Сценарий мероприятия «Поэты о Великой Отечественной войне. Сценарий литературно-музыкальной гостиной о творчестве Роберта Рождественского методическая разработка (11 класс) на тему Сценарий война в поэзии и прозе

Сценарий мероприятия

«Поэты о Великой Отечественной войне»

Здравствуйте!

Свое выступление мы посвящаем тем, кто был на той войне. Тем, кто победил и тем, кто не вернулся.

В далеком 1941 году, 22 июня, на рассвете началась самая страшная и кровопролитная война 20 века. Великая Отечественная. Вся страна от мала до велика поднялась на борьбу с фашистскими захватчиками.
Вставай Страна огромная,

Вставай на смертный бой.

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой…
Со школьной скамьи уходили добровольцы на фронт. Создавались партизанские отряды. Велась подпольная работа в тылу врага. Было страшно. У войны не женское лицо. Голод, смерть, слезы, боль разлуку несут войны. И казалось бы не до стихов, не до песен. «Когда говорят пушки, музы молчат!» . Нет, не молчат. Во время Великой Отечественной войны было написано очень много песен, стихов, поэм. Фронтовики–поэты подарили нам очень много ярких прекрасных произведений.
Мусса Джалиль – татарский поэт. Сейчас, к сожалению, он малоизвестен. В 1941 году ушел на фронт добровольцем. В 1942 году был ранен и попал в плен и находился в концлагере Шпандау. 791 день унижений, изматывающих допросов в застенках гестапо, и не прекращающейся ни на день, ни на час борьбы.
^ И это страна великого Гейне?

И это буйного Шиллера дом!?

Это сюда меня под конвоем

Пригнал фашист и назвал рабом…
М. Джалиль был переведен в Моабитскую тюрьму. Там он написал целую серию стихотворений. Был казнен в Берлине 25 августа 1944 года за подпольную работу и организацию побегов пленных.

Друзья по плену переслали более 100 его стихотворений на Родину. Эти стихи составили цикл «Моабитских тетрадей». Одно из главных достоинств моабитского цикла – ощущение подлинности чувств. Читая их, мы ощущаем ледяное дыхание смерти стоявшей за его спиной. Тоска по Родине, по воле, острая боль разлуки, презрение к смерти и ненависть к врагу – воссоздано с потрясающей душу силой.

М. Джалилю посмертно присвоено звание Герой Советского Союза.

Я прочту вам одно из стихотворений М. Джалиля «Варварство» .
^ Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами

^ Окинул обреченных... Мутный дождь


Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...

Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,

В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?

И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.

И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
^ Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...


Семнадцатилетней выпускницей московской школы Юлия Друнина , как и многие ее сверстницы, в 1941 году добровольно ушла на фронт бойцом санитарного взвода.
^ Я ушла из детства в грязную теплушку.

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Сказала она о себе в 1942 году. И позднее в ее стихах будет звучать мотив ухода из детства в огонь войны, в словах, которые будет диктовать опаленная войной память.

Именно сила характера позволяла ей искать и находить единственно верные слова, которые были понятны не только фронтовику, но и юному Гражданину Родины, не изведавшему военного лиха. И достигла своего тем, что умела в слове передать правду потрясения, правду прозрения и постигнутую меру истинности человеческих отношений.
^ Я только раз видала рукопашный.

Раз – наяву. И тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.
Юлия Друнина была человеком очень последовательным и отважным. После тяжелого ранения – осколок едва не перебил сонную артерию, прошел в двух миллиметрах – снова ушла на фронт добровольцем.

Перечитывая ее стихи сегодня, особенно военные, видно, что добрый десяток из них выдержал испытание временем – они по-прежнему волнуют, запоминаются. Они находят отклик в сердцах читателей.

Они украсят любую военную антологию. Их можно отнести к самым высшим достижениям нашей военной поэзии.

Крымские астрономы Николай и Людмила Черных в 1969 году открыли новую малую планету и назвали ее в честь Юлии Друниной.

ЗИНКА
Памяти однополчанки - Героя Советского Союза, Зины Самсоновой
Мы легли у разбитой ели.

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, гнилой земле.

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,

У меня – лишь она одна.

За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет...

Знаешь, Юлька, я – против грусти,

Но сегодня она не в счет.
Отогрелись мы еле-еле.

Вдруг приказ: "Выступать вперед!"

Снова рядом, в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.
С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам

Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы. –

Мы хотели со славой жить…

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав...

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.
Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то, в яблочном захолустье,

Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла…

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала?!
1944

Роберт Рождественский не относится к поэтам фронтовикам. Когда началась воина, ему было всего 9 лет. Его военное детство мало чем отличалось оттого, что испытывали его сверстники-мальчишки и девчонки той поры: голод, холод, ожидание писем с фронта, страх за родителей, которые воевали. Свой первый девяти рублевый гонорар Роберт перечислил в фонд обороны.

Р. Рождественский очень много печатался и был очень популярен. Послушайте, пожалуйста, одно из его стихотворений «Баллада о зенитчицах» .
Как разглядеть за днями
след нечёткий?
Хочу приблизить к сердцу
этот след…
На батарее
были сплошь –
девчонки.
А старшей было
восемнадцать лет.
Лихая чёлка
над прищуром хитрым,
бравурное презрение к войне…
В то утро
танки вышли
прямо к Химкам.
Те самые.
С крестами на броне.

И старшая,
действительно старея,
как от кошмара заслонясь рукой,
скомандовала тонко:
- Батарея-а-а!
(Ой мамочка!..
Ой родная!..)
Огонь! –
И –
залп!
И тут они
заголосили,
девчоночки.
Запричитали всласть.
Как будто бы
вся бабья боль
России
в девчонках этих
вдруг отозвалась.
Кружилось небо –
снежное,
рябое.
Был ветер
обжигающе горяч.
Былинный плач
висел над полем боя,
он был слышней разрывов,
этот плач!
Ему –
протяжному –
земля внимала,
остановясь на смертном рубеже.
- Ой, мамочка!..
- Ой, страшно мне!..
- Ой, мама!.. –
И снова:
- Батарея-а-а! –
И уже
пред ними,
посреди земного шара,
левее безымянного бугра
горели
неправдоподобно жарко
четыре чёрных
танковых костра.
Раскатывалось эхо над полями,
бой медленною кровью истекал…
Зенитчицы кричали
и стреляли,
размазывая слёзы по щекам.
И падали.
И поднимались снова.
Впервые защищая наяву
и честь свою
буквальном смысле слова!).
И Родину.
И маму.
И Москву.
Весенние пружинящие ветки.
Торжественность
венчального стола.
Неслышанное:
«Ты моя – навеки!..»
Несказанное:
«Я тебя ждала…»
И губы мужа.
И его ладони.
Смешное бормотание
во сне.
И то, чтоб закричать
в родильном
доме:
«Ой, мамочка!
Ой, мама, страшно мне!!»
И ласточку.
И дождик над Арбатом.
И ощущенье
полной тишины…
…Пришло к ним это после.
В сорок пятом.
Конечно, к тем,
кто сам пришёл
с войны.

