Икона Божией Матери «Попская» (Иерейская). Чудотворная Корсунская икона Богоматери «Одигитрии» в Торопце

Братья и сестры, с началом Рождественского поста! К прискорбию, этот день омрачен трагедией в Тверской области, которая унесла немало человеческих жизней при крушении «Невского экспресса». Наш сайт приносит свои соболезнования семьям погибших пассажиров в ужасной катастрофе на железной дороге . В старину в одном из тверских храмов почиталась заступницей всех путешествующих и покровительницей и града, и окрестных весей чудотворная Корсунская икона Богоматери «Одигитрии» («Путеводительницы») в Торопце. В Русской Православной Церкви этот образ чествуется среди чтимых в октябре икон Богоматери, изображения которых приведены на минейной иконе из Музея имени Андрея Рублева. См. : .

Молитва пред образом Пресвятой Богородицы «Одигитрии» («Эфесской») :

О Пресвятая Дева, Владычице Богородице, Единороднаго Бога Слова, всякия видимыя и невидимыя твари Творца и Владыку, единаго от Троицы Господа, Бога же и Человека, паче естества и слова рождшая, вместилище Божественное, всякия святыни и благодати приемнице, в Нейже исполнение Божества пребывает, благословением Бога и Отца и действом Святаго Духа избранная от всея твари, славо и неизглаголанное веселие Ангелов, царский апостолов и пророков венче, чудное и всехвальное мучеников мужество и страдальцев венчание, присносущных и нетленных воздаяний ходатаице непреложная, преподобных честь и славо, незаблуднаго пути учительнице, источниче света, милости неистощимая реко, всяких чудес и дарований духовных море неисчерпаемое! Тебе молимся и Тебе просим, милостивную Матерь Человеколюбца Владыки, помиловатися нам, смиренным и недостойным рабом Твоим: призри милостивно на пленение наше и исцели сокрушение душ и телес наших, видимыя и невидимыя рати разори, и всяко столп крепости, оружие во бранех, воевода и поборница непобедимая буди нам недостойным от лица враг наших. Покажи на нас древния милости и чудеса Твоя. Яко един есть Царь и Владыка Сын Твой и Бог, Ты же воистину еси Богородица, от всех родов блажимая, истиннаго Бога по плоти рождшая, и Того ради вся можеши и сильна еси действовати, елика аще волиши на небеси и на земли. Исполни убо всякое прошение на пользу коемуждо, Владычице: подаждь недугующим цельбу, в мори плавающим тишину и управление, с путешествующими спутешествуй и соблюдай я, скорбящия утешай, нищету и всякое телесное озлобление облегчи, душевныя же болезни и страсти телесныя прежде всех потреби Твоим невидимым предстательством и ходатайством, яко да путь временныя сея жизни добре и непреткновенно скончаем, и вечная оная блага Тебе ради во Царствии Небеснем получим. Изряднее же Тебе вручаемый град сей и всяк град и страну от глада, губительства, труса, потопа, огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани и от напрасныя смерти избави, и всяк гнев праведно на ны движимый отврати, благоволением и благодатию Единороднаго Сына Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Присносущным и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Торопецкая икона Богоматери и свт. Николай .
XIII-XIV вв.
82,5 х 60,5 х 3,0.
ГРМ. Инв. № ДРЖ-2093.
Сохранность: изображение на обратной стороне утрачено до основы, рукоять утрачена, по стыку досок лицевой стороны сквозная трещина с выкрошками левкаса и подвижными нависающими фрагментами (под профзаклейками - по всей поверхности иконы пятнадцать профилактических заклеек) и бучениями паволоки внизу, связь грунта с красочным слоем и паволокой ослаблена, утраты левкаса до паволоки у левого края и справа на поле и лузге, многочисленные гвоздевые отверстия со старой олифой, некоторые замастикованы, имеются поздние вставки грунта, наиболее крупные по правой лузге и в нижней части иконы, по краям вставок (особенно в левом нижнем углу и на правой лузге внизу) , в левом верхнем углу жесткое вздутие левкаса около надписи, на правой ручке Христа живопись утрачена до подготовительного рисунка, на ножке Богомладенца, а также руках и лике Богоматери - пробные расчистки, в правом верхнем углу на поле участок записи, многочисленные утраты и потертости красочного слоя, особенно на уровне ножек Христа, выкрошки красочного слоя на правой руке Богоматери и на уровне глаз справа на мафории, утраты тонированы, на нижней шпонке под левой рукой Богоматери царапина, в правом нижнем углу - инвентарный № красной краской, на обратной стороне уцелели фрагменты паволоки с грунтом и частично красочным слоем (в основном на правом поле), на нижнем и левом полях отставания паволоки, грунта и красочного слоя от основы, семь профилактических заклеек по всей поверхности, на нижнем поле инвентарный № синей краской (Художник-реставратор Е.В.Азарнина, художник-реставратор М.М.Бушуев, художник-реставратор И.В.Халбаева).

