Артемий Троицкий: «Моя личная жизнь всегда была авантюрной. Настоящее имя: Артемий Кивович Майданик Арсений троицкий музыкальный критик

Запись голоса А.К. Троицкого
Из интервью «Эхо Москвы »
29 марта 2007
Помощь по воспроизведению

Арте́мий Ки́вович Тро́ицкий (при рождении - Майданик ; род. 16 июня , Ярославль) - рок -журналист , музыкальный критик, один из первых пропагандистов рок-музыки в СССР , инди (независимой) и электронной музыки в России. Член жюри и организатор многочисленных концертов и фестивалей, ведущий этих концертов. Один из ведущих специалистов по современной музыке в России. В середине 2000-х организовал несколько музыкальных лейблов - «Прибой», «Zenith», «Zakat», на которых выпускается малоизвестная в России музыка.

Биография

Родился 16 июня 1955 года в Ярославле в семье политолога и историка-латиноамериканиста Кивы Львовича Майданика . Мать - Руфина Николаевна Троицкая. Детство провёл в Праге , где его родители работали сотрудниками журнала «Проблемы мира и социализма ».

С 1972 по 1974 годы вёл дискотеки в главном корпусе МГУ , в кафе Б-4. В 1977 году окончил по специальности «математик-экономист». С 1978 по 1983 годы работал младшим научным сотрудником в Институте истории искусств. Был уволен, не успев защитить кандидатскую диссертацию на тему социологии популярной музыки (причём, как он написал в книге «Гремучие скелеты в шкафу. Восток алеет», выбросил текст диссертации в мусорный ящик).

Вёл мастер-класс по музыкальной журналистике на журфаке МГУ . В интервью 2015 года Троицкий отмечал, что его «выжили» из МГУ после 13 лет преподавания .

С середины сентября 2014 года живёт в Таллине , Эстония , где преподаёт, также преподаёт в Финляндии и Лондоне, проводит отдельные лекции во многих других местах .

Журналистика

Является автором и ведущим программы «» на радиостанции «Финам FM » (до сентября 2010 года - на радио «Эхо Москвы»). Также, на «Эхе», Троицкий выступает в качестве гостя в программе «Особое мнение ». В 2010 году между Троицким и заместителем главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» Сергеем Бунтманом вышел конфликт из-за песни Noize MC «Мерседес S666», выпущенной в связи с гибелью в ДТП известного акушера В. М. Сидельниковой .

Организация концертов

В конце 1970-х - начале 1980-х годов организовывал подпольные концерты и фестивали советских рок-групп, среди которых были «Машина времени» , «Динамик» , «Зоопарк» , «Кино» , А. Башлачёв . Был организатором и членом жюри фестиваля «Весенние ритмы. Тбилиси-1980 », благодаря которому группы «Машина времени» , «Магнетик бэнд », «Аквариум» и «Автограф» приобрели широкую известность. Был одним из первых, кто заметил талант Василия Шумова и группы «Центр» , которым в дальнейшем всячески помогал и опекал.

В конце 1980-х инициировал концертные выступления за пределами СССР таких групп, как «АВИА» , «Звуки Му », «Игры» , «Телевизор» , «Браво» , «Автоматические удовлетворители» . В 1994-м организовал Фестиваль британской электронной музыки «Britronica» в Москве. C 1999 года организовывает клубные концерты в Москве. Организовывал и патронировал выступления таких групп и исполнителей, как Джули Круз , Fantastic Plastic Machine , StereoTotal , Mouse On Mars , De Phazz , Suicide , Sonic Youth и других, к организации гастролей которых имела отношение московская компания Caviar Lounge. С его подачи в Москве впервые выступила финская группа Eläkeläiset , после чего в России и Финляндии вышел официальный CD-релиз этой группы.

В 2003-2004 годах был председателем жюри Международного фестиваля этнической музыки «Саянское кольцо» в Шушенском (с 2012 года фестиваль называется «Мир Сибири ») . Основал с Ириной Щербаковой компанию Caviar Lounge в течение вот уже 10 лет организующую в России концерты зарубежных музыкантов.

Концерт День рождения Виктора Цоя

21 июня 2002 года организовал в спортивно-концертном комплексе «Петербургский» концерт-трибьют группы "Кино " - "День рождения Виктора Цоя ", посвященный 40-летию со дня рождения Виктора Цоя . Выступил ведущим этого концерта, Moroz Records выпустила музыкальный альбом с записью концерта.

Телевидение

В разные годы вёл на телеканале «Культура» программы «Культтовары » и «Короли песни ». В 2004 году делал для Ren-TV передачу «Признаки жизни». В конце 2000-х на «Style TV» вёл передачу «Профессор Троицкий и товарищ Артём».

С 2010 года ведёт телепрограмму «Опыт рока: год за годом» на интернет-телевидении .

