Что такое этнография дополнительный материал. Что изучает этнология? В Рижском этнографическом музее. Латвия

О том, что такое этнография, рассказывают в курсе специализированного университетского обучения при подготовке этнографов. Впрочем, тема интересная, а само слово знакомо многим - этнографические музеи открыты в самых разных городах нашей страны (и не только).

Общее представление

Этнография - это наука, изучающая самые разные объекты народного творчества. Это и бытовые предметы, а также украшения и одежда, используемые разными народностями. Внимание уделялось утвари и используемым в работе инструментами. Этнографы собирают сказания, былины, песни и легенды разных местностей. Они занимаются крылатыми фразам, систематизируют и сохраняют для потомков информацию о практикуемых обрядах, принятых в конкретной местности обычаях. Объекты изучения науки общим словом можно охарактеризовать как памятники народного творчества. Сохранение информации о них расширяет и обогащает культурный запас и страны, и нашего мира в целом.

В настоящее время, рассматривая, что такое этнография, обязательно делают акцент на самостоятельности этой дисциплины. В рамках научной сферы исследуется количество национальностей, народностей на планете и их отличительные особенности, расселение. Этнографы изучают, откуда произошли народы, какие языки используют для коммуникации, в каких домах традиционно обитают и какие своеобразные культурные особенности имеют. Объекты изучения этнографии разнообразны, разброс их масштабен как в качественном плане, так и в географическом. Этнографические карты, составленные учеными, представляют собой настоящий кладезь любопытных данных, позволяющих составить представление о быте, жизни, истории различных народностей.

Предмет исследований

Этнография - это наука, изучающая всевозможные аспекты бытовой и культурной жизни разных народов. Собранные исследователями данные важны не только для пополнения коллекций этнографических музеев: они дают большой объем информации для историков, позволяя восстановить прошедшие эпохи. Многочисленные уникальные образцы сохранены не только в специализированных музеях, но и посвященных нескольким исследовательским областям одновременно.

Особенно ценны коллекции орнаментов, сохраняемые этнографами всего мира. В настоящее время такие материалы оцениваются, как незаменимая информация, позволяющая восстановить быт прошедших столетий. Орнамент - слово, пришедшее к нам из латинского языка, изначально подразумевает украшение. Сегодня под термином принято понимать сочетания теней, оттенков, линий, фигур, равномерно чередующихся и украшающих разнообразные предметы. Этнография - это наука, которая коллекционирует орнаменты всего мира, собирает данные об используемых мотивах, доминирующих, а также о правилах выбора тех или иных вариантов. Орнаментами украшают одежду, дома, изделия. Известно, что всякая народность имеет уникальный орнамент, отражающий культурные пласты. Если знать все особенности конкретного украшения, можно понять, откуда появился исследуемый предмет, кто был его автором. Это дает возможность исследования перемещения как предметов, так и людей в прошлых столетиях.

Народности нашей планеты

Этнография - это наука, поставившая перед собой целью собрать информацию обо всех народах, которые существовали ранее и живут на Земле в настоящее время. Именно благодаря этнографам мировая общественность знает, что и по сей день некоторые сообщества применяют изделия, аналогичные древнейшим. Азиатские, африканские, латиноамериканские племена, скажем, до сих пор охотятся, используя стрелы и лук. Именно этнографы нашли, зафиксировали эту информацию, сравнили современные луки с образцами прежних. На основании полученной информации можно говорить о различных уровнях, статусах, областях прогресса, выявлять влияющие на это факторы.

Очень тесно связаны между собой археология, этнография и антропология. Современные ученые, исследуя информацию о прошлом и настоящем разных народов, получают иногда совершенно удивительные сведения. Конечно, наибольший интерес для научного сообщества представляют такие народности, которые и в наше время используют традиционные бытовые предметы, обряды. Известно, что есть племена, где жизнь за прошедшие века практически не изменилась. Уделяя внимание традициям таких местностей, используемым трудовым орудиям, можно представить, как жили люди столетия и даже тысячелетия тому назад.

Мы уникальны!

Рассматривая, что такое этнография, не стоит пытаться равнять все объекты, на которых фокусируется наука, под одну гребенку. Наоборот, идея этой дисциплины - в признании уникальности, наличия неповторимых особенностей у всех народностей, сформировавшихся на нашей планете. При выявлении таковых анализируются самые разные аспекты - как люди строят дома, во что верят, как одеваются и готовят пищу.

В рамках изучения этнографии традиционно особенное внимание уделяют национальным одеждам. Ученые, занимающиеся наукой, собирают максимально объемные и достоверные сведения, позволяющие понять, как и что носили в разных местностях и в разные эпохи. Посетив специализированный музей, обыватель может ознакомиться с нарядами, узнать, какие социальные слои имели к ним доступ, как все использовалось правильно. Это касается не только костюмов мужчин и женщин, но и головных уборов, обуви.

Зачем это нужно?

Представляя, что такое этнография и чем она занимается, художник, перед которым стоит задача создания картины, отражающей прошлые времена, знает, куда ему обратиться, чтобы получить достоверное представление о реалиях отражаемой эпохи. Это важно и при написании книг, создании фильмов, сериалов и мультфильмов, видеоигр.

Верно и обратное: зная особенности обычаев, связанных с нарядами, свойственными разным периодам и местностям, можно понять, где и в какое время было создано произведение искусства - книга, картина. В истории этнографии есть немало примеров того, как собранные в обширные базы данных сведения помогали идентифицировать различные ценные произведения искусства. Зная, как был устроен быт в конкретную эпоху и в определенной местности, можно справедливо заключить, какого рода отношения были у этих людей с соседями: чем они ближе, тем сильнее взаимное проникновение.

Сказания и былины

Очень тесно связаны язык и этнография, в частности, в аспекте устного народного творчества. Специалисты, занимаясь сбором информации о таких элементах культуры, особенное внимание уделяют сказаниям. В частности, в нашей стране сохранилось огромное количество былин, созданных в древние времена. Такие рассказы имеют исторический подтекст, хотя порядком «сдобренный» изобретательностью рассказчиков, из уст в уста передавших сперва просто рассказ о произошедшем, который затем обрастал новыми и новыми подробностями, превращаясь в легенду о героических поступках. Наши предки видели различные славные события, память о которых сохранилась в языке. Между прочим, это не только полноценные сказания, но и отдельные крылатые фразы, выражения и даже отдельные слова. Мы применяем их в речи, даже не задумываясь над историческим прошлым, но этнограф точно может сказать, каков подтекст у некоторого слова, словосочетания.

