Интересные вопросы о животных растениях для детей. Викторина «Удивительный мир растений. й конкурс. Игра «Четвёртый лишний»

ВИКТОРИНА

« РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ »

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Цели:

Обобщение и закрепление знаний детей о животных и растениях Краснодарского края, их внешнем виде, среде обитания; активизация глагольной лексики, словаря прилагательных.

Формирование экологической культуры, чувства ответственности за животный и растительный мир

Способствовать речевому общению на основе совместной деятельности, воспитывать умение работать в команде.

Ход .

Воспитатель. Ребята, сегодня мы собрались, чтобы принять участие в викторине «Растения и животные Краснодарского края». Будут соревноваться 2 команды (команды сформированы заранее)

1 конкурс «Разминка».

Начнем с разминки. Ведущий будет задавать вопрос командам по очереди, если команда не отвечает, то право ответа переходит соперникам.

1. Что делает еж зимой? (Спит)

2. Какая страшная рыба живет в Черном море? (Собачья акула)

1. Какая птица не строит гнезд и не выводит птенцов? (Кукушка)

2. Какое лекарственное растение можно встретить на любой дорожке? (Подорожник)

1. Как называется хвойное дерево, которое не гниет в воде? (Тис)

2. Как называются ягоды, которые собирали наши предки для лечения ангины? (Малина)

1. Как называется растение, которое помогает опавшие листья превращать в перегной? (Грибы)

2. Какой гриб является для человека ядовитым, а для животных лекарством? (Мухомор)

1. Назовите животное, занесенное в Красную книгу. Оно самое большое в Кавказском заповеднике? (Зубр)

2. Какая птица «сохраняет» людям в год 1 тонну хлеба? (Сова)

Жюри подводит итоги конкурса.

2 конкурс «Узнай животное».

Описание первое:

«У нее на голове черная шапочка, спина, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест все – и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно любит сало». (Синица)

Описание второе:

« Это зверь небольшой, живет в доме, но при этом он хищник. Охотится из засады. Может часами караулить добычу. Из засады бросается, делает несколько стремительных прыжков. Но если добыча ускользнула, то не преследует ее. Чтобы схватить и удержать добычу, использует острые когти и их помощью лазает по деревьям». (Кошка)

3 конкурс « Отгадай загадку»

1 команда:

1. Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога . (Баран)

2. Только тронь 3.Черный жилет,

Одернешь ладонь: Красный берет,

Обжигает трава, Нос как топор,

Как огонь . (Крапива) Хвост, как упор . (Дятел)

4. Круглый, зрелый , загорелый

Попался на зубок.

Расколоться он не смог.

А попал под молоток

Хрустнул ра з - и треснул бок. (Орех)

5.Гладиш ь - ласкается,

Дразнишь – кусается . (Собака)

6. Над ним не кружит пчёлка

Она с ним не дружна.

Пахучая метелка

Солениями нужна . (Укроп)

7.Живет в воде, 8. Всю ночь летает-

Там ест и спит Мышей добывает.

И никогда А станет светло-

Не говорит . (Рыба) Спать летит в дупло.

(Сова)

9. С боевым и странным носом

И смешен, и очень строг.

Что тут думать над вопросом-

«Кто он?» Это – …… (Носорог)

10. Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка ест ь - нет головы . (Гриб)

2 команда:

1. В поле - метелкой,

В мешке – жемчугом. (Пшеница)

2. Стоит в саду кудряшка-

Белая рубашка.

Сердечко золотое.

Что это такое? (Ромашка)

3. Растет она в земле,

Известна в целом мире.

Частенько на столе

Красуется в мундире . (Картошка)

4. Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

5.У порога плачет,

Коготки прячет,

Тихо в комнатку войдет,

Замурлычет, запоет . (Кошка)

6. Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык;

Летит – воет.

Сядет – землю закроет.

7. Без крыльев

А быстрее птицы.

С дерева на дерево

Перелетает . (Белка)

8. Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, его найдешь.

Ярко-синий и пушистый

Только жаль, что не душистый.

(Василек)

9. Хотя посажена я в клетку,

Не брошу я затей своих.

Прошу у зрителей конфетку

И передразниваю их. (Обезьяна)

10. Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет.

В деревне кур крадет.

5 конкурс.

Воспитатель: Определите «лишнее» слово среди отгадок и докажите свой выбор. (1 команда – носорог, 2 команда – обезьяна: эти животные не обитают на территории Краснодарского края)

Музыкальная пауза – Инсценировка песни «Маленький ежик»

(Исполняют обе команды)

6 конкурс. « Пословицы и поговорки».

Задание: Командам предлагается закончить пословицы и поговорки.

2. Здоровое дерево дятел…… (не долбит)

3.Волка ноги…. (кормят)

2 команде:

1. Волков боятьс я - в лес… (не ходить)

2. Слово не воробей, вылети т - не … (поймаешь)

3. Дерево дорого плодами, а человек…. (делами)

7 конкурс « Пантомим а».

Командам раздаются карточки с заданием изобразить животное, обитающее на территории Краснодарского края. Дается время на обсуждение и подготовку. Затем пантомима показывается, а команда-соперница угадывает животное. Например:

1 . Изобразить медведя, ищущего еду.

2. Показать, как цапля ловит лягушек.

1. Показать, как еж собирает грибы.

2. Изобразить, как белка прыгает с дерева на дерево.

8 конкурс «Хитрая буква».

Воспитатель. А теперь немного отдохнем и поиграем в игру «Звук заблудился». Я читаю стихи, а команды по очереди определяют и исправляют ошибки.

Мы собрали васильки

На головах у нас щенк и (венки)

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно враче й (грачей)

На поляне весной

Вырос зуб молодо й (дуб)

Крутится как булка в колесе (белка)

Закричал охотник «Ой!

Двери (звери) гонятся за мной!»

Тащит мышонок в норку

Огромную хлебную горк у (корку)

Под березами, где тень

Притаился старый день (пень)

Пугал крестьян окрестных сел

Паривший в воздухе осё л (орел)

Воробышек поскакал-

Где-то кошек (крошек) отыскал.

Он одну сейчас же съел

Остальные не успел.

На глазах у детворы

Крысу (крышу ) к расят маляры

Подведение итогов , награждение победителей.

ВИКТОРИНА

«РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ»

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Цель

Развитие познавательных мотивов, направ-ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний.

Кто среди животных самый быстрый, самый ловкий, самый умный? А какие бывают рекорды среди растений?

Рекордсмены животного и растительного мира способны удивлять . Самое высокое дерево из ныне существующих - это секвойя Гиперион. Высота этого гиганта составляет 115,5 метра. Это выше, чем тридцатиэтажный дом! А возраст дерева оценивается в 700-800 лет.