Музыка

Артемий Троицкий записал несколько песен в рамках своего собственного проекта «Советское порно». Первой записью был кавер на Аллу Пугачёву (песня «Королева»), записанной с совместно с Романом Белавкиным (Solar X). Вторым треком стала песня «Снег с её волос», записанная с музыкантом Олегом Нестеровым для фильма Down House. Третий трек, «Я подарил тебе весну», был записан совместно с Андреем Самсоновым для сборника, посвящённого памяти Дюши Романова «Мой друг музыкант». С Мишей Вивисектором (The Vivisectors) Артемий Троицкий записал два трека - «Агент 008» и «Ша Пу На На».

Фильмография

  • - «Хозяева СССР, или Обезьянье Рыло» (НОМФИЛЬМ)
  • - «Даун Хаус» Романа Качанова - Тоцкий
  • - «Paul Mccartney In Red Square» - камэо
  • - «Молоды и счастливы» - колдун вуду
  • - Арье - криминальный авторитет
  • - «Дневной Дозор» - гость на дне рождения
  • - «Неваляшка»
  • - «Глянец» - Марк, вор в законе
  • - Звёздный ворс - Господь Бог
  • - Гена Бетон - партийный руководитель

Радио

Основной радиопередачей Артемия Троицкого является программа, которая сначала называлась «Ковчег дяди Ко» (1990-1996), потом очень продолжительное время - «» (1996-2013), а с марта 2013 года носит имя «Стерео-Вуду». В передаче автор знакомит слушателей с недавно вышедшей музыкой, которая не подпадает под форматы остальных радиостанций и не издана мэйджор-лейблами . Ещё одной заботой ведущего является то, чтобы эта музыка была из самых разных точек Земли. За годы существования программы в ней прозвучали мелодии из 80-90 % стран мира, включая островные микрогосударства.

  • Под названием «Ковчег дяди Ко» передача выходила на радиостанциях: «Всесоюзное радио », «Радио Максимум » и «Радио 101 » (1990-1996).
  • Под названием «FM Достоевский » передача выходила на радиостанциях: «Европа Плюс », «Радио 101 », «Эхо Москвы » и «Финам FM » (1996-2013).
  • Под названием «Стерео-Вуду» 131 выпуск передачи вышел на радио «Rock FM » (с 25 марта 2013 года по 28 декабря 2015 года).
  • С 2016 года Артемий Троицкий планирует работать на Radio Imagine .

В середине 2000-х у Артемия Троицкого на «Эхе Москвы» выходила ещё одна еженедельная музыкальная программа - «Красный уголок». Кроме того, журналист по нескольку раз в год становится гостем в программе «Особое мнение», где комментирует текущие общественно-политические новости. Визиты Артемия Троицкого на «Эхо Москвы» имеют такой успех, что журналист время от времени попадает в топ-7 сотрудников радиостанции.

В 2010 году был отстранён от участия в программе «Особое мнение» радиостанции «Эхо Москвы» при попытке поставить в эфир .

Книги

В 1990 году в Италии, Англии и Голландии вышла книга «Тусовка. Что случилось с советским андеграундом», не опубликованная в России. Со слов самого А. Троицкого в интервью: «Интересные времена» - политическая - была издана в Финляндии. Вот совсем недавно появилась моя новая книжка «Я введу вас в мир… Поп»".

В 2009 году в Издательском Доме СОЮЗ вышла аудиокнига «Back in the USSR. Подлинная история рока в России» в прочтении Артемия Троицкого и Александра Клюквина.

Библиография

Критика со стороны музыкантов

Об Артемии Кивовиче в репертуаре ансамбля «Тараканы! » имеется песня под названием «Мистер музыкальный критик», в которой подвергается сомнению ценность деятельности музыкального критика как в целом, так и на примере А. Т.

Также Троицкий упоминается в песне группы Чайф - «Пригородный блюз № 3» , рэп-группы

Артемий Кивович Троицкий (имя при рождении - Артемий Кивович Майданик, 16 июня 1955, Ярославль) - рок-журналист, музыкальный критик, один из первых пропагандистов рок-музыки в СССР, инди (независимой) и электронной музыки в России.

Член жюри и организатор многочисленных концертов и фестивалей. Один из ведущих специалистов по современной музыке в России. В середине 2000-х организовал несколько музыкальных лейблов - «Прибой», «Zenith», «Zakat», на которых выпускается малоизвестная в России музыка.


Родился 16 июня 1955 года в Ярославле в семье видного большевика и советского политолога и историка Кивы Львовича Майданика. Мать - Руфина Николаевна Троицкая.

Детство провёл в Праге, где его родители работали сотрудниками журнала «Проблемы мира и социализма».

С 1972 по 1974 годы вёл дискотеки в главном корпусе МГУ, в кафе Б-4.

В 1977 году окончил Московский экономико-статистический институт по специальности «математик-экономист».

