Дипломная работа роль сми в формировании культуры современного российского общества. Этническая проблематика в сми Сми и социальные проблемы

Мы отправили эту анкету 113 коллегам, работающим в печатных СМИ, на телевидении и в электронных изданиях, и попросили их не упустить возможность выпустить пар и облегчить душу. Мы пообещали им анонимность взамен на откровенные (на что мы очень надеялись) ответы на наши не всегда удобные вопросы. Вот что из этого вышло.

Какова, на ваш взгляд, сама большая проблема современных СМИ?

Сломанная бизнес-модель, которая не гарантирует достаточного финансирования для того, чтобы журналисты могли хорошо делать свою работу.

Сломанная бизнес-модель, которая заставляет СМИ потворствовать аудитории.

Необходимость развлекать читателей и раздувать сенсации, чтобы поддерживать их интерес.

Приоритет оперативности над точностью.

Узкий кругозор или недостаточный жизненный опыт репортеров и редакторов.

Тенденция к раздуванию и разжиганию конфликтов.

Неумение или нежелание привлекать власть имущих к ответу.

Поверхностность.

Необъективность.

Страх нарушить корпоративные интересы.

Невежество.

Выпендреж, чрезмерно агрессивный журналистский стиль.

Чрезмерное доверие анонимным источникам и информации, которую невозможно проверить.

Предвзятость.

Инфографика:

Главная причина, по которой люди стали меньше доверять СМИ:

49,56 % - Наш политический дискурс стал более поляризованным.

20,35 % - Люди в наши дни не доверяют большинству институтов.

5,31 % - Люди считают, что "карманные" СМИ обслуживают корпоративные интересы.

5,31% - Медиа ворошат столько плохого.

19,47% - другое.

Другие варианты ответов, предложенные самими респондентами:

Люди считают, что СМИ обслуживают интересы тех или иных партий.

Интернет дал людям возможность определять для себя новостную повестку, вне зависимости от достоверности того, что попадается им на глаза.

Республиканцы и консерваторы десятилетиями клеветали на СМИ, потому что СМИ, скорее, отражают объективную реальность, нежели невежество политиков, которые не могут признать неудобные факты.

Мы вычленяем различия, а не сходства, способствуем разобщенности, но не строим мосты.

Должны ли газеты и другие СМИ сдаваться в борьбе за отстаивание политической объективности?

75,45% - нет.

Комментарии респондентов:

Читатели ищут объективность только в фактуре: что, где, когда и как. От любой аналитики ожидают субъективности.

- "Объективность" - это плохая цель. Правильная цель - правда. И ее поиски требуют амбиций и непрошибаемых стандартов, а вовсе не "объективности".

Есть мнение, что СМИ делают ставку на плохие новости, и это приводит к росту нервозности в обществе, которое верит, что мир катится в пропасть.

57,52% - не согласны.

42,48% - согласны.

Комментарии респондентов:

Так было всегда, посмотрите на газеты XIX века, мир на их страницах тоже не выглядит розовым.

Интернет для журналистики - это:

75,93% - хорошо.

24,07% - плохо.

Комментарии респондентов:

Хорошо для распространения "сливов", ужасно для настоящей журналистики.

Хорошо, потому что мы имеем небывалый доступ к источникам, к информации, но плохо, потому что Интернет способствовал разрушению привычной бизнес-модели.

Было хорошо в течение нескольких лет, которые были золотой эрой блогов. Но затем вся энергия ушла в развитие новых технологий и социальных сетей.

53,27% - хорошо.

46,73% - плохо.

Комментарии респондентов:

Никто из нас не смог бы освещать события в Фергюсоне (массовые беспорядки, вспыхнувшие в августе 2014 года после убийства безоружного афроамериканца белым полицейским. - Прим. "РГ") без соцсетей.

СМИ стали лучше или хуже, чем десятилетия назад?

44,04% - хуже.

36,7% - лучше.

19,27% - остались прежними.

Комментарии респондентов:

СМИ стали более саркастичными.

Инфографика: Леонид Кулешов / Екатерина Забродина

Главная задача журналистики состоит в том, чтобы:

85,84% - Просвещать читателей, рассказывать о том, что им необходимо узнать независимо от их интереса к данной теме.

14,16% - Следовать за интересами читателей.

Инфографика: Леонид Кулешов / Екатерина Забродина

Какие темы и сюжеты остались "белыми пятнами" в СМИ?

Комментарии респондентов:

Проблемы окружающей среды и изменения климата.

Сами СМИ.

Смерть среднего класса.

Коррупция в конгрессе США.

Бедность.

Расовые вопросы.

Локальные новости.

Какой ваш самый большой грех в журналистике?

Комментарии респондентов:

Не работал достаточно усердно над поиском интересных и надежных источников.

Делал "репортаж" с места события, где меня не было.

Не проверял факты. Не "копал глубоко" из-за дедлайна, в результате статья оказалась поверхностной, в ней не было глубины и правды.

Робость.

Бездумно "твитнул" и выставил себя идиотом.

Предпочел собственный комфорт (семью, карьеру) честному и самоотверженному служению серьезной журналистике.

Не расслышал корректно имя собеседника по телефону.

Как редактор предлагал недостаточно креативных идей и плохо мотивировал молодых журналистов.

Разгильдяйство.

Как менеджер новостей слишком много заботился о денежной стороне вопроса.

Копировал информацию пресс-релиза.

Случалось ли вам хотя бы раз испытывать на себе давление, из-за которого вам приходилось раздувать из материала сенсацию или преподносить тему в том ракурсе, с которым не согласны?

55,36% - нет.

Комментарии респондентов:

Такое происходит постоянно.

Мой редактор никогда не слышал о художниках и заставлял меня писать так, как будто читатели тоже никогда о них не слышали.

