Конспект занятия "звуки г, гь и буква г". Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки, » в подготовительной логопедической группе


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Программные задачи :

  • Познакомить детей с акустическими и артикуляционными особенностями звуков [г], [г’].
  • Совершенствовать звуко-слоговой анализ и синтез, фонематическое восприятие.
  • Учить дифференцировать звуки [г]–[г"] в слогах, словах, предложениях.
  • Активизировать лексический словарный запас.
  • Вырабатывать орфографическую зоркость.
  • Учить грамматическому оформлению предложения.
  • Развивать произвольность внимания, слуховую и зрительную память, логическое мышление, зрительно-моторные координации, воображение.
  • Воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: тетради, ручки, цветные карандаши, листочки на каждого ребёнка.

Ход занятия

I. Оргмомент

1. Правило речи. (Слайд 4).

Каждый день, всегда, везде.
На занятиях и в игре,
Будем чётко говорить
И не будем мы спешить.

2. Знакомство со звуками занятия. (Слайд 5)

Логопед: Мы сегодня с вами отправимся в гости к гномам. Вот один из них нас встречает. Он будет нашим гидом в сказочном лесу. Кто такой гид? (объяснение учителя).

С какого звука начинается слово “Гном”? А с какого “гид”?

Кто догадался какова тема нашего урока? (ответы учеников)

Сегодня на занятии мы потренируемся слушать звуки и различать [г]- [г’] между собой.

II. Основная часть

1. Сравнительная характеристика изучаемых звуков. (Слайды 6-8).

Логопед: Расскажите про звуки нашего занятия.

Г – согласный, звонкий, твёрдый.

Г’ – согласный, звонкий, мягкий.

2. Соотнесение с буквой Г (слайд 9-10).

Логопед : Послушайте стихотворение про букву Г (Слайд 9).

Найдите эту букву в домике Гнома. (Слайд 10 )

3. Дифференциация[ г] –[ г’] в слогах. (Слайд 11).

Логопед : Прочитайте слоги вместе с осликом столько раз, сколько он крутится ГА – ГО – ГУ - ГЫ – ГЕ – ГЮ - ГЁ – ГИ – АГА.

Какой звук занятия есть в каждом слоге? Назовите сначала слоги с мягким звуком [г’], затем с твердым [г].

4. Развитие слогового анализа и синтеза, зрительного восприятия. Уточнение словаря. (Слайд 12)

Логопед: Распутай слова.

РОДГО НАГЕНДИЙ
ТУКГАЛС ГАРАДУ
РИСТТАГИ РОДОГА
БИЛУГО ГУРУКЕН

5. Физминутка. Гимнастика для глаз. (Слайд 13-14)

Логопед: Давайте отдохнём вместе с гномами. Внимательно следите глазами за предметами на экране.

6. Дифференциация[ г] – [г"] в словах. Развитие логического мышления. (Слайды 15-23)

Логопед : Разгадай загадки. Запиши отгадки, подчеркни букву Г. Если в слове звук [г] – синим карандашом, если звук [г’] – зелёным.

Этот струнный инструмент
Зазвенит в любой момент.
И на сцене в лучшем зале,
И в походе на привале. (гитара)

Толстокожий, неуклюжий,
У него огромный рот.
Любит воду, но не лужи,
Житель Нила.... (бегемот)

Он качели и кровать,
Хорошо на нем лежать,
Он в саду или в лесу
Покачает на весу. (гамак)

Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может. (гусеница)

7. Дифференциация[ г] –[ г’] в словах. (Слайд 24)

Логопед: В гости к гномам зашёл крокодил Гена, принёс слова. Распределите слова в два столбика, раздав Гному (грабли, груша, гигант) и Гене (гитара, гиря, гигант).

8. Работа по грамматическому оформлению предложений. (Слайд 25)

Логопед: Составьте предложение про крокодила Гену из данных слов. Проверьте. Запишите в тетради, подчеркните звуки занятия.

