Урок литературы алексей толстой. Презентация на тему "Толстой А.К.: жизнь и творчество". IV. Изучение новой темы

Урок литературы в 10 классе

Тема. А. К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии

Цель: познакомить с жизнью и творчеством А.К.Толстого (обзор). Рассмотреть фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. Стихотворения: «Против течения», «Государь ты наш батюшка…».

Ход урока

    Организация класса.

    Постановка темы и цели урока.

    Работа по теме урока.

Основные сведения из биографии поэта. Слово учителя.

1. Знатное происхождение.
2. Блестящее домашнее воспитание и образование.
3. Ранние литературные способности, любовь к искусству.
4. Впечатления от украинской природы, преданий, поездок в Европу.
5. Изучение древних документов в архиве Министерства иностранных дел, служба в русской миссии при германском сейме и императорской канцелярии Александра II.
6. Равнодушие к царской службе, прошение об отставке.
7. Бурная светская жизнь, веселые розыгрыши, знакомство с писателями.
8. В начале 1840-х гг. Толстой - автор фантастических рассказов на французском языке и повести «Упырь». Далее им написаны исторические повести, охотничьи очерки, баллады, лирические стихотворения.
9. Любовь к Софье Андреевне Миллер и брак с ней.
10. 1850-е гг. - расцвет поэтического таланта Толстого. Лирика, баллады, былины, притчи, исторические поэмы.
11. 1854 г. - «рождение» Козьмы Пруткова. (Эта информация может стать темой индивидуального сообщения.)
12. В начале 1860-х гг. Толстой уходит в отставку, поселяется в деревне, много пишет в разных жанрах: лирика, баллады, драматическая поэма «Дон Жуан», роман «Князь Серебряный», драматическая трилогия - «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис».

13. Расстройство хозяйственных дел, болезни, мрачное настроение последних лет жизни, но продолжение поэтического творчества, создание стихов и сатирических произведений, переводы с английского, немецкого и французского языков.

-Анализ лирического стихотворения «Против течения» (1867) и песни «Государь ты наш батюшка…» (1861).

Вопросы и задания к стихотворению «Против течения»
1. Индивидуальное задание. Составьте к стихотворению историко-культурный комментарий.
2. Какой идейно-эстетический конфликт лежит в основе стихотворения?
3. В чем его метафорический смысл?
4. Какими историческими примерами Толстой доказывает неистребимую веру в прекрасное?
5. Какова авторская концепция красоты? Как с ней соотносятся природа, любовь и искусство?
6. Почему поэт уверен, что победа за теми, кто идет «против течения»?

Вывод. В стихотворении отразилась идейно-эстетическая концепция Толстого о всемогущей силе красоты, в нем звучит отповедь обывателям, непротивленцам, исповедующим утилитарный подход к творчеству. Поэт уверен, что красота - это категория вечная и ее не могут поколебать веяния нового времени. Творческий процесс, движимый силой прекрасного, поэт относит к ценностям сакральным, ставя искусство в один ряд с победами христианства.

Вопросы и задания к стихотворению «Государь ты наш батюшка…»
1. Какой художественный смысл в том, что песня якобы написана от лица народа?
2. Какую оценку дает Толстой характеру Петровских реформ? Почему такая позиция была положительно встречена в славянофильских кругах? Как это сочеталось с западническими взглядами самого поэта?
3. Докажите, что песня Толстого - символическое выражение всяких преобразований в России.
4. В чем смысл диалога «батюшки» и «матушки»?
5. Подтвердите примерами авторскую иронию и горечь в разговоре России с царем Петром Алексеевичем.
6. Подтвердите примерами мысль поэта, что народ - стержень нации и хранитель ее духовных сокровищ. В чем выразилось глубокое сочувствие поэта народу?
7. За что поэт осуждает правление Россией царями-преобразователями?

Вывод: Для А. Толстого была характерна личная независимость, честность, неподкупность, благородство. Ему были чужды карьеризм, приспособленчество и высказывание мыслей, противных его убеждениям. Будучи по политическим убеждениям монархистом, поэт всегда честно говорил в глаза царю, с которым дружил с детства, о несуразностях власти. Он осуждал державный курс русской бюрократии и искал идеал в истоках русской демократии древнего Новгорода, видя в нем сильные старинные свойства русского народа. Кроме того, он решительно не принимал и русский радикализм революционеров-демократов, находясь вне обоих станов. В споре западников и славянофилов Толстой был на стороне западников, но критиковал и тех и других. Такая непримиримая идейная позиция, любовь к русской культуре и истории, знание русского фольклора объясняли специфику его творчества: сочетание лирики и сатиры, фольклорные мотивы, широту и прямоту воззрений на судьбу Родины.

Любовь в лирике А. К. Толстого . «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Средь шумного бала, случайно…».

Рассказ учителя о любви Алексея Толстого и Софьи Миллер, ставшей его женой, единственной любовью и музой.

Чтение стихотворений «Средь шумного бала, случайно…» «Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя радость…», «Ты не спрашивай, не распытывай…», «Когда кругом безмолвен лес дремучий…», «Не верь мне, друг, когда в избытке горя…» и др.
В центре урока текстуальный анализ стихотворения «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…».

Вопросы и задания к стихотворению «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…»
1. Как отразилась в стихотворении идейно-эстетическая концепция красоты?
2. Докажите, что поэт считает природу, любовь и искусство проявлениями идеальной красоты мира.
3. Почему поэт видит несовершенство мира в разобщенности этих проявлений красоты?
4. Какой смысл приобретают в его стихотворении выражения «любить могу лишь на просторе», «глагола творческая сила», «любим мы любовью раздробленной»?
5. В чем смысл призыва поэта слиться «в одну любовь»?
Шедевры любовной лирики Толстого десятиклассники могут изучить, работая в группах. Все стихотворения небольшие по объему, что даст возможность для более тщательного анализа их содержания и художественной формы.
Группа 1. «Острою секирой ранена береза…».
Группа 2. «Не ветер, вея с высоты…».
Группа 3. «Осень. Осыпается весь наш бедный сад…».
Группа 4. «Смеркалось, жаркий день белел неуловимо…».
Эмоциональным финалом урока станет прослушивание стихотворения «То было раннею весной…», написанного поэтом незадолго до смерти, или романса на эти стихи. Итоговый вопрос урока - в чем философский смысл понятия «любовь» в лирике Толстого?
Итог урока. Поэт придает понятию «любовь» божественный и созидающий смысл. Любовь - это всеобъединяющая и всетворящая сила, но на земле и природа, и другие вечные начала бытия «раздроблены», нецелостны и не могут слиться в одну красоту. Концепция любви у поэта раздвигает узкие рамки чувственной любви и включает в нее всечеловеческую любовь как принцип бытия, положенного Творцом в основание мироздания. Поэт любит свою возлюбленную именно такой идеальной, вселенской любовью, преодолевающей земное горе, превозмогающей ограниченные законы земли и силы земного человека. Это говорит о сильной романтической традиции в лирике поэта. Его лирический герой презирает посредственное, земное и обращается к возвышенному и идеальному.

Дополнительная информация к уроку.

Сатирические и юмористические произведения.

Проникновенный лирик, А. К. Толстой одновременно был и озорным юмористом, и ярким сатириком. Активный и заинтересованный взгляд на окружающий мир порождал смелость выражения собственных позиций. Сатирические и юмористические про изведения поэта включают и забавные «Медицинские стихотворения», и шутливые «Мудрость жизни», «Надписи на стихотворениях Пушкина», и политические сатиры. Резкость aвтора часто исключала возможность их публикации. «Сон Попова» и «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» распространялись в рукописи.