Победа далась нам страшной ценой. 21 век тоже очень тревожный. Но... Если б спросили у матери быть войне или нет – войны никогда б не бывало. Если б спросили влюбленных, быть войне или нет – войны никогда б не бывало. Если б спросили погибших, быть войне или нет – войны никогда б не бывало…
Я прошу вас всех почтить память тех, кто не вернулся с полей Великой Отечественной войны минутой молчания…

С наступающим Вас праздником, счастливой вам жизни без войны!

МБОУ «Солоновская средняя общеобразовательная школа имени

Матрёнина А.П.» Смоленского района Алтайского края

Поэзия военных лет

Урок-концерт

(Посвящается 69-летию Победы в Великой Отечественной войне)

Шадрина Ирина Савельевна,

учитель русского языка и литературы

с. Солоновка

2014

Тема урока (внеклассного мероприятия):

Поэзия военных лет

Форма урока: урок-концерт

Цель:

создание условий для формирования коммуникативной,

ценностно-мировоззренческой, общекультурной литературной,

читательской и речевой компетенций учащихся

через овладение знаниями о личности и творческой биографии

поэта военного времени (Юлии Друниной, Александра Твардовского, Константина Симонова, Михаила Исаковского), его нравственных идеалах,

что будет способствовать развитию чувства прекрасного, интереса к творчеству писателей, воспитанию высоконравственных качеств личности : чувства патриотизма, активной гражданской позиции;

сохранению народной памяти об участниках Великой Отечественной войны,

воспитанию внимательного и доброжелательного читателя.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, рисунки учащихся ко Дню Победы, литературный буклет.

Эпиграф:

Был и есть у России

Ю. Друнина

Подготовка к уроку (мероприятию): за 2 недели до проведения учащимся предложено выбрать самим и выучить наизусть стихотворения на военную тему. Учитель назначает репетиции, где ведётся работа над выразительностью чтения, а также составляет сценарий с опорой на выбранные произведения.

Сценарий урока

( , слайд №1)

Учитель. 69-летию Великой Победы посвящается наш урок-концерт.

(Слайд №2)

Ученик.

ОТ ИМЕНИ ПАВШИХ

Сегодня на трибуне мы - поэты,

Которые убиты на войне,

Обнявшие со стоном землю где-то

В свей ли, в зарубежной стороне.

Читают нас друзья-однополчане,

Сединами они убелены.

Но перед залом, замершим в молчанье,

Мы - парни, не пришедшие с войны.

Слепят "юпитеры", а нам неловко -

Мы в мокрой глине с головы до ног.

В окопной глине каска и винтовка,

В проклятой глине тощий вещмешок.

Простите, что ворвалось с нами пламя,

Что еле-еле видно нас в дыму,

И не считайте, будто перед нами

Вы вроде виноваты, - ни к чему.

Ах, ратный труд - опасная работа,

Не всех ведет счастливая звезда.

Всегда с войны домой приходит кто-то,

А кто-то не приходит никогда.

Вас только краем опалило пламя,

То пламя, что не пощадило нас.

Но если б поменялись мы местами,

То в этот вечер, в этот самый час,

Бледнея, с горлом, судорогой сжатым,

Губами, что вдруг сделались сухи,

Мы, чудом уцелевшие солдаты,

Читали б ваши юные стихи.

( Слайд №3. Звучит песня «Священная война» )

Учитель (на фоне музыки)

Поэзия была самым популярным жанром военных лет.

Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.

Молодые поэты ушли на войну, многие из них не вернулись. Но остались потрясающие стихи.

Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом – «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача. Эта песня пробудила дух патриотизма, подняла народ на защиту Родины, призывала каждого к ответственности за судьбу страны.

Писатели чувствовали эту ответственность особенно остро. 940 из них ушли на фронт, 417 не вернулись.

На фронте они были не только военными корреспондентами, но и рабочими войны: артиллеристами, пехотинцами, танкистами, лётчиками, моряками. Умирали от голода в блокадном Ленинграде, от ран – в военных госпиталях.

Поэзия была необходима людям на фронте и в тылу, ведь она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, переживания, вселяла веру в победу. Она не боялась правды, даже горькой и жестокой.

(Слайд №4. Оля)

Юлия Друнина

Я порою себя ощущаю связной

Между теми, кто жив

И кто отнят войной.

И хотя пятилетки бегут

Торопясь,

Все тесней эта связь,

Все прочней эта связь.

Я - связная.

Пусть грохот сражения стих:

Донесеньем из боя

Остался мой стих -

Из котлов окружений,

Пропастей поражений

И с великих плацдармов

Победных сражений.

Я - связная.

Бреду в партизанском лесу,

От живых

Донесенье погибшим несу:

"Нет, ничто не забыто,

Нет, никто не забыт,

Даже тот,

Кто в безвестной могиле лежит".

(Слайд №5)

Учитель.

Юлия Друнина родилась в Москве. Отец работал учителем истории, мать - библиотекарем в школе, куда первоклассницей пришла и Юля. В школе она чувствовала себя очень комфортно, в 11 лет начала писать стихи, пусть неумелые, но зато с чувством.

Все поломала война.

22 июня 1941 года Юля прибежала в военкомат: «Возьмите меня на фронт!» В армию взяли не сразу, но в том же 1941 году.

Школьным вечером,

Хмурым летом,

Бросив книги и карандаш,

Встала девочка с парты этой

И шагнула в сырой блиндаж.

(Диана С.)

Нет, это не заслуга, а удача

Стать девушке солдатом на войне.

Когда б сложилась жизнь моя иначе,

Как в День Победы стыдно было б мне!

С восторгом нас, девчонок, не встречали:

Нас гнал домой охрипший военком.

Так было в сорок первом. А медали

И прочие регалии потом...

Смотрю назад, в продымленные дали:

Нет, не заслугой в тот зловещий год,

А высшей честью школьницы считали

Возможность умереть за свой народ.

(Слайд №6)

Учитель.

В семнадцатилетнем возрасте записалась в добровольную санитарную дружину, работала санитаркой в госпитале. Вместе с семьёй была эвакуирована в Заводоуковск, оттуда ушла на фронт. Участвовала в строительстве оборонительных сооружений под Можайском, была санитаркой пехотного полка.

ТЫ ДОЛЖНА! ( Жанна)

Побледнев,

Стиснув зубы до хруста,

От родного окопа

Одна

Ты должна оторваться,

И бруствер

Проскочить под обстрелом

Должна.

Ты должна.

Хоть вернешься едва ли,

Хоть "Не смей!"

Повторяет комбат.

Даже танки

(Они же из стали!)

В трех шагах от окопа

Горят.

Ты должна.

Ведь нельзя притворяться

Перед собой,

Что не слышишь в ночи,

Как почти безнадежно

"Сестрица!"

Кто-то там,

Под обстрелом, кричит...

(Слайд №7)

Учитель.

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.

БИНТЫ (Алина)

Глаза бойца слезами налиты,

Лежит он, напружиненный и белый,

А я должна приросшие бинты

С него сорвать одним движеньем смелым.

Одним движеньем - так учили нас.

Одним движеньем - только в этом жалость...

Но встретившись со взглядом страшных глаз,

Я на движенье это не решалась.

На бинт я щедро перекись лила,

Стараясь отмочить его без боли.

А фельдшерица становилась зла

И повторяла: "Горе мне с тобою!

Так с каждым церемониться - беда.

Да и ему лишь прибавляешь муки".

