 году выходит еще одна книга поэта - "Звезда над Арагацем". Это стало его последнее прижизненное издание.

Поздно вечером 27 мая 1989 года Арсений Тарковский умирает в больнице после продолжительной болезни. Для прощания с ним был предоставлен Большой зал в Центральном доме Литераторов. 1 июня состоялись похороны в Переделкино. Предварительно поэта отпели в храме Преображения Господня. Арсению Тарковскому был 81 год.

В конце 1989 года ему уже посмертно присудили Государственную премию СССР за сборник стихов под названием "От юности до старости".

Еще одно важное издание, которое, правда, вышло после смерти поэта, это сборник "Благословенный свет". Его появление инициировал издатель из Санкт-Петербурга Вадим Назаров в 1993 году. В нем было предисловие Юрия Кублановского, в котором он рассказывает о творчестве и жизни поэта. В числе составителей оказалась и его дочь Марина Тарковская.

Стихи Тарковского звучат во многих фильмах его сына. В частности, в "Зеркале", "Ностальгии", "Сталкере". В документальных фильмах Вячеслава Амирханяна "Посредине мира" и "Малютка-жизнь" стихи звучат в исполнении автора.

Жизнь, жизнь

Предчувствиям не верю, и примет
Я не боюсь. Ни клеветы, ни яда
Я не бегу. На свете смерти нет:
Бессмертны все. Бессмертно всё. Не надо
Бояться смерти ни в семнадцать лет,
Ни в семьдесят. Есть только явь и свет,
Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете.
Мы все уже на берегу морском,
И я из тех, кто выбирает сети,
Когда идет бессмертье косяком.

Живите в доме - и не рухнет дом.
Я вызову любое из столетий,
Войду в него и дом построю в нем.
Вот почему со мною ваши дети
И жены ваши за одним столом,-
А стол один и прадеду и внуку:
Грядущее свершается сейчас,
И если я приподымаю руку,
Все пять лучей останутся у вас.
Я каждый день минувшего, как крепью,
Ключицами своими подпирал,
Измерил время землемерной цепью
И сквозь него прошел, как сквозь Урал.

Я век себе по росту подбирал.
Мы шли на юг, держали пыль над степью;
Бурьян чадил; кузнечик баловал,
Подковы трогал усом, и пророчил,
И гибелью грозил мне, как монах.
Судьбу свою к седлу я приторочил;
Я и сейчас в грядущих временах,
Как мальчик, привстаю на стременах.

Мне моего бессмертия довольно,
Чтоб кровь моя из века в век текла.
За верный угол ровного тепла
Я жизнью заплатил бы своевольно,
Когда б ее летучая игла
Меня, как нить, по свету не вела.

Арсений Тарковский. Стихи разных лет.
Москва, "Современник" 1983. Life, life

I do not believe in premonitions, and will accept
I"m not afraid. Neither slander nor poison
I"m not running. There is no death in the world:
All are immortal. Immortal everything. Do not
To fear death at the age of seventeen,
Not at seventy. There is only reality and light,
There is no darkness, no death in this world.
We are all on the shore of the sea,
And I"m one of those who choose networks,
When there is immortality in a jamb.

Live in the house - and the house will not collapse.
I will call any of the centuries,
I will enter into it and build a house in it.
That"s why with me your children
And your wives at the same table, -
A table alone and great-grandfather and grandson:
The future is happening now,
And if I raise my hand,
All five rays will remain with you.
I am every day past, as a staple,
He clutched his clavicles,
I measured the time by the earth-measuring chain
And through it passed, as through the Urals.

I picked up my own eyelid for growth.
We went to the south, kept dust over the steppe;
Burian was drinking; the grasshopper indulged,
Horseshoe touched a mustache, and prophesied,
And he threatened me with death, like a monk.
I pressed my fate to the saddle;
I am now in the future times,
As a boy, I stand in the stirrups.

