Сотворение ангельского мира конспект урока для детей. План-конспект на тему: Занятие Сотворение мира видимого и невидимого

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою

(Быт 1, 1-2).

Библейское учение о сотворении мира кратко называется Шестоднев . День означает сутки. В 1823 году англиканский священник Джордж Стэнли Фабер (1773-1854) выдвинул теорию «день — эпоха». Это мнение не имеет абсолютно никаких оснований. В еврейском языке для выражения слов неопределенный период времени или эпоха существует понятие олам . Слово йом в древнееврейском языке всегда означает день, сутки , но никогда не период времени . Отказ от буквального понимания дня сильно искажает библейское учение о сотворении мира. Если брать день как эпоху, то как определить вечер и утро ? Как к эпохе применить благословение седьмого дня и отдых в нем? Ведь Господь заповедал отдых в седьмой день седмицы — субботу, потому что Сам почил: и благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих (Быт 2, 3). Господь сотворил растения в третий день, а солнце, луну и другие светила — в четвертый. Если принять идею «день — эпоха», получается, что целую эпоху растения произрастали без солнечного света.

Святые отцы понимали день первой главы книги Бытия буквально. Святой Ириней Лионский : «Восстановляя в Себе этот день, Господь пришел на страдание в день накануне субботы — то есть в шестой день творения, в который и создан человек, чрез Свое страдание даруя ему новое создание, то есть (освобождение) от смерти». Святой Ефрем Сирин : «Никто не должен думать, что шестодневное творение есть иносказание». Святой Василий Великий : «И бысть вечер, и бысть утро, день един... определяет сим меру дня и ночи и совокупляет в одно суточное время, потому что двадцать четыре часа наполняют продолжение одного дня, если под днем подразумевать и ночь». Святой Иоанн Дамаскин : «От начала дня до начала другого дня — одни сутки, ибо Писание говорит: и был вечер, и было утро: день один ».

Как же тогда происходило чередование дня и ночи до сотворения светил, которые появляются в четвертый день? Святитель Василий Великий пишет: «Тогда не по солнечному движению, но по тому, что первобытный оный свет в определенной Богом мере то разливался, то опять сжимался, происходил день и следовала ночь» (Шестоднев. Беседа 2).

Книга Бытия начинается с описания величественных дел Божьих — создания мира в течение шести дней. Господь сотворил Вселенную с неисчислимыми светилами, землю с ее морями и горами, человека и весь животный и растительный мир. Библейское откровение о сотворении мира возвышается над всеми существующими космогониями других религий, как истина возвышается над любым мифом. Ни одна религия, ни одно философское учение не могли подняться до превосходящей разум идеи о творении из ничего: В начале сотворил Бог небо и землю .

Бог обладает самодостаточностью и абсолютной полнотой. Для Своего бытия Он ничего не требует и ни в чем не нуждается. Единственной причиной сотворения мира явилась совершенная Любовь Бога. Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Благой и преблагой Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости восхотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости» .

Первыми были созданы бесплотные духи — Ангелы . Хотя Священное Писание не содержит повествования о сотворении ангельского мира, нет никаких сомнений, что Ангелы по своей природе принадлежат к тварному миру. Это воззрение основано прежде всего на ясном библейском понимании Бога как всемогущего Творца, положившего начало всему существующему. Все имеет начало, только Бог безначален. Некоторые святые отцы видят указание на создание невидимого мира Ангелов в словах сотворил Бог небо (Быт 1, 1). В подтверждение этой мысли святитель Филарет (Дроздов) замечает, что, согласно библейскому повествованию, физическое небо было создано во второй и четвертый день.

Первозданная земля была неустроенна и пуста . Созданная из ничего материя сначала явилась неупорядоченной и покрытой тьмой. Тьма была неизбежным следствием отсутствия света, который не был сотворен как самостоятельная стихия. Далее бытописатель Моисей пишет, что Дух Божий носился над водою (Быт 1, 2). Здесь видится указание на творческое и оживотворяющее участие в творении третьего Лица Святой Троицы — Святого Духа. Предельно краткое и точное определение — всё от Отца через Сына в Духе Святом. Упомянутая в вышеприведенном стихе вода является важнейшей стихией, без которой невозможна жизнь. В святом Евангелии вода является символом животворящего и спасительного учения Иисуса Христа. В жизни Церкви вода имеет особое значение, будучи веществом Таинства крещения.