Но раненые метили всегда

Попасть в мои медлительные руки.

Не надо рвать приросшие бинты,

Когда их можно снять почти без боли.

Я это поняла, поймешь и ты...

Как жалко, что науке доброты

Нельзя по книжкам научиться в школе!

(Слайд № 8)

В. Гусев

СЕСТРА (Диана К.)

Друзья, вы говорили о героях,

Я помню мост,

сраженье над рекою,

Я вам хочу о ней сегодня рассказать.

Как описать ее?

Обычная такая.

Запомнилась лишь глаз голубизна.

Веселая, спокойная, простая,

Как ветер в жаркий день,

являлась к нам она.

И вот она в бою,

и мчатся пули звонко,

И от разрывов воздух дребезжит.

Она ползет сквозь бой,

сквозь черный вой свинца.

Огонь и смерть проносятся над нею,

Страх за нее врывается в сердца,

В сердца бойцов, привыкших храбро биться.

Она идет сквозь смертную грозу,

И шепчет раненый:

- Сестра моя, сестрица,

Побереги себя. Я доползу. -

Но не боится девушка снарядов;

Уверенной и смелою рукой

Поддержит, вынесет бойца - и рада,

И отдохнет чуть-чуть - и снова в бой.

Откуда в маленькой, скажите, эта сила?

Откуда смелость в ней, ответьте мне, друзья?

Какая мать такую дочь взрастила?

Ее взрастила Родина моя!

Сейчас мы говорили о героях,

Глядевших смерти и свинцу в глаза.

Я помню мост,

сраженье над рекою,

Бойцов, склонившихся над раненой сестрою.

Как я смогу об этом рассказать!

На том мосту ее сразил осколок.

Чуть вздрогнула она, тихонько прилегла.

К ней подошли бойцы, она сказала: - Скоро...

И улыбнулась нам, и умерла.

Взглянули б на нее, сказали бы: девчонка!

Такой на фронт? Да что вы! Убежит.

И вот грохочет бой,

и мчатся пули звонко.

В земле, в родной земле теперь она лежит.

И имени ее узнать мы не успели,

Лишь взгляд запомнили,

светивший нам во мгле.

Усталая, в крови, в разорванной шинели,

Она лежит в украинской земле.

Мне горе давит грудь,

печаль моя несметна,

Но гордость за нее горит в душе моей.

Да, тот народ велик

и та страна бессмертна,

Которая таких рождает дочерей!

Так пусть по свету пролетает песня,

Летит во все моря,

гремит в любом краю,

Песнь о моей сестре,

о девушке безвестной,

Отдавшей жизнь за Родину свою.

(Слайд № 9)

Учитель.

После ранения, окончив Школу младших авиаспециалистов, Юля едет на Западный фронт.

На фронте снова была ранена. После выздоровления вернулась в самоходный артполк, получила звание «старшина медслужбы», воевала в Белорусском Полесье, в Прибалтике.

Была контужена и 21 ноября 1944 года признана негодной к несению военной службы.

Опыт войны лёг в основу её творчества.

В 1948 г. выходит первая книга стихов «В солдатской шинели»

(Галя)

Я принесла домой с фронтов России

Веселое презрение к тряпью -

Как норковую шубку, я носила

Шинельку обгоревшую свою.

Пусть на локтях топорщились заплаты,

Пусть сапоги протерлись - не беда!

Такой нарядной и такой богатой

Я позже не бывала никогда...

(Слайд №10)

Учитель.

Были слёзы в первую атаку,
После тоже плакать довелось,
А потом я разучилась плакать –
Видно, кончились запасы слёз…

А. Передреев

«Воспоминания о старшем брате» (Даша Рехтина)

То ли сон о старшем брате,
То ли память детских лет:
Рук широкое объятье,
Портупея. Пистолет.
Помню все на цвет, на запах,
Помню, главное, на слух:
«Дан приказ ему на запад...» –
Песня слышалась вокруг.
С этой песней на неделю
Прибыл он под отчий кров...
С этой песней скрипнул дверью,
Слышу скрип его шагов.
Скрип сапог живого брата,
Уходящего от нас, –
Дан приказ ему на запад,
Дан приказ,
Приказ,
Приказ.
...Он успел из-подо Львова,
Первым принявшим грозу,
Написать, послать два слова:
«Был в бою, стоим в лесу...»
Не узнать мне, что с ним сталось
Во втором его бою,
Может, после не осталось
Даже леса в том краю...
Не воротится назад он,
Слишком столько долгих лет
Дан приказ ему на запад...
Портупея... Пистолет...

(Слайд №11)

( Максим)

За утратою - утрата,

Гаснут сверстники мои.

Бьет по нашему квадрату,

Хоть давно прошли бои.

Что же делать? -

Вжавшись в землю,

Тело бренное беречь?

Нет, такого не приемлю,

Не об этом вовсе речь.

Кто осилил сорок первый,

Будет драться до конца.

Ах, обугленные нервы,

Обожженные сердца!..

(Слайд №12)

Учитель.

Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

(Слайд №13)

До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.

И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать! - Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.

( , демонстрация слайдов к стихам)

Дмитрий Кедрин

УБИТЫЙ МАЛЬЧИК (Вика, слайды №1-6)

Над проселочной дорогой

Пролетали самолеты...

Мальчуган лежит у стога,

Точно птенчик желторотый.

Не успел малыш на крыльях

Разглядеть кресты паучьи.

Дали очередь - и взмыли

Вражьи летчики за тучи...

Все равно от нашей мести

Не уйдет бандит крылатый!

Он погибнет, даже если

В щель забьется от расплаты,

В полдень, в жаркую погоду

Он воды испить захочет,

Но в источнике не воду -

Кровь увидит вражий летчик.

Слыша, как в печи горячей

Завывает зимний ветер,

Он решит, что это плачут

Им расстрелянные дети.

А когда, придя сторонкой,

Сядет смерть к нему на ложе,-

На убитого ребенка

Будет эта смерть похожа!

1942

Николай Ударов

Игрушки дней блокадных (Стас, слайды №7-14)

27 января - 70-я годовщина со Дня полного снятия блокады Ленинграда (1944)

Замираю у этой витрины.
Лед блокадный растаял в ней.
Мы воистину непобедимы.
Вот - игрушки блокадных дней!
Самолетики из картонки
И тряпичный большой медведь.
На фанерке смешной котенок
И рисунок: «ФАШИСТАМ - СМЕРТЬ!»
На рисунках обозначались
Силуэты домов родных,
Где у каждой буржуйки ночами
Бил победы живой родник.
А над городом - бомбовозы,
Но их сверху бьют «ястребки».
Замерзали в блокаду слезы.
Шли морозов на нас полки.
Но почти что в любой квартире
(ну хотя бы в доме любом!)
Кто-то жил просто в детском мире,
Наводя этот мир с трудом.
Кто-то елочные игрушки
Из бумаги творил цветной.
Так, блокады кольцо разрушив,
Шли игрушки в смертельный бой!

(Слайд №15)

Учитель.

Не той, что из сказок, не той, что с пеленок,
Не той, что была по учебникам пройдена,
А той, что пылала в глазах воспаленных,
А той, что рыдала, - запомнил я Родину.
И вижу ее, накануне Победы,
Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,
А очи проплакавшей, идя сквозь беды,
Все снесшей, все вынесшей русскою женщиной.

