Равнодушие в рассказе телеграмма паустовского аргументы. К. Г. Паустовский "Телеграмма": анализ, герои, тема, проблемы. Звучит лирическая пьеса Эдварда Грига «Сольвейг»

Константин Паустовский – замечательный русский писатель, который прошел через две войны, написал множество книг, пропитанных добром и любовью. Его рассказ «Телеграмма» не может оставить никого равнодушным, касается самых тонких душевных струн. В статье вы найдете школьное сочинение на тему главной мысли этого произведения и позиции автора.

В «Телеграмме» рассказывается про пожилую женщину Катерину Петровну, которая живет в деревне в доме отца. Он был известным художником, ездил по странам и городам, общался со знаменитыми людьми. За Катериной Петровной ухаживают соседская девчонка Манюшка и сторож Тихон. Они делают это бескорыстно, просто так, от чистой души.

У Катерины Петровны есть дочь Настя, которая уехала в Ленинград, и к матери приезжает очень редко, не пишет письма, лишь посылает деньги, совсем ненужные женщине. Сама Настя работала секретарем в Союзе художников, устраивала выставки, конкурсы. Она помогала художникам и скульпторам выставить свои работы, стать известными. У нее не было времени вырваться к матери в деревню.

Вдруг, на очередной выставке, Настя получает телеграмму «Катя помирает. Тихон». Прочитав ее, она не поняла, о ком речь, скомкала бумажку и бросила в сумку.

На выставке все ей аплодировали, а она все думала, что за телеграмма. Подняла глаза и увидела скульптуру Гоголя, которая смотрела на нее укоризненно и своим видом помогла понять, кто такие Катя и Тихон.

Настя приехала в деревню спустя два дня после похорон старушки. Она проплакала в пустом доме целую ночь, сходила на могилку и уехала обратно в город крадучись, чтобы никто ее не заметил.

Главная мысль рассказа

Этот рассказ советует нам никогда не забывать своих родителей, чаще показывать свою любовь к ним, выражать заботу, несмотря на всю нашу занятость и увлеченность повседневными делами. Ведь родители – самое дорогое в жизни, их жизнь не вечна, и в любой момент их может не стать. Сам Паустовский говорит об этом очень точно в своем другом произведении, в «Книге Скитаний», : «Может быть, взгляд в спину уходящего навсегда человека – самое страшное, что приходится переживать.»

Позиция автора в рассказе «Телеграмма»

Образ Гоголя хорошо демонстрирует взгляд самого автора на происходящее, показывает его отношение к Насте и ее поступкам. Скульптура в воображении Насти все время осуждает ее поведение, то есть, является своеобразным голосом совести. Почему именно Гоголь? А не Пушкин, к примеру, или другой какой-нибудь известный русский писатель? Как известно, одно из самых популярных произведений Гоголя – это поэма «Мертвые души». И дочь, демонстрирующая такое равнодушие к матери, вырастившей и воспитавшей ее, может тоже по праву считаться мертвой душой. Мы помним, как Тихон, обращаясь к Манюшке, говорит, что за добро надо платить добром, не быть неблагодарной, а в противном случае, такой человек и не человек вовсе, а «пустельга».

В рассказе «Телеграмма» описан странный парадокс, который очень точно подметил Паустовский, – мы выражаем заботу к малознакомым людям, но почему-то совершенно забываем о ближайших. О тех, кому мы очень нужны, кто любит нас, как никто и никогда больше. Ведь Настя действительно помогает малознакомому скульптору, но не отзывается на последнее письмо матери. В конце произведения Настя, наконец-то, осознает свою вину, но уже слишком поздно. Автор оставляет героиню непрощенной, ведь та, кто могла ее простить, ушла навсегда.

И в заключение хочу вспомнить слова Цицерона: «Любовь к родителям - основа всех добродетелей». Нельзя не согласиться.

Непоправимую ошибку совершила Настя — героиня рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма». Девушка, будучи единственной дочерью, оставила пожилую мать одну на огромном расстоянии. Три года Настя не навещала бедную старушку. Единственным знаком ее внимания был ежемесячный перевод для Катерины Петровны на двести рублей со пометкой: «Столько дел, что нет времени не то что приехать, а даже написать настоящее письмо.»

Молодая девушка любила маму, но работа не отпускала ее. Екатерина Петровна понимала это, и потому старалась не тревожить

Дочку лишний раз и очень редко писала ей письма.

Не знаю, что больше послужило причиной, старость или тоска по единственному родному человеку, но в старушке стали угасать жизненные силы. Тогда пожилая женщина решилась написать письмо, в котором умоляла дочь приехать хоть на день, чувствуя, что не переживет эту зиму.

Настя получила письмо, сердце ее сжалось, но она была слишком занята организацией выставки. Через две недели девушка получила телеграмму от соседа, что Катерина Петровна помирает.

До героини не сразу дошел смысл написанного. Даже в этот момент ей было проще смириться с тем, что она не успеет

Попрощаться с мамой. Но через несколько секунд, ее словно ударило током: «Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет.»

В ту же минута Настя отправилась на железнодорожный вокзал. Путь занимал несколько дней. Катерина Петровна так и не увидела перед смертью единственного родного человека на земле.

