Когда ребенок должен начинать агукать. Когда должен ребенок говорить агу. Как проявляется агуканье крохи

Первый месяц жизни малыша – это время, которое для молодых родителей проходит почти незаметно. Множество новых забот по уходу за ребенком поглощают большую часть времени. Но вот пошел второй месяц – и теперь малыш требует не только своевременных процедур по уходу и кормлению, но и активно развивается. Среди достижений крохи могут быть улыбка, умение держать головку (правда, пока лишь несколько секунд), а уж как радуются и гордятся родители, когда их чадо начинает агукать!

Малыш начинает «говорить»

Начиная издавать первые звуки, ребенок старается привлечь внимание родителей, двигает ручками и ножками, улыбается. Многие из современных родителей стараются тщательно следить за тем, чтобы все этапы развития малыша проходили вовремя. Это очень хороший знак, когда психическое и эмоциональное развитие соответствует возрастным нормам. А если малыш немного запаздывает, внимательные родители смогут своевременно помочь.

Если попытаться описать агуканье малыша, это выглядит примерно так: разнообразные «о», «у», «а» и сочетания этих звуков, произносимые то протяжно, то резко, то мягко, при этом малыш чередует звуки, пробует разные варианты. Потом такие звуки сложатся в слоги и в целые слова.

Потребности у малышей пока минимальны. Если ребенок сытый, сухой и выспавшийся, у него ничего не болит, он будет активным и доброжелательным, настроенным пообщаться. Вот в такие моменты и начинаются «монологи». Если в это время попробовать «поговорить» с ребенком, издавая похожие звуки, он в большинстве случаев начинает прислушиваться, а ответные вокализации могут усложниться – это неплохо стимулирует развитие речевого аппарата.

Родители обычно стараются проследить, чтобы ребенок развивался в соответствии с общепринятыми нормами. Некоторые пытаются слегка подстегнуть отдельные моменты и посвящают много времени занятиям с малышом.

Как родители могут стимулировать желание пообщаться у малыша?

Внимательные родители могут и должны создавать условия для общения ребенку – вовремя удовлетворяя его потребности, стимулируя хорошее настроение. Как ответная реакция, возникает первое агуканье, которое очень важно поощрять: произносить звуки вслед за ребенком, а также слоги, несложные слова, побуждать малыша «отвечать».

Можно попробовать такое упражнение, как проговаривание слов, звуков с усиленной артикуляцией. Через некоторое время малыш старается сфокусировать внимание на этих звуках, прислушиваться, а потом и подражать.

Выполнение небольших упражнений поможет малышу быстрее освоить новый навык.

На вопрос о том, когда же начинает агукать ребенок, ответить можно так – в период от 2 до 4 месяцев. Примерно к 6 звуки, произносимые им, будут усложняться и превратятся в слоги. И каждый из этих этапов в развитии малыша интересен по-своему.

Появление долгожданного малыша – это радость для молодых родителей. Однако впереди еще много счастливых мгновений, успехов, забот и волнений.

Новорожденный еще не скоро начнет выговаривать полностью слова, но первые звуки родители услышат уже через несколько месяцев.

Этого момента многие мамы ждут с нетерпением. Итак, когда начинает агукать новорожденный?

Когда ждать первых звуков

В течение первого месяца кроха только плачет и кряхтит. Других звуков от новорожденного родители не услышат. Крик — это первая стадия развития речи. Если внимательно вслушаться, Вы услышите разные оттенки гласных букв в крике. Крик боли будет звучать более протяжно, и похож на букву «О». Крик радости и удовольствия о встречи с мамой имеет схожесть с буквой «А».

В начале второго месяца младенец начинает пробовать свой голос.

В этот период кроха произносит несложные гласные: «е», «у», «а», «о», «я», «уа». Родители слышат не отдельные буквы, а агуканье. Получается это из-за гортанного произношения.

Первоначально кроха с удовольствием агукает в полной тишине или увидев знакомое лицо. Агуканье — важный период в овладении речью, который нужно поддерживать и развивать.
На приеме у врача в 1 месяц, у вас обязательно поинтересуются, какие звуки произносит ваш ребенок, как часто он агукает. Не впадайте в недоумение и отвечайте так, как слышите своего ребенка.

Стадия агуканья — непродолжительная, и составляет 3-4 недели. Агуканье совпадает с общим уровнем развития слуха и зрения, развитием голосового аппарата.

Младенец может долго следить за источниками разнообразных звуков, а затем пытаться их воспроизвести.

Постепенно чадо начинается применять свой навык для общения с окружающими.

Чем агуканье отличается от гуления?

Агуканье — это преобладание гласных звуков в речи ребенка, а гуление — более сложная речевая форма, которая появляется около 1,5 месяцев.

В звуках начинают появляться согласные: к, г, х и их сочетания с гласными звуками: агу, кы, кхы, гу.

