Что сделал бог за 7 дней. Сотворение мира Богом – библейская история. Сотворение мира по Библии

Согласно библейскому описанию, в третий день акта творения Бог создал землю. А за семь дней им был сотворен весь мир и человек. Этот акт представляет собой один из основополагающих догматов иудейской и христианской веры.

Повествование о том, как Бог создал землю и небеса, находится в первой книге Библии, которая называется «Бытие». Но трактовки его среди верующих и неверующих людей очень не похожи друг на друга. Об этом, а также подробно том, за сколько дней Бог создал землю, человека и окружающий мир, мы и поговорим далее в статье.

Об ошибке буквального прочтения

Тот, кто читает Священное Писание, сильно не вдумываясь в его суть, то есть пытаясь воспринимать его в буквальном смысле, может прийти в большое недоумение. Об этом писал еще Иоанн Златоуст. Об этом говорят и священнослужители сегодня.

Они предупреждают, что анализировать библейские тексты нужно с учетом того, что Библия не является учебником и не излагает научных истин. В ней присутствует религиозный взгляд, а также аллегорический аспект.

С учетом данных замечаний мы и постараемся рассмотреть 1 главу библейской книги «Бытие», в которой рассказано, за сколько Бог создал землю, небо, человека, растения и животных. Хотя по форме повествование довольно просто, его содержание не всегда является легким для понимания.

Творение: первые три дня

Первая глава «Бытия» начинается с того, что сначала Бог создал землю и небеса. И эта картина выглядела таким образом: Земля была пустой и безводной, над бездной была тьма, а над водой летал Дух Божий. Затем произошло следующее.

В 1-й день Бог пожелал, чтобы был свет, и он появился. Это понравилось Всевышнему, и он разделил свет и тьму. Свет он нарек днем, а тьму назвал ночью.

На 2-й день Бог повелел, чтобы посреди водного пространства образовалась твердь, и она отделила воду, которая над твердью, от той, которая находилась под ней. И твердь оказалась посреди воды, и была названа небом.

В повествовании о третьем дне творения сказано, как Бог создал землю. Вода, которая находилась под небесами, стеклась в одном месте, и появилась суша, которую Бог назвал землею. Тогда Создатель произнес повеление о том, чтобы земля произрастила всяческую зелень и траву, дающую семя по ее роду и подобию, а также плодовитые деревья. И все это случилось.

Сотворение светил и животных

На 4-й день Господь создал на тверди небесной светила, для того чтобы они освещали землю. А также чтобы отделяли день от ночи, производили знамения, отмечали времена, дни и годы.

В день пятый, по указанию Господа, вода произвела пресмыкающихся, птиц, полетевших над землей, вдоль небесной тверди. Затем Бог создал больших рыб и всяких животных.

Рассмотрев, что сказано в Писании о том, как Бог создал землю, небо, звезды и планеты, птиц и животных, перейдем к

По образу и подобию

И решил Бог создать человека по собственному образу и подобию. И поставил его владыкой над морскими рыбами и над небесными птицами. А также над зверями, скотом, над всей землей и пресмыкающимися по ней гадами. И создал Всевышний мужчину и женщину и, благословив их, повелел, чтобы они плодились, размножались, наполняли землю и властвовали над миром животных.

По прошествии шести дней Всевышний оглядел все, созданное им, и решил, что это очень хорошо. В начале второй главы «Бытия» сказано, что на седьмой день Творец почил, то есть отдыхал от своих дел. Он благословил седьмой день, освятив его.

Изложив библейские события, повествующие о том, как Бог создал землю и окружающий ее мир, а также человека и животных, перейдем к вопросу о толковании акта творения.

Сотворение из ничего

При прочтении древнего повествования, в первом приближении может показаться, что оно противоречит современным представлениям, относящимся к научным. Но, как уже было упомянуто, Библия - это не учебник по какой-либо естественно-научной дисциплине. И в ней нет описания того, как Бог создал землю с точки зрения физической, научной.

Но, как отмечают отцы христианской церкви, в ней есть одна из важных религиозных истин, гласящих, что мир сотворил именно Бог и сделал он это из ничего. Понять эту истину человеческому сознанию, исходящему из своего жизненного опыта, очень трудно, ведь творение находится за пределами нашего опыта.

