Твардовский новый мир. Журнал "новый мир" в жизни твардовского. Военная проблематика в рассказе Один день Ивана Денисовича

Победитель цензуры.

40 лет назад, в феврале 1970-го, был разгромлен «Новый мир» Твардовского — уникальный образец советского подцензурного свободомыслия, журнал, на котором выросло поколение перестройки

История «Нового мира» Твардовского* * Александр Твардовский (1910-1971) был главным редактором «Нового мира» в 1950-1954 и в 1958-1970 годах. закончилась решением бюро секретариата правления Союза писателей (СП) СССР от 9 февраля 1970 года о выводе из состава редколлегии ключевых сотрудников журнала: Владимира Лакшина, Алексея Кондратовича, Игоря Саца, Игоря Виноградова. Вслед за этим последовало предсказуемое заявление Александра Твардовского об отставке. Еще 10 февраля Александр Солженицын убеждал главного редактора остаться, чтобы с небольшим числом верных сотрудников пытаться хотя бы что-то делать. 11 февраля «Литгазета» напечатала решение «бюро секретариата правления» об изменениях в редколлегии и появлении в ней идеологически правоверных функционеров. Впоследствии зав­сектором отдела культуры ЦК Альберт Беляев, курировавший литературу, признается, что секретариату СП была дана жесткая инструкция на удаление Твардовского.
12-го Александр Трифонович запишет в своих рабочих тетрадях: «Укладываю вещички».
Февральский номер журнала, который был полностью сформирован старой редакцией, подписал в печать уже новый редактор Виктор Косолапов, бывший руководитель издательства «Художественная литература». И потому создалось впечатление сохранения линии «Нового мира». Да и в ЦК, как следует из дневника «новомирца» Алексея Кондратовича, новой редколлегии давали наказ: «Делать журнал не хуже, чем был». Но было ясно, что это невозможно. Юрий Григорьевич Буртин,* * Юрий Буртин (1932-2000) — историк, публицист, литературный критик. В «Новом мире» редактировал раздел «Политика и наука». который подал новому редактору заявление об уходе, написал коллегам: оставаясь в редакции, «мы становимся прямыми и очень ценными соучастниками преступления, орудием в руках организаторов сталинского переворота».

От искренности к свободе

Первый раз Твардовского сняли с редакторства «Нового мира» в 1954 году за статью Владимира Померанцева «Об искренности в литературе». (Оказавшись на Старой площади у партфункционера Дмитрия Поликарпова, «легендарного» персонажа, лично оравшего на Бориса Пастернака, Владимир Померанцев, бывший прокурор, вытаскивавший из тюрем невиновных, сказал: «Мы друг друга не поймем, товарищ Поликарпов. Вам свобода не нужна, а мне нужна».) Затем понятие «искренность» трансформировалось в понятие «правда», принципиальное для «Нового мира» 60-х. Правда была для Твардовского важнее художественных достоинств литературы: он всегда искал в текстах прежде всего фактический материал и не любил, как он выражался, «беллетризации». Борьба за правду для Твардовского, обласканного властью поэта, автора знаменитого «Василия Теркина»,* * Когда Пастернака во время публичного выступления спросили, какое произведение о войне он считает самым важным, он назвал «Василия Теркина». И в ответ на смешки в зале гневно воскликнул: «Я вам тут не шутки шутить пришел!» обернулась борьбой за свободу. К концу существования «твардовского» «Нового мира» уже громили Солженицына, с которого началась масштабная слава журнала,* * «Один день Ивана Денисовича» был опубликован в 1962 году. а сам главный редактор оказался запрещенным автором: поэму «По праву памяти» не пропустила цензура. В январе 1970-го поэма была напечатана на Западе: в итальянском журнале «Эспрессо», в «Посеве», в приложении к «Фигаро». «Что — я? Кто — я? — записывал 16 января 1970 года в дневнике Твардовский. — Главный редактор «Нового мира» или автор опубликованной в зарубежных изданиях поэмы, ранее запрещенной дома цензурой?» Такая ситуация была для него совсем уж необычной, и он даже соглашался выступить против публикаций на Западе, но только если поэму обсудят на секретариате Союза писателей. Все это оказалось пустыми хлопотами.

Ощущение миссии

По оценке Владимира Яковлевича Лакшина,* * Владимир Лакшин (1933-1993) — известный литературный критик и историк литературы. С 1962‑го — член редколлегии, в 1967-1970 гг. — заместитель главного редактора «Нового мира». по-настоящему Твардовский проникся журналом как миссией году в 1960-м. После публикации «Ивана Денисовича», уже в 1963-м, пошли слухи об отставке Твардовского и массированная атака на «Новый мир» в печати, в том числе в «либеральных» «Известиях», с которыми «Новый мир» делил типографию. Отличился, например, ныне здравствующий Мэлор Стуруа, разгромивший публикацию в «Новом мире» путевых заметок Виктора Некрасова: фельетон назывался «Турист с тросточкой». 23 апреля 1963 года Лакшин записывает ключевые слова Твардовского о миссии журнала: «У нас нет верного понятия о масштабе дела, которое мы делаем. Для современников всегда иные соотношения, чем в истории. Камер-юнкер Пушкин мог казаться кому-то третьестепенной подробностью в биографии могущественного Бенкендорфа. А выходит наоборот. Ильичева* * Леонид Ильичев — секретарь ЦК КПСС по идеологии. забудут, а мы с вами останемся».
В 1965-м, к сорокалетию «Нового мира», редколлегия опубликовала свой, по сути дела, манифест. Тезисы статьи Твардовского «По случаю юбилея» писали Владимир Лакшин и Александр Дементьев (его в 1966 году вместе с Борисом Заксом снимут с должности, нанеся ощутимый удар по Твардовскому; Лакшин же проработает замом главного, так и не будучи официально утвержденным в должности). И хотя «передовица» была покорежена в наиболее острых местах цензурой, ее можно считать политическим и эстетическим кредо главного редактора. Здесь есть слова и о Солженицыне, и об отказе от «подмалевывания жизни», и о том, что правда, которая публикуется на страницах журнала, не может быть использована «врагами из буржуазного мира». «Мы приветствуем споры, дискуссии, как бы остры они ни были… не намерены уклоняться от постановки острых вопросов и прямоты в своих суждениях и оценках. На том стоим». Это «На том стоим», вычеркнутое, кстати, цензурой, еще долго потом вспоминали Твардовскому.
Опыт Твардовского рассказывает о том, как избавиться от соблазна самоцензуры, диктуемой политическими обстоятельствами. О том, что не нужно никого бояться, когда пишешь правду: «Предпочтительное внимание журнал уделяет произведениям, правдиво, реалистически отражающим действительность». Еще в 1963 году на высоком собрании Твардовский вступил в спор с крупным литературным функционером Николаем Грибачевым, говоря о том, что настоящий реализм не нуждается в эпитете «социалистический». (Совсем как демократия, которая не нуждается в определении-костыле — «суверенная»).
Надо понимать, что «Новый мир» Твардовского — это еще и набор эстетических ограничений. Главный редактор принимал только ту прозу, которая ему нравилась. Он не был диссидентом, не любил «эстетства», поэтому в «Новом мире» не печатались многие сильные писатели. Непростым было его отношение к Юрию Трифонову. Твардовский успел напечатать в декабре 1969-го первую повесть Трифонова из цикла «московских» — «Обмен», но не разглядел в ней прорыва отечественной прозы: моральные конфликты в среде нарождавшегося городского среднего класса позднего застоя были ему неинтересны. Что касается политических нюансов, то и здесь многие на «первом этаже», где в «Новом мире» сидели редакторы, имели претензии ко «второму этажу», где располагались Твардовский и члены редколлегии. Чересчур острые материалы, которые поставлял «первый этаж», были нередко заведомо непроходными для журнала, выпуски номеров неизменно и мучительно задерживались. Собственно, в логике «первого этажа» и писалась книга Солженицына «Бодался теленок с дубом». Но невозможно было требовать от подцензурного журнала поведения диссидентского и самиздатовского — иначе он немедленно прекратил бы свое существование. А для Твардовского, как писал Буртин, важно было сохранить журнал — «чтобы продолжать борьбу».

