Согласная буква щ. Автоматизация звука щ картотека по логопедии на тему. Парные и непарные согласные звуки

Алсу Багаутдинова

«Вместе с Незнайкой »

Тема : «Звук щ » .

Цель : знакомство со звуком щ и буквой Щ .

Задачи : - развитие общих речевых навыков (звукопроизношения , чёткой дикции, звучности и подвижности голоса);

Автоматизация звука щ в слогах , словах и предложениях;

Развитие фонематического восприятия;

Развитие общей и мелкой моторики;

Развитие навыков словообразования;

Совершенствование навыков слогового и звукового анализа слов ;

Знакомство с правилами правописания ща, щу, щи;

Организовать самостоятельную работу детей с кассами букв ;

Воспитание усидчивости, умения слушать друг друга.

Оборудование : сказочный герой Незнайка , индивидуальные зеркала, зелёный и красный замки, цветовые символы звуков , артикуляционный профиль звука щ , наборное полотно, кассы букв , полоски бумаги для построения схемы предложения, веер с правилами правописания ща, щу,щи, строчная и заглавная буквы Щ , рисунок Бармалея, предметные картинки (щука, плащ, щепки, щенки, ящик, овощи, щипцы, клещи, щегол, щит, и др.)

Место проведения : МДОУ №6 «Тургай» , п. г. т. Актюбинский Азнакаевского муниципального района Р. Т. Подготовительная группа.

Предварительная работа : В течение года регулярно проводилась работа над формированием навыков словообразования, слогового и звукового анализа слов , развивался навык построения предложений и построения их схем.

Литература.

1. Е. А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов » , пособие для логопедов, М.: 2001.

2. О. С. Гомзяк «Говорим правильно» 3 тетрадь взаимосвязи логопеда и воспитателей.

3. Азбука правильного произношения.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Сегодня к нам, ребята, на занятие пришли гости. Они хотят посмотреть на вас! Давайте, поприветствуем их!

Имитация сбора щавеля.

Дети вы пробовали щавель на вкус? Какой он?

Изобразите мимикой ощущение кислого щавеля. Мама зовёт вас домой. Скажите ей : «Ты нас мама не ищи, щиплем щавель мы на щи» .

2. Сообщение темы занятия.

Выделение звука щ из чистоговорки .

Какой звук повторяется чаще других?

+Звук щ .

Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с новым звуком щ и узнаем новую букву Щ .

3. Артикуляционная и акустическая характеристика звука щ .

Посмотрите в зеркала и произнесите звук щ ! Что стало с вашими губами?

Стали похожи на «окошко» !

Правильно, губы слегка выдвинулись вперёд и стали похожи на «окошко» . Посмотрите на профиль, где находится кончик языка?

Он поднят к бугоркам за верхними зубами.

Правильно, спинка языка поднята.

Давайте, попробуем спеть звук щ !

-Звук щ очень хитрый звук он тянется и поётся , но во рту есть преграда?

Да, язык и зубы.

Ребята, а горлышко поёт или отдыхает?

Нет, оно отдыхает.

Повторим, что можно сказать про звук щ ?

Согласный, глухой.

-Звук щ – всегда мягкий , у него, как и у звука ч , нет старшего брата – твёрдого. Значит, в какой замок, мы его поселим?

В зелёный.

4. Произношение звука щ в слогах .

Ребята, у нас сегодня будет ещё один гость! А какой, вы узнаете, угадав загадку! Послушайте!

Что за мальчик интересный На любой вопрос из вне

Отвечает он всегда : «Не знаю я!" И за это все друзья, прозвали его…

Как ребята, как вы думаете?

Правильно, Это Незнайка !

Н : Здравствуйте, ребята!

- Незнайка будет изучать звук щ вместе с нами .

Н : А что это у вас за красный замок? И кто там живёт?

Там живут гласные звуки .

Н : А почему их называют гласными звуками ?

Потому что это звуки , которые поются и тянутся.

Н : Ах, как интересно! А наш новый звук может с ними подружиться?

Давайте, их познакомим, ребята! И покажем Незнайке , как они дружат.

Ща, щу, ще, щи.

-Незнайка ты присаживайся с ребятами, вот твоё место!

5. Произношение звука щ в словах .

Ребята, назовите для Незнайки слова , в которых звук щ слышится в начале слова.

Щит, щука, щипцы, щенки, щепки, щётка.

В каких словах наш звук произносится в середине слова?

Клещи, площадь, овощи.

В каких словах звук щ произносим в конце слова?

Лещ, плащ, овощ.

Незнайка во всех заданиях допускает ошибки в определении позиции звука щ . Дети его поправляют.

