Академическая философия платоновская академия. Гибель Платоновской академии в Афинах и завершение христианизации греческой философии - aquilaaquilonis. "академия платоновская" в книгах

Свое имя школа Платона получила оттого, что занятия проходили в залах гимнасия в окрестностях Афин, называемого Академией (по имени греческого героя Академа). Вблизи этого гимнасия Платон приобрел небольшой участок земли, где могли собираться и жить члены его школы.

Сад Академии, по-видимому, был публичным парком, доступным для каждого желающего прогуляться, поупражняться или побеседовать. Он стал украшением города, а дорога к нему из Афин вся была обрамлена каменными стелами в память о древних героях. В этом тихом уголке за пределами города соседствовали философия и воспоминания о великих предках.

Хотя платоновская Академия считается прототипом современных высших учебных заведений, она представляла собой союз мудрецов, служивших Аполлону и музам. Недаром сам дом Платона, находившийся там же, назывался «домом муз» - Мусейоном.

Истоки

При обучении в Академии Платон соединил учение Сократа и учение пифагорейцев, с которым познакомился во время своего первого путешествия на Сицилию. От Сократа он воспринял диалектический метод, иронию, интерес к этическим проблемам; от Пифагора унаследовал идеал совместной жизни философов и идею образования при помощи символов, основанного на математике, а также возможность применения этой науки к познанию природы.

Политическая направленность

Платон подразумевал под политикой не только воспитание способных государственных деятелей, но и просто благородных и справедливых людей, потому что обязанность философа заключается в том, чтобы действовать. А для подобного воспитания была необходима интеллектуальная и духовная общность, на которую возлагалась задача формировать новых людей, сколько бы времени это ни потребовало. Члены Академии составляли сообщество людей свободных и равных, ибо они равно стремились к добродетели и к совместным исследованиям.

Убежденный в том, что достойную жизнь можно вести только в совершенном государстве, Платон создает для своих учеников условия идеального государства, чтобы пока - за неимением возможности управлять каким-либо реальным государством - они управляли согласно нормам идеального государства самими собой.

«Справедливость столь же хранит государство, сколь и человеческую душу, поэтому раз невозможно всегда сохранять правильное государственное устройство, необходимо построить его внутри себя».

Обучение в Академии

Среди наиболее известных преподавателей платоновской Академии кроме самого Платона были математик и астроном Евдокс Книдский и философ Аристотель. Схолархи, возглавлявшие Академию после Платона: Спевсипп, Ксенократ, Полемон, Кратет. В позднейшей истории существования Академии принято выделять Среднюю и Новую Академию. Средняя (или 2-я) Академия берет начало от Аркесилая, основным направлением ее становится скептицизм и последовательная критика всякой философской догматики (прежде всего, наиболее популярного в то время стоицизма). Эта тенденция получила дальнейшее развитие в т.н. Новой Академии (или 3-й) при Карнеаде. Разрыв со скептицизмом, наметившийся при Филоне из Лариссы, главе т.н. 4-й Академии, окончательно происходит при Антиохе Аскалонском, основавшем свою «Древнюю Академию» (5-ю) и возродившем догматический платонизм. В 4–6 вв. н.э. Афинская школа неоплатонизма осознавала себя как преемницу Академии Платона и возобновила это название как название школы. Неоплатоническая Академия была закрыта императором Юстинианом в 529 г.

Ю. А. Шичалин

В своем диалоге «Пир» Платон дает образ любви как стремления к рождению и обретению бессмертия. И говорит о категории людей, у которых плодовито не тело, но душа и которые рождают свои творения в искусстве, науке или законодательстве. Однако для подобного рождения необходим союз близких душ. По словам философа Л. Робена, «плодовитая душа приносит плоды только в общении с другой душой, в которой она распознает необходимые качества; общение же немыслимо без живого слова, без ежедневных бесед, предполагающих совместную жизнь, организованную ради духовных целей… - словом, без философской школы, подобной той, что была задумана и создана Платоном…»

В школе Платона воспитание осуществлялось внутри сообщества, группы, тесного круга друзей, где царила возвышенная любовь. Члены Академии делились на две группы: старшие (ученые и преподаватели) и младшие (ученики), потому что, по мнению Платона, настоящая философия может существовать только в условиях постоянного диалога между учителями и учениками в стенах школы.

