Приемы стрижек. Приемы и техника стрижек. Современные методы и приемы выполнения стрижки волос

Схема стрижки - это технический рисунок, отражающий в проекции на плоскость:

  • поверхность головы и ее деление на зоны;
  • проборы, которыми выполняется стрижка;
  • углы оттяжки (подъема) прядей;
  • линию среза и форму стрижки;
  • порядок выполнения стрижки (технологию выполнения);
  • применяемые инструменты.

Схема приводится в профиль и анфас. Иногда необходима проекция затылка. При асимметричных стрижках показывают схему в профиль справа и слева. При изменении углов отчеса возникает необходимость в пространственных чертежах, иначе в проекции на плоскости эти изменения не показать. На рис. 5.23 показаны фрагменты различных схем стрижек.

Рис. 5.23. Фрагменты различных схем стрижек:
схема а: 1 - проборы (горизонтальные и вертикальные); 2 - разворот контрольной пряди; 3 - видимая на Зз и невидимая на Тз плоскости прядей, а также Урол подъема (оттяжки) пряди; 4 - линия стрижки;
схема б: 1 - контрольная прядь (КП) стрижется с углом отгяжки 0°; 2 - разворот КП; 3 - видимая в профиль плоскость пряди; 4 - линия среза, зубчатый срез; 5 - вертикальные проборы; 6 - инструменты, применяемые для выполнения стрижки;
I-II - последовательность выполнения стрижки

При операции снятие на пальцах применяют следующие методы стрижки:

  • прядь на прядь (метод наложения, метод неподвижной контрольной пряди, ПнП);
  • прядь за прядью (метод подвижной контрольной пряди, ПзП);
  • метод ступенчатой стрижки;
  • метод свободной руки.

Метод прядь на прядь применяется в основном при стрижке массивных форм или при контрастной стрижке для создания массивной формы. При этом каждая последующая прядь стрижется наложением на контрольную (КП). Как правило, угол подъема прядей равен 0°, а линия среза строго параллельна пробору, которым выделяются пряди. Выполняя стрижку этим методом, можно использовать закрытый и открытый срезы, пойнтинг, пойнкат, которые выполняются с внутренней стороны ладони. На рис. 5.24, а показана схема выполнения стрижки методом ПнП. Проборы горизонтальны, плоскость пряди в профиль не видна. Угол оттяжки 0°. Линия среза горизонтальна. Срез прямой, закрытый.

Метод прядь за прядью применяется для пластических стрижек. В этом случае каждая последующая прядь стрижется по предыдущей, являющейся для нее контрольной. От толщины пряди зависит точность стрижки. Как правило, чаще всего угол подъема прядей равен 90°, постановка рук может быть параллельной и непараллельной. Срез прямой, пойнтинг, пойнкат выполняются с внутренней и внешней сторон ладони. I

Схема стрижки методом ПзП приведена на рис. 5.24, б:

  1. равномерная стрижка Тз. На схеме виден и показан угол оттяжки пряди (90°). Не видна плоскость пряди;
  2. пример стрижки Зз. Прядь видна плоскостью, но не видно разворота пряди вокруг головы.

Рис. 5.24. Фрагмент схемы стрижки:
а - методом прядь на прядь; б - методом прядь за прядью; КП - контрольная прядь; I - II - последовательность выполнения стрижки

Метод ступенчатой стрижки применяется для создания градуированной формы. При этом методе каждая последующая прядь стрижется с увеличением угла оттяжки. Считается, что метод выполняется горизонтальными проборами. Угол оттяжки первой контрольной пряди может быть 0° и при стрижке последующих прядей может быть увеличен до 90°.

Каждая следующая прядь получается чуть короче предыдущей, что позволяет изменять объем и силуэт стрижки. Срез прямой, пойнтинг и пойн-кат выполняются с внутренней стороны ладони.

На рис. 5.25 показан фрагмент схемы выполнения ступенчатой стрижки. Проборы горизонтальные. Плоскость пряди не видна. Угол оттяжки пряди постепенно увеличивается.

Рис. 5.25. Фрагмент схемы выполнения ступенчатой стрижки

Метод свободной руки применяется при стрижке бритвой или при выполнении скользящего среза (слайсинг).

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

ПО ТЕМЕ: "СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ СТРИЖКИ ВОЛОС"

Выполнила: студентка группы 3-10 ПИ

Осипова Е.П.

Руководитель: Назарова Р.В.

АСТРАХАНЬ 2005


Введение

Раздел 1. Теоретическая часть

1.1 Общие сведения о стрижке волос

1.2 Современные методы и приемы выполнения стрижки волос

1.2.1 Современные способы филировки ножницами

1.2.2 Филировка бритвой

1.2.3 Современные методы обработки волос

1.2.4 Современные техники стрижек

1.3 Факторы, влияющие на выбор стрижки

Раздел 2. Технологическая часть

2.1 Инструменты, оборудование, приспособления, применяемые при выполнении современных модельных стрижек

2.1.1 Общие сведения

2.1.2 Расчески

2.1.3 Ножницы

2.1.4 Бритвы

2.1.5 Приспособления для парикмахерских работ

2.2 Технология выполнения современных стрижек

2.2.1 Стрижка с использованием стайлинга и цвета от CiroApicеlla

2.2.2 Стиль на каждый день

2.2.3 Гротеск

2.2.4 Стрижка с зигзагообразной челкой

2.2.5 Спортивная стрижка

Заключение

Список литературы

Введение

Парикмахерское искусство является одним из древнейших видов деятельности человека, которая направлена в первую очередь на улучшение (украшение) его внешности. Развитие и совершенствование парикмахерского искусства тесно связана с эволюцией человеческого общество, изменением условий быта, повышением уровня общей культуры. В каждой эпохе, отдавая дань моде, мастера парикмахерского дела создавали новые формы, линии и декоративные элементы прически.

История прически и стрижки России разнообразна. Но в своем большинстве славянские народы издревле носили длинные волосы и бороды, женщины – косы. Под влиянием норманнов стали переходить к полудлинным волосам, бороды стали брить, оставляя только усы.

С распространением христианства вновь появляются длинные бороды, подстриженные в форме лопаты. Самой распространенной стрижкой среди мужского населения Древней Руси от мала до велика была «под горшок».

С VIII века, вследствие татарского нашествия, русский люд стал подражать и стричься по восточному обычаю, даже брить голову наголо.

При Иване Грозном бритье бороды и головы было запрещено законом. Отступление от закона при Борисе Годунове явилось одной из причин нерасположения к нему народа.

В 1675 г. царь Алексей Михайлович издает указ – «иноземных обычаев не перенимать, волос на голове не подбривать, платья иноземного не носить». Большинство населения в этот период пользовались услугами бродячих цирюльников. После петровских реформ воины носили волосы до плеч, расчесывали их наверх и разделяли пробором.

При правлении Петра I наконец женщины перестали быть затворницами и смогли посещать балы и ассамблеи. Так в русскую моду вошли прически большого объема из густых локонов и с украшениями из дорогих ювелирных изделий.

Со временем Россия все же выработала свой собственный стиль, который был продиктован своеобразием русской натуры. Постепенно прически стали дам становились все менее вычурными, более скромными, что всегда отличало женщин России.

Старорусская прическа «под горшок» сохранилась только среди крестьян м старообрядцев. Состоятельные люди носили парики. Появились первые специальные модные журнала, которые рекомендовали, как ухаживать за своей внешностью.

После войны 1812 года французские пленники сменили мундиры на платье цирюльников. Французы имели шумный успех. Знатные князья выписывали настоящих парикмахеров из Парижа.

Переход от феодализма к капитализму все изменил. Общественный транспорт внес свои коррективы в одежду и прическу. Характер причесок к 1900 году изменяется в связи с переменами, происходящими в общественной жизни конца столетия. Мода становится более интернациональной, появляется деловой стиль, выражающийся в простоте и рациональности прически.

В 1914 г. – появилась «Русская стрижка». Первая короткая женская стрижка, внесшая такое нежное очарование в облик россиянок. В этот же год начинается первая мировая война, втянувшая в военные действия 38 государств. Короткие волосы дали новый импульс для парикмахеров. Их стали укладывать при помощи холодной укладки (ондуляции) или горячими щипцами. Это был хоть какой-то «прогресс».

В 1915 г. входит в моду закрытый лоб. Его стали прикрывать челкой, шляпой или лентой.

Постепенно в моду входит геометрическая стрижка-прическа, прекрасно гармонирующая с одеждой. Короткие волосы носят нередко на прямой проьор, косой с короткими висками. Предпочтение отдается прямым гладким волосам с прмой челкой и при этом очень яркими губами.

С 1922 по 1929 гг. – коллективизация, появляются профсоюзы, комсомол, пионерская организация, вводятся карточки на хлеб. Наряду с этими событиями стрижка простая прочно закрепляется на всем пространстве страны. Пионеры, детдомовцы, тифозники, комсомольцы, военные, осужденные, заключенные, равно мужчины и женщины, поголовно стригутся наголо.

Только к концу 30-х годов в России появляется довольно широкая сеть парикмахерских, оказывающая населению большой набор услуг. Наряду с модными в то время стрижками типа «Фокстрот» женские парикмахеры с успехом выполняли сложные прически методом укладки волос горячими щипцами. Популярна была и длительная завивка (перманент). На коротких волосах она выполнялась горизонтальным методом, на длинных – вертикальным.

В 1936 году были разработаны новые правила. Большое значение имело постановление о присвоении мастерам категории в зависимости от их квалификации и о введении звания «мастер парикмахерского дела». Открываются первые салоны, мастера начинают работать электрическими машинками для стрижки. К 40-м годам – термическая завивка прочно вошла в арсенал услуг дамского парикмахера. Волос завивался круто надо лбом, боковые зоны поднимались вверх, весь волос убирался в сеточку.