Если бы время можно было повернуть назад! Настя осознала ошибку и неправильно расставленные приоритеты. Но было слишком поздно. Все, что осталось у девушки, — это тоска по матери и бесконечное чувство вины.

Сочинения по темам:

  1. Октябрь был холодный и ненастный. Катерина Петровна стала очень тяжело вставать по утрам. Она жила в старом доме, который построил...
  2. Начиная читать рассказ «Телеграмма» Константина Георгиевича Паустовского, я предположила, что речь пойдет о какой-нибудь истории на войне, так как произведение...
  3. Рассказ «Темные аллеи», написанный в 1938 году в предвоенной Франции, возвращает нас в Россию начала ХХ века, в то время,...
  4. Проблема равнодушия людей друг к другу. «Равнодушие – это паралич души», – писал известный русский писатель А. П. Чехов. Действительно,...

из рассказа Паустовского "Телеграмма"

Отношение человека к родителям, равнодушие по отношению к близким

Очень часто дети забывают о своих родителя, погружаясь в свои заботы и дела. Так, например, в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» показано отношение дочери к своей постаревшей матери. Катерина Петровна жила одна в деревне, в то время как дочь была занята своей карьерой в Ленинграде. Последний раз Настя видела свою мать 3 года назад, письма писала крайне редко, раз в два-три месяца присылала ей 200 рублей. Эти деньги мало волновали Катерину Петровну, она перечитала несколько строк, которые дочь писала вместе с переводом (о том, что нет времени не только на чтобы приехать, но и на то, чтобы написать нормальное письмо). Катерина Петровна очень тосковала по дочери, прислушивалась к каждому шороху. Когда ей стало совсем плохо, она попросила дочь приехать, чтобы повидаться перед смертью, но Настя не успела. Было много дел, она не восприняла слова матери всерьез. За этим письмом последовала телеграмма о том, что ее мать умирает. Только тогда Настя осознала, что «никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка». Она поняла слишком поздно то, что никого роднее, чем мама в ее жизни никогда не было и уже не будет. Настя отправилась в деревню, чтобы увидеть свою маму последний раз в жизни, чтобы попросить прощения и сказать самые важные слова, но не успела. Катерина Петровна умерла. Настя даже не успела попрощаться с ней и уехала с осознанием «непоправимой вины и невыносимой тяжести».

Проблема одиночества, равнодушия по отношению к близким
Ни один человек не заслуживает одиночества. Еще страшнее бывают ситуации, когда одинокими становятся люди, которые на самом деле не одни на белом свете. Так произошло с героиней рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма» Катериной Петровной. На старости лет она осталась совсем одна, хотя у нее была дочь. Одиночество каждый день разрушало ее, единственное, что держало Катерину Петровну - это ожидание встречи с дочерью. Она ждала три года, но ей не хватило всего пару дней. Очень часто равнодушие по отношению к близким убивает сильнее, чем болезни. Возможно, будь Настя более чувствительной, то не пришлось бы больному человеку умирать в одиночестве.

Вина
Вина - чувство, которое знакомо любому человеку. Особо страшной вина становится в тех случаях, когда у человека нет возможности исправить ситуацию, как в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма». Главная героиня Настя проявила черствость по отношению к своей матери. Она не приезжала к ней, поскольку была занята своими делами. Она не была рядом с матерью, когда та болела. Последнее письмо от матери Настя не восприняла всерьез. По этой причине она так и не успела рассказать маме о том, что она любит ее, не смогла попросить прощения за то, что не приезжала. Настя осознала свои ошибки слишком поздно: Катерина Петровна умерла. Поэтому все слова остались несказанными, а в душе осталось страшное чувство вины. Есть поступки, которые невозможно исправить и есть вина, которую ничем нельзя искупить.

Классик русской литературы К. Г. Паустовский пользуется известностью не только на Родине, но и во всем мире как замечательный мастер слова. Его проза поражает красочностью и точностью слов. В каждом произведении писателя проявляется любовь и внимание к красоте природы, к людям, чувствующим и понимающим музыку окружающего мира.

Избегая будничных впечатлений и слов, Паустовский замечает трогательное и необычное в окружающем пейзаже. И точно так же писатель, не касаясь биографии героев, обращается к жизни чувств, изображает диалектику их души, отбирая те мелочи, которые помогут читателю видеть человека, чувствовать и улавливать источник его переживаний.

Искусство видеть мир

Неутомимый романтик, тонко чувствующий окружающий мир, Паустовский, с восторженностью и поэтичностью пишет живописные картины природы - волнующей, роскошной, полной величественности и блеска. Человек, который слышит музыку дождя, шепот морского прибоя, чувствует ласковые всплески воды и дыхание цветущей земли, также чутко слышит малейшие колебания человеческой души.

Любовь, с которой Паустовский относился к окружающему миру и окружающим его людям, пронизывала его произведения. Тепло и красота писательского языка, глубина и образность повествования от сердца писателя шли к читательскому сердцу и задевали те струнки души, о существовании которых читатель и не догадывался до знакомства с Константином Георгиевичем Паустовским.