Чудотворная Корсунская - Торопецкая икона Богоматери («Эфесская - Полоцкая») , по преданию, была принесена на Русь из Византии благодаря трудам прославленной в лике святых полоцкой княгини Евфросинии (Предслава Святославична, † 23.05. 1173 или 1167?), которая была дочерью кн. Святослава (Георгия) Всеславича, внучкой полоцкого кн. Всеслава Брячиславича. Княгиня Евфросиния Полоцкая, по свидетельству ее Жития (древнейший список краткого Жития - в Прологе посл. четв. XV в. БАН. 33.19.8), особо молилась об обретении иконы «Одигитрии» для своей построенной церкви: «Помилуй мя, Господи, и сконча прошение мое, да бых видела пресвятую Богородицу Одигитрию в сей святей церкви». В ответ на усердную просьбу и «дары многоценные» княгини Евфросинии по указу императора Мануила Комнина ок. 1159 г. был сделан список чтимого Эфесского образа Богоматери, который посланные василевсом 700 вооруженных всадников доставили в Константинополь, и после освящения в соборе Св. Софии патриарх Лука (Хрисоверг) благословил отослать икону в Полоцк, где «(княгиня) украси ю златом и камением многоценным, и устави по вся вторники носити ю по святым церквам» (Повесть о Евфросинии Полоцкой // Древнерусские княжеские жития. М., 2001. С. 153; Житие Евфросинии Полоцкой / Подгот. текста: Е. Дорохова // Жития и чудеса святых в древнерусской письменности: Тексты. Исследования. Материалы. М., 2000. С. 153-173). О «вторничных» литиях в Константинополе с чудотворной иконой «Одигитрия», послуживших образцом для литургических нововведений кн. Евфросинии Полоцкой, сохранилось немало исторических свидетельств, которые были собраны в работе: Janin R. La géographie ecclésiastique de l"empire byzantin. I. Le siège de Constantinople et le patriarchat oecumenique. III. Les églises et les monasteres. Paris, 1953. Р. 212-214 (См. новейший обзор: Angelidi С., Papamastorakis T. The Veneration of the Virgin Hodegetria and the Hodegon Monastery // Mother of God. Representations of the Virgin in Byzantine Art / Ed. M. Vassilaki. Athens, 2000. Р. 373-387). Подобные византийские процессии рассмотрены также в нашем сообщении : .

Вероятнее всего, икона оказалась в Полоцке ок. 1160 г., поскольку в 1161 г. местный мастер Лазарь Богша выполнил для кн. Евфросинии Полоцкой крест, в который были вложены святыни, присланные к тому времени из Византии: частица Древа Креста Господня, частицы камней от Гроба Господня и от Гроба Богоматери, кровь вмч. Димитрия Солунского, частицы мощей первомч. Стефана и вмч. Пантелеимона и др. (Шалина И.А. Богоматерь Эфесская - Полоцкая - Корсунская - Торопецкая: Ист. имена и архетип чудотворной иконы // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 200-236). В рукописной повести об истории обретения иконы «Одигитрии» («Ефесской») из фондов Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника приведены дополнительные сведения: «Cия икона написана в Византии в 1134 году при архимандрите царьградском Иосифе и царе Емануиле греческом с древнего первоначального образа письма самого апостола Луки». Известен был иной список Корсунской иконы «Елеуса» («Умиление»), который был вложен в нижегородский Благовещенский монастырь свт. Алексием. На ризе этой иконы была трехстрочная надпись на двух языках - славянском и греческом: «Образ сей писан в лето 6501 (993) Симеоном иеромонахом», что послужило основанием для мнения, что икона была написана в Киеве во времена св. равноапостольного великого князя Владимира как копия с принесенного крестителем Руси из Корсуни чтимого образа. К сожалению, этот список таинственно исчез из Благовещенского монастыря, хотя прежде пережил невредимым три опустошительных пожара.