Особенности сказаний - передача информации в устной форме между поколениями. Это одна из проблем этнографии. Любой объект, будучи незафиксированным на бумаге, может утеряться, если скончается последний помнящий его человек, не передав никому своих знаний. Кроме того, точность из-за пересказа сильно страдает, и спустя несколько столетий главный герой истории даже и не признал бы, что речь в легенде идет о нем, столь существенны трансформации. И все же современные историки, этнографы могут, тщательно проанализировав истории, понять, где вымысел, где правда, тем самым максимально точно восстановить произошедшее многие годы, века тому назад события.

Мифология

Анализируя, что такое этнография и что она изучает, обязательно нужно уделить внимание мифам. Сбор этой информации, фиксация на бумаге, систематизация собранных рассказов позволяет этнографам составить полноценное представление о самых разных представлениях об устройстве мира, свойственных конкретной местности. Мифами принято именовать такие сказания, которые повествуют о божественных поступках, природных явлениях, объяснения которым в древности люди еще не знали.

Пытаясь понять, почему все происходит именно так, как это им видится, племена изобретали собственные уникальные объяснения. Так зародились предположения о появлении небесных тел, человека и других форм жизни, огня и ремесла. Мифические герои имеют сверхъестественную силу, а божественные существа зачастую сходны с человеком. Миф - это вымысел, в котором содержится зерно правды. Со временем слово получило второе значение - выдумка, рассказ, которому нельзя верить. На основании мифов этнографы могут восстановить уникальные особенности формирования культуры, представление о вселенной в исследуемой местности.

Верить или нет?

Как видно из краткого определения, что такое этнография, под этой наукой принято понимать достоверную область, то есть информация, которую предоставляют историкам этнографы, должна быть четкой и проверенной. Иной может засомневаться: раз в качестве базы используются народные мифы, разве можно получить сколько-нибудь достоверные сведения?

Этнографы на это с уверенностью отвечают: можно. Несмотря на обилие выдумок, из сказаний отдельных народностей можно добыть немало полезной информации, ведь такие истории содержат упоминания об используемых орудиях труда, практикуемых ремеслах и культурах, выращиваемых крестьянами, а также прочих бытовых аспектах. Социальная этнография из мифов и сказаний получает немалый объем информации, связанной со взаимодействием социальных групп в прежние времена. Можно справедливо заключить, каковы были проблемы, какие сложности наблюдались, насколько существенным было деление на классы и по каким признакам производилось.

Культура и этнография

С давних пор сказания, повествовавшие о героических подвигах, были темой для рассказов. Они передавались между поколениями, были любимы народом, служили многим источниками вдохновения. Поэты и скульпторы, художники и архитекторы не раз прибегали к народным сказаниям, черпая из них мотивы для своего творчества. Этнография собирает различные произведения, созданные таким образом. Даже простейшие изготовленные ремесленниками вазы, украшенные мотивами из мифа, становятся для современного человека важным, ценным предметом, хотя для современников автор мог быть заурядным производителем.

Художники - вот та социальная группа, которая традиционно отличается интересом к мифологии. Создались и создаются многочисленные картины, посвященные мифологии. Разобраться в изображенном и в полной мере оценить авторский замысел сможет лишь знакомый с мотивами. То, что передавалось раньше из уст в уста, не уходит бесследно: наследие прошлого меняет искусство современности, вдохновляя и даруя новый опыт современникам. Мы можем видеть отражения мифов в книгах и фильмах, в живописи и музыке.

РГО: Русское географическое общество

Это сообщество с самого момента своего создания занимается не только лишь вопросами географии, но и этнологическими исследованиями. Тематическое отделение было сформировано в 1845, став одним из первой четверки этой крупнейшей и очень важной как в прежние года, так и сегодня научной организации. Задача этнографического отделения с самого начала была озвучена как познание племен, которые проживают на территории России, с самых разных сторон. В равной степени предполагалось уделять внимание и текущему положению дел, и восстановлению прошлого народностей.

Первое научное слушание состоялось уже в 1846. Выступали К. Бэр, Н. Надеждин. Первый рассматривал тематику этнографических изучений, второй сосредоточил свое внимание на русской народности. Тогда же от РГО была сформирована первая экспедиция под руководством А. Шегрена, направившегося в Прибалтийский регион с целью исследования кревингов, ливов. В 1847 впервые была отправлена экспедиция на Урал под руководством Э. Гофмана. Ее участники собирали информацию о коми, хантах, ненцах.

Шаг за шагом

Силами РГО была создана программа сбора сведений, связанных с этнографией. Уже в девятнадцатом столетии ее распространили по всей державе. В наше время можно наблюдать многочисленные рукописи, хранимые в архивах сообщества и посвященные этнографии разных местностей. Тексты стали важными материалами для занимавшихся фольклором, языкознанием специалистов. Например, Даль активно прибегал к полученным материалам, формируя свой уникальный словарь в 1862 году. Не менее ценны были сведения и для А. Афанасьева, опубликовавшего сборник народных сказаний в 1855-1864 годах.

Этнографические карты в России впервые были составлены с участием Кеппена, Риттиха. Первый занимался европейскими регионами, второй - центральными. Дополнительно РГО взяло на себя издание нескольких журналов, сборников, посвященных этнографии. Спустя некоторое время была создана уникальная награда, и первым награжденным стал исследователь марийских поверий, языка чувашей Н. Золотницкий.

1. Этнография как наука. Предмет, объект, задачи исследования

Слово «этнография» происходит от «этнос» - племя, народ и «граф» - описание.

Этнография - это наука, которая изучает бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения, расселения, культурно-историческое взаимоотношение. Этнография связана с другими науками, как с гуманитарными, так и с естественными.

Объекты исследования:

Народы, этносы;

Историко-культурные общества в прошлом и настоящем.

В этнографии предмет исследования - это комплексное изучение этносоциального и этнокультурного развития народов мира в прошлом и настоящем.