История одной фотографии

С «Телеграммой» Константина Паустовского связана реальная история, произошедшая в 1964 году. В Москву на гастроли приехала популярная певица и актриса Она писала, что в московском аэропорту у встречавших ее журналистов сразу же спросила о Паустовском. Когда Марлен подъезжала к отелю, она уже знала, что писатель лежит в больнице. Г. Арбузова, падчерица Константина Георгиевича, в одном из интервью рассказывала, что Паустовский хотел побывать на концерте Марлен Дитрих, но в то время был очень болен. И вот в сопровождении своего врача В. А. Коневского писатель отправился в где она выступала.

После концерта легенда кинематографа отвечала на вопросы. И когда у Марлен спросили, какой у нее любимый писатель, ответила, что любит Паустовского. К ней подошла переводчица Нора и сообщила, что писатель в зале. Марлен стояла и всматривалась в зал, ожидая, что он поднимется на сцену. Но, будучи очень застенчивым человеком, Константин Георгиевич не поднимался. И когда зал стал аплодировать, подбадривая его, Паустовский вышел на сцену. Марлен, не сказав ни слова, встала перед писателем на колени и прижала его руку к своему залитому слезами лицу.

Вечернее платье актрисы, расшитое камнями, было настолько узким, что стали лопаться нитки, и камни посыпались по сцене. Все на мгновение замерли. Недоступная богиня стоит на коленях и целует руки советского писателя. Потом огромный зал медленно и неуверенно поднялся, в тишине послышались робкие одинокие хлопки, а потом началась настоящая буря - шквал рукоплесканий. Когда Марлен помогли подняться с колен, она тихо сказала, что ее потряс рассказ Паустовского «Телеграмма». И с тех пор она считала своим долгом поцеловать руку писателя, написавшего это.

Персонажи рассказа «Телеграмма»

Константин Георгиевич вспоминал, что в краю он создал много вещей, в том числе и рассказ «Телеграмма». Дату написания Паустовский не указал, но впервые рассказ был напечатан в восьмом номере журнала «Огонек» в 1946 году. Сюжет рассказа прост: не дождавшись приезда дочери, старая женщина умирает. Дочь, получившая телеграмму о болезни матери, добирается в далекую рязанскую деревеньку только на следующий после похорон день.

Действующие лица этой истории составляют две группы: жители села Заборья и окружение Насти. Катерина Петровна, дочка известного художника, живет после его смерти в селе Заборье в доме, им построенном. К первой группе относятся и ее односельчане: дочка соседа Манюшка, почтарь Василий, сторож Тихон и старики, хоронившие Катерину Петровну.

Вторая группа лиц сосредоточена вокруг Насти, дочери Катерины Петровны, уехавшей много лет назад в Ленинград. К этой группе героев «Телеграммы» Паустовского можно отнести и скульптора Тимофеева, выставкой которого занимается Настя, и его более удачливого коллегу по цеху Першина, и старого мастера, встревоженного телеграммой, которую получила Настя.

Говоря о творчестве Паустовского, нужно иметь в виду, что его произведений несут особую смысловую нагрузку. Также и действующие лица, которых писатель, казалось бы, упомянул мимоходом, на самом деле выполняют важную роль - раскрывают нравственные проблемы, которые волновали автора. Отчасти понять их поможет и краткое содержание рассказа Паустовского «Телеграмма» и анализ, представленные ниже. Параллельно рассмотрим и детали, подчеркивающие тему, и проблемы, затрагиваемые автором.

Катерина Петровна

Стояли синеватые пасмурные дни октября, в этом году он был на редкость дождливый. Катерине Петровне все труднее было вставать по утрам. Она доживала свои дни в старом мемориальном доме, построенном отцом. После его смерти дом охранялся областным музеем. На стенах висели картины, на которых ничего нельзя было разобрать: возможно, они потускнели от времени, а может быть,глаза Катерины Петровны стали плохо видеть.

Рассказ «Телеграмма» Паустовского начинается с описания хмурой осенней погоды, и на фоне ее выделяется маленькая деталь - подсолнечник у забора. Осенний пейзаж как будто передает состояние Катерины Петровны, а подсолнух подчеркивает одинокую старость.

Последняя обитательница дома смотрела на «Вестник Европы», пылившийся на полках, и думала, что в Заборье не с кем поговорить о картинах, о Париже. Не с Манюшей же об этом беседовать, дочерью соседа. Она каждый день прибегала то воды принести, то полы подмести. Катерина Петровна дарила девочке страусовые перья, старые перчатки и шляпу, на что Манюша отвечала, что сдаст их в утиль.

Еще одна важная деталь, которой уделяет внимание К. Г. Паустовский в «Телеграмме» - памятные вещи, которые старушка дарила. Не отдавала за ненадобностью, а дарила дорогие для нее, ставшие частичкой жизни Катерины Петровны, вещи, которые, как оказалось, никому, кроме нее, не нужны.

И в одиночестве жестоком

Иногда заходил старый сторож, помнивший еще отца Катерины Петровны. Он убирал засохшие деревья в саду, пилил и колол дрова. И всегда спрашивал, пишет ли Настя. Не дождавшись ответа, он уходил, а Катерина Петровна начинала плакать. И лишь керосиновый ночник, казалось, был единственным живым существом в старом доме.

