Восприятие размера. Восприятие размера (величины) Виды зрительных иллюзий

Иллюзии часто приводят к совершенно неверным количественным оценкам реальных геометрических величин. Оказывается, что можно ошибиться на 25 % и больше, если глазомерные оценки не проверить линейкой.

Глазомерные оценки геометрических реальных величин очень сильно зависят от характера фона изображения. Это относится к длинам (иллюзия Понцо), площадям, радиусам кривизны. Можно показать также, что сказанное справедливо и в отношении углов, форм и так далее.

Иллюзия Понцо - оптическая иллюзия, впервые продемонстрированная итальянским психологом Марио Понцо (1882-1960) в 1913 году. Он предположил, что мозг человека определяет размер объекта по его фону. Понцо нарисовал два одинаковых отрезка на фоне двух сходящихся линий, наподобие уходящего вдаль железнодорожного полотна. Верхний отрезок кажется крупнее, поскольку мозг интерпретирует сходящиеся линии как перспективу (как две параллельные линии, сходящиеся на расстоянии). Поэтому мы думаем, что верхний отрезок расположен дальше, и полагаем, что его размер больше. Кроме сходящихся линий силу эффекту добавляет уменьшающееся расстояние между промежуточными горизонтальными отрезками.

Некоторые исследователи [кто? ] полагают, что лунная иллюзия является примером иллюзии Понцо , в которой деревья, дома и другие детали ландшафта играют роль сходящихся линий. Объекты переднего плана заставляют наш мозг думать, что Луна больше, чем она есть на самом деле.

Данный тип зрительных иллюзий также возникает при использовании устройства сенсорного замещения. Однако для его восприятия необходимо наличие подобного визуального опыта, поскольку люди с врождённой слепотой не чувствительны к нему.

Перевёртыш - вид оптической иллюзии, в которой от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта. Одной из таких иллюзий является «уткозаяц»: изображение может трактоваться и как изображение утки, и как изображение зайца.

1. Введение

2. Общая характеристика восприятия

3. Общая характеристика зрительных иллюзий

4. Иллюзии восприятия размера

5. Иллюзии искажения

6. Иллюзии, возникающие из-за меняющегося рельефа и зависящие от перспективы

7. Иллюзии, возникающие вследствие фона, на котором расположена фигура

8. Портретные иллюзии

9. Иллюзии при движении объекта

10. Иллюзии и влияние знания об объекте на восприятие

11. Иллюзии и влияние предыдущего опыта на восприятие

12. Другие типы иллюзий

13. Список литературы

Введение:

Темой моей работы являются иллюзии восприятия. Согласно определению «Психологического словаря», иллюзии восприятия (от лат. illusere – обманывать) частных признаков тех или иных предметов.

Наиболее многочисленной группой иллюзий восприятия являются пространственные зрительные иллюзии.

Единства по вопросам классификации иллюзий в психологической литературе не существует.

В своей работе я классифицировала иллюзии следующем образом:

1. Зрительные иллюзии:

a) иллюзии восприятия размера;

b) иллюзии искажения

c) иллюзии, возникающие из-за меняющегося рельефа и зависящие от перспективы

d) иллюзии, возникающие вследствие фона, на котором расположена фигура

e) портретные иллюзии

f) иллюзии при движении объекта

g) иллюзии восприятия цвета

2. Другие иллюзии:

а) слуховые иллюзии;

в) прочие иллюзии

Общая характеристика восприятия:

Восприятие - весьма сложный, но вместе с тем, единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас. Это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов.

Допустим, мы наблюдаем играющего ребенка. Он занимает определенное место в пространстве, находится от нас на определенном расстоянии и в определенном направлении; мы видим его то движущимся, то неподвижным, мы знаем, что можем до него дотронутся, в отличие, например, от неба. На нем одежда определенных цветов. Если он сталкивается с небольшим предметом, у нас создается впечатление, что ребенок является причиной его движения. Все это воспринимается нами при помощи зрения. Но мы также слышим его смех, и этот звук имеет определенную высоту, громкость и тембр и исходит из определенной части пространства. Мы воспринимаем его в совокупности свойств, а из нашего прошлого опыта мы знаем, что перед нами - ребенок.

