Звуковой состав. Эвфония (звуковой состав поэтической речи). Органы речи. Образование гласных и согласных звуков

Сущ., кол во синонимов: 2 звуковой состав (2) фонетика (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Микросхемы звукогенераторов специализированные микросхемы для генерации звука. Они могут использоваться для воспроизведения звуковых эффектов и синтезированной музыки (см. chiptune) в компьютерах, игровых системах (консолях, автоматах) и бытовой… … Википедия

ГОСТ Р 54746-2011: Железнодорожный подвижной состав. Устройства акустические сигнальные. Общие технические условия - Терминология ГОСТ Р 54746 2011: Железнодорожный подвижной состав. Устройства акустические сигнальные. Общие технические условия оригинал документа: 3.3 звуковое давление (sound pressure): Переменное давление, создаваемое источником шума,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Не следует путать с Мюнхенским симфоническим оркестром. Мюнхенский симфонический звуковой оркестр (англ. Munich Symphonic Sound Orchestra) немецкий музыкальный коллектив под управлением Бориса Йожича (Boris Jojic), типичный… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Морфология. … Википедия

- (греч. phonetikos, от phone звук). Учение о звуках человеческого голоса. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФОНЕТИКА в грамматике, учение о звуках. Полный словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

РАСПРОСТРАНЕНИЕ П. ЯЗ. П. язык принадлежит к группе зап. славянских яз. и вместе с кашубским и вымершим полабским яз. составляет их лехицкую группу (см. «Славянские языки»). Область распространения П. яз. состоит прежде всего из собственно Польши … Литературная энциклопедия

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ - обучение чтению и письму Выбор способа. О.г. определяется соотношением между устной и письменной речью, между звуками и буквами Способ О.г. опирается на знания о простейших элементах речи звуках и их обозначении буквами. Обучающийся грамоте… … Российская педагогическая энциклопедия

Язык китайцев (См. Китайцы), официальный язык КНР. На К. я. говорит 95% населения страны (свыше 730 млн. человек, 1970, оценка) и китайское население Индонезии, Камбоджи, Лаоса, Вьетнама, Бирмы, Малайзии, Таиланда, Сингапура и др. (свыше… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Звуковой плакат "Русский и английский алфавит" (ЗП-7196)
  • Звуковой плакат "Говорящая азбука" (ЗП-6517) , . Представляем Вашему вниманию уникальную новинку - развивающие звуковые плакаты, которые содержат стихотворения, занимательные и поучительные рассказы о животных, звуки, издаваемые ими, а…

В русс.языке от 37 до 43 звуков :

5 или 6 гласных: а, э, о, и, у, + ы (М. шк. не выделяет Ы, т. к. она считается вариантом И)

Согласные: 12 пар по тв./мяг. 3 всегда твердых : ж, ш, ц, 2 всегда мягких: ч, j, + к, г, х (их мягкие вар. в заимствов. словах - не русский звук)

32 согласных звука + к", г", х" + гласные = 40 + ж" и ш" (долгие) + ы = 43.

Звуки речи - наименьш. звуков. единицы, которые мы слышим и произносим, буквы - условн. графич. знаки, которые выраж. звуки речи на письме.

Гласные звуки под ударением произносятся отчетливо и ясно, в безударных словах неясно, поэтому в безударных слогах гласные буквы и звуки могут не совпадать : тОвар - т[А]вар.

Сильн. поз. - под. удар. Абсолютн. сильн. поз. - под удар. в нач. слова.

Йотированные буквы е, ё, ю, я не являются звуками .

Ь и Ъ не являются звуками, сочетание тс дает звук [ц], буквенное сочетание сч дает звук [щ’].

5. Система гласных звуков. Законы, действующие в области гласных.

Гласные (6 шт) - а, о, и, у, э, ы - моск. школа считает вариантом И)

Основной закон - Редукция (сокращение звука). Чем дальше звук от ударения, тем он короче (150 мс под ударением, без - короче).

Виды редукции : количественная (и,ы,у) - сокращается звук, качественная (а,о,э) - изменяется и сам звук.

Позиции: tЪ, t"Ь t˄, t " и э t, t "A, O, E tЪ, t"Ь

Отсупление от закона: в абсолютном начале слова крышечка (˄ рбАт)

После мягких согл. в первом предударн. слоге а, о, э произнос. как

[ и э ] : [л"и э до´к], [л"и э са´]

После твёрдых согл. в первом предударн. э звучит как [ ы э ] : [шы э сто´й"].

