Если нет школьных друзей что делать. Что делать, если у ребенка нет друзей? Почему не всегда получается сблизиться со школьными товарищами

Здравствуйте! Помогите мне или хотя бы утешьте. С детства я была не очень общительным человеком, но друзья у меня были. Сейчас я перешла в 10 класс. Половина моих подруг ушла в колледжи, половина попала в другой класс. Перевестись к ним мне, к сожалению, нельзя. В результате в классе . У нас все подобрались не очень общительные. У кого-то друзья остались, кто-то сам по себе, ни с кем сблизиться не получается. На переменах я общаюсь со своими подругами из другого класса, дома постоянно созваниваюсь с ними и с теми, кто ушёл в колледж и, в принципе, одинокой себя не чувствую. Но я боюсь, что если заболею, мне будет не у кого узнать дз и вообще, в душе всё время какой-то осадок, что у меня никого нет в классе. Скажите, стоит ли из-за этого переживать или всё это мелочи жизни?

Нет друзей в классе. Что делать?

Добрый день, Ксения.
На то, чтобы сблизиться нужно время. Вы только перешли в 10 класс, то есть по сути меньше месяца с новыми одноклассниками. Вы сами говорите, что
У нас все подобрались не очень общительные.

Присмотритесь. Может быть кому-то также не хватает общения как и вам, но она/она не может найти общих тем или проявить инициативу. Начните спрашивать о том какие предметы нравятся или что любят помимо учебы, возможно это откроет одноклассников с новой стороны. Расскажите что-то о себе.
Также можно не слишком активно общаться на переменах, но обменяться телефонами с несколькими ребятами именно с целью узнавать ДЗ на случай отсутствия, если вы понимаете что не готовы общаться слишком доверительно с новыми знакомыми.
стоит ли из-за этого переживать или всё это мелочи жизни?

Потребности в общении у разных людей разные, и сколько его вам нужно, знаете только вы. Переживать в любом случае не стоит, поскольку приоритетом в школе служит получение знаний. Но расширить круг общения можно, в том числе через общие интересы - например, посещение общих факультативов для подготовки к сдаче ЕГЭ.

С уважением, Завгородняя Юлия

Любимое чадо отказывается идти в детский сад («там плохо», «не хочу манную кашу» и т.д.), придумывает себе болезни или долго не выздоравливает («опять голова болит», «сопли текут» и проч.), жалуется на боль в ноге, животе, но вечером с удовольствием бегает во дворе.

Так почему ваш дорогой малыш не хочет ходить в детский садик?

Почему не рассказывает о том, чем занимался в детском саду?

С кем играл, как гулял, кто его друг - спросите об этом, а не о том, что кушал и как спал.

Не считайте, что все наладится само собой - чудес мало как в жизни взрослых, так и детей, всему надо учиться.

Дружба - это отношения, которые складываются на эмоционально положительном фоне, иногда даже объяснить невозможно, чем дети интересны друг другу. Но дружба между малышами 3-4 лет - это фантастика, совместная игра - ближе к истине, игра с игрушками и отношения по поводу этих игрушек - это именно то, что родители называют «дружат».

Как дети общаются по поводу игрушек тоже важно, из этих отношений может вырасти детская дружба.

Большинство родителей не считают ее серьезной, не придают значения тому, как малыш «находит» друзей, и он ли их выбирает? Считая, что «вырастет, найдет настоящего друга», родители ошибаются. Все закладывается в детстве, и если малыш в 5 лет не умеет общаться в группе с детьми - проблемы будут.


Дружба в детском саду

Первые контакты малыша с другими детьми начинаются еще во время прогулок с мамой. Кроха воспринимает других деток через призму маминого отношения к ним. Все совсем по-другому в детском садике, где ваше дитя остается без поддержки, где много незнакомых деток, где вместо мамы какая-то тетя, и все надо делать вместе с другими даже если не хочется. И если сначала жалобы будут на кашу, на молоко с пенкой, то чуть позже будет «он/она меня стукнул», «они шумят», «не дают машину/куклу».