I have enough of my immortality,
That my blood flowed from century to century.
For the right angle of smooth heat
I would have paid my own life with will,
When would her flying needle
I, as a thread, did not lead in the world.

Arseny Tarkovsky. Poems of different years.
Moscow, The Contemporary 1983.

«Вот и лето прошло, словно и не бывало.
На пригреве тепло. Только этого мало...»

Немногие знают, что в своем легендарном хите исполнила стихи Арсения Тарковского. Дочь поэта уверена, что, если бы отец написал пару стихотворений о и партии, его сборники вышли бы намного раньше. Но, аристократ по духу, он не служил системе и получил признание только в 55 лет.

Детство и юность

Арсений Тарковский родился 25 июня 1907 года в Елисаветграде (ныне – город Кропивницкий, Украина). Мама Мария Даниловна была урожденная румынка, работала учительницей. Отец Александр Карлович служил в Общественном банке. За организацию народнического кружка мужчину на пять лет выслали в Восточную Сибирь, где он начал заниматься журналистикой. По возвращении писал для местных и одесских газет.

У Арсения был старший брат Валерий, в 1919 году он погиб в бою против атамана Григорьева. Поэзия была близка мальчику с детства: с отцом они посещали творческие вечера , и других авторов Серебряного века. В 1925 году после окончания семилетней школы Арсений отправился в Москву и поступил на высшие Литературные курсы, которые закончил в 1929 году.

Литература

С конца 1920-х Тарковский пишет статьи для газеты «Гудок» и стихотворные фельетоны в журнал «Прожектор». В 1933 году начинает заниматься переводческой деятельностью, через год выходят первые книги переводов.

В 1940 году на заседании Президиума Союза советских писателей Марк Тарловский предложил включить Тарковского в Союз за переводы киргизской и туркменской поэзии, грузинских народных песен. Решение было принято положительное.


Начало войны застало Арсения в Москве: свою первую жену и детей он отправил в эвакуацию в Ивановскую область, вторую – в город Чистополь. В конце октября 1941 года он и сам отправится в Татарстан, где создает цикл стихотворений «Чистопольская тетрадь». Параллельно он пишет в Президиум Союза писателей просьбы взять на фронт. С января 1942 года его зачисляют на должность писателя армейской газеты «Боевая тревога».

Поэт не раз участвовал в боевых действиях, успевал писать стихотворения, воспевавшие подвиг советской армии, и басни, высмеивавшие гитлеровцев. Солдаты вырезали стихи из газет и носили в нагрудном кармане вместе с документами и фото близких – настолько они пользовались популярностью в сложные годы. В 1943 году был ранен в ногу, из-за газовой гангрены пережил ее ампутацию.

Первый сборник у Тарковского опубликовать не получилось: он отказался включать в него политические стихи. Первая книга «Перед снегом» выходит лишь в 1962, еще две – в 1966 и 1969 годах. Тарковского начали приглашать с выступлениями на популярные вечера поэзии. В 1978 году грузинское издательство «Мерани» выпустило еще одну книгу «Волшебные горы», где, помимо оригинальных стихотворений, читателям предложены переводы грузинских поэтов пера Тарковского.

Последним прижизненным изданием стала вышедшая в 1988 году книга «Звезды над Арагацем». Всего выпущено 12 сборников стихов Тарковского и 1 трехтомное собрание сочинений. Творчество Арсения занимает своеобразное место в русской поэзии. Он сумел донести до читателя в условиях жесткой эстетической диктатуры традиции Серебряного века, придав им индивидуальный современный оттенок.


В марте 1982 года сын уехал в Италию снимать фильм «Ностальгия». Спустя несколько месяцев на пресс-конференции в Милане он заявил, что возвращаться в СССР не планирует. Тарковский-старший принял его гражданскую позицию, однако в письмах выражал мнение, что «российский художник должен жить и работать на родине».

Смерть сына в 1986 году стала сильным ударом для Арсения Александровича. Состояние его здоровья с того момента начало резко ухудшаться.