«Сон Попова» - забавная и озорная шутка. Но у этой шутки острый политический подтекст. Именно в этом произведении впервые в русской художественной литературе упоминается о знаменитом lll Отделении и eгo деяниях. Очевидцы вспоминают, что «Лев Николаевич Толстой говаривал о «Сне Попова»:
« - Ах, какая это милая вещь, вот настоящая сатира и превосходная сатира!
И еще:
- Это бесподобно. Нет, я не Moгy не прочитать вам этого...
И он мастерски читал поэму, вызывая взрывы смеха у слушателей».

Политические сатиры Толстого были очень популярны. Поэт полемизировал с революционной демократией («Порой веселой мая...», «Против течению» и др.), критиковал исторические традиции, которые породили действующую систему. Слова из «Истории государства Poc сийского от Гостомысла до Тимашева» и сейчас часто цитируются:

Земля у нас богата,

Порядка в ней лишь нет...

Смелость автора едва ли можно связать с политической ясностью eгo позиций. Они могли совпадать с четко определившимися взглядами славянофилов, но могли противостоять им. Так, стихотворение «Ходит Спесь, надуваючись...» вызвало восторженную оценку К. С. Aксакова: «Спесь...» так хороша, что уже кажется не подражанием песне народной, но самой этой народной песней... в этой песне уже не слышен автор: ее как будто нaрод спел». Передавая эту оценку жене, А. К. Толстой утверждал: «Эти слова для меня - самая лучшая хвала, которую я мoг бы пожелать». Проверьте верность этих суждений - стихотворение невелико.

Ходит Спесь, надуваючись,
С боку на бок переваливаясь.

Ростом -то Спесь аршин с четвертью,

Шапка-то на нем во целу сажень,

Пузо-то ero все в жемчуrе,

Сзади-то у Heгo раззолочено.

А и зашел бы Спесь к отцу к матери,

Да ворота некрашены!

А и помолился б Спесь во церкви Божией,

Да пол не метен!

Идет Спесь, видит: на небе радуrа;

Повернул Спесь во друrу сторону:

Непригоже-де мне наrибатися!

Если любовная лирика поэта трогательно нежна и лирична, то, обращаясь к сатире, автор меняет манеру общения со словом и фразой, даже с ритмическим звучанием стихов.

Близость к фольклорным мотивам и резкость очертаний сатирических образов перекликаются с безымянными созданиями народных авторов. Вот начало стихотворения «У приказных ворот собирался народ...»:

У приказных ворот собирался народ
густо,

говорит в простоте, что в eгo животе

Пусто!

«Дурачье, - сказал дьяк, - из вас должен быть всяк

В теле;

Еще в Думе вчера мы с трудом осетра

Съели! »

Сатирическое осмысление окружающего живет и в творениях Козьмы Пруткова, созданного поэтом и eгo двоюродными братьями А. М. и В. М. Жемчужниковыми. Творения этого вымышленного автора до сих пор переиздаются и цитируются, демонстрируя читателям мир ограниченного человека косных взrлядов, малой культуры и великоrо самомнения.

К моему портрету,
который будет издан вскоре

при полном собрании моих сочинений

Когда в толпе ты встретишь человека,

Который
нaг 1 ;
Чей лоб мрачней тумaннoгo Казбека,

Неровен шаг;

Koгo власы подъяты в беспорядке,

Кто, вопия,

Всегда дрожит в нервическом припадке, -
Знай - это я!..

Творческая позиция.

В области оценки искусства А. К. Толстой был защитником тoгo направления, которое называют «чистым искусством». Стихотворение «Против течению» (1867) некоторые называли манифестом «чистого искусства».

Други, вы слышите ль крик оглушительный:
«Сдайтесь, певцы и художники! Кстати ли

Вымыслы ваши в наш век положительный?

MHoгo ли вас остается, мечтатели?

Сдайтеся натиску новoгo времени!

Мир отрезвился, прошли увлечения -

Где ж устоять вам, отжившему племени,

Против течения?

Прочитав эти строки, вы наверняка вспомните позицию Базарова иневольно включитесь внезавершенный спор о роли искусства в жизни. Толстой не принимал крайностей нигилизма, но в то же время считал: «Если бы я встретился с Базаровым, я уверен, что мы стали бы друзьями, несмотря на то, что мы продолжали бы спорить» .

1 Вариант: «На коем фрак». Примечание К. Пруткова.

В одном из стихотворений 1871 года поэт пишет:

Нет, пол н иного чувства,

Я верю реалистам:

Искусство для искусства

Равняю с птичьим свистом:

Я, новому ученью

Отдавшись без раздела,

Хочу, чтоб в песнопенье

Всегда сквозило дело.

Не случайно при знакомстве с ним так часто приходится возвращаться к строкам стихотворения «Двух станов не боец, но только гостьслучайный....» (1858), подтверждающим двойственность eгo позиций.

Двух станов не боец, но только гость случайный,
38 правду я был рад поднять мой добрый меч.

Но спор с обоими досель мой жребий тайный,

И к клятве ни один не Moг меня привлечь;

Союза полного не будет между нами -

Не купленный никем, под чье б ни стал я знамя,

При страстной ревности друзей не в силах снесть,

Я знамени Bpaгa отстаивал бы честь!

Это стихотворение в первом eгo варианте называлось «Галифакс» и было посвящено английскому общественному деятелю, который «.. .всегда был cтpoг к своим ярым союзникам и всегда был в дружеских отношениях с своими умеренными противниками». Это и послужило поводом для выражения собственных взглядов А. К. Толстого.

И так было вплоть до конца eгo дней. При мер тому фрагмент из письма Б. М. Маркевичу: «Шесть часов утра. Петухи поют так, будто они обязаны по контракту с неустойкой. Повар Денис и кухарка Авдотья затопили сейчас на кухне, чтобы печь хлеб. 3ажглись огоньки в деревне, которую видно по ту сторону озера. Все это хорошо, это я люблю, я мог бы так прожить всю жизнь, но мне по мере сил придется везти жену в Венецию или в Пустыньку. Ей хочется точно узнать, существует ли Наполеон lll или нет? Mнe-то оно безразлично. Какое мне до этого дело?. Если Париж стоит обедни, то Kpacный Poг (имение Толстого на Черниговщине. - Авт) со своими лесами и медведями стоит всех Наполеонов, как бы их ни пронумеровали... Я бы легко согласился не знать о том, что творится в нашем seculum (столетии. - Авт»... Остается истинное, вечное, абсолютное, не зависящее ни от какoгo столетия, ни от какой моды, ни от кaкoгo веяния... - и вот этому-то я всецело отдаюсь. Да здравствует абсолютное, т. е. да здравствует человечность и поэзия!!»

ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ

Други, вы слышите ль крик оглушительный:

«Сдайтесь, певцы и художники! Кстати ли

Вымыслы ваши в наш век положительный?

Много ли вас остается, мечтатели?

Сдайтеся натиску нового времени!

Мир отрезвился, прошли увлечения -

Где ж устоять вам, отжившему племени,

Против течения?»

Други, не верьте! Всё та же единая

Сила нас манит к себе неизвестная,

Та же пленяет нас песнь соловьиная,

Те же нас радуют звезды небесные!

Правда всё та же! Средь мрака ненастного

Верьте чудесной звезде вдохновения,

Дружно гребите во имя прекрасного

Против течения!