Если же ваш малыш вообще не рассказывает о событиях в детской группе - это уже повод беспокоиться, ведь есть причина, по которой он не говорит маме о своем поведении. Детский садик, а впоследствии школа - это возможность свободного самовыражения, и если любимое чадо не рассказывает о детях, возможно, когда-то вы его не слушали или ругали за активные действия. Родители - опора для «самого младшенького» в семье, в любом случае вы обязаны быть на его стороне. Это совершенно не означает, что надо «с кулаками бросаться в бой» или воспитывать чужих детей. Чем активнее вы будете действовать во благо своего чада, тем пассивнее будет он сам. Зачем себя защищать, если это делает мама? Зачем дружить, если мама скажет, что друг нехороший?

  1. Если вы замечаете, что малыш в группе играет один, для детей он, как бы невидим, дети могут пробежать мимо, толкнуть его, но даже не заметить этого - ищите причину сами. Просить помощи у воспитателя нет смысла, она не будет вмешиваться. Наблюдайте и действуйте. Если не видите в группе мальчика, с которым недавно играл «в машинки» ваш сын - спросите, где этот мальчик, посочувствуйте, что он заболел, переспросите сына через несколько дней, выздоровел ли его друг. Аналогично с девочками, с одним уточнением - им сложнее выбрать друга, если главный друг - мама. Ответить на дразнилку или толкание - это вообще нереально для большинства девочек дошкольного возраста. Может рассказ с фотографиями из вашего детства даст эту свободу, и девочка ответит?
  2. Научите дружить. Только не словами, не объяснениями, как надо дружить, а делом. Для этого проведите на себе простой эксперимент: у вас наверняка на работе есть человек, который лично вам приятен, но вы почти не общаетесь. Как предложить ему/ей дружбу? Подойти и сказать: я хотела бы/хотел бы с тобой дружить - так? Уже представили, как на вас посмотрит этот человек?
  3. Детям подружиться сложнее, еще нет опыта социализации, поэтому помощь нужна, только, вот, как помочь? Бесполезно дошкольника приводить по этому поводу к психологу - они друг друга не поймут, ведь «дружить» даже для детей 7 лет - это «играть вместе». Начинать надо с общих интересов, с того, что нравится вашему сыну/дочке и еще кому-то из детей группы детского садика. Спортивные секции, семейные походы, но не детский санаторий или лагерь отдыха - снова ограничения и отсутствие вашей поддержки.
  4. Не паникуйте, не преувеличивайте проблему, отнеситесь спокойно к факту отсутствия друзей на этом этапе жизни. Поищите решение в себе: Гиперопека со стороны родителей воспитывает осторожных детей, которые боятся вести себя свободно. Равнодушие родителей вызывает чувство незащищенности у детей, поэтому они будут сторониться контактов. Попытайтесь изменить отношение к малышу, и его возможности возрастут, легче будет общаться с детьми. К тому же, привязанности дошколят изменчивы и непостоянны, поэтому есть надежда, что и без участия родителей социализация будет успешной…в некоторых случаях.

Дружба в школе или как помочь ребенку не стать аутсайдером

Новое окружение, новая жизненная позиция, но что делать если ситуация повторяется, у ребенка нет друзей по-прежнему, и он уже не пытается подружиться с кем-нибудь?

С психологической точки зрения практически нет отличия между дошкольниками и первоклассниками в школе, разница в год ничего не решает для общения. В неполные 8 лет навыки коммуникации развиты недостаточно. Детский сад для того и нужен, чтобы малыш получил первый опыт общения через общую деятельность, чтобы нашел способы заводить друзей. Если сын был задирой в садике, вряд ли он будет «белым и пушистым» в классе - стереотипы поведения сохраняются на всю жизнь.

C какими детьми в начальных классах не дружат

  • с теми, кого «ругает» учительница, взрослый авторитетный человек в начале школьной жизни. Те, кто мешает на уроках - «плохие», дружить с ними категорически нельзя, тоже будешь «плохим»;
  • с отличниками, поскольку еще не умеют использовать плюсы такой «дружбы». Да, оценки в первом классе не ставят, но дети не глупы, они понимают разницу между улыбающимся смайликом и плачущей рожицей. Те, кто всегда получает «улыбочку», и не умеет быть шалуном - будут получать «шишки» от детей;
  • с тихушечниками, которые за спиной сверстников критикуют их поведение, рассказывают небылицы о них, при этом хвалят себя;
  • с закрытыми к общению детьми. Их распознают сразу, сторонятся из-за непонимания, но не отвергают в играх и занятиях.

