Использование научных открытий человечества в освоении космоса. Конспект урока по окружающему миру "Зачем люди осваивают космос?". Государства могут мирно работать вместе

К моменту высадки на Луну в 1969 году многие люди думали, что к началу 21 века космические путешествия станут обычным делом, мы сможем посещать другие планеты в нашей Солнечной системе и, возможно, даже рискнем отправиться в межзвездное пространство. К сожалению, такое будущее еще не наступило. Более того, люди вообще стали задаваться вопросом, нужны ли нам космические путешествия. Может быть, стоит оставить освоение космоса частным компаниям?

Но те, кто долгое время мечтал о том, что люди станут космической цивилизацией, утверждают, что освоение космоса предоставит хорошие преимущества и здесь, на Земле, в областях вроде здравоохранения, и безопасности. Вдохновение тоже будет. Вот несколько наиболее убедительных аргументов для продолжения освоения космоса.


Если мы не хотим однажды встретить судьбу динозавров, нам нужно защитить себя от угрозы попадания большого астероида. По данным NASA, примерно раз в 10 000 лет каменный или железный астероид размером с футбольное поле может врезаться в поверхность нашей планеты и вызвать цунами, возможно, достаточно большие, чтобы затопить прибрежные районы.

Но на деле бояться нужно настоящих монстров - астероидов в 100 метров в поперечнике или больше. Столкновение с таким гигантом вызовет огненный шторм из нагретых осколков и заполнит атмосферу пылью, блокирующей свет солнца, что уничтожит наши леса и поля. Если кто и выживет, он будет серьезно голодать. Мудро финансируемая космическая программа позволила бы нам обнаружить опасный объект задолго до того, как он поразит Землю, и отправить космический аппарат, который смог бы с помощью направленного взрыва направить астероид на другой курс.

Оно приведет к великим изобретениям


Очень много устройств, материалов и процессов, изначально разработанных для космической программы, нашли применение на Земле - их было так много, что у NASA появился офис, который ищет способы перепрофилирования космических технологий в продукты. К примеру, все мы знакомы с сухой заморозкой еды, но есть и другие варианты. В 1960-х ученые NASA разработали пластик, покрытый металлическим отражающим материалом. При использовании в одеяле он отражает 80% тепла тела его хозяину - это помогает жертвам катастрофы и пост-марафонцам оставаться в тепле.

Еще более интересной и ценной новинкой стал нитинол - гибкий, но упругий сплав, разработанный для того, чтобы спутники могли расправляться после того, как их упаковали в ракету. Сегодня ортодонты оснащают пациентов скобами, сделанными из этого материала.

Оно будет полезно для здоровья


породила множество медицинских инноваций, которые нашли применение на Земле, например, способ доставки противораковых лекарств непосредственно к опухоли; устройство, которое позволяет медсестре проводить УЗИ и передавать результаты врачу за тысячи километров; роботизированный манипулятор, который может выполнять сложную операцию внутри аппарата МРТ.

Ученые NASA, стремясь защитить астронавтов в условиях микрогравитации космоса, также помогли фармацевтической компании испытать Prolia, препарат, который сегодня может спасти пожилых людей от остеопороза. Легче было испытать лекарство на астронавтах, которые теряют 1,5% костной массы каждый месяц, нежели на пожилой женщине на Земле, которая теряет 1,5% ежегодно из-за остеопороза.

Исследование космоса - источник вдохновения


Если мы хотим, чтобы наши дети в этом мире стремились стать великими учеными и инженерами, а не рэперами, ведущими реалити-шоу или финансовыми магнатами, очень важно вдохновить их на правильную деятельность.

«Я могу стоять перед восьмиклассниками и говорить: кто хочет стать аэрокосмическим инженером, который построит самолет на 20% более энергоэффективный, чем тот, на котором летали ваши родители? Но это не работает. Однако если я спрошу: кто хочет быть аэрокосмический инженером, который спроектирует самолет, который будет ориентироваться в разреженной атмосфере Марса? Я получу лучших учеников в классе».

