Кто схватил пьяного казака. Основные этапы жизни и творчества а.Пушкина. Идейно-художественная эволюция поэта. III. Анализ главы

Лермонтов. Исследования и находки Андроников Ираклий Луарсабович

2

В 1837 году Аким Акимович Хастатов в чине поручика лейб-гвардии Семеновского полка состоял адъютантом при начальнике штаба войск Кавказской линии в Ставрополе. Там, следовательно, Лермонтов и встретился с ним, когда следовал через Ставрополь в Нижегородский драгунский полк.

Прослужив несколько лет в Семеновском полку, в Петербурге, Хастатов с 1832 по 1835 год находился в отставке, жил в своем Шелкозаводском и, выезжая на Линию вместе с казаками на все тревоги, прослыл отчаянным храбрецом. Гарцевал он под пулями в штатском платье, в круглой соломенной шляпе, без оружия, с одним хлыстиком, немало удивляя своим видом казаков и, очевидно, еще более удивляя чеченцев, для которых он служил отличной мишенью. На своих визитных карточках, гордясь тем, что живет на «переднем крае», Хастатов писал вместо звания: «Передовой помещик Российской империи». Вообще о нем ходило множество анекдотов.

В 1835 году он снова определился в Семеновский полк, но с назначением состоять адъютантом начальника штаба линейных войск в Ставрополе. Эту должность, как мы знаем, занимал в то время генерал-майор Павел Иванович Петров, женатый на сестре Хастатова.

А. П. Шан-Гирей, приходившийся Хастатову родным племянником, рассказывал П. А. Висковатову, что во время первой ссылки Лермонтов гостил у Хастатова в Шелкозаводском. Значит, в 1837 году поэт снова побывал в тех местах, которые видел в детстве. Передавал Шан-Гирей также, что в основу рассказа «Бэла» положено «происшествие, бывшее с Хастатовым, у которого действительно жила татарка этого имени». Говорил, будто бы в «Фаталисте» Лермонтов описал случай, происшедший с Хастатовым в станице Червленой, когда тот ворвался в хату, в которой заперся пьяный казак, вооруженный пистолетом и шашкой.

Но даже и без этого ясно, что поэт не мог не побывать в Червленой и Шелковской, раз он начал свое путешествие «вдоль Линии» от Кизляра. Линия, как известно, проходила по Тереку. От Кизляра до Шелковской считалось пятьдесят восемь верст. Путешествуя от Кизляра, Лермонтов неизбежно должен был проезжать через станицы. Мы же знаем, что он там гостил у Хастатова, - очевидно, просто поехал туда вместе с ним.

Эта поездка обогатила русскую литературу «Казачьей колыбельной песней» и «Дарами Терека», а кроме того, дала Лермонтову богатый материал для «Бэлы» и «Фаталиста».

«Мне как-то случилось прожить две недели в казачьей станице на левом фланге; тут же стоял батальон пехоты; офицеры собирались друг у друга поочередно, по вечерам играли в карты».

Так начинается «Фаталист».

Пребыванию Лермонтова в Червленой и Шелковской мы обязаны упоминанием в этой повести о каза?чках, «прелесть которых трудно постигнуть, не видав их», и описанием ночной станицы, когда Печорин возвращается домой пустыми переулками после пари с Вуличем и месяц, «полный и красный, как зарево пожара», показывается «из-за зубчатого горизонта домов».

Казачья станица описана в «Фаталисте» необычайно скупо, а между тем лермонтовское изображение остается в памяти на всю жизнь и другими описаниями не вытесняется.

«Убийца заперся в пустой хате, на конце станицы, - пишет Лермонтов в „Фаталисте“. - Мы шли туда. Множество женщин бежало с плачем в ту же сторону. По временам опоздавший казак выскакивал на улицу, второпях пристегивая кинжал, и бегом опережал нас».

Действие «Бэлы» происходит за Тереком, на левом фланге кордонной линии, «в крепости у Каменного брода».