6. Звуко - слоговой анализ и синтез.

-Незнайка , назови самое короткое слово из четырёх : щи, щит, щука, щегол.

Н : Щегол.

Дети, вы согласны с ним?

Почему не согласны?

В слове щегол 5 звуков .

Сколько звуков в слове щи ?

Два звука .

Какой звук появился в слове щит?

+Звук т .

Сколько звуков в слове щука ?

Четыре звука .

А в слове щегол?

Пять звуков .

Значит, самое короткое слово…

Поставьте картинки на наборное полотно. Вверху будет стоять предмет, в названии которого два звука , на втором ряду – предмет с тремя звуками , в третьем – с четырьмя, на самом нижнем ряду – с пятью звуками .

Дети выполняют задание. Незнайка ставит картинку с изображением щуки на верхнюю полоску. Дети объясняют ошибку и исправляют её.

-«Разбросайте» звуки слова щука . Обозначьте их кружочками.

Щ, у, к, а.

Каждый ребёнок выполняет звуковой анализ слова при помощи цветных крышек, которые лежат на партах. Незнайка выполняет задание у доски.

- «Соберите» слово из «рассыпанных» звуков п , л, а, щ.

Подходит ли эта схема?

Логопед показывает преднамеренно неправильную схему плащ.

Н : Да!

Почему не подходит?

Объяснения детей.

К какому слову она подойдёт?

Н : К слову щука!

К слову щипцы.

Сколько слогов в слове овощи?

Н : Два слога. Правильно, ребят?

Объясните, почему вы с ним не согласны.

В слове три слога, т. к. 3 гласные о, о, и.

Сейчас Незнайка предлагает вам трудное задание.

Н : «Возьмите» первые звуки из слов ручка , овощи, щука, автобус и сложите новое слово. Какое слово получилось?

Н : Я обозначу кружочками.

Правильно ли обозначил Незнайка это слово кружочками.

Неправильно!

Дети исправляют ошибку Незнайки .

–Моё задание будет ещё сложнее. Послушайте слоги : ще, щи, нок, кле. Какие слова можно составить из этих слогов?

Щенок, клещи.

Обозначьте их кружочками.

Дети выполняют задание самостоятельно, а один ребёнок у доски.

7. Физминутка.

Два щенка щека к щеке {руки сложить ладонями друг к другу :

Щиплют щётку в уголке к правой,

А у щётки половой а затем к левой щеке. }

Палка есть над головой {руки поднимаем вверх и соединяем

над головой}

Палка – щёлк щенков с плеча {хлопок по плечам}

Два щенка ушли пища. {обойти вокруг своего стола и сесть}.

8. Образование существительных с помощью суффикса «-ищ-» .

Посмотрите, какой рисунок принёс нам Незнайка . Это, какое- то чудище. У него не глаза, а…

Глазищи.

Не усы, а…

Не нос, а…

Не руки, а…

Не ноги, а…

9. Звук щ в предложениях . Анализ словесного состава предложения.

Выкладываются предметы.

-Перед вами вещи :…

Ящик, щётка, плащ и клещи.

Объясните, для чего они нужны?

Плащ – это верхняя одежда.

Составьте с одним из слов предложение и из полосочек бумаги постройте схему предложения.

Анализ одного – двух из предложений.

10. Знакомство с буквой Щ .

На расчёску Щ похожа.

Три зубца всего? Ну, что же?

Е. Тарлапан

На какую букву она похожа ?

На букву ш , только у неё крючочек внизу.

Теперь прочитайте вот эти слоги!

Ща, щи, щу.

-Запомните правило : ща пиши с а, щи пиши с и, щу пиши с у.

11. Чтение и печатание слов с заменой отдельных букв .

В слове пила замените букву л на щ . Что получится?

Даются аналогичные задания со словами плющ – плащ, мука – щука.

12. Звук щ в чистоговорках . Словотворчество детей.

Дети, придумайте чистоговорки. Я буду произносить слог, а вы дополняйте подходящее слово, к чистоговорке : ащ –ащ –ащ -…

Гол –гол –гол -…

Ель – ель –ель -…

Придумывание чистоговорок – небылиц.

13. Итог занятия.

Ну, Незнайка , понравилось тебе у нас?

Н : Да, очень!

Чему ты научился?

Н : Научился делить слово на слоги, узнал новый звук щ , также обозначать звуки кружочками , читать и писать!

Как ты много узнал! Теперь ты стал Всезнайкой! Правда, ребята?

Что вы, ребята, больше всего запомнили на занятии?

Что больше всего понравилось?

Занятие окончено, до свидания!

До свидания!




Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Большедворская ООШ"
Населённый пункт: д. Большой Двор
Наименование материала: конспект урока письма в 1 классе
Тема: "Мягкий согласный звук [щ’], буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ща, щу"
Дата публикации: 12.02.2017
Раздел: начальное образование

Урок по чтению в 1 классе

Учитель: Березкина Людмила Владимировна

Тема: Мягкий согласный звук

Буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ща, щу.

Цели: познакомить со звуком

и буквой, которая его обозначает; научить отличать звук

букву щ от других звуков и букв, дифференцировать звук и читать слоги и слова с новой буквой;

развивать словесно-логическое мышление, внимание, память, речевые способности учащихся.

Планируемые результаты (предметные)

Выделяют

характеризуют

согласный,

обозначают звук [щ’] буквами Щ, щ; устанавливают на основе наблюдений и сообщения учителя,

что в слоге ща пишется всегда а, а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук [щ’] всегда мягкий,

его мягкость не надо показывать особыми буквами; осознанно и выразительно читают небольшие

тексты и стихотворения

Личностные результаты

Задумываются над вопросом: какое значение и какой смысл имеет для них учение?

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: учатся формулировать учебную задачу.

Познавательные: общеучебные – ориентируются на разнообразие способов решения учебных

задач; логические – характеризуют звук [щ’], выполняют слого-звуковой анализ слов.

Коммуникативные:

адекватно

используют

средства

различных

коммуникативных задач

Ход урока

Организационный момент

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Актуализация знаний

Начнем урок с повторения изученных букв.

Правильно назовите буквы, расположенные в первом ряду. Какая буква «лишняя»? (далее- по

аналогии)

(буквы называют «слабые» ученики)

На доске:

О А У Н Ы Э («Н»- согласная)

Ю Ё Я И Е («И» обозн. 1 звук)

Л М Р Ж В С (« С» обозн. глух. звук)

Б П Г К Х Д Т («Х»- нет пары по глух-звонк.)

Сообщение темы урока

Отгадайте загадку.

Уплетая калачи,

Едет парень на печи.

Едет прямо во дворец.

Кто же этот молодец? (Емеля)

Учебник стр. 62

Давайте рассмотрим картинку.

– Знаком ли вам этот сказочный герой?

– Из какой он сказки?

– Вспомните, кого выловил Емеля в проруби?

Почему Емеля отпустил щуку обратно в воду?

– Попросим и мы щуку исполнить наше желание. Пусть познакомит она нас с новым звуком и

буквой. Вы уже догадались, с каким? Если нет, то произнесите слово щука , выделяя каждый звук.

[Щ]-[У]-[К]-[А].

– С каким звуком мы еще не знакомы? (Со звуком

– Тема урока «Согласный звук

Буква Щ, щ».

Новый материал

Выделение нового звука. Знакомство с новой буквой.

На доске картинка щуки.

Давайте в тетрадях по чтению сделаем звуко- буквенный разбор слова щука.

– Произнесите слово щука, выделяя в нём первый звук.

– Назовите выделенный звук и дайте ему характеристику:

А) согласный;

Б) глухой;

Г) какой звук слышите после

в слове щука ? Но как произносим

? (мягкий)

В реке кроме щуки водятся и другие рыбы. Название одной из них подскажет нам сам

Емеля. (Слово Емеля поместить под картинкой).

– Прочитайте его имя на доске. Сколько в слове слогов?

– Произнесите слово по слогам. (Е-МЕ-ЛЯ).

– Будьте внимательны. Правильно называйте указанные звуки, и тогда узнаете название рыбы.

1. Согласный звук 3 слога,

2. Гласный звук 2 слога,

3. Добавим новый звук.

– Какое слово получилось? (Вывесить картинку леща)

– Выполним звуко- буквенный разбор слова лещ .

– Как произносится звук

в начале и в конце слов? (Мягко).

– Дайте характеристику звука

– согласный, глухой, всегда мягкий).

Обозначение звука буквой

Звук [щ] обозначается буквой Щ.

На что похожа буква Щ?

Физкультминутка

2. Работа с электронным приложением

Чтение слогов с буквой Щ. (по диску)

Посмотрите клип и постарайтесь запомнить слова со звуком [щ]

Какие слова со звуком

вы услышали?

В каких словах есть слоги ща, щу?

Вывод: ча – ща пиши с буквой а.

чу – щу пиши с буквой у.

3.Чтение скороговорок на с.62

Подчеркните слоги чу – щу, ча- ща.

– Прочитайте правило правописания ча, ща, чу, щу. на с. 63.

– В слоге ща пишется всегда а, а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук [щ’] всегда мягкий,

его мягкость не надо показывать особыми буквами.

ЧА – ЩА пиши с буквой А.

