Иеромонах диомид кузьмин. Православная церковь и проблема спида

Директор Московского научно-практического центра наркологии и заместитель главного психиатра Москвы Евгений Брюн считает, что религиозное образование и воспитание вполне может стать одной из главных профилактических мер по предотвращению распространения наркомании в среде российской молодежи. «Душа не терпит пустоты. Если душа пуста, в ней поселяется дьявол», — заявил Е. Брюн в интервью газете «Аргументы и факты».

У верующего человека, по его мнению, «душа наполнена», поэтому души детей надо «наполнять» верой в Бога так же, как новыми знаниями и событиями. «Я вообще считаю, что мы должны наполнять наших детей новыми знаниями, событиями, открывать им новые места, страны. Нужно помочь им увлечься чем-то. Страстно увлеченный чем-то человек редко пробует наркотики», — отметил Е. Брюн.

В свою очередь, руководитель Центра реабилитации наркозависимых при Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни в Брянской области иеромонах Диомид (Кузьмин) заявил в интервью «Русской линии», что проблема наркомании имеет, прежде всего, духовную природу.

«Нельзя не согласиться с мнением столь уважаемого специалиста, как Евгений Брюн, что России, как никакой другой стране, необходимы меры по профилактике наркозависимости, — отметил отец Диомид. — Думаю, что работа в этом вопросе должна идти, в первую очередь, в духовно-нравственной плоскости. И здесь надо вести речь о введении в школах курса "Основы православной культуры", который позволит минимизировать риски распространения наркомании среди школьников».

По словам отца Диомида, отрадно, что в последнее время «все больше специалистов прибегают в этом вопросе к помощи Русской Православной Церкви».

«Вера в Бога всегда возвышала человека, наполняла его жизнь важным смыслом, связывала его с прошлым и будущим, давала ему стимул и силы к существованию, — заявил насельник Площанской пустыни. — Следует обратить внимание на то, что Е. Брюн не впервые говорит о том, что наркомания — это не только физическое, но и духовное заболевание. Я знаю его как талантливого врача-нарколога и верующего человека».

В то же время, по мнению отца Диомида, не совсем правильно говорить о вере как о страстном увлечении. «Думаю, Е. Брюн просто оговорился. В целом же московские специалисты и чиновники прекрасно понимают, что без привлечения к этой проблеме широкого круга специалистов, без духовного совета в этом вопросе священноначалия Русской Православной Церкви, эту проблему вряд ли удастся решить. Не случайно руководство мэрии Москвы, одним из первых в России, выделило Церкви земельный участок для строительства в районе Люблино православного реабилитационного центра».

На Брянщину из Петербурга меня призвал в 1996 году игумен Сергий (Булатников), назначенный на­стоятелем Площанской мужской пустыни, в ту пору лежавшей в руинах. Мы давно с ним были знакомы. В Петербурге, в качестве вольнослушателя Санкт-Петербургской консерватории я учился расшифровке древних церковных песнопений, записанных крюковым письмом. Чрезвычайно увлекательная была работа, пригодилась нам затем на клиросе в монастыре. После северной столицы немного поразили меня своей дикостью нравы обитателей поселка Коммуна Пчела, который соседствовал с разрушенной пустынью. Вос­становление монастыря в итоге стало не только хозяйственной, но и трудной работой по преображению обычаев здешних мест.

В пустыни сейчас 30 монахов и двадцать трудников. (Прим.: в начале двадцатого века было более 120 монахов). На постоянном жаловании тогда, при открытии, находился только один человек - каменщик. Он учил нас печи класть и стены возводить. Все мы делали своими силами и своими руками. Стабильного финансирования не было, на что денег соберем, то и строим. Восстановили почти все каменные здания в мо­настыре, за исключением тех, которые по разным причинам невозможно вернуть. Хотя главная святыня - Казанский собор - пока еще не возведен, очень уж большая работа. Но проект восстановления уже готов.

Монастырь - это не храмы и стены, это христианская община, духовная семья. Тут не могу не сказать теплые слова благодарности настоятелю монастыря отцу Сергию (Булатникову). Его трудами и заботами обитель стала настоящим домом не только для братии, прихожан, но и для многочисленных паломников. Площанская мужская пустынь еще в середине XIX века обрела во всей России известность своими духонос- ными старцами. Со всех концов тогда ехали к ним за советом и благословением.

Пятнадцать лет я был в Площанской пустыни, а с недавнего времени Владыка благословил занимать­ся духовным образованием в епархии. Благодаря губернатору в прошлом году нам было передано здание ремесленного училища на Покровской горе. А сейчас уже подготовлено жилое помещение для студентов, вовсю идет ремонт и в учебных классах училища. К Пасхе надеемся там начать занятия.

