Псалтырь. Чтение Псалмов в различных жизненных ситуациях Псалом 45 для чего читают

1 Начальнику хора. Сынов Кореевых. На музыкальном орудии Аламоф. Песнь.

2 Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах,

3 посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двинулись в сердце морей.

4 Пусть шумят, вздымаются воды их, трясутся горы от волнения их.

5 Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего.

6 Бог посреди его; он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра.

7 Восшумели народы; двинулись царства: [Всевышний] дал глас Свой, и растаяла земля.

8 Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш.

9 Придите и видите дела Господа, – какие произвел Он опустошения на земле:

10 прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копье, колесницы сжег огнем.

11 Остановитесь и познайте, что Я – Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле.

12 Господь сил с нами, заступник наш Бог Иакова.

ПСАЛОМ 46

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 46 онлайн

2 Восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости;

3 ибо Господь Всевышний страшен, – великий Царь над всею землею;

4 покорил нам народы и племена под ноги наши;

5 избрал нам наследие наше, красу Иакова, которого возлюбил.

6 Восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном.

7 Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте,

8 ибо Бог – Царь всей земли; пойте все разумно.

9 Бог воцарился над народами, Бог воссел на святом престоле Своем;

10 князья народов собрались к народу Бога Авраамова, ибо щиты земли – Божии; Он превознесен над ними.

ПСАЛОМ 47

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 47 онлайн

1 Песнь. Псалом. Сынов Кореевых.

2 Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на святой горе Его.

3 Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион; на северной стороне ее город великого Царя.

4 Бог в жилищах его ведом, как заступник:

5 ибо вот, сошлись цари и прошли все мимо;

6 увидели и изумились, смутились и обратились в бегство;

7 страх объял их там и мука, как у женщин в родах;

8 восточным ветром Ты сокрушил Фарсийские корабли.

9 Как слышали мы, так и увидели во граде Господа сил, во граде Бога нашего: Бог утвердит его на веки.

10 Мы размышляли, Боже, о благости Твоей посреди храма Твоего.

11 Как имя Твое, Боже, так и хвала Твоя до концов земли; десница Твоя полна правды.

12 Да веселится гора Сион, [и] да радуются дщери Иудейские ради судов Твоих, [Господи].

13 Пойдите вокруг Сиона и обойдите его, пересчитайте башни его;

14 обратите сердце ваше к укреплениям его, рассмотрите домы его, чтобы пересказать грядущему роду,

15 ибо сей Бог есть Бог наш на веки и веки: Он будет вождем нашим до самой смерти.

ПСАЛОМ 48

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 48 онлайн

1 Начальнику хора. Сынов Кореевых. Псалом.

2 Слушайте сие, все народы; внимайте сему, все живущие во вселенной, ‑

3 и простые и знатные, богатый, равно как бедный.

4 Уста мои изрекут премудрость, и размышления сердца моего – знание.

5 Приклоню ухо мое к притче, на гуслях открою загадку мою:

6 «для чего бояться мне во дни бедствия, когда беззаконие путей моих окружит меня?»

7 Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего!

8 человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него:

9 дорога цена искупления души их, и не будет того вовек,

10 чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы.

11 Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество свое другим.

12 В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами.

13 Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают.

14 Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их.

15 Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их, и наутро праведники будут владычествовать над ними; сила их истощится; могила – жилище их.

16 Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня.

17 Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается:

18 ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его;

19 хотя при жизни он ублажает душу свою, и прославляют тебя, что ты удовлетворяешь себе,

20 но он пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света.

21 Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают.

ПСАЛОМ 49

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 49 онлайн

Псалом Асафа.

1 Бог Богов, Господь возглаголал и призывает землю, от восхода солнца до запада.

2 С Сиона, который есть верх красоты, является Бог,

3 грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря.

4 Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой:

5 «соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве».

6 И небеса провозгласят правду Его, ибо судия сей есть Бог.

7 «Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя: Я Бог, твой Бог.

8 Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною;

9 не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих,

10 ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор,

11 знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною.

12 Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее.

13 Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?

14 Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои,

15 и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня».

16 Грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои,

17 а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя?

18 когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься;

19 уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство;

20 сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь;

21 ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои [грехи твои].

22 Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил, – и не будет избавляющего.

23 Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие».

ПСАЛОМ 50

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 50 онлайн

Псалмопевец Давид — покаяние. Художник Ю. Ш фон КАРОЛЬСФЕЛЬД

1 Начальнику хора. Псалом Давида,

2 когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии.

3 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.

4 Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня,

5 ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.

6 Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.

7 Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.

8 Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость [Твою].

9 Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.

10 Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.

11 Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.

12 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.

13 Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.

14 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.

15 Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.

16 Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.

17 Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою:

18 ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.

19 Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.

20 Облагодетельствуй, [Господи,] по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима:

21 тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.


Псалмопевец Давид — прошение. Художник Ю. Ш фон КАРОЛЬСФЕЛЬД

ПСАЛОМ 51

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 51 онлайн

1 Начальнику хора. Учение Давида,

2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.

3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;

4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!

5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;

6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:

7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.

8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:

9 «вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем».

10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,

11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.

ПСАЛОМ 52

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 52 онлайн

1 Начальнику хора. На духовом орудии. Учение Давида.

2 Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Развратились они и совершили гнусные преступления; нет делающего добро.

3 Бог с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.

4 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.

5 Неужели не вразумятся делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Бога?

6 Там убоятся они страха, где нет страха, ибо рассыплет Бог кости ополчающихся против тебя. Ты постыдишь их, потому что Бог отверг их.