Процесс восприятия протекает в связи с другими психологическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (мы можем осознать, что перед нами только когда воспринимаемому образ мы можем его назвать: ребенок), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной форме произвольно организуем процесс восприятия).

Восприятие может быть не совсем адекватным, объект по разным причинам может восприниматься искаженно или двойственно.

Общая характеристика зрительных иллюзий:

Искажения зрительного образа иначе называются зрительными иллюзиями.Это неправильное или искаженное восприятие величины, формы и удаленности предметов. Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т. д., но и физическими факторами и явлениями: освещенностью, положением в пространстве и др.

Тот факт, что огромное большинство людей получают иногда одинаковые ошибочные зрительные впечатления, говорит о достаточной объективности нашего зрения. Подавляющее большинство иллюзий зрения возникает не из-за оптического несовершенства глаза, а из-за ложного суждения о видимом, поэтому можно считать, что обман здесь возникает при осмыслении зрительного образа. Такие иллюзии исчезают при исключении некоторых факторов, мешающих правильному восприятию.

Иногда иллюзии зрения появляются вследствие особых условий наблюдения, например: наблюдение одним глазом, наблюдение при неподвижных осях глаз, наблюдение через щель и т. п. Такие иллюзии исчезают при устранении необычных условий наблюдения.

Наконец, известен ряд иллюзий, обусловленных и оптическим несовершенством глаза, некоторыми особыми свойствами различных анализаторов, участвующих в зрительном процессе (сетчатка, рефлексы нервов).

Закройте левый глаз и посмотрите на фигуру, изображенную слева, правым глазом, держа рисунок на расстоянии 15-20 см. При некотором положении рисунка относительно глаза изображение правой фигуры перестает быть видимым.

В 1668 г. известный французский физик Э. Мариотт открыл феномен «слепого пятна». В том месте, где в глаз входит зрительный нерв, сетчатая оболочка глаза не имеет светочувствительных окончаний нервных волокон. Поэтому изображения предметов, попадающие на это место сетчатки, не передаются в мозг и, следовательно, не воспринимаются. Слепое пятно, казалось бы, должно мешать нам видеть весь предмет, но в обычных условиях мы этого не замечаем. Во-первых, потому что изображения предметов, приходящиеся на слепое пятно в одном глазу, в другом проектируются не на слепое пятно; во-вторых, потому, что выпадающие части предмета невольно заменяются образами соседних частей или фона окружающими этот предмет.

Иллюзии восприятия размера:

На рисунке белый квадрат на черном кажется больше черного квадрата на белом фоне. На самом деле фигуры одинаковы. Эта иллюзия объясняется явлением иррадиации (по-латыни - неправильное излучение): светлые предметы на темном фоне кажутся больше своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Это происходит вследствие несовершенства хрусталика. Зная о данном свойстве черного цвета скрадывать размеры, дуэлянты в XIX веке предпочитали стреляться именно в черных костюмах в надежде на то, что противник промахнется при стрельбе.

Мы воспринимаем объекты целостно, вместе с окружающими их другими объектами, фоном или обстановкой. И этим объясняется самое большое количество зрительных иллюзий, встречающихся в практике.

Часто иллюзии объясняются тем, что свойства фигуры мы ошибочно переносим на ее части.

Отрезки на рисунке равны, хотя верхний и кажется больше (иллюзия Мюллера-Лайера).

Еще один пример иллюзии подобного рода: параллелограмм Зандера (1926).

На самом деле отрезки AB и BC равны.

Зрительные иллюзии могут возникать вследствие так называемого общепсихологического закона контраста, т. е. из-за взаимосвязи фигур с другими фигурами.

На рисунке круг, примыкающий ближе к сторонам острого угла, кажется больше, чем другой, тогда как их размеры одинаковы.

На рисунке внутренний круг слева кажется больше правого внутреннего круга.

Еще один пример контекстной иллюзии: человек рядом с великаном кажется меньше фигуры на заднем плане, хотя это одна и та же фигура, помещенная на рисунок без изменения размера.

