Бывают странные литературные ассоциации. "Моя хата с краю, ничего не знаю". Бывают странные литературные ассоциации Русский народ и известная поговорка

0 Иногда, некоторые один раз услышанные пословицы не выходят у нас из головы. Начинаешь задаваться вопросом, о значении и происхождении подобного выражения. Хотя по контексту его смысл довольно ясен и прозрачен. Для этой цели на сайте сайт создан отдельный раздел, в котором расшифровываются различные таинственные фразеологизмы . Добавьте наш ресурс в закладки, чтобы в будущем у вас была возможность заглянуть к нам снова. Сегодня мы поговорим о достаточно популярной в народе поговорке, это Моя хата с краю , что значит вы можете прочесть немного позже.
Перед тем, как я продолжу, я хочу познакомить вас с ещё парой познавательных новостей на тематику крылатых фраз. Например, что значит Лясы точить ; как понять выражение Кромешная тьма ; что означает Тютелька в тютельку ; смысл Тянуть канитель и т. п.
Итак, продолжим, что значит Моя хата с краю ?

Моя хата с краю - в иносказательном смысле, означает, что человека, который произнёс эти слова ничего не волнует, ему всё равно что происходит вокруг.


Моя хата с краю - означает, что человек хочет остаться в стороне от происходящих событий.


Синоним Моя хата с краю : не моё дело; меня не касается; не хочу знать; ничего не слышал.

Пример :

Моя хата с краю, своих проблем хватает.

Моя хата з краю, першим ворога зустрічаю.

Даже сами Украины говорят, что их основной принцип - моя хата с краю.

Хата - означает деревенскую избу, слово произошло из языка скифов "kata" - "землянка", от корня "кат", что означает "копать", то есть в буквально смысле - "выкопанная в земле"

Версии происхождения

Первая версия . Данная поговорка полностью звучала, как "Моя хата с краю,я ничего не знаю". Когда-то в далёкие времена, самые обеспеченные и сознательные граждане селились в центре села, а вокруг них уже выстраивали свои дома все остальные. В то время все главные события проходили в центральной части, где был колодец, и находилась небольшая площадь. Однако, те кто проживал на околице, узнавал о всех новостях одним из последних, то есть находясь на окраине, мало что знает о происходящем.

Вторая версия . Изначально данный фразеологизм означал совершенно противоположное тому, что мы рассматривали в первой версии. В далёкие времена становления Руси, как государства, жизнь была неспокойная, и безопаснее всего было в центре городка или посёлка. Поэтому, самые отважные селились именно с краю, чтобы принять на себя удар плохих людей, если те захотят атаковать населённый пункт.
В ту далёкую эпоху дома выстраивались одной цепочкой возле наезженного тракта. По этой дороге ходил разный люд, в том числе и разбойнички. Злым людишкам было проще и незаметнее подобраться к самому крайнему дому, чтобы его ограбить и забрать с собой всех кто в нём мог находиться.

Обычно, когда в посёлке собиралось вече , то на нём начинали обсуждать важные дела, касающиеся всех жителей. Присутствующий на собрании хозяин расположенного на краю дома, некоторое время слушал о чём говорит председатель, и затем со словами "Моя хата с краю, потом перескажете, что решили " быстро уходил. Обычно это означало, что его задача охранять село, и поэтому он не может оставить свой дом, даже ради очень важных, и требующих немедленного решения дел.

Прочтя эту статью, вы узнали, Моя хата с краю значение

Раньше поговорка «Моя хата с краю, ничего не знаю» носила крайне осуждающую окраску. Она говорила об асоциальной личности, высмеивая ее. Эту фразу относили к человеку, который занимал позицию «это не мое дело, меня это не касается». Словари трактуют значение пословицы: не мое дело, устраниться, мое дело маленькое, моя хата с краю, отстраниться, мое дело сторона. Подобная позиция не принималась обществом, потому была высмеяна в поговорке. Однако времена меняются, и личное пространство человека настолько расширилось, что позиция обособленности одной личности от проблем других личностей достигла таких масштабов, что делать вид, что в этом мире тебя ничего не касается, сейчас стало очень популярной позицией. Согласиться с подобным положением вещей я не могу.