В период Великой Отечественной войны прически делаются из полудлинных волос, концы которой завиваются внутрь. Сохраняются прически с короткими стрижками, а также с косами. Прически послевоенных лет в основном сохранились те же, что и в годы войны, но с некоторыми изменениями.

В конце 50-х годов из Германии пришла прическа, получившая название «Колокол» из-за своего силуэта. С этой прической меняется цвет волос становятся поголовно модными цвета: цвет бронзы, платины, меди.

Перевалив через середины XX века, парикмахерское дело уверенно поднимается в очередной раз с колен. На работу парикмахеров России сильное влияние оказывает кино и иллюстрированные журналы.

С середины 60-х годов молодежь стала опускать волосы, чем вызвала недовольство у старшего поколения. Подражая ливерпульской четверке - ансамблю «Битлз» - молодежь надолго изменила внешний вид. К этому периоду относятся стрижки типа «финский мальчик», «шведский мальчик». В конце 60-х годов мужчины стали завивать волосы при помощи химической завивки. Прически стали сочетать в себе несколько элементов - стрижку, завивку в локоны, мягкие волны. Распространяется прическа со «ступенчатой» стрижкой, «парижская головка», прически с длинной челкой, закрывающей лоб и брови.

В середине 70-х годов в Россию приходит стрижка «Сэссун», предложенная В.Сэссуном – английским парикмахером. Это было открытие века в технологии стрижки. В лексиконе парикмахеров появилось новое слово (понятие) – модельная стрижка, и наряду с ней возрастает стоимость услуги.

Наряду с классикой в этот период сначала в крупных, а затем и в мелких городах России появляются панки со своим вычурным видом, поведением, своим видением мира и себя в нем. На этом фоне появляются стрижки типа «ежик» и женская «каскад», «Аврора», предложенные парикмахером Д.Кондрашовой.

1980 год, год Олимпиады-80. Парикмахеры разных стран создают мужские и женские модели с названиями созвучными этому празднику: «Спортивная», «Олимпийская», «Олимпия».

1981 год – Сэссун демонстрирует стрижку «каре», первую из серии геометрических стрижек. Стрижка была тепло принята и получила признание во многих странах. Эту стрижку будут носить до конца века. Однако в большинстве моду восьмидесятых отличают вообще-то длинные волосы, свободный силуэт.

Мужские стрижки отличаются спортивным элегантным стилем. В конце 80-х годов ощущается ностальгия по формам и силуэтам причесок первой половины XX века. Многие прически делают на базе химической завивки. Дополнением причесок стали накладные волосы – локоны и косички.

В начале 90-х годов прическа как таковая уходит на задний план. На ее мену пришла стрижка-прическа. В данный период происходит резкое разделение парикмахерского искусства на высокую моду и повседневную, рядовую. Все, что создают ведущие модельеры на конкурсах профессионального мастерства мирового уровня, народ в своей массе не приемлет.

1992 год – сборная России принимает участие в чемпионате мира в Японии, где занимает седьмое место.

1993 год – проводится фестиваль красоты «Интершарм».

1994 год – в Лондоне, на чемпионате мира в 1996 г. в Вашингтоне россияне занимают уже третье место.

В 1998 году в Сеуле российская команда завоевала первое место.

Основным для рядового клиента осталась стрижка и скромная укладка.

В марте 1998 г. состоялся первый Чемпионат Москвы по парикмахерскому искусству и декоративной косметике. В этом же году впервые в России создается Московский Союз парикмахеров.

Сто лет назад парикмахер Андреев прославил Россию, сегодня гордость страны – Ирина Баранова и другие прославленные мастера-художники, узнаваемые и любимые молодым поколением парикмахеров.

Особенно ярко в последнем десятилетии ХХ века среди специалистов парикмахерского искусства блистает имя Сергея Зверева.

Стрижка - это не только творческий, но и сложный технологический процесс. Однако, прежде чем говорить об операциях стрижки и сложных техниках, необходимо ввести некоторые наиболее простые понятия.

Форма стрижки - это трехмерный объем, который занимает прическа в пространстве. Форш может быть соотнесена с геометрическими телами: шаром, цилиндром, конусом и т.п.

Стрижка бывает четырех форм:

  • монолитная (массивная) - например, классическое каре. Все волосы подстрижены по какой-либо одной линии;
  • градуированная - при этой форме волосы на нижней затылочной зоне короче, а на теменной и верхней затылочной зонах длиннее;
  • каскадная (прогрессивная) - волосы теменной зоны короче, чем на височных и затылочной зонах;
  • равномерная - длина волос по всей голове одинакова, повторяет форму головы.

Силуэт стрижки - это наружный контур прически, определяющий ее форму. Можно сказать, что силуэт - проекция на плоскости формы прически. Например, силуэт массивной формы близок к квадрату или трапеции, градуированная форма в силуэте - это расширенный овал, каскадная форма в силуэте - удлиненный овал, а равномерная - окружность.

Структура стрижки - это распределение длины волос в различных зонах. Например, при стрижке каре волосы нижней затылочной зоны самые короткие, а в верхней части их длина увеличивается. При естественном падении все волосы располагаются на одном уровне.

Контрольная прядь (КП) - это прядь, ориентируясь на длину которой выполняется стрижка последующей пряди. Углы оттяжки или отчеса прядей рассматриваются по отношению к поверхности головы.

Рис. 5.9. Параллельная постановка пальцев при срезе

Линия стрижки задается положением пальцев, которое при срезе по отношению к проборам может быть как параллельным (рис. 5.9), так и непараллельным (рис. 5.10). Линию стрижки часто определяют по отношению к горизонту:

  • горизонтальная - параллельна горизонту;
  • вертикальная - перпендикулярна горизонту;
  • диагональная - под каким-либо углом к горизонту.

Рис. 5.10. Непараллельная постановка пальцев на срезе

Как правило, все эти линии стрижки требуют параллельной постановки пальцев по отношению к пробору. Линии стрижки также подразделяются на вогнутые или выгнутые.

Угол среза - это угол между плоскостью пряди и пальцами при непараллельном положении пальцев.

Угол оттяжки (подъема пряди) - это угол между поверхностью головы (касательной плоскостью в данной точке) и плоскостью пряди.

Угол отчеса - это угол, который образует направление отчеса волос в пряди по отношению к пробору. Говоря об угле отчеса, часто имеют в виду отчее к лицу или к затылку.

Виды среза . Сечение срезанного волоса зависит от положения пальцев по отношению к пряди и от того, как полотна ножниц располагаются по отношению к плоскости пряди. Это, в свою очередь, влияет на внешний вид стрижки, легкость или сложность при укладке волос.

Рис. 5.11. Прямой срез:
а - сечение волоса при прямом срезе; б - постанавка пальцев при прямом срезе

Срез называют прямым , если сечение волоса круглое (рис. 5.11, а). Полотна ножниц располагаются при этом перпендикулярно плоскости пряди, а прядь оттянута, как правило, под углом 90° к поверхности головы (рис. 5.11, б). Срез можно выполнить как с внутренней, так и с наружной стороны ладони.

Срез называют острым , если полученное сечение волоса овальной формы (рис. 5.12, а). Полотна ножниц располагаются под углом к плоскости пряди (рис. 5.12, б). Подобный срез можно получить бритвой, если ее жало расположено под большим углом к плоскости пряди.

Рис. 5.12. Острый срез:
а - сечение волоса при остром срезе; б - постанавка пальцев при остром срезе

Овальное сечение волоса получается также при так называемом внутреннем или внешнем срезе.

Внутренний срез получается путем разворота пряди при выполнении среза от себя. В результате мы получаем сечение пряди, в которой внутренний слой волос короче, чем внешний. Это позволяет волосам при укладке лежать вниз.

Внешний срез получается путем разворота пряди при выполнении среза на себя. В результате мы получаем сечение пряди, в которой внутренний слой волос длиннее, чем внешний. Это позволяет волосам при укладке лежать вверх.

Рис. 5.13. Сечение волоса при скользящем срезе слайсинг

Скользящий срез слайсинг дает очень длинный овал в сечении волоса (рис. 5.13). Скользящий срез получают прямыми ножницами без насечек или бритвой. Для выполнения скользящего среза ножницами прядь волос захватывают между первым и вторым пальцами левой руки, оттягивают, вводят полураскрытые полотна ножниц в прядь и легко продвигают ножницы от корня к концам волос. Не следует закрывать полотна ножниц или двигать ими, иначе прядь срежется.

Зубчатый срез пойнтинг применяется для одновременного укорачивания волос и филировки (рис. 5.14). При таком срезе волосы как бы вчесываются друг в друга. В этом случае стрижка выглядит очень аккуратно, «волосок к волоску». Выполняют прямыми ножницами. Прядь отчесывают, оттягивают под тем же углом, что и при стрижке, и кончиками ножниц делают срез в виде бахромы.

Рис. 5.14. Зубчатый срез пойнтинг

При этом удобно развернуть руку тыльной стороной ладони на себя. Глубина врезания ножниц от 0,5 до 3 - 4 см.

Точечный срез пойнкат применяют в очень точных геометрических стрижках с одновременным выполнением филировки. При этом срез выполняется кончиками ножниц, которые расположены практически перпендикулярно пряди. Глубина среза 1 - 2 мм. Такой вид среза очень трудоемок, стрижка требует много времени, но волосы лежат очень хорошо. Особенно великолепны такие стрижки при монолитной форме.

В процессе выполнения стрижки можно выделить несколько операций, различных по приемам работы и используемым инструментам:

  • сведение «на нет»;
  • тушевка;
  • перекидка;
  • филировка;
  • окантовка;
  • снятие на пальцах.