7 Кто даст с Сиона спасение Израилю! Когда Бог возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.

ПСАЛОМ 53

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 53 онлайн

1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Учение Давида,

2 когда пришли Зифеи и сказали Саулу: «не у нас ли скрывается Давид?»

3 Боже! именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди меня.

4 Боже! услышь молитву мою, внемли словам уст моих,

5 ибо чужие восстали на меня, и сильные ищут души моей; они не имеют Бога пред собою.

6 Вот, Бог помощник мой; Господь подкрепляет душу мою.

7 Он воздаст за зло врагам моим; истиною Твоею истреби их.

8 Я усердно принесу Тебе жертву, прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо,

9 ибо Ты избавил меня от всех бед, и на врагов моих смотрело око мое.

ПСАЛОМ 54

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 54 онлайн

1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Учение Давида.

2 Услышь, Боже, молитву мою и не скрывайся от моления моего;

3 внемли мне и услышь меня; я стенаю в горести моей, и смущаюсь

5 Сердце мое трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня;

6 страх и трепет нашел на меня, и ужас объял меня.

7 И я сказал: «кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы;

8 далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне;

9 поспешил бы укрыться от вихря, от бури».

10 Расстрой, Господи, и раздели языки их, ибо я вижу насилие и распри в городе;

11 днем и ночью ходят они кругом по стенам его; злодеяния и бедствие посреди его;

12 посреди его пагуба; обман и коварство не сходят с улиц его:

13 ибо не враг поносит меня, – это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною, – от него я укрылся бы;

14 но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой,

15 с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий.

16 Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их.

17 Я же воззову к Богу, и Господь спасет меня.

18 Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой,

19 избавит в мире душу мою от восстающих на меня, ибо их много у меня;

20 услышит Бог, и смирит их от века Живущий, потому что нет в них перемены; они не боятся Бога,

21 простерли руки свои на тех, которые с ними в мире, нарушили союз свой;

22 уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи.

23 Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику.

24 Ты, Боже, низведешь их в ров погибели; кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих. А я на Тебя, [Господи,] уповаю.

ПСАЛОМ 55

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 55 онлайн

1 Начальнику хора. О голубице, безмолвствующей в удалении. Писание Давида, когда Филистимляне захватили его в Гефе.

2 Помилуй меня, Боже! ибо человек хочет поглотить меня; нападая всякий день, теснит меня.

3 Враги мои всякий день ищут поглотить меня, ибо много восстающих на меня, о, Всевышний!

4 Когда я в страхе, на Тебя я уповаю.

5 В Боге восхвалю я слово Его; на Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне плоть?

6 Всякий день извращают слова мои; все помышления их обо мне – на зло:

7 собираются, притаиваются, наблюдают за моими пятами, чтобы уловить душу мою.

8 Неужели они избегнут воздаяния за неправду свою? Во гневе низложи, Боже, народы.

9 У Тебя исчислены мои скитания; положи слезы мои в сосуд у Тебя, – не в книге ли они Твоей?

10 Враги мои обращаются назад, когда я взываю к Тебе, из этого я узнаю, что Бог за меня.

11 В Боге восхвалю я слово Его, в Господе восхвалю слово Его.

12 На Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне человек?

13 На мне, Боже, обеты Тебе; Тебе воздам хвалы,

14 ибо Ты избавил душу мою от смерти, [очи мои от слез,] да и ноги мои от преткновения, чтобы я ходил пред лицем Божиим во свете живых.

Псалом 45: текст молитвы на русском языке

1. Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбях, постигших нас тяжко.
2. Поэтому не устрашимся, когда сотрясается земля и сдвигаются горы в сердце морей.
3. Зашумели и взволновались воды их, потряслись горы от мощи Его.
4. Речные потоки веселят город Божий – освятил обитель Свою Всевышний.
5. Бог посреди него, и он не поколеблется, поможет ему Бог с раннего утра.
6. Смутились народы, склонились царства, подал глас Свой Всевышний – поколебалась земля.
7. Господь сил с нами, заступник наш – Бог Иакова!
8. Придите и посмотрите на дела Божии, какие Он соделал чудеса на земле,
9. упраздняя войны до концов земли, лук сокрушит и сломит оружие и щиты сожжёт огнём.
10. Успокойтесь и познайте, что Я – Бог; вознесусь среди народов, вознесусь на земле.
11. Господь сил с нами, заступник наш – Бог Иакова.

Псалмы – самые древние молитвы. Составлялись на протяжении восьми столетий. По сути это песни, исполняемые под аккомпанемент музыкального инструмента. У евреев службы приравнивались к праздничному действу, где ни только пели, но и танцевали. Если кто слышал, как звучат эти стихи на иврите (арамейском наречии), поймет красоту, которая завораживала многих. Перед стихом указывают авторов:

  • Большую часть псалмов составил царь Давид. Его руке приписывают около 80 текстов, среди которых много Мессианских, то есть, пророчествующих о Христе.
  • Есть еще молитва Моисея (видимо одна из первых), потом она вошла в книгу под номером 89.
  • Встречаются песни Соломона, сынов Кореевых (Псалом 45), пророков Асафа, Емана и других.
  • В некоторых (41) псалмах авторство не указано.

Рекомендуем: Сначала читайте Псалмы в современном русском переводе, потом на славянском. Он мелодичнее, легче запоминается, но не всегда понятен. Поэтому смысл усваивайте по первому варианту, изучайте святоотеческое толкование. А наслаждайтесь старославянским. Этот язык создавался для познания Бога .