Необходимым элементом системы преподавания в Академии была диалектика. Но под ней подразумевалась не техника спора (как это было принято во времена Платона), а духовное упражнение, предполагающее внутреннее преображение. Подлинный диалог возможен лишь тогда, когда говорящие стремятся к диалогу. Диалог учит не навязывать другому человеку свое мнение, но ставить себя на место другого и преодолевать ограниченность собственной точки зрения. И, преодолевая самих себя, получить опыт стремления к истине и Благу. Таким образом, важен был даже не столько предмет диспута, сколько сама возможность преображения человека.

Философский образ жизни

Основной задачей педагогической деятельности Платона было формирование гармонично развитого человека - через каждодневные усилия и философский образ жизни. Платон так описывает этот образ жизни: нужно возлюбить добродетель больше удовольствий, отказаться от чувственных наслаждений, соблюдать, в частности, умеренность в пище, каждодневно жить так, чтобы иметь над собой как можно большую власть.

В Академии практиковались и духовные упражнения, к ним можно отнести подготовку ко сну, о которой Платон говорит, когда заводит речь о неосознанных желаниях, о страшных и диких побуждениях к насилию, что таятся в каждом человеке. Чтобы не иметь подобных сновидений, нужно вечером, отходя ко сну, всякий раз готовить себя, пробуждая разумное начало души с помощью внутренней речи и рассуждений о возвышенных предметах и предаваясь размышлениям. Спать Платон советовал немного: «А кто из нас больше всего заботится о разумности жизни, тот пусть по возможности дольше бодрствует, соблюдая при этом то, что полезно его здоровью. Если это войдет в привычку, то сон людей будет недолог».

Другое упражнение заключается в том, чтобы в несчастьях сохранять спокойствие и не возмущаться; для этого следует призывать на помощь максимы, способные изменить нашу внутреннюю настроенность. Так, мы должны объяснять себе, что хорошая и плохая сторона этих несчастий нам неизвестны, что роптание ни к чему не приведет, что из человеческих дел ни одно не заслуживает особо серьезного к нему отношения и надо, словно при игре в кости, принимать вещи как они есть и поступать сообразно тому, что выпало нам на долю.

С Академией связывается подлинное рождение математики. На вратах Академии было даже начертано: «Негеометр да не войдет!» Геометрия и другие математические науки имели первостепенное значение в обучении. Но они составляли только первый этап в формировании будущего философа. Они выполняли и своего рода этическую функцию, так как позволяли очистить ум от чувственных представлений.

Академия Платона была братством людей, единство которых состояло в выборе единого образа жизни, формы жизни, данной великим учителем. Академия будет славиться среди потомков как достоинствами своих учеников, так и совершенством своей организации. Память об этой философской школе сохранится во всей последующей истории философии, и платоновская Академия станет образцом для многих других школ.

(греч. Ακαδημία Πλάτωνος; англ. Akadimia Platonos)

Часы работы: круглосуточно.
Как добраться : станция метро Metaxourghio, пешком от метро по улице Lenorman 1 км, затем надо повернуть налево на улицу Tripoleos, которая приведет к Академии Платона.

Археологическое место «Академия Платона» находится в пригороде Афин, которое получило своё название, благодаря основателю самой известной школы философии – Платону.
Платон родился в 427 году до нашей эры, в Афинах. По античной традиции днём его рождения считается 7 таргелиона (21 мая), праздничный день, в который по мифологическому преданию, на острове Делос, родился бог Аполлон. Платон рос в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца Аристона возводили, согласно легендам, к последнему царю Аттики – Кодру, а предком Периктионы, матери Платона, был афинский реформатор Солон.

