Храм богини афины в греции. Парфенон в Афинах. Где находится, история, цены. Переход права владения храмом

Икона западной цивилизации, является одним из самых известных зданий в мире. Храм был построен в пятом веке до нашей эры с видом на город Афины с его величественной позиции на вершине священной горы Акрополь. Парфенон был создан в честь богини Афины Парфенос (дева Афина), покровительницы города Афин. Первоначально храм был известен как Великий Храм (Мегас Наоса), но позже стал известен под названием Парфенон.

Сегодняшний Парфенон был не первым храмом, построенным здесь в древности. Есть следы двух более ранних и немного меньше храмов: первый из камня, и второй из мрамора.

Вскоре после того, как персы разрушили все здания на Акрополе в 480 году д.н.э, Перикл поручил на строительство нового большого храма и руководствовал проектом архитектор и скульптор Фидий. Дизайн Парфенона приписывается Калликрату и Иктину. Строительство началось в 447 г. до н.э., и храм был завершен всего девять лет спустя. Фидий продолжал работать над великолепными скульптурами, что украшали храм до 432 года д.н.э.

После античности Парфенон был превращен в церковь и во время турецкой оккупации Афин он был использован в качестве арсенала. Он стал руиной только в 1687 году, во время осаждения турок, венецианцы обстреляли Акрополь из холма Филопаппоса. Боеприпасы, что хранились в Парфеноне, взорвались, уничтожив кровлю, внутреннюю часть и четырнадцать колонн.

Парфенон был построен как периптер — храм окружен колоннами — в дорическом ордере. Храм имеет размеры 30.86 на 69.51 метров и содержал две целлы (внутренние главные части античного храма). В восточной целле хранилась большая статуя богини Афины. Западная — была исключительно для священников и содержала сокровищницу союза греческих городов-государств.

Парфенон был украшен многочисленными скульптурами и рельефами. Только на фронтонах было пятьдесят скульптур. Большинство выживших скульптур хранятся на выставке в Британском музее в Лондоне, в то время как некоторые из них в соседнем музее Акрополя. Были два фризы: внутренний в целле и внешний, который состоял из триглифов (вертикальные полосы) и метопов (прямоугольные плиты) с рельефными скульптурами. Внутренний фриз был разработан Фидием и изображал Панафинеи, фестиваль в честь Афины. Многие метопы и внутренних частей фриза можно увидеть также в Британском музее.

Для достижения визуального совершенства, создатели Парфенона использовали оптические приемы, казалось бы, бросая вызов законам перспективы. Колонки слегка наклонены внутрь и имеют изогнутую форму. В результате горизонтальные и вертикальные линии здания выглядят совершенно прямыми невооруженным глазом.

Большинство людей думают, что древние храмы всегда имели простые мраморные цвета. Но здания и статуи в античности часто были очень красочными. Парфенон в Афинах не был исключением: скульптуры на фризах и фронтоне, а также крыша, были ярко окрашены в синий, красный и золотой цвета.

Основная гордость храма — примерно двенадцатиметровая статуя Афины Парфенос, создана Фидием. Статуя была создана из золота и слоновой кости на деревянном каркасе. Как и все другие скульптуры Парфенона, статуя была окрашена в яркие цвета, в основном синие и красные.

Парфенон — это известный во всем мире античный храм, который является памятником античной архитектуры. Он расположен на территории архитектурного комплекса Акрополя в Афинах. Храм Парфенон был построен в честь богини Афины, богини — покровительницы города. На сегодняшний день храм наполовину разрушен, и в нем ведутся реставрационные работы.

Постройка храма производилась в период с 447 до 438 годы до нашей эры. Главным архитектором был Калликрат, но при строительстве был использован проект Иктина. Отделкой и украшением Парфенона занимался в 438 — 431 годах до нашей эры один из величайших скульпторов античного периода -Фидий.

Особенности архитектуры Парфенона.

Древней Греции не стремились подавить зрителя гигантскими, сверхчеловеческими масштабами. Напротив, они опирались на особенности визуального восприятия человеческим зрением форм и размеров, и поэтому старались каждую часть своего сооружения привести к единому, гармоничному ансамблю.