Личная жизнь

Первой юношеской любовью поэта считают Марию Густавовну Фальц – именно ей было посвящено стихотворение «Первое свидание». Женщина – вдова офицера, жила в Елисаветграде, была значительно старше Тарковского. Мария Густавовна была музой для Арсения, ей он писал стихи на протяжении всей жизни. Но серьезные отношения с Фальц не сложились.


Биография Арсения Тарковского насчитывает три официальных брака. Первый раз он женился в 1928 году на однокурснице Марии Ивановне Вишняковой. В браке рождаются двое детей – Андрей и Марина. Сын Арсения станет великим кинорежиссером и сценаристом, дочь – писательницей.

В 1937 году отец двоих детей уходит из семьи к Антонине Александровне Бохоновой. Официально развод и новый брак был зарегистрирован лишь в 1940 году. Биографы в причине разрыва первого брака видят банальную причину: дети. Они требовали времени, внимания, заботы. А поэту для творчества нужны были любовь, тишина и покой.


К тому же сын Андрей вспоминал, что мама была «нигилисткой в быту»: в доме не было даже занавесок на окнах. Женщине была важнее духовная жизнь. Видимо, Тарковскому-старшему захотелось спокойствия и домашней атмосферы.

Второй жене Тарковский в прямом смысле слова обязан жизнью. Именно она вывезла его с фронта в столицу и добилась реампутации раненой ноги у известного профессора Вишневского. Общих детей в браке не было, дочь Антонина отчима не любила. Друзья Арсения вспоминают, что Бохонова была доброй, красивой и мягкой. А Тарковскому нужна была женщина властная, которая могла бы направить творческую витающую душу в работу.


В 1947 году поэт уходит от Антонины, но развод оформляет лишь в декабре 1950. 26 января 1951 года вновь женится на Татьяне Алексеевне Озерской. Женщина, по советским меркам, была человеком обеспеченным, зарабатывала на жизнь переводами популярных романов с английского языка. К примеру, ее версия «Унесенных ветром» имела огромный успех.

Бросается в глаза, что ни с одной женщиной он не спешил разводиться, прежде чем не построит новые отношения. Он словно оставлял надежду обеим: для одной то, что вернется, для другой – то, что придет.

Смерть

Последние годы жизни Тарковский часто бывал в Доме ветеранов кино. В ноябре 1988 года его состояние резко ухудшилось, и поэта определили на лечение в Центральную клиническую больницу. Арсений Александрович скончался 27 мая 1989 года, причина смерти – преклонный возраст.


Прощались с Тарковским в Большом зале Центрального дома литераторов, похоронили на кладбище в Переделкино. Через несколько месяцев после смерти Арсений Тарковский посмертно удостоен Государственной премии СССР.

Библиография

  • 1962 - «Перед снегом»
  • 1966 - «Земле - земное»
  • 1969 - «Вестник»
  • 1974 - «Стихотворения»
  • 1978 - «Волшебные горы»
  • 1980 - «Зимний день»
  • 1982 - «Избранное»
  • 1983 - «Стихи разных лет»
  • 1987 - «От юности до старости»
  • 1987 - «Быть самим собой»
  • 1988 - «Звёзды над Арагацем»
  • 1993 - «Благословенный свет»