Константин Симонов родился в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитал отчим, командир Красной Армии.

Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была небогатой, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично-заводское училище (ФЗУ) и работать токарем в Москве, куда семья переехала в 1931г.

(Слайд №16)

В 1938 году Константин Симонов окончил Литературный институт. В журналах были напечатаны его первые стихи.

В годы войны работал военным корреспондентом в газете «Боевое знамя».

(Слайд №17)

В 1942 ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в «Красной звезде». В годы войны написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов: «С тобой и без тебя» и «Война».

(Слайд №18)

Константин Симонов

ЖДИ МЕНЯ (Слава)

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

(Слайд №19)

Учитель.

Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. После войны появились сборники его очерков «Записки военного корреспондента».

(Слайд №20)

СЛАВА (Артём)

За пять минут уж снегом талым

Шинель запорошилась вся.

Он на земле лежит, усталым

Движеньем руку занеся.

Он мертв. Его никто не знает.

Но мы еще на полпути,

И слава мертвых окрыляет

Тех, кто вперед решил идти.

В нас есть суровая свобода:

На слезы обрекая мать,

Бессмертье своего народа

Своею смертью покупать.

1942

( Слайд №1 )

Учитель.

Александр Твардовский - писатель, поэт, главный редактор журнала «Новый мир».

Родился в Смоленской губернии в семье деревенского кузнеца. В годы войны его родной хутор был сожжен немцами…

(Слайд №2 )

В 1939г. призван в ряды Красной Армии. Участвовал в освобождении Западной Белоруссии.

Во время войны с Финляндией был корреспондентом военной газеты.

В 1941-1942 годах работал в редакции газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия».

(Слайд №3 )

С первых дней Великой Отечественной войны Твардовский находился среди бойцов, военным корреспондентом прошел трудными дорогами с запада на восток и обратно. Об этом он рассказал в поэме «Василий Теркин».

Но есть у поэта и фронтовая лирика - своеобразный дневник о суровом времени и его героях.

Стихотворение «Рассказ танкиста» относится к этому циклу.

(Слайд №4 )

Рассказ танкиста (Юра)

А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду вёдрами - не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют...

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит - не выглянуть из башен, -

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился, - столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал...

Я подползал, они вон там, в саду...

Да где же, где?.. - А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. - Влезай сюда, дружище! -

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка - мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырём.

Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота

Заходим в тыл и полный газ даём.

И эту пушку, заодно с расчётом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шёл большой пожар.

И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! -

И руку, как товарищу, пожал...

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

(Слайды №5-6 )

Учитель.

Это был очередной из многих боев, которые предстоит пройти не только танкисту, но и многим тысячам таких же самоотверженных бойцов, ковавших победу родины. Он потому и «забыл» спросить имя «мальчонки», что не мечтает о собственной славе, честно выполняя долг солдата, думает лишь о защите Родины.

(Слайд №7 )

Михаил Исаковский

Летят перелетные птицы ( Даша )
… Немало я стран перевидел,

Шагая с винтовкой в руке.

И не было горше печали,

Чем жить от тебя вдалеке.

Немало я дум передумал

С друзьями в далеком краю.

И не было большего долга,

Чем выполнить волю твою.

Пускай утопал я в болотах,

Пускай замерзал я на льду,

Но если ты скажешь мне снова,

Я снова все это пройду.

Желанья свои и надежды

Связал я навеки с тобой -

С твоею суровой и ясной,

С твоею завидной судьбой.

Летят перелетные птицы

Ушедшее лето искать.

Летят они в жаркие страны,

А я не хочу улетать,

А я остаюся с тобою,

Родная моя сторона!

Не нужно мне солнце чужое,

Чужая земля не нужна.

(Слайд №8)

Учитель.

Местный священник научил его читать и писать. Позже Исаковский проучился 2 года в гимназии. Первое стихотворение - «Просьба солдата» - было опубликовано ещё в 1914 году в общероссийской газете «Новь».

В 1921-1931 работал в смоленских газетах. В 1931 переехал в Москву.

(Слайд №9 )

цитирование первого стихотворения 14-летнего поэта)

В середине 30-х годов Исаковский становится известным.

(Слайд №10)

Еще в тридцатых годах всюду зазвучали его удивительные песни, в которых так уютно почувствовало себя наше время…

Самая знаменитая, «Катюша», воевала на фронте, ею назвали наши бойцы самое грозное оружие - реактивные гвардейские минометы.

И наконец, его вершина, где уже полная воля дана боли, по своему трагизму, редко досягаемому даже самыми сильными поэтами,- это .

(Слушаем песню)

(Слайд №11)

Написанное вскоре после войны стихотворение подвергалось официальной критике, так как, по мнению властей, русский солдат-победитель не имеет права плакать, это является проявлением слабости. Песню долго не пропускали на радио.

Лишь в июле 1960 года Марк Бернес нарушил этот негласный запрет, исполнив песню на слова Исаковского.

(Слайд №12)

Многие стихотворения Исаковского положены на музыку. Наиболее известны «В лесу прифронтовом», «Летят перелётные птицы», «Одинокая гармонь».

Одно из лучших стихотворений, Исаковский посвятил своей жене Лидии.

В фильме «Кубанские казаки» на музыку И. Дунаевского прозвучали его песни «Каким ты был, таким ты и остался» и «Ой, цветет калина».

Песни на слова Исаковского появляются в репертуаре хора им. Пятницкого. Самые известные из них: «Вдоль деревни», «Провожанье», «И кто его знает». Именно эти песни сделали хор знаменитым.

(Слайд №13)

Стихи и песни Исаковского в годы Великой Отечественной войны передавали чувство ненависти людей к врагу, пробуждали отвагу, умножали любовь к Родине. Михаилу Исаковскому тяжелая болезнь глаз не позволила надеть солдатскую шинель, но и в глубоком тылу на него обрушились несчастья, общие для всех советских людей.

Под пятой фашистских оккупантов оказалась его малая родина. В Глотовке был сожжен врагами отчий дом.

(Слайд №14)

Поэт всю войну прожил в небольшом городе Чистополе, где подолгу не работали почта и радио, но ни на минуту не испытывал душевного отрыва от общей судьбы. Тяжело, горько переживал невозможность с оружием в руках сражаться на фронте.

Лирика Исаковского тех грозных лет - настоящая поэтическая летопись войны. Проникновенно поэт рисует суровые будни фронта и тыла, героические дела и чувства воинов и партизан, рабочих и колхозников, раскрывает всенародный характер борьбы с фашизмом.

(Слайды №15-16)

«Русской женщине» (Настя)

...Да разве об этом расскажешь

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!..

В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою

Осталась один на один.

Один на один со слезами,

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

И все - без конца и без счёта -

Печали, труды и заботы

Пришлись на тебя на одну.

Одной тебе - волей-неволей -

А надо повсюду поспеть;

Одна ты и дома и в поле,

Одной тебе плакать и петь.

А тучи свисают всё ниже,

А громы грохочут всё ближе,

Всё чаще недобрая весть.

И ты перед всею страною,

И ты перед всею войною

Сказалась - какая ты есть.