Сведение «на нет» - плавное, постепенное изменение длины волос от самых длинных в центральных зонах (Тз, ВЗз) к самым коротким на периферийных участках (Вз, НЗз) по краю их роста (зона сведения).

Эту операцию можно выполнить любым режущим инструментом. Наиболее распространенный способ - машинкой с насадками или без них. Но одной машинкой, меняя насадки, нельзя получить плавный и красивый переход в длине волос. Машинкой выполняется только черновая обработка, для окончательной проработки необходима кропотливая работа ножницами. Перед выполнением операции необходимо четко представлять фасон и форму будущей стрижки. От длины волос на теменной зоне зависит высота зоны сведения. Предположим, длина волос на Тз достаточно велика (6 - 8 см), тогда зона сведения будет совсем маленькой, 1 - 2 см на шее и, может быть, на висках (рис. 5.15, а). Если длина волос на Тз невелика (3 - 5 см), то высота зоны сведения увеличивается, и ее можно провести параллельно КЛРВ (рис. 5.15, б). При достаточно коротких (1 - 2 см) волосах на Тз высота зоны сведения может достигать височных и затылочных бугров или даже макушки (рис. 5.15, в).

Рис. 5.15. Зона сведения «на нет» и форма стрижки:
а - при длине волос на Тз 6 - 8 см; б - при длине волос на Тз 3 - 5 см; в - при длине волос на Тз 1 - 2 см

Сведение волос «на нет» с помощью машинки можно выполнить двумя способами - без расчески и с расческой. Нельзя забывать, что работа машинкой выполняется только на сухих волосах.

Первый способ (без расчески) выполняется с насадками или без них. Нижняя пластина машинки должна быть прижата к коже только пяткой, а зубья направлены вверх под углом 10 - 20°. Чем резче нужен переход в длине волос, тем больше должен быть угол между зубьями и поверхностью головы. Машинка плавно движется вверх против роста волос; сначала пятка плотно прижимается к коже, а затем зубья машинки постепенно выводятся вверх. На параллельных участках справа и слева следует внимательно следить за движениями машинки, чтобы волосы имели одну длину.

Второй способ (с расческой) заключается в том, что под пятку машинки подкладывают расческу и волосы срезают по плоскости расчески, которая движется против роста волос. Нож машинки движется перпендикулярно направлению роста волос. Движением расчески вниз срезанные волосы вычесывают. Расческу держат в левой руке четвертым и пятым способами (см. подразд. 2.1). При необходимости создания плавного перехода в длине волос зубья расчески выводят под небольшим углом к поверхности головы, а обушок плотно прижимают к коже. Качество стрижки во многом зависит от равномерного и согласованного продвижения расчески и машинки. Нельзя допустить, чтобы машинка или расческа опережали друг друга, иначе будут выхваты или ступеньки.

В любом случае после обработки волос машинкой необходимо доработать стрижку с помощью ножниц. Эта операция самая кропотливая и сложная, требующая умения и терпения мастера. Важно правильно держать расческу и ножницы, получая правильный срез. Контролируйте движения полотен ножниц - должно работать только верхнее полотно. При работе двух полотен в зону среза попадают волосы сверху и снизу пряди; в результате самые короткие волосы получаются в ее середине, что сразу отражается на качестве стрижки и ее трудоемкости, так как работа требует постоянного исправления. Движения расчески должны быть быстрыми, четкими, плавными и согласованными с работой ножниц. Расческа Движется при срезе против роста волос, продвигаясь постепенно от КЛРВ вверх и тут же вниз, вычесывая только что состриженные волосы. Ножницы продвигаются вместе с расческой, рабочие полотна параллельны плоскости расчески. Полотна ножниц могут быть направлены как влево, так и вправо (например, при обработке правой стороны затылка или правой заушной раковины). Можно работать кончиками полотен или всей плоскостью. Для облегчения выполнения этой операции и создания более плавного перехода часто применяют односторонние филировочные ножницы.

Можно выполнить сведение «на нет» и с помощью опасной бритвы. Волосы перед этим нужно тщательно намочить, чтобы не причинить вреда чешуйкам при срезе.

Тушевка - операция получения плавного перехода от коротких к длинным волосам. Эта операция подобна сведению волос «на нет», но требует более тщательного выполнения. Даже малейшее нарушение плавного перехода от длинных волос к коротким приведет к тому, что на отдельных участках появятся характерные ступеньки, которые свидетельствуют о некачественном выполнении тушевки. Последняя выполняется простыми ножницами, тонкими концами которых удается очень точно выполнить операцию. При тушевке ножницами мастер в левой руке держит расческу, которой систематически вычесывает волосы в направлении планируемой прически, в правой руке находятся ножницы. После вычесывания очередной пряди волос, концы которой срезаются под тупым углом, вычесывается следующая прядь. Таким образом мастер переходит от коротких волос (у основания шеи) до длинных (на макушке). Ножницы все время находятся в движении. Чем больше переход от коротких волос к длинным, тем эффектнее он смотрится, но и тем труднее выполняется.

Перекидка - это вспомогательная операция, применяемая при сведении «на нет» и при тушевке. Волосы длиной свыше 0,5- 1 см неудобно стричь техникой тушевки. Чтобы облегчить последующую стрижку, полураскрытыми ножницами подхватывают прядь волос, перекидывают ее на зубья расчески и срезают до нужной длины. Расческа держится в левой руке зубьями вверх, срезанные волосы вычесываются, расческа движется вниз. Убрав таким образом излишнюю длину по всему участку волосяного покрова, начинают выполнять сведение «на нет» или тушевку.

Филировка - это плавное, постепенное изменение длины волос от самых длинных в центральных зонах (Тз, ВЗз) к самым коротким на периферийных участках (Вз, НЗз) по краю их роста. Филировка подчеркивает текстурность стрижки, облегчает концы волос, подчеркивает форму.

В парикмахерской практике применяют следующие виды филировки: прикорневая, по всей длине пряди, по концам волос.

Прикорневая филировка используется для прореживания густых и тяжелых волос в целях создания дополнительного объема. Этот вид работы выполняется:

  • простыми ножницами методом выщипывания (или врезания). Глубина филировки составляет 2 - 3 см от корня. Для этого выделяют прядь толщиной 1 - 3 см, отчесывают ее и оттягивают под углом 90° к поверхности головы. Концами ножниц, направленных перпендикулярно пряди, в произвольном порядке выполняют точечные срезы отдельных волосков на разном уровне, создавая как бы «подшерсток»;
  • филировочными ножницами с одним или двумя полотнами (рис. 5.16). Глубина филировки также 2 - 3 см от корня. Ножницы вводят в прядь и выполняют один срез. При этом полотна ножниц расположены под углом 45° к плоскости пряди.

Рис. 5.16. Филировка методом врезания

Филировка по всей длине пряди придает стрижке пластичность, текстурность, прореживает густые тяжелые волосы и облегчает процесс укладки. Ее можно также применить для коррекции лица. Например, применяя филировку по всей длине пряди, корректируют круглое лицо, если клиент предпочитает длинные волосы, а объемность лица не нужна. Этот вид филировки выполняется:

  • простыми ножницами методом врезания, срезая при этом волосы на разных уровнях по всей длине пряди и продвигая ножницы от корней к концам волос. Можно применить скользящий срез. Например, при обработке лицевых прядей его применяют, предварительно скрутив прядь в жгут;
  • филировочными ножницами прядь прореживают по всей длине, вводя ножницы на расстоянии 2 - 3 см от корня. Выполняют срезы, продвигаясь к концу пряди. Полотно ножниц находится под углом примерно 45° к плоскости пряди. В зависимости от длины и густоты пряди нужно сделать от 5 до 8 срезов. Размеры пряди при этом такие же, как при стрижке: толщина не более 1 см, ширина 3 - 5 см. После выполнения срезов нужно обязательно вычесать состриженные волосы и только после этого стричь следующую прядь. Подобная филировка выполняется по всему волосяному покрову или на отдельных его участках;
  • простой или филировочной бритвой.

В последнем случае такая филировка выполняется различными методами:

  • волосы расчесывают по естественному падению. Прядь волос захватывают и удерживают за концы пальцами. Бритва плавно скользит по волосам от середины пряди и на 1/3 ее длины (метод скольжения);
  • волосы разделяют на зоны в соответствии с линией стрижки. Бритву ведут подсекающими движениями в направлении к концам волос перед расческой. Применяют на коротких волосах в том случае, если прическа требует плотного прилегания волос к голове (метод скобления);
  • прядь волос отчесывают перпендикулярно голове и профилируют с одной или другой стороны пряди. В этом случае надо учитывать, что если прядь прорабатывается с внешней стороны, то волосы ложатся при укладке наверх, если же проработать внутреннюю сторону пряди, то волосы при укладке лягут вниз (метод прореживания);
  • выделяют прядь волос в виде квадрата. Отчесывают перпендикулярно голове. Бритва движется от концов пряди к ее корням, имитируя начес. Такой метод является достаточно жестким по отношению к волосам (метод начеса). При малейших неприятных ощущениях клиента рекомендуется сразу же поменять метод филировки;
  • выделяют прядь волос в виде квадрата, скручивают ее в жгут и скоблящими движениями выполняют филировку в направлении к концу пряди (метод скобления скрученной пряди).

Филировка по концам пряди придает стрижке текстурность, легкость, позволяет получить мягкость контура пряди. Выполняется:

  • простыми ножницами с применением различных приемов, например врезания на глубину 1-3 см от конца пряди, пилообразного среза на ту же глубину или скользящего среза;
  • филировочными ножницами, которые вводят в прядь на расстоянии 1 - 3 см от конца пряди и выполняют срез.