В 1239 г. покой небольшого тверского города Торопца был нарушен знаменательным событием: князь Александр Ярославич, сын торопецкой княжны Феодосии, венчался в одной из местных церквей (буквально через год его назовут Невским после знаменитой битвы). Избранницей князя стала полоцкая княжна Александра (Параскева Брячиславна) - внучатая племянница кн. Евфросинии Полоцкой. Согласно «Сказанию о чудесах иконы Богоматери Корсунской» рубежа XVII-XVIII вв., с этим событием связано появление в Торопце списка с чтимой полоцкой иконы «Одигитрия» («Эфесская»), празднование перенесения которого совершается 9 октября (22 октября по н.ст.). На обороте иконы находилось изображение свт. Николая Чудотворца. В пользу такой атрибуции и датировки Торопецкого образа свидетельствуют некоторые особенности живописи личного, в частности, наличие примеси лака в красно-коричневой прокладке по грунту, что характерно для ряда икон Богоматери с предстоящими XIII в. Еще в середине XVII в. обретенная трудами прп. Евфросинии Полоцкой икона находилась в Полоцке, где ее воспевал как «украшение города», принесенное из Царьграда, Симеон Полоцкий в стихах, посвященных торжественной встрече с чудотворной иконой Богоматери «Одигитрии» («Эфесской») вступившего в город царя Алексея Михайловича. При нем по царскому указу в Торопце был построен в честь местного списка полоцкой иконы «Одигитрия» («Эфесская») кирпичный Корсунский собор в 1676-1685 гг., но во время одного из сильных пожаров собор выгорел так, что богослужения в нем стало невозможно вести. На городском собрании торопчане постановили, чтобы городской глава «чрез знающего архитектуру сделал приличный соборной церкви план и фасад и представил обществу на рассмотрение».

Нынешний каменный трехпрестольный собор построен на его месте в 1795-1804 гг. по проекту смоленского архитектора Осипа Спиркина. К крупному пятиглавому четверику собора, с востока и запада усложненному апсидальными выступами, пристроена двухпрестольная трапезная. Единственный раз за всю историю города, торопчане обращаются с просьбой о пожертвовании к государю. Император Павел I выделяет 4 тыс. руб., на которые был «устроен» великолепный ручной работы иконостас, а с правой стороны в позолоченном киоте хранилась чудотворная икона. В октябре 1804 г. собор был торжественно освящен протоиереем Нечаевым с «градским духовенством при громадном стечении народа». В 1879 г. с трех сторон собор был обнесен каменной оградой с двумя железными, решетчатыми воротами и пятью башенками, в одной из которых была устроена часовня в честь св. Александра Невского. Напротив собора, по другую сторону дороги возвышалась кирпичная колокольня 1780-х гг. в 4 яруса, на которой висел самый тяжелый колокол города весом в 400 пудов со следующей надписью: «В честь Пресвятые Богородицы, перелит сей колокол в 1841 г., 5 декабря, тщанием сего собора протоиерея Иоанна Холмского с братиею и церковным старостою Федором Абакановым и усердием доброхотных дателей г. Торопца». Есть предания, что чудотворный образ несколько раз спасал город от набегов литовцев и эпидемий. В 1812 г., когда приблизились французы, торопчане вынесли икону на окраину города. Вскоре пришла весть о том, что войска Наполеона неожиданно изменили маршрут и обошли город стороной.

В 1920-х гг. храм был закрыт, колокольня и главы церкви разрушены, а чудотворная Корсунская - Торопецкая икона Богоматери («Эфесская - Полоцкая») была изъята в новообразованный в 1924 г. торопецкий краеведческий музей, который с 1962 г. занимал соседнее здание б. Богоявленской церкви (XVIII в.). В 1936 г. святыня была передана из торопецкого краеведческого музея Русскому музею в Санкт-Петербурге, в фондах которого она до их пор пребывает. В 1937 г. в реставрационной мастерской ГРМ икона была освобождена от поздних записей и защитных слоев олифы. О чудотворной Торопецкой иконе Богоматери см.: «Пречистому образу Твоему поклоняемся...»: Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995. Кат. № 105. С. 180-181 (статья И.А. Шалиной); Рыбакова С.Н. Чудеса и судьбы икон Божией Матери в ХХ веке» М., 2008.

