Звуки и буквы ч-щ. Конспект занятия "Дифференциация согласных ч-щ. Правописание ча-ща" Дифференциация звуков ч щ речевой материал

Игра “В уголке Буквоеда”

На таблицах разбросаны буквы, из которых надо составить слова.

Найди нужную букву, запиши ее в подготовленную схему слева направо. Затем прочитать получившееся слово (грач, тигр).

Первая буква находится в правом верхнем углу. Запишите ее.

Вторая – в левом нижнем углу. Запишите.

Третья буква – в левом верхнем углу. Запишите.

Четвертая буква – в правом нижнем углу. Запишите.

Прочитай, какие слова получились. Сделай анализ слов. Какие цветные карандаши нужны?

Сколько в слове гласных звуков? Назови. Сколько всего согласных? Сколько твердых? Назови. Сколько мягких? Назови.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч-Т и Ч-Ть

Произносить слоги с этими звуками в разных вариациях.

Произносить слова со звуками Ч и Т.

Внучата, волчата, зайчата, барсучата, крольчата, галчата, туча, пятачок, точёный, чистый, точил, летучий, чубастый, четыре, стульчик, листочек, частушки, трубач, толочь, отлично, Танечка, мачта, мечта, почта, тачка, тучка, штучка, веточка, ниточка, форточка.

Произносить слова со звуками Ч и Ть.

Учитель, тянучий, трескучий, тягач, тянуч, чинить, стеречь, течь, птичка, аптечка, течёт, учить, лечить, молчать, качать, мычать, печать, кричать, читать, чихать, рычать, торчать, отвечать.

Произносить пары слов.

Чашка – тяжкий чайка – лентяйка

Чавкать – тявкать внучата – утята

Круча – крутят крольчата – котята

Мычать – мостят ворчат – вертят

Бачок – потёк бочонок – утёнок

Чёлка – тёлка зайчонок – котёнок

Ночёвка – путёвка бечёвка – потёмки

Мочёный – метёный печёный – плетёный

Чук – тюк чижик – тише мычит – летит

Каучук – утюг плечи – плети точить – катить

Чулан – тюльпан зайчик – зонтик овчина – паутина

Зачем – затем чернеть – терпеть

Качели – хотели чернота – теснота

Леченье – плетенье черенок – теремок

Черно – темно черноголовый – темноголовый

Вечер – ветер черноволосый – темноволосый

Калач – жевать врач – брать

Кумач – поймать поплачь – подать

Толочь – полоть тянуч – тянуть

Мяч – мять могуч – гнуть

Луч – муть прячь – пять

Дичь – пить печь – петь

Меч – иметь печка – Петька

лечь – клеть речка – редька

беречь – белеть напечь – напеть

Произносить предложения.

Горячий утюг. Тёплая печка. Тёмные тучи. Чужой котёнок. Тёмный чулан. Чугунный котёл. Тяжёлый чемодан. Плетёная бечёвка. Летят птички. Птички солнышка ждут, птички песни поют. Сова днём прячется, ночью охотится. Наступил вечер, утих ветер. Плыли по небу тучки. Тучек – четыре штучки. Мячик бьют, а он не плачет, только ещё выше скачет.

ЗАГАДКИ

Стучат, бренчат, ходят весь век, а не человек. (Часы.)

Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт. (Комбайн.)


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ ТЬ (Т) - Ч

1. Дифференциация изолированных звуков Тъ - Ч.

Дифференцируя изолированные звуки Ть - Ч, рекомендуется использовать картинки-символы: Ть - молоточек стучит, Ч - паровоз едет.

2. Повтори прямые слоги со звуками Ть (Т) - Ч.

тя - ча те - чо те - че тю - чу ти - чи

ча - тя чо - те че - те чу - тю чи - ти

3. Повтори обратные слоги со звуками Тъ (Т) - Ч.

ать - ач оть - оч уть - уч ыть - ыч ять - яч
ить - ич еть - еч ёть - ёч ють - юч яч - ять

4. Повтори слоги, где звуки Ть (Т) - Ч находятся между
гласными.

атя - ача атё - ачо ате - аче ати - ачи

отя - оча отё - очо оте - оче оти - очи

утя - уча утё - учо уте - уче ути - учи

ытя - ыча ытё - ычо ыте - ыче ыти - ычи

итя - ича итё - ичо ите - иче итю - ичу

5. Повтори слоги, где гласные находятся между согласны-

ми Ть (Т) - Ч. Тич - теч - тёч - тюч - тяч

6. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

чти - чте - чте - чтю - чтя

7. Повтори обратные слоги со стечением согласных.