С 1978 по 1983 годы работал младшим научным сотрудником в Институте истории искусств. Был уволен, не успев защитить кандидатскую диссертацию на тему социологии популярной музыки (причём, как он написал в книге «Гремучие скелеты в шкафу. Восток алеет», выбросил текст диссертации в мусорный ящик).

С 1982 по 1983 годы был гитаристом группы «Звуки Му». Один из учредителей лейбла «General records». Жена Вера, трое детей (Александра, 1998 г. р., Иван, 2002 г.р. и Лидия, 2010 г. р.).

С 2001 года читает лекции по предметам «История индустрии развлечений» и «Музыкальная пресса» на факультете «Продюсирование и менеджмент в музыкальном шоу-бизнесе» Государственного университета управления.

Вёл мастер-класс по музыкальной журналистике на журфаке МГУ.

С середины сентября 2014 года живёт в Таллине, Эстония.

Артемий Троицкий. Байка о том, как я пел на свадьбе

Артемий Троицкий - журналист

Дебют Троицкого как рок-журналиста состоялся в 1967 году, им была написана рецензия на альбом The Beatles «Sgt. Pepper"s Lonely Hearts Club Band», опубликованная в школьном самодельном журнале. Писал о рок-музыке статьи в журнале «Ровесник» в то время, когда рок-музыка была в немилости у властей СССР. Первой такой публикацией стала статья о группе Deep Purple «Пятёрка тёмно-лиловых» в 1975 году.

В 1979 году посетил концерты Элтона Джона в Москве для того, чтобы лично почувствовать разницу выступлений этого исполнителя в Европе и в СССР (по его словам незадолго до того он побывал на концерте в Австрии).

В 1981 году входил в редакцию самиздат-журнала «Зеркало». Его публикации были запрещены в советской прессе с 1983 по 1985 год.

С 1995 год по 1996 годы был первым главным редактором русской версии журнала Playboy. Позднее сотрудничал с другими изданиями, в том числе с «Новой газетой» (с 1997 года, ведущий рубрики еженедельника «Новая газета. Понедельник», член редакции и автор музыкального приложения «Московский бит»).

Музыкальный обозреватель газеты «Moscow Times».

В 2000 году начал редактировать колонку «Диверсантъ-Daily» на портале estart.ru, выросшую в отдельный интернет-проект Троицкого «Диверсант-Daily» (в настоящий момент не поддерживается). Является экспертом Международного экспертного совета Виртуального продюсерского центра «Record v 2.0».

В 2010 году между Троицким и заместителем главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» Сергеем Бунтманом вышел конфликт из-за песни Noize MC «Мерседес S666», выпущенной в связи с гибелью в ДТП известного акушера В. М. Сидельниковой.

Артемий Троицкий. Трэш-парад холодного сезона

В конце 1970-х - начале 1980-х годов организовывал подпольные концерты и фестивали советских рок-групп, среди которых были «Машина времени», «Динамик», «Зоопарк», «Кино», А. Башлачёв. Был организатором и членом жюри фестиваля «Весенние ритмы. Тбилиси-1980», благодаря которому группы «Машина времени», «Магнетик бэнд», «Аквариум» и «Автограф» приобрели широкую известность. Был одним из первых, кто заметил талант Василия Шумова и группы «Центр», которым в дальнейшем всячески помогал и опекал.

В конце 1980-х инициировал концертные выступления за пределами СССР таких групп, как «АВИА», «Звуки Му», «Игры», «Телевизор», «Браво», «Автоматические удовлетворители».

В 1994-м организовал Фестиваль британской электронной музыки «Britronica» в Москве. C 1999 года организовывает клубные концерты в Москве. Организовывал и патронировал выступления таких групп и исполнителей, как Джули Круз, Fantastic Plastic Machine, StereoTotal, Mouse On Mars, De Phazz, Suicide, Sonic Youth и других, к организации гастролей которых имела отношение московская компания Caviar Lounge. С его подачи в Москве впервые выступила финская группа Eläkeläiset, после чего в России и Финляндии вышел официальный CD-релиз этой группы.

В 2003-2004 годах был председателем жюри Международного фестиваля этнической музыки «Саянское кольцо» в Шушенском (с 2012 года фестиваль называется «Мир Сибири»). Основал с Ириной Щербаковой компанию Caviar Lounge в течение вот уже 10 лет организующую в России концерты зарубежных музыкантов.

Артемий Троицкий на телевидении

До 1986 года вёл, вместе с Янисом Шипкевисом и Юрисом Подниексом, посвящённую видеоклипам передачу «Видеоритмы» на латвийском телевидении.

В 1980-х - 1990-х годах участвовал в создании телепередачи «Программа А», в которой вёл рубрику «Авангард».

С 1991 по начало 1994 года работал в ТО «Артель» Российского телевидения, возглавляя отдел музыкальных программ. Был задействован в таких телепрограммах, как «Рок-кафе», «Тишина номер 9», «Музыка в стиле Пепси», «Экзотика», «Программа А», «Росмузимпорт».