Типы псалмов

Например, находясь в Вавилонском плену, евреев просили петь молитвы, чтобы насладиться слушанием прекрасных по звучанию, глубоких по смыслу текстов. Очаровывает многогранность тем душевного устроения. Писались они в основном пророками, которые имели связь с Богом. По характеру или стилю разделяются (иногда имеют смешанный тип) на такие:

  • покаянный;
  • благодарственный;
  • хвалебный;
  • Миссионерский;
  • наставляющий и просвещающий.

Под действием Святого Духа рождалась книга, значение которой невозможно переоценить. Человек любого уровня знаний найдет в этих строках созвучие со струнами собственной души.

Примечание: Как сборник молитв, книга, появилась во времена пророка Давида. Он же ввел традицию не только читать, но и петь под музыку. Благодаря ему появилось название «Псалтырь» – музыкальный инструмент .

Для чего используют псалмы

Мало кого псалмопение оставит равнодушным. По отношению к содержанию книги можно судить о духовном состоянии человека: гордый – отвратится от подобного чтения, ищущий Бога – обретет кладезь мудрости, смиренный – напоит душу благодатью, очистит ее от грехов, омоет слезами. Святые отцы заметили: псалмы обладают силой, которая:

  • прогоняет нечисть, демонов-мучителей;
  • избавляет от ночных кошмаров, страхов, боязни тьмы;
  • оберегает младенцев, детей;
  • дает усладу трудящемуся, уставшему от дневных забот;
  • закостенелого в грехе, бесчувственного, приводит к слезному покаянию;
  • просвещает неразумных, вводит в собеседование с Ангелами, Богом;
  • возвышает душу к Горнему, усмиряет гневливых, дарует мир.

В ежедневном церковном богослужении используют псалмы. На протяжении недели прочитывается вся Псалтырь. Многие молитвы содержат тексты из древних стихов. Например, Пс: 50 (покаянный) звучит каждый день в утренних молитвах. Монашескую жизнь невозможно представить без постоянного обращения к этим молитвам. Иноки учат наизусть все 150 песен.

Примечание: Если прибегнуть к чтению в смиренном покаянном устроении души, благодать Святого Духа накроет человека с такой явностью, что преобразит все окружающее. Мир распахнет двери чудес, которые неотступно будут преследовать на каждом шагу! Это ошеломляющее состояние, утратив которое, ищешь постоянно способ, чтобы его вернуть .

О значении стихов Псалтыри

Монахи заметили – определенная молитва более всего помогает в какой-то ситуации. Например, на каждый стих есть не только толкование, чтобы понять о чем он, но и значение: по какому поводу лучше всего его читать. Так Арсений Капподокийский составил список, где можно подбирать определенную молитву для конкретного случая. Например, Псалом 45 читают для:

  1. Вознесения хвалы (Славы) Богу. Это песнь – надежда на милость и защиту Небесных Сил. Вера, что Господь всегда поможет, избавит от беды. Твердое упование, что Божье покровительство не допустит несчастий.
  2. Согласно значениям по Арсению Капподокийскому (наставник св. Паисия Святогорца) молятся, когда молодые не могут вступить в брак, по причине каких-то препятствий. Если люди (бесы) по зависти чинят проблемы, их решают, прибегая к 45 Псалму.

На Руси, выучив детей азбуке, в качестве учебника по чтению использовали Псалтырь. Книга сопровождала человека с детства до смерти. Она издавалась, как пособие, которое всегда было под рукой, даже если предстояло путешествие. При любом замешательстве, проблеме, недоумении, скорби или радости обращались к известным молитвам.

Примечание: Люди удостоверились: главный автор песней – Святой Дух. Поэтому чтение псалмов способно решать нестроения, которые могут случиться с каждым. Это образец жизни души в Боге. Молитвы употребляли, как для исцеления болезней, так и для изгнания нечистых духов .

Толкование Псалма 45

Авторство принадлежит одному из сынов Кореевых. Исполнение «Аламоф», что значит тонким голосом – девичьим. Общее содержание гласит: В любых напастях и бедах у человека есть защита – это Бог. Чтобы ни случилось: катаклизмы, стихийные бедствия, войны, ничто не страшно для уповающих на Того, Кто установил вселенную. Поэтому помните все народы: Господь Иаковлев – Единственный и Истинный Бог, несущий Спасение.

Построчное объяснение:

  • «Посему не убоимся…» – под образом «вод и гор» можно понимать народы, восстающие войной; врагов как внешних, так и внутренних. Либо количество грехов, наполняющих душу до краев. Но ничто не погубит того, кто призывает Имя Вездесущего. Он оградит, избавит от всех бед и несчастий.
  • «Речные потоки веселят» – это Бог, который питает Святую землю и народ водами тихими, чистыми. Дарует победу и веселие слушающим Слово Его, пьющим из Его источника оживляющую влагу.
  • «Бог посреди его…» – с утра, то есть скоро, в самое подходящее время подаст помощь просящему.
  • «Восшумели народы…» – каким бы великим, устрашающим не был враг, Бог свергнет его, разметет, разрушит намерения злые, приведет к погибели.
  • «прекращая брани…» – освободив свой народ, Бог надолго даст ему покой и мир. Удалит всех врагов на край земли.
  • «Остановитесь и познайте…» – даровав победу, показав врагам Силу чудесную, которая защищает народ, имеющий Истинного Бога, говорит всем злопыхателям: «Остановитесь, убедитесь: у кого Бог Сильный, против тех не выступайте, чтобы не погибнуть». Познай вся Земля, Кто есть Господь Бог твой.

