Психолого-педагогические умения воспитателя и их формирование. Профессиональные качества воспитателя детского сада. Каким должен быть воспитатель детского сада Профессиональные черты личности педагога

Педагогическое мастерство.

Профессия педагога одна из самых важных и значимых. Воспитатель – это призвание. Нужно хотеть и уметь постоянно проживать детство с каждым ребенком на работе, смотреть на мир глазами детей, удивляться, познавать новое, помогать в трудную минуту, поддерживать – вот главная задача педагога. Для этого следует быть творческим, креативным, коммуникабельным человеком, способным прогнозировать, оценивать результаты своей работы, создавать условия для развития детей.

Воспитанность - уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью сформированности общественно значимых качеств.

Многие люди думают: как хорошо работать в детском саду, я бы тоже так хотела. Работа в 2 смены: пришел-поиграл с детьми, покушал, днем прилег отдохнуть, вечером снова поиграл, поужинал и пошел домой. Не работа, а сказка.

Однако, быть педагогом дошкольной организации очень непросто.

Воспитателем может быть только человек с большой буквы, так как «воспитание»- это искусство. А искусство воспитания возможно только на примере, на практике.

Можно получить не один красный диплом с отличием, быть талантливым теоретиком, но не быть хорошим практиком и педагогом.

В современном обществе на плечи воспитателя ложится большая ответственность по воспитанию подрастающего поколения. Требования педагогу с введением ФГОС ДО очень высокие. Не смотря эти требования, педагог должен быть терпеливым, доброжелательным, справедливым, толерантным, эрудированным, чутким, так как в коллективе приходится работать не только с детьми и коллегами, но и с родителями, которых приходится уважать, консультировать, поддерживать, выслушивать.

Родители в современном мире очень начитанные и грамотные люди. В век информатизации и компьютеризации, наши родители, прочитав в сети интернет разнообразные консультации, переписываясь в чатах, считают, что знают о развитии и воспитании детей ВСЁ.

Невозможно приготовить вкусный обед, связать красивый шарф, научиться кататься на велосипеде без теории. Так и родители, не зная условия физического и психического развития ребенка, не владеющий методами и приемами обучения и воспитания, не могут воспитать истинного человека.

Постоянное развитие и обновление системы дошкольного воспитания, предъявляют высокие требования к профессиональной подготовленности воспитателя, заставляют педагога постоянно повышать свое педагогическое мастерство.

Педагогическое мастерство педагога проявляется в постоянном поиске творческих подходах к детям, выборе средств воздействия на детей и родителей. Помимо этого, воспитатель должен быть мудрым, всезнающим, артистичным, владеющим профессиональными знаниями, умениями при обучении и развитии дошкольников.

Что же должен уметь делать педагог? Можно назвать множество глаголов – действий, относящиеся к педагогу: петь, танцевать, рисовать, учить, узнавать, рассказывать, объяснять, сравнивать, анализировать и другие действия.

Важно отметить, что педагог должен обладать огромным чувством терпения, так как оно является важным профессиональным качеством.

Педагогическое мастерство проявляется волевыми качествами педагога, его инициативностью, настойчивостью, целеустремленностью, решительность и самостоятельностью.

Мастерство педагога связано с умением видеть реакцию детей, родителей, коллег, изменять при необходимости педагогическую ситуацию, уметь сотрудничать, адекватно реагировать на требования и взаимоотношения.

Консультация для сотрудников ДОУ

на тему «Педагогическое мастерство воспитателя»

«Умение воспитывать - это все – таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины. Беда искусства воспитания в том, что научить воспитывать можно только в практике на примере. Как бы человек успешно ни кончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом».

А. С. Макаренко.

Дошкольный период в жизни человека является очень важным, и воспитатель несет весьма немалую ответственность за воспитание подрастающего поколения. Воспитатель – это самый первый учитель, которого встречает ребенок после мамы и папы. Хороший воспитатель будет отдавать детям только самые лучшие знания и умения, вкладывать в них свою душу. Это весьма нелегкий труд, отнимающий массу не только душевных, но и физических сил. А главной наградой для воспитателя является результат его трудов, счастливые дети и довольные родители.

Выпускники педагогических вузов начиная работать с детьми, очень часто испытывают трудности с проведением воспитательной работы в детском коллективе. Мастерство воспитателя оказывается весьма нелегким процессом, нежели мастерство обучения, которое выступает одним из средств воспитания личности, развития его интеллектуального потенциала, нравственного совершенства, эстетической чуткости и образованности, трудолюбия и умения трудиться.

Современное дошкольное образование довольно быстро развивается и совершенствуется, в связи с чем, и воспитатель обязать постоянно поддерживать свои профессиональные навыки, развивая педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство - это самый высокий уровень педагогической деятельности, который проявляет себя в творчестве воспитателя, в его постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем. В каждом отельном случае мастерство воспитателя и есть творчество. Каждый педагог ищет свои способы воздействия на детей в той или иной ситуации. В работе с детьми не может быть шаблоном и однообразия. Творческий характер педагогической деятельности побуждает педагога к изучению и заимствованию передового опыта коллег, делает его чувствительным к инновациям в области образования. Отсутствие творчества воспитателя негативно сказывается на развитие детей.

А.С.Макаренко, рассматривая работу воспитателя, говорил, что деятельность воспитателя есть, в сущности, деятельность организатора. И мастерство воспитателя не что иное, как мастерство организатора жизни детей. Мастерство – это умение создавать педагогические ситуации, стимулирующие эффективное развитие детей. Не сиюминутное решение вопросов в паре «воспитатель-ребенок», а организация творческой коллективной деятельности способны создавать условия для воспитательного воздействия на коллектив и каждую личность.