Причина некоторых иллюзий восприятия размера кроется в недостаточной способности зрительного аппарата выделить часть из целого - в виду сложности обстановки. Например, в беспорядке линий одного цвета, яркости и толщины не сразу можно выделить (распознать) какую-то определенную фигуру.

Особым типом иллюзий восприятия размера является переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными, свойственная большинству людей.

Если предложить ряду лиц начертить вертикальную и горизонтальную линии одинаковой длины, то в большинстве случаев начерченные вертикальные линии будут короче горизонтальных.

Вот два примера иллюзий переоценки вертикальных линий:

Вертикальная линия воспринимается как более длинная.
Если же смотреть на рисунок одним глазом, то эффект несколько уменьшается

Посмотрите на цифры «3» и «8». Вам кажется, что верхняя половина каждой цифры равна нижней.

Перевернем эти цифры.

Разница в размере верхних и нижних половин становится очевидной.

Кроме того, вертикальные параллельные линии при значительной их длине обычно кажутся в верхней части слегка расходящимися, а горизонтальные - сходящимися.

К рассматриваемой группе иллюзий относятся также иллюзии заполненного пространства. Заполненное пространство, по которому глаз скользит горизонтально, удлиняется. Так, например, на море все расстояния кажутся меньшими, так как беспредельный простор моря является пространством неподразделенным. Здания, украшенные фигурами и орнаментами, кажутся нам больше своей действительной величины.

Ещё во времена античности людей приводил в замешательство тот факт, что на горизонте луна и солнце кажутся больше, чем когда они находятся высоко в небе. Этот обман зрения получил название иллюзии луны . Эффект состоит в том, что наличие земли создает впечатление, что луна у горизонта находится дальше, чем луна в зените, так как заполненное пространство между наблюдателем и горизонтом создает впечатление большей протяженности, чем незанятое пространство между наблюдателем и небом над головой. Поэтому нам кажется, что луна на горизонте выглядит больше, чем взошедшая луна.

Восприятие формы

Любой предмет имеет определенный внешний вид, называемый формой. Форма олицетворяет качественное своеобразие совокупности геометрических параметров предметов (плоских и объемных). Восприятие плоскостной формы состоит в различении очертаний предмета, его контура. При этом граница не просто выделяется, но взор (или рука при осязании) движется вдоль этой границы, а в наиболее информативных местах совершает многочисленные возвратные движения.

Восприятие трехмерной формы включает восприятие удаленности, объемности. Ролью глубинных ощущений объясняется ряд зависимостей между воспринимаемой формой, удаленностью и величиной предметов. Так, восприятие близких предметов насыщенно глубинными ощущениями, поэтому они кажутся меньшими по сравнению с точно такими же, но расположенными немного дальше. При отдалении от зрителя объемные предметы кажутся все более и более плоскими, поскольку ослабевают глубинные ощущения. Так, куб вблизи кажется вытянутым в направлении от наблюдателя, а вдали - сплюснутым.

Принципиально форму предметов возможно воспринимать, помимо зрения, осязания и кинестезий (в первую очередь через движения рук в целом), и с помощью слуха, что доказывают способности летучих мышей, дельфинов и других животных, использующих для ориентации в пространстве эхолокацию. Но человек такими способностями не обладает. 1

Восприятие размера (величины)

Величина предметов с помощью зрения определяется, во-первых, величиной их изображений на сетчатке глаза и, во-вторых, оценкой их удаленности от наблюдателя. Четкое видение различно удаленных предметов, а соответственно, определение их истинной величины осуществляется с помощью двух физиологических механизмов: аккомодации и связанной с ней конвергенции.

Аккомодация - это изменение переломляющей способности хрусталика глаза путем изменения его кривизны. При рассматривании близких объектов линза хрусталика становится более выпуклой, далеких - более плоской. С возрастом эластичность и подвижность хрусталика уменьшается, вследствие чего развивается дальнозоркость.

Конвергенция - это сведение зрительных осей на фиксируемом объекте. Связана с аккомодацией.

Комбинация двух факторов - величины изображения на сетчатке и напряжения глазных мышц сигналом размера воспринимаемого предмета.

