Попытки создания системы коллективной безопасности в европе и причины их неудач. Крах идеи коллективной безопасности Таблица по истории провал идеи коллективной безопасности


После окончания Первой мировой войны была образована Лига Наций – первая Всемирная организация, в цели которой входило сохранение мира и развитие международного сотрудничества. Формально она была основана 10 января 1920 и прекратила существование 18 апреля 1946 с образованием ООН. Устав Лиги Наций, выработанный специальной комиссией, созданной на Парижской мирной конференции 1919-1920 гг., и включенный в Версальский мирный договор 1919 г. и другие мирные договоры, завершившие Первую мировую войну, был первоначально подписан с 44 государствами, в том числе 31 государством, принимавшим участие в войне на стороне Антанты или присоединившимся к ней и 13 государствами, придерживавшимися нейтралитета в ходе войны.

К сожалению, противоречия Версальского договора отразились и на его детище. Лига Наций не смогла стать универсальной организацией безопасности. Великие державы занимали в ней господствующее положение и использовали ее в своих интересах. Уже тогда существовал двойной стандарт. Если проступок совершало небольшое государство, Лига грозила ей всеми карами. Если проступок совершала "великая держава", например, Италия или Япония, Лига закрывала на это глаза. Для принятия решений по важным вопросам требовалось единогласие. Это означало, что решения фактически не могли состояться.

Под прикрытием Лиги Наций в начале 1920 гг. был произведён раздел бывших колоний Германии и некоторых владений Турции между государствами-победителями в форме раздачи мандатов. Мандатные территории формально имели различный статус подчинённости, по существу являясь колониями. Великобритания получила Ирак, Палестину и Трансиорданию, часть Камеруна, часть Того и Танганьики, Франция - Сирию и Ливан, часть Камеруна и часть Того, Бельгия - Руанду-Урунди, ЮАС(ЮАР) - Юго-Западную Африку. Тихоокеанские острова и территории поделили между собой Великобритания, Австралия, Новая Зеландия и Япония.

В состав Лиги Наций не вошла Россия (СССР). Туда долгое время не пускали побежденные государства - Германию (приняли в Лигу в 1926 г.), Австрию и Турцию. Самое интересное - в Лигу Наций не вошли США, которые ее и придумали: сторонники изоляционистской политики сорвали ратификацию (утверждение) решения о Лиге Наций в конгрессе - они не собирались связывать себя этой международной организацией при разрешении европейских и мировых конфликтов. Центром "нового мира" как бы полагалась Европа, страны которой должны были обеспечивать мир и безопасность в мире - без СССР, без США. Но едва ли такое было возможно. Недовольство Версальской системой было повсеместным, среди особенно обиженных, помимо Германии, числили себя Япония и Турция.
В начале своего существования Лига Наций была одним из центров организации борьбы против Советского государства. Например, под прикрытием Рейнского пакта (Локарнские соглашения 1925 г.) Великобритания и Франция планировали создать антисоветский блок с участием Германии, для чего не закрепляли никакими гарантиями восточные германские границы. СССР боролся против попыток Лиги Наций вмешаться в его внутренние дела, а также активно участвовал в проходивших под эгидой Лиги Наций конференциях и совещаниях по разоружению, внося предложения, направленные на действительное решение этой международной проблемы.

Кризис Лиги Наций пришелся на 1930 гг., а его пик – на середину предвоенного десятилетия, когда один за другим следовали провалы Лиги, которая оказалась не способной справиться с вызовами той эпохи.

Началом стала агрессия Японии (государства-учредителя Лиги) против Китая, захватившей в 1931г. Маньчжурию, где в 1932 г. было создано марионеточное государство Маньчжоу-Го, которому Лига смогла противопоставить лишь «бумажное заключение» своей спецкомиссии. Япония откровенно проигнорировала это заключение, а в марте 1933г. вышла из Лиги. Следом в октябре того же года вышла Германия, занимавшая место постоянного члена Совета Лиги с 1926г. Затем произошел захват Италией (также страной-учредительницей Лиги) государства-члена Лиги Эфиопии в 1935-1936гг., которому Лига Наций не смогла воспрепятствовать. Вслед за Японией и Германией в декабре 1937г. вышла из Лиги Наций Италия. Далее ситуация развивалась лавинообразно: нарушение в 1936 г. Германией Версальского и Локарнского договоров (ввод войск в Рейнскую демилитаризованную зону), агрессия Германии и Италии против республиканской Испании в том же 1936г., новая агрессия Японии против Китая в 1937г., аншлюс Австрии в 1938г., расчленение и захват Чехословакии в 1938-1939гг.. После этого «количество» для Лиги Наций перешло в «качество». Процесс гибели организации приобрел необратимый характер.

Со стороны СССР предпринимались активные попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Пока СССР не состоял в Лиге Наций, он не мог доверять объективности этой организации в случае того или иного конфликта между СССР и какой-либо другой страной. Поэтому, Советский Союз предложил ряду европейских государств заключить договоры о ненападении, с целью «укрепления дела мира и отношений между странами» в условиях «переживаемого ныне глубокого мирового кризиса». Такие предложения о заключении пакта о ненападении и мирном улаживании конфликтов приняли далеко не все страны (среди стран, принявших это предложение, были Германия, Франция, Финляндия, Турция, Прибалтийские государства, Румыния, Персия и Афганистан). Договоры были идентичны и гарантировали взаимную неприкосновенность границ и территории обоих государств; обязательство не участвовать ни в каких договорах, соглашениях и конвенциях, явно враждебных другой стороне и т.д.

Свидетельством усиления международного авторитета СССР стало принятие его осенью 1934 г. в состав Лиги Наций, тогда же начались переговоры по заключению многостороннего регионального договора о взаимопомощи («Восточного пакта»), в которых участвовал СССР. Отказ Германии и Польши от участия в этом соглашении, неконструктивная политика Великобритании привели к прекращению переговоров. Тогда Советский Союз подписал в 1935 г. трехсторонний договор о взаимной помощи с Францией и Чехословакией, который предусматривал оказание военной помощи одной из сторон в случае нападения, но при условии, если эту помощь будут оказывать две другие стороны. Впоследствии, когда Германия в марте 1939 г. захватила Чехословакию, а Франция согласилась с этим, СССР предложил оказать помощь в одностороннем порядке, но правительство Чехословакии отказалось ее принять.

СССР также выдвинул идею заключения Тихоокеанского пакта коллективной безопасности с участием Китая, США, Англии и других стран. Но эта инициатива не была поддержана западными партнерами.

Германия вела неограниченную гонку вооружений, готовясь к войне. В 1935 г. в ней была провозглашена всеобщая воинская повинность. В 1935 г. между Берлином и Лондоном начались переговоры о заключении англо-германского союза, целью которого стала, по словам Гитлера, «свобода действий для Англии на морях и в заокеанских странах, свобода действий для Германии на континенте и в экспансии на Восток». Вскоре было подписано англо-германское морское соглашение, разрешающее увеличение военно-морского флота Германии. В марте 1936 г. германские войска заняли Рейнскую демилитаризированную зону, нарушив условия Версальского договора. Фашисты рвались к власти во Франции, Австрии, Греции, в прибалтийских государствах. В Испании, после победы на выборах Народного фронта в феврале 1936 г., правые силы во главе с генералом Франко подняли мятеж. Германия и Италия активно помогали мятежникам. В то же время большинство европейских государств придерживалось политики невмешательства в испанские события, так как победа любой стороны ослабляла их собственные позиции.

Вначале Советский Союз согласился с этой политикой и пытался прекратить вмешательство Италии и Германии в этой конфликт, но, убедившись в неэффективности этой деятельности, он стал оказывать значительную экономическую, политическую военную помощь республиканцам, включая посылку регулярных войск под видом добровольцев. Кроме советских добровольцев на стороне республиканского правительства сражались интернациональные бригады, сформированные Коминтерном из антифашистов 54 стран. Однако силы все же были неравными. После вывода интернациональных частей из Испании республиканское правительство пало.

В 1936-1937 гг. образовался Антикоминтерновский пакт, или ось «Рим - Берлин - Токио». В марте 1938г. Германия осуществила аншлюс (присоединение) Австрии. Возникала реальная угроза нарушения равновесия сил в Европе и мировой войны. Европейская дипломатия не противилась этому. Она проводила политику умиротворения агрессора, т.е. старалась путем уступок Германии превратить ее в надежного партнера в международных делах, также стремилась использовать Германию в качестве противовеса внешнеполитическому курсу СССР, надеясь, что хищнические устремления Германии будут обращены на Восток. Кульминацией политики умиротворения стало соглашение в Мюнхене (сентябрь 1938г.), в котором участвовали главы правительств Германии, Италии, Англии и Франции. Наиболее существенным результатом этой встречи было решение о присоединении Судетов - промышленно развитой области Чехословакии - к Германии. Это была максимально возможная уступка со стороны Англии и Франции Германии, но она лишь разожгла аппетиты Гитлера. После того, как западные страны не только отказались помогать Чехословакии, но и вынудили её отказаться от военной помощи СССР, 15 марта 1939 г. Германия захватила оставшуюся часть Чехословакии.