Заключение: Несмотря на то, что Псалом 45 повествует о врагах, завистники, препятствующие молодым соединиться в благолепном союзе, таковые и есть. Поэтому читая этот стих, призываете Бога в избавители от всех, кто мешает чадам Господним. Нет силы, которая сможет противостоять верующему христианину, прибегающему к Всемогущему Покровителю .

Псалом 45: слушать онлайн

1. Бог нам Прибежище и Сила, Помощник в скорбех, обретших ны зело.
2. Сего ради не убоимся, внегда смущается земля и прелагаются горы в сердца морская.
3. Возшумеша и смятошася воды их, смятошася горы крепостию Его.
4. Речная устремления веселят град Божий: освятил есть селение Свое Вышний.
5. Бог посреде eго, и не подвижится: поможет eму Бог утро заутра.
6. Смятошася языцы, уклонишася царствия: даде глас Свой Вышний, подвижеся земля.
7. Господь сил с нами, Заступник наш Бог Иаковль.
8. Приидите и видите дела Божия, яже положи чудеса на земли:
9. отъемля брани до конец земли, лук сокрушит и сломит оружие, и щиты сожжет огнем.
10. Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог: вознесуся во языцех, вознесуся на земли.
11. Господь сил с нами, Заступник наш Бог Иаковль.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Толкование Псалма 45

Это Песнь превознесения Господа как надежного защитника верующих во все времена. Когда Бог - в жилище Своем на Сионе, враги бессильны перед народом Его. Иерусалим, хотя и не назван здесь по имени, - в центре размышлений автора, поэтому Пс. 45 входит в число Песен Сиона.

А. Бог - прибежище святым Своим (45:2-4)

Пс. 45:2-4 . Псалмопевец напоминает слушающим его, что Бог - прибежище верующим в Него, и сила, выступающая на их стороне, в бедах Он приходит им на помощь. Описывая возможные бедствия, автор прибегает к гиперболе (стихи 3-4), но каковыми бы ни были они, не убоимся, восклицает он, ибо верующие - под надежной защитой.

Б. Бог - на Сионе Своем (45:5-8)

Пс. 45:5-6 . Мирное течение реки ("речных потоков"), омывающей град Божий, т. е. Иерусалим ("веселящей" святое жилище Всевышнего), символизирует присутствие Самого Бога - по контрасту со "вздымающимися, шумными" водами в стихе 3. (сравните с Ис. 8:6; 33:21, где Господь уподобляется реке, омывающей город Его.) Пока Бог посреди Иерусалима, он не падет под натиском врагов (не поколеблется). Пройдут, однако, годы, и город падет. По причине идолопоклонства в храме Бог оставил храм, оставил Свой город; Иез. 8 и 10. Лишенный Его защиты, он стал добычей вавилонян.

Пс. 45:7-8 . Здесь картина "движения царств" против иудеев, а, значит, и против Бога Иакова. Образ силы Его, "растопляющей" землю. сравните с Пс. 2:1-4 и с "Господь поругается им" - там же, в стихе 4. Господь - заступник иудеев, пока они с верой обращаются к Нему.

В. Господь будет превознесен на земле (45:9-12)

Пс. 45:9-12 . С целью надолго обезопасить жизнь Своего народа Бог произвел… опустошения среди его врагов и тем "прекратил брани… на земле", до границ иудейского государства (до края земли; стих 10). (Исторически подразумеваемое здесь может быть привязано к событиям в царствование Иосафата, когда на иудеев напали, объединив свои силы, аммонитяне, моавитяне и идумеи; 2-Пар. 20:1-30.)

В стихе 11 псалмопевец устами Самого Бога призывает народ "остановиться и познать", что Он - Бог. Я… буду превознесен в народах, превознесен на земле.

Мысль о Божией защите подчеркнуто повторялась в псалме (стих 8 и 12), и это не могло не вселять бодрость в слушавших его иудеев.

1 Начальнику хора. Сынов Кореевых. На музыкальном орудии Аламоф. Песнь.

2 Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах,

3 посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля и горы двинулись в сердце морей.

4 Пусть шумят, вздымаются воды их, трясутся горы от волнения их.

5 Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего.

6 Бог посреди его; он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра.

7 Восшумели народы; двинулись царства: Всевышний дал глас Свой, и растаяла земля.

8 Господь сил с нами, Бог Иакова – заступник наш.

9 Придите и видите дела Господа, – какие произвел Он опустошения на земле:

10 прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копье, колесницы сжёг огнём.

11 Остановитесь и познайте, что Я – Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле.

12 Господь сил с нами, заступник наш – Бог Иакова.

Псалом 45: Бог с нами

Во время Первой мировой войны с гористых островов Шотландии забирали на военную службу много молодых людей. Собираясь к отплытию на материк, они, вместе с провожавшими их родственниками и друзьями, пели:

Бог – наше убежище и наша сила,

Он помогает нам в беде;

Поэтому, пусть вся земля содрогнется,

Мы не испугаемся.

Пусть холмы рухнут в моря;

Пусть воды ревут

И беспокоятся; пусть холмы

Рухнут, и их поглотят моря.

Есть река, потоки которой радуют

Город Бога нашего;

Святилище, в котором Господь

Всевышний пребывает.

Бог живет в Своем городе;

И ничто его не сокрушит;

Господь будет помогать ему

И вскоре докажет Свою верность.

Будьте спокойны и знайте, что Я есть Бог:

На небесах Я

Буду вознесен; на земле

Я прославлюсь.

Бог наш, Господь воинств,

На нашей стороне:

Бог Иакова – наше убежище,

Он пребудет вовек.