Арсений Александрович Тарковский был официально женат трижды.
Первый раз в 1928 году он женится на сокурснице по Высшим Государственным
Литературным Курсам, Марии Ивановне Вишняковой.
Второй раз он заключил брак в 1940 году с Антониной Александровной Бохоновой,
женой критика и литературоведа Владимира Тренина, друга Маяковского и Бурлюка.
Последней его избранницей стала в 1951 году переводчик Татьяна Алексеевна Озерская.
Всмотримся в эту скупую цифирь чуть внимательней.
Биографы Тарковского пишут,
1937 - уход из семьи. Соединяет жизнь с А.А.Бохоновой.
1940 официальный развод с М.И.Тарковской-Вишняковой, заключение брака с А.А. Бохоновой.
1947 - уходит к Т.А.Озерской.
1950 декабрь - оформляет развод с А.А.Бохоновой.
1951 - 26 января - регистрирует брак с Т.А.Озерской.
Бросается в глаза, что уходя из предыдущей семьи Тарковский не спешил оформить
развод с прежней женой и заключить брак с новой. Он словно бы оставлял надежду
одной женщине, одновременно вводя испытательный срок для другой.
Кроме того, Тарковский, уходя из семьи, ни разу не ушел просто так, в никуда,
(разлюбил и ушел), он всегда он уходит на заранее подготовленное,
(чуть не написал, нагретое) , место.
Все биографы пишут о его красоте, ауре и энергетике, о том что в него влюблялись
чуть ли не все женщины появлявшиеся на его горизонте, но любил ли он кого-то из них?
Я не знаю. Стихи, да, посвящал, но любил ли?
Итак, в 1937 году он уходит от матери своих детей (Андрею было 5 лет, Марине 3 годика)
Марии Ивановны Вишняковой,к Антонине Бохоновой. Почему уходит?
Отбросив пустопорожние рассуждения о невиданной силе любви, я искал более
простые и понятные причины событий.И, кажется, нашел.
Собственно первая причина на виду - дети. Которые кричат, пищат, плачут,
которых надо кормить, утирать им носы и попки, а папа поэт,
ему тишина нужна, покой нужен. Ему творить хочется...
К тому же в воспоминаниях Андрея Тарковского я нашел такую примечательную фразу,
«А мама наша была нигилисткой, в быту: ей ничего не нужно было - даже занавесок на окнах.
Она была вне быта. Она представляла особый тип женщин, сформировавшийся в 20-е годы,
для которых самым важным была духовная жизнь, а всё остальное считалось мещанством.»
Думается, это и есть основная причина ухода от первой жены,
ибо сказано- "путь к сердцу мужчины лежит через..."
От Антонины Александровны Тарковский ушел в 47 году и это при том,
что он был обязан ей жизнью в прямом смысле. Все биографы едины
во мнении что именно она сумела вывести его с фронта в Москву и добиться реампутации
раненой ноги в Институте хирургии, которую провел знаменитый в то время
профессор Вишневский, шестой операцией остановивший газовую гангрену...
Чувство благодарности одно из главных человеческих чувств и я стал искать
весомые причины ухода Арсения Александровича из второй семьи.
И наткнулся вот на это,
Поэт и переводчик Семен Липкин рассказывал,-
Затем возникла Тоня... (Тренина, по первому мужу)... Это была женщина красивая, добрая,
мягкая, но она не была властной... Она была куколкой... Прелестной, милой, доброй, порядочной,
- и ему было тяжело... Квартира была такая: на первом этаже (на Серпуховской где-то,
если я не ошибаюсь)... одна комната темная (без окна), другая хорошая; в темной спала
дочь Тони, которая его очень не любила (почему, я не знаю)... Ему было очень тяжело:
путь к дому часто заливался водой, а ему было очень трудно, на костыле... на костылях...
Мое мнение, которое я доказать не могу, заключалось в том, что у Татьяны была хорошая
квартира, в удобном месте, и это по-человечески понять можно... Как женщина, она была,
по-моему, непривлекательна... Сухая... Например, мы жили в одном доме на Черняховской;
встречаемся, - она жалуется, что Арсик не переводит, ленится... Мне она не нравилась...
Ну... ничего такого плохого о ней я сказать не могу... Я не думаю, что он ее любил."
Итак, мне кажется, причина ухода от Бохоновой, как и от Вишняковой, банальна и прозаична
- «рыба ищет где глубже, а человек где лучше» .
Третья жена Тарковского, по советским меркам, являлась состоятельным человеком.
В качестве переводчика с английского переводила известных английских писателей:
Т. Драйзера, О. Генри, А. Кронина, Катарину-Сусанну Причард, Джона Брейна и многих других.
В 60-е годы были очень популярны романы Джона Брейна «Путь на верх» и «Жизнь на верху»
в её переводе. Многие переводы печатались в журнале «Иностранная литература»,
а роман А. Хейли «Аэропорт» был признан лучшим переводом года.
Огромный успех имел роман М. Митчел «Унесённые ветром» в переводе Озерской,
а кроме того, ее трудами увидели свет,
Рафаэль Сабатини, Хроника капитана Блада,
Роберт Льюис Стивенсон, Потерпевшие кораблекрушение,
Джек Лондон, Дочь северного сияния,
Чарльз Диккенс, Рождественская песнь в прозе
Теодор Драйзер, Титан (совместно с В. Курела),
Роберт Шекли, Кое-что задаром, Ордер на убийство,
Френсис Скотт Фицджеральд, Первое мая...
Короче, Татьяна Алексеевна была востребованным переводчиком, и следовательно без работы,
а значит и без гонораров не сидела.
Наверное стоит упомянуть что ни один из биографов Тарковского не называет ее красавицей,
точней всего об этом сказал Олег Николаевич Писаржевский, писатель и публицист,
«Красота женская - понятие относительное, а вот порода - это бесспорно. В Тане
порода чувствуется и на расстоянии, и при близком знакомстве».
Дочь поэта Марина в воспоминаниях пишет,-. «– Пять лет он сопротивлялся этому браку,
понимал, что совершает роковую ошибку,но все-таки не сумел преодолеть очень
сильную волю этой женщины.»
Я не думаю что он особо сопротивлялся.
Поэт Александр Ревич близко знавший Тарковских в те времена вспоминает,-
«Я приходил к нему, он тогда уже переселился в дом у станции метро «Аэропорт».
Я приходил к нему, он сидел, поджав одну ногу и культю под себя, на большой тахте,
у него лежали живописные альбомы, он рассматривал всяких художников, одновременно
у него лежали атласы звездного неба, какие-то цветные любительские слайды смотрел он.
Было много музыки. У него была замечательная фонотека, такие пластинки были по тем
временам... Кстати, он первый, у которого я слышал два варианта оперы
«Иисус Христос - суперзвезда».
Любила ли его Татьяна Алексеевна? Бог весть.
Александр Лаврин вспоминал,
"Да. Но я ещё помню, как он в ЦДЛ прыгал на одной ноге, с трудом подавая ей
пальто. Я потом попенял ей, а она: «Я нарочно, чтоб он не чувствовал себя
ущербным…». Да. Но она всё-таки третировала его. Однажды, когда я был у них в
Переделкино, пришли две поклонницы, студенточки. Прямо молились на него.
Он был в ударе, острил, читал стихи. Время шло незаметно, стемнело. И вышло так,
что Тарковским нужно было в Москву, мне и девочкам предложили ехать с ними
вместе. Вела машину Татьяна Алексеевна. Не успели отъехать и ста метров, как
она спохватилась. А. А. что-то должен был взять с собой, но забыл. Боже мой,
как грубо она его отчитала, обозвала бестолочью и ещё не помню как. Поклонницы
остолбенели. А Арсений Александрович виновато-ласково успокаивал её: «Прости,
Танюша, ну ничего, давай вернёмся…». Вернулись.
Я растерянно шептал девочкам: «Не придавайте этому значения.
Он выше этого, он большой поэт!».

