Удивление. Удивление (состояние замешательства) Что может вызвать удивление современного человека

Удивление

Удивление – это эмоциональная короткая реакция на внезапное, неожиданное событие, имеющая четко выраженные мимические черты: широко раскрытые глаза, поднятые брови, наморщенный лоб и полуоткрытый круглый рот. Это одна из наиболее легко узнаваемых и универсальных эмоциональных реакций. И по нашей «Азбуке эмоций» не является эмоцией, которая способна сформировать эмоэнграмму. Удивление может быть по шкале от неприятного оттенка до приятного, стремящегося к радости или к испугу в зависимости от ситуации, поражающей своей неожиданностью, необычайностью, странностью или непонятностью человека.

При данном чувстве у человека наблюдается некий мыслительный шок, или стопор, при котором мозг на доли секунд освобождается от мыслей. При легком ударе электрического тока мышцы мгновенно сокращаются. Можно провести аналогию, что также и при удивлении есть ощущение, как от удара тока, что-то заставляет пробежать ток по нервам, которое заставляет вздрогнуть. При удивлении человек не знает «что же дальше?», так как внезапность порождает у него чувство неопределенности.

В нашем контексте таблицы эмоциональных состояний от настроения до аффекта удивление является чувством, а не эмоцией, именно потому, что это коротко-возникающее состояние, которое испытывает человек при возникновении неожиданной ситуации. Если неожиданная ситуация окажется опасной, то удивление способно перерасти в низкотоновые состояния, такие как тревога, страх, испуг. Если ситуация будет оценена как безопасная или приятная, то в высокотоновые – интерес, счастье, радость. Чувство удивления знакомо каждому человеку с детства, именно поэтому данная эмоциональная реакция не получает достаточного описания и осмысления у человека.

Существует общепринятое мнение о том, что большинство людей расценивают чувство удивления как позитивное переживание. Любой человек при вспоминании ситуации с чувством удивления чаще всего расскажет о радостном или приятном сюрпризе, или полученном далее удовольствии.

Удивление, по мнению психологов, занимает промежуточное положение между позитивными и негативными эмоциями. В нашей теории эмоэнграмм это не так, у нас нет негативных эмоций. При этом важно заметить, что в целом высокотоновое состояние интереса в переходе далее через удивление до возбуждения от сделанного открытия имеет гораздо более высокий уровень эмоционального напряжения, чем просто эмоция радости от полученного подарка.

Удивление характеризуется краткосрочностью – быстро, наступает внезапно и так же уходит. В отличие от других чувств и эмоций, удивление не может длительно мотивировать поведение человека. Зачастую психологи относят удивление не к эмоциям в истинном значении этого слова, а к эмоциональным реакциям. Основная функция удивления состоит в том, чтобы человека был готов к эффективному взаимодействию с чем-то новым или внезапным. Это как вспышка или сигнал для привлечения внимания.

Стихи от V.

Мы все свободны до открытий,

До новых грез, вершин высот!..

Но в ком-то голод до событий,

В других же все наоборот.

Павел Иванов. «Моей Особенной».

Жизнь человека – это в первую очередь жизнь через эмоциональные состояния, которые человек всегда испытывает длительное или короткое, одно или несколько сразу. Длительность эмоции характеризуется психологическими и физиологическими индивидуальностями человека. Однажды возникнув, в связи с конкретной ситуацией, они долго как бы не угасают и продолжают держать человека в этом состоянии. Яркий пример грусть или печаль. И вот как раз, если бы не эмоциональная реакция удивления, которая способна менять общий эмоциональный фон человека, при внезапном возникновение опасности, то человек, находящийся в этот момент в грусти мог бы и погибнуть.

Удивление как бы встряхивает организм и очищает каналы для других эмоциональных токов, подготавливает тело к новой активности и к новому восприятию происходящего.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

