Кто назначает главу цик. Избирательные комиссии в рф, их виды и назначение

Избирательные комиссии - независимые коллегиальные органы, формируемые в соответствии с избирательным законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов различного уровня .

Избирательные комиссии самостоятельны и независимы от органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений. В РФ действует сложная и неоднородная система избирательных комиссий.

1. Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК РФ) - работает на постоянной основе возглавляет систему избирательных комиссий, организует выборы федерального уровня (выборы Президента РФ, выборы депутатов Государственной Думы)

2. Избирательные комиссии субъектов РФ (ИКСы РФ) - действуют на постоянной основе, участвуют в организации федеральных выборов, организуют региональные выборы (выборы депутатов законодательных органов)

3. Территориальные избирательные комиссии - действуют на постоянной основе, формируются на территории городов и районов, участвуют в организации федеральных и региональных выборов, на них могут возлагаться полномочия избирательных комиссий муниципальных образований

4. Избирательные комиссии муниципальных образований - действуют на постоянной основе, формируются на территории муниципальных образований. Организуют выборы в органы местного самоуправления (муниципальные выборы), местные референдумы и голосования.

5. Окружные избирательные комиссии - формируются незадолго до начала избирательной кампании при проведении выборов депутатов. Окружная комиссия может не формироваться, если ее полномочия возлагаются на комиссию другого уровня.

6. Участковые избирательные комиссии - формируются в период избирательной кампании (обычно примерно за месяц до дня голосования) на территориях избирательных участков при проведении выборов любого уровня, их полномочия обычно заканчиваются через 10 дней после дня голосования. На эти комиссии ложится непосредственная работа по организации голосования и подсчета голосов избирателей.

ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает порядок формирования избирательных комиссий. ЦИК состоит из 15 членов и формируется тремя субъектами - ГД, Советом Федерации и Президентом РФ, по 5 каждая.

Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти данных субъектов на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательной комиссии субъекта Федерации или соответственно окружной избирательной комиссии предыдущего состава.

Формирование территориальных избирательных комиссий, а также окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляется на основе предложений…(см выше), а участковых избирательных комиссий - на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы выборным органом местного самоуправления.

Не всем известно, что одна из самых узнаваемых женщин в российской общественной жизни начинала свою карьеру как мастер по ремонту электронной аппаратуры. По образованию глава ЦИК — инженер электронной техники. После окончания школы в 1970 году Элла Памфилова пыталась поступить в МГУ им. Ломоносова на факультет журналистики, но провалилась из-за неуплаты комсомольских взносов и отсутствия публикаций — в итоге будущая политик поступила в Московский энергетический институт.


Глава Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова во время презентации Информационного центра Центральной избирательной комиссии РФ в Москве, который будет работать в день выборов президента России 18 марта, 15 марта 2018 года

Илья Питалев/РИА Новости

Элла Памфилова известна россиянам как первая женщина в истории страны, баллотировавшаяся на пост президента. Она выдвигала свою кандидатуру на президентских выборах в 2000 году и заняла седьмое место, набрав чуть более 1% голосов.

В 2002 году Памфилову назначили председателем Комиссии при Президенте РФ по правам человека, которая после реорганизации в 2004 году стала называться Советом при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (также известен как Совет по правам человека, СПЧ).

В 2010 году фотография Эллы Памфиловой попала на «аллею врагов народа» на молодежном форуме «Селигер-2010». Перед аллеей был развернут плакат «Здесь вам не рады» и выставлены шесты с фото правозащитников, а также российских и украинских политиков с касках с фашистской символикой. Организовавшее акцию движение «Наши» и до этого конфликтовало с Памфиловой и требовало ее отставки. В июле того же года Памфилова заявила об уходе с поста главы СПЧ — свое решение она пояснила тем, что «качественно изменить ситуацию с правами и свободами, в первую очередь политическими, уже невозможно».

Глава ЦИК известна своей эмоциональностью:

один из российских чиновников, работавших с Памфиловой, рассказывал «Газете.Ru», что в период экономических преобразований 1990-х годов, отстаивая социальные выплаты, она не смогла сдержать слез и растрогала тогдашнего премьера Егора Гайдара, который согласился с ее доводами.