Эта маленькая деталь подчеркивает одиночество героини «Телеграммы». Проблему Паустовский усиливает, показывая безмерность ее одиночества, словами «без слабого огня». Старушка была настолько одинока, что даже огонек ночника помогал ей, иначе не знала Катерина Петровна как дожить до утра.

Писем от Насти мать не получала, но почтарь Василий приносил от дочери денежные переводы, которые извещали, что Настя очень занята, нет времени даже на письмо. Однажды ночью кто-то стучал в калитку, заколоченную несколько лет. Старушка вышла посмотреть, кто стучит, но там никого не оказалось.

И снова подчеркивает Паустовский в «Телеграмме» тему одиночества - не открывавшаяся несколько лет калитка.

Остановилась Катерина Петровна на обратном пути возле клена, который она посадила будучи молодой девушкой. Он стоял пожелтевший и озябший, и некуда было клену деться от бесприютной ветреной ночи. Пожалела она его и побрела домой.

В ту же ночь написала письмо ненаглядной дочери и просила ее приехать хоть на день. Сообщила, что очень больна, и хотела бы увидеться с ней перед смертью. Манюша письмо отнесла на почту и долго толкала его в ящик, словно заглядывала внутрь. Но там только жестяная пустота.

Кажется, чего необычного в том, что почтовый жестяной ящик пуст? Но К. Г. Паустовский в «Телеграмме» в каждую деталь вкладывает смысл: пустота - бездушие дочери.

Дочь Настя

Еще одна героиня рассказа Паустовского «Телеграмма» - Настя. Она много лет назад уехала из Заборья. Жила в Ленинграде и работала в Союзе художников. Занималась организацией конкурсов и выставок, которые отнимали много времени. Даже вот письмо от матери и то прочесть некогда. «Пишет, значит, жива», - подумала Настя. Спрятала письмо в сумочку не читая и отправилась в мастерскую скульптора Тимофеева.

Анализ «Телеграммы» Паустовского показывает, что автор поднимает серьезные нравственные проблемы: разобщенность близких людей, их отдаление и нежелание показать чувства. Три года Настя не видела маму, которая никогда не надоедала упреками и жалобами. И, получив весточку от самого родного и близкого человека, она спрятала письмо, не читая. Этими словами писатель подчеркнул равнодушие и черствость героини.

Промозглый осенний ветер забрался и в мастерскую Тимофеева, который рассказывал о том, как тепло в студии коллеги Першина. Тимофеев жаловался на холод, на ревматизм. Настя пообещала ему помочь и попросила художника показать ей Гоголя. Тимофеев подошел к скульптуре великого писателя и сдернул с нее ткань. Настя вздрогнула. На нее насмешливо смотрел сутулый человек, и она видела, как на его виске бьется склеротическая жилка.

Почему Паустовский выбрал именно скульптуру Гоголя? Как известно, великий сатирик обладал удивительной способностью угадывать человека. Что этим хотел сказать Паустовский? Анализ «Телеграммы» показывает, что в рассказе автор поднимает и тему воздействия искусства на человека. Насте показалось, что Гоголь смотрит на нее насмешливо, словно разглядел ее показную доброту и черствую душу. Настя тут же укоряет себя, что письмо-то в сумочке лежит нераспечатанное.

Телеграмма

Две недели Настя занималась устройством выставки. В день открытия пришли известные художники и скульпторы - обсуждали и хвалили работы Тимофеева. Вошла курьер Даша и вручила телеграмму, смысл которой дошел до Насти не сразу. Поначалу она подумала, что это не ей, но обратный адрес, где было написано слово «Заборье», развеял сомнения. Настя нахмурилась, скомкала телеграмму, и слушала выступление Першина, который рассыпался благодарностями в ее адрес, отмечая, что в лице Анастасии Семеновны забота о человеке стала реальностью.

В рассказе Паустовского «Телеграмма» равнодушие и отзывчивость Насти стоят рядом. Отзывчивая к посторонним людям, она равнодушно отнеслась к письму матери. И казалось бы, получив телеграмму, что самый близкий и родной человек умирает, она должна была бежать к маме со всех ног, чтобы успеть, чтобы увидеть, услышать и обнять ее еще хоть раз. Но Настя скомкала телеграмму. В двух словах, пока с кафедры неслось о заботе, автор выразил жестокость, лицемерие, равнодушие дочери.

Старый художник, озабоченный задумчивым видом Насти, подошел, тронул ее за руку и поинтересовался, не телеграмма ли ее так встревожила? Настя сказал, что телеграмма от знакомой, ничего ужасного не произошло, но весь вечер ощущала на себе пронзительный и тяжелый взгляд. Кто бы это мог быть? Настя подняла глаза: на нее, усмехаясь, смотрел Гоголь.

Произведение «Телеграмма» Паустовский продолжает словами из письма Катерины Петровны: «Ненаглядная моя» - обращалась к Насте мать. Настя села на скамейку и заплакала. Она поняла, что никто и никогда не любил ее так, как мама. Тем же вечером Настя уехала в Заборье.