ЧУ – ЩУ пиши с буквой У.

Сочетанья чу и щу

Пишем только с буквой у!

Чушка, щучка, укачу,

И лечу, кричу, свищу.

ЧА и ЩА, ЧА и ЩА-

Роща, чаща и свеча.

Пища, туча, саранча-

С буквой А и ЧА, и ЩА.

Какую новую информацию вам надо запомнить и применять при написании слов?

Прочитайте стихотворение на с. 63.

В каких словах есть буква Щ ?

Продолжение работы по теме урока.

Чтение загадок про овощи на стр. 64

Какие ещё овощи вы знаете?

Определение местонахождения звука [щ’] в словах

– Хлопните в ладоши, если услышите звук [щ’] в словах и топайте ногами, если такого звука нет:

шелк, шептать, щекотать, щелкунчик, цапля, честный, шоколад, щипать, щепка, шапка, щипцы

Итог урока

– С каким звуком познакомились на уроке? Дайте характеристику этого звука.

– Назовите известные вам шипящие звуки.

– Как пишем чу-щу? Ча-ща?

Краткосрочный план

Урок 135

Обучение грамоте

Школа:

Бескольская средняя школа- гимназия

Раздел

Традиции и фольклор

Тема урока:

Звук [щ , ]. Буква Щщ. Написание строчной «щ»

Дата:

ФИО учителя: Кутырева О.В.

КЛАСС: 1

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

1.2.2.1 определять, о ком/ о чем говорится в тексте, и понимать, что хотел сказать автор текста

1.1.9.1 выделять звуки в словах и различать их признаки (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, глухие/звонкие)

1.1.9.2 понимать, что слова состоят из слогов, определять количество и порядок слогов в слове

1.2.1.2 использовать основные виды чтения (плавное слоговое чтение с переходом на чтение целыми словами, осознанное чтение)

1.2.9.1 распознавать образ буквы и сопоставлять его со звуком

1.3.8.1 писать элементы букв, прописные (заглавные) и строчные буквы и их соединения; писать разборчиво в соответствии с нормами каллиграфии; обозначать звуки сильных позиций буквами на письме

1.3.9.1списывать/писать слова, написание которых расходится с произношением (вода, снег, пенал и т.д.), соблюдать правила переноса (с помощью учителя)

Развитие навыков:

1.8 Составление рассказа на заданную тему.

1.9 Ориентирование в звуковой форме слова.

2.9 Ориентирование в графической форме слов.

3.8 Соблюдение каллиграфических и графических норм.

Цели обучения

Все учащиеся смогут:

Формировать навык плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами.

Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [щ].

Писать слоги и слова со строчной буквой щ.

Понимать, что слова состоят из слогов, определять количество и порядок слогов в слове.

Определять место изученной буквы на «ленте букв».

Большинство учащихся будут уметь:

Слушать и уважать мнения собеседников и правильно передавать свою мысль.

    Списывать с печатного шрифта.

Некоторые учащиеся смогут:

Записывать слоги, слова, предложения с изученными буквами, используя прием комментирования.

Языковая цель:

Трехъязычие: әуестену, увлечение, hobby.

Основные термины и словосочетания:

Звук – буква. Строчная буква, заглавная буква, согласный звук, звук твердый и мягкий,

звук звонкий и глухой.

Используемый язык для диалога/письма на уроке:

Вопросы для обсуждения:

- Чем вы любите заниматься в свободное время?

- Как вы понимаете выражение «У каждого человека есть свои вкусы и увлечения»?

Предыдущее обучение

Слово, слоги, ударение, схема предложения, гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, звуковые схемы, гласные буквы и гласные звуки. Буквы: Аа, Уу, Ии, Оо, Ыы, М м, Тт, Нн, Лл, Сс. Рр, Ээ, Яя, Цц,Хх.

План

Планируемые сроки

Планируемые действия

Ресурсы

0-1

Психологический настрой.

Все мы рады встрече, друзья,

Думаю, встретились с вами не зря.

Мы будем с вами сегодня опять

Букву учить и слова с ней читать.

1-5

Актуализация знаний.

-Қазір қандай сабақ?

- Бүгің нешесі?

- Какие бывают звуки?

- Какие бывают согласные?

- Какие бывают гласные?

Назовите гласные буквы, которые вы уже знаете.

Какие согласные вы знаете?

(Чтение слогов с известными буквами)

Цы, цо, цу, ца,

ха, хо, ху, хы,

Эм, эс, эр, эл

Доска

5-8

Постановка темы урока.

Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. К нам приехал Емеля на печи. Он познакомит вас с новым звуком, вы узнаете, какой буквой он обозначается, и научитесь писать эту букву.