surprise) У. - это кратковременная, быстро проходящая реакция на внезапное, неожиданное событие. Существовавшая до того активность резко обрывается. Выражение лица приобретает характерные черты: широко раскрытые глаза, поднятые брови, наморщенный лоб и полуоткрытый круглый рот. При крайней степени У., особенно при испуге, наблюдаются моргание глаз и постуральные реакции. Это одна из наиболее легко распознаваемых и универсальных эмоций. Ее физиолог. корреляты в целом яв-ся теми же, что и при увеличении возбуждения. У. м. б. неприятным, приятным или тем и и др. одновременно. Томкинс описывает У. как состояние "сброса", при к-ром разум на долю секунды очищается от мыслей. У. может варьировать от сравнительно рефлекторной до высокой степени когнитивной реакции. В форме рефлекторной реакции оно тесно связано с испугом и ориентировочным рефлексом. Оно тж тесно связано с когнитивным несоответствием - рассогласованием, дисбалансом или диссонансом. В более узком смысле - это реакция на внезапное изменение в уровне согласованности. Удивление - первичная эмоция. Для выделения первичных (базисных) эмоций предлагались многочисленные критерии, включая универсальность выражения и распознавания, нейрофизиологический субстрат, филогенетическую и онтогенетическую первичность, адаптивную функцию, согласующийся гедонистический тон и продолжительность во времени. Определяемое с включением в него реакции испуга, У. без труда отвечает любому из этих критериев, за исключением двух последних. Большинство теоретиков пренебрегают этими двумя критериями, в рез-те чего У. практически неизменно входит в состав каждого известного перечня первичных эмоций. Репрезентативным может служить перечень Плучика: радость, печаль, принятие, отвергание, страх, гнев, предвкушение и У. Испуг и ориентировочная реакция. Испуг в чистом виде - комплексная непроизвольная реакция на внезапный и сильный раздражитель. Неожиданность может усиливать реакцию испуга. Чрезвычайно сильный раздражитель тж может способствовать усилению испуга, но не обязательно. Внезапность же необходима для испуга или У. У. связано с ориентировочной реакцией (ОР), или реакцией на новые раздражители, при к-рой животное или чел. ориентирует свое тело и органы чувств в направлении этих раздражителей. Научение. Л. Кеймен высказал предположение, что для вырабатывания условной реакции раздражитель должен вызывать У. В поддержку этого тезиса он привел яркие демонстрации блокировки - неблагоприятного исхода обусловливания, при к-ром игнорировались значимые, но избыточные (и т. о. не вызывающие У.) сигналы. Наряду с этим было продемонстрировано явление контрблокировки, или "сверхобусловливания", при к-ром, напр., хорошее событие (пища) вызывало сильное У. вследствие ожидания плохого события (удара электрическим током). Рескола и Вагнер формализовали эту теорию обусловливания У. в виде простой модели линейных операторов. Эта модель успешно интегрировала блокировку, контрблокировку и нек-рые др. интуитивно неочевидные феномены обусловливания. Вагнер расширил эту модель, чтобы включить в нее как простое привыкание, так и сложные процессы обработки информ. у людей. Все уровни научения в этой модели оказались взаимосвязанными через понятие удивительности раздражителя. Познание. Одна из областей исслед., связывающих У. с челов. познанием, относится к изучению вызванных внешним раздражителем корковых потенциалов (event-related electroencephalogram potentials ) компонента Р300. В целом компоненты ERP с короткими латентными периодами связаны с регистрацией мозгом физ. раздражителей, тогда как компоненты с более длительными латентными периодами, включая Р300, оказываются более тесно связанными с процессами когнитивной обработки информ. Исслед. Дончина и сотрудников продемонстрировали, что У. можно измерять по амплитуде волны Р300, к-рая позволяет оценивать сравнительное количество ожиданий или схем, обрабатываемых субъектом; ее латентные периоды позволяют оценивать сравнительную скорость их обработки. Социальное познание. Литература по соц. познанию, в частности по вопросам когнитивной согласованности, содержит ограниченное число исслед. на тему У., в основном по причине недостаточного внимания, к-рое уделялось внезапности - необходимой предпосылке У. Тем не менее, была продемонстрирована прямая связь между внезапными изменениями в уровне согласованности и У. Наибольший интерес представляют собой следующие полученные высокие корреляции: Неприятность и несогласованность - 0,89 Удивление и изменение несогласованности - 0,86 Удивление и неприятность - 0,83 Тогда как первая корреляция примечательна тем, что показывает, насколько точно приятность может прогнозироваться на основе степени несогласованности, вторая корреляция демонстрирует, что У. очень тесно корреспондирует с величиной изменений в степени согласованности. Третья корреляция свидетельствует о том, что в тех случаях, когда любые изменения несогласованности направлены в сторону увеличения, У. яв-ся неприятным. Юмор. З. Фрейд проводил различие между "тенденциозным" и "безобидным" остроумием. Этим двум разновидностям остроумия соответствуют два семейства теорий юмора. Первая разновидность остроумия отражена в психоаналитической мотивационной теории, к-рая рассматривает остроумие (и остроты) как косвенное выражение сексуальных табу и агрессивных мотивов. В когнитивных теориях, преим. посвященных "безобидному" остроумию, в качестве центрального объяснительного конструкта используется или несоответствие (т. е. несогласованность), или У. Роль несоответствия и У. в "безобидных", или когнитивных остротах можно проиллюстрировать на примере сценария анекдота, к-рый традиционно состоит из трех частей: а) "установки", в ходе к-рой оформляются контекст событий и ожидания слушателя; б) "кульминационного пункта", когда внезапно вводится несоответствие; в) "соли", или развязки, посредством к-рой слушатель внезапно разрешает это несоответствие. Если развязка происходит не сразу, слушатель испытывает У. дважды: сначала вследствие внезапного несоответствия самого кульминационного пункта, и второй раз - в процессе развязки. Существуют многочисленные свидетельства того, что комическое напрямую связано с удивительным в "безобидном", или осн. на несоответствии, юморе. Имеются тж нек-рые данные, что тенденциозные остроты воспринимаются более смешными, если они не вызывают особенного У., - свидетельство того, что доставляющие наибольшее удовольствие тенденциозные остроты скорее должны подтверждать наши ожидания или предубеждения, нежели опровергать их. Т. о., У. играет противоположные роли в этих двух разновидностях остроумия. См. также Эмоции, Чувство юмора Р. Уиллис