Видеоматериал Викторина Самые-самые


Текст. Викторина Самые-самые (животные и растения)

    Самая ядовитая змея. Кобра

    Самое быстрое животное. Гепард

    Животное, обладающее самой маленькой скоро-стью передвижения. Улитка

    Самая крупная обезьяна. Горилла

    Самое длинное растение. Лиана

    Самое высоко прыгающее животное. Пума

    Самая свирепая и кровожадная рыба, обитаю-щая в реках Южной Америки. Пиранья

    Самое крупное земноводное. Исполинская сала-мандра

    Самая крупная ящерица. Варан

    Самой крупной сухопутной черепахой являет-ся... слоновая

    Самая маленькая птица нашей фауны. Королек

    Самый высокий полет у грифа

    Самую высокую скорость при полете развива-ет. Сокол сапсан

    Это самая крупная клетка живого организма, употребляемая человеком в пищу. Яйцо

    Самый сильный и крупный удав в мире. Ана-конда

    Самое быстро растущее растение. Японский бамбук

    Самые крупные листья. Бразильская пальма рафия тедигера

    Самые длинные корни у дикого инжира

    Самые большие цветкиу раффлезии Арнольда

    Самое высокое дерево всех времен. Царственный эвкалипт

Рекордсмены среди животных по размеру - синие киты . Синий кит, или, как его ещё называют, блювал, — это не просто самое большое и тяжелое современное животное. Вероятно, что это огромное млекопитающее является самым крупным животным из всех когда-либо живших на земле. Длина его тела может достигать 33 метров, а вес превышает 200 тонн. Сердце кита размером с легковую машину, а язык - со взрослого слона.

Несмотря на такие внушительные размеры, киты питаются мелкими головоногими, рыбой, рачками, крилем, планктоном. Точная продолжительность жизни гигантов доподлинно неизвестна. Но прожить кит может долго - примерно 80-90 лет, а самый старый зарегистрированный кит дожил до почтенного возраста 110 лет.

Из-за бесконтрольного отлова голубых гигантов на нашей планете осталось не так уж много - не более 10 тысяч особей.

Животные-долгожители.

Сколько прожили самые старые животные-рекордсмены? Всем известно, что некоторые виды птиц и рыб могут существовать более ста лет. Морской еж Красного моря способен перешагнуть двухсотлетний рубеж. Самым древним на сегодняшний день моллюском считается особь, по кольцам на раковине которой был определен возраст 405 лет. Ещё один фантастический долгожитель - арктическая губка. Это животное ведет прикрепленный образ жизни и растет очень медленно. Была найдена крупная особь, возраст которой оценивается от 15 до 23 тысяч лет!


Но и эта цифра не предел. Вид медуз Turritopsis Nutricula потенциально бессмертен! Достигнув зрелости, это удивительное животное снова превращается в полип, из которого в дальнейшем сформируются новые медузы. Эта метаморфоза продолжается бесконечно, а значит, смерть от старости медузе не грозит.

Самое большое сухопутное животное.

Рекордсмены из мира животных, слоны , являются самыми большими сухопутными существами, живущими на планете в данный момент. Вес самца может достигать 7 тонн, а рост - 3,5 метра. Слоны примечательны не только своими размерами, это ещё и одни из самых умных животных.

Примером высокого интеллекта слонов является тот факт, что они способны узнавать свое отражение в зеркале. Это является показателем того, что эти животные обладают самосознанием, представлением о себе, собственным «я». Кроме человека, отражение в зеркале узнают только высокоразвитые виды обезьян и дельфины. Слоны могут использовать подручные инструменты, то есть, по сути, оружия труда. К примеру, эти млекопитающие могут брать ветки, чтобы отмахиваться от мух. Не чуждо гигантам и творчество. Слоны могут рисовать и обладают хорошим музыкальным слухом.

Самое умное животное.

На звание самого умного претендуют несколько видов животных, но все-таки наиболее приблизились к человеку шимпанзе. Одаренные особи могут освоить язык жестов и даже составлять на нем короткие фразы. Они обладают чувством юмора, способны употреблять слова в переносном смысле и даже создавать новые понятия на основе известных. Шимпанзе понимают обращенную к ним речь. Это самые фотогеничные животные-рекордсмены. Фото этих обезьян можно увидеть во многих подборках оригинальных и удивительных картинок.


Эти удивительные животные в природе используют примитивные орудия труда - палки, листья, камни - и могут комбинировать 2 инструмента. Шимпанзе разбивают орехи камнями и применяют тонкие палочки для извлечения ядер, могут заострять палки зубами и использовать их для охоты.

Самое высокое животное.

Как выглядят самые высокие животные? Рекордсмены по росту - жирафы. Самцы могут достигать высоты 6 метров и веса 1,2 тонны, при этом практически одну треть длины составляет шея. Шаг этого величественного животного - 6-8 метров. Чтобы кровь могла снабжать кислородом мозг жирафа, ему нужна сильная восьмикилограммовая сердечная мышца. У животного высокое давление и густая кровь, а его артерии имеют толстые стенки и снабжены системой клапанов.

Жираф может доставать вкусные листья с верхних веток деревьев, а вот пить ему тяжело, приходится опускаться на колени. Спят эти гиганты лежа, согнув гибкую шею и положив голову на круп. Благодаря высокому росту и острому зрению жирафы могут увидеть опасность на расстоянии двух километров. Они могут обороняться передними копытами и бежать со скоростью 60 км/ч.

Самое быстрое животное

Какое самое быстрое животное-рекордсмен? Гепард способен с места развить скорость 65 км/ч всего за две секунды и на короткой дистанции достичь скорости 130 км/ч. Он нагоняет жертву одним прыжком и мгновенно убивает точным укусом в шею. После трапезы зверь покидает тушу, так как не способен защитить её от других хищников.


Гепард - гибкое, стройное животное . Эти грациозные кошки не пугливы, не склонны к агрессии по отношению к человеку и часто напоминают своим поведением собак. Известны случаи приручения гепардов. Между собой пятнистые спринтеры общаются с помощью негромкого тявканья и мягкого чириканья, напоминающего птичье.

Самое маленькое млекопитающее

Животные-рекордсмены могут быть и крохотными. Свиноносую летучую мышь часто называют мышкой-шмелем. Это крохотное млекопитающее действительно напоминает размерами насекомое. Длина тела мыши едва достигает 3 см, а вес составляет 2 грамма. Нос животного похож на небольшой пятачок, отсюда и название вида. Эти малыши обитают в Мьянме и Таиланде, встречаются редко. Живут зверьки группами, в известковых пещерах. Ведут ночной образ жизни и питаются насекомыми.

Самая маленькая птица

Крохотные животные-рекордсмены часто напоминают насекомых. Так, колибри-пчелку сравнивают то с бабочкой, то со шмелем. Эта крохотная птичка весит 1,6 г, а её тело имеет длину 5,7 см. Летают крошки молниеносно и могут развить скорость 80 км/ч. Их крылья двигаются так быстро, что можно услышать жужжание. Питаются колибри цветочным нектаром.

Рекордсмены среди растений

Самое высокое дерево из ныне существующих - это секвойя Гиперион . Высота этого гиганта составляет 115,5 метра. Это выше, чем тридцатиэтажный дом! А возраст дерева оценивается в 700-800 лет.