Окантовка - это чаще всего заключительная операция стрижки, при которой волосам придается окончательный контур, ограничивающий их по всему краю роста волос или на отдельных участках волосяного покрова. С помощью окантовки стрижке придается силуэт. В процессе стрижки выполняют любым режущим инструментом одновременно с другими операциями.

Различают следующие виды окантовки: окантовка челки; окантовка висков; окантовка шеи.

Окантовка челки выполняется простыми ножницами прямым, пилообразным или точечным срезом. Можно выполнить окантовку бритвой тупым срезом или в виде бахромы. Формой челки можно откорректировать лоб или форму лица. Горизонтальные линии лицо расширяют, косые линии отвлекают внимание от тяжелого подбородка или удлиняют лицо (рис. 5.17).

Рис. 5.17. Формы окантовки челки:
а - прямая; б - косая; в - вогнутая; г - выпуклая; д - треугольная; е - фантазийная

Челка выделяется от естественного пробора в виде треугольника с вершиной на проборе и основанием на височных выемках, чтобы скрыть залысины, если они есть. Чем гуще челка, тем дальше по пробору вершина треугольника.

Окантовка висков выполняется также прямыми ножницами (но может быть выполнена в виде бахромы) и филировочными ножницами, бритвой или машинкой (подбривание висков в мужских стрижках). Выбор формы виска зависит от формы носа, подбородка и при необходимости корректирует их. Например, прямой или косой висок подходит человеку с курносым или правильным носом. Но косой висок не рекомендуют при длинном носе или при горбинке. В этом случае рекомендуют, как правило, так называемый «венгерский» висок.

Окантовку висков начинают с левой стороны, так как она более неудобная при работе, следовательно, правую сторону легче приравнять к левой. При стрижке можно ориентироваться на мочки или козелок ушей, подбородок или уголки рта и т.д.

Формы окантовки мужских висков представлены на рис. 5.18.

Рис. 5.18. Формы окантовки мужских висков:
а - прямая (подходит для жестких темных волос в классических стрижках); б - удлиненная прямая (может корректировать полное лицо); в - укороченная прямая (выше краевой линии роста волос, подходит для спортивных стрижек); г - прямая закругленная (подходит при вьющихся волосах); д - косая; е - удлиненная косая; ж - укороченная косая; з - «венгерская» (корректирует нос с горбинкой)

Формы окантовки женских висков приведены на рис. 5.19.

Рис. 5.19. Формы окантовки женских висков:
а - прямая; б - косая; в - «пейс» (не подходит при вьющихся волосах)

Окантовка шеи выполняется любым режущим инструментом. При этом необходимо учитывать рост волос на шее и форму краевой линии. При неправильном росте, завитушках, вихрах можно эти волоски подстричь, располагая полотно ножниц плашмя и вплотную к коже. Не рекомендуют подбривать эти волоски на женских шеях. Выполняя окантовку прямыми ножницами, нужно прижать пальцами левой руки или обушком расчески волосы, которые подлежат срезу, и подстричь их.

Формой окантовки можно откорректировать восприятие формы шеи. Помните, что горизонтальные линии создают эффект расширения, а вертикальные - удлинения.

При окантовке шеи в мужских стрижках из опыта работы становятся очевидными пристрастия клиентов. Чаще всего мужчины предпочитают, чтобы шея визуально казалась шире, и при этом не любят скругленных шейных углов.

Формы окантовки шеи у мужчин показаны на рис. 5.20. Выполнение окантовки начинают от левого виска, переходят на заушную раковину, затем правый висок, другую заушную раковину и только после этого выполняют окантовку шеи. Выполняя окантовку ножницами, линию стрижки ведут от одного шейного угла до другого; при стрижке машинкой окантовку выполняют от середины шеи влево и вправо.

Рис. 5.20. Формы окантовки шеи у мужчин:
а - скобка различных конфигураций; б - «в косичку»; в - фигурная (по росту волос)

Окантовка бритвой выполняется в той же последовательности, только при этом нужно левой рукой слегка оттягивать кожу наверх. Выполняя работу слева, бритву держат вторым приемом.

Формы окантовки шеи у женщин показаны на рис. 5.21. При окантовке шеи у женщин обязательно нужно учитывать рост волос и коррекцию шеи. Если волосы на шее у краевой линии роста волос торчат в разные стороны, их следует аккуратно подстричь кончиками ножниц, при этом одно полотно плашмя прижимается к коже. Последующая стрижка и окантовка должны прикрыть подобный недостаток роста волос.

Рис. 5.21. Формы окантовки шеи у женщин:
а - прямая; б - вогнутая; в - полукруглая; г - «в косичку»; д - скобка различных конфигураций; е - фантазийная

Женская шея не должна визуально выглядеть короткой и широкой. При этом, если в районе седьмого шейного позвонка и ниже наблюдается уплотнение вследствие остеохондроза, не следует делать затылок тонким, так как это лишь подчеркнет подобный недостаток. Окантовка «в косичку» выполняется при соответствующем росте волос; при другом варианте роста волос красивая форма не получится. При таких же условиях выполняется фигурная окантовка. I

Если у клиентки длинные или средней длины волосы, окантовка выполняется на пальцах. Нужно помнить, что угол подъема прядей в таких случаях равен 0°.

Запомните главные правила окантовки:

  • прядь всегда следует отчесывать перпендикулярно предполагаемой линии окантовки (рис. 5.22);
  • нельзя линию окантовки поднимать выше краевой линии роста волос.

Снятие на пальцах - это операция стрижки, при которой выполняется укорачивание волос на всей голове или на ее отдельных участках. Часто является основной операцией, которой выполняется вся стрижка.

Необходимо твердо усвоить приемы, которыми выполняется снятие на пальцах:

  • расческой выделяют прядь волос толщиной не более 0,5-1 см (чем тоньше прядь, тем точнее стрижка!). Каждую последующую прядь стригут, ориентируясь на длину волос предыдущей пряди, поэтому толщина пряди так влияет на точность стрижки;
  • прядь тщательно отчесывают, захватывают у основания между вторым и третьим пальцами левой руки и оттягивают, соблюдая необходимый угол подъема пряди. Пальцы при этом скользят по плоскости пряди, останавливаясь на нужной длине;
  • расческу перекладывают в левую руку, зажимая ее между первым и вторым пальцами;
  • выполняют срез на расстоянии не более 1 см от пальцев (иначе теряется точность линии среза). Но нельзя производить срез вплотную к пальцам, чтобы не повредить их.

Для удобства и в зависимости от технологии можно выделять пряди различными проборами. При этом выбирается соответствуюшая постановка левой руки, держащей прядь. Пальцы могут быть направлены вверх или вниз; срез можно выполнять как с внутренней, так и с внешней стороны ладони.

Для стрижки волос применяются ножницы, машинка, расческа. Машинку и расческу при стрижке устанавливают против роста волос. Порядок стрижки напоминает порядок бритья головы, т. е. стригут последовательно полосу за полосой. Ширина полосы соответствует ширине неподвижной пластинки машинки или же определенному захвату волос зубьями расчески.

У учеников обычно очень устают руки, особенно правая. Чтобы этого избежать, нужно длительно и упорно тренироваться, систематически выполняя упражнения для пальцев.

При стрижке машинкой или ножницами с расческой следует держать расческу в левой руке (с узкой стороны спинки большим пальцем, а со стороны зубьев - указательным и безымянным). При стрижке ножницами над расческой требуется умелое владение расческой, так как она непрерывно в работе и ею выполняется множество операций. В этом случае большой палец лежит на ребре расчески, а указательный - на зубьях. Остальные пальцы придерживают расческу.

Ученикам крайне необходимо уметь различать приемы стрижки и уметь дать им определение.

Остричь "наголо" можно машинкой любого размера, при этом волосы снимаются с головы полностью.

Свести "на нет" - значит произвести плавную, незаметную стрижку от очень коротких волос к. более длинным (рис. 19).

Рис. 19. Сведение машинкой волос "на нет". а - без расчески; б - с подкладкой расчески

"Тушовка" всегда сопутствует стрижке "на нет". Это та же операция, но тушовкой достигается тонкий красивый переход от шеи к теменной части головы.

Существует еще особый прием стрижки волос "на нет" - "дымчатый переход". Он отличается исключительной филигранной работой, тонкой и искусной линией перехода волос, напоминающей расстилающийся дым (рис. 20).


Рис. 20. "Дымчатый переход"

Если же стрижка выполнена плохо и мастер не сумел правильно свести волосы "на нет", образуются "лестницы".

"Окантовка" - самый распространенный термин, обозначающий подрезку краевых линий волос при стрижке.

Филировка применяется при разрежении волос. Она выполняется специальными инструментами - филировочными ножницами или филировочной бритвой. Стрижка волос "на пальцах" применяется при оформлении темени. Волосы расческой захватываются прядью между пальцами так, чтобы в ней оказалась часть предыдущей полосы. Подрезают волосы над пальцами. Такая стрижка требует особой точности и расчета.

Площадка - этот термин применяется при стрижках "бобрик" и "каре". Это щеткообразный ровный участок волос, напоминающий площадку.

"Шлифовка" - заключительная операция при многих стрижках, когда необходима окончательная отделка.

Рассмотрим практическое исполнение некоторых процессов.

При тушовке волос машинка устанавливается у края роста волос на середине шеи (сзади головы). Этот процесс выполняется на весу, поэтому для придания устойчивости машинке указательным или средним пальцами левой руки придерживают левый край нижней неподвижной гребенки машинки.