Около 407 года до нашей эры Платон познакомился с Сократом, и стал одним из его самых восторженных учеников. После его смерти он уехал из Афин и около двенадцати лет провел в путешествиях. Вернувшись на родину, Платон, в 387 году до нашей эры, основал научную школу-Академию, которая была размещена на участке, специально купленном, для этой цели, саду, носившем имя античного героя Академа. Это была первая в истории человечества подлинно научная школа.

По-видимому, Платон купил некое жилище, вероятно, при финансовой поддержке своего сиракузского друга Диона, поселился там и принимал своих учеников, в то время как основная деятельность философской школы проходила в саду Академа, который оставался открытым для публики. Спустя некоторое время, в саду, Платоном было возведено святилище Муз (к которому его племянник Спевсипп впоследствии, после вступления в должность главы школы, пристроил статую Граций).

Как именно проходила деятельность школы в частном владении, не очень ясно. Имеются, однако, многочисленные данные о том, что бóльшая часть философских дискуссий проходила именно в саду Академа, либо на свежем воздухе, либо в каком-либо закрытом помещении, в здании гимнасии.


Обучающиеся в Академии должны были не только освоить рациональный метод мышления, благодаря изучению математики и логики, но и достичь внутреннего преображения. Их главной целью должно было стать стремление к высшему благу. Платон создал общность, образовательную среду, относительно независимую от полиса, которая формировала духовно-развитого индивида, способного мыслить и жить разумно. Диалог, как одна из главных форм обучения и воспитания – это не навязывание своей точки зрения другому, а совместный поиск истины. Он учил ставить себя на место другого, и тем самым, преодолевать ограниченность своей собственной точки зрения. Собеседники, как бы, открывали в самих себе истину, которая существует объективно, независимо от них.

Обычно, в ходе академических занятий на обсуждение выставлялся «тезис», то есть вопросительное предложение типа: можно ли научить добродетели? Один из двух собеседников оспаривал тезис, а другой защищал. При этом, первый задавал второму вопросы, хитроумно подбирая их так, чтобы тот в своих ответах вынужден был признать нечто противоречащее тезису, который он отстаивал.

В Академии принципиальное значение придавалось математике: членами Академии были геометр и астроном Евдокс Книдский, астроном Гераклид Понтийский, геометр Менехм, и другие. При входе в свою академию, Платон сделал надпись: «Пусть не входит сюда тот, кто не знает геометрии». Высокая оценка математики определялась философскими установками Платона: он считал, что занятия математикой являются важным этапом на пути познания идеальных истин.

Сад Академии был излюбленным местом для диспутов философов и геометров, и именно здесь были впервые разработаны основные начала, на которых должна строиться геометрия. В связи с решением задач на построение, в Академии выработалось понятие «о геометрическом месте точек», как о непрерывном ряде точек, удовлетворяющем определенному условию. Платон и его ученики считали построение геометрическим, если оно выполнялось при помощи циркуля и линейки, если в процессе построения использовались другие чертежные инструменты, то такое построение не считалось геометрическим.


За образование женщин, среди афинских философов, выступали лишь Сократ и Платон. В Академии Платона обучались и представительницы прекрасного пола, и их образование поощрялось. Основную часть учениц Академии составляли иностранки, которые, ввиду строжайшего закона, запрещающего женщинам появляться в публичных местах, приходили на лекции, переодевшись в мужской костюм.

Платон полагал, что женщинам надлежит уделить «сходное рождение и воспитание», для того, чтобы женщины смогли выполнять «одно и то же дело», «сообща» (с мужчинами). Мыслитель, также, заявлял о склонности женщин к философии. То, что он имел смелость сказать о женщине-философе, умеющей познать «бытие и истину», в то время, когда женщин считали низшими существами и всячески унижали, свидетельствует о его очень высоком уровне гендерного сознания.