В падежных окончаниях существит. и глаголов, где есть графическое Я , пишется задненебн. редуцир. Ъ : буря - бур"ъ.

6. Система согласных звуков. Фонетические процессы и законы, действующие в области согласных.

12 пар по тв./мяг. : п, б, м, в, т, д, з, с, р, л, н, ф + их мягкие варианты, 3 всегда твердых : ж, ш, ц, 2 всегда мягких: ч, j + к, г, х(их мягкие вар. в заимствов. словах - не русский звук) + к", г", х"+ ж" и ш" (долгие мягкие)

Закон конца слова. Все парные по глух./звонк. оглушаются : мозг[ск], порог - порок, молод - молот, коз - кос и т.п. В словах с двумя согласными на конце оба оглушаются : груздь - грусть .

Ассимиляция (уподобление одного звука другому) - с[з]бить, сказ[c]ка. Происходит между звуками одного типа (гласными или согласными). Ассимиляция может быть полной (в этом случае ассимилируемый звук полностью совпадает с тем, которому он уподобляется) и неполной . По направлению - прогрессивная (предыд. звук влияет на послед. - сказка) и регрессивная (послед. звук влияет на предыд. - счёт).

Диссимиляция (расподобление: два или более одинаков. или близких по типу звука расходятся в произношен. всё дальше) - бонба, транвай, колидор, секлетарь.

Аккомодация - согласные влияют на произношение гласных

1) гласные заднего или среднего ряда [a], [o], [у] после мягких согласных становятся более передними: рад-ряд, лот-лёд, лук-люк, н˙я˙ня.

2) мы с Ирой [сырой]

или гласные влияют на произношение согласные .

1) если сливаются т и с, появляется звук ц долгий: строятся

2) огубление согласных после лабиальных гласных: тот [т˚от]

Проклитика: полная (безударная примыкают к ударным) и относительная (безударные прим к ударн., но при этом кач-во безударных не меняется). Союзы НО и ТО - проклитика, но относит..

дьяк он [д’jакон], но дьякон [д’jакън]; я с ней , но ясней

Фонетнич. процессы :

Диереза - один звук выкидывается, образуется другой звук: сердце [с’эрцъ], грусный, празный,чуство.

Эпентеза - вставка звука там, где его не было: бобр-бобер, огнь-огонь, предать-передать, срам-страм, скорпион-скорпийон.

Протеза - вставка звука в начале слова: восемь-осьминог, острый-вострый

Метатеза - взаимная перестановка звуков или слогов в словах на почве ассимиляции или диссимиляции: футляр (из нем. futteral), тарелка (талерка), мрамор (murmor)

"
17 ..

ЭВФОНИЯ (ЗВУКОВОЙ СОСТАВ ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ)

Человеческая речь осуществляется при помощи звуков, различная комбинация которых дает слова и предложения. В практической речи эти звуки почти не задерживают на себе внимания. Поняв речь, мы забываем, как, она звучит. Иное дело в речи поэтической, где имеется установка на выражение. Здесь звуки речи приобретают большее значение и в некоторых условиях даже могут во впечатлении заслонить восприятие значения.

* Эвфония включена Б. Томашевским в раздел стилистики, тогда как более привычно включение ее в стиховедение. В науке 20-х гг. существовало и более широкое понимание поэтической фонетики. Б. И. Ярхо определял ее как «учение об эстетически примененных звуках речи» (Ars poetica , с. 12) и включал в нее просодию, стихологию (ритм, системы стихосложения, теория клаузул, рифма) и собственно эвфонию (Методология точного литературоведения, с. 214–215).

При изучении звуков человеческой речи мы должны учитывать следующие моменты: произносимые нами звуки есть не только отвлеченные звуки, которые мы только слышим, – это есть результат некоторой произносительной работы, в которой участвуют наши органы произношения. В восприятии звуков у нас сливаются воедино и представления о звучании, и представления о способе производства этих звуков. Звучание (акустическая сторона) совершенно неотделимо от произношения (артикуляция). В человеческом языковом звуке акустика и артикуляция – две стороны одного и того же. Поэтому, если мы употребляем слово «звук», то разумеем под этим словом не одну только музыкальную сторону речи, но также и представление о движении языка, мускулов гортани, напряжении голосовых связок, выдохе и т.п.