Первый день творения

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет... И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один (Быт 1, 3-5).

По Божественному повелению возник свет . Из дальнейших слов: и отделил Бог свет от тьмы мы видим , что Господь не уничтожил тьму, а лишь установил периодическую смену ее со светом для восстановления и сохранения сил человека и всякой твари. Эту премудрость Божию воспевает Псалмопевец: Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери; львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе. Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища; выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера. Как многочисленны дела Твои, Господи! (Пс 103, 20-24). Поэтическим выражением и был вечер, и было утро заканчивается описание творческих дел каждого из шести дней. Само слово день святые понимали буквально.

Свет был создан Божественным словом , обладающим всемогущей творческой силой: ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 9). Святые отцы видят здесь таинственное указание на второе Лицо Святой Троицы — Сына Божия Иисуса Христа, Которого апостол называет Словом и при этом говорит: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин 1, 3).

При описании первого дня первым поставлен вечер , а потом утро . По этой причине у евреев в библейские времена день начинался с вечера. Этот порядок сохранился в богослужении новозаветной Церкви.

Второй день творения

И создал Бог твердь... <...> и назвал... твердь небом (Быт 1, 7, 8) и поместил небо между водой, которая находилась на земле, и водой над землей.

Во второй день Бог создал физическое небо . Словом твердь передается слово еврейского подлинника, означающее распростертие , ибо древние евреи метафорически сравнивали небосвод с шатром: простираешь небеса, как шатер (Пс 103, 2).

При описании второго дня говорится и о воде, которая находится не только на земле, но и в атмосфере.

Третий день творения

И собрал Бог воды под небом в одно место и открыл сушу. И назвал сушу землей, а собрание вод назвал морями. И повелел Бог произрастить земле зелень, траву и деревья, приносящие плоды. И покрылась земля растительностью. Господь отделил воду от суши (см.: Быт 1, 9-13).

В третий день были созданы океаны, моря, озера и реки , а также материки и острова . Позже это вызвало восторг у Псалмопевца: Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 7-9).

В этот же день Бог сотворил весь растительный мир . Это было принципиально новым: Бог положил начало органической жизни на земле.

Произвести растительный мир Творец повелел земле . Святитель Василий Великий говорит: «Тогдашний глагол и первое сие повеление сделались как бы естественным некоторым законом и остались в земле и на последующие времена, сообщая ей силу рождать и приносить плоды» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5).

В книге Бытия говорится, что земля произрастила зелень, траву и деревья, сеющие семя по роду их . Святые отцы этому придавали принципиальное значение, ибо оно указывает на постоянство всего сотворенного Богом: «Что при первом сотворении изникло из земли, то соблюдается и доныне, чрез сохранение рода последовательностью преемства» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5). Как видим, третий день был посвящен устроению нашей планеты.

И увидел Бог, что это хорошо (Быт 1, 12). Бытописатель поэтическим языком выражает мысль, что Бог творит премудро и совершенно.

Четвертый день творения

И сказал Бог, чтобы появились светила на тверди небесной, для освящения земли и для отделения дня от ночи. По сотворенным светилам теперь будет вестись отсчет календаря и времени. И появились светила: солнце, луна и звезды (см.: Быт 1, 14-18).

В описании четвертого дня мы видим сотворение светил, их назначение и их отличия. Из текста Библии мы узнаём, что свет был сотворен во второй день до светил, чтобы, по объяснению святителя Василия Великого, неверующие не почитали солнце единственным источником света. Один Бог является Отцом светов (см.: Иак 1, 17).

Создание светил имело три цели: во-первых, освещать землю и все, что на ней; устанавливается различие между светилами дневными (солнце) и ночными (луна и звезды). Во-вторых, отделять день от ночи; различать четыре времени года , упорядочить время с помощью календаря и вести летоисчисление. В-третьих, служить для знамений последних времен; об этом говорится в Новом Завете: солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф 24, 29-30).

Пятый день творения

В пятый день Господь сотворил первых живых существ, живущих в воде и летающих в воздухе. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею. Так появились обитатели вод, появились водяные животные, насекомые, рептилии и рыбы, а по воздушному пространству полетели птицы (см.: Быт 1, 20-21).