Это не выдумано: Лермонтов называет конкретное место. Крепость находилась на Аксае, в восемнадцати верстах от Шелковской станицы, за переправой, и называлась «Таш-Кичу», или «Каменный брод». Выстроена она была при Ермолове, одновременно с крепостью «Внезапной», и обеспечивала Линию, шедшую по рекам Аксай и Акташ, от набегов чеченцев.

Все это хорошо известный Лермонтову район гребенских станиц. Недаром Печорин посылает нарочного за подарками в Кизляр («Бэла»), а потом отлучается в казачью станицу («Фаталист»).

Из книг и рукописей по истории гребенского казачества, из воспоминаний участников кавказской войны можно почерпнуть богатый материал, но даже и приблизительно нельзя себе представить, как близко все это одно от другого - Кизляр, Шелковская, Червленая, крепость за Каменным бродом, долины Аргуна и Ассы, описанные в «Измаил-бее», Грозная, откуда Лермонтов в 1840 году отлучался в казачьи станицы. От Шелковской до Гудермеса (бывш. Алхан-Юрт на Сунже) - около тридцати километров, до Хасав-Юрта - около тридцати двух.

Это стало понятно мне после того, как удалось побывать на Тереке, проехать через станицы в Кизляр, послушать рассказы старожилов, особенно доктора Степана Петровича Ларионова в станице Шелковской.

Нынешняя Шелковская стоит не там, где она находилась при Лермонтове. Жители ее отселились на новое место - в четырех километрах от Терека - после наводнения 1885 года. Наследники Акима Акимовича Хастатова продали тогда имение переселенцам, и на землях хастатовской усадьбы возник хутор Харьковский. Но и сейчас в густом лесу можно еще найти места, где было Шелкозаводское поселение, станица, кладбище, усадьба Хастатовых.

Идешь через чинаровый и карагачевый лес, обвитый плетями дикого винограда, бесконечной кажется непроходимая чаща, темная зелень, поляны, окруженные терном и ежевичником, заросшие травой дороги, в полтора человеческих роста камыш с сухими метелками. И вдруг - внезапный простор: плавное, быстрое течение Терека, широкого, как в половодье, с глянцевитой поверхностью тяжелой, словно густой воды. А за Тереком - горы, тоже уже знакомые нам через Лермонтова, а потом через Льва Толстого.

Недаром Шелковое звалось «земным раем». И понятно, почему Лермонтов так привязался к этим местам на всю жизнь.

Сохранилось предание, что «Казачью колыбельную песню» Лермонтов написал в станице Червленой. Рассказывают, что, войдя в хату, где ему отвели квартиру, он застал там молодую красавицу казачку Дуньку Догадиху, напевавшую песни над колыбелью сына своей сестры. И будто бы эта встреча вдохновила Лермонтова на создание его замечательного стихотворения.

Допустим, что в действительности этого даже и не было. А если и было, то все равно мы должны помнить, что, кроме песен, Лермонтов знал нравы и быт гребенских казаков и что его «Песня» не подражание народной, а обобщение самых разнообразных впечатлений. Но бесспорно, что воплощены эти впечатления в духе народной поэзии. Недаром жители Червленой считали, что Лермонтов написал «Казачью колыбельную песню», услышав в их станице подлинные казачьи песни. Если бы они не почувствовали этого внутреннего сродства лермонтовской песни с их собственными, не возникло бы предания о том, как, услышав пение казачки, Лермонтов тут же, пока вносили в хату его вещи, присел к столу и набросал на клочке бумаги свою «Колыбельную песню», да еще, окликнув казака Борискина, прочел ему эту песню, чтобы услыхать его мнение.

Это предание имеет несколько вариантов, - значит, оно очень устойчиво и основано, очевидно, на действительном случае.

У гребенских казаков весьма популярны песни на слова Лермонтова, в том число и «Казачья колыбельная песня». Как известно, чуждые слова и книжные обороты в песнях поэтов неизбежно подвергаются в народе замене или переделке, применительно к пению и живому народному языку. Однако составитель сборника «Песни гребенских казаков» специально отмечает, что «тексты лермонтовских стихов в фольклорном бытовании не подвергаются существенным изменениям», - новое доказательство, что образы и эпитеты лермонтовских стихотворений сродни гребенским песням.