Тушовка начинается с захвата редко растущих волос на шее. По мере перехода к стрижке более густых волос необходимо зубья машинки постепенно отводить на себя. Чем волосы длиннее, тем круче отклоняется машинка. Расческу при этом держат в левой руке, прижимая ее большим пальцем к ладони. По мере надобности ее приводят в рабочее положение.

После тушовки захваченной полосы мастер должен остриженные волосы счесать расческой "низу. Если полоса проработана хорошо и ровно, без "лестниц", мастер переходит к тушовке следующей полосы оправа, постепенно переходя к левой стороне головы.

Правильная тушовка представляет собой почти незаметный переход от шеи к теменной части головы. Причем соблюдена строгая последовательность и постепенность длины оставляемых волос: если в самом начале в нижней части шеи сквозь коротко подстриженные волосы просвечивает кожа, то чем выше к макушке, тем волосы длиннее и просветы менее видимые.

Если полоса острижена неровно, то тушовку повторяют второй и даже третий раз. В этих случаях участки плохо стушованных волос счесываются расческой, набирая пропущенные волосы на зубья, и стригут их сверху машинкой на уровне ранее стриженных.

Хорошо сделанной тушовкой можно сгладить многие дефекты формы головы. Клиентам с сильно удлиненной головой или головой неправильной формы с заметным бугром на затылке следует оставлять волосы более длинными, для чего тушовку производят ножницами. При определении высоты тушовки принимают во внимание форму шеи клиента, размеры и форму ушей, величину затылочного бугра и другие особенности строения головы, а также форму стрижки. Если стрижка короткая спереди и сзади, то тушовка делается высокой, что выравнивает выпуклые места головы. Если клиент просит оставить волосы длинными, тушовку обычно делают ниже затылочного бугра. Волосы средней длины тушуются до затылочного бугра или средины раковины уха.

Красота и чистота тушовки во, многом зависит от номера машинки. Светлые волосы рекомендуется тушевать машинкой № 2, затем машинками № 1 и № 000. Очень редкие светлые и темные волосы удобнее тушевать ножницами, а волосы средней густоты вначале машинкой № 1, а затем № 000.

В том случае, когда волосы на шее растут снизу вверх, следует стричь их против роста. Заключительный этап тушовки шеи производится только машинкой № 000 независимо от способа первоначальной обработки.

Тушовка ножницами начинается также с центра шеи, мастер берет ножницы первым приемом держания и устанавливает их поверх расчески. Захватывают волосы у края их роста и состригают ножницами поверх расчески, затем расческу медленно продвигают вверх, состригая при этом частыми движениями ножниц все волосы над расческой.

Волосы, растущие выше шеи, гуще и длиннее. По мере того, как расческа входит в более густые волосы, ее положение нужно изменить. Обушок расчески мастер должен отдалить от шеи и в таком положении, продвигаясь вверх, производить тушовку на обушке. Причем, чем длиннее и гуще волосы, тем дальше от кожи отводится расческа, пока захваченные ею волосы не освободятся от расчески. Тушовку нужно повторять до тех пор, пока не будет достигнут нужный результат. Если формой стрижки предусмотрены длинные волосы, то тушовку производят невысоко от шеи.

Чтобы самые нижние волосы на шее стушевать как можно короче, нужно взять расческу с более тонкими зубьями. Тушевать шею нужно концами ножниц, а гребенку укладывают для упора. Ножницы нельзя держать параллельно расческе, потому что это мешает работе и, кроме того, неизбежны лестницы, так как расческа будет выскальзывать из-под ножниц. Ножницы в этом случае нужно держать несколько наискось по отношению к расческе. Концами ножниц, направленных под углом от себя, подрезают волосы правой стороны шеи сосцевидного отростка и левого виска, а правый висок и левую сторону шеи до сосцевидного отростка - концами ножниц, направленных влево, параллельно расческе. На других участках головы (кроме правой стороны шеи, левого виска и области сосцевидного отростка) волосы подрезают ножницами с расческой, направленными параллельно друг другу.

В заключение этого раздела мы хотим обратить внимание будущих мастеров на то, что подрезка волос ножницами под расческой - ответственная и сложная деталь в процессе стрижки.

Работа ножницами с расческой и машинкой с расческой - нелегкий процесс. Необходимо выработать правильное положение корпуса - не гнуть руки и ноги, не наклоняться низко к голове клиента. Отрабатывать правильное и согласованное движение ножниц и расчески нужно на болванке без парика. Затем можно перейти к тренировкам на парике. Хорошие практические навыки для выработки устойчивых движений при стрижке дает также тренировочная работа ножницами и расческой на весу.

Окантовка производится после тушовки каждой из сторон головы, причем ножницы держат шляпкой винта наружу.

Линия окантовки проходит от одного виска за ухом по шее до другого виска. Норма подрезки волос на виске может быть прямой, косой, полукруглой, короткой или удлиненной. При выборе формы нужно учитывать желание посетителя.

При окантовке волос за ушами все волосы за ушной раковиной расчесывают вниз. Ножницы устанавливают по росту волос сверху вниз (от ушной раковины к затылочной части). Есть и второй вариант, когда ножницы устанавливают на уровне мочки левого уха снизу вверх вдоль краевой линии роста волос прорезью винта к себе. Концами ножниц подрезают волосы по линии их естественного роста, образуя овальную форму. Стричь следует лишь те волосы, которые заходят на свободную от волос кожу. Ни в коем случае нельзя захватывать волосы дальше начала их роста. Придерживая ножницы пальцами левой руки, передвигают их к сосцевидному отростку. Пройдя этот участок, снимают с ножниц левую руку и отгибают ею ушную раковину, продолжая окантовку по направлению к виску (рис. 21). При окантовке левого виска мастер стоит впереди посетителя слева и, придерживая ножницы левой рукой (чтобы линия была более ровной), подрезает волосы по горизонтальной или наклонной линии (в зависимости от формы). Волосы виска нужно подрезать все сразу, т. е. одним взмахом ножниц.

При коротких висках окантовку по горизонтальной линии делают на уровне линии глаз. При выборе линии подреза можно ориентироваться на выпуклую косточку виска (волосы подрезают немного выше этой косточки).

Баками и бакенбардами называются прямые удлиненные виски. У баков волосы короткие, подстриженные почти вплотную к коже. Бакенбарды имеют более длинные и, как правило, пушистые волосы. Баки окантовывают по горизонтальной линии вплоть до углов губ, а при косых висках их углы опускаются ниже разрезов глаз. Косые виски окантовывают одной наклонной или косой линией, создавая острый угол.

Прямые виски окантовывают двумя линиями - горизонтальной, под прямым углом, и вертикальной, проходящей около ушной раковины до ее верхнего закругления.

Правый висок окантовывается так же, как и левый. Разница заключается в том, что мастер переходит на правую сторону кресла. Уровень окантовки, форма и длина правого и левого висков должны быть совершенно одинаковыми.

После того как выработана линия окантовки висков, ее соединяют с линией заушной окантовки и, продвигая ножницами вниз к шее, начинают окантовывать шею на уровне мочки уха или немного ниже. Окантовка шеи начинается с середины шеи, вначале к левому уху, потом - к правому.

Если волосы растут от середины шеи в стороны, то окантовывать нужно от ушей и середины шеи. При оформлении шеи голова клиента должна находиться в обычном естественном положении.

Стрижку "на пальцах" выполняют на темени после того, как закончена стрижка, тушовка и окантовка * .

* (Если прическа требует зачесывания волос назад, их не стригут "на пальцах", а круто тушуют. )

Правильный захват пряди волос, ее толщины, равномерного подрезания зависят от того, насколько правильно прочесана прядь и натянута вверх и вперед.

При стрижке "на пальцах" мастер находится сзади клиента и счесывает все волосы вперед на лоб. Затем, подхватив расческой в правой руке первую прядь волос, мастер перехватывает ее левой рукой между указательным и средним пальцами и натягивает вперед. Определив нужную длину волос, мастер срезает их концы, выступающие поверх пальцев левой руки.

Не только ученики, но даже и начинающие мастера при этом способе ранят ножницами пальцы левой руки. Необходимо научиться пальцы левой руки держать в полусогнутом положении и стричь только те волосы, которые захвачены не дальше второго изгиба указательного пальца.

Волосы последовательно подстригают прядями вначале от середины лба к макушке, а затем ото лба вправо к виску. При обработке левой стороны головы мастер переходит на левую сторону, становится лицом к посетителю; захватывая волосы у лба, мастер расчесывает их от себя по направлению к макушке и в таком состоянии передает в левую руку. Стрижку на пальцах заканчивают подрезкой волос на лбу двумя способами: при стрижке с пробором расчесывают пробор и, прижав волосы левой рукой ко лбу, срезают их параллельно бровям,

Если пробора нет, то волосы счесывают вперед и подрезают вдоль лба "на пальцах". Волосы на других участках головы стригутся справа налево. Независимо от того, на каком участке стригутся волосы, их нужно захватывать тонкими прядями.

Когда захвачена очередная прядь для стрижки, вместе с ней прихватывается часть волос уже остриженной ранее пряди (или предыдущей полосы) и состригаются только те волосы, которые окажутся длиннее остриженных. Этим достигается равномерность стрижки на одном уровне.

Снимают волосы "на пальцах" независимо от пробора, а длина волос должна быть всюду одинаковой. Начиная стрижку "на пальцах", мастер держит в правой руке и расческу, и ножницы. Расческу - большим и указательным пальцами, а ножницы одним кольцом надеты на безымянный палец, а другое кольцо зажато в ладони.

Положение ножниц и расчески меняется очень быстро при последующих операциях. Как только волосы попадают в левую руку, расческа перекладывается также в левую руку между большим и указательным пальцами. Освободившийся большой палец вкладывают в свободное кольцо ножниц. Как только волосы сострижены, большой палец левой руки вновь вынимается из кольца ножниц. Они зажимаются в ладони, а расческа переходит в правую руку, которой волосы вновь счесываются на лоб, затем захватываются и передаются в левую руку.

