Хиджры в индии. Что такое Хиджра (каста)? Хиджры в Индии Хиджры как выглядит третий пол в индии

    При слове транссексуал или трансгендер мы представляем высоких, немного мужеподобных женщин. Тайских леди-боев или израильскую певицу Дану International, что завоевала первый приз на конкурсе Евровидение в 98 году. Но этнический калейдоскоп затаил много сюрпризов. В условиях традиционных культур транссексуализм может приобретать форму культа.

    Хиджры - жутковатого вида то ли мужчины, то ли женщины. Они с вызовом протягивают руку, требуя деньги у проходящих мимо людей. Ведут хиджра себя очень нагло - пристают к прохожим, особенно к мужчинам, провожая их непристойными жестами. Я бы охарактеризовала хиджра, как этническую разновидность транссексуалов. Только если на цивилизованном уровне и в цивилизованных обществах транссексуалы сначала проходят психологические тесты, а далее вступают в долгий и постепенный процесс коррекции пола и гормональной терапии, то в случае с индийскими хиджрами молодым людям просто отсекают половые органы специальными ножами по типу мачете. Вот такая вагинопластика. Сегодня подобная процедура является вне закона в Индии, поэтому ее проводят тайно в частных домах. Хиджры составляют в Индии одну из каст неприкасаемых. Они также формируют религиозную общину, которая поклоняется богине Бахучаре. По легенде дева Бахучара попадает в плен к разбойникам и чтобы избежать насилия, она отсекает себе кинжалом грудь и умирает, истекая кровью. Поэтому те, кто поклоняется этой богине намеренно наносят себе увечья. Как и другие неприкасаемые, хиджры не могут заходить в магазины, государственные учреждения, больницы и др. Они не обладают правом голоса на выборах и не имеют паспортов.

    Хиджры носят женскую одежду, отращивают длинные волосы, ярко красятся, подражают женственным манерам. В сочетании с высоким ростом, мужеподобными чертами лица и низким голосом выглядит это порой устрашающе. Хотя они и ведут себя как женщины, их относят к «третьему полу». Кстати, во время последней переписи населения сами хиджры отказались регистрироваться, как мужчины или женщины и потребовали внесения в анкету графы «третий пол».

    В переводе слово «хиджра» означает евнух/кастрат или гермафродит. Оба эти слова несут в себе значение половой дисфункции. Слово «хиджра» часто употребляют как синоним «занана», что означает евнух или «принимающих» (пассивный) гомосексуалист. В Индии бытует поверье, что если мужчина долгое время будет практиковать пассивный гомосексуализм, он утратит мужскую силу и станет импотентом. Сами хиджры считают себя «не полностью мужчинами», объясняя это отсутствием сексуального влечения к женщинам. Правда причину отсутствия таких сексуальных желаний они усматривают в том, что их половые органы деформированы или полностью удалены.

    Духовная подноготная общины полна ритуалов и мифов. Чтобы стать хиджрой, необходимо пройти обряд посвящения и процедуру кастрации. Для этого врачеватель общины испрашивает разрешения у изображения богини Бахучары. Если богиня «улыбается» в ответ, значит она дала свое благословение и будущий хиджра отправляется в изоляцию на месяц, где морально и психологически готовится к ритуалу кастрации. В назначенный день хиджра садится на низкий табурет, концентрирует внимание на изображении Бахучары, после чего ему отсекают гениталии двумя ударами острого ножа крест на крест. По традиции хлынувшую кровь не останавливают, так как считается, что она уносит с собой прошлое. Поэтому первый час после операции становится определяющим в жизни хиджры. Рану не зашивают, она зарастает самостоятельно. В уретру вставляют специальный прутик, чтобы мочевой канал не зарастал. Вот такая доисторическая «коррекция пола». Ритуал превращает в хиджру или «нирвану». Последний термин широко распространен в буддизме и обозначает «освободившийся от желаний» или «возрожденный».

    После процедуры яички и пенис бывшего мужчины закапывают под деревом. А на 40-ой день новоиспеченную хиджру наряжают в свадебный наряд и официально принимают в общину. Община делится на коммуны, в которых проживают вместе по 5 - 15 человек под покровительством одного гуру. Помимо непосредственно кастратов к общине могут присоединяться гермафродиты. Отличительно чертой всех членов общины является неспособность к воспроизводству потомства. Несмотря на то, что деформированные гениталии служат отличительной чертой хиджр, тем не менее, на практике любой признак утраты мужественности может послужить поводом присоединения к общине. Будь то импотенция, женоподобное поведение или пассивный гомосексуализм.