Педагогическое мастерство – это высокое искусство воспитания и обучения детей. Знания и основанные на них умения – это основа содержания мастерства воспитателя. К важным умениям воспитателя относятся: «умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в мире детей, каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях; умение анализировать соотношение «цель- средства - результат» применительно к ситуации; умение требовать и доверять; умение быстро ориентироваться и переключать внимание; умение играть с детьми; умение оценивать ситуацию с различных сторон; умение из многообразия педагогических фактов выделить существенное; умение в случайном факте увидеть существенное; умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородным приемами воздействия; умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями».(Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Кн.для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1985. – С. 418-419.)

Воспитатель обязан быть внимателен к окружающей обстановке, предвидеть любую мелочь, которая может быть опасна для жизни и здоровья детей. Педагог должен быть тактичным, соблюдать меры приличия, уметь держать себя подобающим образом, не ввязываться в ссоры с родителями, следить за своей речью, так как дети способны подражанию, не ущемлять детей, их родителей. Воспитатель должен уметь видеть, слушать, чувствовать детей, понимать их психическое состояние, переключать с одного вида деятельности на другую. Оптимизм весьма важен в работе воспитателем. Столкнувшись с трудностями педагогического процесса, он не опускает руки, а ищет способы их решения. Никогда не следует плохо отзываться о ребенке, жаловаться родителям, чтобы они принимали необходимые меры, а наоборот, верить в возможности каждого воспитанника, подбадривать и поощрять ребенка в его стремлении быть хорошим. В этом мудрость воспитания.

Педагогическая деятельность воспитателя является достаточно многогранной и интересной, а для развития своего мастерства требуется постоянное совершенствование различных умений и навыков в работе с детьми. Эти умения можно условно поделить на конструктивные, коммуникативные, гностические, организаторские и специальные.

Конструктивная и проектированная деятельность предполагает прогнозирование развития ребенка в условиях дошкольного учреждения, подбор индивидуальных методов работы с ним.

Коммуникативные умения – это способность воспитателя находить быстрый контакт как с детьми, так и с родителями.

Гностические умения – это умения, с помощью которых воспитатель изучает ребенка и весь детский коллектив. Изучение ребенка необходимо для более углубленного знания его внутреннего мира и возможностей в целом, что является весьма важным в решении возникших проблем воспитания и развития воспитанника.

Организаторские умения предусматривают систему действий воспитателя и воспитанников по выполнению разнообразных видов деятельности.

Аналитическая деятельность – это анализ проделанной работы, с целью корректировки дальнейшего учебно-воспитательного процесса.

К специальным умениям воспитателя относятся: способность к пению, чтению стихов, актерское мастерство и навыки садовника по выращиванию растений, а также масса других интересных занятий.

Многогранно развитый воспитатель всегда вызывает только восхищение, как у детей, так и у родителей.

Каждый педагог должен обладать уникальными умениями передачи своих знаний детям. Воспитатель должен заниматься самообразованием, интеллектуально развиваться, постоянно использовать новые технологии в своей работе с детьми. Мастерство воспитателя в каждом отдельном случае есть творчество. Педагог ищет и находит творческие решения в подходе к детям, в выборе средств воздействия на воспитанников.

Тема “Педагогическое мастерство воспитателя”

Дата проведения: сентябрь 2013 год

Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности воспитателей; показать свои знания в области дошкольной педагогики, психологии, методиках дошкольного образования и воспитания; развивать творческое воображение, сплоченность; формировать способность быстро и логически мыслить, культурно общаться, умение работать в коллективе с коллегами, объединенными одной задачей; вызвать интерес к здоровому соперничеству.

Мастерство - это то, чего можно добиться, и как могут быть

известны мастер - токарь, прекрасный мастер - врач,

так должен и может быть прекрасным мастером педагог.

А. С. Макаренко

Ведущий .: Одна из главных задач современной системы дошкольного образования - повышение качества воспитательно-образовательной работы, создание условий для творческой самореализации личности каждого ребенка. Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров.

К работе дошкольных учреждений сегодня предъявляются все более высокие требования. Эти требования преломляются в систему задач, стоящих перед педагогами ДОУ, так как уровень и характер достижений ребенка зависят, прежде всего, от профессиональной компетентности педагога, его умения работать над собой, постоянно совершенствоваться профессионально. Воспитатель - не только профессия. Это высокая миссия, предназначение которой - формирование личности маленького человека.

Ведь именно воспитатель детского сада изо дня в день раскрывает дошкольникам секреты окружающего мира, учит любить и беречь свою семью, близких людей, Родину, вместе с воспитанниками переживает их неудачи и радуется новым открытиям. Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности, педагог, владеющий педагогическим мастерством.

И вот, в связи с решением одной из задач нашего годового плана (которая звучит так: способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов) сегодня на базе нашего учреждения проводится 1 педагогический совет в виде ВИКТОРИНЫ на тему “Педагогическое мастерство воспитателя” .

Давайте разделимся на две команды. Соревноваться будут две команды воспитателей. Придумайте название команды. Итак, Уважаемые коллеги поприветствуем команду Дружба и ее участников и команду - соперница Улыбка и ее участников.