III. Итог занятия (Слайд 26 )

Логопед: Что вам понравилось на занятии? Что нового узнали?

  • Придумайте и нарисуйте на листочках свои подарки гномам на звуки [г’] - [г].
  • Дайте характеристику звукам занятия.

Буква Гг. Звуки [г] и [г ].

Тип : урок открытия новых знаний в рамках деятельностного подхода.

Технология: на ситуативной (игровой) основе

Цель : Сформировать способность учащихся к новому способу действия.

Задачи:
1
. Дать представление о буквах Г, г, звуках [Г], [Г’]
2. Обеспечить условия для формирования навыка чтения слов с изученной буквой, развивать фонематический слух, речь, внимание, мышление.
3. Способствовать воспитанию внимательности, аккуратности, усидчивости, эстетических чувств, любви и бережного отношения к окружающему миру.

Планируемые результаты
Предметные.
Обучающийся получит возможность научится:

    давать характеристику согласным звукам;

    узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;

    группировать и систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков;

    классифицировать предметы по общему признаку;

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

    организовывать своё рабочее место под руководством учителя;

    осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

    уметь проговаривать последовательность действий на уроке;

    Оценка

Познавательные УУД:

    ориентироваться в учебнике;

    понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

    способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

    соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;

    формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

    участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

Личностные.

    принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;

    проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока;

    формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

    внутренняя позиция школьника;

    учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;

    ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Улыбнулись, подтянулись,

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.

Я хочу, чтобы сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом. Желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку знаний выше. Успеха и удачи вам!

Сядем за парты правильно, спинку держим прямо. Учебные принадлежности, которые помогут нам в работе, разместились в верхнем углу стола.

Актуализация опорных знаний

- Сегодня утром я под дверью в наш класс нашла конверт, а в нем письмо. Давайте его прочитаем вместе.

Кому: Ученикам 1 «А» класса школы №54 города Новоуральска.

От кого: От Крокодила Гены.

«Дорогие ребята! Я знаю, что вы очень добрые и отзывчивые. Мне очень нужна ваша помощь! Пропал мой друг Чебурашка. Помогите мне, пожалуйста, его найти!

С уважением, Крокодил Гена.»

Ребята, поможем Крокодилу Гене найти Чебурашку? Для этого я предлагаю отправиться в путешествие.

Хотите узнать, на чем мы отправимся? Отгадайте загадку.

« Каждый день туда-обратно
Возит грузы аккуратно.
В дождь, метель, жару, мороз
Мчит трудяга - ... » (паровоз)

А точнее, мы отправимся в путешествие на Голубом вагоне! Но Голубой вагон не может ехать без друзей-вагончиков. Собрать вагончики в состав паровозика мы сможем на станциях, на которых мы будем останавливаться и выполнять задания и заодно искать Чебурашку. А помогать нам в путешествии будет Крокодил Гена. В путь, ребята!

Первая станция, на которой мы остановимся в поисках Чебурашки называется «Повторяйкино» . На этой станции стоит вагончик, в который поселились волшебные буквы. Крокодил Гена предлагает нам их прочитать.

Буквы на первом вагончике: а, о, у, э, ы, и

Прочитаем буквы на вагончике. (Дети читают: а, о, у, э, ы, и).

- Что общего у всех этих букв? (Этими буквами мы можем обозначить гласные звуки).

- Что можете сказать о буквах а, у, о, э, ы? (Показатели твердости согласного .)

Что можете сказать о букве и? (и – показатель мягкости согласного звука .)

Чем отличается звук от буквы? (Буквы видим и пишем, звуки произносим и слышим )

Итак, сейчас мы повторили буквы, которыми можем обозначить гласные звуки.

На этой же станции стоят еще два вагончика и Крокодил Гена предлагает нам их прочитать.

Буквы на втором вагончике: м, н, л, р, в

Прочитаем буквы на втором вагончике. (Дети читают: м, н, л, р, в).

- Что общего у всех этих букв? (Этими буквами мы можем обозначить звонкие твердые и мягкие согласные звуки).