В начале двадцатого века на территории Брянщины, по подсчетам краеведов, было около семисот хра­мов. Мы их все зафиксировали в епархии на специальной карте. Сегодня же действует более двухсот, при­чем многие восстановлены и открыты в последнее десятилетие.

Богом было суждено нашей стране пережить в XX веке страшное время. Но началось-то все раньше, еще в семидесятые годы XIX века, когда начали разрушаться крестьянские общины, люди из деревни рину­лись за работой в города, на заводы и фабрики, где оказались одни, без духовной поддержки.

Удивительная черта русской религиозности - она обостряется в самые тяжелые времена, в годы лише­ний и войн. Так у нас и было весь XX век. В страданиях и болезнях Бог всегда ближе.

Вера - это знание после знания, которое не требует никакого доказательства. Почему на Руси Пасху от­мечают шире Рождества Христова? Потому что это воскресение Христа. Это очень сильное переживание: Он воскрес, а значит, воскреснем и мы! Это непреложная истина - все воскреснут. Это как есть правда, которую нельзя купить, ведь правда - это Сам Бог.

Я люблю много читать. Желающим познакомиться с христианством посоветовал бы прочитать книгу «Православие» митрополита Илариона (Алфеева) в двух томах. Превосходная книга! Ну, и очень люблю русскую классическую литературу - Пушкина, Гоголя, Достоевского, Тютчева. Сейчас многие привычно осуждают Интернет, забывая, что это всего лишь удобная информационная система, а что вы возьмете с ее помощью, это зависит только от вас.

Горести, скорби никого не минуют, это постоянные спутники человека. Вопрос, что ты вынесешь после скорбей. Я всегда, во всех случаях поддерживаю себя надеждой, что мы непременно воскреснем и увидимся с Богом.

Человеку до последнего дыхания оставлена возможность измениться и обратиться вновь к Богу. И если он изменится внутренне, то, значит, не зря жизнь прожил. К нам в пустынь потрудиться самые разные люди приходят. О прошлой жизни иных расспросишь - сплошное было злодейство. Но в любом самом зако­ренелом преступнике есть его живая добрая часть, к которой можно обратиться. И это очень серьезный момент, это не игра. И вот видишь, как со временем в душе человека происходит постепенный переворот. Он становится иным. Он начинает понимать, что такое поступать по-христиански, пытается жить по Божьему закону. Таких примеров я видел очень много. Это и есть самое удивительное чудо, когда человек меняется и становится лучше, добрее. Это, пожалуй, главный урок нашей христианской жизни.

Иеромонах Диомид (Кузьмин) прокомментировал инициативу Федеральной службы по наркоконтролю. Принудительное лечение наркоманов в России может быть введено уже в обозримом будущем, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на Федеральную службу по наркоконтролю (ФСКН). «Эта мера, возможно, будет введена в течение 2007 года или в начале 2008», — заявил руководитель департамента межведомственной и информационной деятельности ФСКН генерал-лейтенант Александр Михайлов.

«Сейчас вопрос о недобровольном лечении наркоманов рассматривается в органах законодательной власти. Эта тема проходит согласование, в том числе в Федеральной службе России по наркоконтролю», — пояснил Михайлов.

В ФСКН полагают, что принудительное лечение наркоманов позволит сократить смертность от передозировки наркотиков. При этом, по словам Михайлова, принудительное лечение наркоманов, как мера, нуждается в дополнительной проработке. «Есть нюансы. Мы живем в правовом государстве, необходимо подумать о том, чтобы эта мера не нарушала права граждан. Решение о принудительном лечении наркомании должно приниматься судом. Должна быть создана полноценная сеть реабилитации наркозависимых», — передает слова Михайлова Newsru.com. По его словам, принудительное лечение может стать альтернативным наказанием для наркоманов, совершивших незначительные преступления.

Между тем, идею принудительного лечения наркоманов критикуют т.н. «правозащитники». «Предложение лечить наркоманов принудительно — довольно бессмысленное», — считает председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. «В принудительном порядке человека не вылечишь ни от наркомании, ни от алкоголизма, если он сам этого не хочет. То, что действительно необходимо, — создать полноценную и доступную сеть медицинских центров, куда смогли бы обратиться те, кто действительно хотел бы вылечиться», — сказала Алексеева.

Прокомментировать инициативу ФСКН мы попросили руководителя Центра реабилитации наркозависимых при Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни в Брянской области иеромонаха Диомида (Кузьмина).