К. Изард утверждает, что основная функция удивления состоит в том, чтобы подготовить человека к эффективному взаимодействию с новым, внезапным событием и его последствиями. Удивление освобождает проводящие нервные пути, подготавливает их к новой активности, отличной от предыдущей. Изард приводит выражение С. Томкинса (Tomkins, 1962), что удивление — это «эмоция очищения каналов». Другую позицию занимает И. А. Васильев, который полагает, что с помощью удивления эмоционально окрашивается и выделяется нечто «новое», имеющее ценность для человека. Эмоция удивления презентирует сознанию еще неосознанное противоречие между старым и новым и на этой основе дает возможность человеку осознать необычность ситуации, заставляет внимательно ее проанализировать и, следовательно, ориентирует его в познании внешней действительности. В то же время эта эмоция является и тем механизмом, который побуждает и направляет мотивы мыслительной деятельности, дает толчок к выбору средств для преодоления обнаруженного противоречия.

Л.С.Выготский (1984) отмечает, что в субъективистской психологии интересы отождествлялись то с умственной активностью и рассматривались как чисто интеллектуальное явление, то выводились из природы человеческой воли, то помещались в сферу эмоциональных переживаний и определялись как радость от происходящего без затруднений функционирования наших сил.

Испытываемые человеком в процессе выполнения интересующей его деятельности эмоции (процессуальные интересы) Б. И. Додонов называет чувством интереса. Это, как он пишет, чувство успешно удовлетворенной потребности в желанных переживаниях. Оно может быть разным и порой порождается обычными потребностями, еще не образовавшими особого механизма интереса-склонности. Деятельность, в которой выражают себя интересы через это чувство, может носить разный характер; иногда она может ограничиваться только познавательными процессами, и тогда отмечают, что люди нечто смотрят с интересом, нечто слушают с интересом или нечто изучают с интересом. Но человек может и работать с интересом, и играть с интересом и т. д. При этом, полагает Додонов, в зависимости от конкретного характера деятельности интерес будет выражаться через разные эмоции, иметь разную эмоциональную структуру. В то же время он пишет, что, для того чтобы понять природу человеческих интересов, их сущность надо искать не в специфике «чувства интереса», а в чем-то совсем ином. В чем именно — он не раскрыл. Это может быть и потребность в новизне, и привлекательность неизвестного, загадочного, и желание испытывать удовлетворение от сделанного.

Значительное внимание уделяет интересу К. Изард (2000). Он предполагает наличие некой внутренней эмоции интереса, обеспечивающей селективную мотивацию процессов внимания и восприятия и стимулирующей и упорядочивающей познавательную активность человека. Интерес рассматривается Изардом как позитивная эмоция, которая переживается человеком чаще всех остальных эмоций. В то же время он говорит об интересе и как о мотивации.