Ты шла, затаив своё горе,

Суровым путём трудовым.

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, в метели,

У той у далёкой черты

Солдат согревали шинели,

Что сшила заботливо ты.

Бросалися в грохоте, в дыме

Советские воины в бой,

И рушились вражьи твердыни

От бомб, начинённых тобой.

За всё ты бралася без страха.

И, как в поговорке какой,

Была ты и пряхой и ткахой,

Умела - иглой и пилой.

Рубила, возила, копала -

Да разве всего перечтёшь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто б отлично живёшь.

Бойцы твои письма читали,

И там, на переднем краю,

Они хорошо понимали

Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву

И встретить готовый её,

Как клятву, шептал, как молитву,

Далёкое имя твоё...

(Слайд №17)

Звучит песня «Огонёк».

Учитель (на фоне музыки).

Песню «Огонёк» на всех фронтах исполняли на разные мотивы. К концу войны остался лишь один мотив неизвестного автора, сохранившийся до сих пор. Когда эту песню исполняют, то объявляют: «Слова Михаила Исаковского, музыка народная».

Родная деревня Исаковского была полностью уничтожена во время войны. Часть денег от полученной в 1943 году Сталинской премии он направил на строительство клуба в родных местах.

Девочки исполняют песню «Огонёк».

(Слайды №18-22)

Звучит марш Демонстрация слайдов «Салют».

(Слайд №23)

Ученик.

Салют в День Победы 9-го мая -
Волшебная радуга ярких огней!
У мира и счастья - дорога прямая,
Давайте идти будем только по ней!
Желаем Вам радости и обновления,
Сияния солнца, цветенья весны!
Примите признательность и поздравления
В день праздника нашей великой страны!

Литературный вечер: « Стихи, опаленные войной»

Цель: познакомить с творчеством поэтов, которые принимали участие в боевых действиях Великой Отечественной Войны и рассказали нам о войне в своих стихотворениях, как о великом подвиге всего советского народа – победителя.

Оборудование: портреты поэтов М.Дудина, Г.Поженяна, С. Гудзенко, Ю.Воронова, В. Лободы, Ю. Друниной, В.Субботина, М.Джалиля, Н.Денисенко, В.Занадворова, К.Симонова

Ведущий: Поэты, чьи стихи сегодня будут звучать на нашем вечере, сами воевали. В первый день войны вступила в бой дивизия, где служил разведчиком Михаил Дудин. Моряк- десантник Григорий Поженян участвовал в обороне Одессы и Севастополя. Семен Гудзенко дрался с врагом под Москвой, на берегах Волги, форсировал Днепр, входил в освобожденный нашими войсками Будапешт.
Подростком прошел сквозь голод и холод ленинградской блокады Юрий Воронов.
Погиб в бою артиллерист Всеволод Лобода.
Шел на врага танк лейтенанта Сергея Орлова, спешила под огнем к раненому медсестра Юлия Друнина, штурмовал рейхстаг Василий Субботин, сражался с гитлеровцами на Волховском фронте известный татарский поэт М.М.Залилов (Муса Джалиль).
В тяжелые дни лета 1941 года журналист и поэт – партизан Н.Ф. Денисенко со своей частью попадает в окружение под Кричевом. Немногие вырвались из кольца. Больной Денисенко возвращается в родную деревню Норки на Черниговщине. Здесь он вступает в ряды партизан. По их заданию Денисенко идет «на службу» к оккупантам и становится секретарем черниговской окружной полиции. С мая 1943 года – он связной партизанского отряда «Победа». Большой силы воли требовала от патриота работа в логове врага. 5 июня 1943 г. Он был схвачен гитлеровцами. Выдержав пытки, подпольщик – партизан ничего не сказал врагу. В тюрьме он пишет это свое последнее стихотворение, посвященное малолетним детям, узникам фашистского застенка. 5 июля 1943г.
Послушайте его последнее стихотворении «Сосед»

За окошком камеры моей
Клен стоит, едва скривившись станом.
Я прижмусь к решетке поплотней,
Говорок соседа слушать стану.
Что он скажет, островерхий мой?
Что он слышит, прислонившись к тыну?
Может, — скор ль вырвусь я домой,
Может, — скоро ль я навек загину?

Злополучный ветер налетел,
И опутал, и согнул беднягу.
Я упорно, страстно жить хотел,
Потому в могилу, верно лягу.
Клен стоит, шатаясь и скрипя,
Клен шумит и шепчет, шепчет глухо
Будто бы сказать мне торопясь,
Чтоб чужого не коснулось слуха:
Я сегодня под дождем промок
И потрепан ветром ураганным.
Ты, как я, сегодня одинок,
Ты опутан злобными врагами.
Не тоскуй, приятель, не грусти:
Есть всему конец на этом свете –
Мне при жизни с места не сойти,
Ты ходить не будешь после смерти,
Если я переживу твой век,
Дети подрастут – твоя отрада,
Будь уверен, добрый человек,
Про тебя им расскажу всю правду.
И замолк. Не шелохнется лист.
Тихо – тихо. Летний день погожий…
Знайте, люди: Я был сердцем чист,
А в глазах… О, не смотри, прохожий!…
(Здесь стихотворение обрывается)

Ведущий: Татарский поэт Мусса Джалиль весной 1943 г. Был отправлен в лагерь Вустроу (Германия). Там он с группой военнопленных готовил восстание, но, по доносу правокатора, в ночь на 12 августа 1943 года был арестован. Вместе с другими товарищами Мусса Джалиль был препровожден в берлинскую тюрьму Моабит, где в марте 1944 г. Военный суд приговорил его к казни. В конце 1944 г. Приговор был приведен в исполнение. Друзья отважного патриота сохранили три записные книжки, куда поэт записывал свои стихи, написанные в лагерях и тюрьмах. Поэту – патриоту посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Творчество его отмечено Ленинской премией.

У эшелона обнимаемся.
Искренняя и большая
Солнечные глаза твои
Вдруг затуманит грусть.
До ноготков любимые,
Знакомые руки сжимая,
Повторю на прощанье:
«Милая, я вернусь.
Я должен вернутся, но если…
Если случится такое,
Что на видать мне больше
Суровой родной страны, -
Одна к тебе просьба, подруга:
Сердце твое простое
Отдай ты честному парню,
Вернувшемуся с войны».
Борис Богатков (1922 – 1943)
Ведущий: Поэты – воины рассказали нам о войне как о великом подвиге всего советского народа – победителя.
Ученики читают стихотворения.

Константин Симонов

Родина
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь Родину – такую,
Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.

Алексей Недогонов

Пулеметчик
Зима состояла из мелочей:
Снега, морозы и ветры лают.

Ровно пятнадцать тысяч минут,
Порою сутками напролет
Молнией полосовал по врагу
Русский станковый пулемет
Под Миллерово в снегу.
Выбиваясь на третьей ленте из сил,
Рокотал с перебоями, но потом
У пулеметчика пить просил
Своим воробьиным жестким ртом…

Так он насмерть боролся тут.
Так он работал в порядке вещей
Ровно пятнадцать тысяч минут,
Одиннадцать дней и десять ночей,
Под вьюгой.

И каждые полчаса человек подвигал пулемет вперед
На один мучительный оборот пулеметного колеса.