Разгром

После чехословацких событий августа 1968-го стало понятно, что журналу не выжить. (Правда, еще до этого, в июне того же года, было принято решение секретариата ЦК о смещении Твардовского и, по словам Юрия Буртина, «лишь отложено исполнением».) Усилился пресс цензуры. Летом 1969-го на журнал началась атака «патриотов»: в «Огоньке» вышло знаменитое «письмо одиннадцати» — ответ на статью в «Новом мире» Александра Дементьева «О традициях и народности», где он нанес ощутимый удар по русскому национализму и сталинистам из «Молодой гвардии» и «Нашего современника».
В начале 90-х в интервью автору этих строк Юрий Григорьевич Буртин, суховатый, безукоризненно интеллигентный человек с твердокаменными демократическими принципами, говорил: «Главный противник «Нового мира» виделся в то время в виде откровенного сталинистского реставраторства… Чем дальше шло мирное время, тем слабее становилась главная опора системы — официальный марксизм. Ее надо было не заменить, а дополнить, достроить. Такой дополнительной опорой становилась государственно-патриотическая идеология, представителями которой как раз и была «Молодая гвардия», а потом и «Наш современник». Сильно в обиду их никогда не давали… «Новый мир» был выразителем антитоталитаристской линии, «Молодая гвардия» стала одной из форм охранительства, удержания системы, придания ей дополнительной убедительности».



Дневники Буртина за 1969 год. Запись от 26 июля об «огоньковском» письме: «Так о нас еще не писали: «Именно на страницах «Нового мира» печатал свои «критические» статьи А. Синявский, чередуя эти выступления с зарубежными публикациями антисоветских пасквилей».* * В середине 60-х Буртин сорвал защиту собственной диссертации о Твардовском, выразив публично благодарность Андрею Синявскому, который уже в это время отбывал срок. 31 июля: «В газете «Социалистическая индустрия» «Открытое письмо главному редактору «Нового мира» тов. Твардовскому А.Т.» от Героя Соцтруда токаря Захарова — обычная журналистская стряпня, в хамском тоне». И так далее.
Осенью стало понятно, что конец «Нового мира» не за горами.

***

Голубая обложка «Нового мира» была для советской интеллигенции 60-х символом свободомыслия и антисталинизма. Значение журнала Твардовского для пробуждения общественного сознания оказалось не меньшим, а по объему влияния, безусловно, большим, чем неподцензурные литература и публицистика, доступ к которым имели немногие. Для самого Твардовского журнал, как выяснилось, означал жизнь — в буквальном смысле. Вскоре после разгрома у него обнаружили запущенный рак легких, и 18 декабря 1971 года он скончался, войдя в историю не литературным сановником, и даже не значительным поэтом, каковым он, безусловно, был, а великим редактором, который победил цензуру. И что еще важнее в контексте сегодняшнего состояния российских печатных СМИ — самоцензуру.

Подписка на «Новый мир» неизменно ограничивалась, а, например, в Днепропет­ровске, на родине Брежнева, она вообще была запрещена. В 1969-1970 годах тираж журнала был 271 тыс.экземпляров.
А с 1986 года, с началом «перестройки и гласности», журнал впервые возглавил беспартийный писатель — известный прозаик Сергей Залыгин (1913-2000). При нем в 1991 году тираж журнала взмыл на рекордную высоту — 2 млн 700 тыс. экземпляров (тираж, в сущности, невероятный для толстого литературного журнала и возможный только в эйфории тогдашней «перестройки»).

БУК «Областная библиотека для детей и юношества»

Информационно-библиографический отдел

К 100-летию со дня рождения

«Новый мир»

Дайджест

Александр Трифонович Твардовский (1910 – 1971) был многогранной творческой личностью. Признанный при жизни писатель, трижды лауреат Сталинской премии, орденоносец, кандидат в члены ЦК КПСС – и первый публикатор, в качестве главного редактора «Нового мира», антисталинских произведений, ставших символами «оттепели» 60-х годов прошлого века.

Противоречат ли эти две ипостаси друг другу? Отнюдь нет, потому что и в литературном творчестве, и в редактировании Твардовский придерживался определённых принципов, которые в целом можно охарактеризовать как стремление к правде .

Без особой охоты взвалил на себя Александр Трифонович редакторские обязанности. Об этом вспоминает Константин Симонов в очерке «Глазами человека моего поколения»: «Фадееву, который очень любил Твардовского как поэта, ценил его строгость, самостоятельность суждений…, давно искренне хотелось втянуть Твардовского в какую-то большую общественно-литературную работу . Именно Фадеев уговорил Твардовского… согласиться пойти редактировать «Новый мир» вместо меня. Мне было жалко оставлять «Новый мир»… Но после уговоров Фадеева Твардовский вдруг неожиданно… сказал, что, если я соглашусь тянуть на себе такой воз, как «Литературная газета», он, если предложат, …возьмётся за мой гуж в «Новом мире» .

Первое пребывание Твардовского во главе «Нового мира» (1950 – 1954) было непродолжительным. Он серьёзно воспринял боль разорённой русской деревни, дав в 1952 году дорогу острой публицистической статье Валентина Овечкина «Районные будни». Тогда Твардовского не тронули. А уже в марте 1953 года, после смерти Сталина, когда повеяло воздухом оттепели, стала размораживаться, оживать и журнальная критика. В «Новом мире» появляются статьи, размышления о проблемах культуры Владимира Померанцева, Марка Щеглова, Фёдора Абрамова, Михаила Лившица. Занимая лидирующие позиции в прозе, «Новый мир» публикует на своих страницах роман Василия Гроссмана «За правое дело» (1952) и повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» (1954), которые получили широкий общественный резонанс . Всё это послужило поводом к увольнению Твардовского летом 1954 года с поста главного редактора «Нового мира». Второй и не менее важной причиной его ухода из журнала стала остросатирическая поэма «Тёркин на том свете» . Она была расценена партийным руководством как «пасквиль на советскую действительность», запрещена и после неоднократных обращений Твардовского к ней опубликована только в 1963 году. Критика встретила поэму очень сдержанно, а с началом «застоя» это произведение не переиздавалось и не упоминалось в печати. Поставленный на её основе спектакль театра сатиры (1966) вскоре был снят с репертуара .

На четыре года «Новый мир» снова переходит в руки Симонова, а когда за идейные недосмотры Симонова вновь снимают – в журнал возвращают всё-таки Твардовского. И с 1958 года, почти до самой кончины, он остаётся одним из официальных руководителей Союза писателей и одновременно – фактическим идейным вождём оппозиционной либеральной интеллигенции.

Как это примирить? Таким вопросом задаются теперь литераторы разных флангов. Почему Твардовский, с его крестьянскими корнями, с его русским национальным сознанием, оказался в сплоте не с «патриотами», а с «либералами»?

У либералов рубежа 1950 – 1960-х годов не оставалось иных надёжных убежищ, кроме «Нового мира», противостоявшего конъюнктурной официозности. Кто был тот единственный, что обладал и властью в литературе, и независимостью от её партийных начальников?

Это был, конечно, он.

В сущности, Твардовский оказался двойным заложником: среди либералов – заложником партии (в которую он вступил в 1940 году и из которой вряд ли согласился бы выйти); среди партийцев – заложником вольномыслящей интеллигенции (от которой уже не мог отступиться).

Его тянули в разные стороны, на разрыв. Солженицын поторапливал освободить журнал от партийной опеки. Твардовский как-то не выдержал: «Вот вы и освободите, а уж потом торопите!» (а страну от такого освобождения отделяют ещё четверть века) .

Представление о трудностях, с которыми приходилось сталкиваться, пребывая на должности редактора «Нового мира», можно получить по упоминавшейся выше поэме «Тёркин на том свете».

Образ Теркина – фронтовика, народного героя – потребовался автору как резкая противоположность мертвящему бюрократизированному миру. Этот мир, «тот свет», – аллегория действительного положения в СССР вообще и в советской печати в частности, идеал замшелого цензора-ортодокса, от которых столько претерпел вольнолюбивый журнал Твардовского. Несмотря на то, что Александр Трифонович был убеждённым коммунистом, такие иронические строфы, как «Наш тот свет в загробном мире лучший и передовой», явно выглядят камушками в огород официальной пропаганды. Автор наполнил поэму теми реалиями и человеческими типажами, которые были ненавистны ему как личности и профессионалу. Нам особенно интересен портрет редактора «Гробгазеты»:

Весь в поту статейки правит,

Водит носом взад-вперёд;

То убавит,

То прибавит,

То своё словечко вставит,

То чужое зачеркнёт…

Знать, в живых сидел в газете,

Дорожил большим постом.