Когда я работал на местном телевидении, мне поручили сделать сюжет о шторме, который несется по побережью. Когда я заметил, что он нас не затронет, мне было сказано, что такая подача привлечет зрителей.

Журналисты более циничны по поводу происходящего в мире, чем их читатели?

27,03% - нет.

Комментарии респондентов:

Да. Циничность предполагает, что вы будете задавать жесткие вопросы.

Журналисты должны быть настроены более скептически, чем их читатели, но это не должно вести к беспросветному цинизму.

Я думаю, многие репортеры убеждены: хорошая новость - это именно плохая новость.

Просто помните: журналисты - тоже люди.

Инфографика: Антон Переплетчиков / Екатерина Забродина

Назовите историю или сюжет последних десяти лет, которую журналисты, на ваш взгляд, недооценили.

Комментарии респондентов:

Права женщин в Америке.

Траты правительства.

Вуди Аллен.

Последствия избрания и президентства Обамы.

Жестокость американской полиции.

Мало вопросов по поводу иракской войны и критики этой кампании.

Какая история последних десяти лет была неоправданно раздута в СМИ?

Комментарии респондентов:

Ким Кардашьян. Сплетни про "звезд".

Террористическая угроза в США.

Все президентские выборы.

ИГИЛ (запрещенная в РФ группировка. - Прим. "РГ"). Они не так страшны, как многие куда более рутинные вещи.

Куда исчезли блондинки (шутка).

Мы часто зацикливаемся на одних и тех же историях. Достаточно посмотреть, как антидемократически, с позиций элит наши СМИ освещали "Брексит", и сразу становится ясно, что не так с журналистикой сегодня.

Было время, когда первая полоса "Вашингтон пост" о деле "Уотергейт" была гордостью американской журналистики, а вчерашний заход на сайт той же газеты такого же уровня сенсацией не побаловал. Фото: Сергей Михеев / The Washington post

"Журналистики как таковой в ХХI веке не существует"

Алексей Волин, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ:

Журналистики как таковой в ХХI веке не существует. Есть медиакоммуникации, медиасфера, неотъемлемой частью которой стала журналистика, включающая историю журналистики, которая дает представление о том, что было в индустрии раньше, и практическая журналистика. Учиться журналистике можно, научиться без практики - невозможно. Тот, кто считает себя готовым профессионалом, делает те СМИ, к которым все меньше доверия. Учеба дает три вещи - базовую эрудицию и кругозор; умение систематизировать полученный материал; возможность социализации и обретение связей и контактов. Дальше - саморазвитие. Профессии надо учиться всю жизнь. Тот, кто на это не способен, делает журналистику, которой американское исследование вынесло по факту вердикт профнепригодности.

Владимир Мамонтов, генеральный директор радиостанции "Говорит Москва":

К большому несчастью, выявленная New York Magazine картина похожа на нашу. Это лишнее доказательство, что мы - часть глобального мира. Возьмем конкретный изъян - приоритет скорости над точностью. Его можно легко избежать, разработав определенную технологию постоянного новостного потока: дорогие потребители, посмотрите, как новость с первой минуты развивается в наших уточняющих сообщениях... И мы доводим ее если не до истины, то до объективной картины. Это могла бы быть оговоренная с читателями "открытая картинка", но она не появляется. Утром было сказано "виновата Россия", к 12 дня, когда дым рассеялся, стало ясно - "не только Россия", а к 18 вечера - "вообще не Россия". Но новость уже "закрыта". Пропагандистская заточка вредит настоящей журналистике - и американской, и нашей.

На прессу надели смирительные рубашки. Этому есть объяснение - идет информационная война, а на войне, как на войне. Но журналистику она побуждает складывать картинку, находящуюся в несоответствии с тем, что реально видят люди.

Виктор Лошак, директор по стратегии Издательского дома "Коммерсантъ":

Да, и наши медиа направлены в сторону развлечения, да, и у нас первичная информация приходит из сетей. Но когда мы говорим о России, то давайте помнить, что у нас серьезная журналистика всегда была и остается главным и последним бастионом демократии. Очень многие принципы демократии - свобода слова, выбора, передвижений, - в последнее время оказавшиеся затуманенными для аудитории или потерявшими в ее глазах статус большой ценности, для журналистов остаются понятными, ясными и ценными.

У российских СМИ много проблем, одна из самых серьезных - перерождение информации в пропаганду: когда зеркало показывает то, что хотят в нем увидеть власти, и не отражает сегодняшний мир.

Но даже когда "желтеют" качественные издания и мы становимся частью интертеймента (развлечения), мне все-таки кажется, что повестка российских медиа остается очень серьезной. Она всегда направлена на глубокие проблемы, внимательна к международному положению страны. Конечно, "развлекая, информируй" - это то, чего не было несколько десятилетий назад. Но даже преимущественно информируя, мы продолжаем быть серьезными людьми.

Елена Вартанова, декан факультета журналистики МГУ:

Сегодня, когда люди во многих странах мира, проводят со СМИ больше времени, чем на работе или дома, у журналистики сохраняется очень большой потенциал. Журналистам надо только помнить, чья они власть, - сильных мира сего или простых людей.

Каждой власти - если она хочет быть властью - необходимы этические стандарты. Концепция журналистики как четвертой власти предполагает не только права, но и ответственность. И потому надо всегда думать о стандартах профессии. Один из ключевых - сила "четверной власти", или власти журналистики, - это ее достоверные тексты, объясняющие сложность мира, объективность, непредвзятость, и главное - уважение к своей аудитории. Но власть журналистики - моральная, она подразумевает заботу об обществе и людях, для которых СМИ работают. Поэтому доверие к журналистике - это эмоциональный контакт аудитории с теми, кто берет на себя ответственность выносить оценки всему, что происходит в обществе.