Заборье

Тихон отправился на почту, пошептался о чем-то с Василием, осторожно нацарапал что-то на телеграфном бланке и поплелся к Катерине Петровне. Она не вставала уже десятый день. Манюша не отходила от нее шестые сутки и успокаивалась только тогда, когда Катерина Петровна шевелилась под одеялом. Вошел Тихон, сказал, что на улице похолодало, дорогу прибьет морозцем, и Насте теперь сподручнее будет доехать, и неуверенным голосом прочел телеграмму, которую сам же принес.

Катерина Петровна отвернулась к стенке. Тихон сидел и вздыхал в прихожей, пока Манюше не позвала его в комнату старушки. Она лежала бледная и маленькая. «Не дождалась», - вздохнул Тихон и вышел. На следующий день старики и ребята хоронили Катерину Петровну.

Здесь появляется в «Телеграмме» Паустовского героиня, молодая учительница, которой он уделил всего несколько строчек. В них совершенно незнакомый человек отдает дань уважения женщине-матери.

У молодой учительницы такая же старенькая седая мама осталась в уездном городе. Учительница вздохнула и медленно пошла за гробом, спрашивая у людей, одинока ли была умершая? На что ей ответили, что есть у Катерины Петровны дочка в Ленинграде. Но, видимо, так высоко взлетела, что на похороны к матери выбраться не смогла. Учительница подошла к гробу, поцеловала руку Катерины Петровны и долго слушала, как за ее спиной переговариваются старики.

Настя приехала в село после похорон и застала только могильный холмик. Осмотрела комнату матери, из которой жизнь, казалось, ушла давным-давно и, крадучись, чтобы никто ее не увидел, уехала из Заборья. И никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять невыносимой тяжести с ее души.

Между строк

В рассказе Константина Паустовского «Телеграмма» между строк можно прочитать многое о семье, живущей в старом доме. Катерина Петровна живет среди картин своего отца и его друзей. Сам Крамской был его другом, эскиз к его картине занимает в доме почетное место. Журнал «Вестник Европы» читали и Катерина Петровна, и ее отец. В нем печатались произведения русских писателей Соловьева, Островского, Тургенева, Гончарова. На этой классической литературе выросли обитатели дома.

Катерина Петровна летом 1885 года была с отцом в Париже, именно тогда умер Виктор Гюго, на похоронах которого она была. Похоронена она была не рядом с отцом. Никто из присутствующих не вспомнил, что она была дочерью известного художника. Не потому ли, что жители села, оказывавшие Катерине Петровне посильную помощь, не понимали значимости и ценности картин, висящих на стенах ее дома?

Так, мимолетно, показал Паустовский огромную духовную пропасть между интеллигенцией и крестьянством России. Очевидно, вклад художника в российское искусство был большим, так как дом был мемориальным. Почему в кавычках это слово написал Паустовский в «Телеграмме»? Равнодушие и отзывчивость и здесь стоят рядом. С одной стороны - равнодушие государства, под охраной которого находился дом, а значит и картины, потускневшие и забытые. С другой - отзывчивость простого сторожа. Из жалости Тихон помогал Катерине Петровне по хозяйству. И он единственный, кто помнил художника и, вероятно, не осознавал истинную ценность картин, но смотрел на них с почтением и вздыхал: «Работа натуральная!»

Зарубки на сердце

В «Золотой розе» автор написал историю создания рассказа «Телеграмма». Дату написания Паустовский не уточнил, но рассказал трогательную историю, на основе которой он создал свой шедевр. Глава «Зарубки на сердце» знакомит с прототипами этого рассказа. Одно время Паустовский жил под Рязанью, в усадьбе знаменитого когда-то гравера Пожалостина. Единственная дочь хозяйки дома забыла о матери, и высылала из Ленинграда только переводы.

По вечерам писатель ходил пить чай к Катерине Ивановне. Видела хозяйка усадьбы плохо, и по два-три раза на день к ней забегала соседская девочка Нюрка. Катерина Ивановна жила когда-то в Париже, знала Тургенева и присутствовала на похоронах Гюго. Она давала Паустовскому почитать связку желтых писем, оставшихся от отца.

Паустовский пишет, что телеграмму Насте отослал он, сообщая о смерти ее матери. Нюрка отдала писателю конверт, в котором Катерина Ивановна написала, в чем ее хоронить. Паустовский увидел хозяйку усадьбы уже прибранную - она лежала в золотистом бальном платье со шлейфом, в черных замшевых туфельках. Настя приехала через три дня после похорон.

В своей автобиографии Паустовский рассказывал о том, что на войне у него погибли два брата. У писателя осталась только полуслепая сестра. Не ее ли беспомощный облик лег в основу характеристики главной героини рассказа? Думается, не только образ дочери Пожалостина нашел отражение в героине романа. Но и другие, дорогие сердцу автора образы близких людей, которых он изобразил с такой любовью, тоской и искренним сожалением.

Пока не поздно

Каков жанр «Телеграммы» Паустовского? на нескольких страницах которого автор поднимает важные проблемы: одиночество, материнскую любовь, проблему отцов и детей. Композиционно рассказ делится на три части, одна из которых рассказывает о матери, вторая о дочери, а в третьей происходит трагическая развязка.