В Академии сам Платон вёл обучение на протяжении почти 40 лет. Академия просуществовала несколько столетий, и была закрыта как языческая в 529 году нашей эры, указом христианского императора Юстиниана I. Несмотря на это, влияние Платона и Академии велико, и на века сформировало одно из главных направлений европейской философии – платонизм и неоплатонизм.

Платон, подчёркнуто не принимавший участия в политической жизни Афин, основной задачей своей философской и педагогической деятельности считал создание проекта идеального государства и воспитание философа, способного к государственной деятельности. Пытаясь осуществить свой идеал, Платон дважды (в 366 и 361 годах до нашей эры) совершил поездки ко двору сицилийского тирана Дионисия Младшего; поездки закончились неудачей, но до последних дней жизни Платон продолжал разрабатывать план идеального законодательства. Как бы там ни было, остаётся нерешённой целая серия загадок, связанных с природой и структурой Академии, основанной Платоном и унаследованной его преемниками, а также, касающихся природы того учения, к которому он пришел под конец своей жизни.

Цитаты.

Без смешного нельзя познать серьёзное.
Богатство вовсе не слепо, оно – прозорливо.
В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и всё, что угодно, но только не себя самих.
Воспитание – это усвоение хороших привычек.
Все находятся в войне со всеми, как в общественной, так и в частной жизни, и каждый сам с собой.
Государствам до тех пор не избавиться от бед, пока в них не будут править философы.
Дурака можно узнать по двум приметам: он много спрашивает о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают.
Каждый из нас – это половина человека, рассечённого на две камбалоподобные части, и поэтому каждый ищет соответствующую ему половину.
Красноречие – это как кулинария для души.
Любовь – это желание быть любимым.
Чтобы приобрести друзей, оценивай их услуги выше, чем они делают это сами, а свои одолжения ниже, чем это кажется друзьям.

1. Платон (427 - 347 гг. до н. э.) - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы - Ака­демии, основоположник идеалистического направления в философии.
Платон - первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются "Апология Сократа", "Пармелид", "Горгий", "Фе-
дон", "Государство", "Законы".

Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.

2 . Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие: материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекра­щают свое существование; окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в дей­ствительности не существует как самостоятельная субстанция; реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы); чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны; любая существующая вещь является всего лишь материальным ото­бражением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т. д.); весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

3 . Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно ко­торому все сущее состоит из трех субстанций: "единого"; "ума"; "души".

«Единое»: является основой всякого бытия; не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т. д.); есть ничто; выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения; первоначало всего - всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).

"Ум": происходит от "единого"; разделен с "единым"; противоположен "единому"; является сущностью всех вещей; есть обобщение всего"живого на Земле.

"Душа": подвижная субстанция, которая объединяет и связывает "единое - нич­то" и "ум - все живое", а также связывает между собой все вещи и все явления; также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельно­го человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа; душа человека (вещи) есть часть мировой души; душа бессмертна; при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подзем­ном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку; постоянство души и смена телесных форм - естественный закон Космоса.


4. Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из создан­ной им идеалистической картины мира: поскольку материальный мир является всего лишь отображением "мира идей", то предметом познания должны стать прежде всего "-чистые идеи"; "чистые идеи" невозможно познать с помощью чувственного познания (та­кой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение - "докса"); "чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря высшей духов­ной деятельности (идеалистическому познанию); высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подго­товленные - образованные интеллектуалы, философы, следовательно" только они способны увидеть и осознать "чистые идеи".

5. Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников - "досократиков" Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества).

Платон выделяет семь типов государства: идеальное "государство буду­щего", которого пока не существует и в котором отпадет необходи­мость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне суще­ствующих государств.