- Верно, на втором вагончике у нас разместились буквы, которыми мы можем обозначить звонкие твердые и мягкие звуки.

Следом за вторым вагончиком следует третий, прочитаем буквы на нем.

Буквы на третьем вагончике: с, т, п, к .

- Дети читают: с, т, п, к.

- Что общего у всех этих букв? (Этими буквами мы можем обозначить глухие твердые и мягкие согласные звуки).

- Верно, на третьем вагончике у нас разместились буквы, которыми мы можем обозначить глухие твердые и мягкие звуки.

Итак, на станции «Повторяйкино» мы повторили уже известные нам гласные и согласные буквы и прицепили к составу поезда 3 вагончика, но, к сожалению, Чебурашку мы не нашли. Продолжаем путешествие на Голубом вагоне вместе с Крокодилом Геной!

И следующая станция, на которой мы остановимся в поисках Чебурашки, находится в лесу и называется «Звучная» . Чтобы получить вагончик к нашему составу, нужно выполнить задания. Первое задание – отгадать загадку.

Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы. (гриб)

- Выделим первый звук в слове «гриб» и произнесем его. (Ггг)

Почему? (воздух встречает преграды – язык и зубы, не тянется).

Какой это согласный звук твердый или мягкий? (твердый)

Почему? (при его произнесении подбородок не опускается)

Как мы его обозначим на схеме? (синим цветом)

Какую характеристику мы еще можем дать звуку [г]? (Он звонкий)

-

Итак, мы сегодня с каким новым звуком знакомимся? (со звуком [г])

Какой это звук? (Согласный, твердый, звонкий).

Как зовут героя, который сегодня отправился с нами в Путешествие? (Гена)

Выделим первый звук в имени Гена и произнесем его. (Г Г )

Какой это звук? (согласный)

Почему? (воздух встречает преграды – зубы и язык, не тянется).

Какой это согласный звук твердый или мягкий? (мягкий)

Как мы его обозначим на схеме? (зеленым цветом)

Какую характеристику мы еще можем дать звуку [г ]? (Он звонкий)

Почему? (При его произнесении мы слышим голос)

- Как мы обозначаем на схеме звонкие звуки? (точкой в правом верхнем углу).

Итак, с каким вторым звуком мы сегодня знакомимся? (со звуком Г )

Какой это звук? (Согласный, мягкий, звонкий).

Кто мне скажет, какова цель нашего сегодняшнего урока ? (познакомиться с новыми звуками [г] и [г ] и узнать, какой буквой их можно обозначить).

Со звуками мы познакомились на станции «Звучная» - это звуки [г] и [г ].

На этой станции мы получили еще один вагон к нашему составу поезда, но Чебурашку не нашли. Значит, вместе с Крокодилом Геной продолжаем поиски его друга.

Сейчас немножко отдохнем и поиграем в игру на внимательность.

Если я произнесу слово, в котором есть твердый звук [г] вы сделаете прыжок на месте, если я произнесу слово, в котором есть мягкий звук [г ] – вы присядете.

Слова: гриб, снеговик, гитара, беглец, гном, Гена, гость, круги, герой, глаза, ворона. (В последнем слове нет звуков [г] и [г ]. Дети должны остаться стоять на своих местах).

Нам пора снова в путь на поиски Чебурашки. Нас ждет следующая станция – «Буквенная» .

Кто из вас догадался или уже знает, какой буквой мы можем обозначить на письме новые звуки [г] и [г ]? (Буквой Г)

Скажите, почему две буквы Гг написаны на вагончике? (С заглавной буквы мы пишем начало предложений и имена, со строчной – все остальные слова и в середине слов).

Сейчас мы познакомились с буквой Г, которой мы можем обозначить звуки [г] и [г ].

Мы получили еще один вагон к составу нашего поезда, но опять не нашли друга Крокодила Гены – Чебурашку.