Как привык на этом свете,

Так и мучится на том.

Обладая огромным опытом редактирования рукописей, дважды (1950 – 1954; 1958 – 1970) возглавляя «Новый мир», заведуя отделом поэзии «Литературной газеты», работая в Союзе писателей СССР с молодыми авторами – никогда Твардовский не был похож на такого антиредактора.

Интересно, что, придерживаясь во всём правды и «близости к жизни», Твардовский в работе с писателями старался не прибегать без крайней необходимости к литературоведческой и филологической терминологии, стремясь к образности – и благодаря ей – предельной доходчивости своих рекомендаций:

– Попробуйте раздуть горн на этой главке, в ней уже есть жар, подбавьте, только не увлекайтесь…

– Всё шло хорошо, а тут вас стало относить, и всё дальше и дальше, и сюжет остановился. Выгребайте и оставьте в покое всё, что вам не удалось, не мучьте вымученное…

– Здесь вы попали на жилу, может быть случайно, но это уже не важно, а дальше соскочили и пошёл один мох с болотом.

Кредо Твардовского – не «исправление ради исправлений», а поиск и шлифовка талантов. В условиях советской действительности это означало, даже во времена «оттепели», ещё и борьбу с цензурой и ортодоксальной критикой, то есть отстаивание самого права на публикацию этих талантов. стало залогом того, что «Новый мир» превратился в один из главнейших символов либеральной эпохи второй половины 50-ых, начала 60-ых годов. Он подарил свет ряду выдающихся произведений, которые произвели сдвиг в общественном сознании. Такое положение сложилось, надо отметить, не по причине диссидентских убеждений редактора, а исключительно потому, что он неуклонно следовал правде. Литература, по его мнению, должна «совершенно правдиво описывать жизнь». (Но таким образом она априори шла вразрез с официальной пропагандой, то есть становилась «антисоветской»). Твардовский требовал от художественных текстов того, что не хотели в них видеть редакторы бесчисленных советских «Гробгазет»: новизну, актуальность, и при внимании к форме – глубину содержания. «Если нечего сказать, – считал Твардовский – вообще незачем браться за перо». Любому автору, начинающему или опытному, он мог посоветовать то же, что самому себе:

Найти себя в себе самом

И не терять из виду … .

Отметим, что в литературных отношениях, как и во всяких иных, Твардовский не умел лгать. Притворяться, что ему что-то понравилось – из редакционных ли выгод, чтобы поддержать дружеские отношения, или просто из чувства самосохранения, оберегая свой покой, он не умел катастрофически .

Редколлегия «Нового мира». Сидят (слева направо) , . Стоят, . Февраль 1970.

Благодаря талантливой редакторской работе «Новый мир» собрал вокруг себя лучшие литературные силы. В нём сотрудничали писатели Фёдор Абрамов, Василий Гроссман, Василь Быков, Вера Панова, И. Грекова, Фазиль Искандер, Юрий Трифонов, Эммануил Казакевич, Наталия Ильина, Борис Можаев, Виктор Астафьев. Из старшего поколения в журнале печатались Вениамин Каверин, Константин Паустовский, Валентин Катаев; поэты Борис Пастернак, Анна Ахматова, Николай Заболоцкий, Ольга Берггольц, Маргарита Алигер, Давид Самойлов, Анатолий Жигули н, Александр Яшин; критики Владимир Лакшин, Андрей Синявский, Феликс Светов, Игорь Виноградов, Станислав Рассадин, Марк Щеглов… Открытием журнала стали свежие литературные силы – Виталий Сёмин, Владимир Тендряков, Расул Гамзатов, Юрий Буртин .

Твардовский поощрял издание честной мемуаристики, практически не публиковавшейся при Сталине. Так, он напечатал мемуары Ильи Эренбурга «Люди, годы, жизнь», Александра Горбатова, генерала армии, «Годы войны», а также очерки Льва Любимова «На чужбине» и «Записки дипломата» Ивана Майского. В 1968 году началась публикация автобиографической книги революционерки Елизаветы Драбкиной «Зимний перевал», прерванная после выхода первой части и возобновлённая лишь через 20 лет .

Журнальный портфель переполняли рукописи самого актуального характера. Там были повести Сергея Залыгина, Владимира Войновича, Чингиза Айтматова, эмигрантские стихи Цветаевой, рассказы русского «нобелевца» и тоже эмигранта Ивана Бунина, дневники, записки, мемуары врачей, министров, театралов, а иногда и служителей церкви.

Но однажды на стол Твардовского легла тетрадка с названием «Щ – 854. Один день одного зэка». Неизвестный автор (Александр Солженицын, учитель математики из Рязани) рассказывал всего об одном, не самом ярком и тяжёлом дне зэка, бывшего колхозника. Твардовский загорелся желанием напечатать рукопись, хотя понимал, что советская литература не допускала подобной откровенности. И он не ошибся. Перипетии борьбы за повесть оказались увлекательней иного детектива. До самого последнего момента Твардовский не до конца верил, что победа возможна. Солженицын показывал лагерную жизнь как обыкновенную, привычную, причём рассматривал её цепкими крестьянскими глазами, привыкшими замечать всякую малую деталь. Твардовский передал рукопись Никите Хрущёву, и тот решил: «В печать».

Подписывая номер с «Одним днём…», Твардовский в перспективе подписывал собственный приговор как главному редактору, бойцу и человеку – все три ипостаси были в нём неразделимы. Отныне он становился заложником литературной и человеческой судьбы Солженицына, который чуть ли не сразу обнаружил неприятие коммунизма как идеи. До конца дней Александр Трифонович так и не смог полностью присоединиться к позиции своего «крестника», но сделал всё, чтобы защитить и его и своё детище, журнал. Хрущёв очень скоро догадался, куда и во что метит неуступчивый и въедливый бывший артиллерист Солженицын, но было поздно. В ноябре 1962 года «Новый мир» открылся «Одним днём Ивана Денисовича» (Твардовский сумел отстоять уже в борьбе с автором это название вместо «Щ – 854…», зэковского номера Солженицына).

Никакая публицистика, никакие призывы не были в состоянии так повлиять на души людей, как эта повесть. Позиция журнала вдохновлялась «Одним днём…» как фактом, но этот же факт её и раскалывал. Большая часть сотрудников «Нового мира» считала себя наследниками революционных демократов, однако Солженицын и некоторые другие литераторы шли гораздо дальше .

Именно они в скором времени пополнили ряды внутренней и внешней эмиграции. В 1965 году был арестован один из видных авторов журнала Андрей Синявский, который после одиозного процесса получил семь лет ИТЛ, отсидел и эмигрировал на Запад. В непримиримое противоборство с режимом вступили Георгий Владимов, Владимир Войнович, Виктор Некрасов. Своими путями ушли в эмиграцию Наум Коржавин и Василий Аксёнов, Анатолий Кузнецов и Борис Закс. Максимов в эмиграции издавал журнал «Континент», Синявский – «Синтаксис»; и они стали для диссидентских писателей центрами притяжения. Можно себе представить, какое внимание спецслужб и цензуры вызывал журнал, взращивавший и поставлявший на Запад такие отборные кадры .

Нападки властей предержащих и проправительственной критики были беспрерывны: по словам Юрия Трифонова, всегда чувствовалось «давление страшного атмосферного столба…». Чиновники Главлита, воплощавшие худший вариант редакторства, с особым пристрастием изучали материалы, поступающие к Твардовскому, норовя запретить любой текст, содержащий хотя бы тень неблагонадёжности. Из-за этого некоторые номера опального журнала выходили с двух – трёхмесячным опозданием .

Читатели относились к этому с пониманием, с нетерпением ожидая каждый новый номер. Твардовский вынужден был, защищая журнал, выходить в «инстанции», «на ковёр» и «есть мыло» (его слова). В языке прессы звучали слова «аллюзия », «твардовская ересь», «один твард» – как мера стойкости журналиста против беснующейся власти. Несмотря на чудовищное давление, в «Новом мире» русская литература высокой пробы была жива и оказалась «неуморимой» (В. Каверин) .