ачт - очт - учт - ычт - ичт - ечт - ечт - ючт - ячт

8. Повтори слова, где звуки Ть (Т) - Ч находятся в начале

слова.

тем - чем тюк - Чук тик - чик

тай - чай тайный - чайный тук - Чук

тюбик - чубик тех - чех ток - чок

тесно - честно тесто - честно

9. Повтори слова, где звуки Тъ - Ч находятся в середине слова.

петька - печка ноты - ночи

10. Повтори слова, где звуки Ть - Ч находятся в конце слова.

мять - мяч тянуть - тянуч

пугать - пугач меть - меч

11. Повтори слова, где звуки Тъ (Т) - Ч находятся в одном
слове.

12. Повтори словосочетания.

тыквенная начинка тонкая маечка тёмная туча

Митины ботиночки утиное яичко темная ночь

Вовочкина птичка тётин чемодан темные очки

13. Повтори предложения.

Три слова. У Катеньки мячик. Ниночка видит бабочку.

Четыре слова. Ученик Пе.тя покупает учебники. Девочки идут на почту. Котёнок хочет поймать бабочку. Катя даёт собачке косточку. На небе тёмные тучи.

Пять слов. Мамочка покупает дочке Танечке кофточку. Никита и Антон чинят тачку. Петя и Таня пекут пончики. Катя покупает пять пачек печенья. На печке спит котик Тимофей. У будочки тявкает Анечкина собачка.

Шесть слов. На тонких веточках у паучка паутина. Тётя Катя покупает очки в оптике.

Семь слов. Витя и Митя в тени едят пончики. Митя и Вовочка пьют чай с печеньем.

14. Повтори и отгадай загадки.*

Бежит, бежит - , Стучат, стучат, -

Не выбежит. Не велят скучать.

Течёт, течёт - . Идут, идут,

Не вытечет. (Река) А всё тут да тут. (Часы)

15. Повтори стихи*

У Мити пять котят, Моем, моем трубочиста

И все котята есть хотят. Чисто, чисто, чисто, чисто.

Е. Спивак Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!

К. Чуковский

Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. А. Пушкин

16. Послушай рассказы. Назови слова со звуками Тъ (Т)

Ч. Перескажи рассказы.

Кто мычит?

А. Хмелёва

  1. Это кит? - Кит.
  2. Кит мычит? - Не мычит.
  3. А кто мычит? - Бычок мычит.

Я читаю

А. Хмелёва

У меня книга. Я учу по этой книге буквы. Это буква а, это - у, это - и. А вот над этой буквой две точки. Это буква ё. Я читаю: ау, уа, Тема, тётя, уточка, тучка.

17. Повтори скороговорки.

Ткач ткёт ткани на платки Тане. Водичка течёт, а печка печёт. Димочка Ниночке чинит ботиночки.

Танечка - у печки, Ванечка - на печке.

Витечка читает, Митечка мечтает.

Ткани ткачи ткут, Но не много наткут. А. Хмелёва

Ткёт ткач Тане Новые ткани. Потом наткёт ткани Тоне и Мане. А. Хмелёва

Внучек Тема - в маечке, Дочка Таня - в юбочке.

У девочек Анечки, Манечки И Танечки в баночках бабочки.

У Пети по чтению «пять», Он Катю научит читать. А. Хмелёва

У Димочки - котёночек, У Фимочки - утёночек; Котёночек - у Димочки, Утёночек - у Фимочки.

Стишки на дифференциацию звуков «Ч» и «ТЬ»

Мальчуган вздыхает ТЯЖКО:

Со стола упала ЧАШКА...

Свисают руки, словно ПЛЕТИ...

Давай, дружок, расправим ПЛЕЧИ!

Учим Тузика не ЧАВКАТЬ

И на деточек не ТЯВКАТЬ!

У коровы - ТЁЛОЧКА,

Рыженькая ЧЁЛОЧКА!

Нашему ЛЕНТЯЮ

Заварить ЛЕНЬ ЧАЮ!

На брусок НА ТЁСАНЫЙ

Брошу шарф НАЧЁСАННЫЙ!

Я в комнаты МЕТЁНЫЕ

Нёс яблоки МОЧЁНЫЕ!

Объясняет ГекУ ЧУК

Как использовать УТЮГ!

Сайд садится на ЧУРБАН,

Сайд снимает свой ТЮРБАН.

Пора признаться ЧЕСТНО:

В каморке нашей ТЕСНО!

У трубача давным-давно

От веток в комнате темно...

Темно, конечно, но ТРУБАЧ

Не хочет ветки ОТРУБАТЬ!

Что тебя, братишка, МУЧИТ?

Да меня в машине МУТИТ!

Мама будет тесто МЯТЬ -

Дети будут в МЯЧ играть!