Полуслепая старушка, живет среди своих воспоминаний. Только они остались с ней, даже собственной дочери Катерина Петровна не нужна.

Настя, молодая женщина, занята карьерой - она с упоением помогает молодым художникам, организует выставки. Ей некогда заниматься проблемами своей матери. Написала письмо? Значит, жива. Зачем куда-то ехать? Терять драгоценное время? Смотреть на картины, засиженные мухами? Слушать рассказы, слышанные не один раз? Скучно. Успеется. Потом.

Произведение Паустовского «Телеграмма» в жанре рассказа напоминает, что все нужно делать вовремя. Заботиться о близких и родных, говорить им слова любви, проводить с ними больше времени. Всегда ли мы знаем цену нашего покоя и счастья, оплаченного самозабвением матери? Старинное слово, практически вышедшее из обихода повседневной речи, как нельзя лучше характеризует истинную материнскую любовь. Самозабвение - забыть себя ради ребенка.

А всегда ли мы помним о маме? За суетой жизни, нехваткой времени, погоней за карьерой можно опоздать. Как это случилось с героиней рассказа Настей. Как показал анализ «Телеграммы» Паустовского, дочь Катерины Петровны не была совершенно бездушным человеком. Она заботилась о своих коллегах, но для единственного человека, самого родного и близкого, который ничего не требовал от нее, не высказывал недовольства, а просто хотел немного тепла и внимания, она не нашла времени.

Название рассказа

Почему так назван рассказ Паустовского «Телеграмма»? Отзывы читателей, до глубины души тронутых этим рассказом, сходятся в одном - это телеграмма нам, читателям, сообщающая о том, что жизнь быстротечна, и надо беречь и ценить своих близких.

В рассказе даны две телеграммы. Настоящая послана сторожем Насте в Ленинград. Другая телеграмма выдумана тем же Тихоном. Он придумал ее для того, чтобы поселить в сердце умирающей матери надежду. Катерина Петровна догадалась, но поблагодарила сторожа за ласку и добро.

Но ошибочно предполагать, что заголовок - это отражение двух телеграмм. Мастер слова Паустовский взвешивал каждое слово. И, в свете строительства социалистического государства, призывающего думать сначала о Родине, а потом о семье, писатель своей «Телеграммой» напоминает - не забывайте своих близких.

«Телеграмма»(анализ рассказа)

Слово учителя.

Рассказ «Телеграмма» впервые был напечатан в журнале «Огонёк» №8 в 1946 году.

По рассказу в студии Мосфильма летом 1957 года была снята короткометражная картина режиссёром.

Паустовский писал очерки, литературные портреты о знаменитых людях:композиторе Эдварде Григе («Корзина с еловыми шишками»),М Горьком («День смерти Горького»),Диккенсе («Случай с Диккенсом») и др.

Но у него много рассказов о простых людях, которые никого не оставляют равнодушными.

«Телеграмма»-один из них.

Проверим, внимательно ли вы прочитали рассказ «Телеграмма». ВИКТОРИНА.

1.Где и в каком месяце происходит действие?

(В усадьбе Катер. Петр. в селе Заборье в октябре-ноябре).

2.Какой журнал пылился на столе К. П.?

(«Вестник Европы»)

3.Эскиз какой картины подарил Крамской отцу К. П.?

(«Незнакомка в бархатной шкбке»)

4.Похороны какого писателя видела в?

5.Кем был отец К. П.?

(Известным художником).

6.Кто послал телеграмму Насте?

(Сторож Тихон).

7.Кем работала Настя в Союзе художников?

(Секретарём).

8.Как её называли художники?

(Сольвейг).

9.Чьи «сверлящие» глаза смотрели на Настю?

10. догадалась, что телеграмму прислала не дочь?

(По взволнованному состоянию Тихона).

11.Кто и кому сказал:»…за добро плати добром, не будь пустельгой»?

(Тихон Манюшке).

12.»Эх, горе её горькое, страданье неписаное!» К кому обращены слова Тихона?

(К Катер. Петр.)

События в рассказе развёртываются во времени.

Как оно изображается? (Звучит фрагмент «Октябрь» из «Времён года» .)

Пейзаж описан МРАЧНЫМИ красками

«Октябрь был на редкость ХОЛОДНЫЙ, НЕНАСТНЫЙ.. Тесовые крыши ПОЧЕРНЕЛИ.»

«СПУТАННАЯ трава в саду ПОЛЕГЛА.»(Олицетворение»)

«…Доцветал и никак не мог ДОцвесть…один только маленький подсолнечник у забора»

(Приставка ДО - означает конец действия).

Вывод. Осенний пейзаж Паустовского холоден и б е с п р и ю т е н, таков он и в музыке Чайковского-мы ощущаем грусть, печаль, тоску…

Настоящее время (ЕСТЕСТВЕННОЕ) МЕДЛЕННО протекает для Катерины Петровны. За счёт каких деталей автор усиливает ощущение беспросветного одиночества Катерины Петровны?

А).Описание интерьера.

Ей «СТАЛО ЕЩЁ ТРУДНЕЕ вставать по утрам», видеть «ВСЁ ТО ЖЕ»:комнаты с запахом «НЕТОПЛЕНЫХ ПЕЧЕЙ», «ПОЖЕЛТЕВШИЕ чашки»,»ДАВНО НЕ ЧИЩЕНЫЙ САМОВАР».