Каким же песням гребенских казаков сродни «Казачья колыбельная» Лермонтова?

Понять себя человек не может, пока он не определит назначение своей жизни и человеческого существования вообще. «Журнал Печорина» наполнен размышлениями о смысле, о взаимоотношениях личности и общества, о месте человека в череде поколений, о роли в истории человечества. В «Герое нашего времени» эту тему композиционно завершает глава «Фаталист», насыщенная философской проблематикой: и социальные, и психологические вопросы в ней осмысливаются с философских позиций.

Основная черта характера Печорина - самопознание. Он постоянно

Анализирует свои мысли, поступки, желания, симпатии и антипатии, пытаясь раскрыть корни добра и зла в одном человеке: «Я иногда себя презираю, …не оттого ли я презираю других…», «зло порождает зло», «А что такое счастье? … если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечный источник любви». Нет истинной личности без глубины самоанализа. Но это качество в Печорине преувеличено. Не имея возможности реализовать себя в настоящем деле, не «угадав» своего «назначения», все «силы необъятные» души он направил на самопознание. И это уродует душу Печорина, искажает развитие личности. Настойчиво возвращается он к мысли о деформированности собственной психики. Он говорил, немного кокетничая, княжне Мери о двух половинах своей души. Эта же мысль в беседе с Вернером перед дуэлью выражена гораздо более четко и жестко, без тени романтических затей: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его».

Для понимания образа Печорина важно сопоставить две его самохарактеристики. Одна предельно романтична: «Я как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига; его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце…» Так объясняет он свой отказ от «тихих радостей» брака с княжной Мери, свою неспособность обрести семейное счастье под «мирным солнцем». Но все гораздо сложнее: подводя итоги жизни в ночь перед дуэлью Печорин сказал о себе жестко и определенно: «Я - как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты». И обе эти характеристики верны! Ибо «человек, зевающий на бале», не мог появиться ниоткуда, не мог возникнуть на пустом месте. Душа, родственная бурям и битвам, не может не тосковать в однообразных светских гостиных, вырваться откуда можно лишь в смерть. «После этого стоит ли труда жить? а все живешь - из любопытства…» Это «любопытство» и есть главный стержень его жизни; не случайно по дороге на дуэль Печорин в разговоре с Вернером вернется к этой мысли: «Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия».

Это любопытство не имеет ничего общего с любопытством праздного зеваки, оно толкает Печорина вмешиваться в жизнь «честных контрабандистов», бесконечно испытывать любовь Веры и дружбу Вернера, добиваться любви

Мери, вести смертельную игру с Грушницким на краю пропасти… Он все время испытывает судьбу. Зачем? Зачем принял пари Вулича, зачем врывался в хижину, где заперся пьяный казак-убийца?

«Фаталист» отвечает на все эти вопросы. Спор о предопределении, с которого начинается эта глава, - важнейший, центральный вопрос жизни для Печорина. Он ясно и недвусмысленно сформулирован: «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок?» Вот что мучит Печорина, вот что заставляет его превращать жизнь в цепь экспериментов над собой И окружающими! Навязчиво, неотвязно стоит перед ним призрак: он играет недостойную роль «топора в руках судьбы»! Определена ему эта роль свыше или он сам берется за нее? Поэтому Печорин и принимает пари Вулича; ему важно удостовериться, решит ли его участие судьбу Вулича, погубит ли его вмешательство?

Но в том-то и беда, что никакие эксперименты не дадут окончательного ответа на вопросы о смысле бытия. Уверенность может дать только вера. А глубокая вера предков утрачена в век Печорина. Вера отцов давала человеку уверенность в себе, давала твердые моральные ориентиры, духовные идеалы, но лишала внутренней свободы, отнимала право на самостоятельность решений. Человек, отказавшийся от этой веры, обретает свободу, а для Печорина личная свобода - высшее благо: «двадцать раз жизнь свою поставлю на карту, но свободы своей не продам». Но эта свобода оказывается единственным, чем вообще можно дорожить в мире человеку, ощущающему себя песчинкой, от чьей воли ничего не зависит, чья жизнь и смерть ничего не изменит.