Мама тортик будет ПЕЧЬ -

Дети песни будут ПЕТЬ!

Стали звать Каштанку ТЁТКА...

Трюки ТЁТКА знала ЧЁТКО!

Чтоб полить укроп и РЕДЬКУ,

За водой иду на РЕЧКУ!

Вот так ВЕЧЕР, ну и ВЕЧЕР!

Целый ВЕЧЕР свищет ВЕТЕР!

У девчонок и мальчишек

Нет пальтишек... ВЕТЕР, тише!

Тёме хочется ИМЕТЬ

Богатырский щит И МЕЧ!

Тетерев с тетёрочкой

Тёрли сыр на тёрочке!

Читатели, читайте!

Мечтатели, мечтайте!

Учителя, учите!

А молчуны - молчите!

Горка -КРУЧЕ, КРУЧЕ, КРУЧЕ...

Тёмочка педали КРУТИт...

КРУЧЕ горки не встречалось!

В чистом поле легче мчалось!

Симпатичный я бычок?

Почешите мне бочок!

Помоги мне, паучок,

Доплести воротничок!

Да за тяжесть не сочти -

Это пустячок почти!

У чистюли-тёти

Чистота в почёте!

Телеграмму на почте прочтите!

Не прочтёте - меня огорчите!

Вы, начальник, не скучайте

Без чернил и без печати!

Плыл тюленчик по теченью

Выразить своё почтенье

Тёлочке, телёночку,

Уточке, утёночку!

Вытирайте, птенчики,

Клюв о полотенчики!

Почистите ботиночки

Для Тёмочки и Тимочки!

Как старательны чижи!

Чертят, чертят чертежи!

Ночной порой в чулане

Темно, как в чемодане!

Свечою посветите,

Светильнички включите!

Дети, тише, не кричите!

Телефончики, молчите!

Не чирикать! Не чихать!

На речке утку и утяток

Учитель повстречал когда-то

Кричала уточка:

Учитель!


Конспект открытого интегрированного занятия «Дифференциация согласных Ч-Щ. Правописание слов с сочетаниями ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.»

Логопед, учитель начальных классов

Цель

Выработать четкую дифференциацию звуков Ч–Щ с опорой на артикуляторные, слуховые и зрительные ощущения; научить соотносить их с буквами Ч и Щ;

Создать условия для закрепления и проверки умения писать слова с сочетаниями ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ.

Задачи

Образовательные:

Дифференцировать звуки Ч – Щ изолированно, в слогах, словах, предложениях,

Учить сравнивать артикуляцию звуков,

Закреплять навыки правильного написания слогов ча-ща, чу-щу,

Работать над обогащением словарного запаса.

систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих Ч, Щ; формировать умения осознанного восприятия составляемых и прочитываемых слов, словосочетаний, предложений с сочетаниями ча-ща, чу-щу;

Коррекционные:

Развивать зрительное восприятие и память,

Развивать фонематический слух и восприятие, звуковой анализ и синтез.

Развивать мелкую моторику, используя физминутку

Развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику.

Расширять активный и пассивный предметный и глагольный словарь;

Работать над развитием грамматических форм речи

Воспитательные:

Воспитывать желание говорить красиво и правильно,

Воспитывать навыки контроля и самоконтроля,

Воспитывать общительность и активность на занятии.

1.Организационный момент .

Здравствуйте

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2.Объявление темы и целей занятия

Мы с вами отправляемся в путешествие на остров «Шипящие согласные».

Давайте определим какие звуки там могут жить? (ж, щ, ш, ц, х,ч)

Но этот остров очень добрый здесь живут только мягкие шипящие. Какие? (щ, ч)

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Начинаем наше путешествие.

3.Артикуляционная гимнастика

Но чтобы наше путешествие началось, нам нужно с вами перед путешествием размять наши язычки и губки

лягушата улыбаются (губы в улыбке)

Трубочка

Окошко (губы округлены)

Заборчик

Лопатка (широкий высунутый язык лежит на нижней губе)

Чашечка (края языка округлены, губы в улыбке)

4.Характеристика звуков ч-щ

Давайте вместе с вами произнесем звук Ч

Какими должны быть губы, зубы, язычок - когда мы произнесем звук ч?

Губы округлены, зубы сближены, язычок наверху

Ребята звук ч гласный или согласный? (согласный)

Какой он твердый или мягкий?(мягкий)

Давайте с вами определим звонкий или глухой. (глухой)

Произнесите [щ ]

Какой он согласный или гласный? Почему?

Звонкий или глухой? Почему?

Твёрдый или мягкий?

Чем же отличаются эти звуки?

Давайте сравним звуки [Ч] и [Щ]. Чем они похожи?