Еще среди древних философов существовали мнения о том, что Творец и его творение - одно и то же, а мир - это эманация Бога. Он «излился» в этот мир, образуя при этом физическую действительность. Таким образом, Бог находится повсюду - это мнение пантеистов.

Другие философы - дуалисты - считали, что Бог и материя существовали параллельно, а Создатель сотворил мир из вечной материи. Атеистами же существование Бога отрицается в принципе, они утверждают, что есть только материя.

Мы же рассмотрим пояснение сторонников первой из указанных выше версий.

1 день как 1000 лет

По рассказу Священного Писания, Бог создал землю, весь мир, Вселенную из ничего. Он сделал это посредством своего Слова, Всемогущей силы и Божественной воли. Акт творения не является одномоментным, однократным, он протекает во времени. Хотя в Библии речь идет о 7 днях творения, день здесь не равен 24 часам, нашим земным суткам. Тут говорится о других временных отрезках. Ведь, как сказано выше, светила появились только на четвертый день.

Во втором соборном Петра сказано, что Слово Божие возвещает нам о том, что у Господа 1 день как 1000 лет, а 1000 лет как 1 день. То есть Бог находится вне нашего понимания времени, поэтому судить, как долго происходил акт творения, не представляется возможным.

Однако из библейских текстов понятно следующее. В сам Господь говорит: «Се, творю все новое». То есть акт творения еще не закончен, он продолжается невидимым и непостижимым для нас образом. Бог поддерживает своей энергией устройство Вселенной в состоянии равновесия и жизнеспособности.

Одна из причин, по которой люди отвергают представление о молодом возрасте вселенной, заключается в их уверенности, что оно, каким-то образом, ограничивает Бога. Ведь чем, в таком случае, Он занимался все время до сотворения? Этот вопрос отображает изначальное непонимание Бога и концепции времени.

Однажды ко мне подошел один мужчина, узнавший о моем представлении о молодом возрасте Вселенной. Он сказал: «Если верить, что молодая, то чем же тогда занимался Бог все время до сотворения?»

Я спросил: «Какое время Вы имеете в виду?»

Он ответил: «Бессмысленно говорить, что всегда, а мир Он сотворил всего шесть тысяч лет назад». Очевидно, его обеспокоил тот факт, что у Бога была масса времени, и Ему было нечем заняться.

Я начал объяснять, что задаваться вопросом о том, чем Бог занимался до сотворения, если Он существовал всегда – не логично. Ведь не важно, сколько времени прошло до сотворения; до этого момента все равно прошло бесконечное количество времени. Поэтому даже если бы возраст Вселенной насчитывал миллиарды, триллионы или квадриллионы лет, все равно можно было бы задаться тем же вопросом.

Время было сотворено одновременно со Вселенной

Исследования данного стиха свидетельствуют о том, что Бог сотворил время, пространство и материю в первый день недели сотворения. Ни одно из этих понятий не существовало в отдельности от остальных. Бог сотворил Вселенную с пространством-массой-временем. Пространство и материя должны существовать во времени, а для существования времени необходимо пространство и материя. Время имеет значение только в том случае, если существуют физические объекты и события, происходящие во времени.

«В начале…» и началось время! Времени не было, пока оно не было сотворено!

Бог существует независимо от времени и Вселенной

Когда я объясняю это детям, я делаю это следующим образом. Не было никакого «до» сотворения. Не было даже «ничего»! Был только Бог, существующий в вечности.

Это то, чего люди, ограниченные сотворенные существа, никогда не смогут понять до конца. Именно поэтому в Библии четко говорится о том, что для понимания Бога всегда необходима вера. Библейская вера не противоречит разуму, однако превосходит наше понимание.

«А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евреям 11:6).

В Псалме 89:3 мы читаем: «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог» .

Так что же было «до» сотворения? Бог существовал от века и до века – Бог существовал в вечности.

Вы помните, что Бог сказал Моисею, когда тот спросил у Него, кого Он пошлет, чтобы вывести Свой народ из египетского рабства?

Бог ответил Моисею: «Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам» (Исход 3:14) .

Бог – великий «Сущий». Он существует в вечности, и Он не был сотворен.

В Откровении 1:8 мы читаем: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» .

В Исаии 43:10 записаны такие слова Бога: «А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» .