Звуки следует различать по их роли в системе языка. Некоторые особенности произношения, как большая или меньшая скорость речи, повышения или понижения голоса, характеризуют собой фразу в целом и объединяются в понятии «интонация». Другие моменты, как качества звука (различные гласные и согласные звуки), ударение (сравни «замок» и «замок»), определяют отдельные слова и их формы (явления фонетические в узком смысле слова).

Наконец, в среде всех этих явлений можно учитывать моменты количественные (к которым применимо сравнение: больше или меньше, например, усиление звука, т.е. ударение, длительность звука, высота музыкального тона), с одной стороны, и качественные – с другой (качественные явления – типичные, несравнимые: свойства звуков «а», «о», «л», «п» не сравниваются между собой. Звук «п» типичен, он не может быть более «п» или менее «п»). Эти качественные типы звуков именуются фонемами*

* Элементы фонемы, учитываемой только с ее музыкально-звуковой (слуховой) стороны, именуются акусмами; элементы артикуляции (движения органов речи) называются кинемами, комбинации того и другого – кинакемами.

Среди фонем следует различать гласные звуки (произносимые с приоткрытым ртом) и согласные (в произношении которых органы речи более или менее тесно смыкаются, и к основному звуку примешиваются шумы от трения воздуха о сомкнутые органы произношения).

Гласные различаются: ударные (полного образования) – «и», «э», «о», «ы», «а», «у» и неударные (редуцированные) – те же звуки в неударенном положении с присоединением звуков, слышимых, когда мы произносим «а» и «о» не под ударением (например, в словах «закон», «говорю» – звуки, изображаемые буквою «о», различны в зависимости от того, находятся ли в слоге непосредственно перед ударяемым или в каком-нибудь другом месте слова), а также «е» в неударенном положении (звук близкий к «и»).

Гласные отличаются высотой тембра. Самый высокий (пронзительный) звук – «и», самый низкий (глухой) – «у».

Кроме того, из гласных выделяют лабиализованные «о» и «у», при произношении которых сближаются губы.

Из числа согласных выделяют в особую группу «сонорные», приближающиеся по своему характеру к гласным – носовые «н» и «м» и язычные «л» и «р». Среди сонорных особое место занимает звук «р», представляющий как бы ряд голосовых взрывов, сопровождающихся дрожанием кончика языка. Остальные сонорные получаются при неподвижной установке органов речи.

Остальные согласные делятся на две группы – звонкие, произносимые полным голосом («в», «б», «д», «з», «ж», «г»), и глухие, произносимые шепотом («ф», «п», «т», «с», «ц», «ш», «ч», «к», «х».)* Между звонкими и глухими имеются соответствия – каждому звонкому соответствует глухой и обратно («б» и «п», «в» и «ф» и т.д.). Звуку «ч» соответствует звонкий, слышимый в слове «прежде» на месте орфографического «д», звуку «х» – южно-русское «г», сохранившееся в литературном говоре под влиянием «семинарского» произношения в словах религиозного происхождения «Господь», в косвенных падежах слова «бог» – «бога», «богу», «боги» и т.п.**

* В конце слов и перед глухими согласными буквы «б», «в» и т.д. обозначают глухие звуки, например «столб», «рожь», «второй», «раз» – столп, рош, фторой, рас.

** Звонкий соответствующий звуку «ц» почти отсутствует в русском языке, но знаком всем по грузинским фамилиям «Думбадзе», «Чхеидзе» и т.п. Иногда этот звук появляется при столкновении конечного «ц» с начальным звонким согласным, напр.: «мудрец большой».

С другой стороны, те же звуки делятся на взрывные (мгновенные) и фрикативные (длительные). К первым относятся: «п», «т», «к», «б», «д» и «г», ко вторым – «ф», «с», «ш», «в», «з», «ж». Промежуточное положение занимают аффрикаты, начинающиеся со взрывного звука и заключающиеся фрикативными («ч», «ц», отчасти «дь» и «ть», звучащие как «д (з) ь», «т (с) ь» со слабым призвуком «з» и «с»).*

* «ть» (т мягкое) соответствует одновременно и твердому «т» и твердому «ц». Впрочем, встречается «т» мягкое и без пазвука в комбинации с мягким «л»: «тля», «петли». То же и по отношению к «д» («для», «медлить»). Впрочем, в современном произношении «д» и «т» в таких положениях стремятся к отвердению.