Алексей Гореславский, исполнительный директор медиагруппы компаний Rambler&Co:

Так и есть: технологии не просто сильно влияют на журналистику, они так влияют, что порой сложно понять, куда развивается индустрия. Однако есть у этого процесса трансформации простой механизм: и читатель, и журналист часто забывают ответить себе на простой вопрос: "Зачем мне нужна эта новая технология?" Особенно некритичны журналисты, не задаваясь даже вопросом: "Для чего мне нужен именно этот инструмент?" Такое слепое следование технологиям приводит к тому, что коллеги часто не понимают запросов целевой аудитории, а делают контент по принципу: "Мне это интересно". А человек, производящий контент, должен понимать, что и когда потребитель медиа может принять или отторгнуть. Технологии тут - лишь инструмент движения к цели. Ее же можно достичь исключительно склонностью к аналитике. И тут важно, как студентов учит думать университетская среда, так профессионалов - соображать и анализировать - стремительно меняющаяся жизнь. Или не учит.

Даниил Дондурей, редактор журнала "Искусство кино":

Мне кажется, у нас все то же самое. И это, с одной стороны, свидетельствует о какой-то интеллектуальной нищете и ТВ, и медиа в целом, а с другой - об их невероятной силе. Медиа сегодня значительно больше, чем школа, церковь, семья и тем более улица, способны вылепливать у людей тот или иной тип сознания, понимания реальности и ориентации. И этот тип сознания необходим рынку. Большому рынку, поставившему себе целью быстро, много и с прибылью продавать все что угодно - вещи, события, идеи, поведенческие стереотипы, поступки. Человек с таким типом сознания хоть и не сидит на барщине и не голодает, но мне упорно напоминает средневекового человека, нового крепостного, который не ориентируется в реальности самостоятельно и зависит от того, чему его научат и что ему объяснят.

Это форматирование сознания людей при помощи жестких программ из смеси развлечений, удовольствий, лояльности, беспомощности, скандальности, безответственности, желания соответствовать мне кажется очень опасным. Это детище нового информационного времени и виртуального мира, где у ТВ и интернет-сетей влияния куда больше, чем у книг, еще будет расти и развиваться. Мы испытываем своего рода футурошок, рождающий ощущение, что мы переходим в мир форматированных народов и из людей можно вылепить любое количество необходимых типажей в нужной пропорции. Так что тут бы я поспорил с результатами исследования: с одной стороны, власть СМИ уменьшилась, и импичменты вроде Уотергейта невозможны, а с другой - при наличии серьезных программ с сознанием людей можно делать что угодно.

Но все, кто сегодня хочет разобраться в самом важном - а самое важное это понимание, как устроена жизнь, отчего зависит доверие, личный выбор, мораль, будущее, - идут по другой дороге, поднимаются по иной лестнице. Они читают издания экспертного уровня. Их мало, не более 10 процентов во всех сферах. Но высоколобые, умные, сложные, тонкие, понимающие искусство люди смогут найти в них ответ.

В «нормальном» обществе (в науке есть такое понятие), которое отличается высокой жизнеспособностью, гибкостью, адаптивностью к изменяющимся условиям, целостностью, устойчивостью общественных систем, постоянным импульсом к развитию, открытостью, плюрализмом, активностью социальных процессов, их управляемостью, мобильностью, задачи социальной журналистики определяются ее естественной природой. Но каким бы стабильным ни было нормальное общество, идеальных сообществ не бывает. Поддержание устойчивости информационными средствами включает, к примеру, выявление и представление различных интересов, распространение представлений о том, что в этом обществе полезно, разрешено, важно, что вредно и запрещено, какие образцы воспитания и поведения достойны внимания и уважения, как разрешить назревшие проблемы, гармонизировать потребности и многое другое. Социальная журналистика, оперативно отслеживая и предъявляя обществу «человеческую» реакцию на изменения, помогает их более плавному, продуманному, планомерному течению, своевременной коррекции. Главная задача - поддержание стабильности и устойчивости социальных отношений.

В обществе переходного типа, к тому же переживающему кризис, - а именно таким обществом является сейчас Россия, - у журналистики, помимо естественных задач, появляются другие задачи, особая миссия, в свете которой следует оценивать всю ее деятельность, - она должна давать надежду. От того, как пресса справляется с решением антикризисных задач, во многом зависит разрешение общественного кризиса:

  • - давать полную информацию о состоянии социальной сферы, открывать новые темы и проблемы для обсуждения, отслеживать изменения, давать им оценку, не допускать замалчивания или невнимания к трудным ситуациям, объяснять суть перемен;
  • - осваивать новые жизненные реалии, помогать жить в меняющемся мире и ориентироваться в нем, стимулировать творческую жизненную активность и в особенности индивидуальную инициативу; помогать человеку в конкретной ситуации, рассказывать о прецеденте решения проблемной ситуации и стремиться к выработке алгоритма решения той или иной проблемы;
  • - подвергать общественной экспертизе все законопроекты и решения, реально участвовать в формировании и осуществлении социальной политики, следить за функционированием социальных институтов и активно влиять на их модернизацию;
  • - упорядочивать общественные отношения, поддерживать равновесие интересов, представляя и обосновывая позиции различных социальных групп, снимать социальную напряженность и предотвращать потрясения; стремиться к разговору на равных между разными группами; создавать возможность для выражения новых взглядов и оценок в рамках типичных проблемных ситуаций, вырабатывать общую позицию по назревшим проблемам;
  • - давать нравственную оценку событиям, поступкам, высказываниям, морально поддерживать людей и помогать преодолевать чувство одиночества и безысходности, рассказывать об опыте других людей, всегда ставить идеи гуманизма и добра выше ситуативных интересов отдельных групп.

Это - лишь общий контур целевых особенностей, стоящих перед социальной журналистикой. Каждое СМИ самостоятельно определяет баланс описанных задач, формулирует дополнительно другие. Это очень важная и актуальная практическая проблема.