Из Шотландской Псалтири.

Это один из тысяч примеров, когда святые Божьи утешались словами этого псалма в кризисные моменты. Многие сердца вдохновлялись этими величественными строками в больничных палатах, в момент скорби, в темницах, в страданиях и трагедиях. Именно этот псалом вдохновил усталого и измученного монаха-августинца по имени Мартин Лютер на написание знаменитого гимна "Наш Бог – могучая крепость". Его содержание актуально во все времена, а ободрение, которое он несет, бесконечно.

Этот псалом можно разделить на три части, и Дж. Кэмпбелл Морган определяет их следующим образом:

1-3: Бояться нечего. Бог с нами. Призыв к вере .

4-7: Господь воцарился в Иерусалиме. Тайна веры .

8-11: Мир на земле и всемирное правление Бога. Подтверждение веры .

Обычно считается, что исторический контекст написания псалма – чудесное избавление Иерусалима, осажденного ассирийским волком Сеннахиримом (4 Цар. 18:13 – 19:35; Ис. 36:1 – 37:36).

В это время народ Иудеи очень сильно осознавал Божье присутствие, проявившееся уникальным образом. Поэтому псалом славит Эммануила – Бога с нами.

45:2-4 Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах. Он "готов помочь нам в трудное время" (НАСБ). Мы благословенны, когда понимаем: наша безопасность и защита зависят не от богатства и армий, а только от Иеговы!

Представьте себе худшее, что может произойти! Представьте, что сама земля растаяла, наполнилась лавой гигантского вулкана. Представьте, что землетрясение сдвинуло горы и переместило их в сердце морей. Представьте, что водяной поток шумит и вздымается, что горы содрогаются в жутких конвульсиях.

Горы можно также считать олицетворением империй или городов, а воды – народов. Сами основы общества рушатся; царства гибнут и распадаются. Народы мира борются с политическим, экономическим и общественным хаосом, мир никогда не был окутан таким количеством проблем одновременно.

Но Бог... ! Худшее, что может случиться, – еще не причина для страха. Бог по-прежнему с нами!

45:5 Он Сам – речные потоки, которые веселят град Божий. На самом деле в городе Иерусалиме нет реки. Но всем, чем является река для обычного города, Бог является для Своего святого жилища. Более того, Он – источник жизни и радости, река милосердия и блага!

Там у нас великий Господь будет вместо рек, вместо широких каналов; туда не войдет ни одно весельное судно, и не пройдет большой корабль (Ис. 33:21). 45:6 Так как престол Бога находится в Иерусалиме, он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра. Божий народ пережил долгую темную ночь, но скоро настанет утро и Христос займет место, принадлежащее Ему по праву. Он

выступит на стороне Своего народа во всей Своей силе.

45:7 Народы земли будут шуметь в ярости; царства будут волноваться. Когда Бог заговорит в гневе, земля растает, подчиняясь Ему.

45:8 Эти слова особо относятся к периоду великой скорби, когда земля будет сотрясаться от ужасных природных катаклизмов, страдать от войн и чумы, переживать невероятные мучения. Тогда Господь явится с небес, чтобы сокрушить всех непокорных бунтовщиков и править в справедливости и мире. В это время верующие Израиля скажут: "Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш".

Уверенность, выраженная в этом стихе, необычайно приятна. Господь сил с нами, то есть Господь небесных ангельских армий. Но Он также и Бог Иакова. Иаков был обманщиком, захватившим то, что не принадлежало ему по праву. Но Бог называет Себя Богом Иакова. Соедините вместе эти две идеи, и вы увидите, что Бог ангельских армий – это также Бог недостойного грешника. Тот, Кто так неизмеримо велик, может быть также невероятно смиренным. Он с нами на каждом нашем шагу, Он – наш непоколебимый заступник во всех жизненных бурях.

45:9 В стихе 9 катаклизмы и волнения завершены. Время человека окончилось. Теперь Царь восседает на Своем престоле в Иерусалиме. Мы приглашены прийти к Нему и рассмотреть поле Его победы. Куда бы мы ни бросили взгляд, повсюду мы видим погибель Его поверженных врагов. Повсюду свидетельства ужасного суда, которому подвергся наш мир во время великой скорби и Его славного явления.

45:10 Теперь, когда Князь мира воцарился, брани во всем мире прекратились. То, что не удалось совершить советам, лигам и встречам на высшем уровне, совершил Господь Иисус со Своим железным жезлом. Разоружение стало не мечтой, а реальностью. Оружие уничтожено, и средства, которые раньше тратились на вооружение теперь идут на сельское хозяйство и другие виды производства.

45:11 Голос Бога звучит для всех жителей земли, вселяя в них уверенность в Его высшей власти. "Остановитесь и познайте, что Я – Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле". Все страхи и тревоги успокоились. Его народ может отдохнуть. Он – Бог. Его дело победит. Он властвует в народах, властвует над всей землей.

Стихом 10 этого псалма вдохновлялась Катарина Фон Шлегель, автор гимна "Успокойся, моя душа":

Успокойся, моя душа; твой Бог

Будет руководить тобой в будущем, как Он это делал в прошлом.

Ничто не поколеблет твою надежду и веру;

Все, что сейчас тайно, станет явным.

Будь спокойна, моя душа: ветра и волны

45:12 Что бы ни случилось и какой мрачной ни была бы ситуация, верующий может сказать с уверенностью и без страха: "Господь сил с нами, заступник наш Бог Иакова". Если командир небесных армий – на нашей стороне, кто может победить нас? Бог недостойного червя Иакова – это крепость, в которой мы все можем укрыться от бурь и неуверенности этой жизни!