Это важно для государственной безопасности


Ведущие мировые страны должны обнаруживать и предотвращать враждебные намерения или террористические группы, которые могут развернуть оружие в космосе или атаковать навигационные, коммуникационные спутники и спутники наблюдения. И хотя США, Россия и Китай в 1967 году заключили договор о неприкосновенности территории в космосе, на нее могут позариться другие страны. И не факт, что договоры прошлого можно пересмотреть.

Даже если эти ведущие страны в большей части освоят ближайший космос, им нужно будет быть уверенными в том, что компании могут добывать полезные ископаемые на Луне или астероидах, не переживая, что их будут терроризировать или узурпировать. Очень важно настроить дипломатические каналы в космосе, с возможным военным использованием.

Нам нужно космическое сырье


В космосе есть золото, серебро, платина и другие ценные вещества. Много внимания привлекли мероприятия частных компаний, которые предусматривают добычу полезных ископаемых на астероидах, но космическим шахтерам не придется далеко ходить, чтобы найти богатые ресурсы.

Луна, к примеру, является потенциально прибыльным источником гелия-3 (используется для МРТ и в качестве потенциального топлива для атомных электростанций). На Земле гелий-3 настолько редкий, что его цена достигает 5000 долларов за литр. Также Луна может быть потенциально богатой редкоземельными элементами вроде европия и тантала, которые пользуются большим спросом для использования в электронике, солнечных панелях и других продвинутых устройствах.

Государства могут мирно работать вместе


Ранее мы уже упомянули о зловещей угрозе международного конфликта в космосе. Но все может быть и мирно, если вспомнить о сотрудничестве разных стран на Международной космической станции. Космическая программа США, например, позволяет другим странам, большим и не очень, объединять свои усилия в исследовании космоса.

Международное сотрудничество на поле космоса будет исключительно взаимовыгодным. С одной стороны, большие расходы были бы распределены на всех. С другой - это помогло бы установить тесные дипломатические отношения между странами и создать новые рабочие места для обеих сторон.

Оно помогло бы ответить на большой вопрос


Почти половина людей на Земле считает, что где-то в космосе есть жизнь. Четверть из них думает, что инопланетяне уже посещали нашу планету.

Однако все попытки найти в небе признаки других существ оказывались бесплодными. Возможно, потому что земная атмосфера мешает сообщениям доходить до нас. Вот почему те, кто занимается поиском внеземных цивилизаций, готовы разворачивать еще больше орбитальных обсерваторий вроде . Этот спутник будет запущен в 2018 году и сможет искать химические признаки жизни в атмосферах далеких планет за пределами нашей Солнечной системы. Это только начало. Возможно, дополнительные космические усилия помогут нам, наконец, ответить на вопрос, одиноки ли мы.

Людям нужно утолять жажду исследований


Наши первобытные предки распространились из Восточной Африки по всей планете, и с тех пор мы не останавливаем движением. Мы ищем свежие территории за пределами Земли, поэтому единственный способ утолить это первобытное желание - отправиться в межзвездное путешествие на несколько поколений.

В 2007 году бывший администратор NASA Майкл Гриффин (на фото выше) провел различие между «приемлемыми причинами» и «реальными причинами» освоения космоса. Приемлемые причины могли бы включать экономические и национальные преимущества. Но реальные причины будут включать такие понятия, как любопытство, соревнование и создание наследия.

«Кто из нас не знаком с этим чудесным волшебным трепетом, когда мы видим что-нибудь новое, даже по телевизору, что никогда не видели раньше? - говорил Гриффин. - Когда мы делаем что-то ради реальных причин, не довольствуясь приемлемыми, мы производим наши лучшие достижения».

Нам нужно колонизировать космос, чтобы выжить


Наша способность выводить спутники в космос помогает нам наблюдать и бороться с насущными проблемами на Земле, от лесных пожаров и разливов нефти до истощения водоносных горизонтов, которые нужны людям для снабжения питьевой водой.