Вспомните: в дни Византии расслабленной,

В приступах ярых на божьи обители,

Дерзко ругаясь святыне награбленной,

Так же кричали икон истребители:

«Кто воспротивится нашему множеству!

Мир обновили мы силой мышления -

Где ж побежденному спорить художеству

Против течения?»

В оные ж дни, после казни Спасителя,

В дни, как апостолы шли вдохновенные,

Шли проповедовать слово учителя,

Книжники так говорили надменные:

«Распят мятежник! Нет проку в осмеянном,

Всем ненавистном, безумном учении!

Им ли убогим идти галилеянам

Против течения!»

Други, гребите! Напрасно хулители

Мнят оскорбить нас своею гордынею -

На берег вскоре мы, волн победители,

Выйдем торжественно с нашей святынею!

Верх над конечным возьмет бесконечное,

Верою в наше святое значение

Мы же возбудим течение встречное

Против течения!

Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре -
О, не грусти, ты все мне дорога!
Но я любить могу лишь на просторе -
Мою любовь, широкую, как море,
Вместить не могут жизни берега.

Когда Глагола творческая сила
Толпы миров воззвала из ночи,
Любовь их все, как солнце, озарила,
И лишь на землю к нам ее светила
Нисходят порознь редкие лучи.

И, порознь их отыскивая жадно,
Мы ловим отблеск вечной красоты;
Нам вестью лес о ней шумит отрадной,
О ней поток гремит струею хладной
И говорят, качаяся, цветы.

И любим мы любовью раздробленной
И тихий шепот вербы над ручьем,
И милой девы взор, на нас склоненный,
И звездный блеск, и все красы вселенной,
И ничего мы вместе не сольем.

Но не грусти, земное минет горе,
Пожди еще - неволя недолга,-
В одну любовь мы все сольемся вскоре,
В одну любовь, широкую как море,
Что не вместят земные берега!

Разделы: Литература

Цель урока:

  • познакомить учащихся с биографией писателя,
  • раскрыть причины, побудившие автора написать роман об эпохе Ивана Грозного;
  • соотнести реальное время России 16 века с художественным временем романа А.К. Толстого.

Оборудование урока: портрет А.К. Толстого, эпиграф на доске: «Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы её, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер». А.Н. Толстой(1883-1945).

Ход урока.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ: Хочется начать наш урок со слов А.Н. Толстого (писателя 20 века), написанных на доске. Мы тоже попытаемся понять тайну русской души, а для этого нужно глубоко узнать ее историю, а для этого отправимся в эпоху Ивана Грозного. Мы сегодня познакомимся с биографией и творчеством А. К. Толстого, раскроем причины, побудившие его написать роман «Князь Серебряный» об эпохе Ивана Грозного. Отыщем реальные детали эпохи Ивана 4 в романе.

Слово учителя:

Встречи с Алексеем Константиновичем Толстым (1817-1875) не столь часты и многообразны, как с другими русскими классиками. Его имя невольно заслонено гениальным собратом по перу Л.Н. Толстым и всегда требует особого пояснения: о каком Толстом идет речь.

У А.К. Толстого есть множество произведений, которые знают только специалисты, но есть и такие, которые «пронзительно» действуют на душу, давно сделались всенародными: речь идет о романсах на его слова («Средь шумного бала..», «Колокольчики мои, цветики степные…» и др.) Литературное наследие А.К. Толстого не очень велико, но жанровое и тематическое разнообразие его весьма значительно. Помимо лирической поэзии, он сделал значительный вклад в развитие поэзии эпической («Василий Шибанов», «Змей Тугарин» и др.). Его драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного» - значительное явление русской драматургии.

Ученик: биография А.К. Толстого.

А.К. Толстой родился в аристократической семье. Превосходная родословная дворянина. Блестящее домашнее воспитание. Еще в детстве путешествовал за границей. Компаньон детских игр наследника царского престола Александра 2. Служба в Московском архиве министерства иностранных дел. В 1843 году получил придворное звание камер-юнкера, которое не обрадовало его, он тяготился пожалованным ему титулом флигель-адъютанта. Со своими двоюродными братьями А.М. и В. М. Жемчужниковыми стал творцом знаменитого «Козьмы Пруткова». В 1861 году покинул придворную службу и полностью отдался литературной деятельности.

Беседа:

- Дайте характеристику исторической эпохи, в которую создавался роман.

Ответ заранее подготовлен учеником:

Роман «Князь Серебряный» появился в бурное и сложное время. Страна находилась на одном из рубежей своей истории: революционная ситуация поставила все классы, все общественные слои перед острыми вопросами и выбором дальнейшего пути. Происходило качественное обновление русского общественного движения в условиях разделения страны на два лагеря: демократический и консервативный. Дворянский класс по-прежнему стремился сохранить свое господство, хотя и внутри его не было единства. В страхе перед революцией «снизу» господствующим классом было ликвидировано крепостное право, но социальные проблемы решены не были.

Сама эпоха требовала от искусства активного участия в борьбе за утверждение ясного общественного идеала.

- В одном из стихотворений А.К. Толстой так определил свое место в современной ему идейной борьбе: «Двух станов не боец, но только гость случайный». Он не примыкал ни к западникам, ни к славянофилам, хотя были отдельные черты, которые сближали его с этими течениями русской жизни. Взгляды Толстого можно охарактеризовать как своеобразную аристократическую оппозицию самодержавию при сохранении самого самодержавия. А.К. Толстой хотел бы лишь несколько его ограничить, усовершенствовать, создав вокруг царя общество хороших советчиков из числа родовитого дворянства, связанного с коренными судьбами России.

Говоря о своих произведениях, А.К. Толстой неизменно подчеркивал их этическую и нравственную направленности: «отвращение к произволу, ненависть к деспотизму, в какой бы форме он ни проявлялся».

В романе «Князь Серебряный» нашла свое отражение эпоха царя Ивана Грозного.

- Что вы знаете о царствовании Ивана Грозного?

Ответ заранее подготовлен учеником.

- Царь Иван Васильевич (Иван 4) стал великим князем московским в 1533 году. В 1547 он принял царский титул, став первым русским царем. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Но при нем же русские столкнулись с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным по своему размаху террором.

В 1558 году царь начал войну за прибалтийские земли. Когда после первых побед начались неудачи, он стал обвинять во всем «изменщиков – бояр». В конце 1564 годы он покидает Москву и объявляет, что собирается отречься от престола. В январе следующего года он позволил уговорить себя вернуться на царство. Однако за это потребовал себе особые полномочия. Вся страна была разделена на две части: земщину и опричнину.

Царем был отменен Юрьев день(начало крепостного права), возможно, потому, что некоторые земли просто обезлюдели из-за разгула опричников. Страна разорена. Образованные бояре покидают Москву.

Кто из русских классиков обращался к теме Ивана Грозного в своём творчестве?

Ответ ученика:

К теме Ивана Грозного обращался М. Ю. Лермонтов в своем произведении «Песнь.. про купца Калашникова».

-Что вы знаете об истории создания романа «Князь Серебряный»?

Ответ ученика:

- Над романом Толстой начал работать с конца 40-х годов. Привлекший его образ Ивана Грозного он разрабатывал в балладах «Василий Шибанов», «Князь Михайла Репнин», славил добродетели бояр, служилых людей, неповинно загубленных. Но роман подвигался туго, вероятно, надо было ждать смерти Николая, чтобы засесть за роман о другом царе-тиране. Наступившая предреформенная эпоха развязала руки, и в 1859-1861 годах А.К. Толстой интенсивно работал над произведением, а 21 марта 1861 года объявил, что роман закончен. Автор много потрудился над источниками. Главной опорой для него была «История государства Российского» Карамзина.