О личной жизни председателя Центризбиркома известно немногое: у Памфиловой есть дочь и внучка, некоторые источники сообщали о пристрастии главы ЦИК к садоводству и кулинарии. Памфилова вообще не часто говорит о себе в интервью.

В беседе с «Коммерсантом» двадцатилетней давности она вскользь упоминала о своих музыкальных предпочтениях. «Еду в машине, слушаю музыку Вивальди, Рахманинова --восхищаюсь. Люблю Высоцкого, Окуджаву. Люблю танцевать по утрам — это заряд на весь день», — поделилась тогда Памфилова.

Председатель-волшебник: Владимир Чуров

Предшественник Эллы Памфиловой на посту главы ЦИК Владимир Чуров начинал свою политическую карьеру в комитете по внешним связям администрации Санкт-Петербурга. Главой Центризбиркома Чурова избрали в 2007 году, за время своего председательства он руководил проведением парламентских (2007, 2011) и президентских (2008, 2012) выборов.

За время работы на посту главы ЦИК к Чурову пристало прозвище «волшебник» — так его назвал в 2011 году Дмитрий Медведев.

Это случилось, когда Чуров в беседе с тогдашним президентом РФ похвастался, что его прогноз результатов выборов оказался точнее, чем у ведущих социологических компаний. «Вы же волшебник почти. Вас так некоторые лидеры партий называют», — пошутил в ответ Медведев.

Чуров обладает весьма необычным чувством юмора и полюбился россиянам своими «перлами». Так, однажды глава ЦИК поклялся, что если выборы пройдут нечестно, он сбреет бороду. Борода, кстати, является предметом гордости Чурова. «Борода заслуженная — ей 41 год», — заявил как-то глава Центризбиркома.



Председатель Центральной избирательной комиссии России Владимир Чуров на заседании Центральной избирательной комиссии РФ в Москве, 30 декабря 2015 года

Максим Блинов/РИА Новости

Чуров весьма разносторонняя личность — на счету у экс-председателя ЦИК десятки научных работ и несколько сотен публикаций на различные общественно-политические темы. Он также является автором ряда исторических и научно-популярных книг. Кроме того, «волшебник» — заядлый коллекционер. В арсенале экс-главы ЦИК есть более тысячи моделей и фотографий танков, а также большая коллекция театральных программок.

После ухода с поста главы Центризбиркома Чуров продолжил работать, но уже в сфере дипломатии — с 2016 года он является послом по особым поручениям МИД России.

Председатель-матрос: Александр Вешняков

До председательства в ЦИК профессиональная деятельность Александра Вешнякова была тесно связана с морской отраслью. Что неудивительно — Вешняков с самого детства жил рядом с Белым морем. Он получил образование в Архангельском мореходном училище и работал моряком на судах Северного морского пароходства.

Владимир Федоренко/РИА Новости

До распада СССР Вешняков успел поработать секретарем Северного речного пароходства, секретарем Архангельского горкома КПСС и депутатом Архангельского городского Совета народных депутатов, а в 1993 году стал советником Департамента морского транспорта российского Минтранса.

Как рассказывал сам Вешняков, в ЦИК его позвал работать ее первый председатель Николай Рябов. Через пять лет после прихода в Центризбирком Вешняков возглавил комиссию, сменив на посту председателя Александра Иванченко.

Позднее в интервью Вешняков рассказывал, что был «помешан» на демократических выборах, это было очень важно для него. Он с гордостью утверждает, что провел «самые демократические выборы в истории нашей страны». При нем дважды проводились думские (1999, 2003) и президентские (2000, 2004) выборы.

После ухода из ЦИК Вешняков ушел в дипломатию и являлся чрезвычайным и полномочным послом России в Латвии с 2008 по 2016 год.

Председатель-милиционер: Александр Иванченко

Александр Иванченко вступил в должность председателя Центральной избирательной комиссии в 1996 году. До этого Иванченко служил в правоохранительных органах — он получал образование в Высшей школе МВД СССР и работал в московской милиции. Кроме того, Иванченко преподавал конституционное право.

ТАСС

Карьера Иванченко в сфере политики началась в 1988 году, изначально он работал в аппарате Верховного Совета России, где занимался вопросами организации и проведения выборов. В 1993 году он стал заместителем первого председателя ЦИК Николая Рябова, а спустя три года сам возглавил Центральную избирательную комиссию.

Интересен тот факт, что за три года председательства Иванченко в России не было проведено ни одних федеральных выборов.