В начале пятого дня Бог обращает Свое творческое слово к воде (да произведет вода ), тогда как в третий день — к земле. Слово вода берется в данном месте в более широком смысле, обозначая не только обычную воду, но и атмосферу, которая у священного писателя также называется водой.

В пятый день Бог создает более высокую по сравнению с растениями форму жизни. По Божьему повелению появились представители водной стихии (рыбы, киты, пресмыкающиеся, амфибии и другие обитатели вод), а также птицы, насекомые и все живущие в воздушном пространстве.

Творец создает первые существа каждого рода («по роду»). Он благословляет им плодиться и размножаться.

Шестой день творения

В шестой день творения Бог создал животных, живущих на земле, и человека, по образу и подобию Своему (см.: Быт 1, 24-31).

Описание шестого творческого дня пророк Моисей начинает теми же словами, что и предшествующие дни (третий и пятый): да произведет ... Бог повелевает земле создать всех животных земли (душу живую по роду ее ). Бог творил все в определенной последовательности возрастающего совершенства .

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни , и стал человек душою живою (см.: Быт 1, 26-28).

Последним, как венец творения, был создан человек . Он сотворен особым способом. Святые отцы прежде всего отмечают, что творению его предшествовал Божественный совет между всеми Лицами Пресвятой Троицы: сотворим человека . Человек выделен из всего тварного мира и тем, как его творит Господь. Хотя его телесный состав был взят из земли, Господь не повелевает земле произвести человека (как это было с другими тварями), а Сам творит его непосредственно. Псалмопевец говорит, обращаясь к Творцу: Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс 118, 73).

Бог сказал, что не хорошо человеку быть одному .

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт 2, 21-22).

Господь, конечно, мог сотворить не только одну супружескую чету, но несколько и произвести от них весь человеческий род, но Он хотел, чтобы все люди земли были едины во Адаме. Ведь даже Ева была взята от своего мужа. Апостол Павел говорит: От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли (Деян 17, 26). И поэтому мы все являемся родственниками.

На заре человеческой истории Бог установил брак как постоянный жизненный союз между мужчиной и женщиной. Он благословил его и скрепил самыми тесными узами: будут одна плоть (Быт 2, 24).

Создав человеческое тело, Бог вдунул в лице его дыхание жизни , и стал человек душею живою . Самая главная отличительная особенность человека состоит в том, что его душа богоподобна . Бог сказал: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт 1, 26). О том, что такое образ Божий в человеке , мы говорили ранее. Когда Бог сотворил человека, Он привел к нему всех животных и птиц, человек дал им всем имена. Наречение имен было знаком господства человека над всей тварью.

С сотворением человека заканчивается шестидневное творение мира. Бог сотворил мир совершенным . Рука Творца не внесла в него никакого зла. Это учение о первоначальной благости всего творения представляет собой возвышенную богословскую истину.

В конце времен будет восстановлено совершенство мира. По свидетельству тайнозрителя, святого апостола Иоанна Богослова, будет новое небо и новая земля (см.: Откр 21, 1).

Седьмой день

И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал (Быт 2, 2).

Закончив творение мира, Бог почил от дел Своих. Бытописатель здесь употребляет метафору, ибо Бог не нуждается в отдыхе. Этим указывается тайна истинного покоя, который ожидает людей в вечной жизни. До наступления этого блаженного времени уже в земной жизни мы видим прообраз этого состояния — покой благословенного седьмого дня, который в Ветхом Завете был субботой , а для христиан является днем воскресным .

Урок_ Сотворение мира видимого и невидимого

Записать в тетрадь: Сотворение невидимого мира → на доске

Слайд 1. Открыть и прочитать → Библия. Ветхий Завет. Книга Бытия (1:1) В начале сотворил Бог небо и землю Записать в тетрадь

Слайд 2. Все, что мы видим, сотворено Богом.

Но еще прежде чем сотворить этот видимый мир, Господь сотворил мир невидимый . Под « небом » мы понимаем здесь духовный , невидимый мир или ангелов Слайд 3.

Слово «ангел» значит «вестник». Ангелов Бог посылает людям, чтобы открывать им Свою волю. Ангелы невидимы, потому что у них нет тела. Они бестелесные духи. Но иногда, когда Бог хочет, ангелы являются людям в образе человека. Слайд 4. Ангелов на иконах изображают с крыльями в знак того, что они с радостью и быстро исполняют волю Божию. Бог сотворил очень много ангелов, и все они были добрыми: они любили Бога и слушались Его.