Самый большой живой организм на Земле - "Пандо" - клональная колония тополя осинообразного (США, штат Юта). Как установили ученые, 47 тысяч стеблей происходят от одного когда-то жившего тополя. Все 47 тысяч стеблей имеют единую корневую систему и могут быть названы единым организмом, масса которого 6 тысяч тонн. Возраст "Пандо" - 80 тысяч лет (по некоторым оценкам - до миллиона лет), что делает его одним из главных кандидатов на звание самого долгоживущего организма планеты .


Самому старому дереву на сегодняшний день исполнилось 4845 года. Это сосна остистая межгорная по имени Мафусаил, произрастающая в Калифорнии. Остистые сосны имеют высоту около 10 метров, их стволы и ветви искорёжены, а кора часто отсутствует. Мафусаил значительно пострадал и от туристов, которые пытались унести с собой на память ветку или кусочек коры. Сейчас точное место произрастания дерева держится в секрете.

Самое высокое дерево всех времен - царственный эвкалипт (Eucalyptus regnans). В отчете 1872 года австралийского инспектора государственных лесов Уильяма Фергюсона упоминается упавшее и обгоревшее дерево вида Eucalyptus regnans (эвкалипт царственный), которое при жизни имело высоту как минимум 150 метров.

Самое длинное растение - ротанговая пальма, которая принадлежит к семейству лиан. Длина стебля ротанга достигает 300 метров.

Другим кандидатом на звание самого долгоживущего и большого клонального организма на Земле является колония посидонии океанской к югу от острова Ибица в Средиземном море. Клональная колония посидонии океанской размером 8 км. в поперечнике может иметь возраст до 100 тысяч лет.

Самое большое по объему дерево и вообще самый большой неклональный живой организм на Земле - секвойядендрон (гигантская секвойя или мамонтово дерево) "Генерал Шерман" , объём которого 1487 куб. м. Возраст "Генерала Шермана" - от 2300 до 2700 лет. Высота этой гигантской секвойи 83,8 м., диаметр у основания 11,1 м., окружность ствола - 31,3 м. Дерево имеет массу 1910 тонн. Для сравнения: масса самого большого животного (синего кита) составляет до 190 тонн.


Самый старый неклональный организм всех времён - сосна остистая межгорная . Самое долгоживущее дерево этого вида ("Прометей") было срублено в 1964 году в американском штате Невада. Лишь после того, как дерево срубили, удалось установить, что это самое долгоживущее дерево всех времен - "Прометею" было 4862 лет. Другой представитель вида сосна остистая межгорная - дерево "Мафусаил" (по имени библейского долгожителя), которому на данный момент 4842 года ичерез 21 год "Мафусаил" может обойти по продолжительности жизни "Прометея" .

Дерево с самым толстым стволом - Арболь дель Туле / Дерево Туле вида таксодиум мексиканский. Дерево растет прямо посреди города Санта-Мария-дель-Туле в Мексике. Диаметр ствола этого дерева - 11,62 метра., окружность ствола - 36,2 м. Согласно легендам сапотеков (индейский народ в Мексике), дерево было посажено 1400 лет назад жрецом ацтекского бога ветра Эхекатля. Ученые подтвержают, что возраст дерева примерно такой, как об этом гласит индейская легенда.

Однако существовало дерево еще толще, чем "Арболь дель Туле". Окружность "Каштана сотни лошадей" на Сицилии - 57,9 м (данные измерения 1780 года). При этом "Каштан сотни лошадей" имел в то время не один ствол, а несколько (все стволы происходят из одного корня). Согласно легенде, Джованна I Арагонская в сопровождении ста рыцарей попала в грозу. Все путники тогда нашли убежище под этим деревом, которое стало называться "Каштаном сотни лошадей". Возраст этого дерева - от 2-х до 4-х тысяч лет. В настоящее время дерево разделено на 3 ствола, самый крупный из которых имеет окружность 22 метра.

Самое быстрорастущее растение - японский бамбук мадаке (Phyllostachys bambusoides), который за сутки может вырасти больше, чем на 1 метр.



Самые длинные корни (120 м.) у дикого инжира , растущего вблизи пещеры Эхо в Восточном Трансваале (ЮАР).

Самые крупные листья - у бразильской пальмы рафия тедигера (Raphia taedigera), которые имеют длину более 22 метров и ширину почти 12 метров.

Разделы: Биология

Игра–викторина может проводиться как в качестве заключительного урока по курсу «Природоведения» (5 класс), так и в качестве внеклассного мероприятия в рамках предметной недели ОО «Естествознание».

Класс делится на пять команд по 5 – 6 человек.

ЦЕЛИ ИГРЫ

  1. Повторение и закрепление полученных знаний в процессе игровой деятельности.
  2. Выработка умений чётко, ясно и конкретно излагать свою точку зрения, отвечать на вопросы.
  3. Развитие экологического сознания и мышления у учащихся.
  4. Воспитание любви к «малой Родине».
  5. Приобщение учащихся к самостоятельной работе с дополнительной литературой о природе, природных явлениях и особенностях природы родного края.
  6. Использование полученных знаний для решения нестандартных ситуаций и на практике.

ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ

Для игры необходим диск – вертушка (см. Приложение 1), который разделён на четыре сектора – красного, желтого, зелёного и оранжевого цветов. Каждый сектор включает по 16 вопросов (по 8 в наружном и внутреннем кругах).

Красное поле – вопросы о животных, зелёное – о растениях, жёлтое – о природе Донского края и экологии, оранжевое – загадки о природе и природных явлениях.

В каждом цветном секторе есть по 2 вопроса со звёздочкой (так называемый «Счастливый случай»).

ПРАВИЛА ИГРЫ

  1. Каждая команда имеет право вращать вертушку три раза подряд (в случае правильных ответов).
  2. За правильный ответ на вопрос из красного, зелёного и жёлтого секторов команда получает 2 балла, за неполный ответ или дополнение – 1 балл, за неправильный ответ – 0 баллов. За правильный ответ на вопрос из оранжевого сектора – 1 балл.
  3. За правильный ответ на вопрос со звёздочкой из красного, зелёного и жёлтого секторов команда получает 4 балла, а из оранжевого сектора – 3 балла.
  4. За подсказки и неуважительное отношение к командам и к ведущему баллы снимаются.
  5. На обсуждение вопросов отводится 20 секунд.
  6. Если команда, вращающая вертушку, отвечает на вопрос неправильно или ответ неполный, другие команды имеют право ответить на вопрос или дополнить ответ.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

  1. Пока жюри подводит итоги, команды получают задание – собрать по 6 «рассыпанных» пословиц и поговорок о природе (см. Приложение 2).
  2. За все правильно собранные пословицы и поговорки команде начисляются дополнительные 2 балла.
  3. Победившей считается команда, которая набрала наибольшее количество баллов.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ДЛЯ ВИКТОРИНЫ

РАСТЕНИЯ (зелёное поле)

1. Как распределяются следующие растения: дуб, рябина, мхи, барбарис в лесном сообществе? (I ярус – дуб, II ярус – рябина, III ярус – барбарис, IV ярус – мхи) .