Если не оставлять попыток подружиться, хотя бы один друг будет уже к подростковому возрасту.

Но объясните, что дружбу нельзя купить за конфеты или деньги, надо стать интересным для сверстников. В этом можете помочь только вы - родители, учитель этим заниматься не будет, его физически не хватит на класс из 30 человек. Родители, которые не перекладывают проблемы детей на школу, смогут помочь им стать сильными, доброжелательными и приятными в общении. Для дружбы этого вполне достаточно в школьном возрасте.


  1. Если его друзья вам не нравятся, оставьте свое мнение при себе. Не отчитывайте сына/дочь при чужих взрослых, не критикуйте его друзей или делайте это один на один в форме доброжелательного диалога. Воспринимайте трудности общения с одноклассниками серьезно, сопереживайте бедам, но по возможности не принимайте активного участия в их разрешении. Дети должны научиться принимать проблемы, как одну из составляющих жизни.
  2. Никогда не называйте сына/дочь робким, застенчивым, не говорите, что у него нет друзей из-за пугливости или наоборот задиристости. Он должен быть уверен в себе, поэтому используйте прием отзеркаливания даже при выслушивании жалоб на одноклассников.
  3. Мнение учителя о детях в классе - это всего лишь частное мнение конкретного человека и не более. Учительница никогда не будет знать вашего сына или дочь так, как его знаете и понимаете вы. Дружбы детей ее мнение не касается.
  4. Всегда замечайте даже малые достижения, ваша похвала по-прежнему важна и значима в этом возрасте. Говорите ему, что он интересный человек, поэтому так нравится другим детям. Не навязывайте ему общение с детьми, лишь мельком упоминайте, что вместе веселее играть, что дружить - это здорово.


Подростки в школе и дома

В средней школе приоритеты дружбы меняются, в 12 лет подросток имеет свое представление о дружбе, и даже под давлением со стороны родителей мнение о друзьях не изменит. Почему выросший сын не слушает ваших советов, а дочь дружит с парнями? Потому что они по-своему видят мир, и отношения со сверстниками они будут выстраивать только сами. Вмешательство взрослых необходимо только в случае буллинга, если травле подвергается ваш ребенок или он участвует не как жертва. Вмешаться необходимо, поскольку есть реальный вред здоровью или психике подростков.

Если раньше родители были друзьями, то теперь слово «друг» относится только к людям, которые не являются членами семьи. Мнение друзей важнее, чем мнение отца или мамы, поэтому с подростками надо быть аккуратными в выборе выражений. Если подросток считает кого-то другом, вы должны принимать его мнение. Критика, сарказм, насмешки в сторону друга подросток будет воспринимать, как негатив в свою сторону.

Подросток, который ни с кем не дружит - это отдельный разговор, здесь нужна та самая помощь психолога. Возможно, причина в классе, в отношениях с вами, в отказе самого подростка завязывать дружеские отношения. В любом случае, проблему нельзя отпускать

Не всегда отношения в коллективе складываются должным образом. Многие дети ежедневно страдают от насмешек одноклассников или просто от одиночества. Им кажется, что из этого тупика нет выхода, но психологи уверенно заявляют: завести школьных друзей и найти общий язык с одноклассниками достаточно легко, стоит только выстроить правильную модель поведения.

Почему не всегда получается сблизиться со школьными товарищами?

Главное – осознать, что некоторые люди просто не подходят по характеру, поэтому у вас не получится дружить абсолютно со всеми

Зачастую первые попытки стать частью компании заканчиваются неудачно. В таких случаях не стоит винить себя, ведь уважение и любовь коллектива достигается далеко не за один день. Становление имени и репутации – результат тяжкой работы над собой и своими качествами. Если вы будете регулярно придерживаться нижеописанных правил, а также не стесняться обращаться за советом к близкому человеку и помнить о том, что дружить со всеми не получится, то в какой-то момент почувствуете, что всё больше людей тянутся к вам. Стоит только верить в свои силы и беречь индивидуальность – главное качество в современном мире. Необычная личность, имеющая собственные убеждения, увлечения, суждения, всегда кажется интересной и немного загадочной. Однако не нужно надевать на себя маску – вас полюбят только настоящим.