Будь спокоен, утро настанет,

Ночь закончится;

Верь во Христа, свой Свет,

Своего верного Друга.

Знай, что Он есть Бог,

Чья совершенная воля

Совершает все тебе на благо:

Смотри на небеса – и будь спокоен.

Ст. 1, надписание: В конец, о сынех Кореовых, о тайных, псалом. В Псалтири, переведенной с еврейского подлинника, надписание это читается так: Начальнику хора. Сынов Кореовых. На музыкальном орудии аламоф, песнь. Это означает, что псалом этот, по составлении его, передан был для пения и музыкального исполнения начальнику хора, состоящего из левитского племени сынов Кореовых, и что этому хору указано было исполнять его на музыкальном орудии, называемом аламоф, соответствующем «голосу дев», т.е. его нужно было петь очень тонким и нежным голосом (сопрано). А по переводу с греческого надписание это читается так: В конец, чрез сынов Кореовых псалом, и значит, что а) псалом сей содержит в себе пророчества, исполнение которых последует в конце времен, и б) что он исполняем был хором сынов Кореевых на музыкальном орудии и хоровым пением. Слов о тайных нет ни в том, ни в другом переводе, без сомнения, потому что последующие составители нашего славянского перевода псалмов этим словом заменили еврейское аламоф. Св. отцы Церкви, объясняя сей псалом в таинственном смысле, указывали в нем предсказание об освобождении Церкви от всех ее врагов, что для ветхозаветного псалмопевца было делом будущим и, следовательно, неизвестным, тайным. Это значение и имеют слова: в конец и о тайных.

Некоторые из толковников относят происхождение этого псалма ко времени грозного опустошительного нашествия на Иудею ассирийского царя Сеннахирима при Езекии, царе иудейском, но гораздо основательнее принять мнение тех, которые относят этот псалом к обстоятельствам из истории царствования иудейского царя Иосафата, описанным во 2-й кн. Паралипоменон (), когда против евреев соединились моавитяне и аммонитяне, а с ними некоторые из страны Маонитской и другие обитатели горы Сеир. Союзные враги внезапно появились вблизи иудейской столицы, но, не желая еще причинить иудеям какого-либо вреда, с такою же быстротою и внезапностью погибли в междоусобной войне, а остатки их обратились в бегство, так что выступившее против них иудейское войско нашло только трупы в оставленном ими лагере. По этой причине можно полагать за достоверное, что псалом этот не только воспет был хором сынов Кореевых, но и составлен был кем-либо из певцов этой фамилии во времена благочестивого царя иудейского Иосафата.

Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех обретших ны зело.

Этими словами псалмопевец от имени целого народа израильского, испытавшего на себе силу и покровительство всеблагого и всемогущего Бога, начинает торжественно прославлять великую силу и помощь Божию. Многими случаями и опытами мы убедились, как бы так говорит он, что нет у нас другого более сильного защитника в бедах и более надежного помощника и утешителя при внезапно постигающих нас скорбях, кроме единого Бога, и в последнем случае скорбей, постигших нас внезапно и так сильно, не кто иной оказался нашим покровителем и помощником, как Господь Бог; Он нам прибежище и сила, Он скорый помощник в бедах. Слово зело, по мнению св. Иоанна Златоуста , относится к слову «помощник» и имеет тот смысл, что Господь Бог есть сильный помощник в скорбях. Ибо Он, по словам Златоуста, не столько подает нам помощи, сколько требует того свойство бедствий, но и гораздо больше. Господь попущает на нас скорби для укрепления нашего в подвигах терпения, но Он же всегда готов на помощь претерпевающим скорби и искушения и не допустит нам быть побежденными от них . Жаль только, что люди не всегда умеют пользоваться постигающими скорбями и, вместо того чтобы терпеть их, прибегают к Богу с мольбами об избавлении себя от скорбей.

Сего ради не убоимся, внегда смущается земля, и прелагаются горы в сердца морская. Возшумеша и смятошася воды их, смятошася горы крепостию Его.

Люди, уверенные в сильном покровительстве Божием и скорой Его помощи, в случае близкой опасности выражают далее неустрашимость свою при всяких величайших потрясениях и переворотах, могущих случиться не только в природе видимой, но и в области политической жизни народов. Представленные здесь перевороты и потрясения, возможные в мире физическом, служат только образом треволнений и потрясений в области явлений политической или гражданской жизни народов и человеческих обществ (см. ниже, ст. 7). Бог – наша надежная защита в бедах и самая верная и скорая помощь во всех скорбных обстоятельствах, – мы в этом уверены, а потому не боимся, когда колеблется земля, когда бы даже горы стали сдвигаться в сердца (в глубь) морей. Пусть шумят, пусть воздымаются воды их, пусть колеблются они от великой силы Его (т.е. Бога), – нам это не страшно. Уверенные в помощи Божией, мы имеем в себе довольно силы и твердости духа, чтобы преодолеть всякий страх. Свт. Афанасий Великий и блж. Феодорит, в переносном смысле, под смятением земли разумеют смущение людей при начале евангельской проповеди , под морскими сердцами – бездна человеческих грехов и беззаконий, под горами – сопротивные силы, или демонов, под шумом и смятением воды – смятение народов, которые возмущались новостью и непреоборимой силой проповеди апостолов; все слышавшие об этой проповеди приходили в смятение, потому что силой этой проповеди ниспровергалась и уничтожалась преданная им от отцов еллинская вера . Не убоимся, – как бы так говорят устами пророка псалмопевца проповедники Евангелия, св. апостолы и мученики Христовы, – когда войдут горы в моря, т.е. когда возносящиеся наподобие гор и гордящиеся демоны войдут в развращенные сердца неверных людей и заставят их свидетельствовать против нас, дабы погубить нас.