В интенсивном процессе информатизации мирового сообщества отчетливо проявляют себя тенденции глобализации, последствия которой далеко не однозначны. Вместе с тем, формирование «глобальной деревни» насыщенной коммуникационными взаимодействиями меняет жизнь общества через информационные системы, акцентирует значимость самоорганизации человека, реализующего информационный выбор и, тем самым актуализирует роль средств массовой информации в трансформации как отдельной личности, так и всего человечества в целом.

«Декларацией прав культуры», разработанной в 1995 году под руководством Д.Лихачева, введено понятие гуманитарной культуры, то есть культуры, ориентированной на развитие созидательных начал в человеке и обществе (Декларация прав культуры: Проект / СПбГУП; под науч. ред. Д.С.Лихачева. – СПб.: СПбГУП, 2001. – 19 с.). Документ обращен к международному сообществу, а так как субъектом международного права является государство, то именно государства должны стать гарантами взращивания гуманитарной культуры, которая обеспечивает духовную основу и возможность развития, совершенствования человека и общества.

Становящаяся сегодня в условиях глобализации информационная культура как системная характеристика нового уровня развития общества обуславливает приоритетность масс-медийного воздействия на формирование общественного мнения. От смысловой наполненности медийных посланий во многом зависит поведение людей в обществе, относительная стабильность или состояние беспокойства социокультурной системы. Журнализм как специфический вид социологической деятельности журналиста в широком спектре средств массовой информации призван способствовать реализации концепции глобализации как гармоничного процесса мирового культурного развития, в котором налажен баланс не только между великими культурами и культурами малых этносов, но и между культурами всех народов, населяющих страну, в частности, или, шире, весь мир в целом.

Процесс формирования республиканской идентичности в Татарстане находится в соответствии с динамикой интенсивности подачи этнических тем в прессе. Наиболее насыщенной этническая информация в информационном поле Татарстана была в 1990-х годах. Прежде всего говорилось об экологии национальной культуры и языка. Однако наряду с этим даже в таких, казалось бы, нейтральных темах, как спорт и информация о событиях в мире затрагивались проблемы национальной политики, специфика межнационального взаимодействия народов России, упрочение религиозной толерантности и взаимоотношения исторического прошлого и современности нашей республики.

Но поскольку журналисты, пишущие о культуре, не имеют специального образования, включая самообразование, они по определению не могут соответствовать объективно возложенным на них задачам. При этом средства массовой информации, рассчитанные на потребление самой широкой аудиторией, как правило закрыты для авторов «извне» – для профессиональных музыкантов, художников, режиссеров, религиоведов, историков, философов, культурологов… Вот тут-то в средствах массовой информации и начинается эскалация массовой культуры, достигающая своего апогея к 2000-м годам.

Впрочем, сначала определимся с тем, что же такое культура в современном ее понимании.

Как нам кажется, философ В.Степин совершенно справедливо рассматривает культуру «как систему информационных кодов, закрепляющих исторически накапливаемый социальный опыт»… 1 Он показывает, что «с точки зрения теории систем, сложные исторически развивающиеся органические целостности должны внутри себя содержать особые информационные структуры, обеспечивающие управление системой, ее саморегуляцию… Наряду с биологическим, генетическим кодом, который закрепляет и передает от поколения к поколению биологические программы, у человека существует еще одна кодирующая система – социокод, посредством которого передается от человека к человеку, от поколения к поколению развивающийся массив социального опыта... Условием хранения и трансляции этого опыта является его фиксация в особой знаковой форме» 2 .

Ученый называет множество разных знаковых структур, «закрепляющих и передающих социальный опыт»: «функционирование субъектов поведения, общения и деятельности в качестве семиотических систем, когда их действия и поступки становятся образцами для других»; символика человеческого тела, структура языка естественного и искусственных; знаковые структуры, возникающие в ходе функционирования предметов, созданных человеком и другие. Он показывает, что в ходе развития культуры, выработки новых смыслов и значений возникает необходимость новых способов «фрагментации и объединения накопленного опыта» и соответственно разработки «новых типов кодирования».

В самом деле, как указывает М.Дворкина 1 , с появлением письменности, как особой формы кодирования, возникла новая возможность хранить и транслировать социальный опыт, которая была реализована в специально созданном для этой цели учреждении – библиотеке. По мере возрастающих потребностей культуры во все более эффективных системах хранения и трансляции опыта возникали новые информационные учреждения, обеспечивающие названные функции – центры научной и технической информации, редакции печатных изданий, радио-телевизионные, видео службы и другие.

В системе информационных кодов культуры средства массовой информации можно представить как своеобразные информационные узлы (накопители). Если рассматривать культуру как систему создания, хранения, распространения и потребления культурных ценностей, то можно проследить значимую роль в этих процессах этих информационных каналов.

Прежде всего, необходимо подчеркнуть культурохранительную функцию этих учреждений в рамках института социальной памяти. Средства массовой информации, в числе прочих, хранят и распространяют разные культурные ценности: книги, картины, кинофильмы, алгоритмы поведения и другие. Самое яркое представление об этом направлении деятельности дают, например, телеканал «Россия К», газета «Культура» или электронное издание «Культура-Портал». Но это не означает, что и другие средства массовой информации не ведут такой деятельности.

Существенную роль в сохранении народной культуры, традиций, обрядов, национального языка, региональных особенностей играют и печатные издания, и радиоканалы, и телевидение, и интернет-порталы. Средства массовой информации помогают не только сохранить, но и одновременно сделать доступными для большинства людей (то есть обеспечить преемственность культуры) наиболее значимые образцы культурного наследия. С использованием новых информационных технологий возрастает возможность одновременно решить обе задачи – обеспечить сохранность и распространение ценностей культуры.