Слайд 5. Но один из ангелов по имени Денница возгордился и захотел сам стать как Бог и никого не слушаться. Некоторые ангелы взяли с него пример и тоже перестали слушаться Господа. Тогда добрые ангелы вступили в борьбу со злыми, победили их и прогнали. С тех пор ангельский мир разделен: добрые ангелы остались с Богом, служат Ему, восхваляют Его и помогают людям делать добро.

Слайд 6. Каждому человеку Бог дает ангела-хранителя. Ангел-хранитель любит нас, дает нам добрые мысли и желания, помогает нам своей молитвой удерживаться от злого и радуется, когда мы его не делаем, помогает нам в добрых делах и охраняет нас от бед.

Ангел-хранитель всегда молится вместе с нами. Он наш самый близкий и верный друг. Надо всегда молиться своему ангелу-хранителю. Слайд 7. Читать молитву по Слайду

Слайд 8. Другая короткая молитва ангелу-хранителю: Святый Ангеле-Хранителю, моли Бога о мне! Записать молитву в тетр.

Злые ангелы находятся вдали от Бога и стараются противодействовать Ему и сеять всюду зло. Их не называют ангелами, а бесами , а первого ангела, который восстал против Бога – диаволом или сатаною .

Выполнение Заданий в рабочей тетради_ Урок 1. (см. Материал д/учителя)

Сотворение мира видимого

После сотворения неба – невидимого, ангельского мира – Бог сотворил Своим Словом землю , то есть видимый мир .

Нужно помнить, что Бог не так творит вещи как мы, люди, их делаем. Нам, чтобы сделать какую-нибудь вещь, нужно иметь материал, мы должны стараться, трудиться, а когда сделаем вещь, часто о ней больше не думаем, не заботимся. Но Бог сотворил все из ничего, одним словом Своим, и все время помнит о всяком Своем творении: любит и заботится о нем.

Бог сотворил мир Своим словом, но не сразу, а постепенно, как говорят – в шесть дней творения. Нужно помнить, что шесть дней творения не были обыкновенными днями, а может быть по многу тысяч лет каждый, потому что у Бога тысяча лет, как один день, и один день как тысяча лет.

Выполнение заданий в рабочей тетради (Урок 2, стр. 1)

Слайд 10. Бытие 1:2 «Земля же была безвидна и пуста»

Слайд 11. Бытие 1:3 «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет»

Выполнение заданий в рабочей тетради (Урок 2, стр. 2)

Записать в тетрадь: Рай – в прекрасный сад Эдем – Царство Божие .

Адам – красная земля (Бог сотворил человека из земли).

Ева – жизнь (Быт 3:20)

Все, что Бог сотворил, было очень хорошо: не было ничего плохого – ни несчастья, ни болезни, ни смерти. Эта счастливая жизнь в раю изображается в церкви во время богослужения, когда в самом начале всенощной, Царские Врата открыты, священник кадит весь храм, а певчие поют псалом, в котором говорится о том, как прекрасно Бог сотворил мир. Давайте послушаем (01.19)

В творении мира Господь показал Свою славу и Свою крепость, и ангелы все время славят Его. Был однажды такой случай. Слайд 13. В городе Царьграде (Константинополе) было землетрясение, которое долго не прекращалось. Люди покинули свои дома, жили на улицах и в полях. Все в страхе и трепете молились Богу. И вот, во время молебна вдруг поднялся сильный ветер. Одного мальчика подняло на воздух и потом без вреда опустило на землю. Он рассказал, что во время полета слышал пение ангелов, хваливших Бога: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный!» Люди запели ту же молитву, только прибавили слова: «помилуй нас», и землетрясение кончилось.

С тех пор мы читаем и поем эту молитву: Слайд 14.

Святый Боже! Святый Крепкий! Святый Бессмертный!» Помилуй нас. Записать в тетрадь

Эту молитву, которая пришла к нам от ангелов, мы называем Ангельской песнью Пресвятой Троице, или «Трисвятое». Послушать (01.30)

Мы называем Бога Святым, потому что в Нем нет никакого греха. Мы называем Его Крепким, потому что Он всемогущ. Мы называем Его Безсмертным, потому что Он вечен.

Истина: Бог сотворил все прекрасным.

Цель: Показать, что Бог — Создатель всего. Учить заботиться обо всем творении Божием.