Иными словами, было бы ошибкой говорить о том, чем Бог занимался «до сотворения» потому что сама концепция времени (до, во время и после) возникла только в Первый день Недели сотворения. Бог существует – Он сущий – и Он существует в вечности. Он находится за пределами времени.

Бог хотел, чтобы мы познали Его план истории, от начала и до конца

Затем, в 5-й и 11-й главах книги Бытия излагается точная генеалогия рода Христа. Здесь сказано, что Адаму было 130 лет, когда он зачал Сифа. Когда Сифу было сто пять лет, он родил Еноса – и этот список продолжается таким же образом. Если сложить все даты и другие упоминания времени во всем Писании, становится ясно, что «начало»… было примерно шесть тысяч лет назад.

Некоторые христианские лидеры заявляют о том, что в Библии не дается четкой даты сотворения, поэтому мы не можем знать наверняка, сколько лет назад это произошло. Конечно же, в Библии не дана точная дата сотворения. Ведь если бы в Библии было сказано, что сотворение произошло шесть тысяч лет назад, а сама Библия была завершена около 2000 лет назад, то это означало бы, что творению уже 8000 лет! В Библии также не используются такие термины как «до нашей эры» или «нашей эры», поскольку эти термины придуманы человеком на основании даты рождения Иисуса Христа.

Однако Библия дает нам даже нечто лучшее, чем точная дата . Она дает нам четкое изложение истории, которое позволяет нам не только определить возраст Вселенной, но и познать все важнейшие детали, связанные с Божьим планом искупления, существовавшим с самого начала времен, в том числе детали родословной обетованного Христа.

И еще одна мысль напоследок: ни один из отрывков в Библии не предполагает, что возраст творения может насчитывать миллионы или миллиарды лет. Вера в миллионы лет истории является составляющей мирской религии, выдуманной человеком; религии, пытающейся объяснить возникновение жизни без Бога, вместо того, чтобы верить в истинную историю, изложенную в книге Бытия, и начинающуюся словами «В начале…»

Наша способность поверить Божьему обетованию о спасении полностью зависит от нашей способности верить всему, что Он говорит об истории, с самого ее начала и до самого конца. Если мы не способны доверять тому, что Он говорит о прошлом, как мы можем доверять Его обетованиям относительно будущего?

К счастью, мы служим Богу, Которому можем доверять во всем. И хотя Он превосходит пространство и время, Он смирил Себя, став человеком, чтобы умереть на кресте за наши грехи. Он также подарил нам в Своем Слове точное изложение истории, чтобы мы знали, в чем заключается истина.

Кен Хэм является основателем и президентом организации «Ответы в книге Бытия». Он является автором и редактором многих книг, посвященных авторитету Божьего Слова, и влиянию эволюционного мышления на нашу культуру. Среди этих книг и его недавно вышедший в свет бестселлер «Уже потерянные».

Процесс сотворения Богом мира считается отправной точкой практически во всех религиях мира. В христианстве на нем держатся основные догматы как христианства, так и иудаизма. В нашей статье мы рассмотрим вопрос, как Бог создал землю в христианской традиции, а также опишем все этапы сотворения мира по дням.

Основной библейской книгой, трактующей создание мира, принято считать Первую Книгу Моисея «Бытие». Ее две первые главы подробно описывают шесть дней создания земли, неба, воды, животного и растительного мира, и в завершении – человека. Помимо этого, упоминания о сотворении мира можно найти в Книге Иова, Книге Притчей Соломоновых, Псалтыре, а также в книгах пророков. Частичные описания сотворения мира есть также в книгах Нового Завета и некоторых книгах Ветхого Завета, которые не считаются каноническими. В нашей статье мы будем упираться на две первые главы «Бытия», созданные Моисеем, который считается основоположником ветхозаветного Пятикнижия.

В Средние Века описание сотворения мира интерпретировали и буквально и небуквально. К примеру, Василий Великий в своем «Шестодневе» писал о действительном сотворении мира в течение шести 24-часовых дней, а богослов Августин утверждал, что понимать сотворение необходимо только аллегорически. В современной теологии отказались от буквального истолкования творения мира в силу многих научных исследований, подтвердивших возраст Вселенной и жизни на Земле реальными цифрами, противоречащими библейским текстам. Общепринято, что сотворение мира и человека – это космогонический миф, который можно интерпретировать лишь с точки зрения художественного написания.