«В комнатах было ВСЁ СУМРАЧНО».

Вывод. Никаких событий в жизни Катер. Петр. не происходит(ни встречи, ни разлуки).. . Время бессобытийноПоэтому оно ползучее. Оно не может быть основным временем рассказа. Оно используется автором как побочное, переплетается с другими

Это время к р и з и с а и ж и з н е н н о г о п е р е л о м а.

Для этого он вводит в рассказ даты, имена, реалии…Найдите это в тексте.

А).На столе лежал «пыльный «Вестник Европы» (Это ежемесячный литературно-политический журнал буржуазно-либерального направления, с 1866-1867 г. г.выходил в Петербурге по 4тома в год. Первым редактором был)

Б).Катерина Петровна «ТОЛЬКО ПО ПАМЯТИ знала», что картина, потускневшая от времени,-это «портрет её отца», а рядом висит «В ЗОЛОТОЙ РАМЕ» подарок Крамского отцу - эскиз к его «Незнакомке в бархатной шубке».(Это вторая половина 19 века)

Слово «дом» имеет несколько значений(работа с «Толковым словарём»)

А).:Ж. илое здание со всем хозяйством.(описание усадьбы в Заборье),

Б)люди, живущие в нём (Кат. Петр.,её отец и Настя),

В).династия, род (устар.)(вымирание рода:отец-Катер. Петр.-Настя-?)

Найдите описание усадьбы. Какое впечатление она производит? Почему?

(Выступление 1 творческой группы).

Дом построил её отец, известный художник, вернувшийся в старости из Петербурга в родное село Заборье. Дом был «мемориальный, т. к. « находился под охраной областного музея.»

В нём - «продавленный диван», печка, из-за которой,»обманутая тишиной»,выбегала мышь и нюхала «застоявшийся воздух».

Дом окружал сад с засохшими деревьями. «Ветер сбивал последние листья».В глубине сада-заколоченная калитка, свидетельствующая о том, что, видимо, давно не было гостей в этом доме.

И только «облетевший, озябший» клён, посаженный когда-то Катериной Петровной, «девушкой-хохотушкой»,был ей родным:»она посадила его давно»; как и ей, «ему некуда было уйти от этой бесприютной. ветреной ночи».Это дерево воспринимается его хозяйкой как живое существо:они оба одиноки, слабы.

Вывод. Тягостное впечатление - неуютно, нет хозяина.

Расскажите о хозяевах этой усадьбы.(Выступление 2 творческой группы).

Отец был образованным человеком: знаком с художником Ив. Ник. Крамским(1837-1887). Одно лето он провёл с дочерью в Париже, где она:видела похороны Виктора Гюго », известного французского писателя. Это было в прошлом.

Сейчас здесь живёт в одиночестве Катер. Петр.-старый, больной человек, одевается в старый салоп(верхняя женская одежда, род круглого плаща),на голове-тёплый платок. Она давно не выходила из дома. Плохо видит.

У Катер. Петр. есть дочь Настя, «единственный родной человек»,которая живёт далеко, в Ленинграде, мать навещает редко («последний раз приезжала 3 года назад»)

«Малелькая, сгорбленная старушка» жила только воспоминаниями о ней: «в рыжем кожаном ридикюле» хранила «какие-то бумажки»,но почему-то не хотела говорить о ней со сторожем Тихоном, зато потом «начинала тихонько плакать».Видимо, поэтому время для неё тянется медленно. Мать понимала, что Насте теперь «не до неё, старухи. У них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье» (Слово «Свои» повторяется трижды-так автор показывает отчуждение). «Лучше не мешать». Поэтому мать редко писала письма, но Настя раз в 2-3 месяца переводила матери деньги.

Раскройте матафорический смысл предложений:

«Керосиновый ночник вздрагивал на её столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме…»

Метафора-это скрытое сравнение. Поэтому, скорее всего, автор сопоставляет с керосиновым ночником Настю.

Они (ночник и Настя)-«единственные живые существа в покинутом доме»,без «слабого огня»которых(моральной поддержки дочери) она «не знала бы, как дожить до утра» (чего-то светлого в её жизни).Ведь жизнь теперь для неё-это «бесприютная, ветреная ночь»

Действительно, кроме них, никто не мог скрасить её одиночества. Люди рядом с ней были. И неплохие:добрые, трудолюбивые, искренние. Соседка Манюшка прибегала, чтобы принести воды из колодца, подмести полы, поставить самовар, Тихон, почитавший её отца, рубил в саду засохшие деревья, пилил их, колол на дрова. Тоже проявлял жалость. Но близкими их нельзя назвать.

Чего же не хватало Катерине Петровне?

Общения с самым близким человеком, духовного общения, ведь ей хотелось поговорить «о картинах, петербургской жизни».Поэтому «ночи были …долгие» для неё, а «рассвет всё медлил».

Почему Насти не было рядом с матерью?

«Материнское сердце в детях, а детское-в камне». Может, поэтому?