Речная устремления веселят град Божий: освятил есть селение Свое Вышний. посреде его, и не подвижится: поможет ему Бог утро заутра.

Градом Божиим в прямом смысле псалмопевец назвал здесь город Иерусалим с его святилищем, знаменитейшим во времена царей иудейских храмом Соломоновым. Переведя первую половину 5-го стиха словами, «стремления потока веселят град Божий», преосвященный Порфирий дает к этим словам такое примечание: «И ныне, когда Кедронский поток покажется из земли в Гефсимании, жители Иерусалима веселятся у вод его». Всевышний Господь, повелев Соломону устроить в Иерусалиме храм и назначив его Своим видимым жилищем, тем самым освятил это селение Свое. Сам Бог таким образом поселился посреди него, и потому Он не даст поколебаться ему, Своему святому жилищу: в случае опасности Он поможет ему с раннего утра (утро заутра), как и помог при нападении союзных врагов, аммонитян и моавитян с прочими (), о чем, конечно, и говорит здесь псалмопевец. По изъяснению св. отцов (св. Афанасия Александрийского , св. Василия Великого и др.), в переносном смысле здесь излагаются те таинственные понятия, по которым к этому псалму сделано надписание о тайных . Рекою здесь называется Христос, по причине сладчайших слов Его учения, которые напаяют и веселят души христиан и делают их способными к приношению плодов добродетелей. Быстрины этой реки суть апостолы, которые устремились на проповедь евангельского учения, по слову Христа: «Идите, научите все народы соблюдать все, что Я повелел вам» (). Город Божий и селение Его, или жилище Божие, есть Церковь христианская, которую освятил Вышний Господь Своим учением и Своим пребыванием в ней, как написано: «Вселюсь в них и буду ходить с ними» (). Он посреди Своей Церкви, как Сам сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них... се, Я с вами во все дни до скончания века» (). А потому этот град Божий, это селение Его, или, что то же, Церковь христианская не подвижится, будет непоколебима при всех насилиях от видимых и невидимых врагов, усиливающихся разрушить ее, как и опять Сам Христос сказал: «Врата ада не одолеют» Моей Церкви. (). Он, Глава Своей Церкви, находящийся в самом тесном общении с нею, не замедлит Своею помощью во всяких бедствиях и опасностях ее: Он рано, утро заутра поможет ей.

Смятошася язы ́цы , уклонишася царствия: даде глас Свой вышний, подвижеся земля. Господь сил с нами, Заступник наш Иаковль.

Псалмопевец здесь кратко упомянул о той опасности, которая грозила Иерусалиму и царству Иудейскому от нападения со стороны аммонитян и других, бывших в союзе с ними народов, во дни благочестивого иудейского царя Иосафата, чтобы показать, как Господь скоро подает помощь Свою верным рабам Его, находящимся в бедах и опасностях. Возмутились, говорит он, и восшумели народы, двинулись царства и пошли войной на Иосафата. Убоялся Иосафат и обратил лицо свое взыскать Господа и объявил пост по всей Иудее. И собрались иудеи, из всех городов пришли они умолять Господа. И вот, когда все иудеи стояли на молитве пред лицом Господним, Дух Господень среди собраний сошел на Иозиила и сказал он: слушайте все иудеи и царь Иосафат! Так говорит Господь к вам: не бойтесь и не ужасайтесь сего множества великого, ибо не ваша война, а Божия. Завтра утром (утро заутра, ст. 6) выступите вы навстречу им, и Господь будет с вами (). Таким образом Всевышний чрез пророка дал глас Свой. И тогда подвижеся вся земля Иудейская, с одной стороны, оттого, что Господь возбудил несогласие и междоусобие между нападавшими на Иудею народами, и они стали истреблять друг друга, а с другой – оттого, что все иудеи и иерусалимляне, и царь Иосафат во главе их, собрав оставшуюся в лагере истребленных врагов богатую добычу с веселием возвращались в Иерусалим, и пришли с псалтирями, и цитрами, и трубами к дому Господию, и певцы в благолепии святыни, выступая впереди вооруженных, славословили Господа. «И был страх Божий на всех царствах земных, когда они услышали», что Сам Господь воевал против врагов Израиля (ст. 22,23,25,27–29,21). Представив в воображении своем все подробности этого славного события и объятый чувством благоговейного восторга пред силой Божией и Его беспредельной благостью, пророк восклицает: Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш. При этом не без причины назвал Господа сил Богом Иакова, желая показать, что израильтяне (хотя, быть может, и не все) помнят тот завет, который Бог заключил с их отцами – Авраамом, Исааком и Иаковом, обещаваясь Своею помощью не оставлять их и потомков их до тех пор, пока не исполнятся все прежние обетования Его (). Св. отцы Церкви, объясняя изречения сих стихов в таинственном смысле, усматривают в них пророчество о том действии, какое евангельская проповедь имела на язычников. Все народы, говорит псалмопевец, смутились, когда услышали евангельскую проповедь, пронесенную апостолами по всему миру, и одни из них прибегали к вере во Христа, а другие вооружались против нее. И царства мира, враждовавшие против Церкви Христовой, наконец побеждены ею, так что или ослабели, или покорились ей, приняв веру во Христа. Словами: даде глас Свой – указывается на великие чудеса, совершенные Христом и Его апостолами, и на силу Божественного учения, которой не могли противиться все противляющиеся истине сего учения (; ). Слово Евангелия Христова было для противящихся гласом, данным от Вышняго Бога. И земля (т.е. все живущие на земле) подвиглась, как бы пришла в сотрясение от сего гласа. По словам блж. Феодорита, истина, свидетельство о делах и повсеместные чудеса были у Бога как бы некоторым голосом, которым Он показал людям Свою высоту и исполнил души их страхом . И несмотря на это смятение народов, на это движение живущих на земле от страха гласа Божия, служители Христа, проповедники евангельского учения ничего не страшились, говоря во всеуслышание: Господь сил с нами, Заступник наш Иаковль .