В этнографии существуют различные направления исследований:

Палеоэтнография - реконструкция культурно бытовых особенностей по археологическим материалам;

Этногенез - изучение процесса формирования народов;

Этническая история, демография;

Картография - методика фиксации этнических и этнографических процессов в картах;

Этническая экология – изучение процессов взаимодействия этноса с природной средой;

Этносоциология; этнопсихология; физическая антропология...

2. Методы и источники исследования в этнологии

Классификация источников:

1. По типам:

Вещественные – любые реально существующие предметы (одежда, пища, утварь);

Письменные – любые материалы, письменно зафиксированные (исследования и описания ученых, записки путешественников, фольклорные и художественные тексты…);

Изобразительные (картины, фотографии, наскальная живопись);

Устные или мемораты (рассказы о жизни).

2. По видам:

Фольклорные;

Статистические;

Материалы делопроизводства;

Этнографические описания;

Материалы исследования других наук (археологические, этнолингвистические…).

3. По методам:

Метод – способ получения материала и его последующей обработки.

Основным является метод полевых экспедиционных исследований.

Метод сбора материала:

Опрос, интервьюирования;

Непосредственное наблюдение;

Аудиофиксация и видеофиксация;

Выборка и анализ статистических и архивных источников.

Методы обработки:

Описание;

Историко-сравнительный;

Историко-генетический;

Историко-типологический;

Структурно-типологический;

Структурно-функциональный;

Семиотический;

Системный подход;

Математико-статистический;

Социологический (анкетирование);

Картографирование.

3. Развитие этнографии как науки

1. Зачатки этнографических знаний формируются уже в античный период (9 век до н.э. – 2 век н. э.). Ученые: Геродот (5 в. до н.э.), Аристотель (4 в. до н.э.) – ввел термин «этнос».

2. 13-сер. 15 вв. – оживление интереса к культуре других народов из-за нашествия монгольских племен.

Плано Карпени: путешествие в Среднюю и Центральную Азию для заключения дипломатических договоров. Марко Поло: путешествия в Центральную, Восточную и Южную Азию.

1. сер. 15 - сер. 17 вв. - Эпоха Великих Географических открытий.

Плавание Христофора Колумба, Васко да Гама, колонизаторские походы Англии, Голландии и других стран; появляются сведения о Московском государстве; расширяются знания европейцев об окружающих народах.

4. конец 17-18 вв. - «Век Просвещения».

В это время организовывалось много экспедиций; появляются сведения об индейцах, народах Австралии и Океании, народах Сибири и Дальнего Востока, появляется интерес к культуре европейского крестьянства. Начинает применяться историко-сравнительный метод исследования (сравнение народов), а также начинает разрабатываться схема всемирно-исторического развития народов мира, где отсталые народы являются первой ступеней.

5. 1 пол. 19 века - бурный рост интереса к культуре европейского крестьянства, рост патриотизма и романтизма. Зарождается мифологическая школа.

Первое научное направление в этнографии - эволюционная школа (середина 19 века).

Исследования проводились в Англии, Италии, США…

Представители: Джеймс Фрэзер, Адольф Бастиан, Генрих Морган.

Объект исследования эволюционистов :

Человек или общество;

Изучение семейно-брачных отношений;

Изучение первобытных верований и их эволюции;

Периодизация первобытного общества;

Изучение эволюционного хозяйства…

Основные идеи:

единство человеческого рода;

однолинейность развития от простого к сложному;

источником эволюции являются постоянное действие различных сил (принципы естественного отбора, классовая борьба, столкновение противоречий, накопление знаний…).

Параллельно с эволюц. школой стала развиваться диффузионистская школа .

Центром стала Германия.

Представители: Фридрих Ратцель, Лео Фробениус, Фриц Гребнер.

Объект исследования: культура, как результат взаимодействия народов.

Методы: картографирование, культурных кругов, полевых исследований.

Начало 20 века - «Фрейдизм» или «психоаналитическая теория».

Представители: Зигмунд Фрейд, Карл Густо Юнг, Рохейм.

Методы : психоанализ для исследования некоторых явлений в человеческой культуре: тотемизма (вера в сверхъестественное родство человека с растением, животным), табу (система человеческих запретов), экзогамия (запрет браков внутри родственной группы), эндогамии (заключение браков внутри родственной группы).

- «Социологическая школа» (конец 19- начало 20 века).

Центром являлась Франция.

Объект исследования : общество. Исследовались вопросы происхождения религии, изучали коллективные представления, выявляли особенности первобытного мышления.

Представители: Эмиль Дюркгейм (основатель), Марсель Мосс, Леви Брюль.

- «Структурный функционализм» (начало 20 века) Центром стала Англия. Представители: Бронислав Малиновский, Радклифф-Браун, Леви-Строс.

Б. Малиновский разработал теорию потребностей, методику включенного наблюдения в полевых условиях, сравнительно-социологический метод, создание социальных институтов. Радклифф-Браун создал направление – социальная антропология. Он разрабатывал сравнительно социологический метод и изучал сеть социальных отношений. Леви-Строс – основатель направления структурализм. Он рассматривал и изучал материалы мифологии и фольклора.

Американская школа исторической этнологии «Школа Боас» (кон. 19-нач. 20 вв.). Основатель- Франц Боас. В рамках этой школы исследовалась динамика культуры, взаимоотношения человека и культуры.

Позднее стали развиваться Американская этнопсихологическая школа, а с сер. 20 в. – Американская культурная эволюционная школа, неофункционализм.

19 век - становление эволюции в России, как науки. В середине 19 века появляются профессиональные кадры, учреждаются академии наук.

1845 г. – создано императорское русское географическое общество, в котором были отделения географии, статистики и этнографии). Среди теоретических разработок следует отметить концепцию хозяйственно-культурных типов (Левин, Чебоксаров).

4. Этнос. Основные этнические процессы

Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общность культуры, языка и психики, а также самосознанием и самоназванием.

Основные признаки:

Самосознание (отнесение себя к определенному народу);

Самоназвание.

Основной культурный символ – язык.

Типы этноса (на основании качества и характера исторических связей):

1. Племя основано на мнимых или реальных кровнородственных связях. В процессе исторического развития племена объединили для усиления экономической, культурной, идеологической и территориальной связи.

2. Народность основана на территориальных связях.В последующем, с усилением культурных и экономических связей, ликвидируется раздробленность, характерная для народности.