Так лермонтовское одиночество мироощущения переплавляется в одиночество Печорина, а лермонтовское бездомье - в печоринскую тягу к разрушению Дома. Для созидания необходима вера, а в раздвоенном сознании «героя нашего времени» для веры места нет.

Фамилия, имя ______________________________ Вариант 1

1. Кем доводился Азамат Бэле?

а) отец

б) друг

в) брат

г) сын

2. Укажите звание Максима Максимыча.

а) подпоручик

б) полковник

в) поручик

г) штабс-капитан

3. Укажите национальную принадлежность Бэлы.

а) осетинка

б) грузинка

в) черкешенка

г) чеченка

4. Куда отправились Печорин и Максим Максимыч в тот день, когда погибла Бэла?

а) по делам службы

б) на рыбалку

в) на охоту

г) на свадьбу

5. Укажите имя и отчество Печорина.

а) Алексей Петрович

б) Григорий Александрович

в) Александр Максимович

г) Петр Григорьевич

6. Укажите, на каких животных автор-рассказчик перевозил поклажу?

а) лошади

б) буйволы

в) быки

г) собаки

7. В чем особенность композиции повести «Бэла»?

а) рассказ о Бэле перемежается с рассказом о путешествии автора

б) история Бэлы находится в середине рассказа о путешествии автора

в) история Бэлы включает в себя рассказ о путешествии автора

8. Что из вещей Печорина хранил, а затем отдал автору Максим Максимыч?

а) пистолеты

б) записки

в) платок

г) эполеты

9. Чем удивил Максим Максимыч автора-рассказчика? (глава «Максим Максимыч»)

а) тем, что удачно зажарил фазана

б) тем, что метким выстрелом убил кабана

в) тем, что переплыл Терек

г) тем, что поставил на место слугу

10. На что обратил внимание Максим Максимыч прежде, чем узнал о приезде Печорина? (глава «Максим Максимыч»)

а) на коляску

б) на чемоданы

в) на лошадей

г) на трубку

Фамилия, имя ______________________________ Вариант 2

1. Какой дворянский титул носил отец Бэлы?

а) граф

б) барон

в) баронет

г) князь

2. Укажите кличку коня, за которого Азамат продал Бэлу.

а) Черкес

б) Карагёз

в) Казбич

г) Абрек

3. Укажите место, где происходила история любви Печорина и Бэлы?

а) в крепости за Тереком

б) в сакле на берегу Арагвы

в) в замке у подножия Казбека

г) в особняке в Тифлисе

4. Где Печорин впервые увидел Бэлу?

а) на свадьбе

б) на новоселье

в) на народном празднике

г) на именинах

5. От чьего лица рассказана история Бэлы?

а) Печорин

б) Максим Максимыч

г) Бэла

6. Укажите причину, по которой автору-рассказчику пришлось заночевать на станции у подножия Крестовой горы?

а) приближалась буря

б) не было лошадей

в) была размыта дорога

г) не было носильщиков

7. Когда происходят события, описанные в повести «Максим Максимыч»?

а) до истории с Бэлой

б) после истории с Бэлой

в) во время истории с Бэлой

8. Куда отправлялся Печорин, когда Максим Максимыч встретился с ним во второй раз?

а) в Петербург

б) в Грузию

в) в Персию

г) в Турцию

9. Когда произошла встреча Печорина и Максима Максимыча после того, как слуга доложил о нахождении старика в гостинице? (глава «Максим Максимыч»)

а) сразу

б) через час

в) к вечеру

г) наутро

а) походка

б) улыбка

в) глаза

г) нос

Фамилия, имя ______________________________ Вариант 3

1. Укажите фамилию княжны Мери.

а) Ланская

б) Лиговская

в) Петровская

г) Раевская

2. В каком городе произошло знакомство Печорина и Мери?

а) Ессентуки

б) Кисловодск

в) Железноводск

г) Пятигорск

3. Что уронил Грушницкий у колодца, чтобы привлечь внимание Мери?

а) стакан

б) трубку

в) трость

г) лорнет

4. Укажите бальный танец, на который мечтал пригласить Мери Грушницкий, но заранее ее пригласи Печорин.