Филировка - это такой способ стрижки по всей голове или на ее отдельных участках, когда, сохранив длину волос, делают их реже (разрежают густые волосы). Делается это филировочными ножницами, бритвой, а также обычными ножницами (рис. 22).

Длинные волосы удобно филировать простыми ножницами. Мастер отделяет нужную прядь волос, расчесывает ее и перекладывает в левую руку между указательным и средним пальцами. Волосы натягиваются, а затем филируются, т. е. острием раскрытых ножниц скользят по натянутым волосам от концов к корням с таким расчетом, чтобы волосы, наталкиваясь на острие ножниц (кстати сказать, их слегка смыкают), срезались по длине в разных местах. Когда ножницы возвращаются в исходное положение, т. е. от корней к концам, лезвие ножниц широко раскрывают, чтобы не задеть волосы и не срезать их.

Филировочными ножницами значительно проще работать (рис. 23), так как волосы при этом не зажимают левой руке захватывают прядь волос и подводят под нее нижнее полотно раскрытых ножниц (их держат в правой руке прорезью винта от себя, концами влево). Плотно сжимая лезвие, срезают волосы, отступив от корней на 3-4 см. У самого корня волосы срезать нельзя.

При филировке бритвой, срезая волосы по оттянутой пряди, лезвие должно очень легко скользить, снимая волосы справа налево на 3-4 см от корней. Бритва при этом передвигается по косой линии.

Филировка совершенно необходима при очень густых волосах. При этом волосы делятся пробором на нижний и верхний ряд. Для того, чтобы волосы верхнего ряда не мешали, их закладывают и филируют нижний ряд. Обработав его, берут новый участок волос, также делят его пробором и т. д. Так делают до тех пор, пока все волосы не будут профилированы.

Стрижка волос ножницами поверх расчески , как и многие другие работы, производится полосами. Ширина полосы примерно равна захвату волос расческой и ножницами, а длина полосы - от шеи до макушки. Стригут обычно первую полосу, затем соседнюю с ней справа и т. д.

Расческа все время медленно продвигается против роста волос, а угол ее отклонения от кожи меняется в зависимости от длины волос.

Длинные волосы нужно постоянно оттягивать расческой на себя, чтобы было удобнее стричь на некотором расстоянии от кожи головы.

У некоторых молодых мастеров при стрижке длинных волос зачастую получаются "лестницы", "уступы" и др., так как они натягивают расческой только нижние волосы, а верхние остаются в согнутом положении.

Иногда при стрижке длинных волос приходится захватывать расческой сразу большую прядь волос. В таких случаях можно применить способ "передергивания": под слой взятой пряди подводят закрытые ножницы и ими приподнимают слой, делая его выпуклее. Затем волосы оттягивают на себя и обрезают концы.

Нередки случаи, когда на одном и том же участке приходится несколько раз "передергивать" волосы до тех пор, пока все волосы на расческе не выпрямятся.

Во время стрижки нужно чаще счесывать волосы вниз по их росту, что позволяет определить, насколько ровно они острижены.

После первой полосы приступают к стрижке второй полосы, ориентируясь на длину волос состриженной половины. Для этого захватывают расческой часть этой полосы и на ее уровне делают дальнейшую стрижку.

Затем переходят к стрижке третьей полосы (справа), расположенной около раковины уха. Стрижка производится вторым приемом держания ножниц и расчески. Волосы захватываются лишь концом расчески (примерно на 1 см), а остальную часть расчески отставляют на себя так, чтобы она не задевала волос, растущих дальше от края. Применяя этот прием, мастер может захватывать возле уха больше волос, а чем дальше от уха - тем меньше.

В процессе стрижки необходимо счесывать волосы по направлению от макушки к уху, чтобы легче было их захватывать гребенкой и можно было видеть, на сколько их нужно состричь. Если счесанные волосы заходят на свободную от волос кожу на 1 см, то их необходимо остричь на эту длину.

Светлая полоса, которая выявляет тушевку волос вокруг уха, должна быть шириной не более 1 см (сзади же, на шее, ширина ее при короткой стрижке - 2-4 см, а при длинной - 1-2 см). Выше этой полосы оставляют волосы длинными.

После тушевки края волос за ухом продолжают стрижку третьей полосы. Волосы, растущие выше края, стригут, перейдя к первому приему держания расчески и ножниц. Для этого заносят правую руку с ножницами сверху за ухо, захватывают гребенкой волосы дальше остриженного края (против их роста) и стригут их.

Закончив стрижку полосы волос с задней стороны уха, следует состричь волосы на виске. Соблюдая правила сведения волос "на нет", нужно поддеть под них закрытые ножницы, приподнять и подложить гребенку. При этом не следует продвигать расческу глубоко в волосы, так как ее обух помешает тонко свести их "на нет".

Чтобы окончательно закончить тушевку сверху уха, мастер гребенкой или правой рукой отклоняет раковину уха вниз, подхватывает неостриженные волосы и стрижет их.

Убедившись, что края волос вокруг уха и виска достаточно сострижены, переходят к дальнейшей стрижке. Тушевку можно считать правильной тогда, когда светлая линия по нижнему краю волос будет ровная.

С правой стороны головы остается еще выступ волос выше виска. Здесь волосы на расстоянии 1-1,5 см от края должны быть сведены "на нет", а остальную часть их надо постепенно тушевать по направлению к макушке. Чтобы избежать выстригов волос с правой и левой сторон головы, надо помнить, что волосы здесь должны быть такой же длины, как находящиеся на одинаковом с ними расстоянии от макушки волосы задних (первой и второй) полос. Лучше оставлять волосы в этом месте длиннее, чем чрезмерно укорачивать их.

Окончив полностью стрижку правой стороны, приступают к стрижке левой. Мастер становится позади клиента и стрижет полосу, лежащую рядом со средней, уже остриженной полосой. Состригая полосу за полосой в левую сторону, мастер подходит к участку возле левого уха. Здесь левой рукой он заносит гребенку сверху за ухо и несколько отодвигает его, захватывая края волос. Захватив их, мастер держит обушок гребенки на одном месте, не продвигая ее вперед и отклоняя на себя лишь зубья.

В этом месте работе мешает ухо, особенно самая высокая его точка, поэтому, следует отклонить его гребенкой, состригая в таком положении волосы "на нет", а затем перейти к стрижке волос выше уха - по направлению к макушке.

При стрижке волос на левом виске мастер стоит перед клиентом с левой стороны, применяя второй прием держания гребенки и ножниц. Как только стрижка полосы вокруг уха закончена, мастер переходит вновь к первому приему их держания, чтобы остричь волосы, растущие выше уха. Часть волос, растущих выше виска, на выступе, мастер счесывает вперед, к лицу и, положив под них раскрытые ножницы, срезает вдоль края. Такой способ вполне заменяет тушевку и гораздо проще.

После стрижки вычесывают остриженные мелкие волосы, снимают простыню с посетителя, смачивают волосы одеколоном или туалетной водой, повязывают голову салфеткой (если прическу нужно закрепить на продолжительное время).

Мелкие стриженые волосы лучше вычесывать, если на расческу нанизать тонкий слой ваты. Прежде чем снять простыню, следует снять заложенную за воротник салфетку с ватой.

Волосы смачивают одеколоном из пульверизатора. После того как они равномерно увлажнены, их причесывают, учитывая форму прически.

Голову повязывают салфеткой двумя способами. Мастер разворачивает салфетку и, держа ее двумя руками за противоположные концы, опускает на голову клиента. На середине лба край салфетки захватывается обеими руками, которые затем переводятся к затылку. Здесь все четыре угла салфетки собираются по два в каждую руку, натягиваются плотно на голове посетителя, и концы закручиваются жгутами снизу вверх. Причем жгуты связываются узлом так, чтобы этот узел был расположен ниже затылочного бугра, несколько в стороне, так как в противном случае узел будет мешать посетителю принять удобное положение во время бритья.

При втором способе, так же как и при первом, салфетку сначала накладывают на лоб, стягивают два передних конца назад и связывают узлом. Концы салфетки ниже узла натягивают книзу, чтобы расправить образовавшиеся складки.

Снимать повязку следует в обратном порядке, осторожно, чтобы не нарушить прическу.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

ПО ТЕМЕ: "СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ СТРИЖКИ ВОЛОС"

Выполнила: студентка группы 3-10 ПИ

Осипова Е.П.

Руководитель: Назарова Р.В.

АСТРАХАНЬ 2005


Введение

Раздел 1. Теоретическая часть

1.1 Общие сведения о стрижке волос

1.2 Современные методы и приемы выполнения стрижки волос

1.2.2 Филировка бритвой

2.1.1 Общие сведения

2.1.2 Расчески

2.1.3 Ножницы

2.1.4 Бритвы

2.2.2 Стиль на каждый день

2.2.3 Гротеск

2.2.5 Спортивная стрижка

Заключение

1.2.1 Современные способы филировки ножницами

1. Зигзагообразный метод пилы. Прядь оттягивают перпендикулярно голове, ножницы держат вертикально и срезают зигзагом необходимую длину волос.

2. Метод укола. Прядь оттягивают перпендикулярно голове, концами ножниц делают точечные срезы отдельных волосков, создавая подшерсток.

3. Метод выщипа. Может быть выполнен концами ножниц скользящим движением как над пальцами, так и под ними.

4. Скользящий срез. Выполняется филировочными ножницами, которые как бы плавно скользят по волосам.

5. Филировка по перекрученной пряди. Небольшая прядь перекручивается жгутиком и в нескольких местах надсекается концами ножниц.