Ниже знаменитое стихотворение «Первые свиданья», именно его читает автор
в автобиографическом фильме Андрея Тарковского «Зеркало»,
фильм во многом посвящен матери Андрея, Марии Ивановне Вишняковой (Тарковской),
но это стихотворение посвящено вовсе не ей, а юношеской любви Арсения Александровича,
Марии Густавовне Фальц. Такая вот любопытная нестыковочка, не такие ли нестыковочки
имел ввиду любимый оператор Андрея Тарковского Вадим Юсов снявший «Иваново детство»,
«Андрей Рублев» и «Солярис», когда говорил, что одной из причин, по которым он
перестал работать с Андреем, было то, что он, Юсов, внутренне не принял сценарий
«Белый день» («Зеркало»)."Мне не нравилось, что, хотя речь в нем явно идет о самом Андрее Тарковском,
на самом деле в жизни все было не так: я знаю его отца, знал маму… Поклонники «Зеркала», наверное,
возразят мне, что художественный образ и не должен во всем совпадать с реальным. Это я понимаю,
согласен, не должен. Но я видел иное: непонятное и неприятное мне стремление встать на небольшие
котурны, – и это не вязалось у меня с Андреем. Я говорил ему об этом и почувствовал, что он моих
поправок-требований на этот раз не примет, что и мне будет трудно, и я только помешаю ему…»