2. Перечислите условия, необходимые для жизни растений. (Свет, тепло, вода, воздух, минеральное питание) .

3.* Какое растение и почему называют «одолень-трава»? (Кувшинка белая, раньше считали, что корневище этого растения одолевает нечистую силу. Кусочки корневища зашивали в ладанку и носили на шее) .

4. Из чего в лесу можно испечь хлеб? Как это сделать? (Муку готовят из высушенных и измельченных корневищ кувшинки белой, рогоза и тростника) .

5. Решите анаграммы и исключите лишнее слово: а) а б з е е р (береза); б) л н ё к (клён); в) ь я н с е (ясень); г) а с ц и и к (кислица). (Лишняя кислица – травянистое растение .

6. Чем отличается березовая каша от дубовой? (Дубовую кашу можно варить из желудей, а березовой кашей называли наказание провинившихся школьников, которых пороли березовыми ветками по субботам) .

7. Почему про тундру говорят, что там грибы растут выше деревьев? (Потому что, в тундре деревья карликовые и их ветви стелятся по земле) .

8. Это растение можно встретить во влажных тропических лесах Индии или Зондских островов. Местные жители из этого растения делают ткани, стебель соцветия используют как фитиль, древесину на постройки, кору для изготовления краски, млечный сок смешивают с кокосовым маслом и получают клей. Листья заменяют бумагу, скатерти, тарелки и даже головные уборы. О каком растении идет речь? И как местные жители используют плоды этого растения? (Это хлебное дерево, плоды которого имеют вес 20 кг. Их режут на пластинки и пекут лепешки) .

9. Назовите отрасли растениеводства. (Полеводство, овощеводство, цветоводство, плодоводство) .

10. Мы оказались в лесу. И нам захотелось выпить чашечку горячего ароматного кофе. Но, увы, мы не в тропическом лесу, где растет кофейное дерево. Как быть? Осуществимо ли наше желание? (Да, из желудей дуба или из корневища рогоза и тростника можно сварить кофе) .

11. Для нормального питания человеку нужны углеводы, крахмал, сахар, жиры и белки. Крахмал и жиры можно найти в растениях. Но вот белков в цветковых растениях мало, особенно в дикорастущих. Даже в пшеничном хлебе всего только 8% белков. Зато в мясе белков 38%. Но, где нам в лесу достать мясо? Ведь мы, не имеем право входить в лес с ружьем и стрелять. Можно ли в лесу найти заменитель мяса? (Да, можно. Это грибы) .

12. Где в лесу найти вату? (На болоте растет торфяной мох – сфагнум, который очень хорошо впитывает влагу и обладает бактерицидным действием) .

13. Перечислите продуцентов степи. (Продуценты – это растения, например, ковыль, полынь, чабрец и др.) .

14. *Какое растение и почему называют «след белого человека»? Как его можно использовать? (Это подорожник. Называют его так, потому что на Американский континент это растение попало туда с появлением людей с белой кожей. Семена этого растения прилипают к подошве и разносятся. Это растение можно использовать при ушибах и небольших ранениях) .

15. Как попить лесного чайку? (Лесной чай можно приготовить из листьев земляники малины, черники, брусники. Листья надо обработать. Сначала их подвяливают в тени, затем, скручивают ладонями до появления сока. После этого накрывают мокрой марлей и выдерживают 10 часов на солнце. Завершают обработку сушкой листьев) .

16. Перечислите продуцентов пресного водоема (Это растения: ряска, элодея, рогоз, частуха, кувшинка, кубышка и другие) .

ЗАГАДКИ (оранжевое поле).

1. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево, лес) .

2. Летел пан, на воду пал. Сам не тонет и воды не мутит. (Лист) .

3. В маленьком горшочке кашка сладка. (Орех) .

4. Ни зверь, ни птица, а нос как спица, летит – кричит, сядет – молчит. Кто его убьет, свою кровь прольет. (Комар) .

5. Под берегом сидит Тарас, кричать горазд. (Лягушка) .

6. Не по рыбам, а сети расставляет. (Паук) .

7. *а) Светит, а не греет. (Луна) ;

б) Чего в комнате не видишь? (Воздух) ;

в) Виден край, да не дойдешь. (Горизонт) .

8. Что быстрее всего на свете? (Ветер) .

9. Ждали, звали, а показался – все прочь побежали. (Дождь) .

10. *а) Дышит, растёт, а ходить не может. (Растение) ;

б) Что растет верх ногами? (Сосулька) ;

в) Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, падет – почернеет. (Лист) .

11. Что сильнее всех на свете? (Вода) .

12. Кругом вода, а с питьем – беда. (Море) .

13. Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото) .

14. Я вода, да по воде же и плаваю. (Лёд) .

15. Мушка села на траву, а трава ту мушку съела. (Росянка) .

16. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина) .

ЖИВОТНЫЕ (красное поле)

1. *Тело этого зверька «одето» в густой коричневый мех с серебристым отливом. Длина зверька 40 см, вес около 500г. Отличается удлиненным носом-хоботком. Хоботком он не только вынюхивает добычу, но и хватает все, что можно съесть, и направляет пищу в рот. Обитает в водоемах. Когда ныряет, ноздри на хоботке и отверстия в ушах закрываются клапанами. Назовите его. (Выхухоль) .

2. Каждое лето в положенный срок улетает из воды рыбий обед. Что это за обед? (Комары) .

3. Назовите потребителей I порядка лесного сообщества. (Потребители I порядка – это растительноядные, например, белка, заяц, лось, полевка и др.) .

4. Может ли в природе белый медведь съесть пингвина? Объясните. (Нет, так как они живут на разных полюсах) .

5. Это единственное, совершенно слепое животное нашей фауны. Приспособлен к подземной жизни. Питается луковицами степных растений. Направление бесконечных подземных ходов обозначено выброшенными наружу кучами земли. О ком идет речь? (Слепыш) .

6. Назовите потребителей III порядка пресного водоема. (Потребители III порядка – это хищники, например, щука, судак, окунь) .

7. Почему дятла называют лесным доктором? (Потому что он поедает вредителей и их личинок) .

8. Этот зверёк широко распространен в лесах нашей страны. Большую часть времени он проводит на деревьях, по которым превосходно лазает. Зверек питается желудями, орехами, почками, ягодами, грибами. На зиму делает запасы. О ком идет речь? (Белка) .

10. Какой обитатель пресных водоемов никогда не пьет? (Лягушка) .

11. Все ли комары пьют кровь человека и животных? (Нет, самцы питаются нектаром) .

12. Назовите отрасли животноводства. (Разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, коневодство, кролиководство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство) .

13. Составьте цепь питания: растения, мышь, орел, уж, ящерица, кузнечик, заяц.

14. К названию какой реки надо прибавить одну букву, чтобы получить название лесной птицы? (И-волга) .

15. У кого из животных уши на ногах? (Кузнечик) .