Этап гуления длится до четырех-пяти месяцев. Иногда гуление возникает у ребенка спонтанно, чаще всего при рассматривании игрушек. Но постепенно, ребенок начинает гулить в ответ на общение или улыбку взрослого и близкого человека.

Ребенок начинает общаться, что является важным показателем правильного и своевременного развития ребенка. Самый пик гуления — три месяца.

Это возраст, когда ваш фотоаппарат или видеокамера всегда должны быть под рукой, чтобы запечатлеть чудесные песенки ненаглядного малыша.

Нередко новорожденный начинает гулить под определенную песню, как бы подпевая.

Первые слоги малыш пытается произнести на 4 -5 месяце жизни. Начинается все с губных звуков: «б», «м», «п». Постепенно приобретенный навык будет улучшаться и отрабатываться.

В итоге кроха начнет выражать свои желания и эмоции отдельными слогами. Спустя некоторое время из звуков сформируется детский лепет.

К 12 месяцам чадо начнет произносить отдельные слова, которые состоят из одинаковых слогов: «мама», «баба», «папа» и так далее. Во сколько месяцев ребенок начнет агукать, зависит от родителей.

Учимся разговаривать

Агуканье для многих может показаться простой забавой. Однако именно с этого и начинается формирование речи. Конечно, специально научить чадо агукать невозможно. Но при желании можно ускорить процесс.

Это позволит новорожденному научиться быстро и без особых проблем общаться с окружающим миром. Как научить ребенка агукать?

  • Больше общаться с младенцем .

С этого начинается восприятие звуков и концентрация внимания. Каждое действие матери должно сопровождаться комментариями и объяснениями. Родители должны рассказывать ребенку, что именно они делают.

Разговаривать с чадом следует во время купания, пеленания, прикладывания к груди и утреннего туалета. При этом речь матери должна быть всегда ласковой и нежной, без резких всплесков эмоций.

  • Стоит добавить новые гласные .

Если кроха начал агукать, то можно помочь ему развить свой навык. Для этого маме стоит повторять за малышом произнесенные звуки, добавляя при этом новые.

Начинать нужно с несложных гласных и согласных. Дети любят подражать взрослым. Новорожденный будет пытаться повторить за мамой.

  • Следует начать с массажа ладошек .

Помимо этого, можно заинтересовать ребенка пальчиковыми играми. Они позволяют развить у малыша мелкую моторику.

Если новорожденный не агукает

Многие родители начинают паниковать, если спустя месяц после рождения их чадо не агукает. Следует учесть, что новорожденный – это живой организм, и для развития определенного навыка ему требуется некоторое время.

При этом многое зависит от темперамента малыша. Некоторые дети начинают издавать первые гласные уже на третьей недели жизни, а некоторые – молчуны по своей природе, только спустя 8 недель после рождения.

Бывают ситуации, когда ребенок начинает агукать, но через некоторое время замолчал. Это вполне нормально.

Возможно, малыш готовится освоить новые слоги. Гуление через некоторое время возобновляется, но в нем происходят некоторые изменения. Новорожденный начинает визжать, пищать и смеяться.

Агуканье может прекратиться и из-за внешних факторов. Это случается с детьми, которые плохо себя чувствуют или же пережили стресс. Им сложно начинать общение с окружающими.

Что делать, если ребенок не агукает?

Если в течение 8 месяцев речь не восстановилась, то кроху следует показать педиатру.

Возможно, у малыша возникли нарушения неврологического характера.

Не стоит исключать и проблемы со слуховым аппаратом. Установить причины задержки речевого развития поможет специалист узкого профиля: отоларинголог или невролог.

В завершение

Теперь вы знаете, во сколько дети начинают агукать. Первые звуки очень важны для дальнейшего развития речи. Если чадо отказывается агукать, то можно подтолкнуть его к этому.

Родители должны больше проводить времени со своим малышом и внимательно следить за его развитием. Если малыш начал с удовольствием агукать и улыбаться, увидев знакомые лица, то это верные признаки нормального развития.

В такие минуты родители не должны бурно реагировать. Это может напугать младенца. Чтобы кроха нормально развивался и пробовал новые звуки, стоит окружить его лаской и нежностью.

