Налоговые органы. Налоговая инспекция Фнс находится в ведении

Профессия налоговый инспектор у всех на слуху. Кто-то с замиранием сердца произносит эти слова, а другие мечтают оказаться на его месте. Действительно, работа очень престижна и желанна. В данном материале собраны основные сведения об этой профессии.

Налоговый инспектор - кто он?

Для начала следует отметить, что это сотрудник государственных органов, в обязанности которого входят владение большим объемом информации, способность к аналитике и частые выезды, командировки. Налоговый инспектор - это должность служащего, который контролирует своевременность и полноту поступлений в госбюджет от всех категорий населения.

Первые упоминания об инспекторах можно встретить еще в Библии, только тогда налоги носили название «десятины».

Обязанности

Налоговый инспектор, обязанности которого определены законодательством, должен заниматься проверкой различных предприятий, сводкой данных бухгалтерской отчетности и бухучета, получать разъяснения плательщиков.

В его юрисдикцию входит также возможность пользоваться финансовыми санкциями по отношению к нарушителям. Инспектор имеет целый ряд обязанностей, которые он должен качественно выполнять. В их число входят:

  • слежение за соблюдением налогового законодательства;
  • привлечение плательщиков к ответственности;
  • знание конституционного и налогового права;
  • проверка финансовых документов на предмет сокрытия платежей;
  • осведомленность об экономических предприятиях, с которыми он имеет дело;
  • осуществление выездных проверок, а также проверок выборочных;
  • анализ результатов;
  • наложение штрафных санкций;
  • соблюдение беспристрастности;
  • ведение отчетности;
  • консультации для граждан;
  • сбор, изучение и анализ большого объема информации финансового характера;
  • составление документации, носящей финансовый характер (отчеты, договоры купли-продажи и другие).

Налоговый инспектор - в некотором роде уникальная профессия, потому что список обязанностей включает в себя множество пунктов, которые требуют от исполнителя определенных навыков и умений.

Качества, необходимые для профессии

Налоговый инспектор, обязанности которого имеют большой диапазон, должен обладать и целым рядом необходимых качеств, чтобы справляться со своей работой. Это:

  • способность к ;
  • долгая концентрация внимания;
  • повышенное внимание к деталям;
  • эмоциональная устойчивость;
  • беспристрастность;
  • честность;
  • ответственность;
  • уверенность;
  • способность отстоять свое мнение;
  • усидчивость;
  • требовательность к себе и остальным;
  • упорядоченность мыслей;
  • способность быстро принимать решения;
  • кропотливость;
  • хорошая память;
  • умение обобщать;
  • усидчивость при работе с документацией.

История профессии

Для того чтобы разобраться, откуда появилась профессия государственный налоговый инспектор, нужно заглянуть в далекое прошлое. В древности цари и феодалы взимали со всех людей различные сборы на обеспечение существования государства и двора короля.

Эти сборы назывались «мыто» - пошлина, плата. Поэтому издавна на Руси людей такой профессии именовали «мытарями». Отсюда можно сделать вывод о том, что поначалу налоговый инспектор занимался исключительно сбором средств с населения.

В XVIII веке таких работников начали называть фискалами (от «конфисковать»). Главный налоговый инспектор того времени выполнял функцию сбора денег, а на тех, кто не платил, писал доносы Петру I. Царь ввел специальный чин для этого, который носил название «обер-фискал». После чего у данного слова появилось и новое значение - «ябедник». Позднее во избежание всяческих оценок должность переименовали в налогового инспектора.

Плюсы

Это очень престижная работа. Налоговый инспектор - должность, главные составляющие которой: стабильность, высокая заработная плата, полный социальный пакет, постоянные коммуникации.

Кроме этого, основное преимущество профессии инспектора заключается в том, что все ее представители - государственные служащие. Из чего следует, что работники налоговой службы никогда не утратят свою значимость и всегда будут иметь защиту со стороны государства. К плюсам можно отнести и то, что это одна из самых востребованных профессий, а хороший мастер своего дела всегда будет нужен.

Стоит обратить внимание и на то, что человек, который дает консультации другим людям, всегда может помочь и себе. Владение знанием права и финансов является важнейшим в жизни каждого.

Также к основным достоинствам профессии относится и высокий оклад. Размер зарплаты - один из самых больших среди должностей, которые принято считать бюджетными.

И, конечно, у представителей данной профессии есть свой праздник. День налогового инспектора в России ежегодно отмечается 21 ноября.

Минусы

Чтобы стать хорошим налоговиком, необходимо разобраться во всех недостатках этой профессии:

  • большой объем информации, которую нужно запоминать;
  • много рутинной работы с документами;
  • высокий уровень ответственности;
  • частые изменения в законодательстве;
  • возможные нередкие командировки, что обычно мешает семейным людям.

Налоговый инспектор - это очень трудная профессия, требующая постоянной концентрации. Нельзя расслабляться ни на день, поэтому не каждый человек справляется с такой должностью. Недостатков не так уж много, тем более если вы осознанно выбрали этот путь.

Должность требует особого внимания к мелочам, постоянного обучения и много времени.

Говоря о недостатках, следует отметить и то, что издавна существует нелюбовь к налоговым инспекторам. Поэтому людей данной профессии очень часто оскорбляют ни за что, боятся и нелестно о них отзываются. Профессии присуще и некоторое психологическое напряжение.

Ну и самое главное, что выделяется в недостатках этой престижной работы - ее монотонность и практически полное отсутствие разнообразия.

Места работы

Государственный налоговый инспектор имеет небольшой выбор мест работы. Многие из них являются бюджетными. Это узкий круг организаций, в который входят служба налоговой инспекции, Федеральная налоговая инспекция, некоторые государственные структуры, которые занимаются сбором средств с физических и юридических лиц.

Однако важно помнить, что, получив диплом, вы не ограничены списком вышеуказанных рабочих мест. Как человеку, имеющему государственного налогового инспектора, вам покорятся любые профессии, связанные с юриспруденцией, экономикой и даже политикой.

Налоговый инспектор: где учиться?

Для того чтобы овладеть специальностью, необходимо высшее образование, которое получают на экономических, а также финансовых факультетах вузов. А также специальное профессиональное, которое дается в учётно-кредитных техникумах на отделении «Налоги и налогообложение».

Лучшие высшие учебные заведения России выпускают блестящих специалистов. Вы можете поступить на обучение в:

  • Академию при МВД России;
  • Всероссийскую Государственную налоговую академию при Министерстве финансов Правительства РФ;
  • и финансов (МЭСИ);
  • Российскую экономическую академию имени Г. В. Плеханова;
  • Российский торгово-экономический университет (и его филиалы).