1 задание: игра “Аббревиатуры”. Данная игра поможет вам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации упражняет ваше воображение, демонстрирует знание окружающей реальности и интеллектуальное развитие (предлагаю участникам расшифровать ряд распространенных аббревиатур):

I-ая команда

II-ая команда

РФ - Российская Федерация

СНГ - Союз независимых государств

МЧС - Министерство чрезвычайных ситуаций

МВД - Министерство внутренних дел

КЗОТ - кодекс законов о труде

ГОСТ - государственный общесоюзный стандарт

МХАТ - Московский художественный академический театр (им. М.Горького)

НИИ - Научный институт исследования

ДДВ - детский дошкольный возраст

ДДМШВ - дети дошкольного и младшего школьного возраста

УВР - учебно-воспитательная работа

ДОУ - Дошкольное образовательное учреждение

ООН - Организация объединенных наций

АН - академия наук

ЛОР - Отоларингология

ОРЗ - острое респираторное заболевание

КГБ - Комитет государственной безопасности

НЛО - неопознанный летающий объект

2-е задание: предлагаю воспитателям названия образовательных программ, они должны определить комплексные и парциальные программы и направление работы по ним:

Направление

“От звука к букве” Е.В. Колесникова

Парциальная - подготовка к обучению грамоте

“Конструирование и художественный труд в детском саду” Л.В. Куцакова

Парциальная

“Кроха” Г.Г. Григорьева

Комплексная программа воспитания и развития детей раннего возраста

“Математические ступеньки”

Е.В. Колесникова

Парциальная - формирование математических представлений у детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет

Программа развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе “Школа 2100” (“Детский сад 2100”)

Комплексная

“Истоки” Л.А. Парамонова

Комплексная

“Цветные ладошки” И.А. Лыкова

Парциальная - художественно-творческое развитие

“Гармония” К.В. Тарасова

Парциальная - музыкальное развитие ребенка в дошкольном детстве

“Детство” В.И. Логинова

Комплексная

“Музыкальные шедевры О.П. Радынова

Парциальная - формирование основ музыкальной культуры

“Одаренный ребенок” Л.А. Венгер

Комплексная

“Ладушки” И.М. Каплунова

Парциальная - музыкальное воспитание

“Развитие” Л.А. Венгер

Комплексная

“Мы” Н.Н. Кондратьева

“Радуга” Т.Н. Доронова

Комплексная

“Программа воспитания и обучения в детском саду” М.А. Васильевой

Комплексная

“Планета - наш дом” И.Г. Белавина

Парциальная - экологическое образование

3-е задание «Пятью пять» .

В данном случае это означает, что обсуждаемых проблем – пять и в ответах (словах) на все вопросы данного тура (игры) тоже пять букв. Вот и получается шуточная закономерность – «пятью пять».

На листе ватмана пишутся темы (сектора) для обсуждения в данной игре:

а).Развитие речи;

б).Искусство;

в).Физическое воспитание;

г).Математика;

д).Окружающий мир.

Развитие речи

Вопросы:

  1. 1. Сказка о пользе коллективного труда? («Репка»)
  2. 2. Стихотворение, которое может тягаться с романом? (Поэма)
  3. 3. Сказочная соседка, боровшаяся за братскую любовь? (Герда)
  4. 4. Сброшюрованный листы печатного материала? (Книга)
  5. 5. «Подворотный» язык или специфический говор? (Сленг)

  1. Искусство /
  1. 1. Танец на пальцах? (Балет)
  2. 2. Небольшое музыкально-поэтическое произведение? (Песня)
  3. 3. Духовой клавишный музыкальный инструмент древнего происхождения, издающий «Громовые» звуки? (Орган)
  4. 4. Театральное представление, находящееся в промежутке между комедией и трагедией? (Драма)
  5. 5. Скоростной просмотр фотографий? (Фильм)

Физическое воспитание

  1. 1. Беготня на природе? (Кросс)
  2. 2. Спортивный конец? (Финиш)
  3. 3. Выбивание ковра с помощью человеческих лопаток? (Самбо)
  4. 4. Водяная палка – черпалка? (Весло)
  5. 5. Очень гладкое место для «коровьего танца»? (Каток)

Математика

  1. 1. Результат сложения / сумма/
  2. 2. Графическое выражение числа /цифра/
  3. 3. Математический знак при вычитании /минус/
  4. 4. Цифра из 5 букв / шесть/
  5. 5. Основное понятие математики – величина при помощи которой производится счёт /число/

Ознакомление с окружающим

  1. 1. Самая большая лужа? (Океан)
  2. 2. Черное золото? (Уголь)
  3. 3. Одним словом все растения – это /флора/
  4. 4. Ячейка общества /семья/
  5. 5. Населённый пункт / город/

Разминка для снятия эмоционального напряжения участников упражнение «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

4-е задание: угадать из какого произведения строки и кто является автором, в какой возрастной группе используется.

Для команды “Дружба”:

1. Зима недаром злиться,

Прошла ее пора,

Весна в окно стучится

И гонит со двора... (Федор Иванович Тютчев “Зима недаром злится...”, старшая группа )

2. ... Побежала мышка- мать,

Стала утку в няньки звать:

Приходи к нам тетя утка,

Нашу детку покачать... (Самуил Яковлевич Маршак “Сказка о глупом мышонке” I -ая младшая группа )

3. У старой медведицы было два сына... Решили они пойти по белу свету счастья искать... Наконец все припасы у них кончились... Набрели на большую круглую головку сыра... (“Два жадных медвежонка” венгерская сказка, II -ая младшая группа ).

Для команды “Улыбка”:

1. Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка... (Сергей Есенин “Поет зима - аукает...”, средняя группа )

2. Свинки замяукали:

Мяу, мяу!