Этапы развития детской речи

У вас родился малыш. Счастье родителей не могут омрачить никакие трудности и проблемы, которые, конечно, встают перед ними. В первые дни жизни новорожденный с помощью взрослых приспосабливается к существованию в новом мире. Выясняется, что ребенок уже кое-что умеет: он сосет, глотает, моргает и кричит то громче, то тише. Этот крик – рефлекторный, с его помощью маленький человек пытается выразить свои ощущения, то есть показать, что ему больно, неуютно или хочется есть. В основном крик состоит из звуков, похожих на гласные. Здоровый ребенок кричит громко, чисто, при этом коротко вдыхает, а вот выдох получается продолжительным. Прислушивайтесь к крику новорожденного: тревожным симптомом может быть слишком пронзительный или очень тихий крик, слабые всхлипывания вместо крика или его отсутствие. В некоторых случаях эти признаки указывают на органическое поражение головного мозга, которое может вызвать различные нарушения речи.
А уже с полутора-двух месяцевребенок улыбается вам, да и всем, кто склонится над кроваткой или коляской и общается с ним.
Примерно с двух месяцев ребенок начинает гукать, то есть примитивно гулит. Крик становится более выразительным – в нем появляются интонации. Например, крик из-за мокрых пеленок отличается от крика, когда малыш голоден. А вот если крик однообразен, это может быть признаком какой-либо патологии центральной нервной системы.
В три месяцаздоровый ребенок перестает кряхтеть и начинает гулить, когда вы разговариваете с ним и улыбаетесь ему. Конечно, малыш гулит и в одиночестве, но в присутствии взрослых делает это гораздо охотнее и активнее. Пусть кроха гулит, ведь это тренировка голоса, речевого дыхания, слуховой памяти. В процессе гуления происходит тренировка дыхания, голоса, движений органов ротовой полости.
В три-четыре месяцаребенок уже смеется. С помощью смеха он выражает свое эмоциональное отношение к тому, с кем общается, к окружающему миру, к своим ощущениям.
Будьте внимательны и прислушивайтесь ко всем звукам, которые издает малыш. Эмоциональное общение взрослого с ребенком крайне важно уже на первых этапах развития малыша. Старайтесь чаще разговаривать с ребенком, причем с различной интонацией, озвучивайте все свои действия.
Особенно важным для полноценного развития малыша и в частности для развития его речи, является кормление. Во время кормления между мамой и ребенком устанавливается положительный эмоциональный контакт, который стимулирует и социальное и психоречевое развитие ребенка. Во время кормления грудью происходит тренировка артикуляционных органов младенца – губ, языка, мягкого неба. Именно эти органы ответственны за произношение звуков речи.
Чем больше вы общаетесь с ребенком, тем активнее он стремится к общению с вами. Каждый ваш разговор с малышом – это стимуляция слухового внимания, слуховой и речевой памяти, активизация голосовых реакций.
С четырех-пяти месяцевребенок начинает лепетать. Приготовьтесь к тому, что малыш будет лепетать месяцев до семи. Прощайте, цепочки гласных! Здравствуйте, первые предвестники согласных звуков! Ротовая полость увеличивается в объеме, а значит язык может двигаться активнее, и ребенок может произносить согласные. Первыми появляются согласные «б», «п», «м», «л», которые произносятся с помощью губ и языка. Но учтите, пока малыш издает звуки непроизвольно, причем дети разных национальностей в этом возрасте произносят одинаковые звуки независимо от того, на каком языке они будут говорить в дальнейшем. А вот глухие дети не лепечут, звуковые реакции, появившиеся у них ранее, постепенно угасают.
В возрасте от шести до двенадцати месяцевребенок начинает повторять одни и те же слоги (БА-БА, МА-МА, ПА-ПА) и пытается контролировать произношение звуков. Малыш играет со звуками, а заодно тренирует речевой и слуховой аппарат.
Постепенно появляются новые звуки: «г», «к», «д», «т». Ребенок активнее лепечет, когда вы общаетесь с ним, пытается слушать то, что вы говорите, хочет голосом обратить на себя внимание – в общем, пытается стать вашим собеседником. Это стремление обязательно следует поощрять.Мало-помалу в арсенале ребенка появляется все больше слогов, причем они становятся более разнообразными. К году большинство детей переходят к лепетным словам, а некоторые используют псевдослова, то есть слова без определенного значения. С помощью этих слов малыш пытается играть и общаться с вами, – и вы должны находить время и силы для этого. Игра с ребенком не должна превращаться в отбывание повинности. Вы должны получать удовольствие от общения с крохой!

На заметку!
Игра способствует развитию не только речи, но и личности ребенка: малыш активно изучает окружающий мир, развивается его мышление, внимание, память, эмоциональное восприятие. Если малыш не играет, не выполняет словесные инструкции, если у него бедный лепетный словарь или он вовсе не лепечет. Это может быть связано с речевыми нарушениями или заболеваниями центральной нервной системы или головного мозга.