Вместе с тем, встает вопрос о критериях отбора транслируемых ценностей, о возможности предугадать людьми сегодняшнего дня потребностей пользователей будущего. Значима для культуры и трансляционная функция информационных учреждений, осуществляемая через информационное обслуживание, обеспечивающее преемственность культурного наследия, доступность его потребителям.

Так, например, государственные радиостанции «Радио России», «Маяк», «Культура» продолжают лучшие традиции отечественного радиотеатра, познавательных, литературных, музыкальных, исторических программ, а на государственной радиостанции «Орфей» основу вещания составляет серьезная классическая музыка. Все это, безусловно, обеспечивает преемственность культур, знакомство с лучшими образцами мирового и отечественного культурного наследия, но при одном условии – аудитория будет готова нажать соответствующую «кнопку».

Поэтому и возникает необходимость воспитания аудитории, растворяя материалы о культуре в изданиях самого широкого профиля, включая и «желтые» печатные, аудио- или телевизионные издания.

А.Флиер указывает на те области социальной практики, которые находят свое отражение в современных средствах массовой информации 1 .

Прежде всего, это культура социальной организации и регуляции, в область которой входят такие специализированные и неспециализированные сферы жизнедеятельности, как хозяйственная культура; правовая культура; политическая культура.

Затем – культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений: философская культура, в том числе здравый смысл обыденных представлений о мире и правилах человеческого поведения, народная мудрость; научная культура; религиозная культура и разнообразные проявления языческих атавизмов прошлого); художественная культура.

Следом идет культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации: культура межличностных информационных контактов; культура массовой коммуникации, в которую входят, в том числе, слухи и сплетни; информационно-кумулятивная культура на уровне преданий, верований и легенд; культура межпоколенной трансляции социального опыта, культурной компетенции и знаний.

И, наконец, культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека: сексуальная культура; культура физического развития; культура поддержания и восстановления здоровья; культура восстановления энергобаланса человека, куда входит, в том числе, кулинария как система и структура питания; культура отдыха, психической рекреации и реабилитации человека, в том числе и девиантные формы досуга.

Аудитория средств массовой информации через посредничество журналиста как транслятора культурных ценностей получает представление о верованиях и предпочтениях людей в разных национальных культурах, о моральных и правовых нормах, мифологических, литературных и художественных образах и других культурных образцах. В процессе информационного обслуживания в средствах массовой информации происходит актуализация документов, научных артефактов, политических взаимоотношений, философских умозаключений.

Преемственность культурных образцов осуществляется и через средовые элементы – оформление издания или передачи, оборудование и технические средства, использующихся при создании средств массовой информации технологию получения информации, аудиовизуальную или текстовую организацию материала. Информационное обслуживание содействует трансляции в пространстве и времени социальных, эстетических, идеологических, религиозных, технологических и других культурных образцов, способствуя включению их в современную производственную, учебную, самообразовательную, управленческую и другую деятельность людей.

В процессе информационного обслуживания передаются также образцы информационной культуры: способы работы с документами, поиска информации, организации картотек, баз данных, представления о ценности документов и другие.

Получая информационную продукцию других организаций, средства массовой информации содействуют развитию этих учреждений, а транслируя культурные образцы, журналистика способствует выравниванию культурных потенциалов людей из разных социальных групп, а, следовательно, стабилизации общества.

Особо хотелось бы отметить созидательную функцию журналистики в культуре. Средства массовой информации осуществляют аналитико-синтетическую переработку информации – преобразование документов в процессе их анализа и извлечения необходимой информации, оценка, сопоставление, обобщение и представление информации в виде журналистского материала, – создавая новые продукты культуры: издания, программы, публицистические книги, статьи, рекомендации, консультации и тому подобное.

Это и есть продукты информационной культуры, которую надлежит рассматривать не только с точки зрения знаний, умений и навыков, связанных с чтением, поиском и потреблением информации, но и как совокупность знаний, норм, правил, ценностей, технологий, созданных людьми в процессе производства и распространения информационных продуктов, и отражающих определенный уровень развития информационной деятельности и культуры.

«Событиями, сферой художественного творчества тема культуры в средствах массовой информации не исчерпывается, – подчеркивает Т.Дедкова. – Общекультурные процессы (их помогает исследовать философия культуры); стиль жизни общества, нравы; состояние концертных организаций, книжных магазинов, кинотеатров и других сетей культуры; развитие общего, художественного, музыкального образования – все это входит в круг культурной проблематики печати и телевидения. <…> Через категории культуры человек оценивает, осмысливает и переживает мир, сводит в единое целое все явления действительности» 1 .

Средства массовой информации стали главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. А.Моль справедливо полагает, что масс-медиа «фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества» 2 .

Выделяются четыре сферы продуцирования и бытования культурных ценностей: быт, идеология (включающая в себя такие формы, как философия, политика, этика и др.), религия и художественная культура (искусство). Каждая из этих сфер в той или иной мере находит отражение в средствах массовой информации.

Специфическая особенность бытовой культуры состоит в том, что она вырабатывает ценности простые, естественные, но вместе с тем и основополагающие, такие, как труд, семья, родина, уважение к старшим, нормы поведения и тому подобные. Именно быт является хранителем исторической памяти культуры, поскольку он значительно устойчивее идеологии, религии и даже искусства и изменяется гораздо медленнее, чем они. Поэтому именно бытовая культура в большой степени содержит в себе ценности «вечные», общечеловеческие, общенациональные. Кроме того, именно бытовые ценности являются основой существования и идеологии, и религии, и искусства.

СМИ активно участвуют в формировании и распространении бытовых ценностей, рассказывая в своих материалах о позитивных и негативных образцах поведения, что в свою очередь выводит на этико-философскую проблематику нравственности, относящуюся уже к сфере идеологического продуцирования и бытования культурных ценностей.