3. Нации формируются в пределах одного государства. Для нее характерны общность экономики, территории, языка, культурной символики и идеологии.

Выделяется определенная иерархия или структура этнических образований.

Суперэтнос (славяне)

Этнос (русские)

Субэтнос (поморы)

Субэтнос – локальные группы.

Этнофор – носитель этнических свойств.

5. Этногенез. Этническая история. Этнические процессы

Этногенез – процесс формирования этноса. Этногенез включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.

В этногенезе выделяют три основных составляющих:

1. антропогенез (расогенез) – формирование расовых особенностей;

2. глотогенез - формирование языковых особенностей;

3. культурогенез – формирование культурных особенностей.

Этнические процессы - любые изменения того или иного компонента этноса. Если этнические процессы не изменяют этнос как систему в целом, то они носят название этноэволюционные , а если изменяют самосознание, то они называются этнотрансформационные . Они делятся на этнические объединения и разделения.

6. Расы. Расовая классификация народов мира

Расовая классификация основана на физических отличиях между людьми, которые исторически сложились в различных природно-климатических условиях.

Раса - исторически сложившаяся реальная группа людей, связанных единством происхождением, что выражается в комплексе наследственных, морфологических и физиологических признаков.

К морфологическим признакам относятся форма и строение волос, степень развития третичного волосяного покрова, пигментация кожи, волос и глаз, строение черепа и зубной системы. К физиологическим признакам относят: строение внутренних органов, группа крови др. Выделяются большие, малые, смешанные и переходные расы, и в рамках расы выделяются антропологические типы: европеоидный, монголоидный, негроидный, австралоидный.

гр. – народ, описывать) – наука о народах мира – этносах, их характерных этнических чертах. Эта наука описывает этнический состав населения территорий, происхождение народов и народностей, историю общественных форм жизни; изучает современное состояние, традиции, обычаи, культурные ценности, современное состояние. Этнография дает общую картину человечества, историю его прогресса. Выделилась она из географии в середине XIX века. И до сего дня имеет разные названия: «этнология», «народоведение», «культурная антропология». Этнография изучает также и славян, и русский народ, рассматривает его место и роль в развитии мировой культуры и цивилизации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Этнография

гр. этнос - народ + гр. графо - пишу) - составная часть антропологии, описывающая состав, происхождение, расселение, особенности материальной и духовной культуры племен, народов и обществ. Этнографические описания -источник информации для этнологических исследований. Термин этнография традиционно применялся с XIX века преимущественно при "изучении малых, бесписьменных и доиндустриальных обществ, называемых примитивными в противопоставление цивилизованному миру". Крупные этнографы конца XIX -нач. XX века - Л.Г.Морган, Ф. Боас, Б.Малиновский - в полевых исследованиях уделяли основное внимание материальной культуре, практической деятельности, языку, политической жизни, системе родства, ритуалам, космологии, мифологии, символизму, описанию медицинской практики, обрядам, верованиям, фольклору изучаемых народов; составляли отчеты бесед с коренными представителями, записывали продиктованные тексты. В России основным объектом исследования этнографии "является культура народов, но описываемая, классифицируемая и анализируемая преимущественно сточки зрения выявления ее этнической специфичности", "этнографические исследования обращены по преимуществу к сфере обыденной (повседневной, традиционной) культуры прежде всего сельского населения. В течение долгого времени этнография в России развивалась как отрасль географического знания, а в настоящее время относится к группе исторических наук". Первые российские этнографы - В.Н.Татищев, С.П.Крашенинников, Н.Н.Миклухо-Маклай, А.Н.Пыпин. Этнографы советского периода - Н.Я.Марр (языковед), Л.Н.Гумилев (изучал генезис этносов, т.е. возникновение и развитие народностей, репрессирован при Сталине) и др.; наши современники: Ю.В.Бромлей (изучал социальную природу этносов), С.А.Токарев (этнолог, специалист по религиоведению, изучает ритуалы), В.П.Алексеев (научн. интересы -расоведение, первобытн. общество), С.А.Арутюнов и Ю.П.Аверкиева (лингвисты, этносемиотики) и др.

Историческая этнология Лурье Светлана Владимировна

Что изучает этнология?

Что изучает этнология?

Как можно сформулировать основную проблему современной этнологии? Сделать это очень просто, не прибегая ни к какой специальной лексике, а на обычном бытовом языке. "За десятилетие папуас может полностью отойти от традиционного представления о космосе, принятого в его племени, пройдя при этом несколько этапов. Так, миссионер может убедить его, что источником могущества белого человека является Библия… Через пять лет папуас уже голосует за кандидата в депутаты палаты представителей, становится совладельцем грузовика и узнает о высадке человека на Луну, которую он еще десять лет тому назад воспринимал как тотемное божество. Остается загадкой, как человек может справиться с такими хаотичными сдвигами в области сознания и не сойти при этом с ума?"

Вот, по сути, вопрос, на который должна ответить наука этнология. Будет найден ответ на него - будут ответы и на множество других неясных сегодня вопросов. В нем концентрируется множество первостепенных проблем современной этнологии:

Как человек воспринимает окружающий мир,

Каковы в его представлении значения предметов окружающего мира,

Как происходит смена этих значений,

Как на смещения этих значений влияет межкультурное взаимодействие,

Что представляет собой этническая картина мира,

Каковы механизмы ее изменения,

Как носитель той или иной культуры адаптируется к изменениям, происходящим в мире,

Как к ним адаптируется общество, в котором он живет,

Каковы пределы гибкости и подвижности этнической традиции,

Что в сознании членов этноса в любых обстоятельствах остается неизменным, что отбрасывается, что видоизменяется и как,

Какова взаимосвязь и взаимозависимость внутрикультурных парадигм, каковы их возможные траектории движения, пределы колебания,

Есть ли в этнической культуре неподвижные участки, которые удерживают всю структуру, предохраняя ее от распада в периоды бурных общественных процессов и т. п.