Продолжаем поиски Чебурашки и приближаемся к станции «Слоговая» . Как вы думаете, какое задание нас здесь ждет? (Прочитать слоги с новой буквой).

Верно! Нам нужно прочитать слоги. Для этого откроем «Азбуки» на странице 96

Слоги: ГА, ГУ, ГО, ГЫ, ГИ

Продолжаем поиски вместе с Крокодилом Геной. Впереди нас ждет еще одна станция – «Закреплялка». Посмотрите на доску (на доске записаны слова – Галина, сигнал, пугало, напугало) . Как вы думаете, какое задание мы выполним на этой станции? (Прочитаем слова с буквой «г»). Чтение слов с буквой «г» с доски.

Сейчас мы прочитали с вами слоги, в которых присутствует новая буква Г. Прикрепили к нашему составу еще один вагончик, но снова не нашли Чебурашку.

А мы продолжаем путешествие. Следующая станция «Зоркая». Чтение текста. Нахождение и подчеркивание слов с буквой «г».

Эти слова нам встретятся в тексте

Подчеркните простым карандашом все буквы «г» в данном тексте.

Текст на белой доске:

Галина вырастила капусту, лук, салат, укроп и помидоры. У горки пугало. Это сигнал галкам и воронам. Пугало напугало ворон и галок.

Мы сейчас, выполняя задание на станции «Зоркая» учились находить букву «г» в тексте. Пока мы это делали, нам навстречу вышел Чебурашка!

Итак, с какими новыми звуками мы познакомились сегодня на уроке, путешествуя вместе с Крокодилом Геной? (Со звуками [г] и [г ])

Какой буквой мы можем обозначить эти звуки? (Буквой г)

Мы проехали с Крокодилом Геной все станции, выполнили все задания, собрали целый состав поезда к Голубому Вагону и нашли друга Крокодила Гены – Чебурашку! За это нам Гена говорит «Спасибо»!





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Граница знания: при изучении буквы К узнали, что у неё есть парная согласная буква Г.

Цель урока: Ознакомление учащихся с буквой Г, г и звуками, которые она обозначает.

Задачи урока:

  • формировать умение выделять и характеризовать звуки [г], [г, ],
  • учить узнавать букву, обозначающую согласные звуки [г], [г, ],
  • формировать навык чтения слогов и слов с вновь изученной буквой;
  • закреплять знания о признаках “опасных” мест и родственных словах;
  • развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание, мышление;
  • развивать познавательный интерес учащихся;
  • расширять коммуникативные способности детей.

Оборудование: презентация; схемы (Приложение ), схемы звуков, индивидуальные листы для учащихся (Приложение ).

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность
учащихся
I. Актуализация знаний и определение темы урока.

Презентация.

- Ребята, на уроке обучения грамоте я желаю вам успеха и удачи! Те, кто готов работать и узнавать новое, кто не боится новых испытаний – тихо садитесь.

Сегодня на уроке нам предстоит встреча с новой буквой. Как вы думаете, какой?

Предлагаю позвать на помощь сказочного героя. Прочитайте стихотворение, подумайте, какие слова закрыты и о каком герое идет речь.

Сегодня встретиться с новой буквой нам поможет КОЛОБОК. Вместе с ним я предлагаю отправиться к ней в гости в ГОРОД БУКВ.

Кто согласен, поднимите руки.

Тогда сядьте удобнее и в путь!

Могут быть разные предположения учащихся.

Читают стихотворение с экрана про себя, затем вслух хором:

Из муки он был печён,
На сметане он мешён.
На окошке он студился,
По дорожке …

Был он весел,
Был он смел,
И в пути он песню …

Это колобок.

II. Повторение пройденного материала.

1. Подсчет количества букв и звуков в словах.

- Вот и ГОРОД БУКВ. Но что это, у входа в город стоят стражники. Что нам делать?

А ведь нам, ребята может помочь КОЛОБОК. Прочитайте, что он говорит.

Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков:

ХОДИЛ ЕХАЛ РЫСЬ ПИСЬМО

Почему в этих словах букв больше, чем звуков?

Найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков.

Почему в слове букв меньше?

А теперь посмотрите, по какому признаку слова распределены в два столбика:

рысь, ехал,
письмо, ходил.

Задайте вопрос к каждому слову.

Молодцы! Путь в город свободен! Мы в ГОРОДЕ!

Предположения учащихся.

Читают с экрана:

Нужно выполнить задание!

Это слова: рысь, письмо.

Потому что в словах есть мягкий знак, который не обозначает звука.

Это слово: ехал.

Потому что буква Е в начале слова обозначает два звука [й, э].

В первом столбике - слова, обозначающие предметы, а во втором столбике - слова, обозначающие действия предметов.

Кто? Рысь.

2. Повторение знаний о буквах.

Приложение 1

- Посмотрите, домики некоторых букв закрыли тучки. Давайте вспомним, какие буквы живут в этих домиках.

Что вы знаете о буквах, живущих на улице ТВЁРДЫХ КОМАНД?

Что вы знаете о буквах, живущих на улице МЯГКИХ КОМАНД?

Как называются буквы, живущие на улице САМЫХ ЗВУЧНЫХ?

Как называются буквы, живущие на улице ЗВОНКИХ и ГЛУХИХ?

Назовите буквы согласных звуков, которые обозначают только твердые звуки.

А только мягкие звуки?

Я вас поздравляю, вы много знаете о буквах.

Продолжаем путешествие по ГОРОДУ БУКВ.

Называют буквы, живущие в закрытых тучками домах.

Буквы а, о, у, э, ы показывают на твердость предыдущего согласного.

Буквы я, ё, ю, е, и показывают на мягкость предыдущего согласного.

Эти буквы называются сонорными.

Это парные согласные.

Буквы: ж, ш, ц.

Буквы: ч, щ, й.

Слушают звуки гитары.

III. Фиксация нового материала.

1. Лексическое значение слова ГИТАРА.

Приложение 2

- Звуки какого инструмента вы услышали?

Что такое гитара?

Постараемся запомнить, как правильно пишется слово гитара. Для этого на карточке разделите слово на слоги и найдите ударный слог.

- Мы слышали звуки гитары.

Работают с индивидуальными карточками: читают про себя и вслух значение слова ГИТАРА.

Проверка работы фронтально.

2. Выделение звуков [г], [г, ].

Приложение1

- Кто играл на гитаре в ГОРОДЕ БУКВ?

Чтобы узнать, к какой букве мы сегодня зайдем в гости, мальчики составят звуковую схему слова ГУСИ, а девочки составят звуковую схему слова ГИТАРА.

Произнесите первый звук в слове гуси.

Произнесите первый звук в слове гитара.

Дайте характеристику звукам.

Какой буквой обозначаются эти звуки?

Произнесите звуки [г], [г, ] громко, тише, шепотом. В какие звуки они превратились?

Что вы знаете о букве Г?

- Гусь и гусыня.

Два ученика составляют схемы у доски, а остальные учащиеся работают индивидуально, используя карточки звуков:

Звуки согласные, звонкие.

Буквой Г.

Они превратились в звуки [к] и [к, ].

3. Умение слышать звуки устной речи. - Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить встретившиеся слова со звуками [г], [г, ].

Гусь купил себе гитару,
И с гусынею на пару,
И гогочут, и поют,
Спать соседям не дают.
Галки, голуби, грачи
Не могли уснуть в ночи.

Звуки встретились в словах: гусь, гитару, гусынею, гогочут, галки, голуби, грачи, могли.

4. Чтение слов с буквой Г. - Какую песенку про гусей вы знаете?

Прочитаем слова из песни в “Азбуке” на с. 23.

- Песенку “Два веселых гуся”.

Читают про себя, вслух слова песенки.

IV. Динамическая пауза. - Что же нам говорит КОЛОБОК?

Слушайте КОЛОБКА и выполняйте за мной танцевальные движения.