«Раньше на работу в зоопарк нередко направляли людей, освободившихся из мест лишения свободы и бывших алкоголиков. Однажды я увидел, как эти ребята длинной палкой на глазах изумленного тигра пытались вытащить из его клетки кусок мяса. Я когда-то боксом занимался, поэтому проблему решил хуком справа... Ведь даже в войну люди не обкрадывали животных, а наоборот, делились с ними последним куском хлеба» 1 .

«Недавно были проведены масштабные исследования о причинах расторжения брака. Как оказалось, первыми рвать семейные узы решаются именно женщины. Чаще всего супруги, а это 40% опрошенных, расходятся из-за того, что попросту не могут найти между собой общий язык. Эта причина больше характерна для тех, кому за 30. А вот совсем «зеленых» молодоженов в первую очередь напрягает, что в связи с общим семейным бюджетом приходится затягивать пояс и лишаться привычных благ. Больше четверти опрошенных признались, что не хотят сохранить семью из-за измены одного из супругов. Примерно столько же развелись в связи с пьянством второй половинки. Оказалось немало таких мужей и жен, которые не смогли выдержать постоянных вмешательств в семейные дела близких родственников» 1 .

«Екатерина Ильинична, получив похоронку, долго не могла поверить в то, что больше никогда не увидит своего Мишеньку. Ей казалось невероятным, что он погиб именно сейчас, когда война закончилась и ждать беды было уже вроде неоткуда. <…> С тех пор прошло, страшно сказать, сколько лет! И все эти десятилетия Екатерина Ильинична вдовствует, безвыездно живет в Максимовке, в небольшом стареньком домике. Выглянет в окошко на знакомую с детства улицу – и словно заново увидит себя молодой, а рядом – своего Мишеньку, живого и невредимого. Может, именно потому, хоть и выделило ей руководство района, как вдове Героя Советского Союза, однокомнатную квартиру со всеми удобствами в Тетюшах, она там редко бывает. В Максимовке-то все родное» 2 .

Каждый из процитированных выше материалов, апеллируя к понятиям «совесть», «семейные традиции», «верность», обращается, прежде всего, к нравственно-философской проблеме бытия, однако опирается при этом на общечеловеческие духовные ценности, нашедшие отражение в бытовом укладе российского общества.

Значительную роль в становлении бытовой культуры играют эпистолярные жанры, активно использующиеся для трансляции культурно-бытовых ценностей. Письма занимают прочное место на страницах республиканской печати, не только отражая общественное сознание, но и предоставляя возможность читательской аудитории свериться с современными нормами социального поведения. Это становится очевидным при обращении к публикациям читательским писем на страницах татарстанской прессы.

«Замечаю, что в последнее время не только люди, но даже звери и птицы стали в какой-то мере агрессивнее. То ворона нападает на ребенка, то голуби летят прямо в лицо, словно намереваясь в глаз клюнуть, то дикие звери выходят из леса и нападают на людей. Что случилось с нашей фауной? Мне кажется, это связано в первую очередь с ухудшением экологии. Интенсивная урбанизация, увеличение сети автотрасс, бездумная вырубка лесных массивов ведут к уничтожению исконных жилищ животных, которые, между прочим, имеют такое же право на нишу в окружающей среде, как и люди» 1 .

«Меня воспитали так, что бросить фантик от шоколадки мимо мусорного бака – это не культурно, не уважать всех кто меня окружает – плохо, не любить нашу природу – ненормально. Тоже самое, я стараюсь привить и своему ребенку, чтобы моя дочь стала хорошим, порядочным и воспитанным гражданином России, а не свиньей, которая, простите, гадит там живет. Научиться и научить своих детей не бежать из страны, а делать ее лучше, вот главная задача каждого из нас!» 2 .

«Выражаю огромную признательность и благодарность генеральному директору ОАО “Казанькомпрессормаш” И.Г.Хисамееву, председателю профкома В.В.Борисову, председателю Совета ветеранов Ф.Ф.Файзрахмановой, председателю цехового комитета 21-го цеха Е.В.Майоровой, водителю цеха №23 И.А.Фахрутдинову за материальную помощь – приобретение и доставку мне домой газовой колонки, счетчика и газовой плиты. С уважением и благодарностью В.Г.Бакаева, инв. II гр.» 3 .

«Вчера, прогуливаясь по парку Урицкого, заметила много скворечников на деревьях. Я так обрадовалась, думаю, люди заботятся о птицах. А потом пригляделась – скворечники изготовлены одной фирмой и окрашены в желтый цвет. Но скворцы обычно в окрашенных домиках не селятся. Надо что-то делать» 4 .

«Была свидетелем следующего случая. К зоомагазину подъехал крутой джип. Из него вышел мужчина, весь из себя, и прошел в магазин.

– У меня по гороскопу жена Рыбка, – сказал он продавцу. – Что посоветуете ей купить на 8 Марта?

– Конечно рыбку, – ответил продавец. Выбирали они долго. Начали с дорогих рыбок, а закончили какой-то крохотной, за 80 рублей. Долго торговались, сойдясь наконец на пятидесяти рублях. Тот, который весь из себя, вытребовал бесплатно баночку и, довольный, ушел. А мне стало жалко. Нет, не рыбку. И даже не этого большого и толстого мужчину. Супругу мне его стало жалко, вот что» 1 .

Каждая из процитированных реплик – это побуждение к саморефлексии, взгляду на собственное поведение, своеобразной примерке ситуации на себя. Только таким способом при освоении культурного богатства человек и «распредмечивает» окружающий мир, оценивая свою способность восприимчивости сложной системы информационных кодов, закрепляющих исторически накапливаемый социальный опыт.