Словарный запас годовалого ребенка составляет от семи до пятнадцати слов, причем кроха использует в основном совершенно простые слова: «папа», «мама», «дай» и т. д. Не страшно, если некоторые звуки из нехитрого набора («а», «у», «и», «м», «н», «п», «б», «т», «д», «к», «г») ваш малыш произносит не совсем четко, а какие-то из них вовсе отсутствуют в его речи. Помните: на первом году жизни кроха только готовится освоить речь.
Когда ребенку исполняется год, для родителей это знаковая веха. Малыш с каждым днем все активнее подражает речи мамы и папы, с каждым днем все лучше и лучше вас понимает. Однако порой он называет одним и тем же словом разные действия и предметы. Причем понимание опережает словарный запас, то есть ребенок знает значительно больше слов, чем может произнести.
После годав речи ребенка появляются слова-предложения, обозначающие разные явления в зависимости от ситуации. Например, слово «пить» может обозначать просьбу дать чашку, дать сока и т. д. А с полутора лет малыш использует предложения, состоящие из двух слов: «хочу лять» – «хочу гулять».Когда словарный запас ребенка достигает в среднем 50 слов, количество фраз сразу возрастает. Однако в большинстве случаев малыш строит фразы неправильно, без предлогов и союзов, а некоторые предложения сложно понять.
К концу второго года жизнив активном словаре малыша (слова, которыми он пользуется) уже 250-300 слов. В его речи больше всего существительных, обозначающих названия игрушек и окружающих предметов быта. Следом за существительными идут глаголы, а на последнем месте – прилагательные, но постепенно их количество будет увеличиваться. Помните, что объем словаря ребенка и качество его речи в целом во многом зависят от того, как взрослые общаются с ним, какие слова они употребляют, находят ли время для того, чтобы поговорить и поиграть с малышом, выслушать и понять его.Гласные «а», «и», «о», «у» ваш двухлетний ребенок произносит правильно, а вот со звуком «ы» бывают проблемы, затруднения может вызывать и звук «э».Некоторые сложные звуки дети заменяют более простыми, смягчают твердые «т», «д», «с», «з», ну а такие «трудные» звуки, как «ш», «ж», «л», «р» вообще игнорируют. Например, кроха произносит «диня» вместо «дыня», «апка» вместо «лапка», «ыба» вместо «рыба». Это говорит только о том, что артикуляционный аппарат ребенка еще формируется и пока не справляется с более трудными задачами. Вот почему малыш упрощает некоторые слова: укорачивает их или удаляет из них «неудобные» слоги или звуки. Голос и речевое дыхание малыша еще не очень хорошо развиты, то есть выдох недостаточно длительный, слабый. Ребенок уже пытается использовать различные интонации, его речь становится выразительней.
На третьем году жизниребенок лучше понимает обращенную к нему речь. Он активнее общается со взрослыми, начинает понимать простые вопросы и сам задает их окружающим, в первую очередь вам, дорогие родители. Теперь малыш способен выполнять довольно сложные словесные инструкции.
Если показать ребенку картинки, на которых изображены знакомые ему предметы и игрушки, он не только узнает, но и назовет их. Иногда малыш называет действия, которые производит предмет – «Машина едет». Фраз становится все больше, хотя они не всегда построены правильно, однако настоящее и прошедшее время ребенок различает. С каждым днем фразы усложняются: теперь они состоят из нескольких слов, поэтому трехлетний ребенок уже может рассказать вам о том, что он видел, что с ним произошло, что нового он узнал, что его удивило или испугало.
Пришла пора рассказывать малышу сказки – не очень сложные, конечно. Если вы зададите вопрос по содержанию сказки, ребенок сумеет ответить на него, особенно если волшебная история перекликается с известными ему событиями и явлениями. А если в сказке есть повторы, малыш с удовольствием продолжит фразу, хотя подробного пересказа пока не получится.
Растет и словарный запас ребенка – в нем уже около 1000 слов, да и глаголов становится гораздо больше. Кроме того, малыш начинает использовать в речи предлоги, местоимения, прилагательные. Нет пока только причастий, числительных и деепричастий.

Многие дети в этом возрасте говорят без умолку. Прислушиваясь к крохе, вы можете заметить, что в его речи практически нет собирательных существительных (одежда, птицы и др.), преобладают слова-названия, а упрощенные слова, которые использовались в прошлом году, постепенно выходят из употребления. Вовсю идет процесс словотворчества, которое приводит родителей в восторг. Некоторые сметливые мамы даже записывают перлы наследников в особую тетрадочку – и совершенно правильно делают!

Что такое словотворчество?
Если ребенок пытается создавать собственные слова, это говорит, прежде всего, о том, что он начал обращать внимание на то, как говорят окружающие, то есть анализировать язык, которым овладевает. Новые слова создаются либо на основе уже существующих, либо рождаются как нечто совершенно новое, не применявшееся ранее в языке ребенка и окружающих. Одной из причин словотворчества является физиологическое несовершенство артикуляционного аппарата маленького ребенка. Именно трудности с произнесением мешают малышу освоить новые звуки и иногда вынуждают придумывать свои собственные варианты произношения слов.