Но наш рост населения, жадность и легкомыслие приводят к серьезным экологическим последствиям и повреждениям нашей планеты. Оценки 2012 года говорили о том, что Земля сможет выдержать от 8 до 16 миллиардов человек - а ее население уже перешагнуло отметку в 7 миллиардов. Возможно, нам нужно быть готовыми к колонизации другой планеты, и чем быстрее, тем лучше.

Для запуска одной ракеты в космос требуется в среднем от 50 до 100 миллионов долларов (2015 год)еще столько же стоит космическое оборудование, и вся организация запуска. Проще говоря – для запуска чего либо в космос, нужно затратить приблизительно 10 тыс. долларов всего за один килограмм полезного груза, который должен оказаться в космосе. Оправданы ли подобные огромные затраты? Может лучше сосредоточиться на все еще нерешенных проблемах на самой Земле?

Наблюдение за Землей

Благодаря освоению космоса, а точнее орбиты Земли, человечество получило невероятную возможность – наблюдать за поверхностью Земли с такой высоты, которая недоступна ни одному самолету. Зачем это нужно?

— Прогнозирование погоды. Отслеживание мощных ураганов позволяет ежегодно спасть более 5 миллионов жизней.

— Системы связи. Благодаря спутникам стала возможным беспроводная связь с любой точной планеты, передача данных может производится на скорости более 1 Гбит/сек.

— Навигация. Благодаря спутникам GPS и ГЛОНАС каждый житель Земли имеет возможность узнать свое точное местонахождение.

— Слежение за лесными пожарами. Множество крупных городов и систем инфраструктуры расположены в непосредственной близости от лесных массивов, за общим состоянием которых крайне тяжело следить даже с самолета.

— Наблюдение за океанами и посевами. Современные спутники производят отслеживание крупных скоплений рыб в мировом океане, что несомненно идет на пользу промышленной добычи рыбы. Ведется наблюдения и за полями с целью оценить состояние урожая.

Наблюдение за Вселенной

Космические системы наблюдения за дальним космосом открывают перед человечеством новые уникальные возможности:

— Космическая погода. Солнечные обсерватории ведут круглосуточный осмотр активности Солнца, что дает возможность предсказывать мощные магнитные вспышки, которые отрицательно влияют на работу электроники и здоровья человека.

— Орбитальные обсерватории. Телескопы, работающие на орбите, имеют возможность изучать Вселенную в инфракрасном и рентгеновском излучении, что невозможно сделать с поверхности Земли. Благодаря орбитальным телескопам в ближайшее время будут открыты подавляющее большинство черных дыр, пульсаров и самое главное – экзопланет похожих на Землю.

— Автоматические аппараты. Благодаря беспилотным межпланетным спутникам, человечество впервые увидело то, что никогда не сможет увидеть ни один даже самый мощный телескоп.

Космос как место обитания человека.

Вполне возможно в недалеком будущем человек получит возможность осваивать ближайшие астрономические объекты (Луна, Марс), и использовать их природные ресурсы. Земля — лишь колыбель человеческой цивилизации, вполне возможно, человечеству уготована судьба заселить, и освоить всю нашу галактику, ибо Земля не вечна, однажды ее придется покинуть ради вживания людей.

На момент высадки на Луну в 1969 году многие искренне считали, что к началу 21 века космические путешествия станут обыденным делом, и земляне начнут преспокойно летать на другие планеты. К сожалению, это будущее еще не настало, а люди начали сомневаться, нужны ли нам вообще эти космические путешествия. Может быть и Луны достаточно? Тем не менее, исследования космоса продолжают давать нам бесценную информацию в сфере медицины, добычи полезных ископаемых и безопасности. Ну и, конечно же, прогресс в изучении космического пространства действует на человечество вдохновляюще!