Гражданская, социальная, общественная и прочие активности – это наш долг. Тут стоит привести интереснейший исторический факт: изначально на Руси, где и была рождена эта пословица, хату с краю, в прямом значении этого слова, занимал самый сильный и смелый житель села. Потому что это было то слабое место, с которого в населенный пункт мог проникнуть враг. Поэтому, когда выбирали, кому где селиться, крайнее жилище доставалось самой героической личности. Однако не этот факт породил поговорку, к сожалению.

В жизни лучше занимать крайнюю позицию потому, что она наиболее опасна, чем потому что оттуда хуже слышно, что происходит у других людей, а потому можно сделать вид, что ты просто не знал, что у кого-то беда и кто-то зовет на помощь. Потому что если твоя хата с краю, то когда тебе самому понадобится участие других в твоей жизни, то тебя тоже могут не услышать.

Поэтому можно утверждать, что обособленная позиция только на первый взгляд кажется сильной и безопасной. Крайняя изба по-прежнему самая удобная для нападения, а обособленная особь по-прежнему самая слабая. Выгодность ее положения действительна, лишь пока нападают не на неё и в отдалении от неё – есть шанс примкнуть к победителям и убедить их в своей полезности. Стыдное и трусливое, но иногда спасительное положение. Уверен, жить трусом очень неприятно.

Разве речь об избах и селениях сейчас? Конечно, нет. Это аналогия для нашей с вами жизни и того, какое мы себе в ней место выбираем. Маленький пример: когда мы проходим мимо валяющегося на дороге мусора, мы – тот самый житель хаты с краю. Ведь мы делаем вид, что его не заметили. Или что поднять его не наше дело. Или что… в любом случае мы ведем себя так, будто нас это не касается. Потому что даже если мы считаем, что поднимать его – не наша задача, будучи социально активными и общественно полезными личностями, мы должны приложить усилия к тому, чтобы тот, кто обязан его поднять, сделал это, а тот, кто не должен бросать – не бросил. То есть надо себя вести так, чтобы это изменилось, так или иначе, но на вашей улице было чисто. То же самое с бедным, нуждающимся, пожилым человеком. То же самое с чиновником-взяточником, руководителем-вором, соседом – отчаянным грешником и так далее.

Надо прикладывать усилия, вкладывать себя в этот мир, и тогда мир ответит вам изменениями. «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнётся под нас», – вот девиз сильных людей, способных вносить позитивные изменения в жизнь вокруг себя. Ну, к сожалению, не только позитивные, но тем более нужно понимать, что враги-разрушители не ведут пассивный образ жизни и не занимают трусливую позицию. Они идут и берут этот мир, пока мы делаем вид, что он нас не касается. Нас не касается наркоман из нашего двора, нас не касается педофил, живущий в соседнем подъезде, нас не касается учитель, который учит детей половой распущенности… Не касается, пока речь не о наших детях.

Но когда у нас будут дети или у наших детей дети, тогда будет уже поздно. Посмотрите на страны, где уже поздно! Там тоже жили люди, которых это не касалось. Им казалось, что педофилия, алкоголизм, наркомания, сексуальные извращения никогда не войдут в их чистые, уютные и нравственно здоровые дома. Их хата была с краю… Теперь они пытаются протестовать, но поздно. Надеюсь, что если они изменятся и не сдадут позиций, их мир опять станет морально и нравственно чистым. Но они слишком долго были слабыми.

Страны, где преобладают «жители окраин», элементарно разрушить, завоевать, поработить. Потому что там нет героев, а если и есть, то никто их не поддерживает. Зачем нужны были герои, и почему наличие героя решало исход битвы? Потому что он один мог всех победить? Нет, потому что его смелость, решительность, отвага заражали других, давая им мощнейший стимул превзойти самих себя. Но людей, которые исповедуют принцип «ничего не вижу, ничего не слышу, я вообще занят», зарядить невозможно, они не хотят, они поворачиваются спиной и к драке, и к герою, только чтобы не надо было ничего в себе менять. До тех пор, пока не становится слишком поздно.

