Типы раннехристианских храмов: ротонда и базилика. Презентация на тему типы христианских храмов Церковь в Антиохии

Архитектурные Типы христианских храмов Автор Солодкова Т.М. преподаватель Санкт-Петербургского музыкального колледжа. Цели работы

  • 1. Познакомить с историей становления архитектурных стилей христианского храма.
  • 2. Показать различные стили христианских храмов.
  • 3.Проследить логику развития архитектурной мысли.
  • 4. Понять единство многообразия христианских храмов, как зримое воплощение церковного символизма.
Успенский собор. 1158–89 гг. Владимир

Храм - архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

История создания стилей

  • Поскольку христианское богослужение в отличие от языческих ритуалов совершалось внутри храма, перед византийскими зодчими встала задача создания храма с обширным помещением, в котором могло бы собраться большое число людей. В те времена строительная техника не обладала возможностями сооружения конструкций, которые перекрывали бы значительные пролеты. Поэтому при необходимости создания обширного внутреннего пространства применяли компромиссные решения. В архитектуре арабских стран плоская крыша зала мечети опиралась на лес внутренних колонн. Иначе поступали строители христианских храмов. Они использовали с этой целью объединение нескольких меньших пространств.
План и схема христианской базилики Базилика - прямоугольное вытянутое здание с плоским потолком и двускатной крышей.
  • Это были трехнефные базилики с деревянными перекрытиями, покоившимися на двух рядах отделявших нефы друг от друга мраморных колонн с капителями коринфского типа; входили в храм через атрий и нартекс. В отличие от базилик римского типа, здесь боковые нефы имели второй ярус (галерея для женщин, или гинайконит), а апсида стала подчеркнуто полигональной снаружи. В Греции базиликальный тип применялся длительное время - в упрощенной, и в более развитой форме, с применением цилиндрических сводов в главном и боковых нефах и с небольшими служебными помещениями (ризница и дьяконник) по сторонам апсиды. Примеры: церковь св. Филиппа в Афинах (сохранился только фундамент) и церковь в Каламбаке (обе 6 в., с деревянными стропилами в качестве перекрытий), св. Анаргиры и св. Стефана в Кастории (обе 11 в., с цилиндрическими сводами) и собор св. Софии в Охриде, в Македонии (основан в 9 в., ок. 1037-1050 перестроен) с цилиндрическими сводами и тремя апсидами с восточной стороны.

В композицию интерьера органично включается строго разработанная, каноническая система росписей и мозаик, подчинённая структуре здания и символике его частей. Тип крестово-купольного храма в разных своих вариантах получил широкое распространение также в церковном зодчестве России, на Балканах, Кавказе и др.

Крестово-купольный храм. Разрез

Церковь св. Ирины в Константинополе. 532 год, перестройка после 740 года. Интерьер храма Софии в Фессалониках. Начало VIII века. Примером трансформации базилики в крестово-купольное сооружение является собор Софии в Фессалониках , построенный между 690 и 730 гг. Его интерьер так же состоит из подкупольного креста и отделенных аркадами обходов с хорами. Здесь необычно устроены массивные столбы, на которых держится купол и примыкающие своды рукавов креста. Они прорезаны проходами, зрительно разделяющими их на более узкие опоры. Возникновение этих проходов указывает на постепенное превращение подкупольного пространства в трехнефное. Боковые же нефы, отделенные аркадами, остаются обособленными от центрального крестообразного интерьера и служат обходом вокруг него
  • Примером трансформации базилики в крестово-купольное сооружение является собор Софии в Фессалониках , построенный между 690 и 730 гг. Его интерьер так же состоит из подкупольного креста и отделенных аркадами обходов с хорами. Здесь необычно устроены массивные столбы, на которых держится купол и примыкающие своды рукавов креста. Они прорезаны проходами, зрительно разделяющими их на более узкие опоры. Возникновение этих проходов указывает на постепенное превращение подкупольного пространства в трехнефное. Боковые же нефы, отделенные аркадами, остаются обособленными от центрального крестообразного интерьера и служат обходом вокруг него
Церковь Катаполиани в Паросе. VI век. План храма Звартноц в Армении. 643-652 гг. Уникальный пример креста вписанного в ротонду. Храм святой Рипсимэ в Эчмиадзине. 618 год. На боковом фасаде хорошо видна выступающая между двух ниш апсида. Храм святой Гаянэ в Эчмиадзине. 630 год. Армения Грузия. Грузинский монастырь Джвари в Мцхете известен своим великолепным собором, возведенным в 590-604 годы. Джвари относится к типу тетраконха. В храмах данного типа для перехода к барабану купола использовались не паруса, а тромпы. Джвари. Грузия. 590-604 гг. Собор Светицховели. Чертеж. Поперечный разрез здания.

Главный собор Грузии - Светицховели - был построен в 1010-1029 гг. Он решен в виде трехнефного храма с рядами столбов в интерьере, но в отличие от собора Эчмиадзина имеет сильно вытянутые с запада на восток пропорции. В нём нет аллюзии на тетраконах. Здесь больше сходства с собором Ани, имеющим такой же вытянутый базиликальный план. Интересной особенностью обладают несущие купол столбы. С внутренней стороны они имеют большее число уступов, как бы обступая подкупольный квадрат.

Византийские крестовокупольные храмы

Мирелейон. Церковь во дворце императора Романа Лакапина в Константинополе. X век.

Церковь Богородицы Паммакаристы в Константинополе. 1292-1294 гг. Интерьер храма на четырёх колоннах. Вид на алтарную апсиду. Капитель колонны и боковые своды церкви. Монастырь Пантократора в Константинополе. XII век. Из истории архитектурной мысли

Номендантская дорога. Мавзолей Констанции

Композиция центрического здания у Леонардо да Винчи "Храм в городе" из трактата Аверлино

Медиолан (Милан). Церковь Сан Лоренцо, 70-е годы IV.