Шесть дней сотворения мира

Итак, как же описано сотворение мира в библейских книгах? Давайте рассмотрим каждый день поэтапно:

  • День 1. В книге «Бытие» начало творения представляет собой создание земли Богом. Земля была пустой, безжизненной, лежащей в бездонной тьме, но на поверхности ее была вода, над которой носился Божий Дух. Увидев, что тьма покрывает все вокруг, Бог создал свет, и отделил его от тьмы, тем самым, создав день и ночь.
  • День 2. Так как земля была безжизненна, Богу потребовалось создать небо, которое в «Бытии» названо «твердью». Воздушное пространство по замыслу Богу должно было отделять воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью, то есть таким образом Бог разграничил околоземное и околонебесное пространство. Была создана атмосфера планеты.
  • День 3. Следующие творения Бога принято называть сушой, морями и растительным миром. Собрав всю воду в определенные места, Бог создал моря, а явившуюся сушу назвал землей. Земля принесла свои плоды: зелень, траву, которая давала семена, плодородные деревья, семена из плодов которых падали на землю и произрастали снова.
  • День 4. В этот день Богом были созданы солнце, звезды и луна. Необходимы были эти «светильники» для управления днем и ночью, а также для определения дней, годов и времен. «Светильники» должны были также по задумке Бога быть проводниками различных знамений.
  • День 5. Чтобы увидеть, как Бог создал мир, достаточно прочитать в «Бытии» описание пятого дня. Он ознаменовался сотворением царства рыб, пресмыкающихся и птиц, которым Бог повелел плодиться и размножаться, наполняя воду и небо.
  • День 6. Последний день сотворения мира был отдан созданию животного мира и самого человека. Когда Богом были сотворены «скот, гады и звери земные», он решил поставить над всем этим свой венец творения – человека. Как Бог создал человека? Он сделал его по образу и подобию своему из земного праха, вдунув ему в лицо Дыхание Жизни. Создав на востоке Рай, он поселил там человека и приказал ему возделывать и хранить Райский сад, дать названия всем животным и птицам. Как бог создавал женщину? Когда человек попросил Бога создать ему помощника, то Бог усыпил его и, вынув из его тела ребро, создал женщину. Человек прилепился к ней своей душою и с тех пор не расставался никогда.

Таким образом, в течение шести дней задумал и сотворил Бог землю, животных и людей. Седьмой день Бог благословил как выходной, в который по христианской традиции не стоит заниматься физическим трудом, а нужно посвящать Богу.