Зрительное восприятие величины нередко приводит к ошибкам в оценке истинных размеров предметов. Одна из наиболее типичных ошибок - переоценка вертикальных размеров. Это происходит потому, что вертикальное движение глаз сопровождаются рефлекторной дивергенцией, требующей для удержания взора на предмете компенсаторных усилий по обратной конвергенции. Дополнительные мышечные усилия «зачитываются» мозгом (и психикой), как дополнительный размер или приближение объекта к наблюдателю.

С этим же эффектом связана известная «иллюзия луны»: на горизонте луна кажется большего размера, чем в зените. Со времен Птоломея считается, что это явление как-то связано с кажущейся удаленностью. Наиболее тщательное исследование этого феномена было предпринято Е. Борингом. Сейчас этот факт объясняется возникновением при рассматривании луны в зените тех самых дополнительных усилий глазных мышц, необходимых для удержания исходной конвергенции. Это, в свою очередь, является признаком уменьшения расстояния до объекта. Если теперь луна в зените представляется ближе, чем на горизонте, то величина ее кажется меньше, так как размер сетчаточного образа не изменился. 1

Еще один вид ошибок при зрительном восприятии величины связан с нашими социальными установками. Общая тенденция такова: социально значимые объекты представляются нам большими по размерам, чем равные им по величине, но менее значимые.

Схема переноса кислорода гемоглобином. Hb - гемоглобин hb+o2 hbo2 hbo2 hb+o2 hbco2 hb + CO2 hb + CO2 hbco2. Подумайте! Урок биологии, 8 класс. Но миллионы кораблей выходят из гаваней вновь в плавание». Молекула гемоглобина. Цель урока: Плазма; Сыворотка; Тромб; Фибрин; Фибриноген; Фагоцитоз; Свертывание крови; Фагоцитоз - процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов, других чужеродных веществ. Тема урока:

«Первоцветы» - Зачем первоцветы так рано цветут весной? Цель исследования. Сроки зацветания ветреницы дубравной происходит на 1 – 12 году жизни в апреле – мае. Особенная примета ранней весны- ранневесеннее зацветание подснежников. Цветок одиночный, околоцветник белый, из 6 красноватых снаружи листочков. Вывод: в среднем в окрестностях д. Архипята ветреница дубравная зацветает 20 апреля.

«Пищеварительная система организма» - В тонкой кишке в основном и происходит процесс пищеварения. Является производным задней кишки. Условно выделяют три отдела пищеварительной системы. Состав пищеварительной системы. Передний отдел включает органы ротовой полости, глотку и пищевод. Функции пищеварительной системы. Передний отдел пищеварительной системы. Жиры. Органы пищеварительной системы. Пищеварение и пищеварительная система. Пищеварение.

«Биология 8 класс Пищеварение» - Желудочный сок. Производственные помещения. рефлекторная дуга БАВ пищи слизистая оболочка. Действие желудочного сока. Система управления. Внутреннее строение желудка. Производственный процесс. Квалифицированные кадры. Человек. 8 класс». Производственное оборудование. 37-39о, hcl. ПИЩЕВЫЕ пищеварение ПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ ВЕЩЕСТВА. Безусловные рефлексы кровь Условные. М.: Дрофа, 2005 г.), заполните таблицу.

«Органы рыб» - Вопросы для повторения. Как проходит и изменяется пища в организме рыбы? Органы кровообращения. Объясните, почему рыба, вынутая из воды гибнет. Органы пищеварения рыбы. Питание, дыхание, кровообращение рыб. Из каких камер состоит двухкамерное сердце рыб? Биология, 8 класс. Как и чем питаются рыбы? Органы дыхания.

«Значение витаминов» - Значение витамина С Участвуют в окислительно - восстановительных процессах. Участвуют в кроветворения. Значение витаминов группы В Участвуют в работе окислительных ферментов. Основное содержание Что такое витамины? Предохраняет от ненужного окисления клеточные мембраны и другие важные органоиды клетки. Участвуют в важнейших процессах синтеза и распада веществ. Какие витамины существуют? Витамины. Цель работы: выяснить, зачем нужны витамины. Участвуют в обмене аминокислот.