Как изменить отношение окружающих к себе и влиться в коллектив?

Этот вопрос крайне важен для всех возрастов. Всё дело в том, что большинство из нас не понимает простую истину: трудно найти близкого человека, не попытавшись для этого что-то сделать. И начать стоит с изменения себя и своего взгляда на окружающий мир. Например, никто не захочет иметь дружеские отношения с задирой или плаксой. Причём это правило применимо как для первого класса, так и для одиннадцатого. Не намного больше внимания к себе привлечёт человек, вечно прячущийся за спинами товарищей: это касается не только поведения на уроках или внеклассных мероприятиях, но и попыток изолироваться от окружающих людей.

Выход из сложившейся ситуации, в первую очередь, заключается в попытках общения со сверстниками. Поначалу одноклассники могут не воспринимать бывшего молчуна или «белую ворону» как хорошего собеседника, но со временем стереотип ломается. Даже самый замкнутый подросток может оказаться болтуном: просто раньше не находилось тех, кто бы смог его выслушать.

В связи с последней мыслью немаловажно уточнить, что общительность не должна переходить в навязчивость. Последнее качество – также большая проблема и частая причина неудач в кругу товарищей. Никто не хочет выслушивать бесконечные истории одного человека, становится постоянным собеседником – если только речь не идет о влюблённости, взаимной симпатии. Даже самый интересный, начитанный ровесник может стать скучной обузой, если будет постоянно говорить и привлекать к себе внимание – это ещё одна грань неприятного для окружающих поведения.

Помните, общительность всегда должна быть умеренной

Совместное времяпровождение – отличная возможность завести новых товарищей

В том случае, если в школе нет проблем с уровнем культурного развития и вы действительно хотите завести школьных друзей, то запоминайте следующие советы:

  1. Не стоит быть навязчивым. Об этом было сказано выше, но данное правило настолько важное, что его можно повторять ещё много раз. Умеренность во всём – качество, которое сделает вас желанным гостем в любой компании, в любом возрасте.
  2. Не нужно строить из себя того, кем вы не являетесь. Сразу хотим предупредить: речь здесь идёт не о тех, кто действительно «строит себя» – развивает по камешку свою эрудицию, уделяет внимание организации времени и пространства, занимается спортом, то есть делает все шаги к успеху. Всё намного проще: не стоит изображать из себя другого человека, подражая поведению или внешности самого популярного ученика школы. Да, стоит подумать, почему он или она пользуется популярностью, имеет уважение. Возможно, всё дело в выдающихся личностных качествах – тогда нужно взять на заметку черты характера типа организованности, трудолюбия, чувства юмора, доброты. Если же популярность школьной звезды строится на грубых выходках, издёвках, финансовых возможностях, то грош цена такой популярности: она не будет длиться долго.
  3. Составьте список качеств, которые у вас есть и которых вам не хватает. В обоих случаях обратитесь к маме или другому близкому человеку, ведь бывает трудно самостоятельно оценить собственный характер. После окончания работы над списком можно попытаться понять, почему ряд черт важен для вас, что они дадут вашей личности. Здесь снова можно вызвать на откровенный разговор кого-то из родных, опытного человека, который может указать на важность, соответствие каких-то качеств именно вам.
  4. Закончив работу над списком, можно приступать к приобретению необходимых навыков. Часто одолевает лень – установите систему поощрений, при которой за каждое сделанное дело будет дано какое-либо вознаграждение (съедена конфета, куплена книга, просмотрена серия любимого сериала). Мотивация подобного типа не является надёжной, от неё со временем нужно уйти, но для выработки какой-то привычки поощрение подойдёт идеально!
  5. Станьте частью внеклассной жизни. Здесь вариантов для реализации множество: подготовка к концертам (написание сценариев, пошив костюмов, подбор музыки), организация пикника, на который можно также позвать любимых учителей. Как показывает опыт, молодые преподаватели на внеклассных встречах могут не только помочь избежать негативных ситуаций, но и развеселить, помочь с покупками и приготовлением мяса, дать дельный совет относительно дружбы, любви, отношений с родителями. Ещё один вариант совместного времяпрепровождения с одноклассниками – пригласить их к себе в гости. Здесь стоит подключить родителей: попросить маму приготовить пиццу, папа может дать совет о том, как развлечь мальчишек. У такого решения есть несколько преимуществ: вам будет комфортнее общаться с ребятами на «своей территории», вы сможете показать им, как устроена ваша жизнь, похвастаться хорошими книгами, пластинками, сувенирами из поездок. Времяпрепровождение у кого-то дома сближает людей, позволяет начать доверять друг другу всё больше и больше.