    Попадает будущий хиджра в общину при покровительстве гуру. Всю последующую жизнь гуру будет выполнять функцию «отца» и авторитета для хиджры. Как правило, наставник у хиджры один на всю жизнь, хотя и существует нежелательная практика смены учителя с уплатой денежной компенсации бывшему наставнику. Такая социальная организация внутри общины произрастает из общепринятой в индуизме традиции духовного наставничества и основывается на отношениях между учителем и учениками. Ученики занимают подчиненное положение и должны во всем слушаться своего гуру и всячески проявлять к нему уважение. Учителя и ученики формируют целые кланы, которые проживают вместе в общинных домах - как минимум семь у одного клана. Главы домов создают совет старейшин - джамат. Джамат принимает решения о приеме новых членов в общину, разрешает споры и конфликты.

    Внутри общины существует четкая иерархия. Община делится на четыре группы. Каждая группа по-разному зарабатывает себе на жизнь. Высшие слои иерархии танцуют и поют на свадьбах. Они дают свое благословение новорожденным и молодоженам. За это они получают плату «бадхаи». Это могут быть деньги, либо еда, сладости или одежда. Когда их не приглашают добровольно на свадьбы или праздники в честь новорожденных, они могут заявиться незваными гостями, стараясь всячески испортить праздник. Привлекать внимание непристойными жестами и грубыми насмешками. Средние слои иерархии танцуют и поют на площадях и рынках, работают прислугой в домах. Низшие слои общины выполняют самую грязную работу, собирают милостыню, занимаются проституцией и вымогательством, воруют.

    Отношение к хиджрам в обществе двойственное. С одной стороны их боятся. Угроза хиджры поднять юбку и показать изуродованные гениталии равносильна проклятью. С другой стороны, их наделяют магической силой. Бездетные женщины просят у них благословения. Также есть примета, что если хиджра присела отдохнуть на порог дома это принесет в дом счастье.

    В последние годы растет активность общины в политической жизни. У них появилась своя общенациональная ассоциация, которая собирается в случае смерти одного из наиболее уважаемых гуру общины. Хиджры создали свою партию и профсоюз. Всеиндийское собрание хиджр борется за права сообщества. Организация также имеет своей целью реабилитировать репутацию общины, которая сильно пострадала из-за распространившегося поверья о том, что хиджры похищают мальчиков и насильно кастрируют их. В Бомбее была организована государственная служба по сбору налогов и взиманию долгов, сформированная исключительно из хиджр. По прошествии небольшого времени было замечено, что служба обладает высокой эффективностью - индийцы бояться проклятий хиджр и их задранных юбок. В последнее время хиджры стали сниматься в художественных кинолентах, выступают с танцевальными номерами на праздниках и выставках.

    Фото: Джоханан Оттенсусер и Уолтер Люстиш

В Индии несколько лет назад официально был признан третий пол. Если на Западе такие решения диктуются следованием общественным трендам, то для Индии, где лиц третьего пола несколько миллионов – антикризисная мера.
В Индии до сих пор есть кастовая система. На официальном уровне она не признается, но по факту «цветет пышным цветом». Есть касты, считающиеся «чистыми», есть касты неприкасаемых. Ко второй категории относятся, например, далиты, чандалы, бханги, чурха (ассинезаторы и мусорщики) и хиджра (евнухи, трансcеkcуалы и гoмocekcуалы).

Хиджра как раз являются характерными представителями того третьего пола, который пару лет назад индийские власти уравняли в правах с прочими гражданами страны.

Хиджра издревле были в Индии на особом счету. Они предпочитают вести свою генеалогию от самого Шивы; в тантрической традиции Шива-Шакти – древняя ведическая концепция мироздания, сочетание потенциальной энергии Шивы и динамической энергии Шакти. Детородный орган Шивы (лингам) является в Индии предметом отдельного религиозного поклонения, поэтому Шива – кастрат. Одно из воплощений Шивы - Ардханаришвара – полумужчина-полуженщина, что свидетельствует о том, что Шива еще и гермафродит. В общем и целом, для хиджра Шива - «свой» бог.