Все согласные (в том числе и сонорные) делятся на твердые и мягкие, например «н» и «нь», «р» и «рь», «с» и «сь», «б» и «бь». Твердые и мягкие имеют в русском правописании одно и то же буквенное обозначение, но в середине слов перед гласной за твердыми согласными пишутся гласные «а», «о», «ы», «у», за мягкими – «я», «ё», «и», «ю». Перед согласными и в конце слов твердые обозначаются одной буквой, а к мягким приписывается знак «ь».

Следует отметить, что буквы «ш», «ж» и «ц» в русском языке всегда обозначают твердые звуки (ср. камыш и мышь, жирный и жаворонок, целый и конец), а «ч» и «щ» (буква, обозначающая сложный звук «шч») – всегда мягкие («меч» и «ночь», «щи» и «пощада»).

Классификация согласных совершается по признаку артикуляции, т.е. по тем органам, которые принимают участие в их образовании (при этом не учитывается язык, как участвующий в большинстве звуков, – вернее учитывается орган, к которому язык примыкает).

Различают согласные губные («в», «ф», «б», «п»; среди сонорных – носовое «м»), зубные («д», «т», «з», «ц», «ж», «ш», «ч»; среди сонорных – «н») и задненёбные («г», «к»). С другой стороны, по акустическому эффекту выделяют свистящие («з», «с» и «ц») и шипящие («ж», «ш» и «ч»).

Гласные и согласные звуки, объединяясь между собой, образуют слоги. В каждом слоге есть более сильно произносимый звук, к которому примыкают слоги. Звук этот именуется слоговым. Обыкновенно слоговым звуком является гласный, и каждому гласному соответствует один слог. Впрочем, иногда гласный звук может и не образовать слога и явиться «неслоговым». Таково, например, «у» в некоторых иностранных словах: «Фауст», «клоун», а также в белорусском и малорусском языках на месте русских «в» и «л» (воук–волк, дзеука–девка и т.п.). Весьма распространенным является в русском языке и неслоговое (й). Звук этот входит в состав орфографических гласных я, ё, ю, е (йа, йо, йу, йэ)*, когда они стоят в начале слов, или после гласного, или в начале раздельно произносимого слога (яма, ёлка, юг, ехать, объявление, объем, приют, отъезд, вьюга, линия и т.п.). Он же изображается буквой «и» после гласных (сарай, чайка, пойдем, войско). В некоторых положениях** звук этот можно считать согласным (звонкий фрикативный средненёбный звук). В таком случае его именуют йотом.

* Эти же буквы после согласных обозначают только мягкость предшествующего согласного: няня-ньаньа, рёв-рьов, люлька-льулька и т.п.

** Перед ударным гласным: «яма», «ёлка», «юг», «ехать».

Кроме свойств звука и произношения, относящихся к предложению и слову, следует отметить еще свойства, связанные с характером речи говорящего, с его голосом. Мы различаем речь, произнесенную звонко и произнесенную глухо, произнесенную плаксиво или вкрадчиво и т.п. В этих характеристиках голоса мы отмечаем то, что именуется тембром голоса. Каждый человек обладает своим тембром, который он может менять лишь в своих, довольно тесных пределах, главным образом в зависимости от эмоционального качества речи.

Разработка тембра, чрезвычайно важная для актера и декламатора (а также для оратора), обычно остается без внимания в творчестве писателя, так как чрезвычайно трудно в художественных произведениях указать, каким тембром следует произносить данное произведение, и, кроме того, невозможно рассчитывать, что в голосовых средствах любого читателя может оказаться необходимый тембр.