Кошечки захрюкали:

Хрю, хрю, хрю! (Корней Иванович Чуковский “Путаница”, I -ая младшая группа )

3. Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый раз они ходили за водой... Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги... Бабка охает... Внучка плачет... Курочка на печке кудахчет... Мышка из под печки пищит... Верно говорят: “... чего нет, и то видят” (“У страха глаза велики” русская народная сказка, II -ая младшая группа )

  • 5-е задание: Дружеский шарж (минутка шалости)

Уважаемые игроки, сейчас я попрошу вас изобразить с помощью мимики и жестов педагога из другой команды, которого они должны угадать.

6-е задание : Для выполнения следующего задания я приглашаю по одному участнику с каждой команды. Задание на развитие выразительной речи воспитателя. Вам необходимо произнести слово “ОГУРЕЦ” и “ПОМИДОР” с разными интонациями: тихо, громко, нежно, удивленно, иронично, восторженно, ласково, требовательно, таинственно.

7-е задание: Педагог-искусствовед. Поочередно каждой команде показываю репродукции картин известных художников, которые используются в учебном процессе детского сада. Необходимо назвать автора и название картины.

И.И. Шишкин “Утро в сосновом лесу”

В.М. Васнецов “Аленушка”

В.М. Васнецов “Три богатыря”

А.К. Саврасов “Грачи прилетели”

И.И. Левитан “Золотая осень”

В.М. Васнецов “Иван-царевич на сером волке”

8-е задание: “Угадай мелодию” Предлагаю командам прослушать отрывки музыкальных произведений, определить название, автора, в какой возрастной группе используется.

9-е задание “Дальше... дальше...» :

1. Средство общения. (Язык).

  1. 2.Что такое ТРИЗ. (Теория развития изобразительных задач).
  2. 3.Признак, присущий от рождения. (Врожденный).
  3. 4.Растительный мир. (Флора).
  4. 5.Восхваление лучших черт человека. (Комплимент).
  5. 6.Свободное от работы время. (Досуг).
  6. 7.Неприязнь к другому, вызванная его преимуществом. (Зависть).
  7. 8.Партнер в диалоге. (Собеседник).
  8. 9.Стремление сознательно искажать истину. (Лживость).
  9. 10.Речь одного человека. (Монолог).
  10. 11.(Творческий).
  11. 12.(Пессимист).
  12. 13.Человек, трезво смотрящий на жизнь. (Реалист).
  13. 14.(Заповедник)

10 задание – Психологическое

Задание: по описанию определить тип темперамента ребёнка.

  1. 1.Высокая чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность, низкая работоспособность, мнительность, ранимость. /меланхолик/
  2. 2.Мобильный, жизнерадостный, успешный в делах, трудоспособный, но склонный к зазнайству, легкомысленен, делит работу на интересную и неинтересную. /сангвиник/.
  3. 3.Энергичный, увлечённый, трудоспособный, целеустремлённый, горячий, нетерпеливый. / холерик/.
  4. 4.Терпеливый, надёжный, устойчивый, постоянный, медлительный, невыразительный. /флегматик/

Вывод: Современный воспитатель – это, прежде всего грамотный и эрудированный специалист, /как вы сегодня себя показали / который прекрасно разбирается в многообразии программ и технологий. Также современный педагог должен быть хорошим психологом, способным вникнуть в сложную систему взаимоотношений детей и их родителей. И хороший педагог – это ещё и чуткий педагог, умеющий работать в коллективе и вовремя откликнуться на просьбу коллег. Также профессионал своего дела должен постоянно заниматься самообразованием, искать новые пути и методы работы с детьми и при этом стараться использовать лучший педагогический опыт. И если всё это у нас будет и мы будем соответствовать всем вышеперечисленным требованиям, то мы достойны звания современного профессионального педагога. И сможем гордиться этим.

Ведь Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. И если мы к детям будем относиться с добром, без равнодушия к ним, то они вырастут такими же добрыми и чуткими, способными сострадать и помочь ближнему .

Ведущий: Воспитатель – профессия наша,

И порою без званий, наград

Все равно свою любим работу

И торопимся все в детский сад.

Год за годом проходит в заботах.

Все для них – для родных малышей

Изучаем, внедряем в работу

Инновации нынешних дней.

И в потоке жизни текущей

Не забыть нам о мире души,

Чтобы чуткими, добрыми, смелыми

Выходили в свет малыши.

Утверждение годового плана, учебного плана, циклограммы образовательной деятельности

Проект решения педсовета.

Заиченко Александра Геннадьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС ОВ №26 пос.Октябрьский
Населённый пункт: поселок Октябрьский Северский район
Наименование материала: семинар практикум
Тема:
Дата публикации: 16.09.2017
Раздел: дошкольное образование

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

"Педагогическое мастерство воспитателя"

Цель: выявить уровень профессиональной подготовки педагогов.

развивать

сплоченность,

работать

аргументировано

отстаивать свою точку зрения;

2) совершенствовать мастерство педагогов;

систематизировать

педагогов

возможность

осмыслить

собственные подходы к работе.

Педагогическое

мастерство

педагогической

деятельности,

проявляющийся

творчестве

педагога,

постоянном

совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.

Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической

деятельности, при котором происходит создание принципиально-нового в

организации

учебно-воспитательного

процесса,

практических проблем.

Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с

комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня

самоорганизации профессиональной деятельности. Набор качеств педагога-

профессионала,

помогающий

обеспечивать

учебно-воспитательный

процесс на высоком творческом уровне, достаточно обширен. Важнейшими

являются

гражданственность

патриотизм,

гуманизм

интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие

и работоспособность. Главные качества педагога-мастера - человеколюбие и

умение общаться с людьми. Педагогическое мастерство с технологической

точки зрения - это система, основными компонентами которой являются

в ы с о ка я

культу р а,

гума н и с т и ч е с ка я

н а п р а в л е н н о с т ь,

профессиональные

творчество

педагогические

способности, технологическая компетентность.