ПРИРОДА ДОНСКОГО КРАЯ. ЭКОЛОГИЯ (жёлтое поле).

1. Есть ли болота в Ростовской области? (Да, в низовьях Дона) .

2. *Назовите ядовитые растения Ростовской области. (Лютик едкий, паслён красногорький, вех ядовитый, болиголов обыкновенный, белена чёрная, мак снотворный) .

3. Что такое заповедник? Есть ли заповедники на территории Ростовской области? (Заповедник – это территория, полностью изъятая из какой-либо хозяйственной деятельности, где ведется научно-исследовательская работа. На территории Ростовской области есть три заповедника «Персиановская степь», «Донской Государственный рыбный заповедник (Донское запретное рыбное пространство)», Государственный степной заповедник «Ростовский») .

4. Расскажите о круговороте воды в природе.

5. «У лукоморья – дуб зеленый, Златая цепь на дубе том…» А где находится это «Лукоморье»? (Лукоморье – это старое название Таганрогского залива) .

6. Назовите лекарственные растения Донского края. (Зверобой, ландыш, пастушья сумка, шиповник, чабрец, мать-и-мачеха, тысячелистник) .

7. Расскажите о Красной книге. (Красная книга – это реестр редких и исчезающих видов животных и растений. На красных страницах – исчезающие виды, на жёлтых – редкие, на черных – исчезнувшие, а на зелёных – восстановленные виды) .

8. Что такое заказник, национальный парк?

9. Назовите редкие и охраняемые растения Дона. (Пион узколистный, кувшинка белоснежная, валериана лекарственная, рябчик русский, тюльпан Шренка, подорожник ланцетовидный и др.) .

10. Назовите редких и охраняемых животных Донского края. (Степной орёл, пеликан розовый, журавль-красавка, дрофа, каравайка, выхухоль, гигантская вечерница и др.) .

11. Перечислите основные формы охрана природы. (Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы, Красная книга, ботанические сады, зоопарки, питомники) .

12. Где находится «свидетель» лесной мощи Дона? (В 3-х км от ст. Вёшенской находится дуб-великан 400 лет) .

13. Какова площадь Ростовской области и её главное богатство? (На территории области могут разместиться такие государства, как Бельгия, Португалия, Дания и Швейцария, вместе взятые. Главное богатство – плодородная почва - чернозём) .

14. Почему Дон часто величают «Ивановичем»? (Потому что, Дон берёт начало из Иван-озера) .

15. *Какой год продолжается всего один день? (Новый год) .

16. На каком пути ещё не бывало ни одного человека? (На Млечном пути) .

Лидия Азатовна
Викторина «Растительный и животный мир земного шара»

Цели:

1. Формировать у учащихся познавательный интерес.

2. Развивать любознательность, познавательную активность.

3. Расширять знания о жизни животных, растений.

4. Воспитывать любовь к живой природе.

Оборудование: мешочек из ткани, карточки с числами, иллюстрации животных, иллюстрации растений.

Представители от 4-х классов сидят по группам, по 5 человек в каждой группе.

Ход викторины

Ведущий представляет жюри:.

1. Разминка.

Ведущий задает одинаковые вопросы всем группам. Группа, которая быстрее поднимет руку и ответит на вопрос, получает 1 балл.

Растительный мир

1. Какое растение называют символом мира? (Оливу)

2. Какое растение называют символом солнца? (Лотос)

3. Какое растение называют «золотым» яблоком? (Помидор)

4. Какое дерево самое высокое в мире? (Эвкалипт)

5. Какое растение самое толстое? (Баобаб)

6. Какое растение самое длинное? (Ротовые пальмы – 400 м)

Животный мир.

1. Кто бегает быстрее всех? (Гепард)

2. Кто плавает быстрее всех? (Рыба-меч)

3. Какая птица летает быстрее всех? (Стриж)

4. Кто «дышит» одной ноздрей? (Кит-кашалот)

5. Кто слышит ногами? (Кузнечик)

6. Какое животное имеет в окраске только два цвета? (Зебра)

7. Какое животное всегда с сумкой? (Кенгуру)

8. Кто всегда поет на одной ноге? (Комар)

2. Графический диктант «Животные тундры».

Команда выбирает одного представителя. Если учащиеся согласны с высказыванием, ставят +, нет -. (10 баллов)

1. В тундре водится небольшой по размеру грызун – лемминг.

2. Белая куропатка – хищная птица.

3. Белая сова – растительноядная птица.

4. Белая куропатка и белая сова постоянно живут в тундре.

5. Песцы питаются леммингами.

6. Дикий северный олень питается ягелем.

7. Летом в тундре немного комаров и мушек, так как для них нет корма.

8. Полярные волки в основном охотятся на больных оленей.

9. Плотное оперение белой совы защищает ее от ледяных ветров.

10. Кулики и утки питаются растениями и насекомыми.

О т в е т ы: + -- + + + - + + +.

3. Волшебный мешочек.

Каждая команда вытаскивает из мешка карточку с номером. Ведущий зачитывает описание животного под этим номером. Дети должны узнать животного. (1 балл)

1. Он – полярный житель. Этот великан – близкий родственник тюленя. Он большой и сильный, и мало кто решается нападать на него. У него два длинных клыка, которые он использует при драках, чтобы выбраться на лед для отдыха. А, кроме того, клыками он выкапывает из ила раковины и съедает их содержание. (Морж) .

2. Он питается рыбой. Он прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него ласты. Вынырнет, наберет воздуху и снова в воду. А зимой, когда вода быстро замерзает, ему приходится пробивать лед головой, иначе задохнется. (Тюлень) .

3. Он – огромный зверь, длиной до 3 м и весом до 1000 кг, может бегать со скоростью 40 км/ч. Хорошо плавает, загребая своими огромными лапами, он охотится не только в воде, но и со льда. Не только силен, но и терпелив. Иногда подолгу сидит у лунки, поджидая тюленя. Когда тюлень всплывает, хищник хватает его. А весной, когда лед начинает подтаивать и ломаться, зверь, ныряя среди плавучих льдин, подплывает под льдину, сильно накреняет ее так, что находящиеся на ней тюлени соскальзывают в воду, и тогда хищник убивает их одним ударом мощных лап. (Белый медведь) .

4. Пасть его огромна. Кажется, кого угодно проглотит. А на самом деле он питается крохотными рачками. За сутки он съедает две-четыре тонны пищи. (Полярный кит) .

Ведущий. Великий сказочник Г. -Х. Андерсен сказал: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Сегодня мы будем говорить о цветах. Поиграем в игру «Садовник» Она начинается так: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» В течение минуты вы должны перечислить названия цветов. Названия не должны повторяться, а последний, назвавший цветок выигрывает.

Правильный ответ – 1 балл. Выигрывает команда, набравшая больше баллов.

4. Вопросы викторины.

Группа которая быстрее поднимет руку и ответит на вопрос, получает 1 балл.