Трехлетний ребенок по-прежнему заменяет и пропускает звуки, недоговаривает и упрощает слова. Особенно трудно даются ему звуки «р», «л», «ш», «ж», «с», «з». Речь в целом становится более выразительной, но малышу трудно говорить шепотом и голос у него еще недостаточно сильный. Вместе с речью развивается мышление, внимание, память и творческое воображение ребенка. Вы замечаете, что разнообразней стала игровая деятельность ребенка. Играя, он нередко комментирует свои действия. Как и раньше, старайтесь больше разговаривать с ребенком. Озвучивая свои действия, вы эффективно стимулируете как речевое, так и общее развитие малыша.
Время летит очень быстро, и к четырем годам в словаре ребенка будет уже около 2000 слов. Малыш вступает в контакт не только со своими родными и близкими, но и с посторонними людьми. Он сам выступает инициатором общения, да еще и одолевает всех вопросами, однако не всегда выслушивает ответы до конца. Взрослые должны терпеливо отнестись к периоду «почемучек». Помните, что связь «вопрос-ответ» – мощный стимул развития не только речи, но и логического мышления, воображения, внимания и памяти.Малыш пока не может самостоятельно рассказать о происшедших с ним событиях логично и последовательно, да и пересказ будет сбивчивым, однако грамотные вопросы и подсказки будут для него неоценимым подспорьем. Таким образом вы поддерживаете стремление ребенка общаться, что крайне важно для становления его личности и развития коммуникативных навыков. Итак, словарный запас малыша расширяется, в его речи представлены не только существительные и глаголы, но и прилагательные, наречия, предлоги, служебные слова. Ребенок часто использует такие слова, как «мой» и «твой». Однако в активном словаре малыша пока нет обобщающих понятий, хотя он может, затрудняясь, использовать обобщающее понятие в подходящей ситуации. Например, если вы спросите малыша, как назвать одним словом дуб, березу и ель, он может не ответить, что это деревья. А если вы поинтересуетесь, что относится к понятию «посуда», малыш, вероятно, затруднится с ответом. Но спросите кроху, из чего он может попить сок, и он ответит: «Из чашки», «Из кружки» или «Из стакана». Речь ребенка становится более правильной, грамотной. Он уже способен строить фразы из четырех слов и даже больше. Однако в некоторых случаях малыш допускает ошибки, особенно когда это касается грамматики, например, употребления существительных во множественном числе. Артикуляционный аппарат малыша постепенно укрепляется, он правильно произносит большинство звуков. Трудности у него возникают со звуками «р» и «л», со свистящими и шипящими звуками (иногда «с» заменяется на «ш» или наоборот). Например, ребенок говорит «лучка» вместо «ручка», «вук» вместо «лук», «сапка» вместо «шапка», «жубы» вместо «зубы». Малыш реже пропускает звуки и слоги, недоговаривает слова. Однако в многосложных словах ребенок может пропустить звук или слог, переставить их местами. У одних детей в четыре года речь уже совершенно чистая, другим еще не все удается, но в целом произношение улучшается. В четырехлетнем возрасте зарождается монологическая речь, но по-настоящему ребенок осваивает монолог к пяти годам.
Пять лет– это важный этап в развитии маленького человека. Речь пятилетнего ребенка разнообразна, содержательна, красочна. Он уже может внимательно слушать взрослых, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи. Фраза становится более развернутой и грамотной. Правда, еще сохраняются некоторые грамматические ошибки, но теперь их гораздо меньше, чем раньше.Речь малыша становится выразительнее. Ребенок не только точно распознает интонацию, с которой к нему обращаются, но и сам способен с ее помощью передавать различные эмоции, может говорить громче и тише, делать паузы. Словарь малыша к пяти годам может содержать до 3000 слов! Теперь в его лексиконе присутствуют все части речи, появляются и обобщающие понятия, например «одежда», «мебель», «украшения» и другие. Улучшается речевой слух: ребенок узнает на слух звук в слове, подбирает слова на заданный звук. Благодаря тому, что артикуляционный аппарат ребенка укрепляется, улучшается и звукопроизношение. Развивается и речевое дыхание. Малыш способен на выдохе произносить гласные звуки на протяжении 5-7 секунд! Ребенок постепенно перестает смягчать звуки, все реже пропускает звуки и слоги. В словах с большим количеством слогов он еще допускает ошибки, смешивает сложные для произнесения звуки («с», «ш», «з», «ж», «ч», «ц», «р», «л»). Например, «Саша» превращается в «Сасу», «железо» – в «жележо», «чашка» – в «шашку», «ролики» – в «рорики». Это связано как с несовершенством работы произносительных органов, так и с тем, что ребенок пока недостаточно четко различает некоторые звуки на слух.