Ответ ученика:

- Толстой продолжил традиции русского и европейского исторического романа. В развитии остро приключенческой интриги чувствуется влияние А. Дюма. Первым, кто дал понятие о том, как надо строить исторический роман с искусным сочетанием вымышленных героев с героями реальными, был Вальтер Скотт(подобное мы находим и у А.С. Пушкина в его повести «Капитанская дочка».) События пропускаются через призму центрального вымышленного героя, который оказывается замешанным в большие события. Это позволяет обрисовать исторических людей не с показной, официальной стороны, а, как выразился А.С. Пушкин, «домашним образом» раскрыть их человеческие характеры.

- Кто из героев является вымышленным лицом, а кто является лицом историческим?

Главный герой князь Никита Романович Серебряный – лицо вымышленное, а вот историческими лицами являются следующие образы: царь Иван Грозный, сын его Иван, Алексей и Федор Басмановы, Малюта Скуратов и другие.

- Какие приметы эпохи Ивана Грозного вы отметили в романе?

Ответ ученика:

  • Опричнина, которая была провозглашена царем в 1564 году. Эта дата указана в самом начале романа, что сразу же позволяет читателю окунуться в мир прошлого России;
  • народные традиции (праздник Аграфены Купальницы и другие обычаи);
  • война за прибалтийские земли;
  • завоевание Сибири Ермаком Тимофеевичем;
  • война с татарами.

- В чем суть опричнины как общественно-политического явления?

Ответ ученика:

К себе в опричнину царь набрал наиболее преданных ему бояр и дворян. Они получали в опричнине земли. Со своими опричниками Иван провел немало казней противников. И в романе данный исторический факт находит своё отражение. Например, встреча князя Серебряного с опричниками, возглавляемыми Матвеем Хомяком: « Я…служу верно господину своему и царю в опричниках. Метла у нас при седле, значит, что мы Русь метем, выметаем измену из царской земли; а собачья голова – что мы грызем врагов царских».

Ответ ученика:

- В романе «Князь Серебряный» А. К. Толстой повествует о бесчинствах как самих опричников, так и царя Ивана Васильевича Грозного.

В чем заслуга А.К. Толстого и каковы его ошибки в данном романе?

Ответ ученика:

- Преобразования в стране автором непоказаны, да их и нет, есть одно большое горе в стране от такого правителя(убийства, грабежи, разбой). Но и оценивать правление Ивана Грозного автор не собирался, хотя очень правдиво изобразил психологически противоречивый образ царя.

Ответ ученика :

А.К. Толстой пользуется здесь такими методами, как портретная характеристика, речевая характеристика и рассказ о поступках Ивана Грозного, через его отношение к героям романа(не только сторонникам, но и врагам).

Каким предстает перед нами образ царя?

Ответ ученика:

- В романе царь сменяет гнев на милость, что говорит о перепадах его настроения, но он никогда не забудет спросить с провинившегося за его прежние, может быть, уже ранее прощенные грехи. Нашли и своё отражение черты характера Ивана Грозного – маниакальная недоверчивость, патологическое пристрастие к мучительству и крови, неограниченный деспотизм. Здесь можно назвать эпизоды, связанные со старшим сыном царя Иваном, которого царь приказал извести, а сам даже не пытался узнать правду: так порой слепо он верил и доверял своим опричникам. А вот к словам честных людей он не прислушивался.

Какова роль эпиграфа в данном романе? Зачитайте его.

Ответ ученика:

А тут рабское терпение и такое количество пролитой дома крови утомляет душу и сжимает ее печалью. И я не стал бы просить у читателя в своё оправдание ничего другого, кроме позволения не ненавидеть людей, так равнодушно погибающих.

Тацит. Летопись. Книга 16.

Ответы учеников:

А.К. Толстой создал исторически верную картину эпохи Иоанна Грозного. Страшно от всех кровавых деяний царя, человека, который управлял Россией.

Люди верили, что он послан им самим Богом. Они верили ему, они надеялись на него, но их надежды не оправдались. И восстать против него – значит восстать против самого Бога.

Рабское терпение – вот, что управляло людьми той эпохи. Очень трудно им было в то время. Невозможно представить себе, что народ осмелился бы на какие-то решения.

Как подумаешь, что это - наши предки, то ужаснешься их долготерпению. Я правильно сказал: нельзя было так терпеливо сносить все эти пытки, издевательства.

Конечно, деятельность Ивана Грозного в целом была прогрессивной и соответствовала историческим задачам того времени. А все его реформы были направлены на укрепление власти бояр над трудящимися массами, но в романе перед нами злодей, проливающий кровь своего народа. Укрепляя свою власть над боярами, Иван Грозный разорял страну.

Слово учителя:

Говоря о своих произведениях, сам Толстой неизменно подчеркивал их этическую направленность: «отвращение к произволу,.. ненависть к деспотизму, в какой бы форме он ни проявлялся». Но нужно учесть, что Толстой не связывал деспотизм с самодержавием.

Само же произведение буквально с первых строчек завораживает, очаровывает нас своим сюжетом, честными и смелыми героями, которые и любить умеют, и за Родину постоять смогут (это и главный герой –князь Никита Романович Серебряный, и боярин Морозов

и др.) В своем романе Толстой решает вечные проблемы: добра и зла, любви и ненависти, смелости и трусости, верности и предательства.

Автор «Князя Серебряного», воскрешая в романе события давно минувших веков, смог почувствовать, найти в этом минувшем то, что оказалось способным преодолеть строгие рамки хронологии и волновать иные поколения, став для них помощником в решении гражданских вопросов, выдвигаемых новой эпохой.

И мы с вами попытались разобраться в прочитанном произведении.

Спасибо всем, хорошо поработали.

Список использованной литературы:

  1. Богуславский Г. Р. «Роман А. К. Толстого «Князь Серебряный», 1980
  2. Федоров А. В. «Литературный портрет А. К. Толстого» ЛвШ №8-2002
  3. Кулешов В. И. (доктор филологических наук) «А. К. Толстой и его роман «Князь Серебряный».

Урок литературы в 10-б классе на тему:

« « Красота любовной и пейзажной лирики А. К. Толстого ».

(«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Средь шумного бала, случайно...», «Против течения...» и другие)

« И всюду звук, и всюду свет,

И всем мирам одно начало,

И ничего в природе нет,

Что бы любовью не дышало».

А.К.Толстой

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с любовной и пейзажной лирикой А.К.Толстого, показав красоту и искренность человеческих отношений на примере стихотворений, их анализа.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, что вам действительно близко, понятно, чем вы живете и дышите: о любви. И первый вопрос сегодняшнего урока: «Что такое любовь?»

/Ответы учащихся./

Вы знаете, что каждый отвечает на этот вопрос по-разному. Сколько людей, столько и мнений. Для кого-то любовь- это страсть, для кого-то сладостная мука, для кого-то просто физическая близость, а для кого-то – это желание видеть любимого человека счастливым.

А для кого-то, например, А. К. Толстого любовь – вся жизнь:

« И всюду звук, и всюду свет,

И всем мирам одно начало,

И ничего в природе нет,

Что бы любовью не дышало».