6. Метод начеса. Прядь перпендикулярна голове, раскрытые полотна ножниц вводят в нее и выполняют движение сверху вниз.

1.2.2 Филировка бритвой

Скобление. Волосы разделяют на зоны в соответствии с линиями стрижки, бритву ведут в направлении к концам волос перед расческой. Этот метод выполняется в том случае, если прическа требует боле плотного прилегания волос к голове (только на вьющихся жестких волосах).

Тумировка. Расческа располагается зубьями вверх ипрочесывает волосы. Бритва параллельно расческе движется в противоположную сторону.

Скольжение. Волосы отчесывают расческой, бритва плавно скользит по волосам в направлении концов.

Метод начеса. Прядь располагается перпендикулярно голове, бритва движется от концов к корням, имитируя начес (жгутиком).

Тупой срез бритвой. На перекрученной пряди оттягиваем перпендикулярно небольшие пряди, скручиваем в жгут, концы срезаем бритвой.

Филировка перекрученной пряди методом «скобления». Отделяем прядь в виде квадрата, перекручиваем, оттягиваем перпендикулярно голове и подсекающими движениями филируем в направлении к концам.

1.2.3 Современные методы обработки волос

Поинткат (pointcut) - точечный зубчатый срез от концов волос к середине (для филировки).

Полишинг - точечный зубчатый срез от середины пряди к концам.

Поинтинг - скользящий зубчатый срез от середины волос к концам (прямыми ножницами):

Понтирование - зубчатый срез, скользящий от концов волос к середине на сухую (более тупой угол);

Панкротирование - скользящий зубчатый срез от концов волос к середине на сухую (можно на мокрые волосы) (более острый).

Слайсинг (clithing) - скользящий срез прямыми ножницами от корней волос к его концам, угол - 30-60°.

При укладке волос наверх слайсинг выполняется с внешней стороны, а вниз - с внутренней стороны.

1.2.4 Современные техники стрижек

Неоминимализм - простые стрижки прямыми ножницами, без зубчатых срезов и филировки. Минимум деталей и простая форма (каре).

Геометрик - геометрические формы, детали, кройка по волосам.

Коридоры - несоединяющиеся детали. Стрижется методом прямыми ножницами. Коридоры бывают разной длины, могут располагаться параллельно либо в шахматном порядке.

Несоединяющиеся соединенные детали - несоединены в форме, но соединены в образе.

1.3 Факторы, влияющие на выбор стрижки

Правильный выбор стрижки позволит парикмахеру скорректировать недостатки внешности и обратить внимание на ее достоинства. Выбирая стрижку в качестве основы для прически, необходимо учесть индивидуальность внешности человека, а также имеющиеся анатомические особенности, т.е. выбор стрижки определяют следующие факторы.

1. Форма головы и лица. В связи с тем что формы мужской головы и женской различны, различаются и стрижки: в мужских стрижках преобладают угловатые линии, а в женских - округлые.

2. Габариты. Ширина плеч, рост, комплекция и т.д.

3. Граница роста волос. У мужчин, например, граница роста волос на шее расположена ниже, чем у женщин, а лобные выемки более выражены.

4. Тип и особенности роста волос. Чаще всего сложности выполнения стрижки наблюдаются на макушке, в лобной и затылочной частях головы.

5. Плотность волос. В различных зонах головы плотность волос разная. Обычно меньше плотность волос за ушной раковиной, в нижней затылочной зоне, а также в зонах лобных выемок и макушки. При выборе стрижки это необходимо учитывать.

6. Высота лба. Например, высокий лоб необходимо прикрыть челкой.

7. Профиль. Различают три вида профиля: прямой (идеальный), не требующий коррекции; выпуклый - с выступающей средней частью (в этом случае объем прически на лбу необходимо увеличить); вогнутый - с выступающим подбородком (в этом случае необходима стрижка с небольшой челкой, т.е. увеличивать объем прически в области лба не рекомендуется).

8. Ширина затылка. Треугольная окантовка волос на шее, зрительно уменьшает ширину затылка, а прямая - увеличивает.

Раздел 2. Технологическая часть

2.1 Инструменты, оборудование, приспособления, применяемые при выполнении современных модельных стрижек

2.1.1 Общие сведения

Парикмахерский инструмент предназначен для выполнения различных операций с волосами (стрижки, укладки и др.). Все инструменты, используемые для обработки волос, по их назначению можно разделить на три основных вида:

1) инструменты для расчесывания волос;

2) инструменты для стрижки волос;

3) инструменты для укладки и завивки волос.

От умения правильно использовать каждый вид парикмахерского инструмента зависит качество работы. Поэтому парикмахер должен знать весь парикмахерский инструмент и уметь правильно им пользоваться.

Выбор инструмента для выполнения различных операций зависит от задачи, поставленной перед парикмахером, т.е. использование каждого инструмента позволяет получить определенный эффект, который и обусловливает его выбор.

Различные приспособления, применяемые в парикмахерских, помогают мастеру в работе, облегчают выполнение некоторых операций и защищают клиента от неприятных ощущений.

Электроаппаратура, используемая в парикмахерском деле, предназначена для сушки волос и ускорения химических процессов при их окраске и завивке.

2.1.2 Расчески

При стрижке и укладке волос необходимо расчесывать волосы для их равномерного распределения. С этой целью используются расчески, составными частями которых являются обушок и зубья. Расчески различаются по длине, ширине и частоте зубьев. Широкие расчески применяются при работе с широкими прядями волос, маленькие расчески используются при работе с небольшими прядями или при выполнении очень коротких стрижек. Частое расположение зубьев вызывает сильное натяжение волос, чего не происходит при более редком расположении зубьев.

По материалу, из которого изготавливаются расчески, они подразделяются на металлические, деревянные, костяные и пластмассовые.

Металлические расчески при расчесывании мокрых волос повреждают их внешний чешуйчатый слой, в результате чего волосы становятся хрупкими, ломкими и расслаиваются на две части или более. В связи с тем что мастер чаще всего работает с влажными волосами, использование металлических расчесок в парикмахерских категорически запрещено. Деревянные расчески не наносят вреда волосам, но они не приспособлены для работы в парикмахерских.

Костяные расчески - очень дорогие и чаще всего выпускаются в виде гребней и различных зажимов, используемых как декоративные элементы.

Пластмассовые расчески являются самым распространенным видом инструмента на сегодняшний день. Различаются они качеством пластмассы. Все расчески, применяемые для парикмахерских работ, должны выполняться из пластмассы высокого качества, обладающей антистатическими свойствами, кроме того, они должны быть гибкими и прочными.

Знаменитая фирма «Геркулес» выпускает каучуковые расчески, очень хорошо отшлифованные в процессе обработки и поэтому практически не повреждающие внешний чешуйчатый слой волос. Единственным их недостатком является хрупкость, т. е. при очень сильном нажатии они могут сломаться.

В настоящее время широкое применение нашли расчески из силикона, отличающиеся особой прочностью и безопасностью.

Расчески, используемые в парикмахерском деле, всегда ровные, не скользят в руке, имеют выраженные углы, а обычные - скользят в руке, имеют овальную форму и намагничивают волосы в процессе расчесывания.

По назначению все расчески можно подразделить на четыре основных типа.

1. Комбинированная расческа - это расческа, на рабочей поверхности которой имеются частые и редкие зубья. Она может применяться для работы как в женском, так и в мужском зале. Расчески небольшого размера с более тонким обушком чаще применяются в мужском зале. Комбинированная расческа - универсальная, используется при расчесывании, стрижке, холодной и горячей укладках, а также при начесе и тупировке волос.

2. Расческа с однородным расположением зубьев. На ее рабочей поверхности имеются только частые или только редкие зубья. Такие расчески применяются при расчесывании волос и стрижке в женском зале.

3.Расческа с остроконечной ручкой - расческа-хвостик. Применяется при накручивании волос на бигуди и коклюшки, т. е. там, где необходимо четкое разделение волос на пряди. Эту расческу нельзя использовать при стрижке волос.

4. Расческа с обыкновенной ручкой и расческа-вилочка применяются при окраске и укладке волос.

Для массажа кожи головы, расчесывания и укладки волос применяются также щетки. Они могут иметь зубья из щетины, пластмассовые или металлические. Предпочтительнее использовать щетки с зубьями из натуральной щетины, так как они лучше оттягивают волосы во время укладки. Щетки бывают двух видов: плоские и круглые.

Плоские щетки (рис. 1) применяются для массажа кожи головы и укладки волос. На концах зубьев таких щеток должны иметься шарики, которые служат для предохранения кожи головы от царапин. Плоскими щетками во время укладки мастер поднимает волосы у корней для придания прическе объема. Укладка феном при помощи плоской щетки называется «бомбаж».

Рис. 1 - Плоские щетки

Круглые щетки (рис. 2), называемые «брашинг», применяются при укладке для придания формы концам волос. Укладка феном при помощи круглой щетки также называется «брашинг».

Рис. 2 - Круглые щетки «брашинг»

Все щетки должны иметь достаточно жесткую щетину и полое основание для свободного прохождения воздуха. Высота зубьев у щетки неодинакова.

«Страйпер» - это разновидность расчесок для окрашивания волос. С помощью этих расчесок выполняют такие операции, как мелирование и колорирование, особенно на волосах, длина которых составляет 25 - 30 см. «Страйпер» имеет специальную насадку, как правило, прямоугольной формы с несколькими отверстиями. При совмещении насадки с расческой ее отверстия четко совпадают с промежутками между зубьями, поэтому при нанесении красителя на насадку он располагается на зубьях самой расчески через определенное расстояние. Затем прочесывается прядь волос. Зубья расчески расположены таким образом, что прядь обволакивается красителем и плотно сжимается, при этом исключается возможность окрашивания следующих прядей.