1. Защита от возможного столкновения с астероидом

Если мы не хотим закончить как динозавры, необходимо защитить себя от угрозы столкновения с большим астероидом. Как правило, примерно раз в 10 тысяч лет в Землю угрожает врезаться какое-нибудь небесное тело размером с футбольное поле, что может привести к необратимым последствиям для планеты. Нам действительно следует опасаться таких «гостей» диаметром минимум в 100 метров. Столкновение поднимет пылевую бурю, уничтожит леса и поля, обречёт на голод тех, кто останется в живых. Специальные космические программы направлены на то, чтобы установить опасный объект задолго до того, как он приблизится к Земле, и сбить его с траектории движения.

2. Возможность появления новых великих открытий

Немалое количество всевозможных гаджетов, материалов и технологий первоначально были разработаны для космических программ, но в дальнейшем они нашли своё применение на Земле. Мы все знаем о продуктах, полученных путем сублимационной сушки, и давно их употребляем. В 1960-е годы ученые разработали специальный пластик, покрытый отражающим напылением из металла. При его использовании в производстве обычных одеял он сохраняет до 80% тепла тела человек. Еще одной ценной инновацией является нитинол — гибкий, но упругий сплав, созданный для производства спутников. Теперь из этого материала изготавливают стоматологические брекеты.

3. Вклад в медицину и сферу здравоохранения

Освоение космоса привело к появлению множества медицинских инноваций для земного использования: например, метод введения противораковых лекарств непосредственно в опухоль, аппаратура, с помощью которой медсестра может делать УЗИ и моментально передавать данные врачу за тысячи километров от неё, и механическая рука-манипулятор, выполняющая сложные действия внутри аппарата МРТ. Фармацевтические разработки в области защиты космонавтов от потери костной и мышечной массы в условиях микрогравитации привели к созданию препаратов для профилактики и лечения остеопороза. Причем эти препараты было легче протестировать в космосе, поскольку космонавты теряют около 1,5% костной массы в месяц, а пожилая земная женщина теряет 1,5% в год.

4. Освоение космоса вдохновляет человечество на новые достижения

Если мы хотим создать мир, в котором наши дети будут стремиться стать учеными и инженерами, а не ведущими реалити-шоу, кинозвездами или финансовыми магнатами, то освоение космоса – это весьма вдохновляющий процесс. Пора задавать растущему поколению вопрос: «Кто хочет быть аэрокосмическим инженером и спроектировать летательный аппарат, который сможет попасть в разреженную атмосферу Марса?»

5. Нам необходимо сырье из космоса

В космическом пространстве есть золото, серебро, платина и другие ценные металлы. Некоторые международные компании уже задумываются о добыче полезных ископаемых на астероидах, так что не исключено, что в ближайшем будущем появится профессия космического шахтёра. Луна, например, является возможным «поставщиком» гелия-3 (используется для МРТ и рассматривается как возможное топливо для атомных электростанций). На Земле это вещество стоит до 5 тысяч долларов за литр. Луна также считается потенциальным источником редкоземельных элементов, таких как европий и тантал, которые пользуются большим спросом для использования в электронике, производстве солнечных батарей и других современных приборов.

6. Освоение космоса может помочь найти ответ на очень важный вопрос

Мы все верим в то, что где-то в космосе существует жизнь. Кроме того, многие считают, что инопланетяне уже посещали нашу планету. Однако мы так до сих пор не получили никаких сигналов от далёких цивилизаций. Вот почему учёные-искатели внеземных цивилизаций готовы разворачивать орбитальные обсерватории, например, космический телескоп Джеймса Вебба. Этот спутник планируется к запуску в 2018 году, и с его помощью появится возможность поиска жизни в атмосферах далеких планет за пределами нашей Солнечной системы по химическим признакам. И это только начало.