1. Как называется первый весенний цветок? (Подснежник)

2. Как называют подснежник другие народы мира? (Англичане – снежной каплей, французы – снегосверлителем, чехи – снежинками, испанцы – белым цветком, немцы –снежным колокольчиком, болгары – задирой.)

3. Назовите ранние весенние цветы. (Мать -и- мачеха, пролеска, прокусы, сон – трава, барвинок, фиалка, маргаритка, незабудка, нарцисс, тюльпан, гиацинт, ландыш.)

4. Какой цветок в переводе с латинского языка называется синий? (Василек.)

Ведущий. В Древнем Риме василек назывался цианус. Существует древняя легенда о происхождении названия этого цветка. В Древнем Риме жил юноша, которого звали Цианус. Юноша очень любил синий цвет: он носил синюю одежду, любил синие цветы, из которых плел венки и гирлянды. Как – то на хлебном поле среди сорванных синих цветов юношу нашли мертвым. Богиня флора вдохнула жизнь в мертвое тело, превратив юношу в василек.

Какие синие и голубые цветы вы знаете? (Василек, лен, незабудка, колокольчик, фиалка, барвинок, адонис.)

Ведущий. В каждом цветке живет поэзия. Поэтому стихов и песен о цветах немало. Приведите примеры песен о цветах.

Какие цветы являются символами государств?

Россия – ромашка. Украина – подсолнух.

Беларусь – цветок льна. Болгария – роза.

Индия - лотос. Япония – хризантема.

Китай – пион. Голландия – тюльпан.

Франция – лилия. Англия – маргаритка.

Ирландия – клевер. Италия – гвоздика.

Швеция – василек.

Ведущий. Интересна и неповторима живая природа. И самое большое чудо в ней – цветы, изумительные ее творения. Мир цветов таинствен и чудесен. Тысячи цветов украшают нашу планету. Однако многие цветы наших лугов и лесов занесены в тревожный список охраняемых растений Красной книги.

Какие цветы занесены в Красную книгу? (Кувшинка, ландыш, подснежник, колокольчик, незабудка.)

Ведущий. Говорят, кто выращивает цветы, тот приносит радость и себе и людям. Давайте дарить цветы людям и друг другу!

5. Найди слово.

Командам дается карточка со словом викторина, надо найти как можно больше слов в этом слове. (Слово – 1 балл)

6. Итоги викторины.

Жюри подводит итоги викторины.

Награждение участников.

, 535.93kb.

  • Экологическое воспитание младших школьников через произведения северных писателей , 32.63kb.
  • Программа кружка «Азбука родного края» (1 класс) , 81.68kb.
  • ^ Викторина «Животный и растительный мир»

    1. Какие птицы не умеют летать? (Пингвины, страусы)
    2. Где ночует белая куропатка? (В снегу)
    3. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)
    4. Откуда плывёт утка? (От берега)
    5. Какая певчая птица в поисках корма может нырять и бегать под водой?
    (Оляпка – водяной воробей)
    1. Дышит ли цыплёнок в яйце? (Да)
    2. Что птицам страшнее зимой: холод или голод? (Голод)
    3. Что ест зимой жаба? (Ничего, она спит)
    4. Кто спит головой вниз? (Летучая мышь)
    5. Какое самое распространённое животное на земном шаре? (Лягушка)
    6. Какая птица самая распространённая в мире? (Курица)
    7. (Монстера перед ненастьем за сутки начинает выделять влагу).
    8. Какие растения опускают листья с заходом солнца и раскрывают их с восходом солнца (Гелиотроп, мимоза).
    9. (Пчёлы, птицы)
    10. (Она закрывает цветки перед дождём и к вечеру).
    11. (Мокрица)
    12. 19.Когда «плачут» деревья и почему? (Весной, вовремя сокодвижения)
    13. 20.Какую траву любят кошки? (Валериану)

    Викторина «Охрана природы»

    1. Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку?

    (Подстилка влияет на рост растений, молодых всходов, создаёт благоприятные условия для жизни землероек, личинок насекомых, предохраняет корни растений от заморозков, от жары.)

    2. Нашёл грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанёс природе?

    (Такой «старатель» погубил грибницу, возраст которой, может быть, 300 – 500 лет.)

    3. Напомните правила сбора грибов.

    (Нельзя разрывать мох, нарушать грибницу. Гриб срезать ножом или выкручивать, ямку засыпать землёй или прикрыть мхом. Не собирать незнакомые и старые грибы, не трогать ядовитые. Ядовитыми грибами лечатся лоси и другие животные.)

    4. Почему не в каждом лесу растут лишайники?

    (Лишайники растут лишь там, где чистый воздух.)

    5. Почему особенно весной и вначале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разводить костёр?

    (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнёзда, зверюшек искать укромные места.)

    (Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов.)

    7. Вылетевших из гнезда птенцов называют слётками. Почему нельзя уносить их домой?

    (Птицы учат птенцов искать пищу, защищаться от врагов. Дома покормить птенца трудно; выпущенный на волю, он будет беспомощный.)

    8. Почему к весеннему шмелю нужно относиться особенно бережно?

    (Зимуют у шмелей только самки, дающие потомство.)

    9. Какая охота разрешается в лесу в любое время года?

    (Фотоохота.)

    10. Как правильно разжечь костёр? (Выбрать место подальше от деревьев, снять дёрн и положить под куст. Когда костёр будет залит водой, убрать головни, уложить дёрн обратно, хорошо полить).

    Викторина «Вспомните, как и о ком говорят в народе?»


    1. Смелый, как... (лев) .
    2. Трудолюбивый, как... (муравей (пчела)) .
    3. Беспечный, как... (стрекоза) .
    4. Злой, как... (собака) .
    5. Коварная, злая, как... (змея) .
    6. Верный, преданный, как... (собака) .
    7. Хитрый, как... (лиса) .
    8. Упрямый, как... (баран, осёл) .
    9. Кровожадный, как... (шакал (волк)) .
    10. Трусливый, как... (заяц) .
    11. Слабый, беззащитный, как... (мышонок) .
    12. Могучий, как... (орел) .
    13. Скользкий, как... (угорь) .
    14. Тихий, как... (мышь) .
    15. Вольный, как... (птица) .
    16. Глупый, как... (утка) .
    17. Мудрый, как... (ворон) .
    18. Хищный, как... (акула) .
    19. Выносливый, как... (лошадь) .
    20. Холодный, как... (лягушка) .
    21. Важный, надутый, как... (индюк) .
    22. Зубастый, как... (крокодил) .
    23. Голодный, как... (волк) .
    24. Толстощекий, как... (хомяк) .
    25. Косолапый, как... (медведь) .
    26. Длинноногий, как... (цапля) .
    27. Желторотый, как... (птенец) .
    28. Большеглазый, как... (филин (сова)) .
    29. Быстрый, как... (олень) .
    30. Порхать, как... (бабочка) .
    31. Тащиться, ползти, как... (черепаха) .
    32. Топать, как... (слон) .
    33. Прыгать, скакать, как... (блоха (кузнечик)) .
    34. Скользить, как... (змея) .
    35. Выступать величаво, как... (павлин) .
    36. Плавать, как... (рыба) .
    37. Трещать, болтать, как... (сорока) .