Человечество нового тысячелетия в своем социокультурном развитии столкнулось с множеством проблем кризисного характера в области истории, экономики, политики, демографии, этики, с девальвацией идеалов и систем ценностей, разрушением традиционных жизненных представлений и мировоззренческих принципов. Пытаясь преодолеть затянувшийся кризис современной культуры, характеризующийся преобладанием материального прогресса над духовным, средства массовой информации постоянно напоминают своей аудитории, что для каждого человека красота, добро, истина, вечная жизнь – безусловные ценности, но что такое добро и зло, например, человек, вынужден решать сам, в каждой конкретной ситуации, выступая тем самым интерпретатором культуры.

Журналистика, по мнению Ю.Казакова, «ощущает свои социальные связи, осознает себя частью культуры, очевидно не замыкающейся на собственно профессиональные задачи и рамки, пытается установить продуктивный диалог с обществом, в том числе, и по проблеме собственного предназначения» 2 . Развивая эту тему, Т. Дедкова полагает, что «журналистика, освещающая проблемы культуры, <…> имеет возможности способствовать совершенствованию взаимоотношений человека и социума» 3 .

Этому призвана помочь рефлексия «второго порядка», объектом которой служит не реконструкция нравственно-этического мира личности в определенных культурно-бытовых представлениях, а сами эти представления как один из продуктов интеллектуального творчества.

Взглянем на тематическую палитру публикаций первого квартала 2010 года, посвященных профессиональной культуре, нашедшей выход в произведениях искусства. Для аналитического среза мы выбрали четыре республиканских печатных издания: «Республика Татарстан» как официальный орган правительства (Таблица 1), «Казанские ведомости» как городскую газету (Таблица 2), «Молодежь Татарстана» как молодежное издание (Таблица 3) и «Вечернюю Казань» позиционирующую себя как независимая пресса (Таблица 4). В сводной Таблице 5 приведены данные по тематической палитре публикаций во всех, вышеперечисленных изданиях.

Все материалы распределены по жанровой принадлежности и считались количественно (за единицу счета бралась публикация).

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Из истории развития средств массовой информации (СМИ). Эволюция журналистики. Качество информационных технологий. Виды, функции, влияние на культуру средств массовой информации. Роль СМИ в формировании активности, в политической жизни общества.

    реферат , добавлен 22.11.2008

    Определение стиля жизни и его классификация. Влияние СМИ на стиль. Роль и место журнала "Eskuire" в системе российских средств массовой информации. Интеллектуальная составляющая стиля жизни. Характеристика стиля жизни, основанная на визуальном анализе.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2008

    Роль средств массовой информации (СМИ) в развитии принципов российского гражданского общества. СМИ в формировании политической культуры населения России. Роль СМИ в политической социализации личности в современном российском гражданском обществе.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2012

    Роль средств массовой информации (СМИ) в общественной жизни. Юридическое начало истории СМИ в России. Виды СМИ, их интеграция в общественное сознание. Культура СМИ и влияние на поведение в обществе. Глобализация СМИ и их влияние на мировую общественность.

    курсовая работа , добавлен 27.08.2009

    Понятие языковой нормы. Характеристика, основные виды и функции современных средств массовой информации. Особенности нарушения языковых норм в текстах средств массовой информации. Языковая, социально-психологическая и культурная ситуация в обществе.

    курсовая работа , добавлен 05.09.2012

    Роль средств массовой информации в формировании личности человека. Особенности влияния на личности будущих специалистов, таких элементов информационного общества, как традиционные средства массовой информации, сеть Интернет, телевидение, телефония.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2014

    Освещение современных военно-политических событий в Сирии информационным порталом CNN News и BBC. Особенности дискурса британских и американских средств массовой информации. Введение понятия "эвфемии" на уроках английского языка в старших классах.

    курсовая работа , добавлен 29.07.2017

Мировой экономический кризис и отечественное "экономическое чудо", инфляция и девальвация, переговоры по поставкам нефти и газа, внешний долг и кредиты международных организаций. Разве можно сегодня представить какое-либо СМИ без обсуждения или хотя бы упоминания этих непростых экономические понятий и процессов? Они все чаще становятся важными составляющими информационного поля и проникают (порой, довольно бесцеремонно) в нашу обыденную жизнь.

Но знание принципов и законов экономической журналистики помогут "неэкономическому" журналисту выбрать верную тему и взять "нужный тон" в общении с широким читателем (слушателем, зрителем).

Всегда средства массовой информации уделяли много внимания экономической теме. Это связанно как с экономическим состоянием страны, так и мировыми процессами экономики. Во многих средствах массовой информации всегда можно найти для себя всестороннее и глубокое освещение всех экономических процессов и событий, происходящих в этой сфере. Экономические новости и все что связанно с экономикой, как нельзя лучше, объективно представлены в сферах массовой информации. Здесь можно получить сведения, как о правилах ведения хозяйственной деятельности, предпринимательской деятельности, так и о международных опытах ведения различного форм бизнеса.

Рассматриваются многие проблемы бухгалтерского учета и учета финансов, микроэкономики и налогообложения, трудового права и хозяйственного права, даются квалифицированные ответы в понятии домашний бизнес <#"justify">СтранаПроцент рекламных расходов в ВНПГреция США Швейцария Великобритания Германия Россия1,47 1,37 1,00 0,98 0,85 0,60

Интересно, что то же самое наблюдается и при сравнении России с другими посткоммунистическими странами:

СтранаПроцент рекламных расходов в ВНПВенгрия Чехия Польша Болгария Эстония Латвия Россия Литва Румыния1,98 1,43 1,38 0,92 0,75 0,72 0,60 0,44 0,42При поддержке реального экономического роста у печатных изданий и телевидения есть и менее очевидная, но более стратегическая роль. Она состоит в том, что СМИ сводят продавцов и покупателей. Это происходит благодаря рекламному содержанию средств массовой информации.