Ребята, а из какой сказки приехал к нам Емеля? (По щучьему велению)
- Это сказка народная или авторская? (Это русская народная сказка)
- Назовите героев этой сказки? (Емеля, царь, щука, Марья – царевна)

- В какое время года происходили события в этой сказке? (Зимой, лежало много снега)

Столетиями создавал народ свои сказки. Само слово, сказки" происходит от глагола, сказать". В глухую старину по всей необъятной России в занесённых снегом избах, при тусклом свете лучины (На доске: лучина – тонкая, длинная щепка) наши далёкие предки складывали свои сказки. Сказка о Емеле – одна из них.
Наш герой взял вёдра и отправился за водой. Зачерпнул он воду и увидел в ведре…. щуку.

На какой звук начинается это слово?

Звук щ.

А какой это звук?

Как вы думаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Тема: Звук [щ, ]. Буква Щщ. Написание строчной «щ»

Что мы будем знать?

Щука предлагает вам отдохнуть.

Физминутка. (дети повторяют движения за учителем)

Щуку я тащу, тащу.
Щуку я не упущу.

Вот она какая,
Славная, большая!

Щука плавает кругами.

Щука щёлкает зубами.

Ну и зубы – как пила!

Где такие ты взяла?

Взмолилась щука и попросила Емелю отпустить её, пообещав ему, исполнять все его желания. Согласился на это Емеля и отпустил её. А щука в благодарность дала Емеле целое ведро лещей. Посмотрите как выглядит лещ.

Составление звукового анализа слов: лещ, щука (в тетрадях)

Шляпа, щеголь, щука, щетка

Найдите в словах одинаковый звук.

Какое слово лишнее? Почему?

Емеля на доске

10-15

Включение в систему знаний.

Работа по учебнику.

К, И) Работа над чистоговоркой. Выделение нового звука Щ.

Выяснение основных характеристик буквы.

(К, И) Звуко-буквенный разбор слов «щука», «борщ».

(К, И) Чтение открытых и закрытых слогов.

(К, И) Артикуляционная гимнастика.

(И) Чтение слов по рядам, вариантам, группам. Деление на слоги, выделение ударного слога.

(П, К) Заучивание правила.

Емеля пришел к нам на урок с ведрами. Заглянем в них. (Ведро с буквами ш , щ и ведро с буквами гласных звуков). Какой из этих букв обозначим звук [щ]?
– Как называется эта буква?
(ща).
– В какую часть замка поселим новую букву? Объясните. Аналог ленты букв.
– На что похожа эта буква?

(Собственные высказывания детей).

Давайте поблагодарим щуку за новый звук и букву. В знак благодарности подарим ей этот портрет (Три щуки вместе сложились в букву щ ).

Хватать, глотать умеют щуки, Другой не нужно им науки.

Что вам напоминает этот рисунок?
– Сравним с печатной буквой
Щ ?
– Из каких элементов состоит печатная буква
Щ ?

(Д, К) Двигательная физминутка «Раз - подняться, потянуться».

Раз - подняться, потянуться.

Два - согнуться, разогнуться.

(под счет учителя дети выполняют наклоны, потягивания.)

Три - в ладоши три хлопка, (хлопаем в ладоши.)

Головою три кивка, (движения головой.)

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать, (движения руками.)

Шесть - за парту тихо сесть, (сесть.)

Раз, два - дружно встали, (встать, шагаем на месте.)

Руки прямо мы поставим, (руки на поясе.)

Три, четыре - разведем, (руки в стороны.)

Заниматься мы начнем, (наклоны вперед с касанием руками носка ноги.

Левая рука - правая нога; правая рука - левая нога.)

С пятки станем на носок, (поднялись на носочки, руки на поясе.)

Вправо, влево посмотрели, (повороты головы влево-вправо.)

На носочки мы присели (приседания.)

И как птички полетели, (побежали по классу.)

Раз, два - выше голова, (шагаем на месте.)

Три, четыре - руки шире! (руки в стороны.)

Пять, шесть - тихо сесть! (приседания.)

Солнце красное взойдет, (встали, руки вверх.)

Утро красное придет, (прыжки на месте.)

Учебник

18-28

Работа в прописи.

    Определение элементов строчной буквы щ. Показ написания в анимированной прописи. Прописывание в воздухе под счет.

    Прописывание строчной буквы щ. Правила посадки и положения тетради.

    Запись слогов.

    Составление из слогов слов и их запись. Клещи, вещи, рощи.

    Списывание с письменного текста. В гостях у щуки лещи.

Пальчиковая гимнастика «Гости».