Расческа для мелирования и колорирования. При помощи этой расчески выполняют мелирование и колорирование с использованием специальной бумаги или фольги. От центральной оси расчески в разные стороны отходят зубья, загнутые на концах треугольником, что позволяет поддевать ими пряди волос. На расческе может быть до четырех рядов зубьев. В каждом ряду разное расстояние между зубьями (от 3 до 10 мм). В зависимости от того, какой результат необходимо получить, используется определенный ряд зубьев.

Выделенную прядь волос оттягивают перпендикулярно голове, затем перпендикулярно ей вводят зубья определенного ряда расчески и приподнимают, вытягивая пряди, предназначенные для окрашивания, на одинаковом расстоянии друг от друга. Далее основную прядь отпускают, а пряди, предназначенные для окрашивания, остаются приподнятыми.

Подложив под эти пряди специальную бумагу или фольгу, на них наносят краситель. Такую операцию проводят по всей голове или частично в некоторых ее зонах.


Ножницы состоят из трех частей: двух одинаковых половинок и скрепляющего винта. Каждая половинка ножниц состоит из кольца, рычага и рабочего полотна. Рабочее полотно имеет жало, конец и обушок.

Парикмахерские ножницы бывают трех видов: прямые, филировочные и флажковые.

Прямые ножницы (рис. 3) предназначены для стрижки волос, бороды и усов, а также для филировки. Они отличаются от обычных (бытовых) ножниц качеством стали, из которой изготавливаются, углом заточки рабочих полотен, наличием острых кончиков.

Рис. 3 - Прямые ножницы

Прямые ножницы могут быть с длинным, средним и коротким рабочим полотном. Ножницы с длинным рабочим полотном чаще всего применяются для стрижки в мужском зале. Ножницы со средним рабочим полотном являются универсальными и применяются как в мужском, так и в женском зале. Ножницы с коротким рабочим полотном используются для работы только в женском зале, так как срез пряди при стрижке женских волос чаще производится с внутренней стороны пальцев.

Филировочные ножницы применяются для выполнения филировки и тушевки волос. Они бывают двух видов: односторонние и двусторонние. Двусторонние филировочные ножницы имеют зубчики на двух рабочих полотнах, а односторонние - только на одном полотне (рис. 4). При работе филировочными ножницами волосы, попадающие между зубьями, остаются длинными, а волосы, попадающие на зубья, срезаются. Поэтому односторонние ножницы позволяют срезать больше волос, чем двусторонние.

Рис. 4 - Односторонние филировочные ножницы

Флажковые ножницы (рис. 5) используют для одновременной стрижки и филировки волос. Одно рабочее полотно таких ножниц либо обычное прямое, либо с мелкими зубьями, как у филировочных ножниц, либо с двумя широкими зубьями, а на второе рабочее полотно надевается насадка с каким-либо рисунком.

При стрижке волос такими ножницами можно получить пряди с филировкой концов волос по рисунку насадки, много коротких и длинных прядей с рисунком на концах волос, а также короткие пряди с удлинением по краям и рисунком на концах волос.

При работе ножницы держат на первых фалангах пальцев правой руки, при этом большой палец находится в нижнем кольце, а безымянный - в верхнем кольце.

Указательный и средний пальцы располагаются на верхнем рычаге ножниц. Работает только большой палец.


Рис. 5 - Флажковые ножницы

2.1.4 Бритвы

В парикмахерском деле используются бритвы двух видов: опасные и филировочные.

Опасные бритвы предназначены для бритья лица и головы, а также для стрижки и филировки волос. Опасные бритвы бывают классические и с меняющимся лезвием, так называемые станки. Классическая бритва состоит из двух частей: клинка и ручки-футляра. Клинок, в свою очередь, состоит из трех частей: рабочего полотна б, шейки с насечкамии хвостика. Рабочее полотно включает в себя обушок, головку, жало, пяточку и радиусную выточку.

В зависимости от формы рабочего полотна различают бритвы с глубокой и мелкой радиусными выточками. Чем глубже радиусная выточка, тем тоньше и острее жало бритвы.

В настоящее время классические бритвы не применяются в связи с их несоответствием санитарно-гигиеническим требованиям.

Филировочная бритва, предназначенная только для стрижки и филировки волос, состоит из следующих основных частей: ручки, предохранительной гребенки, лезвия, крепежного винта и направляющих штифтов. Все детали бритвы могут быть выполнены из пластмассы или металла. Широко применяются комбинированные бритвы, изготовленные из пластмассы и металла. Предохранительная гребенка имеет с двух сторон зубцы (обычно 7 - 9 шт. с каждой стороны), которые могут быть косые и прямые. Ширина предохранительной гребенки вместе с зубцами на 6-8 мм больше ширины лезвия. Выступающие зубцы предохранительной гребенки делают бритву безопасной.

2.1.5 Приспособления для парикмахерских работ

Для парикмахерских работ чаще всего используются следующие приспособления.

Пульверизатор - для смачивания волос при стрижке и укладке, а также нанесения различных лосьонов, создающих объем прическе.

Мисочки - для приготовления красителей, фиксажа для химической завивки и других средств по уходу за волосами.

Кисточки - для разведения и нанесения красителей и других препаратов.

Шейкер - для смешивания красителей.

Губки - для нанесения химического состава и фиксажа.

Зажимы пластмассовые и металлические - для разделения волос на зоны и пряди при стрижке, укладке, лечении и окраске.

Утепляющий колпак, применяемый при химической завивке и лечении волос.

Маска, применяемая при фиксации укладки.

Также применяют таймер, специальные воротники, шапочки для мелирования волос, мензурки, резиновые перчатки и многое другое.

2.2 Технология выполнения современных стрижек

2.2.1 Стрижка с использованием стайлинга и цвета от CiroApicеlla

Выделите теменную зону круговым зигзагообразным пробором.

Начиная с затылочной зоны, выберите большие пряди волос и подстригите их в технике "слайсинг".

Используя подстриженную прядь как ориентир, продолжите стрижку по всему периметру прически.

Перейдите к макушке и выберите прядь-ориентир. 6

Подстригите волосы на макушке, постепенно уменьшая их длину, чтобы придать прическе легкость.

По завершении стрижки высушите волосы.

Затем обработайте концы волос кончиками ножниц, чтобы сделать их более воздушными.

2.2.2 Стиль на каждый день

«Дейли» - стиль - идея на каждый день. Четкие геометрические линии прически призваны подчеркнуть решительность характера

Выделите на двух уровнях прически вертикальные секции по 2 см каждая.

Образовав вертикальные секции, подстригите волосы, затылочной зоны, используя технику «слайсинг».

Подстригите волосы фронтальной зоны от уха до уха.

Если необходимо, еще раз подстригите пряди затылочной зоны и расчешите волосы секций, оставленных нетронутыми.

Наш выбор - блондин со всеми его оттенками, от нейтрального до платинового, от медного до золотого. Внести в прическу дополнительную динамику помогут оригинальные сочетания теплых тонов, которые подчеркивают четкость линий.

2.2.3 Гротеск

Начинать стричь с затылочной зоны. Пряди отделять горизонтальными проборами и оттягивать под углом 20°.

Подстричь височные зоны таким же образом.

Методом «понтирования» подстричь волосы теменной зоны, отделяя пряди вертикальными проборами.

Выполнить заключительную филировку.

2.2.4 Стрижка с зигзагообразной челкой

Обработать волосы височно-боковой зоны, оттягивая ихвсторону перпендикулярно поверхности головы, с использованием техники «pointcut», а затем перейти на затылочную зону и простричь ее до середины.

Аналогичным образом обработать противоположную сторону головы.

Соединить волосы с волосами фронтально теменной зоны с использованием техники «zigzag».

Челку оформить также с использованием техники «zigzag».

Выполнить окантовку затылка.

2.2.5 Спортивная стрижка

На теменной зоне отделить прядь и задать ей длину. Эта прядь будет контрольной. Затем подстричь теменную и боковые зоны.

Затылочную и височно-боковые зоны стричь вертикальными проборами. Затылочную зону можно состричь «на нет» или оставить слегка удлиненными для большей пышности.

Сделать окантовку, длина волос за ушами - по желанию.

Волосы хорошо смочить и техникой скольжения стричь под расческу бритвой по всей голове.

Простыми ножницами обработать всю прическу методом зубчатого неровного среза. Получаемый эффект перепада длины волос делает стрижку более легкой. Создать эффект «ершистости», используя ту же технику стрижки. Высушить стрижку феном. Для укладки можно использовать гель.

Заключение

В заключении подведем основные итоги курсовой работы.

Благодаря появляющимся новым силуэтам и формам стрижек, причесок, человек приобретает надежду на то, чтобы соответствовать критериями современной моды.

В процессе написания курсовой работы мною были изучены новые методы, применяемые при выполнении современных стрижек.

На основании изученного материала можно сделать следующие выводы.

На мой взгляд, учитывая достоинства и недостатки лица клиента, можно подобрать ему стрижку с использованием какого-либо из описанных методов выполнения стрижки. И эта стрижка будет радовать его своей новизной и своеобразием.

По моему мнению, прогресс парикмахерского искусства возможен благодаря применению совершенно новых современных методов выполнения стрижек.

Список литературы

1. О.Н. Кулешова, О.Б. Илтаева, Т.Н. Бутко «Основы дизайна прически» - М., 2004.

2. Э. Курманаевская. «Сама себе парикмахер». – Ростов-на-Дону, 2004.

3. Н.Г. Моисеев. «Искусство прически». - Ростов-на-Дону, 2004.

4. Каталог причесок «Estetica» №1/2005 (15).