Проклятие хиджра

Отношение к хиджра двоякое. С одной стороны, они считаются неприкасаемыми и любые сношения с ними считаются порочными, с другой – именно для сношений к хиджра часто и обращаются. Одним из традиционных для этой касты источников заработка является проституция.

А ещё они пляшут и поют. Хиджра принято звать на свадьбы (считается, что их присутствие обеспечит молодой семье потомство), также признается положительным присутствие хиджра во время родов и ритуальных празднеств.

Несмотря на то, что хиджра – «грязная каста», их стараются не обижать, потому что нет ничего страшнее, чем навлечь на себя гнев хиджра, поскольку они, как принято считать, обладают магическими способностями и могут навлечь на обидчика любую напасть – от импотенции и бесплодия до проказы. Впрочем, они же зовутся для того, чтобы эти недуги излечить. Говорят, помогает.

Процедура проклятия хиджра похожа на акт эксгибиционизма. Хиджра поднимает полу своего сари, демонстрируя то, что под ним. Под ним у него ничего нет, поскольку обычно хиджра – кастрат. Полный. Важный момент: хиджра не делают операции в клиниках пластической хирургии. Обряд инициации у них до сих происходит по принципу «только хардкор» - гениталии обрубаются одним ударом ножа, потом рана должна долго кровоточить. Считается, что вместе с кровью из новообращенного выходит «все мужское». На месте такой операции остаются безобразные шрамы.

Впрочем, надо признать, что не все хиджра кастраты. Внутри касты есть, например, аквахиджры (у них все на месте) и джаакха, у которых даже могут быть жены и дети. Они выполняют в группах хиджра роль аккомпаниаторов при музыкальных представлениях.

Удивительно, но число хиджра со временем не уменьшается, хотя, казалось бы, прирастать собой они не могут по определению. Прирост идет, во-первых, естественным путем, когда к касте примыкают ощутившие свою инаковость мальчики, или девочки с проблемами в гормональном развитии. Во-вторых, хиджра выполняют в индийском обществе роль «санитаров», принимая к себе брошенных и больных детей. Признание их прав - серьезный шаг. Это антикризисная мера, шаг на пути к устранению многовековой кастовой сегрегации. До сегодняшнего дня хиджра шли на тропу проституции во многом из-за отношения к ним общества, поскольку другие специальности были для них недоступны.

Хиджра — одна из каст неприкасаемых в Индии, Бангладеш и Пакистане, в которую входят представители “третьего пола”: эта община интерсексов, гомосексуалов и трансгендеров, которые одеваются и ведут себя как женщины, называют себя женским именем, но не относят себя ни к одному, ни к другому полу.

Численность хиджр по разным оценкам колеблется от 50 тысяч до 5 миллионов.

Хиджры имеют культовый статус: бездетные женщины просят у них благословения, хиджры приходят (часто без приглашения) на свадьбы, празднования по случаю рождения мальчика, принимают участие в переездах. Они поют и танцуют, требуя за это “бадхаи” — своеобразное вознаграждение за благословение. Если хиджры заявляются на праздник без приглашения, их обязаны накормить, выслушать их песни и выплатить немалый гонорар. Иначе хиджра якобы может наложить на семейство проклятие. А может и не наложить, потому суеверные индусы и боятся гнать наглецов из дому. Если праздников по месту жительства не происходит, хиджра ругается матом, занимается попрошайничеством или жульничает.

Хиджры в большинстве являются индуистами, меньшинство составляют мусульмане. Живет индийский средний пол общинами с четко распределенными ролями и сильной поддержкой и взаимовыручкой. Если хиджра вдруг решит зарабатывать на жизнь проституцией, то его могут больно побить обычные граждане, доходит даже до зверских убийств. Ибо в таких случаях обычные граждане Индии смотрят на “ряженых”, как в мужских тюрьмах всего мира смотрят на “опущенных”. Поэтому власти кое-где чувствуют себя обязанными обеспечить трансвеститов человеческой работой. Так, в городе Патна хиджры в виде эксперимента трудоустроены мэрией сборщиками налогов у лавочников-должников, и им достается по закону 4% от “выбитых” у предпринимателей денег. Около 20 % хиджр имеют семью — женаты на женщинах и даже имеют детей.