ПЕРВЫЕ СВИДАНИЯ

Свиданий наших каждое мгновенье,
Мы праздновали, как богоявленье,
Одни на целом свете. Ты была
Смелей и легче птичьего крыла,
По лестнице, как головокруженье,
Через ступень сбегала и вела
Сквозь влажную сирень в свои владенья
С той стороны зеркального стекла.

Когда настала ночь, была мне милость
Дарована, алтарные врата
Отворены, и в темноте светилась
И медленно клонилась нагота,
И, просыпаясь: "Будь благословенна!" -
Я говорил и знал, что дерзновенно
Мое благословенье: ты спала,
И тронуть веки синевой вселенной
К тебе сирень тянулась со стола,
И синевою тронутые веки
Спокойны были, и рука тепла.

А в хрустале пульсировали реки,
Дымились горы, брезжили моря,
И ты держала сферу на ладони
Хрустальную, и ты спала на троне,
И - Боже правый! - ты была моя.
Ты пробудилась и преобразила
Вседневный человеческий словарь,
И речь по горло полнозвучной силой
Наполнилась, и слово ты раскрыло
Свой новый смысл и означало: царь.

На свете все преобразилось, даже
Простые вещи - таз, кувшин, - когда
Стояла между нами, как на страже,
Слоистая и твердая вода.

Нас повело неведомо куда.
Пред нами расступались, как миражи,
Построенные чудом города,
Сама ложилась мята нам под ноги,
И птицам с нами было по дороге,
И рыбы поднимались по реке,
И небо развернулось пред глазами...
Когда судьба по следу шла за нами,
Как сумасшедший с бритвою в руке.
1962

На фото, Татьяна Озерская-Тарковская в начале пятидесятых и в начале шестидесятых.

Рецензии

Интересная статья...
Я и сам недавно хотел насладиться стихами Тарковского - не получилось...:)))

Стихи Тарковского неглупые, но часто довольно странные. Не все хорошо читаются...
Его строчка неинтуитивна, и часто приходится напрягаться, чтоб не терять нить
повествования или понять что именно хочет донести до читателя поэт...

Получается, вполне возможен такой вариант, что его на большую поэтическую сцену протолкнула
его последняя жена - крупный переводчик.
Типа: я же - звезда, а значит, у меня не может быть бесталанного мужа!

Не поются его стихи! Нет в них мелодии, поэтического изящества
У его стихов есть какая-то придушенность, неестественность!
Читая его, необходимо напрягаться, делать усилие, чтобы воспринять созданные им образы!
Нет широты, нет тех летучих пушкинских образов, лермонтовской мощи или есенинских разноцветий!
Наоборот, во многих стихах присутствует невнятность образов и строка не всегда читается легко.
Некоторые стихи написаны довольно топорно, грубовато
Иногда встречаются очень странные, даже откровенно корявые словесные конструкции, которые уж
никак не позволительны настоящему мастеру!

В общем, у него хорошее, качественное рифмование, но всё же не тянет его строка на высшую пробу.
Тех, кому Тарковский по душе - я вполне понимаю. Стихи его неглупы, содержательны
У кого структура мозга совпадает с закрученностью мыслей этого поэта - те любят его стихи!
И - на здоровье! Это нормально, вкусы у всех разные - и это даже хорошо.