Парфенон был построен в древнейшем из архитектурных ордеров. На первый взгляд, колонны здания расположены друг от друга на равном расстоянии. В действительности же, на торцах храма пролеты между колоннами постепенно и незаметно увеличивались к центру, что помогало придать гармонию сооружения.

Особенность восприятия объектов человеческим глазом заключается в том, что на фоне светлого неба предметы представляются несколько меньше или тоньше. Древнегреческие архитекторы прекрасно знали об этом, и использовали прием искажения линий, чтобы придать зданию более совершенную форму.

Так, колонны стоят не строго вертикально, а немного наклонно внутрь к стенам здания, и от этого они выглядят намного выше и стройнее. В устройстве карнизов, ступеней, перекрытий — всюду учтено несовершенство человеческого зрения.

В экстерьере Парфенона немного изогнуто, все сделано в таким расчетом, чтобы все части сооружения выглядели идеально правильными и гармоничными. Для греков колонны олицетворяли собой перья птицы, поэтому храмовые постройки носили название » периптер» — что в переводе обозначает » оперенный».

Колоннада окружала храм воздушным слоем, что позволяло сделать мягкий, постепенный и вполне естественный переход от замкнутого стенами архитектурного объекта к пространству природы. На строительство Парфенона, завершенного в 5 веке до нашей эры, греки не пожалели сил и денежных средств.

Рельефные изображения.

Главный праздник афинян Панафинеи отмечался ежегодно в течение 5 дней (с 24 по 29 числа) месяца Гекатомбайона, который припадал на период июля — августа по современному календарю. Панафинейские игры представляли собой культовые торжественные празднества в Древней Элладе в честь богини Афины.

Вначале читались поэтические произведения, проводились театральные представления и спортивные состязания. Затем люди выстраивались в процессию, и шли на для того, чтобы поднести Афине пеплос — торжественный дар, в роли которой выступала одежда из шерсти. Архитектурный ансамбль Акрополя располагался на холме, и по особенностям своей постройки был рассчитан на неторопливое и торжественное движение религиозных процессий.

На мраморном рельефе. опоясывающем здание Пафенона, изображены обнаженные юноши, готовящие коней и ухаживающие за ними, и их товарищи, которые уже выступили на неоседланных животных. Девушки в длинных одеждах погоняют круторогих быков, выбранных для жертвоприношения.

Важно шествуют старцы, спокойные и благородные. Фигуры то сближаются, что отдаляются друг от друга, или сливаются в живописные группы. Все движение устремлено к восточному фасаду, где над входом в храм располагается рельеф, завершающий весь ансамбль. На рельефном изображении представлен пир двенадцати самых главных богов, почитаемых в Древней Греции.

Боги на рельефном изображении представлены в обычном, вполне человеческом виде — то есть, они не превосходят участников процессии не ростом, ни внешним видом, ни красотой, ни пышностью одеяний. Процессия на рельефе воспринимается греками, как вечное шествие, в которое включался каждый участник празднества.

Обогнув Парфенон, процессия подходила к восточному фасаду, где в центре фронтона главный древнегреческий бог Зевс торжественно восседал на троне. Около Зевса изображена обнаженная мужская фигура с топором в руках, чуть откинувшаяся назад. Фигура эта изображала бога — кузнеца Гефеста, который только что рассек череп Владыке Богов, и из него появилась богиня Афина в доспехах и в шлеме, с неизменным атрибутом мудрости — змеей.

Справа и слева от Зевса располагались другие боги. А в углах фронтона изображены головы храпящих коней. Благородные животные влекут за собой колесницы Гелиоса — бога Солнца и Селены — бога Луны. Лица богов спокойны, но отнюдь не безразличны, они сдержанны, но за сдержанность стоит собранность. готовность к незамедлительному действию.

Статуя Афины.

В Парфеноне, встречая процессию, стояла 12 — метровая статуя богини Афины. Прекрасная голова богини, с невысоким гладким лбом и округлым подбородком, была чуть наклонена под тяжестью шлема и волнистых волос. Ее глаза были сделаны из драгоценных камней, и мастера сумели придать им внимательное и испытывающее выражение.

Богиня в образе прекрасной женщины — это горделивое олицетворения Афин. Скульптор Фидий воплотил в ее образе стремление к всеобщему благу, под которым греки подразумевали справедливость. Согласно древней мифологии, Афина некогда была председателем в высшем судилище Греции — Ареопаге, и поэтому судебная система находилась под покровительством Афины.