Все эти вопросы вошли в поле зрения этнологии в последние десятилетия. Проблемное поле этнологии нарастает как снежный ком. Определения науки не успевают учитывать все новые и новые проблемы, которые попадают в поле зрения этнологов. Так, один из самых новых словарей концепций культурной антропологии определяет этнологию следующим образом: “Это - сравнительная дисциплина; ее цель описать культурные (а изначально, и физические) различия между народами и объяснить эти различия посредством реконструкции истории их развития, миграций и взаимодействий. Термин “этнология” происходит от греческого слова этнос, народ, связанный общими обычаями, нация.” Это определение слишком расплывчато. Кроме того, вряд ли его можно назвать исчерпывающим. Все дело в том, что - этнология изучает все проблемы, связанные с жизнью этноса. Вопрос состоит в том, как, под каким углом зрения она их изучает?

На этот вопрос мы и должны сейчас ответить.

Начнем с того, что приведем перечень предметных областей, которые более-менее традиционно относятся к области этнологии или были отнесены к ней какими-либо авторитетными научными школами в последние годы. (При перечислении предметов этнологии мы будем двигаться от более традиционных и давно устоявшихся к менее традиционным, новым.)

Итак, считается, что этнология изучает:

Материальную культуру народов;

Ритуалы, обычаи, верования различных народов;

Системы родства у различных народов; системы родственных кланов;

Социальную и политическую структуру народов (семейные отношения, отношения власти);

Поведенческие системы, присущие разным народам;

Системы воспитания присущие разным народам;

Взаимосвязи и взаимозависимости различных компонентов культуры одного народа;

Сравнивание комплекса культурных черт различных народов;

Динамику культурных черт того или иного народа (культурные изменения);

Психологические особенности различных народов.

Системы жизнеобеспечения различных народов; их адаптацию к природной среде;

Сравнение ценностных систем этносов;

Сравнение картин мира различных народов;

Сравнение систем значения и моделей восприятия различных народов;

Особенности межкультурных контактов;

Этногенез;

Причины возникновения и распада этносов;

Расселение народов;

Демографические процессы, происходящие в этносах;

Экономическое поведение членов того или иного этноса;

Этнолингвистику;

Этносемиотику;

Становление и развитие традиций;

Проблемы этничности и этнических групп.

Список может быть продолжен и расширен. Но он и без того достаточно велик, для того, чтобы убедиться - проблемное поле этнологии очень широко. Первое, что бросается в глаза, это то, что многие из перечисленных предметных областей изучаются и другими науками, предметные поля как бы пересекаются. Особенно это касается следующих дисциплин: этнографии, политологии, культурологии, социологии, антропологии.

Рассмотрим каждое из перечисленных пересечений предметных полей, начиная с конца.

Этнология и антропология . Практически никакой установившейся грани между терминами “этнология” и “антропология” в современной науке нет. Они используются как взаимозаменяемые, и когда речь идет о гуманитарных ответвлениях антропологии - культурной, социальной, психологической, структурной, символистской и т. п. (тех, которые и станут предметом нашего рассмотрения в рамках исторической этнологии), и когда вопрос касается физической антропологии. Но ведь и термин этнология нередко употребляется в связи со сравнением физиологических особенностей тех или иных народов. Одних и тех же ученых, работающих в разных направлениях антропологии, называют то антропологами, то этнологами. Какие бы определения не давались в словарях этнологии и антропологии, как бы не проводились границы между ними разными авторами, устоявшаяся на сегодняшний день практика игнорирует все эти различия. В любых исследованиях по проблемам развития антропологии любой из представителей любой антропологической школы по воле автора может быть назван этнологом. С другой стороны исследования по истории и теоретическим проблемам этнологии рассматривает историю антропологии как свою собственную тему.

И все-таки синонимичность терминов этнология и антропология можно оспаривать хотя бы в одном смысле. Этнология шире, чем антропология по своему предметному полю. Проблемы этногенеза, проблемы этничности и этнических групп, расселения народов, демографических процессов в поле зрение антропологии никогда не попадали и исследователей, изучающих эти проблемы, антропологами как правило не называют. А раз так, то антропологию условно можно рассматривать как часть этнологии .

Приведем короткую справку о истории соотношения этих понятий. Первоначально, в первой половине XIX века “этнология включала в свою предметную область и физическую антропологию. Это нашло отражение, в частности, в уставе “Парижского общества этнологии”, где к сфере этнологии относилось “изучение особенностей человеческих рас, специфики их физического строения, умственных способностей и морали, а также традиций языка и истории”. С середины XIX в. возникает тенденция противопоставлять этнологию как науку о народах и антропологию, как науку о человеке. Проявлением этого было, например, возникновение в Германии “Общества антропологии, этнологии и предыстории” (1869), в Италии - “Итальянского общества антропологии и этнологии” (1871) и т. д. Эта позиция в определении соотношения между этнологией и антропологией была представлена и на Международном географическом конгрессе в Париже (1875), в рамках которого работала секция антропологии, этнологии и доисторической археологии.

Наряду с этим, со второй половины XIX в., сложилась и иная традиция - рассматривать этнологию в качестве составной социальной части антропологии (так, созданные в 1843 г. в Англии “Этнологическое общество” и в 1863 г. “Антропологическое общество” были в 1871 г. преобразованы в “Королевский Антропологический институт Великобритании и Ирландии” (“Этнография и смежные дисциплины” М., 1994, с. 68).

Этнология и социология. Этнология и культурология . Этнос является социальной и культурной общностью и, поэтому, этнологии используют в своих работах социологические и культурологические концепции. Многие из этнических процессов могут быть представлены в социологических и культурологических понятиях. Так, этнические процессы часто описываются с помощью понятия традиции, с точки зрения ее функционирования и модификации. Особенность этнологии состоит в том, что она учитывает кроме общесоциологических, общекультурных, общеэкономических закономерностей и особые закономерности функционирования этноса. Этнология принимает тезис об изменчивости и гибкости культурной традиции, но ее интересует вопрос, какие специфические процессы происходят в этносе в период модификации культурной традиции. Она вносит в общую теорию традиции и культурных изменений свой специфический блок новых знаний, который дополняет и углубляет традиционалистику.

Этнология, также как и социология, использует ценностный подход, но социология стремиться с помощью исследований ценностей продемонстрировать современные культурные, политические и т. д. доминанты общества и тенденции их развития. Этнологию же интересует в большей степени, какую роль играют ценности в формировании этнической картины мира, как с точки зрения психологии происходит их смена, имеет ли значение соотношение ценностных доминант, присущих различных групп внутри этноса. Таким образом, этнология является составной частью традиционалистики, а традиционалистика - составной частью этнологии. Этнология является составной частью ценностных исследований, а ценностные исследования составной частью этнологии. Этнология, культурология и социология имеют пересечения в предмете своего исследования, но каждая изучает этот предмет с новой стороны, заимствуя, конечно, выводы и достижения друг друга.