Церковь Троицы Гринёво Центричность здесь поглощается базиликальными Проверь себя

  • 1. Какие архитектурные сооружения называются храмами?
  • 2.Назовите основные типы христианских храмов, дайте краткую характеристику.
  • 3.Приведите примеры центрических храмов.
  • 4. приведите примеры крестово-купольных храмов
ответы
  • 1. Храм - архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.
  • 2. Базиликальный (Это были трехнефные базилики с деревянными перекрытиями Базилика - прямоугольное вытянутое здание с плоским потолком и двускатной крышей.), центрический (Это центрические церкви, увенчанные куполом. Ранее центрические постройки разнообразных форм возводились как крещальни и мартирии - постройки, отмечавшие места важнейших евангельских событий) , крестово-купольный типы (Квадратное в плане здание, внутри которого два пересекающихся рукава, перекрытых сводами, образуют крест.)
  • 3. Ротонда над Гробом Господним в Иерусалиме. Церковь Сан-Витале в Равенне.
  • 4.Церковь св. Ирины в Константинополе. Храм Софии в Фессалониках. Церковь во дворце императора Романа Лакапина в Константинополе.
Литература
  • : «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.) :
  • «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.
  • Галина Колпакова. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб.,"АЗБУКА-КЛАССИКА", 2004.
  • А. И. Комеч ДРЕВНЕРУССКОЕ ЗОДЧЕСТВО КОНЦА Х - НАЧАЛА XIIВ. ВИЗАНТИЙСКОЕ НАСЛЕДИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ.
  • История русского искусства. Том 1. М., «Северный паломник», 2007
  • А.Ю. Казарян. Реконструкция Эчмиадзинского собора 620 г.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Типы христианских храмов: ротонда и базилика. Мозаичный декор. Христианская символика. Урок 17 Период в истории искусства от момента признания императором Константином прав христианской религии в 313 г. до формирования византийского стиля при Юстиниане Великом в УI в. носит название раннехристианского. В целом оно представляет собой европейское искусство, развивающееся под влиянием христианства. Христианство - одна из трех мировых религий наряду с исламом и буддизмом. Ее основу составляет вера в Иисуса Христа - Богочеловека, пришедшегo в мир с целью искупить смертью на кресте людские грехи. Воскреснув на третий день и вознесшись на сороковой, он показал возможность воскресения и жизни вечной для каждого человека, верующего в нeгo. Жизнь и деяния Иисуса Христа изложены в четырех канонических Евангелиях, вошедших в библейскую книгу Новый Завет. Образование духовного пространства, ocнoвaннoгo на христианской вере, и установление религиозного ритуала обусловили необходимость в культовых зданиях. В архитектуре утвердилось два типа церквей (домов Божьих), восходящих к постройкам Древнего Рима, - ротонде и базилике. Ротонда - (итал. rotonda, букв. - круглая), круглая в плане постройка (храм, мавзолей, павильон, зал), обычно увенчанная куполом. Базилика (от греч. basilike - царский дом), прямоугольное в плане здание, разделённое внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (обычно 3 или 5) частей - т. н. кораблей, или нефов, средний неф, завершающийся апсидой, выше и шире боковых и освещается через окна над крышами боковых нефов; вход в базилику. обычно через нартекс. Ротонда Базилика Сан Марко в Венеции В форме ротонды с четко обозначенной центральной осью строились баптистерии для крещения либо мавзолеи для захоронения святых. Древнейшими являются мавзолей Констанции в Риме и Maвзолей Галлы Плацидии в Равенне. Kpyглая форма мавзолея Констанции в Риме (IV в.) напоминает о вечности Цepкви Христовой. Eгo внутреннее пространство делится колоннами на зону обхода и центральную, увенчанную куполом. Мавзолей Констанции в Риме- круглый мавзолей диаметром 29 метров, построенный Константином Великим на восточной окраине Рима как место упокоения своих дочерей Елены и Константины. Последняя впоследствии была причислена к лику святых, а мавзолей был обращён в церковь, посвящённую её имени (Santa Costanza). При реставрации храма в 1620 году массивный порфировый саркофаг Константины был перемещён в папское собрание древностей в музей Пия-Климента, в Ватикане. Главным сокровищем мавзолея ныне являются мозаики IV в., представляющие картину приспособления языческой эстетики для христианских задач. Мавзолей Констанции. Интерьер. IV в. Рим Ocoбую форму креста, символизирующего Иисуса Христа, имеет мавзолей Галлы Плацидии в Равене (V в.). На пересечении рукавов креста eгo венчает квадратная башня, скрывающая внутри купольное завершение. Именно в мавзолее Галлы Плацидии впервые был осуществлен переход от круглого купола к прямоугольным стенам при помощи четырех сферических треугольников - парусов. Мавзолей Галлы Плацидии в Равене (V в.). Мавзолей Галлы Плацидии в Равене (V в.). Мозаика Христианская базилика, к примеру Санта-Мария Маджоре в Риме (IV в.), уподобляется кораблю, который доставляет христиан в Царство Небесное, и предназначается для отправления церковного культа и хранения реликвий. Санта-Мария Маджоре, как любая базилика, представляет собой вытянутое прямоугольное здание, разделенное изнутри колоннадой на три части. Благодаря сводам - плоским деревянным перекрытиям со стропилами, напоминающими киль корабля, проход стали именовать нефом (лат. navis - корабль), причем средний неф всегда выше и шире боковых. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме (IV в.) Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме (IV в.) Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме (IV в.). Центральный неф Освещается базилика через окна, прорубленные в верхней части стен над колоннадой центрального нефа и на боковых стенах. Вход расположен на одной из коротких сторон. Он ведет в нартекс - помещение, предназначенное для людей, готовящихся к крещению. Противоположная короткая cтeна завершается апсидой - полукруглым выступом с большими окнами. Ее внутреннее пространство, перекрытое полукуполом и приподнятое над общим уровнем пола, называется алтарем. Граница между центральным нефом и алтарем, куда прихожане не допускаются, напоминает очертанием триумфальную арку. Перед фасадом высится башня и простирается обширный открытый двор, окруженный колоннадой наподобие римского атриума. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме (IV в.). Центральный неф Предельно простые по форме, лишенные какого-либо дeкора снаружи, раннехристианские храмы внутри богато yкрашались мозаиками. Причем мозаика не просто покрывает стены, а как бы заменяет их. Поскольку она состоит из мелких кусочков смальты разного размера, разной степени прозрачности и выкладывается под разными углами, свет не отражается от шероховатой поверхности, а словно рассеивается, смягчая грани и растворяя плоскости в своем прозрачном потоке. Интерьер воспринимается как преображенный мир, как символ души, которая тем больше сияет, чем невзрачнее ее телесная оболочка. В зависимости от типа храма акценты в декоре интерьера расставлялись по-разному. В центрально-купольных coopyжениях, таких, как мавзолей Галлы Плацидии, стены покрыты мраморными плитами, а арочные торцы, своды, паруса и купола - мозаикой. В центре купола мавзолея светится золотой крест как символ мучений и победы Христа над смертью и рассыпаны золотые звезды. Словно из их кружения на парусах, контур которых обозначен сине-зеленым cepпантином на винно-красном фоне, вырисовываются золотые ангел, телец, лев и орел - символические обозначения евангелистов Матфея, Луки, Марка, Иоанна. Стены и cвoды выстилает темно-синяя смальта, ее фон усеян золотыми побегами аканфа, голубыми васильками, белыми ромашками. Как фантом среди этого разноцветья возникают золотистые лани, пьющие из источника, белоснежные фигуры апостолов, юный Добрый Пастырь в окружении белорунных овец на изумрудно-зеленом лугу. В магическом пространстве мавзолея краски горят неземным блеском, и неслучайно об их сиянии в одном из древних гекзаметров сказано: «Либо свет родился здесь, либо здесь пойман и теперь правит свободно». В базиликах декоративные композиции помещались над колоннадой центрального нефа и в апсиде, способствуя движению зрителя по прямой линии. Причем значимость изображения нарастала по мере приближения к алтарю. В церкви Caнта-Мария Маджоре в Риме над аркадой центрального нефа pacположены ветхозаветные сцены, в частности рассказ о первом явлении Бога человеку - праотцу Аврааму. Действующие лица расположены по двум уровням. ввepху, как бы на заднем плане, изображен Авраам, идущий нaвстречу трем отрокам. Внизу Авраам отдает распоряжение жене испечь пресные хлебы, а затем подносит гостям, сидящим за трапезой, блюдо с тельцом. Несмотря на уже сложившийся христианский канон изображать рядом одно и то же лицо, пребывающее по сюжету в разных местах в разное время, композиция еще сохраняет античный динамизм. Движение Авраама, устремившегося к гостям, подчеркнуто не только позой, но и направлением eгo правой руки, ветвями дуба, склонившимися навстречу пришельцам, бегущими облаками. В трактовке пространства coхранена иллюзия античной перспективы. Она ощущается благодаря постепенному переходу от буро-оливковых тонов переднего плана к золотисто-зеленым среднего и прозрачно-голубым с оранжевыми сполохами облаков заднего. Фигуры, согласно античной традиции, проработаны тенью, лица выразительны и эмоциональны, а общий тон рассказа лишен скованности канона. Главной особенностью и главной прелестью раннехристианского искусства являл ась eгo тесная связь с античным миром и с античными образами, но как бы пропущенными через чистую и радостную веру «души по естеству христианской». О связи с еще не забытым языческим миром свидетельствовали не только перспектива, переливы гycтых и глубоких тонов синего, аметистового, зеленого и винно-красного цветов древнеримской палитры, но и художественные образы. Используя языческие мотивы еще в катакомбах -подземных христианских кладбищах, христиане придавали им новое звучание. К примеру, в мавзолее Констанции в Риме выложенные мозаикой стены и потолки увиты гирляндами виноградных лоз, на которых сидят разноперые птицы. Из-за лоз выглядывают прелестные девушки и юноши, тут же суетятся пухлые дети, собирающие виноград и давящие из нeгo вино. Для посвященных ветвистые виноградные лозы с вырезными листьями и мнoжеством гроздьев имели евхарuстuческий смысл. Дeти символизировали ангелов, собирающих плоды христианской веры. Евхаристия (от греч. eucнaгisтia - благодарение) - в христианстве одно из главных таинств. Согласно христианскому вероучению, в хлебе и вине, которые вкушают во время службы верующие, воплощены тело и кровь Христа Мозаика мавзолея Констанции в Риме Пастырь Добрый из дворца Константина Великого.Мозаика. IV в. Музей мозаики. Стамбул Праведные души у стен Небесного Иерусалима.Мозаика. V в. Церковь Санта –Мария Маджоре. Рим Христос представал в образе пастуха, безбородого юноши с овцой у нoг или на плечах. Христиане видели в этом намек на одну из первостепенных миссий Христа как пастыря человеческих душ, изображаемых в виде овец. Популярное в древнеримском искусстве изображение плавающих рыб и голубей, пьющих из чаши воду, также получило христианское истолкование. Греческое слово «ichthys» (рыба) расшифровывалось по буквам, составляя фразу «Иисус Христос, теу юйос, сотер», что значит «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель» . Это объясняет, почему рыба являлась символом Иисуса, а eгo caмoгo называли «небесной рыбой» . Голуби символизировали христианскую душу, которая, отрешаясь от тела, улетает в райские кущи. Павлин, роскошная птица с пышным хвостом, словно гoстья из другого мира, благодаря античному поверью о том, что eгo мясо никогда не гниет, стал христианским символом бессмертия и воскресения Иисуса Христа. Синий фон, на котором размещали рыб, павлинов, голубей, напоминал об их небесной сущности и означал свет, небо. Образ мирового древа жизни получил в раннехристианском искусстве новую трактовку как животворящий крест, на котором был распят Иисус, а также как образ caмoгo Иисуса Христа. Отныне изображение стало символом и мирового древа, и Спасителя мира. С течением веков вся ранняя христианская символика сложилась в cтpoгo установленную систему изображения - иконографию, получившую законченное выражение в византийском искусстве. Домашнее задание Христианская символика и её значение в раннехристианском искусстве.