Отмечу еще одну сторону произношения. Наш произносительный аппарат может производить также и музыкальные звуки (пение). Голосовые связки в этом случае иначе ставятся, чем при говорном произношении. В музыкальном произношении основные тоны речи выделяются над шумами речевых звуков (у неопытного певца с плохой «дикцией» невозможно разобрать слов), в обыкновенном говоре – шумы заглушают музыкальные тоны. Некоторые произведения требуют произношения, близкого к пению, музыкального, другие, наоборот, – ясно выраженного «говорного». Обыкновенно сам текст подсказывает, взять ли нам «напевный» тон или «говорной». Так, читая гоголевскую прозу «Чуден Днепр при тихой погоде», мы несколько приближаемся к напевности произношения, в то время как обычный чеховский рассказ требует говорного стиля. Например, совершенно немыслимо слышать напевное чтение таких фраз: «Шум поднялся страшный... С маленького столика попадали бутылки... Кто-то ударил по спине немца Карла Карловича Фюнф... С криком и смехом выскочило несколько человек с красными физиономиями из спальной; за ними погнался встревоженный лакей». («Корреспондент».)

Весь звуковой материал человеческой речи в художественном произведении организован, упорядочен. Эта организация вообще бывает вторичной, т.е. механически получается в результате осуществления речи в нужных автору синтаксических формах, в нужной ему лексике. Но иногда внимание направляется непосредственно к звучанию. При этом приходится учитывать, на что обращено внимание автора. Если организованы количественные моменты произношения, то мы получаем ритмическую речь; совокупность приемов организации ритмической речи составляет эвритмию. Если внимание направлено на качество звуков, то мы имеем эвфонию в узком смысле этого слова.

1. Знакомство с понятием «звук речи».

Ученики вместе с учителем слушают различные звуки и л общей беседе устанавливают разницу между физическими звуками (стук, скрип и т.п.), звуками, которые издают животные, и звуки речи. Выясняется, что звуки речи свойственны только человеку.

Мы уже знаем, что речь состоит из слов. Теперь попробуем определить из чего состоят слова.

Учитель обращается к словам разных языков, предъявляет уче­никам те из них, которые, имея общее значение, совсем не похо­жи по звуковому составу, например: ночь и найт, мяч и бил. Срав­нив их, ученики пробуют объяснить, чем же они не похожи. Учитель, принимая активное участие в общем разговоре, подсолит их к выводу, что эти слова состоят из разных звуков.

Теперь детям можно задать вопросы: а что же такое звуки речи? Как и при помощи чего они образуются? Свободные отпеты на такие вопросы покажут начальный уровень осознания учениками понятия «звук» и их способность чувствовать артикуляцию.

2. Наблюдение звукового состава слов.

Учитель предлагает ученикам медленно произносить слова, ста­раясь протягивать каждый звук, и при этом смотреть друг на друга. Можно также использовать небольшие зеркала, глядя и которые ученики смогут увидеть движения речевых органов при произне­сении разных звуков. Чтобы дети явственно заметили движения губ и языка, нужно подобрать слова, при произнесении которых эти движения будут хорошо заметны, например: молоко, павлин.

Вывод о способах произнесения звуков пока делается и свобод­ной форме: кто-то из детей может сказать «рот говорит», кто-то - звуки получаются, потому что губы и язык двигаются» и т.д. На последующих уроках учитель подводит учеников к более точному пониманию работы артикуляционного и голосового аппарата.

3. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы успешно оперировать звуками, нужно научиться пони-Мать и чувствовать движения губ и языка, работу голосовых связок. Этому содействуют упражнения артикуляционной гимнастики, приведенные на с. 158.

4. Наблюдение механизма образования отдельных звуков речи, Участия губ, языка и голоса.

Ученики под руководством учителя произносят разные звуки речи, обсуждают и устанавливают способ образования каждого из них: в каком положении при этом находятся губы и язык, участвуют ли голосовые связки.

Рассматриваются особенности произнесения, например, звука [м]. Губы плотно сомкнуты. Язык не принимает решающего участия. Убедится в этом можно, произнося звук с языком, поднятым кверху, опущенным книзу или сдвинутым в сторону. Работу


Так уже с самого начала на примере знакомства с звонкими звуками ученики готовятся к усвоению парных согласных. В заключение делается вывод, что в образовании звука участвуют губы и голос, а язык лежит спокойно.

Аналогично рассматривается произнесение звука [с]. Здесь главную роль играет язык: его кончик упирается в нижние зубу если изменить его положение, звука не получится. А вот губы практически не участвуют: звук получается и при вытянуты, при растянутых губах. Голос тоже не участвует. Звук [с] произносится только шепотом, при включении голоса получается другой звук - [з].