В конце марта в результате заговора, организованного империалистами, пала Испанская республика. 7 апреля фашистская Италия оккупировала Албанию. Правительства западных держав по существу смирились с новыми захватами. 27 февраля Англия и Франция, а 1 апреля США также признали режим Франко. В общем и целом дипломаты, аккредитованные в странах «оси», были единодушны - поход на Восток не за горами. Назывался даже повод, который Гитлер, по-видимому, изберет для открытия военных действий: «присоединение» Советской Украины к Закарпатской Украине. Однако Гитлер передал Закарпатскую Украину Венгрии, что вызвало среди «мюнхенцев» значительное замешательство. Восточный поход, очевидно, откладывался. В Англии и Франции возрастало недовольство даже в правящих кругах, серьезно обеспокоенных угрозой национальной безопасности обоих стран. Под давлением общественности 31 марта 1939 г. Англия и Франция предоставили гарантии «независимости» Польше, а затем Румынии. 15 апреля Ф. Рузвельт обратился с посланием к Гитлеру, прося заверить, что Германия в течение 10 лет не нападет на своих соседей. Однако в списке последних был пропущен Данциг, а присоединие его к Германии стало поводом для антипольской кампании в Германии.

Весной 1939 г. в связи с резкой эскалацией агрессивных действий фашистских государств СССР обратился к Англии и Франции с конкретными предложениями о заключении соглашения о взаимной помощи, включая военную конвенцию на случай агрессии в Европе. Советский правительство полагало, что для создания действительного барьера миролюбивых государств против дальнейшего развертывания агрессии в Европе необходимы по крайней мере три условия:

1) заключение между Англией, Францией и СССР эффективного пакта о взаимопомощи против агрессии;

2) гарантирование безопасности со стороны этих трех великих держав государствам Центральной и Восточной Европы, находящимся под угрозой агрессии, включая сюда также Латвию, Эстонию, Финляндию;

3) заключение конкретного соглашения между Англией, Францией и СССР о формах и размерах помощи, оказываемой друг другу и гарантируемым государствам, без чего (без такого соглашения) пакты взаимопомощи рискуют повиснуть в воздухе, как это показал опыт с Чехословакией.

2 июня 1939 г. СССР передал правительствам Англии и Франции проект договора, который учитывал все предложения, выдвинутые в процессе переговоров.

Английские же и французские предложения не предусматривали гарантий Эстонии, Латвии и Финляндии, в то же время требовали гарантий помощи со стороны СССР в отношении Польши, Румынии, Бельгии, Греции и Турции, затем поставили вопрос о распространении гарантий трех держав на Голландию и Швейцарию. Упорное нежелание правительств Англии и Франции включить прибалтийские страны в общую систему коллективной безопасности в Европе имело совершенно определенный смысл - оставить открытыми ворота с северо-запада для вторжения гитлеровской Германии на территорию Советского Союза. Усиленно велась подготовка к использованию Финляндии для войны против СССР. На средства Англии, Франции, Швеции, США и Германии на Карельском перешейке велось военное строительство под руководством крупнейших специалистов этих стран. Правительство Финляндии активно сотрудничало с Германией.

Великобритания параллельно вела переговоры с Германией и Японией. 18 июля, а затем снова 21 июля 1939 г. состоялись беседы доверенного лица Чемберлена Вильсона с гитлеровским эмиссаром Вольтатом - чиновником для особых поручений в ведомстве Геринга. Вильсон предложил заключить англо-германский пакт о ненападении и подписать декларацию о невмешательстве во внутренние дела друг друга. 20 июля по инициативе Вильсона имела место встреча Вольтата с министром заморской торговли Англии Хадсоном, который высказал мнение, что «... в мире существует еще три большие области, в которых Германия и Англия могли бы найти широкие возможности приложения своих сил, а именно: английская империя, Китай и Россия».

29 июля во время встречи представителей лейбористской партии Англии с советником Германского посольства в Лондоне рассматривались предложения о заключении между Англией и Германией «соглашения о разграничении сфер интересов».

В июле 1939 г. в Токио было подписано соглашение, по которому Англия признавала японские захваты в Китае и обязывалась не препятствовать там японской агрессии. Это был «дальневосточный Мюнхен», по которому Китаю отводилась в Азии такая же роль жертвы агрессии, как Чехословакии в Европе. Соглашение было подписано в разгар вооруженного конфликта, развязанного Японией против СССР и Монгольской Народной Республики у реки Халхин-Гол.

25 июля 1939 г. английское правительство наконец приняло советское предложение начать переговоры о заключении англо-франко-советского военного соглашения. 26 июля министр иностранных дел Франции известил, что французская делегация выедет в Москву.

Для ведения военных переговоров Советское правительство назначило делегацию во главе с народным комиссаром обороны маршалом Ворошиловым. Членами делегации были назначены начальник Генерального штаба РККА Шапошников, народный комиссар Военно-морского флота Кузнецов, начальник Военно-воздушных сил РККА Локтионов и заместитель начальника Генерального штаба РККА Смородинов.

В состав английской делегации входили адмирал Дракс, маршал военно-воздушных сил Англии Барнет и генерал-майор Хейвуд. Делегации дана была директива «вести переговоры очень медленно». Американское посольство в Лондоне сообщало 8 августа в госдепартамент США, что английской военной миссии «даны указания сделать все возможное для того, чтобы переговоры продолжались до 1 октября».

Глава английской делегации Дракс заявил, что он «не имеет письменного полномочия» и что он «уполномочен вести только переговоры, но не подписывать пакта (конвенции)».

В состав французской военной делегации вошли член Верховного Военного совета Франции генерал Думенк, командир 3-й авиационной дивизии генерал Вален, профессор Военно-морской школы Вийом и др. Французская делегация имела полномочия только на ведение переговоров, но не на подписание какого-либо соглашения.

На вопрос главы советской военной миссии: «Есть ли у миссий Англии и Франции соответствующие военные планы?» - Дракс ответил, что, приезжая в Москву по приглашению Советского правительства, он «рассчитывал, что проект будет предложен советской миссией».

Кардинальным вопросом переговоров стал вопрос о проходе советских войск через польскую территорию, «чтобы непосредственно соприкоснуться с противником, если он нападет на Польшу», или «через румынскую территорию, если агрессор нападет на Румынию». Эти вопросы не были разрешены в ходе переговоров, так как польское правительство даже в условиях непосредственной опасности со стороны Германии не изменило антисоветского курса своей внешней политики. Еще 11 мая 1939 г. польский посол в Москве заявил, что Польша не считает возможным заключение пакта о взаимопомощи с СССР. Во время переговоров в Москве 20 августа польский министр иностранных дел Ю. Бек направил телеграмму своему послу во Франции: «Польшу с Советами не связывают никакие военные договоры, и польское правительство такой договор заключать не собирается».

В Париже, однако, нарастала тревога в связи с усиливающейся германской агрессивностью.

Французская дипломатия, балансируя между старой политикой умиротворения и боязнью германской агрессии, вела себя на переговорах непоследовательно, но 21 августа французское правительство уполномочило своих представителей подписать тройственную военную конвенцию. Одновременно представители Франции в Варшаве пытались воздействовать на польское правительство, дать согласие на пропуск советских войск через польскую территорию в случае возникновения войны с агрессором (имелась в виду Германия) и включить это соглашение в текст конвенции. Но переговоры зашли в тупик из-за позиции правительства Англии, которое не дало полномочий своей делегации на подписание военной конвенции. «Британское правительство, - говорилось в утвержденной на заседании комитета обороны Англии 2 августа 1939 г. инструкции для делегации на московских переговорах, - не желает быть втянутой в какое бы то ни было определенное обязательство, которое могло бы связать нам руки при любых обстоятельствах. Поэтому в отношении военного соглашения следует стремиться к тому, чтобы ограничиваться сколь возможно общими формулировками... не вести переговоры по вопросу обороны Прибалтийских государств».

Польша и Румыния согласия на проход советских войск через польскую и румынскую территории в целях участия в военных действиях против Германии также не дали.