Париж. Нью – Йорк. Метрополитен-музей в Нью-Йорке, художественное собрание, крупнейшее в США и одно из крупнейших в мире.







Лондон, Мадрид Национальная галерея в Лондоне, одно из лучших в мире собраний западноевропейской живописи.



Уффици во Флоренции, картинная галерея, одна из крупнейших в Италии. В Замоскворечье, в тихом Лаврушинском переулке стоит здание, которое хорошо знают и москвичи, и гости столицы. Это Третьяковская галерея

Повторим! Храм в честь бога Сатурна был воздвигнут около 489 года до н. э. вскоре после победы над этрусскими царями из рода Тарквиниев.









Придумал Эпос не он. Но лишь "Илиаду" чтут Идеалом хвалебных строк, Что Героев на битву зовут.







Роскошный…, окруженный прекрасным парком

1001 чудо света В 1889 году проходила всемирная выставка… Многоликий …



Ротонда (итал. rotonda, от лат. rotundus - круглый) - круглая в плане постройка, обычно увенчанная куполом. По периметру ротонды часто расположены колонны. Форму ротонды имеют древнегреческие толосы, некоторые древнеримские храмы (например, Пантеон) и мавзолеи, баптистерии, отдельные христианские церкви (в основном, романского стиля, эпохи Возрождения и в стиле классицизма), залы, с XVIII в. - парковые павильоны и беседки.

Храмовая архитектура ТипыКрестово-купольный храм Шатровые храмы Базилика План и помещения Притвор Наос Неф Апсида Четверик Капелла Придел Крипта Подклет Хоры Галерея Несущие конструкцииСтолб Колонна Аркада, Своды и перекрытия Арка Свод Конха Парус Тромп Барабан Глава Купол Шатёр Дополнительные сооружения Звонница Колокольня Капелла Придел Баптистерий





.









Бази́лика (базили́ка) (греч. βασιλική - царский дом) - тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (3 или 5) различных по высоте нефов. Нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф - более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса и завершается апсидой (лат. absida, греч. hapsidos - свод, арка), увенчанной полукуполом

Входом в базилику является поперечный объём - нартекс - притвор, входное помещение, которое обычно примыкает к западной стороне христианских церквей. В храмах раннехристианского и средневекового периодов нартекс был предназначен для прихожан, не имевших разрешения входить внутрь главного помещения, т. н. оглашенных, готовых принять христианство





Мавзолей Галлы Плацидии (итал. Mausoleo di Galla Placidia) - крестовокупольная постройка, расположенная рядом с базиликой Мавзолей датируется приблизительно второй четвертью V века и украшен самыми ранними из сохранившихся равеннских мозаик. Хотя постройка приписывается Галле Плацидии, дочери императора Феодосия Великого, мавзолей не стал местом её погребения. В 1996 году мавзолей в числе других раннехристианских памятников Равенны был включён в число объектов Всемирного наследия под № 788.[







В верхних люнетах по сторонам от окон помещены парные изображения восьми из двенадцати апостолов. Так как в середине каждого из четырёх люнетов находится окно, мозаичист был поставлен перед выбором: изобразить всех 12 апостолов и нарушить симметрию

Ученики Христа изображены в полный рост с руками, воздетыми к изображённому на потолке кресту, выражая евангельский призыв Иисуса: «возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24). Апостолы изображены в сенаторских тогах, их рука поднята вверх в традиционном сенаторском жесте приветствия. Все апостолы наделены специфическим портретными чертами, хотя ввиду того, что иконографический канон в V веке ещё не сформировался, опознать изображённых персонажей невозможно. Исключениями являются апостолы Пётр (изображён с ключами) и Павел (высокий лоб, типичные еврейские черты).

Под окном в каждом люнете, то есть между фигурами апостолов, помещены мозаичные изображения чаш или фонтанов, из которых пьёт (или рядом с которыми сидит) пара голубей. Это - раннехристианское (часто встречающееся в катакомбах) символическое изображение душ, пьющих из источника воды живой в раю.



Поскольку главный герой мозаики не подписан, высказывается несколько версий, объясняющих значение мозаики. Человек в белых одеждах - Христос в Своём втором пришествии. В этом случае книга, которую Он держит в руках, истолковывается как одна из книг, сообразно с которыми будут судимы живые и мёртвые (Отк.20:12). Огонь в центре в этом случае становится знаком геенны огненной. В белых одеждах изображён Ангел с «книжкой раскрытой»(Отк.10:1), объявляющий день Страшного суда.