Слово учителю. (слайд 1)

Двух станов не боец, но только гость случайный,

За правду я бы рад поднять мой добрый меч,

Но спор с обоими досель мой жребий тайный,

И к клятве ни один не мог меня привлечь;

Союза полного не будет между нами -

Не купленный никем, под чье б ни стал я знамя,

Пристрастной ревности друзей не в силах снесть,

Я знамени врага отстаивал бы честь!

Какова идея данного стихотворения

Как вы понимаете смысл метафоры « двух станов не боец»

-- В своей борьбе за правду Т. отстаивает независимость поэта, его право на спор с разными направлениями и лагерями, право вольно воспевать красоту и любовь.

О красоте и любви и будем мы с вами говорить сегодня на уроке.

Итак, запишем тему урока:

«Красота любовной и пейзажной лирики А. К. Толстого» (слайд 2)

Какова будет цель нашей работы??? (слайд 3)

Домашним заданием было подготовить сообщение о жизни и творчестве А. К. Толстого.

  1. Провер ка домашней работы. Рассказ уч-ся о жизни и творчестве А. К. Толстого. (Знакомство с фактами из биографии А.К.Толстого . (слайд 4, 5, 6)

3. Изучение нового материала (анализ стихотворений. Работа в группах) Как мы уже узнали, с 1950-ых г. вся любовная лирика А. К. Толстого посвящена только Софье Андреевне Миллер (урожденной Бахметевой), женщине незаурядной, умной, волевой, прекрасно образованной (она знала 14 языков), но непростой судьбы. Он страстно влюбился, любовь его не осталась без ответа, но соединиться они не могли - она была замужем, пусть и неудачно. Спустя 13 лет они смогли наконец-то пожениться, и брак их оказался счастливым. Толстой всегда скучал без Софьи Андреевны, даже в коротких разлуках.)

Он постоянно молился за жену и благодарил Бога за дарованное счастье:

«Если бы у меня был Бог знает какой успех литературный, если бы мне где-нибудь на площади поставили статую, все это не стоило бы четверти часа - быть с тобой, и держать твою руку, и видеть твое милое, доброе лицо!»

(из писем А.К.Толстого Софье Андреевне)

«Мой друг, пойми всё, что заключено в этих словах: настал день, когда я нуждаюсь в тебе, чтобы просто иметь возможность жить. Приди, чтобы оживить поэзией эту прозу».

«Кровь застывает в сердце при одной мысли, что я могу тебя потерять,- и я себе говорю: как ужасно глупо расставаться! Думая о тебе, я в твоём образе не вижу ни одной тени, - всё лишь свет и счастье…»

Любовная лирика А.К.Толстого.

«Средь шумного бала, случайно…» (слайд 9,10)

Обсуждение стихотворения.

  • Почему А.К.Толстой обратил внимание на балу именно на Софью Андреевну? (в ней была тайна, загадка)
  • Какие стилистические фигуры помогают показать эту загадку? (оксюморон: Я вижу печальные очи, Я слышу весёлую речь;

смех твой, и грустный, и звонкий)

синтаксический параллелизм, анафора.

(Читатель становится свидетелем многолюдного и шумного бала, в суете которого появляется незнакомка в маске («тайна твои покрывала черты»). Её лица не видно, но её тонкий стан, задумчивый вид, печальный взгляд - всё воспроизведено с поистине живописной зримостью. И всё же в портрете незнакомки есть какая-то неопределённость, недоговорённость. Лирический герой ещё сам полон неопределённых чувств - ему и грустно, и одиноко, ему ещё только кажется, что он полюбил, он ещё сам в этом окончательно не уверен. «Мимолётное виденье» растревожило его душу, лишило покоя, наполнило его сердце неясными грёзами (недаром в стихотворении возникает параллель с пушкинским к «Я помню чудное мгновенье...»; у Толстого - «В тревоге мирской суеты», у Пушкина - «В тревогах шумной суеты»).

Ощущение недосказанности возникает и потому, что в описании лирической героини сталкиваются противоположные начала: в её дивном голосе слышится и звук нежной свирели, и рокот морского вала, её речь весела, но очи печальны, её смех одновременно «и грустный и звонкий»... Тайна, покрывающая черты незнакомки, - не только маска, но и тайна её судьбы, её прошлого, наложившего отпечаток на весь её облик.

И такое прошлое у Софьи Андреевны Бахметьевой действительно было: роман с князем Вяземским; дуэль с ним её брата, которого князь убил; невыносимая жизнь в семье, где её считали виновницей гибели юноши; неудачный брак с полковником Миллером. Толстому ещё предстояло перестрадать с любимой «минувшие годы», перечувствовать вместе с ней её прежние «печали и надежды». «Многое больно мне было, во многом тебя упрекнул я; но позабыть не хочу ни ошибок твоих, ни страданий...» - писал поэт в том же 1851 г. Судьба свела их случайно средь шумного бала и на всю жизнь.

Эту тайну он не может раскрыть, эту загадку ему не удается разгадать. Образ женщины соткан из необъяснимых в своей противоположности штрихов: веселая речь, но печальные очи; смех грустный, но звонкий; голос - то «как звук отдаленной свирели», то «как моря играющий вал». За этими противоречиями скрывается, конечно, загадка душевного облика женщины, но ведь они характеризуют еще и смятенность чувств лирического героя, пребывающего в напряженном колебании между отстраненным наблюдением и неожиданными приливами чувства, предвещающего любовную страсть. Прилив чередуется с отливом.

Контрастен не только женский образ, все стихотворение построено на противопоставлениях: шумный бал - и тихие часы ночи, многолюдство светской толпы - и ночное одиночество, явление тайны в буднях жизни. Сама неопределенность чувства позволяет поэту скользить на грани прозы и поэзии, спада и подъема. В зыбкой психологической атмосфере закономерно и художественно оправдано допускаемое поэтом стилистическое многоголосие. Будничное («люблю я усталый прилечь») соединяется с возвышенно-поэтическим («печальные очи», «моря играющий вал»), романтические «грезы неведомые» - с прозаическим «грустно я так засыпаю». Два стилистических плана здесь глубоко содержательны, с их помощью поэт изображает процесс пробуждения возвышенной любви в самой прозе жизни).

  1. Анализ стихотворения «Прозрачных облаков спокойное движенье» (слайд 11)

Какова идея стихотворения?

Какими языковыми средствами выражаются чувства лирического героя? Приведите примеры, раскройте их смысловую нагрузку.

Почему именно осень воспринимается героем как символ «иной красоты»?

Найдите примеры звукописи, её значение.

В чем заключается философское значение последнего вопросительного предложении, к кому обращено оно?

Природа становится не просто фоном, но фактом, субъектом творческого процесса, а художественное творчество - органичным продолжением природных процессов, воплощающих Божественный замысел.

Главной трагедией человека считал А.Толстой дробность вдохновения, отсутствие душевного синтеза, внутреннюю нецельность, частичность, невозможность объединить "отдельно взятые черты всецельно дышащей природы" .

Вопросы и задания к стихотворению « Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...» (слайд 12)

3. Почему поэт видит несовершенство мира в разобщенности этих проявлений красоты?
4. Какой смысл приобретают в его стихотворении выражения «любить могу лишь на просторе», «глагола творческая сила», «любим мы любовью раздробленной»? Найдите поэтические тропы, их значение…
5. В чем смысл призыва поэта слиться «в одну любовь»?
Красота природы и сила любви имеют в поэтическом вдохновении А.Толстого один и тот же голос, они одинаково говорят "нездешние речи" и как два крыла поднимают душу над землею. Чувство огромной любви и неизменно сопровождающее его чувство наслаждения красотой мира, позволяет человеку выйти из времени в вечность. Образ Любви в творчестве А.Толстого - воплощение божественного всеобъемлющего начала, торжество вечной жизни - окончательный смысл бытия.