1 Задание. Игра “Вопрос-ответ”

Один уз участников команд выбирает карточку с заданиями, которые им

необходимо обсудить и записать правильные ответы. Ответы сдаются в жюри

(администрация ДОУ).

Цель: проверка знаний санитарно-эпидемиологических требований к

устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ, знание

1 карточка

Перечислите задачи годового плана ДОУ, над которыми работает

коллектив.

Какова ежедневная продолжительность прогулки детей в ДОУ? (Не

менее 4-4,5 ч)

Какова продолжительность занятий для детей 5-го года жизни? (Не

более 20 мин.)

2 карточка

Кто несет ответственность за соответствие программ и технологий

обучения и воспитания, методов и организаций учебно-

воспитательного процесса возрастным и психофизиологическим

возможностям детей: воспитатель, Управление образованием,

администрация ДОУ? (Администрация ДОУ)

Каков максимально допустимый объем недельной образовательной

нагрузки для детей 4-го года жизни? (11 занятий)

Напишите все учреждения, с которыми сотрудничает наше дошкольное

учреждение.

3 карточка

Какова продолжительность занятий для детей 4-го года жизни? (Не

более 15 минут)

Сколько времени в режиме дня детей 3-7 лет составляет

самостоятельная деятельность (игры, подготовка к занятиям, личная

гигиена)? (Не менее 3-4 часа)

Напишите имена и отчества технического персонала нашего детского

2 задание. Развитие выразительной речи воспитателя

Командам дается задание:

Произнести слово «МОЛОДЕЦ!»:

1 команда : тихо, громко, ласково, требовательно.

2 команда : удивленно, таинственно, иронично, нежно.

Члены команды выбирают педагога, который сможет справиться с данным

заданием. В случае необходимости он может обратиться за советом к

коллегам.

3 задание. Речевая игра «Узнай стихотворение».

Загадать небольшое детское стихотворение и составить описательный

команд должны его назвать.

Вопрос 1 команде: «Детеныш парнокопытного домашнего животного,

передвигаясь по неустойчивой деревянной поверхности, переживает за свою

жизнь».

(«Идет бычок качается»).

Вопрос 2 команде: «Питомец коварной девочки, попавший под водную

стихию, не может шевельнуть ни рукой, ни ногой».

Как называется это стихотворение? («Зайку бросила хозяйка»).

4 задание. Математика.

Ведущий. Каждый месяц в своей группе вы подсчитываете количество

дней, пропущенных по болезни, фактические дни, энки и т. д. В это время

дети задают разные вопросы, отвлекая Вас, но Вы все равно продолжаете

От каждой команды приглашаются по одному педагогу. На доске для

каждого написано по одному математическому примеру.

Вы должны самостоятельно решить пример, в то время как я задаю

вопросы - отвлекающий момент. Побеждает та команда, чей представитель

решит пример первым.

Фамилия, имя, отчество второго воспитателя в вашей группе?

Фамилия, имя, отчество помощника воспитателя в вашей группе?

Сколько детей в вашей группе?

Сколько девочек в вашей группе?

В каком году вы пришли работать в детский сад?

Педагогический стаж Вашей работы?

5 задание. Решение педагогических ситуаций.

Каждой команде раздаются конверты с заданиями. Необходимо проиграть

педагогическую ситуацию и найти правильное решение.

Педагогические ситуации:

1. Воспитатель подготовительной группы на родительском собрании

рассказал о том, как готовить детей к обучению в школе, развивая их

физически. Бабушка одного мальчика активно настаивала на том, чтобы ее

внука не брали на прогулку, т.к. он часто простывает. Аргументировала она

данный факт тем, что педагоги не следят, как одеваются дети, самостоятельно

же в этом возрасте они этого сделать не могут. На вопрос воспитателя о том,

как же Сережа будет одеваться в школе, бабушка пояснила, что она, как и в

детском саду, будет помогать ему в этом, для чего специально уволилась с

работы. Как организовать работу с родителями Сережи?

2. Во время дневной прогулки Настя заигралась в песочнице, и когда

воспитательница позвала детей собирать игрушки, она не слышала. Построив

детей, воспитательница повела их в детский сад. Настя увидела, что дети

уходят, и побежала вслед за строем и упала. Раздался громкий плач (у

ребенка серьезная травма). Назовите ошибки воспитателя. Действия педагога

6 задание. Музыкальный конкурс (проводит музыкальный руководитель).

как робот, со скоростью улитки, с пулеметной скоростью, как пятилетняя

девочка, с максимальной громкостью, волнообразно, как будто вы страшно

замерзли; как будто у вас во рту горячая картошка;, словно вас сейчас

расстреляют. Однажды в студеную зимнюю пору, Я из лесу вышел; был

сильный мороз. Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая

хворосту воз.

В завершении Совета педагогов жюри подсчитывает фишки и оглашает

результат. Помимо этого совместно определяются педагоги, принимавшие

наиболее активное участие в проведении Совета и на основе данных которого

в конце учебного года проводится поощрение сотрудников. ПРОЕКТ

Выходные данные сборника:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АРТИСТИЗМ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА

Якушева Светлана Дмитриевна

канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры педагогики МГПИ, г. Москва

Новиченко Елена Олеговна

воспитатель, ГОУ «Центр развития ребенка» детский сад № 2042, г. Москва

Педагог – личность, обладающая суммой знаний, опытом, способностью обучать воспитывать и развивать. Это личность, наделенная любовью к детям, с высокой нравственной и культурной позицией, способная не просто дать информацию детям, но суметь открыть ребенку увлекательный мир знаний, обогатить его пока маленький жизненный опыт и наполнить духовным содержанием.