Дети: Оба мягкие

Чем отличаются эти звуки?

Дети: звук [Ч] произносится кратко, а [Щ] – долго.

5.Развитие фонемного восприятия.

Внимательные ушки”.

Ребята посмотрите мы с вами попали на остров. И первая остановка пещера звуков.

Она зовет вас поиграть в игру внимательные ушки

Если вы услышите звук ч то хлопните в ладоши, а если звук щ то топните ножками

Звуки:

ц, щ, х, ж, ш, ч, ш, ч

Слоги: (АЩ, УЩ, ЧУ, ЧИ, ЩА, ЧЕ, ЩЕ ).

Слова:

(вещи, печка, щавель, луч, плащ, плач, чёлка, щёлка, помочь, помощь.)

Догадались, какие звуки мы будем сегодня сравнивать? (Ч-Щ). Правильно! Будем различать звуки Ч и Щ в слогах, словах и предложениях. А так же писать слова с этими буквами

5 Связь звука с буквой

Ребята, что вы знаете о звуках?

Звуки мы слышим и произносим.

Что вы знаете о буквах?

Буквы мы видим, пишем и читаем.

Догадайтесь о какой букве я вам сейчас скажу?

«Букву пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.»

Молодцы! Это буква Ч.

Ребята, какой буквой обозначается [Ч]?

Буквой Ч.

От какой буквы надо отличать заглавную прописную букву Ч? (от У)

Обведите по контору только букву ч

Буквой Щ.

На расческу Я похожа –

три зубца всего? Ну что же!

На что похожа эта буква?

Буква щ Щ

Какой буквой обозначается [щ]?

Буквой Щ.

Мы вспомнили на что похожи буквы Ч, Щ, а теперь откройте тетради, запишите дату и выполните минутку чистописания заглавных и строчных букв Ч и Щ по образцу. Дети записывают буквы в тетрадь в тетрадь.

7.Развите звукового анализа на уровне слова

Игра «Помоги сказочным героям»

Ребята, посмотрите, около вулкана Букв появились сказочные герои. Кто это? (Щелкунчик и Чебурашка) Как вы думаете, почему именно они отправились с нами в путешествие? Их имена начинаются на Ч,Щ. Щелкунчик и Чебурашка решили отдохнуть на лужайке, но вдруг услышали страшный грохот. Это началось извержение вулкана. Они перепугались и убежали, не собрав свои вещи. Давайте поможем им собрать вещи.

Слова со звуком Ч мы сложим в чемодан Чебурашки, а слова со звуком Щ в ящик Щелкунчика (картинки: очки, щетка, мяч, часы, ключ, удочка, ч щенок, щипцы, овощи, ящик, щит, плащ, прищепка)

Молодцы мы с вами смогли помочь собрать вещи Щелкунчику и Чебурашке. Отправляемся дальше в путешествие по острову.

8.физкультминутка

Молодцы ребята вы отлично справились с заданиями, а теперь мы подошли к реке давайте отдохнем!

Ча-ча-ча,мы сидели молча.(встают, ходьба на месте).

Чу-чу-чу, снова прыгать я хочу.(прыжки на месте).

Жи- жи-жи, на плечи руки положи.(круговые вращения руками).

Щу-щу-щу, руки вниз я отпущу.(наклоны вниз с вытянутыми руками).

Ща-ща-ща, приседаем не пища.(приседания).

Ши-ши-ши, посидим теперь в тиши.(садятся за парту).

Молодцы ребята вы отлично справились с заданиями, а теперь давайте вместе с щелкунчиком выполним упражнения:

10. Работа на уровне слова

Ребята, дорога нас привела в сказочный лес

Однажды на лесной полянке собрались все буквы и стали играть в прятки. Буковки, которые обозначают согласные звуки прятались, а гласные их искали. Буквы Ч и Щ спрятались в самой глухой чаще леса. Так спрятались, что сами и заблудились. Долго искали их гласные, да так и не нашли. Наступил поздний вечер. В лесу стало темно, страшно. Сидят буковки, дрожат от страха. А как найти дорогу обратно на полянку не знают. И решили позвать на помощь.

Долго кричали, но никто их не услышал. Да и буковки все стали расходиться по домам. И вот вспомнили Ч и Щ, что когда заблудишься в лесу, надо кричать: АУ! Стали они звать на помощь эти гласные.

А и У услышали, как их зовут на помощь. И не пугаясь темноты, они бросились в самую глухую чащу леса спасать своих друзей.

Нашли, обрадовались! С тех пор шипящие дружат только с гласными А и У!

Помните всегда кто спас шипящих в глухом лесу!