Он продирался к норам чужим,
Огнем гарнизон сжимал в тиски:
То, что под силу было троим, —
Адово дело – ему с руки!

Он знал, весною шуметь ветрам,
Лететь журавлям, тополям цвести,
Ходить через Миллерово поездам,
По утрам пионерам в школу идти…

Был он совсем молодой лицом,
Но как-то по взрослому молодой;
За пулемет он прилег юнцом,
Поднялся мужчиною с бородой.

И тогда ему показалось вдруг,
Что он уже самый старый солдат,
И что землю, которую взял назад,
Не выпустит из огрубевших рук.

Григорий Поженян

Ветер с моря (отрывок из поэмы)
Памяти Дмитрия Глухова.
Был приказ прорваться к Эльдигену
Днем, сквозь строй немецкого заслона.
Командир сказал, что повезло нам,
И поздравил нас,
Взбивая в пену,
Клокотало море. На причалах
От наката волн качались сваи.
Командир сказал, что так бывает,-
И сигнальщик поднял флаг на фалах…
В этот день на рейде не клялись мы,
Уходя, вещей не завещали.
Командир сказал: — Вернемся к чаю!
И велел отправить наши письма.

Он был ранен после первых вспышек.
Медленно по мокрому реглану
Кровь стекла под ноги,
Я слышал, как он приказал: — Идти тараном!

По разрывам, в лоб, врезаясь строем! –
… Немцев было восемь, наших трое.
Немцы шли на малом, мы на полном.
Немцы шли за ветром, мы сквозь волны…
Выстрел! И куски брони летят, как вата,
Выстрел! И, качнувшись угловато, переломлен на двое по мостик,
Головной отправлен к рыбам в гости…

Сергей Орлов
Деревня гора

В небе клубы дыма пыли,
Пламя прядало шурша.
Ни одна, когда отбили,
Нас не встретила душа.
По угрюмой и пустынной,
В наступившей тишине,
Люки распахнув в машинах,
Мы прошли тогда по ней.
И забыл ее бы просто
Я деревню – на бугре,
Если бы не привелось мне
За деревнею гореть.
Рыжим кочетом над башней
Встало пламя на дыбы…
Как я полз по снежной пашне
До окраинной избы,
Опаленным ртом хватая
Снега ржавые куски,
Пистолет не выпуская
Из дымящейся руки,-
Не расскажешь в этой песне,
Да и не к чему … Потом
За меня ребята честно
Расквитались там с врагом.
И осталась не сожженной
Деревенька вдоль бугра
На земле освобожденной
По названию Гора.

Семен Гудзенко
***
После первых раскатов грома
Оседает кирпичная пыль.
Пять шагов до соседнего дома –
Все равно что пятнадцать миль.
Только нам не впервые драться
В переулках за каждый метр.
И упрямого сталинградца
Не берет на Дунае смерть.
Не берет орудийным шквалом
И гранатой из-за угла.
Нас по всем чердакам и подвалам
Смелость дерзкая провела.
Мы прикладами и ножами
Разговаривали с врагом.
Мы рассветами и ночами
Штурмовали проклятый дом.
… Ну, а если шальная пуля
кончит путь мой и ратный труд,
не в почетном меня карауле,
а в атаке друзья помянут!

Проем окна. Сползла на мостовую
Тень, что копилась долго на дворе.
Поставлены орудья на прямую,
И вздрагивает дом на пустыре.

Опасно оседающая зона.
Всего один осталось сделать шаг.
Сердитый командир у телефона.
Снарядами обглоданный рейхстаг.

Завален плац обломками и шлаком,
Повисли рваных проводов концы.
На этот раз в последнюю атаку
Из темных окон прыгают бойцы.

Михаил Дудин

Победитель

Без малого четыре года
Гремела грозная война.
И снова русская природа
Живого трепета полна.

Там, где мы брали кровью, с бою
Противотанковые рвы,
Цветы, обрызганы росою,
Встают качаясь из травы.

Где ночь от ярких молний слепла,
Кипела в заводях вода,
Из камня, щебня и из пепла
Встают родные города.

И вот дорогою обратной,
Непокоряемый вовек,
Идет свершивший подвиг ратный,
Великий русский человек.

Он сделал все. Он тих и скромен.
Он мир от честной смерти спас.
И мир, прекрасен и огромен,
Его приветствует сейчас.
А сзади темные могилы
Врагов на дальнем берегу –
О нашей доблести и силе
Напоминание врагу.

Юлия Друнина.

Солдатские будни.

Только что пришла с передовой,
Мокрая, замерзшая и злая,
А в землянке нету никого,
И, конечно, печка затухает

Так устала – руки не поднять,
Не до дров, согреюсь под шинелью,
Прилегла, но слышу, что опять
По окопам нашим бьют шрапнелью.

Из землянки выбегаю в ночь,
А на встречу мне рванулось пламя.
Мне навстречу – те, кому помочь
Я должна спокойными руками.

И за то, что снова до утра
Смерть ползти со мною будет рядом,
Мимоходом:»Молодец, сестра!» —
Крикнут мне товарищи в награду.

Да еще сияющий комбат
Руки мне протянет после боя:
- Старшина, родная! Как я рад,
Что опять осталась ты живою.

Ведущая: Вот и подошёл к концу наш литературный вечер, посвященный Дню победы. День Победы – это особый праздник. Он и радостный, и грустный. Радостный потому, что наш народ одержал победу над коварным и сильным врагом. Грустный потому, что много людей погибло в этой войне.
Минута молчания.

Учитель музыки МОУ СОШ № 37 п. Балакирево -

Сценарий литературно-музыкального вечера посвящённого

Победе в Великой Отечественной войне.

(Ведущих вечера должно быть двое. Они ведут между собой диалог на тему Великой Отечественной войны. Стихотворения читают каждый по очередности по одной строфе. В самом начале ведущие в обычной одежде сидят за школьной партой с учебником истории, читая параграф про Великую Отечественную войну.)

- ВОЙНА – такое короткое и такое страшное слово.

- В нём кровь, слёзы и страдания, а ещё жизни! Более 20 миллионов человеческих жизней!

- А что знаем о войне мы?

Я выстрела не слышала ни разу,

И взрывов не пришлось увидеть мне...

По книгам, да по фильмам, по рассказам –

Я очень мало знаю о войне.

Стук костылей я различить могу.

Я вижу: женщина стоит, сутулясь,

У памятника павшим вся в снегу.

И за стеной старушка часто плачет,

И стонет мой отец в тревожном сне...

Я понимаю, что всё это значит –

Я очень мало знаю о войне.

- Наш вечер посвящён Великой Отечественной войне. Никогда не уйдет эта война из памяти поколений, и мы обязаны помнить о подвиге наших дедов и прадедов.

- Подвиг – это великий, бескорыстный порыв души, в котором человек отдаёт себя людям, жертвуя всем, даже собственной жизнью.

- Бывает подвиг одного человека, сотен, тысяч. А бывает подвиг Народа. Когда Народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

- Такой подвиг совершил Советский Народ в годы Великой Отечественной войны. Всем своим государством великим, судьбами всех и каждого встал Русский Народ на борьбу с вероломным врагом, самой черной силой XX века – фашизмом.