Тысячи пластинок из дорогостоящего материала -слоновой кости — были так искусно пригнаны к деревянной основе Афины, что казалось, будто голова и руки статуи изваяны из одного куска благородного материала. Чуть желтоватый оттенок слоновой кости выглядел нежно, и кожа статуи выглядела полупрозрачной, благодаря контрасту с блистающим одеянием богини из золота.

Шлем, волосы и круглый щит также были сделаны из покрытых чеканкой золотых пластин, общий все которых составлял более одной тонны. На золотом щите невысоким рельефом были вычеканена битва греков с воинственными амазонками, а в центре битвы Фидий изобразил самого себя в виде старика, который поднимает камень.

Пелопонесская война.

В 5 веке до нашей эры греки были очень гордым народом, и высокомерно считали другие народы людьми низшего порядка. Постепенно жители Афин стали противопоставлять себя не только другим народам, но и остальным грекам, живущим в других городах — государствах по всей стране.

Во время персидских войн греки вынесли на себе все тяготы общей борьбы, однако спустя полвека афиняне стали приписывать лавры победы только себе. Союзные полисы отвечали Афинам все возрастающей подозрительностью и едва сдерживали возмущение.

В 431 году до нашей эры началась Пелопонесская война между Афинами и Спартой за главенство над остальными городами — государствами Древней Эллады. В то время Спартой управляли цари. Война была ожесточенной, опустошительной и кровопролитной, однако силы долгое время были примерно одинаковыми, поэтому спустя 10 лет были заключен мир.

Навигация по статье

Где находится Парфенон и как добраться до него

Парфенон расположился на Акрополе, в самом сердце Афин. Построенный на стратегическом месте, он выделяется на фоне остальных сооружений греческой столицы и виден буквально из любой точки города. Поэтому пройти мимо или заблудиться точно не получится. Добраться до него можно несколькими способами:

  • На метро - до станции, которая называется Akropolis;
  • На автобусе - до Акрополя ходят многочисленные маршруты: 106, 24, 57, 137, 230, A3, E22;
  • На троллейбусе №15, 5, 1;
  • Пешком - по улице Дионисиу Ареопагиту. Она ведёт в гору и приводит прямо к Парфенону.

История Парфенона

У тех, кто хоть немного знаком с Грецией и её историей, Парфенон ассоциируется с богиней Афиной. Храм возник как посвящение покровительнице города. Но мало кто знает, что задолго до него на этом же месте стоял Гекатомпедон - древнейший храм, также посвящённый Афине.

Как замена старому храму, разрушенному персами, Парфенон был построен по инициативе Перикла - известного афинского политика, прославленного полководца и реформатора. К участию в строительстве он привлёк скульптора Фидия, архитекторами были выбраны Иктий и Калликрат. Последний построил на Акрополе ещё несколько храмов, но именно Парфенон стал его главным детищем. Хотя и долго не получался таким, каким был задуман. Возведение будущего символа Афин заняло более 9 лет. И за каждую монету, потраченную на проект, правительство отчитывалось перед жителями Афин. Некоторые из финансовых отсчётов сохранили немало интересных фактов. Например, самый дорогой и крупный камень привезли с горы Пенделикон, расположенной в 16 км от Афин. Для строительства также использовали высококачественный мрамор.

Публике Парфенон торжественно представили во время праздника Панафинеи - самых крупных политических и религиозных празднеств античности. Но ещё несколько лет продолжались декоративные работы. Ими руководил Фидий, создавший статую Афины - она стала главным украшением Парфенона. То, как она выглядела, волнует историков уже несколько веков. Говорят, что статуя была лучшей работой Фидия. Деревянное изваяние было покрыто тонной золота и украшено слоновой костью. 13-метровая статуя держала копьё в одной руке, фигуру Ники - в другой.

На протяжении почти 1000 лет Парфенон служил главным храмом греческой религии. Он ещё был целым в IV в. нашей эры, но к тому времени Афины являлись не больше, чем просто провинциальным городом Римской империи со славным прошлым. В V в. статуя Афины была похищена и перевезена в Константинополь. Здесь она разрушилась несколькими веками позже.