186 Глава 6. Характеристика различных эмоций

По мнению В. Чарлзуорта (Charlsworth, 1968) и К. Изарда, интерес, как и удивление, имеет врожденную природу. Однако Изард не отождествляет интерес с ориентировочным рефлексом (непроизвольным вниманием), хотя и указывает, что последний может запускать эмоцию интереса и способствовать ей. Однако затем ориентировочная реакция исчезает, а интерес остается. Автор подчеркивает, что интерес нечто большее, чем внимание, и доказывает это тем, что на манекене с нарисованным лицом двухмесячный ребенок задерживает внимание дольше, чем на манекене без лица, а на живом человеческом лице дольше, чем на манекене с лицом. Эмоция интереса отличается от ориентировочного рефлекса тем, что она может активироваться процессами воображения и памяти, которые не зависят от внешней стимуляции. Он указывает и на отличие интереса от удивления и изумления, хотя и не останавливается на дифференцирующих их признаках.

Мне представляется, что необходимо различать кратковременное и долговременное проявление интереса. Изард говорит о первом, который можно было бы назвать реакцией заинтересованности. Заинтересоваться — значит почувствовать (осознать) интерес к кому- или чему-нибудь (С. И. Ожегов). Долговременный интерес — это уже интеллектуальное чувство, положительная эмоциональная установка на познание какого-то объекта.

Мимическое выражение эмоции интереса, как показал Изард, чаще всего кратковременно и длится от 0,5 до 4-5 секунд, тогда как нейронная активность, вызванная интересом, и переживание его длятся дольше. Интерес может проявляться только одним мимическим движением в одной из областей лица или их совокупностью -приподнятыми или слегка сведенными бровями, перемещением взгляда по направлению к объекту, слегка приоткрытым ртом или поджатием губ.

Проявление эмоции интереса сопровождается сначала небольшой брадикардией (снижением частоты пульса), а затем некоторым повышением частоты сердечных сокращений. Эмоция интереса, по Изарду, проявляется в таких переживаниях, как захваченность, зачарованность, любопытство.

Любопытство. Рассматривая интерес, отечественные психологи, как правило, сознательно или непреднамеренно ничего не говорят о таком психологическом явлении, как любопытство. Между тем, по С. И. Ожегову, любопытство — это стремление узнать, увидеть что-то новое, проявление интереса к чему-нибудь (я бы добавил -«здесь и сейчас»). В частности, любопытный факт — это интересный, возбуждающий любопытство, интерес, содержащий какую-то интригу. Отсюда заинтриговать — возбудить интерес, любопытство чем-то загадочным, неясным. Любопытству сродни понятие «любознательный», т. е. склонный к приобретению новых знаний.

Следует отметить, что, как писал Ларошфуко, есть две разновидности любопытства: своекорыстное — внушенное надеждой приобрести полезные сведения, и самолюбивое — вызванное желанием узнать то, что неизвестно другим.

Все сказанное выше свидетельствует о том, что нет никаких оснований исключать любопытство из рассмотрения вопроса об интересе.

Очевидно, что любопытство и любознательность являются проявлениями познавательного интереса, несмотря на то, что в ряде случаев любопытство может быть мелочным и пустым (т. е. интерес проявляется ко всяким случайным или несущественным обстоятельствам, фактам и т. п.), или, как пишет П. А. Рудик, любопытство является начальной стадией развития интереса при отсутствии четкого избирательного отношения к объектам познания.

А. Г. Ковалев (1970) пишет, что у маленьких детей интерес первоначально проявляется в форме любопытства. Но эта направленность на объект носит временный характер и может быть названа предынтересом. Собственно интерес (отношение) возникает в дошкольном возрасте.

Таким образом, любопытство можно, по Ковалеву, рассматривать как проявление ситуативного интереса. Но, с другой стороны, разве не может каждый сказать про себя, что в определенных ситуациях он тоже проявляет любопытство в отношении новых, поражающих воображение, удивляющих, интригующих фактов, объектов? И разве, читая художественное произведение (роман, детектив), мы не проявляем все то же любопытство: что будет дальше, чем закончится?

Поэтому Н. Д. Левитов прав, когда говорит о том, что любопытство имеет разные формы и было бы неправильно думать, что все они являются выражением поверхностной, несерьезной любознательности. Он выделяет непосредственное и наивное любопытство, которое может не содержать в себе ничего плохого. Такое любопытство свойственно маленьким детям. Новому для них человеку они могут задать самые разнообразные вопросы: «Почему вы такой большой?», «У вас есть маленькая дочка?» и т. д. Непосредственное и наивное любопытство, как отмечает Левитов, бывает и у взрослых, когда им приходится обращать внимание на что-то новое, непривычное. Таково любопытство человека, попавшего в новую обстановку.