Догматика: Бог — Творец.

Христианская этика: Забота о творении Божьем.

Заинтересованность:

Кто сделал этот предмет? (стол, шкаф, книгу). А как называют тех людей, которые строят дома? (строители). Строят дома разные рабочие: и каменщик, и слесарь, и плотник, и другие. А как называют Того, Кто сделал цветы, воду, камни, животных? (Бог).

Сегодня мы с вами узнаем, как все это было.

Библейская история:

(Все дни творения появляются на доске в виде цифр от 1 до 6)

На земле ничего не было. Она была голая, некрасивая.

  • «3 день» Какими цветочками Бог украсил землю? (астры, розы, ромашки и др.) Какие деревья появились на земле? (елка, береза, тополь).
  • «4 день» Песня «Кто создал?». Отдохнем, споем песню. (Кто создал: небо и землю, бушующее море, зеленые деревья, мерцающие звезды? Наш Господь Бог.) Вот сколько животных создал Бог.

  • «5 день » (учитель берет соответствующую игрушку-самоделку и на глазах детей расправляет ее и скрепляет степлером (этим показать, что также Бог сотворил все живое). Каких рыбок вы знаете? Каких птичек вы знаете?).

  • «6 день» (Сотворение животных. Учитель загадывает загадки, дети отгадывают, кого Бог сотворил в 6 день, после правильного ответа учитель делает на глазах детей игрушку – самоделку.

  • Белка. В сосне дупло, в дупле тепло, а кто в дупле живет в тепле?

  • Еж. Ползун ползет, иголки везет и т.д.

  • Баран и Лошадь. , Петух , Собака.




Вот сколько животных создал Бог. Но мы еще не всех назвали. Богу очень нравилось то, что Он сделал – сотворил. А вам нравится? (Продолжение песни «Кто создал?». Кто создал: толстых бегемотиков, зубастых крокодилов, тебя и меня? Наш Господь Бог.)

— «7 день» — день отдыха

Повторение библейской истории – по рисункам на цифрах.

Учитель показывает золотой стих движениями:

«В начале» — встает,

«сотворил» — руками «лепит колобок»,

«Бог» — одной рукой показывает на небо,

«небо» — двумя руками потянулись высоко-высоко,

«и землю» — руки опускают низко приседая.

«Быт. 1:1» — говорит, садясь.

Дети повторяют за учителем вначале медленно, затем быстрее. Потом по желанию, кто быстрее скажет стих.

Применение:

Игра с мячом . Учитель называет слово и бросает мяч детям, сидящим в одну линию, по порядку. Если то, что назвал учитель, сотворил Бог, то дети ловят мяч, если нет – то отбрасывают. Например: стол, медведь, баран, редиска, майка, земля, лампа, луна, тарелка и т.д. Или работа с картинкой «Сотворено Богом или сделано человеком».

Игра .- Ребята, для кого Бог сотворил такой прекрасный мир? (Для нас). Как вы думаете, можем ли мы обижать животных или ломать деревья (нет). А что мы должны делать? (наоборот, заботиться).

Учитель раздает детям предметы или рисунки. Дети должны определить, к кому относятся эти предметы или рисунки: плохим детям или хорошим, которые заботятся об окружающем, и рассказать, для чего нужны эти предметы:

палка, миска с косточкой,

нога цветок мнет, лейка,

кормушка с хлебными крошками,

рука с обломленной веткой,

скворечник и т.д.

Как бы вы хотели поступать? А как хочет Бог, чтобы мы поступали? (заботились о природе).

Лепка

Учитель заранее приготавливает большой плотный картон зеленого цвета и предлагает детям слепить из пластилина (по 1 поделке), то, что создал Бог. Затем вместе расселяют по земле-картону то, что получилось у детей. Приглашают родителей посмотреть эту совместную поделку.

Домашнее задание

Родителям рассказать то, что запомнили с урока, и смастерить с родителями кормушку птицам на зиму.

Оборудование:

(для учителя)

игрушки – самоделки

загадки о животных

цифры 1-6 – «Дни творения»

предметы либо рисунки для игры на применение

картинки разных цветов, деревьев

(для детей)

пластилин

картон для каждого ученика

большой картон зеленого цвета

картинка «Сотворено или сделано»

песенка «Кто создал?»

Кто создал?

Кто создал (порхающих птичек?) 3 раза

Кто создал порхающих птичек?

Наш Господь Бог!

Кто создал (мерцающие звёзды?) 3 раза

Кто создал мерцающие звёзды?

Наш Господь Бог!

Кто создал (бушующее море?) 3 раза

Кто создал бушующее море?

Наш Господь Бог!

Кто создал порхающих птичек,

Мерцающие звёзды, бушующее море?

Кто создал тебя и меня?

Бог есть любовь (1 Иоанн,4, 8).

Жизнь в любви есть великая радость, высшее блаженство. И Бог захотел, чтобы и другие существа получили эту радость.

Для этого Он создал мир.

Сначала Бог сотворил Ангелов и вселил их в обителях небесных. Небо — духовный, невидимый мир. Потом Он сотворил наш земной мир.

Само слово «ангел» означает по-русски «вестник». Бог посылает святых Ангелов в мир возвещать людям Свою волю.

Для этого Ангелы принимают на себя видимый, человеческий образ. Много раз Ангелы являлись людям в образе прекрасных юношей в белоснежных, блестящих одеяниях, препоясанных золотыми поясами.

Ангелы изображаются в виде красивых юношей — в знак их духовной красоты и крылатыми – в знак их пребывания в Царствии Небесном.

Каждому христианину Бог дает при крещении Ангела – Хранителя. Наш Отец небесный заповедал Ангелам Своим хранить нас во всех путях наших и оберегать нас от всякого зла (Пс. 90, 10-11).


Ангела Бог при крещеньи мне дал.
Пусть я его никогда не видал,
Знаю и верю, что день изо дня
Он от врагов защищает меня!

Ангел Хранитель со мной день и ночь,
Где бы я ни был — спешит мне помочь!
Лучшего в мире не знаю врача я,
Только вот часто его огорчаю…

Лгу я, ленюсь или ссорюсь я с кем —
Ангел отходит и плачет затем.
Бесы ко мне подступают тогда.
Ангел, прости, без тебя мне — беда!



Когда вы только учились ходить, мама или папа брали вас за руку, охраняя от опасности. Но ведь они не могут быть с нами всегда, а опасности подстерегают нас всюду. Мы же так часто остаемся одни. Кто же поможет нам, когда их нет рядом? Наш Ангел Хранитель. Он всегда и всюду с нами, хотя мы его и не видим.


Ангеле
Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.

Ангел – добрый мой хранитель,
Тихий светлый покровитель,
Ангелу всегда молюсь,
Нечего с ним не боюсь.



Ангел-Хранитель тебя охраняет,
Мысли твои он и тайные знает,
Вместе с тобой веселится удаче,
А согрешишь – он страдает и плачет.

Стихи монаха Варнавы, и Евгения Санина.


А вот и раскраска.

Прочла два рассказа им про Ангела-хранителя, слушали затаив дыханияе, вот один из них:

В 1885 году помощник начальника московского Октябрьского вокзала Ф. И. Соколов сообщил такой случай. У него был знакомый железнодорожный
служащий - стрелочник, который служил на одной из ближайших к Москве станций Октябрьской железной дороги. Однажды при исполнении своих
служебных обязанностей на линии ему пришлось пережить ужасные минуты. Из Петрограда в Москву шел курьерский поезд. Стрелочник вышел ему
навстречу, чтобы перевести стрелку и направить его на свободный путь. Смотрит, далеко впереди уже виднеется дымок и слышен свисток паровоза.
Оглянувшись назад, он видит: по полотну навстречу поезду бежит его трехлетний сынишка и что-то держит в руках. Бросить стрелку и бежать навстречу сыну, чтобы увести его с полотна, было уже поздно. Что делать?
А поезд между тем приближался, и через минуты две, если он не перевел бы стрелку, состав должен был бы промчаться по другому пути, занятому, и потерпеть крушение, что привело бы к сотням человеческих жертв. Тогда всем сердцем он воззвал к Богу: “Да будет воля Твоя святая”, - перекрестился, закрыл глаза и повернул стрелку. Мгновение - и поезд промчался уже по полотну, по которому только что бежал его маленький сын. Когда поезд скрылся из виду и пыль немного улеглась, стрелочник бегом направился к тому месту, где был его сын, думая найти хотя бы
останки трупика, и что же видит: мальчик, сложив ручки на груди, лежит ниц на земле. Отец закричал ему: “Сын мой, ты жив?” - “Я жив, жив”, - весело отвечал он, поднялся на ножки, продолжая прижимать к своей груди
вороненка. В глазах его не было и следа страха. Отец спросил его: “Как же ты догадался лечь на землю?” А мальчик ответил: “Какой-то светлый, красивый, добрый юноша с крыльями склонился надо мной и пригнул меня к земле”. Стрелочник понял, что, когда он воззвал к Господу, Божий Ангел чудесно спас его ребенка. (Троицкие листки с луга духовного. С. 84).

Урок 2. Тема: Сотворение мира невидимого. Часть первая. Ангелы.

Молитва.

Добрый всем вечер! Здравствуйте, ребята! Помолимся перед началом нашего урока. Какую молитву вы уже знаете? Давайте вспомним: Бог сотворил этот мир Своим словом… Поэтому и мы скажем сегодня: Господи, благослови! А также споем и произнесем другие краткие молитвы о том, чтобы учиться нам было не трудно и интересно.

  1. Организационный момент. Благодарю детей за их труд на прошлом уроке, за внимание, терпение и красивые рисунки. Напоминаю об основных правилах поведения. Предлагаю закрепить наше знакомство, а именно, еще раз встать и представиться. (Представляюсь еще раз и я)
  2. Повторение пройденного.

В прошлый раз мы говорили с вами о нашем мире, мире, в котором мы живем. Давайте вспомним, из чего состоит наш мир, назовем то, что мы видим в этом мире… (небо, солнце, луну, звезды, облака, землю, на которой мы живем, воздух, которым дышим, - и все, что на земле: траву, деревья, горы, реки, моря, рыб, птиц, зверей, животных, и наконец, людей… С. Слобоской)

Разве мог такой чудесный, разнообразный, богатый и непостижимый мир появиться сам? Из покон веков (с давних времен, с древних времен) люди передавали своим детям очень важную таинственную весть (информацию, знание) – этот мир сотворил (создал, сделал) благой и непостижимый Господь Бог. Для этого мира, и особенно для человека, для нас с вами – он Отец!

  1. Сотворение мира невидимого.

Сегодня узнаем еще одну великую тайну, то, что нельзя увидеть и узнать, то, что невидимо нашему глазу, и не только глазу, но и всяким сложным приборам и машинам… Кроме нашего видимого мира есть еще мир невидимый, мир духовный, мир ангельский… (и не только, к сожалению, ангельский…)

Если Бог – Свет, то ангелы – отблески, лучики этого Света…

Давайте посмотрим, как Господь Бог сотворил ангелов. Может быть не все будет вам понятно. И тогда после просмотра – задавайте вопросы. Но смотрите внимательно, потому что после фильма я тоже задам вам вопросы, и мы увидим внимательно ли вы смотрели… не пропустили ли чего-либо…

Смотрим фильм «Сотворение неба — невидимого мира» – начинаем с 1.24 мин, всего – 7.10 мин.

/// «Сотворение неба — невидимого мира» — это фильм об ангелах, немного сложный (по книге С. Слободского)… Смотреть со 1.24 минуты (со слов: «Бог есть любовь»). Конвертация видео с помощью Freemake Video Converter , вырезая некоторые, самые сложные эпизоды (Дионисий Ареопагит, упоминание о смерти и др.)

Вопросы по фильму (без какой-либо строгости, больше для того чтобы выяснить основные истины учения об ангелах, по возможности избегать самых острых и сложных моментов):

  1. Почему Бог сотворил мир видимый и невидимый? – Бог есть любовь
  2. Что Бог сотворил сначала, ангелов или наш земной мир?
  3. Какими Бог сотворил ангелов? Добрыми, а еще свободными. Благой Бог всегда творит все благим, добрым, хорошим.
  4. Все ли Ангелы равны? Как называются старшие Ангелы? – Архангелы.
  5. А как появился темный, злой дух, диавол? Как появилось зло? Что называется злом? – Самый сильный ангел стал гордиться собой и думать, сначала, что он самый лучший, а потом – лучше чем Бог…
  6. Кто выступил против зла, как звали этого ангела?
  7. Как вы думаете, как можно нарисовать доброго ангела, а как злого? Какими стали ангелы отпавшие от Бога?
  8. Какими стали добрые ангелы, которые остались с Богом? – Они остались светлыми и стали святыми, потому что никогда не грешат?
  9. Что означает слово «ангел»? – Вестник, посланник.
  10. А почему невидимые ангелы становятся похожими на человека? – Потому что Бог посылает их к людям, чтобы помогать им, давать благие советы, возвещать им Свою благую волю и охранять их от зла.

У Ангелов на самом деле нет крыльев, а рисуют их с крыльями потому, что они скоро (быстро) делают то, что им велит (говорит) Бог. Птицы летают во много раз скорее, чем ходят люди, так и Ангелы гораздо скорее людей делают то, что велит им Бог. И, конечно, никакие земные препятствия не могут им помешать выполнять волю Божью, ни горы, ни деревья, ни моря, ни океаны, ни большие расстояния, ни сильный холод или жара… Потому Ангелов и рисуют с крыльями.

  1. Об ангеле хранителе. Вы слышали, что у каждого из нас есть особенный друг, невидимый, которого Бог посылает охранять, оберегать лично каждого из нас. Это ангел-друг, которого Бог дал нам во время крещения. Как называется такой ангел? – Ангел, который бережет или хранит человека, называется Ангелом-хранителем. Значит, у каждого человека есть свой Ангел-хранитель.

Мы возле себя и доброго Ангела не видим, но он видит и каждого из нас и невидимо оберегает. Только он не ничего не может сделать, если мы делаем плохие дела, не слушаем родителей, обижаем родных и друзей, говорим плохие слова…

Как хорошие люди не дружат с плохими: с ворами, с пьяницами или наркоманами, а любят водиться с хорошими людьми, так и Ангел-хранитель радуется, когда человек делает хорошие дела и старается помогать такому человеку еще больше. Если же человек грешит, совершает нехорошие поступки, то Ангел-хранитель огорчается и отходит от человека. Значит, когда мы грешим, то отгоняем от себя Ангела-хранителя и сами остаемся без его охраны. Но ангел-хранитель не сердится на нас, и если мы вспомним про него, то он опять придет к нам, опять будет о нас молиться Богу. Вспоминать Ангела-хранителя мы можем молитвой.

  1. Молитва ангелу-хранителю.

Молитва Ангелу-хранителю читается так. Встаньте все и слушайте внимательнее:

Читаю текст краткой молитвы ангелу-хранителю: (молитву адаптирую)

Ангеле Божий, хранителю мой святый,

На соблюдение мне от Бога с небес данный!

(Прилежно) молю тебя: ты меня днесь просвети,

И от всякого зла сохрани, и (ко) благому делу (деянию) научи (настави),

И на путь спасения направи. Аминь.

Поясняю молитву: её части (обращение-приветствие, прошения). «Из этой молитвы можно сделать несколько кратких молитв:

Ангеле Божий, хранителю мой, сохрани меня от всякого зла.

Ангеле Божий, хранителю мой, помоги и спаси меня.

Ангеле Божий, хранителю мой, научи меня делу благому.

И еще одна, хоть и краткая, но очень «сильная» молитва: Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне (грешном)!

  1. Предлагаю посмотреть, как изображают ангелов и послушать, как поют ангелы («Слава в вышних Богу…») Для это смотрим эпизод из «Мультфильма о Рождестве Христове из серии Православные истории для детей» — от 3 мин. 55 сек. – до 5 мин.

Также: «Вы, конечно, в церкви видели на иконах нарисованных людей с крыльями – это нарисованы Ангелы. Где здесь в нашей церкви нарисованы Ангелы?» Находим в церкви иконы ангелов, отмечаем как они нарисованы, крылья, нимбы, светлые тона и проч.

  1. Рисуем ангела.

Предлагаю, посмотреть видео, как нарисовать ангела. Некоторым, старшим детям, можно предложить срисовать ангела с иконостаса. Видео-фильм: «Рисуем с детьми 3-4 лет. Как нарисовать Ангела»

  1. Молитва.

Молитва после учения: Благодарим Тебе, Создателю, яко сподобил еси нас благодати Твоея, во еже внимати учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей, ведущих нас к познанию блага, и подаждь нам силу и крепость к продолжению учения сего.

Благодарю вас ребята за внимание и терпение. В следующий раз мы поговорим об «ангельской» части нас самих, о невидимом мире в нас самих, о нашей душе…

Протоиерей Евгений ПРОЦЕНКО

Петропавловский приход Московского Патриархата в Реджайне. 2015.