«Несомненно, здравое зерно в заявлении Михайлова есть. Наркозависимых необходимо лечить, в том числе и принудительно. Но эта мера может принести пользу только на первом этапе, в дальнейшем надо подключать другие методы по выведению зависимых людей из наркосреды», — сказал отец Диомид.

Однако, по его словам, «сейчас порядка в лечебных учреждениях такого рода нет, и те, кто сегодня попадают в эти больницы, могут даже находясь там, продолжать принимать наркотики». «Поэтому, — уверен отец Диомид, — к предлагаемому закону необходима серьезная система сопроводительных мер — социальных, психологических и других, чего сейчас на государственном уровне у нас просто нет. Ведь даже тот, кто добровольно хочет завязать с наркотиками, не получает никакой поддержки в получении профессии, работы, прописки, необходимых для возвращения к нормальной жизни. Так что кроме медицинского лечения необходима широкая психолого-социальная помощь, иначе никакого эффекта не будет. При этом я уверен, что в деле оказания наркоманам такой помощи нужно обязательно подключать Церковь и общественные организации, которые вместе с государством окажут поддержку этим больным людям. Мы должны доказать им, что они не брошены, что они нужны семьям, обществу, государству. Одно государство с этой проблемой никогда не справится. Поэтому скажу так — сама идея очень неплохая, но чтобы она дала положительный результат, нужно очень серьезно и много над ней поработать».

17 июня 2018 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, в Богородицкой Площанской мужской пустыни состоялись торжества по случаю общецерковного прославления преподобного Василия (Кишкина) Площанского.

На площади восстанавливаемого Казанского собора Божественную литургию совершили Митрополит Брянский и Севский Александр, Епископ Великолукский и Невельский Сергий (Псковская митрополия), Епископ Клинцовский и Трубчевский Владимир в сослужении духовенства Брянской митрополии.

В центре соборной площади была установлена украшенная цветами рака со святыми мощами преподобного Василия Площанского.

Богослужебные песнопения исполнил мужской хор Брянского Свято-Троицкого Кафедрального Собора (регент А.А. Бирюков).

На торжестве присутствовали советник Губернатора Брянской области по делам религий Л.И. Колинко, глава администрации Брасовского района С. Н. Лавокин. Сотни паломников из Брянска, Курска, Железногорска и других городов с раннего утра стекались в обитель, чтобы соборно прославить нового молитвенника российской земли.

На малом входе глава Брянской митрополии прочитал Деяние о канонизации преподобного старца Василия (Кишкина) Площанского. Под пение тропаря святому Владыка Александр благословил его иконой молящихся.

Проповедь перед причастием произнес иеромонах Диомид (Кузьмин), благочинный Свенского Успенского мужского монастыря, автор жизнеописания о старце Василии.

По окончании Литургии был совершен молебен преподобному Василию Площанскому. В завершение, приветствуя светских лиц, своих духовных собратьев, духовенство и паломников, во множестве собравшихся в древнюю святую обитель, Митрополит Александр сказал:
- Я всех вас сердечно приветствую с днем прославления преподобного Василия Площанского. Еще Владыка Сергий, будучи игуменом этой обители, прилагал немало усилий к прославлению его святой памяти. И если вы внимательно читали житие старца Василия, то заметили, что даже люди святой жизни, высокой, духовной, на своем земном пути подвергаются многим притеснениям, насмешкам. Иногда их выгоняют из монастырей, но как сказано в молитве, они кротостью и смирением побеждают врага рода человеческого, который настраивает людей против святых. И в нашей жизни тоже присутствует немало всяких скорбей, бед, напастей, и каждый из нас по-разному принимает волю Божию. Одни - сопротивляются, ропщут, обижаются на Бога. Другие с благодарностью воспринимают посещение Божие, будь то болезнь или какие-то трудности. Они понимают так, что это духовное лекарство от Бога, которое нам, если мы правильно его принимаем, со смирением, без ропота, конечно, приносит определенную духовную пользу. Господь ведь не желает смерти грешному человеку, а мы люди все грешные, и, как известно, ничто нечистое не войдет в Царство Небесное, поэтому Господь и очищает нас во временной земной жизни от всякой скверны. Но вот иногда дело своего спасения мы откладываем на последние годы. А преподобный Василий нам являет другой пример - он с семи лет отроду, маленьким мальчиком уже был послушником в монастыре, и отец его, понимая значение этого служения Богу, благословил сына на тесный и скорбный жизненный путь.
Дорогие братья и сестры! Когда мы с вами прославляем память святых угодников Божиих, то не должны только удивляться и восторгаться величию их подвига, но должны по мере сил, насколько позволяет нам наша вера, стараться подражать их жизни, брать с них пример. По святым молитвам преподобного Василия всем вам желаю спасения души.