В июне 1970 года Александр Трифонович Твардовский скромно отметил своё 60-летие. Несмотря на разногласия с чиновниками от литературы, Твардовскому собирались присвоить звание Героя Социалистического Труда. А он поехал в Калугу, в сумасшедший дом – проведать заключённого туда Жореса Медведева. Цековский работник со вздохом сказал поэту:

– Мы, Александр Трифонович, собирались дать вам Звезду Героя, а вы...

Твардовский отозвался на эти слова:

–А я и не знал, что звание героя дают за трусость….

В результате писателя всё-таки наградили, правда, более скромно – орденом Трудового Красного Знамени. Это событие сам юбиляр, усмехаясь, прокомментировал так: «Трудись, мол, больше, трудись…» От торжественного вечера в Центральном доме литераторов Твардовский отказался . А власти в атаках на «Новый мир» применили другую тактику: перетасовку состава редколлегии и внедрение в неё чужеродных членов. После очередной такой акции редколлегия журнала была окончательно испорчена, и вести журнал в прежнем духе стало невозможно. Поэтому 9 февраля 1970 года Твардовский покинул пост главного редактора «Нового мира» .

Отметим, что какие бы оценки не давались последнему десятилетию Твардовского в «Новом мире», это, бесспорно, был самый яркий период в истории журнала. Его лицом стали критика и проза, стихи занимали подчинённое место. Сам Твардовский исповедовал в поэзии неброское, точное, близкое к прозаическому слово . Вероятно, поэтому он холодно относился к модернистской прозе и поэзии, отдавая предпочтение литературе, развивающейся в классических формах реализма. В целом, в «Новом мире» идеологический либерализм сочетался с эстетическим консерватизмом, и эта позиция редакции отнюдь не помешала журналу стать лучшим периодическим литературно-художественным изданием страны в 60-е годы ХХ века.

Вероятно, тяжелейшая многолетняя борьба за «Новый мир» разрушила здоровье его главного редактора, который тяжело заболел и умер менее чем через два года после отставки – 18 декабря 1971 года, явно безвременно, в 61-летнем возрасте.

Таким образом, . Мы видим образец подлинно творческой редакторской деятельности, заключающейся в поддержке талантливой и честной литературы, не в цензуре, но в заботе, в бережном отделении зерна от плевел. В этом роде опыт Твардовского-редактора стоит в ряду с подобным опытом других выдающихся русских писателей – Пушкина, Некрасова, Толстого, Короленко, Горького, – стремившихся, каждый по-своему, послужить на благо отечественной словесности. Такой подход к своему делу, который исповедовал Александр Трифонович Твардовский, должен стать образцом для всех последующих поколений русских редакторов .

Список литературы и адреса сайтов

1 . Аннинский, Л. Александр Твардовский: «…Но всё же, всё же, всё же…» [Текст] / Л. Аннинский // Свободная мысль – ХХI. – 2005. – № 8. – С. 147 – 161.

2 . Лакшин, в «Новом мире» [Текст] / . – М.: Правда, 1989. – 48 с.

3 . Турков, Александр Трифонович [Текст] / // Русские писатели: ХХ век: биографический словарь: А – Я / сост. . – М., 2009. – С. 518.

4 . Хазин, М. Что делать нам с тобой, моя присяга…[Текст]: в защиту доброго имени Александра Твардовского / М. Хазин // Лит. газета. – 2008. – 3 апр. – 6 мая (№18). – С. 6.

5 .Александр Трифонович Твардовский [Электронный ресурс] // СОУБ им. : [сайт]. – Электрон. дан. – Смоленск: СОУБ, 2009 – . – Режим доступа: http://www. *****/tvardov/newworld. htm

6 .Земляной, С. Оппозиция сверху [Электронный ресурс]: жизнь и гибель «Нового мира» и Александра Твардовского / С. Земляной // Политический журналъ: [сайт]. – Электрон. дан. – М.: Издательский дом Политический журналъ, 2003 – . – Режим доступа:http://www. *****/index. php? action=Articles&dirid=50&tek=4224&issue=121

7 . Иванов, мир Александра Твардовского [Электронный ресурс] / // *****:[сайт]. – Электрон. дан. – М., 1997 – . – Режим доступа: http://*****/arc/lit_zametki/issue8/

8 . Новый мир [Электронный ресурс] // Энциклопедия Кругосвет: [сайт]. – Электрон. дан. – [Б. м.]: Энциклопедия Кругосвет, 2000 – . – Режим доступа: http://slovari. *****/dict/krugosvet/article/d/d8/1012569.htm

9 . Твардовский, Александр Трифонович [Электронный ресурс] // ВикипедиЯ: свободная энциклопедия: [сайт]. – Электрон. дан. – Флорида: Фонд Википедиа, 2001 – . – Режим доступа:http://wiki. *****/wiki/Твардовский,_Александр_Трифонович

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя школа №»

Реферат

Журнал «Новый мир» в жизни А.Т.Твардовского

Выполнила учащаяся 11 класса А

Абдиркина Юлия,

Руководитель Сивакова Н.В.

учитель русского языка и литературы

2017

Журнал сегодня и завтра падает зерном на почву местами иссохшую, выжженную солнцем зла, местами заболоченную и превратившуюся в трясину без чести и совести, но еще, смею верить, не обреченную там, где живая душа тянется к свету великих и трудных истин человеческого бытия. Вот здесь и прорастет зерно, и настанут иные времена, и появятся новые люди, открытые новой русской судьбе…

Евгений Ермолин

Журнал «Новый мир» - это гора, которую обтекают меняющиеся времена, нравы, эпохи, новые литературные направления, течения. Он все тот же – со знакомой каждому российскому читателю голубой обложкой, с той же размеренной внутренней структурой и рубриками (проза, стихи, публицистика, литературная критика), по-прежнему демократичный, склонный к христианскому либерализму. Жалко то, что лишь немногие в наше время могут оценить всю прелесть, понять все преимущества этого вида периодических изданий. 93 года существования – это очень большой срок.

В конце 1924 года на страницах «Известий» появилось объявление: «В 1925 году с января месяца «Красная нива» помимо других приложений даст своим подписчикам ежемесячный литературный, научно-популярный и политический журнал «Новый мир». Далее в нем указывалось, что журнал этот рассчитан на самые широкие круги читателей и подписная цена его будет минимальной.

Выход «Нового мира» стал заметным явлением в культурной жизни молодого Советского государства. Журнал с первого номера включился в строительство новой, социалистической культуры.. Именно в 20-е годы в журнале увидели свет «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Петр Первый» и «Хождение по мукам» А. Толстого и «Гидроцентраль» Шагинян. Печатались В. Брюсов, С. Есенин, Вс. Иванов, Вл. Лидин, В. Маяковский, Б. Пастернак, К. Федин, Ф. Гладков, М. Пришвин, И. Соколов-Микитов и другие.

Тогда же, в 1926-27 годах была найдена структура «Нового мира», которая утвердилась на долгие годы и до наших дней претерпела не столь значительные изменения. За художественным отделом следовали очерки «Люди и факты» (сейчас эта рубрика носит название «Очерки наших дней»), раздел «За рубежом» (сейчас – «На зарубежные темы»), «Наука и жизнь» (теперь «В мире науки»), «Из прошлого» (ныне «Дневники. Воспоминания»), «Литература и жизнь» (в настоящее время рубрика названа «Литературная критика»), «Книжное обозрение».

Высокий художественный уровень издаваемых в журнале произведений, острота и разнообразие публицистических, критических, общественно-политических, научно-популярных материалов быстро снискали любовь читателей – и в 1927 году «Новый мир» достиг наибольшего среди «толстых» журналов тех лет тиража – 28 тысяч экземпляров.

50-60-е годы в жизни журнала прочно связаны с именами К.М. Симонова и А.Т. Твардовского.

С 1946 по 1950 годы «Новым миром» руководил Симонов. В этот период активно печатаются такие авторы, как С. Наровчатов, И. Эренбург, В.Василевская, Р. Гамзатов, К. Паустовский, А. Твардовский, Ю. Нагибин, Ю. Трифонов.

В 1950 году главным редактором журнала был назначен Александр Твардовский.