Сказочный лес приготовил вам карточки, чтобы проверить хорошо ли вы запомнили правило. На каждой карточке написано слово с « убежавшим» сочетанием,ча- ща или чу – щу. Прочитайте его и догадайтесь, какое сочетание пропущено. Но давай с вами вспомним правило, как мы пище ча-ща и чу-щу?

Ка, __ до, ро _, ча _, зада___, ту___

А в лесу заблудились не только буквы, но и животные. Родители потеряли своих детёнышей. Давайте поможем им найти друг друга. У вас на парте карточки - нужно найти пару. галка - галчата, белка - бельчата

крольчиха - крольчата, зайчиха -зайчата, сорока - сорочата, волчиха -волчата

Что общего в названиях детёнышей? Правильно, в словах есть сочетания ча. Как правильно писать это сочетание?

Запишите в тетрадь 1 вариант – название птиц,

2 вариант – названия зверей

11.Работа со словосочетаниями.

Ребята мы попали в замок словосочетаний

К доске прикрепляется карточка с написанным словосочетанием.

Прощяльный вечер, вкусная пищя, чюдесное угощение, вкусный чяй, зубастая щюка.

Что написано на карточке?

Правильно ли оно написано?

Исправляем ошибки, если они есть. Правильный вариант записываем в тетрадь

11Работа на уровне предложения

Поляна предложений. давайте соберем из слов предложения, и прочитаем, что у вас получилось.

Часовщик чинит часы.

Ребята ищут шишки.
В лесу чаща.

Я учусь писать.

В реке живет щука.

Молодцы а теперь запишите свои предложения в тетрадь.

(Записывают предложения в тетрадь.)

Итог

- Вот и закончилось наше путешествие на остов Шипящих. Но чтобы вернуться домой нам предстоит выполнить ещё одно задание Чтобы благополучно добраться домой вы должны назвать 1 слово с сочетаниями ча-ща, чу-щу.

Вот мы и дома.

11. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: Что помогло нам в путешествии? Какие знания понадобились?

У читель: С каким настроением уходим домой?


№ 1 Звук Щ

  1. Слова: щавель, щадить, щебет, щегол, щетина, щека, щеколда, щель, щенок, щепка, щеголь, щепотка, щетка, щелкать, щелка, щи, щипать, щит, щука, щупать, щуплый, площадь, роща, ущелье, пещера, ящерица, щипцы, клещи, ящик, пищать, угощать, ищейка, овощи, прощение, гонщик, идущий, кипящий, сварщик, на ощупь.
  2. Счет 1-10 - щеколда, щепка, ущелье, пещера, ящерица.
  3. Употребление увеличительных суффиксов по образцу: Кулак - кулачище, сила - силище, рука - … , сапог - … , голос - … , ремень - … , топор - … , нога - … , глаза - … , нос - … , карман - … .
  4. Деление перечисленных слов на слоги.

№ 2 Звук Щ

  1. Слова: мощность, дощатый, превращаться, прощать, прощение, вращение, сварщик, защитник, факельщик, трещина, гонщик, щупальцы, прищепка, помещение, сгущенный, освещение, счастье, счетный, считать.
  2. Запомни и повтори: трещина, прощение, защитник.
  3. Словосочетания: хищная щука, поющий щегол, пищащий щенок, тощий лещ, мощеная площадь, сгущенное молоко, дощатые полы, сытная пища.
  4. Спряжение в настоящ. времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Они, Она): Возвращаться из экскурсии в пещеры.

Восхищаться праздничной площадью.

5. Заучивание скороговорок, выделение слов со звуком «Щ»:

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Ты нас, мама, не ищи: щиплем щавель мы на щи.

Щуку я тащу, тащу. Щуку я не упущу.

Щенок жалобно пищит - тащит он тяжелый щит.

№ 4 Звук Щ

Щуку тощую с реки притащили рыбаки.

Щука хищная страшней, чем страшилище Кощей.

Мы ей дали овощей и погуще жирных щей.

Щука шлепнула хвостом, словно щелкнула хлыстом,

И таким ударом крепким расщепила стол на щепки.

Притащили мы в грозу щуку тощую в тазу.

Щекотали щуку щепкой, прищемили хвост прищепкой.

Мыли щуке щеки щеткой, довели ее щекоткой.

Щука - щетку за щетину, отщипнула половину,

Расшвыряла часть вещей, пролила кастрюлю щей,

А потом как даст «леща»! мы помчались, трепеща,

Не щеколду дверь закрыли, щели щебнем завалили,

Удивились сообща: сколько слов на букву «Щ»!