Затем Парфенон был преобразован в христианскую церковь Девы Марии. Это неизбежно привело к перестройке храма - языческие скульптуры и некоторые колонны были убраны. Скорее всего, даже уничтожены. В XV в. Парфенон ждали новые изменения. На этот раз османы, захватившие город, перестроили некогда языческий храм Афины в мечеть. Однако серьёзных разрушений не принесли.


В XVII веке при нападении венецианцев Парфенон был буквально разрушен в результате взрыва порохового склада. И только в 1840-х гг. началось его восстановление, но в первую очередь были убраны новые и средневековые постройки, а также мусульманский минарет.

Как выглядел Парфенон: прошлое и современность

В древности Парфенон выглядел величественно - как и положено храму особо почитаемой греками богини. Он имел прямоугольную форму с колоннадой на всех 4 сторонах. Считается, что количество дорийских колонн было равно 48. Внутри Парфенона располагалась центральная площадка, также огороженная колоннами. А в её центре стояла ныне утраченная статуя Афины.


На одном из уцелевших фризов Парфенона изображена сцена праздничного шествия, которые обычно сопровождали Панафинеи. На нескольких сторонах храма были увековечены страницы исторических событий и легенд: Троянской войны, битвы амазонок и греков. Что касается фронтона, то сохранилось несколько статуй, да и те пребывают в плачевном состоянии. Оригиналы хранятся в Афинском музее и Музее Акрополя, а на их месте установили копии. Впрочем, половина из оставшихся частей фризов и скульптур вывезены в Лондон и до сих пор не возвращены в Грецию.

Кстати, сооружение уникально с точки зрения геометрии. Если на один конец ступени Парфенона поставить предмет высотой 15 см, то он будет невидим с противоположной стороны. Это значит, что плоские конструкции на самом деле имеют кривизну. Ещё один секрет Парфенона «зашифрован» в его колоннах - они немного наклонены внутрь. Считается, что такие особенности позволяли храму выдерживать выдерживать сейсмические нагрузки, что лишний раз подтверждает мастерство архитекторов.


Современный Парфенон, насколько это возможно, археологи приблизили к оригиналу. Утраченный блеск и величие ему не вернуть, но прогресс очевиден. Разрушения и незавершённая реконструкция не помешали Парфенону войти в число главных памятников мира.

Посещение Парфенона

Посетить главный памятник Афин можно с 8:30 до 18:00 .

Цена билета - 12 евро , до 18 лет посещение бесплатно .

Поскольку в сезон туристов здесь много, а летняя жара приносит неудобства, лучше приходить сюда к открытию или вечером. Для удобства туристов возле Парфенона работает киоск, где можно купить напитки, есть туалет и камера хранения - с крупными сумками внутрь не пускают.

Для Греции Парфенон - не просто памятник истории. Это гордость и национальный символ. Повторить работу архитекторов и создать свою версию Парфенона в разное время пытались в нескольких городах мира. Но превзойти образец классической античной архитектуры никому не удалось.

Храм Парфенон - это известнейший памятник древнегреческой цивилизации, построенный в 432 году до нашей эры. Он является международным символом Греции и находится в Афинах, на территории акрополя.

Он был построен в дорическом стиле под руководством архитекторов Иктина и Калликрата в честь покровительницы города - Афины Парфенос.

В центре храма, окруженного 50 колоннами, можно увидеть статую Афины, исполненную Фидием из золота и слоновой кости.

Фриз фасада украшен изображениями кентавромахии, амазономахии и гигантомахии, а целла - барельефной лентой, на которой изображен главный праздник древних Афин - Панафинейская процессия. Фронтоны святилища украшают великолепные скульптурные композиции.

Координаты : 37.97014200,23.72249500

Руины храма Зевса Немейского

Юго-западнее Коринфа, в нескольких километрах от дороги к Микенам расположен древний город - знаменитая Немея. Здесь разворачивалось место действия мифов о героическом подвиге Геракла, одолевшего Немейского льва. В античные времена Немея была знаменита еще и тем, что с VI века до н. э., как и в Олимпии, здесь проводились спортивные состязания, которые в 270 году до н. э. были перенесены в Аргос. Центром игр был храмовый комплекс, который детально исследован археологами. Главная постройка комплекса - храм Зевса Немейского. До наших дней сравнительно неплохо сохранились только три стройные дорические колонны, возвышающиеся над руинами. Помимо храма Зевса в городе сохранилось еще несколько атичных построек, а также прекрасный музей археологии и один из древнейших в Греции стадионов вместимостью 40 тысяч зрителей, на стенах которого нанесены имена знаменитых атлетов античности.