Среди шести существующих типов Платоном указываются: монархия - справедливая власть одного человека; тирания - несправедливая власть одного человека; аристократия - справедливая власть меньшинства; олигархия - несправедливая власть меньшинства; демократия - справедливая власть большинства; тимократия - несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедли­выми формами государства, а демократия - власть большинства - редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигар­хию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

6. Также Платон выдвигает собственный план государственного устрой­ства, согласно данному плану: все население государства (полиса) делится на три сословия - филосо­фы, воины, работники; работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью; воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддер­живают в государстве порядок, в случае необходимости - участвуют в военных действиях; философы (мудрецы} - разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством; философы и воины не должны иметь частной собственности; жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (про­водят трапезы), вместе отдыхают; не существует брака, все жены и дети общие; допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, зах­ваченных в плен.

В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, до, пустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены.

7 . Историческое значение философии Платона в том, что: впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений; положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая "линия Платона" - противоположность материа­листической "линии Демокрита"); впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества - государство, законы и т. д.; были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие - становление, вечное - временное, покоящееся - движущееся, неделимое - делимое и др.); была создана философская школа (Академия), просуществовавшая око­ло 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).

8. Академия Платона - религиозно-философская школа, созданная Пла­тоном в 387 г. в пригороде Афин и просуществовавшая около 1000 лет (до 529 г. н. э.).

Наиболее знаменитыми воспитанниками Академии являлись: Аристо­тель (учился у Платона, основал собственную философскую школу - Ликей), Ксенокрит, Кратет, Аркесилай, Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона).

Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстиниа­ном как рассадник язычества и "вредных" идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.

Свое имя школа Платона получила оттого, что занятия проходили в залах гимнасия в окрестностях Афин, называемого Академией (по имени греческого героя Академа). Вблизи этого гимнасия Платон приобрел небольшой участок земли, где могли собираться и жить члены его школы. Доступ в школу был открыт для всех.

Истоки. При обучении в Академии Платон соединил учение Сократа и учение пифагорейцев, с которым познакомился во время своего первого путешествия в Сицилию. От Сократа он воспринял диалектический метод, иронию, интерес к этическим проблемам; от Пифагора - унаследовал идеал совместной жизни философов и идею образования при помощи символов, основанного на математике, а также возможность применения этой науки к познанию природы.

Политическая направленность. Платон подразумевал под политикой не только воспитание способных государственных деятелей, но и просто благородных и справедливых людей, потому что обязанность философа заключается в том, чтобы действовать. А для подобного воспитания была необходима интеллектуальная и духовная общность, на которую возлагалась задача формировать новых людей, сколько бы времени это ни потребовало. Члены Академии составляли сообщество людей свободных и равных, ибо они равно стремились к добродетели и к совместным исследованиям.

Убежденный в том, что достойную жизнь можно вести только в совершенном государстве, Платон создает для своих учеников условия идеального государства, чтобы пока - за неимением возможности управлять каким-либо реальным государством - они управляли согласно нормам идеального государства самими собой.

«Справедливость столь же хранит государство, сколь и человеческую душу, поэтому раз невозможно всегда сохранять правильное государственное устройство, необходимо построить его внутри себя».

Источник

Обучение в Академии

В своем диалоге «Пир» Платон дает образ любви как стремления к рождению и обретению бессмертия. И говорит о категории людей, у которых плодовито не тело, но душа и которые рождают свои творения в искусстве, науке или законодательстве. Однако для подобного рождения необходим союз близких душ. По словам философа Л. Робена, «плодовитая душа приносит плоды только в общении с другой душой, в которой она распознает необходимые качества; общение же немыслимо без живого слова, без ежедневных бесед, предполагающих совместную жизнь, организованную ради духовных целей… - словом, без философской школы, подобной той, что была задумана и создана Платоном…»

В школе Платона воспитание осуществлялось внутри сообщества, группы, тесного круга друзей, где царила возвышенная любовь. Члены Академии делились на две группы: старшие - ученые и преподаватели и младшие - ученики, потому что, по мнению Платона, настоящая философия может существовать только в условиях постоянного диалога между учителями и учениками в стенах школы.