7. Людям свойственно стремление к исследованиям

Наши первобытные предки родом из Восточной Африки расселились по всей планете, и с тех пор человечество ни разу не прекращало процесса своего перемещения. Мы всегда хотим исследовать и осваивать что-то новое и неизведанное, будь то короткая прогулка на Луну в качестве туриста, или долгое межзвездное путешествие длиной в жизни нескольких поколений. Несколько лет тому назад один из руководителей НАСА озвучил различие между «понятными причинами» и «реальными причинами» освоения космического пространства. Понятные причины – это вопросы получения экономических и технологических преимуществ, а реальные причины включают такие понятия, как любопытство и желание оставить после себя след.

8. Для своей выживаемости человечеству, вероятно, придётся колонизировать космическое пространство

Мы научились отправлять спутники в космос, и это помогает нам контролировать и бороться с насущными земными проблемами, включая лесные пожары, разливы нефти и истощение водоносных горизонтов. Однако существенное увеличение количества населения, банальная жадность и неоправданное легкомыслие касательно экологических последствий уже нанесли серьезный ущерб нашей планете. Ученые считают, что Земля имеет «допускаемую нагрузку» в размере от 8 до 16 миллиардов, а нас уже более 7 миллиардов. Возможно, человечеству пора готовиться к освоению других планет для жизни.

Зачем люди осваивают космос?

Цели:

    систематизировать и расширить представления детей о космонавтике;

    расширить словарный запас учащихся;

    воспитывать чувство патриотизма;

    познакомить с искусственными спутниками Земли, с космическими станциями и их ролью в жизни современного человека;

Оборудование: фотографии космонавтов, проекционный экран,

Основные понятия и определения

Космос. Ю.А. Гагарин - первый космонавт. Искусственные спутники Земли, космические научные станции.

Планируемые результаты

Предметные

Научатся: рассказывать об освоении космоса человеком; моделировать экипировку космонавта.

Получат возможность научиться: высказывать предположения по вопросам учебника, проводить самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний. Моделировать экипировку космонавта.

Метапредметные

Регулятивные: ориентируются в учебнике и тетради; принимают и сохраняют учебную задачу ; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формируют познавательные цели; логические - осуществляют поиск существенной информации (из материала учебника, из рассказа учителя, воспроизведению в памяти).

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого человека – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Личностные результаты

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

позволяет мне привлечь детей к формулированию темы и постановке задач урока, повысить активность детей на уроке.

Технология сотрудничества позволяет в процессе объяснения материала с опорой на знания детей составлять схемы, которые в дальнейшем успешно используются как на уроке, так и являются огромным подспорьем в понимании темы, запоминании различных правил. Также использую парную и групповую работу для закрепления материала, при самооценке учащихся.

На уроке используются формы работы: фронтальная работа, индивидуальная.

Свой урок я построила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. (видеофрагмент, презентация)

Технология критического мышления позволила мне привлечь детей к формулированию темы и постановке задач урока, повысить активность детей на уроке.

Технология сотрудничества позволяет в процессе объяснения материала с опорой на знания детей составлять опорный так и являются огромным подспорьем в понимании темы, запоминании различных явлений природы.

Также использую парную и групповую работу для закрепления материала, при самооценке учащихся.

Игровые технологии позволяют активизировать учащихся на протяжении всего урока, стимулировать проявление детьми инициативы и самостоятельности; создавать ситуацию успеха.

Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

На уроке решалась проектная задача «Космос моими глазами».

Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.

Этапы урока связаны между собой, чередуются различные виды деятельности.

Учебный материал соответствовал принципу научности, доступности.

Учебное время использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учетом физических и психологических особенностей первоклассников.

ХОД УРОКА

    Организационный момент

Ребята, сегодня у нас на уроке гости, давайте поприветствуем их.

Вот пора начать урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Вы друг дружке улыбнитесь

На места свои садитесь.

2. Актуализация знаний.

Ребята посмотрите на иллюстрации. (на доске). У вас на парте в конверте № 1 лежат такие же картинки и лестница.

Выполните задание в парах: расположите картинки на пьедестале почета от самого комфортного мета обитания для человека, до того где человеку трудно жить.