Во время очередной переписи населения в Индии хиджры потребовали признать их третьим полом, отказываясь регистрироваться как “мужчины” или “женщины”. В июне 2001 г. в городе Ратх был созван Общенациональный конгресс хиджр, заявивший о политических притязаниях на местном, региональном и общеиндийском уровне.

В апреле 2014 г. Верховный суд Индии официально признал хиджра и трансгендеров третьим полом.

Третий пол: от Индии до Самоа

Верховный суд Индии официально признал третий пол. Если на Западе такие решения диктуются следованием общественным трендам, то для Индии, где лиц третьего пола несколько миллионов -антикризисная мера.

Неприкасаемые

Сегодня можно сказать, что если Аргентина манит негра, то Индия - манит трансгендера. Азиатское государство, которое никак не назовешь локомотивом движения за права человека в целом и сексуальных меньшинств в частности сделало радикальный шаг - законодательно признало существование третьего пола.
До этого третий пол был официально принят только в Германии и Австралии. Почему на это решилась Индия - разговор особый.

В Индии до сих пор есть кастовая система. На официальном уровне она не признается, но по факту «цветет пышным цветом». Есть касты, считающиеся «чистыми», есть касты неприкасаемых. Ко второй категории относятся, например, далиты, чандалы, бханги, чурха (ассинезаторы и мусорщики) и хиджра (евнухи, транссексуалы и гомосексуалисты).

Сегрегация по кастовому принципу в Индии до сих пор очень серьезная. Неприкасаемые практически не имеют прав, не могут питаться в общественных местах, звонить представителям «чистых» каст по телефону, ходить в магазины.

За нарушение этих неписаных правил бедолаги из «грязных» каст постоянно подвергаются притеснениям, которые и не снились меньшинствам на Западе. Так, только за появление на одной улице с каким-нибудь брахманом неприкасаемого могут легко побить палками или бросить в костер. Еженедельно в Индии происходит 4000 инцидентов, связанных с насилием над далитами. Это, в общем-то, в порядке вещей. Карма.

Как уже говорилось, хиджра относятся к неприкасаемым. Именно они являются характерными представителями того третьего пола, который сегодня официальные индийские власти уравняли в правах с прочими гражданами страны.

Хиджра издревле были в Индии на особом счету. Они предпочитают вести свою генеалогию от самого Шивы; в тантрической традиции Шива-Шакти - древняя ведическая концепция мироздания, сочетание потенциальной энергии Шивы и динамической энергии Шакти. Детородный орган Шивы (лингам) является в Индии предметом отдельного религиозного поклонения, поэтому Шива - кастрат. Одно из воплощений Шивы - Ардханаришвара - полумужчина-полуженщина, что свидетельствует о том, что Шива еще и гермафродит. В общем и целом, для хиджра Шива - «свой» бог.

Проклятие хиджра

Отношение к хиджра двоякое. С одной стороны, они считаются неприкасаемыми и любые сношения с ними считаются порочными, с другой - именно для сношений к хиджра часто и обращаются. Одним из традиционных для этой касты источников заработка является проституция.

А ещё они пляшут и поют. Хиджра принято звать на свадьбы (считается, что их присутствие обеспечит молодой семье потомство), также признается положительным присутствие хиджра во время родов и ритуальных празднеств.

Несмотря на то, что хиджра - "грязная каста", их стараются не обижать, потому что нет ничего страшнее, чем навлечь на себя гнев хиджра, поскольку они, как принято считать, обладают магическими способностями и могут навлечь на обидчика любую напасть - от импотенции и бесплодия до проказы. Впрочем, они же зовутся для того, чтобы эти недуги излечить. Говорят, помогает.

Процедура проклятия хиджра похожа на акт эксгибиционизма. Хиджра поднимает полу своего сари, демонстрируя то, что под ним. Под ним у него ничего нет, поскольку обычно хиджра - кастрат. Полный. Важный момент: хиджра не делают операции в клиниках пластической хирургии. Обряд инициации у них до сих происходит по принципу «только хардкор» - гениталии обрубаются одним ударом ножа, потом рана должна долго кровоточить. Считается, что вместе с кровью из новообращенного выходит «все мужское». На месте такой операции остаются безобразные шрамы.

Впрочем, надо признать, что не все хиджра кастраты. Внутри касты есть, например, аквахиджры (у них все на месте) и джаакха, у которых даже могут быть жены и дети. Они выполняют в группах хиджра роль аккомпаниаторов при музыкальных представлениях.