Координаты : 38.00351800,23.71753000

Храм святого Элефтерия

Церковь святого Элефтерия, или старая Митрополия находится в самом центре Афин, рядом с современным Кафедральным собором Афинской митрополии.

Церковь святого Элефтерия является одной из самых оригинальных церквей византийской эпохи, сохранившихся до наших дней. Церковь была построена в 12 веке. Она имеет крестообразную форму и купол. От всех традиционных построек церковь отличается своим материалом. Архитектор церкви собрал обломки памятников и использовал их в строительстве. В результате получилось гармоничное строение.

Изначально церковь называлась «Малой митрополией» и была освящена в честь Богородицы Скоропослушницы. В 17 веке какое-то время церковь даже служила митрополией.

Позже в церкви находилась библиотека, но она погибла в ходе Греческого восстания 1821 года.

Церковь является живым олицетворением единства греческой культуры.

Координаты : 37.97507300,23.72996700

Храм Ники Аптерос

Храм Ники Аптерос, или бескрылой победы, был самой первой постройкой в знаменитом Акрополе, который возвышается над греческой столицей. Строительство храма относится к 427 г. до н.э. (в это время шла Пелопоннесская война). Стены храма сложены из мраморных блоков, внутри стояла живописная статуя Афины, в одной руке держащей шлем, а во второй гранат, символ победы и плодородия.

За свою историю храм неоднократно подвергался разрушению. Наиболее крупные перестройки происходили два раза: после того, как в 1686 году его разобрали турки, а также в 1936 году, когда разрушилась платформа. Миниатюрный храм Ники Аптерос - это один из немногих дошедших до нас памятников ионийского ордера.

Координаты : 37.97228200,23.72622000

Храм Тессейон

Храм Гефеста (Гефестейон), или Тессейон породил множество легенд, связанных с его названием. По одной из версий храм был посвящён сыну Зевса и богу огня Гефесту - покровителю кузнечного дела. По другой версии, храм носил имя Тессейон - в честь Тесея, знаменитого героя древнегреческой мифологии.

Храм был сооружен за четыреста лет до нашей эры, и представляет собой отличный образец здания дорического ордера. Имя архитектора стёрлось на страницах истории, но по мнению большинства исследователей, этот же человек создавал храм на мысе Сунион и храм Ареса на Агоре.

Удивительно, но с начала шестнадцатого века храм использовался как православная церковь. Впоследствии храм был превращён в музей, коим и является по сей день.

Координаты : 37.97627400,23.72156000

Храм Гефеста

Гефест - древнегреческий бог огня и металлообработки. Среди обитателей Олимпа он был единственным богом, имевшим физический недостаток - он был хромым. Кроме того, Гефест был единственным богом, который занимался тяжелым физическим трудом, он работал кузнецом и в его обязанности входил ремонт поврежденных доспехов Ахиллеса. Кроме того, храм был посвящен богине-воительнице Афине, которая являлась символом города, покровительствовала гончарному ремеслу, а также некоторым другим.

Строительство храма осуществлялось в 449-415 годах до н.э. Имя архитектора, к сожалению, неизвестно, но многие исследователи считают, что это был тот же мастер, который возводил храм Ареса на Агоре и некоторые другие постройки.

Координаты : 37.97608800,23.72145700

Храм Святой Троицы

Храм, который сегодня называется Русской посольской церковью, имеет богатую историю. В глубокой древности на месте храма располагались римские бани, которые со временем были разрушены. Именно на фундаменте бывших бань возникла ранняя христианская церковь, которая была освящена в честь Пресвятой Троицы. С 1202-го года храм являлся женским монастырём. Впоследствии он стал бенедиктинский, а после и мужским.

Храм не единожды становился жертвой трагических обстоятельств - в разные периоды истории, храм страдал от землетрясений и нападений чужеземцев. Русским храм стал в 1847-ом году, когда его приобрело правительство Российской Империи. После этого храм длительное время реставрировался.