Пять-семь лет– это старший дошкольный возраст, время бурного развития и речи, и личности ребенка. На шестом году жизни ребенок способен точно сформулировать свою мысль, выделить определяющие признаки предметов и явлений окружающего мира. Малыш внимательно слушает ваш вопрос и самостоятельно отвечает на него. Он способен, не отвлекаясь, выслушать ваш ответ на интересующий его вопрос.Ребенок пытается составить связный рассказ на определенную тему. Чаще всего это ему удается, а если возникают какие-либо трудности, он начинает критично относиться к собственной речи, а также к высказываниям окружающих. Рассказывая, ребенок старается передать свое эмоциональное отношение к предмету. Таким образом развивается и совершенствуется монологическая речь. После просмотра кинофильма ребенок подробно рассказывает о том, что увидел, причем становится понятно, кому или чему он симпатизирует. Он способен рассказать об истории, произошедшей с ним, событиях, в которых он участвовал. Важно, что ребенок может поведать не только о недавних событиях, но и о том, что случилось в прошлом, например год назад. Дети с удовольствием рассматривают фотографии и рассказывают, кто на них запечатлен, когда и при каких обстоятельствах.
К шести годамсловарь ребенка может составлять 4000-4500 слов. В него входят абстрактные, отвлеченные и обобщающие понятия. Ребенок умеет подбирать антонимы, синонимы, определения к предметам. Например, на вопрос: «Кто плавает?», малыш ответит: «Рыба», «Что едет?» – «Машина», «Что летает?» – «Самолет», «Кто ползает?» – «Змея». Конечно, ошибки при употреблении слов еще возможны, но в целом речь шестилетнего ребенка грамотна. Во фразе может быть до 10 слов.Артикуляционный аппарат шестилетнего ребенка позволяет правильно произносить все звуки, поэтому большинство детей этого возраста говорят чисто. Но некоторые малыши начинают произносить такие звуки, как свистящие, шипящие, «л» и «р», только к шести годам. Произношение таких звуков должно закрепиться в речи ребенка, и зачастую это происходит постепенно.Теперь малыш может по собственному желанию разговаривать громче или тише, Как правило, он говорит в нормальном темпе, однако, рассказывая о чем-либо, он иногда делает паузы, чтобы обдумать и точнее сформулировать мысль. Речь может убыстряться в эмоционально значимой ситуации, когда ребенок взволнован, возбужден. В такие моменты малыш меньше контролирует свою речь: она становится менее внятной и разборчивой, ребенок «проглатывает» отдельные звуки и слоги, переставляет или повторяет их, недоговаривает слова. На шестом году жизни происходит еще один важный процесс – смена молочных зубов на постоянные. Это тоже может вызвать нарушения произношения, нечеткость дикции. Определенное влияние на качество речи оказывает характер прикуса: ребенок с нарушением прикуса может неправильно произносить некоторые звуки. В этом возрасте ребенок, как правило, хорошо различает звуки речи на слух. Малыш не только способен расслышать звуки, но и выделяет слова с заданными звуками и слогами среди прочих слов, подбирает слова на заданные звуки, слышит ошибки других. Иногда у ребенка возникают трудности при различении акустически или артикуляционно близких звуков, например шипящих и свистящих, мягких и твердых (малыш произносит «мах» вместо «мак», «тяй» вместо «чай»). Пытаясь определить первый звук в слове, ребенок может ошибиться: первым звуком в слове «цыпленок» назвать «с», а в слове «щепка» – «ш».
К семи годамзаканчивается дошкольный период развития речи.Семилетний ребенок легко общается со взрослыми, задает адекватные теме вопросы и выслушивает ответы, способен внимательно, не отвлекаясь, слушать собеседника, поддерживать диалог. Он четко разделяет детали и целое, частное и общее, у него не возникает затруднений при употреблении обобщающих и абстрактных понятий. Ребенок употребляет простые фразеологические обороты, понимает метафоры, может пошутить, различает прямое и переносное значения слов, подбирает синонимы и антонимы.Ребенок излагает свои мысли в обоснованной логической последовательности, правильно выстраивает свой рассказ. У него хорошо получаются описания как услышанного, так и увиденного, причем в рассказе он передает свое отношение к тому, о чем говорит. Малыш может рассказывать по памяти, фантазировать и облекать свои фантазии в слова таким образом, чтобы рассказ был интересен для собеседника.Фразы становятся более развернутыми и согласованными, в них нет грамматических ошибок. Некоторые дети порой неточно употребляют слова – это касается практически всех частей речи, особенно существительных и глаголов, – однако по мере взросления ребенок перестает совершать подобные ошибки.Семилетний ребенок обычно правильно произносит звуки, его речь четкая, разборчивая, причем он произвольно меняет темп и ритм речи, громкость и высоту голоса. Ребенок говорит выразительно, с помощью различных интонаций передает свое отношение к высказываемому, то есть его речь эмоционально окрашена.