Корсунско-Богородицкий собор, где веками хранилась святыня до 1921 г., был частично отреставрирован в конце 1970-х гг., но только в 2005 г. возвращен Церкви. В сентябре 2009 г. в Корсунско-Богородицкий собор вернулся из Санкт-Петербурга список Торопецкой иконы Богоматери, правда, не чудотворный образ из фондов питерского Русского музея, а список XVIII в., приобретенный и отреставрированный на деньги благодетеля. По словам благочинного Торопецкого округа протоиерея Георгия Фролова, неизвестный меценат пожелал, чтобы икона находилась в Преображенском храме (напротив дома-музея Патриарха Тихона), однако в ближайшее время список будет находится в Корсунском соборе. 22 октября 2009 г., в день празднования перенесения в Торопец Корсунской иконы Божией Матери, Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершил Божественную литургию в Корсунском соборе, после чего, как встарь, был совершен крестный ход со списком чудотворной иконы (см. фото ).

Не так давно в интервью газете «Мой край» завотделом древнерусской живописи ГРМ Ирина Соловьева сообщила: «Наши специалисты принялись реставрировать эту икону сразу после того, как она к нам поступила. К сожалению, художники немного «увлеклись» - счищая, как они думали, копоть с ладони Богоматери и ноги младенца, они удалили первоначальный слой краски и доскребли до первоосновы . Хорошо, вовремя остановились. На самом деле, смуглый цвет кожи изображаемых святых указывает на древность произведения: такими писались первые византийские иконы». Трудно поверить, но это признание сотрудника Русского музея об огрехах реставрационных работ полностью корреспондируется с отчетной документацией, в т.ч. о технико-технологических исследованиях. Хранитель провела торопецких журналистов в фонд, где прямо на стене полуподвального помещения висит чудотворный Корсунский образ Божьей матери, причем, по словам И.В. Соловьевой, «у нас все иконы так хранятся, мы же музей, а не церковь». Как отметила завотделом древнерусской живописи ГРМ, «из Торопца к нам тоже приезжали неоднократно, но то, что принадлежит Русскому музею, - национальное достояние, и не может быть отчуждено. Пусть делают список» ().

Протоиерей Георгий Фролов, благочинный города Торопца, не мог скрыть от прессы своей боли за святыню: «пару лет назад я приезжал по делам в Санкт-Петербург, и, конечно же, зашел в Русский музей, чтобы увидеть Корсунскую икону Богоматери и помолиться ей. Меня поразило, что образ, так чтимый торопчанами, просто висит на стенке у лестницы! Э то намоленный образ, который может занять законное место в Корсунско-Богородицком соборе». Пока же настоятель Корсунско-Богородицкого собора, член Епархиального совета священник Владимир Гревцев заказал список с чудотворной иконы (см. видео ).

В сообществе rublev_museum на днях была размещена информация, что состоялось Решение Минкультуры РФ о временной передаче Церкви Торопецкой иконы Богоматери из Русского музея , как следует из распоряжения Министерства культуры Российской Федерации № 2251-05-23 за подписью директора Департамента культурного наследия и изобразительного искусства Р.Х. Колоева, которое было получено дирекцией ГРМ 25 ноября с.г.: http://community.livejournal.com/rublev_museum/12158.html

К сожалению, вокруг этого долгожданного события записным провокатором Л.В. Нерсесяном из ГТГ вновь раздувается истерия с целью воспрепятствовать возвращению святыни Церкви и торжеству исторической справедливости. В этот намеренно спровоцированный конфликт постепенно втягиваются и некоторые сотрудники Русского музея, которые уже заявили 27 ноября "Интерфаксу" , что будто бы «Торопецкая икона "Богоматерь Одигитрия" находится в нетранспортабельном состоянии и не готова к быстрой транспортировке в Подмосковье. Реставрационный совет должен определить, можно ее перевозить или нет». Однако в тот же день, опережая решение реставрационного совета , группа сотрудников ГРМ направила письмо Президенту России Д.А. Медведеву, где ими было заявлено, что «любое нарушение существующего режима хранения может привести икону к гибели, которая станет настоящей национальной трагедией » (?!). Среди подписавших обращение указана и завотделом древнерусского искусства ГРМ И.Д. Соловьева, о которой в пресс-службе музея ранее сообщали, что она отбыла 27 ноября в Подмосковье вместе с сотрудниками службы безопасности Русского музея и реставраторами: "Они на месте посмотрят, что нам, так сказать, предлагают".