Необходимым элементом системы преподавания в Академии была диалектика. Но под ней подразумевалась не техника спора (как это было принято во времена Платона), а духовное упражнение, предполагающее внутреннее преображение. Подлинный диалог возможен лишь тогда, когда говорящие стремятся к диалогу. Диалог учит не навязывать другому человеку свое мнение, но ставить себя на место другого и преодолевать ограниченность собственной точки зрения. И, преодолевая самих себя, получить опыт стремления к истине и Благу. Таким образом, важен был даже не столько предмет диспута, сколько сама возможность преображения человека.

Философский образ жизни

Основной задачей педагогической деятельности Платона было формирование гармонично развитого человека - через каждодневные усилия и философский образ жизни. Платон так описывает этот образ жизни: нужно возлюбить добродетель больше удовольствий, отказаться от чувственных наслаждений, соблюдать, в частности, умеренность в пище, каждодневно жить так, чтобы иметь над собой как можно большую власть.

В Академии практиковались и духовные упражнения, к ним можно отнести подготовку ко сну, о которой Платон говорит, когда заводит речь о неосознанных желаниях, о страшных и диких побуждениях к насилию, что таятся в каждом человеке. Чтобы не иметь подобных сновидений, нужно вечером, отходя ко сну, всякий раз готовить себя, пробуждая разумное начало души с помощью внутренней речи и рассуждений о возвышенных предметах и предаваясь размышлениям. Спать Платон советовал немного: А кто из нас больше всего заботится о разумности жизни, тот пусть по возможности дольше бодрствует, соблюдая при этом то, что полезно его здоровью. Если это войдет в привычку, то сон людей будет недолог.

Другое упражнение заключается в том, чтобы в несчастьях сохранять спокойствие и не возмущаться; для этого следует призывать на помощь максимы, способные изменить нашу внутреннюю настроенность. Так, мы должны объяснять себе, что хорошая и плохая сторона этих несчастий нам неизвестны, что роптание ни к чему не приведет, что из человеческих дел ни одно не заслуживает особо серьезного к нему отношения и надо, словно при игре в кости, принимать вещи, как они есть, и поступать сообразно тому, что выпало нам на долю.

Таким образом, духовные упражнения, практикуемые учениками Академии, представляли собой телесную и духовную аскезу: преодоление страстей ради очищения ума и развития познавательных способностей.

С Академией связывается подлинное рождение математики. Геометрия и другие математические науки имели первостепенное значение в обучении. Но они составляли только первый этап в формировании будущего философа. Они выполняли и своего рода этическую функцию, так как позволяли очистить ум от чувственных представлений.

Академия Платона была братством людей, единство которых состояло в выборе единого образа жизни, формы жизни, данной великим учителем. Академия будет славиться среди потомков как достоинствами своих учеников, так и совершенством своей организации. Память об этой философской школе сохранится во всей последующей истории философии, и платоновская Академия станет образцом для подражания многих других школ.

Источник

образовательное учреждение древних Афин, основанное около 387/388 года до н.э. «Академией» назвали как район со священной рощей Академа, так и построенный в ней гимнасий (спортивное сооружение) и школу Платона, занимавшую часть этого гимнасия.


Академия, бывшая изначально районом, ограниченным холмом Иппиос Колон (современная улица Ленорман) на востоке и рекой Кифисос на севере, получила название от имени местного героя Академа (Ἀκάδημος) или Экадема (Ἑκάδημος), имевшего отношение к культам Прометея и Гефеста. Сюда из Афин, а именно, из и его Дипилонских ворот, вели две дороги – Панафинейская (совр. улица Саламинос) и ответвление Священного тракта (совр. улица Платеон), вдоль которых находилось городское общественное кладбище (δημόσιον σῆμα). Большое количество ранних захоронений было обнаружено и в самом районе Академии вокруг будущего гимнасия. Интересно, что это место очень хорошо подходило для строительства гимнасия, но при этом сам его покровитель Академ не имел никакого отношения к спорту.