а) мазурка

б) полонез

в) вальс

г) кадриль

5. В каком воинском звании Грушницкий приехал на воды и скрывал его от княжны.

А) офицер

б) юнкер

в) кадет

г) прапорщик

6. Как звали женщину с родинкой на щеке, с которой тайно встречался Печорин?

а) Мери

б) Вера

в) Бэла

г) Даша

7. Как называли людей, приехавших лечиться на Кавказ?

а) светское общество

б) больное общество

в) водяное общество

г) горное общество

8. На скольких шагах стрелялись Печорин и Грушницкий?

а) 9

б) 8

в) 7

г) 6

9. Чей это портрет: «…мал ростом, худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна…»?

а) Грушницкий

б) драгунский капитан

в) Вернер

г) Печорин

10. Кто в повести говорит эти слова: «Эти петербургские слётки всегда зазнаются, пока их не ударишь по носу! Он думает, что он только один и жил на свете, оттого что носит всегда чистые перчатки и вычищенные сапоги…»

а) Грушницкий

б) драгунский капитан

в) Вернер

г) Печорин

Фамилия, имя ______________________________ Вариант 4

1. Укажите фамилию доктора, с которым Печорин подружился на водах.

а) Битнер

б) Апфельбаум

в) Вернер

г) Вулич

2. Вблизи какого города произошла дуэль Печорина и Грушницкого?

а) Ессентуки

б) Кисловодск

в) Железноводск

г) Пятигорск

3. Что купил Печорин, дав большую цену, чем княжна Мери, и вызвал тем самым ее досаду и злость?

а) кресло

б) ковер

в) плед

г) шаль

4. Укажите бальный танец, на который Мери приглашал пьяный господин, но Печорин спас княжну от унижения, сказав, что танец обещан ему.

а) мазурка

б) полонез

в) вальс

г) кадриль

5. В какое звание Грушницкий был произведен на водах и очень этим гордился?

А) офицер

б) юнкер

в) кадет

г) прапорщик

6. Кто был зачинщиком нечестной дуэли Грушницкого и Печорина?

а) Грушницкий

б) Печорин

в) драгунский капитан

г) доктор

7. Для чего каждое утро в Пятигорске все собирались у колодца?

а) принимать ванны

б) дышать воздухом

в) пить воду

г) умываться

8. Где, по предложению Печорина, должен был находиться на дуэли тот, в кого стреляли, чтобы быть наверняка убитым?

а) на вершине горы

б) на краю пропасти

в) на неустойчивом камне в течении реки

г) над нависшей скалой

9. Чей это портрет: «…хорошо сложен, смугл и черноволос… Закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правой опирается на костыль…»

а) Грушницкий

б) драгунский капитан

в) Вернер

г) Печорин

10. Кто в повести говорит эти слова?: «О эполеты, эполеты! Ваши звездочки, путеводительные звездочки… Нет! Я теперь совершенно счастлив?»

а)Грушницкий

б) драгунский капитан

в) Вернер

г) Печорин

Фамилия, имя ______________________________ Вариант 5

1. Что имел в виду комендант, когда сказал Печорину о лачуге, где тот остановился, что «там нечисто»?

а) в доме было не убрано

б) хозяева были недобрыми людьми

в) хозяйка была очень неопрятной

г) дом стоял на городской свалке

2. Как звали мужчину, которого ждали слепой мальчик и девушка ночью на берегу моря?

а) Иванко

б) Петро

в) Янко

г) Михайло

3. Где находилась девушка, когда Печорин впервые услышал ее пение?

а) на крыше

б) на крыльце

в) на заборе

г) на камне

4. Кто вместе с Печориным квартировал в лачуге?

а) казак

б) слуга

в) друг

г) Максим Максимыч

5. Как Печорин узнал о контрабандистах?

а) он подслушал разговор старухи и мальчика

б) он следил за мальчиком

в) ему рассказала девушка

г) ему сообщил комендант

Фамилия, имя ______________________________ Вариант 6

1. Какое врожденное уродство было у мальчика?