Удивительно, но число хиджра со временем не уменьшается, хотя, казалось бы, прирастать собой они не могут по определению. Прирост идет, во-первых, естественным путем, когда к касте примыкают ощутившие свою инаковость мальчики, или девочки с проблемами в гормональном развитии. Во-вторых, хиджра выполняют в индийском обществе роль «санитаров», принимая к себе брошенных и больных детей. Признание их прав - серьезный шаг. Это антикризисная мера, шаг на пути к устранению многовековой кастовой сегрегации. До сегодняшнего дня хиджра шли на тропу проституции во многом из-за отношения к ним общества, поскольку другие специальности были для них недоступны.

Фаафафины

Хиджра - не единственные представители третьего пола на Земле. Третий пол - не такая и редкость, как это кажется на первый взгляд. Кроме хрестоматийных тайских катоев, которые даже стали объектом масскульта (леди-бойз), третий пол есть, например, на Филиппинах (бакла) и Самоа.

На Самоа лиц третьего пола называют фаафафинами. Этой традиции не одна сотня лет. В многодетных «мальчиковых» семьях младшего сына принято одевать и воспитывать «по женскому варианту», чтобы у матери всегда был помощник в хозяйственных делах. Фаафафинов также не относят ни к мужскому, ни к женскому полу, они свободно могут заводить отношения как с мужчинами, так и с женщинами. Показательно, что связи между двумя фаафафинами осуждаются и считаются гомосексуализмом.

Третий пол издревле существовал и среди почти всех племен североамериканских индейцев, а также у эскимосов. Они получили название бердаши (люди с двумя душами). Это также была отдельная каста среди внутриплеменной иерархии. Считалось, что они обладают особой связью с божествами, а потому на них возлагались ритуальные функции; бердаши обычно были шаманами и знахарями. Как и у фаафинов, сексуальные связи между бердашами были табуированными, связь же мужчин племени с бердышами не считалась чем-то зазорным и не признавалась гомосексуальной.

Стать бердашем мог не каждый юноша. Эта роль была в племенах почетной. На этот путь давала благословение сама богиня Луны, за отказ могла последовать смертная расправа. И если жизнь бердаша в индейском обществе считалась священной, то трусливый воин, склоненный за свое малодушие к исполнению женской роли, презирался племенем и мог быть из него изгнан.

Фото: khabarindia.in
neobychno.com
pikabu.ru

Хиджры - одна из каст неприкасаемых в Индии, Бангладеш и Пакистане, в которую входят представители «третьего пола»: гермафродиты, кастраты и евнухи, трансвеститы и транссексуалы, бисексуалы и гомосексуалы. Эта община мужчин (физически), которые одеваются и действуют как женщины, называют себя женским именем, многие поклоняются богине Бахучара Мата, одной из многих ипостасей матери-Богини. Численность хиджр по разным оценка колеблется от 50 тысяч до 5 миллионов.
Согласно этому верованию, лицо становится настоящим хиджрой, пройдя через ритуал кастрации, обычно от рук другого более старшего члена общины (операция считается незаконной в Индии и проводится в частных домах без применения анестезии). Дай Ма, хиджра, делающий подобные операции, не удаляет пенис и мошонку скальпелем, а отрубает гениталии одним ударом ножа. А потом рана должна долгое время кровоточить. Тем самым вымывается "все мужское". В большинстве случаев остаются большие безобразные шрамы.
Хиджры играли традиционную роль в Индии как артисты на свадьбах и в домах, где рождался мальчик. Рождение сына считается самым важным событием в индийских семьях. Хиджры посещают дом, ритуально благословляют новорожденного и развлекают семью музыкой, танцами и песнями. Взамен за свое выступление хиджры получают деньги и подарки от семьи.
В этом смысле хиджры – одни из самых «успешных» традиционных транссексуальных общин в Азии. Они склонны жить вместе в общинах, или «домах», внутри которых существует четкое распределение ролей и система поддержки как в семье.
Многие хиджры на разной стадии своей жизни зарабатывают на жизнь проституцией. Полный хиджра – тот, у кого отрезаны гениталии. Хиджры в индийском обществе рассматриваются с парадоксальной смесью уважения и отвращения. Подчас "порядочный" индиец, отец семейства, при свете дня будет на чем свет поносить представителей этой касты, а ночью с удовольствием примет их сексуальные услуги.
В эту многотысячную общину входят гермафродиты, бисексуалы, кастраты, трансвеститы, гомосексуалы... Около 20% хиджра (в основном трансвеститы) имеют семью - женаты на женщинах и даже имеют детей.
Провокация, в том числе и сексуальная, – в этом сила хиджр. Ярко накрашенные и одетые в пестрые женские наряды, они ходят, покачивая бедрами, по улицам индийских городов. Их появление всегда сопровождается шумом, часто они ведут себя довольно дерзко, а иногда даже агрессивно. Многие из них зарабатывают попрошайничеством и проституцией.
Нередко случается, что хиджр насилуют или избивают – клиенты или полиция. Им неоткуда ждать помощи – их просто поднимут на смех. Традиционно хиджры селятся общинами в домах так называемых "гуру". Они с детства ощущают себя людьми противоположного пола.
Это люди, которым мешает жить постоянное ощущение несоответствия между тем, кто они есть для окружающих, и тем, кем они считают себя по половой принадлежности и сексуальной направленности.