Читают с экрана:

Я тоже умею играть на гитаре!

V. Первичное закрепление учебного материала.

1. Лексическое значение слова ГУСЕНИЦА. Родственные слова.

- Спасибо КОЛОБКУ!

Ребята, а кто появился на веселые звуки музыки?

Прочитаем, какой разговор происходит между гусями и гусеницей в “Азбуке” на с. 23.

А как вы думаете, являются ли слова гусь, гусыня, гусята, гусеница родственными?

Прочитаем на карточке статью о значении этого слова.

Постараемся запомнить, как правильно пишется слово гусеница. Для этого на карточке разделите слово на слоги и найдите ударный слог.

Гусеница.

Читают про себя, вслух.

Эти слова не родственные, так как гусеница имеет другое значение.

Работают с индивидуальными карточками: читают про себя и вслух значение слова ГУСЕНИЦА.

Работают на индивидуальных карточках.

Проверка работы фронтально.

Хоровое чтение слова по слогам.

2. Упражнения в умении различать буквы Г и К. Работа в парах.

Приложение 2

- В городе букв мы встретили гусей и гусеницу, но мы отправились в гости к новой букве.

К какой букве зайдем?

Встречает нас хозяйка, прочитайте, что она говорит?

Поработайте в парах. В предложения вставьте пропущенные буквы:

Тане поставили у…ол.
Колю поставили в у…ол.
Мышка ела …орку.
Малыш катался на …орке.

Чтобы не искажался смысл речи, нужно правильно употреблять парные согласные.

Кусочки праздничного пирога на доску прикрепят те пары, которые справились с этим заданием.

К букве Г.

Читают с экрана:

Здравствуйте, гости дорогие! Помогите мне, пожалуйста, закончить печь праздничный пирог!

На листах 3 изображение кусочка пирога. На обратной стороне выполнят задание.

Сравнивают с эталоном на доске.

На доске из кусочков составляется праздничный пирог.

VI. Рефлексия. -Вот и закончилось наше путешествие в Город Букв. Букве Г мы говорим …….

Спасибо КОЛОБКУ за помощь. С ним мы еще встретимся на других уроках.

Какая буква была главной сегодня на уроке?

Что вы о ней запомнили?

Поднимите руки, кому понравилось наше путешествие.

А что больше всего понравилось на уроке?

В чем вы затруднялись?

Спасибо за урок!

Читают с экрана: До свидания!

Буква Г.

Буква Г обозначает звуки [г], [г, ]. Они согласные, звонкие.

У буквы Г есть парная согласная буква К.

При ответе дети опираются на схему 2.

Следующий наш интернет — урок посвящен следующему звуку и букве.

Повторите несколько раз чистоговорку:

га-га – начинается игра
га-га – как она мне дорога

Какой звук более отчетливей слышно? Верно, звук [г] .

Произнесите звук [г] . Какой он? Да, он согласный и звонкий.

ВАЖНО! Сравните первые звуки слов: ГРИБ и ГИРЯ . Что скажите? В слове «гриб», звук [г] произносится твердо, а с слове гиря — [г`] мягкий. Какой делаем вывод? Значит, звук бывает мягким и твёрдым .

1. Найдите слова

  • Перечислите животных, в названии которых есть звук [г]
  • Перечислите продукты, в названии которых есть звук [г]
  • Назовите цветы, в названии которых есть звук [г]
  • Назовите предметы, которые начинаются на звук [г]

2. Посмотрите на картинки и назовите предметы, которые начинаются на звук [г].


3. Отгадайте имя девочки , используя первые звуки слов:

гусь, арбуз, листочек, яхта

4 . Закончи предложение словами на звук [г].

Играет …..(Гармонь)

Читает……(Газету)

Гогочет…..(Гусь)

Греет……..(Грелка)

Веселый…(Гном)

Голубые…(Глаза)

5. И г р а «Доскажи предложения»

Вместо точек придумайте слова на букву «г».

1. Машина стоит в… (гараже).