  1. Анализ стихотворения «Коль любить, так без рассудку…» (слайд 11)
  • Каким предстает лирический герой? Черты характера (вырисован русский менталитет).
  • Определите стих. размер и рифму (хорей, парная)
  • Как портрет Брюллова помогает раскрыть характер А.К.Толстого?

Работа с афоризмами. (слайд 12)

Любовь - как дерево; она вырастает сама собой,

пускает глубоко корни во всё наше существо и нередко

продолжает зеленеть и цвести даже на развалинах

нашего сердца.

Виктор Гюго, французский писатель (1802-1885)

Любить - это находить в счастье другого

своё собственное счастье.

Готфрид Лейбниц, немецкий философ, математик (1645-1716)

Любовь стоит ровно столько, сколько человек,

который её испытывает.

Ромен Роллан, французский писатель (1866-1944)

Быть любимым – это больше, чем быть богатым,

ибо быть любимым – значит быть счастливым.

Клод Тилье, французский писатель (1801-1844)

Итог урока.

В чем философский смысл понятия "любовь" в лирике Толстого?

Светом, дарующим жизнь и воплощающим божественное всеединство в творчестве А.Толстого является Любовь.

Слиясь в одну любовь, мы цепи бесконечной

Единое звено,

И выше восходить в сияньи правды вечной

Нам врозь не суждено.

То было в утро наших лет -

О счастие! о слезы!

О лес! о жизнь! о солнца свет!

О свежий дух березы!

("То было раннею весной")

Любовь не только открывает в человеке духовное зрение, поднимает его над земным бытием, проясняя его смысл, но и приближает к миру людей, пробуждает в нем любовь к ближнему, сострадание и понимание

Любовь воскрешает человека к новой жизни, рождает великолепные порывы вдохновенья, пробуждает высшие творческие стремления. Самое ценное в любви - родство душ, духовная близость, которую не в силах ослабить расстояние. Самое главное - когда души любящих звучат в унисон, когда даже в разлуке чувствуется нерушимая связь, помогающая преодолеть жизненные невзгоды.

Любовь, усиливая ощущение чуда жизни, окружающей человека красоты, в то же время вызывает тоску по чему-то большему, чем окружающая действительность. Эта тоска по бесконечному, по чему-то таинственно великому - загадочное качество любви.

6. Домашнее задание.

  • Написать миниатюру (эссе) по выбранному афоризму (1 стр.)
  • Выбрать понравившееся стихотворение А.К.Толстого и выучить наизусть.

Средь шумного бала, случайно...

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,

Как звон отдаленной свирели,

Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий

И весь твой задумчивый вид,

А смех твой, и грустный и звонкий,

С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи

Люблю я, усталый, прилечь -

Я вижу печальные очи,

Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,

И в грезах неведомых сплю...

Люблю ли тебя - я не знаю,

Но кажется мне, что люблю!

Ответьте на вопросы

  • Почему А.К.Толстой обратил внимание на балу именно на Софью Андреевну?
  • Какие поэтические тропы раскрывают переживания и чувства лирического героя?
  • Для чего используются союзы «но», «а», «и»?
  • Какова роль многоточия, восклицательного предложения?
  • Какие стилистические фигуры помогают показать эту загадку? (найдите примеры оксюморона, синтаксического параллелизма )
  • С каким стихотворением А. С. Пушкина созвучно и почему?

Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре -

О, не грусти, ты всё мне дорога!

Но я любить могу лишь на просторе -

Мою любовь, широкую, как море,

Вместить не могут жизни берега.

Когда Глагола творческая сила

Толпы миров воззвала из ночи,

Любовь их все, как солнце, озарила,

И лишь на землю к нам ее светила

Нисходят порознь редкие лучи.

И, порознь их отыскивая жадно,

Мы ловим отблеск вечной красоты;

Нам вестью лес о ней шумит отрадной,

О ней поток гремит струею хладной

И говорят, качаяся, цветы.

И любим мы любовью раздробленной

И тихий шепот вербы над ручьем,

И милой девы взор, на нас склоненный,

И звездный блеск, и все красы вселенной,

И ничего мы вместе не сольем.

Но не грусти, земное минет горе,

Пожди еще - неволя недолга,-

В одну любовь мы все сольемся вскоре,

В одну любовь, широкую как море,

Что не вместят земные берега!

Вопросы и задания к стихотворению «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...»
1. Как отразилась в стихотворении понятие любви?
2. Докажите, что поэт считает природу, любовь и искусство проявлениями идеальной красоты мира.
3. Почему поэт видит несовершенство мира в разобщенности этих проявлений красоты?

4.Какие средства выразительности помогают понять чувства лирического героя? Найдите сравнения, метафоры,эпитеты…
5. Какой смысл приобретают в его стихотворении выражения «любить могу лишь на просторе», «глагола творческая сила», «любим мы любовью раздробленной»?
6. В чем смысл призыва поэта слиться «в одну любовь»?

Прозрачных облаков спокойное движенье,
Как дымкой солнечный перенимая свет,
То бледным золотом, то мягкой синей тенью
Окрашивает даль. Нам тихий свой привет
Шлет осень мирная. Ни резких очертаний,
Ни ярких красок нет. Землей пережита
Пора роскошных сил и мощных трепетаний;
Стремленья улеглись; иная красота
Сменила прежнюю; ликующего лета
Лучами сильными уж боле не согрета,
Природа вся полна последней теплоты;
Еще вдоль влажных меж красуются цветы,
А на пустых полях засохшие былины
Опутывает сеть дрожащей паутины;
Кружася медленно в безветрии лесном,
На землю желтый лист спадает за листом;
Невольно я слежу за ними взором думным,
И слышится мне в их падении бесшумном:
- Всему настал покой, прими ж его и ты,
Певец, державший стяг во имя красоты;
Проверь, усердно ли ее святое семя
Ты в борозды бросал, оставленные всеми,
По совести ль тобой задача свершена
И жатва дней твоих обильна иль скудна?

  1. Какова идея стихотворения?
  2. Какими языковыми средствами выражаются чувства лирического героя? Приведите примеры, раскройте их смысловую нагрузку.
  3. Почему именно осень воспринимается героем как символ «иной красоты»?
  4. Найдите примеры звукописи, её значение.
  5. В чем заключается философское значение последнего вопросительного предложении, к кому обращено оно?

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

«Князь Серебряный».
1866 - написана трагедия «Смерть Иоанна Грозного».
1867 - вышло первое собрание стихотворений.
1868 - написана трагедия «Царь Федор Иоаннович».
1869 - создана трагедия «Царь Борис».
1870-e - опубликованы баллады «Змей Тугарин» , «Песня о Геральде и Ярославне», «Роман Галицкий», «Илья Муромец» и др.
1880-e - увидели свет стихотворные политические сатиры («История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», «Сон Попова» и др.).
1875,28 сентября (10 октября) - умер в имении Красный Poг.

Очерк жизни и творчества

Становление личности.