Но если вы обладаете природными способностями, предрасположенностью к данной профессии, то любое экономическое или откроет вам двери в сферу налогообложения.

Профессиональные навыки

За время обучения вы сможете кардинально изменить свою личность. В университете вам дадут хорошую теоретическую базу, однако есть такие умения, которые вы должны развивать в себе самостоятельно. О некоторых из них сказано ниже.

Профессия налоговый инспектор включает в себя такие навыки и умения, как знание налогового законодательства. Однако преподаватели вузов смогут обеспечить вам только лишь небольшую часть теории, ведь в законы каждый день вносятся поправки. Вы должны приучить себя к ежедневному мониторингу новостей в основных сферах, особенно касающихся вашей деятельности.

Также вам покажут азы составления налоговой документации, различных отчетов. Практиковаться и доводить до автоматизма навыки вам необходимо будет самостоятельно. В университетах будущим налоговым инспекторам рассказывают о том, как следует ориентироваться в основах, видах и формах бухгалтерского учета. Но учиться этому делу придется также самостоятельно.

Говоря о профессиональной этике, вам разъяснят все теоретически, но нужно суметь правильно применить свои знания на практике.

Дополнительные особенности

Государственный налоговый инспектордолжен иметь высшее образование в юридической, экономической или финансовой области. Человеку этой профессии необходим ряд дополнительных навыков и умений. Нужно помнить, что сразу после окончания университета вам не стать главным налоговиком страны. Это очень сложная и многофункциональная профессия, которая требует ежедневной работы над собой. Зачастую все новички начинают в мелких службах, и в их обязанности входит монотонная и рутинная работа с документами. Это нужно воспринимать как незаменимый практический опыт и переходный период в построении своей карьеры.

Представители данной профессии играют важнейшую роль в развитии государства. Ведь именно они следят за тем, чтобы сбор налогов проходил максимально честно и беспристрастно. Данные средства пополняют госбюджет. Они также выполняют функцию обеспечения государственных институтов. Поэтому на плечи налоговика ложится огромная ответственность, которую выдержать сможет далеко не каждый человек. По сути, от его честной работы зависит, будет ли давать государство достойную жизнь своим гражданам.

Профессия инспектора имеет множество аспектов, на которые нужно обращать внимание еще до начала получения образования. Взвесив все за и против, вы должны четко знать, по силам ли вам столь трудная и требовательная к кандидату должность.

Карьера и зарплата

Получить высшее или специальное образование должен каждый налоговый инспектор. Где учиться - в университете или колледже, не имеет значения, если вы станете хорошим профессионалом. Поскольку должность государственная, то шансов трудоустроиться у вас довольно много. Профессия имеет средний уровень востребованности, но хорошие специалисты нужны всегда.

Довольно высокая, помимо этого, налоговики обеспечены премиальными, отпускными, льготными компенсациями, надбавками. Они имеют отличный социальный пакет.

В этой сфере хорошо просматривается перспектива карьерного роста. Так как структура сама по себе очень сложная и многоуровневая, налоговые инспектора начинают с рядовой должности. Потом есть шанс занять пост руководителя отдела. За этим может последовать должность главного инспектора района. Ну а покорив городские службы, вы можете выйти на всероссийский уровень.

Система налоговых органов в стране была воссоздана в 1990 г. в соответствии с административно-территориальным делением страны на основании Постановления Совета Министров СССР от 24 января 1990 г. N 76 "О государственной налоговой службе". За этот период она неоднократно реформировалась. Период ее деятельности можно разбить на следующие этапы.

Первый этап - 1990-1991 гг. В системе Министерства финансов СССР была образована налоговая служба в составе: Главной государственной налоговой инспекции Минфина СССР, государственных налоговых инспекций министерств финансов союзных и государственных налоговых инспекций по автономным республикам, краям, областям, округам, городам, районам и районам в городах.

Второй этап - 1992-1998 гг. Указом Президента России от 21 ноября 1991 г. N 229 "О Государственной налоговой службе РСФСР" с 1992 г. образована самостоятельная Госналогслужба России, выделенная из Минфина России. Кстати, и День работников налоговых органов установлен 21 ноября, т.е. в день принятия данного Указа.

Третий этап - 1999-2004 гг. Указом Президента России от 23 декабря 1998 г. N 1635 "О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам" Госналогслужба России преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам (МНС России).

Началом четвертого этапа послужил Указ Президента России от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", которым Министерство РФ по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу (ФНС России), передав функции налогового ведомства по принятию нормативных актов и ведению разъяснительной работы по законодательству о налогах и сборах Минфину России.

ФНС России находится в ведении Минфина России. Таким образом, налоговые органы страны вернулись в Министерство финансов, в составе которого они исторически находились с момента образования Министерства, т.е. с 1802 г.

Налоговые органы образуют трехуровневую систему. Основной элемент этой системы - налоговые инспекции по городам, районам и районам в городах, межрайонные инспекции. Второе звено - управления по субъектам РФ: по республикам, краям, областям, округам, г. г. Москве и Санкт-Петербургу (до 1999 г. - инспекции). Возглавляет систему налоговых органов страны ФНС России - федеральный орган исполнительной власти по контролю и надзору в области налогов.

Налоговые ведомства во всех странах мира имеют значительный штат сотрудников, например в США - 120 тыс. чел., в Великобритании - около 100 тыс., во Франции - 82,4 тыс. человек. Но лидерство, видимо, принадлежит России, численность работников органов ФНС России составляет 180 тыс. сотрудников.


Современное регулирование деятельности налоговых органов страны осуществляется на основе:

1) Налогового кодекса РФ;

3) Постановления Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе";

4) Приказа Минфина России от 9 августа 2005 г. N 101н "Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы".

Анализ этих и других документов и материалов позволяет сделать выводы о полномочиях, правах и ответственности налоговых органов.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов и иных обязательных платежей в случаях, предусмотренных законодательством, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Контроль - главное направление деятельности налоговых органов.

Служба является также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

Представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований России по денежным обязательствам.

В соответствии со ст. 34 Налогового кодекса таможенные органы также пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов (НДС и акцизов) при перемещении товаров через таможенную границу России.