В районе Академии стояли различные алтари и практиковались многие культы, особенно, культ Афины. От местного алтаря Прометея и Гефеста начиналось соревнование по бегу с факелами , имевшее сакральное значение (см. ниже). Также в роще стояли алтари Геракла и Гермеса и росли священные оливы, охраняемые Зевсом Мариосом. Во время правления Писистрата перед входом в Академию был построен алтарь Эроса, а когда Платон основал здесь свою школу, то, как считается, поставил алтарь Муз . Благодаря соревнованиям по бегу и большому количеству различных культов, это священное место пользовалось уважением и популярностью.

Карта древних Афин с тремя первыми гимнасиями — Академией, Ликеем и Киносаргом

Хотя полноценные спортивные сооружения были построены здесь при Кимоне (510 – 450 до н.э.), простейший гимнасий на территории Академии появился ещё в Архаический период (VII – VI вв. до н.э.). В VI в. до н.э. Гиппарх огородил эту Академию дорогостоящей стеной, руины которой сейчас, возможно, обнаружены. Археологами была найдена и более поздняя стена размером 450 х 300 метров, по которой удалось определить границы Академии как гимнасия. При Кимоне в Академию была проведена вода и проложены прогулочные дорожки. За свой счёт он превратил её из святилища, в котором занимались спортом лишь привилегированные семьи, в место для занятий и отдыха для всех. Таким образом, Кимон первым в Афинах создал в подходящей местности дорожки для бега, то есть создал первый настоящий гимнасий. Об этом и более раннем гимнасиях практически ничего не известно.

Схема гимнасия Академии

Во время Панафиней и других праздников в честь павших воинов, похороненных на общественном кладбище, проходил бег с факелами , начинавшийся в Академии и завершавшийся у Дипилонских ворот. Неизвестно, когда и как зародился этот ритуал, однако к пятому веку до н.э. этот бег мог приобрести и спортивный аспект. Аристофан (444 – 380 до н.э.), например, в своих записях жаловался, что панафинейский бег с факелами в его дни стал неудовлетворительным из-за недостаточной тренированности юношей.

Гимнасий Академии в наши дни

Резервуар для воды в палестре гимнасия

В V – IV века до н.э. в Академии квартировали афинские и иностранные войска , для размещения которых было достаточно места и воды. Царь Спарты Павсаний располагался здесь лагерем в 405 году до н.э., а около 370 года до н.э. афинский военачальник Ификрат распорядился о том, чтобы его людей кормили в Академии. Древнегреческий писатель Ксенофонт (430 – 356 до н.э.) упоминал конные процессии в таком ключе, как будто бы они проходили здесь регулярно. Здесь проводились манёвры, похожие на антиппасию (состязания кавалерии), но при этом присутствовал буле (совет), то есть, это были, скорее, показательные военные выступления. Таким образом, Академия, кроме исполнения традиционных религиозных и атлетических функций, была ещё и местом проведения военной подготовки.

Неизвестная огороженная постройка к северо-востоку от гимнасия

Платон и его Академия

Платон (428 – 348 до н.э.), сын Аристона и Периктионы, происходил из богатой афинской семьи. В IV веке до н.э. он и македонский философ Аристотель сформулировали две разные, но взаимодополняющие системы взгляда на мир и человека. Эти философские системы, ставшие основой западной мысли на следующие 2500 лет, преподавались в двух разных , считающихся теперь первыми университетами в истории человечества.

Учитель Платона, Сократ, был казнён в 399 году до н.э. и в первое время философия Платона являлась простой трансляцией идей Сократа , что очевидно из его «Диалогов». В более зрелый период Платон, использовав диалектический метод, сформулировал свою «теорию идей», в которой говорилось, что изменчивый видимый мир вокруг нас является отражением единого неизменного настоящего мира совершенных высших идей.