В простейшей экономической ситуации местом встречи покупателей и продавцов служит физическая рыночная площадь. Это место, где продавцы выставляют свои товары и куда покупатели приходят, когда им нужно что-нибудь купить. Но когда потребности общества в различных товарах и услугах превосходят вместимость подобного примитивного рынка, на передний план выходит роль СМИ.

Средства массовой информации также могут многое сделать, чтобы стимулировать желание покупать. Такое возможно, только когда потребитель уже пришел на рынок. Если потребитель пришел на рынок, чтобы купить картофель, и уже там видит, например, привлекательные томаты, он может купить также и томаты, даже если первоначально такая покупка и не входила в его намерения. Очень похожим образом СМИ могут стимулировать желание покупать - но у потребителей, которые даже не вышли за порог собственного дома.

СМИ способны обслуживать национальную экономику в целом, сводить покупателей и продавцов и внушать им ту уверенность, которая ведет к экономическому росту и развитию.

Средства массовой информации могут сами составлять существенный сегмент национальной экономики. Они могут косвенно помогать экономическому росту, способствуя хорошему управлению и расширяя права граждан. Они могут быть коммерческими посредниками, сводя покупателей и продавцов с помощью рекламного контента. И они могут умножать деньги своих рекламодателей.

В России ничего подобного, если говорить о ситуации в целом, не происходит.

Есть несколько причин, по которым рост медийного сектора в России был задержан. Существенной причиной была политика правительства, мешавшая рекламе. В большинстве развитых стран реклама считается законной деловой активностью. Но до недавнего времени российские законы не признавали рекламные расходы нормальными деловыми затратами. Лишь очень небольшой объем рекламы освобождался от налогов. Это означало, что рекламные расходы сверх этой суммы (равной примерно двум процентам оборота) должны были облагаться налогом наравне с прибылью. Медийный сектор не освобождался от налогов. Такая политика служила очень серьезным препятствием для развития рекламы.

При подобной политике стоит ли удивляться, что рекламные расходы в России составляют столь малый процент ВНП? С июля 2002 года рекламные расходы в России перестали облагаться налогом. Эта перемена впервые дает рекламному рынку возможность развиваться нормально. В свою очередь, выросшие затраты на рекламу в печатных изданиях и на телевидении должны будут привести к более интенсивному их развитию как сектора экономики.

Неблагоприятная политика правительства по отношению к рекламе не была единственным фактором, сдерживавшим вклад СМИ в экономический рост. Создавали помехи экономическому росту и сами СМИ. Основную роль здесь играла растрата тех денег, которые компании расходовали на рекламу. Как же средства массовой информации растрачивали деньги рекламодателей? Они это делали, пуская полученную от рекламодателей плату на распространение рекламы главным образом среди тех, кто не имел возможности купить рекламируемые продукты и услуги. Сегодня в России - за пределами Москвы и Петербурга - лишь около 25 % населения располагает свободным доходом. Эти люди действительно могут стать хорошими потребителями рекламодателей. Однако остальные 75 % не могут себе этого позволить. Поэтому если, например, газета распространяется среди этого 75-процентного сегмента общества, то издатели обманывают своих рекламодателей.

Большинство СМИ упорно продолжают распространять рекламу среди потребителей, не имеющих экономических средств. Рекламодателям, желающим потратить деньги на рекламу, предоставляются возможности одна хуже другой.

Большинство новостных изданий заполнено сюжетами, которые появляются не потому, что заслуживают внимания, а потому, что за них заплачено. Редакционная роль отдела новостей состоит в том, чтобы просеивать сотни и тысячи событий, решать, какие из них важны, и сообщать эти сюжеты потребителям новостного издания. Фактически потребители возлагают на сотрудников СМИ ответственность за выполнение данной функции. Когда средства массовой информации предлагают оплаченную пропаганду, замаскированную под информацию, они свой долг нарушают.

Итак, законодательство предопределило неприбыльность средств массовой информации и отправило их в объятия политиков, олигархов и т.д., чтобы покрыть убытки. Это привело к нескольким катастрофическим последствиям для экономического роста: гражданское общество не могло нормально развиваться, так как граждане не имели доступа к неискаженной информации, которая помогает делать политический выбор; рост рекламного рынка был подавлен налоговой политикой; развитие медийного сектора сдерживалось отсутствием здорового рекламного рынка; эффективность рекламных расходов была сильно уменьшена подходом СМИ к формированию своей аудитории и тем, что печатные издания и телевидение породили у потребителей недоверие; таким образом, средства массовой информации оказались неэффективны и в соединении покупателей с продавцами, и в распространении экономической уверенности.

Российским СМИ все эти обстоятельства дают шанс для развития новой концепции, имеющей большой потенциал для резкого улучшения медиаландшафта. Это хорошая перспектива для средств массовой информации, у которых есть сила и независимость, чтобы говорить правду, воля, чтобы служить интересам потребителей и рекламодателей, и потенциал для продвижения экономического роста в целом.

До сих пор эта перспектива существовала только в мечтах. Налоговое и рекламное регулирование сделало фактически невозможным независимое существование медиакомпаний. Это поставило их в зависимость от финансовых магнатов, которые возмещали средствам массовой информации убытки, а в обмен получали возможность влиять на характер информации.

Недавние перемены в регулировании покончили с необходимостью такого подчинения. Однако эти перемены не привели к радикальному перелому в действиях российских средств массовой информации. Силы инерции поддерживают порочную практику ведения бизнеса, ставшую для средств массовой информации источником существования.

"Однако эти перемены создали испытательный полигон - место, где взаимодействие сил сможет сформировать позитивные перемены. Если использовать этот полигон разумно, если средство массовой информации изменят свою бизнес-культуру в позитивном направлении, то наше время войдет в историю как славное начало новых российских средств массовой информации - и как значительная веха в развитии российской экономики."

экономика телевидение издание информация