На современном этапе развития педагогики ученые все чаще стали уделять внимание педагогическому мастерству, особо акцентируя при этом педагогический артистизм.

Существенное значение для нашего исследования имело изучение научного наследия Ш.А. Амонашвили, О.С. Булатовой, Н.Н. Чемьянко, В.И. Загвязинского, А.С. Макаренко, С.Д. Якушевой.

Сущностные особенности педагогического артистизма как компонента профессионального мастерства воспитателя детского сада еще недостаточно изучены и разработаны в дошкольной педагогике. В связи с этим рассмотрение этого вопроса обусловили и выбор темы нашего исследования - «Педагогический артистизм как компонент профессионального мастерства воспитателя детского сада». Целью его является выявление значимости педагогического артистизма в профессиональной деятельности воспитателя детского сада.

Итак, педагогический артистизм, являясь необходимым профессиональным качеством воспитателя детского сада, будет воплощаться в его деятельности эффективнее, если осуществиться:

1) развитие творческого потенциала воспитателей детского сада;

2) сотворчество воспитателя и воспитанника;

3) развитие коммуникативных умений воспитанника посредством педагогического артистизма.

Профессиональная подготовка современного специалиста включает в себя фундаментальные общеобразовательные, психолого-педагогические и специальные знания, изучение современных педагогических технологий, формирование установки на инновации и творчество. В связи с этим важнейшей стороной профессионального становления педагога (воспитателя) является постижение педагогического мастерства.

Педагогическое мастерство , по утверждению С.Д. Якушевой, - это искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю, но требующее постоянного совершенствования. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие учащегося, включая его мировоззрение и способности.

Сущность педагогического мастерства заключается в качествах личности самого педагога, который, осуществляя эту работу, обеспечивает ее успешность. Педагогическое мастерство проявляется в деятельности, доминантой которой является артистизм .

Изучением проблемы педагогического артистизма занимались ведущие отечественные педагоги и психологи - Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, О.С. Булатова, Ж.В. Ваганова, Г.А. Гарипова, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Е.П. Ильин, А.С. Макаренко, С.Д. Якушева и другие.

Использование достижений театральной педагогики в учебно-воспитательном процессе, по утверждению Г.А. Гариповой, признано в педагогической теории перспективным. Она понимает под артистизмом целостную систему личностных качеств, способствующую свободному самовыражению личности, представляя его в виде совокупности комплекса взаимосвязанных структурных компонентов: психофизического, эмоционально-эстетического, художественно-логического .

В.И. Загвязинский считал артистизм особым, образно-эмоциональным языком творения нового; проникновенным стилем сотворчества педагога и ученика, ориентированным на понимание и диалог с другим. Это способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе, умение жить идеями; это богатство личностных проявлений, образный путь постановки и решения проблемы, игра воображения, изящество, одухотворенность, ощущение внутренней свободы .

О.С. Булатова в свою очередь считает, что артистизм - способность не только красиво, впечатляюще, убедительно что-то передать, но и передать, эмоционально воздействуя на воспитанника. Он представляет собой проявление духовно богатого внутреннего мира личности и формируется в процессе духовно-практического освоения человеком определенных видов творческой деятельности с целью удовлетворения потребности в профессиональном самосовершенствовании и самообразовании .

С.Д. Якушева в своей работе «Основы педагогического мастерства», развивая основные положения К.С. Станиславского, дает сравнительный анализ деятельности преподавателя с деятельностью актера и режиссера, выделяя следующие общие признаки этих профессий:

2. Целевой - воздействие человека на человека и вызов определенного переживания у партнера.

3. Инструментальный - личность творца и его психофизическая природа как инструмент воздействия.

4. Процессуальные признаки - творчество осуществляется публично, регламентировано во времени, результат динамичен; наблюдается общность переживаний актера и зрителя, актера и режиссера, педагога и обучающегося; творчество носит коллективный характер.

5. Структурный - анализ материала, определение проблем, противоречий; рождение замысла; воплощение, анализ результата, корректировка.

Работа над содержанием занятия и ролью имеет три периода: репетиционный – у актера, предшествующий занятию – у преподавателя. Это период, когда в воображении, в мыслях, в ощущениях деятеля создается образ: героя - у актера; занятия - у педагога; технический период , когда разумно, расчетливо выверяется материал и подчиняется собственному творческому закону деятеля. Актер закрепляет, «обкатывает» на репетициях роль, педагог репетирует урок, уточняет его замысел, фиксирует его ход, составляет план; период воплощения творческого замысла . Работа актера на спектакле, преподавателя - в аудитории.

6. Концептуальные признаки: наличие элементов работы, не поддающихся автоматизации; осуществление социальной функции воспитателя; присутствие интуиции, чутья, вдохновения; специфические профессиональные эмоции; необходимость непрерывной внутренней работы (тренировочной и «над предметом») .

О.С. Булатова систематизировала различия между актерской и педагогической деятельностью: в предмете представления (перевоплощение актера в другую личность и отношение педагога к ситуации, диктуемое его ролевой позицией); в границах сферы деятельности (вымышленные у актера и реальные у педагога условия существования); в специфике общения (актер тяготеет к диалогу, преподаватель - к монологу); в продолжительности деятельности (более длительная у преподавателя, чем у актера); в возможностях импровизации (у преподавателя границы творчества шире, импровизация не только допустима, но и необходима); в разнообразии программы деятельности (у преподавателя в один день она может быть разной в рамках разных ролей) и т.д. .