Александр Трифонович Твардовский родился 21 (8) июня 1910 года в Смоленской губернии, на хуторе Загорье в семье деревенского кузнеца Трифона Гордеевича Твардовского. Учился в сельской школе, позднее в Смоленском педагогическом институте. В 1939 году окончил Московский институт философии литературы и истории (МИФЛИ). Стихи начал писать рано. Первые литературные опыты Твардовского были горячо поддержаны его земляком М.Исаковским, в те годы уже известным поэтом. С 1942 года и до конца войны Твардовский работал в “Красноармейской правде” – газете Западного фронта. Как корреспондент этой газеты в 1942 году он приезжал в войска 20-й армии, завершавшей Погорело-Городищенскую операцию. В эти годы Твардовский написал поэму «Василий Теркин» - свое самое известное произведение, представляющее собой цепь эпизодов Великой Отечественной войны.

За свое литературное творчество стал лауреатом многих престижных премий: Сталинская премия второй степени (1941) - за поэму «Страна Муравия» (1936); Сталинская премия первой степени (1946) - за поэму «Василий Тёркин» (1941-1945); Сталинская премия второй степени (1947) - за поэму «Дом у дороги» (1946); Ленинская премия (1961) - за поэму «За далью - даль» (1953-1960); Государственная премия СССР (1971) - за сборник «Из лирики этих лет. 1959-1967» (1967).

Литературная жизнь 1950-1960-х годов во всей ее противоречивой сложности не может быть представлена без журнала А. Т. Твардовского «Новый мир», без литературно-критического отдела этого журнала, без того содружества литературных критиков, которые работали в журнале или сотрудничали с ним. Твардовский дважды приступал к редактированию журнала «Новый мир» и дважды отстранялся от этой деятельности. Редактором «Нового мира» Твардовский являлся в 1950-1954 и 1958-1970 гг. В 1952 г. журнал опубликовал произведения, ставшие первыми знаками едва обозначавшейся новой эпохи. Среди них статья юного М. Щеглова «Русский лес» Леонида Леонова, статья В. Померанцева «Об искренности в литературе», работы М.Лифшица «Дневник Мариэтты Шагинян» и Ф.Абрамова «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе». Эти и другие публикации подверглись нападкам в партийной печати, обсуждались на Втором писательском съезде, и после резолюции президиума Союза писателей СССР Твардовский был снят с поста редактора.

Вскоре после повторного назначения Твардовского, в 1958 г., «Новый мир» превратился в постоянную мишень для литературных критиков и партийных идеологов. Несмотря на прочное положение Твардовского, его общественные посты (депутат Верховного Совета РСФСР, кандидат в члены ЦК КПСС), личное и близкое знакомство с Хрущевым, в прессе тех лет то и дело появлялись озлобленные выступления, направленные против «Нового мира». Колоссальный общественный резонанс имела публикация в журнале Твардовского рассказа А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» в 1962 г. Как позднее писал один из сотрудников «Нового мира» критик Ю. Буртин, общественная ситуация резко изменялась, а «Новый мир» осознавал себя демократическим изданием, стоящим на тех позициях, которые были созвучны ранней «оттепели». Журнал по-прежнему боролся с силами торможения, стремился критически осмысливать историю и современность, а главное - избегал «полуправды». Несмотря на то, что Твардовский всегда стоял на партийных позициях, власти усматривали в его редакторских действиях и вообще в политике «Нового мира» черты свободомыслия, что было свойственно неподцензурным изданиям. Такое стечение общего духа времени и позиции журнала привело к открытой травле Твардовского и его сотрудников. Особенно громко заявил о своем неприятии новомирской политики журнал «Октябрь» под руководством В. Кочетова. Журнальная полемика между этими двумя изданиями с разной степенью интенсивности продолжалась практически до конца 1960-х годов. Положение журнала Твардовского стало особенно шатким после чехословацких событий 1968 г., когда усилилась политическая цензура. В каждой журнальной книжке искали особый подтекст. Номера выходили с опозданием, а некоторые публикации изымались в последний момент, и часть журнала поступала к подписчикам с белыми страницами.

. В феврале 1970 г. Твардовский был уволен с поста редактора, и вся его редакция тоже покинула журнал. Удар был такой силы, что через полтора года Твардовский скончался. Журнал Твардовского напечатал множество замечательных художественных произведений, однако платформу журнала, его ценностные ориентиры обеспечивал литературно-критический отдел. Твардовскому удалось собрать в качестве постоянных сотрудников или авторов лучшие литературно-критические силы 1960-х годов. А. Дементьев и А.Кондратович, И.Виноградов и В.Лакшин, Ю.Буртин,Б.Сарнов, В.Кардин и А.Лебедев, Ф.Светов и Н.Ильина, И.Роднянская, А.Синявский, А.Турков, А.Чудаков и М.Чудакова - авторы, печатавшиеся в «Новом мире» разных лет, заслуженно вошли в историю нашей критики и публицистики. Твардовский был убежден в том, что критика и критики являются душой журнала. Менялись социально-политические обстоятельства, а общая программа журнала оставалась неизменной. Эта верность демократическим убеждениям, последовательность в отстаивании антисталинских позиций вызывала агрессивные выпады противников. Литературные критики «Нового мира» в оценках литературного произведения оставались свободными и независимыми, полагаясь на собственные литературные вкусы, а не на сложившиеся писательские репутации и стереотипы. Новомирцы напечатали немало отрицательных рецензий - в особенности на те книги, где ощущалась пропаганда сталинизма. Новомирцы наступали на серость, бездарность, верноподданничество. В нелегких социально-политических обстоятельствах они еще раз продемонстрировали влияние литературной критики на общественную волю и общественное сознание. Люди хорошо и разносторонне образованные, они не раз в полемической аргументации прибегали к историческим урокам. В журнале появилась рубрика «Из редакционной почты». Для Твардовского и его сподвижников мнение широкого читателя было бесценно. Журнал печатал письма учителей, журналистов, научных работников, машинистов башенных кранов, полковников в отставке и др. В 1965 и 1966 г. В.Лакшин публикует в журнале свою знаменитую статью «Писатель, читатель, критик» Литераторы «Нового мира» доверяли вкусу и интеллекту своего читателя. Вот почему новомирцы искали и находили способы контакта с публикой, используя приемы аллегорий, реминисценций, подтекста, намека, иронического пересказа текста, саркастического цитирования. «Новый мир» продолжил традиции русской литературы по широкому освоению «эзопова языка».

Благодаря этому выдающемуся писателю, «Новый мир» вырвался из сомкнутого журнального ряда, занял свое место в литературе и в общественно-духовной жизни, стал центром притяжения для многих авторов и читателей, стремился поднять их литературно-эстетический уровень, стал первой ласточкой общественного обновления.

Появление в журнале романа Василия Гроссмана «За правое дело» стало главным литературным событием своего времени. Война у Гроссмана была показана так всеохватно и глубоко, как никогда еще не показывалась в советской литературе.

10 августа 1954 года было проведено заседание партийной группы правления ССП СССР по рассмотрению решения секретариата ЦК КПСС «Об ошибках журнала „Новый мир“». На нем присутствовало 56 коммунистов, в основном членов Правления. Твардовского и его помощников – Дементьев и Смирнова – обвиняли в ошибочности позиций журнала и идейной вредности поэмы «Теркин на том свете», ведь именно в этой поэме Твардовский пересматривает свои взгляды на И. Сталина и сталинизм. Однако руководители журнала до последнего времени не желали признавать допущенных ими ошибок. Твардовский заявил, что «Теркин на том свете» - дорогое для него детище. ЦК посоветовал Писателю уничтожить это произведение.

После этого события Твардовский покидает пост главного редактора на четыре года, его место снова занимает К.М. Симонов.

В 1958 году Александр Трифонович возвращается к руководству журнала. Во второй период редакторства Твардовского в "Новом мире", особенно после XXIII съезда КПСС журнал становится прибежищем антисталинских сил в литературе, символом "шестидесятничества", духовным оазисом тех лет. В 1968 году в журнале появляется очерк Валентина Овечкина «Районные будни», освещавший и критиковавший положение деревни и сельского хозяйства. В рамках этой переоценки Твардовский, получает разрешение Хрущева на публикацию рассказа «Одного дня Ивана Денисовича» А. Солженицына. «Один день Ивана Денисовича» связан с одним из фактов биографии самого автора - Экибастузским особым лагерем, где зимой 1950-51 г. на общих работах был создан этот рассказ.