2. Гость проживает в… (гостинице).

3. Брат хорошо играет на… (гитаре).

4. Виноград рос на… (горе).

5. Мама купила сочные, сладкие… (груши).

6. Под березой нашли крепкий… (гриб).

8. На дереве сидел черный… (грач).

9. Гриша любит забивать… (гвозди, голы).

6. И г р а «Найди лишнее слово»

  1. Круг, плуг, друг, волк, тигр, грач.
  2. Гром, гнездо, горох, гвоздь, клад, град.

О т в е т: 1. Волк . 2. Клад , так как в них нет буквы «г».

Знакомьтесь — буква Г ! Какая солидная г алстук надел! Поглядите-ка, он еще и в г орошек! А около буквы Г что лежит? Да это же г воздь!

1 . Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.

2 . Найди спрятанные буквы Г . Обведи их.

3. Раскрась только те груши, на которых буква Г написана правильно.

4. Добавь недостающий элемент буквы.

5. На рисунке ниже раскрась слева большую букву синим, а маленькую - зелёным цветом. Заштрихуй среднюю букву, как показано. Найди и раскрась букву Г справа.

6 . Соедини с буквой Г только те предметы, названия которых начинаются со звуков [г] и [г`] .

7. Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Г с правой стороны рисунка.

8. И г р а «Лесенка»

9. И г р а «Найди слово в слове»

Гроза – роза, раз, рог, гора .

Газета – газ, таз.

Гость – ось, стог.

Гитара – тара, тир, тигр .

Градусник – град, ус, сани, друг, дар, дуга, гуси, суд .

Голова – гол, вал, лов.

10. И г р а «Игра-шутка»

В каждом предложении выделите последний слог и составьте из них слово.

О т в е т: гу-се-ни-ца.


11.

Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.
И подобно кочерге,
Горбит спину буква Г .

Возьми любой цветной карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы Г .

13. Пишем букву Г и г .

14. Обведи и раскрась картинку.

15.

Пословицы

  • Глаза боятся, а руки делают.
  • Сам себя губит, кто себя не любит.

Скороговорки

  • Гусь ГОГА и гусь ГАГА друг без друга ни шага.
  • Груша гусениц не любит, грушу гусеница любит.
  • Гроза грозна, грозна гроза.
  • Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу.

Словарь

  • Газон — участок земли с искусственно созданной травой.
  • Галактика — это система из звезд, пыли и газа, которая удерживается вместе при помощи гравитации.
  • Гарантия — это ответственность.
  • Гармония — согласование между элементами или людьми или внутренний баланс.
  • Гастроли — выступление артиста (группы) в другом городе или стране.
  • Герб — это эмблема, отличительный знак человека, города, страны.
  • Гимн — торжественная песня, которая восхваляет кого-либо или что-либо.
  • Горизонт — это видимая граница между небом и землей или водой.
  • Гостиная — это комната для приёма гостей.
  • Гравитация — притяжение, которому подвержены все тела.

Крылатые выражения или фразеологизмы

  • Голодный как волк — очень голодный.

Любовь Васильева

Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь".

Задачи :

коррекционно-образовательные:

Научить давать акустико-артикуляционную характеристику звукам Г, Гь;

коррекционно-развивающие:

Учить детей дифференцировать звук Г, Гь изолировано, в слогах, словах, предложениях;

Развивать звуковой анализ и синтез;

Закрепить умение делить на слоги, находить ударный слог;

Развивать фонематический слух и восприятие;

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Развивать слуховое и зрительное внимание, память и мышление;

коррекционно-воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, сотрудничество и навыки самоконтроля за речью.

Оборудование: картинка с изображением буквы Г, символы звуков Г, Гь, стихотворения о букве Г, тетради, простые карандаши и цветные карандаши, капельки зеленого и синего цвета, картинки на звуки Г. Гь, буквы, магнитная доска.

Организационный момент.

Приветствие (установление контакта):

Здравствуй, здравствуй, юный друг!

Будем весело играть,

Звуки, буквы изучать.