Человек в белых одеждах - один из Отцов Церкви, готовый бросить в огонь еретические писания. Наиболее распространённая версия - на мозаике изображён святой Лаврентий, идущий принять смерть на горящем в центре композиции костре. Его развевающиеся одежды демонстрируют желание мученика принять смерть за Христа, а решётка в этом случае легко истолковывается как орудие его казни.

В западной и восточной «ветвях» мавзолея, за саркофагами, можно видеть ещё две символические раннехристианские мозаики. На них пара. Олени жадно пьют из источника. Сюжет мозаики навеяна стихами 41 псалма: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс.41:2). Традиционно пара оленей истолковывается как символическое изображение христиан, обратившихся из иудеев и язычников. Этот сюжет встречается в катакомбах и активно использовался впоследствии (например, в алтарной мозаике в римской базилике Сан-Клементе

Саркофаг Галлы Плацидии - занимает центральное место, лишён какого-либо декора и вероятно является незаконченным. С учётом необычно больших размеров саркофага и отсутствия на нём какой-либо христианской символики, монумент приписывается богатому и знатному язычнику. Возможность погребения в нём Галлы Плацидии отвергается современными историками. Тем не менее, источники XIV-XVI веков (в том числе, архиепископ Равенны Ринальдо да Конкореджио) утверждают, что через большое окно в задней части саркофага (сейчас замуровано) можно было видеть погребённое там тело, усаженное на кипарисовый трон. Предположительно, речь идёт о теле, погребённом таким необычным образом не ранее XIII-XIV века с возможным намерением имитировать останки Августы.

Саркофаг Констанции- создание датируется V веком, установлен в левой ветви «креста». На его передней стенке изображён Христос в образе агнца, голова его окружена нимбом, содержащим монограмму Христа - переплетённые греческие буквы Χ и Ρ. Агнец стоит на скале, из которой вытекают четыре потока, изображающие четыре реки Эдема. Справа и слева от скалы находятся два агнца уже без нимбов, символизирующие апостолов. Эти образы обрамлены двумя пальмами, символизирующими жизнь праведников. В 1738 году саркофаг был вскрыт, и исследователи обнаружили в нём два хорошо сохранившиеся черепа с зубами

Датируется VI веком, установлен в правой ветви «креста». Имеет полуцилиндрическую крышку с чешуйчатым орнаментом. На передней стенке изображен агнец-Христос, стоящий у подножия холма, из которого вытекают четыре райские реки, холм увенчан крестом, на перекладине которого сидят два голубя. На обеих боковых стенках изображен крест с раковиной (часто использовавшийся в катакомбной живописи символ смерти, из которой возрождается жизнь). В 1738 году этот саркофаг также был вскрыт, в нём были обнаружены костные останки мужчины и женщины


Красивая, воодушевляющая, осветленная. Воспитывает, смиряет, настораживает, успокаивает – Христианство – благодарение.

Тест Улыбнись и работай. Желаем успехов.