Нам рассказывают только половину истории, поскольку вторая половина стала неудобной. Адам и Ева не были первыми, кого создал Бог. Настоящая история такова, что Ева была второй. Бог Торы прежде создал одну женщину, но то была не Ева. Он создал Адама и одну женщину. Её имя - Лилит. И создана она была так же как и Адам - из земли, а точнее из гумуса - грязи, глины... Но она не согласилась быть рабой мужского шовиниста Адама, у неё было своё мнение и тогда начались конфликты... Всю ночь они ссорились, дрались подушками;-) - первая стычка - и... и на следующий день Бог вынужден был убрать эту женщину. С тех пор не было настоящей женщины. Настоящую женщину пришлось убрать.). Затем была создана Ева, но не как независимое существо; она была создана из ребра, извлеченного из тела Адама. Теперь она будет зависимой. Она будет лишь частью. Первая женщина была единственной независимой женщиной. Не было вопроса о том, что она ниже, а Адам выше. Но вторая женщина с самого начала была ниже; она - лишь малое ребро (а ребро, как известно единственная кость в человека где нет мозга...... ;-)))..), взятое из тела Адама, ничего больше; она лишь часть, никакое не целое. От этой точки начинается деградация женщины. Падение Адама наступило позже, но деградация женщины, ее рабство началось с этого: настоящую женщину, Женшину - Бог забрал обратно. У этого Бога тоже был ум мужского шовиниста. Почему бы ему не сказать, что вы оба равны, что не нужно драться? Он был, должно быть, настоящим евреем, а точнее - он просто проекция умов, создавших его.... Я пытаюсь сказать вам: Бог не мог создать равенство между мужчиной и женщиной, не мог сделать так, чтобы они чувствовали себя удобно в сосуществовании, без чьей-либо игры во власть. Естественно, он сам - мужчина - он сам Властолюбец-мужчина, почитайте только что он говорил позже Моисею: "да небудет у тебя других богов пред лицом моим", "Я буду богом тебе и детям твоим" и прочее..... Он не убрал Адама. Он взял женщину, аннигилировал ее, просто прикончил. А вторая женщина - это женщина ложная, псевдоженщина, рабыня. С самого начала Бог сделал так, чтобы вторая женщина была псевдоженщиной. Так история показывает, что никогда не предполагалось, что Ева будет равной. Как часть может быть равна целому? Но когда вы ставите кого-то в подчиненное положение, абсолютно несправедливое, нечестное, то обязательно должно случиться восстание. Люди, придумавшие эту историю, должно быть, не осознавали, что придумывают. Женщина, должно быть, несла в себе великий гнев из-за этой обиды.... Женщина, должно быть, хотела как-то показать Богу: "Если ты можешь быть нечестным, то я тоже могу разрушить то, что ты пытаешься создать". Она собирается бунтовать. Христиане и евреи сделали в этой истории очень важным Змея. Но это лишь оправдание. Главное заключается в том, что в тот момент, когда вы пытаетесь усилить рабство, подчиненность, вы сеете зерна революции, бунта. Это - бунт. Почему змей не смог уговорить Адама? Это было бы намного проще, ведь мужчина считается более разумным, более рациональным, более склонным к приключениям, более эгоистичным. И все эти качества могли бы помочь змею, дьяволу, возбудить Адама против приказов Бога - спровоцировать его на бунт, на неподчинение. И это представляется абсолютно логичным, соответствующим психологии любого живого существа. Женщина за всю историю человека никогда не бунтовала. На самом деле бунтовал, и многократно, только мужчина. Женщина не бунтовала почти никогда, массово - никогда. Но первая женщина была мятежной, и дьявол нашел, что проще уговорить женщину... что было неправильно, абсолютно неправильно, поскольку все религии мира поддерживаются не мужчиной, но женщиной. Женщина, становой хребет всех религий мира. Она всегда более чувственна, чем логична...всегда более верна, нежели свободна. Если она поддержала кого-то, то это священник, а не дьявол; это Бог, а не дьявол. Мужчина является лишь поверхностной опорой религии - очень незначительной. Ему не присуща глубокая связь с религией. Но женщина по всему миру, во всех религиях является главной опорой. Иначе все эти религии исчезли бы. Поэтому есть только две возможности: или эти религии исходят от дьявола, что представляется естественным выводом из этой истории - все эти религии не что иное, как стратегии дьявола, и он все еще продолжает старый трюк манипулирования женщиной, а через нее и мужчиной, - или вся эта история придумана для осуждения женщины. Те, кто придумали эту историю, придумали ее для осуждения женщины: она опасна, она может очень просто прийти к согласию с дьяволом - мужчина должен осознавать это... Теперь и в этой истории: мужчина остается в стороне, не отвечает по-настоящему за грех. Настоящая ответственность ложится на женщину. Змей соблазняет ее ум. И на Востоке (Индия, Китай, Тибет, Индокитай) о змеях думают совсем иначе. Они не являются символом дьявола; только в христианстве и иудаизме змей - символ дьявола. На Востоке змея - мудрейшее