С 1994 по 1996 год работал на канале «НТВ», где вёл популярную авторскую передачу «Кафе Обломов».

В 1997 году «Кафе Обломов» выходила на «РТР».

В разные годы вёл на телеканале «Культура» программы «Культтовары» и «Короли песни».

В 2004 году делал для Ren-TV передачу «Признаки жизни».

В конце 2000-х на «Style TV» вёл передачу «Профессор Троицкий и товарищ Артём».

С 2010 года ведёт телепрограмму «Опыт-рока: год за годом» на интернет-телевидении TVJam.

Артемий Троицкий - музыкант

Александр Липницкий упоминает, что первый певческий опыт Артемия Троицкого состоялся в 1986 году в ДК ИАЭ имени Курчатова, когда они вместе с группой Василия Шумова «Центр» исполняли рок-оперу «Артюр Рэмбо». Тогда от смущения рок-мэтр прятался за колонкой.

Артемий Троицкий записал несколько песен в рамках своего собственного проекта «Советское порно». Первой записью был кавер на (песня «Королева»), записанной с совместно с Романом Белавкиным (Solar X).

Вторым треком стала песня «Снег с её волос», записанная с музыкантом Олегом Нестеровым для фильма Down House.

Третий трек, «Я подарил тебе весну», был записан совместно с Андреем Самсоновым для сборника, посвящённого памяти Дюши Романова «Мой друг музыкант».

С Мишей Вивисектором (The Vivisectors) Артемий Троицкий записал два трека - «Агент 008» и «Ша Пу На На».

Артемий Троицкий на радио

Основной радиопередачей Артемия Троицкого является программа, которая сначала называлась «Ковчег дяди Ко» (1990-1996), потом очень продолжительное время - «FM Достоевский» (1996-2013), а с марта 2013 года носит имя «Стерео-Вуду». В передаче автор знакомит слушателей с недавно вышедшей музыкой, которая не подпадает под форматы остальных радиостанций и не издана мэйджор-лейблами. Ещё одной заботой ведущего является то, чтобы эта музыка была из самых разных точек Земли. За годы существования программы в ней прозвучали мелодии из 80-90 % стран мира, включая островные микрогосударства.

Под названием «Ковчег дяди Ко» передача выходила на радиостанциях: «Всесоюзное радио», «Радио Максимум» и «Радио 101» (1990-1996).

Под названием «FM Достоевский» передача выходила на радиостанциях: «Европа Плюс», «Радио 101», «Эхо Москвы» и «Финам FM» (1996-2013).

Под названием «Стерео-Вуду» 131 выпуск передачи вышел на радио «Rock FM» (с 25 марта 2013 года по 28 декабря 2015 года).

С 2016 года Артемий Троицкий планирует работать на Radio Imagine.

В середине 2000-х у Артемия Троицкого на «Эхе Москвы» выходила ещё одна еженедельная музыкальная программа - «Красный уголок». Кроме того, журналист по нескольку раз в год становится гостем в программе «Особое мнение», где комментирует текущие общественно-политические новости. Визиты Артемия Троицкого на «Эхо Москвы» имеют такой успех, что журналист время от времени попадает в топ-7 сотрудников радиостанции.

В 2010 году был отстранён от участия в программе «Особое мнение» радиостанции «Эхо Москвы» при попытке поставить в эфир трек Noize MC Мерседес S666.

Артемий Троицкий - писатель

В 1987 году Артемий Троицкий выпустил в Англии (затем в Америке, Японии и странах Европы) книгу «Назад в СССР» об истории советской рок-музыки, которая вышла в СССР под названием «Рок в Союзе: 1960-е, 1970-е, 1980-е...» только в 1991 году.

В 1990 году в Италии, Англии и Голландии вышла книга «Тусовка. Что случилось с советским андеграундом», не опубликованная в России. Со слов самого А. Троицкого в интервью: «Интересные времена» - политическая - была издана в Финляндии. Вот совсем недавно появилась моя новая книжка «Я введу вас в мир... Поп»".

В 2009 году в Издательском Доме СОЮЗ вышла аудиокнига «Back in the USSR. Подлинная история рока в России» в прочтении Артемия Троицкого и Александра Клюквина.

Библиография Артемия Троицкого:

1987 - «Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е...» (впервые издана в Англии под названием «Назад в СССР», в СССР издана только в 1991 году). Считается первым в мире изданием, посвящённым русскому року
1990 - «Тусовка. Что случилось с советским андеграундом»
1990 - «Поп-лексикон»
1999 - «Интересные времена»
2003 - «Москва „от зари до зари“. Тусоводитель»
2006 - «Я введу вас в мир Поп...»
2007 - «Back in the USSR» Переиздание книги «Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е...»
2008 - «Гремучие скелеты в шкафу» (часть I - «Запад гниет», часть II - «Восток алеет», 2008)
2009 - «Poplex» Переработанное и дополненное издание книги «Поп-лексикон»
2009 - аудиокнига «Back in the USSR. Подлинная история рока в России»

Политическая позиция Артемия Троицкого

4 февраля 2012 года Артемий Троицкий принимал участие в митинге «За честные выборы» на Болотной площади в г. Москве.