Педагогическое мастерство, и в частности артистизм, это не разовый или многоразовый выход с заученной ролью. От педагога дошкольного учреждения требуется постоянная напряженная творческая деятельность.

Я.Л. Коломинский утверждает, что в процессе преобразующей деятельности воспитателю постоянно приходится вести творческий поиск наиболее оптимальных решений педагогических задач, организовывать смелые и тонкие эксперименты. Все это требует от него самостоятельности, находчивости, способности к творчеству .

На развитие воображения, формирование установки на творчество как непременного условия успешности в педагогической деятельности указывают в своих работах Е.А. Аркин, А.А. Бодалев, С.В. Кондратьева, В.А. Сластенин и др.

Влияние взрослого на ребенка протекает чаще всего путем бесед, игр, занятий, развлечений и т.п. Успеху в этом процессе в значительной степени способствует эмоциональная выразительность, артистизм, общительность педагога. Как отмечал известный отечественный врач и педагог Е.А. Аркин, если воспитательница входит в круг детей с грустью на челе и с меланхолией в движениях – это плохое физическое воспитание, хотя бы зарядка и физкультурные упражнения добросовестно выполнялись; не надо требовать от воспитателя шумного веселья, раскатистого смеха, но успех всей этой работы связан с радостным восприятием жизни во всех ее многообразных проявлениях и твердой спокойной уверенностью в своих силах .

О важной роли юмора в работе педагога акцентирует С.Д. Якушева. Она утверждает, что для педагога юмор – одно из важных профессиональных качеств и средство актерского мастерства. Владение юмором – это прежде всего умение импровизировать. Под импровизацией понимается совпадение во времени процесса творчества и демонстрации его результатов и говорит о том, что одним из способов психологической разрядки в межличностном общении является использование юмора, который преобразует отрицательные эмоции в источник смеха .

Деятельность воспитателя можно сравнить с деятельностью актера. Именно артистизм сильно воздействует на личность ребенка. Воспитателю надлежит самому овладеть и активно применять на практике приемы педагогического артистизма. Ибо основным организатор деятельности в детском саду является он сам. От него в значительной степени зависит развитие личности и познавательных процессов детей, их здоровье, подготовленность к школе.

С целью выявления артистических способностей педагогов детского сада, а также организации его развития, мы организовали эмпирическое исследование. В исследовании участвовали шесть воспитателей из трех групп государственного образовательного учреждения «Центр развития ребенка» детский сад № 2042 Юго-Западного окружного управления образования Департамента образования города Москвы. Для выявления творческого потенциала мы пригласили шесть воспитателей разного возраста по 2 человека: 50-55 лет, 30-40 лет и молодых специалистов.

Была проведена оценка по карте профессионально-значимых личностных качеств педагога (таблица 1).

Участникам были предложены три варианта, в которых оценивались:

1) психологические черты личности педагога;

2) межличностные отношения;

3) профессиональные черты личности педагога.

Таблица 1.

Карта профессионально-значимых личностных качеств педагога

Оптимальные значения

Допустимые значения

Критические значения

Сильный уравновешенный тип нервной системы

Сильный неуравновешенный тип нервной системы

инертный тип нервной системы

Тенденция к лидерству

Властность

Деспотизм

Уверенность в себе

Самоуверенность

Самовлюбленность

Требовательность

Непримиримость

Жестокость

Добросердие и отзывчивость

Недостаточная самостоятельность

Чрезмерный конформизм

Гипертимность

Педантичность

Возбудимость и демонстративность

Оптимальные значения

Допустимые значения

Критические значения

Преобладание демократического стиля общения

Преобладание либерального стиля

Только конструктивные конфликты по принципиальным вопросам

Полное отсутствие конфликта с учащимися и коллегами

Постоянная деструктивная конфликтность по большинству вопросов

Стремление к сотрудничеству с коллегами

Стремление к соперничеству с коллегами

Постоянные приспособления и компромиссы

Нормальная самооценка

Заниженная самооценка

Завышенная самооценка

Уровень изоляции в коллективе равен нулю

Уровень изоляции в пределах 10%

Уровень изоляции более 10%

Оптимальные значения

Допустимые значения

Критические значения

учитывать психологические и возрастные особенности детей

возрастных и педагогической психологии

Отсутствие знаний по возрастной и педагогической психологии

эрудиция и свободное изложение материала

только одного предмета

только по конспекту

Темп речи

120-130 слов в минуту, четкая дикция, общая и специфическая грамотность

Темп речи

Темп речи

выше 150 слов в минуту, неразборчивость речи, «проглатывание» окончаний слов и т.п.

Элегантный

внешний вид, выразительная мимика и жесты

Стандартный

внешний вид, отсутствие мимики и жестов

Неряшливый внешний вид, чрезмерная жестикуляция и неадекватная мимика

Мгновенная

реакция на ситуацию, находчивость

Чуть замедленная реакция, находчивость

Отсутствие находчивости, слабая реакция

Обращение к детям по именам

Обращение по фамилиям

Постоянное безрассудное или оскорбительное обращение

Умение четко формулировать конкретные цели

Умение определять только общие цели

Отсутствие умения четкого целеполагания

Умение организовать всех сразу детей

Умение организовывать большинство

Работа только с отдельными ребенком при пассивности большинства

По всем параметрам: общий оптимальный уровень 85-95 баллов; общий допустимый уровень 76-84 балла; общий критический уровень 55-75 баллов.