животное на земле.... Но лжецы, а точнее лицемеры придумали эту историю: дьявол явился в виде змея и соблазнил ум Евы, спровоцировал ее на бунт. Бог сказал, что нельзя есть от двух деревьев: древа познания и древа жизни. Если вы беспристрастны, не имеете предубеждений, то скажите, кто наносит вред человеку, Бог или дьявол? Бог отстраняет человека от познания. А когда вы отрезаны от познания, то кто вы, как не овощь: тыква или кабачок?.... Он просто отрезает от познания. И в этом была идея Бога: постоянно держать человека в состоянии овоща, растения. Конечно, овощи не бунтуют. Овощи зависимы. Знание опасно. Разум опасен. Если вы посмотрите без предубеждения, то увидите, что библейский змей - друг человека, а не враг его. И даже в этой истории он исполняет восточную концепцию мудрости, хотя люди, приду-мавшие эту историю, не думали, что такая интерпретация возможна. Змей - не дьявол. Здесь он очень похож на греческого Прометея, подарившего людям Огонь, а Иегова - на жадного Зевса. Необходимо понять само слово "дьявол". Оно происходит от того же санскритского (праиндоевропейского языка) корня, что и слово "дивный" (чудесный, божественный). Поэтому "дьявол" и "дивный" имеют сходные значения. За ними обоими один санскритский корень; в санскрите он становится словом "дэва", в русском "дивный" и "дьявол". На самом деле русский язык - очень экзистенциален, он близок к пракриту... Теперь снова та часть этой истории, о которой не рассказывают в церквях... Дьявол в той же Библии поначалу был ангелом, дивным, божественным существом, как и другие ангелы, продолжающие петь аллилуйя Богу. Его имя - Люцифер - Светоносный... Он прекратил петь аллилуйя Богу - он был, должно быть, самым разумным ангелом - и начал поднимать вопросы, вопросы, на которые нет ответа, ведь если бы Бог был способен ответить на эти вопросы, то не было бы необходимости изгонять дьявола с небес. Что же это за Бог... не может ответить на вопрос, но может сотворить все сущее? Он должен знать все, ведь он создатель всего. И если определенный ангел задает вопросы, они должны приветствоваться. Но Бог представляется большим диктатором, деспотом. Никаких вопросов - он дает только заповеди: делайте это, не делайте этого, но никаких вопросов. Как в армии, в уставе рая наверняка записано: п.1 Бог всегда прав п.2 если Бог не прав смотри п.1.... ;-))) Спрашивать почему - это не для вас. Делайте или умирайте, но не спрашивайте почему... А этот ангел начинает спрашивать почему. Как следствие этого, он низвергнут. Это тот ангел, которого порицают под именем дьявола, сатаны и под другими именами. И это тот дьявол, который вложил в ум Евы идею: "Бог боится, что если вы отведаете от древа познания и древа жизни, то станете равными Богу, а он не хочет никого, равного себе. Он хочет оставаться превосходящим всех, самым высоким, единственным, кто знает, единственным, кто понимает, единственным, кто дает заповеди. Он очень завистлив, он не желает иметь соперников". "Я есть Бог ревностный..." - так он, Иегова САМ о СЕБЕ говорит в Торе. "Но если вы не отведаете от этих двух деревьев, вы никогда не узнаете, что есть жизнь. Вы никогда не сможете исследовать это загадочное и прекрасное существование"- продолжал змей. Почему он выбрал Еву? Почему он не выбрал Адама? Это было бы более непосредственным, - но на то была причина. Адам - мужского рода, еврейский Бог - мужского рода. Этот ангел был низвергнут потому, что спрашивал, потому, что сомневался. Он понимает, что Ева страдает, потому что Бог был очень недобр и негуманен по отношению к ней. Она от рождения была создана рабыней. Она не может стать независимой, поэтому глубоко внутри она несет возможность восстания. Адаму нечего сказать против Бога. На самом деле он пользуется благосклонностью Бога, ведь, когда он поссорился с первой женщиной. Бог забрал ее обратно. Он избранный, по-настоящему единственный порожденный сын Божий. Он особенный. Ради него Бог уничтожил женщину. Ради него он создал другую женщину, подчиненную ему во всех отношениях… Поэтому было бы трудно заронить идею восстания в ум мужчины. У него есть коренная заинтересованность в господствующей верхушке, незыблемых основах мироустройства. Бог - это истэблишмент, господствующая верхушка – жрецы и политики, и эта верхушка его уважает. Почему же он должен бунтовать? Для восстания нужно поискать кого-то, кто недоволен, у кого есть рана, нанесенная Богом. И здесь Змей показывает свою мудрость, свое понимание... Женщина на протяжении веков была самой эксплуатируемой, самой подавленной во всем мире - подвергалась негуманному обращению со стороны каждого... Даже Будда, Рама, Кришна, Махавира, и особенно библейский пророки и святые христианства – все так или иначе осуждали ее, или ставили после и ниже мужчины, что же говорить об обыкновенных людях? Она страдала больше всех... и страдание было таким долгим, что она полностью забыла, что есть и некоторый другой путь. Я подозреваю, я думаю что на самом деле Змей был мудрым....