Тут уместно вспомнить одну притчу.

Однажды мышь заметила, что хозяин фермы поставил мышеловку. Она рассказала об этом курице, овце и корове. Но все они отвечали: «Мышеловка - это твои проблемы, к нам она никакого отношения не имеет!»

Чуть позже в мышеловку попалась змея и укусила жену фермера. Пытаясь ее излечить, жене приготовили суп из курицы. Потом зарезали овцу, чтобы накормить всех, кто приехал навестить больную. И, наконец, закололи корову, чтобы достойно накормить гостей на похоронах.

И всё это время мышь наблюдала за происходящим через дырочку в стене и думала о вещах, которые «ни к кому никакого отношения не имеют»!

Мораль проста: если вас что-то не касается напрямую, не думайте, что это что-то не ударит вас по голове

Хата с краю не только в итоге слабая позиция. Она стыдная и недостойная и она не пристала верующему человеку.

Много интересного скрывают русские народные поговорки. Их интерпретация - занятие увлекательное как для специалистов, так и для непрофессионалов. Мы предлагаем рассмотреть в нашей статье известное изречение: «Моя хата с краю, ничего не знаю» - его смысл и значение.

Бойтесь молчания равнодушных людей

Есть такая максима, которая учит, что равнодушия надо бояться больше, чем отрицательных эмоций, кажется, так: «С молчаливого согласия равнодушных происходят все беды на земле». Мы не то чтобы защищаем тех, кому все «до лампочки», но напоминаем, что равнодушные проповедуют недеяние и никак не могут, например, вершить зло. Таким образом, они, конечно, возможно, и виноваты, но наравне с кем-то еще.

Поговорка «моя хата с краю, ничего не знаю» преследует тот же порок.

Обычно так говорили люди, которые жили на самом краю деревни, т. е. их изба была действительно с краю. Потом с течением времени такое физическое местоположение превратилось в почти метафизическое и фигуральное и стало выражать определенный принцип жизненного уклада.

Русский народ и известная поговорка

Вообще-то, как писал Н.А. Бердяев: «Душа русского человека коллективной природы, а душа европейца - индивидуальной». И Вспомните крестьянские общины, Советский Союз, когда людей почти насильно привязывали к коллективу и выворачивали наизнанку и представляли на суд общественности даже самые сокровенные и потаенные события личной жизни. Было, например, такое понятие, как «товарищеский суд». Основной смысл его в том, чтобы вынести некоторую моральную оценку поведению человека, даже его личной, приватной жизни. Тогда многим, наверное, хотелось бы сказать: «Моя хата с краю, ничего не знаю» - но было нельзя.

Поговорка и современность

Теперь же у нас все наоборот: люди помогают друг другу только в пограничных, кризисных ситуациях, когда уже нельзя не помочь. В остальном же предпочитают держаться в тени и заниматься своими делами. С одной стороны, мы можем вынести таким представителям нашей нации общественное порицание, но с другой стороны, такой рост индивидуализма оправдан. Во-первых, потому что скорость нашей жизни почти не оставляет времени на решение чужих проблем, со своими бы справиться. Во-вторых, есть вероятность того, что если человек будет безотказен, как автомат Калашникова, то его просто будут использовать всякий раз при удобном случае. Поэтому иногда безопаснее сказать: «Моя хата с краю, ничего не знаю» - и А теперь наступило время неожиданных литературных сближений.