Стала Маша гостей созывать:

И Иван приди, и Степан приди,

И Матвей приди, и Сергей приди,

А Никитушка - ну, пожалуйста.

(Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках.)

Работа по учебнику. (К, И)

Чтение текста сказки «Чудовищная история».

Определение основной мысли.

Составление описания образа чудовища.

Подбор пословицы к сказке.

Педагог организует беседу о возможных играх в гостях, просит придумать свои правила игры, обращая внимание на возраст, количество игроков, место проведения, необходимые вещи.

Трехъязычие: ереже, правило, rule .

(Д, И) Работа в прописи.

    Списывание с печатного текста. Сварила щука борщ.

    Фонетический разбор слов «щуки», «овощи».

Возможный вариант для учителя.

Пропись

41-45

Итог урока.

(К, И) Учитель предлагает детям определить место новой буквы на «ленте букв».

Рефлексивное оценивание. Педагог предлагает учащимся оценить свою работу на уроке при помощи карточек.

«+» - Я - молодец, был активным на уроке, у меня все

получилось, я все понял.

«?» - Я могу работать лучше. У меня не все получалось

на уроке.

«-» - Мне было трудно на уроке. Мне нужна помощь.

Таким образом, учитель анализирует принятие информации всем классом.

набор

карточек с

вариантами

рефлексивного

оценивания

Дополнительная информация

Дифференциация.

Как вы планируете поддерживать учащихся?

Как вы планируете стимулировать способных учащихся?

Оценивание.

Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

Межпредметные связи

ИКТ компетентность

Повышение уровня мотивации у детей с высоким уровнем готовности к обучению и уровнем готовности выше среднего, умеющих читать (им предлагается читать задания к текстам и текст скороговорки).

Учащимся, имеющим уровень готовности ниже среднего, уделить внимание и контроль

(контроль со стороны учителя при выполнении работы в прописи).

Детям, которые испытывают затруднения выполнении задания, оказывается дозированная помощь.

«+» - Я - молодец, был активным на

уроке, у меня все получилось, я все

понял.

«?» - Я могу работать лучше. У меня

не все получалось на уроке.

«-» - Мне было трудно на уроке.

Мне нужна помощь.

    познание

    самопознание

    казахский язык

    английский язык

Рефлексия

Были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня изучили? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация?

Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?

Используйте пространство ниже, чтобы подвести итоги урока. Ответьте на самые актуальные вопросы об уроке из блока слева

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо (с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок (с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах:

Тема: Звук [щ , ]. Буква Щщ. Написание строчной щ

Знать: что звук щ всегда мягкий согласный.

Уметь: писать строчную букву щ.

1. В соответствии с тем, какие звуки обозначаются буквами, все буквы делятся на гласные и согласные .

Гласных букв 10:

2. В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 42 основных звука - 6 гласных и 36 согласных, тогда как число букв - 33 . Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 36 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма.

3. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой.

Ср.: сэр [сэ́р] и сер [с’э́р].

4. Шесть основных гласных звуков обозначаются десятью гласными буквами:

[и] - и (ми лый ).

[ы] - ы (мы ло ).

[а] - а (ма й ) и я (моя ).

[о] - о (мо й ) и ё (ё лка ).

[э] - э (э то ) и е (мe л ).

[у] - у (ку ст ) и ю (ю ла ).

Таким образом, для обозначения четырёх гласных звуков ([а], [о], [э], [у] ) имеется два ряда букв:
1) а, о, э, у ; 2) я, ё, е, ю .

Обратите внимание!

1) Я, е, ё, ю - это буквы, а не звуки! Поэтому они никогда не используются в транскрипции.

2) Буквы а и я , о и ё , э и е обозначают соответственно: а и я - звук [а]; о и ё - звук [о], э и е - [э] - только под ударением! О произношении этих гласных в безударном положении см. в п. 1.8.

5. Буквы я, е, ё, ю выполняют две функции:

    после согласного они сигнализируют о том, что предшествующая согласная буква обозначает мягкий согласный звук:

    Ся ду [с’ а́ду], се л [с’ э́л], сё л [с’ о́л], сю да [с’ уда́];

    после гласных букв , в начале слова и после разделительных ъ и ь эти буквы обозначают два звука - согласный [ j ] и соответствующий гласный:

    Я - , е - , ё - , ю - .

    Например:

    1. после гласных: жуё т [жуjо́ т], брею т [бр’э́jу т];

    2. в начале слова: е л , я к ;

    3. после разделительных ъ и ь : съе л [сjэ́ л], вью н [в’jу́ н].

Обратите внимание!

1) Буквы и, е, ё после шипящих букв ж и ш не указывают на мягкость предшествующего согласного звука. Согласные звуки [ж] и [ш] в современном русском литературном языке всегда твёрдые!