В письме на имя Президента РФ упомянуто, что «Русский музей готов организовать копирование древней иконы Богоматери Одигитрии и для церкви Александра Невского в "Княжьем озере", как это было сделано в 1992 г. по просьбе Полоцкой епархии: «точный список с иконы "Богоматерь Одигитрия" был передан Высокопреосвященнейшему Филарету, митрополиту Минскому и Гродненскому. В настоящее время эта прекрасно исполненная копия находится в Крестовоздвиженском храме Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке ». Однако в интервью газете «Мой край» завотделом древнерусской живописи ГРМ Ирина Соловьева ранее сообщала иное: «Еще десять лет назад в Русский музей приезжали представители Церкви из Полоцка и заявляли на святыню свои права. Но мы предложили сделать им список с иконы, они так и поступили. Правда, их архиерей, уходя в отставку, прихватил список с собой, и икона исчезла » (http://moi-krai.info/kraevedenie/575/ ). В обращении к Д.А. Медведеву бросаются в глаза и другие, мягко говоря, несогласования. С одной стороны, Президента информируют, что «какое-либо перемещение иконы невозможно» , с другой - «музей готов переместить икону "Богоматерь Одигитрия" в домовые церкви Михайловского дворца и Инженерного замка». Сразу возникает резонный вопрос: а что препятствовало администрации ГРМ передать святыню для поклонения верующих в принадлежащих музею храмах раньше, до официального распоряжения Министерства культуры Российской Федерации о возвращении Церкви чудотворной Торопецкой иконы Богоматери?! На самом деле у специалистов по древнерусскому искусству куда больше вопросов по поводу всей этой некрасивой ситуации. Так, и в каталожном описании сохранности, и в письме Президенту подчеркнуто, что «грунт иконы хрупкий, слабо связан с основой и подвержен хроническим вздутиям», причем «отставания паволоки, грунта и красочного слоя от основы наблюдаются», как указывают реставраторы Русского музея, «по краям вставок » . Для неспециалистов поясним, что речь идет об элементарных огрехах реставрационного вмешательства, о чем без обиняков поведал в свое время Председатель всероссийской ассоциации реставраторов Савва Ямщиков (до сих пор некоторые злопыхатели не могут простить ему этого красноречивого свидетельства!): «Одна из причин, побудивших меня покинуть любимую Марфо-Мариинскую обитель, было то, что в коллективе реставраторов высочайшего класса, к сожалению, тон задавали люди тщеславные, амбициозные. Это о них пушкинские строки: “Художник-варвар кистью сонной картину гения чернит”. Меня совершенно не устраивали методы, которыми они руководствовались при раскрытии и восстановлении драгоценных иконописных реликвий, обращении с авторской живописью. Особенно же разгул “кисти сонной” проявился при повальном дописывании древних икон. Новый левкасный грунт наносился на старые доски без всякой меры и тщания . Сказано в Евангелии: “Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого - дыра будет еще хуже”. Так было с реконструируемыми и дописываемыми иконами. Совсем немного прошло времени, и новый грунт отрывался от старого ; лаковые покрытия, хорошо смотрящиеся на древних фрагментах, проседали и разлагались на доделанных плоскостях» (http://community.livejournal.com/rublev_museum/6841.html).

То есть ухудшение сохранности Торопецкой иконы Богоматери произошло, судя по всему, при реставрации в условиях музейного хранения, и такая же катастрофа постигла чудотворную икону «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева именно в Третьяковской галерее в 1931 г., а все шесть столетий, пока святыня любовно сберегалась Церковью в родных стенах Троице-Сергиевой Лавры, она была в прекрасной сохранности.

Оплошности реставрационного вмешательства 1937 г. и 1957 г. (расчистка Н.В. Перцева) признают сами сотрудники Русского музея - И.В. Соловьева и И.А. Шалина, по словам которых, музейная реставрация преследовала более исследовательские цели, нежели сохранение памятника, так что, когда в реставрационной мастерской ГРМ икона была освобождена от поздних записей и защитных слоев олифы, «художники немного «увлеклись» - счищая, как они думали, копоть с ладони Богоматери и ноги младенца, они удалили первоначальный слой краски и доскребли до первоосновы » (http://moi-krai.info/kraevedenie/575/ ). Одно непонятно, КАК при таком «постреставрационном» состоянии сохранности чудотворная Торопецкая икона Богоматери «хранится» прямо на каменной стене полуподвального помещения , впитывая всю влагу, а не на специальной сетке, как это принято во всех современных музейных фондохранилищах мира?! Но эти вопросы, увы, как-то совсем не беспокоят всех тех «борцов против возвращения икон Церкви», которые поднимают в «топ» очередной провокационный пост вконец завравшегося Левона Нерсесяна, опирающегося на поддержку Геннадия Попова. Тот любит поразлагольствовать о "демаршах чудотворных икон", предпочитая получать кругленькие суммы за "национальное достояние".