Левитов говорит и о серьезном любопытстве, которое свидетельствует о любознательности человека. Это своего рода кратковременный концентрат любознательности. Не случайно слова «любопытство» и «пытливость» имеют общий корень; через любопытство формируется пытливость, пытливость выражается в любопытстве. Левитов рассматривает любопытство в качестве одного из показателей умственной активности, живости и широты интересов человека. Он подчеркивает роль любопытства в науке: оно часто является толчком к постановке исследования.

Когда же с пренебрежением говорят о любопытстве, то имеют в виду его особую форму — праздное любопытство. Это означает, что любопытство направлено на предмет, не стоящий внимания, и что источником его является желание проникнуть в область, в которую данному человеку проникать не следует. К праздно любопытствующим Левитов относит зевак, а также сплетников, желающих узнать что-то сенсационное.

Многими психологами интерес понимается как отношение, что следует и из перевода латинского слова «интерес» — «важно», «имеет значение». Правда, это отношение не всегда пристрастно, эмоционально. Так, в «Словаре по этике» интерес определяется как целеустремленное отношение человека, общества в целом к какому-либо объекту его потребности; в «Психологическом словаре» интерес понимается как по-требностное отношение человека к миру. Чаще всего, однако, подчеркивается, что интерес как отношение имеет положительную эмоциональную окраску. У С. Л. Рубинштейна интерес — это избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к действительности, у А. Г. Ковалева — это эмоциональное и познавательное отношение и т. д. В то же время Ковалев отмечает, что не любое эмоциональное отношение составляет интерес. Радость может и не выражать интереса. Следовательно, как полагает автор, обязательным признаком интереса может быть только устойчивое положительное эмоциональное отношение личности к объекту. Но последнее можно рассматривать и как склонность (потребность в осуществлении интересной

198 Глава 6. Характеристика различных эмоций

деятельности), и как чувство. Отсюда и многозначность в понимании интереса как психологического феномена, о которой я подробно говорил в моей книге «Мотивация и мотивы» (Ильин, 2000).

Возникающее противоречие в понимании интереса, с одной стороны, как ситуативного психологического феномена (потребности), а с другой стороны, как устойчивого психологического феномена (эмоционального отношения) Б. И. Додонов (1973, 1978) попытался решить следующим образом. Ключ к пониманию сущности интересов он видит в рассмотрении динамики отношений между потребностями и эмоциями, которые приводят к возникновению интересов-отношений, интересов-свойств личности. Выступая в первую очередь как индикаторы потребностей человека, эмоции сами постепенно все более становятся «предметом» его особых психологических потребностей, приобретают известную самоценность, начинают заранее предвкушаться личностью. В «механизм» каждого интереса, по мнению Додонова, входят потребности, которые приобрели служебную функцию. Поэтому, с его точки зрения, интерес — это потребность в переживании отношений, жажда положительных эмоций. По сути, он разделяет понимание интереса А. Г. Ковалевым как устойчивого положительного эмоционального отношения, показывая истоки возникновения этого отношения.

Очевидно, что понимание интереса то как эмоции, то как чувства неправильно, поскольку интерес — это и то и другое вместе, но не только это. Интерес — это прежде всего мотивационное образование, в котором наряду с эмоциональным компонентом (положительным эмоциональным тоном впечатления — удовольствием от процесса), присутствует и другой — потребность в знаниях, новизне. Следовательно, интерес — это аффективно-когнитивный комплекс.

То, что вызывает удивление, чудо

Альтернативные описания

Каждое из явлений: Христа - народу и царевны Лебеди - князю Гвидону

Роман П. Загребельного

Слезы иконы

Белка, поющая песенки и грызущая золотые орешки как природное явление

. «в свете есть иное...» (Пушкин)

Русская народная сказка

Сказочная красота

Удивление, чудо

Невидаль

Эка невидаль

Что-то необычайное

Что-то чудное, волшебное

Чудо из чудес

. «это чудо! Это...!»

Игра природы

Белка, грызущая орешки

То, что вызывает немалое удивление

Сказочное чудо

Белка, поющая песенки как чудо

Невидаль, диковина

Чудо, феномен

Удивление

То, что вызывает непомерное удивление

Невидальщина

Чудесный синоним

То, что вызывает изумление

Старорусское чудо

Чудное нечто

Невиданная вещица

Чудотворная вещь

. «вот уж..., так уж...» (Пушкин)

Чудесное видение

Необыкновенное явление

Пиво не..., и мед не хвала

Феномен природы

Что-нибудь необычайное

Нечто чудесное

Чудеса, да и только!