Шил [шы́л], жесть [жэ́с’т’], шёл [шо́л].

2) Буква и после согласных букв ж, ш и ц обозначает звук [ы] .

Шил [шы́л], жил [жы́л], цирк [цы́рк].

3) Буквы а, у и о в сочетаниях ча, ща, чу, щу, чо, що не свидетельствуют о твёрдости согласных ч и щ . Согласные звуки [ч’] и [щ’] в современном русском литературном языке всегда мягкие.

Чум [ч’у́м], (пять) щук [щ’у́к], часть [ч’а́с’т’], Щорс [Щ’о́рс].

4) Ь в конце слова после шипящих не является показателем мягкости. Он выполняет грамматическую функцию (см. п. 1.11).

6. Звук [ j ] обозначается на письме несколькими способами:

    после гласных и на конце слова - буквой й ;

    Май [ма́j ].

    в начале слова и между двумя гласными - с помощью букв е, ё, ю, я , которые обозначают сочетание согласного [ j ] и соответствующего гласного;

    Е л , я к .

    на наличие звука [ j ] указывают также разделительные ъ и ь - между согласным и гласными буквами е, ё, ю, я .

    Съе л [сjэ́ л], вью н [в’jу́ н].

7. Буквы ъ и ь не обозначают никаких звуков.

    Разделительные ъ и ь сигнализируют о том, что следующие за ними е, ё, ю, я обозначают два звука, первый из которых [ j ] .

    Неразделительный ь :

    1) указывает на мягкость предшествующего согласного:

    Мель [м’э́л’];

    2) выполняет грамматическую функцию.

    Например, в слове мышь ь не указывает на мягкость предшествующего согласного, а сигнализирует о том, что данное существительное женского рода.

Подробнее о правописании ъ и ь см. в п. 1.11. Употребление Ь и Ъ .

Упражнения к теме «Звуки речи и буквы»

Другие темы

Екатерина Сулейманова
Автоматизация звука [щ]. Артикуляционные упражнения

Артикуляционные упражнения на звук [щ] .

1. "Трубочка".

Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет до 10.

2. "Окошечко".

Вытянуть губы вперед и сделать их похожими на квадратик. Углы губ не должны соприкасаться.

3. "Блинчик".

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу. Удерживать его под счет до 10.

Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Не высовывать язык далеко : он должен только накрывать нижнюю губу.

4. "Вкусное варенье".

Слегка приоткрыть рот, и широким переднем краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть была неподвижна. Язык должен быть широким в форме "чашечки". Широкий передний край языка полностью должен покрывать верхнюю губу.

6. "Парус".

Улыбнуться, широко открыть рот, язык поднять вверх и кончик прижать к верхним "бугоркам" за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.

7. "Загони мяч в ворота".

Вытянуть губы трубочкой и с силой дуть на ватный шарик на столе. Следить, чтобы щеки не надувались.

8. "Фокус".

Сделать "чашечку", положить маленький кусочек ватки на кончик носа, сделать вдох через нос и сильно подуть через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

Правильная артикуляция звука [щ] .

Губы выдвинуты вперед и округлены (окошечко) . Кончик языка прижат к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята, язык напряжен. Воздушная струя направлена по середине языка вверх, воздух теплый.

Произносить отрывисто и энергично звук [щ] [щ] [щ]…

Произносить долго, протяжно [щщщ]…

Характеристика звука [щ] : согл., глухой, всегда мягкий.

Игра «Поймай звук » .

Взрослый произносит звуки . Ребенок хлопает, если слышит звук [щ] .

Щ, ж, ш, щ, а, м, ж, р, щ, щ, с, щ, з, ж, с, г, щ, р, ш, ж, с, л, р, щ…

Игра «Поймай звук » .

Взрослый произносит слоги. Ребенок хлопает, если слышит звук [щ] .

Ча, жа, ша, ща, жо, со, зы, щу, са, ру, жи, су, шу, що, шо, ра, ща, ро, сы, шэ, жу, ла, ро…

Игра «Повтори за мной» .

звука [щ] ) .

А) ща- ща- ща, що- що- що, щу- щу- щу, щи- щи- щи, ще- ще- ще.

Б) ща- що, щу- ща, що- щи, що- щу, ща- щи, щу- ща, що- щи, щи- ща, щу- що, щи- що, ща- щу, що- ща.

В) ща- ща- що. ща- що- ща.

що- щу- що. що- що- щу.

щу- ща- ща. щу- ща- щу.

що- ща- ща. ща- ща- що.

щу- що- щу. ща- що- що.

ща- щу- щу.