В августе 1939 г. Советским правительством были получены сведения о том, что завершается приведение германской армии в боевую готовность и сосредоточение ее у польской границы. Стало известно, что в период с 25 по 28 августа могут начаться военные действия Германии против Польши. Поэтому Советскому Союзу приходилось думать об альтернативном выходе.

Германия была заинтересована в заключении договора о ненападении с СССР, так как хотела, чтобы СССР остался нейтральным после ее нападения на Польшу. По документам известно, что решение о нападении на Польшу было принято тогда, когда не было и разговора о пакте о ненападении. В июне, когда полным ходом шли советско-англо-французские переговоры, Гитлер говорит о том, что нападение состоится независимо от того, будет ли заключен договор между Англией, Францией и СССР, что германско-польский конфликт будет разрешен так, как задумано в Берлине.

Анализ секретной переписки между германским посольством в Москве и Берлином в июне-августе 1939 г. говорит о том, что Советское правительство осторожно относилось к предложению Германии о заключении договора. Вот как оценивает первый этап дипломатического зондирования в мае-июне посольство и посол Германии: «Сделали все возможное, но мы не можем втащить Молотова и Микояна в Бранденбургские ворота». 30 июля Гитлер дает указание: «Учитывая поведение русских, отказаться от дальнейших акций в Москве». Позднее, после встречи с Молотовым, проведенной 3 августа по телеграфному указанию из Берлина, посол фон Шуленбург докладывает: «Мое общее впечатление таково, что Советское правительство в настоящее время решило заключить договор с Францией - Англией, если те выполнят все его пожелания».

15 августа Риббентроп объявляет через своего посла в Москве о готовности «совершить короткую поездку в Москву, дабы заложить фундамент для прояснения германо-советских отношений». Но советское руководство отвечает: «Такая поездка потребует соответствующей подготовки».

18 августа новый приказ послу: добиваться согласия на «срочный визит», имея в виду, что «в скором времени возможно и начало германо-польского конфликта...». На следующий день в ответ германскому послу был вручен советский проект договора о ненападении, а в отношении визита Риббентропа в Москву было сказано, что он станет возможным после объявления о подписании экономического соглашения и если это объявление будет сделано сегодня-завтра, то министр мог бы прибыть 26-27 августа.

19 августа в Берлине было подписано советско-германское кредитное соглашение. Советскому Союзу был предоставлен кредит на 200 млн. германских марок для закупки в Германии промышленных изделий, в том числе военных материалов. Подписание этого договора давало известную гарантию того, что Германия в ближайшее время нападать на СССР не собирается.

20 августа Берлин полностью раскрывает свои карты. В телеграмме Сталину Гитлер объявляет: Германия «с данного момента решила всеми средствами обеспечить интересы рейха» в конфликте с Польшей. Он предлагает принять Риббентропа «во вторник, 22 августа, но самое позднее - в среду, 23 августа». Визит «должен длиться самое большее двое суток, более длительный срок с учетом международной ситуации невозможен». Было ясно, что военная машина Германии уже заведена и нападение на Польшу может произойти со дня на день.

23 августа 1939 г. был подписан советско-германский договор о ненападении сроком на десять лет.

Договор сопровождал секретный протокол, который разграничивал сферы влияния сторон в Восточной Европе: «Было достигнуто соглашение в следующем:

1. В случае территориальных и политических преобразований в областях, принадлежащих Прибалтийским государствам (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы будет являться чертой, разделяющей сферы влияния Германии и СССР. В этой связи заинтересованность Литвы в районе Вильно признана обеими сторонами.

2. В случае территориальных и политических преобразований в областях, принадлежащих Польскому государству, сферы влияния Германии и СССР будут разграничены приблизительно по линии рек Нарев, Висла и Сан.

Вопрос о том, желательно ли в интересах сторон сохранение независимости Польского государства, о границах такого государства будет окончательно решен лишь ходом будущих политических событий.

Касательно Юго-Восточной Европы Советская сторона указала на свою заинтересованность в Бессарабии. Германская сторона ясно заявила о полной политической незаинтересованности в этих территориях».

Таким образом, в сферу влияния СССР вошли Финляндия, Эстония, Латвия и восточные территории Польского государства - Западная Украина и Западная Белоруссия, а также Бессарабия, отторгнутые от Советской Республики насильственным путем после Первой мировой войны.

Можно, конечно, утверждать, что заключение секретного протокола с Германией втягивало Советское государство в империалистический передел мира в качестве союзника Гитлера, но нельзя не замечать складывания блока агрессивных государств на основе Антикоминтерновского пакта и подписания Мюнхенского соглашения, молчаливого, а часто и активного поощрения агрессора со стороны западных держав. Протокол этот можно понять в контексте того времени. Было неизбежно столкновение между Советским Союзом и Германией. Сталин считал, что во имя конечной победы в будущей войне лучше, если это столкновение произойдет на рубежах, на 200-300 километров отстоящих от прежних границ Советского Союза.

Советско-германский договор о ненападении нельзя рассматривать как изолированное явление, как голый факт в отрыве от событий, которые тогда происходили в мире. Договор заключался тогда, когда фашистская агрессия уже нависла над европейскими государствами. Экономические и политические планы агрессора находили поддержку весьма влиятельных сил Англии, Франции, а также и США. Это были круги, рассчитывавшие руками Гитлера разделаться с Советским Союзом.

Но так считали не только в Москве. Вот отрывок из беседы советского полпреда в Лондоне Майского с Черчиллем в конце октября 1939 г., уже в условиях начавшейся Второй мировой войны.

«С точки зрения правильно понятых интересов Англии тот факт, что весь Восток и Юго-Восток Европы находятся вне зоны войны, - говорил Черчилль, - имеет не отрицательное, а положительное значение. Главным образом Англия не имеет оснований возражать против действий СССР в Прибалтике. Конечно, кое-кто из сентиментальных деятелей может пускать слезу по поводу русского протектората над Эстонией или Латвией, но к этому нельзя относиться серьезно...». «Черчилль, - сообщает Майский, - понимает, что СССР должен быть хозяином на восточном берегу Балтийского мира, и очень рад, что балтийские страны включаются в нашу, а не в германскую государственную систему. Это исторически нормально и вместе с тем сокращает возможное «жизненное пространство» для Гитлера. Черчилль при этом размашисто провел вдоль линии советско-германского разграничения и заявил: «Дальше этой линии Германию пускать нельзя».

Позже Черчилль писал о договоре:

«Невозможно сказать, кому он внушал большее отвращение - Гитлеру или Сталину. Оба сознавали, что это могло быть только временной мерой, продиктованной обстоятельствами. Антагонизм между двумя империями и системами был смертельным. Сталин, без сомнения, думал, что Гитлер будет менее опасным врагом для России после года войны против западных держав. Гитлер следовал своему методу «поодиночке». Тот факт, что такое соглашение оказалось возможным, знаменует всю глубину провала английской и французской политики и дипломатии за несколько лет.

В пользу Советов нужно сказать, что Советскому Союзу было жизненно необходимо отодвинуть как можно дальше на Запад исходные позиции германских армий с тем, чтобы русские получили время и могли собрать силы со всех концов своей колоссальной империи. В умах русских каленым железом запечатлелись катастрофы, которые потерпели их армии в 1914 году, когда они бросились в наступление на немцев, еще не закончив мобилизации. А теперь их границы были значительно восточнее, чем во время первой войны. Им нужно было силой или обманом оккупировать прибалтийские государства и большую часть Польши, прежде чем на них нападут. Если их политика и была холодно расчетливой, то она была также в тот момент в высокой степени реалистичной».

Достигнутые в августе 1939 г. договоренности ставили предел распространению фашистской экспансии в Восточной Европе, а следовательно, их можно рассматривать как направленные не против, а в защиту Литвы, Латвии и Эстонии.

В настоящее время мнения исследователей по вопросу заключения советско-германского договора о ненападении кардинально расходятся, но базируются, как правило, на политических симпатиях и антипатиях, а не на объективном анализе фактов.

Заключение подобного договора позволило СССР уйти от опасности быть втянутым в войну на два фронта и дало возможность выиграть некоторое время для развития и укрепления обороны страны.

1 сентября 1939 г. гитлеровская Германия напала на Польшу. Союзники последней - Англия и Франция - объявили войну Германии. Началась Вторая мировая война. Попытки создания системы коллективной безопасности и предотвращения войны провалились.



Политика коллективной безопасности (1933-1939).

Существенное влияние на внутреннюю политику СССР в 1930-е гг. ока­зывала международная обстановка. В 1933 г. к власти в Германии при­шла фашистская (нацистская) партия во главе с А. Гитлером, который ставил своей целью завоевание для Германии «жизненного простран­ства» на востоке и «борьбу с большевизмом», что предполагало завое­вательную войну против СССР. В 1936 г. был заключен союз между Германией, Италией и Японией – Антикоминтерновский пакт, полу­чивший также название «ось Берлин – Рим – Токио». Все три державы не скрывали своих агрессивных намерений.