Кстати, пока Иванченко единственный экс-глава ЦИК, который после ухода с поста председателя комиссии продолжил работать в сфере избирательных технологий. В 1999 году экс-глава комиссии стал председателем совета директоров Независимого института выборов, а после — руководителем Центра обучения избирательным технологиям при ЦИК. В 2003 году в интервью «Коммерсанту» Иванченко сказал, что, когда он был председателем, выборы были «намного демократичней».

«Когда я был председателем ЦИК, выборы были более демократичны и неожиданностей хватало. Но сейчас на выборах возникает все больше негативных прецедентов. И чем больше неприятных историй, тем пассивней избиратели — им кажется, что от них ничего не зависит, а все уже решено», — жаловался экс-председатель ЦИК.

Председатель-тракторист: Николай Рябов

До прихода в ЦИК Рябов успел поработать трактористом конезавода, инженером, преподавателем и заместителем Сальского сельскохозяйственного техникума. Его политическая карьера началась в 1990 году, когда он получил руководящую должность в комитете по законодательству Верховного Совета РСФСР. Он быстро двигался по карьерной лестнице и уже в 1992 году стал зампредом Верховного Совета России.

Председатель Центральной избирательной комиссии по выборам в Федеральное Собрание Российской Федерации Николай Рябов, 01 мая 1993 года

Юрий Абрамочкин/РИА Новости

В сентябре 1993 года Рябов был назначен первым председателем Центральной избирательной комиссии. За три года в этой должности Рябов руководил проведением выборов в Государственную думу в 1993 и 1995 году, а также президентских выборов 1996 года, по итогам которых был переизбран Борис Ельцин.

После выборов 1996 года Рябова назначили чрезвычайным и полномочным послом России в Чешской Республике. Затем он работал послом РФ в Азербайджанской Республике, а последним пунктом его политической биографии стал пост чрезвычайного и полномочного посла РФ в Республике Молдова.

МОСКВА, 3 мар — РИА Новости. Новый состав Центризбиркома РФ сформирован на пятилетний срок. Президент России Владимир Путин подписал указ о членах Центральной избирательной комиссии РФ, включив в нее Василия Лихачева, Эллу Памфилову, Александра Кинева, Бориса Эбзеева и Евгения Шевченко, сообщает пресс-служба Кремля.

"Назначить членами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации: Кинева Александра Юрьевича, Лихачева Василия Николаевича, Памфилову Эллу Александровну, Шевченко Евгения Александровича, Эбзеева Бориса Сафаровича", — говорится в тексте указа.

Указ вступает в силу со дня его подписания.

Глава ЦИК Владимир Чуров в списке не значится.

Кандидаты Совфеда и Госдумы

Кроме того, ранее свои кандидатуры в состав ЦИК утвердили Госдума и Совет Федерации.

Комиссия Центризбиркома состоит из 15 членов, которых по пять кандидатур назначают президент РФ, верхняя и нижняя палаты парламента.

На прошлой неделе Государственная Дума на заседании назначила членами Центральной избирательной комиссии (ЦИК) пять кандидатов.

Зюганов об исключении Чурова из ЦИК: обновление назрело Руководитель КПРФ напомнил, что Владимир Чуров проработал на посту главы Центризбиркома два срока подряд и его не включение в новый состав ЦИК обусловлено именно необходимостью обновления кадров.

На голосование нижней палаты парламента было вынесено шесть кандидатур: пятеро депутатов и один общественный деятель. В итоге ГД назначила членами ЦИК предложенного "Единой Россией" Валерия Крюкова, выдвинутого от ЛДПР Сергея Сироткина, от КПРФ — Евгения Колюшина, от "Справедливой России" — Николая Левичева, а также предложенного еще одной группой депутатов Валерия Гальченко (ЕР). Еще одним кандидатом был сопредседатель движения "Голос" Григорий Мельконьянц, которого предложил депутат от "Справедливой России" Дмитрий Гудков.

Совет Федерации пятерых членов ЦИК назначил 10 февраля. Ими стали сенатор Николай Булаев, действующие члены ЦИК Майя Гришина, Антон Лопатин и Сиябшах Шапиев, а также начальник отдела политических проектов Центра политических проектов и коммуникаций Александр Клюкин.