Освящение храма состоялось в 1855-ом году. Он является действующим и по сей день.

Координаты : 37.97227800,23.73369700

Храм Зевса Олимпийского

Когда-то в центре храма стояла огромных размеров хризоэлефантинная (покрытая золотом и слоновой костью) статуя Зевса. Она в точности копировала знаменитую статую Зевса Олимпийского, созданную великим мастером Фидием.

Около статуи Зевса возвышалась выполненная в такой же технике статуя императора Адриана, при котором храм был освящен. Рядом с храмом в 130 году н.э. греческие зодчие возвели арку Адриана, которая играла роль ворот в новые городские кварталы, выстроенные императором.

Находиться здесь всегда приятно, ведь место было выбрано с очень тонким художественным замыслом: если смотреть в сторону Акрополя от храма Зевса, то вашему взору предстает еще одна древнегреческая святыня - Парфенон, который словно обрамлен этой аркой. А если смотреть в нее со стороны Акрополя, то вас наверняка поразят мощные формы огромного храма Зевса Олимпийского.

Координаты : 37.96998200,23.73295800

Храм святого Пантелеймона

Храм святого Пантелеймона, основанный 12 сентября 1910 года королем Георгиосом I, является одним из величайших храмов на Балканах и самым большим храмом святого Пантелеймона. Он находится почти в центре Афин.

Огромный, впечатляющий размерами храм был построен Номикосом Георгиосом по проекту архитектора Джона Пападхакиса и был освящен 22 июня 1930 года Архиепископ Афинским и всей Греции Хризостом I. Большинство икон храма написаны известным греческим художником Джоном Кароузосом.

Придя сюда, не стоит удивляться, что собор заставлен рядами кресел - в греческих храмах есть свои особенность, которые нужно помнить: в течение службы прихожанам разрешается сидеть. Кроме того, ни в одном храме ничего нельзя трогать, кроме свечей.

Координаты : 37.99701700,23.72700200

Храм Эрехтейон

Храм Эрехтейон, построенный в 421-406 годах до нашей эры, является священным центром Афин и по праву считается жемчужиной древнегреческой архитектуры. Он находится недалеко от храма Парфенона в Акрополе.

Храм, не имеющий аналогов в древнегреческой архитектуре, был построен в ионическом стиле по инициативе Перикла на месте спора между Афиной и Посейдоном за власть над Аттикой. Из-за многообразия святилищ, объединенных в храме, и неровностей земли он имеет асимметричную планировку.

С южной стороны вы увидите знаменитый портик Пандросейон, названый именем дочери царя Кекропа Пандросы. У западного фасада расположен Кекропейон - могила и святилище легендарного Кекропа, первого царя Аттики. Над ним возвышается известный во всем мире портик кариатид - шести мраморных статуй девушек, которые поддерживают перекрытие.

Координаты : 37.97202800,23.72570200

Я с детства мечтал побывать в Греции. Загадочная страна из давно прочитанного школьного учебника истории всегда манила меня и казалась удивительным местом. Но что мы в сущности о ней знаем?

Наверное, каждый из нас при слове «Греция» представляет себе яркое солнце, шум моря, вкус оливок и величественные древние развалины. И наверняка большинство вспоминает одни и те же руины древнего Парфенона, расположенного на скалистом холме, – огромного сооружения с высокими мраморными колоннами и толпой туристов рядом. Что, впрочем, и не удивительно, ведь это – самый узнаваемый храм на территории Греции и, должно быть, одно из самых известных сооружений античности. Словом, это уникальное место, рядом с которым я как будто попадаю в прошлое.

Немного из истории Парфенона

Как я уже говорил, Парфенон расположен на Афинском акрополе – древнем городе на высоком скалистом холме. Построен он был в 447-438 годах до н. э. по приказу афинского правителя Перикла архитектором Калликратом и украшен в 438-431 годах до н. э. под руководством Фидия - великого древнегреческого скульптора. Того самого, что является автором одного из чудес света – статуи Зевса в Олимпии.

Построен Парфенон в честь - покровительницы города, богини мудрости и справедливой войны. Во времена расцвета афинского государства он являлся главным храмом города, также там хранилась казна. Но годы шли, в средние века Парфенон был сначала католической, а затем и православной церковью, а после завоевания Греции Османской империей внутри построили мечеть.