Развитие речи малыша можно разделить на три этапа. Первый подготовительный период включает крик, гуление и агуканье, лепет. Грудничок повторяет звуки за взрослыми, учится произносить слоги, сначала по-одному, затем друг за другом. Второй этап начинается после восьми месяцев и подразумевает, что ребенок уже может говорить целые слова.

К году словарный запас ребенка, как правило, уже составляет 10-12 легких слов. Постепенно он увеличивается, а слова усложняются. После 1,5-2 лет наступает третий период развития речи, когда малыш понимает обращенную речь, по слову выполняет простые требования и может целенаправленно показать на игрушку, предмет или в сторону.

Этапы речевого развития ребенка

Возраст малыша Речевое развитие и навыки общения
Новорожденный до 1,5 месяцев Рефлекторный крик, через четыре недели он становится более осознанным, с помощью крика новорожденный сообщает о недовольстве или дискомфорте
1,5-3 месяца Ребенок начинает гулить и агукать, произносить нараспев гласные и согласные звуки. К третьему месяцу малыш может гулить, чтобы получить ответную реакцию
4-6 месяцев Грудничок начинает и произносить первые легкие слоги. Он чувствует потребность в общении со взрослым, проявляет радость и оживление при общении
С 6-7 месяцев Произношение целых цепочек из слогов, начинает говорить первые легкие слова (мама, папа, баба)
С года Грудничок произносит и понимает целые слова (в среднем 10-15 слов)
1,5-2,5 года Появляются простые предложения из двух слов, в речи встречаются первые прилагательные, ребенок активно интересуется окружающим миром, словарный запас увеличивается
2,5-3 года Появляются сложные предложения и грамматические формы слов, так малыш может изменять слово по падежам и числам. Ребенок часто проговаривает свои действия
Старше трех лет Словарный запас расширяется, ребенок может строить сложносочиненные предложения и запоминать маленькие стихи

Когда малыш начинает гулить

В этой статье мы подробнее рассмотрим, когда ребенок начинает агукать и гулить. Многих родителей интересует, во сколько месяцев дети приобретают этот навык. Как правило, это происходит после восьми недель. В этом возрасте малыши уже осознанно проявляют эмоции. Они могут громко смеяться и показывать недовольство, испытывать радость и любопытство, переживать страх и обиду.

Грудничок в два месяца может выражать эмоции при помощи плача или улыбки. У малыша развивается мимика. Он начинает произносить первые звуки. В основном, это гласные “а”, “у”, “е” и “о”. Что еще умеет грудничок в два месяца, читайте .

В 4-5 месяцев прибавляются согласные звуки, среди которых “п”, “б”, “м”. Грудничок произносит различные варианты звуков “гы”, “гэ” и “агу”, постепенно переходит к легким слогам, наподобие “ма”, “па” и “ба”. Затем эти слоги будут выстраиваться в цепочки и легкие слова.

В четыре месяца грудничок становится более активным. Он узнает знакомые голоса и лица, машет руками и ногами, улыбается в ответ. Грудничок узнает и реагирует на свое имя, пытается повторять слова за взрослым.

Если малыш не научился гулить и лепетать до шести месяцев, обратитесь к врачу! Возможно, у ребенка наблюдаются отклонения в развитии или проблемы со слухом.

Гуление, агуканье и лепетание – важный этап в развитии речи. Во сколько месяцев, насколько быстро и правильно заговорит малыш, зависит от интенсивности и эффективности занятий. Поэтому важно регулярно заниматься с грудничком.

Развитие речи ребенка до полугода

  • Регулярно разговаривайте с ребенком. Рассказывайте и объясняйте, что делаете. При этом, речь должна быть спокойной, ласковой и неторопливой. Не кричите на грудничка!;
  • В рассказах используйте эмоции и интонации, жесты и мимику. Кроха с радостью повторяет за взрослым движения губ, слова и звуки. Помните, что дети следят за интонациями и тоном в голосе, за звуками и жестами;
  • Используйте для занятий карточки с изображением. Называйте вслух, что на картинке;
  • Грудничок хорошо воспринимает звуки животных, поэтому используйте карточки с рисунками зверей и аналогичные игрушки. Показывайте на животных и имитируйте звуки (“му”, “гав”, “мяу”);
  • В шесть месяцев малыш уже хорошо играет с игрушками. Он умеет искать спрятанный предмет и может тянуться к нему. Покажите крохе игрушку и спрячьте ее, он посмотрит в ту сторону, куда вы ее спрятали и потянется ручками. Покажите игрушку снова, при этом приговаривайте “Где кошечка (собачка, коровка и пр.)? Вот она! Возьми кошечку! Как мяукает кошечка? Мяу-мяу”;

  • Показывайте и отодвигайте игрушку, чтобы стимулировать младенца на ползание. Во сколько месяцев дети начинают ползать, смотрите по ссылке . Не забывайте проговаривать, что вы делаете и общаться с крохой во время игры;
  • Повторяйте звуки, которые произносит младенец, и добавляйте новые. Когда вы слышите, что малыш начинает гулить, отвечайте!
  • После пяти месяцев ребенок хорошо воспринимает мелодии и звуки животных, поэтому предложите ему музыкальные и говорящие игрушки;
  • За развитие речи и мелкой моторики отвечают точки, которые располагаются на ладошках. Поэтому легкие массирующие движения ладошек способствуют развитию данного участка мозга. Кроме того, такой массаж расслабляет и успокаивает грудничка;
  • Хорошо способствует развитию игра в прятки. Спрячьте лицо ладошками, спросите “Где я?”, а потом откройте и скажите “А вот и я!”;
  • При общении с ребенком используйте потешки, песенки, сказки и стишки. Не коверкайте слова!