Г) ща- що- щу. щу- ща- щи.

що- щу- ща. щу- що- ща.

щу- ща- що.

Игра «Повтори за мной» .

Взрослый произносит слоги, ребенок повторяет. (следить за правильным произношением звука [щ] ) .

А) ащ- ащ- ащ. Ищ- ыщ- ыщ.

Ищ- ищ- ищ. Ящ- ящ- ящ.

Ощ- ощ- ощ. Ищ- ищ- ищ.

Ущ- ущ- ущ.

Б) ащ- ощ. Ящ- ыщ.

Ащ- ищ. Ущ- ыщ.

Ащ- ущ. Ущ- ящ.

Ащ- ящ. Ущ- ищ.

Ащ- ыщ. Ищ- ыщ.

Ощ- ущ. Ищ- ящ.

Ощ- ищ. Ищ- ущ.

Ощ- ящ. Ищ- ощ.

В) ащ- ащ- ощ. Ыщ- ыщ- ощ.

Ощ- ащ- ощ. Ящ- ущ- ущ.

Ищ- ущ- ищ. Ищ- ищ- ащ.

Ущ- ищ- ищ.

Г) ащ- ищ- ощ. Ущ- ащ- ощ.

Ощ- ищ- ащ. Ащ- ущ- ощ.

Ищ- ащ- ощ. Ощ- ущ- ащ.

Ощ- ащ- ищ. Ащ- ощ- ищ.

Игра «Повтори за мной» .

Взрослый произносит слова, ребенок повторяет. (следить за правильным произношением звука [щ] ) .

1. Щит, щипцы, щавель, щетка, щеки, щука, щенок, щегол, щепка, щупальцы, щуриться, щебень, щекотать, щи, щелчок, щепать, щетка, щетка,

2. Ящик, клещи, овощи, роща, площадь, пища, обещать, угощать, обращать, еще, сгущенка, ищут, тащу, чищу, блещут, вещи, пищит, лещи, трещина, кипящий, дымящий, говорящий, смотрящий, летающий, защита, будущий, Кощей, прищепка, пищера, угощенье, туловище, будущее, пищит.

3. Помощь, лещ, плащ, овощ, клещ, борщ, товарищ.

4. Хищник, изящный, помощник, мощность, мощный, овощной, насущный, общий, банщик, пильщик, ныряльщик, мойщик, каменщик, гонщик, выдумщик.

Игра «Профессии» .

Образовать существительное, обозначающее профессию.

Стеклить- стекольщик.

фехтовать. экскаватор.

точить. барабан.

чистить. сварка.

носит. уголь.

камень. часы.

Игра «Огромные предметы»

Образуйте существительное с увеличенным значением.

нос- носище.

сила. дом.

кот. волк.

зубы. рука.

глаза. усы.

сапог. медведь.

нога. голова.

Словосочетания.

Хищная щука.

Щавельные щи.

Ищу щенка.

Тащу щуку.

Щи из овощей.

Обещать угощение.

Ищу вещи.

Жилище чудовище.

Плащ товарища.

Щетка щенка.

Мощный хрящ.

Угощать борщом.

Игра «Жадина» .

Ребенок говорит, что все вещи его.

Например : мой щит, моя щука…

овощи, щенок, клещи, плащ, щепка.

Предложения.

Щенок щиплет щепку.

В ящике пищит щенок.

Вещи лежат в ящике.

Щенок утащил ящик.

Мама готовит на обед щи и жареную щуку.

Щенок пищит в ущелье.

Дети ищут щенка в ущелье.

Недалеко от рощи было много щавеля.

Щи да каша- еда наша.

Чистоговорки.

Ребенок повторяет за взрослым целую чистоговорку.

Дождь идет- я без плаща- ща- ща- ща.

Нет дождя, а я в плаще- ще- ще- ще.

Я тебя не отпущу- щу- щу- щу.

Ты иди меня ищи- щи- щи- щи.

1. Два щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.

2. Тощий Тимка всех тощее,

Тоще тощего Кощея.

Он не ест у нас ни щей,

Ни борщей, ни овощей.

Вот и тощий, как Кощей

Скороговорки.

1. Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не упущу.

2. Ты нас, мама, не ищи-

Щиплем щавель мы на щи.

3. Волки рыщут, пищу ищут.

Щегленок и щенок.

У Ани- щегленок и щенок. Любит щегленок щипать щенка за ухо. Щенку щекотно, но он не пищит. Щенок понимает : щегленок еще маленький.

У водоема.

Ваня с папой идут к водоему. Там клюют щуки и лещи. Глядя на текущую вдаль воду, Ваня думает о том, как вытащить щуку без папиной помощи.