Согласно законодательству, кандидатуры Совфеду для назначения вносят регионы — от 75 регионов из 85 поступили предложения по 12 кандидатам. Затем итоговый список из пяти человек был сформирован профильным комитетом Совфеда по федеративной политике.

Согласно регламенту Совфеда, кандидат считается избранным в состав ЦИК, если за него проголосует простое большинство сенаторов.

Новый председатель

До последнего момента сохранялась интрига, останется ли Чуров председателем ЦИК. В Кремле ранее сообщали, что это станет известно после того, как президент РФ Владимир Путин определится со своей квотой.

Чуров был избран председателем ЦИК России 27 марта 2007 года на безальтернативной основе, в марте 2011 года он был переизбран на второй срок.

Политолог: Памфилова, вероятнее всего, станет главой ЦИК России Памфилова пользуется безусловным уважением и доверием в обществе, заявил глава Фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский, назвав обмудсмена влиятельной независимой общественной фигурой.

Полномочия комиссии ЦИК истекают 27 марта. Ожидается, что члены нового состава соберутся на свое первое заседание уже 28 марта. На нем они должны выбрать нового главу ЦИК и распределить между собой полномочия и обязанности.

Обновление состава ЦИК приветствуют в Госдуме. По мнению члена комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Поневежскго ("Единая Россия"), это должно было произойти.

"Кто будет председателем — решит комиссия. И Элла Памфилова достойна быть председателем, и Василий Николаевич Лихачев тоже достоин, он очень авторитетный, уважаемый депутат", — добавил парламентарий.

Поневежский надеется, что ЦИК также в новом составе будет в соответствии с Конституцией продолжать свою деятельность.

В Совфеде также считают, что возглавит Центризбирком могут Василий Лихачев или Николай Булаев.

"Из новых членов ЦИК я могу выделить Василия Лихачева и Николая Булаева. Это прекрасные организаторы, кроме того, они и политики, и дипломаты", — заявила РИА Новости член профильного комитета Совета Федерации Екатерина Лахова.

Что касается кандидатуры Эллы Памфиловой, то Лахова считает, что ее выдвижение на пост главы ЦИК маловероятно. "Она прекрасный правозащитник, известная во всем мире, но все-таки именно у Лихачева и Булаева прекрасные организаторские способности", — убеждена Лахова.

Говоря о председателе ЦИК Владимире Чурове, не вошедшем в новый состав ЦИК, сенатор выразила уверенность, что то, что он не был переназначен, говорит лишь о необходимости ротации состава комиссии.

"Это не говорит о том, что Чуров плох, просто нужна ротация. И президента мы избираем не навечно", — сказала Лахова.

А вот Лихачев, назначенный в четверг членом Центризбиркома, считает, что возглавить ЦИК могли бы действующий член ЦИК Борис Эбзеев или уполномоченный по правам человека Элла Памфилова.

"Эбзеев смотрелся бы, с точки зрения опыта его работы в Конституционном суде и здесь в ЦИК, очень бы серьезно (на посту руководителя). Что касается Памфиловой — тоже нельзя исключать. По крайней мере, на уровне заместителя, какой-либо административный пост", — сказал Лихачев РИА Новости.

То, что новым председателем Центризбиркома станет Памфилова, считает и глава Фонда ИСЭПИ (Институт социально-экономических и политических исследований) Дмитрий Бадовский.

"(Вероятность) очень высокая, поскольку Памфилова пользуется безусловным уважением и доверием как в обществе, так и среди представителей различных политических сил", — сказал Бадовский журналистам, назвав омбудсмена "влиятельной независимой общественной фигурой".

Памфилова покинет пост омбудсмена

По всей видимости, сложить свои полномочия в связи с назначением членом Центризбиркома придется Памфиловой, сообщил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

"Да, она должна будет это сделать", — сказал он.

"Я не могу вам этого сказать, но, видимо, в ближайший (срок). Я не знаю, как юридически обстоят там дела, но, безусловно, это такая должность", — добавил Песков, отвечая на вопрос, в какой срок Памфилова должна сложить свои полномочия.

Отвечая на вопрос о том, есть ли уже какие-то кандидаты на место омбудсмена вместо Памфиловой, Песков сказал, что "пока мне неизвестно об этом".