Во сколько дети начинают агукать и гулить, зависит и от особенностей развития и характера малыша. Некоторые дети осваивают первые звуки уже в 1,5 месяца, другие – только в четыре. Иногда ребенок начинает агукать во время, но потом замолкает. Значит, он готовится к новым словам и через некоторое время уже сможет произносить новые звуки или даже слоги. Поэтому, во сколько месяцев малыш начнет агукать и гулить – индивидуальный вопрос. Беспокоиться стоит в том случае, если грудничок молчит к полугоду.

Первый месяц жизни новорожденного малыша заполнен круглосуточным уходом за его тельцем, долгим кормлением, тревожным бдением мамочки за его режимом. Однако на втором месяце родители уже приступают к педагогическому процессу развития крохи и тут же задаются вопросом «А когда ребенок начинает агукать?».

Действительно, после 5-6 недель новорожденный малыш вдруг принимается издавать гортанные звуки, произнося некоторые гласные, и маме уже не терпится поскорее начать общаться со своим чадом.

Первые звуки можно услышать уже в 1,5 месяца. Это будут гласные «а», «о», «у», принимаемые многими взрослыми за всеми любимое детское слово «агу».

Первое время младенец тренирует новый навык наедине с самим собой. Он размахивает ручками, дергает ножками и в такт своим движениям произносит новые звуки. Малыш в таком возрасте любое движение воспринимает как объект наблюдения, поэтому ему порой бывает достаточно собственных резких взмахов, чтобы начать веселую беседу с промелькнувшим предметом.

Когда ребенок начинает агукать сознательно и умышленно

3-4 месяца – это возраст осознанного гуления. Он уже умеет добавлять к своим звукам и согласные. Чаще всего это звуки, производимые при сокращении мышц неба, близкие к гортанным. Звуки «г», «гъ», «х», «къ» — такие действия даются крохе легче всего.

Значительно позже, уже после полугода малыш научится издавать губные звуки «м», «п», «б», отчего и получилось, что почти у всех народов мира слова «мама» и «папа» имеют губную фонетику – родители просто называли себя теми звуками, которые первыми получались у малышей. Однако об этом попозже.

Если малыш упорно молчит

Во-первых, ни при каких обстоятельствах не стоит начинать волноваться на пустом месте. Если у соседского карапуза речь более развита, и звук «о» он произносит четче, не спешите бежать к логопеду. Просто у вашего крохи еще не наступил момент красноречия.

Речевые центры в мозгу у разнополых детей находятся в различных полушариях. Именно поэтому и время проявления речевой активности может быть различное.

Если ваш старший малыш загулил раньше, не волнуйтесь, это всего лишь желание природы — она лучше знает, когда вашему ребенку начинать агукать.

Как помочь малышу, если он не начинает гулить?

На ладошках крохи расположены акупунктурные точки, влияющие на развитие речевых способностей. Развивая мелкую моторику грудного ребенка, вы в первую очередь помогаете ему загулить.

Какими способами можно развить мелкую моторику грудничка:

  • Делать массаж ладошек.
  • Выкладывая на животик, под руки подкладывать структурные коврики.
  • Играть с крохой в ладушки, хлопать по ладошкам изнутри, постукивать своим пальцем.
  • Сгибать и разгибать пальчики, заставляя кровь приливать к ним и питать нервные окончания.
  • Постоянно трогать его ладошки.
  • Плач во сне при шуме.

Как можно определить, что малыш вас слышит и понимает, хоть и молчит:

  • Улыбка в ответ на ласковой говор мамы.
  • Изменение мимики как реакция на неожиданные звуки.
  • Плач во сне при шуме.
  • Проявление положительных эмоций при виде игрушек.
  • Обострение внимания малыша в момент напевания ему мелодии.

Эти незначительные мелочи, которые повторяются изо дня в день свидетельствуют о правильном развитии малыша.

Проявление реакций – вот главная задача только начавшего жить крохи. А вот какая именно у него индивидуальная реакция – это уже его личный выбор! Время, когда ребенок начинает агукать, приходит всегда неожиданно и у всех по-разному.

Если вы хотите поскорее начать общаться в вашим крохой, начинайте диалоги сами. Напевайте ему детские песенки с короткими словами и выраженными звуками, говорите с ним по слогам, просто протяжно выводите отдельные гласные звуки. Малыш сначала будет просто беззубо улыбаться, потом попытается сворачивать губки в трубочку, и однажды первые звуки появятся сами!

Кроха очень быстро научится управлять своим речевым аппаратом, а главным помощником в этом ему будет, конечно же, его мама!