Один человек выполняет работу на откидной доске (проверка, выслушиваем аргументы)

На какой из картинок человеку жить комфортно? (На земле)

А на какой он мог бы жить, но ему пока трудно? (на воде)

А на третьей картинке почему никто не изображен? Откуда эта картинка?

Интересно человеку узнать, что там находится под облаками?

Как называется воздушное пространство, которое находится за облаками? (Космос)

3. Самоопределение к деятельности.

Чтобы понять, что такое космос, мы выполним коллективную работу: на доске ватман черного цвета, на откидной доске картинки, из которых по одному учащиеся выбирают, что есть в космосе.

Как вы думаете, а где найти точное значение слова? толковом словаре). (Показать и зачитать).

Словарь С.И.Ожегова так объясняет это слово.
Космос, вселенная – вся система мироздания, весь мир.
– Нашу планету вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство, в нём находятся небесные тела, Солнце, звёзды, планеты, Луна, газ, пыль. Центром всей этой системы является Солнце.

Говоря о космосе, на нашем уроке, как вы думаете какой вопрос будет главный? тема будет Зачем люди осваивают космос? Слайд 1

Скажите, а как вы ответите на этот вопрос ( Основной целью, с которой человек поначалу стремился в космос, было желание найти там себе подобных разумных существ. К сожалению, это желание не осуществилось и до сих пор. На просторах вселенной, которых человек сумел достичь или изучить с помощью новейших телескопов и других специальных устройств, не было пока обнаружено жизни вообще.) Слайд 2

А что бы вы хотели узнать нового о космосе и зачем же человек туда стремится?

- Какие задачи мы должны решить с вами на уроке?

Слайд 3
Давайте с вами вспомним, что мы уже знаем из космических тел показываю на объект и спрашиваю)

Что такое Солнце? (огромный раскалённый шар, звезда)

Какую форму имеет наша Земля? (Форму шара)
– Что такое Луна?
(Естественный спутник Земли)
– Как вы понимаете естественный спутник?
(Который создала природа)

А что такое искусственный спутник Земли? (Его создали люди) Слайд 3

4. Постановка учебной задачи.

А как вы думаете, зачем люди создали искусственный спутник? (выслушиваем мнения детей)

5. Работа по теме урока.

А теперь давайте расширим наши знания и послушаем СООБЩЕНИЕ Женя

Тысячи лет люди ходили по Земле, но никак не могли увидеть ее всю сразу. 4 ноября 1957 года наша страна открыла миру новую эпоху - космическую. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. Он весил 83,6 килограммов и имел форму шара диаметром 58 сантиметров. Слайд 4 Спутники следят за движением облаков – это помогает точнее предсказывать погоду. Следят за движением судов в океанах, разносят по всей Земле телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звёзды и планеты. Спутники фотографируют Землю для составления карт. Есть спутники-разведчики. Слайд 4


Запуск искусственного спутника позволил людям с помощью аппаратуры увидеть нашу планету из космоса. Однако, настоящее чудо свершилось 12 апреля 1961 г., когда планету потрясла неожиданная весть (видеофрагмент 4:05мин)

Почему?

Кто впервые совершил полет в космос?

Как мы называем человека, который работает в космосе? (космонавт)

А на чем он попадает в космос? (На ракете)

Давайте посмотрим на экран и попробуем с вами определить на каком космическом аппарате Ю. Гагарин отправился в космос, а если вы внимательно смотрели фильм, то вы его сразу узнаете. Слайд 5

Как он назывался? Слайд 6

Вот и мы с вами отправимся на ракете в путешествие:

6.Физкультминутка

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете,

На носки приподнимись,

А потом руки вниз.

Раз, два,

(Стойка на носках, руки верх, ладони образуют «купол ракеты».)