3 апреля 2014 года в интервью программе «Особое мнение» на радио «Эхо Москвы» Троицкий подверг резкой критике Россию и лично президента за внешнюю политику по отношению к Украине, в частности, «российскую военную интервенцию» на Украину в марте 2014 года и проведённый 16 марта 2014 года «крымский референдум».

В январе 2010 года в интервью интернет-журналу SLON заявил: "Я считаю русских мужчин в массе своей животными, существами даже не второго, а третьего сорта".

Фильмография Артемия Троицкого:

1994 - «Хозяева СССР, или Обезьянье Рыло» (НОМФИЛЬМ)
2000 - «Даун Хаус» Романа Качанова - Тоцкий
2003 - «Paul Mccartney In Red Square» - камэо
2004 - «Молоды и счастливы» - колдун вуду
2005 - Арье - криминальный авторитет
2005 - «Дневной Дозор» - гость на дне рождения
2007 - «Неваляшка»
2007 - «Глянец» - Марк, вор в законе
2011 - Звёздный ворс - Господь Бог
2014 - Гена Бетон - партийный руководитель

Владимир Полупанов: «АиФ» — Артём, говорят, вы теперь редкий гость в Москве, что вас заставило переехать в Таллин? Столица Эстонии стала музыкальной Меккой?

Артемий Троицкий: — В Таллин я переехал со всем семейством, в первую очередь, из-за того, что работы на родине для меня явно не хватает, а в Эстонии мне её предложили. Помимо преподавательской деятельности веду музыкальную радиопередачу, пишу колонки в эстонские газеты. Я по-прежнему являюсь российским гражданином, в Москве и Петербурге бываю каждый месяц. И нахожусь в «листе ожидания». Общаясь с людьми моего профессионального круга, вижу, что все они тоже живут как под дамокловым мечом: боятся увольнения, понижения зарплаты. Так что работать в России стало очень тревожно и зыбко из-за кризиса.

— По вашим ощущениям, каков дальнейший сценарий развития событий в России?

— Наиболее вероятный — что Россия станет страной третьего мира и сырьевым придатком, с одной стороны, Запада, с другой — Китая (как бы сильно раздавшейся географически Саудовской Аравией или Ираном). Это не означает, что народ будет жить обязательно плохо. Страна может быть достаточно богатой, поскольку всё-таки есть нефть, газ, металл, лес, пресная вода и т. д., но не особо передовой, консервативной и отсталой в плане науки и образования, все достижения которой — в прошлом, а не в будущем.

Сценарий, по которому Россия может пережить настоящий рассвет, я могу связать с подъёмом науки, технологий, образования, культуры, экономическими реформами и т. д. Это моя мечта. Но у меня нет уверенности в том, что даже если мы срочно начнём проводить какие-то насущные реформы, то успеем вскочить на подножку последнего вагона уходящего поезда.

— Насколько я понял, в Америке тоже несладко живётся. Вы же сами сказали, что она «многих обманывает ложным благодушием и всеобщим комфортом. А на самом деле там страшно напряжённая жизнь, и за фасадом благополучия — свои дыры».

— Да, в мире нет идеальных мест для жизни. В Америке тоже полно проблем. Я бывал там много раз, пару раз даже работал, а лекции там читаю постоянно. Американский образ жизни мне не очень нравится — он изнурителен. Там существует не номинальный, как было в СССР, а реальный культ труда. И если человек хочет, не имея какой-то денежной подстилки, пожить в своё удовольствие, заниматься творчеством, выключиться из этого гигантского механизма зарабатывания денег, ему там приходится несладко. Для меня до сих пор актуален образ Америки из фильма Чарли Чаплина «Новые времена», где его сперва бросает к конвейеру, а потом засасывает в механизм с шестерёнками.

— С возрастом, как я гляжу, оптимизма у вас сильно поубавилось ?

— Несомненно, я стал пессимистичнее. Главный повод для пессимизма в том, что, глядя на происходящее в мире (не только в России), я вижу, что жизнь в ХХI веке, наша человеческая цивилизация покатились куда-то не в том направлении. Для меня очевидно, что, несмотря на все технологические достижения (Интернет, айфоны и прочее), люди в наше время живут гораздо менее счастливо, гораздо более тревожно, застрессованно, чем они жили, скажем, в 80-е и даже 90-е годы. Это касается и Европы, и США ничуть не меньше, чем России. А поскольку у меня есть дети, меня это беспокоит. Все надежды родителей, естественно, связаны с тем, что их дети будут жить лучше или хотя бы так же весело, как их родители. У меня такого ощущения нет. Напротив, очень тревожно за будущее детей.