Упражнение «Сердечко».

Артикуляционная гимнастика: «Кеша проснулся» (Игрушка попугай Кеша).

1. Логопед: Послушайте внимательно стихотворение. Какой звук вы чаще всего будете слышать?:

Гром, гром, гром,

Где-то рядом за холмом.

Гневно молния сверкает,

Голубь сжался под кустом,

Гусаки бегут гуськом.

(выслушивает ответы детей)

2. Логопед:


Звонко,громко повтори:

Га-га – га - плывут белые облака,

Гу-гу- гу - пасутся гуси на лугу,

Ги-ги –ги - быстро к стульчикам беги! (Дети садятся).

3. Логопед: Давайте вместе произнесем Г, кладите тыльную сторону ладони на горлышко.

Когда мы произносим Г, кончик язычка прижимается к потолку в глубине рта. Значит, есть преграда из язычка.

4. Характеристика звуков : Г- согл., звонкий, твердый, Гь – согл, звонкий, мягкий. (Показ символов)

5. Развитие фонематического слуха. (Различение звуков Г, Гь в звуковом ряду: - изолировано, - в слогах, - словах). На звук Г –, на звук Гь – .(Показываем капельки синего и зеленого цветов).

6. А вот буква Г пришла в гости (показывает картинку). На что она похожа?

Логопед читает стихи:

1. Буква Г как кран подъемный,

Груз поднимет многотонный.

2. Перед нами буква Г,

Стоит подобно кочерге.

(логопед показывает картинку).

7. Логопед: Внимательно посмотрите в тетрадь, назовите слова со звуком Г, Гь. Обозначьте квадратик соответствующим цветом. (Напоминает, что твердый звук обозначается: синим цветом, мягкий звук – зеленым).

8. Логопед:

Предлагаю дружно встать и поиграть:

Мы лопатки взяли,

Грядки мы вскопали,

Грабли быстро взяли,

Грядки разровняли

(Выполнение действий по тексту).

9. Логопед: Звуки спрятались в словах, отыщите их в названиях. Найдите звуки Г, Гь в названиях на картинке.

10. Пальчиковая гимнастика: «Раз. два, три, четыре, пять, будем буквы мы писать!»


11. Логопед: Предлагаю прописать в тетради букву Г, а затем прочитать слоги.


12. Дифференциация звука в словах.

Логопед: Наши звуки от нас спрятались. Предлагаю вас сделать звукобуквенный разбор слов и найти их. Первое слово для разбора: Грядки. Считаем сколько звуков в этом слове. Делим слово на слоги. Разбираем слоги по порядку. Выкладываем из букв слово. Ставим ударение.

Второе слово: Грабли. Выполняем разбор слова самостоятельно. Один ребенок выполняет задание на магнитной доске. Логопед обращает внимание детей на доску. А теперь посмотрите, правильно ли Вы выполнили задание?

13. Логопед: Предлагаю вам составить предложение из слов: грабли, грядка. А затем дети выкладывают схему предложения.

Итог:

Встаньте дети, встаньте в круг,

До свидания, юный друг!

Было весело играть,

Звуки, буквы изучать.

О какой букве и звуках мы сегодня говорили? Что понравилось? Какие трудности встретились?

Публикации по теме:

Образовательная область "Коммуникация".Тема НОД: Игры с Ёжиком (согласные звуки [с], [с"], буква С). Цель: ознакомление детей с согласными.

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [М]-[М’], буква М» Тема: Звуки М-Мь, буква М Цель: Познакомить детей с буквой М. Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков М-Мь в слогах,.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [б], [б’] и буква Б» Цели: Создавать условия для закрепления навыка четкого произношения звуков: [б], [б’], их дифференциации на слух и в произношении. Создавать.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» МКДОУ ЦРР ДС №37 с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края. Конспект НОД По обучению грамоте в подготовительной группе Тема:.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Г» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Звук и буква «Г» Цель: создание условий для обеспечения осознания и усвоения.