Но, всё же, до чистой, высокой поэзии, до классики - там далеко...

Спасибо за умный отзыв, Андрей.
Болезненная для меня тема, потому что я ценю стихи Тарковского очень высоко.
Но вы, конечно, не одиноки.
Даже на этом сайте у вас есть единомышленники, например владимирский поэт,
профи, Вадим Забабашкин, вообще считает что Тарковский не более чем эпигон
великого Мандельштама, и с его аргументами
спорить трудно.
Но, скажу немного от себя, насчет - не поются, отлично поются. Самое известное
это песня Ротару-"вот ли лето прошло, словно и не бывало". Есть и много других.
Касаемо остального, как старый опытный графоман, скажу, стихов такого качества
в русской поэзии мало, некоторые его стихи меня порой завораживают приводя то ли в восторг, то ли в транс...))) Ни с Пушкиным, ни с Лермонтовым, такого не бывает,
а слабые или спорные стихи есть у всех, в том числе и у этих двух, разве не так?
А это пара из моих любимых, для понимания ситуации.)

Арсений Тарковский - Ласточки: Стих














Я вместо Симона хвалу вам воздаю.
Не подражайте нам, но только в том краю,
Где Симон спит в земле, вы спойте, как у дурмане,
На языке своем одну строку мою.
Арсений Тарковский - Ветер: Стих
Душа моя затосковала ночью.

А я любил изорванную в клочья,
Исхлестанную ветром темноту
И звезды, брезжущие на лету.
Над мокрыми сентябрьскими садами,
Как бабочки с незрячими глазами,
И на цыганской масляной реке
Шатучий мост, и женщину в платке,
Спадавшем с плеч над медленной водою,
И эти руки как перед бедою.

И кажется, она была жива,
Жива, как прежде, но ее слова
Из влажных Л теперь не означали
Ни счастья, ни желаний, ни печали,
И больше мысль не связывала их,
Как повелось на свете у живых.

Слова горели, как под ветром свечи,
И гасли, словно ей легло на плечи
Все горе всех времен. Мы рядом шли,
Но этой горькой, как полынь, земли
Она уже стопами не касалась
И мне живою больше не казалась.

Когда-то имя было у нее.

Сентябрьский ветер и ко мне в жилье
Врывается - то лязгает замками,
То волосы мне трогает руками.

". ..отлично поются. Самое известное это песня Ротару-"вот ли лето прошло, словно и не бывало..."

Геннадий, дело как раз в том, что когда я сказал, что стихи его "не поются", я имел ввиду
именно режим ПРОЧТЕНИЯ стиха!
Поэзия сродни музыке и сильные, искусные, гармоничные стихи часто имеют свой ритм и
читаются плавно, распевно, легко - и в этом похожи на музыку.
У Тарковского таких стихов мало.

Кроме того, на качественные стихи, зачастую, трудно наложить музыку, потому что они уже
имеют свой ритм.
А вот на топорные стихи, на стихи, на стихи имеющие ритм марша - музыка часто ложиться великолепно!

Можно попробовать почитать отдельно от музыки тексты известных песен -- и большинство будет
звучать довольно примитивно!
Тексты песен в отрыве от музыки - часто вообще, поэзией не являются!
Зато с музыкой звучат прекрасно.

Поэтому поэты-песенники полноценными поэтами не признавались "за своих", их раньше даже в
союзы писателей отказывались принимать (именно поэтому замечательного поэта-песенника Леонида
Дербенёва и отказывались принимать в Союз писателей - потому что у него не было "чистых" стихов, т.е.
тексты песен в отрыве от музыки звучали по поэтическим меркам довольно убого)
И то, что часть стихов Тарковского хорошо звучит вкупе с музыкой (причём, почти без обработки) -
как раз свидетельствует не в пользу качества его поэзии, ибо большинство песенных текстов сами
по себе - довольно примитивны. Таковы уж законы жанра.