— Не произошло ли с вашим поколением (имею в виду не только вас, но и Макаревича, Шевчука, Гребенщикова и т. д.) большой мировоззренческой катастрофы?

— Ты довольно верно это сформулировал, но я бы сказал, что это не столько мировоззренческая катастрофа, сколько личная драма. Я смотрю на это скорее абстрактно, в отличие от Макаревича, Шевчука и БГ . Для меня непонятно и загадочно, как миллионы наших людей, которые на протяжении 40 лет того же Макаревича любили, обожали, пели его песни, причём не по указке сверху, вдруг в одночасье умудрились его возненавидеть и назвать предателем? Песня БГ «Праздник урожая во дворце труда» начинается со строчки: «Сколько мы ни пели — всё равно что молчали». Весь посыл русского рока — свободолюбивый, антивоенный, любите друг друга — куда-то испарился. Можно подумать, что все эти годы люди слушали только песню «Вставай, страна огромная», а не «Новый поворот», «За тех, кто в море» и т. д. И Макаревич, и Шевчук, и Гребенщиков думали, что они, по крайней мере, люди, которых не только слушали, но и слышали, понимали, одобряли. Сейчас, естественно, все эти их упования лежат в руинах. Они переживают очень сильно. Хотя удар держат.

— В общественном сознании вы являетесь музыкальным критиком, ведь именно в этой области вы сделали карьеру. Сегодня эта сфера вам еще интересна или про музыку стало скучно писать, ее анализировать и слушать?

— С полной уверенностью могу сказать, что музыку по-прежнему люблю и слушаю её очень много. В первую очередь, новую. Не зацикливаюсь на любимой музыке моей молодости. Постоянно стараюсь осваивать какие-то новинки. Если говорить о профессии музыкального критика, то я бы сказал, что сейчас она востребована не менее, чем раньше. Но заточена несколько иным образом. Если музыкальная критика раньше предполагала какую-то аналитику или историографию, была более серьезной, то теперь музыкальная критика, это, в первую очередь, навигация по безбрежному пространству музыкального интернета. Поскольку люди в этом пространстве, в том числе, достаточно ушлые меломаны, как правило, теряются, то очень важно, чтобы были гиды-навигаторы, которые каким-то образом могут сориентировать слушателей в этом запутанном и труднопроходимом музыкальном мире. Надо сказать, что большая часть моей профессиональной активности по-прежнему связана с музыкой. У меня три музыкальные радиопрограммы «Стереовуду» в Москве, «Новая музыка для взрослых» (в Таллине) и «Рок-н-ролл вширь и вглубь» (в Санкт-Петербурге). Все три программы музыкальные. Кроме того, я еще не оставил попытки возродить премию «Степной волк». Ну, и бывают иногда публикации на музыкальную тему. Хотя каких-то серьезных статей о музыке я не писал уже давно.

— В университетах Таллина и Хельсинки вы читаете курс лекций, посвященный молодёжным движениям в России — дендизм, декабризм, хипстерство. Большой ли интерес у студентов к теме российских молодёжных движений?

— Один из курсов лекций, который я читаю, озаглавлен так: «Молодежные движения и субкультура России с начала ХIХ по начало ХХI века». И там действительно может быть подзаголовок «От денди и декабристов до гопников и хипстеров». Поскольку студенты — люди молодые, а все эти движения — молодежные, интерес к этим лекциям большой, и проходят они у меня, на удивление, весело.

— Сегодня в России есть, на ваш взгляд, интересные молодежные движения? На мой взгляд, хипстерство — не столько российское, сколько международное явление и больше ориентированное на внешние проявление, чем на проявление духа?

— Согласен, хипстерство — движение не очень интересное и в большей степени внешнее, нежели имеющее внутреннюю философскую подпитку. Довольно декоративное, я бы сказал. Что касается до идеологически мотивированных движений, тут их можно довольно долго перечислять. С одной стороны имеется симпатичное волонтёрское движение. Ребята, которые добровольно помогают людям. Этакие тимуровцы ХХI века. И пропавших людей ищут, и пожары тушат, и о стариках заботятся. Это очень правильное движение. С другой стороны, имеется менее симпатичное движение, как правило, спонсированное сверху — приснопамятные «Наши», «Антимайдан». И тут есть, о чем поговорить.

— Вы согласны, что такое явление, как декабристы, сегодня невозможно в России?

— Это, конечно, вопрос совсем непростой. Изучая и движение декабристов, и движение народовольцев (поскольку оно всё-таки ближе к сегодняшним реалиям и, в том числе,движение молодых марксистов, к коим и Ленин в свое время принадлежал), конечно, обращаю внимание на то, что люди, которым было столько же, а иногда и меньше лет, чем сегодняшним хипстерам, были одержимы совершенно иными идеями и настроены куда более серьезно, чем сегодняшняя молодежь. С чем это связано? Во многом с какой-то общей инфантилизацией общества, причем, не только в России. Отчасти это связано, конечно, с установками общества потребления, которые, конечно же, людей во многом перенастроили с идеалистического на материалистический лад. Кстати, я совершенно не считаю, что люди, в том числе, молодые у нас измельчали настолько, что вообще ничего не могут. Есть у нас сейчас и подвижники, и люди, готовые идти на риск и лишения ради идеи. Другое дело, что они находятся в явном меньшинстве. И общую аморфную массу раскачать пока не в состоянии.