В этой ситуации советская дипломатия под руководством народного комиссара иностранных дел М. И. Литвинова проводила политику кол­лективной безопасности, направленную на предотвращение новой ми­ровой войны. С этой целью деятельность Коминтерна была переори­ентирована с подготовки революций в капиталистических странах на создание широкого фронта всех антифашистских сил. СССР заключил договоры о взаимной помощи в случае нападения с Францией и Чехо­словакией.

Однако наладить сотрудничество с крупнейшей европейской держа­вой – Великобританией – так и не удалось. Английское правительство по-прежнему рассматривало СССР как основного противника и поэто­му предпочитало вести политику невмешательства по отношению к Гер­мании. Англия, а вслед за ней и Франция никак не отреагировали на развязывание фашистскими странами гражданской войны в Испании (1936), захват немецкими войсками Австрии и Чехословакии (1938). Советский Союз оказывал военную помощь республиканскому прави­тельству Испании, но в гораздо меньших объемах, чем Германия и Ита­лия помогали мятежникам во главе с Ф. Франко. СССР также предлагал помощь правительству Чехословакии в защите от территориальных притязаний Германии, однако правительство отказалось принять эту помощь, опасаясь, что она станет предлогом для советской интервенции. Переговоры о создании военного союза Англии, Франции и СССР, ко­торые велись с весны 1939 г., к августу зашли в тупик.

Здесь искали:

  • политика коллективной безопасности
  • политика коллективной безопасности это

После окончания Первой Мировой Войны вопросы мирного сосуществования беспокоили множество стран, в первую очередь, европейские державы, которые понесли в результате войны неисчисляемые жертвы и убытки. С целью предотвращения угрозы новой подобной войны и создания системы международного права, регулирующей отношения между государствами на

принципиально ином уровне, нежели это было раньше, и была создана первая в истории Европы международная организация - Лига Наций.

В начале 1930-х гг. СССР не состоял членом Лиги и не имел никаких оснований доверять объективности Совета Лиги в случае того или иного конфликта между СССР и какой-либо другой страной. Исходя из этих соображений, уже в этот период Советский Союз выдвигает ряду европейских государств предложения заключения договоров о ненападении, с целью

«укрепления дела мира и отношений между странами» в условиях «переживаемого ныне глубокого мирового кризиса».

Впервые советская делегация подняла вопрос о необходимости заключения специальной конвенции по определению нападающей стороны на конференции по разоружению в декабре 1932 года. 6 февраля 1933 г. советский проект конвенции был формально внесен в Бюро конференции.

Однако в это время происходит все большее дестабилизация обстановки и рост агрессивных тенденций в международных отношениях. Совсем немного времени требуется, чтобы в Италии и Германии установились тоталитарные фашистские режимы. В этих условиях особую актуальность приобретает тема создания новой системы международной безопасности, которая смогла бы предотвратить уже довольно реальную угрозу войны.

Впервые предложение о необходимости борьбы за коллективную безопасность было выдвинуто в постановлении ЦК ВКП (б) в декабре 1933 года. Проект коллективной безопасности основывался на равенстве всех участников предполагаемого регионального договора и на универсализме, состоящем в том, что в создаваемую систему включались все без исключения государства охватываемого региона. Участники пакта должны были пользоваться равными правами и гарантиями, при этом отвергалась идея какого-либо противопоставления одних стран другим, исключение кого-либо из системы коллективной безопасности или получение кем-либо из стран-участников преимуществ по сравнению с другими государствами за их счет.

Таким образом, период 1933–1938 гг. прошел под знаком стремления Советского Союза реализовать в целом или по отдельным элементам систему коллективной безопасности, чтобы помешать возникновению войны.

Политика умиротворения фашистского правительства стран-агрессоров, проводившаяся правительствами Англии и Франции, их опасения и нежелание идти на соглашение со страной, основанной на принципиально иной системе государственного устройства, атмосфера взаимного подозрения и недоверия привели к неудаче планов создания системы коллективной безопасности в Европе. В итоге фашистская Германия вместе со своими союзниками ввергла мир в страшную и опустошительную Вторую Мировую Войну.

В целом, предложения о создании системы коллективной безопасности представляли собой значительный вклад в разработку теории и в утверждение на практике принципов мирного сосуществования, ибо сама суть коллективной безопасности обусловлена и определена принципами мирного сосуществования, предполагает коллективное сотрудничество государств с различным общественным строем во имя предотвращения войны и сохранения мира.

Выработка и принятие совместных коллективных мер по обеспечению безопасности оказалась значительно более глубоким и сложным элементом мирного сосуществования, чем установление дипломатических отношений между странами с различными социальными системами и даже развитие между ними торговых и экономических связей.

20. Основные этапы формирования блока агрессивных государств. Ось «Берлин-Рим-Токио».

Поддержка франкистов была первым случаем партнерства Италии с Германией. Оно способствовало их сближению. Однако полное примирение было невозможно в отрыве от компромисса по вопросу об Австрии. Ситуация упростилась, когда в июле 1936 г. Германия и Австрия подписали договор, в соответствии с которым Берлин обещал уважать суверенитет Австрии, а австрийское правительство подтвердило, что Австрия признает себя немецким государством. Итальянское правительство выразило удовлетворение найденной формулой. Германо-австрийское соглашение устранило важное препятствие для итало-германского сближения.

Через два дня после отказа СССР соблюдать эмбарго на поставки оружия мадридскому правительству, 25 октября 1936 г., в Берлин прибыл зять Муссолини граф Галеаццо Чиано, только что назначенный министром иностранных дел. В тот же день был подписан германо-итальянский протокол о взаимопонимании. Германия признала существующее положение в Эфиопии, стороны оговорили линии разграничения их экономических интересов в бассейне Дуная, и, самое главное, Германия и Италия договорились о проведении согласованной линии в испанском вопросе - по сути дела, речь шла о согласованном военном вмешательстве. Берлинский протокол оформил партнерские отношения между Германией и Италией без установления между ними формального союза. Была создана "ось Берлин - Рим".

В ноябре 1936 г. в Испанию стали прибывать итальянские и немецкие воинские контингенты. Это были не регулярные войска, а так называемые легионеры. Одновременно для оказания помощи мадридскому правительству из числа сочувствовавших ему добровольцев разных национальностей были сформированы интербригады, которые также приняли участие в гражданской войне.

В ноябре 1936 г. Германия и Италия, а в декабре - Япония признали правительство Франко Испанский государственный деятель). С появлением в Испании итальянских и немецких солдат соотношение сил стало меняться в пользу франкистов. Ни СССР, ни евроатлантические державы не были готовы пойти на риск противодействия итало-германской интервенции силой. К концу 1937 г. Франко имел явное военное преобладание. Республиканские силы продолжали сопротивление. Но они были расколоты. В Мадриде ситуацию удерживали коммунисты, которым помогал СССР. В Барселоне и во всей Каталонии франкистов сдерживали анархисты и троцкисты, которые сами призывали к свержению правительства в Мадриде. В марте 1939 г. антифранкистские силы потерпели в Испании окончательное поражение. В стране была восстановлена диктатура.

Стра́ны наци́стского бло́ка, страны (державы) «оси́», гитлеровская коалиция -агрессивный военный союз Германии, Италии, Японии и других государств, которому противостояли во время Второй мировой войны страны антигитлеровской коалиции.

Союз стран «оси» первоначально был основан на германо-японо-итало-испанском Антикоминтерновском пакте и германо-итальянском «Стальном пакте», а полностью оформился 27 сентября 1940 года, когда Германия, Италия и Япония подписали Тройственный пакт о разграничении зон влияния при установлении «нового порядка» и военной взаимопомощи.

Это союз перед 2-й мировой войной фашистской Италии с нацистской Германией, к которому впоследствии присоединилась и милитаристская Япония. Был создан в противовес советскому Коминтерну, который стремился разрушить изнутри посредством подрывной деятельности компартий капиталистические страны.

21. Развитие германской агрессии в Европе и политика «умиротворения» Германии. Аншлюс Австрии. Мюнхенский сговор и его последствия.

Германия начала подготовку войны сразу же после прихода Гитлера к власти. Гитлеровский режим был создан германскими монополистическими кругами с полного одобрения правящего лагеря Англии, Франции и Соединённых Штатов.