Биография Алексея Коннстантиновича Толстого может лечь в основу романтического повествования о гepoe, пришедшем в XIX век из Древней Руси. В нем в юные годы были и стать, и размах былинных богатырей. Мужчины семьи Толстых-Перовских легко ломали подковы и завязывали в узел чугунные кочерги. Однако их отличала не только физическая сила, но и разностороннее образование.

Рыцарский характер графа был известен в правящих кpyгax России, ему доверяли, поэтому он легко и быстро продвигался по ненавистной ему бюрократической лестнице и в конце своей карьеры был назначен «церемониймейстером Двора Eгo Величества». Но Толстой стремился к независимой творческой жизни и добился отставки, чтобы заняться писательской деятельностью.

Историческая тема в произведениях А. К. Толстого.

Интерес к старине, философским проблемам истории, неприятие политической тирании, любовь к природе родного края проявляются во всех eгo творениях .

Вот одна из лирических миниатюр, в которой звучит не только интерес к истории, но и глубокое и волнующее чувство причастности к каждой детали, которая несет в себе приметы времени.

В колокол, мирно дремавший, с налета тяжелая бомба
грянула. С треском кpyгoм от нее разлетелись осколки.
Он же вздрогнул - и к народу могучие медные звуки
Вдаль потекли, негодуя, гудя и на бой созывая.

Наверное, можно назвать это стихотворение иcтopической миниатюрой - пафос eгo очевиден и эмоционально оно убедительно. Напомним также, что в основу лег подлинный случай из времен Крымской войны. Толстой два месяца путешествовал по Крыму вскоре после окончания войны, и это один из стихотворных откликов на происшедшие события.

В eгo изображении событий истории есть идеализация былого, но есть и важное в любое время признание заслуг ушедших поколений.

Произведения А. К. Толстого на исторические темы в основном охватывают два периода: Киевско-Новгородскую Русь , которой посвящены многочисленные баллады («Илья Муромец», «Садко», «Змей Тугарин» и др.), и времена Ивана грозного (баллады «Василий Шибанов », « Князь Михайло Репнин», роман «Князь Серебряный», драматическая трилогия).

Бескомпромиссен и критичен взгляд Толстого на эпоху Ивана Грозного и время Петра Великого. Он прямолинеен и даже односторонен в изображении главных фигур. Но в то же время eгo увлекает картина жизни далекого времени, а герои из народа созданы с искренней симпатией. Романтически яркий сюжет и убедительность психологических характеристик увлекают читателя.

Толстой смел и лишен подобострастия, столкнувшись с любым проявлением деспотизма. Такова eгo позиция в балладе «Василий Шибанов». Казалось бы, автору проще вceгo было построить конфликт на контрасте поведения главных гepoeв: показать деспотизм Ивана Грозногo и оправдать бунт князя Курбского. Но автор ищет правдивого изображения исторической картины: он утверждает, что и царю, и мятежному боярину при всей важности их противоречий свойственны такие качества, как гордость, заносчивость, бесчеловечность, неблагодарность. Благородство и способность к самопожертвованию Толстой показал в простом человеке - гepoe баллады Василии Шибанове.

Десять лет работал писатель над историческим pомaном «Князь Серебряный» (1863), в котором поставил множество политически важных проблем. Автор далек от востopгa перед победителем, который присвоил себе право быть самовластным государем. Он не только обличает разнузданное самовластье и террор, но показывает их пагубное влияние на царя и eгo окружение. Для Толстoгo очевидно, что именно народ и те, кто умеет понять eгo устремления, творят историю. И это не только князь Серебряный (не стоит искать eгo реального прототипа), но и исторически достоверные персонажи - Ермак Тимофеевич, Иван Кольцо, Митька... В самых ответственных сценах романа звучат подлинные народные исторические песни, которые перекликаются с раздумьями aвтора .

Драматическая трилогия, включающая трагедии «Смерть Иоанна грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1869) рисует жизнь Pocсии конца XVI - начала XVH века. Автор не столько стремится к достоверности, сколько добивается решения историко-философских проблем. Перед читателем и зрителем проходят трагедии трех царствований. Различны правители и их судьбы, но равно удалены они от решения проблемы гумaннoгo правителя. Ни тиран Иоанн Грозный, ни мягкий Федор, ни «гениальный честолюбец» Годунов не могут ее решить. Эта проблема остро волновала и современников писателя. Цензура ощутила в пьесах Толстого критику самодержавия, и трилогия былa под запретом тридцать лет. Только после смерти автора в 1898 году трагедия «Царь Федор Иоаннович» триумфально открыла первый сезон Mосковскoгo Xyдoжественного театра .

Сатирические и юмористические произведения.

Проникновенный лирик, А. К. Толстой одновременно был и озорным юмористом, и ярким сатириком. Активный и заинтересованный взгляд на окружающий мир порождал смелость выражения собственных позиций. Сатирические и юмористические про изведения поэта включают и забавные «Медицинские стихотворения», и шутливые «Мудрость жизни», «Надписи на стихотворениях Пушкина», и политические сатиры. Резкость aвтора часто исключала возможность их публикации. «Сон Попова» и «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» распространялись в рукописи.

«Сон Попова» - забавная и озорная шутка. Но у этой шутки острый политический подтекст. Именно в этом произведении впервые в русской художественной литературе упоминается о знаменитом lll Отделении и eгo деяниях. Очевидцы вспоминают, что «Лев Николаевич Толстой говаривал о «Сне Попова»:
« - Ах, какая это милая вещь, вот настоящая сатира и превосходная сатира!
И еще:
- Это бесподобно. Нет, я не Moгy не прочитать вам этого...
И он мастерски читал поэму, вызывая взрывы смеха у слушателей».

Политические сатиры Толстого были очень популярны. Поэт полемизировал с революционной демократией («Порой веселой мая...», «Против течению» и др.), критиковал исторические традиции, которые породили действующую систему. Слова из «Истории государства Poc сийского от Гостомысла до Тимашева» и сейчас часто цитируются:

Земля у нас богата,
Порядка в ней лишь нет...

Смелость автора едва ли можно связать с политической ясностью eгo позиций. Они могли совпадать с четко определившимися взглядами славянофилов, но могли противостоять им. Так, стихотворение «Ходит Спесь, надуваючись...» вызвало восторженную оценку К. С. Aксакова: «Спесь...» так хороша, что уже кажется не подражанием песне народной, но самой этой народной песней... в этой песне уже не слышен автор: ее как будто нaрод спел». Передавая эту оценку жене, А. К. Толстой утверждал: «Эти слова для меня - самая лучшая хвала, которую я мoг бы пожелать». Проверьте верность этих суждений - стихотворение невелико.

Ходит Спесь, надуваючись,
С боку на бок переваливаясь.
Ростом -то Спесь аршин с четвертью,
Шапка-то на нем во целу сажень,
Пузо-то ero все в жемчуrе,
Сзади-то у Heгo раззолочено.
А и зашел бы Спесь к отцу к матери,
Да ворота некрашены!
А и помолился б Спесь во церкви Божией,
Да пол не метен!
Идет Спесь, видит: на небе радуrа;
Повернул Спесь во друrу сторону:
Непригоже-де мне наrибатися!

Если любовная лирика поэта трогательно нежна и лирична, то, обращаясь к сатире, автор меняет манеру общения со словом и фразой, даже с ритмическим звучанием стихов.