Значение ПЕРЕКОПСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в Православной энциклопедии Древо

ПЕРЕКОПСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Перекопская икона Божией Матери

Эта чудотворная икона в XIX веке находилась в городе Варва Лохвицкого уезда Полтавской губернии, в церкви, посвященной Рождеству Пресвятой Богородицы. По молитвам жителей Варвы перед этой чудотворной иконой, Царица Небесная не допустила шведов ограбить их церковь, это случилось в 1709 году, во время похода шведского короля Карла XII на Россию. Рассказ об этом событии записан на входных дверях варвинской церкви. У Перекопской чудотворной иконы совершилось много и других чудес.

Использованные материалы

Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери.

http://www.sedmitza.ru/index.html?did=11962

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПЕРЕКОПСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ИКОНА в Словаре воровского жаргона:
    - 1) фотогpафия, 2) пpавила внутp.pаспоpядка ИТУ, помещенные на видном месте, в …
  • ИКОНА в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - (от греческого eikon - изображение, образ) - в христианской религии (православии и католицизме) в широком смысле - изображение Иисуса …
  • ПЕРЕКОПСКАЯ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    403573, Волгоградской, …
  • ИКОНА в Кратком религиозном словаре:
    В католицизме и православии изображения Иисуса Христа, Богоматери и святых, которым приписывают священное …
  • ИКОНА в Словаре церковных терминов:
    (греч. образ, изображение) - изображение Иисуса Христа, Богородицы, к.л. святого, евангельского или церковно-исторического события. Догматически почитание икон было утверждено …
  • ИКОНА
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Икона (греч. εικων - образ, изображение) - изображение Христа, Богородицы, святых или событий из …
  • ИКОНА в Большом энциклопедическом словаре:
    (от греч. eikon - изображение образ), в православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывается священное значение; …
  • ИКОНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. eikon - изображение, образ), в христианской религии (православии и католицизме) в широком смысле - изображение Иисуса Христа, богоматери …
  • ИКОНА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    - название, в христианской церкви, живописных изображений Иисуса Христа, Богоматери и святых, имеющий священный характер и служащих предметами религиозного чествования …
  • ИКОНА в Энциклопедическом словарике:
    ы, ж. Живописное изображение Бога, святого или святых, являющееся у верующих предметом поклонения. Иконопись - вид религиозной живописи: писание икон. …
  • ИКОНА в Энциклопедическом словаре:
    , -ы, ж. У православных и католиков: предмет поклонения - живописное изображение Бога, святого или святых, образ2. II прил. иконный, …
  • ИКОНА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИЌОНА (от греч. eik?n - изображение, образ), в православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, к-рому приписывается священное …
  • ИКОНА в Словаре Кольера:
    картина, являющаяся принадлежностью иконостаса (алтарной перегородки в православных церквах), а также объектом домашнего почитания у христиан в православных странах. По …
  • ИКОНА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ико"на, ико"ны, ико"ны, ико"н, ико"не, ико"нам, ико"ну, ико"ны, ико"ной, ико"ною, ико"нами, ико"не, …
  • ИКОНА в словаре Анаграмм.
  • ИКОНА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -ы, ж. Изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, являющееся предметом религиозного поклонения. В комнате Сухоруковых обстановка была чисто мещанская. В …
  • ИКОНА
    Святой церковный …
  • ИКОНА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Перед нею …
  • ИКОНА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Чудотворный …
  • ИКОНА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов.
  • ИКОНА в Словаре синонимов Абрамова:
    образ, лик, боги, Божье милосердие. Ср. . См. изображение, …
  • ИКОНА в словаре Синонимов русского языка:
    вратарница, деисус, изображение, иконка, мощевик, образ, складень, средник, таблетка, танка, …
  • ИКОНА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • ИКОНА в Словаре русского языка Лопатина:
    ик`она, …
  • ИКОНА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    икона, …
  • ИКОНА в Орфографическом словаре:
    ик`она, …
  • ИКОНА в Словаре русского языка Ожегова:
    У православных и католиков: предмет поклонения - живописное изображение бога, святого или святых, образ …
  • ИКОНА в Словаре Даля:
    жен. образ, изображенье лика Спасителя, Небесных Сил или угодников. Подымать икону, брать и переносить куда. Молись иконе, да будь в …
  • ИКОНА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от греч. eikon - изображение, образ), в православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывается священное значение; …