Известно, что послеверсальский период ознаменовался для Германии целой системой мероприятий, направленных на восстановление германской тяжёлой индустрии, в частности, германского военно-промышленного потенциала. Громадную роль в этом деле сыграл так называемый репарационный план Дауэса для Германии, при помощи которого США и Англия рассчитывали поставить германскую промышленность зависимость от американских и британских монополий. План Дауэса расчистил путь для усиленного притока и внедрения в германскую промышленность иностранного, преимущественно американского, капитала.

Первой и важнейшей предпосылкой гитлеровской агрессии было возрождение и обновление тяжёлой промышленности и военной индустрии Германии, что стало возможным лишь в силу прямой и широкой финансовой поддержки правящих кругов Соединённых Штатов Америки.

Другим решающим обстоятельством, содействовавшим развязыванию гитлеровской агрессии, явилась политика правящих кругов Англии и Франции, которая известна как политика «умиротворения» гитлеровской Германии, политика отказа от коллективной безопасности. Именно эта политика англо - французских правящих кругов, которая выражалась в отказе от коллективной безопасности, в отказе от отпора немецкой агрессии, в потакании агрессивным требованиям гитлеровской Германии, - привела ко второй мировой войне.

Уже вскоре после прихода Гитлера к власти, в результате усилий английского и французского Правительств, в 1933 году был в Риме подписан «Пакт согласия и сотрудничества» четырёх держав - Великобритании, Германии, Франции и Италии. Этот пакт означал сговор английского и французского Правительств с германским и итальянским фашизмом, уже тогда не скрывавшим своих агрессивных намерений. Вместе с тем этот пакт с фашистскими государствами означал отказ от политики укрепления единого фронта миролюбивых держав против агрессивных государств. Сговариваясь с Германией и Италией, в обход остальных держав - участниц происходившей тогда конференции по разоружению, обсуждавшей советское предложение заключить пакт о ненападении и пакт об определении нападающей стороны, - Великобритания и Франция нанесли удар по делу обеспечения мира и безопасности народов.

Вслед за тем в 1934 году Англия и Франция помогли Гитлеру использовать враждебную позицию союзной с ними панской Польши в отношении СССР, в результате чего был заключен германо-польский пакт о ненападении, явившийся одним из серьёзных этапов в подготовке немецкой агрессии. Этот пакт нужен был Гитлеру для того, чтобы расстроить ряды сторонников коллективной безопасности и показать на этом примере, что Европа нуждается не в коллективной безопасности, а в двухсторонних соглашениях. Это давало возможность немецкой агрессии самой решать, с кем и когда заключать соглашение, на кого и когда произвести нападение. Несомненно, что немецко-польский пакт был первой серьёзной брешью в здании коллективной безопасности.

Осмелев, Гитлер принял ряд мер к открытому восстановлению вооружённых сил Германии, что не вызвало никакого противодействия со стороны английских и французских правителей.

Советский Союз делал всё, что было возможно, чтобы преградить путь фашистским агрессорам. Советский Союз выступил инициатором и поборником коллективной безопасности.

А́ншлюс (нем. Anschluss (инф.) - присоединение, союз) - включение Австрии в состав Германии, состоявшееся 12-13 марта 1938 года. Независимость Австрии была восстановлена в апреле 1945 года, после её занятия союзными войсками в ходе Второй мировой войны, и узаконена Государственным договором 1955 года, запрещающим аншлюс.

Гитлер решил действовать. Он начал с Австрии. Этнически и культурно близкая Германии, независимая Австрия казалась фюреру, родившемуся и проведшему там юность, неотъемлемой частью Великой Германии. Нацистское движение в Австрии процветало, и это гарантировало простоту перенесения германских порядков на австрийскую почву. Уже в секретном приложении к германо-австрийскому соглашению от 11 июля 1936 г. австрийский канцлер Курт фон Шушниг согласился на уступки нацистскому движению в Австрии, хотя формально Германия и обязалась не вмешиваться в дела Австрии.

Гитлер потребовал, чтобы Шушниг немедленно подписал новое соглашение с Германией. На двух страницах документа, предложенного Шушнигу, Австрии предписывалось снять запрет на деятельность австрийской нацистской партии, амнистировать заключенных в тюрьмы нацистов (которые в значительной части были арестованы за террористическую деятельность), назначить одного из лидеров австрийских нацистов Зейс-Инкварта министром внутренних дел, а другого нациста, Глейс-Хорстенау, военным министром. Это было не соглашение, а ультиматум, и он, по сути, означал нацификацию Австрии и ее неминуемое и скорое поглощение рейхом.

Под нажимом Гитлера, Риббентропа и посла Германии в Вене Франца фон Папена Шушниг сдался. Он сделал только одну оговорку: по австрийской конституции лишь президент республики мог одобрить подобное соглашение. Гитлер, сделав вид, что его терпение иссякло, распахнул двери и крикнул: "Генерал Кейтель!" (Вильгельм Кейтель был начальником генерального штаба германских войск). Подмигнув Кейтелю и покинув Шушнига, подозревающего, что его ждет расстрел, на тридцать минут, Гитлер снова призвал австрийского канцлера и сказал, что он готов на единственную уступку - отсрочить исполнение "соглашения" на три дня. Смертный приговор Австрии был подписан.

За этим последовали "четыре недели агонии", продлившиеся до 11 марта, в течение которых нацисты готовились к аншлюсу при слабых усилиях австрийских социал-демократов противостоять ему. 11 марта под угрозой военного вторжения Германии Шушниг подал в отставку. Берлин (операцией руководил Герман Геринг) предъявил австрийскому президенту Микласу ультиматум: назначить Зейс-Инкварта канцлером или германские войска войдут в Австрию. Зейс-Инкварт, "глава временного правительства" Австрии, под диктовку из Берлина послал в Берлин же отчаянную телеграмму с просьбой послать германские войска в Австрию для предотвращения кровопролития. Уже 12 марта Гитлер был в австрийском Линце (где он провел школьные годы), а 13 марта 1938 г. подписал документ о полном аншлюсе Австрии. Австрия становилась "провинцией германского рейха".

Мюнхенский сговор . С весны 1938 г. гитлеровцы открыли кампанию неслыханного шантажа и провокаций против Чехословакии, требуя передачи Германии исконных чешских земель. Правящие круги Запада «оглашались с гитлеровцами, они решили предать Чехословакию в интересах развязывания войны между Германией и СССР. В этих условиях Чехословакию могла спасти только помощь с Востока. Но чешская буржуазия шла на неслыханное национальное предательство: президент Бенеш 16 декабря 1937 г. заверил германского посланника в Праге, что договор о взаимопомощи с СССР является «продуктом минувшей эпохи, но его нельзя так просто выбросить в корзину».

Между тем Советское правительство в этот критический для Чехословакии период твердо заявило о своей готовности прийти к ней на помощь.

Вся международная реакция не хотела войны в защиту Чехословакии, в которой неизбежно принял бы участие Советский Союз. По словам доверенного советника Н. Чемберлена, Г. Вильсона, «прибыль от этого получил бы только большевизм. Этому следует помешать. Необходимо признать право немцев на экспансию на Юго-Восток».

29 - 30 сентября 1938 г. в Мюнхене состоялось совещание глав правительств Англии, Франции, Германии и Италии, созванное при активной поддержке США. Представители Чехословакии и СССР были устранены от участия в совещании. На нем была решена судьба Чехословакии. Германии в десятидневный срок передавалась Судетская область, в ближайшее время некоторые районы были захвачены Польшей и Венгрией.

30 сентября между Великобританией и Германией была подписана декларация о взаимном ненападении; схожая декларация Германии и Франции была подписана чуть позже.

22. Политический кризис в Европе 1939 года. Англо-франко-советские переговоры и причины их провала. Развитие международной ситуации в Европе в конце 30-х годов неумолимо вело к новому вооруженному столкновению между великими державами. К концу 1938 г. Версальская система в Европе практически прекратила свое существование, а Мюнхенское соглашение значительно усилило Германию. В этих условиях германское руководство поставило перед собой новую внешнеполитическую цель - достичь гегемонии в Европе, закрепив за собой роль великой мировой державы. В результате захватнических действий Германии и Италии в марте-апреле 1939 г. в Европе начался предвоенный политический кризис - период непосредственной расстановки военно-политических сил в предвидении вероятной войны.

Хотя Мюнхенское соглашение создало новую политическую обстановку в Европе, оно рассматривалось всеми великими державами как очередной этап их взаимоотношений. Ситуация осени 1938 - лета 1939 гг. в Европе представляла собой запутанный клубок дипломатической деятельности великих держав, каждая из которых стремилась к достижению собственных целей.