№ 5 Звуки Щ-Ч

  1. Слова-паронимы: плач - плащ, челка - щелка, четки - щетки, помочь - помощь, печать - пищать, горячий - горящий, чадит - щадит, лечи - лещи, точу - тащу, чур - щур.
  2. Выделение звуков «Щ», «Ч» из слов и проговаривание их:

щенок, плечи, клещи, почка, щетки, свечки, калачи, печник, пещера, щетина, щеглята, почерк, птичница, защита.

3. Изменить слова:

Лев рычит, рычит, рычит. Лев какой? РЫЧАЩИЙ.

Пес ворчит, ворчит, ворчит. Пес какой? ВОРЧАЩИЙ.

Бык мычит, мычит, мычит. Бык какой? МЫЧАЩИЙ.

Молоток стучит, стучит. Молоток какой? СТУЧАЩИЙ.

Колокол звучит, звучит. Колокол какой? ЗВУЧАЩИЙ.

Молчать - МОЛЧАЩИЙ, бренчать - БРЕНЧАЩИЙ

№ 6 Звуки Щ-Ч

  1. Слова: чащоба, чаща, чище, чищенный, чистильщик, очищение, щелчок, щелочь, щипчики, счетчик, счастливчик, очищать, точильщик, часовщик.
  2. «Назови ласково»: щука - щучка, щека - … , вещь - … , ящик - … , щенок - … , плащ - … , чулок - … , доска - … , щель - … , щипцы - … , щетка - … , червяк - … . лещ - … .
  3. Измени по образцу: кулак - кулачок - кулачище, мужик - мужичок- мужичище, чердак - чердачок - чердачище, черпак - черпачок - черпачище, каблук - каблучок - каблучище, червяк - … - … , чеснок - … - … , кирпич - … - … , комок - … - … .
  4. Словосочетания: почтовый ящик, ночной хищник, горячие щи, врачебная помощь, копченый лещ, поющие чижи, горящая лампочка, палящие лучи, чужая вещь, журчащий ручей.

№ 7 Звуки Щ-Ч

  1. Словосочетания: щепотка чая, щебечущий щегол, чищенные овощи, пучок щавеля, куча щебенки, чистый плащ, почтовое извещение, плачущий человек, ученый щенок, чугунный щит, точный подсчет, сухощавый человек, чистое полотенце, овощная начинка, сочные овощи, хлопочущий чистильщик.
  2. Счет 1-10 - кричащий щеночек, чистая дощечка, копченая щука, сочный овощ, скучающий учащийся.
  3. Запомни и повтори: Чудесное угощение - копченая щука - чистое помещение - почтовый ящик. Прочный щит - молочная пища - овощная пища- колючая щетка. Чистая дощечка - скучающий ученик - птичий щебет - сочные овощи.

№ 8 Звуки Щ-Ч

1. Спряжение в настоящ. времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они):

Чистить щеткой щенка.

Чистить сочные овощи для угощения.

Чистить копченую щуку для угощения.

  1. Предложения: Лена ищет в ящике перчатки. В пирожки положили начинку из овощей. Чаще и чище чистите зубы. Вычищенные вещи сложили в чемодан. Дрова громко трещат в печке. Луна освещает чащу. Тягач тащит вагончик. Щеглы ищут личинок.
  2. Вставить пропущенные слова в предложения: Внучка приготовила угощение для бабушки - чудесный торт с кремом из … молока. К столу подали … картофель и … щуку. На десерт были … яблоки. Бабушка купила внучке кофточку из … шерсти. Телега громыхала по … мостовой. В комнате стоял стол с … ножками. СЛОВА: сгущенный, копченый, моченый, мощеный, крученый, точеный, печеный.

№ 12 Звуки Щ-СЬ

  1. Выделение звуков «Щ», «СЬ» из слов: щука, сети, мощеный, трещина, сила, семена, щипать, гусеница, лисята, лощина, селедка, овощи, щебетать, гуща, носилки, песенка, морщинка, щеглы, пищал, ящик, карась, помощь, щепка.
  2. Слова-паронимы: лес- лещ, сели - щели, пласт - плащ, писать - пищать, роса - роща, плюс - плющ, весь - вещь, хвост - хвощ.
  3. Изменить по образцу: свистеть - свищу, рыскать - рыщу, пищать - пищу, плескать - плещу, таскать - … , грустить - … , блестеть - … , искать - … , пускать - … , чистить - … , полоскать - … .
  4. Закончи слово слогом ЩА или СЯ: ро(ща), Ва(ся), Лю(ся), гу(ща), бабу(ся).

Закончи слово слогом ЩИ или СИ: ве(щи), ло(си), ле(щи), гу(си), кле(щи), пла(щи).

№ 13 Звуки Щ-СЬ

  1. Дифференциация «Щ» - «СЬ» «Четвертый лишний»:

Сирень, васильки, плющ, листья - плющ.