Итак, мы рассмотрели случаи, когда этнология в большей или меньшей степени пересекается с другими научными дисциплинами. Перечисление подобных примеров можно было бы продолжить. Теперь мы приведем примеры, когда этнология:

1. Является материалом для другой науки: таково, например, отношение этнологии к политологии.

2. Рассматривает другую науку как материал для своих выводов и обобщений, является для другой науки объяснительным механизмом. Таково отношение этнологии к этнографии. Таковым оно, как мы увидим выше, является и по отношению к истории.

Этнология и политология . Попытки литературного описания характеров различных народов идут от Феофраста и продолжаются до сих пор. Такого рода описания не долго оставались просто занимательным чтением. Описания жизни народов систематизировались и уже в Римской империи сделались базой “искусства управления народами”, то есть служили пособием для властей по вечно актуальному национальному вопросу, а так же по внешней, приграничной политике. Традиция целенаправленного изучения в целях политических была доведена до совершенства в Византии, в частности, в труде императора Константина Багрянородного “Об управлении империей” (IX в.). Внешняя политика Византии строилась, в первую очередь, как политика приграничная, а потому предполагала манипулирование племенами и народностями, для чего считалось необходимым знать их психологические особенности и “модели поведения”, как сказал бы современный этнолог. “Византийцы тщательно собирали и записывали сведения о варварских племенах. Они хотели иметь точную информацию о нравах “варваров”, об их военных силах, о торговых сношениях, об отношениях между ними, о междоусобиях, о влиятельных людях и возможности их подкупа. На основании этих тщательно собранных сведений строилась византийская дипломатия.” Разумеется поступала так не только одна Византия и можно смело утверждать, что в таковом качестве этнология использовалась на протяжении всей последующей истории. Научная школа исследования “национального характера” в середине XX века, как мы покажем выше, зародилась в непосредственно политических целях.

Этнология и этнография . А теперь обратимся к наиболее интересному для нас вопросу, а именно рассмотрим этнологию в качестве науки, генерирующей объяснительные модели и теории для других наук. Рассмотрим это прежде всего на примере этнографии , поскольку современная этнология, большей своей частью, выступает именно в таком качестве: вырабатывает способы систематизации, обобщения и истолкования этнографического материала. Такова специфика отношений между этими двумя дисциплинами. Современная этнология дает этнографии концептуальный аппарат. Этнография как таковая является в большой мере описательной наукой. Этнология является ее теорией.

Не вполне адекватной представляется широко распространенная точка зрения, что этнография и этнология (антропология) понятия практически синонимичные: то, что в Советском Союзе именовалось этнографией, на Западе именовалось культурной антропологии. В действительности, термин этнография существует и на Западе и означает примерно то же самое, что и в России. Культурная антропология же, с самого момента своего зарождения, выступала как более широкая дисциплина и интересовалась, в первую очередь, концепциями, объясняющими структуру и бытование народной культуры, а описательным, “полевые” материалы (сколь бы обильны они ни были) - являлись для нее средством либо для проверки концепций, либо для их доказательства (второе чаще, чем первое). Этнографические материалы использовались как материалы для интерпретаций.

В последнее время этот взгляд на этнологию становится все более распространенной. Так, один из недавних словарей этнологических терминов утверждает, что “в узком понимании, этнология - теоретическое народоведение, в отличии от описательного - этнографии”, делая, правда при этом оговорку, что это только нарождающаяся точка зрения. Согласно этому же словарю “основным предметом изучения этнологии является находящаяся в постоянном развитии теория этноса, определение принципов классификации народов и их субординации, а также методов и способов обработки эмпирического, фактологического материала ”.

Проиллюстрируем это, обратившись к теориям, возникавшим в ходе развития этнологии и применявшимся ею в полевых исследованиях в качестве объяснительного механизма.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Из книги В поисках вымышленного царства [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Из книги Тысячелетие вокруг Каспия [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

3. История и этнология Схема этногенеза наглядна и облегчает изучение этнической истории, - но только как вспомогательный мнемонический прием. Она относится к историческому повествованию, как каталог библиотеки - к содержанию книгохранилища, или старый план Москвы -

Из книги Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации автора Гумилев Лев Николаевич

Этнология и теория евразийства

Из книги Сюита «Ландшафт и этнос» автора Гумилев Лев Николаевич

Этнология и историческая география (Ландшафт и этнос: XIII) Статья опубликована в "Вестнике Ленинградского ун-та". – 1972. – N 18. вып. 3. – С. 70-80. Во всех исторических процессах от микрокосма (жизнь одной особи) до макрокосма (развитие человечества в целом) общественная и

Из книги Охота за атомной бомбой: Досье КГБ №13 676 автора Чиков Владимир Матвеевич

Генерал Фитин изучает досье Сталин не особенно доверял первым донесениям разведки в отношении атомных исследований за рубежом, но делал все необходимое, чтобы получить информацию о том, что там происходило. После визитов к нему Берия в конце 1941 года он вызвал к себе двух

автора

ВВЕДЕНИЕ.ЧТО И КАК ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ?

Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга первая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

К ВВЕДЕНИЮ: ЧТО И КАК ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ? Из статьи A.B. Гулыги «История как наука». «Философские проблемы исторической науки» (М.: «Наука», 1969) Термин «история» многозначен. В русском языке можно насчитать по крайней мере шесть значений этого слова. Два из них имеют чисто

Из книги В поисках вымышленного царства [Ёфикация] автора Гумилев Лев Николаевич

Этнология Хотя термин «этнология» применялся в западноевропейской науке часто, но всегда по разным поводам, в разных значениях и потому остался «вакантным». Поэтому, когда в Географическом обществе Советского Союза начались работы по обобщению проблем палеоэтнографии

Из книги Тайны древних цивилизаций. Том 2 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Что изучает астрология? «Астрология – это учение о воздействии небесных светил на земной мир и человека» – такое определение мы найдем в Большом энциклопедическом словаре. Немного поразмышляв, наверное, прибавим: «Это учение позволяет предсказывать будущие события». И