Германия пока не ставила своей целью войну с СССР, а, готовясь к захвату Чехо-Словакии, была заинтересована в нейтрализации Польши и невмешательстве Англии и Франции. С этой целью германия предложила Польше урегулировать проблемы Данцига и "польского коридора" на основе сотрудничества в рамках Антикоминтерновского пакта. Польское руководство было согласно на определенные уступки в вопросе о Данциге лишь в обмен на ответные шаги Германии. Неуступчивость Польши привела к тому, что германское руководство стало склоняться к мысли о необходимости военного решения польской проблемы в определенных условиях.

Англо-германские и франко-германские отношения были несколько омрачены ноябрьскими еврейскими погромами в Германии и появившимися в январе 1939 г. слухами о подготовке германского удара по Голландии. Все это вынуждало Англию и Францию координировать свою политику, ускорить модернизацию своих вооруженных сил, поддерживать контакты с СССР и одновременно добиваться всеобъемлющего соглашения с Германией в духе Мюнхена.

Германское руководство с осени 1938 г. стало постепенно добиваться нормализации отношений с СССР. 19 декабря 1938 г. без всяких проволочек был продлен на 1939г. советско-германский торговый договор.

В середине марта 1939 г. США, СССР, Англия и Франция располагали сведениями о подготовке Германии к оккупации Чехо-Словакии, но державы - гаранты Мюнхенского соглашения не предусматривали никаких мер противодействия. Кроме того, формально мюнхенские гарантии чехословацких границ действиями Германии нарушены не были. 14 марта Словакия под давлением Германии провозгласила независимость, а президент Чехо-Словакии выехал в Берлин, где в ходе "переговоров" дал согласие на политическое переустройство своей страны. 15 марта германские войска вступили в Чехию, на территории которой был создан Протекторат Богемия и Моравия. Первоначально реакция Англии и Франции была довольно сдержанной, но по мере возбуждения общественного мнения Лондон и Париж ужесточили свою позицию и 18 марта, как и СССР, выразили протест действиями Германии, из Берлина были отозваны "для консультаций" английский и французский послы.

17 апреля 1939 г. советское правительство предложило западным державам заключить тройственный договор о взаимной помощи, основанный на равенстве обязательств, и военную конвенцию.

При этом предусматривалось оказание помощи государствам, расположенным между Балтийским и Черным морями, в случае агрессии против них. Англия, однако, не собиралась заключать договор о взаимопомощи и пыталась заручиться односторонними обязательствами СССР Польше и Румынии. Лишь после подписания Гитлером и Муссолини в мае «Стального пакта» о военно-политическом союзе начались трехсторонние переговоры в Москве.

Переговоры продвигались крайне медленно. Англия и Франция, приняв на словах принцип взаимопомощи, на деле не хотели соблюдения взаимности обязательств. И хотя текст договора к концу июля был в основном выработан, английское правительство дало указание своим дипломатам не допускать достижения договоренности с Москвой. Исходя из узкоэгоистических соображений и недоверия к политике Сталина, оно предпочитало предоставить Германии возможность развивать агрессию на Восток, а тройственными переговорами оказывать давление на Германию и вместе с тем препятствовать советско-германскому сближению. Одновременно с мая 1939 г. Англия вела секретные переговоры с Германией, зондируя почву для сделки о разделе мира на сферы влияния и сотрудничестве на рынках.

В конце июля западные державы приняли советское предложение начать переговоры по военным вопросам, но оперативности не проявили. Делегациям была дана инструкция затягивать переговоры. Английская миссия только к концу пребывания в Москве получила полномочия на их ведение. Обе делегации не были уполномочены подписывать военную конвенцию.

Стремясь к достижению сотрудничества с Англией и Францией, советская сторона выдвинула разработанные Генеральным штабом Красной Армии летальные предложения о количестве войск и вооружений, выставляемых СССР, и об их участии в отражении агрессии в Европе с учетом трех вариантов возможного развития военных событий. Английская и французская миссии уклонились от обсуждения конкретных вопросов и завели переговоры в тупик. Правительство Польши отвергло предложение о пропуске советских войск через ее территорию при возникновении германской агрессии. Англия и Франция не смогли оказать на Варшаву нужного воздействия, обесценив в итоге московские переговоры.

  • C. Астигматизм, обусловленный асимметрией оптической системы, сферическая аберрация, астигматизм косых пучков, дисторсия, хроматическая абеpрация
  • Gt; 3. Расследование нарушения правил эксплуатации ЭВМ, их системы или сети
  • I Развитие системы студенческого самоуправления в процессе интеграции учебно-воспитательной, научной и инновационной деятельности вуза

  • С приходом к власти в Германии (1933) нацистского правительства во главе с А.Гитлером началось сближение Советского Союза с Англией и США. СССР предложил создать в Европе систему коллективной безопасности, но из-за противодействия Германии, Англии и большинства восточноевропейских стран создать такую систему не удалось. Причины были следующие: взаимное недоверие СССР и европейских держав .

    Советский Союз . Во внешней политике советского руководства присутствовала двоякость: с одной стороны – курс на мирное сосуществование стран с различным государственным строем, с другой – курс на поддержку мировой революции, который негласно проводился через структуры Коминтерна (коммунистический интернационал), абсолютно подконтрольные Сталину и его окружению.

    Западные страны . Соглашаясь с доводами советской дипломатии о необходимости коллективной безопасности, в то же время искали во внешней политике СССР скрытые намерения Сталина и Коминтерна экспортировать к ним коммунистическую идеологию.

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Все темы данного раздела:

    Генуэзская конференция
    К началу 20-х годов Советская Россия находилась в международной изоляции. Советское правительство стремилось нормализовать отношения с остальным миром для получения кредитов и установления хозяйств

    Мюнхенский сговор
    Франция, Англия и США не могли справиться с агрессивными устремлениями фашистской Германии и вынашивали планы спровоцировать войну между СССР и Германией. С этой целью в 1938 г. был заключен Мюнхен

    Пакт Молотова-Риббентропа
    В августа 1939 г. в Москве состоялись переговоры Англии, Франции и Советского Союза о коллективной безопасности, но проходили вяло и окончились безрезультатно, вся ответственность за их срыв ложитс

    1.Введение…………………………………………………………………2

    2. Предпосылки политики «коллективной безопасности»……………..2

    3. Развитие «коллективной безопасности» в середине 30-х годов…….4

    4. Провал политики «коллективной безопасности»…………………….9

    5.Заключение……………………………………………………………..12

    6. Литература………...……………………………………………………13

    Введение.

    В конце 20 начале 30-х годов международная обстановка существенно изменилась. Глубокий мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г., вызвал серьезные внутриполитические изменения во всех капиталистических странах. В одних (Англия, Франция и др.) он привел к власти силы, стремившиеся провести широкие внутренние преобразования демократического характера. В других (Германия, Италия) кризис способствовал формированию антидемократических (фашистских) режимов, использовавших во внутренней политике социальную демагогию одновременно с развязыванием политического террора, нагнетанием шовинизма и милитаризма. Именно эти режимы стали зачинщиками новых военных конфликтов (особенно после прихода А. Гитлера к власти в Германии в 1933 г.).

    Быстрыми темпами начали формироваться очаги международной напряженности. Один сложился в Европе из-за агрессивности фашистских Германии и Италии. Второй на Дальнем Востоке из-за гегемонистских притязаний японских милитаристов.

    С учетом этих факторов в 1933 г. Советское правительство определило новые задачи своей внешней политики: отказ от участия в международных конфликтах, особенно имеющих военный характер; признание возможности сотрудничества с демократическими западными странами для сдерживания агрессивных устремлений Германии и Японии (политика "умиротворения"); борьба за создание системы коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке.