а) он был слепым

б) он был горбатым

в) он был безногим

г) он был глухим

2. Что в лачуге Печорин счел «дурным знаком»?

а) в доме было темно

б) не стенах не было ни одного образа

в) в доме не было окон

г) на стенах было развешено оружие

3. Какой была погода на море в ту ночь, когда Печорин следил за контрабандистами?

а) дождь

б) ветер

в) гроза

г) туман

4. Что девушка бросила за борт, когда пыталась утопить Печорина?

а) кинжал

б) бумажник

в) пистолет

г) трубку

5. Как Печорин говорит о контрабандистах, жизнь которых он разрушил?

а) честные

б) смелые

в) бедные

г) несчастные

Фамилия, имя ______________________________ Вариант 7

1. Укажите самое страстное увлечение Вулича.

а) пить вино

б) ухаживать за девушками

в) коллекционировать оружие

г) играть в карты

2. Какую карту подкинул Печорин в момент, когда Вулич стрелял себе в лоб?

а)червонного туза

б) пиковую даму

в) крестовую семерку

г) бубнового короля

3. За каким животным гнался пьяный казак?

а) собака

б) свинья

в) лошадь

г) корова

4. Во что прицелился и прострелил вторым выстрелом Вулич?

а) окно

б) фуражка

в) ковер

г) лампа

5. От какого оружия погиб Вулич?

а) пистолет

б) сабля

в) шашка

г) ружье

Фамилия, имя ______________________________ Вариант 8

1. Почему офицера допоздна засиделись у майора?

а) они играли в карты

б) они пили вино

в) они вели занимательный разговор

г) они слушали истории Вулича

2. Укажите национальную принадлежность Вулича

а) чех

б) венгр

в) серб

г) болгарин

3. Кем доводилась пьяному казаку женщина, которая «сидела на толстом бревне, облокотись на свои колени и поддерживая голову руками…»

а) жена

б) мать

в) дочь

г) сестра

4. Где заперся пьяный казак?

а) в хате

б) в амбаре

в) в конюшне

г) в казарме

5. Кто увидел на лице Вулича отпечаток близкой кончины?

а) есаул

б) майор

в) Печорин

г) пьяный казак

1799-1811 г.г. Детство. Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 г. в Москве. В детские годы его лучшим другом была няня Арина Родионовна, неграмотная крепостная крестьянка, песни и сказки которой привили ее воспитаннику любовь к народной поэзии.