По запросам налоговых органов органы внутренних дел участвуют в проводимых налоговыми органами выездных проверках и самостоятельно имеют право их проводить. При выявлении обстоятельств, требующих действий налоговых органов, органы внутренних дел в десятидневный срок со дня выявления таких обстоятельств направляют материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

С каждым годом возрастает круг обязанностей налоговых органов. В 1992 г. налоговые органы стали контролировать поступление платежей в дорожные фонды, с 1993 г. стали осуществлять контроль за применением контрольно-кассовых машин, затем - контроль производства и оборота алкогольной и табачной продукции, с 2001 г. - контроль за поступлением платежей в государственные внебюджетные фонды.

С июля 2002 г. на налоговые органы возложена новая задача - государственной регистрации юридических лиц , с 2004 г. - индивидуальных предпринимателей. ФНС России с 2004 г. стала правопреемником Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству - по правоотношениям, связанным с представлением интересов России в процедурах банкротства.

Первоначально деятельность налоговых инспекций строилась на специализации по видам налогов вне зависимости от количества плательщиков и налогового потенциала территории. До 2002 г. 58% инспекций, прежде всего в сельских районах, были малочисленны - до 40 сотрудников.

Практически не существовало двух налоговых инспекций с одинаковыми структурами. Например, в Москве до 2002 г. в 40 инспекциях существовало 27 различных организационных структур.

Внедрение прогрессивных форм организации и администрирования нашло свое отражение в Федеральной целевой программе "Развитие налоговых органов (2002 - 2004 годы)", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2001 г. N 888.

В ходе реализации данной Программы были внедрены типовые структуры инспекций по районам, районам в городах, городах без районного деления и межрайонного уровня с установленной предельной численностью работников свыше 89 до 100 единиц, свыше 150 единиц.

С созданием Министерства РФ по налогам и сборам, завершением перехода территориальных налоговых органов на типовые структуры сократилось количество управлений по субъектам Федерации и инспекций.

Кроме того, ФНС России подведомственны: Государственный научно-исследовательский институт развития налоговой системы (ГНИИРаНС), Главный научно-исследовательский вычислительный центр (ГНИВЦ), пять учебно-методических центров и три журнала - "Российский налоговый курьер", "Налоговая политика и практика", "Вестник регистрации".

Центральный аппарат состоит из 13 управлений:

Аналитическое управление;

Контрольное управление;

Управление налогообложения;

Управление кадров;

Финансовое управление;

Управление информатизации;

Правовое управление;

Управление урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства;

Управление по досудебному урегулированию налоговых споров;

Административно-контрольное управление;

Управление имущественных налогов;

Управление по работе с налогоплательщиками;

Управление трансфертного ценообразования и международного сотрудничества.

Проведена работа по администрированию крупнейших налогоплательщиков на федеральном и региональном уровнях.

Администрирование крупнейших налогоплательщиков на федеральном уровне возложено на следующие межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в сфере:

Разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация нефти и нефтепродуктов;

Разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация газа;

Основных видов обрабатывающих производств, строительства, торговли и других видов деятельности;

Производства и реализации электрической энергии;

Производства и реализации продукции металлургической промышленности;

Оказания транспортных услуг;

Реализации и (или) предоставления в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи;

Машиностроения;

Финансово-кредитной сферы.

В 37 субъектах РФ действуют также 39 межрайонных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. Нужно иметь в виду, что крупнейшие организации, подлежащие администрированию на региональном уровне, расположенные в субъектах РФ, на территории которых не созданы межрайонные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, подлежат администрированию по месту нахождения организации с возложением контроля на управление.

Налоговые органы осуществляют контроль и надзор за:

Соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов и иных обязательных платежей;

Представлением деклараций об объемах производства и оборота алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 40% и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной продукции;

Фактическими объемами производства и оборота алкогольной продукции;

Осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами;

Соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;

Полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

Проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.

Налоговые органы выдают:

Разрешения на проведение всероссийских лотерей;

Свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом .

Налоговые органы осуществляют:

Государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

Установку и пломбирование контрольных спиртоизмеряющих приборов в организациях по производству этилового спирта из сырья всех видов;

Государственный контроль за процессом денатурации этилового спирта и спиртосодержащей непищевой продукции и содержанием в них денатурирующих веществ;

Лицензирование производства и оборота алкогольной продукции;

Выдачу федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции и специальных марок для маркировки табака и табачных изделий, производимых на территории РФ.

Налоговые органы регистрируют:

Договоры коммерческой концессии;

Контрольно-кассовую технику.

Налоговые органы ведут:

Учет всех налогоплательщиков;

Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков;

Единый государственный реестр лотерей;

Единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота алкогольной продукции.

Ряд полномочий налоговых органов связан с обслуживанием плательщиков. Должностные лица налоговых органов обязаны:

Корректно и внимательно относиться к плательщикам, их представителям, не унижать их честь и достоинство (ст. 33 Кодекса);

Принимать граждан, обеспечивать своевременное и полное рассмотрение их обращений, принимать по ним решения и направлять заявителям ответы в установленные сроки;

Предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;

Сообщать плательщикам при их постановке на учет сведения о реквизитах счетов Федерального казначейства, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджет;

Бесплатно информировать плательщиков о действующих налогах, нормативных актах о налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты налогов, правах и обязанностях плательщиков, полномочиях налоговых органов;

Давать разъяснения плательщикам, при этом налоговые органы руководствуется письменными разъяснениями Минфина России.

В свою очередь, Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований обязаны также давать письменные разъяснения в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Разъяснения финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований дают по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и нормативных актов муниципальных образований о местных налогах.

Налоговые органы осуществляют возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов, принимают решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней.

Важной функцией налоговых органов является разработка форм и порядка заполнения деклараций (расчетов) по налогам и сборам, которые затем утверждаются Минфином России.

Налоговые органы утверждают многочисленные формы других документов, в том числе:

Налогового уведомления;

Требования об уплате налога;

Заявлений и уведомлений о постановке на учет и снятии с учета в налоговом органе;

Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

Решения руководителя налогового органа о проведении выездной проверки;

Акта налоговой проверки и акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных ст. 120, 122, 123);

Представления налоговыми агентами сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов за налоговый период;

Справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога;

Представления органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, сведений о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства;

Уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в иностранной валюте (в валюте РФ) в банках за пределами территории РФ;

Квитанции, подтверждающей прием средств в счет уплаты налогов, выдаваемой местной администрацией налогоплательщикам;

Документа, составляемого при выявлении недоимки;

Направления в банк решения о приостановлении операций по счетам в банке на бумажном носителе и решения об отмене приостановления операций;

Акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

Сообщения банка налоговому органу об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета;

Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки;

Форматы представления деклараций (расчетов) в электронном виде.