Во время посещения Мумбаи часто нас нелегкая заносила в районы, где находиться было, мягко говоря, стремно. В , например, был такой запах, что казалось, что молекулы различных болезней, размером с бильярдный шар, так и носятся в воздухе. Но это все цветочки, по сравнению с районом хиджр.

Хиджры – это индийская каста неприкасаемых, в которую входят представители третьего пола. Причем к третьему полу здесь относят гораздо большее количество людей. В своем посте я уже рассказывала про бисексуалов, трансгендеров и гомосексуалистах, но в Индии мы несколько расширили свои познания в этом вопросе.

В касту хиджр так же входят: интерсексуалы (наличие признаков обоих полов), гермафродиты (наличие не только мужских и женских половых признаков, но и репродуктивных органов, чаще всего один из них недоразвит), гинандроморфы (у одного человека крупные участки тела имеют признаки разных полов, например, одна грудь мужская, вторая женская), а та же кастраты (ну с ним все более или менее понятно, еще со времен ).

По идее они все должны быть кастратами, так как считается, что хиджра не является настоящей хиджрой пока не пройдет ритуальную кастрацию от руки более старшего члена общины. Сейчас эти ритуалы в Индии официально запрещены, но их все равно продолжают делать подпольно. Причем, кровь после ампутации останавливать не принято. Представляете себе картину: кладут ваш детородный орган на табуретку и… И все, нет больше органа.

Хиджры одеваются и ведут себя как женщины и имеют по настоящему культовый статус, так как считается, что им благоволит богиня Бахучара Мата (кто-то вроде ).

Хиджр одновременно и боятся и почитают. Бездетные просят у них благословения, их приглашают на свадьбы и праздники по случаю рождения детей. А если не приглашают, то они сами придут – и это обойдется еще дороже, так как придется откупаться и за нанесённое им оскорбление.

Если же хиджру оскорбить или они окажутся недовольны оказанным им приемом, то они могут наслать порчу или проклятье, сделать женщину бесплодной, а мужчину импотентом или гомосексуалистом.

Кроме ритуалов хиджры зарабатывают так же проституцией, наркоторговлей, попрошайничеством, жульничеством, мошенничеством и т.п. Быть хиджрой, дело весьма прибыльное. Поэтому некоторые особо предприимчивые индийцы, просто переодеваются в женщин и изображают из себя хиджр, не являясь на самом деле таковыми.

Но не стоит забывать, что хиджры это каста и живут они общиной, так что если такого залетного казачка поймают – мало ему не покажется, а учитывая их темперамент, можно смело предположить, что в полку кастратов прибудет после этой встречи.

Индусы рассказывают страшные истории, что по районам, где много хиджр, мужчине опасно ходить одному, ведь они могут охмурить понравившегося представителя мужского пола, соблазнить, а потом сделать одним из них (в смысле кастрировать).

На сколько это правда – черт знает, но проверять на себе желания не было и нет. Кстати, во многом из-за этого, все фотки честно взяты из интернета, где в свободном доступе есть очень интересные работы.

Например, для иллюстрации этого поста мы ипользовали фотографии Мухаммеда Мухейсена из его художественного проекта «Двойная жизнь» . Ради этих работ он несколько лет прожил среди хиджр, чтобы лучше понять и заслужить их доверие.