Каждый воспитатель давал самооценку и оценку своим коллегам по трем уровням: высокий – 5 баллов; 4 – средний; 3 - низкий. Исходя из суммы показателей, были подсчитаны средние баллы каждому воспитателю (результаты представлены в таблице 2).

Таблица 2.

Воспитатель

1. Психологические черты личности, индивидуальности

2. Педагог в структуре межличностных отношений

3. Профессиональные черты личности педагога

Как видно из таблицы, большинство педагогов (4) имеют средние показатели по карте «психологические черты личности педагога»; один педагог имеет высокие баллы и один – низкие.

По карте «межличностные отношения» - все педагоги имеют средние баллы. Наконец, по карте «профессиональные черты личности педагога» один педагог имеет высокие баллы; два – низкие и 3 - средние.

Самые низкие показатели у обследуемых по профессиональным чертам личности. Так, мало кто из воспитателей обладает четкой дикцией, нужным темпом речи и даже отмечены недостатки в грамотности речи. Отмечено отсутствие мимики и жестов, слабая реакция на ситуацию или обращение ребенка.

Учитывая показатели проведенного исследования, были подготовлены рекомендации, способствующие развитию творческого подхода к педагогической деятельности.

Сотворчество педагога и воспитанника - одна из актуальных проблем современного образования. Ей посвящены работы отечественных психологов и педагогов А.В. Петровского, А.И. Донцова, Д.И. Фельдштейна, А.К. Марковой и др.

С.Д. Якушева, рассматривая эту проблему, задает вопрос: «Можно ли научить творчеству, «сформировав» творческую деятельность?» И далее утверждает, что личность нельзя «сформировать», ее можно только воспитать. А это в свою очередь, не что иное, как создание условий для самовоспитания личности. Творчество не только прерогатива свободной, способной к саморазвитию личности, а и способ «личностного» существования. И хотя уникальность каждого человека не вызывает сомнений, умение предъявить себя миру, выразить свою уникальность является проблемой для большинства людей .

Чтобы распознать творческие признаки личности, сегодня разработаны системы тестов. Особая роль придается воображению, гибкости ума, дивергентному (т.е. расходящемуся во всех направлениях) мышлению, а также внутренней мотивация творчества. Разработаны также методики стимуляции группового творчества.

Насыщенность образовательного процесса элементами творчества делает его увлекательным, захватывающим, а это, в свою очередь, способствует формированию активно-творческого отношения к процессу познания.

Творческое саморазвитие воспитанников рассматривается в процессе сотворчества учителя и ученика. В ходе осуществления взаимодействия раскрывается динамика и способности личности к рефлексии, творческому саморазвитию, а так же предпринимается попытка снятия психологических барьеров творческой деятельности (по А.Н. Луку), таких как: страх, боязнь неудачи, чрезмерная самокритичность, лень и др.

Аргументы в пользу того, что в дошкольном возрасте основной формой взаимодействия взрослого с детьми в образовательном процессе должна быть совместная партнерская деятельность, а не прямое обучение, мы находим в исследованиях онтогенеза общения, в частности проведенных М.И. Лисиной. Эти исследования свидетельствуют о том, что дошкольный возраст связан с потребностью ребенка в доброжелательном внимании и уважительном отношении со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним .

Сотворчество педагога и воспитанника - одна из актуальных проблем современного образования. Воспитать творческость в ребенке можно только в совместной деятельности.

Итак, было установлено, что профессиональное мастерство педагога, его умение общаться с детьми и воздействовать на формирование их личности требует особых знаний и умений.

Изучая артистизм как компонент профессионального мастерства педагога, мы установили, что у педагога (воспитателя) в запасе целый набор невербальных средств, помогающих эмоционально, экспрессивно, а главное правильно построить общение с детьми.

В ходе проведения эмпирического исследования был выявлен уровень педагогического артистизма воспитателей детского сада. Установлено, что самые низкие оценки воспитатели имеют по карте «профессиональные черты личности педагога». В их работе отмечены такие недостатки, как нечеткая дикция, отсутствие нужного темпа речи, нарушения грамотности речи, неумение использовать мимику и жесты, слабая реакция на ситуацию или обращение ребенка.

Кроме того, были выявлены недостатки в организации и проведении воспитателями игр, с целью формирования коммуникативных навыков детей. Учитывая показатели проведенного исследования, были подготовлены рекомендации по развитию творческого потенциала, актерских навыков педагогов. Было рассмотрено показательное занятие с демонстрацией совместной деятельности педагога с детьми. Даны ценные рекомендации педагогам по формированию коммуникативных умений детей в игровой деятельности.

Педагогический артистизм – это деятельность, поднятая до уровня искусства, тот высший уровень совершенства в работе педагога, когда деятельность поднимается на желанную духовную высоту . Только педагог-творец, ратующий за кардинальные преобразования в образовании, овладевает мастерством, достигая высот в своей педагогической деятельности.

Список литературы:

1.Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца и В.В. Давыдова. – М.: Просвещение, 1967.–445с.

2.Булатова О.С. Педагогический артистизм: учеб. пособие. [Текст] / О.С. Булатова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.–240с.

3.Гарипова Г.А. Формирование артистизма личности будущего учителя музыки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. [Текст] / Г.А. Гарипова. - Казань, 2002.–28с.

4.Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя [Текст] / В.И. Загвязинский. - М., 1987.–37с.

5.Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. – СПб.: Питер, 2004.–480с.

6.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 1986.–144с.

7.Педагогический словарь: учеб. пособие [Текст] / [В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.]; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.–352с.

8.Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник [Текст] / С.Д. Якушева. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.–256с.