Налоговые органы обеспечивают в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.

ФНС России с целью реализации своих полномочий имеет право:

Организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора;

Запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений;

Осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов и подведомственных организаций;

Предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

О взыскании недоимок, пеней и штрафов за налоговые правонарушения;

О возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета плательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам;

О досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите и в иных случаях;

Разрабатывать и утверждать образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, а также порядок ношения форменной одежды.

Большие права имеют налоговые органы при проведении контрольной деятельности: применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований.

Налоговые органы имеют право:

Требовать от плательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, сборов, а также подтверждающие правильность исчисления и своевременность их уплаты;

Проводить налоговые проверки;

Производить выемку документов при проведении проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

Вызывать на основании письменного уведомления плательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой;

Приостанавливать операции по счетам плательщика в банках и налагать арест на его имущество;

Осматривать любые используемые плательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов обложения помещения и территории, проводить инвентаризацию его имущества;

Определять суммы налогов, подлежащие уплате, расчетным путем на основании имеющейся информации о плательщике, а также данных об иных аналогичных плательщиках в случаях отказа плательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру помещений и территорий, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов обложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

Требовать от плательщиков устранения выявленных нарушений;

Взыскивать недоимки, а также пени и штрафы;

Требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов плательщика и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджет;

Привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

Вызывать свидетелей;

Заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия лицензий;

Направлять материалы в органы внутренних дел в течение 10 дней для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога плательщик полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт налогового преступления.

Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов.

ФНС России не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ. Руководитель имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов РФ по представлению руководителя службы.

Руководитель ФНС России:

Представляет Министру финансов РФ:

Предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов службы;

Предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей по субъектам РФ;

Проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности службы, а также отчет об их исполнении;

Назначает на должность и освобождает от должности руководителей межрегиональных инспекций и их заместителей, заместителей руководителей управлений по субъектам РФ, руководителей инспекций по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций межрайонного уровня;

Утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата службы, численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов, а также смету расходов на их содержание.

Финансирование расходов на содержание ФНС России осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. ФНС и ее территориальные органы являются юридическими лицами, имеют бланк и печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, эмблему, иные печати, штампы и бланки, а также счета. Место нахождения центрального аппарата ФНС - г. Москва.

Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные плательщикам вследствие своих неправомерных действий или бездействия, а равно неправомерных действий или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей. Эти убытки возмещаются за счет федерального бюджета.

Самое распространенное низовое звено территориальных органов ФНС России - инспекции по району, району в городе, городу без районного деления, инспекции межрайонного уровня.

Кроме вышеприведенных полномочий, они ведут:

Учет (по каждому плательщику и виду платежа) сумм налогов, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм пеней, налоговых санкций;

Представляют сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН;

Осуществляют работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов.

Управление ФНС по субъекту РФ, кроме вышеперечисленных прав и обязанностей, осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, в отношении которых установлен специальный порядок регистрации (партий, банков и т.д.); контролирует деятельность нижестоящих налоговых органов.

Важная роль в обеспечении анализа и налоговых проверок принадлежит межрегиональной инспекции по централизованной обработке данных (ЦОД).

Данная инспекция:

Обеспечивает прием и входной контроль данных отчетности и другой информации, поступающей от налоговых органов, плательщиков на бумажных и электронных носителях и подлежащей централизованной обработке;

Осуществляет автоматизированную обработку и ввод информации в информационную базу;

Доводит обработанную информацию до территориальных органов ФНС России;

Ведет справочную информацию и классификаторы, а также фонд алгоритмов и программ ФНС России;

Осуществляет формирование отчетности;

Ведет: ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН, реестры лицензий, разрешений, свидетельств;

Обеспечивает надежность федеральных информационных ресурсов путем их дублирования и резервирования;

Осуществляет архивное хранение федеральных информационных ресурсов ФНС России;

Осуществляет автоматизированный отбор плательщиков для проведения налоговых проверок и доведение его результатов до соответствующих территориальных органов ФНС России, проводит анализ эффективности проверок;

Подготавливает аналитические таблицы для анализа и оценки налогового потенциала России и ее субъектов, анализа эффективности работы налоговых органов и прогнозирования налоговых поступлений в соответствующие бюджеты.

Межрегиональная инспекция ФНС России по федеральному округу (их 7) осуществляет следующие полномочия:

Организует и проводит проверки территориальных органов ФНС России и организаций;

Проводит выездные проверки, назначаемые ФНС России;

Проводит анализ схем уклонения от налогообложения, готовит предложения по выявлению, пресечению и предупреждению данных схем.

Налоговые органы взаимодействуют с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Они представляют информацию:

О начисленных и уплаченных суммах по видам налогов, сборов и иных обязательных платежей;

О суммах задолженности, недоимки, отсроченных (рассроченных), реструктурированных и приостановленных к взысканию налогов, сборов, пеней и штрафов по видам налогов, сборов и иных обязательных платежей.

В свою очередь, финансовые органы субъектов РФ, местных администраций представляют в налоговые органы информацию:

О предоставленных налоговых льготах;

Об административно-территориальном составе субъектов РФ с указанием конкретных муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, и поселений, входящих в состав этих муниципальных образований, их адресов и кодов;

О проведенных по решению налогового органа зачетах и возвратах излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, сборов, а также пеней.

Минфином и ФНС России разработан ряд показателей, по которым оценивается эффективность деятельности налоговых органов.

К числу основных относятся следующие показатели:

Собираемость налогов, т.е. отношение поступивших сумм к начисленным;

Доля выигранных налоговыми органами исков - по их сумме;

Доля выигранных налоговыми органами исков - по их количеству;

Снижение задолженности плательщиков;

Увеличение доли плательщиков, удовлетворенных работой налоговых органов;

Число плательщиков с интернет-доступом к госреестрам;

Доля плательщиков с интернет-доступом к своему лицевому счету.