— Я был на прошедшем недавно в Вене «Евровидении» и, честно говоря, сильно удивился, насколько популярен среди европейцев Томас Нойвирт (в женском обличье и с бородой Кончита Вурст). Я-то думал, что эта популярность носит локальный характер. Ну, похихикали и забыли. Ан нет. Он (или она) рекламирует банки, выступает по ТВ, ходит по детским садам и школам Австрии, рассказывая об истории успеха. Как вам кажется, не переборщили ли в данном случае европейцы с толерантностью?

— Если смотреть на всё это объективно, то весь вектор развития сегодняшней западной цивилизации направлен на толерантность, терпимость, в том числе, и по части сексуальной ориентации. Теоретически это верно, поскольку нехорошо ранжировать или сегрегировать людей по принципу их сексуальной ориентации. С другой стороны, и это уже мой субъективный взгляд, я считаю, что пафос, который сейчас имеется в Европе и Северной Америке вокруг гей-движения, излишен. Мне кажется, что, в принципе, тема сексуальной ориентации, также как и тема деликатных заболеваний или вероисповедания, должна оставаться в сфере личного, интимного и не выплескиваться с такой степенью наружу, как это делается сейчас. Мне это не нравится не потому, что я гомофоб или гомофил (смеётся), а просто потому, что я искренне считаю, что никому не должно быть дела до того, какой сексуальной ориентации придерживаются другие люди. Точно так же самим субъектам этой самой сексуальной ориентации, по-моему, совершенно излишне навязывать свою гомо-эстетику всем окружающим. Скажем, когда меня время от времени спрашивают: против я или за так называемые гей-парады, то я отвечаю: по поводу гей-парадов я не понимаю: а) зачем их запрещать? б) зачем их проводить?

Артемий Троицкий с дочкой Фото: www.russianlook.com

— Какие сегодня настроения преобладают в Европе по поводу России? Нас там бояться, ненавидят, уважают?

— Думаю, что в отношении России сантименты очень разные. Во многом это зависит от географии. В Эстонии, где я провожу большую часть времени, отношение к России у эстонского большинства довольно настороженное. Эстония — одна из пограничных стран. Люди, в общем-то, Россию опасаются. Что касается стран южной, западной и центральной Европы, то им до России как особого дела не было, так и нет. Я не встречался с какими-то случаями русофобии. Время от времени присутствую на каких-то конференциях, где собираются ученые, кремленологи, политологи, эксперты, аналитики... вот здесь отношение к России достаточно критичное. Хотя тоже имеются разные подходы. Есть люди, которые считают, что России нужно активно противостоять, поскольку она ведет себя наступательно агрессивно. Есть люди, которые считают, что на Россию можно махнуть рукой, главное -обеспечить целостность приграничных государств и неприкосновенность их границ. Но, в общем и целом, я бы сказал, что отношение к русским людям не изменилось вообще. Гораздо более прохладным и неравнодушным в плохом смысле этого слова стало отношение к российскому государству.

— Замечаете ли вы в себе явные возрастные изменения, не внешние, а внутренние?

— Естественно. Я стал спокойнее и осторожнее в оценках. Сдержанее в речах. И в этом смысле стал, может быть, не столь безбашенным и радикальным, каким был еще до недавнего времени. Отчасти, может быть, судебные иски меня чему-то научили (а всего их было 7 и все в один год — 2011 г.). Отчасти, может быть, и пришедшее с годами помудрение. Хотя я себя чувствую по-прежнему очень молодо. Я, в конце концов, молодой папаша. Младшей дочери Лидии не исполнилось еще и 5 лет. Так что сказать, что я себя чувствую окончательно пожилым человеком, не могу.

16 июня 1955 года в славном городе Ярославле появился на свет одиозный и талантливый журналист Артемий Троицкий. Он всегда выделялся среди своих коллег принципиальностью и умением говорить правду в любых ситуациях.

Биография

Отец и мама будущего журналиста трудились в научных заведениях. Папа, Кива Львович Майданик, историк, политический аналитик, состоял в штате периодического издания. В детстве Артемий оказался в Праге, куда отправили в командировку отца для работы в издательстве «Проблемы мира и социализма». Сын подрастал умным и способным, в школе не имел проблем ни с одним предметом. После успешного окончания школы он поступил в экономический институт в Москве, там же начал увлекаться музыкой. Многие сокурсники помнят диск-жокея Артемия, который вел дискотеки для студентов в кафе «Ю-4» и главном корпусе вуза. В 1977-м успешно сдал выпускные экзамены, защитил диплом и устроился в Институт истории, где пытался защитить диссертационную работу, связанную с поп-музыкой.