Памфилова является уполномоченным по правам человека с 18 марта 2014 года. Она хорошо известна своей общественной и правозащитной деятельностью. Работала министром социальной защиты населения России в правительствах Егора Гайдара и Виктора Черномырдина (1991−1994), а также председателем Совета при президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (2004−2010).

В целом комиссия ЦИК значительно обновилась, но при этом сохранилась и преемственность.

Президент делегировал в ЦИК РФ депутата Госдумы от КПРФ, члена комитета по делам СНГ Василия Лихачева, члена "Патриотов России", одного из руководителей партии Евгения Шевченко, представителя от "Яблока" Александра Кинёва, который, как и его руководитель в ФАС РФ Игорь Артемьев, был членом санкт-петербургского "Яблока" еще с 1990-х.

Важно и то, что состав ЦИК РФ усилился за счет влиятельных юристов-конституционалистов, докторов юридических наук. В их числе Василий Лихачев и Борис Эбзеев, вошедшие в комиссию по "президентской квоте".

При этом сохранилась преемственность с предыдущим составом ЦИК РФ за счет переназначения ключевых профессионалов. В комиссии, согласно решению главы государства, остается работать бывший судья Конституционного суда и президент Карачаево-Черкесской республики Борис Эбзеев, а также экономист Валерий Крюков и юрист Евгений Колюшин, прошедшие по "квоте Госдумы", и Майя Гришина и Сиябшах Шапиев от Совета Федерации.

Центральная избирательная комиссия РФ является постоянно действующим коллегиальным органом государственной власти.
Центральная избирательная комиссия РФ осуществляет свою деятельность на основе Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 5 сентября 1997 г. с изменениями от 30 марта 1999 г. Она осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной думы, а также иных федеральных государственных органов, предусмотренных Конституцией РФ и по проведению референдума Российской Федерации.
Центральная избирательная комиссия состоит из пятнадцати членов, и срок ее полномочий - четыре года. Формируется она особым способом. Пять членов Центральной избирательной комиссии назначаются Государственной думой. Кандидатуры на эти должности предлагают депутатские объединения. Пять членов назначаются Советом Федерации. Кандидатуры на эти должности предлагают законодательные и исполнительные органы субъектов РФ, и пять членов Центральной избирательной комиссии назначает персонально Президент РФ. Из своего состава Центральная избирательная комиссия путем тайного голосования избирает председателя, заместителя председателя и секретаря.
В своих действиях Центральная избирательная комиссия полностью самостоятельна, она неподконтрольна и неподотчетна никакому органу государственной власти. Центральная избирательная комиссия издает инструкции и разъяснения по вопросам единообразного применения избирательного законодательства, вопросам подготовки и проведения выборов, определения их результатов и т.д. Документы, издаваемые Центральной избирательной комиссией, регулируют практически все сферы подготовки и проведения выборов.
В соответствии с законом полномочия Центральной избирательной комиссии довольно значительны.

  • Совместно с избирательными комиссиями субъектов РФ она в первую очередь:
    • осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан РФ и их права на участие в референдумах, контроль за законностью выборов, организует общегосударственную систему регистрации избирателей;
    • организует разработку нормативов технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий, и осуществляет контроль за их соблюдением;
    • осуществляет меры по организации системы финансирования выборов и референдумов, контролирует их целевое использование;
    • оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям и т.д.

Центральная избирательная комиссия утверждает персональный состав территориальных избирательных комиссий краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Центральная избирательная комиссия осуществляет меры по организации единообразной системы подведения итогов голосования, используя в том числе и систему "ГАС - выборы". Члены Центральной избирательной комиссии работают под руководством председателя и могут быть досрочно освобождены от своих должностей только по решению органа, назначившего их на эту должность. Более конкретно и детально полномочия Центральной избирательной комиссии определяются в законах о выборах Президента РФ, выборах депутатов Государственной думы, проведении референдума в РФ.
Изменения в статусе Центральной избирательной комиссии могут быть внесены только в связи с принятием новых федеральных избирательных законов.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации создана и предназначена для проведения выборов в федеральные органы государственной власти, предусмотренных Конституцией и избираемых гражданами (федеральных выборов). В настоящее время такими органами являются Президент Российской Федерации и Государственная Дума. Ввиду организационного сходства избирательного и референдумного процесса на Комиссию возложены также полномочия по организации референдума Российской Федерации. Однако сфера компетенции ЦИК России не ограничена только организацией федеральных выборов и референдумов. Ее контрольные полномочия распространяются на все выборы, проводимые в России. На ЦИК России возложены также некоторые полномочия по развитию избирательной системы.