Близость к фольклорным мотивам и резкость очертаний сатирических образов перекликаются с безымянными созданиями народных авторов. Вот начало стихотворения «У приказных ворот собирался народ...»:

У приказных ворот собирался народ
густо,
говорит в простоте, что в eгo животе
Пусто!
«Дурачье, - сказал дьяк, - из вас должен быть всяк
В теле;
Еще в Думе вчера мы с трудом осетра
Съели! »

Сатирическое осмысление окружающего живет и в творениях Козьмы Пруткова, созданного поэтом и eгo двоюродными братьями А. М. и В. М. Жемчужниковыми. Творения этого вымышленного автора до сих пор переиздаются и цитируются, демонстрируя читателям мир ограниченного человека косных взrлядов, малой культуры и великоrо самомнения.

К моему портрету,
который будет издан вскоре
при полном собрании моих сочинений
Когда в толпе ты встретишь человека,
Который нaг 1 ;
Чей лоб мрачней тумaннoгo Казбека,
Неровен шаг;
Koгo власы подъяты в беспорядке,
Кто, вопия,
Всегда дрожит в нервическом припадке, -
Знай - это я!..

Творческая позиция.

В области оценки искусства А. К. Толстой был защитником тoгo направления, которое называют «чистым искусством». Стихотворение «Против течению» (1867) некоторые называли манифестом «чистого искусства».

Други, вы слышите ль крик оглушительный:
«Сдайтесь, певцы и художники! Кстати ли
Вымыслы ваши в наш век положительный?
MHoгo ли вас остается, мечтатели?
Сдайтеся натиску новoгo времени!
Мир отрезвился, прошли увлечения -
Где ж устоять вам, отжившему племени,
Против течения?

Прочитав эти строки, вы наверняка вспомните позицию Базарова иневольно включитесь внезавершенный спор о роли искусства в жизни. Толстой не принимал крайностей нигилизма, но в то же время считал: «Если бы я встретился с Базаровым, я уверен, что мы стали бы друзьями, несмотря на то, что мы продолжали бы спорить» .

1 Вариант: «На коем фрак». Примечание К. Пруткова.

В одном из стихотворений 1871 года поэт пишет:

Нет, пол н иного чувства,
Я верю реалистам:
Искусство для искусства
Равняю с птичьим свистом:
Я, новому ученью
Отдавшись без раздела,
Хочу, чтоб в песнопенье
Всегда сквозило дело.

Не случайно при знакомстве с ним так часто приходится возвращаться к строкам стихотворения «Двух станов не боец, но только гостьслучайный....» (1858), подтверждающим двойственность eгo позиций.

Двух станов не боец, но только гость случайный,
38 правду я был рад поднять мой добрый меч.
Но спор с обоими досель мой жребий тайный,
И к клятве ни один не Moг меня привлечь;
Союза полного не будет между нами -
Не купленный никем, под чье б ни стал я знамя,
При страстной ревности друзей не в силах снесть,
Я знамени Bpaгa отстаивал бы честь!

Это стихотворение в первом eгo варианте называлось «Галифакс» и было посвящено английскому общественному деятелю, который «.. .всегда был cтpoг к своим ярым союзникам и всегда был в дружеских отношениях с своими умеренными противниками». Это и послужило поводом для выражения собственных взглядов А. К. Толстого.

И так было вплоть до конца eгo дней. При мер тому фрагмент из письма Б. М. Маркевичу: «Шесть часов утра. Петухи поют так, будто они обязаны по контракту с неустойкой. Повар Денис и кухарка Авдотья затопили сейчас на кухне, чтобы печь хлеб. 3ажглись огоньки в деревне, которую видно по ту сторону озера. Все это хорошо, это я люблю, я мог бы так прожить всю жизнь, но мне по мере сил придется везти жену в Венецию или в Пустыньку. Ей хочется точно узнать, существует ли Наполеон lll или нет? Mнe-то оно безразлично. Какое мне до этого дело?. Если Париж стоит обедни, то Kpacный Poг (имение Толстого на Черниговщине. - Авт) со своими лесами и медведями стоит всех Наполеонов, как бы их ни пронумеровали... Я бы легко согласился не знать о том, что творится в нашем seculum (столетии. - Авт»... Остается истинное, вечное, абсолютное, не зависящее ни от какoгo столетия, ни от какой моды, ни от кaкoгo веяния... - и вот этому-то я всецело отдаюсь. Да здравствует абсолютное, т. е. да здравствует человечность и поэзия!!»

Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.

Помощь школьнику онлайн , Литература для 10 класса скачать , календарно-тематическое планирование


Алексей Константинович Толстой К. П. Брюллов. Портрет Алексея Толстого в юности (1836) «Я один из двух или трех писателей, которые держат у нас знамя искусства для искусства, ибо убеждение мое состоит в том, что назначение поэта - не приносить людям какую-нибудь непосредственную выгоду или пользу, но возвышать их моральный уровень, внушая им любовь к прекрасному».








Определение классовой принадлежности поэтом Двух станов не боец, но только гость случайный, За правду я бы рад поднять мой добрый меч, Но спор с обоими досель мой жребий тайный, И к клятве ни один не мог меня привлечь; Союза полного не будет между нами Не купленный никем, под чьё б ни стал я знамя, Пристрастной ревности друзей не в силах снесть, Я знамени врага отстаивал бы честь! 1858 г.












Из письма к жене "Я люблю тебя всеми способностями, всеми мыслями, всеми движениями, всеми страданиями и радостям и моей души" А.К.Толстой Худ. Владимир Первунинский Незнакомка




Средь шумного бала, случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты; Лишь очи печально глядели, А голос так дивно звучал, Как звон отдалённой свирели, Как моря играющий вал. Мне стан твой понравился тонкий И весь твой задумчивый вид; А смех твой, и грустный и звонкий, С тех пор в моем сердце звучит. В часы одинокие ночи Люблю я, усталый прилечь Я вижу печальные очи, Я слышу веселую речь; И грустно я так засыпаю, И в грёзах неведомых сплю… Люблю ли тебя я не знаю, Но кажется мне, что люблю!


«Не ветер, вея с высоты…» (учебник с. 119) Не ветер, вея с высоты, Листов коснулся ночью лунной; Моей души коснулась ты Она тревожна, как листы, Она, как гусли, многострунна. Житейский вихрь её терзал И сокрушительным набегом, Свистя и воя, струны рвал И заносил холодным снегом. Твоя же речь ласкает слух, Твоё легко прикосновенье, Как от цветов летящий пух, Как майской ночи дуновенье… 1851 или 1852 (?)




А.К. Толстой. «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (1868 г.) Вся земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Нестор, Летопись, стр.8 Послушайте, ребята, Что вам расскажет дед. Земля наша богата, Порядка в ней лишь нет. А эту правду, детки, За тысячу уж лет Смекнули наши предки: Порядка-де, вишь, нет.


Он вдруг сказал народу: «Ведь наши боги дрянь, Пойдем креститься в воду!» И сделал нам Иордань. «Перун уж очень гадок! Когда его спихнем, Увидите, порядок Какой мы заведем!» Послал он за попами В Афины и Царьград, Попы пришли толпами, Крестятся и кадят, Поют себе умильно И полнят свой кисет; Земля, как есть, обильна, Порядка только нет. Князь Владимир




Царь Петр любил порядок, Почти как царь Иван, И так же был не сладок, Порой бывал и пьян. Он молвил: «Мне вас жалко, Вы сгинете вконец; Но у меня есть палка, И я вам всем отец! Не далее как к святкам Я вам порядок дам!» И тотчас за порядком Уехал в Амстердам. Вернувшися оттуда, Он гладко нас обрил, А к святкам, так что чудо, В голландцев нарядил.