Такая позиция журнала вызвала недовольство неосталинистов. В течение нескольких лет велась литературная полемика журналов "Новый мир" и "Октябрь" (редактор Вс. Кочетов). После снятия Хрущева в прессе (журнал "Огонёк", газета "Социалистическая индустрия") была проведена кампания против "Нового мира". Ожесточенную борьбу с журналом вел главлит, систематически не допускавший к печати самые важные материалы. Поскольку формально уволить Твардовского руководство Союза Писателей не решалось, последней мерой давления на журнал было снятие заместителей Твардовского и назначение на эти должности враждебных ему людей.

Как это бывало в годы жесткого политического контроля, удалось сфабриковать несколько читательских и писательских писем. В знаменитом «Письме одиннадцати литераторов», опубликованном в журнале «Огонек», в письме рабочего Захарова (газета «Социалистическая индустрия») и других подобных откликах речь шла об антипатриотической позиции журнала, об отказе от идеалов партийности и народности .

Журнал Твардовского напечатал множество замечательных художественных произведений, однако платформу журнала, его ценностные ориентиры обеспечивал литературно-критический отдел. Твардовскому удалось собрать в качестве постоянных сотрудников или авторов лучшие литературно-критические силы 1960-х годов. А. Дементьев и А.Кондратович, И.Виноградов и В.Лакшин, Ю.Буртин,Б.Сарнов, В.Кардин и А.Лебедев, Ф.Светов и Н.Ильина, И.Роднянская, А.Синявский, А.Турков, А.Чудаков и М.Чудакова - авторы, печатавшиеся в «Новом мире» разных лет, заслуженно вошли в историю нашей критики и публицистики. Твардовский был убежден в том, что критика и критики являются душой журнала.

В феврале 1970 года Твардовский был вынужден сложить редакторские полномочия, коллектив журнала ушел вместе с ним.

Умер Александр Твардовский во сне. Похороны поэта состоялись 21 декабря 1971 года. Москва прощалась с крупнейшим русским поэтом советской эпохи, творчество которого было глубоко народным, прощалась с великим сподвижником – главным редактором журнала «Новый мир», в одиночку противостоявшим жестокой идеологической системе ограничений и запретов, отстаивавшим право писателя говорить в своих произведениях правду о реальной жизни народа.

Восемь десятилетий, почти совпавшие с существованием СССР, были прожиты журналом не в безвоздушном пространстве – вместе со страной и эпохой. История русской словесности ХХ века – со всеми ее сложностями и противоречиями, со всей ее славой и позором – так или иначе запечатлена на страницах «Нового мира».

На страницах «Нового мира» публиковались писатели, разные по тематике и проблематике, стилевым особенностям – от Шолохова до Пастернака, от А. Толстого до Солженицына, от Маршака до Гамзатова. Особую роль при этом играла литературная критика, в задачи которой входило целенаправленное воспитание эстетического вкуса читателя, совершенствование художественного мастерства писателя путем тактичного, но решительного выявления как достоинств, так и недостатков литературных творений.

«Новый мир» иногда называли на Западе «либеральным» журналом. Руководители «Нового мира» возражали: не либеральный – демократический. То есть журнал выступал не за одно лишь «послабление» узды, накинутой на интеллигенцию, а за широкие демократические права для всех, для общества в целом. Демократизм в понимании редакции включал в себя уважение к свободе слова, но и внимание к народной боли, к заботам и беде людей, живущих в краях, далеких от столиц.

В одном из обращений к читателям, опубликованном в «Новом мире», говориться о том, что свою важнейшую роль журнал видит в том, чтобы неустанно способствовать формированию духовного мира человека, его идейно-нравственному совершенствованию. «Большая часть наших подписчиков - это люди, которые когда-то получили такую культурную прививку - читать толстые литературные журналы. Для молодого поколения толстый журнал представляет собой загадку».

«…Журнал сегодня и завтра падает зерном на почву местами иссохшую, выжженную солнцем зла, местами заболоченную и превратившуюся в трясину без чести и совести, но еще, смею верить, не обреченную там, где живая душа тянется к свету великих и трудных истин человеческого бытия. Вот здесь и прорастет зерно, и настанут иные времена, и появятся новые люди, открытые новой русской судьбе…» (7, с. 200)

Заключение

«Журнал на бессменном дежурстве. Являясь ковчегом великой традиции, заявляя о своей верности ей, он стойко держит эту вахту…»

Литература играет важнейшую роль в культурной жизни нашей страны. «Новый мир», как литературно-художественный журнал, является срезом современной литературы. Только читая подобные журналы, можно быть в курсе этого направления.

Кроме того, «Новый мир» дал многим талантливым писателям и поэтам возможность достичь успеха в карьере и в жизни. Для литературных деятелей всегда было честью, если их произведения печатали в таких журналах, как «Новый мир».

Журнал отличается от своих конкурентов мощным рецензионно-библиографическим отделом: большие рецензии, маленькие рецензии, обзоры театра, кино, публикаций в Интернете, аннотации новых книг. «Новый мир» не является политическим. В редакции работают люди с разным спектром мнений по разным поводам, литературным и общественным, но ежемесячный журнал не может и не должен отзываться на каждый политический шаг.

Таким образом, литературные журналы в России включают в себя литературно-художественные, литературно-политические, критико-библиографические, историко-литературные, сатирические, юмористические и прочие журналы. Их роль в культурной и общественной жизни страны огромна. Особенно большой популярностью «толстые» журналы пользовались в эпоху перестройки 1985 – начале 1990-х, когда они обсуждали общественные проблемы и печатались запрещенные ранее произведения.

Журнал «Новый мир» - это гора, которую обтекают меняющиеся времена, нравы, эпохи, новые литературные направления, течения. Он все тот же – со знакомой каждому российскому читателю с голубой обложкой, с той же размеренной внутренней структурой и рубриками (проза, стихи, публицистика, литературная критика), по-прежнему демократичный, склонный к христианскому либерализму. Жалко то, что лишь немногие в наше время могут оценить всю прелесть, понять все преимущества этого вида периодических изданий.

Список литературы

    60 лет журналу «Новый мир»// Памятные книжные даты.- М.: Книга, 1985.- с. 240-242.

    Аскольдова-Лунд М. Сюжет прорыва. Как начинался «Новый мир» Твардовского/ М. Аскольдова-Лунд// Свободная мысль. – XXI. - 2002. - №2.- с. 70-80.

    Из летописи полувека// Новый мир.- 1975.- №1.- с. 263-283.

    К читателям// Новый мир.- 1975.- №1.- с. 9-10.

    Летопись «Нового мира» продолжается// Новый мир.- 1985.- №1.-с.263-271.

    Редакции журнала «Новый мир»// Новый мир.- 1975.- №1.- с. 7-8.

    Юбилейное. Мысли в пути// Новый мир.- 2005.-№1.-с. 191-206.

    Александр Трифонович Твардовский [Электронный ресурс].- Электронные текстовые данные.- Режим доступа: /

Поэт, писатель Александр Трифонович Твардовский родился 21 июня 1910 года в деревне Загорье Смоленской губернии. Его отец был сельским кузнецом, человеком грамотным и весьма начитанным.

Детство поэта пришлось на первые послереволюционные годы, а в юности ему довелось на своей собственной судьбе познать, как проводилась коллективизация. В 1930-е отец был "раскулачен" и выслан из родной деревни.

Талант поэта проснулся в Александре в раннем детстве. В 1925 еще в сельской школе, он начал работать в смоленских газетах селькором, для которых писал статьи, очерки, иногда печатал там собственные стихи. Первая публикация будущего поэта: заметка "Как происходят перевыборы кооперативов" была опубликована 15 февраля 1925 в газете "Смоленская деревня".

В июле того же года впервые было опубликовано стихотворение Александра Твардовского "Новая изба". В 1926 Твардовский начал сотрудничать с городскими газетами. Через год в смоленской газете "Юный товарищ" под заголовком "Творческий путь Александра Твардовского" была опубликована подборка стихов семнадцатилетнего поэта и размещена заметка о нем.