Но, кроме качества продукта, есть ещё и внутреннее строение мозга человека и его индивидуальный вкус
И мне Тарковский, что называется "не зашёл" , не смог я почувствовать близость с его стихами.
Но, стихи есть, неглупые, разносторонние, люди читают - и, в общем-то, разнообразие и возможность
выбора продукта - это хорошо (в данном случае)

.
.
Летайте, ласточки, но в клювы не берите
Ни пилки, ни сверла, не делайте открытий,
Не подражайте нам; довольно и того,
Что вы по-варварски свободно говорите,
Что зоркие зрачки в почетной вашей свите
И первой зелени святое торжество.

Я в Грузии бывал, выходит и я когда-то
По щебню и траве в пустынный храм Баграта -
В кувшин расколотый, и над жерлом его
Висела ваше сеть. И Симон Чиковани
(А я любил его, и мне он был как брат)
Сказал, что на земле пред вами виноват -
Забыл стихи сложить о легком вашем стане,
Что в детстве здесь играл, что, может быть, Баграт
И сам с ума сходил от ваших восклицаний.
.....................

Ох, сложно, ох, сложно он закручивает строчку!
Местами очень тяжело читается, путано, витиевато...
Нет лёгкости, искромётности! - приходится напрягаться.

У вас, очевидно мозг устроен так, что ему созвучен способ построения фраз Тарковским в стихах.
А я, привыкшший к классике, к пушкинской лёгкости стихов - сильно напрягаюсь, читая его
витиеватости.
Стихи его, всё же, тяжелы для восприятия.

"Я в Грузии бывал, выходит и я когда-то
По щебню и траве в пустынный храм Баграта -
В кувшин расколотый, и над жерлом его
Висела ваше сеть. И Симон Чиковани" ---- Ну, как так можно выворачивать язык??????...:)))

В 4 строках понамешал и Грузию, и храм, и щебень, и кувшин, и сеть, и Чиковани!
До чего мутное и тяжёлое четверостишие!
Вроде, и ритм в этом стихе есть, и что-то умное хотел он нам сказать, а красивых, чётких
образов создать в этом стихе всё равно ему не удалось!!!

.
.
И второе стихотворение - всё написано - КАК В ТУМАНЕ!
Как будто откуда-то из бочки...:)))
Подобная стока есть у Лермонтова, но, извините, Лермонтов-то писал ВНЯТНО! Он создавал
чёткие, красивые, сильные образы!
А тут - чУдное, путаное бормотание, как будто написано в бреду...

Кроме того, что значит: "...И кажется, она была жива..."?
А это: "..и женщину в платке,Спадавшем с плеч..." -- так платок у неё на голове или на плечах?
Когда говорят "в платке" - то имеют ввиду, что он надет на голове. И он - тут же на плечах!!!

"...Слова горели, как под ветром свечи,..." - А это что за чудо? Свечи на ветру, вообще-то
до сих пор гасли...:))))

"...И мне живою больше не казалась..." -- Оп-па! Уже успела помереть!....:))))
Воля ваша, Геннадий, но классики таких несуразиц и странностей не пишут.

И таких глупых ляпов у Тарковского достаточно много.
Да и строчку он усложнял СПЕЦИАЛЬНО - прятал несовершенство своих стихов (это известный приём)

"Врывается - то лязгает замками,
То волосы мне трогает руками." --- А это уж совсем низкий уровень подачи. Какой-то ужастик
кромешный получается. Как будто человек бредил и записал свой путанный и мрачный сон.

Это далеко отстоит от высокой поэзии. И писать подобные стихи ЗНАЧИТЕЛЬНО легче, чем писать
сильную, внятную, красивую классику.

Не могу с вами согласится.
1- Пушкина и Лермонтова поют. По вашей логике они не поэты.
2- Два примера Тарковского приведенных мной безупречны и прекрасны.
Не думаю что это стоит обсуждать дальше, позиции ясны, не будем ссорится.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.