Не обожженные сороковыми,

Сердцами вросшие в тишину,

Конечно, мы смотрим глазами иными

На вашу больную войну.

Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам

О горьком победном пути,

Поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой страдания пройти.

И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенес.

Конечно, мы смотрим иными глазами

Такими же, полными слез.

- Мы сегодня постараемся пройти частицу того пути, которым прошёл наш Народ в годы той страшной войны.

(Ведущие уходят и переодеваются в военную форму времен Великой Отечественной войны, в конце слов Левитана выходят и уже стоят до окончания вечера, изредка передвигаясь из одного конца сцены в другой.)

(Звучит сообщение Левитана о начала войны)

- Самыми первыми на защиту Родины встали пограничники.

- Они, как и люди, хранят память обо всём, что было на этой земле.

- Они помнят кровавый рассвет первого утра войны.

-22 июня 1941г. на рассвете гитлеровские захватчики обрушили на крепость шквал орудийного огня. Они были уверены, что внезапность нападения позволит взять крепость с ходу.

- Но враг просчитался! Верный долгу и присяге гарнизон не дрогнул... До двадцатых чисел июля в глубоком тылу врага сражались последние защитники крепости.

НЕТ, НЕ СДАЛАСЬ, НЕ ПАЛА КРЕПОСТЬ, ОНА ИСТЕКЛА КРОВЬЮ.

Мы оттуда, из Бреста!

Где земля превратилась в полужидкое месиво!

Мы оттуда, из Бреста!

Где пылает война! Где снарядам нет места,

Лишь тела и тела...

Мы оттуда, из Бреста! Нас война всех взяла!

(Звучит песня Священная война))

- С этой песней на вокзалах Москвы родные и близкие провожали солдат на смертный бой с фашизмом. Проникновенные слова и величавая мелодия песни звучали почти как воинская присяга.

- В песне «Священная война» слышен голос народного гнева и той правоты, перед которой бессилен жестокий враг.

- Эта песня стала как бы народным гимном. Слова, призывающие на битву, повторяли и на фронте, и в тылу.

- Да и сейчас, «Священная война» известна всем и является символом нашей Победы.

- Война и песня: что может быть общего?

- Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен…

- И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою.

От песни сердцу было тесно:

Она вела на смертный бой,

Чтобы громить врага под эту песню,

Защищая Родину собой.

(Исполняется песня «Здесь птицы не поют!»)

- Эту песню Б. Окуджава написал уже после войны для фильма «Белорусский вокзал», но она очень хорошо передаёт дух того времени.

- Ещё одна героическая веха войны – Ленинград...

- Город-герой, люди которого 900 дней и ночей подвергались непрерывным бомбёжкам, мёрзли, голодали, погибали...

-Вместе с жителями пригородных районов в блокадном кольце оказалось 2 млн. 887 тыс. человек, из них около 400 тыс. детей.

О, да - иначе не могли

ни те бойцы, ни те шоферы,

когда грузовики вели

по озеру в голодный город.

Холодный ровный свет луны,

снега сияют исступленно,

и со стеклянной вышины

врагу отчетливо видны

внизу идущие колонны.

И воет, воет небосвод,

и свищет воздух, и скрежещет,

под бомбами ломаясь, лед,

и озеро в воронки плещет.

Но вражеской бомбежки хуже,

еще мучительней и злей -

сорокаградусная стужа,

владычащая на земле.

Казалось - солнце не взойдет.

Навеки ночь в застывших звездах,

навеки лунный снег, и лед,

и голубой свистящий воздух.

Казалось, что конец земли...

Но сквозь остывшую планету

на Ленинград машины шли:

он жив еще. Он рядом где-то.

На Ленинград, на Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

там матери под темным небом

толпой у булочной стоят,

и дрогнут, и молчат, и ждут,

прислушиваются тревожно:

- К заре, сказали, привезут...

- Гражданочки, держаться можно...-

И было так: на всем ходу

машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

- Ну, так и есть - мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта - не угроза,

да рук не разогнуть никак:

их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь - опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб - две тонны? Он спасет

шестнадцать тысяч ленинградцев.-

И вот - в бензине руки он

смочил, поджег их от мотора,

и быстро двинулся ремонт

в пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

Шестнадцать тысяч матерей

пайки получат на заре -

сто двадцать пять блокадных грамм

с огнем и кровью пополам.

...О, мы познали в декабре -

не зря "священным даром" назван

обычный хлеб, и тяжкий грех -

хотя бы крошку бросить наземь:

таким людским страданьем он,

такой большой любовью братской

для нас отныне освящен,

наш хлеб насущный, ленинградский.

- В осажденном Ленинграде, под Москвой и Сталинградом, и на Курской дуге не умолкала боевая песня, потому что она крепила армейскую сплоченность и фронтовую дружбу.

(Исполняется песня «Давай закурим»)

- Битва под Москвой – первое победоносное сражение Великой Отечественной войны.

- Именно у стен Москвы немцы проиграли свою «молниеносную войну», а Советская Армия, выстояв в тяжелейших боях, начала своё наступление на такой ещё далёкий Берлин.

- Здесь в суровых снегах Подмосковья на 20-м километре Минского шоссе в ноябре 1941г., родилась песня «В землянке». Её автор, Александр Сурков не писал специально песни, он просто написал письмо, рассказал жене, где находится.

(Исполняется песня «В землянке»)

- Землянка была для бойца домом. Никогда наши солдаты не поддавались унынию. И в перерывах между боями, на привалах, в землянках звучали песни и шутки.

Огонек чадит в жестянке,

Дым махорочный столбом...

Пять бойцов сидят в землянке

И мечтают кто о чем.

В тишине да на покое

Помечтать оно не грех.

Вот один боец с тоскою,

Глаз сощуря, молвил: "Эх!"

И замолк, второй качнулся,

Подавил протяжный вздох,

Вкусно дымом затянулся

И с улыбкой молвил: "Ох!"

"Да",- ответил третий, взявшись

За починку сапога,

А четвертый, размечтавшись,

Пробасил в ответ: "Ага!"

"Не могу уснуть, нет мочи! -

Пятый вымолвил солдат. -

Ну чего вы, братцы, к ночи

Разболтались про девчат!"

(Эдуард Асадов)

- Поистине народной, наполненной щемящей грустью бойца, стала песня «Огонёк», написанная Михаилом Блантером на стихи Михаила Исаковского в 1943г.

- Поэтический образ «огонька» на окошке превратился в огромный и вдохновенный символ – не погас наш огонёк, никогда не погаснет.

(Исполняется песня «Огонёк»)

- Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943г.

- По своему ожесточению и упорству эта битва не имеет себе равных.

- С обеих сторон в ней участвовало свыше 4 миллионов человек, 69 тысяч орудий и минометов, более 13 тысяч танков, около 12 тысяч боевых самолетов.

- Сокрушительный разгром гитлеровских войск на курской дуге и последующий выход советских войск к Днепру завершили коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

- Знали люди, что война - это пропасть, это гибель…

- Но матери, жены, сестры ждали своих фронтовиков.

- Ждали, даже если приходила «похоронка».

- Ждали, надеялись и писали письма.

(Здесь на сцену выходит девушка, садится за парту и начинает писать на листке бумаги письмо, а один из ведущих читает данное ниже стихотворение. Когда стихотворение прочитано, девушка встает, складывает письмо самолетиком и отпускает его в зал к зрителям. В это время ведущие могут перейти по сцене в другое место.)