Михаил Михайлович Жванецкий

Наш известный юморист и сатирик обыграл известную поговорку в своем произведении «Феня, моя жена». Там сюжет такой: мужчина от первого лица рассказывает, как он удачно женился. Когда ему пеняют на его равнодушие почти ко всему, начиная от политических событий и кончая бабулей, упавшей на улице, герой отвечает в истинно авторском стиле, когда читатель не понимает: шутит Михал Михалыч, или он это на полном серьезе. Все равно, что так смешно, что эдак. Если героя о чем-то спрашивают, почему так, почему сяк, он говорит: «Это не ко мне, это к Фенечке». Заканчивается же все красноречиво, словами: «Все до Фенечки!». А могло бы кончиться и так: «Моя хата с краю!» Поговорка, как мы видим, на все случаи жизни. «Хата» Жванецкому по стилистике в этом контексте не подходит.

Альбер Камю. «Посторонний»

Теперь мы переходим к другому автору и жанру. В своем знаменитом романе известный француз вывел образ человека, ко всему равнодушного. Рефрен романа: «Мне все равно». У Камю были свои задачи, он хотел создать наглядный образ человека абсурда, но об этом знают только специалисты. Рядовой читатель видит перед собой только человека очень апатичного.

Начинается роман с известных строк «Сегодня умерла мама. А может быть, вчера - не знаю». На похоронах его мучает жара, а перед гробом он смертельно хочет кофе и покурить, и покурить даже сильнее. Другими словами, горе не слишком его интересует. Мерсо не собирается ронять слезу на глазах у чужих людей, да и особенной утраты он не ощущает, отношения с матерью у него были прохладные.

С любовью та же история. Только близость смерти выводит героя из бытийного оцепенения.

Таким образом, мы надеемся, нам удалось показать, что поговорка «моя хата с краю» значение имеет универсальное. В принципе, ее может использовать как русский, так и француз, но нам она все же ближе и по духу, и по стилю.

Моя хата с краю, я ничего не знаю.

Пословицы русского народа. - М.: Художественная литература . В. И. Даль . 1989 .

Смотреть что такое "Моя хата с краю, я ничего не знаю." в других словарях:

    Разг. Это меня не касается, это не моё дело. /i> Усеченный вариант поговорки Моя хата с краю, я ничего не знаю. ДП, 621; ФМ 2002, 580; ФСРЯ, 504; БМС 1998, 600; Мокиенко 1990, 26 …

    Ничего не знаю, плевать хочу, один черт, один хрен, плевать, не волнует, все едино, без разницы, что так, что эдак, плевать хотел, по барабасу, неважно, до лампады, все одно, не все ли равно, по барабану, не мое дело, все равно, до фонаря, до… … Словарь синонимов

    Нареч, кол во синонимов: 36 без разницы (64) безразлично (119) все едино (58) … Словарь синонимов

    Моя изба (хата) съ краю, ничего не знаю. Ср. Изба моя съ краю, ничего не знаю вотъ девизъ каждаго Молчалина. Салтыковъ. Г да Молчалины. 1. Ср. Много говорятъ, много... Я что? конечно: моя изба съ краю, ничего не знаю. Писемскій. Тысяча душъ. 2,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Ср. Изба моя с краю, ничего не знаю вот девиз каждого Молчалина. Салтыков. Г да Молчалины. 1. Ср. Много говорят, много... Я что? конечно: моя изба с краю, ничего не знаю. Писемский. Тысяча душ. 2, 8. Ср. Моя хата с краю ничего не знаю, отвечал… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Жен., южн., зап. хатка, хаточка; хатина, нка, хатишка; хатища; изба, домишко, халупа; хата бывает: турлучная или плетневая, камышовая, мазанка, битая, земляная и лимпачная, бревенчатая, из дикого камня. | Хата, вят. горница, комната. | твер. изба … Толковый словарь Даля

    Битая хата. Жарг. угол. Раскрытый милицией воровской притон или явочная квартира. ТСУЖ, 20; ББИ, 28. Блатная хата. Жарг. угол. Воровской притон или явочная квартира. ББИ, 29; Быков, 198. Большая хата. Жарг. шк. Школа. ВМН 2003, 144. Была у собаки … Большой словарь русских поговорок