Но в 1983 году Троицкого уволили, и парень от огорчения отказался от идеи дописать диссертацию. Артемий Троицкий еще в 1967 году написал критический очерк на диск ливерпульской четверки «Битлз» под названием «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band». Но в те времена рок-музыка была под давлением, а писать о зарубежных исполнителях можно было только в подпольных журналах. Но все же работы Троицкого помнят многие поклонники данного жанра. Не каждому удавалось в те годы прослушать пластинки легендарных исполнителей, но благодаря работе и командировкам отца, наш герой мог похвастаться очередной новинкой из-за рубежа. В 1975 году молодой критик начал печатать свои статьи в журнале «Ровесник». Благодаря «оттепели» он смог открыто высказать свое мнение о знаменитом рок-ансамбле Deer Purple. Здесь также стоит отметить, что работа в издании стала возможной за счет стараний влиятельного отца, Майданика. Артемий мог посещать концерты рок-вокалистов в странах соцлагеря, и с тех пор он стал ярым поклонником новых течений в европейской музыке. Набравшись опыта, в 1981 году Троицкий перешел работать в журнал «Зеркало». Здесь молодой критик не сдерживал своих эмоций и вовсю рассказывал о «застое» советской эстрады и беспрестанно хвалил западную. После нескольких таких работ критика уволили, запретили вообще писать в отечественной прессе. Понимая, что с идеологами Союза каши не сваришь, Троицкий на время отказался от журналистской работы и стал сотрудничать с музыкантами. Еще в 70-х годах Троицкий был знаком с подпольными музыкантами. Накопив в начале 80-х определенные средства, он стал главным организатором концертов музыкального андеграунда Союза. Благодаря его стараниям публика познакомилась с творчеством потрясающих групп «Динамик», «Машина времени», «Кино». Исполнители собирали целые стадионы, Троицкий организовывал фестивали, после которых легенды советского рока начали открыто выступать для зрителей. Но среди них для Артемия Троицкого самой главной была группа «Центр». Выступления ансамбля он организовывал многократно и до сих пор поддерживает с ребятами дружеские отношения. Дальше – больше. Артемий Троицкий мечтал во что бы то ни стало познакомить с советскими рокерами зарубежную публику и постепенно начал устраивать концерты в Европе для таких групп, как «Браво», «Телевизор», «Звуки Му» и т. д. В результате с ним начали сотрудничать зарубежные музыканты, и в Союз смогли приехать группы «Суицид», «Де Фазз», «Стереототал» и т. д. На музыкальных площадках стали проводиться международные фестивали рок- и этно-музыки. Кроме того, журналист и организатор концертов пытался заняться музыкой, но так и не стал кумиром миллионов. Мало кто из слушателей помнит композиции «Снег с ее волос», «Агент 008», но все знают Троицкого как талантливого менеджера и организатора. После распада Союза Артемий вернулся в журналистику, в 1995 году стал руководителем российской версии издания «Плейбой». С 1995 по 1996 год работал на телевидении, вел передачу «Кафе Обломов». Вместе с тем его заметки печатались в изданиях «Мoskow Times», «Новая газета», «Диверсант Daily». Сейчас талантливый публицист и журналист является частым гостем теле- и радиоэфиров, с его мнением считаются корифеи отечественной рок- и поп-музыки.

Все фото 6

Личная жизнь

Артемий Кивович был женат несколько раз. На вопрос, является ли он любвеобильным человеком, отвечает: «Да!» С младших классов стал увлекаться девочками, а первый поцелуй случился в 4-м классе. Впервые стал отцом в 36 лет, родилась дочь Александра, с которой мужчина постоянно поддерживает отношения. Девочка увлекается художественной литературой, написала роман в стиле фэнтези, прекрасно ладит с детьми Троицкого от следующего брака. Первый официальный союз заключил в возрасте 40 лет и надеялся, что это навсегда.

Родилась дочь Соня, но семейные неурядицы, постоянная занятость нашего героя привели к полной размолвке, и супруги развелись. В возрасте 55 лет женился на своей давней приятельнице Веронике, в этом браке родились сын Иван и дочь Лидия. Семья Троицких недавно переехала в Эстонию, причиной тому стало несогласие с политикой российского руководства. Городок выбирала супруга Вера в интернете, пара обитает в просторной квартире в Мяхе. Младшая дочь Лидия изучает местный язык и уже начала понимать эстонский. Сам Артемий называет свой шаг «внутренней эмиграцией». Только после полувекового юбилея он понял, что такое семейное счастье и гармония. Журналист вспоминает, что до 40 лет несерьезно относился к отношениям, все больше суетился, боялся куда-то не успеть. Сейчас он абсолютно семейный человек и о бывших женах вспоминает скорее как о хороших приятельницах.