Вообще, когда я поднимался на Акрополь и стоял у ступеней Парфенона, зрелище открывалось незабываемое: у подножия холма на многие километры раскинулся огромный город, окруженный небольшими горами с одной стороны и морем – с другой. В древности, когда Парфенон в Афинах только строился, море было намного ближе, и, если дать волю фантазии, убрав трубы заводов на окраинах и линии электропередач над домами, можно попытаться увидеть Грецию такой, какой ее видели древние греки – с бескрайним голубым морем и зелеными холмами вокруг. Я был там в мае, и картину дополнял невероятный запах апельсинов, растущих в садах у подножия.


Сам Парфенон представляет собой здание длиной 70 и шириной 30 метров, он окружен колоннадой по 8 колонн в фасадах и 17 по бокам. Еще одна уникальная архитектурная особенность – Парфенон построен так, что выглядит идеально прямолинейным, но в действительности же не имеет практически ни одной прямой линии в контурах. Что и говорить, умели древние строить – аналогичных зданий в мире больше нет. Когда-то храм украшали горельефы, многие из которых сохранились – часть в музее Акрополя (большое стеклянное здание рядом со входом на Акрополь), часть в (а это уже в Лондоне). А вот внутрь Парфенона попасть, к сожалению, не получится – храм находится на реставрации.

Как доехать до Парфенона

Парфенон расположен в южной части Афинского акрополя, огромного скалистого холма, который виден практически отовсюду в центре города. Точный адрес: Dionysiou Areopagitou 15, Athens 117 42.


Сейчас я рассажу о том, как удобнее всего попасть в Парфенон:

  • Пешком. Если вы остановились в центре, то, как уже было сказано выше, Парфенон виден отовсюду, и найти его проблем не составит. Ближайшие жилые районы – Плака и Анафиотика. Неплохой вариант для тех, кто остановился в центре города или просто любит погулять по красивым местам, например, как я.
  • Метро. Ближайшая станция – Akropoli. Билет стоит 1,2 евро, людям старше 65 лет и младше 18 лет – 0,6 евро, продаются они в специальных терминалах. В течение 70 минут проездной также будет действовать и на трамвай, так что этот способ будет удобен, если вы едете с окраины города. Я рекомендую именно такой вариант: он дешевле и быстрее.
  • На такси. Их в Афинах много, они желтые и попадаются практически везде. Цена начинается от 1 евро и далее 0,34 евро/км, что делает такси достаточно недорогим видом транспорта. Но помните, что пробки и часы пик еще никто не отменял, а отказать себе в удовольствии подзаработать на туристах, задрав цену, сможет далеко не каждый водитель.

Условия посещения Парфенона

Открыт Парфенон с ежедневно с 8.00 до 18.30 с апреля по октябрь, с 8.00 до 17.00 с ноября по март.

Билет стоит 12 евро, продается в кассах при входе на территорию Акрополя. Касс, как и входов, несколько. Там же за 20 евро продают комплексный билет, в который входит посещение кладбища Керамик (the Kerameilos), храма Зевса Олимпийского (the Temple pf Olympian Zeus), Римской Агоры (Roman Agora), Афинской Агоры (Ancient Agora) и Театра Диониса (Theatre of Dionysus). Этот билет дает возможность сэкономить кругленькую сумму на осмотре всех этих мест (а они того стоят), и, видимо, по этой причине информация о его существовании дана мелким шрифтом в углу кассы.


Туристов много в любое время дня, так что я советую приходить пораньше, чтобы в жару не стоять в очереди.

На заметку

Я дам еще несколько советов, которые могут вам пригодиться:

Берите с собой воду. Хотя на территории акрополя есть палатки с напитками и едой, путь с вершины до них неблизкий.

Обязательно возьмите с собой головной убор – вам предстоит подняться на вершину холма, будет жарко.

Как и другие греческие достопримечательности, Парфенон закрыт в праздничные дни: 1 января, 6 января, 25 марта, 1 мая, 15 августа, 28 октября, 25–26 декабря. Также он закрыт в дни религиозных православных праздников: Пасха, Чистый понедельник, Великая Пятница, Духов день, Вознесение Господне, Троица.

Не нужно оставлять за собой мусор – служащих нет лишь на первый взгляд, но они есть и все видят.