Таким образом анализируется произношение примерно шес­ти-восьми звуков. В результате дети с помощью учителя делают вывод: каждый звук речи произносится по-своему; если изменил положение языка, губ, включить или выключить голос, то меня­ется и звук.

Поскольку в дальнейшем ученики достаточно часто будут воз­вращаться к наблюдению за движениями языка, губ и участием голоса, целесообразно познакомить их с термином «артикуля­ция» - работа или положение органов речи при произнесении звуков речи. Но не следует требовать от учеников обязательного использования этого термина в их собственной речи. Достаточно, если им будет пользоваться учитель, а дети будут его понимать.

В заключение целесообразно предложить ученикам произнести несколько коротких слов, сначала наблюдая в зеркале, как при этом движутся губы и язык, а потом проговорить эти же слова без зеркала, концентрируя внимание на движениях своего артикуля­ционного и голосового аппарата. После чего еще раз повторяете сделанный ранее общий вывод - слова состоят из звуков.

5. Знакомство с графическим изображением звуков.

Учитель просит учеников вспомнить любой звук, но не произ­носить его вслух. Дав 10 -20 с на размышление (прием, приучающий детей держать паузу между заданием или вопросом и ответом), учитель предлагает одному из учеников произнести задуманный им звук, например [а].

Затем следует задание задумать и назвать два других звука, выполняется так же, как и первое. Вызванный ученик например, звуки [у], [м].

Как вы думаете, сколько звуков произнесли Митя и Алеша вместе? (Три.) Повторите эти три звука. ([а], [у], [м].)

А теперь вспомните и подготовьтесь произнести еще три новых звука. Молчите, пока я не спрошу кого-нибудь из вас.

После паузы один из учеников произносит, например, звуки [л], [п],[и].

Здесь уже не все смогут ответить правильно: кому-то трудно посчитать в уме, а кто-то просто забыл предыдущие звуки. Вот если бы они были зафиксированы на доске или на бумаге, тогда ответить на вопрос было бы легко.

Учитель показывает ученикам, что звук обозначается точкой или маленьким кружком. Сначала был произнесен один звук, потом- Дна, потом -три. Их запись выглядит так: о о о о о о.

6. Формирование умения определять количество звуков.

Учитель просит учеников послушать звуки, которые он произ­несет, и сказать, сколько они услышали звуков: [a] [м]. (Два.) Оба звука обозначаются в тетради кружками, расположенными через клеточку.

А сколько звуков я произнесла теперь: [ос]? (Тоже два.)

Пропустите вправо три клеточки и начертите их на той же строчке рядом друг с другом, но уже без пропуска клеточки.

ФОНЕТИКА

Фонетика (от греч. - phone «звук») - раздел науки о языке, который изучает звуки речи. Они способны образовывать слова, с помощью которых называются предметы, явления окружающего мира: [а] + [к] + [н] - [оґ] - [акно ] = окно; [к] + [а] + [в’] + [о] + [р] - [кав’ор] = ковёр.

Чтобы точно передать звучание слова, используется специальная фонетическая запись - транскрипция (от лат. trans-criptio - «переписываю»).

Основные знаки транскрипции:

Границы транскрипции

[’ ] - знак мягкости согласного [п’эт’] - петь

[ j’] - мягкий звонкий согласный (йот) - ямы

Звук - это минимальная единица произносимой речи. В звуке речи выделяются акустическая, артикуляционная и смыслоразличительная стороны.

Акустическая сторона звука воспринимается слухом. С этой точки зрения звук может быть высоким и низким, сильным и слабым, высокого тембра и низкого и т. д.

Артикуляционная сторона звука - это работа органов речи. Например, звук [р] образуется вибрацией кончика языка, звук [у] - с помощью губ.

Смыслоразличительная сторона звука заключается в том, что звук может различать звуковые оболочки слов и их форм (в этом случае он обозначается термином фонема). Например, звуковые оболочки слов ком и сом различаются звуками-фонемами [к] и [с].

В русском языке 42 звука: 6 гласных и 36 согласных.

Итак, кратчайшая, минимальная, нечленимая звуковая единица, которая выделяется при последовательном звуковом членении слова, называется звуком речи. Традиционной классификацией звуков речи является разделение их на гласные и согласные.