В 1927 Твардовский окончательно перебрался в Смоленск, где работал внештатным корреспондентом. В 1929 году Александр Твардовский послал свои стихи в Москву, в журнал "Октябрь", и они были напечатаны. Окрыленный успехом, он едет в Москву, где, как и в Смоленске, было трудно устроиться на работу, и редкие публикации не спасали положения. Зимой 1930 Твардовский вернулся в Смоленск и решил серьезно заняться своим образованием. Его приняли в Смоленский педагогический институт без вступительных экзаменов, но с обязательством за год изучить и сдать все предметы за среднюю школу. Он не только выполнил свое обязательство, но и в первый же год догнал своих однокурсников.



В 1931 была опубликована его первая поэма "Путь к социализму", в 1932 написана повесть "Дневник председателя колхоза", поэма "Вступление". Однако известность к нему пришла только после публикации в 1936 поэмы "Страна Муравия", посвященной непростой деревенской жизни после революции 1917, проблемам коллективизации.

Кружились белые берёзки,

Платки, гармонь и огоньки.

И пели девочки-подростки

На берегу своей реки.

И только я здесь не был дома,

Я песню узнавал едва.

Звучали как-то по иному

Совсем знакомые слова.

Гармонь играла с перебором,

Ходил по кругу хоровод.

И по реке в огнях, как город,

Бежал красавец-пароход.

………………………………

Ты вся моя и вся родная,

большая Родина моя»

1936

После выхода "Страны Муравии" один за другим были изданы сборники стихов Твардовского "Стихи" (1937), "Дорога" (1938), "Сельская хроника" (1939), в 1938 году был издан цикл стихотворений "Про деда Данилу".

Твардовский также занимался переводами белорусских, армянских, украинских поэтов. Теперь Твардовский приезжал в Москву уже как признанный поэт е го стихи и поэмы охотно печатали журналы, их одобрительно воспринимала критика. . К этому времени он успел закончить два курса педагогического института в Смоленске и поступил на третий курс Московского института истории, философии и литературы (МИФЛИ). В 1939 он закончил МИФЛИ и в том же году его призвали в армию.



За шесть лет своей армейской жизни Твардовский прошел несколько войн. В качестве военного журналиста он принимал участие в Польском походе Красной Армии в Западную Белоруссию, в советско-финской войне 1939-1940. В этот период создал цикл стихов "В снегах Финляндии". Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 поэт работал военным корреспондентом во фронтовых газетах, публикуя в них стихи и очерки. Свою лирику военных лет поэт называл "Фронтовой хроникой".

За годы Великой Отечественной войны, а также в первые послевоенные годы, Твардовский создал ряд произведений, принесших ему подлинную славу и поистине народную любовь. Прежде всего, это относится к его поэме "Василий Теркин", над которой он начал работать в 1941. Первые главы поэмы были напечатаны в сентябре 1942 в газете "Красноармейская правда", в том же году ранний вариант поэмы вышел отдельной книгой. Книга пользовалась небывалой популярностью.

И годами с грустью нежной
Меж иных любых тревог —
Угол отчий, мир мой прежний
Я в душе моей берёг.
…Детства день, до гроба милый,
Детства сон, что сердцу свят,
Как легко всё это было
Взять и вспомнить год назад.
Вспомнить разом, что придётся, —
Сонный полдень над водой,
Дворик, стёжку у колодца,
Где песочек золотой…

Замысел, пришедший весной сорокового года, озарился прозрением, вспышкой, мгновенно осветившей прообраз будущей великой поэмы. Но вспышкой, почти тогда же и погасшей. Реализация тревожащего нервы и душу амбициозного проекта «на века» возобновилась в 1942-м. И не прекращалась вплоть до победоносного 1945-го.

Я мечтал о сущем чуде;

Чтоб от выдумки моей

На войне живущим людям

Было, может быть, теплей.

После войны Твардовский обращается к жизни простых людей ‑ как они возрождаются к мирной жизни, восстанавливают то, что было разрушено войной.

Твардовский в родной деревне Загорье на Смоленщине. 1943

В 1950-1960 создается книга "За далью - даль", представляющая как бы дневник путешествия в Сибирь и на Дальний Восток.

Не хожен путь,
И не прост подъем.
Но будь ты большим иль малым,
А только - вперед
За бегущим днем,
Как за огневым валом.
За ним, за ним -
Не тебе одному
Бедой грозит передышка -
За валом огня.
И плотней к нему.
Сробел и отстал - крышка!
Такая служба твоя, поэт,
И весь ты в ней без остатка.
- А страшно все же?
- Еще бы - нет!
И страшно порой.
Да - сладко!

1959

В 1967-1969 Твардовский работал над поэмой "По праву памяти", в которой описываются ужасы коллективизации на примере, в том числе, собственного отца. При жизни автора произведение не издано. Так же, как и поэма "Теркин на том свете" (написана в 1963). В 1947 он опубликовал книгу о минувшей войне под общим заглавием "Родина и чужбина". Он проявил себя и как глубокий, проницательный критик: книги "Статьи и заметки о литературе" (1961), "Поэзия Михаила Исаковского" (1969), статьи о творчестве Александра Блока, Ивана Бунина, Самуила Маршака, статьи-речи об Александре Пушкине.



Александр Твардовский вел большую общественную работу: с 1950 по 1954 год занимал пост секретаря правления Союза писателей СССР. С 1963 по 1968 год Твардовский был вице-президентом Европейского сообщества писателей.

С 1950 по 1970 (с перерывом с 1955 по 1957) Твардовский был главным редактором журнала "Новый мир". В 1954 он был уволен с поста главного редактора за "демократические тенденции", появившиеся в журнале, в 1958 он вернулся в "Новый мир" на ту же должность, пригласив в него своих единомышленников.

После того, как в 1961 в журнале была опубликована повесть Александра Солженицына "Один день Ивана Денисовича", и попыток опубликовать его роман "Раковый корпус", Твардовский становится "неофициальным оппозиционером". Ему постоянно приходилось испытывать на себе все усиливающееся давление консервативных сил.

В 1970 он был в очередной раз снят с должности главного редактора, а редакция подверглась разгрому. После ухода из журнала все больше стала давать о себе знать болезнь, поэт уехал к себе на дачу под Москвой, где и провел последни е дни.

18 декабря 1971 года Александр Трифонович Твардовский скончался в поселке Красная Пахра в Московской области. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Александр Трифонович Твардовский с дочерьми Олей и Валей

ria.ru ›Справки ›Биографическая справка

21 июня 2015 — Игорь ФУНТ, раздел «Юбилеи»
Материал из журнала № 68 - Июнь 2015
«Плоть слов» Александра Твардовского
К 105-летнему юбилею со дня рождения А.Т. Твардовского
Сетевой литературный журнал

«Города сдают солдаты, генералы их берут…»

А.Т. Твардовский.

Русский поэт, редактор литературного журнала «Новый мир».

«В развитии и росте моего литературного поколения было, мне кажется, самым трудным и для многих моих сверстников губительным то, что мы, втягиваясь в литературную работу, выступая в печати и даже становясь уже «профессиональными» литераторами, оставались людьми без сколько-нибудь серьёзной общей культуры, без образования. Поверхностная начитанность, некоторая осведомлённость в «малых секретах» ремесла питала в нас опасные иллюзии».

Твардовский А.Т., Автобиография / Собрание сочинений в 6-ти томах, Том 1, М., «Художественная литература», 1979 г., с. 23.

Наиболее известное произведение - поэма: «Василий Тёркин. Книга про бойца» была написана во время Великой Отечественной войны, хотя сам герой был придуман автором для военной газеты ещё в 1939 году.