  • МАТЕРИ
    матерью. См. …
  • ИКОНА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    иконы, ж. (греч. eikon, букв. образ, подобие). Живописное изображение бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан; …
  • ИКОНА в Толковом словаре Ефремовой:
    икона ж. Живописное изображение Иисуса Христа, Богоматери, сцен из Священного писания и т.п., являющееся предметом поклонения у верующих; …
  • ИКОНА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. Живописное изображение Иисуса Христа, Богоматери, сцен из Священного писания и т.п., являющееся предметом поклонения у верующих; …
  • ХОЛМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Холмская икона Божией Матери. Празднование 8 сентября Холмская икона Божией Матери, по преданию, записанному епископом …
  • ТАБЫНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Табынская икона Божией Матери Празднование в 9 пятницу после Пасхи . История Первое Обретение …
  • МОЗДОКСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Моздокская икона Божией Матери Празднование на Преполовение Пятидесятницы в день явления, 15 августа в день …
  • МИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Минская икона Божией Матери Память 13 августа 13 августа 1500 года в Минске жители города обрели …
  • КОЗЕЛЬЩАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Козельщанская икона Божией Матери Память 21 февраля. Икона XV века, написанная в Италии, была …
  • КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Казанская икона Божией Матери Память 8 июля, 22 октября. Явление иконы Пресвятой Богородицы во …
  • АБАЛАКСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Абалакская икона Божией Матери «Знамение» (Абалацкая, Абалацкая-Знаменская), самая почитаемая в Сибири икона. Празднование 27 ноября, …
  • ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Всех скорбящих Радость, икона Божией Матери. Празднование 24 октября (день первого чуда от иконы), …
  • ХАРБИНСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Харбинская и Маньчжурская епархия Русской Православной Церкви (недейств.). История Православные храмы в Маньчжурии, в северо-восточном …
  • ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодоровская - Костромская икона Божией Матери Память 14 марта, 16 августа. По преданию, написана …
  • УРЮПИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Урюпинская икона Божией Матери Празднование 8 июня. Существует несколько версий обретения этого чудотворного образа, которые, …
  • ТИХВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тихвинская икона Божией Матери Празднование совершается 26 июня. Написана, по преданию, св. апостолом и евангелистом …
  • ПЕРЕХОДЯЩИЕ ПРАЗДНИКИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Переходящие празднования Православной Церкви …
  • НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Неупиваемая Чаша, икона Божией Матери. Сказание о явлении чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» Сказание …
  • КОНЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Коневская икона Божией Матери Празднование 10 июля Эта икона была принесена со Святого Афона преподобным Арсением …
  • КИПРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кипрская икона Божией Матери. Празднование 20 апреля, в Неделю Православия, в День Святого …
  • ИКОНОГРАФИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иконография Пресвятой Богородицы Изображения Богородицы занимают исключительное место в христианской иконографии, свидетельствуя о Ее значении в …

Некогда один еретичествующий иерей, Бог весть с каким, только во всяком случае не с хорошим намерением, притворно объявил себя православным и поступил в число братии в Афонскую Хиландарскую обитель. Там он оставался некоторое время, тая в своем сердце от людей свои злоумышления. С виду благочестивый, исполняющий все предписания монастырского устава, исправно присутствующий при богослужении и, по-видимому, молящийся, он, этот еретичествующий иереи, казался многим, его видевшим, если не праведником, то по крайней мере христианином, достойно носящим это высокое имя и еще более возвышенное имя иерея, руководителя других христиан-мирян. Это и естественно, ибо взор человеческий не проникает в глубины сердец других людей и останавливается только на внешности.

Что скрывается за этой внешностью? Какие тайные мысли скрываются за этой видимой оболочкой? К какой цели стремится человек? Согласуется ли его видимая, внешняя жизнь с его внутренними, невидимыми желаниями? Все это не дано знать человеку. Но еретичествующий иерей дошел, очевидно, до ослепления: он забыл, что, если ему удалось скрыть свои нехорошие намерения от людей, то он не может скрыть их от Всеведущего Бога, Которому известны все тайны человеческих сердец и от Которого ничто не может утаиться.