    Викторина «Маленькие тайны природы»

    1. Летом на траве, цветах можно увидеть комочки пены, похожие на слюну. Что это такое? (Это домик личинки цикадки-пенницы или слюнявицы. Она высасывает сок из растения, выпускает его и ножками взбивает пену, выделяя в неё особое клейкое вещество.)

    2. «Летят паутинки над сонным жнивьём». (М.Исаковский) Объясните это явление. Когда оно бывает? (Летящие нити – это паутина, на которой, расселяясь, летят маленькие паучки осенью.)

    3. Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (Нет, только в ответ на боль, даже слабую.)

    4. Какое дерево «переодевается», становясь, то серо – серебристым, то зелёным?

    (Осина. Это дрожат её листочки даже в безветренную погоду, так как черешки у них в верхней части сильно сплющены.)

    5. Почему крапива «жжётся»? (В волосках, на листьях, крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже, кончик волоска ломается. Волосок делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.)

    6. Зайчиха может приносить приплод три раза в году. Как называют зайчат каждого выводка? (Зайчата 1 выводка – «настовики», так как появляются, когда на снегу есть наст; летние зайчата – «колосовики» и «травники»; осенние – «листопаднички».)

    8. Какой зверёк самый чистоплотный? (Барсук. Около норы всегда чисто, туалет – глубокие ямки – барсук устраивает в нескольких метрах от норы. Кода ямка заполняется, барсук зарывает её и делает новую. Уходя на охоту, он очищает шёрстку от прилипшей грязи, распрямляет примятые в норе волоски.)

    10. Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Она выделяет едкую жидкость. Раз попробовав, птица запоминает яркого жука.)

    11. Назовите самого прожорливого хищника планеты. (Стрекоза, так как за день она съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.)

    12. Почему луговую герань называют журавликом? (Плодик с длинным отростком похож на клюв журавля.)

    Викторина «Лесная аптека»

    1. Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)

    2. Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомого? (Листья подорожника.)

    3. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?

    (Мох сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол.)

    3. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква содержит лимонную кислоту.)

    4. Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?

    (Чёрной смородины, шиповника.)

    5. Каким лечебным свойством обладает мать – и мачеха?

    (Отвар сухих листьев – хорошее средство от кашля.)

    6. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает?

    (Валериану. Валериановые капли употребляют при бессоннице и нервных расстройствах.)

    7. Какие болезни лечит красавица берёзка?

    (Почки берёзы используют как мочегонное, потогонное желчегонное средство.)

    8. Когда следует собирать лекарственное сырьё?

    (Когда в растениях накапливается больше питательных веществ: цветки – в начале цветения; листья – перед цветением или в начале его; корни и корневища – весной и осенью; кору – в начале сокодвижения. Собирают растения в сухую солнечную погоду, когда высохнет трава.)

    9. Назовите правила сушки лекарственных трав.

    (Сушить растения надо под навесом, избегая попадания прямого солнечного света, разложив тонким слоем. Листья кладут черешками в одну сторону. Корневища и корни отмывают от грязи и разрезают. Три – четыре раза в день растения переворачивают, сухие убирают. Мох сфагнум сушат на крыше навеса, на солнце.)

    Викторина « Знатоки естествознания»


    1. Какое море обязано своим названием водорослям? (Красное море)
    2. «Я и туча, и туман, и ручей, и океан, и летаю, т бегу, и стеклянной быть могу». (Вода)
    3. Зона растительной нищеты. (Пустыня)
    4. Растения, убивающие микробы. (Черёмуха, листья дуба, чеснок, хрен, лук, берёза, сосна, жасмин, чёрная смородина, мята).
    5. Жители бразильских джунглей называют его «дамой под покрывалом». Что это? (Гриб)
    6. Хищный цветок. (Росянка)
    7. Водяные блохи. (Дафнии)
    8. Воздушный замок под водой. Кто его построил? (Паук – серебрянка)
    9. Дерево пустыни, умеет добывать и беречь каждую каплю воды. (Саксаул)
    10. Газели и антилопы не пьют воды в течение всей жизни. Как они обходятся без воды? (Вода образуется в теле животных.)
    11. Живёт в Центральной и Южной Америке. Если его не тревожить, будет спать почти всё время. (Ленивец)
    12. Когда эти насекомые собираются в походные колонны и шагают по лесу, спасается бегством даже ягуар. (Муравьи).
    13. Что такое айсберги? (Плавучие острова льда.)
    14. Что такое гейзер? (Периодически фонтанирующий источник горячей воды и пара.)
    15. Смерч гигантской разрушительной силы. (Торнадо.)

    Викторина «Живой мир лесов»

    1. Какие два зверька самые мелкие в лесах? (Землеройка – крошка и мышь – малютка.)

    2. Какие звери строят гнёзда на деревьях, как птицы? (Мышь – малютка и белка.)

    3. Каких летучих зверей вы знаете? (Летучие мыши и белки-летяги.)

    4. У каких зверей самый ценный мех? (У соболя, бобра, куницы, выдры, норки.)

    5. Какие водные звери вам известны? (Выдра, норка, бобр, ондатра, водяная полёвка.)

    6. Назовите белых зверей и белых птиц. (Белый медведь, песец, горностай, ласка, заяц-беляк, белая куропатка, полярная сова, лебедь, журавль - стерх, снежный подорожник.)

    7. Какая птичка самая маленькая? (Желтоголовый королёк.)

    8. Какие птицы лучше всех охраняют лес от вредителей? (Синицы, дятлы, поползни, пищухи, корольки.)

    9. Какие три птицы поют лучше всех? (Соловей, певчий дрозд, полевой жаворонок.)

    10. Пользу или вред приносят совы? (Совы приносят пользу, так как питаются грызунами.)

    11. Какая сова самая маленькая? (Сыч-воробей.)

    12. Какие змеи ядовиты, а какие безопасны для человека? (Ядовиты гадюка чёрной и серой окраски, безопасны уж и медянка.)

    13. Существуют ли безногие ящерицы? (Веретеница.)

    14. Водятся ли в наших лесах носороги? (Водятся, это жуки-носороги.)

    15. Сколько видов тритонов можно найти весной? (Три вида: обыкновенный тритон, сибирский тритон - углозуб, бревенчатый тритон.)

    16. Назовите самую крупную ночную бабочку. (Бабочка большая сатурная, или большой ночной павлиний глаз.)

    17. Есть ли на болотах поющие лягушки? (Есть, жерлянки.)

    18. Каких бабочек больше – дневных или ночных? (Ночных бабочек – их несколько тысяч видов, дневных же около ста.)

    19. Какой хищник бегает, как вол, лазает, как кошка, а с виду похож на медведя? (Росомаха.)

    20. Какой зверь нашей тайги самый ловкий? (Медведь.)