«Он любил всё красивое. И понимал толк в этом. Красивую песню, стихи, какой-нибудь северный лубяной туесок, красивых людей. И умных. У нас был общий с ним друг, критик, немолодой уже, широкообразовавный человек, со своими, правда, странностями, над которыми Трифоныч любил иногда подтрунивать. Но как-то, говоря именно о нем, он сказал: «Ты знаешь, почему я многое прощаю умным людям - кроме подлости, конечно,- это потому, что они многого не знают и никогда этого не скрывают. А дурак - ты заметил это? - всегда всё знает. Всегда и всё...». Дураков он не любил. Физически не переносил. И особенно за то, что всегда поучают. Это первый признак дураков. «Остерегайся советов, - говорил.- Почти всегда дают их дураки. Они очень это любят. И людей, которые ссылаются на здравый смысл, тоже остерегайся. Знай - дураки. Это их главный довод. Ведь они самые положительные, самые серьёзные в мире люди. Серьёзнее всех, да-да! Запомни это на всю жизнь». […] И радоваться чужому успеху тоже умел. Искренно, неподдельно. Появление талантливой рукописи выбивало его из колеи. Об одной из них, помню, он без умолку говорил целый день, увлечённо читал из неё отдельные места, сияя глазами. Такими рукописями он заболевал и отстаивал их потом во всех инстанциях с присущими только ему умением и упорством. […] Многие считали, что Твардовский важен, что к нему трудно подступиться. Нет, важен он был только в ресторане. На официантов это действовало безотказно, что и требовалось. […] Нет, важным он не был. Важность - удел людей глупых. Просто он не очень любил фамильярность, не с каждым был запанибрата и не считал нужным заключать в объятия всякого, кто бросался к нему через весь зал с криком: «Саша!» А таких было великое множество. «А помнишь, Саша, как мы с тобой вместе...» Нет, не помнил. И не уверен, что это было. Отсюда и важность».

Некрасов В.П., Твардовский, в Сб.: А.Т. Твардовский: Pro et Contra. Личность и творчество А.Т. Твардовского в оценках деятелей отечественной культуры, СПб, «Русская Христианская гуманитарная академия», 2010 г., с. 699-700.

В период с 1950 по 1954 и с 1958 по 1970 годы - А.Т. Твардовский был назначен главным редактором журнала «Новый мир». В 60-е годы XX века, благодаря его усилиям, «Новый мир» стал средоточием и символом «хрущёвской оттепели».

«Когда Твардовский стал впервые главным редактором журнала, Маршак сказал ему, что человек часто портится, если сквозь его жизнь проходит множество людей, да ещё судьба которых порою от него зависит, - и предостерёг его. Рассказывая об этом, Александр Трифонович заметил:
- Как это верно!»

Ваншенкин К.Я., Писательский Клуб, М., «Вагриус», 1998 г., с. 106.

«Твардовский дрался в журнале за каждую стоящую вещь, ибо знал (он вывел закон, которым очень гордился, - свидетельство В.Я. Лакшина), что каждая плохая книга неизбежно тянет за собой вереницу никудышной, серой литературы. Он мечтал о том, чтобы каждая журнальная книжка была максимально плотна. Плотность - новомирская категория качества номера, идущая со времён первого редакторства Твардовского».

Аскольдова-Лунд М., Сюжет прорыва. Как начинался «Новый мир» Твардовского, в Сб.: А.Т. Твардовский: Pro et Contra. Личность и творчество А.Т. Твардовского в оценках деятелей отечественной культуры, СПб, «Русская Христианская гуманитарная академия», 2010 г., с. 823.

Лазарь Лазарев: «Первые «заморозки» грянули тогда, когда сняли Твардовского . Он предложил напечатать первый вариант «Тёркина на том свете». Произведение было расценено как клеветническое.
К этому прибавилось несколько статей, которые были опубликованы при нём в «Новом мире»: они вызвали просто бешенство. Была ещё одна, самая главная статья, вокруг которой поднялась просто буча: статья Владимира Померанцева «Об искренности в литературе». Она призывала писателей быть честными. Это был один из главных пунктов обвинения Твардовскому. Что творилось вокруг этой статьи, трудно себе представить.
Вышел сборник «Литературная Москва».
Его создавали без цензуры. Во главе этого сборника стояли Казакевич, Алигер и Бек.
В сборнике был напечатан рассказ Яшина «Рычаги». После него в обиход вошло это слово - «рычаги».
В писательской среде началось сопротивление, потому что писатель - если это настоящий писатель - хочет писать правду. А правду писать не давали».

Цитируется по книге: Лурье Л., Малярова И., 1956 год, Середина века, СПб, «Нева», 2007 г., с. 292-293.

«Новый мир» Твардовского , отказавшийся поддержать вторжение войск в Чехословакию и продолжавший отстаивать линию XX съезда, оказался под ударом со стороны националистов и сталинистов. Реакционные журналы «Октябрь» и «Молодая гвардия» выступали против «заблудших интеллигентов», попавших под «тлетворное влияние» Запада, которое угрожало особому русскому духу и образу жизни. «Нет более лютого врага для народа, чем искус буржуазного благополучия», - писала «Молодая гвардия», советуя Кремлю положиться на «простого русского крестьянина».

Отбиваясь от националистических нападок, защитники «Нового мира» в качестве щита использовали марксистские постулаты об интернационализме и равенстве. Атака на Твардовского тем не менее продолжалась: КГБ не оставил без внимания закономерную связь между публикациями в «Новом мире» и «буржуазными» идеями свободы в экономике и личной жизни. «Огонёк» под началом Софронова охотно примкнул к травле Твардовского , опубликовав коллективное письмо одиннадцати малоизвестных писателей.

Уволить Твардовского «по-тихому» было невозможно: его защищали и писательская слава, и статус кандидата в члены ЦК КПСС. Кремль был вынужден снимать главного редактора в несколько этапов, уволив вначале его первых заместителей и навязав ему отставку, в которую он и подал 12 февраля 1970 года. В тот же день ему позвонили из ЦК и сообщили, что он по-прежнему будет получать щедрое жалованье, спецпаёк из кремлёвского распределителя, а также останется прикреплённым к кремлевской больнице.

Кроме того, ему пообещали, что особым, подарочным изданием выйдет сборник его стихов. «Итак, вместо журнала - «властителя дум», - кремлёвское питание, синекура в 500 рублей и перспектива юбилею моему быть отмеченным на «высшем уровне», - записал Твардовский в дневнике. Потерю журнала и компенсацию «синекурой» Твардовский не пережил».

Островский А.М., Говорит и показывает Россия, Путешествие из будущего в прошлое средствами массовой информации, М., «Аст»; «Corups», 2019 г., с. с.79-80.

После смещения Властями А.Т. Твардовского с поста главного редактора журнала « Новый мир » , через год он умер...

«Есть много способов убить поэта.
Для Твардовского было избрано: отнять его детище - его страсть - его журнал.
Мало было шестнадцатилетних унижений, смиренно сносимых этим богатырём, - только бы продержался журнал, только бы не прервалась литература, только бы печатались люди и читали люди!
Мало! - и добавили жжение от разгона, от разгрома, от несправедливости. Это жжение прожгло его в полгода, через полгода он уже был смертельно болен и только по привычной выносливости жил до сих пор - до последнего часа в сознании. […]
Надо совсем не знать, не понимать последнего века русской истории, чтобы видеть в этом свою победу, а не просчёт непоправимый.

Безумные! Когда раздадутся голоса молодые, резкие, - вы ещё как пожалеете, что с вами нет этого терпеливого критика, чей мягкий увещательный голос слышали все. Вам впору будет землю руками разгребать, чтобы Трифоныча вернуть. Да поздно».

Солженицын А.И., Поминальное слово о Твардовском / Публицистика в 3-х томах, Том 2, Общественные заявления, письма, интервью, Ярославль, «Верхне-Волжское книжное издательство», 1996 г., с. 41-42.

Новости

    С 26 января 2020 года продолжаются online-лекции и консультации И.Л. Викентьева в 19:59 (мск) о творчестве, креативе и новым разработкам по ТРИЗ. По многочисленным просьбам иногородних Читателей портала сайт, с осени-2014 еженедельно идёт Internet-трансляция бесплатных лекций И.Л. Викентьева о Т ворческих личностях / коллективах и современных методиках креатива. Параметры online-лекций:

    1) В основе лекций - крупнейшая в Европе база данных по технологиям творчества, содержащая уже более 58 000 материалов;

    2) Данная база данных собиралась в течение 41 года и легла в основу портала сайт;

    3) Для пополнения базы данных портала сайт, И.Л. Викентьев ежедневно прорабатывает 5-7 кг (килограммов) научных книг;

    4) Примерно 30-40% времени online-лекций будут составлять ответы на вопросы, заданные Слушателями при регистрации;

    5) Материал лекций НЕ содержит каких-либо мистических и/или религиозных подходов, попыток что-то продать Слушателям и т.п. ерунды.

    6) С частью видеозаписей online-лекций можно ознакомиться на .