Из книги Историческая этнология автора Лурье Светлана Владимировна

Историческая этнология учебное пособие для вузов Предисловие Задача настоящего учебного пособия - ознакомить студентов-историков с теми этнологическими сведениями, которые будут необходимы им в их собственной исследовательской работе. Поэтому приоритетное внимание

Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович

2.6.5. Этнология и археология: от эволюционизма к антиэволюционизму В археологии первобытности идея развития господствовала, по существу, с самого ее начала. В этнологию первобытности она проникла тогда, когда началось теоретическое осмысление собранного этой наукой

Из книги Никола Тесла. Первая отечественная биография автора Ржонсницкий Борис Николаевич

Глава одиннадцатая Тесла изучает ультразвук. Телегеодинамика. Можно ли ослабить землетрясение? Случай в лаборатории. Марк Твен - жертва ультразвуковых вибраций Во время опытов с токами высокого напряжения - до нескольких миллионов вольт, - проводимых в лаборатории на

Из книги Гипноз и «чудесные исцеления» автора Рожнова Мария Александровна

Наука изучает гипноз

Из книги История британской социальной антропологии автора Никишенков Алексей Алексеевич

В этой статье изложен ответ на вопрос о том, что изучает этнография. Мы подробно расскажем об этой науке, укажем некоторые ее особенности, обоснуем ее актуальность и значимость.

С чего начать ответ на вопрос о том, что изучает этнография? С определения значения ее названия. Этнография - это наука, изучающая в переводе с греческого означает "племя", "народ", а "графо" - пишу. Следовательно, в название этой науки можно перевести как "описание народов". По аналогии, например, петрография - описание камней, география - описание Земли и т. д. Но чисто описательных наук не существует. Описание для любой из них - это лишь база для выводов, усмотрения закономерностей в развитии того или иного явления и предмета. Например, география познает рельеф, растительность, климат, животный мир и др. с точки зрения их взаимосвязи, закономерностей развития. Лишь зная закономерности, мы можем использовать богатства природы на службу обществу.

Говоря о том, что изучает этнография как наука, следует отметить, что она тоже не просто описывает народы, живущие на Земле. Она познает закономерности, по которым они формируются и развиваются, а также причины, по которым один народ отличается от другого. На основании этого можно вывести следующее определение: этнография - это наука, изучающая народы, открывающая сложные процессы их развития.

Возникновение этнографии

Хотя фактические данные, впоследствии составившие основу этнографии, довольно давно начали собираться и накапливаться, сама она возникла как самостоятельная наука только в середине 19 века. Объектом ее исследования сначала стали социоисторические организмы (социоры) - отдельные человеческие общества, которые продолжали оставаться первобытными к моменту возникновения данной науки. Причем этнография сначала изучала не столько их в качестве целостности, сколько культуру этих обществ. Она всегда была и остается единственной наукой, предмет исследования которой - первобытные общества. Однако этнография - это наука, изучающая не только социоры. Можно выделить как минимум два ее объекта.

Два объекта этнографии

В любом докапиталистическом классовом обществе, за исключением античного, всегда были две связанные, но разные верхов) и простонародная (культура низов). Последняя по мере развития разрушается, однако исчезает только при капитализме. Этот процесс часто длится довольно долго. И интересующая нас наука с самого своего возникновения начала заниматься изучением не только но и простонародной, в первую очередь крестьянской. Это следует учитывать при ответе на вопрос о том, что изучает этнография. Краткое содержание сказанного выше следующее: у нее с самого начала было 2 объекта - первобытная и простонародная культура.

Особенности развития этнографической науки в Великобритании

Великобритания являлась крупнейшей колониальной державой к моменту возникновения этнографии. Множество территорий было подвластно этому государству, и на многих из них обитали первобытные общества. А вот крестьянство в Великобритании уже исчезло к этому времени. В результате в данной стране этнография зародилась как наука, занимающаяся исследованием лишь первобытных обществ. А изучением того, что было связано с остатками крестьянского мира, занималась безраздельно фольклористика. Тем не менее английские ученые довольно рано стали интересоваться крестьянством обществ Востока, оказавшихся под властью Великобритании, прежде всего Индии (Б. Баден-Пауэлл, Г. Мейн). Однако эти исследования рассматривались чаще всего как не относящиеся к этнографии. Кроме того, объектом их была в основном крестьянская община, а не культура.

Этнография в Германии

Что касается Германии, здесь также сложился свой взгляд на то, что изучает этнография. Определение этой науки немецкими учеными было несколько другим, что, впрочем, легко объяснимо. Дело в том, что крестьянство продолжало существовать в этой стране. Поэтому ответ на вопрос о том, что изучает этнография, в Германии сначала был следующим: простонародную культуру. И лишь затем начала появляться наука о первобытных обществах, получившая развитие после того, как Германия превратилась в колониальную державу. К слову сказать, это произошло довольно поздно.

Развитие науки этнографии в России

Особенности развития нашей страны были таковы, что первобытный и крестьянский мир не просто существовали рядом, но и взаимодействовали и проникали друг в друга. Грань между ними нередко имела относительный характер. Поэтому в русском научном сообществе было общее название для этой науки (этнология или этнография), однако специальных терминов для двух дисциплин, составляющих ее, не было.

Этнология и расовые теории

В Западной Европе с середины 19 века возникло второе название этой науки - этнология. В переводе оно означает "изучение народов". Данное название больше подходит для отражения существа интересующей нас науки. Однако оно возникло в Западной Европе тогда, когда расовые теории, по которым народы делятся на высшие и низшие расы, получили широкое распространение. Низшие расы - это природные народы, которые находятся на низком уровне социально-экономического развития. У них нет никакой истории, а если даже она и имеется, то остается неизвестной. Эти народы следует лишь описывать, то есть фиксировать их жизнедеятельность в настоящее время. Этим и должна заниматься такая наука, как этнография.

Народы, находящиеся на высоком уровне культурного и экономического развития, являются историческими, имеющими длительную и сложную историю. Их изучать необходимо, и это задача этнологии.