Раннехристианское искусство Эпиграф: Прошлое нужно нам для того, чтобы понять вечное. Лукино Висконти Христианские храмы Музеи мира (1,2) И. В. Цветаев, 1903 год Это чудное здание и грядущее художественное учреждение способны овладеть всеми силами души, составляя для его творца и отраду, и гордость, и предмет самой чистой и сильной любви. Музеи мира (3,4) Париж. Нью – Йорк. Метрополитен-музей в Нью-Йорке, художественное собрание, крупнейшее в США и одно из крупнейших в мире. Прадо, Национальный музей живописи и скульптуры Прадо в Мадриде, один из крупнейших художественных музеев мира. Музеи мира (5) Музеи мира Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве, второе по значению в России (после Эрмитажа в Санкт-Петербурге) собрание зарубежного изобразительного искусства. Музеи мира (6,7) Лондон, Мадрид Национальная галерея в Лондоне, одно из лучших в мире собраний западноевропейской живописи. Прадо, Национальный музей живописи и скульптуры Прадо, в Мадриде, один из крупнейших художественных музеев мира. Основан в 1819 на базе королевских коллекций. Музеи мира (8,9) Музеи мира Уффици во Флоренции, картинная галерея, одна из крупнейших в Италии. В Замоскворечье, в тихом Лаврушинском переулке стоит здание, которое хорошо знают и москвичи, и гости столицы. Это Третьяковская галерея Повторим! Храм в честь бога Сатурна был воздвигнут около 489 года до н. э. вскоре после победы над этрусскими царями из рода Тарквиниев. Назови здание в Риме… Назови здание… Где находится ….. Узнай героя: Верны, задумчивы черты… Она - художника создание… Царица вечной красоты… А очи в нежном ожидании… Она прекрасна без прикрас… Она - цветок любви, желанья… Не надо сотен пышных фраз… А очи в нежном ожидании… Узнай героя Я вижу три тысячи дет, В поэмах, пьесах, кино. Придумал Эпос не он. Но лишь "Илиаду" чтут Идеалом хвалебных строк, Что Героев на битву зовут. Идеал женской красоты Художник – маринист… Художник – «картин – катастроф» 1001 чудо света Франция Остров … Роскошный…, окруженный прекрасным парком 1001 чудо света В 1889 году проходила всемирная выставка… Многоликий … Христианство одно из трех мировых религий наряду с исламом и буддизмом. Ее основу составляет вера в Иисуса Христа – Богочеловека, пришедшего в мир искупить смертью на кресте людские грехи. – Ротонда Купол виллы Ла-Ротонда. Ротонда (итал. rotonda, от лат. rotundus - круглый) - круглая в плане постройка, обычно увенчанная куполом. По периметру ротонды часто расположены колонны. Форму ротонды имеют древнегреческие толосы, некоторые древнеримские храмы (например, Пантеон) и мавзолеи, баптистерии, отдельные христианские церкви (в основном, романского стиля, эпохи Возрождения и в стиле классицизма), залы, с XVIII в. - парковые павильоны и беседки. Храмовая архитектура ТипыКрестово-купольный храм Шатровые храмы Базилика Ротонда План и помещения Притвор Наос Неф Апсида Четверик Капелла Придел Крипта Подклет Хоры Галерея Несущие конструкцииСтолб Колонна Аркада, Своды и перекрытия Арка Свод Конха Парус Тромп Барабан Глава Купол Шатёр Дополнительные сооружения Звонница Колокольня Капелла Придел Баптистерий Крестово-купольный храм Шатровые храмы Базилика. Ротонда Базилика Схема храма Крестово – купольный храм Крестово-купольный храм (в литературе также встречается вариант написания «крестовокупольный») - архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского востока в V- VIII вв. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма. Базилика. Собор Святого Петра в Риме. Бази́ лика (базили́ ка) (греч. βασιλική - царский дом) - тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (3 или 5) различных по высоте нефов. Нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф - более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса и завершается апсидой (лат. absida, греч. hapsidos - свод, арка), увенчанной полукуполом Входом в базилику является поперечный объём - нартекс - притвор, входное помещение, которое обычно примыкает к западной стороне христианских церквей. В храмах раннехристианского и средневекового периодов нартекс был предназначен для прихожан, не имевших разрешения входить внутрь главного помещения, т. н. оглашенных, готовых принять христианство Мавзолей Констанции - круглый мавзолей диаметром 29 метров, построенный Константином Великим в начале IV в. на восточной окраине Рима как место упокоения своих дочерей Елены и Константины. Последняя впоследствии была причислена к лику святых, а мавзолей в 1254 г. был обращён в церковь, посвящённую её имени (итал. Santa Costanza). Мавзолей Констанции При реставрации храма в 1620 году массивный порфировый саркофаг Константины был перемещён в папское собрание древностей в музей ПияКлимента, в Ватикане. Главным сокровищем мавзолея ныне являются мозаики IV в., представляющие картину приспособления языческой эстетики для христианских задач. Мавзолей Галлы Плацидии (итал. Mausoleo di Galla Placidia) - крестовокупольная постройка, расположенная рядом с базиликой Мавзолей датируется приблизительно второй четвертью V века и украшен самыми ранними из сохранившихся равеннских мозаик. Хотя постройка приписывается Галле Плацидии, дочери императора Феодосия Великого, мавзолей не стал местом её погребения. В 1996 году мавзолей в числе других раннехристианских памятников Равенны был включён в число объектов Всемирного наследия под № 788.[ Мавзолей долгое время служил ораторией при несохранившейся дворцовой базилике Санта-Кроче. Вероятно, он был капеллой-молельней, посвящённой особо почитавшемуся в роду Галлы Плацидии великомученику Лаврентию, чьё изображение помещено на самом видном месте - в люнете напротив входа Утренний выход византийской царицы к гробницам своих предков. Действие разворачивается в мавзолее Галлы Плацидии. Внутренний вид мавзолея Ветви «креста» (воспринимается внутри как равноконечный) перекрыты цилиндрическими сводами, а центральное пространство увенчано тяжёлым куполом на «парусах» без барабана. Все поверхности купола, арок и люнет покрыты мозаиками. Крест и звездное небо «Райский сад» на куполе. «Апостолы» В верхних люнетах по сторонам от окон помещены парные изображения восьми из двенадцати апостолов. Так как в середине каждого из четырёх люнетов находится окно, мозаичист был поставлен перед выбором: изобразить всех 12 апостолов и нарушить симметрию Ученики Христа изображены в полный рост с руками, воздетыми к изображённому на потолке кресту, выражая евангельский призыв Иисуса: «возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24). Апостолы изображены в сенаторских тогах, их рука поднята вверх в традиционном сенаторском жесте приветствия. Все апостолы наделены специфическим портретными чертами, хотя ввиду того, что иконографический канон в V веке ещё не сформировался, опознать изображённых персонажей невозможно. Исключениями являются апостолы Пётр (изображён с ключами) и Павел (высокий лоб, типичные еврейские черты). Под окном в каждом люнете, то есть между фигурами апостолов, помещены мозаичные изображения чаш или фонтанов, из которых пьёт (или рядом с которыми сидит) пара голубей. Это - раннехристианское (часто встречающееся в катакомбах) символическое изображение душ, пьющих из источника воды живой в раю. Иисус изображён в образе молодого безбородого юноши-пастуха, вокруг которого по зелёной траве гуляют овцы, и Мессия ласково прикасается к одной из них. В отличие от катакомбной живописи, где Пастырь был обычным деревенским пастухом, здесь Иисус одет в золотой хитон, а на коленях лежит пурпурный плащ. Он сидит на пригорке (образ трона), держа в руке крест, выступающий в роли императорского жезла. Академик В. Н. Лазарев отмечает величественную позу Христа: его ноги скрещены, правая рука касается головы овечки, но взгляд при этом обращён в другую сторону. Благодаря такой позе, Пастырь становится смысловым центром мозаики: он видит всех своих овец, и все овцы смотрят на него. « Христос – Добрый Пастырь» «Святой Лаврентий, идущий на костер» Поскольку главный герой мозаики не подписан, высказывается несколько версий, объясняющих значение мозаики. Человек в белых одеждах - Христос в Своём втором пришествии. В этом случае книга, которую Он держит в руках, истолковывается как одна из книг, сообразно с которыми будут судимы живые и мёртвые (Отк.20:12). Огонь в центре в этом случае становится знаком геенны огненной. В белых одеждах изображён Ангел с «книжкой раскрытой»(Отк.10:1), объявляющий день Страшного суда. Человек в белых одеждах - один из Отцов Церкви, готовый бросить в огонь еретические писания. Наиболее распространённая версия - на мозаике изображён святой Лаврентий, идущий принять смерть на горящем в центре композиции костре. Его развевающиеся одежды демонстрируют желание мученика принять смерть за Христа, а решётка в этом случае легко истолковывается как орудие его казни. Крест в руках мученика объясняется как процессионный крест, а книга - Псалтырь, оба предмета указывают на дьяконский сан Лаврентия. В комбинации с Евангелиями, лежащими в шкафу, крест и книга в руках Лаврентия символизируют, что он принял мученичество подражая Христу и усвоив Его учение. В западной и восточной «ветвях» В западной и восточной «ветвях» мавзолея, за саркофагами, можно видеть ещё две символические раннехристианские мозаики. На них пара. Олени жадно пьют из источника. Сюжет мозаики навеяна стихами 41 псалма: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс.41:2). Традиционно пара оленей истолковывается как символическое изображение христиан, обратившихся из иудеев и язычников. Этот сюжет встречается в катакомбах и активно использовался впоследствии (например, в алтарной мозаике в римской базилике Сан-Клементе Саркофаг Галлы Плацидии - занимает центральное место, лишён какого-либо декора и вероятно является незаконченным. С учётом необычно больших размеров саркофага и отсутствия на нём какой-либо христианской символики, монумент приписывается богатому и знатному язычнику. Возможность погребения в нём Галлы Плацидии отвергается современными историками. Тем не менее, источники XIV-XVI веков (в том числе, архиепископ Равенны Ринальдо да Конкореджио) утверждают, что через большое окно в задней части саркофага (сейчас замуровано) можно было видеть погребённое там тело, усаженное на кипарисовый трон. Предположительно, речь идёт о теле, погребённом таким необычным образом не ранее XIII-XIV века с возможным намерением имитировать останки Августы. Саркофаг Констанции Саркофаг Констанции- создание датируется V веком, установлен в левой ветви «креста». На его передней стенке изображён Христос в образе агнца, голова его окружена нимбом, содержащим монограмму Христа - переплетённые греческие буквы Χ и Ρ. Агнец стоит на скале, из которой вытекают четыре потока, изображающие четыре реки Эдема. Справа и слева от скалы находятся два агнца уже без нимбов, символизирующие апостолов. Эти образы обрамлены двумя пальмами, символизирующими жизнь праведников. В 1738 году саркофаг был вскрыт, и исследователи обнаружили в нём два хорошо сохранившиеся черепа с зубами Саркофаг Валентиниана - датируется VI веком, установлен в правой ветви «креста». Имеет полуцилиндрическую крышку с чешуйчатым орнаментом. На передней стенке изображен агнец-Христос, стоящий у подножия холма, из которого вытекают четыре райские реки, холм увенчан крестом, на перекладине которого сидят два голубя. На обеих боковых стенках изображен крест с раковиной (часто использовавшийся в катакомбной живописи символ смерти, из которой возрождается жизнь). В 1738 году этот саркофаг также был вскрыт, в нём были обнаружены костные останки мужчины и женщины Христианская базилика Санта – Мария Маджоре в Риме Неф, мозаика апсиды, потолок, балдахин неф Синквейн Христианство – одна из трех мировых религий. Красивая, воодушевляющая, осветленная. Воспитывает, смиряет, настораживает, успокаивает – Христианство – благодарение. Тест Улыбнись и работай. Желаем успехов. Музыка души