В благодарность за труды, понесенные в деле прославления Площанского старца, Владыка Александр вручил епархиальные награды - медаль преподобного и благоверного князя Олега Брянского I степени:
- иеромонаху Диомиду (Кузьмину), благочинному Свенского монастыря;
- директору издательства «Наследие православного Востока» Андрею Петровичу Власюку;
- родственнику преподобного Василия - Николаю Викторовичу Кишкину (г. Курск).
В ответном слове настоятель Богородицкой Площанской пустыни игумен Леонид (Лушкин) поблагодарил архипастырей за посещение обители: «Сердце сегодня наполняется радостью об этом событии - старец Василий Площанский прославлен в лике святых, и теперь вся полнота Русской Православной Церкви будет молиться, просить помощи, вразумления у этого великого подвижника Божия. И Брянская земля также получила своего предстателя, того, кто будет всегда молить Бога и пребывать с нами».
На молитвенную память о столь значимом дне, который войдет в историю Площанской обители, игумен Леонид преподнес Владыкам иконы преподобного Василия (Кишкина).
Всем участникам богослужения также были розданы иконки святого. Для паломников организована общая трапеза.

***
Новое издание жизнеописания и писем старца
В преддверии празднества издательством «Наследие Православного Востока» (г. Серпухов) в 2018 году была издана книга «Великий Василий. Жизнеописание и письма инокиням прп. Василия Площанского». Автор жизнеописания - иеромонах Диомид (Кузьмин) на протяжении десяти лет работал над его составлением, изучая документы в архивах. И в 2010 году была издана первая книга «Жизнеописание преподобного Василия, старца Площанского». В 2015-м в оригинале опубликованы «Письма о подвижничестве инокинь» преподобного Василия (Кишкина). Это духовное наследие старца, хранившееся в виде двух рукописных тетрадей в фонде Голубинских, профессоров Московской духовной академии, в Российской государственной библиотеке, представляет собой учение об аскезе. Публикация такого уникального памятника русской патристики первой трети XIX века осуществлена впервые. В новом издании 2018 года письма даны в современной редакции.

***
История канонизации преподобного Василия (Кишкина)
Старец Василий преставился в 1831 году в Богородицкой Площанской мужской пустыни в возрасте 86 лет. После революционного 1917-го почитание старца не прекратилось, ежедневно к его могиле приходили многочисленные паломники. Мощи отца Василия были обретены весной 2002 года у алтаря разрушенного Казанского собора. В те годы обителью управлял архимандрит Сергий (Булатников), сейчас епископ Великолукский и Невельский. Подготовленные документы для канонизации старца были отправлены в Синодальную московскую комиссию. В 2008 году состоялось прославление отца Василия в соборе Глинских святых Украинской Православной Церковью. Спустя девять лет, 30 ноября 2017 года, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви иеросхимонах Василий (Кишкин) был причислен к лику общецерковных святых. 25 мая 2018 года включен в Собор Брянских Святых. Мощи преподобного Василия пребывают в Богородицкой Площанской мужской пустыни в Покровском храме.

Иеромонах Диомид (Кузьмин), насельник Казанской Богородицкой Площанской пустыни, на территории которой действует реабилитационный центр для наркозависимых

публикации автора

  • Как относиться к акции одного из молодежных объединений по раздаче нательных крестиков?

  • Что даст введение принудительного лечения от наркомании?

  • К чему приведет введение эвтаназии в России и кому может быть выгодно принятие такого закона?

  • Православная Церковь и проблема СПИДа

    06/10/2005 В отличие от светских организаций – общественных фондов, государственных структур – Церковь видит свою задачу, прежде всего, в духовной поддержке людей, затронутых этим заболеванием: ВИЧ-инфицированных и их близких. Многие из них нуждаются не только в социальной и психологической помощи, которую в состоянии предоставить светские организации, но и в духовной поддержке. Еще одна важная задача Церкви – профилактика ВИЧ среди детей и молодежи, основанная на воспитании в духе традиционных нравственных ценностей - тех христианских и общечеловеческих гуманных ценностей, которые помогут больше ценить свою собственную семью, укрепить отношения с родителями и соответственно преодолеть те внутрисемейные конфликты, которые очень часто толкают молодежь на улицу и делают их жертвами наркотиков; помогут воздерживаться от добрачных сексуальных отношений – еще одного пути распространения ВИЧ-инфекции.