1811-1817 г.г. Лицейские годы А. Пушкин поступил в Лицей 19 октября 1811 г.Эти годы сформировали мироощущение, политические убеждения поэта. В 1814 г. журнал «Вестник Европы» публикует первое стихотворение Пушкина - «К другу стихотворцу». В январе 1815 г. юный поэт в присутствии Державина читает свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». В лицейских стихах Пушкина много перекличек с произведениями русских и французских писателей. Он не стеснялся своего ученичества, заимствовал темы, мотивы, образы, поэтический словарь, использовал жанры, сложившиеся в поэзии начала XIX века: оду, элегию, послание, мадригал. Действительно, во многих лицейских стихах Пушкина звучат анакреонтические мотивы лирики Батюшкова. Важное для молодого поэта «обозрение» старой и новой литературы, стихотворение «Городок» (1814), - эхо батюшковских «Моих пенатов» (1811). Элегии 1815-1816 гг. («Мечтатель», «К ней», «Певец» и др.) написаны под влиянием Жуковского. В немногих гражданских стихотворениях («Воспоминания в Царском Селе», «Лицинию») Пушкин предстает учеником Державина. Поэт жадно впитывает все лучшее, что создала европейская литература, - от античности до Вольтера, легендарного Оссиана и французской «легкой поэзии».1817-1820 г.г. Петербургский период. Годы жизни в Петербурге были для Пушкина не только порой веселой, беззаботной жизни, но и периодом быстрого духовного роста. Под непосредственным влиянием идей участников «Союза благоденствия» написаны стихотворения «Вольность» (1817) и «Деревня» (1819). Яркий политический темперамент Пушкина проявился в злой сатире на Александра I «Сказки. Noёl» («Ура! в Россию скачет. ..») (1818), в эпиграмме на всесильного временщика Аракчеева. Молодым порывом вольного сердца продиктовано послание «К Чаадаеву» (1818). 1820-1822 г.г. Южная ссылка Пушкин в период южной ссылки - яркий поэт-романтик. Ведущее положение в «южной» лирике заняли романтические жанры: элегия и дружеское стихотворное послание. Привлекал его и жанр романтической баллады («Песнь о вещем Олеге»). Элегии «Погасло дневное светило...», «Мне вас не жаль, года весны моей...», «Редеет облаков летучая гряда...» и «Я пережил свои желанья...» - как бы романтические эпиграфы к новой главе творческой биографии Пушкина.Настоящее казалось ссыльному поэту бесприютным, унылым и неопределенным. Часто возникали психологические параллели со знаменитыми опальными поэтами - древнеримским поэтом Овидием и современниками, Байроном и Е.А.Баратынским. Яркие образы изгнанников и странников, созданные Пушкиным в послании «К Овидию» (1821), в исторической элегии «Наполеон» (1821), в дружеских посланиях к Баратынскому (1822), подчеркнули символический смысл его собственной судьбы.Поэмы «Кавказский пленник» (1821), «Братья-разбойники» (1821-1822), «Бахчисарайский фонтан» (1821-1823) и «Цыганы» (закончены в 1824 г. в Михайловском) - главное достижение Пушкина в период южной ссылки.В мае 1823 г., в Кишиневе, началась работа над романом в стихах «Евгений Онегин». Замысел Пушкина был новаторским: поэт искал новый сюжет, который позволил бы преодолеть романтическую условность сюжетов «южных» поэм, нового героя, тесно связанного с жизнью общества, новый стиль. 1824-1825 ссылка в Михайловское. Михайловский период творчества - время смены эстетических ориентиров Пушкина. В Михайловском была завершена лучшая романтическая поэма «Цыганы», написан шедевр романтической лирики - стихотворение «К морю». Меняется стиль любовной лирики - слово поэта точно фиксирует психологическую уникальность его переживаний («К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Сожженное письмо», «Под небом голубым страны своей родной...», «Признание»). Пушкин создает цикл стихотворений «Подражания Корану» и «Песни о Стеньке Разине», в которых осваивает образность восточной поэзии и русского фольклора. В поэме «Граф Нулин» и в центральных главах «Евгения Онегина» (III-VI), написанных в Михайловском, Пушкин еще дальше уходит от романтизма.Веха в творческом самоопределении Пушкина-реалиста - историческая трагедия «Борис Годунов», законченная 7 ноября 1825 г. В ней отразились новые представления поэта о соотношении истории и личности, истории и народа, его интерес к трагическим, переломным эпохам в истории России. Творчество второй половины 1820-х гг. Размышления о современности, о перспективах нового царствования привели поэта к теме Петра I («Стансы», неоконченный исторический роман «Арап Петра Великого», поэма «Полтава»). В «Стансах» (1826) Пушкин призвал Николая I быть во всем похожим на «пращура». Новый царь поразил поэта прямотой и готовностью к реформам. Вторая половина 1820-х гг . - время создания многих лирических шедевров - отмечена высоким уровнем творческого самосознания Пушкина. Размышления о поэте получили законченный, концептуальный характер в программных стихотворениях «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828) и «Поэту» (1830). Усилился интерес Пушкина к философской проблематике: написаны стихотворения «Воспоминание» («Когда для смертного умолкнет шумный день...»), «Дар напрасный, дар случайный...», «Предчувствие», «Утопленник», «Анчар» (все - 1828 г.), «Дорожные жалобы», «Жил на свете рыцарь бедный...», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (все - 1829 г.) «Полтава» (1828) - единственная историческая поэма Пушкина - крупнейшее произведение, написанное во второй половине 1820-х гг.. В сюжете поэмы изображение триумфа «России молодой» в лице неудержимого Петра переплетено с драматической историей любви и предательства Мазепы. Поэт нащупывал новый подход к истории, в полной мере проявившийся позднее в «Капитанской дочке». Болдинская осень (1830) - короткий, но самый плодотворный период в творчестве Пушкина. Первыми были прозаические «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», написанные в сентябре-октябре. Параллельно шла работа над шуточно-пародийной поэмой «Домик в Коломне» и последними главами «Евгения Онегина». В конце октября - начале ноября одна за другой появились «маленькие трагедии» - цикл философско-психологических «пьес для чтения»: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». «Урожайная» Волдинская осень принесла «Сказку о попе и о работнике его Балде», «Историю села Горюхина». Фон пушкинского «пира воображения» - лирическая поэзия: около 30 стихотворений, среди которых такие шедевры, как «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Бесы», «Моя родословная», «Румяный критик мой, насмешник толстопузый...», «Заклинание», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Герой», «Для берегов отчизны дальной...». Брак с Натальей Гончаровой . 18 февраля 1831 г. А. С. Пушкин обвенчался с Натальей Гончаровой. Брак стал для него и источником счастья, и причиной смерти. С 1836 г. петербургское аристократическое общество оплело А. С. Пушкина и его жену сетью интриг и гнусной клеветы. Этому содействовал скиталец по свету, французский эмигрант, офицер Дантес, настойчиво ухаживавший за женой Пушкина.Ситуация стала невыносимой, и 27 января 1837 г. состоялась дуэль между Дантесом и Пушкиным. На ней поэт был смертельно ранен.