Приидите и видите дела Божия, яже положи чудеса на земли: отъемля брани до конец земли, лук сокрушит и сломит оружие, и щиты сожжет огнем.

Хотя цари иудейские Иосафат и отец его Аса отличались благочестием, но подвластные им иудеи, развращенные уже примером предшествующих царствований Ровоама и сына его Авии и еще более развращаемые соблазном от родственных им десяти колен Израильского царства, недостаточно преданы были вере отцов своих (), а потому псалмопевцу, современнику Иосафата, нужно было не только засвидетельствовать о совершенных в его время чудных делах Божиих, но и убеждать своих соотечественников в том, чтобы они на эти дела Божии обратили особенное внимание, как на дела, выходящие из ряда обыкновенных дел, как на чудеса Божии. Приидите, говорит, и посмотрите на дела Божии, вы сами увидите, какие сделал Он чудеса на земле, прекращая войны и брани до краев земли. Вел такие войны и брани с соседними народами царь Давид, но при сыне его, Соломоне, в продолжение сорока лет они были совершенно прекращены. Напали было и ныне аммонитяне с враждебными союзниками на царство Иудейское, но Господь произвел междоусобное поражение в среде их, сокрушил лук, из которого они готовились пускать стрелы, переломил копье, которым думали уязвлять противников, и сжег огнем колесницы и щиты их (в переводе с еврейского сказуемые выражены в прошедшем времени), чем наведен «был страх Божий на все царства земные. И спокойно стало после того царство Иосафатово, и дал ему Бог покой со всех сторон» (). И вообще библейская история представляет немало примеров того, как Бог удалял брани от пределов земли Иудейской. И псалмопевец, припоминая израильтянам о тех чудных делах, которые Бог совершил над врагами их, без сомнения, делал это с тем намерением, чтобы и мы во время треволнений житейских прибегали к Богу и от Него единственно ожидали покоя и тишины (ср. ). Св. Златоуст и блж. Феодорит в словах 10-го стиха видят предсказание о водворении мира на земле по Рождестве Христове, когда Римское царство покорило народы и умиротворило царства (Толкование еп. Палладия, с. 211) .

Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог: вознесуся во языцех , вознесуся на земли. Господь сил с нами, заступник наш Иаковль.

Упразднитеся (от слова – упразднитися – лат. vacate, иметь досуг, быть праздным, не заниматься) значит: «остановитесь, успокойтесь от суеты житейской». Внезапным смятением, происшедшим в лагере союзных языческих народов, имевших целью изгнать израильтян из занимаемой ими страны, и междоусобным их поражением и избиением Господь навел страх на все царства земные, как говорит библейское сказание о сем (). Обращая теперь внимание языческих народов на столь великое событие, псалмопевец словами: упразднитеся и разумейте – приглашает сии народы оставить суетные и преступные замыслы прекратить все враждебные действия против народа Божия и признать Единого Бога, еще так недавно показавшего Себя столь великим среди язычников. А чтобы больше придать значения и силы своему слову, он вводит в свою речь Самого Бога говорящим: приидите, народы, говорит Господь чрез пророка, и подивитесь делам Бога Израилева, какие Он совершает на земле, подивитесь и устрашитесь, успокойтесь затем от ваших дерзких начинаний и познаете, что Я Бог, Я буду превознесен между народами, Я прославлюсь на земле. Сущность этой речи состоит в том, чтобы враждебные иудеям языческие народы познали, что они, враждуя против народа Божия, ведут брань не с людьми, но с Богом, и чтобы, укротив мятежные страсти, они покорились Богу израильского народа и воздали Ему достодолжную славу, иначе же, если будут они продолжать свое неистовство, то пусть знают, что страшно карающая сила Божия не ограничивается только пределами Иудейской земли, что может распространить Свою силу на все царства мира и прославить Себя по всей земле. «Мне кажется, – говорит св. Златоуст, – что пророк здесь вещает к язычникам и как бы так говорит: познайте силу Господа и могущество Его, являющееся во вселенной; но для этого вы должны быть спокойными, должны иметь здравую душу» .

Псалом заканчивается буквальным повторением стиха 8, словами которого псалмопевец от имени своего народа желает здесь показать, что выраженные в предыдущих стихах (9–11) повеления Господа Бога – познать Его, покориться и воздать Ему должную славу – относятся к языческим народам. Что же касается до нас, иудеев, как бы так говорит он, то мы знаем Бога своего, Господа сил, Который всегда с нами, и Он – Бог Иакова – всегдашний наш заступник. Теми же словами псалма молится Православная христианская , когда во дни Великого поста она совершает всенародное покаяние пред Богом во грехах, причем выражает ту же мысль, что Господь, имеющий силу и власть прощать грехи, находится с нами, вблизи всех призывающих Его, и что Он единственный заступник наш: другого помощника в скорбях мы не имеем (одно из песнопений великого повечерия).