Щегол, гусь, снегирь, синица - щегол.

Стекло, овощ, слива, апельсин - овощ.

Ящерица, щука, щенок, гусенок - гусенок.

Щипцы, клещи, сеялка, ящик - сеялка.

  1. Слова: вещество, существо, сообщение, носильщик, стекольщик, совещание, посещение, просвещение, спящий, блестящий, висящий, отстающий, строящий, пастбище.
  2. Изменить по образцу: коса - косища, сила - силища, слива - … , собака - … , сумка - … , сито - … , хвост - … , стакан - … , стул - … , усы - … , носы - … , волосы - … , голоса - … .

№ 14 Звуки Щ-СЬ

  1. Словосочетания: вкусный лещ, щедрый лес, вырастил плющ, стали пищать, осиновая роща, блестящая роса, весь сплющился, Симины вещи, свекольный борщ, тающий снег, серое вещество, щипаный селезень, сильный носильщик.
  2. Закончи слово: ры.., ло.., ле., помо.., ве.., пла., плю., пове.., хво., укра.., ово., бою.., бор., мо.., купаю.. .
  3. Вставить недостающее слово:

Стекла вставляет … (стекольщик). Вещи носит … (носильщик). Одежду кроит … (закройщик). На складе работает … (кладовщик). На подъёмном кране работает … (крановщик). Крышу кроет … (кровельщик). Кирпичи кладет … (каменщик). В бане работает … (банщик).

№ 15 Звуки Щ-СЬ

  1. Спряжение в настоящ. времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они): Посвящать песенку возвращающейся весне.

Посещать весеннюю рощу.

Любоваться весенней рощей.

Восхищаться веселым щебетаньем птиц.

  1. Пословицы:

На то и щука в море, чтобы карась не дремал.

Всякой вещи своё место.

Не учи козу - сама с возу стащит.

Нос вытащил - хвост увяз, хвост вытащил - нос увяз.

Друзья узнаются в несчастье.

№ 16 Звуки Щ-Ш

  1. Заучивание стихотворения «Щегол »:

Целый день поет щегол в клетке на окошке,

Третий год ему пошел, а он боится кошки.

А Маша не боится ни кошки, ни щегла,

Щеглу дала напиться, а кошку прогнала.

  1. Признаки и действия: Щегол (какой?) краснощекий, шустрый, щебечущий, шумный. (Что делает?) Щебечет, строит жилище, ищет пищу, ловит мошек, летает и т.д.
  2. Распространение предложений: Ранней весной возвращаются щеглы. Ранней весной возвращаются в рощу щеглы. Ранней весной возвращаются в рощу краснощекие щеглы. Ранней весной возвращаются в рощу краснощекие щеглы и начинают строить жилища.

№ 17 Звуки Ш-Щ

  1. Слова-паронимы: чаща- чаша, щелк - шелк, пищу - пишу, прощу - прошу, пищи - пиши, погощу - погашу, по роще - пороша, помещать - помешать, укрощать - украшать, защита -зашито, вещать - вешать, навещать - навешать.
  2. Вставить звуки «Щ», «Ш»: .ар, .апка, .уба, ланды., кало.и, ко.ка, рома.ка, .ель, .епка, .енок, .ука, пла., ово.и, ви.ня, ве.и.
  3. Запомни и повтори: шагающий экскаватор, шумящий камыш, пишущая машинка, шуршащая мышь.
  4. Счет 1-10 - с этими же словами.
  5. Спряжение в настоящем времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они): Угощать хищных зверей.

Укрощать разбушевавшуюся стихию.

Слушать дефектную речь шепелявого ребенка.

Слушать шелестящие капли дождя.

(Старшая группа)

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас необычный день, потому что к нам пришли гости! Посмотрите на них и поздоровайтесь!

А теперь подойдите ко мне и посмотрите, кого я вам принесла. Это игрушки Чебурашка и Щенок. Они живут в младшей группе и совсем не умеют различать звуки! Они даже не знают с какого звука начинаются слова Чебурашка и Щенок. Ребята с какого звука начинается слово Чебурашка? Правильно со звука Ч. А с какого звука начинается слово Щенок? Правильно, со звука Щ! И сегодня мы с вами будем играть с этими звуками и учиться различать их. А Чебурашка и Щенок будут смотреть, слушать и запоминать!

1-ое задание.

Нужно закончить слово, подходящим слогом ЧА или ЩА, чтобы получились слова

Добы… Встре…

Закончи слово слогом ЧУ или ЩУ

Кру… Та…

Сви… Ка…

Кри… Сту…

Молодцы, ребята. А сейчас садитесь на свои места.