Какое-то время спустя Печорину пришлось прожить две недели в казачьей станице. Там стоял батальон пехоты, и офицеры каждый вечер собирались друг у друга и играли в карты. В один из вечеров они засиделись у майора С, разговаривая о том, что предопределяет судьбу человека. Среди прочих присутствовал поручик Вулич, серб по национальности. Он был храбр. говорил мало, душевных тайн никому не поверял, а самой большой его страстью являлась игра в карты.

Пари

Поручик предложил проверить, может ли человек распоряжаться своей жизнью или каждому заранее назначена роковая минута. Печорин согласился держать пари и поставил двести рублей на то, что предопределения нет. Вулич отстаивал противоположное мнение.

Вулич испытывает судьбу

Он молча прошел в спальню майора, снял со стены первый попавшийся пистолет, взвел курок и насыпал на полку порох. Его стали отговаривать, но он никого не слушал. Присев у стола, поручик попросил всех занять места кругом. Присутствующие подчинились. Внезапно Печорину показалось, что на хладнокровном лице Вулича лежит печать смерти. Григорий Александрович сказал поручику, что тот нынче умрет. Ответив, что все возможно, серб спросил у майора, заряжен ли пистолет. Майор не помнил. Офицеры начали заключать новые пари. Печорину все это надоело, и он заявил, чтобы Вулич либо стрелялся, либо повесил пистолет на место. Тогда поручик приставил дуло ко лбу и спустил курок. Выстрела не последовало. Вулич опять взвел курок и прицелился в фуражку, висевшую на стенке. Раздался выстрел. Когда дым рассеялся, оказалось, что пуля пробила фуражку в самой середине и глубоко засела в стене. Серб спокойно собрал выигранные деньги со стола и ушел.

Пьяный казак

Печорин направился к себе домой, размышляя о человеческой жизни и предопределении, и вдруг споткнулся обо что-то толстое и мягкое. Он наклонился и увидел, что перед ним лежит свинья, разрубленная пополам шашкой. Тут подбежали два солдата и спросили, не видал ли он пьяного казака, который гнался за свиньей. Григорий Александрович показал им зарубленную свинью, и они последовали дальше, говоря, что надо связать пьяного, пока он не сотворил беды.

Печорин пришел к себе и лег спать. В четыре часа утра его разбудили офицеры с известием, что Вулич убит. Григорий Александрович остолбенел. Оказалось, что, когда поручик возвращался домой, на него наскочил пьяный казак. Возможно, последний и прошел бы мимо, но Вулич спросил его, кого он ищет. «Тебя!» — ответил казак, ударил его шашкой и разрубил от плеча почти до самого сердца. Свидетели рассказали, что на последнем издыхании серб произнес: «Он прав!». Печорин понял значение этих слов: он сам невольно предсказал Вуличу его судьбу.