    Предпосылки политики «коллективной безопасности»

    Нормализация отношений Советского государства с европейскими странами началась в начале 20-х годов. Первым договором стал советско-английский торговый договор от 16 марта 1921г. Вскоре было подписано советско-германское временное торговое соглашение. Аналогичные соглашения вскоре были заключены с Норвегией, Австрией, Италией. Данией и Чехословакией. В 1922г. в Генуе прошла Международная экономическая и финансовая конференция, в которой приняли участие 29 стран. Вопросы о разоружении, поставленные советской делегацией, были отклонены другими делегациями. Позиция западных держав включала требования уплаты долгов царского и Временного правительства, возвращение национализированной собственности иностранцам, предоставления иностранцам возможности заниматься в советской стране торговой и экономической деятельностью с правами, которые они имели в других странах. К согласию не пришли. Было решено передать спорные вопросы на рассмотрение на конференцию экспертов в Гаагу. Конференция в Гааге закончилась безрезультатно. Участие в Лозаннской мирной конференции в 1922г., на которой рассматривались вопросы мирного урегулирования на Ближнем Востоке, также продемонстрировало несовместимость позиций Советской России и западных стран. Более результативно для СССР складывались двусторонние отношения. В ходе Генуэзской конференции в Рапалло был подписан двусторонний советско-германский договор(1922г.). Его подписание было расценено, как попытка сорвать Версальскую международную систему, которая стала складываться в послевоенной Европе. В октябре 1925 г. подписывается торговый договор с Германией и консульская конвенция, в 1926 г. СССР и Германия подписали договор о ненападении и нейтралитете. Сложнее развивались советско-английские отношения. Долгое время отношения были очень напряженными. Проявлением этого был меморандум Керзона, содержащий ряд ультимативных требований: прекращение подрывной деятельности в Иране и Афганистане, прекращение религиозных преследований в СССР и др. Опасаясь эскалации напряженности, советское правительство пошло на удовлетворение ряда требований. Окончательно конфликт между Москвой и Лондоном был урегулирован в 1923 г. После этого, в январе 1924 г. СССР был официально признан Великобританией. В августе этого же года был подписан Общий договор и Договор о торговле и мореплавании. Обострение дипломатических отношений произошло в 1926 г. во время стачки английских горняков, когда советское руководство через профсоюзы оказало помощь бастующим. В 1927 г. дипломатические отношения между странами были разорваны. С другими странами дипломатические отношения были более стабильными. Установлены и поддерживаются дипломатические отношения с Италией, Норвегией, Австрией, Швецией, Грецией, Данией и Францией. Только с США не установлены отношения.

    В это время СССР проводит более активную политику в отношении азиатских стран. После окончания гражданской войны укрепило мирные отношения с государствами, расположенными на южных рубежах страны - с Ираном, Афганистаном, Турцией. К концу 20-х годов усилилось влияние СССР на мировой арене. Период конца 20-х - середины 30-х годов характеризовался относительно стабильным положением на западных границах СССР; положение на восточных рубежах было иным. Конфликт на КВЖД в 1929г., японская агрессия в Маньчжурии и Шанхае 1931-32 гг., переросшая в войну между Японией и Китаем. Отношения между Китаем и СССР восстановились к 1932г., отношения с Лондоном возобновились в 1929г. Отношения СССР и США в этот период были нестабильными. Дипломатические отношения с США были установлены в 1933г., после прихода в Белый дом Рузвельта.

    С середины 30-х годов Москва активно поддерживает идеи создания систем коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке, которые должны были привести к союзу с демократическими странами и к изоляции Германии и Японии. В 1934г. СССР приняли в Лигу Наций - международную организацию, предшественницу ООН.

    Развитие «коллективной безопасности» в середине 30-х годов.

    Развитие международных отношений в 30-е годы проходило в сложной обстановке. Капиталистический мир был потрясен экономическим кризисом 1929–1932 гг. Кризис привел к обострению внутренних противоречий, усилил экономическое и политическое соперничество между крупными империалистическими державами. Приход к власти нацистов имел далеко выходящее за национальные рамки значение и оказал сильное влияние на изменение всего политического климата на Европейском континенте. Агрессивная милитаристская сущность фашистских режимов, их яростная антибольшевистская и антисоветская пропаганда стали оказывать всевозрастающее воздействие на выработку внешнеполитического курса европейских государств. Возросла угроза странам - победителям в первой мировой войне, и в то же время укрепились расчеты Лондона и Парижа использовать нацистский режим в качестве «бастиона» против большевизма.

    Политика Советского правительства была направлена на обеспечение безопасности СССР и предотвращение войны. Государственное и партийное руководство СССР считало, что враждебное социализму капиталистическое окружение неизбежно предпримет военные акции против Советского Союза. В середине 30-х годов стало ясно, что наиболее вероятными противниками в войне выступят Германия, Италия и Япония. В Советском Союзе был взят курс на интенсивное развитие военных отраслей промышленности и укрепление обороноспособности страны.

    В то же время советское руководство считало необходимым укрепить международное положение страны путем расширения связей с неагрессивными капиталистическими государствами, создать на договорной основе систему коллективного отпора агрессии. Отношения Советского Союза с капиталистическими странами характеризовались глубоким взаимным недоверием и подозрительностью. В СССР существовало вполне обоснованное опасение относительно возможности формирования единого антисоветского блока империалистических государств. Для советского руководства не было секретом, что германский лозунг «Дранг нах Остен» встречал весьма благожелательное отношение в Париже и Лондоне, что агрессия фашистских государств может быть направлена против СССР.

    Политика Советского Союза в свою очередь вызывала недоверие со стороны западных держав. Тезис ВКП(б) о неизбежности крушения капитализма и победы социалистической революции в мировом масштабе трактовался на Западе как программа советского экспансионизма. Поддержка Советским Союзом революционных движений расценивалась правыми лидерами буржуазии как проявление «революционного мессианства Советов». Победы Народных фронтов в Испании и Франции в 1936 г. напугали буржуазию Западной Европы, которая поспешила объяснить успехи левых сил «происками Москвы». Курс советского руководства на повышение военного потенциала СССР использовался антикоммунистической и антисоветской пропагандой для распространения мифа о «советской военной угрозе». Многие политические лидеры Запада, рассматривая нацистскую Германию как «бастион против большевизма», обосновывали таким путем политику «умиротворения» агрессора, которая фактически поощряла замыслы наиболее реакционных сил империализма, направленные против СССР.

    В 1935 г. Советский Союз уже имел дипломатические отношения с 36 странами мира, в том числе со всеми ведущими капиталистическими державами. Советское правительство заключило договоры о дружбе с Турцией и Йеменом, договор о гарантиях и нейтралитете с Ираном, договоры о ненападении с Латвией, Эстонией, Польшей, Францией, Италией и Афганистаном. В 1936 г. был подписан протокол о взаимопомощи между СССР и Монгольской Народной Республикой. Расширение связей Советского Союза с другими государствами увеличивало возможности активного влияния советской политики на развитие международных отношений.

    Отношение Советского государства к Лиге Наций не оставалось неизменным. В первые годы существования Советской власти эта международная организация, созданная после окончания первой мировой войны, занимала антисоветские позиции, объединяя империалистические державы в борьбе против Советской России. Однако международная обстановка менялась. Советское государство превратилось в державу, с существованием которой приходилось считаться всем странам мира. Агрессия Японии в Китае, рост военных приготовлений фашистской Германии, выход этих государств из Лиги Наций создавали непосредственную военную угрозу в Европе и Азии. В этих условиях участие СССР в международной организации, устав которой предусматривал противодействие агрессии, стало желательным для многих стран - членов Лиги Наций. Инициативу в приглашении СССР в Лигу Наций взяла на себя Франция.

    В решение Политбюро ЦК ВКП(б) от 20 декабря 1933 г. был включен пункт о возможности при определенных условиях вступления СССР в Лигу Наций. Советское руководство не переоценивало эффективность деятельности Лиги Наций, но считало возможным участвовать в коллективных акциях этой международной организации против военной угрозы со стороны наиболее агрессивных сил империализма.

    15 сентября 1934 г., получив от имени 30 стран - членов Лиги Наций приглашение вступить в эту организацию, НКИД СССР направил председателю XV Ассамблеи Лиги Наций письмо, в котором указывалось, что Советское правительство принимает приглашение как выражение желания большинства членов Лиги Наций сотрудничать с Советским Союзом, готово стать членом Лиги Наций и принять на себя соблюдение международных обязательств, вытекающих из Устава Лиги. Советское правительство официально заявило, что оно не несет ответственности за решения, принятые Лигой Наций до вступления СССР. Кроме того, СССР выразил свое несогласие с принятой Лигой Наций системой мандатов, которая фактически являлась формой колониального господства, а также высказал сожаление по поводу отсутствия в статье 22 Устава обязательств расового равноправия. Глава советской делегации на XV Ассамблее Лиги Наций в своей речи 18 сентября подчеркнул, что Советский Союз вступает в международную организацию как государство новой социально-политической системы, сохраняя присущие ей особенности.

    По мнению Советского правительства, эффективность коллективных мер по противодействию агрессии могла быть обеспечена только в том случае, если будет достигнуто согласие международного сообщества по определению реальной опасности, если будет создана международно-правовая основа для установления самого факта агрессии. Поэтому еще ранее, на Конференции по сокращению и ограничению вооружений в феврале 1933 г., советская делегация внесла проект декларации относительно определения агрессии. Советский Союз предлагал дать наиболее полное определение агрессии, т. е. зафиксировать различные действия нападающей стороны, которые могут повлечь за собой политические, экономические и военные санкции мирового или регионального сообщества в рамках коллективной безопасности во имя сохранения мира.