Или она «пустельга»,по определению Тихона?(Пустельга-пустой, ничтожный человек)

А).Настя работала секретарём в Союзе художников: устраивала выставки, конкурсы

Письмо от матери она получила на службе, решила прочитать после работы.

Письма матери у неё вызывали «вздох облегчения»(пишет-значит, жива) и глухое беспокойство (каждое письмо-«безмолвный укор»).

Значит, не совсем закаменело её сердце.

Б).Она помогла молодому скульптору Тимофееву.

В мастерской у него было холодно, обогревался керосинкой:»Ветер посвистывал в рамах и шевелил на полу старые газеты».» Ревматизм в руках от мокрой глины» Жаловался на то, что его »затирают и не дают развернуться».Но он «готов драться» за правду.

Настя «ушла от него с твёрдым решением вырвать во что бы то ни стало этого талантливого человека из безвестности»

Потом долго говорила с председателем Союза художников, «горячилась»(это разве не проявление чувств?!),и тот согласился устроить выставку работ Тимофеева.

2 недели возилась с устройством выставки:»приходила в отчаяние», «обижалась» на неуживчивого скульптора скульптора, но своего добилась «Выставка удалась».Настя «смутилась до слёз»когда Першин похвалил её за это.

Вывд. Настя искренне заботится о Тимофееве, не обижается на капризы скульптора. Она чувствует себя нужной людям, ей хочется, чтобы её считали активным, интересным человеком (Это э г о и з м?..)

Значит, у неё не каменное сердце?..Как же заботящаяся о других Настя проявляет равнодушие к матери? Выдерживает ли она испытание на истинную человечность?

А).Ей некогда было «вырваться» (Выставка Тимофеева).

Б).Промелькнула мысль о трудной дороге: «переполненных поездах»,»пересадке на узкоколейку, тряской телеге,…н е и з б е ж н ы х материнских слезах,…о с к у к е сельских дней…»

В).Скрывала на службе содержание телеграммы (Мать «помирает»),сказав, что телеграмма от знакомой..Стыдится матери?..

Поэтому отложила отъезд.

Г).Вспомним, за что художники звали её Сольвейг: «за русые волосы и большие х о л о - д н ы е глаза».

(Сольвейг-героиня драмы-поэмы «Пер Гюнт» норвежского драматурга Генрика Ибсена (1828-1906)

Холодный взгляд-бездушный, суровый.

Паустовский-мастер деталей. Найдите детали, подчёркивающие, что не дождётся мать своей «ненаглядной» дочери.(Поиск ключевых слов).

-«доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только… п о д с о л н е ч –

н и к у забора». «позабытые з в ё з д ы»,смотревшие ночью на землю(прошлое),

-«керосиновый ночник», «жестяная пустота», «облетевший, озябший клён» (настоящее),

-«холодные глаза» Сольвейг(будущее?!...).

Под чьим влиянием и как происходит прозрение Насти? (Две встречи со скульптурой)

А).В мастерской скульптора Настя «вздрогнула».

«Насмешливо, зная её насквозь, смотрел на неё остроносый сутулый человек» (Это была скульптура.)

«А письмо-то в сумочке нераспечатанное,-казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза.-Эх, ты, сорока!»(Усмешка Гоголя)

б).На выставке, когда она постеснялась сказать содержание телеграммы,

«…чей-то взгляд, тяжёлый и пронзительный, Настя всё время чувствовала на себе «.

«Гоголь смотрел на неё, усмехаясь.» «Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!» (С презрением!)

Именно после этого Настя в ы б е ж а л а с выставки на улицу, г о р ь к о з а п л а - к а л а.

Она в д р у г поняла, «что никто её так не любил, как эта дряхлая, б р о ш е н н а я всеми старушка, там, в скучном Заборье» За последний год она в п е р в ы е произнесла слова «мама» («Поздно! Маму я уже не увижу.»)

«Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет, и не будет роднее. Лишь бы успеть…лишь бы простила.»

Но она опоздала. Мать не дождалась. В Заборье Настя приехала на второй день после похорон. Застала свежий могильный холм на кладбище и «холодную, тёмную комнату Катерины Петровны, из которой, казалось, жизнь ушла уже давным-давно».

Уехала из Заборья крадучись, ей казалось, «что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с неё н е п о п р а в и м о й в и н ы…»

Вот что осталось Насте. ЗНАЧИТ, МОЖНО МНОГОЕ ПОТЕРЯТЬ В СУЕТЕ ЖИЗНИ….

Чтение ученицей стих Л. Татьяничевой «Опаздывают поезда…»

Опаздывают поезда,

Опаздывают вёсны,

Опаздывают иногда

Зажечься в небе звёзды.

Усеять пажни серебром

Опаздывает замять.

И за добро платить добром

Опаздывает память.

Опаздывает почтальон

И даже –«неотложка».

А в чьём-то доме за столом

Осиротеет ложка…

Опаздывает иногда

Ко времени и гордость.

Но не простительно, когда

Опаздывает совесть.

.К кому, по-вашему, обращена телеграмма? О чём предупреждает писатель?

Звучит лирическая пьеса Эдварда Грига «Сольвейг».

Дом зад. . «Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу,-это мать». М. Горький.

Как вы понимаете смысл этого высказывания?(Сочинение-миниатюра).