Согласные звуки и их классификация

Согласные звуки отличаются от гласных наличием шумов, которые образуются в полости рта при произнесении. Согласные различаются: 1) по участию шума и голоса, 2) по месту образования шума, 3) по способу образования шума, 4) по отсутствию или наличию мягкости.

Участие шума и голоса. По участию шума и голоса согласные делятся на шумные и сонорные. Сонорными называются согласные, образуемые при помощи голоса и незначительного шума: [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’]. Шумные согласные делятся на звонкие и глухие. Шумными звонкими согласными являются [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [ж’], [з], [з’], [j], [дз], [дж], образуемые шумом с участием голоса. К шумным глухим согласным относятся: [п], [п’] [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [c], [с’], [ш], [ш’], [х], [х’], [ц], [ч’], образуемые только при помощи одного шума, без участия голоса.

Место образования шума. В зависимости оттого, какой активный орган речи (нижняя губа или язык) доминирует при образовании звука, согласные делятся на губные и язычные . Если учитывать пассивный орган, по отношению к которому артикулирует губа или язык, согласные могут быть губно - губными [б], [п], [м] и губно -зубными [в], [ф]. Язычные делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные. Переднеязычные могут быть зубными [т], [д], [с], [з], [ц], [н], [л] и нёбно -зубными [ч], [ш], [ж], [р]; среднеязычные - средненёбными [j]; заднеязычные - задненёбными [г], [к], [х].



Способы образования шума. В зависимости от различия способов образования шума согласные делятся на смычные [б], [п], [д], [т], [г], [к], щелевые [в], [ф], [с], [з], [ш], [ж], [j], [х], аффрикаты [ц], [ч], смычно-проходные : носовые [н], [м], боковые, или ротовые, [л] и дрожащие (вибранты) [р].

Твердость и мягкость согласных. Отсутствие или наличие мягкости (палатализации) обусловливает твердость и мягкость согласных. Палатализация (лат. palatum - твердое нёбо) является результатом средненёбной артикуляции языка, дополняющей основную артикуляцию согласного звука. Звуки, образуемые с такой дополнительной артикуляцией, называются мягкими , а образуемые без нее - твердыми .

Характерной особенностью системы согласных является наличие в ней пар звуков, соотносительных по глухости-звонкости и по твердости-мягкости. Соотносительность парных звуков заключается в том, что в одних фонетических условиях (перед гласными) они различаются как два разных звука, а в других условиях (в конце слова) не различаются и совпадают в своем звучании. Ср. роза - роса и роз - рос [рос - рос] . Так выступают в указанных позициях парные согласные [б] - [п], [в] - [ф], [д] - [т], [з] - [с], [ж] - [ш], [г] - [к], которые, следовательно, образуют соотносительные пары согласных по глухости-звонкости.

Соотносительный ряд глухих и звонких согласных представлен 12 парами звуков. Парные согласные различаются наличием голоса (звонкие) или отсутствием его (глухие). Звуки [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], - непарные звонкие, [х], [ц], [ч’] - непарные глухие.

Твердость и мягкость согласных, подобно глухости-звонкости, в одних позициях различается, а в других не различается, что приводит с наличию в системе согласных соотносительного ряда твердых и мягких звуков. Так, перед гласным [о] различаются [л] - [л’] (ср.: лот-лёд [лот - л’от], а перед звуком [е] не различаются не только [л] - [л’], но и другие парные твердые-мягкие звуки (ср.: [л’ес], [в’ес], [б’ес] и т.д.).

Гласные звуки и их классификация

Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса - музыкального тона и отсутствием шума.

Существующая классификация гласных учитывает следующие условия образования гласных: 1) степень подъема языка, 2) место подъема языка и 3) участие или неучастие гyб. Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объем полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного.

По степени вертикального подъема языка различаются гласные трех степеней подъема: гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема [э], [о]; гласный нижнего подъема [а].

Движение языка по горизонтали приводит к образованию гласных трех рядов: гласные переднего ряда [и], [э]; гласные среднего ряда [ы], [а] и гласные заднего ряда [у], [о].

Участие или неучастие губ в образовании гласных является основой для деления гласных на лабиализованные (огубленные) [о], [у] и нелабиализованные (неогубленные) [а], [э], [и], [ы].