Утвержденные административные регламенты Федеральной налоговой службы:

  1. Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по проведению проверки соблюдения требований к лотерейному оборудованию от 24 августа 2012, утвержден Приказом Минфина России № 117н;
  2. Об утверждении административного регламента федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов) от 02 июля 2012, утвержден Приказом Минфина России № 99н
  3. Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации от 29 июня 2012, утвержден Приказом Минфина России № 94н
  4. Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств от 22 июня 2012, утвержден Приказом Минфина России № 87н
  5. Об утверждении Административного регламента предоставления ФНС России государственной услуги по ведению в установленном порядке единого государственного реестра лотерей, государственного реестра всероссийских лотерей от 22 мая 2012, утвержден Приказом Минфина России № 66н
  6. Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по осуществлению личного приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок от 15 февраля 2012, утвержден Приказом Минфина России № 25н
  7. Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по рассмотрению уведомлений о проведении всероссийских стимулирующих лотерей от 31 октября 2011, утвержден Приказом Минфина России № 144н
  8. Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по выдаче в установленном порядке разрешений на проведение всероссийских негосударственных лотерей от 27 октября 2011, утвержден Приказом Минфина России № 141н
  9. Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей от 17 октября 2011, утвержден Приказом Минфина России № 133н
  10. Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения от 17 октября 2011, утвержден Приказом Минфина России № 132н
  11. Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по проверке технического состояния игрового оборудования от 11 октября 2011, утвержден Приказом Минфина России № 128н
  12. Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами от 04 октября 2011, утвержден Приказом Минфина России № 123н
  13. Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по ведению в установленном порядке реестра лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией от 25 октября 2007, утвержден Приказом Минфина России № 94н

В настоящее время налоговыми органами осуществляется досудебное урегулирование налоговых споров.

Досудебное урегулирование налоговых споров - комплекс предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан и внутриведомственными актами мероприятий, осуществляемых должностными лицами налоговых органов в административном порядке, в целях урегулирования налогового спора.

Основными задачами подразделений налогового аудита являются:

Создание условий для реализации прав налогоплательщиков на рассмотрение их споров с налоговыми органами, заявлений и жалоб физических и юридических лиц на действия или бездействие налоговых органов Российской Федерации (должностных лиц налоговых органов Российской Федерации), а также на акты ненормативного характера налоговых органов Российской Федерации, связанные с применением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, либо иных актов законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на налоговые органы;

Создание условий для реализации прав налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) на рассмотрение их возражений (разногласий) по актам осуществленных мероприятий налогового контроля;

Информирование налогоплательщиков по результатам рассмотрения их споров с налоговыми органами, заявлений и жалоб физических и юридических лиц на действия или бездействие налоговых органов Российской Федерации (должностных лиц налоговых органов Российской Федерации), а также на акты ненормативного характера налоговых органов Российской Федерации, связанные с применением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, либо иных актов законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых, возложен на налоговые органы;

Анализ причин возникновения налоговых споров и принятие мер по их дальнейшему исключению;

Создание условий для укрепления законности в деятельности налоговых органов, путем совершенствования их правоприменительной деятельности.

Основными функциями подразделений налогового аудита являются:

Рассмотрение заявлений и жалоб на акты ненормативного характера, действия (бездействие) нижестоящих территориальных налоговых органов, а также их должностных лиц по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, либо иных актов законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на налоговые органы.

Рассмотрение возражений (разногласий) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) по актам выездных налоговых проверок;

Обобщение, анализ практики рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке в нижестоящих налоговых органах и внесение в ФНС России предложений по ее совершенствованию;

Осуществление сбора, систематизации, обработки и анализа информации, образующейся по итогам проведенного внутриведомственного налогового аудита в управлении ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации, нижестоящих налоговых органах.

Выявление типичных причин возникновения налоговых споров, рассматриваемых в досудебном порядке на уровне управления ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации, и участие в принятии мер по их устранению, в том числе путем:

Участия в работе по устранению несоответствий различных ведомственных разъяснений.

Налоговые органы оказывают налогоплательщикам следующие электронные услуги .

1. Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц Сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» позволяет налогоплательщику получать актуальную информацию о задолженности по налогам перед бюджетом, о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, об объектах движимого и недвижимого имущества, контролировать состояние расчетов с бюджетом, получать и распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату налоговых платежей, оплачивать налоговую задолженность, обращаться в налоговые органы без личного визита в налоговую инспекцию.

2. Узнай свою задолженность Сервис «Узнай свою задолженность» предоставляет пользователям возможность осуществлять поиск информации о задолженности по имущественному, транспортному, земельному налогам, налогу на доходы физических лиц (только для физических лиц, граждан РФ) и распечатать платежный документ (извещение) по форме №ПД (налог).

3. Обратиться в ФНС России Данный сервис является дополнительным средством для обращений физических и юридических лиц в Федеральную налоговую службу.

4. Проверь себя и контрагента Позволяет узнать:

Сведения о юридических лицах, внесенные в ЕГРЮЛ (публикация)

Сведения о юр.лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации, в том числе для гос.регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юр.лица, и внесения изменений в сведения о юр.лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ

Сообщения юридических лиц, опубликованные в журнале "Вестник государственной регистрации" о принятии решений о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении обществом с ограниченной ответственностью 20 % уставного капитала другого общества, а также иные сообщения юридических лиц, которые они обязаны публиковать в соответствии с законодательством Российской Федерации

Юридические лица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица

Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами

Сведения о лицах, отказавшихся в суде от участия (руководства) в организации или в отношении которых данный факт установлен (подтвержден) в судебном порядке

Сведения о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в Единый государственный реестр юридических лиц, отсутствует

5. Онлайн запись на прием в инспекцию Сервис «Онлайн запись на прием в инспекцию» предоставляет налогоплательщику возможность записаться на прием в выбранное время в налоговую инспекцию в режиме онлайн. Услуга предоставляется как юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, так и физическим лицам.

6. Узнать о жалобе Данный сервис предоставляет возможность организациям и физическим лицам получать информацию о ходе и результатах рассмотрения обращений (жалоб, заявлений, предложений), поступивших в Федеральную налоговую службу.

7. Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами Ресурс разъясняет налогоплательщикам и сотрудникам территориальных налоговых органов официальную позицию ФНС России о порядке заполнения налоговых деклараций, исчисления и уплаты налогов и сборов, согласованную с Минфином России.

8. Федеральная информационная адресная система Сервис "Федеральная информационная адресная система (ФИАС)" позволяет получить достоверную, единообразную, общедоступную, структурированную адресную информацию по территории Российской Федерации.

9. Анкетирование Предлагается возможность оценить работу налоговых органов

10. Программные средства для юридических и физических лиц

11. Вакансии Сервис предназначен для информирования о вакансиях ФНС России.

12. Нормативные и методические материалы ФНС России

14. Форум сайта ФНС России Форум предназначен для того, чтобы пользователи:

Могли найти ответ на свой вопрос;

Публиковали на нем ответ на вопрос, интересный многим:

Форум - это обмен знаниями, навыками, опытом.

15. Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции Позволяет налогоплательщику по своему адресу узнать номер, адрес и реквизиты своей налоговой инспекции.

16. Узнай ИНН Данный сервис позволяет:

Узнать свой ИНН;

Узнать ИНН физического лица.

17. Подача заявления физического лица о постановке на учет Сервис позволяет:

Заполнить заявление физического лица о постановке на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации;

Зарегистрировать и отправить в налоговый орган заполненное заявление;

Получать информацию о состоянии обработки заявления в налоговом органе на сайте и по адресу электронной почты (если Вы укажете его в заявлении в разделе "Контактные данные заявителя");

Распечатать заполненное заявление.

18. Подача электронных документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Сервис предоставляет возможность направить пакет документов в налоговый орган при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сервис требует наличия ЭЦП и установки специальной программы подготовки пакета документов. При этом свидетельство о государственной регистрации можно получить удобным для налогоплательщика способом, не требуется обязательного личного визита в налоговую инспекцию.

19. Подача заявки на государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя Сервис позволяет физическим лицам, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, направить заявку на государственную регистрацию. Сервис работает в интерактивном режиме и не требует наличия ЭЦП. Для получения свидетельства о государственной регистрации потребуется личный визит в налоговую инспекцию.

20. Создай свой бизнес Сервис представляет собой интерактивную пошаговую инструкцию для начинающих предпринимателей: поможет выбрать форму регистрации и режим налогообложения, осуществить государственную регистрацию, узнать о правилах применения контрольно-кассовой техники, получить необходимую информацию о процедуре проведения налоговых проверок.

Имущественные налоги: ставки и льготы Интернет-сервис «Имущественные налоги: ставки и льготы» создан в целях совершенствования администрирования имущественных налогов и повышения эффективности информирования налогоплательщиков по вопросам применения налоговых ставок и льгот по следующим налогам: налог на имущество физических лиц, налог на имущество организаций, земельный налог, транспортный налог.

21. Часто задаваемые вопросы Сервис создан для повышения качества информирования налогоплательщиков. Здесь собрана база ответов на самые актуальные вопросы налогоплательщиков: о действующем налоговом законодательстве, ставках имущественных налогов, льготах, о порядке взаимодействия с налоговыми органами по различным вопросам и т.д.

22. Заполнить платежное поручение Позволяет подготовить платежные документы на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в электронном виде.

23. Уплата госпошлины Позволяет подготовить платежные документы на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в электронном виде.

24. Доступ к ЕГРЮЛ и ЕГРИП Данный сервис предоставляет возможность получения сведений из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) в электронном виде через сеть Интернет.

25. Получение выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП через интернет Данный сервис предоставляет возможность заинтересованным лицам получить сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в виде выписки («электронной» либо на бумажном носителе) на основании запроса, направленного через Интернет.

26. Представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде.

27. Сроки направления налоговых уведомлений Позволяет узнать о запланированных сроках направления налоговых уведомлений по налогу на имущество физических лиц, транспортному и земельному налогам в конкретной налоговой инспекции.

Федеральная налоговая служба (ФНС) – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет разнообразное дерево функций связанных с контролем налоговых потоков в Российской Федерации. Данный институт был создан в не столь далеком 2004 году на базе государственной налоговой службы и министерства Российской Федерации по налогам и сборам. На едином портале государственных услуг РФ, федеральная налоговая служба принимает заказы на регистрацию юридических лиц и предпринимателей, занимается приемом налоговых деклараций, осуществляет информирование граждан о текущих налоговых задолженностях. Полный перечень услуг представлен как в электронном, так и не в электронном виде. На данный момент ФНС несет в себе 27 видов услуг. Руководителем на сегодняшний день является Мишустин Михаил Владимирович. Федеральная налоговая служба имеет собственный сайт и горячую линию, почтовый адрес и места физического обращения.

Федеральная налоговая служба в законодательстве Российской Федерации

Впервые упоминание о ФНС в наших законах датируется 30 сентября 2004 года. Тогда было утверждено Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о федеральной налоговой службе». Последние редакции этих документов произошли совсем недавно – 23 сентября 2017 года. Положение о ФНС содержит три простых пункта – общие положения, полномочия и организация деятельности. Исходя из первого пункта главы «Общие положения» можно сказать, что ФНС осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением налогового законодательства. ФНС находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Свои функции федеральная налоговая выполняет на основании Конституции Российской Федерации, а также различных федеральных законов и положений. ФНС входит в централизованную систему налоговых органов с соответствующими правами и обязательствами. Поправки в законодательстве относительно Федеральной налоговой службы происходили на протяжении всего времени ее существования и на сегодняшний день имеют оптимальный вид.

Какие функции выполняет Федеральная налоговая служба?

Полный перечень со всеми правками можно найти в вышеуказанном юридическом документе. Давайте попробуем обобщить все, что там написано и придать этой информации наиболее понятную форму для неподготовленного в юридическом отношении читателя. Как уже неоднократно говорилось, основной функцией ФНС является контроль и надзор за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации. Следующей функцией ФНС выступает государственная регистрация юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей или хозяйств. Также федеральная налоговая служба отвечает за аккредитацию иностранных юридических лиц, не включая кредитные организации. Еще одной немаловажной задачей ФНС является представление дел о банкротстве с выполнением требований об обязательных платежах на основании законов Российской Федерации. Деятельность ФНС непрерывно связана с территориальными органами. Зачастую федеральная налоговая служба взаимодействует с другими органами исполнительной власти. В качестве банального примера, представим, что предприятие было уличено в неуплате налогов. В таком случае ФНС будет взаимодействовать с институтом полиции. Как правило, налоговые службы ассоциируются у простых граждан с чем-то страшным. Мало людей, которые желали бы постоянно видеть их на своем предприятии или отчитываться за очередную покупку. Тем не менее, это лишь одна сторона медали. На практике федеральная налоговая служба помимо контроля и надзора осуществляет достаточное количество полезных функций для граждан Российской Федерации. Полный перечень услуг мы можем найти на сайте gosuslugi.ru.

Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ

Если покопаться повнимательнее, можно выяснить, что не только сайтом госуслуг богат наш отечественный Интернет. Федеральная налоговая служба также имеет собственный интернет-ресурс – nalog.ru. Сайт имеет очень удобный, интуитивно понятный интерфейс. В первую очередь, на нем можно выбрать интересующий вас регион. Здесь представлены все, даже самые отдаленные края нашей страны. От Москвы и до Ханты-Мансийска. Также на сайте есть видео помощник, что также очень круто. Интернет-ресурс доступен на двух языках – русском и английском. Англоязычная версия сайта создана для иностранных граждан и великолепно функционирует. На главной странице можно посмотреть последние новости в налоговой сфере, почитать немного экономической журналистики, узнать о прогнозах на будущее в этой сфере. Естественно, что для полноценного доступа к возможностям ресурса, необходимо зарегистрироваться и войти в личный кабинет. Интересно, что здесь они представлены в трех видах - для физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. После прохождения процедуры регистрации, мы сможем воспользоваться представленными на сайте электронными услугами, например, узнать свой ИНН, проверить контрагентов, записаться на прием в налоговую инспекцию и так далее. Также существует местный аналог книги жалоб и предложений. В самой правой части экрана будет иконка, имеющая название «Ваше мнение», где можно будет высказаться в свободной форме и даже получить ответ. На сайте не забыли оставить для изучения налоговое законодательство, номера горячей линии и иные контакты, по которым можно осуществить связь со службой поддержки.

Какие услуги можно получить от Федеральной налоговой службы?

Выше, в тексте, мы уже мельком освещали услуги, предоставляемые ФНС, однако, данная тема заслуживает отдельного обсуждения. В первую очередь, напомним читателю, что услуги федеральной налоговой службы делятся на два вида – электронные и неэлектронные. Соответственно, в первом варианте вам достаточно компьютера и интернет-соединения, а во втором потребуется непосредственный физический контакт. На сегодняшний день ФНС представляет четыре электронные услуги – бесплатное информирование налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, прием налоговых деклараций, государственная регистрация юридических и физических лиц в качестве индивидуального предпринимателя. Четвертой услугой является простое информирование гражданина о том, какой у него ИНН. Перечень неэлектронных услуг существенно больше и запутаннее. Если обобщить, то в целом Федеральная налоговая служба предоставляет неэлектронные услуги по ведению различных реестров, выдачи свидетельств о регистрации разнообразных субъектов, контроль за соблюдением налоговых правил, лицензирование различных видов деятельности и предоставление сведений и документов, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Существует и маленький обособленный пункт – проверка технического состояния игрового оборудования. Получение этих услуг возможно как через сайт федеральной налоговой службы Российской Федерации, так и через сайт государственных услуг. Также можно прийти в так называемые «Места обращения», где вам помогут с возникшими вопросами и обрисуют дальнейшие перспективы. Разница между получением услуг ФНС в Москве и регионах невелика, однако, по понятным причинам скорость и качество обслуживания в столице будут гораздо выше. С другой стороны, если вы наоборот мечтаете пореже видеться с налоговыми службами, то подобная ситуация сыграет вам на руку.

Неосвещенные функции, которые выполняет Федеральная налоговая служба

Федеральная налоговая служба имеет целый ряд функций, которые вы не найдете в законодательстве. Они представлены на официальном сайте ФНС и выглядят достаточно интересно. Во-первых, федеральная налоговая служба выполняет очень серьезные аналитические функции. У нее хранится подробнейшая информация о текущей налоговой статистике, прогнозы на будущее, как ближайшее, так и отдаленное. Естественно, что такая информативная база является золотом для человека, который грамотно умеет обращаться с большими информационными объемами. Еще одно интересной функцией федеральной налоговой службы выступает противодействие коррупции. Конечно, многие читатели сейчас улыбнулись, ведь в нашем устоявшемся сознании, налоговый инспектор и коррупция – это чуть ли не слова синонимы. Как только налоговый инспектор появляется на пороге офиса компании, директор уже спешно заводит его в свой кабинет, угощает коньяком и дарит конверты с понятным содержимым. Однако, сайт федеральной налоговой службы имеет свое собственное мнение на этот счет. Здесь представлен целый перечень документов, предназначенных для борьбы с коррупционными схемами, методические материалы по выявлению этого порока, обратная связь для сообщений об обнаружении фактов коррупционных сделок и собственную комиссию для урегулирования подобных вопросов. Впечатляет, не правда ли?

Юридическая помощь при взаимодействии с Федеральной налоговой службой

Ни для кого не секрет, что практически каждая серьезная и уважающая себя компания имеет в своем штабе профессионального юриста, а то и целую команду таких специалистов. В контексте разбираемой нами тематики присутствие юриста становится особенно актуально. Дело в том, что налогов на сегодняшний день существует просто бесчисленное количество, а разбираться в тонкостях каждого из них у многих граждан нет ни времени, ни желания, ни возможности. Конечно, можно попытаться самостоятельно обзванивать все горячие линии по первому возникшему вопросу, постоянно держать в голове тонну информации о предстоящих налоговых выплатах и по вышеописанной схеме угощать коньяком налоговых инспекторов. Но надежна ли подобная управленческая конструкция? Отнюдь. Грамотный юрист станет ценнейшим игроком в вашей команде, ведь он на своих плечах будет вести налоговую политику компании, сможет помочь избежать ненужных налоговых расходов, а необходимые поможет оплатить в порядках, согласованных с действующим законодательством. Как показывает практика, специалист в области юриспруденции будет очень выгодной инвестицией для любого уровня управленческой деятельности. Даже, если вы открываете маленькое ИП, стоит проконсультироваться со специалистами, которым помогут вам выбрать правильный налоговый подход и в будущем сэкономят вам таким образом серьезное количество финансовых средств. Если же случилось так, что вы уже попали под горячую руку федеральной налоговой службы и вам грозят какими-либо лишениями, то хороший юрист – это ваш последний шанс на какое-то будущее для вашего предприятия. Вопросы, связанные с налогами, являются слишком тонкой материей, чтобы с ней играться и рисковать, поэтому будьте благоразумны. Можно прочитать множество интересных мнений умных личностей на этот счет, но в целом все они подтвердят гипотезу о том, что гораздо выгоднее иметь под рукой хорошего юриста, чем в его отсутствие отправлять деньги направо и налево лишь бы избежать затруднительных ситуаций.