Чудесное явление

Нечто удивительное

Чудо, невидаль феномен

То же, что чудо

Роман П. Загребельного (1968)

. "В свете есть иное..." (Пушкин)

. "Вот уж..., так уж..." (Пушкин)

. "Это чудо! Это...!"

Ср. чудо, невидаль, диковина, ниж. дивледь ж. вещь или дело редкое, удивительное. диву дался, изумился. Это из див диво. Диво дивное, чудо чудное: от черной коровки, да белое молочко! дивом дивился, очень дивился. Дивушко мое, дивище. Дивнятко сталось, перм. и что ж это за дивище: у ворот разливище, песня. Дивья нареч. не диво, нечему дивиться; сполагоря. Дивья тому жить, у кого бабушка ворожит. Дивья бы нашему теляти, да волка поймати. Дивья гулять, как дела нет. Не дивья Богородице, коли сын Христос. новг. употреб. мн. дивеса, дивес, чудеса; в сиб. диводежа ж. Эко диво, у свиньи пятаком рыло! Дивное диво, что не пьется пиво. Заварили пива, наделали дива. Много вина пить, беде быть: много пива пить, не без дива быть. Диво по диву, а чудеса по себе. Старина. что диво. Чего нет, то и на диво. Вы диву дивуетесь, а мы уж дивовались. Свадьба без див не бывает, без проказ, чудес. Дивный арх. дивый, чудный, чудесный, изумительный, удивительный, редкостный; прекрасный, превосходный. Чуден свет, дивны люди. Трижды человек дивен бывает: родится, женится, умирает. Дивность ж. диво, чудо, как свойство или качество, стар. дивство ср. Дивно сев. и вост. чудно; много, изрядно, обильно, довольно; далеко, долго, давно. ныне дивно сробил, сев. много сработал. Много ль тебе годов? уж дивно. Далеко ль? еще дивненько будет. Дивняжно перм. дивно, в знач. много. Дивнесь ряз. весь день, с утра, давно, долго; или это искажен. день-весь? Дивить людей, удивлять, изумлять. Дурить, людей дивить. Не диви на нас, не дивись. Диви- бы дело говорил. новг. или дивья бы, сиб. ну пусть бы, ну уж если б. Дивья бы путный был. Дивитко ряз. тамб. неужто, вправду? Дивить пск., по местн. произнош., но правильнее девить, говоря о девицах, беседовать за воротами с дружком. Дивиться чему, удивляться, чудиться, даться диву. Вздивился, за дивился он этому. Не надивлюсь. Подивись, поди. Сдивовался, удивился. Кто всему дивится, на того а люди дивятся. Земная хвалится, а небесная дивится, о похвальбе. Всякий мастер сам себе дивится. Другим дивились, а сами на льду обломились. Богатый дивится, что бедному не живется (что бедный не живится). Богатый бедному дивится, чем он живится, ан Бог помог. Дивиться нечему, дай Бог всякому, говор. коли кто глумится над чужой бедою. Дурак с дуракпм сходилися, друг на друга дивилися. Дивовать или дивоваться чему, дивиться. Не дивуй на него, не дивись ему. Птица дивует, заглядывается на собаку и подпускает охотника. Дурак с дураком толкалися, друг другу дивовалися. Дивованье ср. длительное удивленье, оглядение чего с любопытством. Дивун м. дивунья ж. кто чему дивится. Дивуля об. арх. шутник, шут, забавник, чудак, потешник, гаер. Так же произн. иногда совсем другое слово: девуля, парень, более похожий на девку. Дивок м. дивачка ж. южн. зап. странный человек, чудак, чудодей. Дивачить, чудачить, чудить (чудесить), проказить, странничать. Дивовище ср. чему дивятся, человек или вещь дивные, на чудо людям. Див м. стар. диво, чудо, невидаль, дивовище. Див морской, морское чудище, чудовище. Зловещая птица; вероятно пугач, филин. Дивозритель, -ница, вообще, кто видит чудо, диво; кто провидит чудеса, постигает, видит более других. Дивосил м. растен. Inula helenium, девясил

Чудеса, да и только

Чудо чудное

Чудо, невидаль одним словом

Некое невиданное явление, диковина