Этот маленький белый листок

Посылаю в землянку к тебе,

Чтобы строчками этими мог

Часто думать в бою обо мне,

Не давая пощады врагу,

Чтоб, в землянке порой находясь,

Знал: любовь я твою берегу,

Вспоминаю тебя каждый час.

Знаю я: презираешь ты смерть

Ради нашей с тобою любви,

И мне хочется чуть посмотреть

На черты дорогие твои.

Но ведь, милый, грохочет война,

Рыщет враг по просторам родным,

И любовь наша, наша судьба

Проверяется в дыме войны…

Не тоскуй же, герой дорогой!

Этим самым хочу я сказать:

Далеко ты, но в сердце с тобой,

Вижу я дорогие глаза…

Ветер песню мою унесет,

Чтоб тебе помогала в бою.

Помни: девушка верит и ждет

И любовь, и победу твою!

- Стихи простые, наивные, но сколько в них надежды и любви!

- Такие письма были необходимы солдату.

- Не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского.

(Исполняется песня «Катюша»)

- Эта песня была написана в конце 30-х годов, когда еще никто не думал о войне.

- Весна, цветущие сады, любовь и верность…

-«Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни - все то, что пытался разрушить беспощадный фашист.

- Потому песня эта в дни войны стала столь популярной, и не только в нашей стране. Мелодия «Катюши» стала гимном итальянских партизан!

- С песней о Катюше встал из окопа русский солдат с винтовкой в руках - и тут же упал, сраженный вражеской пулей.

- Но друзья солдата подхватили песню и понесли ее в атаку. Это было под Понырями, на Курской дуге.

- Солдат же, не допевший песню, остался лежать, засыпанный землею от взрыва, и пролежал в окопе 54 года.

- Летом 1997 года его останки были найдены и торжественно похоронены в братской могиле у артиллерийской пушки в селе Теплое.

Встал солдат, но не шагнуть солдату:

Мать-старушка в деревенской хате

Долго будет горько слезы лить,

В тяжком горе рвать виски седые,

Ждать и за околицу ходить…

Мертвые остались молодыми,

Сколько б мы ни продолжали жить.

- Не будем забывать, что в дни войны бойцы прозвали «Катюшей» гвардейский многоствольный миномет - грозное оружие, которого панически боялись враги!

- Не менее популярной среди фронтовиков была песня Никиты Богословского на стихи В. Агатова «Темная ночь». Обычно она звучала в часы отдыха: кто-то дремал, кто-то негромко заводил песню…

(Исполняется песня «Тёмная ночь»)

- Фронтовые песни звучали не только на передовой, но и в тылу, объединяя страну в единый фронт. Песня, как бы протягивала нить между фронтом и тылом, между передовой и родным домом.

- Текст песни «В лесу прифронтовом» принадлежит Михаилу Исаковскому, а музыку написал Матвей Блантер.

(Исполняется песня «В лесу прифронтовом»)

- А уж когда война закончилась, Победу праздновали и песней, и пляской, и чем еще могли!..

- Мирное время - какое счастье, какая радость!

(Исполняется песня «День победы»)

- Но Победа - это не только радость, но и скорбь.

- Сколько матерей плакало по сыновьям, сколько жен не дождалось мужей, павших за свободу и честь родной земли.

- Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину.

Ни камню скорби, ни камню славы

не заменить погибшего солдата.

Да будет вечной о героях память.

Помните!

Через века, через года, -

помните!

О тех,

кто уже не придет никогда, -

помните!..

Встречайте трепетную весну,

люди Земли.

Убейте войну,

прокляните войну,

люди Земли!

Мечту пронесите через года

и жизнью наполните!..

Но о тех,

кто уже не придет никогда, -

заклинаю, -

помните!

(метроном отсчитывает минуту молчания.)

(Исполняется песня «Журавли»)

Голосов: 228

Ежегодно 21 марта отмечается Всемирный день поэзии. Поэзия – это, наверное, одно из самых гениальных достижений человечества.

19 марта 2015 года в Буныревском сельском филиале МБУК «АЦБС» им. князя Г.Е. Львова в рамках празднования 70-летия Победы и Всемирного дня поэзии прошёл вечер военной поэзии «Я столько слышал о войне!». Почетными гостями мероприятия были дети войны, любители поэзии, работники культуры, молодёжь.

Атмосфера праздника очаровала публику. И более того, порадовала и согрела души собравшихся. Созданию атмосферы вечера, торжественности и значимости события способствовало наглядное оформление зала. Все присутствующие были приглашены за столики, на которых лежали фронтовые письма военных поэтов и стояли свечи.

Искусство помогает рассказать о войне проникновенно. Эмоциональное воздействие на участников мероприятия оказали военная поэзия, музыка.

Когда вспыхнула Отечественная война, муза немедленно надела солдатскую шинель и встала в ряды защитников Родины. Поэты сражались не только с винтовкой в руках, но и острым писательским пером.

Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа - вот основные мотивы военной поэзии. В стихах Тихонова, Суркова, Исаковского, Твардовского, Ахматовой и Тушновой, Бергольц и Казаковой слышится тревога за отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат.

Ведущая и организатор вечера библиотекарь Буныревского сельского филиала Надежда Васильевна Платонова в ходе мероприятия затронула тему детей войны, тему любви на войне, рассказала об истории военного поэта Мусы Джалиля.

Поэтический вечер был призван открыть военную поэзию достаточно широкой аудитории и сделать это в зрелищном формате. В ходе мероприятия звучали стихи военных лет в исполнении Нины Александровны Даниленко, Маргариты Николаевны Капустянской, Натальи Филипповны Хамирановой, Галины Сергеевны Берилло, Людмилы Борисовны Петрук, Лидии Ивановны Свиридовой, Галины Ивановны Фадиной. Их трогательное и проникновенное исполнение тронуло сердца присутствующих в зале.

Не обошлось на вечере и без песен, и музыки военных лет. Ученица 7 класса Буныревской школы Лилия Халина исполнила на домбре мелодию «Катюша». Евгений Жуликов, Елена Тимошенко душевно исполнили песни военных лет. Музыка никого в зале не оставила равнодушными.

В завершение вечера присутствующие открывали письма военных поэтов, которые они писали своим родным и близким, зачитывали их. А в память о поэтах, земляках, родственниках, не вернувшихся с войны, были зажжены памятные свечи.

Мы не забыли того подвига наших отцов и дедов во имя спасения страны и её будущего, не забыли и «не потеряли» в каждодневной суете главное - честность, милосердие, любовь, веру.

Ещё живут на свете люди, которые преподали урок всему миру. Ещё можно взглянуть в их лица, глаза, услышать их простые, бесхитростные рассказы о тех временах!

В чём волшебство поэзии?
Возможно, в обнаженье чувств?
В способности затронуть сердца струны?
Ведь могут же слова, слетающие с уст,
Счастливым сделать день угрюмый.
А может, это просто наважденье?
И всё ж, покуда существует свет,
За строчкой строчку, словно ожерелье,
Нанизывает медленно слова… поэт.



Н.В. Платонова,
библиотекарь Буныревского сельского филиала