Вывод

Федеральная налоговая служба – это важнейший механизм, отвечающий за налоговые потоки в Российской Федерации. Государство не стесняется обременять предпринимателей все более жесткими налогами, однако, хотя бы старается сделать их выплату более удобной. Поэтому не стоит однобоко смотреть на ФНС. Благодаря развитию высоких технологий, мы можем избежать целой кучи неприятных моментов при работе с налоговыми службами, поэтому сайт ФНС и государственных услуг – это большой подарок для простых граждан. Грамотное использование этих ресурсов, желательно под консультацией хорошего юриста, поможет вам быстро и в соответствии с законом выполнять свои налоговые обязательства. Поскольку сайт содержит много полезной развивающей информации, можно сказать, что на нем будет интересно проводить время, даже не пытаясь выплатить очередную порцию налогов. Поэтому от лица автора данной статьи, хочется пожелать читателям развивать свои коммуникабельные навыки и не стесняться шагать в ногу со временем. Ведь единожды разобравшись с механизмами интернет-услуг, мы освобождаем себя от большого количества бессмысленных и времязатратных действий в недалеком будущем. На это все, платите налоги, без лишней мороки!

Важно! По всем вопросам налогов и налоговой службы, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Юристы по налогам, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале , постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

Введение

Актуальность практики обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Межрайонная налоговая инспекция № 1 по Псковской области, в которой проводилась учебная практика, зарегистрирована 31 декабря 2004 года. МРИ ФНС РФ № 1 по Псковской области, расположена по адресу: Псков, улица Яна Фабрициуса, 2а.

Целью прохождения практики являлось изучение Межрайонной ИФНС №1 по Псковской области, а так же ФНС России в общем. Задачами ознакомительной практики являются:

1. Изучение внутренней организационной среды ФНС России;

2. Анализ основных функций и задач ИФНС №1 по псковской области;

3. Рассмотрение основных функций Юридического отдела ИФНС №1 по Псковской области, т.к. именно там была пройдена практика.

4. Ознакомление с особенностями приема, перевода и увольнения сотрудников ФНС России;

5. Рассмотрение взаимодействия ФНС России с другими организациями и учреждениями.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения с выводами, списка литературы, приложения к работе.

Глава 1. Внутренняя среда организации ФНС РФ

Цели, задачи и виды деятельности ФНС РФ

Налоговые органы Российской Федерации - единая централизованная система органов контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

Налоговыми органами в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба и ее подразделения. Федеральная налоговая служба - федеральный орган исполнительной власти, который подчиняется Министерству финансов.

Федеральная налоговая служба создана на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» и является правопреемницей Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.



Главными задачами налоговых органов являются:

1. Выработка и проведение единой государственной налоговой политики (система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Включает установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, видов применяемых налогов, величин налоговых ставок и налоговых льгот);

2. Координация деятельности ФОИВ по вопросам налогов и сборов;

3. Осуществление контроля за полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов;

4. Контроль за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;

5. Осуществление валютного контроля, осуществляемый в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.

Целью деятельности ФНС является выполнение возложенных на ФНС полномочий, посредством реализации вышеприведенных задач.

Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1. Контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов,

2. Выдача разрешений и свидетельств (на проведение всероссийских лотерей; о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами; свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом;)

3. Осуществляет регистрацию: юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

4. Ведет в установленном порядке учет всех налогоплательщиков;

5. Бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах.

6. Осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;

7. Принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;

8. Осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности;

9. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации.

Руководитель Федеральной налоговой службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

Служба и ее территориальные органы – управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Налоговые органы Российской Федерации - объединенная система, контролирующая исполнение фискального законодательства, основной документ, регламентирующий работу - Налоговый Кодекс.

Систематика деления

Главным органом исполнительной власти в налоговой сфере выступает Федеральная Налоговая Служба, подчиняющаяся напрямую Министерству Финансов. Глава последнего представляет правительству кандидатуры на должность руководителя ФНС. Здесь регистрируют ИП и юрлиц, проводят дела по банкротству, устанавливают налоговые ставки. Для повышения эффективности функционирования организация построена по иерархической схеме:
  • После ФНС в «табели о рангах» идут межрегиональные инспекции, контролирующие наиболее значимых налогоплательщиков, причем каждое отделение занимается исключительно конкретной отраслью.
  • За ними идут УФНС, представленные на региональном уровне, координирующие и контролирующие нижестоящие инстанции.
  • В подчинении у УФНС находятся межрайонные инспекции, которым вменяется контроль крупных налогоплательщиков по регионам.
  • Контроль по районам города и небольшим неделимым поселкам проводит территориальная инспекция.
Подобный вариант поуровневого деления соответствует классическому разделение государства, повторяя его основные уровни.

Чем занимается российская налоговая служба

Для достижения поставленных целей, ФНС проводит следующий комплекс работ:
  1. Организовывает функционал подконтрольных инстанций.
  2. Выполняет проверку финансовой документации и непосредственно правильность проведения плательщиками налогового учета.
  3. Оценивает изъятое при аресте или других ситуациях имущество, организовывает его продажу.
  4. Посредством кредитных учреждений проводит возвращение переплаченных по ошибке денег.
  5. Анализирует статистические данные и на базе полученных результатов выдает рекомендации для улучшения контроля.

Права российских налоговых служб

Согласно российскому законодательству налоговые органы страны имеют ряд прав, которые можно разделить на несколько групп:
  • организационные. Согласно имеющимся организационным правам налоговые органы при необходимости могут вызывать в качестве свидетелей тех лиц, которые располагают сведениями о конкретике ведения налогового учета в проверяемой фирме. Также ФНС и ее инстанции могут требовать пояснения от тех граждан, которые несут ответственность за подачу сведений для налогового учета;
  • информационные. Представители налоговой службы могут потребовать у финансовых организаций документы, подтверждающие наличие и легитимность платежных поручений. Кроме этого в эту категорию можно занести и право на расчет размеров налога на основе полученной из других источников информации;
  • контрольные. При контрольных работах представители ФНС имеют право организовывать и проводить плановые и внеочередные проверки. Если при этом возникает такая необходимость, может выполняться выемка необходимых документов;
  • юридические. Органы ФНС могут определять штраф и (или) пеню при нарушениях, арестовывать документы и имущество, а также подавать заявления на взыскание в арбитражный суд.

Обязанности ФНС

Кроме прав у налоговой службам и ее представителей есть ряд обязанностей:
  • Своевременно предоставлять актуальные формы налоговых деклараций и пояснять на примерах правильность их заполнения.
  • При обнаружении переплат возвращать излишки налогоплательщику.
  • Бесплатно давать информацию, требующуюся для оформления поручений.
  • Сохранять в предусмотренных границах налоговую тайну.
  • Предоставлять по требованию плательщика документы об отсутствии задолженностей.
  • Выдавать при необходимости копии документов по проверкам и решениям ФНС.
Передавать необходимые материалы для заявлений по возбуждению уголовных дел в правоохранительные органы.