Три, четыре-

(Основная стойка)

Вот, летит ракета ввысь! Слайд 7

Ребята посмотрите куда мы прилетели (вернемся к нашей коллективной работе «Космос»,) показываю на космическую научную станцию) - Что это? Откроем учебник стр.72 прочитаем название.

Зачем человек создал космическую научную станцию? (выслушиваем мнения детей). Слушаем доклад: Виолетта

Для продолжительной работы в космосе ученые создали космические орбитальные станции, на которых могли работать сразу несколько космонавтов. В настоящее время космическая станция может находиться в космосе годами. Космонавты наблюдают Солнце и звёзды, фотографируют Землю. Им приходится плавить и сваривать металл, испытывать прочность различных материалов. Чтобы узнать, как себя чувствуют различные растения в космосе, космонавты выращивают их на станции. Слайд 8

9. Подведение итогов урока.

Ребята, так давайте вернемся к нашему пьедесталу на котором мы размещали иллюстрации где живет человек: можем мы сказать, что в космосе никто не живет?

(Нет, т.к. космонавты живут и работают на космических орбитальных станциях.)

Какая была тема урока?

Какие задачи ставили перед собой?

Зачем космонавты летают в космос?

Для чего нужны искусственные спутники Земли?

10. рефлексия

Ребята давайте возьмем пьедестал который лежит у вас на парте и фигурку космонавта.

Если вам все было понятно на уроке, то мы космонавта поставим на 1 место на пьедестале.

Если возникали затруднения в течения урока, но к концу урока, все стало понятно, то на 2 м.

Если, что-то осталось неизведанным и непонятным в нашем космическом путешествии, то на 3 место.

Как только на город опускается тьма, мы поднимаем головы вверх и смотрим на звёзды. Они ведь есть, хоть и где-то далеко. Такие призрачные и настолько реальные одновременно. Смогут ли люди когда-то отправятся к этим сгусткам энергии или навсегда останутся прикованными к поверхности родной планеты?

Чего мы добились в покорении Вселенной?

На сегодняшний день у человека весьма сомнительные достижения в плане освоения космоса:

  • Не было ни одной пилотируемой мисси к другой планете;
  • Нога человека ступила только на спутник Земли и никуда более;
  • На ближайшее время нет даже запланированных программ по покорению нашей звёздной системы;
  • Подавляющее большинство космических стартов связано с запуском грузов на околоземную орбиту;
  • В окружающем пространстве действует не более десятка исследовательских зондов, посылающих информацию на Землю.

Выходит, что где-то полвека назад человечество думало покорять Луну, но уже на том этапе ретировалось к границам собственной орбиты. Мы запустили международную станцию и периодически доставляем туда космонавтов и всё им необходимое.

Ещё о спутниках можно упомянуть - да здравствует надёжный интернет и навигация. И метеорология ещё, куда без неё. Но ведь всё это лишь игрушки - мы лишь вплотную подобрались к самому космическому пространству, но так и не решились сделать хоть ещё один шаг вперёд.

Почему сворачиваются исследовательские миссии

Как ни странно, космические программы, это очень дорогое удовольствие :

  1. Почти никакой финансовой отдачи космические агентства не получают;
  2. Большинство ракет и кораблей строятся для всего одного использования;
  3. Учитывая необходимый уровень качества и надёжности - производство одной ракеты обходится в десятки миллионов долларов;
  4. Сами путешествия в космосе - прямая угроза для жизни космонавтов, что добавляет дополнительные риски;
  5. Полученная теоретическая информация далеко не всегда имеет практическое применение на Земле.

Короче говоря - готовить космонавтов слишком долго и дорого, а ещё каждый из них может погибнуть в любой момент. Корабль неудачно стартовал, и вся команда сгорела в огромном огненном шаре - перспектива вполне реальная, такое уже случалось.

Да и сами корабли, вместе с ракетоносителями, не только дорого стоят, но ещё и отправляются на свалку истории уже после первого пуска. Представьте, что вы летите на частном самолёте. Каждый раз на новом, ведь после посадки воздушное судно самоуничтожается или это происходит при самой посадке, а вы вынуждены приземляться в спасательной капсуле. Долго сможете полетать, в таких условиях, когда постоянно необходимо покупать не самые дешёвые в мире самолёты?