Северо-восточная часть гимнасия

В 388 году до н.э. Платон выбрал гимнасий Академии для размещения своей философской школы. Возможно, Академия привлекла его, поскольку была приятным местом отдыха вдали от города, или же потому, что здесь собирались юноши из лучших семей Афин, у которых было время и деньги на высшее образование. Историк философии Диоген Лаэртский писал, что Платон сперва преподавал в Академии, пригородном гимнасии, а позже – в своём собственном саду в прилегающем районе Иппиос Колон. «Философия », которой он учил, включала все дисциплины, называемые сейчас «гуманитарными» и «физико-математическими». Очень мало что известно об организации этой школы, но, вероятно, она была довольно простая. Платон не достраивал никаких зданий к имевшемуся гимнасию и его школа не была школой в современном понимании этого слова – это было просто регулярное общение учителя и учеников, которые ставили проблемы и решали их. Таким образом, образовательная функция Академии не заменила функцию физической подготовки, а лишь дополнила, и это место осталось, прежде всего, гимнасием.

Северо-восточная часть гимнасия

Академия и её священная роща были уничтожены римским генералом Суллой, напавшим на Афины в 86 году до н.э., однако в этом же или в следующем веке её гимнасий был восстановлен. Академия Платона просуществовала около 1000 лет, пережив наивысший расцвет в период так называемого «Неоплатонизма» (III – IV вв.). Она закрылась лишь в 529 году , когда эдикт императора Юстиниана I запретил все образовательные центры в Афинах.

Постройка неизвестного назначения В2

Труба из постройки В2

Археологический парк Академия Платона

Положение академии Платона точно известно не только благодаря античным письменным источникам, но и благодаря обнаруженному на северо-восточном углу гимнасия пограничному столбу.

С 1929 по 1940 годы на месте Академии Платона начались первые археологические раскопки , спонсировавшиеся Панагиотисом Аристофроном (Παναγιώτης Αριστόφρων). Работы возобновились в 1955 году и продолжаются по настоящее время.

Карта Академии

На сегодняшний день открыто три наиболее важных района (см. карту):

А1 на улице Kratylou это построенный из глинобитного кирпича «Священный дом » конца VIII века до н.э., получивший такое название, поскольку в нём лежал жертвенный пепел, кости животных и керамические черепки позднего Геометрического периода. В 150 метрах к юго-западу от него было обнаружено более 200 ваз и чаш, которые, вероятно, были связаны с неким ритуалом возлияния. В 30 метрах к востоку был раскопан фундамент ещё одного прямоугольного, возможно, жилого, дома Геометрического периода.

Священный дом, вид с запада. Фотография Археологического общества

А2 рядом с А1 это руины маленького апсидального дома Доисторического периода (около 2500 до н.э.), который был назван «дом Академа ». Археолог Ставропулос (Σταυρόπουλος) предположил, что это здание было обнаружено афинянами в VIII веке до н.э. и связано ими с героем Академом, для которого рядом они построили «Священный дом». Эти два здания, возведённые до появления гимнасия, сейчас вновь засыпаны землёй .

А3 это длинная невысокая стена с подстенками, которую в настоящее время ассоциируют с упоминавшейся в античных источниках стеной Гиппарха. Её следы и стелы с надписью «Хорос [пограничный камень] Академии» были найдены и в других частях этого района.

В1 это гимнасий I в. до н.э. – I в. н.э. Сохранилась часть его палестры (большого прямоугольного двора) и окружающих её длинных узких помещений. На северной стороне под крышей можно увидеть резервуар для воды, использовавшейся спортсменами для умывания после тренировок.

Палестра гимнасия Академии

В2 часть этого же гимнасия неизвестного назначения, расположенная между палестрой и церковью Святого Трифона.

Здания В2

Г это частично сохранившееся большое (40 х 40 метров) квадратное перистильное здание , расположенное между улицами Platonos и Efklidou, которое датируется второй половиной IV века до н.э. Его структура и функции неизвестны, но, возможно, оно относилось к школе Платона. К северо-востоку от этого здания были обнаружены фрагменты керамических метоп с рисунками и антефиксы (вертикальные пластины – рассекатели воды), датирующиеся второй половиной VI века до н.э., что свидетельствует о существовании здесь более раннего общественного здания.