    Предложенная Советским Союзом декларация по определению агрессии явилась новым явлением в международном праве и получила широкий отклик в мировом общественном мнении и в правящих кругах многих государств. В июле 1933 г. СССР подписал конвенцию об определении агрессии с 10 государствами: Эстонией, Латвией, Польшей, Румынией, Турцией, Ираном, Афганистаном, Чехословакией, Югославией и Литвой. В январе 1934 г. к конвенции присоединилась Финляндия. Однако ведущие капиталистические страны - США, Великобритания, Франция, Италия, Германия и Япония - не подписали конвенцию, ослабив тем самым основы создания коллективной безопасности. Развивая концепцию коллективной безопасности, советская дипломатия предлагала дополнить механизм обеспечения мира наряду с деятельностью Лиги Наций системой региональных пактов. В беседе с французским министром иностранных дел Л. Барту в Женеве 18 мая 1934 г. нарком иностранных дел СССР М. М. Литвинов говорил о системе многосторонних пактов, которые должны были охватить государства тех регионов, где назревала угроза войны и агрессии. Советский нарком считал целесообразным образовать «три замкнутых круга» - восточноевропейский, тихоокеанский и средиземноморский, которые могли сформироваться в результате региональных соглашений о взаимной помощи против агрессии с участием государств, заинтересованных в сохранении мира в этих районах. По мнению Советского правительства, региональные пакты должны были иметь тесную связь с Лигой Наций и создавать более гибкий и более эффективный механизм противодействия агрессии.

    Провал политики «коллективной безопасности»

    Западные державы проводили политику уступок фашистской Германии, надеясь создать из нее надежный противовес против СССР и направить ее агрессию на восток. Кульминацией этой политики стало Мюнхенское соглашение (сентябрь 1938 г.) между Германией, Италией, Англией и Францией. Оно юридически оформило расчленение Чехословакии. Почувствовав свою силу, Германия в 1930 г. оккупировала всю Чехословакию.

    На Дальнем Востоке Япония, захватив большую часть Китая, приблизилась к советским границам. Летом 1938 г. произошел вооруженный конфликт на территории СССР в районе озера Хасан. Японская группировка была отброшена. В мае 1939 г. японские войска вторглись в Монголию. Части Красной Армии под командованием Г.К Кукова разгромили их в районе реки Халхин-Гол.

    В начале 1939 г. была осуществлена последняя попытка создания системы коллективной безопасности между Англией, Францией и Советским Союзом. Однако западные государства не верили в потенциальную возможность СССР противостоять фашистской агрессии. Поэтому переговоры ими всячески затягивались. Кроме того, Польша категорически отказывалась дать гарантию пропуска советских войск через свою территорию для отражения предполагавшейся фашистской агрессии. Одновременно Великобритания установила тайные контакты с Германией с целью достижения договоренности по широкому кругу политических проблем (в том числе нейтрализации СССР на международной арене).

    Советскому правительству было известно, что германская армия уже находится в полной готовности для нападения на Польшу. Понимая неизбежность войны и свою неготовность к ней, оно резко изменило внешнеполитическую ориентацию и пошло на сближение с Германией. 23 августа 1939 г. в Москве был заключен советско-германский договор о ненападении, незамедлительно вступавший в силу и рассчитанный на 10 лет (пакт Риббентропа Молотова). К нему был приложен секретный протокол о разграничении сфер влияния в Восточной Европе. Интересы Советского Союза были признаны Германией в Прибалтике (Латвия, Эстония, Финляндия) и Бессарабии.

    1 сентября 1939г. Германия напала на Польшу. Союзники Польши Великобритания и Франция 3 сентября объявили войну Германии. Однако они не оказали реальной военной помощи польскому правительству, что обеспечило А. Гитлеру быструю победу. Началась вторая мировая война.

    В новых международных условиях руководство СССР приступило к реализации советско-германских договоренностей августа 1939 г. 17 сентября, после разгрома немцами польской армии и падения польского правительства. Красная Армия вступила в Западную Белоруссию и Западную Украину. 28 сентября был заключен советско-германский договор "О дружбе и границе", закрепивший эти земли в составе Советского Союза. Одновременно СССР настоял на заключении соглашений с Эстонией, Латвией и Литвой, получив право размещения своих войск на их территории. В этих республиках в условиях присутствия советских войск были проведены выборы в законодательные органы, на которых одержали победу коммунистические силы. В 1940 г. Эстония, Латвия и Литва вошли в состав СССР.

    В ноябре 1939 г. СССР начал войну с Финляндией в надежде ее быстрого разгрома и создания в ней правительства прокоммунистической ориентации. Существовала также военно-стратегическая необходимость обеспечить безопасность Ленинграда, отодвинув от него советско-финляндскую границу в районе Карельского перешейка. Военные действия сопровождались огромными потерями со стороны Красной Армии. Они продемонстрировали ее плохую подготовленность. Упорное сопротивление финской армии было обеспечено глубоко эшелонированной оборонительной "линией Маннергейма". Западные государства оказывали Финляндии политическую поддержку. СССР под предлогом его агрессии был исключен из Лиги Наций. Ценой огромных усилий сопротивление финских вооруженных сил было сломлено. В марте 1940 г. был подписан советско-финляндский мирный договор, по которому СССР получил весь Карельский перешеек.

    Летом 1940 г. в результате политического нажима Румыния уступила Советскому Союзу Бессарабию и Северную Буковину.

    В итоге в состав СССР были включены значительные территории с населением 14 млн. человек. Граница страны отодвинулась на западе в разных местах на расстояние от 300 до 600 км. Внешнеполитические соглашения 1939 г. почти на два года помогли отсрочить нападение Германии на Советский Союз.

    Советское руководство пошло на соглашение с фашистской Германией, идеологию и политику которой оно ранее осуждало. Подобный поворот мог быть осуществлен в условиях государственной системы, все внутренние средства пропаганды которой были направлены на оправдание действий правительства и формирование нового отношения советского общества к гитлеровскому режиму.

    Бели Пакт о ненападении, подписанный в августе 1939 г., был в определенной степени вынужденным для СССР шагом, то секретный протокол, договор "О дружбе и границе", другие внешнеполитические акции сталинского правительства, осуществленные накануне войны, не учитывали интересы разных государств и народов Восточной Европы

    Заключение

    Ценным вкладом в практику международных отношений явились советские предложения по разоружению, по определению агрессии, созданию региональных пактов взаимопомощи. Советская дипломатия получила опыт деятельности в Лиге Наций и стала постоянным и активным участником важнейших международных форумов. Безусловным успехом советской внешней политики явилось заключение договоров о взаимопомощи с Францией и Чехословакией.

    Главная причина неудач политики коллективной безопасности состояла в том, что советской дипломатии не удалось преодолеть враждебность правящих кругов Запада к Советскому государству. Идеологическая конфронтация между социализмом и капитализмом тормозила развитие межгосударственных отношений, антисоветизм и антикоммунизм стали той основой, которая привела к мюнхенскому сговору. В 1938–1939 гг. нарастали кризисные явления во взаимоотношениях СССР с ведущими капиталистическими странами, усиливалась тенденция к политической изоляции СССР.

    Отрицательное влияние на развитие международных отношений оказывала непоследовательная и противоречивая политика Вашингтона, Лондона и Парижа, которые не сумели преодолеть взаимное соперничество и выработать единую позицию в отношении агрессивных государств. Следует учитывать также то, что СССР выступал на международной арене без верных и надежных союзников. На неблагоприятное развитие международных отношений в немалой степени повлияли просчеты и ошибки советского политического руководства.

    Использованная литература:

    1. Международные отношения: теории, конфликты, организации: Учебное пособие / Под ред. П.А. Цыганкова. М., 2004

    2. Политическая наука: новые направления / Под ред. Р. Гудина, Х.-Д. Клингеманна. М., 1997.

    3. Цыганков П.А. Теория международных отношений. М., 2002.

    4. Ильин Ю.Д.,История права коллективной безопасности. Курс лекций

    5. Кейтель В. Размышления перед казнью. Смоленск. Русич. 2000

    6. Род кризиса. 1938-1939. Том 1. Документы и материалы. М., 1990

    7. Вторая мировая войт в воспоминаниях... М., 1990.

    8. Тейлор А. Дж. П., Якобсен Г.-А. Вторая мировая война: Два взгляда; М 1995


    Ильин Ю.Д.,История права коллективной безопасности. Курс лекций

    Международные отношения: теории, конфликты, организации:

    Политическая наука: новые направления / Под ред. Р. Гудина, Х.-Д. Клингеманна. М., 1997.