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Раннехристианское искусство Типы христианских храмов: ротонда и базилика. Мозаичный декор. Христианская символика. Мавзолей Констанции в Риме. Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме

Период в истории искусства от момента признания императором Константином прав христианской религии в 313 г. до формирования византийского стиля при Юстиниане Великом в УI в. носит название раннехристианского. В целом оно представляет собой европейское искусство, развивающееся под влиянием христианства. . Христианство – одна из трех мировых религий наряду с исламом и буддизмом. Ее основу составляет вера в Иисуса Христа 16 – Богочеловека, пришедшегo в мир с целью искупить смертью на кресте людские грехи. Воскреснув на третий день и вознесшись на сороковой, он показал возможность воскресения и жизни вечной для каждого человека, верующего в нeгo . Жизнь и деяния Иисуса Христа изложены в четырех канонических Евангелиях, вошедших в библейскую книгу Новый Завет.

В архитектуре утвердилось два типа церквей (домов Божьих), восходящих к постройкам Древнего Рима, – ротонде и базилике. В форме ротонды с четко обозначенной центральной осью строились баптистерии для крещения либо мавзолеи для захоронения святых. Древнейшими являются мавзолей Констанции в Риме и Maвзолей Галлы Плацидии в Равенне. Kpyглая форма мавзолея Констанции в Риме (IV в.) напоминает о вечности Цepкви Христовой. Eгo внутреннее пространство делится колоннами на зону обхода и центральную, увенчанную куполом. Ocoбую форму креста, символизирующего Иисуса Христа, имеет мавзолей Галлы Плацидии в Равене (V в.). На пересечении рукавов креста eгo венчает квадратная башня, скрывающая внутри купольное завершение (см. цв. вкл., рис. 21). Именно в мавзолее Галлы Плацидии впервые был осуществлен переход от круглого купола к прямоугольным стенам при помощи четырех сферических треугольников – парусов.