Использование терминов "этнография" и "этнология"

Следует отметить, что деление всех народов на исторические и природные, высшие и низшие большинство ученых все-таки не приняли. Они справедливо полагали, что есть лишь одна наука - история, которая делится на 2 раздела: историю человеческого общества и историю природы. Первая началась тогда, когда человечество выделилось из животного мира. Она определяется общими законами развития общества. Таким образом, разделение народов на природные и исторические не имеет научных оснований. Однако термин "этнология" все-таки закрепился на Западе за наукой о народах. В России же для ее обозначения используется обычно понятие "этнография". Тем не менее следует отметить, что в эти термины и в России, и на Западе вкладывалось одинаковое содержание: именно изучение, а не описание народов, живущих на Земле.

На прошедшей в Алма-Ате Всесоюзной конференции в 1990 году было решено унифицировать термины, которые обозначают науку о народах. Этнография в нашей стране также начала официально называться этнологией. Однако термин "этнография" сохранился. Сегодня мы говорим "этнографические музеи", "этнографические экспедиции" и др. Таким образом, этнология и этнография - это два термина, служащие для обозначения науки о народах.

Различия между нациями

Проживающие на Земле народы отличаются по расовым (физическим) особенностям - по цвету и форме волос, цвету кожи, росту, по строению мягких частей лица и т. д. По этому признаку их делят на монголоидные, европеоидные, негроидные, а также смешанные в расовом отношении. Физическая антропология занимается изучением всех этих отличий между ними.

Народы нашей планеты говорят на разных языках - немецком, английском, русском и др. Языки объединяются в родственные Лингвистика занимается их изучением. В ней рассматривается грамматика, фонетика, лексика языков.

Населяющие Землю народы отличаются также наименованием (русские, татары, грузины и т. д.), самосознанием (я белорус, я киргиз), особенностями психики и целым комплексом культурно-бытовых элементов, присущих каждому из них (своеобразием одежды, жилища, обрядности в общественной и семейной жизни и т. д.). Благодаря этому каждый народ может обособлять себя от остальных, не обладающих данными особенностями. Этнология, или этнография, занимается изучением этих отличий.

Этнические особенности

Таким образом, можно считать, что объект изучения науки этнографии - это народ, а предмет - этнические особенности. Под последними понимаются самосознание, комплекс элементов духовной, социальной и особенности психики и быта, выработанные в результате длительного исторического развития. Все вышеперечисленные особенности составляют в своей совокупности национальную культуру народа. Она и является главным предметом такой науки, как этнография.

Ответим на вопрос о том, для чего необходимо изучать этнические особенности того или иного народа, его культуру.

Этнография и история

Прежде всего, знание их предоставляет нам возможность решать вопросы о его происхождении, историческом развитии. История народа написана на этнографическом материале. Ее следует уметь прочесть. Культурно-бытовые особенности всегда тесно связаны с политическими, экономическими, экологическими факторами. Поэтому весь культурно-бытовой комплекс меняется, когда происходят изменения данных факторов. Следовательно, зная быт и культуру народа, можно говорить о природно-географических и социально-экономических условиях, в которых он существовал. Все это очень важно для понимания корней его происхождения, а также развития. Благодаря тому, что этнография решает все эти вопросы, ее можно считать исторической наукой. Именно к таковой и относится она по классификационному статусу.

Этнография - социальная дисциплина

Однако значение ее не ограничивается сказанным выше. Очень важно то, что изучает этнография. Кратко охарактеризуем ее значение и с другой стороны.

Знание национального быта и культуры предоставляет возможность определить направленность различных культурно-бытовых процессов, протекающих в настоящее время. А без их знания невозможно проведение культурных и социально-экономических преобразований. На нашей планете всегда шли процессы, которые изменяли культурно-бытовой облик различных народов, а порой приводили и к тому, что одни из них исчезали, а другие появлялись. Все эти процессы также относятся к тому, что изучает этнография.

История знает множество примеров исчезновения одних народов и появления других. В частности, когда-то существовали фракийцы, галлы, мещера, булгары, меря и др. Сегодня их нет. Появились французы, болгары, татары и др. Это произошло вследствие этнических процессов, интенсивно проходивших в прошлом. Они протекают и в наше время. Направленность их следует знать для того, чтобы уметь оптимально управлять обществом. Дело в том, что недоучет тенденций развития и функционирования этносов приводит к возникновению а также к другим негативным последствиям, которые задерживают общественное развитие на пути прогресса. Данная проблема, которую решает наука этнография, дает основания для ее отнесения к циклу социальных дисциплин.

Этнография и экология

И для решения актуальных сегодня экологических проблем большое значение имеет знание культурно-бытовых особенностей различных народов. Ведь эти особенности существенно влияют на направленность хозяйственной деятельности, которая, в свою очередь, воздействует на природно-географическую среду. Не имея представления о культурно-бытовых особенностях соответствующих народов, нельзя вмешиваться в их хозяйственную деятельность. К примеру, не стоит переводить на оседлость кочевой народ, сселять в долины горных жителей и т. д. Это чревато существенными моральными и экономическими потерями. Не случайно в наше время появилась новая наука - этническая экология. В ней рассматриваются различные связи и взаимодействия, существующие между природно-географической средой и человеком.

Этнография и политика

Но и это еще не полный ответ на вопрос о значении того, что изучает этнография. 5 класс на уроках истории обычно проходит тему "этнография", но касается ее лишь поверхностно. А между тем значение этой науки весьма велико. Без представления о культурно-бытовых особенностях различных народов, населяющих Землю, невозможно установить культурные, политические и экономические контакты между ними. А без них нельзя себе представить не только развитие человечества, но и само его существование. Для того чтобы жить в добрососедстве и дружбе с любым народом, его необходимо знать. В особенности это актуально для многонациональных районов. Ведь здесь живут народы, различные по культуре и языку.

Музыкальная этнография

В заключение отметим, что существуют и связанные с этой наукой межпредметные дисциплины, одна из которых - музыкальная этнография. Специалистов в данной области готовят в консерваториях. Возможно, вы уже догадались, что изучает музыкальная этнография? Правильный ответ - народную музыку. Эта дисциплина находится на стыке фольклористики, этнографии и музыковедения.

Как вы видите, то, что изучает этнография, очень важно с практической точки зрения, причем сразу в нескольких сферах. Поэтому значение этой науки очень велико и она всегда будет актуальна.

Итак, мы разобрали вопрос о том, что изучает этнография. Ответ, надеемся, вас удовлетворил, и приведенная информация окажется полезной.