    Викторина «Растения и животные – предсказатели»


    1. Какое комнатное растение может предсказать погоду?
    (Монстера перед ненастьем за сутки начинает выделять влагу)
    1. Какие растения опускают листья с заходом солнца и раскрывают их с восходом солнца? (Гелиотроп, мимоза)
    2. Какие животные имеют внутренние часы? (Пчёлы, птицы)
    3. Как ласточки предсказывают погоду? (Ласточки низко летают перед дождём над землёй, т.к. насекомые тоже опускаются вниз.)
    4. Как кувшинка предсказывает дождь и показывает время? (Она закрывает цветки перед дождём и к вечеру.)
    5. У этого сорняка прозвище «барометр». Если он не раскрыл цветы до 9 утра, то жди дождя. Кроме того, это любимая пища певчих птиц. (Мокрица)
    6. Какое болотное растение плачет перед дождём? (Камыш)
    7. Цветки каких растений перед дождём всегда закрываются? (Одуванчика, мать – и – мачехи, козлобородника)
    8. Что означает раннее и позднее цветение черёмухи?
    10. К чему закрывает цветки мокрица утром? (К дождю.)

    11. Цветки какого растения распускаются в пасмурную погоду и предвещают ясную? (Вьюнка полевого)

    12. Что предвещает цветение акации? (Холода не будет.)

    13. Соцветия ноготков перед дождём закрываются, а рано утром раскрываются – к чему? (К ясной погоде)

    14. К чему распускаются цветы шиповника и одуванчика осенью? (К долгой и тёплой осени)

    15. Что предвещает цветение рябины? (К долгому теплу)

    16. Какие насекомые особенно злы перед дождём? (Оводы)

    17. К чему сильно трещат кузнечики? (К жаркой погоде)

    18. Что означает ранний излёт пчёл из ульев? (К ранней весне)

    19. К чему мошки лезут в лицо? (К дождю)

    20. К чему просыпаются мухи зимой? (К теплу)

    Приложение № 8

    Положение о конкурсе чтецов

    1. Цели и задачи

    Конкурс проводится с целью привлечения детей к чтению стихотворений о природе; эстетического нравственного воспитания подрастающего поколения, а также развитие их творческих способностей.

    2. Сроки проведения

    3. Организаторы конкурса:

    • Перегребинское участковое лесничество,
    4. Номинации конкурса

    4.1. Лучшее прочтение стихотворения.

    5. Участники конкурса

    1-й этап - прием заявок на участие в конкурсе.

    Заявки в произвольной форме, соответствующие номинациям, принимаются в установленные оргкомитетом сроки по адресу: д. Чемаши, ул. Школьная, д.15.

    3-й этап - подведение итогов конкурса, награждение победителей и призеров.

    Выразительность чтения стихотворения;

    Творческий подход;

    Оригинальность замысла.

    8. Награждение

    9. Дополнительная информация

    Дополнительную информацию об условиях участия в конкурсе можно получить на сайте школы.

    Приложение № 9

    Положение о конкурсе рисунков

    Тема: Изменение в природе происходят год от года…

    1. Цели и задачи

    Конкурс проводится с целью эстетического, нравственного воспитания подрастающего поколения, а также развития их творческих способностей.

    2. Сроки проведения

    Конкурс проводится 3 раза в год по сезонам – осень, зима, весна.

    3. Организаторы конкурса

    • МОУ ДОД «Дом детского творчества»,
    • Перегрёбинское участковое лесничество,
    • школьное лесничество «Лесовик»,
    • МОУ «Чемашинская СОШ» НОУ «БИОМ».
    4. Номинации конкурса

    4.1. Лучший рисунок на тему «Сезонные изменения в природе».

    4.2. Самый юный участник конкурса.

    5. Участники конкурса

    К участию в конкурсе допускаются все желающие, независимо от пола и возраста.

    6. Порядок проведения конкурса

    1-й этап - прием конкурсных работ.

    Работы, соответствующие номинациям, принимаются в установленные оргкомитетом сроки по адресу: д. Чемаши, ул. Школьная, д.15. Рисунки принимаются с кратким описанием (наименование, фамилия, имя и адрес автора).

    2-й этап - оценка работ, определение победителей и призеров конкурса.

    3-й этап - подведение итогов конкурса, подготовка наградных материалов.

    4-й этап - торжественное награждение победителей и призеров конкурса.

    7. Критерии определения лучших работ конкурса

    При подведении итогов конкурсная комиссия учитывает:

    Соответствие тематике конкурса;

    Необычность рисунка;

    Оригинальность рисунка.

    8. Награждение

    Участники, занявшие 1-3 место в каждой номинации, награждаются дипломами.

    9. Дополнительная информация

    Дополнительную информацию можно получить на сайте школы

    Приложение № 10

    Загадки о природе


    1. Не вода и не суша:
    На лодке не уплывёшь.

    И ногами не пройдёшь.

    (Болото)

    1. В голубенькой рубашке
    Бежит по дну овражка.

    (Ручей)

    1. Меж гор, меж дол
    Бежит белый конь.

    (Река)

    1. Не снег и не лёд,
    А серебром все деревья уберёт.

    (Иней)

    1. Ни в огне не горит,
    Ни в воде не тонет.

    (Лёд)

    1. День и ночь кричит,
    А голос не устанет.

    (Водопад)

    1. Ревнул вол
    За сто сёл,

    За сто речек.

    (Гром)

    1. Рассыпался горох
    На семьдесят семь дорог;

    Никто его не подберёт:

    Ни царь, ни царица,

    Ни красная девица.

    (Снег)

    1. Шёл долговяз,
    В землю увяз.

    (Дождь)

    1. Лежал, лежал,
    Да и в речку побежал.

    (Снег)

    1. Летит - молчит,
    Лежит – молчит,

    Когда умрёт,

    Тогда заревёт.

    (Снег)

    1. Заря – заряница,
    Красная девица

    По миру (по свету) ходила,

    Слёзы (ключи) обронила;

    Месяц видел,

    Солнце скрало.

    (Роса)

    1. Без рук, без ног
    Под окном стучится,

    В избу просится.

    (Ветер)

    1. Бежал по одной улице,
    На другую перешёл,

    И по третьей полетел.

    (Ветер)

    1. Синенька шубёнка
    Покрыла весь мир.

    (Небо )

    1. Летит орлица
    По синему небу,

    Крылья распластала

    Солнышко застлала.

    (Облако)

    1. Крашеное коромысло
    Через реку повисло.

    (Радуга)

    1. Ходит без ног,
    Рукава без рук,

    Уста без речи.

    (Тень)

    1. У меня есть,
    У тебя есть,

    У дуба – в поле,

    У рыбы в море.

    (Тень)

    1. Я и туча, и туман,
    И ручей, и океан.

    И летаю, и бегу,

    И стеклянной быть могу. (Вода)

    1. Неизвестно, где живет.
    Налетит, деревья гнет. Засвистит – по речке дрожь. Озорник, а не уймешь. (Ветер)
    1. Ниток много, а в клубок не смотаешь. (Паутина)