Мавзолей Константины (итал. Mausoleo di Costantina), или Мавзолей св. Констанции (итал. Mausoleo di Santa Costanza) - мавзолей IV в. на восточной окраине Рима, место упокоения дочери Константина Великого - Константины. Знаменит мозаиками IV в. Мавзолей имеет круглую форму диаметром 29 метров. При реставрации в 1620 году массивный порфировый саркофаг Константины был перемещён в папское собрание древностей в музей Пия-Климента, в Ватикане. После того как Константина была причислена к лику святых, мавзолей (в 1254) был обращён в церковь, посвящённую её имени.

Мозаичный потолок

Интерьер усыпальницы-храма прост, но в то же время просторен и функционален. В центре, освещенном солнечным светом, ранее стоял саркофаг с телом святой. Хотя мавзолей Констанции в Риме снаружи выглядит несколько запущенным, внутри он до сих пор прекрасен. Массивный купол усыпальницы (а ныне церкви) лежит на двенадцати парах сдвоенных колонн. Диаметр внутренней части купола - 22,5 метра, а общий диаметр здания около 29 метров. Ранее здесь был установлен массивный сакрофаг Константины, однако сейчас он перемещен в собрание древностей музея Пия-Клемента. В мавзолее сохранились античные мозаичные фрески IV века нашей эры.

Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне

Мавзолей Галлы Плацидии (итал. Mausoleo di Galla Placidia) - крестовокупольная постройка, расположенная рядом с базиликой Сан-Витале в Равенне. Мавзолей датируется приблизительно второй четвертью V века и украшен самыми ранними из сохранившихся равеннских мозаик. Хотя постройка приписывается Галле Плацидии, дочери императора Феодосия Великого, мавзолей не стал местом её погребения. В 1996 году мавзолей в числе других раннехристианских памятников Равенны был включён в число объектов Всемирного наследия под № 788.

Все поверхности купола, арок и люнет покрыты мозаиками. Реставрационные работы, проведённые на рубеже XIX - XX веков, ещё более усилили мягкое и сдержанное настроение, создаваемое мозаиками. Теперь свет, проникающий в мавзолей лишь сквозь небольшие узкие окна, приобретает золотистый оттенок из-за того, что проходит через алебастровые плиты, которыми зашили окна в 1908 году. Впечатление от золотистого света ещё более усиливают желтоватые мраморные плиты, которыми нижняя часть стен была облицована в конце XIX века .

Мозаичное убранство мавзолея отличается редкой пышностью и ставит его в ряд важнейших памятников раннехристианского искусства. Мозаики, хоть и посвящённые различным сюжетам, образуют органически единое целое. Все они следуют античной римско - эллинистической мозаичной традиции. Итальянские мозаичисты любили немногие, густые и глубокие цвета - синий, зелёный и винно- красный. Необычайно и как-то непостижимо глубок очень тёмный синий цвет на потолке мавзолея Галлы Плацидии

Крест и Звёздное небо – мозаика в куполе

Добрый Пастырь Иисус изображён в образе молодого безбородого юноши-пастуха, вокруг которого по зелёной траве гуляют овцы, и Мессия ласково прикасается к одной из них. В отличие от катакомбной живописи, где Пастырь был обычным деревенским пастухом, здесь Иисус одет в золотой хитон, а на коленях лежит пурпурный плащ. Он сидит на пригорке (образ трона), держа в руке крест.

Базилика Бази́лика (от греч. basilik – царский дом), прямоугольное в плане здание, разделённое внутри рядами колонн или столбов на продольные части – нефы (как правило, три – пять). Центральный неф, завершающийся апсидой, выше и шире боковых. Базилики появились в Древнем Риме, где служили помещениями для суда и торговли; в Средние века этот тип здания был приспособлен для христианских храмов. В базиликальных храмах к продольным нефам добавился поперечный неф (трансепт) в восточной части. Пересечение продольных нефов и трансепта образует средокрестие и в плане напоминает букву «Т» или т. н. латинский крест (тип креста, который напоминает о распятом Христе).

Базилика святого Павла

Базилика Святого Павла за городскими стенами (итал. Basilica di San Paolo fuori le Mura ; Сан-Паоло-фуори-ле-Мура) - одна из четырёх великих, или патриарших, базилик Рима (наряду с собором св. Петра, собором св. Иоанна Латеранского и базиликой Санта-Мария-Маджоре). В отличие от всех остальных расположена за Аврелиановыми стенами, в южной части Вечного города. В 1980 г. внесена в Список всемирного наследия. В отличие от остальных патриарших базилик, собор св. Павла за стеной не претерпел существенных изменений ни во времена Возрождения, ни в эпоху барокко, однако 15 июля 1823 г. выгорел почти дотла. Среди потерь числится мозаика Пьетро Каваллини в апсиде, но мозаика V века (заказ Галлы Плацидии) чудом уцелела. Восстановление храма продолжалось до 1840 г., причём был выстроен совершенно новый классицистический фасад. Малахит и лазурит для воссоздания алтаря прислал царь Николай I . Повторное освящение храма состоялось только в 1855 г.

Интерьер базилики

Базилика Санта-Мария Маджоре Санта Мария Маджоре (итал. Basilica di S.Maria Maggiore) - церковь, папская базилика, одна из четырёх главных базилик Рима. С её основанием связана интересная легенда. В одну из летних ночей 352 года папе Либерию и богатому римлянину Джованни Патрицио явилась во сне Мадонна и приказала построить на том месте, где назавтра выпадет снег, церковь. На следующее утро, 5 августа 352 года, на Эсквилине, там, где теперь стоит базилика, лежал снег. После этого и стали возводить церковь. Её сменила базилика, построенная в 440-х гг. папой Сикстом III и посвящённая Богоматери.