2 задание .

Внимание на экран. Ребята, нужно отгадать какие слова здесь зашифрованы. Для этого выделяем первый звук в названии каждой картинке и соединяем в одно слово.

Щука, Роща, Почки, Грач.

3-е задание.

Послушайте новую скороговорку:

Щеткой чищу я щенка

Щекочу ему бока.

Ребята, в каких словах встречался звук Ч?

В каких словах вы услышали звук Щ?

А в каком слове встретились оба звука?

Кто запомнил скороговорку и сможет ее повторить?

А теперь эту скороговорку повторят только девочки.

Сейчас м ы послушаем, как эту скороговорку проговорят мальчики.

А теперь мы все вместе проговорим ее в медленном темпе.

Сейчас проговорим скороговорку в быстром темпе.

Молодцы!

4-е задание. Подойдите все ко мне и встаньте на любое свободное место на ковре. Сейчас мы будем определять, где стоят звуки Ч и Щ, в начале слова, в середине или в конце.

Если вы услышите звук ч или щ в начале слова, нужно поднять руки вверх и потянуться на носочках.

Если эти звуки будут звучать в середине слова, то нужно поставить ноги вместе, а руки развести в стороны.

Если вы услышите эти звуки в конце слова, то нужно присесть и положить руки на коленки.

Итак, слушаем слова: щетка, бабочка, бочка, щит, чайник, овощи, лещ, ящик, удочка, плащ.

Возвращаемся на свои места.

5-е задание.

И сейчас мы с вами будем определять, человек, какой профессии изображен на картинке, звук Ч или Щ встречается в названии профессии, и будем составлять предложения с этими словами.

Внимание на экран.

(Учитель, врач, часовщик, пчеловод, стекольщик, каменщик, экскаваторщик, крановщик, дрессировщик.)

https://fotki.yandex.ru/next/users/len6573/album/264161/view/1143036?page=0

Физ.минутка

Раз-подняться, потянуться.

Два-согнуться, разогнуться.

Три- в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре-руки шире,

Пять-руками помахать,

Шесть- на место сесть опять.

6-задание.

Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат картинки, в названиях которых встречаются звуки Ч и Щ, и рядом лежит большой лист, на котором мы видим портреты Чебурашки и Щенка. Сейчас вы будете дарить эти картинки зверятам. Кто догадается, картинки с каким звуком мы подарим Чебурашке? А какие Щенку?

http://eshka-nn.ru/page/avtomatizaciya_zvuka_ch_kartinki/
http://icqprosto.ru/new/avtomatizatsiya-zvuka-shh/

Ребята, Чебурашке и Щенку очень понравилось в нашей старшей группе, они многому научились и самое главное, они никогда не будут путать звуки Ч и Щ!

Дети, какие звуки мы сегодня учились различать? Что вам сегодня понравилось больше всего? Что было самым трудным?

Ждут в гнезде ее птенцы.

Цирк откроется в субботу,

Уж приехали борцы.

В цех явились на работу

Молодые кузнецы.

В каждой строчке буква Ц,

Словно камушек в кольце.

И на каждой есть странице,

На границе и в столице.

И в цыплятах на крыльце

Тоже есть две буквы Ц.

Л. Дьяконов

Дифференциация Ч - Щ

Занятие 1

Цели занятия:

§ формировать умение дифференцировать звуки Щ и Ч,

§ соотносить их с буквами Щ, Ч;

§ развивать слуховое и речевое внимание;

§ развивать фонематический анализ;

§ развивать речеслуховую память;

§ развивать логическое мышление;

§ развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.

Материал к занятию

1. Послушайте слова. Назовите первый звук в слове.

Чайка, чабан, четыре, четверть, чужой.

Щука, щавель, щеки, щетка, щенок.

Обратите внимание на разницу в произношении звуков Ч и Щ.

При произношении звука Ч кончик языка смыкается с верхними альвеолами (бугорками), затем смычка взрывается.

При произношении звука Щ спинка языка поднята и язык подвинут к зубам, но смычки нет.

Проверь себя! Чем отличается произношение звуков Щ и Ч?

2. Игра «Эхо». Повтори слоги:

Ча - ща, ща - ча, ча - ща - ча, ща - ча - ща, ча - ща - ча, Чу - щу - щу - чу, щи - чи - чи - щи.

Следи за правильным произношением звуков.

3. Послушайте слова. Определите, какой звук в слове - Ч или Щ и его место.

Печенье, гречка, щит, ручеек, силач, песочек, ручка, чемодан, ящик, ящерица, овечка, синичка, щель, щепка, печка, хищник.

4. Подумай, на что похожа буква Ч? На что похожа буква Щ?