Прежде чем были приведены в исполнение тайные намерения еретичествующего иерея, Пресвятая Дева, Матерь Бога Всеведущего, призрела с высоты жилища Своего и в праведном Своем гневе скоро потребила с лица земли этого волка в одежде овчей: неся в крестном ходу Попскую икону Богоматери, этот иерей неожиданно упал в море во время водосвятия и утонул.

С тех пор ту чудотворную икону всегда носят во время крестных ходов и водосвятия, а так как носят ее при этом непременно иереи, то сербы и усвоили ей это простосердечное название «Попская». Вот одно из объяснений, откуда произошло такое своеобразное наименование данной иконы Богоматери.

Существует, однако, еще и другое объяснение наименования этой иконы Попской. Этот чудотворный образ считается покровителем певчих, почему и перстосложение у Божественного Младенца на нем изображено такое, каким обыкновенно начальник хора подает знак к пению. А так как у греческих церковных певцов искусство нотного пения и вообще нотная наука называлась в древности поповским искусством, то и икона получила название «Попская».

Попская икона Богоматери находится в монастырском соборном храме, при колонне у левого клироса. Перед этой чудотворной иконой Небесной Владычицы всякий служащий иерей после каждой службы делает отпуст, то есть произносит слова: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!»

> Попская икона Богородицы

В христианской религии большая роль отведена чудодейственным иконам, которые на протяжении всего времени даруют людям исцеление от недугов и являют свое покровительство в делах. Одной и великих и почитаемых святынь является Икона Попской Богородицы, оригинальная иконопись которой находиться в Хилиндарской обители, расположенной на горе Афон. На иконе изображена Пресвятая Дева Мария, которая держит на руках Младенца Иисуса. Облачена Богородица в одеяние замужней женщины, выполненное в коричневых и песочно-бордовых оттенках. Младенец Иисус указывает правой рукой вперед, которая сложена таким образом, что напоминает знак руководителя хора певчих на клиросе. В те времена музыкальное искусство было прерогативой священников, которые организовывали при храмах школы регентов и хоровых исполнителей. Именно поэтому Икона Попской Богоматери получила свое название, в знак покровительства творческим людям и из-за перстосложения Младенца Иисуса.
Проявила Икона Пресвятой Марии Попская свою чудодейственную силу в далекой древности. Неверующий иерей, который имел злые помыслы и хитрые намерения пришел на постоянное место жительства в Хилиндарскую обитель, и праведные братия горы Афон радушно его приняли. Он намеревался разубедить их в вере и расколоть православную общину своими речами, которые опровергали истинность религии православной. Но Промысел Господень узрел нечестивые намерения иерея, который хитростью проник в мужской монастырь к послушникам, и не дал ему реализовать свои коварные и нечестивые намериния. Во время очередного крестного хода, во главе которого находилась Попская икона Божьей Матери, носимая иереями для проведения обряда святого водосвятия, хитрый злоумышленник оступился и упал с обрыва. Он утонул в пучине морской, и все узрели проведение Матери Иисуса Христа, которая истребила неверного раба своего и воспрепятствовала реализации коварных планов. С тех пор все крестные ходы и освящение воды проходят в Хилиндарской обители Афона с участием Попской Иконы Девы Марии, которая явила им свое заступничество и покровительство.
Пресвятая Дева Мария всегда слышит мольбы своих верующих и никого не оставляет в печали и скорби. Во многих православных приходах можно встретить Икону Попскую, которая располагается в левой части иконостаса алтаря, где размещен церковный хор певчих. Ей молятся матери за своих детей, прося здоровья и покровительства у Матери Иисуса Христа.

Считается, что Икона Богоматери Попская помогает людям осилить изучение нотной грамоты, которая необходима для пения и игры на музыкальных инструментах. Она помогает детям в учебе и оберегает их от несчастной смерти и разнообразных травм. Православные регенты просят перед изображением Матери Иисуса послать им достойного жениха из рядов православных служителей церкви. Многие православные верующие люди размещают Икону Богородицы Попскую над входной дверью в квартиру или дом, и уверены, что она не допустит переступить порог хитрым и злым людям, которые пришли в гости с нечестивыми намерениями, и не позволит им очернить и ослабить веру в Иисуса Христа.