Также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации:

а) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

б) организует разработку нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением, а также организует размещение заказа на производство этого технологического оборудования при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации;

в) осуществляет меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов, а также порядка опубликования (обнародования) итогов голосования и результатов выборов, референдумов, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет";

г) осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, референдумов, распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

д) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям;

е) заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации;

ж) устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;

з) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, референдумов субъектов Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

и) ЦИК РФ в пределах ассигнований, предусмотренных ей федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяет размер и устанавливает порядок оплаты труда работников учреждений и организаций, созданных для обеспечения ее деятельности.

к) совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления организует государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума и участвует в осуществлении регистрации (учета) избирателей, участников референдума, в том числе формирует и ведет регистр избирателей, участников референдума.

л) ЦИК РФ совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации осуществляет проверку сводных финансовых отчетов и сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, контроль за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями в виде вступительных и членских взносов, пожертвований граждан и юридических лиц, информирует граждан о результатах этих проверок.

м) ЦИК РФ в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Федерального закона, обязательные для исполнения.

н) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе давать заключения о соответствии законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации настоящему Федеральному закону, а также иным федеральным законам, регулирующим избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

На ЦИК России возложены также некоторые полномочия по развитию избирательной системы Российской Федерации, не связанные с конкретными выборами и референдумами. Комиссия обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правового обучения избирателей, профессиональной подготовкой организаторов выборов, а также изданием печатной продукции. Федеральные целевые программы, связанные с развитием ГАС «Выборы», обучением избирателей и организаторов выборов, в настоящее время превратились в постоянные направления ее деятельности.

ЦИК России развивает международные контакты с центральными избирательными органами других стран. ЦИК России входит в Ассоциацию организаторов выборов стран Центральной и Восточной Европы (АОВЦВЕ), объединяющую государственные избирательные органы, ответственные за подготовку и проведение выборов в странах названного региона. АОВЦВЕ является одной из ведущих международных организаций, проводящих большую работу по выработке международных избирательных стандартов, проведению международного наблюдения на выборах. АОВЦВЕ предоставлен консультативный статус в Совете Европы.

Исходя из полномочий ЦИК России можно определить следующие её функции: (1) организация федеральных выборов, (2) организация референдума РФ, (3) контроль за соблюдением избирательных прав граждан и права на участие в референдуме, (4) содействие развитию избирательной системы России.

После того, как я рассмотрела полномочия ЦИК России, у меня создалось мнение, что на данный момент ЦИК России сама нарушат избирательные права граждан России тем, что в избирательных бюллетенях была отменена графа «против всех». Ведь Комиссия в своей деятельности должна руководствоваться Конституцией РФ, Федеральным Законом и международными договорами.

Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ в России предусмотрено верховенство Конституции. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ международным договорам установлена большая законная сила, чем российским законам – буквально в этой части Конституции РФ говорится следующее:

«… Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

А согласно ч.2 ст.8 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств (которая была заключена в г. Кишинёве 07.10.2002, ратифицирована Россией ФЗ от 02.07.2003 № 89-ФЗ и вступила в силу для РФ 11.11.2003 г.): «Участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Никто не может принудить его голосовать “за” или “против” какого-либо определенного кандидата (кандидатов), определенного списка кандидатов, никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление».

Международные договора, признанные Россией, также запрещают вводить ограничения на избирательные права. Так согласно п. «б» ст. 25 «Международного пакта о гражданских и политических правах»: «Каждый гражданин должен иметь … без необоснованных ограничений право и возможность: б) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей».

Право на голосование против всех списков является базовым, именно с таких позиций оно излагается в международных договорах, признанными Россией. Однако ЦИК РФ при утверждении формы избирательных бюллетеней дискриминировала указанные избирательные права применением норм федерального избирательного законодательства, противоречащих положениям, закрепленных в международных договорах России.

Но тогда получается, что если Российское избирательное законодательство противоречит международным договорам, то оно уже не подлежит применению в силу ч.4 ст.15 Конституции РФ и выборы в нашей стране становятся незаконными, причем заведомо до их проведения.