Непреодолимый барьер

Но это всё лирика, ведь основной ограничитель заключается в другом ‒ до ближайшей звезды несколько световых лет. Чтобы было понятно - свет движется с максимальной скоростью, которая только существует во Вселенной. И даже у него уйдёт несколько лет на преодоление этого маршрута.

Сегодня лишь «Вояджер» является единственным рукотворным предметом, покинувшем пределы Солнечной системы. На это у него ушло порядка 40 лет и это лишь выход за пределы системы, на достижение другой уйдут десятки тысяч лет, при нынешних скоростях. К сожалению, человек смертен и попросту не может ждать столько времени. Цивилизации на Земле существуют примерно столько же, сколько придётся лететь .

Можно заявить, что проблема заключается лишь в текущем уровне развития. И это действительно так, но понимание пришло много десятков лет назад, и за это время не было сделано ничего для разрешения сложившейся ситуации. Да, имеются огромные межзвёздные пространства, но не существует никакого технического решения для их преодоления. И в обозримом будущем, откровенно говоря, они и не появятся.

Физики активно эксплуатируют теорию «кротовых дыр», о том, что отдалённые точки в пространстве могут соприкасаться при определённых условиях. Только на практике ни одной такой кротовой дыры мы так и не обнаружили, да и вероятность подобного «подарка» именно в нашей звёздной системе - не особо велика.

Первые шаги в вопросах колонизации

Теоретически, для достижения любой цели необходимо хоть что-то делать, а не сидеть на месте. Первыми шагами в освоении космоса может быть покорение Марса - планета вполне пригодна для существования, в условиях закрытых ферм и при наличии скафандров. Во всяком случае, до масштабного изменения климата, создания атмосферы и прочих проектов, которые на данный момент кажутся нереальными.

Для начала необходимо создать хоть какой-то форпост в космосе. Можно сказать, что уже сейчас существует станция на орбите, где постоянно обитают астронавты. Но опять-таки, это слишком близко к поверхности Земли. Речь идёт о Луне, а в идеале - о Марсе. Именно с покорения этой планеты может начаться экспансия человечества в другие миры. При условии, что колоссальные пустоты в межзвёздном пространстве будут хоть как-то преодолены.

Прогресс и романтика

Всего несколько столетий назад человек считал, что на облаках расположен рай. За такой незначительный промежуток времени представление об окружающей действительности значительно изменилось и учёные создали множество механизмов, которые наши предки даже представить себе не могли.

Возможно, это ожидает и наших потомков - удивление тем фактом, почему мы сами так поздно додумались до тех или иных технологий.

Свет звёзд: этот образ используется как в романтической литературе, так и в фантастике. Неизменно одно заявление - мы видим отражение, частицу прошлого и свет умерших миров. В этом есть доля правды, если учесть, что от далёких звёзд свет может идти десятки тысяч лет. Но разве это способно остановить стремление человечества к покорению окружающего пространства?

Фантасты дали нам образ - гигантские корабли, движущиеся в межзвёздном пространстве на протяжении десятилетий и даже столетий. Пассажиры, спящие в условиях анабиоза. Для них это путешествие происходит не только в пространстве, но и во времени. Возможно, когда-то будет реализовано нечто подобное. Но скорее всего, учитывая уровень технологий и низкую заинтересованность - космос останется непокорённым.

Мы родились слишком рано, чтобы осваивать звёзды. За будущие поколения говорить сложно, но на своем веку мы вряд ли увидим значимых открытий в этой области. Разве что, если вдруг произойдёт контакт с внеземной цивилизацией.

Видео: что будет, если все население Земли поднимется?

В данном ролике Лев Прокопьев расскажет, что может произойти, если все люди на планеты одновременно покинут Землю: