Сложение в столбик 3 чисел. Сложение натуральных чисел столбиком, примеры, решения. Что необходимо знать для сложения столбиком двух натуральных чисел

–На предыдущих уроках вы решали много примеров на сложение и вычитание. Давайте решим несколько выражений.(№ 1, с.58).Вы видите их на слайде.(2 примера проговорим вслух, остальные решите самостоятельно) (слайд 8)

426+231 420+80 380+ 50 531+19!

500-600 410- 30 534-19!

Справились ли вы с решением всех примеров?

А что же вызвало затруднение?

Прочитайте ответы, которые у вас получились во 2, 3 столбиках.

А, кто справился с последним столбиком, назовите свои ответы.

(Учитель на доске фиксирует все ответы и обводит правильный ответ и просит обосновать свое решение тех, у кого результат верный (сослаться на правило)

Что надо сделать?

2. – Если устно трудно выполнить сложение и вычитание чисел такого вида, как вы предлагаете найти значение этих выражений?

Объясните, как наши знакомые Витя и Костя складывали и вычитали числа?

Слайд – 31 31 (слайд 9)

Каким алгоритмом мы пользуемся при записи и вычислениях?

(Учитель вывешивает на доску опорный сигнал сложения и вычитания двузначных чисел)

Значит, чему же мы с вами должны научиться сегодня на уроке?

На слайде появляется тема: Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик . (слайд 10)

1 .- Мы выведем алгоритм сложения и вычитания трёхзначных чисел в столбик и научимся им пользоваться.

Вы будете открывать новый алгоритм или уточнять уже известный?

Как звучит первый шаг в алгоритме сложения двузначных чисел?

Нужно ли дополнить этот шаг для трёхзначных чисел?

А следующий шаг вы сформулируете самостоятельно.

Давайте составим план вашей дальнейшей работы:

(Учитель фиксирует план на слайде) (слайд 11)

Работать вы будете в группах.

(Учащимися должен быть получен опорный сигнал: (слайд 12)


Представьте свои результаты. Объясните свои действия.

Итак, какой же шаг добавляется третьим.

Ребята, скажите, а для вычитания трёхзначных чисел подойдёт составленный вами опорный сигнал?

Как его можно изменить, чтобы он подошёл и для вычитания? (Слайд с общей опорной схемой: (слайд 13)


А теперь сформулируйте общий алгоритм сложения и вычитания трёхзначных чисел.

Алгоритм сложения и вычитания трёхзначных чисел.

1.Пишу единицы…

2.Складываю (вычитаю) единицы…

Результат пишу под единицами.

3.Складываю (вычитаю) десятки…

Результат пишу под десятками.

4.Складываю (вычитаю) сотни…

Результат пишу под сотнями.

5.Читаю ответ…

Сравните полученный алгоритм с выводами в учебнике. Прочитайте их самостоятельно на с.58, в № 2, № 3.

Мы всё сделали правильно?

Скажите, знаете ли вы теперь, как правильно складывать и вычитать трёхзначные числа в столбик?

Вот пришла пора отдохнуть и нашим глазам. (Презентация с музыкой физкультминутки для глаз)

1. - Можно ли сказать, что мы уже всё сделали на уроке?

Какую цель вы поставите на оставшиеся этапы?

Что для этого надо сделать?

Сделаем это, решая примеры № 4(с. 58)

2. - Вы поработали все вместе, теперь давайте поработаем в парах.

В парах вы будете работать следующим образом: 1-ое выражение объясняют своему соседу по парте ученики первого варианта, 2-ое – ученики второго варианта, записывают оба варианта)

(Проверка по образцу- эталону на слайде) (слайд 15)

Те ребята, которые допустили ошибку, найдите место ошибки, проанализируйте и исправьте её.

3.- Вы поработали вместе, в парах, а что теперь необходимо сделать?

Выполните №4 (7,8 примеры)

Проверьте. (На экране эталон для самопроверки: (слайд 16)

У кого есть ошибки, исправьте их пожалуйста.

Молодцы. Ребят, которые допустили ошибку, я тоже могу похвалить. Ведь вы сами нашли свою ошибку и знаете, над чем вам ещё нужно поработать.

- Можете ли вы использовать умения, приобретенные на уроке при решении задач? Я предлагаю вам решить задачу.

Решение задач №5 (а)

Прочитайте задачу. Подчеркните числа и слова, которые к ним относятся. Найдите вопрос.

«Оденьте» схему.

Запишите решение.

Решите задачу под буквой в самостоятельно в парах.

Проверим правильность решения задачи.

- Какие цели вы сегодня ставили? Достигли вы этих целей? У кого остались затруднения по теме?

- Какой же новый способсложения и вычитания трёхзначных чисел живёт в стране Математика?

Можно ли сказать, что вы сегодня были настоящими учениками? (слайд 18)

Оцените цветом свою работу на уроке. Зелёный цвет показывает, что ваша работа была успешной и дорога к следующим знаниям для вас открыта. Если у вас ещё есть небольшие затруднения и вам нужно немного поработать над новым алгоритмом – покажите жёлтую карточку. Красный покажет, что путь к новым знаниям пока закрыт.

Помогли ли мы Лике? Молодцы.

С. 59,№4 (последний столбик),№6 – инвариант;

№7 – по желанию- вариант. (слайд 19)

Завершается урок, (слайд 20)

Он пошёл ребятам впрок?

Постарались всё понять?

Учились тайны открывать?

Ответы полные давали?

На уроке не зевали?

Спасибо за урок. (слайд 21)

Посмотрите, перед вами карта нашего путешествия.
Такие же карты у вас у каждого на парте. Посмотрите на каких островах мы побываем. В процессе путешествия вы сможете оценить свою работу на каждом острове и сделать вывод, все ли у вас получилось.
Вы готовы? Тогда в путь.

Покажите, с каким настроением вы отправляетесь в путь.

(СМАЙЛИКИ)

Зеленый - хорошее

Желтый - не очень хорошее

Красный - плохое

1 .Первый остров на пути «ТИХИЙ».

Откройте тетради, запишите число.

Классная работа.

1 задание

Запиши числа, которые на 2 десятка больше данных… 225, 600, 308,471,708,780.

Проверяем, поменяйтесь тетрадями с соседом.

За правильный ответ, ставим (+), за неправильный(-).

Поднимите руки, у кого нет ни одной ошибки..

2 задание

Запиши числа в порядке увеличения: 210,853,358,609,725,201,906,440.

Проверяем. (201 210 358 440 609 725 853 906)

Встаньте те, у кого нет ни одной ошибки.

3 задание

Реши цепочку примеров.

Кто решит правильно, первым узнает тему нашего урока.

Посчитайте..

507+3….+90….+200…+70…+8…+22=880

Проверим, по цепочке.

808- вычитание

900- сложение

888-сравнение

Итак, тема нашего урока сложение….

Давайте вспомним, что изучали на прошлом уроке?

Кто правильно назовет тему урока?

Какую цель поставим на уроке?

Чтобы достигнуть нашей цели, давайте составим план действий …

У вас на столах есть примерный план, возьмите карандаши и проставьте числа, в какой последовательности будем работать…

1) (3 )Самостоятельное решение примеров;

2) (2 )Коллективно потренироваться в решении примеров;

3) (1 )Вспомнить алгоритм (порядок) решения примеров

4)(4 )Проверка полученных знаний

(План вывешивается на доску)

2. На горизонте новый остров «ПРИМЕРНЫЙ ».

Кто догадался, что будем делать на этом острове?...

Вспомним наш план..

(1)Вспомнить алгоритм (порядок) решения примеров.

Алгоритм сложения трёхзначных чисел.

Складываю единицы…

Результат пишу под единицами.

Складываю десятки…

Результат пишу под десятками.

Складываю сотни…

Результат пишу под сотнями.

Читаю ответ…

Что теперь будем делать?

(2)Коллективно потренироваться в решении примеров;

(на доске)

1.Реши примеры, записывая их в столбик.

(с объяснением у доски)

(по цепочке)

347+214= 805+79=

434+256= 48+361=

57+128= 714+95=

2.Найди и исправь ошибки.

Определи, кто прав Маша, или Миша?

Маша: Миша:

346 +346

99 99

445 1336

Вернемся к нашему плану…

3)Самостоятельное решение примеров;

У вас на партах лежат карточки с заданиями. Задания трех уровней: уровень «А»- легкий, уровень «Б»- средний по трудности и уровень «В» - сложный. Вы можете выбрать, задания какого уровня вы будете выполнять.

Уровень В.

Восстанови пропущенные цифры.

2 * 3 2 8 * 3 2 6 * 5 * 3 * 5

+ * 5 * + 3 * 6 + * * * + * 6 + * 1 *

  1. 1 2 * 0 2 8 0 7 3 2 9 7 3 9

Проверьте, правильно ли вы выполнили.

(Даются ответы к заданиям.)

3 . «ВЕСЕЛЫЙ»остров.

Ребята, мы с вами причаливаем к берегу. Давайте сойдем на берег, отдохнем, погреемся на солнышке..

Наш игровик, пожалуйста, организуй нам отдых..

Как вы думаете, какое задание нам предстоит

выполнить на этом острове? Правильно…

Откройте учебник на Стр.63, прочитайте задачу №5..

Поднимите руки, кто может ее решить?

Решаем самостоятельно..

Остальные решают с карточкой помощницей.

183р.

Р. 209р.

Проверяем.

1)209 +183=392(р)

Ответ: мама брала 392р.

2.Работа в паре

Стр.66, задача №17.

Послушайте задачу.. Обсудите, какое вы выбираете решение и почему?

(Проверка, запишите правильное решение в тетрадь )

Продолжим путь. Нас ждет следующий остров

5.«ПРОВЕРОЧНЫЙ»

1.Работа в парах.

1.Придумать для соседа 3 примера по нашей теме….

(Взаимопроверка)

2.Проверочный тест.

Получите карточки для тестовой работы. Запишите своё имя.

1.Найди число, которое меньше 700 на 1. а) 600 б) 699 в) 690 2.Сколько надо прибавить к числу 800, чтобы получилось 870?

а) 7 б) 70 в) 700 3. Если 700 увеличить на 250, то получится: а) 750 б) 725 в) 950

4. Прибавьте числа 395 и 143.

а) 583 б) 538 в) 539

5. Найдите сумму чисел 726 и 159.

а) 858 б)884 в) 885

Проверьте

Наш корабль вернулся в порт. Какую цель мы ставили на уроке? Как вы думаете, достигли мы ее?

Продолжите высказывание:

Сегодня на уроке я узнал…
- Мне понравилось …

Мне показалось трудным…

Я могу использовать эти знания…

«Смайлик улыбается»-

Урок прошел удачно.

Я доволен собой!

«Смайлик строгий»-

Мне было трудно, но я

Справлялся с заданиями.

Я вполне доволен собой!

«Смайлик грустный» -

Мне было очень трудно.

Мне нужна помощь!

И мне бы особенно хотелось выделить работу на уроке….. Более активным надо быть…

Сдайте пожалуйста ваши карты.

Ребята, мы славно потрудились. Спасибо за работу!

Нет, т.к на выходной не задается…

Числа. Например, числа 3 и 5 :

3 + 5 = 8

Немного сложнее сложить небольшие двухзначное и однозначное числа. Например, 3 и 15 . Первое число 3 – однозначное, оно состоит из единиц. Второе число 15 – двухзначное, оно состоит из единиц и десятков.

Для того чтобы сложить двухзначные числа, следует сложить разряды единиц одного числа с разрядами единиц другого числа, затем разряды десятков первого числа с разрядами десятков другого.

Для сложения в столбик разместим одно число под другим, единицы под единицами, а десятки под десятками. Большее число пишем сверху:

Теперь сложим единицы первого и второго числа:

5 + 3 = 8

Запишем ответ под единицами. Теперь надо сложить десятки, но у числа 3 нет десятков и под 1 пустая клетка. В этом случае опускаем 1 в ответ на место десятков. В результате получим ответ:

15 + 3 = 18

Попробуем решить еще пару примеров:

Сложение с переходом через десяток

Кажется все просто, но проблема может возникнуть, когда при сложении чисел одного разряда получится число больше девяти.

Давайте решим такой пример:

Итак, в нашем примере нам надо сложить числа 6 и 18 . Складываем единицы:

8 + 6 = 14

Записываем 4 под единицами, а десяток запоминаем, чтобы не забыть запишем 1 над десятками.

18 + 6 = 24

Попробуем решить еще пример:

Теперь усложним пример. Сложим двухзначное число с двухзначным, с переходом через десяток:

68 + 56

Итак, складываем единицы: 8 + 6 = 14 ,

4 пишем под единицами, 1 запоминаем, чтобы не забыть пишем над десятками.

Теперь складываем десятки: 6 + 5 = 11 , и добавляем единицу, которую запомнили: 11 + 1 = 12 .

Двойку пишем под десятками, а единица переходит в разряд сотен. В результате получили:

68 + 46 = 124

Таким образом, можно складывать сколь угодно большие числа, например:

В этом примере складываются трехзначные числа с трехзначными, с переходом через десяток.

Складываем единицы: 8 + 2 = 10 , ноль пишем в разряд единиц, единицу из десятка запоминаем – пишем над десятками.

Складываем десятки: 3 + 6 + 1 = 10 , ноль пишем в разряд десятков, единицу из десятка запоминаем – пишем над сотнями.

Складываем сотни: 9 + 4 + 1 = 14 , четыре пишем в разряд сотен, а единица переносится в разряд тысяч.

Итак, подведем итог.

Для того чтобы сложить в столбик два числа:

  1. Пишем числа друг под другом: единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями и так далее. Большее число пишем сверху.
  2. Складываем единицы, результат записываем под единицами, если результат больше десяти, то в разряд единиц пишем единицы результата, а единичку запоминаем, пишем над десятками.
  3. Складываем десятки, если была сохранена единичка, её тоже прибавляем. Результат записываем под десятками, если результат больше десяти, то в разряд десятков пишем единицы результата, а единичку запоминаем, пишем над сотнями.
  4. Складываем так, поразрядно. Если в результате сложения последних разрядов «в уме» осталась единичка, то пишем её в следующий разряд.

Вот и все. Спасибо, что Вы с нами!