    Не отказывайтесь от участия в совместных поездках. Многие школы организовывают экскурсии для учащихся: это не только позволяет расширить кругозор, но и сблизиться с одноклассниками и ребятами из других классов. Особенно интересным в таких поездках является знакомство со старшеклассниками: пусть они и не станут вашими лучшими друзьями, но всегда приятно общаться с кем-то более взрослым, к тому же это может поднять ваш авторитет в глазах сверстников. Основное правило поведения в общении в таком случае – понимание того, что не все увлечения современных взрослых ребят могут быть приемлемы в вашем возрасте и вообще в обществе.

Под конец хочется сказать, что настоящие друзья есть у каждого человека. Может быть, сейчас вы не чувствуете рядом близкого человека, вам трудно найти опору, но со временем, если вы будете работать над собой, улыбаться, с теплом относится к миру, всё изменится. Искренние люди – магнит, поэтому не бойтесь проявлять настоящие чувства, главное, чтобы они были положительными!

Некоторых родителей волнует проблема, что у ребенка в школе нет друзей. Неприятно осознавать, что он все переменки проводит в одиночестве, когда дети собираются «кучками».

Разговоры, что в этом нет ничего страшного, и тебя любят родители и бабушка с дедушкой, приносят только вред.

Для всех детей, особенно в подростковом возрасте, необходимо общение со сверстниками. Подросткам важно одобрение сверстников, которое поможет поднять самооценку.

Дети, которые лишены такой возможности, чувствуют себя одинокими. В подобной ситуации родители должны действовать очень осторожно.

Ребенок не всегда все рассказывает все взрослым. Посетите школу, возможно, беседа с классным руководителем прояснит ситуацию. У некоторых проблема может быть связана с низкой успеваемостью.

Иногда они безграмотно пишут или разговаривают, и личный репетитор по русскому языку поможет исправить ситуацию.

Обычно дружба завязывается между теми, кого связывают общие интересы. Многие мальчики посещают спортивную секцию и играют всем классом в одной команде.

Предложите сыну присоединиться к ним, что расширит круг общения. Девочкам можно посещать кружки. Многим подросткам хорошую услугу оказывает изучение актерского мастерства.

Так они начинают себя чувствовать более уверенно, отрабатывают красноречие. Выступление перед публикой придает им уверенности в собственных силах.

Некоторые дети очень застенчивы и никогда не подойдут к группе своих одноклассников, если их не позовут. Такому ребенку тяжело первому наладить контакт, и он будет стоять в стороне.

Иногда требуется помощь классного руководителя, который подведет новичка к группе учеников и начнет беседу со всеми вместе. Но заставить дружить нельзя, и если дети не нравятся друг другу, общение у них не сложится.

Не во всех школах придерживаются единой формы одежды. Обратите внимание, в чем на занятия ходит основная масса учеников.

Постарайтесь, чтобы ваш ребенок не выделялся на общем фоне. Даже если он предпочитает другой стиль или фасон, в школе желательно не злоупотреблять демонстрацией.

Организуйте выезд на природу или вечеринку для маленьких друзей дома. Ребенок может выбрать несколько человек или пригласить всех одноклассников. Вы постарайтесь собрать родителей и наладить с ними контакт. Возможно, это сблизит и детей.